Знание — сила. Ф. Бэкон

Знание – сила Ф. Бэкона

Знание - сила. Ф. Бэкон

2. Знание – сила Ф. Бэкона.

Френсис Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание — сила».

В этом кратком по содержанию афоризме можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона.

Благодаря ему, по-новому понимается отношение человек-природа, которое трансформируется в отношение субъект-объект, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона.

Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа — как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности.

«Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» — дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» — в центр общественной жизни. При этом Ф.

Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы (более подробно это будет описано далее).

Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философско-методологической установки.

«Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф.

Бэкон является родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» и «у Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».

3. Бэкон как представитель материализма

Бэкон Фрэнсис — родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.

Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм[1] с теологией[2], натуралистическое миросозерцание — с началами аналитического метода.

Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, которая базируется на опытном сознании.

Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком, Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт)

В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая знания.

Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания.

Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

3.1. Великое восстановление наук

Основная цель сочинений Фрэнсиса Бэкона, как и призвание всей его философии, состояла в том, чтобы «восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное».

С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках.

Отсюда — необходимость «заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании».

Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого, опытного исследования природы. Иное положение Бэкон наблюдал в механических искусствах: «они, как бы восприняв какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и совершенствуются…».

Но и люди, «пустившиеся в плавание по волнам опыта», мало задумываются об исходных понятиях и принципах.

Итак, Бэкон призывает своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это ради жизненной пользы и практики, именно для «пользы и достоинства человеческого».

Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре.

Наука из подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры.

В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

«Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, — пишет Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге «Великого восстановления наук», — касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых»- Во всех этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги.

Он составил подробный и хорошо продуманный план изменения системы образования (включая мероприятия по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним из первых в Европе политиков и философов он писал: «вообще же следует твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн природы, если не будут предоставлены средства на эксперименты..

.». Нужны пересмотр программ преподавания и университетских традиций, кооперация европейских университетов.

Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко дифференцирована.

… для него – единство 2-х начал – активной формы и пассивной материи. Вывод: существует первоформа, под которой он понимал некоторое духовное начало. 10.

Философия Нового времени Этап 17–18 веков характеризуется новым расцветом философской мысли, широким распространением идей материализма и его активной борьбы против идеализма, религии, мистики.

Это было связано, во-первых, с тем, что буржуазия …

им правлениеЯкова IСтюарта, Бэконажалуют званиемрыцаря, онназначаетсяштатным королевскимадвокатом, в1607 г. получаетпост генерал-солистора,а ещё черезпять лет — должностьгенерал-аттория- высшего юрисконсультакороны. Этиже года ознаменовалисьи подъёмом егофилософско-литературного творчества.В 1605 г. Бэкон публикуеттрактат “Означении иуспехе знания,божественногои …

… улучшение жизнирабочих, хотяразница междубедными и богатымиросла. С 1850 г. бедныепересталистановитьсяещё беднее,закончилосьабсолютноеобнищаниерабочегокласса.Непосредственнымиже теоретическимипредпосылкамимарксистскойфилософиипослужилидиалектикаГегеля и материализмФейербаха. Своеотношениек философииэтих мыслителейКарл Маркс(1818 – 1883) и ФридрихЭнгельс(1820 – 1895) …

… взаимодейст. общ-ва и природы. Зарождаясь на планете, ноосф. имеет тенденц. к постоянному расшир., превращ., т.о., в особый структурн. элемент космоса. 63.Религиозно-идеалистическая философия В.

С. Соловьева и Н.А.Бердяева. Магистерская диссертация «Кризис западной фил.» Докторская диссертация «Критика отвлеченных начал». Основное дело жизни — создание христианской православной религии. …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/104797/1

Знание сила автор смысл? Бэкон

Знание - сила. Ф. Бэкон

Знание сила автор смысл? Бэкон

Выражение «Знание — Сила» было сказано Ф.Бэконом.

Смысл данного выражения следующий:

Ф.Бэкон выражает отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем.

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент.

Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием и может плодотворно его применить.

Какие доказательства существования бога привел Фома Аквинский?

Фома Аквинский привел пять доказательств:

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

Реализм что это и его сторонники?

Реализм, в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыт.

Аврелий Августин так же был реалистом. Он считал, что в божественном сознании замысел всего.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях автор и смысл?

тезис Локка.

Эта фраза выражает основной принцип сенсуализма. Только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия.

Деизм что это его сторонники?

(от лат. deus — бог) религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. «промысел божий», чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

сторонники допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях кроме самого ума автор ее смысл?

Верую чтобы понимать автор и смысл?

Сказал это Августин. Смысл этого изречения в том, что он превозносит Веру за счёт разума, так же эта фраза является требованием, чтобы вера была предшественником разума

Позиция Дэвида Юма в теории познания

Юм — скептицист. Традиционно теория познания Юма рассматривается как один из изводов эмпиризма-сенсуализма XVIII столетия. Действительно, Юм исходил из того, что наше познание начинается с опыта. Однако, считал он подобно другим своим коллегам вроде Дж. Локка и Дж.

Беркли, оно никогда не сводится только лишь к простому копированию опыта: в нашем познании мы всегда имеем попытки выйти за опытные рамки, дополнить опытные данные связями и выводами не представленными в опыте непосредственно, объяснить то, что непонятно и неясно из данности самого лишь опыта.

Наконец, наше познание всегда тесно связано с фантазиями и созданием несуществующих объектов и миров, а также содержит в себе широкие возможности самого разного рода заблуждений.

Опыт дает познанию лишь «сырой материал», из которого познавательная активность ума получает конкретные познавательные результаты и на основе которого выстраивает общий вид познаваемой реальности.

Номинализм что это его сторонники?

номинализм -философское учение, противоположное средневековому “реализму”, считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием. Представители: Т. Гоббс и Дж. Локк

Согласно Локку душа, новорождённого это?

Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей — ни теоретических (научных законов),» ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога.

Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка — это белый лист бумаги или «чистая доска» и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.

Позиция Фомы Аквинского в споре об универсалиях.

Важный спор схоластов: спор статусов универсалий (общих понятий).

Философы делились на 2 направления:

1)номиналисты (нона – имя)

2)реалисты

Что такое общее понятия: есть конкретные столы, а есть общее понятие – стол вообще.

Номиналисты считали, что существуют только реальные столы. А реалисты что эти общие понятия реально существуют.

Фома – умеренный реалист. Он считал общие понятия существуют трояким образом:

1) До вещей, в уме бога.

2) В самих вещах, в качестве их формы.

3) После вещей, в мышлении человека в результате обобщения.

Согласно Лейбницу душа человека, это?

«Душа человека подобна каменной глыбе» лейбниц

Лейбниц сравнивает сознание человека с глыбой мрамора, прожилки которого намечают контуры будущей скульптуры т.е.он говорит,что идеи человеку не врождены, но существует нечто вроде их контура, который намечен в человеческой душе(у человека есть только предрасположенность к знаниям)

Позиция Августина в споре об универсалиях.

Суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей, т.е. в соотношении общего и единичного, мышления и действительности.

В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые развивались в трех основных направлениях схоластической философии — реализме, номинализме и концептуализме.

Августин Блаженный – реалист, т.к. считал, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания.

Этапы развития средневековой философии.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики (2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

2. Этап становления схоластики ((7–12 вв.) –Боэций, Эриуген, П. Абеяр)

3. Расцвет схоластики (13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Виды идолов по Бэкону?

четыре группы идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.

1) Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности.

2) Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды — личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по-разному.

3) Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и видет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».

4) Идолы театра — искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами»

Креационизм, теоцентризм.

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

20. «Существовать значит быть воспринимаемым» автор и смысл?

-Джордж Беркли.

Согласно Беркли, формула эта применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира.

Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира: Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне.

Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений».

Монотеизм, провиденциализм

монотеизм — существует только 1 бог. он един, бывает эксклюзивный- вера в 1 бога, кот. объявляется личностью. Бывает инклюзивный — допускает сущ бога в нескольких ипостасях (иудаизм христианство ислам).

Провиденциализм — в основе всех исторических событий лежит воля бога. все заранее было предначертано. является историко-философских методом.

Знание сила автор смысл? Бэкон

Выражение «Знание — Сила» было сказано Ф.Бэконом.

Смысл данного выражения следующий:

Ф.Бэкон выражает отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем.

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент.

Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием и может плодотворно его применить.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xbd65.html

Знание — сила

Знание - сила. Ф. Бэкон

ЗНАНИЕ  —  СИЛА

Верховцева  Ольга  Николаевна

студент  2  курса,  кафедра  философии  УлГТУ,  г.  Ульяновск

E-mail: 

Фаритов  Вячеслав  Тависович

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  стар.  Преподаватель  УлГТУ,  г.  Ульяновск

Некогда  английский  философ  Фрэнсис  Бэкон  сказал:  «Знание  —  сила».  Я  согласна  с  этим  высказыванием.  Сегодня  человечество  ежесекундно  пополняет  свой  банк  знаний.  Но  дает  ли  нам  знание  силу?  Для  начала  рассмотрим  само  понятие.

Знание  —  это  общее  понятие,  но  в  этой  общности  скрывается  великая  сила.  Трудно  дать  четкое  и  исчерпывающее  определение  того,  что  же  такое  знание.

  Прежде  всего,  нужно  знать,  что  существует  знание-умение  (практическое  знание)  и  знание-информация.  Знание-умение  —  это  то,  что  знает  человек.

  Знание-информация  выражает  и  характеризует  некое  состояние  дел:  наличие  у  предметов  определенных  свойств,  отношений,  закономерностей.

Теперь  попробуем  разобраться,  что  же  такое  знание.  Как  правило,  когда  мы  говорим,  что  знаем  что-то,  то  предполагаем,  что  имеем  об  этом  предмете  правильное  и  адекватное  представление.  И  мы  абсолютно  уверены,  что  наше  знание  об  этом  предмете  является  точным.  Мы  даже  можем  привести  аргументы,  которые  подкрепляют  это.

  Итак,  мы  считаем  знанием  определенные  убеждения,  которые  соответствуют  реальному  положению  дел  и  которые  имеют  определенные  доказательства.  В  этом  и  заключается  сила  знания.
Действительно,  знание  помогает  людям  рационально  организовывать  свою  деятельность  и  решать  различные  проблемы,  возникающие  в  её  процессе.

  Но  как  это  происходит?  Рассмотрим  сущность  этой  проблемы.

По  сути,  мы  беспомощны.  При  рождении  человек  ничего  не  знает  и  не  умеет.  В  течение  всей  своей  жизни  мы  получаем  обыденно-практические  знания  —  силу,  которую  мы  используем  в  своей  повседневности  для  решения  задач.  Но  есть  и  другая  сторона  этой  силы.

  Знание  сегодня  имеет  огромный  авторитет.  Знание  сегодня  дает  возможность  создать  огромные  материальные  богатства.  Наука  сегодня  утверждает,  что  способна  объяснить  все  явления  жизни,  способна  открывать  объективные  истины,  изменять  физическую  природу  и  природу  человека.

  Действительно,  знания  —  это  сила.  Вся  эволюция  человечества  построена  на  знаниях,  которые  постепенно  усовершенствовались  и  продолжают  меняться.  Человек  в  наше  время  образован,  имеет  основные  понятия  об  устройстве  и  закономерностях  мира,  в  котором  он  живет.

  Но  наука,  логически  осмысляя  мир,  видит  только  те  проявления  жизни,  которые  поддаются  наблюдению  и  чувственному  восприятию.  Наука  видит  и  рассматривает  только  физический  материальный  мир,  мир  же  метафизичен.  Мир  для  науки  —  это  загадка,  которую  нужно  разгадать.

  Мы  воспринимает  окружающее  с  помощью  придуманных  нами  же  категорий,  которых,  по  своей  сути,  в  природе  нет.  Разум  использует  логику  как  инструмент  познания  мира,  но  этот  инструмент  не  дает  возможность  познать  мир,  так  как  он  не  трансцендентен.

  Интеллект  понимает  и  анализирует  застывшие  формы,  в  то  время  как  все  жизненные  явления  находятся  в  постоянном  движении  и  подвержены  изменениям.

Разум  дает  возможность  познать  и  увидеть  участок  мироздания.

  Наука  же  способствует  развитию  мыслительных  и  познавательных  процессов  у  человека,  тем  самым  расширяя  тот  участок  мироздания,  который  мы  способны  познать.

  Наука  на  сегодняшний  день  не  дает  человеку  увидеть  единую  картину  мира,  она  предлагает  множество  теорий  и  концепций,  которые  будут  способствовать  тому,  что  мы  сможем  увидеть  больше.

Можно  рассматривать  данный  тезис  с  другой  точки  зрения.  Знание  —  это  не  информация,  не  образование,  не  книги,  не  учение  и  не  философия.  Знание  —  это  сила,  но  сила  природы,  то  есть  сила,  которую  можно  лишь  почувствовать.

  Узнать  силу  путём  получения  информации  о  ней  невозможно.  Силу  познать  можно  лишь  прямо  прикоснувшись  к  ней.  Силы  природы  —  это  всё  в  мироздании,  что  существует.  Есть  сила  дерева,  сила  океана,  сила  радости  и  многообразие  других  сил.

  Вместо  слова  «сила»  можно  использовать  слова  «дух»  или  «сущность»,  смысл  будет  тот  же.

Получить  знание  —  это  означает  получить  опыт.  Например,  нельзя  узнать  апельсин  пока  его  не  попробуешь.  Таким  образом,  получать  знание  можно  лишь  эмпирическим  путём.  Познав  какое-то  существо,  человек  присоединяет  к  своей  сущности  силу  познанного  существа.

Получая  интеллектуальную  информацию,  мы  учились  её  усваивать  и  пользоваться  в  повседневной  жизни.  Но,  кроме  интеллекта  есть  многообразие  других  сил.  Жизнь  —  это  многообразие  этих  сил.  Получив  знание  только  о  силе  интеллекта,  наша  жизнь  становится  не  полной,  ограниченной.  Скудность  духа  —  основная  проблема  современного  общества.

Френсис  Бэкон  рассматривал  знание  под  другим  уклоном.  Великое  достоинство  науки  Бэкон  считал  очевидным  и  выразил  это  в  своём  знаменитом  афоризме  «Знание  —  сила».  На  науку  делалось  много  нападок,  проанализировав  их,  Бэкон  пришёл  к  выводу  о  том,  что  Бог  не  запрещал  познание  природы.

  Бог  дал  человеку  ум,  который  нужен  ему  для  познания.  Необходимо  знать,  что  существуют  два  вида  познания:  1)  познание  добра  и  зла,  2)  познание  сотворенных  Богом  вещей.  Познание  добра  и  зла  людям  запрещено.  Они  получают  это  из  Библии.

  А  познавать  сотворенные  вещи  человек  должен  с  помощью  своего  ума.  Из  этого  следует,  что  наука  должна  занимать  достойное  место  в  «царстве  человека».  Предназначение  науки  в  том,  чтобы  умножать  силу  и  могущество  людей,  обеспечивать  им  богатую  и  достойную  жизнь.

  Ученый  был  уверен  в  том,  что  наука  должна  дать  человеку  власть  над  природой  и  тем  улучшить  его  жизнь.

Но  тезис  Бэкона  был  переведен  с  английского  языка,  что  может  искажать  его  смысл.  Ведь  смысл  лозунга  «3нание  —  сила»,  допускает  прикладное  его  толкование.  А  это  неверно.  «Знание  человека  есть  мерило  его  могущества»  —  вот  о  чем  размышлял  Бэкон.

Это  доказывается  тем,  что  английское  слово  “knowledge”  можно  перевести  разными  способами:  «познание»,  «эрудиция»,  а  слово  “power”  —  как  «способность»,  «возможность».  Все  это  расширяет  наше  понимание  подлинного  смысла  афоризма  Бэкона.

  Важно,  что  уточнение  возвращает  девизу  содержательную  глубину,  столь  характерную  для  великих  умов  Нового  времени.

  Прислушаемся  к  Френсису  Бэкону,  он  утверждал,  что  человеческий  разум  по  отношению  к  явлениям  представляет  сломанное  зеркало,  которое,  отражает  явления  и  присоединяет  к  ним  свои  собственные  свойства,  следовательно  извращает  их.

  Из  этого  можно  сделать  вывод,  что  в  знании,  в  науке  Бэкон  видел  массивный  инструмент  прогрессивных  социальных  конфигураций.  Но  Френсис  Бэкон  призывал  всех  людей  к  тому,  чтоб  они  не  занимались  наукой  ради  собственного  духа,  ученых  споров.

  Ученые  не  должны  пренебрегать  остальными,  ни  ради  корысти  и  славы,  ни  для  того,  чтоб  достичь  власти,  ни  для  неких  других  низких  умыслов.  Заниматься  наукой  можно  только  ради  того,  чтоб  иметь  от  нее  пользу  и  внести  фуррор  в  жизнь.  Для  Бэкона  природа  выступает  объектом  науки,  которая  предоставляет  средства  человеку  для  упрочения  его  господства  над  силами  природы.

Несомненно,  знания  приводят  к  огромным  достижениям  в  практической  сфере  и  изменениям  в  материальном  мире.  Но  это  ведет  за  собой  несостоятельность  увидеть  мир  в  целом.

  Кроме  этого,  знание  способствует  изменению  и  духовного  мира.  И  именно  тот,  кто  создает  эти  истины  и  обладает  силой.  Истина  творится  силой.  Сила  —  и  есть  истина.  Но  получение  этих  сил  требует  немало  усилий.

  Кроме  того,  важно,  чтобы  знания  оказались  в  нужных  руках.

Список  литературы:

  1. Бэкон  Ф.  Сочинения.  Тт.  1—2.  —  М.:  Мысль,  1977—1978.
  2. Бэкон  Ф.  Новый  Органон.  //  Библиотека  М.  Мошкова  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt
  3. Городенский  Н.  Франциск  Бэкон,  его  учение  о  методе  и  энциклопедия  наук.  Сергиев  Посад,  1915.
  4. Гуревич  П.С.  Философия.  Учебник  для  вузов.  —  М.:  Проект,  2003.  —  232  с.
  5. Литвинова  Е.Ф.  Ф.  Бэкон.  Его  жизнь,  научные  труды  и  общественная  деятельность.  СПб.,  1891.
  6. Субботин  А.Л.  Фрэнсис  Бэкон.  —  М.:  Наука,  1974.  —  422  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/ix/32008

14.Европейская философия 17 века. Бекон – Знание сила

Знание - сила. Ф. Бэкон

Френсис Бэкон былпервым мыслителем, сделавшим опытноезнание ядром своей философии. Он завершилэпоху позднего Ренессанса и провозгласилвместе с Р. Декартом главные принципы,характерные для философии Новоговремени. Именно Ф. Бэкон кратко выразилодну из основополагающих заповедейнового мышления: «Знание — сила».

В этомкратком по содержанию афоризме можноусматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона.

Благодаряему, по-новому понимается отношениечеловек-природа, которое трансформируетсяв отношение субъект-объект, и входит вплоть и кровь европейской ментальности,европейского стиля мышления, сохраняющегосяи поныне, мы все ощущаем на себе влияниеидей Бэкона.

Человек представляетсякак познающее и действующее начало(субъект), а природа — как объект, подлежащийпознанию и использованию. Активистскийутилитаризм полагает, что с появлениемчеловека природа распадается на субъекти объект, которые одновременно и разделеныи связаны посредство инструментальнойдеятельности.

«Естественнонаучныйспособ представления исследует природу,как поддающуюся расчету систему сил. Взнании, в науке Бэкон видел мощныйинструмент прогрессивных социальныхизменений. Исходя из этого, он ставил«дом Соломона» — дом мудрости в егоработе «Новая Атлантида» — в центробщественной жизни. При этом Ф.

Бэконпризывал «всех людей к тому, чтобы онине занимались ею ни ради своего духа,ни ради неких ученых споров, ни радитого, чтобы пренебрегать остальными,ни ради корысти и славы, ни для того,чтобы достичь власти, ни для неких иныхнизких умыслов, но ради того, чтобы имелаот нее пользу и успех сама жизнь». ДляБэкона природа выступает объектомнауки, которая предоставляет средствачеловеку для упрочения его господстванад силами природы (более подробно этобудет описано далее).

Стремясь соединить«мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировалпринципы новой философско-методологическойустановки.

«Новая логика» противостоитне только традиционной аристотелевскойконцепции мышления, его органону, но исредневековой схоластической методологии,отвергавшей значимость эмпирии, данныечувственно воспринимаемой реальности.По мнению К. Маркса, Ф.

Бэкон являетсяродоначальником «английского материализмаи всей современной экспериментирующейнауки» и «у Бэкона, как первого своеготворца, материализм таит еще в себе внаивной форме зародыши всестороннегоразвития. Материя улыбается своимпоэтически-чувственным блеском всемучеловеку».

15.Европейская философия 17 века. Декарт – мыслю, следовательно существую

Р. Декарт, подобноФ. Бэкону, выступает с критикойсхоластической философии за ееотвлеченность и созерцательность. Каки Ф. Бэкон, цель науки он видит в достижениигосподства над природой и пытаетсяразработать настоящий научный методее изучения, позволяющий добитьсясистематического производства научныхоткрытий. Но на первое место он выдвигаетне чувственный опыт, а разум человека.

В основе бытия ипознания, по мнению Р. Декарта, лежитразум. Данное положение философ доказываетследующим образом:

-в мире существуетмного вещей и явлений, которые непонятнычеловеку (есть ли они? каковы их свойства?и т.д.)

-зато абсолютно влюбом явлении, любой вещи можно усомниться.

Р. Декартомпровозглашается принцип сомнения,последовательно сомневаясь во всем,философ погружается в глубины своегосознания.

Тут он находит искомоенезыблемое основание: можно сомневатьсяв существовании любой вещи, но тольконе в существовании самого сомневающегосяразума. «Мыслю, следовательно, существую»(cogitoergosum),– утверждает философ.

Таким образом,мышление или разум является исходнойточкой и фундаментом научного методапознания.

Р. Декарт выработалдля всей европейской философии позициюрационализма, основные положения которойво многом определяют философские поискии в наше время. Выделяют три основныхположения:

а) Истинное знаниеможет быть получено только из ума;

б) Ум есть духовнаясущность, которая действует независимоот тела (дуализм Р. Декарта);

в) Ум осуществляетпознание только благодаря тому, чтопрежде осознает сам себя (самосознание).

Изучая проблемубытия, Р. Декарт пытается вывестиосновополагающее понятие, котороехарактеризовало бы сущность бытия. Вкачестве такового философ выводитпонятие субстанции.

Субстанция – этовсе, что сущетсвует, не нуждаясь длясвоего существования ни в чем, кромесамого себя.

Таким качеством обладаеттолько одна субстанция и ею может бытьтолько Бог, который вечен, несотворим,неуничтожим, всемогущ и является причинойвсего.

Будучи творцом,Бог создал мир, также состоящий изсубстанций, причем сотворенные субстанциисамодостаточны лишь по отношению другк другу. По отношению к высшей субстанцииони производны, вторичны и не зависятот него.

Дуализм Р. Декартавыражается в следующем учении. Сотворенныесубстанции Р. Декарт делит на два рода:духовные и материальные. Первая неделима,ее основной атрибут – мышление.

Модусымышления – воображение, чувство ижелание. Вторая делима до бесконечности,основной атрибут – протяженность.Модусы протяженности – фигура, положение,движение.

Эти субстанции независимыдруг от друга, согласовываются они междусобой Богом.

Источник: https://studfile.net/preview/5946913/page:11/

Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон)

Знание - сила. Ф. Бэкон

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе на тему: Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставила перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризует философию Нового времени[2].

Бэкон стремился привести «границы умственного мира» в соответствии со всеми теми огромными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки.

Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки «великого восстановления наук», которую изложил в трактатах: «О достоинстве и приумножении наук» (самом своем произведении), «Новом Органоне» (его главном произведении) и других работах по «естественной истории», отдельных явлениях и процессах природы.

Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия.

Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, — господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы «Дома Соломона» (Своего рода исследовательского центра.

Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе «Новая Атлантида»), «цель общества-познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, пока все не станет для него возможным «[3].

Критерий успехов наук — те практические результаты, к которым они приводят. «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии». Знание — сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносящего и светоносного.

Первые — это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные — те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, поскольку без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистических форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно обоснованно.

В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия — результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно.

Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания, Бэкон считал, что главное — это правильно образовывать эти понятия, так как если понятие образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них построено[1].

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции индукции.

Один из важных вопросов, с которым встречался любой из нас в жизни — вопрос о получении знаний.

Я согласна с высказыванием известного английского философа Френсиса Бэкона, в котором он говорит, что знание — это сила. Действительно, знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Во-первых, сами по себе мы беспомощны. При рождении Человек ничего не знает и не умеет. Он не может защитить себя от различных раздражающих внешних факторов и бед. В течение всей своей жизни он получает обыденно-практические знания — силу, которую он использует в своей повседневности для решения задач практически неосознанно.

Во-вторых, знания — не мудрость, мудрость — не ум.

Прочитав много книг, научных работ, философских трактатов Вы будете больше знать, но не станете мудрее, потому что мудрость характеризуется степенью освоения знаний, а не их количеством.

Народная мудрость гласит: «Меньше знаешь — крепче спишь — дольше проживёшь» — нужна ли Вам такая сила, которая лишит вас сна и беззаботной старости, до которой Вы может быть не доживёте?

В-третьих, наши знания и знания наших предшественников могут быть использованы против нас, возможно, даже случайно. Например, создание большого андронного коллайдера.

Учёные предполагают, что смогут исследовать микроскопические чёрные дыры, но не могут сказать, что произойдёт, если процесс исследования выйдет из под контроля.

Возможно, Землю поглотит чёрная дыра и человечество прекратит существование[4].

Оказавшись на острове в открытом океане, нас спасут только знания. Знания — сила, которая может убить, либо наоборот — спасти.

Вопросы, связанные с получением знаний и их применением будет сопутствовать любому Человеку до его смерти. Стоит ли получать знания? Как использовать знания, чтобы не навредить? Можно ли прожить без этой силы? Уместны слова великого русского писателя Льва Толстого: «Много знаний нужных и важных. Но самое главное — как жить».

Френсис Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени[5].

Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание — сила». В этом кратком по содержанию афоризме можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона.

Благодаря ему, по-новому понимается отношение человек-природа, которое трансформируется в отношение субъект-объект, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона.

Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа — как объект, подлежащий познанию и использованию.

Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности.

«Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений.

Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» — дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» — в центр общественной жизни.

При этом Ф.

Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.

Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философско-методологической установки.

«Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф.

Бэкон является родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» и «у Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку»[6].

философский бэкон научный опытный

Список литературы

1. Радугин А.А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 2009. — 272 с.

2. Бэкон Ф. Сочинения. Тт. 1-2. — М.: Мысль, 2010.

3. Бэкон Ф. Новый Органон. // Библиотека М. Мошкова (lib/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt)

4. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. — М.: Проект, 2013. — 232 с.

5. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Логос, 2012. — 288 с.

6. Лега В.П. История западной философии. — М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 2010.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/philosophy/00633406_0.html

Библиотечно-информационный комплекс (БИК) представляет виртуальную выставку, приуроченную к 455-летию со дня рождения Фрэнсиса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon), (22 января 1561—9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

Фрэнсис Бэкон начал свою профессиональную жизнь как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона.

Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.

Научное познание

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила». Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришел к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной.

Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию.

А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека».

Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Метод познания

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования.

Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода.

Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте.

Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период ее цветения.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим черную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения.

С помощью своего метода Бэкон, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Препятствия на пути познания

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola). Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра». «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека.

«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

«Призраки площади» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».

«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Последователи Френсиса Бэкона

Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Девид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дeни Дидро — во Франции.

В своих книгах «Опыты» (1597), «Новый Органон» (1620) Бэкон выступал апологетом опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и наука образуют самостоятельные области.

Такой деистический взгляд свойствен Бэкону и в подходе к душе.

Выделяя боговдохновенную и телесную души, он наделяет их разными свойствами (ощущение, движение — у телесной, мышление, воля — у боговдохновенной), считая, что идеальная, боговдохновенная душа является объектом богословия, в то время как объектом науки являются свойства телесной души и проблемы, вытекающие из их исследования.

Доказывая, что основа всех знаний заключается в опыте человека, Бэкон предостерегал против поспешных выводов, сделанных на основе данных органов чувств.

Ошибки познания, связанные с психической организацией человека, Бэкон называл идолами, и его «учение об идолах» является одной из важнейших частей его методологии.

Если для получения достоверных данных, базирующихся на чувственном опыте, необходимо проверять данные ощущений экспериментом, то для подтверждения и проверки умозаключений необходимо использовать разработанный Бэконом метод индукции.

Правильная индукция, тщательное обобщение и сопоставление подтверждающих вывод фактов с тем, что опровергает их, дает возможность избежать ошибок, свойственных разуму. Принципы исследования душевной жизни, подхода к предмету психологического исследования, заложенные Бэконом, получили дальнейшее развитие в психологии Нового времени.

Жизненный путь и сочинения Ф. Бэкона

Душин А.В. Идея образования в эмпирическое философии Фрэнсиса Бэкона //Проблемы и перспективы развития образования в России.-2013.-№ 18.

Кондратьев С.В. Натурфилософские и политические аргументы в юнионистском дискурсе Фрэнсиса Бэкона /Кондратьев С.В., Кондратьева ТН. //Вестник Тюменского государственного университета.-2014.-№ 10.

Полетухин Ю.А. Материалистическое обоснование права в концепции Фрэнсиса Бэкона //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.-2006.-№ 5.

Смагин Ю.Е. Знание как власть в философии Ф. Бэкона //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.-2012.-Т.2, № 1.

Торубарова Т.В. Экзистенциальное измерение мысли Ф. Бэкона //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.-2014.-№ 1.

Трунов А.А. Фрэнсис Бэкон и новое понимание политических идей //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.-2013.-№ 26.

Феллер В.В. Метафизический историзм Фрэнсиса Бэкона //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения.-2013.-Т.13, № 1.

Эрлихсон И.М. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона в английской социально-политической и философско-теологической мысли эпохи реставрации (1660-1689 гг.) //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.-2008.-№ 66.

Бэкон Френсис. Новая Атлантида: Опыты и наставления нравственные и политические.— 2-е изд.— М. : АН СССР, 1962 .— 238с. (Полный текст).

Бэкон Френсис. Новый органон.-М,1938 (Полный текст).

Бэкон Френсис. О принципах и началах.-М,1937 (Аннотация, предисловие).

Бэкон Френсис. Сочинения. В 2-х т. Т.1.-М: Мысль,,1971 (Аннотация, предисловие).

Бэкон Френсис. Сочинения. В 2-х т. Т.2.-М: Мысль,,1978 (Аннотация, предисловие).

Субботин А.Л. Френсис Бэкон / А.Л. Субботин .— М. : Мысль, 1974 .— 176 с.—(Мыслители прошлого)(Полный текст).

13.01.2016

Источник: http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=121

Знание — сила. Ф. Бэкон (стр. 1 из 2)

Знание - сила. Ф. Бэкон

Ядром новоевропейского познания выступают эксперимент и наблюдение, умение отличать ряд чувственных впечатлений от результатов целенаправленного экспериментального исследования природы. Именно единство эксперимента и математики в конечном счете привело к созданию И.

Ньютоном (1643-1727) первой научной картины мира, которую автор назвал “экспериментальной философией”. У истоков такой философии стоял другой классик европейской науки эпохи Возрождения Галилео Галилей (1564-1642). Он одним из первых обратил внимание на необходимость использования методов наблюдения и эксперимента для изучения природы.

Галилей четко поставил вопрос о различении чувственного наблюдения и целенаправленного опыта, эксперимента, а также видимости и реальности. Он отметил, что “там, где недостает чувственного наблюдения, его надо дополнить размышлением”.

Более того, если теоретические положения расходятся с показаниями органов чувств, то не следует, считает Галилей, сразу же отказываться от того, что утверждает теория.

Так, положение “данные чувственного опыта следует предпочитать любому рассуждению, построенному умом” не принимается безоговорочно Галилеем.

Он хотел бы выводить правила, более полезные и надежные, более осмотрительные и менее доверчивые к тому, “что на первый взгляд представляют нам чувства, способные нас легко обмануть…”.

Поэтому Галилей считал, что следует “оставить видимость” и постараться посредством рассуждений или подтвердить реальность предположения, или “разоблачить его обманчивость”.

Таким образом, в начале XVII века европейская мысль была готова к систематической философии, опирающейся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Ф. Бэкон. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: “Знание — сила”.

В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил “дом Соломона” — дом мудрости в его работе “Новая Атлантида” — в центр общественной жизни. При этом Ф.

Бэкон призывал “всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь”.

Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.

Стремясь соединить “мысль и вещи”, Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философско-методологической установки.

“Новая логика” противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф.

Бэкон является родоначальником “английского материализма и всей современной экспериментирующей науки” и “ у Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку”.

Специально не занимаясь естественными науками, Ф. Бэкон тем не менее внес важный вклад в изменение отношения к истине, которая связана с практикой человека: “Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии”.

При этом для Ф. Бэкона то, что в действии, на практике “наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно”. Исходя из этого, Бэкон различает плодоносные и светоносные опыты.

Первые — те, что приносят непосредственный полезный результат, тогда как второй род опытов не дает непосредственной практической пользы, но проливает свет на глубокие связи, без знания которых малозначимы и плодоносные опыты.

Поэтому Бэкон призывал не сводить научное знание только к пользе, поскольку наука полезна в принципе, и для всего человечества, а не только для отдельного индивида. Соответственно и философию Бэкон разделяет на практическую и теоретическую.

Теоретическая философия призвана выявить причины природных процессов, тогда как практическая философия направлена на создание тех орудий, которые не существовали в природе.

Именно за непрактичность Ф. Бэкон критиковал греческую философскую мысль в целом, делая исключение только для Демокрита. Греческой философии, считал он, “недостает, пожалуй, не слов, а дел”.

Спекулятивность раздражала эмирически ориентированного английского философа, ибо предшествующая философия и выделившиеся из нее науки “едва ли совершили хоть одно дело или опыт, который принес человечеству реальную пользу”.

Из-за логики Аристотеля и естественной теологии Платона, по его мнению, нет истинной, настоящей, а главное, практически полезной философии. Наука, согласно Бэкону, образует своеобразную пирамиду, основание которой составляют история человека и история природы.

Затем ближе к основанию расположена физика, дальше всего от основания и ближе к вершине находится метафизика. Что же касается самой верхней точки пирамиды, то Бэкон сомневается в возможности проникновения человеческого познания в эту тайну. Для характеристики высшего закона Ф. Бэкон пользуется фразой из “Екклизиаста”: “Творение, которое от начала до конца есть дело рук Бога”.

Основная заслуга Бэкона видится в том, что он отстаивал самоценность научного и философского метода, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией. Ф.

Бэкон, певец нового подхода к природе, доказывал, что “ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы”. При этом Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие.

Для бэконовской методологии характерны суждения, что природа побеждается только подчинением ей.

Истинное Знание, по Бэкону, достигается с помощью познания причин. Причины он делит, вслед за Аристотелем, на материальные, действующие, формальные и конечные.

Физика занимается исследованием материальных и действующих причин, наука же идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины. Конечными причинами занимается не наука, а теология.

Формальные причины познаются индуктивным методом, который опирается на анализ, расчленение, анатомирование природы.

Для Бэкона, учившего, что истина дочь времени, а не авторитета, основная задача философии состоит в том, чтобы познать природу из самой природы, построить не искаженную субъективными привнесениями картину объекта.

Стараясь предостеречь от возможных субъективных искажений действительности, Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занимаясь чисто формальным выведением одних положений из других, не дала миру ничего, кроме словесных препирательств.

Прежде чем строить новое здание философии, Бэкон проводит “очистительную” работу, критически исследуя природу человеческого ума, формы доказательства и характер предшествующих философских концепций.

С исследованием природы человеческого ума связана его критика идолов (призраков). Идолы представляют собой предрассудки, с которыми человек настолько сжился, что не замечает их существования.

Для адекватного отражения мира Бэкон специально выделяет и критически анализирует четыре типа идолов — идолы рода, пещеры, рынка и театра.

Первые два он считает “врожденными”, связанными с естественными свойствами разума, тогда как идолы рынка и театра приобретаются в ходе индивидуального развития. Идолы рода проистекают из природной ограниченности человеческого ума, несовершенства его органов чувств. Человеческий разум похож

на неровное зеркало, которое, отражая вещи, “смешивает свою природу и природу вещей”, что приводит к искажению самих вещей. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями каждого человека, который в силу специфики развития и воспитания видит мир как бы из своей пещеры.

Третий род идолов — идолы рынка — возникает в результате взаимодействия людей, тех многочисленных связей, которые складываются между ними в процессе общения. Решающую роль в формировании идолов рынка играют устаревшие понятия, речь, неправильное использование слов.

Наконец, идолы театра возникают из-за слепой веры в авторитеты, в частности в абсолютную истинность устаревших философских систем, которые своей искусственностью похожи на действия, разыгрываемые в театре.

Такое поклонение приводит к предубеждениям относительно действительности и мешает непредвзятому восприятию реальности.

Достижение истинного знания предполагает преодоление этих идолов, что возможно только с помощью опыта и индукции.

Для того чтобы реально изучать природу, надо, согласно Бэкону, руководствоваться индуктивным методом и идти от частного к общему. Поскольку тонкостей у природы, как было отмечено, гораздо больше, чем тонкостей в рассуждениях, то познание не должно пытаться предвосхищать природу, ограничиваясь познанием скрытых причин и их объяснением.

В процессе объяснения надо идти постепенно от частных фактов к более общим положениям, которые Бэкон называет средними аксиомами. Справедливо указывая на значимость средних аксиом в достижении истины, Бэкон отметил опасности, которые' связаны с переходом от непосредственно наблюдаемых фактов к обобщениям.

Согласно Бэкону, “вся польза и практическая действенность заключается в средних аксиомах”, которые необходимы для последующих обобщений (“генеральных аксиом”). Таков механизм индукции, противостоящей дедуктивно-силлогистическим рассуждениям. У Бэкона она принимает различные формы и занимает решающее место в структуре познания.

Различая полную и неполную индукции, индукцию через перечисление и истинную индукцию, Ф. Бэкон показал их методологические возможности и границы применения.

Источник: https://mirznanii.com/a/228432/znanie-sila-f-bekon

Refy-free
Добавить комментарий