Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского

Реферат: Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского

Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского

Тверской педагогический колледж

Реферат

По учебной дисциплине «Детская литература»

Тема «Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского»

Выполнила: студентка экстерната

по специальности дошкольное образование

Ремизова Наталья Александровна

Преподаватель С.П. Дыдюк

Тверь 2010

План

Введение

Глава I. Жизненный и творческий путь К.Г.Паустовского

Заключение

Список литературы

Введение

Константин Георгиевич Паустовский – писатель, в чьем творчестве высокая поэтичность неразрывно и органично сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что «в любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Паустовский – общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому следует посвятить себя целиком.

Чтобы иметь право писать, нужно хорошо знать жизнь, — решил еще юношей будущий писатель и отправился в путешествие по стране, жадно вбирая впечатления. Исследователь творчества Паустовского Л.

Кременцов отмечал, что вырасти в крупного мастера писателю позволили прежде всего психологический тип его личности – необычайно эмоциональный и в то же время волевой, а кроме того, прекрасная память, живой интерес к людям, к искусству, к природе; с годами – и широкая эрудиция, культура, богатейший жизненный опыт.

Глава 1. Жизненный и творческий путь К.Г.Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая в Гранатном переулке. Кроме него, в семье было еще трое детей – два брата и сестра. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. Мать Паустовского была женщиной властной и неласковой.

Всю жизнь она держалась «твердых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Его отец служил в управлении железной дороги, был неисправимым мечтателем и протестантом. Из-за этих своих качеств он не засиживался подолгу на одном месте и семья часто переезжала: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве.

Родители развелись когда Константин учился в шестом классе, и мальчика отправили на Украину в семью деда, бывшего солдата, и бабки-турчанки. С тех пор он сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Когда пришло время, мальчик поступил в Первую киевскую классическую гимназию.

Любимым предметом была русская литература, и, по признанию самого писателя, на чтение книг уходило больше времени, чем на приготовление уроков.

В 1911 году, в последнем классе гимназии, К.Г. Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех пор решение стать писателем завладело им крепко, и он начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

После окончания гимназии он два года пробыл в Киевском университете, а затем в 1914 году он перевелся в Московский университет и переехал в Москву.

Но начавшаяся мировая война не позволила ему завершить образование, он ушел на фронт санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах, и многие вспоминали потом добрым словом умелые руки этого человека.

Паустовский сменил множество профессий: был вожатым и кондуктором московского трамвая, учителем русского языка и журналистом, рабочим на металлургических заводах, рыбаком.

С 1923 года он несколько лет проработал редактором в РОСТА (Российское телеграфное агентство).

Редакторская хватка сохранилась у Паустовского на всю оставшуюся жизнь: он был внимательным и чутким читателем молодых авторов.

Зато к собственным произведениям писатель относился очень критически; многие вспоминают, как после чтения своего нового произведения, даже если слушатели восприняли его восторженно, он мог ночью уничтожить написанное.

В двадцатые годы его творчество выразилось в сборниках рассказов и очерков «Морские наброски» (1925), «Минетоза» (1927), «Встречные корабли» (1928) и в романе «Блистающие облака» (1929). Их герои – это люди романтического склада, не терпящие повседневной рутины и стремящиеся к приключениям.

О детстве и юности писатель вспоминал в книгах «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики». Первые его произведения были полны ярких экзотических красок. Это объясняется тем, что в детстве вокруг него постоянно «шумел ветер необычайного» и его преследовало «желание необыкновенного».

В 30-е годы Паустовский обращается к исторической теме и жанру повести («Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть»). К этому же времени относятся произведения, которые считаются образцами художественно-познавательной прозы: «Колхида» (1934), «Черное море» (1936), «Мещерская сторона» (1930).

В творчестве Паустовского впервые органически сливаются в одно целое повесть, очерк, краеведческое и научное описание.

После того как Паустовский поселился в Москве, в его жизни практически не случалось никаких крупных событий. Только в тридцатые годы он по примеру других писателей решил обновить жизненные впечатления и отправился на великие стройки времени.

Появившиеся после этого повести «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934) принесли ему известность. В них окончательно определилась главная идея творчества писателя – человек должен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет.

Для того чтобы написать повесть «Кара-Бугаз», Паустовский объехал почти все побережье Каспия. Многие герои повести – лица реальные, а факты – подлинные.

С 1934 года произведения Паустовского в основном посвящены описанию природы и изображению людей творческого труда. Он открывает особую страну Мещеру – местность, расположенную к югу от Москвы – край между Владимиром и Рязанью, — куда приехал впервые в 1930 году.

Мещерский край Паустовский называл своей второй родиной. Там он прожил (с перерывами) больше двадцати лет и там, по его словам, прикоснулся к народной жизни, к чистейшим истокам русского языка.

«самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю, — писал Константин Георгиевич. – Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда».

Поэтому и было столь сильным влияние лесного края на писательское сознание Паустовского, настрой его образов, на поэтику произведений.

О чем только не узнавал читатель из описаний малоизученного тогда еще края! О старинной его карте, которую приходится исправлять, настолько изменилось течение его рек и каналов; об озерах с таинственной водой разного цвета; о лесах, «величественных, как кафедральные соборы».

Тут и птицы, и рыбы, и волчица с волчатами, и череп ископаемого оленя с размахом рогов в два с половиной метра… Но главное, что остается в душе читателя, — это ощущение прикосновения к тайне.

К тайне очарования русской природы, когда «в необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет… Еще все спит… И только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха». Или когда «закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

А внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня».

«Мещерская сторона» начинается с уверения, что в этом крае «нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». Но чем больше узнаешь эту «тихую и немудрую землю под неярким небом», тем все больше, «почти до боли в сердце», начинаешь ее любить.

К этой мысли писатель приходит в финале повести. Он считал, что прикосновение к родной природе, ее познание – залог истинного счастья и удел «посвященных», а не невежд.

«Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника».

Пристальное вглядывание во все проявления жизни людей и природы не приглушало романтического звучания прозы Паустовского. Он говорил, что романтика не противоречит острому интересу к «грубой жизни» и любви к ней; почти во всех областях человеческой деятельности заложены золотые зерна романтики.

Там было все, что привлекало писателя с самого детства, — «глухие леса, озера извилистые лесные реки, болота, заброшенные дороги и даже постоялые дворы. К.Г. Паустовский писал, что Мещере он «обязан многими своими рассказами, «Летние дни», «Мещерская сторона» и «Повесть о лесах».

За годы своей писательской жизни он был на Кольском полуострове, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладонежское и Онежское озера, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, на чудесном нашем северо-западе – в Пскове, Новгороде, Витебске, в пушкинском Михайловском, в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии. Впечатления от этих многочисленных поездок, от встреч с самыми разными и – в каждом отдельном случае – по-своему интересными людьми легли в основу многих его рассказов и путевых очерков.

Каждая его книга – это собрание многих людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков.

Кроме отдельных книг о Левитане, Тарасе Шевченко, у него есть главы романов и повестей, рассказы и очерки, посвященные Горькому, Чайковскому, Чехову, Пушкину, Гоголю, Лермонтову и др.

Но все же чаще он писал о простых и безвестных – о ремесленниках, пастухах, паромщиках, лесных объездчиках, сторожах и деревенских детях.

Важной частью творчества Паустовского стали художественные биографии «Орест Кипренский» (1937), «Исаак Левитан» (1937) и «Тарас Шевченко» (1939), а также сборник эссе «Золотая роза», основной в котором была тема творчества.

Паустовский, в отличие от многих других писателей, никогда не писал на злобу дня. Даже в тридцатые годы, когда многие откликались, например, на события, связанные с покорением Севера, Паустовский писал прежде всего о судьбах людей, связанных с этим краем, — «Северная повесть» (1938).

Паустовский был великолепным рассказчиком, он умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно не случайно, что он стал писать и для детей.

Особенностью же Паустовского было романтическое восприятие мира. Правда, он умудрялся оставаться реалистически конкретным.

Пристальное вглядывание во все проявления жизни людей и природы не приглушало романтического звучания прозы Паустовского.

Он говорил, что романтика не противоречит острому интересу к «грубой жизни» и любви к ней; почти во всех областях человеческой деятельности заложены золотые зерна романтики.

Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях. В «Барсучьем носе» (1935) мальчик наделен особым слухом и зрением: он слышит, как шепчутся рыбы; он видит, как муравьи устраивают паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Не удивительно, что именно ему дано было увидеть, как барсук лечит обожженный нос, засунув его в мокрую и холодную труху старого соснового пня. В рассказе «Ленька с Малого озера» (1937) мальчик очень хочет узнать, из чего сделаны звезды, и бесстрашно отправляется по болотам искать «метеор».

Рассказ полон восхищения неуемностью мальчика, его острой наблюдательностью: «Ленька первый, из многих сотен людей, которых я встречал в своей жизни, рассказал мне, где и как спит рыба, как годами тлеют под землей сухие болота, как цветет старая сосна и как вместе с птицами совершают осенние перелеты маленькие пауки».

У героя обоих рассказов был реальный прототип – маленький приятель писателя Вася Зотов. Паустовский не раз возвращался к его образу, наделяя разными именами. В рассказе «Заячьи лапы» (1937), например, он – Ваня Малявин, нежно заботящийся о зайце с опаленными при лесном пожаре лапами.

Атмосфера доброты, юмора наполняет рассказы и сказки Паустовского о животных. Рыжий вороватый кот («Кот-ворюга», 1936), долго изводивший людей невероятными своими проделками и, наконец. Пойманный «с поличным», вместо наказания получает «замечательный ужин» и оказывается способным даже на «благородные поступки».

Щенок изгрыз пробку резиновой лодки, и «густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух». За «хулиганскую выходку» щенка наказали – не взяли на озеро. Но он совершает «щенячий подвиг»: один бежит ночью через лес к озеру.

И вот уже «мохнатая, мокрая от слез Мурзикина морда» прижимается к лицу рассказчика («Резиновая лодка», 1937).

Общение людей с животными должно строиться на основе любви и уважения, убежден писатель. Если же этот принцип нарушается – как в сказке «Теплый хлеб» (1945), — то могут произойти самые страшные события. Мальчик Филька обидел раненого коня, и тогда лютый мороз пал на деревню.

Лишь искреннее раскаяние Фильки, его горячее желание искупить свою вину привело наконец к тому, что задул «теплый ветер». Романтическая заостренность повествования, свойственная писательской манере Паустовского, проявляется уже в самом начале сказки: «Слеза скатилась у коня из глаз.

Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло».

Характерная черта сказок Паустовского – искусное смешение реального и чудесного. Петя пасет колхозных телят, наблюдает за бобрами и птицами, разглядывает цветы и травы. Но вот в повествование вплетается история нападения старого медведя на стадо.

Все звери и птицы оказываются на стороне Пети и яростно воюют с медведем, на человеческом языке угрожая ему расправой («Дремучий медведь», 1948). Обыкновенная жизнь девочки Маши в «Растрепанном воробье» (1948) протекает параллельно со сказочной жизнью птиц – старой вороны и бойкого воробья Пашки.

Ворона стащила у Маши букетик стеклянных цветов, а воробей отнял его и принес на сцену театра, где танцует Машина мама.

Сказочные персонажи Паустовского – «артельные мужички», лягушка-квакша или «заботливый цветок» – помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно- дидактическое направление его произведений, предназначенных детям. Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе – вот идеал К.Г.Паустовского.

Слова Константина Паустовского «Люди обычно уходят в природу, как на отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием» могут быть своеобразным лейтмотивом творчества писателя. В русской прозе он остался прежде всего певцом природы среднерусской полосы.

Например, его сказки «Стальное колечко» (1946), «Дремучий медведь» (1948), «Растрепанный воробей» (1948) или «Теплый хлеб» (1954).

По своей манере Паустовский оказался близок к Андерсену: он также умел увидеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны, и любое происшествие кажется необычным, выходящим из привычного ряда вещей.

Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко.

Сказки Паустовского отличает какое-то особенное изящество, они написаны простым и емким языком: «Музыка громко и весело запела о счастье», «Ночью в лесу выли продрогшие волки», «Вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки».

В круг детского чтения вошли и многие произведения Паустовского, написанные о природе.

Последние же годы творчества мастера были посвящены созданию шеститомной эпопеи о пережитых годах, она так и была названа – «Повесть о жизни» в нее вошли несколько произведений Паустовского начиная с 1945 года, когда были написаны «Далекие годы».

Следующее произведение из этого цикла – «Беспокойная юность» — вышло в 1955 году, через два года – «Начало неведомого века», еще через два в 1959 году – «Время больших ожиданий». В 1960 году появился «Бросок на юг», а в 1963-м – «Книга скитаний».

В жизни Паустовский был необычайно мужественным человеком. Его зрение постоянно ухудшалось, писателя мучила астма. Но он старался не показывать, как ему приходилось тяжело, хотя характер у него был достаточно сложным. Друзья старались всячески помочь ему.

Заключение

В историю отечественной литературы Константин Георгиевич Паустовский вошел как неподражаемый мастер слова, великолепный знаток русской речи, пытавшийся сохранить ее свежесть и чистоту.

Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей. Известный критик детской литературы А.Роскин заметил, что если бы чеховские герои из рассказа «Мальчики» читали Паустовского, то бежали бы они не в Америку, а на Кара-Бугаз, на Каспийское море, — столь сильно было влияние его произведений на юные души.

Его книги учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину, другим важным человеческим качествам, которые так необходимы в жизни.

В русской прозе он остался прежде всего певцом природы среднерусской полосы.

Список литературы

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Паустовский К.Г. Поэтическое излучение. Повести. Рассказы. Письма. М.: «Молодая гвардия», 1976.

3. Паустовский К.Г. Повести. Рассказы. Сказки. Изд-во «Детская литература» Москва, 1966.

4. Паустовский К.Г. Заячьи лапы: Рассказы и сказки М.: Дет. лит., 1987.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-273370.html

Творчество Паустовского: периоды, особенности и герои

Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) начал свою творческую деятельность еще до революции, наиболее яркие и значительные свои книги написал в 30-е годы.

Однако и в 50—60-е годы Паустовский очень многое сделал для демократизации литературы, но, главным образом, потому, что все творчество Паустовского пронизано нравственными исканиями, овеяно атмосферой высокой и прекрасной поэтичности и внушает читателю возвышенный идеал.

По сущности своего взгляда на жизнь и по своей творческой манере Паустовский — романтик.

С момента возникновения советской литературы в ней мощно звучат романтические голоса: великим романтиком был Максим Горький, различные романтические течения выразились в книгах А. Грина, И. Бабеля, В.

Луговского, Э. Багрицкого, А. Гайдара и многих других, в том числе и К. Паустовского — писателей с романтическим восприятием жизни.

Приходится удивляться, как в суровую эпоху эти люди с нелегкой, часто трагической судьбой сохранили и подарили читателям детское, радостное, праздничное восприятие жизни.

Первый период творчества Паустовского

На фоне трагических судеб многих писателей жизнь Паустовского выглядит сравнительно благополучной, и все же она была достаточно сложна.

Кажется странным и неожиданным, что человек такого раннего, сурового и разнообразного опыта трудовой жизни, человек, знающий тяжелый физический труд, кровавую реальность войны, начал свой писательский путь с экзотических, пылко и книжно романтических книг «Романтики», «Блистающие облака» и др.

Герои этих произведений, равно как и сам писатель, воспринимают мир как бы через призму великих книг, картин, музыкальных пьес; они видят мир преображенным духовной деятельностью человека.

Паустовский и его герои постоянно цитируют Пушкина и Батюшкова, Беранже и Киплинга, вспоминают Лермонтова и Гофмана, Гончарова и Метерлинка, Франса и Бабеля, читают Диккенса и Чехова и сами похожи то на чеховских персонажей, то на портреты Ренуара…

Читатель целиком погружен в ноосферу (термин академика Вернадского, т.е. вторую природу, созданную мыслью и чувством человека).

Этот высокий романтический отлет от бедного и сурового быта в мир прекрасных чувств, надежд, мечтаний был очень характерен для революционной молодежи 20-х годов; он отразился в книгах великого романтика А. Грина, в произведениях Ю. Олеши, И. Бабеля и др.

Второй период творчества Паустовского

От экзотики Паустовский ушел очень скоро, но романтиком остался навсегда. «Истинное счастье — это прежде всего удел знающих, удел ищущих и мечтателей…» — этими словами открывается второй период творчества К.

Паустовского, когда в самом начале 30-х годов он с головой погружается в кипучую жизнь страны, становится журналистом, мобильным, вездесущим, неутомимым. Он стремится все объехать, все узнать, все увидеть и описать.

В начале 30-х годов пафос строительства охватил всю страну и очерк стал вообще чуть ли не основным видом литературы. Вместе с замечательными публицистами и очеркистами М. Лоскутовым, М. Кольцовым, М. Ильиным, К. Паустовский разъезжал по стране и писал о преобразовании жизни страницы, полные экспрессии и пафоса.

Из очерков выросли знаменитые повести «Кара-Богаз» (1932) и «Колхида» (1933) — талантливое выражение той эпохи, когда советский народ был полон энтузиазма, высокой (и наивной) мечты о переделывании Природы.

В 30-е годы идея поставить природу на службу человеку захватила умы и отразилась в книгах. М. Ильин написал увлекательный «Рассказ о великом плане», а К. Паустовский книгу «Кара-Богаз», где сплелись история и естественные науки, прошлое, настоящее и будущее, научно-популярное изложение теории и художественные образы людей.

Это было в 1932 г. В дальнейшем, как ни заклинала критика, Паустовский не писал книг о торжестве социалистического строительства.

В середине 30-х годов он продолжил тему интеллигенции, ее духовного подвижничества, т.е. самоотверженного служения Добру и Человеку.

В трагические 1937—1938 гг. К.

Паустовский пишет повести о художниках и поэтах: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Маршал Блюхер», в последующие годы галерея образов замечательных людей встает перед нами в повестях — «Жизнь Грина», «Черное море», «Поручик Лермонтов», в пьесах — «Наш современник» (о Пушкине), в рассказах — «Старый повар» (о Моцарте), «Ручьи, где плещется форель», «Ночной дилижанс» (об Андерсене), «Корзина с еловыми шишками» (о Григе) и, среди многих других, в замечательном эссе «Золотая роза».

Только на первый взгляд кажется, что в трагические годы писать о прекрасных людях, о прекрасных мыслях и чувствах, — это своего рода бегство от действительности.

На самом деле Паустовский делал очень важное дело: спасал идеалы Добра, Красоты, человечности, воспевал интеллигенцию, которую так безжалостно порой уничтожали, порой недооценивали.

На возможные упреки писатель как бы ответил первой новеллой «Золотой розы», давшей название всей книге, новеллой о старом парижском мусорщике Шемете, который во имя любви к своей маленькой воспитаннице Сюзанне долгие годы собирал пыль в ювелирных мастерских провеивал ее, копил крупинки золота, чтобы в конце концов ювелир отлил прекрасную Золотую розу, приносящую счастье, согласно старинному преданию. По-видимому, Паустовский считает, что писатель тоже должен из пыли и мусора повседневности отбирать крупинки золотых человеческих чувств, мыслей, поступков и ковать свою розу, создавать прекрасные человеческие характеры.

Писатель старался всеми силами способствовать воспитанию нового человека, он мечтал теперь не о преобразовании природы, а о преобразовании души человеческой. Он создал в своих книгах атмосферу редкостного доброжелательства к людям.

Его герои — тонкие, благородные, великодушные люди, они глубоко чувствуют природу, книги, музыку, сердца их открыты навстречу каждому, они откликаются на все доброе, склонны к дружбе, бережны и чутки ко всякому горю, страданию, им враждебны жестокость и пошлость. Таковы не только интеллигенты, не только поэты и художники.

В рассказах и повестях Паустовского сотни людей из народа: пастухи, деревенские мальчики и девочки — друзья писателя. Ленька с Малого озера, Аннушка, старые мудрые крестьянки и молодые женщины, застенчивые и обаятельные.

Как истинный романтик, приподнято и взволнованно рисует Паустовский женские образы. Он преклоняется перед женщиной, ее обаянием, одухотворенностью, чуткостью и нежностью. В его произведениях чаще всего встречаются два типа женщин: одна — мягкая, сдержанная, целомудренная, всепрощающая; другая — порывистая, пылкая, увлекающаяся…

Но обе женственны и равно прекрасны. Бледное, как бы от скрытого волнения, лицо, легкие тонкие волосы, неожиданно темнеющие глаза, тонкие руки, стройный стан, легкая летящая походка…

Высшее назначение женщины в мире Паустовского — одаривать ожиданием счастья, облагораживать обаянием улыбки, голоса, самого присутствия, вносить благоухание юности и тайны.

А как удивительно рассказывает Паустовский о любви: юношески бережно и целомудренно, восхищенно и восторженно. Чаще всего у него не столько сама любовь, сколько ее предчувствие, ее ожидание, страстная надежда. А если уж перед нами любовь, она безоглядна и самозабвенна.

В мире нет ничего выше любви, выше тонкого сродства людей — утверждает Паустовский, имея в виду и влюбленных, и любовь к родителям и детям, и любовное родство между всеми людьми, которое должно быть.

Его мир — это жизнь, какой она иногда бывает, какой может быть и более всего — какой должна быть.

Это словно храм невраждебной природы, искусства и красоты, где мирно и дружелюбно соседствуют времена, народы, культуры.

Всякое отступление от высоко гуманных, тонких и бережных отношений между людьми Паустовский рассматривает как нарушение общечеловеческих норм и… не жестоко карает, нет, но осуждает, во всяком случае, призывает нас задуматься над извечными этическими проблемами.

В рассказе «Телеграмма» мы видим две поэтические струи — нравственную и пейзажную. Перед нами встает трогательно прелестная природа среднерусского края, любовь к которой с середины 60-х годов победила в сердце Паустовского все прежние экзотические привязанности и овладела им безраздельно.

«Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и замечательные красоты земного шара… Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску, на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу. . .

Самое большое, простое и бесхитростное счастье нашел я в лесном Мещерском краю.»
С этим краем связана большая часть произведений Паустовского, в том числе и рассказы «Телеграмма», «Летние дни» (цикл), «Дождливый рассвет», «Кордон 273» и др. Пылко, влюбленно, нежно рассказывает писатель о любимой земле.

Кажется, что он знает о природе все. Он и стремится к этому.

Третий период творчества Паустовского

Последний, третий период жизни и творчества К.

Паустовского связан с большим трудом — шеститомной «Повестью о жизни», куда вошли рассказы о замечательных людях, с которыми был знаком Паустовский, о событиях, встречах, наблюдениях всей большой жизни.

Многое пересмотрел и переосмыслил писатель и, рассматривая свою жизнь, не раз ловил себя на желании уйти, спрятаться от ужасов действительности — не только из страха перед ними, но из отвращения, от сознания их нелепости, бессмысленности.

В 50-е годы Паустовский, как и Твардовский, Симонов, другие честные писатели старшего поколения, делал все, чтобы восстановить черты справедливости в литературной жизни.

Он выпустил два сборника — альманаха «Тарусские страницы», где впервые, «без разрешения» официальных инстанций опубликовал стихи Марины Цветаевой, раннюю повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр», очень рассердившую эти инстанции трагическим изображением войны.

За дерзость на Паустовского обрушилась сокрушительная и разносная критика, другие номера альманаха уже не появлялись, а первый был убран с библиотечных полок.

Паустовский стал вести семинар в Литературном институте, помогать молодым писателям; его не просто уважали, его почитали и любили; он создал особое направление лирической прозы. Талантливые писатели Ю. Нагибин, Ю. Казаков, Ю. Яковлев, Р. Погодин — это ученики и последователи Паустовского.

В 50-е—60-е годы К. Паустовский был одним из самых уважаемых и любимых писателей, рыцарем и совестью литературы.

Однако наряду с горячими поклонниками, были у Паустовского среди читателей и критики. Его упрекали в уходе от суровой правды жизни, от будней, от жестокости и лишений.

Говорили, что романтическая его проза с ее легкостью, нарядностью как бы приподнимается над действительностью, не умея и не желая поступиться своей поэтичной праздничностью.

Замечали (не без основания), что романтика иногда становится мелкой и слащаво-сентиментальной, что элементы сентиментальности не так уж редки…

Заметим, что не очень удачные произведения есть у каждого писателя, но романтический взгляд на действительность органически присущ Паустовскому, это его натура, он не может быть одновременно и романтиком, и суровым реалистом.

Паустовский приобщает читателя к огромной общечеловеческой культуре с помощью могучей силы воображения. К. Паустовский, несомненно, был абсолютно искренен как писатель, он стремился отдать читателям все самое дорогое в своей душе.

Этот человек прошел по эпохе странником зеленых джунглей Мещоры, скитальцем Причерноморья, гражданином «страны поэзии».

Он умыл лицо студеной водой лесных речушек, росами вешних лугов и, проделав тысячекилометровые путешествия, встретившись с великим множеством хороших людей, жалел лишь о том, что все-таки видел мало. Нет, он многое видел, многое знал и очень много прекрасного сказал людям. Это честный, чистый и добрый писатель. Читайте его!

Источник (в сокращении): Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. — КАУНАС «ШВИЕСА», 1991

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/tvorchestvo_paustovskogo_periody_osobennosti_i_geroi/63-1-0-2397

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Презентация по литературе на тему : «Биография и творчество К.Г.Паустовского» Выполнила: ученица 5класса МОБУ СОШ №24 Карасенко Екатерина 2015г. Таганрог

2 слайдОписание слайда:

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) 

3 слайдОписание слайда:

Константин Георгиевич Паустовский, советский писатель, знаменитый автор детских рассказов, родился в Москве 31 мая 1892 года. Все свое детство будущий писатель провел на Украине. Киевский мещанин Георгий Максимович, его отец, перевез свою семью на Украину в 1898. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».

Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. В семье было четверо детей, Константин после ухода отца из семьи был вынужден бросить учебу в школе (он был в 6 классе),чтобы помогать матери. С тех пор сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье.

Перебивался довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством. Детство:

4 слайдОписание слайда:

Образование: Паустовский получил свое образование в классической гимназии (1898г.), В последнем классе гимназии написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни». Это было в 1911 году.

С тех пор решение стать писателем завладело Паустовским крепко, что он начал подчинять свою жизнь этой единственной цели. В 1911г поступил в Киевский университет , чтобы продолжить обучение на историко-филологическом факультете.

Первая мужская классическая гимназия

5 слайдОписание слайда:

Со временем он перевелся в Московский университет(1913г.) , чтобы дополнить образование на юридическом факультете, но в этот момент началась первая мировая и его учеба была прервана. Как младшего сына в семье в армию Константина по тогдашним законам не взяли. Московский университет

6 слайдОписание слайда:

Поздней осенью 1914 года поступил санитаром на военный поезд. Брали раненых в Москве и развозили их по глубоким тыловым городам. Во время работы на санитарном поезде слышал от раненых множество замечательных рассказов и разговоров по всяческим поводам.

В 1915 году всю студенческую команду перевели с тылового поезда на полевой. Теперь брали раненых вблизи места боев, в Польше и Галиции, и отвозили их в Гомель и Киев.

Осенью 1915 года перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося засаленного обрывка газеты узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два брата.

Паустовский остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной сестры. К.Г. Паустовский на фронте, 1915 Творческий путь:

7 слайдОписание слайда:

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В1916 году он стал рыбаком в артели на Азовском море.

Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики», который был публикован в 1935 году. Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности.

Основным мотивом «Романтиков» была судьба художника, который стремился преодолеть одиночество. Ж/Д Вокзал «Таганрог-II»

8 слайдОписание слайда:

газета «Моряк». В 1917 году стал свидетелем Октябрьской революции и начал карьеру военного репортёра. Когда началась гражданская война, Паустовский оказывается на Украине в составе петлюровской армии, потом — в Красной Армии.

После окончания военных действий он много ездит по югу, почти 2 года живёт в Одессе, где работает в местной газете «Моряк». К этому времени относится его знакомство с писателем И. Бабелем. После Украины Паустовский жил на Кавказе. В Москву Константин Георгиевич возвратился только в 1923 году.

Был редактором «РОСТА», начал печатать собственные произведения.

9 слайдОписание слайда:

В 1928 году свет увидел его сборник рассказов «Встречные корабли», в 30-х он начал активно работать и печататься в газете «Правда», журналах. Он все так же путешествует по стране, стараясь отражать увиденное в своих рассказах.

В 1931 году он написал «Кара-Бугаз», повесть, ставшую поворотным моментом в его жизни. С этого момент публика с интересом принимает самые разные его произведения, успешны «Судьба Шарля Лонсевиля», «Черное море», «Колхида», «Северная повесть» и др.

Он пишет большое количество рассказов о мещерском крае. К. Г. Паустовский 1930г.

10 слайдОписание слайда:

С наступлением второй войны в жизни писателя, Великой Отечественной, Паустовский работает на Южном фронте военным корреспондентом и продолжает писать рассказы. После войны Паустовский живёт либо в Москве, либо в Тарусе. Был награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина.

В 50-е годы имя Паустовского становится всемирно известным. Он много путешествует: побывал в Чехословакии, Италии, Болгарии, Польше, Греции, Турции, Швеции. В 1965 году останавливается и живёт на Капри.

Главными в последний период творчества Паустовского стали автобиографическая «Повесть о жизни» (1945-63) — история поиска автором-героем самого себя, смысла жизни, наиболее полнокровных связей с миром, обществом, природой (охватывает период от 1890-х гг.

до 1920-х годов) и «Золотая роза» (1956) — книга о труде писателя, о психологии художественного творчества. К.Г. Паустовский на Южном фронте. 1941г. журналистами в гостях у К.Г. Паустовского Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm журналистами в гостях у К.Г.

Паустовского Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm журналистами в гостях у К.Г. Паустовского Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm

11 слайдОписание слайда:

Личная жизнь: Путешествуя по городам и весям во время Первой мировой войны Паустовский в Крыму познакомился с Екатериной Степановной Городцовой, дочерью рязанского священника. В 1916 году они обвенчались. В браке родился сын Вадим, но отношения в семье не сложились, и в 1936 году они расстаются.

Второй женой Паустовского становится Валерия Владимировна Валишевская-Навашина, сестра известного польского художника. Они поженились во второй половине 30-х годов. Третья жена Константина Георгиевича — актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая родила ему сына Алексея.

Паустовский с сыном Алешей и последней женой Татьяной Арбузовой. К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская. Конец 1930-х Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm К.Г.Паустовский и В.

В.Навашина-Паустовская Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская Источник: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm К.Г.

Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская 1930г. Паустовский с сыном Алешей

12 слайдОписание слайда:

Смерть: Паустовский умер 14 июля 1968 года в Москве, а похоронен согласно завещанию на кладбище Тарусы. Паустовский был известным мастером русской словесности и умел «рисовать» пейзажи словами.

Он привил любовь к природе своей страны и края многим детям, научив их видеть прекрасное во все, что их окружает. Он был награжден орденами, а также получил Георгиевский крест IV степени. Оказал огромное влияние на развитие советской прозы.

  Дом-музей в Москве Дом-музей в Старом Крыму

13 слайдОписание слайда:

Паустовский в русской литературе – это художник слова, который мастерски умел рисовать картины природы. Паустовский ценится как детский писатель, который развивает в детях чувство ответственности за родную природу, любовь к красотам родного края.

14 слайдОписание слайда:

Интернет-ресурсы. http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/family.htm http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/family/fotografii.htm http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/bio/biografiya.htm http://paustovskiy.biografy.ru/biogroafiya-paustovskogo.html СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/tvorcheskiy_put_konstantina_paustovskogo-443313.htm

Константин паустовский — биография и факты — Библиотека Невероятных Фактов

Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский — известный русско-советский писатель, автор детских рассказов о природе и произведений в жанре романтизма.

Детство

Большая часть детства и юношество Паустовского прошли на Украине, куда семья переехала в 1898 году. Отец, Георгий Максимович, был отставным унтер-офицером, киевским мещанином.

Мать — Мария Григорьевна (в девичестве — Высочанская). У Константина было два брата и сестра.

Когда Костя учился в 6 классе, отец оставил семью, и мальчику пришлось совмещать учёбу с работой, чтобы помочь матери.

Образование

Школой для Паустовского стала Киевская классическая гимназия. После неё он учится сначала в Киевском университете на историко-филологическом факультете, а затем переводится в Московский университет, но уже на юридический. Учёбу прервала война.

Творческий путь

Свой первый рассказ Паустовский написал в 1912 году. Он назывался «На воде» и даже был напечатан в киевском журнале «Огни».

По законам того времени, Паустовского в армию не взяли, так как на фронт ушли два старших брата. Поэтому ему пришлось работать в тылу: сначала вожатым на трамвае, потом на санитарном поезде.

В 1915 году в составе санитарного отряда был в Белоруссии и Польше. Работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, Азовском море.

Именно в эти годы Паустовский пишет первую повесть, которая увидела свет только в 1930 году — «Романтики».

В 1917 году стал свидетелем Октябрьской революции и начал карьеру военного репортёра. Когда началась гражданская война, Паустовский оказывается на Украине в составе петлюровской армии, потом — в Красной Армии.

После окончания военных действий он много ездит по югу, почти 2 года живёт в Одессе, где работает в местной газете «Моряк». К этому времени относится его знакомство с писателем И. Бабелем. После Украины Паустовский жил на Кавказе.

В Москву Константин Георгиевич возвратился только в 1923 году. Был редактором «РОСТА», начал печатать собственные произведения.

В 1928 году читатели познакомились с первым сборником Паустовского «Встречные корабли».

30-е годы – это период работы в печатных изданиях: газета «Правда», журналы «30 дней» и «Наши достижения». Много путешествует по стране и свои впечатления от поездок раскрывает в своих произведениях. В 1931 году в Ливне пишет повесть, ставшую ключевым произведением его творчества — «Кара-Бугаз».

Это произведение принесло известность автору.

В эти годы выходят в свет произведения самой разной тематики: повесть «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Чёрное море», «Созвездие гончих псов», «Северная повесть» (по нему был снят одноимённый фильм в 1960 году), «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», а также большое количество рассказов, посвящённых мещёрскому краю.

С наступлением второй войны в жизни писателя, Великой Отечественной, Паустовский работает на Южном фронте военным корреспондентом и продолжает писать рассказы.

После войны Паустовский живёт либо в Москве, либо в Тарусе. Был награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина. В 50-е годы имя Паустовского становится всемирно известным. Он много путешествует: побывал в Чехословакии, Италии, Болгарии, Польше, Греции, Турции, Швеции. В 1965 году останавливается и живёт на Капри.

Личная жизнь

Путешествуя по городам и весям во время Первой мировой войны Паустовский в Крыму познакомился с Екатериной Степановной Городцовой, дочерью рязанского священника. В 1916 году они обвенчались. В браке родился сын Вадим, но отношения в семье не сложились, и в 1936 году они расстаются.

Второй женой Паустовского становится Валерия Владимировна Валишевская-Навашина, сестра известного польского художника. Они поженились во второй половине 30-х годов.

Третья жена Константина Георгиевича — актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая родила ему сына Алексея.

Смерть

Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968 года, а похоронен он, по его же завещанию, на городском кладбище Тарусы.

Основные достижения Паустовского

  • Паустовский в русской литературе – это художник слова, который мастерски умел рисовать картины природы.
  • Паустовский ценится как детский писатель, который развивает в детях чувство ответственности за родную природу, любовь к красотам родного края.
  • Награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина и Георгиевским крестом IV степени.
  • Творчество Константина Георгиевича Паустовского оказало значительное влияние на писателей «школы лирической прозы» — Ю. П. Казакова, В. А. Солоухина, С. Антонова, В. В. Конецкого.
  • 1892 год — рождение
  • 1898 год — переезд из Москвы в Киев
  • 1912 год — поступление в Киевский университет, рассказ «На воде»
  • 1914–1917 года — работа в тылу
  • 1916 год — женитьба на Е. С. Городцовой
  • 1917 год — военный репортёр
  • 1918–1922 года — Гражданская война
  • 1923 год — редактор «РОСТА»
  • 1928 год — сборник «Встречные корабли»
  • 1930 год — повесть «Романтики»
  • 1931 год — «Кара-Бугаз»
  • 1933 год — повесть «Судьба Шарля Лонсевиля»
  • 1934 год — «Колхида»
  • 1936 год — «Чёрное море», развод с первой женой
  • 1937 год — «Созвездие гончих псов», «Исаак Левитан», «Орест Кипренский»
  • 1938 год — «Северная повесть»
  • 1939 год — награждён орденом Трудового Красного знамени, «Тарас Шевченко»
  • 1941–1945 года — военный корреспондент на Южном фронте
  • 1950 год — женитьба на Т. А. Евтеевой–Арбузовой
  • 1955 год — повесть «Золотая роза»
  • 1968 год — смерть

Интересные факты из жизни Паустовского

  • Романтизм Паустовского берёт истоки в рассказах Грина, которыми в юношестве переболел писатель.
  • У Константина Георгиевича в один день, но на разных фронтах умерли оба брата.
  • Режиссёр А. Разумный снял в 1935 году фильм «Кара-Бугаз» по повести Паустовского, который не был допущен в прокат по политическим соображениям.
  • Для Валишевской Паустовский был третьим мужем.
  • Сын от третьего брака, Алексей, трагически скончался в возрасте 25 лет от передозировки наркотиков. Вместе с ним чуть не погибла по той же причине его девушка, но её успели спасти.
  • В 1964 году Москву посетила блистательная Марлен Дитрих. После своего выступления в Доме литераторов она попросила встречи с К. Г. Паустовским, который на тот период времени очень болел и лежал в больнице. Вопреки запретам врачей и отказу самого Константина Георгиевича, его всё-таки привезли к ней на встречу. Заливаясь слезами, знаменитая красавица упала перед ним на колени и с чувством поцеловала у старика-писателя руку на глазах у всего зала. Успокоившись, она рассказала о том, что уже давно мечтала поблагодарить советского писателя за его рассказ «Телеграмма».
  • В 1965 году Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, но её отдали другому русскому писателю, Михаилу Шолохову.

Источник:

Константин Паустовский – биография и факты

Константин Паустовский – русский советский писатель, работавший в стиле романтизма. Он был мастером написания пейзажной и лирической прозы.

За годы своей биографии Паустовский дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе, а его книги неоднократно переводились на многие языки мира.

Итак, перед вами краткая биография Константина Паустовского.

Биография Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 г. в Москве.

Его отец, Георгий Максимович, работал железнодорожным статистом и происходил из рода запорожских казаков. Мать, Мария Григорьевна, была домохозяйкой и занималась воспитанием детей.

Кроме Константина, в семье Паустовских родилось еще два мальчика и одна девочка.

Интересен факт, что дед будущего писателя по отцовской линии когда-то служил российскому императору. Именно он познакомил внука с украинским фольклором и казацкой культурой.

Детство и юность

С юных лет Паустовскому нравилась литература, в результате чего он постоянно проводил свободное время с книгами. Семья часто переезжала, поэтому детство будущего писателя проходило то в Москве, то в Брянске, то в Киеве.

В 1904 г. юноша поступил в Первую киевскую классическую гимназию. На тот момент он серьезно заинтересовался географией.

Паустовский в молодости

Учась в гимназии, Константин Паустовский написал первый в своей биографии рассказ – «На воде». После этого он успешно сдал экзамены в брянскую гимназию, однако проучился в ней недолго.

Спустя год он возвратился в Киев и был восстановлен в Александровской гимназии.

В данный период биографии Паустовский начал зарабатывать на жизнь репетиторством, благодаря чему смог вести самостоятельный образ жизни. Ему нравилось учиться и получать новые знания.

Окончив гимназию, Константин поступил в университет на историко-филологический факультет. В это время он твердо решил связать свою жизнь с писательской деятельностью.

В 1914 г. накануне Первой мировой войны Паустовский отправляется в Москву, где жили его родственники. Там он устраивается на работу кондуктором.

Вскоре его призвали в армию, однако Паустовский был признан непригодным для службы, по причине сильной близорукости. Интересен факт, что оба брата писателя погибли на фронте.

Творчество Паустовского

Первые произведения в биографии Константина Паустовского были опубликованы в издании «Огни». Незадолго до начала войны, он побывал в Таганроге, в котором родился Антон Чехов.

Находясь в этом городе, Паустовский начал писать книгу «Романтики», над которой он будет трудиться на протяжении 20 лет.

Вернувшись в Москву, Паустовский устроился работать корреспондентом. В связи с этим ему приходилось неоднократно бывать на разных демонстрациях, которые часто проходили в России в послереволюционный период.

В это время из-под его пера вышло автобиографическое произведение «Повесть о жизни», состоящее из 6 частей.

В этой книге Константин Георгиевич великолепно описал события того времени. Кроме того, он подробно изложил биографии ведущих политических деятелей и революционеров того времени.

После этого писатель объездил много российских и украинских городов, а также побывал в странах Средней Азии. Вскоре Паустовский понял, что испытывает особый интерес и трепет к природе.

Произведения Паустовского

Вдохновленный красотой пейзажей, Паустовский пишет рассказы «Барсучий нос», «Снег» и «Сивый мерин».

После этого он публикует ряд сказок и поучительных историй, некоторые из которых входят в школьную программу.

Советским школьникам хорошо запомнились такие короткие и глубокие произведения Паустовского, как «Растрепанный воробей», «Жильцы старого дома», «Теплый хлеб» и др.

Позже по его рассказам и сказкам будут сняты десятки мультипликационных и художественных фильмов.

В период биографии 1950-1960 гг. Константин Паустовский находился на пике своей популярности.

Его талант был по достоинству оценен критиками, а книги стали переводить на разные языки. Параллельно с этим он занимался преподавательской деятельностью.

После смерти Иосифа Сталина Паустовский побывал во многих европейских странах. В 1965 г. его номинировали на Нобелевскую премию по литературе.

И хотя ему не досталось эта престижная награда, ее получил другой советский писатель – Михаил Шолохов.

Интересно, что почитательницей творчества Паустовского была известная голливудская актриса Марлен Дитрих, высоко ценившая талант русского писателя.

Когда в конце 50-х Дитрих приехала в Россию, ей удалось встретиться с Константином Паустовским и пообщаться с ним лично.

Уезжая обратно в США, она подарила ему несколько фотографий, на которых они были запечатлены вместе.

Паустовский Константин Георгиевич

Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского

По литературному ведомству Паустовский проходит как-то стороной, незаметно. А меж тем его слава была когда-то мировой. Его обожала Марлен Дитрих и выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. А рассказ «Телеграмма» и поныне – в кругу школьного чтения. Так что короткая у нас память, господа современники…

Биография Константина Паустовского

Писатель родился 19(31)мая 1892 года в Москве. Паустовский признавался, что с юности его жизнь была подчинена достижению единственной цели – стать писателем. Шла Первая мировая война.

Паустовский служит санитаром фронтового поезда. Затем – революция. Начинающий писатель работает репортером в газетах. Он недосыпает и недоедает, посещает митинги.

Однако по молодости Паустовскому нравится такая жизнь.

После Киева и Одессы, скитаний по городам Закавказья была Москва. Большая Дмитровка, угол Столешникова переулка – таков адрес Паустовского. Семья, конечно, вынуждена была ютиться в коммуналке. Паустовский стал редактором РОСТа. Он писал много, мчась после работы домой. Писал все свободное время, даже ночами. В начале 30-х гг. Паустовский совершил путешествие в Среднюю Азию.

Почему его привлек именно этот уголок страны? Кара-Бугаз – малоизвестный залив на восточном берегу Каспия, где горькая соль, скалы и пески. Должно быть, это уже из области психологии творчества, куда нам, читателям, бывает невозможно проникнуть.

Зловещие, будто специально предназначенные для романтика, места. Из Каспия течет река – не в море, а именно из него. И название у нее соответствующее – Черная пасть.

Постепенно в миросознании Паустовского происходит решительный перелом: его уже не манят далекие дали, ибо он открывает для себя срединную Россию. Она-то и становится для зрелого мастера священной землей.

20 лет жизни Паустовского прошли в Солодче. Последние годы жизни Паустовский жил там же – во глубине России, в небольшом городе Таруса, на холмах у Оки. Рядом журчала река. Сюда, в эту тишину, где все было так знакомо, понятно, дорого, писатель неизменно возвращался из частых поездок.

Зоркий глаз художника открыл для читателей Мещору – заповедный край между Рязанью и Владимиром. Паустовский утверждал новый идеал красоты – в обыкновенном, примелькавшемся, самом обыденном. Паустовский отстоял право литературы живописать природу.

Его книги многих сделали зрячими к земной красоте.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский вновь вспомнил о ремесле военного корреспондента. Служил он на Южном фронте и не был добреньким. От девиза юности «Все принять и все понять» он пришел к другому «Все понять, но не все простить».

Все, что было ему дорого, он отстаивал с бескомпромиссностью борца. При всех обстоятельствах Паустовский оставался самим собой. Многих он поражал душевной стойкостью. Во времена безудержного восхваления Сталина Константин Георгиевич словно воды в рот набрал. Членом КПСС так и не стал.

Никогда не подписывал никаких писем протеста.

Напротив, всегда стоял горой за гонимых и преследуемых – как мог, заступался за попавшего в опалу Солженицына, отстоял Театр на Таганке, будучи уже на краю могилы.

Всё, созданное Паустовским, есть попытка ответить на вопрос вопросов – какие ценности нетленны, что нельзя утратить? Он был понятен в своих заботах, пристрастиях, земных радостях.

Умер Константин Георгиевич 14.07.1968г в Москве.

Творчество Константина Паустовского

Паустовского тянуло тогда писать в романтическом духе, о необыкновенной любви и экзотических морях. Однако внятный внутренний голос все настойчивее говорил ему, что пора просыпаться от пестрых юношеских снов. Последователи первые читательские отзывы – над его книгами задумывались, переживали, плакали и смеялись.

В годы первых советских пятилеток талант Паустовского окреп настолько, что сам его обладатель понял: пора заговорить в полный голос. Он не стал писать повесть о строительстве в прямом смысле слова, стремясь оперативно откликнуться на злобу дня. Его «Кара-Бугаз» — скорее, книга о воплощении мечты. Со страниц книги веяло чем-то новым, необычным.

Чувствовались глаз художника, вдохновение поэта и пытливость ученого.

Лиризм соседствовал с научностью. Удивительный для тех времен сплав! Паустовский был убежден: счастье дается только знающим. И сам поражал современников универсальностью своих знаний. Друзья недаром в шутку, нос уважением называли его «доктором Паустом».

У него было двуединое видение мира – на стыке документа и вымысла. Тем самым Паустовский расширил традиционные границы поэзии и нанес на карту литературы новые материки. «Кара-Бугаз» стал одной из первых книг советской научно-художественной прозы. Успех книги был ошеломляющим.

Сам автор некоторое время и не знал о нем.

В уединении зрели новые замыслы. Появляются книги о столкновении мечты и действительности, о пафосе преобразования жизни, — «Колхида», «Черное море». Паустовский не раз говорил, что море сделало его писателем. Он даже готовился стать моряком. Моряком не стал, но всю жизнь носил флотскую тельняшку.

Для младшего сына Паустовский даже нарисовал акварелью пейзаж-воспоминание о Коктебеле. В Литературном институте, что находится неподалеку от памятника Пушкину в Москве, Паустовский более десяти лет вел творческий семинар. Молодым прозаикам он не уставал повторять: по существу, мы живем не для себя.

Писатель – это служение народу. Он принадлежит истории.

Литинститутские семинары давали много материала, пищи для ума. Их никто не стенографировал, а память – слишком ненадежная субстанция. Так у Паустовского появилась потребность закрепить на бумаге свои мысли о труде художника слова. Много лет, в Дубултах на Балтике, а затем в Тарусе на Оке он работал над повестью о том, как пишутся книги.

Она получила название «Золотая роза». Паустовский оставил богатое литературное наследие. Многочисленные сборники рассказов, книги о великих живописцах и поэтах, пьесы о Пушкине и Лермонтове, несколько томов автобиографического повествования. Паустовский удостоился похвалы самого Бунина в 1947 году. Его выделил Ромен Роллан.

Спустя годы со стапелей будет спущен на воду теплоход, названный именем писателя.

Интересные факты

  • Двое братьев Паустовского погибли в один и тот же день Первой мировой войны, но на разных ее фронтах.
  • Альманах «Тарусские страницы» стал первым, где впервые в советские годы, удалось напечатать произведения Марины Цветаевой.

Источник: https://ote4estvo.ru/pisateli/1614-paustovskiy-konstantin-georgievich.html

Refy-free
Добавить комментарий