Жилищное право РФ

Содержание
  1. Жилищный кодекс РФ
  2. Жилищное право и законодательство
  3. Как реализуется право на жильё
  4. Как осуществляется управление в многоквартирных домах
  5. Оглавление ЖК РФ
  6. Жилищное право и жилищное законодательство в РФ
  7. Жилищный кодекс РФ и жилищное право
  8. Зачем нужно знать положения Жилищного кодекса РФ
  9. Однако обладание хотя бы минимальным пониманием основных норм жилищного права – требование времени
  10. Структурный состав Жилищного кодекса РФ 2017 года
  11. Защита жилищных прав граждан РФ
  12. Судебная защита жилищных прав
  13. Административная защита жилищных прав
  14. Компетенция органов государственной власти в области защиты жилищных прав
  15. Функции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищного права
  16. Жилищное право и жилищное законодательство в рф
  17. Жилищное право РФ (стр. 1 из 3)
  18. Жилищный кодекс РФ 2020 год
  19. Специфика жилищного права
  20. Жилищные правоотношения
  21. Объекты и субъекты жилищного права
  22. Основные положения
  23. Структура ЖК РФ
  24. Степень востребованности ЖК РФ
  25. Изменения ЖК РФ от 01.01.2019
  26. История ЖК РФ
  27. Понятие жилищного права. Общие положения жилищного права
  28. Понятие жилищного права
  29. Предмет и метод жилищного права
  30. Основные принципы жилищного права
  31. Жк рф жилищный кодекс (жк рф) | гарант | гарант

Жилищный кодекс РФ

Жилищное право РФ

Добро пожаловать на сайт «Жилищный Кодекс РФ». Здесь представлен полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями и дополнениями на 2019 год, а также к статьям ЖК РФ и полезные документы.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или через систему поиска информации по различным статьям ЖК РФ.

Кроме того у нас Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Жилищный кодекс представляет собой специализированный федеральный закон, посвящённый регулированию взаимоотношений лиц разного юридического ранга в области владения, распоряжения и пользования помещениями, относящимися к жилому фонду.

Действующий ЖК РФ был принят в 2005 году в качестве нормативного акта, который максимально адаптирован к условиям разнообразия форм собственности на недвижимость.

Жилищное право и законодательство

Любой закон посвящён не земле, имуществу, строениям или ресурсам. Он посвящён человеческим взаимоотношениям относительно какого-либо объекта или явления. Регулировать нужно действия или бездействия людей, а не состояние объектов или динамику явлений.

Жилищное законодательство – это вся совокупность законодательных актов разного уровня, которые посвящены взаимоотношениям людей относительно элементарной единицы – жилища. Кодекс как сборник всех необходимых правил федерального уровня содержит все базовые определения и нормативы, которые обязательны и приоритетны для исполнения на всей территории российской юрисдикции.

Жилищем считаются изолированные помещения, пригодные для проживания в нём людей и признанные таковыми на официальном уровне (ст. 15). Жилище должно быт отнесено к соответствующей категории помещений и числиться в таком качестве в органах госрегистрации.

Существуют два понятия – жилищное законодательство и право. Первое понятие представляет собой всю совокупность юридических документов, посвящённых реализации конституционного права на жильё. Второе понятие является развёрнутым описанием такого права.

Конституционное право на жилище реализуется с помощью соблюдения следующих принципов (ст. 1 ЖК РФ):

  • равных прав для всех участников данного вида отношений;
  • ответственности органов власти за формирование условий для обеспечения людей жильём;
  • восстановления нарушенных прав;
  • использования помещений только по назначению;
  • допущения ограничений жилищных прав только в исключительных ситуациях.

Жилищный кодекс РФ выполняет функцию защиты прав человека на жильё и главного юридического документа жилищного законодательства. Он состоит из 12 разделов, 21 главы, 236 статей, которые посвящены темам:

Наиболее актуальными являются темы собственности, а также обеспечения функционирования многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.

Как реализуется право на жильё

Закон предусматривает только такие формы реализации прав на жилище, как владение, распоряжение и пользование (ст. 30). Максимальное количество прав сосредоточено у владельца недвижимости. Люди, владеющие жильём, могут им пользоваться и распоряжаться, то есть:

  • продавать;
  • завещать;
  • дарить;
  • менять;
  • сдавать в аренду;
  • консервировать, то есть не пользоваться.

Значительно меньше прав у лиц, пользующихся жильём на основе аренды или социального найма. Однако именно этому виду прав на жильё в ЖК посвящён целый раздел (третий), состоящий из четырёх глав.

Такое внимание этому виду пользования уделено по той причине, что социальный наём – явление динамичное, требующее проработки деталей.

Например, если собственник может владеть недвижимостью, но жить при этом в другом месте, то ответственный квартиросъёмщик лишён такого права.

Допускается его временное отсутствие без последствий, но длительное проживание на другой жилплощади влечёт за собой расторжение договора соцнайма.

Большая часть статей, посвящённых социальному найму, регламентирует процессы обеспечения людей квартирами, находящимися в собственности государства или муниципалитета. Тематически она делится на следующие категории:

  • составление договора (ст. 60, 62, 63, 64, 77, 79, 82, 83);
  • правила пользования жилым и общим помещением (ст. 61);
  • права, обязанности и ответственность нанимателя жилья (ст. 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 76, 78, 80, 81);
  • ограничения в пользовании и распоряжении (ст. 73, 75);
  • выселение из квартир, предоставленных по договору соцнайма (ст. 84, 85, 86, 87, 87.1, 87.2, 88, 89, 90, 91);
  • правила предоставления квартир и комнат по договору соцнайма (91.13 – 91.15);
  • наём помещений из фонда социального использования (ст. 19, 91.1 – 91.12).

В разделе, посвящённом праву собственности, рассматриваются вопросы общего имущества домов, в которых находятся больше одной квартиры. В соответствии с положениями ст.

35 ЖК РФ, помещения дома за пределами квартир, а также придомовые территории принадлежат всем владельцам квартир в качестве общей собственности с долями, пропорциональными площади квартир, находящихся в собственности данного лица.

В домах, где пользование квартирами осуществляется на правах соцнайма, общее имущество принадлежит собственникам дома, то есть муниципалитету или государству.

Как осуществляется управление в многоквартирных домах

Управление осуществляется собственниками жилых помещений с помощью делегирования полномочий компаниям, осуществляющим сбор средств (коммунальные платежи, капремонт и т.п.) и обеспечивающим дом и придомовую территорию всем необходимым для комфортного проживания людей.

Отдельный раздел кодекса (девятый) посвящён проведению капремонта. Законодатель определяет понятие капремонта, процедуру его проведения и правила формирования специального фонда.

Несмотря на то, что большая часть Жилищного кодекса посвящена многоквартирным домам, этот документ регулирует взаимоотношения лиц различного ранга относительного всего жилого фонда страны, то есть индивидуального жилья, многоквартирных домов разных форм собственности, ведомственных и специальных помещений. Так что нормативы этого кодекса касаются всех жителей страны.

Оглавление ЖК РФ

  • Раздел 1 ЖК РФ. Общие положения
  • Раздел 2 ЖК РФ. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
  • Раздел 3 ЖК РФ. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
    • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
    • Глава 8. Социальный наем жилого помещения
      • Статья 60. Договор социального найма жилого помещения
      • Статья 61. Пользование жилым помещением по договору социального найма
      • Статья 62. Предмет договора социального найма жилого помещения
      • Статья 63. Форма договора социального найма жилого помещения
      • Статья 64. Сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением
      • Статья 65. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 66. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 67. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 68. Ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 70. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
      • Статья 71. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
      • Статья 72. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма
      • Статья 73. Условия, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается
      • Статья 74. Оформление обмена жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма
      • Статья 75. Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным
      • Статья 76. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
      • Статья 77. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
      • Статья 78. Плата за поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
      • Статья 79. Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
      • Статья 80. Временные жильцы
      • Статья 81. Право нанимателя жилого помещения по договору социального найма на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения
      • Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения
      • Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
      • Статья 84. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
      • Статья 85. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма
      • Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома
      • Статья 87. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания
      • Статья 87.1. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с передачей жилого помещения религиозной организации
      • Статья 87.2. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 88. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома
      • Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
      • Статья 90. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 91. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
  • Раздел 3.1 ЖК РФ. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  • Раздел 3.2 ЖК РФ. Наемные дома
  • Раздел 4 ЖК РФ. Специализированный жилищный фонд
  • Раздел 5 ЖК РФ. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
  • Раздел 6 ЖК РФ. Товарищество собственников жилья
  • Раздел 7 ЖК РФ. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Раздел 8 ЖК РФ. Управление многоквартирными домами
  • Раздел 9 ЖК РФ. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
  • Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Источник: http://www.JilKod.ru/

Жилищное право и жилищное законодательство в РФ

Жилищное право РФ

Переход к рыночным отношениям в экономике Российской Федерации обусловил необходимость формирования рынка жилья в целях быстрого обеспечения жильем мигрирующей рабочей силы.

Право на труд в рыночных условиях предполагает наличие и права на жилье, на решение своих жилищных проблем за счет собственных средств.

Вместе с тем, сохранилась необходимость предоставления жилья некоторым категориям граждан, которые оказались не в состоянии удовлетворить свою жилищную потребность за собственный счет.

Эти особенности формирования рынка жилья нашли свое отражение при разработке жилищного законодательства Российской Федерации и, прежде всего, в статьях 25 и 40 Конституции РФ.

Статья 25 Конституции РФ — закрепляет право на неприкосновенность жилья, а статья 40 Конституции РФ — провозглашает, что каждый имеет право на жилье, добавляя к этому, что никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 25 Конституции РФ

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 40 Конституции РФ

  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье:

  • никто не может быть произвольно лишен жилья;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилье;
  • малоимущим, иным указанным в жилищном законодательстве гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными жилищным законодательством нормами.

Следует также учитывать, что жилищное законодательство Конституцией РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

п. 2 ст. 3 и подп. «к» п. 1 ст. 71 Конституции РФ

Жилищный кодекс РФ и жилищное право

Вслед за Конституцией РФ в ряду источников жилищного законодательства располагается Жилищный кодекс РФ.

Практически каждый гражданин Российской Федерации в своей жизни сталкивается с жилищным законодательством, без которого нельзя купить, обменять, передать в наследство или подарить жилье. Так вот Жилищный кодекс РФ предназначен для регулирования всех этих отношений в сфере жилищных прав граждан РФ.

10 августа 2017 года вступила в силу очередная редакция Жилищного кодекса РФ.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ

Поправки в Жилищный кодекс РФ касаются:

  • порядка оплаты коммунальных ресурсов, которые идут на содержание общего имущества в многоквартирных домах;
  • введен новый порядок оплаты общедомовых нужд;
  • в частности, изменилась редакция статьи 154 Жилищного кодекса РФ, определяющая структуру платы за жилье (жилое помещение) и коммунальные услуги.

Законодатели определили, что в плату за содержание жилья включается:

  • плата за коммунальные услуги,
  • работы по управлению многоквартирным домом,
  • плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
  • плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
  • плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилья.

Нормами новой редакции статьи 156 Жилищного кодекса РФ определено, что размер платы за содержание жилья в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив:

  • определяется на общем собрании собственников жилья в таком доме,
  • общее собрание собственников жилья проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 Жилищного кодекса РФ;
  • исключение составляет плата за расходы за содержание жилья в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
  • такие расходы определяются на основании показаний общедомовых приборов учета.

Зачем нужно знать положения Жилищного кодекса РФ

Вступление любого гражданина РФ в определенные жилищные отношения временного или постоянного характера требует знаний Жилищного кодекса РФ:

  • практически нет никого, кто не был бы прямым или косвенным участником какого-либо жилищного отношения;
  • именно поэтому знание Жилищного кодекса РФ обязательно для всех.

Объем информации в области жилищного права, необходимой к пониманию, различен в зависимости от возраста, степени участия в жилищных отношениях и многих других факторов.

Однако обладание хотя бы минимальным пониманием основных норм жилищного права – требование времени

Если вы впервые вступаете в жилищные отношения:

  • снимаете,
  • приобретаете,
  • продаете жилье,

то знание основ Жилищного кодекса РФ позволит защитить ваши жилищные права.

Структурный состав Жилищного кодекса РФ 2017 года

В редакции Жилищного кодекса РФ от 10 августа 2017 года имеется 10 разделов, составляющих его внутреннее строение:

  • из I раздела можно узнать общие понятия и принципы функционирования жилищного права;
  • II определяет право собственности, как основополагающее в сфере жилищных отношений;
  • III определяет передачу жилья в пользование согласно договору соцнайма и правила обращения с ним;
  • IV фиксирует установленный порядок пользования специализированным жилищным фондом;
  • V контролирует деятельность и иные связанные с ней аспекты в работе жилищно-потребительского кооператива;
  • VI закрепляет правовые основы деятельности ТСЖ;
  • VII раздел посвящен определению размера, порядка выплаты и начисления денежных сумм, взимаемых за пользование коммунальными услугами и жильем;
  • VIII фиксирует правила управления многоквартирными домами;
  • IX определяет решение вопросов в области проведения обязательного капремонта;
  • X содержит информацию о лицензии, процедуре ее оформления для деятельности, связанной с управлением многоквартирным домом.

Очевидно, что в этой редакции Жилищного кодекса РФ содержится информация, актуальная на сегодняшний день. Ответ на любой вопрос, возникший в плане реализации жилищного права, можно найти именно в этом документе.

Защита жилищных прав граждан РФ

Защита жилищных прав граждан в Российской Федерации осуществляется в основном государственными и муниципальными органами.

В жилищном праве, как и в гражданском праве, предусматриваются две формы защиты:

  • судебная защита жилищных прав и
  • административная защита жилищных прав.

Судебная защита жилищных прав

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Под судами в данном случае понимаются:

  • арбитражные суды и
  • суды общей юрисдикции.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1,2 ст. 22 ГПК РФ.

Жилищный спор, вытекающий из жилищного (гражданского) правоотношения, может быть по соглашению сторон передан на разрешение суда. Деятельность третейского суда регулируется Федеральным законом №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». 

Административная защита жилищных прав

Административная форма защиты жилищных прав реализуется органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальными органами, в частности:

  • жилищными комиссиями,
  • органами опеки и попечительства.

Жилищная комиссия вправе рассматривать представления, жалобы, предложения, ходатайства и прочие обращения по таким нарушениям жилищного права как:

  • неправомерность действий и решений государственных жилищных инспекторов;
  • необоснованность размеров наложенных финансовых санкций;
  • отказ от предоставления документации, необходимой при инспекционном обследовании и освидетельствовании помещений в жилищном фонде и др. 

Компетенция органов государственной власти в области защиты жилищных прав

Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Каждый из этих органов осуществляет и полномочия в жилищной сфере. 

Указом Президента РФ № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»:

  • образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ;
  • правовой статус агентства определяется «Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденным постановлением Правительства РФ № 286».

Основной функцией федеральных органов государственной власти Российской Федерации является учет жилищных фондов:

  • эта функция возложена на Правительство РФ;
  • порядок учета жилищного фонда определен постановлением Правительства РФ № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ № 37;
  • в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности» такой учет осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы;
  • порядок признания помещения жилым установлен постановлением Правительства РФ № 552.

Статья 13 Жилищного кодекса РФ определяет компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, которые не вправе выходить за пределы своей компетенции и принимать акты, относящиеся к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и компетенции органов местного самоуправления.

Функции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищного права

Первая функция органов государственной власти субъектов РФ в области жилищного права состоит:

  • в государственном учете жилищного фонда субъекта РФ, который включает в себя жилые помещения, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд социального использования, жилищный фонд коммерческого использования);
  • в соответствии с п.4 постановления Правительства РФ № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано создать единую организацию технической инвентаризации субъекта РФ на базе существующих организаций технической инвентаризации.

Вторая функция органов государственной власти субъектов РФ в области жилищного права заключается в порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ.

К таким помещениям относятся:

  • служебные жилые помещения;
  • жилые помещения в общежитиях;
  • жилые помещения маневренного фонда;
  • жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
  • жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
  • жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. 

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 

В соответствии с п.1 1 ст. 1 Федерального закона № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления — это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В зависимости от уровня муниципального образования, площади, численности жителей и других обстоятельств могут функционировать и другие органы местного самоуправления, в частности, структурные подразделения администрации, занимающиеся вопросами строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства. 

В соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в функции органов местного самоуправления входят:

  • обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, а также
  • организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. 

В городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — вопросы жилищного права регулируются принятыми законами этих субъектов Российской Федерации. 

Жилищное право и жилищное законодательство в рф

Источник: https://moiprava.info/semya-i-zhilishche/zhilishchnoe-pravo

Жилищное право РФ (стр. 1 из 3)

Жилищное право РФ

Понятие и особенности жилищного права в РФ

Введение

1. Основные положения жилищного права Российской Федерации

1.1 Жилищное законодательство РФ

1.2 Субъекты жилищных правоотношений

1.3 Самоуправление в области жилищных отношений

1.4 Основания возникновения жилищных прав и обязанностей, объекты жилищных прав

2. Пределы пользования жилым помещением

3. Жилищный фонд

Заключение

Список использованных источников

Введение

Жилищное право играет важную роль в формировании представлений о регулировании общественных отношений в жилищной сфере, а также о единстве российской системы жилищного законодательства.

Жилищное право в нашей стране охватывает вопросы прав и обязанностей субъектов жилищных правоотношений, порядок предоставления и пределы пользования жилыми помещениями, способы управления многоквартирными домами, затрагивает вопросы регистрационного учета граждан по месту жительства, приватизации жилых помещений и др.

Именно поэтому освоение дисциплины «Жилищное право» является важной составляющей полноценной юридической подготовки.

Кроме того, исследование жилищного права дает всем гражданам РФ (а не только юристам) теоретическое представление о правовом регулировании отношений, складывающихся в процессе реализации прав на жилище, а также ориентирована на получение практических навыков, таких как использование специальной правовой терминологии, работа с нормативно-правовыми актами, разрешение некоторых практических ситуаций на основе знания правовых норм жилищного законодательства.

1. Основные положения жилищного права Российской Федерации

1.1 Жилищное законодательство РФ

Жилищное право – это отрасль права, регулирующая однородные общественные отношения, возникающие в сфере владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, в которой объединены нормы и правовые институты различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, семейного и др.

Конституция РФ провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище, которое принадлежит каждому гражданину России от рождения: «Каждый имеет право на жилище»[1] Также Конституцией РФ устанавливается и гарантия охраны этого права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища»[2], «Жилище неприкосновенно.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения»[3]. Более того, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.

Указанное означает, что, во-первых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользования тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям, а во-вторых, государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин имел возможность в течение жизни реализовать право на приобретение жилья.

Общие положения Конституции РФ о праве на жилище конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Российское жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений.

Ключевым нормативно-правовым актом жилищного законодательства является Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ (далее также ЖК РФ), вступивший в законную силу 1 марта 2005 г., а все иные нормативно-правовые акты не должны входить в противоречие с ним.

Однако к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги и пр., применяются нормы соответствующего законодательства, но с учетом требований Жилищного кодекса.

Законодательный массив Жилищного кодекса РФ содержит 165 статей, заключенных соответственно в 14 глав и 8 разделов, охватывающих нормы и материального, и процессуального права.

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение Жилищного кодекса РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Непосредственно в тексте Жилищного кодекса около двадцати ссылок на постановления Правительства Российской Федерации, которыми должны регулироваться жилищные отношения (табл. 1.1).

Необходимо отметить, что акты жилищного законодательства по общему правилу не имеют обратной силы, т.е. применяются к жилищным отношениям, возникшим после вступления актов в законную силу. Соответственно, жилищные споры, возникшие до 1 марта 2005 г., должны разрешаться в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР, просуществовавшего с 1983 г.

Таблица 1.1. Жилищные отношения, регулируемые постановлениями Правительства Российской Федерации

Предметом регулирования жилищного законодательства являются правоотношения субъектов в жилищной сфере по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) управления многоквартирными домами;

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

10) предоставления коммунальных услуг;

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

1.2 Субъекты жилищных правоотношений

Участниками (субъектами) жилищных правоотношений могут являться граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования.

Участниками жилищных правоотношений могут являться также иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Например, указанные лица не могут быть нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, не нарушая прав, свобод и законных интересов других лиц.

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг.

Жилищные права граждан могут быть ограничены только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством.

Источник: https://mirznanii.com/a/40910/zhilishchnoe-pravo-rf

Жилищный кодекс РФ 2020 год

Жилищное право РФ

Жилищные отношения с большим количеством участников – государство, предприятия, общественные организации, физические лица – очень сложны и требуют точного регулирования по единым для всех нормам.

ЖК РФ – это федеральный документ, который содержит комплекс норм и правил, призванных защитить конституционное право граждан на владение жильем, а также определяет их круг обязанностей, связанных с эксплуатацией помещений.

Специфика жилищного права

Современная трактовка юристов по жилищному праву имеет две точки зрения:

  • жилищное право следует включать в свод гражданского права;
  • жилищное право – самостоятельная область закона.

Жилищные правоотношения

Под этим термином понимают всю сферу норм и правил, применимых к действиям, производимым с жилым фондом:

  1. владение, пользование жилым помещением;
  2. контроль, содержание и ремонт жилищных активов;
  3. пользование личными жилыми помещениями и общими метрами (чердак, подвал, подъезд) собственников;
  4. управление многоквартирными домами;
  5. размер и погашение коммунальных платежей;
  6. исключение из жилищного реестра, если объекты не отвечают принятым нормам;
  7. перепланировка квартир, комнат;
  8. деятельность жилищных кооперативов, застройщиков, товариществ собственников и т. д.

В в общем смысле жилищные правоотношения регулируются методами гражданского и административного права, которые подразумевают равные роли участников и выбор линии поведения. Но некоторые виды отношений носят императивный (запрещающий, требующий) характер.

Пример императивного регулирования

Ст. 59 ЖК РФ устанавливает, что в случае освобождения обособленного жилого помещения в квартире с несколькими владельцами, указанная комната в первую очередь предоставляется гражданам, живущим в этой квартире и нуждающимся в улучшении жилищных условий, или гражданам, имеющим метраж менее, чем это установлено нормами.

Объекты и субъекты жилищного права

В законотворческой литературе до сих пор нет устоявшегося единого мнения, что конкретно нужно считать объектом жилищного права.

Предыдущие своды законов оперировали понятиями «дом», «квартира», «комната». Кодекс в последней редакции применяет не слишком конкретный термин «жилое помещение»: дома, квартиры и их части.

Пример важности точного определения объекта жилищного права

Известно, что закон позволяет собственнику выселить (выписать) из квартиры проживающих с ним родственников, но существуют и известные ограничения. Так, нельзя выселить нетрудоспособного члена семьи, не имеющего другого жилья.

Допустим, владелец хочет выписать престарелого отца, аргументируя свое решение тем, что тот по факту проживает у второго сына. Однако, в ходе разбирательств было установлено, что брат владельца проживает с семьей в однокомнатной квартире, а отец вынужден жить в кухне.

Далее суд обращается к нормам ЖК РФ и устанавливает, что «квартира» в целом является объектом жилищного права, но ее отдельные части – кухня, коридор, санузел – под понятие «жилое помещение» никак не подпадают. Таким образом, удовлетворить иск о выселении невозможно.

Субъекты жилищного права – это стороны, лица, принимающие участие в правоотношениях, связанных с жильем.

Перечень субъектов ЖК РФ:

  1. РФ, субъекты РФ, администрация муниципальных образований;
  2. органы, ведущие учет граждан, нуждающихся в жилье, и, собственно, эти граждане;
  3. члены кооперативов и товариществ;
  4. владельцы и пользователи;
  5. наниматели по соц. найму;
  6. члены семьи нанимателя (супруги, родители, дети).

В качестве пользователя помещения могут выступать исключительно граждане, физ. лица: в жилых помещениях запрещено размещать производственные мощности.

Основные положения

Базовые положения или иначе – принципы жилищного законотворчества, регулирующие взаимоотношения, изложены в первой статье ЖК РФ.

К основополагающим концепциям жилищного права относят:

  • обязанность государства по обеспечению условий, позволяющих гражданам реализовывать свое право на жилище;
  • обязательность обеспечения безопасности жилого фонда (начиная с этапа проектирования);
  • неприкосновенность жилища, кроме случаев, оговоренных законом;
  • защита от неправомочного лишения жилья;
  • защита прав пострадавших в судебном порядке;
  • необходимость принятия мер по сохранности жилого фонда;
  • контроль за эксплуатацией жилых помещений исключительно по назначению.

Право на жилище – главное из названных – соответствует конституционному утверждению, выраженному в ст. 7 – праву на достойную жизнь и свободное развитие личности. А ст. 40 Конституции разъясняет, что органы власти и административные структуры на местах должны поощрять строительство всеми доступными способами.

Нарушенные жилищные права, согласно положениям ЖК РФ, должны быть восстановлены. Исполнение этого принципа достигается с помощью гражданско-правовых актов:

  • возврат изначально существовавшего положения (например, аннулирование сделки купли-продажи, отмена прекращения регистрации);
  • понуждение к исполнению обязанностей;
  • возмещение убытков.

Структура ЖК РФ

Основной документ, регулирующий жилищные правоотношения, состоит из десяти разделов и девятнадцати глав, которые содержат более двухсот статей.

Раздел I:

  • закрепляет основные термины и положения;
  • очерчивает рамки прав и обязанностей субъектов жилищного права;
  • дает разъяснения определениям «жилой фонд», «жилое помещение»;
  • регламентирует процесс присвоения статуса помещению: жилое/нежилое, переустройства.

Раздел II:

  • закрепляет право собственности и прочие вещные права на жилище: пользования, сдачи в наем;
  • определяет круг прав лиц, не являющихся владельцами (членов семьи, проживающих вместе и т. п.).

Третий раздел описывает порядок передачи и эксплуатации жилья по договору социального найма: заключение, дополнение, прекращение договора, а также права и обязанности сторон (например, ремонт за счет нанимателя).

Раздел IV рассматривает порядок предоставления сотрудникам служебных квартир и жилья из специализированного фонда.

Разделыпятый и шестой регулируют правила создания, деятельности, реорганизации и роспуска жил. товариществ, строительных кооперативов: права и обязанности участников; порядок набора членов организации, схемы распределения жилых помещений между участниками.

Раздел VII определяет обязанности, порядок и размер оплаты за жилье и коммунальные услуги.

Раздел VIII посвящен многоквартирным домам:

  • выбор способа управления домом;
  • требования к совету дома;
  • различия между управлением дома, находящегося в государственной или городской (сельской) собственности.

Девятый раздел определяет порядок выполнения капитального ремонта в многоквартирных домах: общие положения, формирование соответствующих фондов, порядок выполнения ремонта крыш, подвалов, коммуникаций.

Раздел X, добавленный в 2014 году и имеющий огромное значение для регулирования жилищных взаимоотношений, называется «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами». Теперь предприятия, желающие управлять активами и счетами многоквартирного фонда, обязаны пройти аттестацию и получить лицензию.

Степень востребованности ЖК РФ

Жилищный Кодекс охватывает не такой объемный сегмент, как, например, уголовный или гражданский кодексы. Однако его регулятивную роль трудно переоценить, учитывая, что он призван защищать одну из базовых потребностей человека – потребность в жилище.

Нормы, прописанные в жилищном законодательстве защищают граждан от недобросовестности застройщиков, от незаконного выселения, от преступных действий, нацеленных на захват жилища и лишение владельца законных прав.

Изменения ЖК РФ от 01.01.2019

Изменения, вступающие в силу в январе:

  1. уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так, предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться поводом для прекращения его прав на улучшение жилья;
  2. дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей, находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав;
  3. расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).

История ЖК РФ

Первым жестом заботы об удовлетворении жилищных потребностей простых граждан можно считать Программу партии, которая начала работать в 1917 году. Суть Программы была проста: забрать дома у богатых и отдать бедным.

Возможно, сейчас такое решение выглядит примитивным и несправедливым, но по статистике 1913 года жилищное обеспечение равнялось приблизительно 4 м2 на человека.

По факту эта средняя цифра была значительно меньше: ведь в статистику входил и метраж огромных квартир и особняков, в которых проживала лишь одна обеспеченная семья.

Справка. Как и любой другой нормативный акт, ЖК РФ регулярно изменяется и дополняется. Последние изменения вступят в силу 12 января 2019 года.

Последний советский Жилищный Кодекс, утвержденный Верховным Советом в 1983г., утратил свою силу первого марта 2005 года: государство перешло от плановой экономике к рыночной, стране требовались совершенно иные законы и нормы. Так появился Жилищный Кодекс Российской Федерации.

То, что может пригодиться при решении вопросов в ЖКХ для обыкновенных людей, в этом видео:

Источник: https://jkrf.ru/

Понятие жилищного права. Общие положения жилищного права

Жилищное право РФ

Статья 40 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) закрепляет право каждого гражданина России на жилище.

Во исполнение данного конституционного положения Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает основные принципы и механизмы реализации конституционного права российских граждан на жилище.

Жилищное законодательство, регулирующее соответствующие отношения, исходит из необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Анализ положений Конституции РФ, затрагивающих жилищные права граждан, и норм жилищного законодательства позволяет сделать вывод о возможности реализации гражданами права на жилище путем:

По договору социального найма жилого помещения минимальная норма общей жилой площади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Договор социального найма считается бессрочным, если иное не предусмотрено жилищным законодательством России;

  • предоставления жилых помещений в соответствии с договором коммерческого найма. Объектом данного договора являются жилые помещения, относящиеся как к государственному и муниципальному фонду, так и к частному жилищному фонду. Законодательство не устанавливает для договора коммерческого найма ограничений по кругу лиц и размеру предоставленного жилого помещения;
  • приобретения в собственность жилых помещений посредством гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, дарения, наследования), а также строительства и совершения других действий, не противоречащих законодательству.

При этом в случаях, определенных законодательством, государственные и муниципальные органы обеспечивают гражданам возможность приобретения жилых помещений из государственных либо муниципальных жилищных фондов за доступную плату или предоставляют нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездные субсидии на покупку либо на строительство жилых помещений.

Таким образом, данными органами выполняется ч. 2 ст. 40 Конституции РФ о поощрении жилищного строительства и создании иных условий для осуществления права граждан на жилище.

Гарантированное конституционное право на жилище непосредственно связано с правом каждого, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ).

Данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст.

55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности государства.

Конституционное право на жилище нельзя рассматривать в отрыве от иных конституционных и гражданских прав гражданина и человека, связанных с жилищными отношениями. Так, ст.

25 Конституции РФ указывает на то, что «жилище неприкосновенно» и что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Во исполнение данного положения ст.

3 ЖК РФ устанавливает запрет на проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях лиц.

Исключение для данного правила может быть установлено федеральным законом только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Также в ч. 4 ст. 3 ЖК РФ закреплен запрет на выселение из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, в том числе, в праве получения коммунальных услуг. Исключения, содержащие основания и порядок выселения из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, могут быть установлены только федеральным законом.

При раскрытии темы этой главы важно осветить вопрос о соотношении понятий «право на жилище» и «жилищные права». В юридической литературе и на практике термин «право на жилище» используется в различных значениях, в частности, как специальное субъективное вещное право, содержащее совокупность правомочий пользователя жилого помещения, полученного по разным правовым основаниям.

Легальное определение жилищных прав закреплено в ст. 1 ЖК РФ, согласно которой под ними понимаются права, вытекающие из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Таким образом, указанные понятия различаются весьма существенно.

Если право на жилище — это субъективное право гражданина на приобретение и пользование жилым помещением, то жшищные права объективны по своему характеру и представляют собой совокупность закрепленных законодательством прав гражданина (человека), объектом которых выступает жилое помещение.

Понятие жилищного права

В целом понятие «жилищное право» определяется как совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

При этом в подходе к исследованию жилищно-правовых отношений существует проблема определения сущности и места жилищного права в общей системе российского права.

По этому поводу уже несколько десятилетий продолжается полемика между двумя группами ученых-юристов, одна из которых считает, что жилищное право является подотраслью гражданского права, а другая — самостоятельной отраслью в системе российского права.

Представляется, что с учетом объема нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, который, без сомнения, стал значительно больше не только объема нормативных актов всех подотраслей гражданского права, но и начал серьезно конкурировать с объемом нормативного материала самого гражданского права, жилищное право следует считать самостоятельной комплексной отраслью права, что подтверждается признанием Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) самостоятельного существования жилищного законодательства.

Комплексный характер жилищного права заключается в том, что оно соединяет в себе не только нормы гражданско-правового характера (которых большинство), но и нормы публичных отраслей права, регулирующих либо непосредственно жилищные отношения, либо отношения, связанные с жильем. К таким отраслям относятся административное, земельное, экологическое, финансовое право.

Жилищное право как комплексное правовое образование характеризуется тем, что представляет собой определенное целостное правовое образование, что ему свойственны свои специфические предмет регулирования, принципы, общие (основные) положения, отдельные способы и приемы правового регулирования, т.е. специфический механизм, режим правового регулирования, что отличает его от смежных отраслей и комплексных правовых образований, и как комплексная отрасль оно имеет свою систему: правовые институты, нормы, которые регулируют соответствующие группы жилищных отношений.

Предмет и метод жилищного права

Предметом жилищного права являются общественные отношения, которые в законодательстве и юридической литературе получили название «жилищные отношения».

Это понятие является собирательным и охватывает различные виды отношений: по поводу управления и эксплуатации жилищного фонда, обеспечению его сохранности, учету нуждаемости в жилье граждан и предоставлению жилых помещений, использования пригодных для постоянного проживания помещений и т.д.

В юридической науке даются разные классификации жилищных отношений. Федеральный законодатель, в свою очередь, в ст. 4 ЖК РФ закрепляет их перечень. Таким образом, жилищные отношения — это отношения с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:

  • возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
  • пользования жилыми помещениями частного жтищного фонда;
  • пользования общим имуществом собственников помещений;
  • отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;
  • учета жилищного фонда;
  • содержания и ремонта жилищного фонда;
  • перепланировки и переустройства жилых помещений;
  • управления многоквартирными домами;
  • создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  • оказания коммунальных услуг;
  • внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 4 ЖК РФ).

Обратите внимание, что правовая природа рассматриваемых отношений весьма разнообразна и подлежит определенной дифференциации по группам.

Первая группа отношений носит гражданско-правовой характер, поскольку и возникновение, и прекращение права пользования жилым помещением осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, дарения, договора найма жилого помещения и т.д.) и, соответственно, регулируются гражданским законодательством, преимущественно ГК РФ.

Вторая группа относится частично к гражданско-правовым (срок, целевое назначение жилого помещения), частично — к административным правоотношениям. Отношения в третьей группе являются организационными и управленческими и во многом выполняют вспомогательную, служебную функцию по отношению к первым двум группам.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность юридических свойств, способов и приемов воздействия со стороны государства на регулируемые общественные отношения.

Под методом жилищного права следует понимать способ регулирования жилищных правоотношений. Жилищное право в качестве отрасли, выделившейся из гражданского права и имеющей комплексный характер, использует как частноправовой метод регулирования, так и метод императивный, присущий тем отраслям права, действие норм которых распространяется на жилищные отношения.

Так, для отношений по поводу совершения сделок с жилыми помещениями используется гражданско-правовой метод, основанный на свободе и равенстве сторон, для отношений по поводу предоставления жилья используется в основном административно-правовой метод и т.д.

Основные принципы жилищного права

Под правовыми принципами (принципами права) понимаются основные начала, важнейшие положения правового регулирования общественных отношений. Принципы права пронизывают все отрасли права. Однако их действие в каждой отрасли, подотрасли или правовом институте проявляется по-разному, с учетом особенностей, свойственных соответствующим общественным отношениям.

В доктрине права стало естественным, по мнению большинства авторов, выделение таких правовых принципов, как общие для данной национальной системы права, отраслевые и межотраслевые. В жилищном праве наблюдается проявление действия принципов нескольких отраслей права.

Основными принципами жилищного права являются.

1. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища — это важнейший конституционный принцип жилищного права, имеющий большое значение для реализации стабильного, устойчивого права на пользование жилищем (ст. 40 Конституции РФ, ст. 3 ЖК РФ).

На необходимость соблюдения конституционных принципов, связанных с жилищными правами человека и закрепленных в жилищном законодательстве, неоднократно указывал Пленум Верховного Суда Российской Федерации (далее — Пленум ВС РФ). Так, в постановлении от 02.07.

2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»1 в целях обеспечения единства судебной практики и законности судам даны разъяснения по применению ЖК РФ с учетом следующей правовой позиции: «Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключении случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ)». Что касается последнего, то принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

2. Принцип доступности для граждан условий найма жилых помещений.

данного принципа выражается в том, что гражданин может реализовать свое право на жилище различными способами: на основе договора социального найма, вступления в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива либо путем вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья и др.

Этот принцип получает реализацию в различных аспектах, прежде всего в широком объеме жилищного строительства, позволяющего большую часть новых жилых помещений предоставлять внаем либо по другим основаниям бесплатно или за доступную плату малоимущим гражданам, военнослужащим, работникам бюджетной сферы и другим указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище.

3. Принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ).

Данный принцип предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище, направленные на обеспечение стабильного осуществления собственником (нанимателем, арендатором) жилого помещения права пользования им без нарушения или ущемления этого права. Принципиальное значение имеет и то, что в ст. 25 Конституции РФ определен запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Важно отметить, что запрет на проникновение в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле проживающих в нем граждан.

Данное положение устанавливает запрет на различные формы получения сведений о том, что происходит в жилище (например, установление прослушивающих устройств). При этом незаконное проникновение в жилое помещение образует уголовный состав (ст.

139 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее — УК РФ). Данный принцип получил развитие в ст. 3 ЖК РФ.

Источник: http://be5.biz/pravo/z003/1.html

Жк рф жилищный кодекс (жк рф) | гарант | гарант

Жилищное право РФ

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ

Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 12 января 2005 г. N 1, в «Парламентской газете» от 15 января 2005 г. N 7-8, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 14

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2018 г. N 30-П взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса и абзаце третьем пункта 42.

1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

 N 354, признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, — не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 28 января 2020 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2019 г.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 22 января 2019 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 558-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г., за исключением подпунктов «а» и «в» пункта 1 и пункта 2 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г., за исключением:

пунктов 5 и 6, подпункта «б» пункта 17 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 11 июля 2018 г.;

подпункта «в» пункта 10 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 12 января 2019 г.;

пункта 7 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 462-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2016 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2016 г.

Положения пункта 6 части 1 статьи 193 настоящего Кодекса подлежат применению до 31 декабря 2017 г. включительно, а на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя — до 30 июня 2019 г. включительно

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Изменения в часть 2 статьи 48 настоящего Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

Действие статьи 47.1 настоящего Кодекса приостановлено до 1 января 2018 г.

в части проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территориях всех субъектов РФ и до 1 июля 2019 г. на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 июня 2016 г.

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г. и распространяются на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 30 августа 2015 г., с 28 декабря 2015 г., с 1 января 2016 г., с 1 июля 2016 г. и с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 175-ФЗ и Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г.

Положения части 10 статьи 161 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона) применяются до 1 января 2018 г. (на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя — до 1 июля 2019 г.)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением подпункта «б» пункта 9 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 января 2015 г., подпункта «г» пункта 3 и подпункта «а» пункта 5 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 мая 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2014 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 июля 2014 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июня 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июня 2012 г.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 июня 2012 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 17 июня 2011 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 апреля 2012 г.

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2011 г., за исключением изменений в части дополнения статьи 161 частью 9.1, вступающих в силу с 1 марта 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2010 г.

Федеральный закон от 4 мая 2010 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 мая 2010 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 316-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 декабря 2009 г.

Изменения в часть 1 статьи 89 настоящего Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 ноября 2009 г.

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 сентября 2009 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 мая 2008 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2007 г., за исключением изменений статьи 12, статьи 13, статьи 20 настоящего Кодекса, которые вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Источник: https://base.garant.ru/12138291/

Refy-free
Добавить комментарий