Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное

10 класс Элективный курс Урок №23 Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа

Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Формирование умений и навыков

  1. Выполнение задач поисково-исследовательского характера

— Охарактеризуйте ход чувств Жульена к госпоже Реналь и Матильды де Ла-Моль.

  1. Заполнение «анкеты» стендалевских героинь

Имя, фамилияЛуиза де РенальМатильда де Ла-Моль
возраст2319
Особые детали внешностипрекрасные глазаколючие глаза
Семейное положениезамужемНе замужем
Место жительствагород Верьергород Париж
Читательские интересыРоманы о любвиОбщественно-политические трактаты
Отношение к религииуважительноенасмешливое
Отношение к окружающимРовно, с уважениемскрытое презрение
Проблема денегне волнуетБогатство — залог успеха
Сила чувств, способность к самопожертвованиюСильные чувства, высокая способность к бескорыстной самопожертвованияСильные чувства, способность к самопожертвованию высокая, но с определенным расчетом

1 группа. Составление устного высказывания «Проблема выбора госпожи де Реналь в романе Стендаля «Красное и черное»»

Ориентировочный образец

Для госпожи де Реналь тяжелой проблемой является выбор между страстью, с одной стороны, и ее обязанностью жены, матери, христианки, с другой.

То есть между «естественным человеком», как и у Сореля, и «цивилизацией».

Влюбившись в Жюльена, она чувствует себя преступницей, которая нарушает общепринятые нормы морали, поэтому сдерживает чувства; свою страсть определяет как «ужасное наваждение». Ее душа стремится к счастью.

Женщина часто впадает в крайности. Когда заболел ее сын, она воспринимает это как Божье наказание за супружескую измену. Только ребенок выздоровел, госпожа де Реналь пишет анонимные письма, чтобы защитить свою с Жюльеном любовь. Пожалуй, в такую минуту раскаяния она по наущению духовника и отсылает маркизу де Ла-Моль отзыв о поведении Сореля, что играет в его судьбе роковую роль.

Как и Жульен Сорель, госпожа де Реналь находит равновесие лишь тогда, когда начинает жить своими чувствами и стремлением к счастью. Для нее уже не существуют обязанность перед мужем и моральное осуждение. Очевидно, такое искреннее поведение, «естественная жизнь» является для автора идеалом.

2 группа. Составление устного высказывания «Настоящая любовь героя и симпатия автора — провинциальная госпожа или парижская красавица?»

Ориентировочный образец

В Матильде де Ла-Моль, дочери маркиза, есть много общего с Жюльеном. Она, как и Сорель, скептически относится к современности, считая, что все лучшее в истории уже произошло. Госпожа де Ла-Моль инстинктивно ищет вокруг себя таких сильных людей, как ее родственник Бонифас де Ла-Моль эпохи Маргариты Наваррской, и не находит их.

Она отдает сердце сыну плотника, который выделяется ее окружения умом, энергией и происхождением из низкого состояния, из которого он поднялся благодаря качествам своего характера и способностям. Свидетельством ее силы и смелости является то, что она первой признается юноше в любви.

Этим она бросает вызов еще и своему общественному положению.

Несмотря на духовную близость Матильды и Жюльена (и самого автора!), женским идеалом в романе является не она, а госпожа де Реналь.

Матильда НЕ может вести себя просто как женщина, она всегда будет оставаться дочерью маркиза с привычками неискренности, игры, позирования. Пожалуй, в этом заключается ее трагедия, она не способна уступать собственной гордости.

Госпожа де Реналь не такая изысканная, умная, остроумная, как соперница, но имеет преимущество над ней, значительно более важное, — умеет самоотверженно любить.

3 группа. Сопоставьте двух героинь романа: Луизу де Реналь и Матильду де Ла-Моль. Охарактеризуйте на примере их взаимоотношений с Жульеном Сорелем два типа любви: любовь — страсть и любовь – тщеславие.

  1. Аналитическое комментирование

— Прокомментируйте высказывание Стендаля о любви, найдите перекличку этих мыслей с романом «Красное и черное»:

  • «Любовь! В каких только сумасшествиях не заставляешь ты нас чувствовать радость»;
  • «Любовь похоже на лихорадку, она рождается и угасает без малейшего участия воли»;
  • «… В любви мы наслаждаемся лишь иллюзией, порожденной нами самими …».

— Докажите или опровергните мнение литературоведа о женских характерах Стендаля: «Характерными чертами женских образов является тяга к героическому, самоотверженность в любви, способность жить страстями, отстаивать свои чувства и идти против условностей среды».

— В трактате «О любви» Стендаль написал: «Любовь — это чудесный цветок, но следует иметь отвагу, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти». Как вы думаете, уместна эта фраза относительно чувств Жюльена Сореля? (Возможно. Жульен хочет любви, но все время он — на краю пропасти, хотя и не всегда избегает падения вниз.)

Ожидаемые ответы

• Жульен: благодарность влюбленность страх ненависть любви — госпожа де Реналь.

• Жульен: интерес самодовольства симпатия азарт гордость эгоистическая гордость — Матильда де Ла-Моль.

Примечание. Возможны и другие определения.

Заполняют анкету в группе.

Фронтальная проверка.

Составляют устное высказывание в группе, выступают перед классом.

Комментируют высказывания, аргументируют текстом романа.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/10-klass-eliektivnyi-kurs-urok-23-stiendal-krasnoi.html

Женские образы в романе Стендаля «Красное и черное»

Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное

Выдающийся французский писатель Стендальсоздал новый тип психологической прозы.Читая роман Стендаля «Красное и черное»,можно проследить, что противоречивыечувства разрывают не только душу ЖюльенаСореля, но и сердца женских персонажей- госпожа де Реналь и Матильды де Ла-Моль.Для госпожи де Реналь тяжелой проблемойявляется выбор между страстью и егообязанностью жены, матери, христианки.

Влюбившись в Жульена Сореля, она чувствуетсебя преступницей, которая нарушаетвнутренние запреты, привитые ей церковьюи общественной моралью. Вполне закономерно,что госпожа де Реналь постоянно прибегаетк крайностям. Когда заболел ее сынКсавье-Станислав, он воспринимаетболезнь как наказание Бога за супружескуюневерность.

И почти сразу после этого,как только угроза здоровью мальчикапрошла, подрабатывает анонимные письма,чтобы защитить свою любовь и Жульена.Видимо, по наущению аббата Кастанеда иотсылает маркизу де Ла-Моль отзыв оповедении Сореля, который играет такую​​роковую роль в его судьбе. Затемснова происходит возвращение к любимому,теперь уже окончательное.

Как и ЖюльенСорель, дама де Реналь обретает равновесиетолько тогда, когда начинает жить так,как диктует ее инстиктивне жажда счастья.С тех пор она совершенно не обращает надолг перед мужем или моральное осуждение.Теперь они для него просто не существуют.Такая искренняя поведение является дляСореля идеалом. Матильда де Ла-Моль -женский персонаж совсем другого типа.

Дочь маркиза, как и Жюльен, считает, чтовсе лучшее уже произошло. Матильдамечтает о XVI века, о временах Карла IX,Генриха IX и Маргариты Наваррской, когдажили настоящие герои. Матильда инстиктивноищет вокруг себя сильных людей и ненаходит их. Она разочарована в современномобществе, в тех аристократах, которыеего окружают. им не хватает энергии ирешительности.

Матильда отдает своесердце сыну владельца лесопилки.Свидетельством силы и смелости являетсято, что она первой признается в любви.Но Матильда проигрывает по сравнениюс госпожи де Реналь, не такая умная,остроумная, как соперница, но имеет тодругое, гораздо важнее — умениесамоотверженно любить. Эти две женщиныимеют разную природу страсти: «Госпожаде Реналь не нарушила своего обещания.

Она не пыталась покончить с собой, ночерез три дня после казни Жюльена умерла,обнимая своих детей ». Итак, госпожа деРеналь и есть та самая благородная душа,которая, по выражению писателя, толькои заслуживает любви.

ЖІНОЧІ ОБРАЗИ РОМАНУ

СТЕНДАЛЯ «ЧЕРВОНЕ І ЧОРНЕ»

Роман Стендаля «Червоне і чорне»різноманітний за тематикою, ціка_

вий і повчальний. Повчальні й долі йогогероїв. Мені хочеться розповісти,

чого ж навчили мене дві героїні — паніде Реналь іМатильда де Ла_Моль.

Щоб нам був зрозумілий внутрішній світцих героїнь, Стендаль піддає

їх випробовуванню коханням, тому що, найого думку, кохання — почут_

тя суб’єктивне і більшою мірою залежитьвід того, хто кохає, ніж від са_

мого об’єкта кохання. І тільки любовможе зірвати маски, за якими люди

приховують звичайно справжнє своєєство.

На початку роману пані де Реналь навигляд можна було дати років

тридцять, але вона була ще дуже миловидна.Висока, ставна жінка, вона

була колись першою красунею на всюокругу.

Багата спадкоємиця богобоязливої тітки,вона виховувалась у єзуїт_

ському жіночому монастирі, але зуміланезабаром забути ті дурниці, яких

її вчили в цьому закладі. Заміж її видалив шістнадцять років за літнього

вже пана де Реналя.

Розумна, кмітлива, емоційна, вона булаводночас боязкою й соро_

м’язливою, простою і трохи наївною. Їїсерце було вільне від кокетства.

Вона любила самоту, любила походжатипо своєму чудовому саду, ухи_

лялася від того, що у Вер’єрі називалосярозвагами, тому в суспільстві

пані де Реналь стали називати гордячкоюі говорити, що вона надто пи_

шається своїм походженням. У неї цьогой у думках не було, але вона була

дуже задоволена, коли жителі містечкастали бувати в них рідше.

Молода жінка не могла хитрувати,обманювати, вести, як говорили

у Вер’єрі, політику стосовно свогочоловіка, тому серед місцевих дам

вона вважалася «дурною». Залицяння панаВально, якому вона подоба_

лася, тільки лякали її. Життя пані деРеналь було присвячене чолові_

кові й дітям.

І ось у її душі виникло нове почуття —кохання. Вона немов прокину_

лася від довгого сну, стала всімзахоплюватися, не тямила себе від емоцій.

Почуття, що запалювало пані де Реналь,робило її енергійною й рішучою.

Ось вона, немов засуджена на смерть, щобурятувати коханого, іде до

кімнати Жульєна, щоб витягти з матрацапортрет Наполеона. То всіма

правдами і неправдами вводить Жульєна,людину низького походження,

до складу почесної варти. То продумуєанонімний лист.

Пані де Реналь перебуває весь час удушевній напрузі, у ній боряться

дві сили — природне почуття, прагненнядо щастя і почуття обов’язку

стосовно родини, чоловіка, нав’язанесуспільством, цивілізацією, релігією.

Тому вона постійно вдається у крайнощі.Коли захворів її син Ксав’є_Ста_

ніслав, вона сприймає хворобу як покаранняБога за подружню невірність.

І майже одразу після того, як загрозаздоров’ю хлопчика минула, знову

віддається своєму коханню. Мабуть, водну з таких хвилин лютого каят_

тя вона, з намови абата Кастанеда, івідіслала маркізові де Ла_Молю відгук

про поведінку Сореля, що відіграв такуфатальну роль у долі Жульєна. Відтак

знову повернулася вона до коханого,тепер уже остаточно. Вона не може

вже більше йти проти себе, своєї природи,натури. Вона говорить Жульє_

нові: «Мій обов’язок передусім — бутиз тобою». Відтоді вона зовсім пере_

стала зважати на моральний осуд. Тепервін для неї просто не існував. Ос_

танні дні вона була поруч із Жульєном.Життя без коханого для неї стало

безглуздим. І за три дні після стратиЖульєна пані де Реналь померла, об_

іймаючи своїх дітей. Вона тихо, непомітножила, жертвуючи собою заради

дітей, родини, коханого, і так само тихопомерла.

Матильда де Ла_Моль — жіночий персонажзовсім іншого типу. Горда і хо_

лодна красуня, що царює на балах, дезбирається весь блискучий паризький

світ, екстравагантна, дотепна йнасмішкувата, вона вища за своє оточення.Го_

стрий розум, освіченість — вона читаєВольтера, Руссо, Агріппу д’Обіньє, ціка_

виться історією Франції, героїчнимиепохами країни — діяльна натура Ма_

тильди примушує її з презирствомставитися до всіх родовитих залицяльників,

що претендують на її руку і серце. Відних, і зокрема від маркіза де Круазнуа,

шлюб з яким мав би принести Матильдігерцогський титул, про який мріє її

батько,— для неї віє нудьгою. «Що можебути на світі банальнішим від такого

збіговиська?» — виражає погляд її«синіх, як небо», очей.

Сучасна дійсність не викликає аніякогоінтересу в Матильди. Вона

буденна, сіра і зовсім не героїчна. Усекупується і продається — «титул

барона, титул віконта — усе це можнакупити… кінець кінцем, щоб здобу_

ти багатство, чоловік може одружитисяз дочкою Ротшильда».

Матильда живе минулим, яке постає в їїуяві, оповите романтикою

сильних почуттів. Вона шкодує, що немабільше двору, подібного до дво_

ру Катерини Медічі або Людовіка XIII. 30квітня Матильда завжди одя_

гає жалобну сукню, бо це день страти їїпредка Боніфаса де Ла_Моля, який

загинув на Гревській площі 1574 року,зробивши спробу визволити своїх

друзів, полонених Катериною Медічі,серед яких був і король Наваррсь_

кий, майбутній Генріх IV, чоловік йогокоханки — королеви Маргарити.

Матильда схиляється перед силоюпристрасті Маргарити Наваррської,

яка здобула в ката голову свого коханцяі власноруч поховала її. При_

хильниця трону і церкви, Матильда почуваєсебе здатною до великих

подвигів заради відновлення старихчасів.

Матильда звертає увагу на Жульєна тому,що відчуває в ньому незви_

чайну натуру. Так само, як граф Альтаміразі своєю романтичною долею («оче_

видно, тільки смертний вирок і вирізняєлюдину… це єдина річ, яку не мож_

на купити»), Жульєн викликає їїзацікавленість і повагу як такий, що«…не

народився, щоб плазувати». Матильдувражає похмурий вогонь, який палає

в його очах, його гордовитий погляд. «Чивін не Дантон?» — думає Матиль_

да, почуваючи, що це справжня людина ізсильною волею, гідна її. «У наші

дні, коли всіляка рішучість втрачена,його рішучість лякає їх»,— думає Ма_

тильда, протиставляючи Жульєна всіммолодим вельможам, що красуються

в салоні її матері, які можуть похизуватисяхіба що вишуканими манерами.

Машкара Тартюфа, вигляд святенника, щоЖульєн напускає на себе, не можуть

її обманути. Незважаючи на його чорнийкостюм, який він не знімає, «на по_

півську міну, з якою бідоласі доводитьсяходити, щоб не померти з голоду»,—

його вищість лякає їх,— розуміє Матильда.

Наважитися покохати Жульєна, того, хтонижче від неї стоїть на соці_

альних щаблях, відповідає її характерові,таїна якого — потреба ризику_

вати. Але кохання її тяжке. Вона теж, які пані де Реналь,— у постійній

душевній напрузі. У неї теж точитьсяборотьба між природним прагнен_

ням до щастя і «цивілізацією», тимипоглядами, що їх нав’язало суспіль_

ство із самого її народження. Вагаючисьміж коханням і ненавистю

до Жульєна, презирством до себе, вонато відштовхує його, то віддається

з усією силою пристрасті. Жульєновідоводиться підкоряти її. Покохав_

ши нарешті Жульєна до самозабуття,Матильда готова пожертвувати

і своєю репутацією, і титулом, і багатством.Вона врятувала б Жульєна

від страти, якби той цього захотів. Післясмерті коханого вона виконала

його останнє прохання — поховала впечері на високій горі, що здіймаєть_

ся над Вер’єром. «Завдяки зусиллямМатильди ця дика печера прикра_

силася мармуровими статуями, що воназамовила в Італії за великі гроші».

Обидві героїні прекрасні, кожна по_своєму.Обидві вони викликають,

з одного боку, співчуття та жаль, з іншогобоку, їхнє альтруїстичне, жер_

товне кохання викликає подив і шану.Своїм коханням вони вчать нас

любити безкорисливо й самовіддано.Шкода, що їхнє щастя тривало не_

довго, але в цьому винні не стільки вони,скільки суспільство зі своїми

несправедливими законами.

Роман Стендаля «Червоне і чорне»різноманітний за тематикою, цікавий іповчальний. Повчальні й долі його героїв.Мені хочеться розповісти, чого ж навчилимене дві героїні — пані де Реналь іМатильда де Ла-Моль.

Щоб нам був зрозумілийвнутрішній світ цих героїнь, Стендальпіддає їх випробовуванню коханням, томущо, на його думку, кохання — почуттясуб’єктивне і більшою мірою залежитьвід того, хто кохає, ніж від самогооб’єкта кохання.

І тільки любов можезірвати маски, за якими люди приховуютьзвичайно справжнє своє єство.

На початку роману пані де Реналь навигляд можна було дати років тридцять,але вона була ще дуже миловидна. Висока,ставна жінка, вона була колись першоюкрасунею на всю округу.

Багата спадкоємиця богобоязливої тітки,вона виховувалась у єзуїтському жіночомумонастирі, але зуміла незабаром забутиті дурниці, яких її вчили в цьому закладі.Заміж її видали в шістнадцять років залітнього вже пана де Реналя.

Розумна, кмітлива, емоційна, вона булаводночас боязкою й сором’язливою,простою і трохи наївною. Її серце буловільне від кокетства.

Вона любила самоту,любила походжати по своєму чудовомусаду, ухилялася від того, що у Вер’єріназивалося розвагами, тому в суспільствіпані де Реналь стали називати гордячкоюі говорити, що вона надто пишаєтьсясвоїм походженням.

У неї цього й у думкахне було, але вона була дуже задоволена,коли жителі містечка стали бувати в нихрідше.

Молода жінка не могла хитрувати,обманювати, вести, як говорили у Вер’єрі,політику стосовно свого чоловіка, томусеред місцевих дам вона вважалася«дурною». Залицяння пана Вально, якомувона подобалася, тільки лякали її. Життяпані де Реналь було присвячене чоловіковій дітям.

І ось у її душі виникло нове почуття —кохання. Вона немов прокинулася віддовгого сну, стала всім захоплюватися,не тямила себе від емоцій. Почуття, щозапалювало пані де Реналь, робило їїенергійною й рішучою.

Ось вона, немовзасуджена на смерть, щоб урятуватикоханого, іде до кімнати Жульєна, щобвитягти з матраца портрет Наполеона.То всіма правдами і неправдами вводитьЖульєна, людину низького походження,до складу почесної варти.

То продумуєанонімний лист.

Пані де Реналь перебуває весь час удушевній напрузі, у ній боряться двісили — природне почуття, прагнення дощастя і почуття обов’язку стосовнородини, чоловіка, нав’язане суспільством,цивілізацією, релігією. Тому вонапостійно вдається у крайнощі. Колизахворів її син Ксав’є-Станіслав, вонасприймає хворобу як покарання Бога заподружню невірність.

І майже одразупісля того, як загроза здоров’ю хлопчикаминула, знову віддається своєму коханню.Мабуть, в одну з таких хвилин лютогокаяття вона, з намови абата Кастанеда,і відіслала маркізові де Ла-Молю відгукпро поведінку Сореля, що відіграв такуфатальну роль у долі Жульєна. Відтакзнову повернулася вона до коханого,тепер уже остаточно.

Вона не може вжебільше йти проти себе, своєї природи,натури. Вона говорить Жульє-нові: «Мійобов’язок передусім — бути з тобою».Відтоді вона зовсім перестала зважатина моральний осуд. Тепер він для неїпросто не існував. Останні дні вона булапоруч із Жульєном. Життя без коханогодля неї стало безглуздим. І за три дніпісля страти Жульєна пані де Ренальпомерла, обіймаючи своїх дітей.

Вонатихо, непомітно жила, жертвуючи собоюзаради дітей, родини, коханого, і таксамо тихо померла.

Матильда де Ла-Моль — жіночий персонажзовсім іншого типу. Горда і холоднакрасуня, що царює на балах, де збираєтьсявесь блискучий паризький світ,екстравагантна, дотепна й насмішкувата,вона вища за своє оточення.

Гострийрозум, освіченість — вона читає Вольтера,Руссо, Агріппу д’Обіньє, цікавитьсяісторією Франції, героїчними епохамикраїни — діяльна натура Матильдипримушує її з презирством ставитися довсіх родовитих залицяльників, щопретендують на її руку і серце.

Від них,і зокрема від маркіза де Круазнуа, шлюбз яким мав би принести Матильді герцогськийтитул, про який мріє її батько,— для неївіє нудьгою. «Що може бути на світібанальнішим від такого збіговиська?»— виражає погляд її «синіх, як небо»,очей.

Сучасна дійсність не викликає аніякогоінтересу в Матильди. Вона буденна, сіраі зовсім не героїчна. Усе купується іпродається — «титул барона, титулвіконта — усе це можна купити… кінецькінцем, щоб здобути багатство, чоловікможе одружитися з дочкою Ротшильда».

Матильда живе минулим, яке постає в їїуяві, оповите романтикою сильнихпочуттів. Вона шкодує, що нема більшедвору, подібного до двору КатериниМедічі або Людовіка XIII.

30 квітня Матильдазавжди одягає жалобну сукню, бо це деньстрати її предка Боніфаса де Ла-Моля,який загинув на Гревській площі 1574 року,зробивши спробу визволити своїх друзів,полонених Катериною Медічі, серед якихбув і король Наваррський, майбутнійГенріх IV, чоловік його коханки — королевиМаргарити.

Матильда схиляється передсилою пристрасті Маргарити Наваррської,яка здобула в ката голову свого коханцяі власноруч поховала її. Прихильницятрону і церкви, Матильда почуває себездатною до великих подвигів зарадивідновлення старих часів.

Матильда звертає увагу на Жульєна тому,що відчуває в ньому незвичайну натуру.Так само, як граф Альтаміра зі своєюромантичною долею («очевидно, тількисмертний вирок і вирізняє людину… цеєдина річ, яку не можна купити»), Жульєнвикликає її зацікавленість і повагу яктакий, що «…не народився, щоб плазувати».

Матильду вражає похмурий вогонь, якийпалає в його очах, його гордовитийпогляд. «Чи він не Дантон?» — думаєМатильда, почуваючи, що це справжнялюдина із сильною волею, гідна її.

«Унаші дні, коли всіляка рішучість втрачена,його рішучість лякає їх»,— думаєМатильда, протиставляючи Жульєна всіммолодим вельможам, що красуються всалоні її матері, які можуть похизуватисяхіба що вишуканими манерами.

Машкара Тартюфа, вигляд святенника, щоЖульєн напускає на себе, не можуть їїобманути. Незважаючи на його чорнийкостюм, який він не знімає, «на попівськуміну, з якою бідоласі доводиться ходити,щоб не померти з голоду»,— його вищістьлякає їх,— розуміє Матильда.

Наважитися покохати Жульєна, того, хтонижче від неї стоїть на соціальнихщаблях, відповідає її характерові, таїнаякого — потреба ризикувати. Але коханняїї тяжке. Вона теж, як і пані де Реналь,—у постійній душевній напрузі.

У неї тежточиться боротьба між природнимпрагненням до щастя і «цивілізацією»,тими поглядами, що їх нав’язалосуспільство із самого її народження.Вагаючись між коханням і ненавистю доЖульєна, презирством до себе, вона товідштовхує його, то віддається з усієюсилою пристрасті. Жульєнові доводитьсяпідкоряти її.

Покохавши нарешті Жульєнадо самозабуття, Матильда готовапожертвувати і своєю репутацією, ітитулом, і багатством. Вона врятувалаб Жульєна від страти, якби той цьогозахотів. Після смерті коханого вонавиконала його останнє прохання —поховала в печері на високій горі, щоздіймається над Вер’єром.

«Завдякизусиллям Матильди ця дика печераприкрасилася мармуровими статуями, щовона замовила в Італії за великі гроші».

Обидві героїні прекрасні, кожна по-своєму.Обидві вони викликають, з одного боку,співчуття та жаль, з іншого боку, їхнєальтруїстичне, жертовне кохання викликаєподив і шану. Своїм коханням вони вчатьнас любити безкорисливо й самовіддано.Шкода, що їхнє щастя тривало недовго,але в цьому винні не стільки вони, скількисуспільство зі своїми несправедливимизаконами.

29

Источник: https://studfile.net/preview/7224245/page:3/

Роль женских образов в судьбе Жульена Сореля

Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное

В романе Стендаля «Красное и черное» главного героя Жульена Сореля сопровождает два поразительно сильных женских образов — мадам де Реналь и маркиза де Ла-Моль.

Первую из женщин, мадам де Реналь, Жюльен встречает, когда устраивается в дом ее мужа гувернером детей. Жульен еще совсем юный, только-только начинает познавать жизнь.

А мадам де Реналь, на первый взгляд, кажется женщиной, которая уже определилась со своей судьбой: она замужем, имеет двух детей, ведет достаточно спокойный, оседлый образ жизни. Но, если присмотреться поближе, становится понятно, что она еще имеет запас чувств, молодости и энергии.

Этот нерастраченный ресурс она до сих пор вкладывала в воспитание детей и устройство благотворительных акций, но теперь она обращает свое внимание на Жульена. Между ними искрится любовь, но настоящее оно только с одной стороны, ведь Жульен уже начинает проявлять свою корысть.

Он использует госпожа де Реналь для продвижения по карьерной лестнице. То есть, она становится для него лишь инструментом для достижения цели. По крайней мере, так сначала думает и он сам, и читатель.

Позднее, в уже достаточно зрелом возрасте Жульен Сорель поймет, что его первая влюбленность была на самом деле любовью всей его жизни. Образ мадам де Реналь превращается для него в символ идеальной женщины, божества на земле. Но в силу своего эгоизма он ее ненавидит, стреляет в нее. Он боится ее власти над собой, боится этого на пол счастье и на пол беду.

Вторая женщина в жизни Жульена — Матильда де Ла-Моль. Отношения Сореля с ней кардинально отличаются от отношений с мадам де Реналь. Жульен вступает с ней в контакт, четко зная, для чего она ему. Он сознательно использует ее для достижения высот, ведь ему известно, что богатая красавица горячо восхищается им, его решимостью.

И Матильда страдает от этой любви, которую так долго искала. Надменный Жульен как будто постоянно соревнуется с аристократической Матильдой, и мучения обоих усиливаются, когда к Сорелю приходит понимание своих чувств к мадам де Реналь. Любовный треугольник становится непосильным бременем для Матильды.

Но она продолжает его любить даже тогда, когда душа и сердце Жульена целиком и полностью для нее потеряны.

Стендаль использует такие яркие женские образы не только для передачи конкретного влияния каждого из них на господина Сореля, но и для достижения более общей цели — воплощении авторского замысла, а именно раскрытие двух периодов жизни человека — двух кардинально разных стадий жизни и любви.

Госпожа де Реналь в таком контексте является рычагом активации сильнейших чувств Жульена, таких, что меняют его и его судьбу кардинально. После написанного в забвении анонимного письма госпожи де Реналь Жюльен едет в Верьер и обещает себе достичь там успеха. А после покушения на ее жизнь, доживая последние дни в тюрьме, становится по-настоящему счастливым.

Лишь мадам де Реналь он так горячо любил, только ее так страшно ненавидел. Кроме того, в образе госпожи автор утверждает идею вечности любви, ведь ее чувство живет до тех пор, пока живет она сама. Ее чувства пробуждает чувства Сореля.

И те последние дни перед казнью, что они проводили вдвоем, были важнее, чем все предыдущие годы жизни, ведь были наполнены счастьем любви.

В противовес этому — Матильда. Через ее образ раскрывается скорее не радость любви, а его боль, готовность идти на самопожертвование, покинуть все, уничтожить все, уничтожить саму себя ради любви. Матильда становится образцом преданности.

Она по-настоящему любит Жюльена, когда тот ее презирает, когда не обращает на нее внимания вообще, она продолжает ходить к нему в тюрьму, она хочет ему помочь, ищет способы изменить приговор.

А уже после его смерти Матильда хоронит его голову руками, повторяя трагическую историю Маргариты Неаварской.

Итак, обе женщины прекрасны, каждая по-своему. Они такие разные, но их объединяет любовь. Оба образы полные и незабываемые, а их роль в произведении не может быть переоценена. Своим примером они учат нас любить преданно и бескорыстно и напоминают нам, что нужно ценить каждый момент жизни.

«,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: Игорь»,»date_published»:null,»lead_image_url»:null,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://www.lang-lit.ru/2017/10/zhenskie-obrazy.html»,»domain»:»www.lang-lit.ru»,»excerpt»:»Ð Ð¾Ð»ÑŒ женских образов в судьбе Жульена Сореля в романе Стендаля «ÐšÑ€Ð°ÑÐ½Ð¾Ðµ и черное» В романе Стендаля «ÐšÑ€Ð°ÑÐ½Ð¾Ðµ и черное» главного героя …»,»word_count»:614,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://www.lang-lit.ru/2017/10/zhenskie-obrazy.html

Урок

Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное

УРОК

Тема. «Любовь может сорвать маски, за которыми люди скрывают обычно настоящее свое естество. (Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа)

Цель: помочь ученикам раскрыть женские образы романа, выяснить их роль в романе; развивать навыки анализа персонажей эпического произведения, высказывания своих оценочных суждений; умение сопоставлять явления литературы и жизни; воспитывать высокие моральные качества, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Любовь — одна из «вечных» тем в литературе. Коллизии романа Стендаля «Красное и черное» также во многом основаны на этой теме. Сегодня наш разговор — о прекрасный пол, о тех, кого любил главный герой произведения и кто любил его.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Формирование умений и навыков

1. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Охарактеризуйте ход чувств Жюльена к мадам Реналь и Матильды де Ла-Моль.

Ожидаемые ответы

• Жульен  благодарность  влюбленность  страх  ненависть  любовь  госпожи де Реналь.

• Жульен  любопытство  самодовольства  симпатия  азарт  гордость  эгоистическая гордость  Матильда де Ла-Моль.

Примечание. Возможны и другие определения.

2. Заполнение «анкеты» стендалівських героинь

Имя, фамилия

Луиза де Реналь

Матильда де Ла-Моль

Возраст

23

19

Особые детали внешности

Прекрасные глаза

Колючие глаза

Семейное положение

Замужем

Не замужем

Место жительства

Город Верьер

Город Париж

Читательские интересы

Романы о любви

Общественно-политические трактаты

Отношение к религии

Уважительное

Насмешливое

Отношение к окружающим

Ровно, с уважением

Скрытое презрение

Проблема денег

Не волнует

Богатство — залог успеха

Сила чувств, способность к самопожертвованию

Сильные чувства,высокая способность к бескорыстной самопожертвования

Сильные чувства, способность к самопожертвованию высокая, но с определенным расчетом

3. Работа в группах

1) Составление устного сочинения «Проблема выбора госпожа де Реналь в романе Стендаля «Красное и черное»»

Примерный образец

Для госпожи де Реналь самой тяжелой проблемой является выбор между страстью, с одной стороны, и ее обязанностью жены, матери, христианки, с другой.

То есть между «естественным человеком», как и у Сореля, и «цивилизацией».

Влюбившись в Жюльену, она чувствует себя преступницей, которая нарушает общепринятые нормы морали, поэтому сдерживает чувства, свою страсть определяет как «ужасное наваждение». Ее душа стремится к счастью.

Женщина часто впадает в крайности. Когда заболел ее сын, она воспринимает это как Божье наказание за супружескую измену.

Как только ребенок выздоровел, госпожа де Реналь подрабатывает анонимные письма, чтобы защитить свое с Жульеном любви. Пожалуй, в такую минуту раскаяния она по наущению духовника и отсылает маркизу де Ла-Моль отзыв о поведении Сореля, что играет в его судьбе роковую роль.

Как и Жюльен Сорель, госпожа де Реналь находит равновесие только тогда, когда начинает жить согласно своих чувств и стремление к счастью. Для нее уже не существуют обязанности перед мужем и моральное осуждение. Очевидно, такая искренняя поведение, «естественная жизнь» является для автора идеалом.

2) Составление устного сочинения «Настоящая любовь героя и симпатия автора — провинциальная дама или парижская красавица?»

Примерный образец

У Матильды де Ла-Моль, дочери маркиза, есть много общего с Жульеном. Она, как и Сорель, скептически относится к современности, считая, что все лучшее в истории уже произошло. Госпожа де Ла-Моль инстинктивно ищет вокруг себя таких сильных людей, как ее родственник Бонифас де Ла-Моль эпохи Маргариты Наваррской, и не находит их.

И она отдает сердце сыну плотника, который выделяется из ее окружения умом, энергией и происхождением из низкого состояния, с которого он поднялся благодаря качествам своего характера и способностям. Свидетельством ее силы и смелости является то, что она первой признается парню в любви.

Этим она бросает вызов еще и своему общественному положению.

Несмотря на духовную близость Матильды и Жульена (да и самого автора!), женским идеалом в романе является не она, а госпожа де Реналь.

Матильда не будет вести себя просто как женщина, она всегда будет дочерью маркиза с привычками неискренности, игры, позерства. Пожалуй, в этом заключается ее трагедия, она не способна поступиться собственной гордостью.

Госпожа де Реналь не такая изысканная, умная, остроумная, как соперница, но имеет преимущество над ней, значительно более важную,- умеет самоотверженно любить.

4. Аналитическое комментирование

Учитель. Прокомментируйте высказывания Стендаля о любви, найдите перекличка этих мыслей с романом «Красное и черное»:

• «Любовь! В каких только безумствах не заставляешь ты нас чувствовать радость»;

• «Любовь похоже на лихорадку, оно рождается и гаснет без малейшего участия воли»;

• «…В любви мы наслаждаемся лишь иллюзией, порожденной нами самими…».

Докажите или опровергните мысль литературоведа о женские характеры у Стендаля: «Характерными чертами женских образов есть тяга к героическому, самоотверженность в любви, способность жить страстями, отстаивать свои чувства и идти против условностей среды».

V. Домашнее задание

Охарактеризовать женские образы романа, определить их роль в судьбе Жульена и воплощении авторского замысла.

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Женские образы Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль имеют в романе особую нагрузку. Не случайно они подаются в противопоставлении. Героини словно олицетворяют борьбу двух сил в душе Жюльена. С этой мыслью я.

Источник: https://infourok.ru/urok-lyubov-mozhet-sorvat-maski-za-kotorimi-lyudi-skrivayut-obichno-nastoyaschee-svoyo-estestvostendal-zhenskie-obrazi-v-romane--1522476.html

Женские образы в романе “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ”

Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное

Роман Стендаля “Красное и черное” разнообразный по тематике, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев.

Мне хочется рассказать, чего же научили мне две героини – госпожа где Реналь и Матильда де Ла-Моль.

Чтобы нам был понятный внутренний мир этих героинь, Стендаль подвергает их испытанию любовью, так как, по его мнению, любовь – чувство субъективное и большей мерой зависит от того, кто любит, чем от самого объекта любви.

И только любовь может сорвать маски, за которыми люди скрывают обычно настоящее свое естество.

В начале романа появляется госпожа Реналь. На вид можно было дать лет тридцать, но она была еще очень миловидная. Высокая, статная женщина, она была когда-то первой красавицей на всю округу. Богатая наследница богобоязненной тетки, она воспитывалась в иезуитском женском монастыре, но сумела в скором времени забыть те ерунды, которых ее учили в этом учреждении.

Замуж ее выдали в шестнадцать лет за пожилого уже господина где Реналя. Умная, сообразительная, эмоциональная, она была вместе с тем боязливой и стыдливой, простоя и немного наивной. Ее сердце было свободно от кокетства.

Она любила уединение, любила похаживать по своему замечательному саду, уклонялась от того, что называлось развлечениями, поэтому в обществе госпожа где Реналь стали называть гордячкой и говорить, что она весьма гордится своим происхождением. У нее этого и в мыслях не было, но она была очень удовлетворенная, когда жители городка стали бывать в них реже.

Молодая женщина не могла обманывать, вести, политику относительно своего мужчины, поэтому среди местных дам она считалась “глупой”. Ухаживание господина Вально, которому она нравилась, только пугали ее. Жизнь госпожа где Реналь было посвященное мужчине и детям.

И вот в ее душе возникло новое чувство – любовь. Она словно проснулась от длинного сна, стала всем захватываться, не помнила себя от эмоций. Чувства, которое зажигало госпожа где Реналь, делало ее энергичной и решительной.

Вот она, словно осужденная насмерть, чтобы спасти возлюбленного, идет в комнату Жульена, чтобы вытянуть из матраса портрет Наполеона. Это всеми правдами и неправдами вводит Жульена, человека низкого происхождения, в состав почетной стражи. Это продумывает анонимное письмо.

Госпожа де Реналь находится все время в душевном напряжении, в ней борются две силы – естественное чувство, стремление к счастью и чувству обязанности относительно семьи, мужчины, навязанное обществом, цивилизацией, религией. Когда заболел ее сын, она воспринимает болезнь как наказание Бог за супружескую неверность. И почти сразу после того, как угроза здоровью мальчика прошлая, снова отдается своей любви.

Затем снова возвратила она к любимому, теперь уже окончательно. Она не может уже больше идти против себя, своей природы, натуры. Она говорит: “Моя обязанность прежде всего – быть с тобой”. С того времени она совсем перестала учитывать моральное осуждение.

Теперь он для нее просто не существовал. Последние дни она была рядом с Жульеном. Жизнь без любимого для нее стало бессмысленным. И за три дня после смертной казни Жульена госпожа где Реналь умерает, обнимая своих детей.

Она тихо, незаметно жила, жертвуя собой ради детей, любимого, и так же тихо умершая.

Матильда де Ла-Моль – женский персонаж совсем другого типа.

Гордая и холодная красавица, которая царствует на баллах, где собирается весь блестящий парижский мир, экстравагантная, остроумная, она высшая за свое окружение.

Она читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны – деятельная натура принуждает ее с презрением относиться ко всем родовитым поклонникам, которые претендуют на ее руку и сердце.

От них, и в частности от маркиза где Круазнуа, брак с которым имел бы принести Матильде герцогский титул, о котором виднеется ее отец,- для нее веет скукой. “Что может быть в мире банальнишим от такого сборища?” – выражает взгляд ее “синих, как небо”, глаз. Современная действительность не вызывает никакого интереса у Матильды. Она будничная, серая и совсем не героическая.

Все покупается и продается – “титул барона, титул виконта – все это можно купить… конец концом, чтобы получить богатство, мужчина может вступить в брак с дочерью Ротшильда”. Матильда живое прошлым, которое возникает в ее воображении, обвитое романтикой сильных чувств.

Она жалеет, что нет больше двора, подобный двору Екатерины или Людовика XIII.

30 апреля Матильда всегда одевает траурное платье, так как это день смертной казни ее предка Ла-Моля, который погиб 1574 года, сделав попытку освободить своих друзей, плененных Екатериной, среди которых был и король Наваррський, будущий Генрих IV, мужчина его любовницы – королевы Маргариты.

Матильда склоняется перед силой страсти Маргариты, которая получила у палача главу своего любовника и собственноручно похоронила ее. Сторонница трона и церкви, Матильда чувствует себя способной к большим подвигам ради восстановления старых времен.

Матильда обращает внимание на Жульена потому, что ощущает в нем необыкновенную натуру. Так же, как граф со своей романтической судьбой (“очевидно, только смертный приговор и отличает человека… это единая вещь, которую нельзя купить”), Жульен вызывает ее заинтересованность и уважение как такой, что “…не родился, чтобы ползать”.

Матильду поражает пасмурный огонь, который пылает в его глазах, его горделивый взгляд. “Или он не Дантон?” – думает Матильдаа, чувствуя, что это настоящий человек с сильной волей, достойная ее.

“В наши дни, когда всяческая решительность утрачена, его решительность пугает их”,- думает Матиильда, противопоставляя Жульена всем молодым вельможам, которые красуются в салоне ее матери.

Личина Тартюфа, вид святоши, что Жульен напускает на себя, не могут ее обмануть.

Несмотря на его черный костюм, который он не снимает, “на поповскую мину, с которой бедняге приходится ходить, чтобы не умереть из голода”,- его высочество пугает их,- понимает Матильда.

Отважиться полюбить Жульена, того, кто ниже от нее стоит на социальных ступенях, отвечает ее характеру, тайна которого – потребность рисковать. Но любовь ее тяжелое.

Она тоже, как и госпожа где Реналь,- в постоянном душевном напряжении.

У нее тоже точится борьба между естественным стремлением к счастью и “цивилизацией”, теми взглядами, которое их навязало общество из самого ее рождение.

Колеблясь между любовью и ненавистью к Жульена, презрением к себе, она то отталкивает его, то отдается со всей силой страсти. Она спасла бы Жульена от смертной казни, если бы тот этого захотел.

После смерти возлюбленного она выполнила его последнюю просьбу – похоронила в пещере на высокой горе, которая поднимается над Верьером. “Благодаря усилиям Матильды эта дикая пещера украсилась мраморными статуями, что она заказала в Италии за большие деньги”.

Обе героини прекрасные, каждая по-своему. Обе они вызывают, с одной стороны, сочувствие и жаль, с другой стороны, их альтруистичная, жертвенная любовь вызывает удивление и почет. Своей любовью они учат нас любить бескорыстно и самоотверженно.

Жаль, что их счастье длилось недолго, но в этом виновные не столько они, сколько общество со своими несправедливыми законами.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-krasnoe-i-chernoe/

Refy-free
Добавить комментарий