Женские образы в рассказах Чехова

Женские образы в рассказах Чехова (стр. 1 из 4)

Женские образы в рассказах Чехова

Северо-западный институт печати Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна

Курсовая работа по истории отечественной литературы

На тему:

«Женские образы в творчестве А.П. Чехова»

Выполнила: студентка группы Рд-2.1

Абатурова Дарья

Преподаватель: Гордович К.Д.

Санкт-Петербург, 2010 год.

План.

План. 2

Введение. 3

1. Подлинная ценность жизни в рассказе «Попрыгунья». 4

2. Образ Анны в рассказе «Анна на шее». 6

3. Два царства в «Бабьем царстве». 7

4. Две сестры в рассказе «Дом с мезонином». 8

5. Душевность без духовности. 9

6. Юная Надя Шумилина из рассказа «Невеста». 11

Заключение. 13

Список литературы: 15

Введение

Писатель Чингиз Айтматов заметил, что Чехов – это своеобразный «код общения»: «Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга»[1]

Произведения Чехова живут в нашем сознании, и уже одно это свидетельствует об их непреходящей ценности. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать нас.

Его книги – это не только источник эстетического наслаждения, это уроки идейного и нравственного воспитания, ибо они одухотворены высокой идеей борьбы за сохранение красоты в мире, за свободного и счастливого человека.

Это вопросы общечеловеческие, но вместе с тем и политические, социальные, современно конкретные, связанные с насущными задачами, которые стоят и перед нашей современностью.

По словам известного литературоведа М. М. Бахтина, подлинно художественные произведения разрывают рамки своего времени и живут в веках, причем «более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности.

В процессе посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают в то, чем они были в эпоху своего создания»[2]. Эти соображения имеют непосредственное отношение к творчеству Чехова.

Отнюдь не снимая социально – конкретного подхода к произведениям великого русского писателя, необходимо отметить, что сегодня в творческом наследии его привлекает нравственная проблематика. До конца жизни А.П.

Чехов неустанно и горячо отстаивал свои самые заветные убеждения о необходимости культуры, моральной чистоты, справедливости и порядочности. Здесь он был неумолим – даже когда речь шла о самых близких для него людях, даже если речь шла о женщине.

Вот письмо к жене: в одном случае Ольга Леонардовна была несправедлива к сестре писателя, Марии Павловне. 27 августа 1902 года Чехов пишет: «Нельзя, нельзя так, Дуся, несправедливости надо бояться. Надо быть чистой в смысле справедливости, совершенно чистой, тем паче, что ты добрая и понимающая»[3].

Обращает внимание мера чеховской требовательности. Это очень характерно для его нравственного максимума: «Нельзя, нельзя …, надо …, надо…»

Проблема самоопределения самая насущная для чеховских героев. Здесь нельзя положиться на внутренний голос, который на поверку оказывается желанием несбыточного. Даже счастливый жизненный жребий не избавляет от житейских неурядиц.

Велико чеховское наследие. У писателя довольно много рассказов, в которых автор создаёт женские образы. Эти женщины отличаются своими судьбами, характерами. Но их объединяет желание жизни, стремление к любви, счастью. Не всегда они бывают поняты окружающими, тем сильнее их страдания, тем глубже трагедия.

1. Подлинная ценность жизни в рассказе «Попрыгунья»

Рассказ «Попрыгунья» начинается с фразы: «На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые»[4]. Отталкиваясь от этого события — свадьбы, повествование дальше продолжается в том же семейном направлении.

Супружеская жизнь Дымовых, описанная в первых трех главах, осложняется романом Ольги Ивановны с художником Рябовским и переживаниями обманутого мужа.

Дымов заражается дифтеритом, спасая от смерти больного мальчика, и умирает.

Читая этот рассказ Чехова, мы находимся во власти мысли об истинной значимости человека, которая связывает события между собой.

Вопрос о ценности человеческой личности встает уже в начале рассказа.

После кратких сведений о докторе Дымове, о его службе и «ничтожной практике» следует фраза: «Вот все, что еще про него можно сказать? А между тем, Ольга Ивановна ее друзья и добрые знакомые были не совсем обыкновенные люди.

Каждый из них был чем-нибудь замечателен и немножко известен, имел уже имя и считался знаменитостью, или же хотя и не был еще знаменит, но зато подавал блестящие надежды»[8].

Ольга Ивановна декорирует окружающий ее мир: свою квартиру, своих друзей, своего мужа («Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?»[10]), и вся её жизнь являлся нескончаемым праздником. Но ни в чем ее талантливость не сказывалась так ярко, как в ее умении быстро знакомиться и коротко сходиться со знаменитыми людьми. Она боготворила и гордилась ими, и каждую ночь видела их во сне.

Ольга Ивановна по-своему искренна. Она нашла в своем обыкновенном муже то, что ей действительно нравится — интересную внешность, и доброту, и честность. Но, следя за событиями, мы все время чувствуем противоречия между искренним тоном в общении с мужем, и простой человеческой справедливостью.

И восхищение «профилем» Дымова, и неподдельный испуг за его жизнь, когда он порезал палец при вскрытии трупа, и слезы – все это обесценивается объективным отношением Ольги Ивановны к мужу. В отношении этом есть что-то потребительское. Дымов своим присутствием в жизни Ольги Ивановны не портил блестящего «ансамбля» ее друзей.

Когда она устраивала на своей квартире вечеринки, «Дымова в гостиной не было, и никто не вспоминал о его существовании»[12]. Чем глубже затягивает Ольгу Ивановну праздник жизни, тем больше отдаляется она от мужа.

Сначала только в пространстве — жизнь на даче, поездка с художником по Волге, а затем и психологически, когда в чудную июльскую ночь на Волге словно бы сама природа декорирует любовную сцену и кто-то внушает героине, что пришел ее час, что «рядом с нею… стоит настоящий великий человек, гений, божий избранник»[16].

«Она хотела думать о муже, но все ее прошлое со свадьбой и вечеринками казалась ей маленьким, ничтожным, тусклым, ненужным и далеким-далеким…»[16]. «В самом деле: что Дымов? Какое ей дело до Дымова? Да существует ли в природе и не сон ли он только?».[18] И в самом деле, Дымов в этой сцене лишний.

Также домом Дымова, в сущности, распоряжаются посторонние люди, а на даче, куда он спешит с покупками, рассчитывая отдохнуть вдвоём с женой, он оказывается в роли гостя и просителя, которому предлагают чая, пока нет хозяйки. Все в человеческих отношениях поставлено с ног на голову в этом рассказе.

Дымов кротко улыбается, когда жена начинает его обманывать, и он по своей доверчивости долго этого не замечает. А, заметив, он не смотрит ей в глаза, словно у него самого нечиста совесть. По закону «перевернутых отношений», он же потом утешает жену, рыдающую из-за неверности Рябовского. И не она, а он «виновато» улыбается, когда Ольга Ивановна остается равнодушной к самому значительному и радостному событию в его жизни — защите диссертации.

Долготерпению Дымова не будет конца, а Ольге Ивановне потребуется время, что бы объясниться с мужем до конца. Каждому из них предстоит пройти предназначенный свой путь, но судьбы у них разные.

Судьба Дымова — быть идеальным и, увы, обманутым мужем, но также и «редким человеком», незамеченным при жизни.

Судьба Ольги Ивановны – обманываться в кумирах, причем последний случай — самый обидный, потому что кумиром, которого она так настойчиво искала, оказался ее собственный муж.

Но умер Дымов — и героиня от других услышала впервые, что он был блестящим ученым, будущей знаменитостью, то есть как раз тем, которого она считала достойным своего круга. Однако оплакивала она не человека, а не состоявшуюся по ее вине знаменитость («Прозевала! прозевала!»).

Ничего она так и не поняла и смотрит на мертвого Дымова с униженным обожанием, возвеличивает его, чуть ли не обожествляет, как раньше обожествляла Рябовского, которого называла «великим человеком, гением, божьим избранником».

Дымов вовсе не великий человек, как понимала это Ольга Ивановна. Это простой, очень добрый, может быть, чересчур мягкий человек, очень любящий свою науку и к тому же безгранично влюбленный в жену.

Героиня не права: ценность всякой человеческой личности — в ней самой, в ее индивидуальности, а не в его ее величии или необыкновенности.

Финал рассказа ироничен, даже анекдотичен, что называется, художественно заострен. Этот рассказ о «попрыгунье» и ее порхающем взгляде на жизнь, о ложности ее деления людей на обыкновенных и необыкновенных. Отсюда и заглавие рассказа – явно ироническое. Но ирония эта обращена только к главной героине.

Ольга Ивановна внутренне не изменилась, и ее поверхностные суждения о людях остались непоколебимы.

2. Образ Анны в рассказе «Анна на шее»

Известная мысль Льва Толстого о том, что человека можно уподобить дроби: знаменатель — то, что он думает о себе, числитель – то, что он есть на самом деле; и чем больше он сам себя ценит, тем меньше он стоит.

В мире героев Чехова эта мысль находит наглядное подтверждение.

Наиболее грустное, даже неприятное впечатление производит нравственное падение человека, если оно совершается на фоне его личного благополучия и полного довольства собой.

Поначалу молоденькая героиня рассказа «Анна на шее», вышедшая замуж за богатого старика Модеста Алексеевича, чтобы помочь отцу и вечно голодным братьям, вызывает сочувствие: перед нами типичный «неравный брак», и невеста тут – жертва бедности.

Источник: https://mirznanii.com/a/359683/zhenskie-obrazy-v-rasskazakh-chekhova

Женские характеры в произведениях Чехова

Женские образы в рассказах Чехова

Чехов придавал большое значение присутствию в произведении образа женщины. В письме И.Л.Леонтьеву-Щеглову (от 22 января 1888 г.) писатель иронически выражает свое «кредо»: «Без женщины повесть, что без паров машина. […] Я не могу без женщин!!!».

Нам представляется, что в известном чеховском шутливом изречении «женщин нужно описывать так, чтобы читатель чувствовал, что Вы в расстегнутой жилетке и без галстука» (из письма А.С.Лазареву-Грузинскому от 20 октября 1888 — П2, 163) нашла отражение художественная позиция писателя.

Уже в раннем творчестве Чехов выражает свое представление о необходимости деромантизации образа женщины в литературе, приближения его к реалиям повседневного существования, в котором развиваются бытовые, семейные, любовные и социальные отношения, затрагивающие женщин.

Удивительно тонкий и внимательный художник — А. П. Чехов не обошел в своем творчестве создания современных ему женских характеров. Совсем короткий промежуток времени отделяет произведения И. С.

Тургенева и Чехова, а какая разительная глубина между тем, что увидел и отобразил Тургенев, как возвышенно и глубоко смог оценить женский характер, и как увидел женщину Чехов. Словами своего героя Шамохина («Ариадна») автор говорит о женщинах, что они «лживы, жестоки…

не только не выше, но даже неизмеримо ниже… мужчин».

Что это? Частное мнение героя-неудачника, или взгляд автора на поколение своих соотечественниц, не «оправдавших» его доверия, так изменившихся и измельчавших со времен Пушкина, Некрасова и Тургенева? Чехов отказывает женщине в элементарной порядочности, заменяя ее выгодой, удовольствиями и отсутствием честности.

Так, героиня рассказа «Попрыгунья» — Ольга Ивановна живет для своего удовольствия, превращая жизнь в сплошное развлечение. Она вращается в кругу художников, музыкантов, певцов, воображая и себя многосторонне развитой и одаренной натурой.

Но в итоге теряет единственного родного и любящего ее человека — мужа — Осипа Степаныча Дымова. Даже у его смертного одра Ольга Ивановна скорбит не о потере человека, обеспечившего ей безбедное существование, а о том, что «Прозевала! Прозевала!» очередную знаменитость.

В «Душечке» писатель откровенно смеется над мещанкой — Оленькой Племянниковой, а потом Кукиной и Пустоваловой. Героиня, выйдя замуж, полностью растворяется в интересах мужа, озвучивает его мысли и мечты. Но не в этом ли Лев Николаевич Толстой видел главное призвание женщины? Быть помощницей, соучастницей дел мужа.

Чехов же находит в таком характере основное зло. Изменилось ли время? Вероятно, но это еще и собственный взгляд художника на роль женщины в обществе. Она не просто жена и мать, а активная участница окружающей общественной жизни. Идеалов не бывает, к ним можно стремиться, создав в своем воображении. А Чехов не хочет идти против правды жизни, не фантазирует, описывая действительность и ее героинь. Что ж, это право художника. С ним можно соглашаться или спорить, но отказать в таланте невозможно. Созданные автором образы героинь правдивы, ярки и жизненны. Мы не берем с них пример, а стараемся искоренить в себе их черты. К этому и призывал А. П. Чехов, создавая свои произведения.

Интересный вариант классификации женских персонажей в произведениях Чехова предлагает А.В.Кубасов. Девушки и молодые женщины высшего сословия делятся на «институток» и «курсисток».

Первых отличает «мечтательность, избалованность, обидчивость, экзальтированность, способность уноситься в «высь поднебесную»», институтки мечтают об идеале и о женихе с «идеями».

«Курсистки», в отличие от них, ««ученее», эмансипированнее, сильнее ориентированы на социальные проблемы».

Кубасов предлагает также разделение замужних героинь Чехова на «жен» (или «верных женок») и «супруг» (изменяющих мужу), отталкиваясь от названий одноименных рассказов.

Он считает, что «употребление этих слов автором часто оказывается скрыто характеристичным». Кубасов утверждает также, что значительной мерой условности, потайным эмблематическим смыслом обладают у Чехова и имя, и возраст, и национальность героев.

К примеру, двадцать три года — это «рубежный возраст» для многих чеховских героинь (Ольга Ивановна — «Попрыгунья», Варя Шелестова — «Учитель словесности», Лида Волчанинова — «Дом с мезонином», Софья Львовна — «Володя большой и Володя маленький», Надя Шумина — «Невеста»).

В этот момент своей жизни они «стоят на перепутье, прощаются с надеждами молодости и переходят к осознанию суровых реалий жизни».

В.Л.Теуш выдвигает оригинальную версию о присутствии в прозе Чехова такого женского типа, как «ведьма». При этом среди чеховских «ведьм» автором выделяются разновидности: «классическая ведьма» («Анна на шее»), «ведьма-кровосос» («Супруга»), «очаровательная ведьма» («Ариадна»). И.Н.Сухих пишет об архетипах чеховских женщин-хищниц и «душечек» .

67. Чехов-драматург. Новаторство драматургии.
Чехов-повествователь обновил и обогатил малые и средние жанры русс прозы 80-90-х г. Создано им в зрелый период творчества 4 драмы («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишн сад») были новатор-ми по жанру, содерж-ю и поэтике.

Две драмы: «Чайка (1896) и «Дядя Ваня» (1897) относ к периоду 90-х г.Споры вокруг пьес Ч свидетельств о непростой судьбе и сложн-ти чех драмы. В драмах Ч. пред чит-м и зрит-м предстал особ худ мир. Действие всех пьес Ч происходит в русс провинции, в усадьбе или заштатном городе(в «Трех сестрах»).

Больш-во героев пьес – представители интеллигенции (врачи, учителя, служащие, артисты, писатели, студенты) или люди интеллигентской складки из помещиков, офицеров, купцов (Раневская, Вершинин, Лопахин). Все они не чужды дух-х интересов но, в отличие от персонажей турген-х романов, они не герои, не носители передовых идей времени, а люди сред уровня и круга.

В отличие от дочеховской драмы, в «Чайке», «Дяде Ване» и др пьесах нет значит-х драматических событий и происш, нет событий, а есть быт, обычное, буднич теч жизни, то, что происх с героями кажд день, будни нарушаются абсурдными событ (самоубийст Треплева, дуэль Тузенбаха и Соленого, продажа вишн сада), но они происх за сценой и ничего не меняют в общей ситуации драмы. Ч интерес драма самой жизни в ее обычных проявл. Драматич напряж и гл интерес в пьесах в тех проблемах и тревогах бытия, над кот размышл, кот пережив чех герои.

Порожденные духовной ситуацией конкретной историч-ой эпохи – «безвременья» 80-90-х г, мысли и чувства героев писателя, их неудавшиеся судьбы и несложившиеся жизни, их порывы к одухотворен труду и осмысл жизни, остро ощущаемая и переживаемая ими драма отчуждения.

Конфликт в драмах Ч. отсутств. В строгом смысле слова в пьесах Ч нет борьбы, а там, где она есть (столкновение Войницкого с Серебряковым, постепенный захват Наташей дома сестер Прозоровых, торги и страсти вокруг продажи вишн сада), она не имеет свойств подлинного конфликта и не играет структурообразующ роли, т.к.

в драме несостоявшейся жизни Войницкого, несбывшихся стремлений сестер Прозоровых или неизбежной потери вишн сада и всего, что с ним связано, не виноваты ни Серебряков, ни Наташа, ни купивший вишн сад Лопахин. «Вишн сад», осн внеш событие – продажа вишн сада и персонажи – помещики и купец м. б. дать материал для драмы в духе Островского.

Но никакой борьбы в сущности нет: Раневская и Гаев не нур не борются за сад, но даже испытыв облегч после его продажи, а Лопахин покуп сад после того, как все его проекты спасти сад были отвергнуты его хозяевами. Само централь происх у Ч за сценой. Точно так же за сценой наход причины душ-х страданий чех героев.

Ч изображ не события, а поток жизни, не среду, а общую духовную ситуацию.

Особ-ю творч Ч явл также отказ от принципа единодержавного героя и принципа единосюжетности. В «Чайке» равноправны как герои Нина Заречная и Константин Треплев, Аркадина и Тригорин, в «Дяде Ване» — Войницкий и Астров, в еще большей мере многогеройность присуща «Трем сестрам» и «Вишн саду».

В чех драме гл то что чел дум и чувств, возраст ф-я диалога как средства раскрыт мира мыслей и пережив персон. Диалог передает разобщенность, одиночество, отчуждение людей друг от друга. В чех диалоге важно не то, что говорят герои, а то, как на их слова отвеч или молчат.

Монолог у Чехова многофункц: он служит средством раскрытия психологии героя (таков, к примеру, монолог Лопатина «Я кунил!»), знакомит с его прошлым (монолог Раневской «о, мои грехи…!), с его взглядами на жизнь и свой труд 2-е ф-и чех монолога следует выделить особо как наиболее хар-ые и новаторские.

Многие из монологов расширяют пространство и время драмы: таковы монологи Астрова об уездной жизни, Дорна и Раневской – о жизни за границей, сестер Прозоровых – о Москве и т.п.,

Пьеса «Вишневый сад» написана на тему разорения дворянского гнезда, переходящего в руки разбогатевшего крестьянина-купца. Но за частной бытовой коллизией здесь раскрываются эпохальные перемены: смена дворянской культуры буржуазной, разрыв культурных традиций, разные жизненные и духовные ориентации людей на стыке эпох.

Жизнь предстает в движении, отражены исторические перемены (1861г.) и неизбежные радикальные сдвиги в социальной и личностной психологии. Прошлое вызывает острую ностальгию не только у разорившихся дворян, но и у людей иных социальных и поколенческих групп: у Лопахина, у Ани Раневской. Уходят в прошлое не одни недотепы-дворяне.

Уходит культура, побуждавшая людей жить не только по расчетам выгоды, но и по законам красоты.Для купца сад – лишь предмет дохода, либо убытка. Для дворян он символ красоты российской земли – всегда дорогой для русского человека символ отечества, веры в свою страну и свои силы. На наших глазах происходит разрыв времен и традиций (19-20 и 20-21вв.).

Вот почему победа Лопахина над Раневской и Гаевым не представляется окончательным торжеством, полной победой делового человека. И свидетельством исторической незавершенности пьесы становится самочувствие победителя. Лишь на один час после закончившихся торгов он переживает чувство успеха и торжествует.

В другое он сам рефлексирует по поводу своей социально-преобразующей миссии: «надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…» Персонажи лишены типовой определенности.Раневскую и ее брата нельзя назвать лишь бездельниками, праздными, легкомысленными людьми. Все это им присуще.

Но в них есть и чувствительность, доброта, достоинство, патриотизм. Они могут принимать драматизм ситуации легко, поэтому их социальная легкомысленность даже привлекательна. Лопахин не похож на типичного купца, у него нет неприязни к господам, он хранит благодарную память о них, он привязан к их усадьбе.

Слово «недотепа» применимо ко всем персонажам пьесы, всем им присуща некоторая уязвимость. С этим качеством пьесы связана ее жанровое своеобразие. Пьеса нередко исполнялась как драма и воспринималась читателями как драма, хотя по своей природе это лирическая комедия. Ей присущ лиро-драматический и комедийно-юмористический пафос одновременно. Действ.

лица вызывают у читателя то сочувствие, то насмешку, то восхищение, то иронию. Чехов создает эту игру «тональной светотени» неожиданными столкновениями людей; их неадекватными ситуации высказываниями; репликами, брошенными «для себя», никому не обращенными. В пьесе нет строгого деления героев на положительных и отрицательных.

Авторская оценка их характеров лишена однозначности. коллизия чеховких пьес – это общее недовольство строем жизни, страстное ожидание перемен. В пьесах Ч. много символов, символичны целые сцены и эпизоды: оставленный в заколоченной усадьбе в финале «В.с.» Фирс. Символичны топосы – дом и сад.

Символичны звуки – звук лопнувшей струны во втором акте «В.с.», удар топора по вишневым деревьям в заключении пьесы. Символичны и некоторые лирические и комические средства: паузы, недомолвки, эксцентрические трюки и т.п.

Ввел новый тип драматургического конфликата: в отличие от традиционной мещанской драмы не разрешает драматические ситуации,а запутывает их,усложняет психическое состояние героев.

Источник: https://studopedia.org/8-167790.html

Женские образы в рассказах Чехова

Женские образы в рассказах Чехова

25.02.2010

10 класс Русская литература

Внеклассное чтение

Женские образы в рассказах Чехова

Цели урока: продолжить работу по изучению творчества А. П. Чехова;

расширять кругозор учащихся;

развивать навык анализа эпического произведения;

воспитывать чувство сопереживания.

Наглядность: Презентация «Женские образы в рассказах Чехова»

Фрагмент из фильма «Дама с собачкой»

Ход урока:

I Оргмомент.

II Вступительное слово

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве А. П. Чехова. Предметом нашего разговора будут рассказы, написанные Чеховым в 90-годы ХIХ века: «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Дама с собачкой».

В этих рассказах нет общих героев и сюжет, и композиция также различны, но в каждом из этих рассказов автор создал удивительный женский образ, узнаваемый не только современниками Чехова, но и нами, читателями ХХI века.

Тема нашего урока «Женские образы в рассказах Чехова».

Чехов писал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Мы и есть те самые читатели, на которых рассчитывал Чехов.

Говоря сегодня о чеховских рассказах, о героинях, мы выскажем своё мнение о рассказах, охарактеризуем героинь, обсудим, встречаются ли сегодня героини чеховских рассказов, то есть, говоря словами писателя, «подбавим субъективные элементы».

III Работа с записными книжками Чехова

А. П. Чехов всю жизнь вёл записные книжки, мы уже обращались к ним. Иногда из этих небольших записей рождались рассказы. И сейчас мы, прочитав несколько фраз из записных книжек Чехова, попробуем предположить, заготовками каких рассказов они могли бы быть. Аргументируйте своё предположение.

Воробьихе кажется, что её воробей не чирикает, а поёт очень хорошо.

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, сколько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

Изменившая жена – это большая холодная котлета, которую не хочется трогать, потому что её уже держал в руках кто-то другой.

Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

IV Работа с рассказом «Анна на шее»

  1. Портрет героини (выступление учащейся).

  2. Как Чехов в этом рассказе показывает нам характер главной героини: сразу говорит о всех его особенностях или постепенно?

  3. В каких эпизодах характер героини раскрывается:

… чувствовала себя виноватой, обманутой и смешной.

она кокетливо прищурила глаза и заговорила громко по-французски, и оттого, что её собственный голос звучал так прекрасно и что слышалась музыка и луна отражалась в пруде… её убедили, что она будет счастлива непременно, несмотря ни на что.

слушала его, боялась и не могла есть…

ни с кем не советовалась, а поговорила только с отцом и постаралась вообразить себе…

… гордая, самоуверенная…

глаза её горели задором…

… с восторгом, с негодованием, с презрением.

  1. Что добавляет последняя сцена в характер героини?

V Работа с рассказом «Попрыгунья»

  1. Портрет героини (выступление учащейся).

  2. Работа с иллюстрациями. Что хотели подчеркнуть художники?

  3. Подтверждает ли Ольга Ивановна свою яркость и талантливость?

  4. «Она считала всех дам, кроме актрис и портних, скучными и пошлыми». А сама?

  5. Как автор добивается того, что с самого начала рассказа чувствуется драма, хотя явно ничего не сказано?

VI Работа с рассказом «Душечка»

  1. Обратите внимание на построение рассказа. Какой уже прочитанный чеховский рассказ напоминает композиция «Душечки»?

  2. Чем отличаются эти рассказы?

  3. Портрет героини (выступление учащейся).

  4. Известный русский писатель очень любил «Душечку». В одном из писем Чехову мы можем прочесть: «Ваша «Душечка» — прелесть! … читал её четыре вечера подряд вслух и говорит, что поумнел от этой вещи…» Кто же этот поклонник «Душечки»?

Объясните своё предположение.

Лев Толстой говорит, что душечка, жена многих мужей, не изменяла своей жизни, она принимает их, как лес зимой принимает человека на лыжах.

VII Работа с рассказом «Дама с собачкой»

  1. Чем этот рассказ не похож на три других? Можно ли говорить, что это женский рассказ?

  2. Портрет героини (выступление учащейся).

  3. Каково настроение рассказа? Можно ли говорить об общем настроении?

  4. Просмотр фрагмента фильма «Дама с собачкой» Удалось ли режиссёру И. Хейфицу передать атмосферу рассказа языком кино? Какие удачные детали вы могли бы отметить?

VIII Устное рецензирование

Какой из рассказов, какая героиня вам понравились?

Какой из рассказов, какая героиня вам не понравились?

IХ Заключительное слово

В завершении нашего сегодняшнего разговора давайте прочитаем ещё одну фразу из записных книжек Чехова: «Мы все только говорим и читаем о любви, но сами мало любим». Сам А. П.

Чехов не только говорил об этом, но и любил людей, был внимателен к их проблемам, умел вовремя прийти на помощь. Мы тоже сегодня много говорили о чувствах, о внимании, в котором нуждается каждый человек, о любви.

Помните, что ваши хорошие правильные слова не должны оставаться только словами, пусть вашу доброту, вашу любовь почувствуют близкие люди, будьте внимательны, цените тех, кто рядом с вами.

Источник: https://infourok.ru/zhenskie_obrazy_v_rasskazah_chehova-123588.htm

Refy-free
Добавить комментарий