Женские образы в произведениях И.С. Тургенева

Женские образы в произведениях И. С. Тургенева и И. А. Бунина

Женские образы в произведениях И.С. Тургенева

Введение……………………………………………………………………………… 3

1. Образ Лизы Калитиной в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»………………………………………………………………………………………4

2. Образ Оли Мещерской в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание»………………………………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………10

Список использованных источников…………………………….. ……………….13

Введение

Цель моего проекта — проанализировать произведения И.А.Бунина и И.С.Тургенева, а также рассмотреть, как авторы раскрывают женские образы в своих произведениях, и отыскать схожесть этих образов путем сравнения.

Во все времена русские писатели поднимали в своем творчестве «вечные вопросы»: жизнь и смерть, любовь и разлука, истинное предназначение человека, уделяли пристальное внимание его внутреннему миру, его нравственным исканиям. Творческим кредо писателей ХІХ-ХХ веков было «углубленное и сущностное отражение жизни». К познанию и осмыслению индивидуального и национального они шли от вечного, общечеловеческого.

Одной из таких вечных общечеловеческих ценностей является любовь — уникальное в своем роде состояние человека, когда в нем возникает ощущение целостности личности, согласия чувственного и духовного, тела и души, красоты и добра. И именно женщина, ощутив полноту бытия в любви, способна предъявить к жизни высокие требования и ожидания.

В русской классической литературе женские образы не раз становились воплощением лучших черт национального характера. Среди них галерея колоритных женских типов, созданная А. Н. Островским, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым; пленительные женские портреты И. А. Гончарова.

Достойное место в этом ряду занимают замечательные женские образы из рассказов И. А. Бунина и выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева. Несмотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, героини произведений русских писателей обладают, несомненно, главной общей чертой.

Их отличает способность любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром.

Произведения Тургенева и Бунина во многом являются ярким примером чёткого отражения традиций русской литературы. Изображение характера русского человека, манера показывать свободную, широкую душу, готовую идти на великие подвиги, прощать, узнавать новое, а самое главное — способную на самую настоящую любовь, искреннюю и не требующую ничего взамен.

1. Образ Лизы Калитиной в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»

Раскрывая образ героини романа «Дворянское гнездо» Лизы, мы начинаем понимать сущность всех Тургеневских девушек. Писарев указывал, что по свойствам своей личности Лиза «примыкает к лучшим людям нашего времени». Она такой же цельный и непоколебимый в своем духе характер, каким обладали героические девушки уже 60-70-х годов.

В судьбе Лизы Калитиной изображен нравственный конфликт — личного счастья и долга. Чудесный образ девушки нарисован с глубокой симпатией писателя и с той светлой пушкинской печалью, которой проникнуты многие произведения и образы Тургенева. Подобно пушкинской Татьяне, Лиза Калитина была «русской душою».

Когда Паншин в споре с Лаврецким стал с презрением говорить об отсталости России, о том, что якобы у русской нации нет таланта изобретательности и что поэтому она поневоле должна все заимствовать у других, Лиза была взволнована и оскорблена. «Самонадеянный тон светского чиновника …

ее отталкивал: его презрение к России ее оскорбило».

Впервые на страницах романа мы встречаемся с Лизой в минуты приезда молодого Паншина. Знакомиться с Лизой читатели начинают не по авторским описаниям, а по коротким замечаниям о ней окружающих ее людей. Вот Паншин произносит с упреком: «Вы никак не можете сидеть сложа руки». Лемм на Лизину просьбу о прощении говорит: «…

вы добрая девушка». Позднее он так характеризует ее Лаврецкому: «Лизавета Михайловна девица справедливая, серьезная, с возвышенными чувствами…». Но уже четыре часа спустя по дороге домой он думает: «Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный.

Жаль, она, кажется, восторженна немножко… Рост славный, и так легко ходит, и голос тихий».

Через две недели в своем «домике в Васильевском», встречая Лемма и вслушиваясь «в последнюю, предрассветную песнь соловья», Лаврецкий уже вспоминал «тихое движение Лизиных глаз, когда, при первых его (соловья) звуках, они обратились к темному окну. Он стал думать о ней, и сердце в нем утихло».

Вырисовывая свою героиню, Тургенев широко использует принцип Гоголя: изображение обстановки, окружающей героя, должно находиться в соответствии с характером, с натурой, с внутренним миром. Так «светлая, чистая, белая» комнатка Лизы со скромным горшком цветов гармонирует с ее обликом.

Из окружающей среды Лизу выделяет ее необычайная нравственная чуткость и ощущение несправедливости ее привилегированного положения по сравнению с нищим, обездоленным людом.

Религиозность Лизы связана с развитием в ней сознания ответственности за грехи ее отца и других виновников тягостного положения крепостных крестьян. Она знает, как много горя причинил людям ее отец, и считает себя обязанной «все это отмолить».

«Она даже готова уверить себя, что чужой проступок или чужое горе произошли по ее вине … ее чуткая совесть находится в постоянной тревоге», — говорит о Лизе Писарев.

Для благородной, честной, нравственно возвышенной девушки, какой была Лиза, загладить грехи отцов — значило в ее условиях пожертвовать собой, отказаться от своего личного счастья и хоть в малой степени пострадать, подобно тому, как страдали святые угодники, о которых с такой страстью рассказывала Лизе ее няня Агафья.

Пушкин и Герцен отмечали благотворное нравственное воздействие народной среды на дворянскую молодежь. Тургенев развивает эту тему, рассказывая, как влияние няни Агафьи воспитало в Лизе доброе отношение к простому народу и сознание вины перед ним господской среды.

Но вместе с тем писатель показывает, что влияние народной среды в условиях крепостничества могло выливаться и в фанатическую религиозную настроенность Лизы. Тургенев писал: «Я теперь занят другою большей повестью, главное лицо которой — девушка, — существо религиозное».

Любовь к ближнему, к страдающим и обиженным, потребность в самопожертвовании для блага других — такова основа мыслей и чувств Лизы. Сам Тургенев был равнодушен к религии.

Но он также полагал, что она должна быть преисполнена любви и милосердия, тогда как история, наоборот, представляла, как он писал, «мрачную, бесчеловечную сторону … религии».

Показывая недовольство Марфы Тимофеевны излишней религиозностью Лизы как не «дворянским делом», Тургенев подчеркивал, что религиозно-этические настроения Лизы имеют своим источником не дворянскую среду. Религиозность Лизы влечет ее к подвижничеству, рождает стремление «пострадать», что, конечно, было совершенно чуждо дворянской психологии.

С глубоким проникновением в ее душу раскрывает Тургенев драму Лизы, рисуя борьбу естественного и нравственного начал в человеке.

В переживаниях Лаврецкого и Лизы, в их глубокой и целомудренной любви, в переходе от грустных настроений к счастью и радости, охватывающим все существо, Тургенев воплотил одну из заветных своих идей о величайшем значении любви как силы жизни.

Правдиво и проникновенно, но в то же время крайне сдержанно рисует Тургенев развитие в Лизе чувства первой любви.

В отличие от большинства окружающих ее, Лиза жила преимущественно внутренней духовной жизнью. Бог Лизы — не церковный, не канонический бог, а некий нравственный идеал и критерий.

Ее религиозное сознание — это прежде всего нравственное сознание, что в какой-то мере сближало ее с той народной средой, в которой религиозность чаще всего являлась смесью суеверия, вековых обычаев и патриархально-крестьянской этики. Именно поэтому Лиза чужда какому-либо аскетизму.

Напротив, она любит жизнь, что проявляется и в любви к музыке, к прекрасному. Ее особенно волновала возвышенная музыка, но не религиозная музыка сурового Баха, а Бетховена, от которого у изнеженной Марьи Дмитриевны болела голова.

Лизина мысль направлена на такие вопросы, над которыми могла размышлять в то время только девушка необыкновенная. Лизу волнует вопрос о смысле жизни человека, об ответственности человека перед другими. Само обращение к таким вопросам говорило о пробуждении сознания женской молодежи.

Тургенев ведет своих героев дорогой испытаний. Лизу, на мгновение отдавшуюся мечте о счастье, вдруг постигает страшный удар — приезжает жена Лаврецкого, и Лиза вспоминает, что она не имеет право на счастье, которое все же «было …

так близко». Всю жизнь Тургенев переносит внутрь ее души. Только неуловимые, еле заметные движения выдают ее волнения, передают ее чувства. Весь образ Лизы становится как бы бесплотным, «прозрачным», по выражению Салтыкова-Щедрина.

Уход Лизы в монастырь нельзя расценивать только как следствие ее несчастной любви. Это горе явилось лишь последней и самой тяжелой для нее каплей в той чаше, которая медленно наполнялась в ее сознании.

По ее глубокому убеждению, ее личное несчастье не было случайным: оно лишь подтверждало ее уверенность в том, что она и не могла быть счастлива, потому что ощущала на себе тяжкий гнет грехов и горя других.

Отказываясь от мирской жизни и свободы, Лиза, как ей казалось, приобретала другую свободу и более высокий смысл жизни, чем личное счастье, — свободу отрешенности от всего личного, эгоистического, мешавшего ее стремлению принести себя в искупительную жертву.

Писарев писал: «Не утешения искала она в монастыре, не забвение ждала она от уединенной и созерцательной жизни: нет! она думала принести собою очистительную жертву…».

Итак, в романе «Дворянское гнездо» чудесным воплощением идеала «тургеневской» девушки стала Лиза.

Основными чертами этого образа можно назвать целомудренность, религиозность, одухотворенность, внешнюю красоту и способность к самопожертвованию.

Образ Лизы является важным фактором создания общего контекста романа и понимания идеала русской женщины И.С. Тургеневым. Того идеала, который многие ищут всю жизнь.

2. Образ Оли Мещерской в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание»

В любви, в особенностях переживания этого чувства человеком, Бунин видел проявление наиболее общих законов жизни, связь личности с жизнью Вселенной. История юной гимназистки Оли Мещерской из рассказа «Легкое дыхание» вроде бы никак не связана с заявленными темами, но это только на первый взгляд.

Уже в самом начале рассказа вырисовывается тема произведения — тема жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий…

В самый же крест вделан довольно большой выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». А дальше следует рассказ о главной героине, Оленьке Мещерской.

Бунин не стал выстраивать историю жизни своей героини в хронологическом порядке. Он высветил лишь несколько эпизодов, в которых наиболее ярко проявляется ее сущность. Оля изображается на общем фоне жизни, постепенно из него выделяясь.

Девочкой она ничем не отличалась от других «хорошеньких, богатых и счастливых» гимназисток.

Так же, как и многие из них, была способна, шаловлива и беспечна к наставлениям классной дамы, но затем стала «расцветать, развиваться не по дням, а по часам» и в пятнадцать лет уже слыла настоящей красавицей.

«Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость…». Обаяние Оленьки безотказно действует на окружающих. Ее любят первоклассницы, в нее влюблен гимназист Шеншин, ею очарованы и 56-летний Малютин, и молодой казачий офицер.

В гимназии же поступки Оли, ее «ветреное» поведение становятся предметом всеобщего обсуждения и осуждения. Никому не дает покоя ее неуемная жажда жизни, веселье, ясный блеск глаз. «Она совсем сошла с ума», — говорят о ней.

Сама же Оля тяжело переживает свое неожиданное взросление. Да, Мещерская не слушает наставлений, не пытается жить сообразно с нормами, но ведь и нормы эти условны.

Не случайно соблазнителем девушки оказывается «друг и сосед папы», брат начальницы гимназии.

Страничка из дневника, где Оля описывает вначале свою радость и счастье от общения с окружающим миром, а потом отвращение, после того как ее соблазнил немолодой уже человек, свидетельствует о том, что героиню ошеломляет открытие собственной сущности.

«Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Девушке кажется, что жить далее невозможно, и ее смерть представляется не случайной.

Складывается впечатление, что она сама стремится навстречу своей гибели.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге о том, что в одной из папиных книг прочла, какой красотой должна обладать настоящая женщина: «Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть…» Оля Мещерская действительно обладала легким, естественным дыханием.

Она словно готовилась к какой-то особенной, неповторимой судьбе, которая достойна только избранных, но Олино «легкое дыхание», ее радостное и беспечное восприятие жизни оказывается несовместимым с самой жизнью: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», стало его неотъемлемой частью.

Слово «снова» как бы подчеркивает быстротечность жизни, легкость исчезновения, и в то же время в нем чувствуется непобедимая вечность: молодость и красота обречены на гибель (смерть или старость), но они остаются жить вечно (в памяти, в новых проявлениях). Таким образом, противостояние жизни и смерти разрешается в конце концов в пользу жизни, так как тяга к прекрасному, светлому, совершенному, воплощенная в образе Оли Мещерской, не исчезнет никогда.

Заключение

Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина — судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых — где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих — как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером.

У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека.

Бунин не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью.

То, о чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, — это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного — незыблемость и вечность России.

Бунин создает целую галерею женских образов. Они все заслуживают пристального нашего внимания. Бунин — великолепный психолог, подмечает все особенности человеческой натуры. Его героини удивительно гармоничны, естественны, вызывают подлинное восхищение и сочувствие.

Мы проникаемся их судьбой, и с такой горестью наблюдаем за их страданиями. Бунин не щадит читателя, обрушивая на него суровую правду жизни. Достойные простого человеческого счастья герои его произведений оказываются глубоко несчастными.

Но, узнав об этом, мы не сетуем на несправедливость жизни. Мы понимаем истинную мудрость писателя, стремящегося донести до нас простую истину: жизнь многогранна, в ней есть место всему.

Человек живет и знает, что на каждом шагу его могут подстерегать беды, страдания, а иногда даже смерть. Но это не должно мешать наслаждаться каждой минутой бытия.

В произведениях Бунина любовь не обещает счастья, она только манит за собой, дарит призрачный свет радости. Но она существует, и это уже дает ей право быть такой, какова она есть на самом деле — неуловимой, загадочной, непонятной и странной.

Ведь истинный смысл не в том, что любовь должна делать человека счастливым, а в том, что она просто должна быть… Как одна из величайших загадок мира, недоступных человеческому сознанию.

Только в этом случае человек получает право считаться возвышенным существом, думающим не только о материальных ценностях.

Все женские образы в творчестве Бунина заставляют задуматься о сложности человеческой жизни, о противоречиях в человеческом характере. Бунин — один из немногих писателей, чье творчество будет актуальным во все времена.

Женские образы в произведениях Тургенева глубоко психологичны, они выписаны автором превосходно, они являются ключом к раскрытию образа главного героя и целостной концепции романа.

Они разные, но, рассказывая об их судьбах, автор показывает, что для него особенно дорого и ценно в любой женщине. Я думаю, что это скромность, порядочность, аккуратность, умение любить, быть хорошей женой и матерью.

Таких женщин любили во все времена.

Я согласна с мнениями, высказанными в русском литературоведении ведущими тургеневедами, в частности, Лебедевым в том, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность.

Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми.

А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах».

По мнению Тургенева, женщина максимально приближена к природе, к её началам. Она – явление особого порядка, как бы персонифицированное проявление природы.

В своих поступках она не вписывается в привычные рассудочные рамки, руководствуясь не логическими заключениями, а внерассудочными природными законами. Импульсивность, непредсказуемость как раз и составляют прелесть тургеневской девушки.

Также, как и природа, женщина постоянна, но постоянна в своей непрерывной изменчивости.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что женские образы у Тургенева гораздо сложнее и глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь и на самопожертвование ради любимого.

Список использованных источников

1. В. Муромцева-Бунина «Жизнь Бунина. Беседы с памятью », М.- 2013 г.

2. И.А. Бунин «Легкое дыхание», М.- 2015 г.

3. И.С. Тургенев «Дворянское гнездо», М.-2013 г.

4. Н. Якушин, Г. Ордынский «Жизнь и творчество И.С. Тургенева», М.- 2014 г.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/351304-zhenskie-obrazy-v-proizvedenijah-i-s-turgenev

Женские образы в произведениях И.С. Тургенева

Женские образы в произведениях И.С. Тургенева

Тургенев И.С.

И.С. Тургенев – непревзойдённый мастер по созданию женских образов. Глубоко в моё сердце вошли Елена Стахова («Накануне»), Ася («Ася»), Лиза Калитина («Дворянское гнездо»). Запомнились и женские образы Одинцовой из романа «Отцы и дети».

Одинцова – дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати. Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого и богатого человека не по любви, а по расчёту. Овдовев, сделалась видной помещицей.

Обеспеченность как основа независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей и друзей – вот особенности Анны Сергеевны и образа её жизни к моменту знакомства с Базаровым. Евгений Базаров увидел в Одинцовой умную собеседницу.

Оказалось, что героиня не теряла времени в уединении: читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. «Часа три с лишним длилась беседа». Любопытство Одинцовой переросло в заинтересованность Базаровым. Прощаясь, она приглашает его и Аркадия к себе в Никольское. И вот друзья в гостях у Одинцовой.

В Никольском «царствовал порядок, пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приёмных». Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову. Он «поразил воображение Одинцовой, он занимал её, она много о нём думала». В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление тотчас оживляло её.

Она как будто хотела его испытать и себя «изведать». Интерес к чему-то новому в её чувствах и боязнь этого нового лежат в основе отношений Анны Сергеевны к Базарову. Он нравился героине отсутствием кокетливости и пошлости, резкостью и точностью суждений. В то же время Базаров «сердил и оскорблял её вкус, её изящные привычки».

Она чувствовала пропасть между собой и демократическим дикарём, однако сила его натуры увлекла Анну Сергеевну. Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое могло бы вырасти в любовь. Но жилось ей легко, а «сквознячков» (жизненных испытаний) она боялась. Анне Сергеевне не хочется отпускать от себя Базарова.

Ей удалось вызвать Евгения на откровенный разговор, во время которого он признаётся ей в любви. Но Одинцова испугалась его сильного и страстного порыва, ибо более всего на свете любила покой. «Нет, не решила она наконец, — бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете.

» Базаров же был человеком чужого и чуждого её мира, бедняком, демократом, вкусы и политические убеждения которого расходились с её вкусами, привычками и взглядами.

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев Арину Власьевну, мать Евгения Базарова, совсем отличную по характеру, душевному складу, образованию и положению от Одинцовой. Но добрая, естественная, простая эта женщина вызывает меня тёплые чувства. Она стыдливо прячет перед сыном свою трепетную заботливость.

Арина Власьевна – «кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками», набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны. Всё это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена». Но она покоряет своей добротой, искренностью.

Именно такие люди были залогом нравственности и душевной чистоты.

Совсем противоречивые чувства испытываю к «нигилистке» Кукшиной, которая пошло подражает «новым людям». Она, в мужских штанах, с сигаретой во рту, громким голосом, в неубранной комнате, вызывает не только недоумение, но и отвращение.

Помещица Кукшина, твердящая об эмансипации, называет себя ученицей Базарова. Эта мнимая «нигилистка» усвоила только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируя новые взгляды и доходя до абсурда в своих убеждениях. Она – пародия на нигилистов.

Также мне запомнились Фенечка и Катя. Первая застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, которая покоряет силой материнского чувства.

А Катя, на первый взгляд, кажется тихой и незаметной, но оказывается сильной натурой.

Она хорошо разобралась в Кирсанове, подружилась с ним, незаметно прибрав его к рукам и составив его семейное счастье, руководит каждым его шагом.

Очень интересные и разнообразные образы создал Тургенев в своём романе «Отцы и дети», у каждого из которых есть своя индивидуальность и своё мировоззрение, что и привлекает читателя.

Источник: https://mirznanii.com/a/357893/zhenskie-obrazy-v-proizvedeniyakh-is-turgeneva

Женские образы в произведениях И. С. Тургенева

Женские образы в произведениях И.С. Тургенева

И. С. Тургенев – непревзойденный мастер по созданию женских образов. Глубоко в мое сердце вошли Елена Стахова (“Накануне”), Ася (“Ася”), Лиза Калитина (“Дворянское гнездо”). Запомнились и женские образы Одинцовой из романа “Отцы и дети”.

Одинцова – дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати.

Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого и богатого человека не по любви, а по расчету.

Овдовев, сделалась видной помещицей.

Обеспеченность как основа независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей и друзей – вот особенности Анны Сергеевны и образа ее жизни к моменту знакомства с Базаровым.

Евгений Базаров увидел в Одинцовой умную собеседницу. Оказалось, что героиня не теряла времени в уединении: читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. “Часа три с лишним длилась беседа”. Любопытство Одинцовой переросло в заинтересованность Базаровым.

Прощаясь, она приглашает его и Аркадия к себе в Никольское. И вот друзья в гостях у Одинцовой. В Никольском “царствовал порядок, пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных”. Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову.

Он “поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала”. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление тотчас оживляло ее. Она как будто хотела его испытать и себя “изведать”. Интерес к чему-то новому в ее чувствах и боязнь этого нового лежат в основе отношений Анны Сергеевны к Базарову.

Он нравился героине отсутствием кокетливости и пошлости, резкостью и точностью суждений. В то же время Базаров “сердил и оскорблял ее вкус, ее изящные привычки”. Она чувствовала пропасть между собой и демократическим дикарем, однако сила его натуры увлекла Анну Сергеевну.

Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое могло бы вырасти в любовь. Но жилось ей легко, а “сквознячков” (жизненных испытаний) она боялась. Анне Сергеевне не хочется отпускать от себя Базарова. Ей удалось вызвать Евгения на откровенный разговор, во время которого он признается ей в любви.

Но Одинцова испугалась его сильного и страстного порыва, ибо более всего на свете любила покой. “Нет, не решила она наконец, – бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете.

” Базаров же был человеком чужого и чуждого ее мира, бедняком, демократом, вкусы и политические убеждения которого расходились с ее вкусами, привычками и взглядами.

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев Арину Власьевну, мать Евгения Базарова, совсем отличную по характеру, душевному складу, образованию и положению от Одинцовой. Но добрая, естественная, простая эта женщина вызывает меня теплые чувства.

Она стыдливо прячет перед сыном свою трепетную заботливость. Арина Власьевна – “кругленькая, низенькая старушка” с “пухлыми ручками”, набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны.

Все это рисует образ “настоящей русской дворяночки прежнего времени”, которой следовало бы жить “лет за двести, в старомосковские времена”. Но она покоряет своей добротой, искренностью. Именно такие люди были залогом нравственности и душевной чистоты.

Совсем противоречивые чувства испытываю к “нигилистке” Кукшиной, которая пошло подражает “новым людям”. Она, в мужских штанах, с сигаретой во рту, громким голосом, в неубранной комнате, вызывает не только недоумение, но и отвращение. Помещица Кукшина, твердящая об эмансипации, называет себя ученицей Базарова.

Эта мнимая “нигилистка” усвоила только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируя новые взгляды и доходя до абсурда в своих убеждениях.

Она – пародия на нигилистов.
Также мне запомнились Фенечка и Катя. Первая застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, которая покоряет силой материнского чувства. А Катя, на первый взгляд, кажется тихой и незаметной, но оказывается сильной натурой.

Она хорошо разобралась в Кирсанове, подружилась с ним, незаметно прибрав его к рукам и составив его семейное счастье, руководит каждым его шагом.
Очень интересные и разнообразные образы создал Тургенев в своем романе “Отцы и дети”, у каждого из которых есть своя индивидуальность и свое мировоззрение, что и привлекает читателя.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/zhenskie-obrazy-v-proizvedeniyax-i-s-turgeneva/

Образ

Женские образы в произведениях И.С. Тургенева

В этой статье мы рассмотрим образ «тургеневских девушек».

Это словосочетание можно услышать довольно часто, но вот что оно обозначает? Для ответа на этот вопрос придется вспомнить произведения Тургенева. Но сначала заметим, что современницы очень любили автора.

У него было больше почитательниц, чем у любого другого русского писателя. Попробуем разобраться, чем же Иван Сергеевич заслужил такую любовь?

Личная трагедия и отношение к любви

Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви.

Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице.

Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно – Виардо была замужем и любила супруга.

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым.

Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова.

Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним – любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.

Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни – познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.

Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:

  • Елена Стахова («Накануне»);
  • Зинаида («Первая любовь»);
  • Наталья Ласунская («Рудин»);
  • Лиза («Дневник лишнего человека»);
  • Ася из одноименного произведения;
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Вера («Фауст»).

Что касается романа «Отцы и дети», то Анна Одинцова не подходит на роль «тургеневской барышни». Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.

Образ «тургеневских девушек»: характеристика

Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.

Все «тургеневские девушки» очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное.

Его героини «не от мира сего» — очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире.

Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».

Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее – быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива.

Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга.

Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.

«Тургеневские барышни» могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины.

Из-за их необычного характера судьба «тургеневских девушек» складывается очень необычно.

Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.

Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.

Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ «тургеневской девушки» по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Внутренняя сила

Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ «тургеневской девушки» в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед.

Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой – непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения.

Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».

Лиза Калитина

Рассмотрим образ «тургеневских девушек» на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха.

Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие.

И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего.

Единственное, что их отдаляет, — это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.

Любовь Лизы

Образ «тургеневской девушки» очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.

Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.

Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход – уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»: план

Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:

  1. Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
  2. Общая характеристика главной героини.
  3. Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
  4. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
  5. Отношения героини с возлюбленным.
  6. Сюжетная развязка и подведение итогов.

Повесть «Ася»

Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ «тургеневской девушки». «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.

Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной «тургеневской барышней». Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости.

Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского.

На героя она произвела при первой встрече странное впечатление – слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.

Как обычно, «тургеневская девушка» открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.

Чувства Аси

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася.

Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте.

Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.

Но счастью не суждено было сбыться – главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ «тургеневской девушки» безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.

Источник: https://FB.ru/article/305827/obraz-turgenevskih-devushek-opisanie-harakteristika-i-analiz

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Разное / Женские образы в произведениях И.С. Тургенева

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00082801184864151603/%C3%DC

Женские образы в произведениях И. С. Тургенева. | Сочинения на все темы

Женские образы в произведениях И.С. Тургенева

(1 Голосов, в среднем: 5,00 из5)
Загрузка…

2 967 просмотра(ов)

Салтыков-Щедрин писал: «Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?» Думается, что важную роль в создании такого впечатления играют именно женские образы. И. С. Тургенев в отношении к женщинам раскрывает пес хорошее или дурное, что есть в его героях. Часто именно героини в произведениях этого автора вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять и свою судьбу, и судьбу героя.

Например, в романе «Дворянское гнездо» Лиза Калитина принимает на себя бремя решения. Можно спорить о том, насколько верен был его выбор.

Но, размышляя о жизни, эта честная, искренняя, глубоко религиозная девушка приходит к выводу, что благосостояние ее семьи основано на несправедливости, ее любовь к Лаврецкому, человеку женатому, безысходна, а с точки зрения религии – великий грех. Лиза видит для себя лишь один путь – служение Богу, покаяние.

Подчиняясь требованию долга, она отказывается от своей любви, а Лаврецкий, но находит в себе сил для того, чтобы изменить решение Калитиной. Он смиряется с ним. В конце произведения автор с замечательным мастерством рисует последнюю встречу людей, глубоко и искренне любивших, навсегда потерявших друг друга.

Через много лет Лаврецкий посещает монастырь, который избрала для себя Лиза. Они не разговаривали. Калитина не поднимая глаз, прошла мимо него. «Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет?..» Светлое чувство печали не покидает читателя «Дворянского гнезда», и.

как мне кажется, это чувство вызвано во многом образом Лизы Калитиной, которая, смирившись со своей судьбой, сохраняет верность убеждениям. В романе «Накануне» И. С. Тургенев опирается на иную идею и создает уже иные образы. Он писан: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно героических натур».

Елена, по справедливому мнению автора, одна из «провозвестников новой жизни». Добролюбов писал о Стаховой, что «она поняла, чего ей не нужно», но что ей нужно, этого она еще не знает…». Елена не может быть счастлива, пока рядом с ней страдают «нищие, голодные, больные», пытается помогать бедным, размышляет о социальном неравенстве.

Стахова испытывает «тоску взволнованной души» по другой жизни, мечтает о подвиге, борьбе. Любовь к Инсарову, молодому болгарскому революционеру, спасает ее от пустоты жизни. Рядом с Еленой Стаховой не находится иных «путных людей», способных привлечь ее снимание. Автор изображает чистую и высокую любовь, в основе которой взаимопонимание и единство помыслов.

Елена готова разделить с Инсаровым опасности, лишения, стать его соратницей в борьбе за освобождение Болгарии. Она поддерживала его. ободряла, а после смерти любимого продолжила его дело. Елена – яркая, талантливая, деятельная натура. Единственный герой, способный встать с нею рядом, – Инсаров. Добролюбов писал, что «нам нужен человек, как Инсаров, но русский Инсаров».

Однако многие черты Инсарова присущи и Елене Стаховой.Иные женские образы создал И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». По-своему поэтичны Фенечка, Катерина Одинцова, почти пародийна Кукшина, Но особенно ярко, емко, психологически точно дан образ Анны Сергеевны Одинцовой. Красивая, умная, уверенная в себе, она во многом достойна главного героя произведения.

Базаров сразу выделил Одинцову из круга губернских дам. Хотя первые его фразы о ней весьма грубы, но это не пошлость, а стремление показать отвращение к «красивым» фразам. Анна поняла развязность героя, «и это ей даже польстило. Одно пошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы но упрекнул Базарова».

Евгению, пожалуй, впервые интересно беседовать с женщиной, он охотно говорит о своих взглядах, причем без резкости, злости или сарказма. Анна Сергеевна но только прекрасна и умна, стоит выше предрассудков «света»  и по-настоящему обаятельна, «характер у нее был свободный и довольно решительный».

При всех явных достоинствах Анна  Одинцова превыше всего ценит покой и комфорт, ясность и размеренность. Потому, наверное, ее так  пугает глубокое, искреннее, но стихийное и неуправляемое чувство Базарова, его «сильная и тяжелая» страсть, которая может резко изменить привычный, уклад жизни.

Автор пишет о ней: «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…». Одинцова и сама хорошо знает «это свойство своей натуры, она говорит Базарову: «Я люблю то, что вы называете комфортом».

Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением,хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.    В конце романа мы узнаём, что Анна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…» И они сживут в большом ладу друг с другом».

Автор постоянно подчеркивает именно спокойствие героини, редко чем-либо нарушаемое, ее холодность. Холодность рассудка в ней сочетается, к сожалению, и с некоторой холодностью душевной. И ее новый избранник – человек добрый и холодный «как лед». Но, возможно, именно эти ее качества привлекли Евгения Базарова.

Тургенев не осуждает явно свою героиню – ведь последние строки, посвященные ей, допускают двоякое толкование, ко в них чувствуется и тонкая авторская ирония, когда он пишет, что Анна и её супруг «доживутся. пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви».Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Ее нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.

Новые грани в изображении героинь раскрыл И. С. Тургенев в замечательной повести «Вешние воды». В этой истории о любви автор сопоставляет итальянку Джемму Розелли и красавицу-миллионершу Полозову. Обе они мечтают о свободе. Джемма Розелли – непосредственная, пылкая, гордая, одаренная не только внешней, но и внутренней красотой. Она мечтает об освобождении Италии от ига австрийцев, сочувствует, как и вся ее семья, гарибальдийцам. Эта девушка искренне любит Санина, русского путешественника, с которым случайно познакомилась. Любовь пробуждает в герое лучшие качества, ему кажется, 470 он испытывает столь же глубокое чувство. Но, подобно многим персонажам Тургенева, Санин оказывается недостойным того счастья, что подарила ему судьба. Ради Полозовой, которая под свободой понимает избавление от добра, правды, морали, он отказывается от любви Джеммы. Между «любовью-революцией» и «любовью-рабством» Санин выбирает вторую, испытывает «все унижения, все гадкие чувства раба». Но таков его выбор.

Ни один женский образ у И. С. Тургенева не повторяется, о каждой героине он находит нечто свое, глубоко индивидуальное. Слова одного из критиков можно с полным основанием отнести к любой из «тургеневских девушек»: «Тургенев – реалист в том смысле этого термина, что он близко держится действительной жизни, правды и естественности изображения…»

Источник: https://sochineniena5.ru/2016/07/06/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D1%82%D1%83%D1%80/

Refy-free
Добавить комментарий