Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг.

Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась «История Пугачева».

Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? «В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему.

Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

А чертой конкретно исторического романа считается его сюжетная направленность: это либо описание какого-то длительного периода истории со всеми его событиями, либо отдельное событие, изображенное во всех подробностях, либо биография известного политического или культурного деятеля (такими были классические произведения римских и древнегреческих авторов – Геродота, Тита Ливия и других, которые до сих пор считаются эталонами исторической прозы).

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия «жанр» в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они.

В «Капитанской дочке» писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография.

Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: «Капитанская дочка» – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора.

Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях.

Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева.

Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев «шайкой», «разбойниками», а Пугачева – «бродягой», «самозванцем»; он осуждает «русский бунт».

В этом заключается сходство Гринева с автором.

Из «записок» Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии «издатель» говорит, как ему досталась «рукопись»: ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что «издатель» занимается «трудом, относящимся к временам, описанным его дедом».

«Издатель» – литературная маска Пушкина, под «трудом» подразумевается «История Пугачева».

В послесловии указана и степень участия «издателя» в роботе над рукописью: он решил «издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена».

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе.

Эпиграфы – это знаки авторского «присутствия» в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева.

Иными словами, эпиграфы можно назвать «конспектами» глав.

Таким образом, роман «Капитанская дочка» – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа «Капитанская дочка» мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский. И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.

Источник: https://globuss24.ru/doc/zanrovoe-svoeobrazie-romana-aleksandra-puskina-kapitanskaa-docka

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина “Капитанская дочка”

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг.

Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась “История Пугачева”.

Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? “В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании” – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему.

Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

А чертой конкретно исторического романа считается его сюжетная направленность: это либо описание какого-то длительного периода истории со всеми его событиями, либо отдельное событие, изображенное во всех подробностях, либо биография известного политического или культурного деятеля.

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия “жанр” в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения, наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они.

В “Капитанской дочке” писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий.

Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография.

Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: “Капитанская дочка” – роман о конкретном историческом событии, здесь присутствуют и реальные исторические лица, но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора.

Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях.

Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками.

Да и по своей морали он считает пугачевцев “шайкой”, “разбойниками”, а Пугачева – “бродягой”, “самозванцем”; он осуждает “русский бунт”. В этом заключается сходство Гринева с автором.

Из “записок” Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии “издатель” говорит, как ему досталась “рукопись”: ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что “издатель” занимается “трудом, относящимся к временам, описанным его дедом”.

“Издатель” – литературная маска Пушкина, под “трудом” подразумевается “История Пугачева”.

В послесловии указана и степень участия “издателя” в роботе над рукописью: он решил “издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена”.

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе. Эпиграфы – это знаки авторского “присутствия” в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева.

Иными словами, эпиграфы можно назвать “конспектами” глав.

Таким образом, роман “Капитанская дочка” – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа “Капитанская дочка” мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский.

И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/zhanrovoe-svoeobrazie-romana-aleksandra-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева.

Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание.

Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева.

Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева.

Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». В этом и весь смысл его повести.

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги.

Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения.

Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек.

Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки».

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 2210.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/kapitanskaya-dochka/analiz-proizvedeniya-pushkina.html

Жанровое своеобразие «Капитанской дочки». Петр Гринев – главный герой повести. Формирование характера

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вступительное слово

Итак, изучив многие документы, изъездив те места, где бушевало крестьянское восстание, Пушкин создает повесть “Капитанская дочка”.

Труд этот был огромным, так как он воспроизвел давно ушедшую жизнь, характеры людей, создал увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого.

“Капитанская дочка” поэтому является и историческим произведением и откликом на современную писателю действительность и духовным завещанием для нас и наших потомков.

2 слайд

И вот книга перед нами.

В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие – лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи — этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы – вопросы в ходе изучения произведения.

3 слайд

Что это – повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? Вспомним определения данных литературоведческих терминов.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

4 слайд

Повесть можно разделить на три цикла. Какие?

5 слайд

— Кто герой-рассказчик в этом произведении? См. Приложение 1

6 слайд

Рассказ о жизни Гринева в родительском доме.Работа с текстом (подобрать подписи к иллюстрациям)

7 слайд

Вывод. Запись в тетрадях.

— Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Петра Гринева?

Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий и предрассудков и вместе с тем обогащения его внутреннего мира.

Первый удар наносит отец, решая отправить его в армию.

— Какие слова Петруши позволяют сделать такой вывод?

8 слайд

Две стороны характера молодого героя в эпизодах встречи с Зуриным и бродягой-вожатым.

— Кратко перескажите эпизод пирушки с Зуриным.

— Какие отрицательные черты характера Гринева раскрываются в нем?

Итак, мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным.

Зато встреча с вожатым помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что он вынес из детских и отроческих лет.

9 слайд разбор сцены с заячьим тулупом

— Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(Савельич боится незнакомца, видит в нем вора и разбойника, пьяницу.)

— А как реагирует бродяга на “барский подарок”? (чтение)

— Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное.

Автор показывает два отношения к человеку: для одного “собака”, “пьяница оголтелый”, для другого – “брат”. Две правды: одна по-хамски тычет в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек…

В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку).

10 слайд

— Что такое милосердие?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1)краткий пересказ главы “Крепость”;

2)подготовить рассказ о семье капитана Миронова.

Эпиграф См. Приложение 2

Запись в тетради

Итак, Гринев, выросший на деревенском приволье, вдалеке от губительных нравов светского общества научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

Второй этап формирования характера начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а также и обогащение его внутреннего мира.

Беседа с учащимися

— Итак, мы вместе с Петром Гриневым вошли в Белогорскую крепость.

11 слайд

Где же крепость? Первые впечатления… Какие они?

Краткий пересказ содержания главы “Крепость”.

(В ходе рассказа иллюстрации 11 слайда)

Рассказ о семье капитана Миронова. Приложение 3.

— Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания – все это доставляло ему истинное удовольствие. Над серьезными общественными, жизненными проблемами он не задумывался.

Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы — это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо, живо.

В них много наивного, пленительно-наивного — и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ…

В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом.

Это незаметные и тихие герои — великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель — иначе и невозможно.

За „старосветскими“ пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать”.

Беседа с учащимися

— Почему Гринев сблизился со Швабриным?

— Что послужило причиной и что поводом к ссоре между героями?

Чтение отрывка из главы “Поединок”

(“Я же сказывал, что занимался литературой… Коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками”)

— Какие черты характера проявляются в героях в этом отрывке?

12 слайд

Анализ сцены дуэли:

Почему Петр Гринев согласился на дуэль? ( Дуэли были запрещены воинским уставом) Как характеризует героев поведение во время дуэли?Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьича, Маши, Савельича.

— Осуждает ли автор своего героя за дуэль?

(Автор тоже осуждает своего героя за дуэль со Швабриным, хотя заступничество Петра за честь любимой девушки не может не вызывать уважение)

13 слайд

Прослушивание отрывка из главы “Любовь”

Слово учителя

Таким предстает перед нами герой накануне грозных исторических событий. Прежде чем ввести в повествование образ Пугачева, Пушкин накоротке, домашним образом знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений.

14 слайд Запись в тетради

Домашнее задание:

1) прочитать главы 6 и 7;

2) подготовить пересказ о падении Белогорской крепости;

3) письменно ответить на вопрос: “Почему Пугачев пощадил Гринева?”

Беседа

— Почему автор в качестве эпиграфа к 6 главе взял слова из народной песни?

(Эпиграф настраивает на то, что речь пойдет о страшных, кровавых событиях, потрясших Россию; критик Шиловский высказывает предположение о совпадении тактики Ивана Грозного и Пугачева и считает, что образ Пугачева ассоциировался в сознании Пушкина с образом Ивана Грозного)

— О чем рассказывает автор в 6 главе?

15 слайд

— Прочитайте сцену допроса башкирца( стр. 145)

— Как Гринев относится к несчастному?

16 слайд Запись в тетради

Работа над главой “Приступ”

— К кому из героев повести относится эпиграф?

— Какие черты характера капитана Миронова раскрывает этот эпиграф?

(Бескорыстие, честность, верность присяге проявил капитан и смерть свою встретил достойно)

— Почему крепость пала?

17 слайд

(Причины победы Пугачева в численном преимуществе его войск, к нему переходят все угнетенные народы Оренбургской губернии, сочувствуют Пугачеву и солдаты царской армии, а также в слабости и бездарности высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы)

18 слайд Просмотр отрывка из фильма

19 слайд

— Как ведут себя герои в этой сцене?

— Можно ли осуждать Пугачева за казнь защитников крепости? А за казнь Василисы Егоровны? ( его повергли в гнев слова плача комендантши: “… а сгинул от беглого каторжника”)

Ответ на вопрос домашнего задания: “Почему Пугачев пощадил Гринева?”

— Какую роль сыграл Савельич

— Как Пугачев выходит из неловкого положения после отказа Гринева ему присягнуть?

Домашнее задание:

1) прочитать главы 8 -12;

2) найдите портретную характеристику Пугачева;

3) письменно ответьте на вопрос: “Почему Пугачев освободил Машу Миронову?

Разбор 8 главы

И вот “государь” требует Гринева к себе. Гринев заранее представляет себе, каким будет свидание с самозванцем и чем оно кончится. “Читатель легко себе представит, что я не был совершенно хладнокровен, — замечает он в своих записках. Что же происходит?

— Чтение отрывка из главы “Незваный гость” (“А, ваше благородие!.. – Моя искренность поразила Пугачева”.)

— Почему Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?

(Мятежника в юном офицере поразили смелость, бесхитростность, прямодушие, верность долгу, правдивость. “Казнить, так казнить, миловать, так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь”. И еще завтра приглашает прийти проститься с ним.

Смешная сценка на другой день, когда рачительный Савельич подал Пугачеву реестр разграбленного барского добра, могла бы недобро кончиться для Гринева. Но Пугачев только отворотился, не сказав более ни слова.

И на пути в Оренбург Гринева вдруг догнал казак с подарками: лошадью и шубой “со своего плеча” да полтиной денег, “растерянной по дороге”).

20 слайд

— Что удивило Гринева в Пугачеве? Какие новые стороны характера он увидел в самозванце?

(Гринев видит добродушие Пугачева, ничего свирепого он не увидел в нем. Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)

Разбор глав 11-12

События разводят по разные стороны Гринева, Пугачева и Машу Миронову, но пугачевщина уже полыхает под стенами Оренбурга.

21 слайд

— Что делает Петр Гринев в Оренбурге? (храбро сражается с мятежниками)

Но вот он получает письмо от Маши…

— Чтение письма Маши Мироновой

— Какое решение принимает Гринев?

— Как отнесся генерал Р. к просьбе Гринева о спасении дочери капитана Миронова? (“Это еще не беда, лучшее ее быть пока женою Швабрина, он теперь может оказать ей протекцию, а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки”)

— На что решается Петр Андреевич?

22 слайд

— Почему Гринева схватили мятежники, ведь он мог спастись? (Он вынужден был вернуться, потому что схватили Савельича)

Мы попадаем в Бердскую слободу. Снова Гринев предстал перед Пугачевым. Пугачев по-прежнему видит в Гриневе не опасного и ловкого врага, а неопытного и честного юношу, хотя и вернувшегося из вражеского стана. А когда он узнает о причинах, побудивших Гринева ехать в крепость, он принимает решение ехать вместе с Гриневым, чтобы освободить сироту и проверить Швабрина.

— Прочитайте диалог Гринева с Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Что мы узнаем из этого диалога? (Гринев узнает об отношении Пугачева к возглавляемому им восстанию, к своему окружению, к перспективам народной борьбы.

Предводитель испытывает чувство одиночества среди своих сподвижников, знает о своей обреченности. Пугачев предстает перед нами в каком-то величественном трагическом ореоле.

А затем Пугачев рассказывает калмыцкую сказку, которая показывает всю глубину пропасти между героями.

Слайд 23

Прослушивание сказки. Запись в тетради

Слайд 24

— Ответ на письменный вопрос: “Почему Пугачев освободил Машу Миронову?”

Продолжение записи в тетради Слайд 25 См. Приложение 4

Домашнее задание:

1) выучить калмыцкую сказку;

2) подберите аргументы для обвинения Швабрина (1в) и для защиты (2в) (письменно) ;

3) прочитать главы 13-14;

4) заполнение таблицы характеристика Пугачева и Екатерины

Честность есть прямая линия, она ближе к истине, нежели кривые.
К.Н.Батюшков

Трагедия Швабрина

— Прослушивание письменного домашнего задания: аргументы обвинения и защиты Швабрина

Слово учителя

(см. стр.66-67, Золотарева) Слайд № 26

Образ Маши Мироновой

С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, “трусихи” по определению матери.

— Почему к главам, в которых появляется Маша, даны эпиграфы, взятые из народных песен? (близость к народу, сильный, волевой человек, высокие духовные качества)

— Вспомните эпизод из 5 главы, где она отказывается выйти замуж за Гринева без благословения родителей. Какие черты характера Маши проявляются в этом эпизоде?

(Сила ее любви, глубина ее натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: “Без их благословения не будет тебе счастья”. Она решила, что ей не судьба быть за Гриневым, что следует покориться воле Божьей. Но тяжелые испытания закаляют ее характер.)

— Какие качества характера Маши проявляются в плену у Швабрина? (мужество, стойкость, сила духа; она готова умереть, но не быть женой Швабрина)

Маша освобождена, но судьба приготовила ей новые испытания: Гринев арестован. И девушка решает начать борьбу за своего жениха. Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства он на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург, чтобы просить за Гринева саму императрицу, и тем самым спасает Петра Гринева. Слайд №27

Запись в тетрадях Слайд № 28

Домашнее задание: Пересказ статьи “Исторический труд А.С.Пушкина” стр.212-215

Слово учителя

Введение образа Екатерины II в роман“Капитанская дочка” объясняется Ю. М. Лотманом как желание Пушкина уравнять действия самозванца и царствующей императрицы по отношению к Гриневу и Марье Ивановне.

“Подобность” действия состоит в том, что и Пугачев, и Екатерина II — каждый в сходной ситуации выступает не как правитель, а как человек. “Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия (ср.

, например, “Полководец”), Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. “Императрица не может его простить”,- говорит Екатерина II Маше Мироновой.

Но в ней живет не только императрица, но и человек, и это спасает героя, а непредвзятому читателю не дает воспринять образ как односторонне отрицательный”.

Сообщение учащихся “Екатерина в живописи и в литературе” Слайд №29. Приложение 5

Слово учителя. Приложение 6

Проверка домашнего задания. Характеристика персонажей. Заполнение таблицы. Приложение 7

Слово учителя. Приложение 8

Пересказ уч-ся статьи “Исторический труд А.С.Пушкина”

Домашнее задание

: проанализировать эпиграфы по плану:

  1. О чем эпиграф?
  2. Как называется глава?
  3. О чем рассказывает?

1. Работа с эпиграфами

Повесть является глубоко народным, национальным произведением и не случайно открывается эпиграфом-пословицей и каждой главе присутствует эпиграф, взятый, в основном, из сокровищниц устного народного творчества. Исследователи считают, что эпиграфы играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Так ли это? Рассмотрим первые 5 глав.

— О чем эпиграф?

— Как называется глава?

— О чем рассказывает?

См. Приложение 9

2. Подготовка к сочинению. Слайд 30

“Белогорская крепость в жизни Гринева”

— Обратимся к теме сочинения. Какой из вопросов полнее выражает ее суть: “Какие события произошли с Гриневым в крепости?” или “ Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?”

— Найдите главы, с которыми мы будем работать. (с 3 по 9 и 12гл.)

Составляем план.

1. ВСТУПЛЕНИЕ

1) Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую

а) зарождение и укрепление чувств;

б) испытания, через которые Гринев пронес свои чувства: столкновение со Швабриным, письмо отца, разлука, обращение за помощью к Пугачеву;

в) качества характера, проявленные при этом.

2) История отношений Гринева со Швабриным.

а) как и почему менялось отношение Гринева к Швабрину;

б) какие качества Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным.

3) Сильное и благородное потрясение в жизни Гринева.

а) как и почему менялось отношение Гринева к Пугачеву;

б) гуманные чувства Гринева.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему рассказ о жизни в Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?

(И.В. Золотарева. Уроки литературы 8 класс)

Домашнее задание:

написать сочинение.

6.04.2014

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648037/

Жанровые особенности произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

ТворчествоА.С. Пушкина изучено давно, основательно и в разных аспектах. Ему посвященыстатьи и монографии таких исследователей, как В.И. Коровин, Г.П. Макогоненко, С.М.Бонди, Г.А. Гуковский и многие другие. Разными жанрами творчества Пушкиназанимался известный литературовед Ю.М. Лотман. В последние годы появился целыйряд исследований

В.Непомнящего: цикл статей к юбилею поэта, монография.

     Достаточно много исследований посвящено ипроизведению «Капитанская дочка», в том числе его жанровой специфике.

     Тем не менее мы решили ещё раз обратитьсяк этой теме, и сделали это по нескольким причинам.

     Во-первых, существующие суждения о жанре«Капитанской дочки» достаточно противоречивы. Это касается как основногожанрового определения (повесть или роман), так и жанровых «составляющих» (еслиэто роман, то что в нём доминирует: историческое? семейное? любовное?).

    Во-вторых, исследователи не всегдапоказывают жанровые особенности «Капитанской дочки» на примере конкретногоанализа текста.

    Цель нашей работы —  показатьсложность, синтетичность жанра «Капитанской дочки», исследовать то, каксочетаются в произведении различные жанровые признаки.

Мы не претендуем напринципиальную новизну, но считаем, что именно в конкретном текстуальном исследовании«Капитанской дочки» в выяснении того, как проявляются в ней различные жанровыепризнаки и как они сочетаются,  заключаются элементы нашего новаторства.

   Поскольку проблема жанра – это сложнаятеоретико-литературная проблема, то мы будем сочетать историко-литературныйанализ текста с теоретико-литературным.

    Первая проблема, с которой сталкиваютсяисследователи этого произведения, заключается в том, к какому жанру егоотнести: к повести или к роману.

Обычно сторонники первого определенияруководствуются тем, что «Капитанская дочка» — небольшое по объёмупроизведение, основное действие которого охватывает не такой уж большой периодвремени (с сентября 1773 по февраль 1774 года). Например, А.С.

Дегожская, авторкниги «Повесть Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении» так объясняетсвой взгляд на жанровую принадлежность произведения: «Повесть посвящена,казалось бы, небольшому эпизоду в большой, полной бурных событий жизнипредводителя народного восстания: нескольким встречам его с Гринёвым».

    Традиция считать «Капитанскую дочку»повестью идёт от

В.Г.Белинского. Процитируем строчки из 11 статьи «Сочинений Александра Пушкина»:«Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановныи мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткамповести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русскойлитературы».

    Нам кажется, что кроме двойного указания нажанр повести здесь содержится иважный аргумент в пользу того, почему Белинский не хотел относить этопроизведение к роману. Он считает неудачей изображение как Петра АлександровичаГринёва, так и его окружения: возлюбленной и соперника.

А мы знаем, что центромромана является человеческая личность, индивидуальность, характер, данный вформировании и становлении. Нам кажется, что представление Белинского о неудачехарактера Гринёва является ошибочным.

Это герой не слишком яркий, он обычныйчеловек, в нём нет исключительности, неординарности, например, Евгения Онегина,но он человек честный, искренний, благородный, вызывающий симпатию читателя. Икак обычный человек он показан достаточно убедительно. Мы даже считаем, чтоГринёв поднимается над собственной обычностью.

Он демонстрирует мужество иблагородство, на которые способен не каждый человек. Попадая в исключительныеобстоятельства, он проходит испытания опасностью, даже смертью, которые егозакаляют и изменяют.

    Мы считаем, что «Капитанскую дочку» можноназвать романом воспитания, так как герой не просто формируется, взрослеет, норадикально меняется на протяжении довольно небольшого промежутка времени.Учителем Гринева выступает исключительная действительность, полная опасностей иприключений.

Отметим кстати, что авантюрное, приключенческое начало вообщеочень характерно для романа воспитания. Также для него характерен мотив дороги,которая является аллегорией жизненного пути.

Не случайно Гринев значительнуючасть романа находится в пути (уезжает из родительского дома, едет вБелогорскую крепость, отправляется из Оренбурга в Бердскую слободу и такдалее).

  Обратимся к другому жанровому определению,имеющему отношение к «Капитанской дочке» — любовный роман. Надо сказать, чтолюбовная интрига, наличие любовного треугольника —  неизменная черта классического романа.

Формальнов «Капитанской дочке» есть признаки любовного романа: показана историязарождения и развития чувства Маши и Гринёва, есть борьба за возлюбленную,приводящая к дуэли, есть разлука (причина её — сначала отказ в родительском благословении, затем пугачёвщина), естьсчастливое соединение влюблённых в финале.

Но любовная тема не является впроизведении ведущей, определяющей. В этом мы согласны с Макогоненко, которыйпишет в работе «Творчество А.С.

Пушкина в 30-е годы»: «Художественноеисследование грозного времени народной войны за свободу открыло Пушкину иныесилы, которые определяли и поступки героев, и их жизнь, поэтому любовный сюжетне мог быть организатором судеб героев исторического романа «Капитанскаядочка».

    Макогоненко в процитированных строках даётто определение, которое многие литературоведы считают центральным:«исторический роман».  Нетрудноперечислить признаки, которые позволяют отнести «Капитанскую дочку» к этомужанру.

Произведение посвящено реальному историческому событию – восстанию подруководством Емельяна Пугачёва 1773-1775 годов. В нём изображены историческиелица: Пугачев и Екатерина II.

Пушкинработал над романом именно как историк, тщательно изучал документы, беседовал снемногими очевидцами той эпохи, оставшимися в живых, параллельно с «Капитанскойдочкой» писал исторический труд «История Пугачёвского бунта». Он сумел передатьатмосферу той эпохи, её нравы.

       Однако нам важнее отметить то, в чёмзаключается новаторство «Капитанской дочки» как исторического романа. По словамБ.Томашевского, автора книги «Пушкин», «история для Пушкина – источникпонимания настоящего и ключ к предугадыванию будущего».

Комментируя эти слова,можно сказать, что Пушкин писал о прошлом под впечатлением настоящего, пыталсяувидеть общее в своей эпохе 30-х годов XIX века и в 70-х годах XVIII века. Потом это стало характерно и для другихписателей. Параллелизм эпох встречается, например, в романе  Л.

Н. Толстого «Война и мир».

    Однако есть ещё одна не менее важнаяособенность пушкинского исторического романа, которая повлияла на историзмромана-эпопеи Толстого.

Прежде чем говорить о ней, напомним, что Пушкинвыбирает для повествования об исторических событиях мемуарную форму, то естьформу воспоминаний от лица свидетеля событий.

Исследователи расходятся впонимании того, почему Пушкин выбирает повествование от лица дворянина Гринёва.Главой причиной обычно считают попытку обойти цензуру.

В.И.Лаврецкая, например, пишет в работе «Произведения А.С.Пушкина на темы русскойистории»: «Такая форма диктовалась Пушкину стремлением замаскировать своёличное отношение к столь щекотливому предмету, как восстание Пугачёва, и взначительной степени определялась цензурными соображениями».

Макогоненко в уженазванной работе дополняет подобную позицию: «Но дело не только в цензуре.Пушкин ставил более важную задачу – показать двойственность позиции Гринёва».

То есть, иными словами, показав Пугачёва глазами дворянина Гринёва, скоторым  у него завязались «странныеприятельские» отношения, Пушкин смог раскрыть сложность личности вождякрестьянского восстания, подчеркнуть не только его жестокость, но иблагородство, великодушие, искренность.

И, наконец, третья причина для выборамемуарной формы, которую отмечает Лотман и которая кажется нам самой важной:«Пушкин считал, что, в отличие от учёного, писатель должен рисовать историю«домашним образом», показывать героев в буднях жизни и тем самым делать ихблизкими, доступными и понятными читателю».

Добавим к этому, что подобныйвзгляд на задачи художника сказывается не только в выборе мемуарной формы, но ив самих ситуациях, в которые включены исторические лица. Императрица показанакак дама «в ночном чепце и душегрейке». «Ей казалось лет сорок.

Лицо её, полноеи румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбкаимели прелесть неизъяснимую». Это портрет миловидной женщины, но отнюдь неангела и не богини. Пугачева мы тоже наблюдаем не только на военном совете, нои в непринужденном общении с Гринёвым. И надо сказать, что в частной жизни, вбыту герои Пушкина проявляются ярче, чем на поле сражения или при исполнениигосударственных обязанностей.

 Мемуарная форма имеет отношение не только кисторическому повествованию, но и к особенностям раскрытия частной жизни ПетраГринева. Дело в том, что в историю воспитания героя включены элементы семейнойхроники.

Однако мы считаем, что первая глава, посвящённая жизни Петруши Гриневав родительском доме, не позволяет отнести произведение к жанру семейнойхроники, потому что здесь содержатся лишь элементы истории семьи.

Но бытовойколорит первой главы, описание быта семьи Мироновых в третьей и четвёртойглавах, внесение бытовых элементов в образы Пугачёва и Екатерины II позволяют утверждать, что Пушкин соединяет традициисоциально-бытового и исторического романа и придаёт повествованию обисторических событиях бытовой колорит.

      Таким образом, анализируя роман, мыпришли к следующим выводам: 

«Капитанскаядочка» — не повесть, как считает целый ряд исследователей, а роман, так как внём показано становление и развитие личности главного героя на фонеисторических событий.

«Капитанская дочка» соединяет в себе жанровые признаки исторического,любовного романа, романа — воспитания, элементы семейной хроники. Выбормемуарной формы для повествования об исторических событиях придаёт ему частный,бытовой, субъективный колорит.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/load/personalnyj_ugolok_pisatelja/pushkin/zhanrovye_osobennosti_proizvedenija_a_s_pushkina_kapitanskaja_dochka/44-1-0-529

Refy-free
Добавить комментарий