Жанр сонета в литературе

Содержание
  1. СОНЕТ
  2. Сонет в литературе – это… // На примерах произведений поэтов Серебряного века | Формаслов
  3. Коротко об истории жанра
  4. Сонет в России
  5. Виды сонетов
  6. Французский сонет
  7. Николай ГумилевСонет
  8. Анна АхматоваПриморский сонет
  9. Иннокентий АнненскийПоэзия
  10. Английский сонет
  11. Игорь СеверянинСонет
  12. Итальянский сонет
  13. Вячеслав ИвановSonetto di risposta
  14. Сонет и стихотворные размеры в России
  15. Александр Пушкиниз поэмы “Евгений Онегин”
  16. Владислав ХодасевичЗимняя буря
  17. Виды сонетов, которые различаются по принципу отступления от привычной формы
  18. Опрокинутый сонет
  19. Александр Блок ***
  20. Хвостатый сонет
  21. Марина Цветаева ***
  22. Сонет с кодой
  23. Валерий БрюсовИгорю Северянину. Сонет-акростих с кодою
  24. Половинный сонет
  25. Саша ЧерныйВ старом Крыму
  26. Безголовый сонет
  27. Федор СологубСонет триолетно-октавный
  28. Статья по английской литературе
  29. Сонет: история и особенности жанра
  30. Особенности жанра сонета

СОНЕТ

Жанр сонета в литературе

    СОНЕТ — лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнен… смотреть

СОНЕ´Т (итал. sonetto, от sonare — звучать, звенеть) — итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13 в. в Сицилии (предположительно). Как… смотреть

СОНЕ́Т (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — твердая стихотворная форма, представляющая собой стих. из 14 строк, композиц. распадающееся на 2 катрена и 2 терцета (катрены написаны на 2 рифмы, терцеты — на 2 или 3 рифмы). С. как упрощенная форма одиночной строфы канцоны возник в Италии в сер. 13 в., в 16 в. перешел из итал. поэзии во франц.

и довольно быстро распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились два типа сонетного канона — франц. и итал. Франц. тип, нормализованный наиб.

строго, соответственно правилами альтернанса, устанавливает взаимную зависимость между характером рифмовки катренов и терцетов: «закрытая» (охватная) рифмовка катренов обусловливает «открытую» рифмовку терцетов (АббА АббА ввГ дГд); и наоборот, «открытая» (перекрестная) рифмовка катренов — «закрытую» терцетов (АбАб АбАб ВВг ДДг); оба вида считаются одинаково «правильными», но первый — «совершеннее». Итал. тип С., свободный от правил альтернанса, допускает как перекрестную, так и охватную рифмовку в катренах и — независимо от нее — самую разнообразную рифмовку в терцетах (напр.: АБАБ АБАБ АГД ДГВ и др.). Франц. С, как правило, пишется александрийским стихом (12-сложником), итал. — 11-сложником. Сонетный канон предписывал также соблюдение дополнит. правил: строфы должны кончаться точками, знаменательные слова — не повторяться, последнее слово С. — быть «ключевым». Огромная популярность С. в европ. лит-ре вызвала появление разл. вариантов С. и многочисл. отклонений от канонич. форм; из таких отклонений наиб. изв. являются «С. с кодой» и «англ. С.», нарушающий правило повтора рифм в обоих катренах и традиц. строфику — 3 катрена и заключит. двустишие (абаб вгвг деде жж). В России С. изв. с 1735, когда В. Тредиаковский сделал пер. с франц. классич. С. Ж. де Барро. Вслед за ним в 1855 В. Сумароков создает уже 4 оригинальных С. Популярность этой формы в 1760-е гг. нарастает, рус. поэты не только свободно воспроизводят франц. и итал. канон, но и экспериментируют с сонетной формой, так что к кон.18 в. С. постепенно превращается в простое 14-стишие со следами деления на два четверостишия и заключительное шестистишие, но с почти произвольным порядком рифм. Новый период популярности С в России связан с романтизмом. Обращение англ. и нем. романтиков к С. и выход 1822 в Москве сонетов А. Мицкевича вызывают появление большого числа рус. романтич. С В 20-30-е гг. 19 в., считающиеся расцветом рус. С, едва ли не каждый из поэтов отдал дань этой форме. С пишут В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, Е. Баратынский, М. Лермонтов, К. Павлова и мн. др. К сер. 19 в. интерес к С. значительно ослабевает, стих., напис. в форме С, появляются эпизодически, активно обращается к нему лишь А. Григорьев (цикл С «Титании» и поэма «Venezia La Bella», напис. строфами-С.). Посл. четв. 19 в. отмечена своеобразными экспериментами с сонетной формой: в своем традиц. виде она сохраняется в многочисл. юмористич. С. В. Курочкина и В. Буренина, «серьезный» же С. сильно деформируется в поэзии А. Майкова, В. Соловьева, К. Фофанова. В 80-90-е гг. над возрождением С. работает П. Бутурлин. Нач. 20 в. — новый расцвет рус. С., к-рый становится самой популярной из тв. стихотв. форм уже у старших символистов; только К. Бальмонт написал более 500 С. Пишут С. И. Анненский, В. Иванов, В. Брюсов, М. Волошин, А. Блок, М. Кузмин, Н. Гумилев, А. Ахматова и др. Этот период отличается, с одной стороны, обращением к почти забытым канонам С., с другой — самыми неожиданными экспериментами и предельными усложнениями сонетной формы. Появляются С.-акростихи, С.-буриме, венки С, «ответные С». В кругу В. Иванова не только возрождают обычай ср.-век. итал. «ответного С», но и усложняют его (поэт получает С. с недописанными строками и, угадав по ним рифмующие слова, отвечает «ответным С.» на угаданные рифмы). Поэты нач. 20 в. начинают использовать для С. нетрадиц. размеры. Если в 19 в. эксперименты с метрикой сводились к замене традиц. для С. 5-и 6-стопного ямба 4-стопным (Баратынский), то теперь внедряются новейшие размеры — дольник и акцентный стих, С. пишутся вольными размерами и односложными. Традиц. строфику размывают «С. с кодой» и «опрокинутый С». Наиб. сильно деформирован С. в «коронах сонетов» раннего И. Сель-винского. В сов. период С. — единственная из тв. форм, к к-рой не утрачен интерес. Почти забытый в 30-50-х гг., в последние десятилетия он вновь утверждается в рус. поэзии, причем наиб. попул. его разновидностью становится «англ. С». Среди совр. рус. поэтов, продолжающих эксперименты с сонетной формой, особенно выделяются В. Соснора и И. Бродский. Пример С. (Анненский):

Есть книга чудная, где с каждою страницей

Галлюцинации таинственно свиты:

Там полон старый сад луной и небылицей,

Там клен бумажные заворожил листы,

Там в очертаниях тревожной пустоты,

Упившись чарами луны зеленолицей,

Менады белою мятутся вереницей,

И десять реет их по клавишам мечты.

Но, изумрудами запястий залитая,

Меня волнует дев мучительная стая:

Кристально чистые так бешено горды.

И я порвать хочу серебряные звенья…

Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,

И режут сердце мне их узкие следы…

… смотреть

СОНЕТ(ит. sonnetto, фр. sonnet). Форма стихотворения, состоящая из 14-ти пятистопных, преимущественно ямбических, строк в четырех строфах. — В музыке -… смотреть

(итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка)        твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия (Катрена) и 2… смотреть

СОНЕТ (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка), твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия (катрена) и… смотреть

(итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия со следующей системой рифмовки:… смотреть

I.СОНЕТ I а, м. sonnet <ит. sonetto <прованс. < лат. sonus звук, речь. Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк — двух четве… смотреть

СОНЕ́Т (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка), твердая стихотворная форма (см.

Твердые формы): стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена (на 2 рифмы) и 2 терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности abba abba ccd eed (ccd ede) или «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde); среди различных отклонений от этих канонических форм (дополнительные строки в «сонете с кодой», иной порядок рифм и пр.) наиболее известен «английский С.» — abab cdcd efef gg. Рекомендовались, но не стали всеобщими и некоторые «правила» для содержания С.: строфы должны кончаться точками, слова — не повторяться, последнее слово — быть «ключевым», 4 строфы соотноситься как тезис — развитие — антитезис — синтез или как завязка — развитие — кульминация — развязка и пр.

С. возник в Италии в XIII в. на основе строфы канцоны, упрощенной под влиянием строфики народных песен; широкую популярность получил благодаря Ф. Петрарке, став одной из основных форм итальянской лирики XV—XVIII вв., из итальянской поэзии в XVI в. переходит в испанскую, португальскую, французскую, английскую поэзию, в XVII в. — в немецкую, в XVIII в. — русскую поэзию (В. К. Тредиаковский); в эпоху классицизма и Просвещения менее употребителен; в эпоху романтизма и символизма оживает вновь, преимущественно в немецкой, английской и отчасти славянских литературах, как жанр философской, описательной и любовной лирики (У. Вордсворт, А. Мицкевич, Я. Коллар, А. А. Григорьев, Ш. Бодлер, Ж. Эредиа, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов и др.). В советской поэзии интересны опыты И. Л. Сельвинского с венком сонетов.

М. Л. Гаспаров.

… смотреть

итал. sonetto, от итал. sonare – звучать), твердая форма, лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на две рифмы и двух терцетов (трехстиший) на три, реже – на две рифмы. Эту форму изобрел в сер. 13 в.

сицилийский стихотворец Якопо да Лентини, а прославили ее знаменитые итальянские поэты Возрождения Данте, Ф. Петрарка, Т. Тассо. Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc.

Форма повлияла на романоязычную поэзию: во Франции 16 в. – П. деРонсар, в Португалии 16 в. – Л. ди Камоэнс, в Испании 17 в. – Л. де Гонгора-и-Арготе. В середине 16 в. в Англии Г. Ховард, граф Суррейский, разработал сонет со схемой рифмовки abab cdcd efef gg. Эту упрощенную форму популяризовал и сделал образцовой У.

 Шекспир («Сонеты»), поэтому ее называют шекспировским сонетом. Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов – одну из наиболее трудных литературных форм. Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским (1735). Трижды обращался к известной форме А. С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна»).

Регулярно сочинял сонеты А. А. Фет. Форма заняла центральное место в лирике поэтов начала 20 в.: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, И. А. Бунин…. смотреть

— (от итал. sonette — песенка) — стихотворная форма: стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцет… смотреть

-а, м.Стихотворная форма в четырнадцать строк, состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший.Сонеты Шекспира. □ Суровый Дант не презирал сонета; … смотреть

СОНЕТ (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия — катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия — терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (смотри Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А.С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называется «венком сонетов».
… смотреть

СОНЕТ (итал . sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см.

Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина.

Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

… смотреть

(итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия — катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия — терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (смотри Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А.С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называется «венком сонетов»…. смотреть

СОНЕТ (итал. sonetto) — твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см.

Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина.

Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

… смотреть

— (итал. sonetto) — твердая форма: стихотворение из 14 строк,образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на2 или 3 рифмы), чаще всего во «»французской»» последовательности — abba abbaccd eed (или ccd ede) или в «»итальянской»» — abab abab cdc dcd (или cdecde) (см.

Рифма); условно к сонету относят «»английскую»» рифмовку — ababcdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популяренв поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма имодернизма. Образец — «»Поэту»» А. С. Пушкина.

Цикл (поэма) из 15архитектонически связанных сонетов называют «»венком сонетов»»…. смотреть

1) Орфографическая запись слова: сонет2) Ударение в слове: сон`ет3) Деление слова на слоги (перенос слова): сонет4) Фонетическая транскрипция слова сон… смотреть

СОНЕТ сонета, м. (ит. sonetto) (лит.). Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. Суровый Дант не презирал сонета, в нем жар любви Петрарка изливал. Пушкин.

Венок сонетов (произведение из 15 сонетов, из к-рых 14 написаны так, что каждый последующий начинается последним стихом предшествующего, а 14-ый кончается начальным стихом первого сонета, причем начальные стихи всех 14 сонетов образуют собой заключительный 15-ый сонет).

… смотреть

корень — СОНЕТ; нулевое окончание;Основа слова: СОНЕТВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — СОНЕТ; ⏰Слово Сонет содержит с… смотреть

твердая форма стиха из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), определенной последовательности. Возник в ХШ в. в Италии, особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных С. называется «венком С»…. смотреть

сонет [ит. sonetto < прованс. "met < son звук] - ямбическое (см. ямб) четырнадцатисти-шие из четырех законченных строф; классическая (итальянская) схем... смотреть

Rzeczownik сонет m Muzyczny Literacki sonet m

сонетסוֹנֶטָה נ'* * *סונטהСинонимы: стихотворение

-а, ч. Віршована строфа, яка складається з 14 рядків, перев. п'ятистопного ямба – двох чотиривіршів і двох тривіршів.

(2 м); мн. соне/ты, Р. соне/товСинонимы: стихотворение

соне́т, соне́ты, соне́та, соне́тов, соне́ту, соне́там, соне́т, соне́ты, соне́том, соне́тами, соне́те, соне́тах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: стихотворение… смотреть

м, лит.soneСинонимы: стихотворение

м литsoneto mСинонимы: стихотворение

м. лит.sonnet mСинонимы: стихотворение

м лит.Sonett nСинонимы: стихотворение

Петь сонеты. Жарг. муз. Шутл. Лгать, обманывать кого-л. Максимов, 311.Синонимы: стихотворение

соне́т (італ. sonetto, від лат. sonus – звук) форма 14-рядкового ліричного вірша. Класичний розмір С. – п’ятистопний ямб. Складним утворенням є вінок С. (3 – 15 сонетів)…. смотреть

сонет соне́трод. п. -е́та. Из ит. sonetto – то же от ст.-франц. sоnеt «песенка», sоn «звук», лат. sonus «звук» (Гамильшег, ЕW 808; Преобр. II, 355).

м лит.十四行诗 shísìhángshīСинонимы: стихотворение

Ударение в слове: сон`етУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: сон`ет

сонет; ч. (іт., від лат., звук) віршована строфа, яка складається з 14 рядків, переважно п'ятистопного ямба — двох чотиривіршів та двох тривіршів.

сонет, сон′ет, -а, м. Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший. Сонеты Петрарки.прил. ~ный, -ая, -ое.

род. п. -ета. Из ит. sonetto – то же от ст.-франц. sоnеt «песенка», sоn «звук», лат. sonus «звук» (Гамильшег, ЕW 808; Преобр. II, 355).

СОНЕТ, -а, м. Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший. Сонеты Петрарки. || прилагательное сонетный, -ая, -ое.

соне́т [нэ\]Синонимы: стихотворение

-а, ч. Віршована строфа, яка складається з 14 рядків, перев. п'ятистопного ямба – двох чотиривіршів і двох тривіршів.

СОНЕТ, -а, м. Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двухтрехстиший. Сонеты Петрарки. II прил. сонетный, -ая, -ое.

сонет сущ., кол-во синонимов: 1 • стихотворение (58) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: стихотворение

сонет м. Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух четверостиший и двух трехстиший.

сон'ет, -аСинонимы: стихотворение

соне'т, соне'ты, соне'та, соне'тов, соне'ту, соне'там, соне'т, соне'ты, соне'том, соне'тами, соне'те, соне'тах

сонет м лит. Sonett n 1aСинонимы: стихотворение

Начальная форма — Сонет, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

м. лит. сонет (төрт саптуу эки куплет жана үч саптуу эки куплеттен турган 14 сап ыр).

М ədəb. sonet (iki mürəbbə və iki müsəddəsdən ibarət olan on dörd misralı şe'r).

1) коллективный отказ; 2) бодрящий напиток; 3) бессонница; 4) бодрстование

м. лит. sonetto Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: стихотворение

Стон Сонет Сент Сено Ост Нто Нос Енот Тон Сет Сон Тесно Тес Соте Стен

лит. сонет (тұрақты формасы бар лирикалық өлең)

сонет; сикт йылысь сонетъяс — сонеты о деревне

соне́т іменник чоловічого роду

сонетм лит. τό σονέττο{ν}.

Источник: https://rus-literature-enc.slovaronline.com/5895-%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82

Сонет в литературе – это… // На примерах произведений поэтов Серебряного века | Формаслов

Жанр сонета в литературе

Сонет – это лирический жанр, традиционная поэтическая форма, которая относится к числу твердых.

То есть сонетом является стихотворение, состоящее из определенного количества строк и сложенное из обязательных частей.

Строк в сонете 14,  обязательных частей 4: 2 четверостишия и 2 трёхстишия. Четверостишия называются катренами, а трехстишия – терцетами

Коротко об истории жанра

Родиной сонета считается Италия. Первый из известных сонетов был написан в XIII веке нотариусом, жившим при дворе короля Сицилии. Форма получила распространение, в том числе, благодаря поэтам “сладостного стиля” (Гвидо Кавальканти, Гвидо Гвиницелли и др.).

Но расползлась по Европе как жанр с выраженными композиционными особенностями благодаря двум авторам: Данте Алигьери и, в большей степени, Франческо Петрарке, чья “Книга песен” является одним из непревзойденных образцов владения твердой формой.

К сонету прибегали многие писатели Эпохи Возрождения и следующих эпох (Боккаччо, Сервантес, Монтень, Ронсар, Лопе де Вега, Камоэнс), но вторая кульминация жизни сонета проявилась в Шекспировском воплощении (его наследие помимо пьес и поэм включает в себя 154 стихотворения).

Именно поэтому современный широкий читатель, несмотря на многочисленные поэтические опыты авторов более позднего времени, связывает форму сонета, прежде всего, с именами Петрарки и Шекспира. 

Сонет в России

То, что сонеты ассоциируются у публики в основном с двумя именами, несправедливо.

Жанр этот достаточно широко разрабатывался русскими поэтами и в XVIII, и в XIX, и в XX веках и в общем-то легко ложился на исторически устоявшийся поэтический строй языка, который сам по себе был склонен к строгости формы.

Именно поэтому мы предлагаем рассмотреть виды сонета на примерах из литературы Серебряного века. Как раз на этот переломный для русской истории и искусства момент приходится пик писательского интереса к жанру. 

Виды сонетов

В зависимости от вида рифмовки можно выделить сонеты французского, английского и итальянского типа. Легко догадаться, что название вида связано с местом его исторического формирования и развития. По сути значение здесь имеет только рифмовка в терцетах. 

Французский сонет

Во «французской» последовательности схема рифмовки – abba abba ccd eed (или ccd ede). Проще всего уяснить это так: первый терцет должен начинаться с парной рифмы. Приведем три примера французского сонета из русской классики, чтобы разобраться, как может проявляться такой вид.

Известный стих Гумилева с говорящим названием иллюстрирует типичную схему французского сонета: рифмовка внутри первого и второго катрена кольцевая (“туман-ятаган”, “рассказы-алмазы”), в терцетах же первые две строки рифмуются парно, а третьи – между собой

Николай Гумилев
Сонет

Я верно болен: на сердце туман,
Мне скучно все, и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены —
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит,

И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! я был убит.

То, какая рифма выбрана автором в катренах, не влияет на то, к какому виду мог бы отнести сонет читатель. Например, в не менее известном “Приморском сонете” Ахматовой в первой половине выбрана перекрестная рифма. Это не отменяет французского происхождения формы.

Анна Ахматова
Приморский сонет

Здесь все меня переживет,Все, даже ветхие скворешниИ этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

И голос вечности зоветС неодолимостью нездешней.И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

Там средь стволов еще светлее,И всё похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Еще один вариант рифмовки в терцетах для французского сонета abba abba ccd ede. Отличие от двух предыдущих можно проследить по второй половине стихотворения Анненского.

Иннокентий Анненский
Поэзия

Творящий дух и жизни случайВ тебе мучительно слиты,И меж намеков красоты

Нет утонченней и летучей…

В пустыне мира зыбко-жгучей,Где мир – мираж, влюбилась тыВ неразрешенность разнозвучий

И в беспокойные цветы.

Неощутима и незрима,Ты нас томишь, боготворима,

В просветы бледные сквозя,

Так неотвязно, неотдумно,Что, полюбив тебя, нельзя

Не полюбить тебя безумно.

Английский сонет

Сюда принято относить «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой – abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру. То есть отличительная особенность английского сонета это парная рифма в конце стихотворения. Вот как это работает у “короля поэтов”, Игоря Северянина. 

Игорь Северянин
Сонет

Мы познакомились с ней в опере,- в то время,Когда Филина пела полонез.И я с тех пор – в очарованья дреме,

С тех пор она – в рядах моих принцесс.

Став одалиской в грезовом гареме,Она едва ли знает мой пароль…А я седлаю Память: ногу в стремя,-

И еду к ней, непознанный король.

Влюблен ли я, дрожит в руке перо ль,Мне все равно; но вспоминать мне сладко

Ту девушку и данную мне роль.

Ее руки душистая перчаткаИ до сих пор устам моим верна…

Но встречу вновь посеять-нет зерна!

Итальянский сонет

Для итальянского сонета характерно отсутствие парной рифмовки в терцетах: рифма во второй половине либо тройная  (abab abab cdc dcd), либо каждая строка первого терцета рифмуется со строкой второго терцета (abab abab cde cde). Этот вид у поэтов Серебряного века встречается реже. В качестве примера приведем стихотворение Вячеслава Иванова “Sonetto di risposta”.  

Вячеслав Иванов
Sonetto di risposta

Раскроется серебряная книга,
Пылающая магия полудней,
И станет храмом брошеная/иггя,
Где, нищий, я дремал во мраке будней,
Не смирну, не бдолах, не кость
слоновью
Я приношу… etc.
Н. Гумилев

Не верь, поэт, что гимнам учит книга:Их боги ткут из золота полудней.Мы — нива; время — жнец; потомство — рига.

Потомкам — цеп трудолюбивых будней.

Коль светлых муз ты жрец, и не расстрига(Пусть жизнь мрачней, година многотрудней), —Твой умный долг — веселье, не верига.

Молва возропщет; Слава — правосудней.

Оставим, друг, задумчивость слоновьюМыслителям и львиный гнев — пророку:Песнь согласим с биеньем сладким сердца!

В поэте мы найдем единоверца,

Какому б век повинен ни был року, —
И Розу напитаем нашей кровью.

Сонет и стихотворные размеры в России

Существует представление о том, что для русской сонетной традиции характерен определенный размер стиха (то есть постоянное количество слогов и ударений в каждой строке), а именно, ямб, чаще четырехстопный или пятистопный.

  Проиллюстрировать это положение можно, перескочив в Золотой век, на примере онегинской строфы, которая является вариантом сонетной формы английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах. 

Александр Пушкин
из поэмы “Евгений Онегин”

Увы, на разные забавыЯ много жизни погубил!Но если б не страдали нравы,Я балы б до сих пор любил.Люблю я бешеную младость,И тесноту, и блеск, и радость,И дам обдуманный наряд;Люблю их ножки; только врядНайдете вы в России целойТри пары стройных женских ног.Ах! долго я забыть не могДве ножки… Грустный, охладелый,Я всё их помню, и во сне

Они тревожат сердце мне.

Четырехстопный и пятистопный ямб, действительно, являются наиболее распространенными стихотворными размерами (как в сонетной форме, так и вообще в русской поэзии).

Однако, в целом сонетная строка может быть устроена по-разному, а рассуждения об определенной композиции, содержании и интонации сонета часто остаются на уровне туманной теории, которую не всегда можно подвести под практику.

Поэтому с формальной точки зрения к сонетам можно отнести даже стихотворение Ходасевича из 14 односложных слов. 

Владислав Ходасевич
Зимняя буря

ОстВыл.Гнил

Мост.

БылХвостПрост,

Мил.

СвисВниз!

Вот

ВросПес

В лед.

Виды сонетов, которые различаются по принципу отступления от привычной формы

Выделяют несколько твердых форм, которые базируются на принципах построения традиционного сонета, но в отдельных частях отступают от правил. Например, насчитывают 15 или 10 строк вместо 14 или включают в себя укороченные строки. К таким видам относится «опрокинутый сонет», «хвостатый сонет», «сонет с кодой», «половинный сонет», «сплошной сонет», «хромой сонет».

Опрокинутый сонет

В опрокинутом сонете терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им. По этому принципу устроено стихотворение Блока “Голубоватым дымом…”, правда, с удвоением. Терцет-терцет-катрен-катрен + еще одно такое же повторение (терцет-терцет-катрен-катрен)

Александр Блок

***

Голубоватым дымомВечерний зной возносится,

Долин тосканских царь…

Он мимо, мимо, мимоЛетучей мышью бросится

Под уличный фонарь…

И вот уже в долинахНесметный сонм огней,И вот уже в витринахОтветный блеск камней,И город скрыли горыВ свой сумрак голубой,И тешатся синьоры

Канцоной площадной…

Дымится пыльный ирис,И легкой пеной пенится

Бокал Христовых Слез…

Пляши и пой на пире,Флоренция, изменница,

В венке спаленных роз!..

Сведи с ума канцонойО преданной любви,И сделай ночь бессонной,И струны оборви,И бей в свой бубен гулкий,Рыдания тая!В пустынном переулке

Скорбит душа твоя…

Хвостатый сонет

К основной части добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительные строки. В стихотворении Цветаевой хвостом являются строки “Вот и дом ему. – Другого\ Нет у знаменосца дома”.

Марина Цветаева

***

В синем небе – розан пламенный:Сердце вышито на знамени.Впереди – без роду-племени

Знаменосец молодой.

В синем поле – цвет садовый:Вот и дом ему, – другогоНет у знаменосца дома.

Волоса его как лен.

Знаменосец, знаменосец!Ты зачем врагу выносишь

В синем поле – красный цвет?

А как грудь ему проткнули –Тут же в знамя завернули.

Сердце на-сердце пришлось.

Вот и дом ему. – Другого
Нет у знаменосца дома.

Сонет с кодой

Является вариантом “хвостатого сонета” – только здесь добавляется всего одна лишняя (15ая) строка. Показательно, например, посвящение Брюсова Северенянину, которое написано не только в форме сонета, но и в форме акростиха (по вертикали первых строчных букв прочитывается имя адресата). 

Валерий Брюсов
Игорю Северянину. Сонет-акростих с кодою

И ты стремишься ввысь, где солнце – вечно,Где неизменен гордый сон снегов,

Откуда в дол спадают бесконечно

Ручьи алмазов, струи жемчугов.Юдоль земная пройдена. БеспечноСвершай свой путь меж молний и громов!

Ездок отважный! слушай вихрей рев,

Внимай с улыбкой гневам бури встречной!Еще грозят зазубрины высот,Расщелины, где тучи спят, но вот

Яснеет глубь в уступах синих бора.

Назад не обращай тревожно взораИ с жадной жаждой новой высотыНеутомимо правь конем, – и скоро

У ног своих весь мир увидишь ты!

Половинный сонет

Половинный сонет состоит из 1 катрена и 1 терцета. Стихотворение Саши Черного сложено из четырех таких половинно-сонетных частей. 

Саша Черный
В старом Крыму

Над головой белеют сакли,Ай-Петри – глаз не отвести!Ряд кипарисов в пыльной паклеТорчит вдоль знойного пути.Над сизой чащей виноградаСверкает известью ограда.

Сижу и жарюсь… Вот и всё.

Бока – обломовское тесто…Зной расплавляет горизонт.Лениво, не вставая с места,Влюбляюсь в каждый дамский зонт.Глотаю бусы виноградин,Бью комаров, свирепых гадин.

Смотрю на море… Вот и все.

Рычит сирена… Меркнет море.Дым томно к облаку плывет.Пузатый шмель – и тот в МисхореИспанским тенором поет…Съел виноград. Вздремнул немножкоЕм дыню роговою ложкой…

Курю и мыслю… Вот и всё.

Зире! Лукавая татарка!Раздвинь-ка над верандой тент.Смеется… Дьявол! Ей не жарко…Скрипит натянутый брезент.Освобождаю тыл из кресла.В халат запахиваю чресла…

Иду купаться… Вот и всё.

Безголовый сонет

Отсутствует первый катрен. В качестве примера можно рассмотреть сонет Цветаевой, который, помимо того, что безголовый, еще и опрокинутый.

Федор Сологуб
Сонет триолетно-октавный

Нисходит милая прохлада,В саду не шелохнётся лист,Простор за Волгой нежно-мглист.

Нисходит милая прохлада

На задремавший сумрак сада,
Где воздух сладостно-душист.

Нисходит милая прохлада,
В саду не шелохнётся лист.

В душе смиряется досада,И снова облик жизни чист,И вновь душа беспечно рада,

Как будто соловьиный свист

Звучит в нерукотворном храме,
Победное колебля знамя.

Источник: https://formasloff.ru/2019/08/22/sonet-v-literature-eto-razbiraemsya-na-primerah-proizvedenij-poetov-serebryanogo-veka/

Статья по английской литературе

Жанр сонета в литературе

Сонет как жанр литературы

Сонет является первой со времен античной формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытуемых чувств, описывались переживания и надежды.

Поэт признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр самопознания. Сонет – как один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках.

С него начинается своеобразное рождение национальных европейски культур.

Сонет — вид (жанр) лирики, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. Предполагалось, что в катренах всего две рифмы, а в терцетах могут быть либо две рифмы, либо три.

Итальянская форма сонета требует следующую рифмовку: 

abab abab cdc dcd (или cde cde)

Французская форма сонета отличается тем, что в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы: 

abba abba ccd eed

Широкое распространение получила английская форма сонета в силу того, что в ней обнаруживается заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм:

abab cdcd efef gg

С точки зрения содержания сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Однако этот принцип далеко не всегда соблюдается.

Сонет должен заключаться «сонетным замком». «Замок» обычно располагается в двух последних строках, реже – в одной. В лирическом стихотворении – это фраза, содержащая парадокс, неожиданный вывод. В «замке» лиро–эпического сонета автор должен привести сюжетное действие к неожиданной развязке.

Как правило, малый объем замка определяет емкость, афористичность финальной фразы. Особый смысловой акцент падает на последнее слово в «замке»: оно является «ключевым» и часто уточняет смысл всего сонета. Если в сонете скрыта загадка, то слово–«ключ» наводит на правильный ответ.

Это последнее слово в тексте может быть названием того предмета, описанию которого был посвящен сонет.

В самом термине «сонет» (от прованс. sonet-песенка) усматривается указание на то, что это «звучащая» поэтическая форма. В этой связи особое значение придается музыкальности сонета. На этом в свое время акцентировал внимание Л.Г. Гроссман, один из исследователей жанра.

Музыкальность — непременный атрибут сонета. Отчасти она достигается чередованием мужских (с ударением на последнем слоге строки) и женских (с ударением на втором от конца строки слоге) рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.

Существовала также определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики. К нему обращались практически все ренессансные поэты: П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Лопе де Вега, Л. Камоэнс, У. Шекспир и даже Микеланджело и Мария Стюарт.

В их творчестве сонет окончательно приобрел присущие ему содержательные признаки: автобиографизм, интеллектуальность, лиризм.

В сонетах, особенно в сонетных циклах, ощутимо максимальное сближение автора и лирического героя. Сонет становится откликом на события, пережитые поэтом. Более того, сонеты нередко пишутся как стихи на случай.

Таким образом, по содержанию мы можем выделить несколько наиболее характерных вариаций:

1) Любовный сонет. Он, несомненно, доминирует авторов сонетов запечатлевает образ возлюбленной и свое alter ego, возвышающееся от преизбытка чувств.

2) Сонет – поэтический манифест. В такого рода сонетах выражает свои поэтические пристрастия.

3) Сонет-посвящение, вызванное к жизни конкретным лицом или событием.

4) Сонет-мифологема – стихотворение, в котором развернут один или несколько образов, заимствованных из мифов, легенд, преданий.

5) Иронический сонет. Многие поэты, как бы споря с торжественностью жанра, иронизировали, шутили, преднамеренно заземляя сонет. Теоретическое осмысление жанра сонета получает широкое распространение в XVII веке.

Так, Никола Буало в «Поэтическом искусстве», явившимся манифестом классицизма, посвятил несколько строк восхвалению сонета.

Кроме того, Буало теоретически закрепил практику сочинения сонетов, его предписания  стали нормой на долгое время.

Август Вильгельм Шлегель, один из основоположников и теоретиков немецкого романтизма, кратко определяет сонетный канон:

Вяжу одною цепью два катрена, Две пары строк в две рифмы облекаю, Вторую пару первой обрамляю, 

Чтобы двойная прозвучала смена.

В двойном трехстишье, вырвавшись из плена, Уже свободней рифмы расставляю, Но подвиги, любовь ли прославляю — 

Число и строй держу я неизменно.

Кто мой отверг строфический закон, Кто cчел его бессмысленной игрою, 

Тот не войдет в число сонетной касты.

Ho тeм, кто волшебством моим пленен, Я в тесной форме ширь и глубь открою 

И в симметрии сплавлю все контрасты.

Венок сонетов

Особую форму представляет венок сонетов. Он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-й сонет, называемый магистралом, связывает между собою все части «венка».

Первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала, второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом и так далее. Четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала.

Последний, пятнадцатый сонет (магистрал) образован из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.

Венок сонетов возник в Италии, оформился окончательно на рубеже XVII-XVIII веков.

В мировой поэзии число венков сонетов приближается к шестистам. Наиболее существенным отступлением от канонического образца венка сонетов стал перенос магистрала в начало сонетного цикла, что, несомненно, является упрощением.

Список используемых источников и литературы

  1. Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая анталогия / Сост. Чамеев А.А. и др.//Л.: Изд-во Ленинградского университета. – 1988. – 496 с.

  2. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия . /Под редакцией проф. Горкина А.П. //М.: Росмэн . -2006.-568 с.

  3. О строении сонета // http://www. Sonata

  4. Плавский З.И. Четырнадцать магических строк // Л.: Изд-во Ленинградского университета. – 1988. – 46 с.

  5. Ронсар П. Избранная поэзия /Вступ. Статья Виппера Ю.//М.: Художественная литература. – 1985. – 367 с.

  6. Сонет // Википедия – свободная энциклопедия//http://www. ru.wikipedia.org›wiki

  7. Cонет как жанр // http://www.interlit2001.com/sonnet-1.htm

  8. Shakespeare William Sonnets // http://www.info/william-shakespeare.htm

  9. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов //М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

  10. Шекспир уильям Сонеты // М.: Художественная литература. – 1992. –

182 c.

Источник: https://infourok.ru/statya-po-angliyskoy-literature-1414376.html

Сонет: история и особенности жанра

Жанр сонета в литературе

Сонет – вид (жанр) лирики, его основным признаком является объем текста:  сонет всегда состоит из четырнадцати строк.

Есть и другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется), которые соблюдаются далеко не всегда. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко.

Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих.

Можно указать следующие формы сонета:

Итальянская форма (рифмовка: abab abab cdc dcd, или cde cde). Французская форма (в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы: abba abba ccd eed). Английская форма (заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм: abab cdcd efef g).

Сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис – антитезис – синтез – развязка. Однако этот принцип также далеко не всегда соблюдается.

Из постоянных атрибутов сонета следует отметить музыкальность. Она достигается чередованием мужских и женских рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.

Также существовала определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

Родиной сонета считается Италия (Сицилия). В качестве наиболее вероятного первого автора сонета называют  Джакомо да Лентино (первая треть XIII века) – поэта, по профессии нотариуса, жившего при дворе Фридриха II.

Сонет оказался одним из самых распространенных видов лирики.

Он введен в литературный оборот поэтом «сладостного стиля»  Гвидо Кавальканти, его использовал Данте Алигьери в автобиографической повести «Новая жизнь», к нему обратился в «Книге песен», посвященной мадонне Лауре, Франческо Петрарка.

Именно  благодаря Петрарке сонет получил распространение в Европе.

Сонеты создавали признанные прозаики Джованни Боккаччо и Мигель де Сервантес, Мишель Монтень, а в комедии Жана-Батиста Мольера «Мизантроп» конфликт происходит из-за слишком суровой оценки Альцестом сонета, сочиненного аристократом, который возомнил себя стихотворцем.

В эпоху Возрождения сонет стал главным жанром лирики. К нему обращались практически все поэты Ренессанса: П.Ронсар, Ж. Дю Белле, Лопе де Вега, Л.Камоэнс, У.Шекспир, а также Микеланджело и  Мария Стюарт.

В  XVII веке жанр сонета получил теоретическое обоснование. Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство», который является манифестом классицизма, посвятил несколько строк восхвалению сонета, правила которого будто бы составлены самим Аполлоном:

Французских рифмачей желаю извести, Законы строгие в Сонет решил внести: Дал двух катренов он единый строй в начале, Чтоб рифмы в них нам восемь раз звучали; В конце шесть строк велел искусно поместить И на терцеты их по смыслу разделить. В Сонете вольности нам запретил он строго: Счет строк ведь и размер даны веленьем бога; Стих слабый никогда не должен в нем стоять, И слово дважды в нем не смеет прозвучать. Так Буало теоретически закрепил практику сочинения сонетов, его предписания стали нормой на долгое время. Первый русский сонет был написан в 1735 году  В.К.Тредиаковским и являлся переводом французского поэта де Барро. Также Тредиаковскому принадлежит одно из первых и наиболее простых определений, в котором подчеркивалось неизменное количество строк и наличие острой, важной или благородной мысли. Образцы сонетной лирики были созданы  А.П.Сумароковым, которые также были переводами сонетов  Пауля Флеминга, посвященных Москве.

Пушкин в «Сонете» («Суровый Дант не презирал сонета…») представляет историю сонетного жанра, перечисляя авторов сонетов прошлых лет. Поэт фиксирует внимание на актуальности жанра, поэтому у него фигурируют современные поэты:  У.Вордсворт дважды в эпиграфе и в основном тексте,  А.Мицкевич и  А.Дельвиг.

Сам  Пушкин предстает здесь как историк жанра. Обращение к жанру сонета в творчестве Пушкина не было единичным. Например, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)[1].

Несмотря на название, стихотворение по жанровой принадлежности – сонет, а именно особая его разновидность, называемая «опрокинутый сонет»: два трехстишья, которые Пушкиным отделены, находятся впереди четырехстиший. Рифмовка парная.

Этот пример помогает увидеть  близость сонетной формы другим видам лирики: стансам, мадригалу, оде, дружескому посланию. Сходство в близости проблематики и двойственности сонета, выступающего то как обозначение жанра, то просто как структура строф. Пример тому – пушкинское стихотворение «Элегия».

На рубеже XIX-XX столетий русские поэты стали активно использовать такую форму как венок сонетов. В венке сонетов каждая последняя строка сонета становится первой строкой последующего, а последняя строка четырнадцатого сонета одновременно является первой строкой первого. Таким образом, возникает венок из пятнадцати сонетов. Последний, пятнадцатый сонет (магистрал) образован из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов. Венок сонетов возник в Италии, оформился окончательно на рубеже XVII-XVIII веков. Первые оригинальные версии венка сонетов принадлежат поэтам «серебряного века» Вяч.И.Иванову и  М.А.Волошину. Наиболее известны венки сонетов  К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова, И.Л.Сельвинского, С.И.Кирсанова, П.Г.Антокольского, В.А.Солоухина. В настоящее время известно около ста пятидесяти венков сонетов русских поэтов. В мировой поэзии число венков сонетов приближается к шестистам.

Можно отметить следующие виды сонетов:

Любовный сонет Сонет-поэтический манифест Сонет-посвящение Сонет-портрет

Иронический сонет

Источник: http://literatura5.narod.ru/sonetto.html

Особенности жанра сонета

Жанр сонета в литературе

В прошлом году, готовясь к конкурсу чтецов, посвящённому 100-му юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, я познакомился с его переводами знаменитых сонетов Шекспира.

На уроках зарубежной литературы в этом учебном году узнал об особенностях строения не только сонетов Шекспира, но и других авторов. Меня поразил этот жанр.

Это стихотворения, в которых сочетается противоположное. В работе Иоганнеса Р. Бехера «Философия сонета» наиболее подробно раскрыто и обосновано определение сонета как диалектического жанра.

По мнению Бехера, сонет отражает основные этапы диалектического движения жизни, чувства или мысли от тезиса, через антитезис к синтезу (положение – противоположное – снятие противоположностей) .

Тема « Особенности жанра сонета» показалась мне интересной.

Цель работы: углубить знания об устойчивом жанре, систематизировать их.

В процессе работы я попытался решить две задачи:

1. Узнать историю возникновения жанра, отличительные особенности сонета.

2. Попытаться проанализировать прочитанные мною сонеты авторов разных веков, результаты работы отразить в таблицах.

Тема, несомненно, актуальна, так как позволяет проявить самостоятельность и развить способности критика.

2. Сонет: возникновение жанра и его отличительные особенности.

Эти строки А. С. Пушкина об одном из поэтических жанров, возникшем в 13 веке в далёкой Италии, но очень быстро распространившемся по всей Европе и с 18-ого столетия по настоящее время утвердившемся в русской литературе. Этот жанр называется сонетом.

Термин «сонет» произошел от латинского слова «сонаре», означающего «звучать», «звенеть». Классический сонет имеет очень строгую форму, поэтому его относят к формализованным жанрам, то есть к жарам, для которых существуют непреложные правила, без следования которым жанр не может существовать.

Сонет (итал. sonetto, окс.

sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde). Сонет не терпит бедных, неточных и банальных рифм. Сонет чаще всего рифмуется по схеме: АББААББАВВГДГД или АБАБАБАБВВГДДГ

особенность сонета в том, что он требует определённого построения поэтической мысли.

Первый катрен – какое-то утверждение, представляет тему стихотворения; второй – опровержение этого утверждения или сомнение в его достоверности, развивает положения, намеченные в первом, терцет заключает в себе объяснение указанного противоречия, намечается развязка темы; последний терцет содержит вывод, особенно в заключительной его строке( точное название – «сонетный замок»), следует завершение развязки, выражающей суть произведения.

Композиция сонета предполагает так же сюжетно-эмоциональный перелом (итал. volta), который в классическом сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягивается поэтом, иной раз даже до 14-го стиха.

Сонет возник предположительно в 13 веке в Сицилии. Как каноническая форма достиг совершенства у Петрарки, затем – у Данте, автора «Божественной комедии». Блестяще писал сонетом и Микеланджело.

Из Италии сонет перешел во Францию, где утвердился как классическая форма стиха в творчестве Ронсара (16 век), в Англию ( В. Шекспир), в Германию ( И. В. Гете).

В России первый сонет написан Тредиаковским в 1735 году, это – перевод с французского классического сонета Барро, перевел его Тредиаковский своим «тонизированным» тринадцатисложником с женскими рифмами. Сонеты создал и Державин.

Популярность сонета в первой половине 19 века стремительно повышается: из салонной игрушки он становится носителем истинной поэзии. У немецких и английских романтиков сонет в большой моде, сонеты польского поэта Адама Мицкевича выходят в 1826 году в Москве, и в те же 1820-е годы романтические сонеты начинают появляться у русских авторов.

В дальнейшем сонетом писали А. Пушкин, М. Лермонтов, Афанасий Фет, Яков Полонский, Каролина Павлова, Аполлон Григорьев. При всем этом утверждение сонета не обходилось без сопротивления. Крупнейшие поэты остаются к сонету холодны: твердая форма представляется им не в меру сковывающей.

Три пушкинских сонета(1830: «Суровый Дант» с комплиментом Дельвигу, «Поэту» и «Мадонна») – все имеют неканоническую рифмовку; у Жуковского, Вяземского, Языкова, Лермонтова с трудом можно найти по одному сонету.

Образцов, которые могли бы лечь в основу непрерывной традиции, описываемая эпоха так и не создала

Волна романтических исканий не сразу отхлынула в 1840 – 1850-х годах: всплеск самой характерной формы европейской романтической лирики, сонета, приходится в России на 1857 год: это цикл А. Григорьева «Титании» (7 сонетов. Все, кроме одного, по разным схемам рифмовки) и поэма «Veezia La Bella» (48 строф в форме сонетов). Продолжателей у него не было.

Сонет продолжал свое развитие в 20 веке, однако, в основном, развивался так венок сонетов. Появились венки Всеволода Иванова («Любовь», 1909), Максимилмана Волошина («Corona astralis», 1910), Валерия Брюсова («Роковой ряд», 1917; «Светоч мысли», 1918).

В дальнейшем сонетом писали М Кузмин, Н. Гумилев, И. Анненский, А. Ахматова. В середине 20 века из твердых форм основной (а, фактически, — единственной) оказался сонет.

Заброшенный в 1930 – 1940-х годах, он воскресает с середины 1950-х годов, к нему обращаются очень многие поэты, но лишь единичными сонетами или даже венками сонетов, как Антокольский, Дудин, Солоухин, Тарковский и другие.

Новшеством было то, что наряду с традиционной формой сонета стала употребляться и «английская» форма ( АбАб + ВгВг + ДеДе + ЖЖ) – следствие широкого успеха сонетов Шекспира в переводах Маршака (1948) .

В итальянском языке большинство слов имеет ударение на предпоследнем слоге, и поэтому в итальянском стихе обычно все окончания – женские.

Не будучи, таким образом, обязаны заботиться о чередовании женских и мужских рифм, итальянские поэты могли позволить себе более разнообразную рифмовку в терцетах – например, такую: АБАБ АБАБ ВГД ДГВ.

Для итальянского сонета характерно полное отсутствие парной рифмовки в терцетах; типичное их строение — ВГВ+ГВГ или ВГД+ВГД.

«Sonetto di risposta» значит « ответный сонет». В 13 веке у итальянских поэтов был обычай: когда один поэт обращался к другому с посланием в форме сонета, другой отвечал ему сонетом, написанным на те же рифмующие слова.

В кругу Вячеслава Иванова была в ходу еще более изысканная игра: поэт, написав сонет, посылал его другому с недописанными строчками, а другой, угадав по ним рифмующие слова, отвечал ему «ответным сонетом» на угаданные рифмы.

Иванов ответил таким сонетом на сонет Гумилева.

Так, во французской поэзии стали предпочитаться сочетания «закрытой» (охватной) рифмовки в катренах и «открытой» в терцетах или, наоборот, «открытой»(перекрестной) в катренах и «закрытой»(кольцевой) в терцетах, т. е АББА+АББА+ВВГ+ДГД или АБАБ+АБАБ+ВВГ+ДДГ. Первый тип употреблялся гораздо чаще, второй – реже.

Так написан и приведенный выше сонет, он на мифологическую тему.

Геракл, терзаемый отравленным плащом, кончает самосожжением на горе Эте и вспоминает свои былые подвиги: победу над немейским львом, над многоголовой болотной змеею Гидрой, добывание пояса любви у амазонки Ипполиты и золотых яблок из сада Гесперид.

У французского сонета общая черта – терцеты начинаются рифмующей парой строк, а затем уже следовали четыре строки, зарифмованные перекрестно или охватно.

Когда из Франции сонет перешел в Англию, то рифмующая пара строк сместилась: теперь она не начинала, а заканчивала собой терцеты (и весь сонет), а четверостишие, встав перед нею, принимало вид третьего катрена.

Вместо французского АББА+АББА+ВВГ+ДГД или ВВГ+ДДГ мы находим АББА+АББА+ВГГВ+ДД или АБАБ+АБАБ+ВГВГ+ДД.

Потом и эта форма расшаталась еще больше, так что даже в первых двух катренах повторение рифм перестало быть обязательным: сонет превратился в четырнадцатистишие: АБАБ+ВГВГ+ДЕДЕ+ЖЖ.

Такие сонеты писал Шекспир, и они обычно называются «шекспировскими» (хотя первыми ввел их в моду не Шекспир, а поэт Сарри). Резкая отбивка последнего двустишия побуждала строить его как броскую сентенцию-концовку.

Тому много примеров в сонетах Шекспира, в переводах С. Маршака.

Стоит отметить, что литература никогда не стоит на месте и редко долгое время подчиняется однообразным строгим канонам. Менялись и меняются формы рифмовки и другое. Но сохраняется незыблемой формальная основа сонета: четырнадцатистишие, законченность – от экспозиции до развязки, определенная этим последовательность развития темы и звонкость рифм (сонаре!).

На основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм:

«венок сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме; онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах;

«опрокинутый сонет» или « сонет наоборот», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;

«хвостатый сонет» или «сонет с кодой», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка;

«половинный сонет», состоящий из 1 катрена и 1 терцета;

«безголовый сонет» или «усечённый», в нем отсутствует первый катрен;

«сплошной сонет», написанный на двух рифмах;

«хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах .

Познакомимся подробнее с некоторыми из них.

ВЕНОК СОНЕТОВ.

Венок сонетов – форма поэмы, состоящей из пятнадцати сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом(основой) является магистральный сонет(или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов.

Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строчку первого сонета, и заканчивается этот сонет третьей строчкой магистрала. И так далее – до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строчкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк.

Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.

Венок сонетов изобретен в Италии в 13 веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм).

Первый венок сонетов на русском языке принадлежит Ф. Коршу, который в 1889 году перевел венок сонетов словенского поэта Ф. Прешерна. Оригинальные венки сонетов принадлежат Вячеславу Иванову(«Cor ardens»), В. Брюсову(«Роковой ряд» и «Светоч мысли»), М. Волошину(«Lun~aria»), из советских поэтов – С. Кирсанову(«Весть о мире»), М. Дудину(«Орбита»), С. Матюшкину(«Осенний венок»).

Одна из наиболее известных разновидностей – нетрадиционный объем, так называемый сонет с кодой («с хвостом»), как здесь. Кода не всегда ограничивается одной строкой и иногда занимает целое дополнительное трехстишее или даже несколько трехстиший (преимущественно в стихах комического содержания; некоторые строки в таких кодах бывают укороченными).

Другая разновидность – нетрадиционный порядок, например, перевернутый, или опрокинутый, сонет, начинающийся терцетами и кончающийся катренами, как в приводимом стихотворении А. Антоновской.

«Безголовый сонет» или «усечённый», в нем отсутствует первый катрен.

3. Сонеты Петрарки и Шекспира.

Cонеты Петрарки оказали большое влияние на рост значения итальянского языка в качестве литературного. Также они популяризовали эту форму сонетов, которая получила название петраркинского сонета.

Одно из важнейших событий в жизни Петрарки, оказавшее немалое влияние на все его творчество, произошло в 1327 году. В это время он встретил в церкви Святой Клары красивую молодую женщину, которую воспевал в своих сонетах под именем Лауры.

Это обстоятельство и снискало ему славу «певца Лауры».

Впоследствии Петрарка создал своеобразный ритуал поклонения своему идеалу — каждый год этот день отмечен у него написанием сонета.

Воспринятый многими последующими поколениями поэтов канон петраркистского сонета включал: «все формы выражения любви a la Петрарка: многократное описание ставшего уже каноничным совершенства возлюбленной (золотых волос, глаз-звезд и т. п.

), ее неприступности, фатальности любви с первого взгляда, благословенности мучений неразделенного чувства, бегства в природу (леса, скалы, гроты), в которой возлюбленному видятся то соответствия, то контрасты своему душевному состоянию, непременное присутствие мук, слез, ревности, разлуки, ночей без сна или утешительных сновидений, молений о смерти, переходов от надежды к отчаянию и т. д. ».

Лирика Петрарки всегда наполнена изяществом, стремлением к красоте, она очень артистична. Так, в изображении Лауры он пользуется вычурными, необычными сравнениями: ее волосы — золото, лицо — теплый снег, брови — эбеновое дерево, зубы — жемчуг, уста — лепестки роз.

К подобным сравнениям он прибегает, стремясь описать и свое чувство, и роль Лауры в его собственной жизни. Он отождествляет свою возлюбленную с солнцем, а себя — со снегом, тающим под его лучами.

Говоря о своей любви, поэт сравнивает ее с огнем, он же — воск, который этот огонь расплавляет.

В своем творчестве поэт затрагивал немало тем. Здесь отразилась и его любовь к жизни, и жажда славы, и восхищение природой, и преклонение перед античностью. Однако, наряду с этим, в его произведениях всегда присутствует образ его возлюбленной. Он воспевает любовь к Лауре, глубину своих чувств, постоянно восхищается ее красотой.

Стремление автора передать то неповторимое чувство, которое вызывала в его душе эта женщина, отразилось и в имени, которое он избрал для предмета своей любви. В нем слышится и дуновение ветерка (в переводе с итальянского L”aura значит «ветерок»), и ассоциация с золотом (аurum), и олицетворение вечного течения времени (L'оrа — «час»).

В то же время это имя созвучно и с лавром — деревом славы, и с названием утренней зари — Авроры.

Соне́ты Уи́льяма Шекспи́ра — стихотворения Уильяма Шекспира, написанные в форме сонета. Всего их 154 и бо́льшая часть написана в 1592—1599 годах. Впервые сонеты Шекспира были напечатаны в 1609 году, очевидно, без ведома автора.

Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира засверкала новыми гранями, вместив в себя обширнейшую гамму чувств и мыслей – от интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений. Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и драматургии Шекспира.

Эта связь проявляется не только в органическом сплаве лирического элемента с трагическим, но и в том, что идеи страсти, одухотворяющие шекспировские трагедии, живут и в его сонетах.

Так же, как в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах коренные, от века волновавшие человечество проблемы бытия, ведет речь о счастье и смысле жизни, о соотношении времени и вечности, о бренности человеческой красоты и ее величии, об искусстве, способном преодолеть неумолимый бег времени, о высокой миссии поэта.

Вечная неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает подлинный источник творческого вдохновения независимо от того, приносят ли они ему радость и блаженство или же муки ревности, печаль, душевные терзания.

Тематически весь цикл принято делить на две группы: считается, что первая

(1 – 126) обращена к другу поэта, вторая (127 – 154) – к его возлюбленной – «смуглой леди». Стихотворение, разграничивающее эти две группы (возможно, именно в силу своей особой роли в общем ряду), строго говоря, сонетом не является: в нем лишь 12 строк и смежное расположение рифм.

В литературе Возрождения тема дружбы, в особенности мужской, занимает важное место: она рассматривается как высшее проявление человечности.

Не менее значительны сонеты, посвященные любимой. Ее образ подчеркнуто нетрадиционен. Если в сонетах Петрарки и его английских последователей (петраркистов) обычно воспевалась златовласая ангелоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир, напротив, посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной, повинующейся только голосу страсти.

Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе».

Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте», силой, утверждающей гармонию противоположностей.

Самое примечательное в сонетах Шекспира – постоянное ощущение внутренней противоречивости человеческого чувства: то, что является источником наивысшего блаженства, неизбежно порождают страдания и боль, и наоборот, в тяжких муках рождается счастье.

Это противоборство чувств самым естественным образом, какой бы сложной не была метафорическая система Шекспира, укладывается в сонетную форму, которой диалектичность присуща «от природы».

Темой этого сонета становится сам сонет, достоинства этого жанра. Высокая лексика, оценочные метафоры и эпитеты, два развёрнутых сравнения — всё призвано воздать хвалу сонету. Бальмонта привлекает в сонете стройность, законченность, красота.

Первое сравнение с «красавицей изысканно-простой» указывает на это. Второе сравнение с кинжалом подчёркивает не только красоту, но и качества разящего оружия. Сонетный замок выражает суть сравнения: «Холодный, острый, меткий, как кинжал».

Классическая форма сонета требует классического содержания. Излюбленные темы авторов русских сонетов – творчество, мечта, любовь, красота, Россия, её природа.

Творчество русского поэта Ивана Бунина – такова тема сонета. В сонете Северянина слышны отголоски многих стихотворений Бунина: он использовал в пейзажной лирике и зрительные, и звуковые, и вкусовые образы. Так и в сонете:

Звук капели, шелест листьев, журчание ручьёв, блеск склонов гор, вкус вина. Северянин выделил рифмами слова: капель-купель –апрель хмель. Капель –звуки, купель-зрение и осязание, апрель –ощущение тепла, хмель –вкус.

Используются бунинские образы: осенние усадьбы, листопад, собака, ружьё, камин, ощущение одиночества – от весенних к осенним. Метафоры: «вешних вод купель» — человек весной очищается, обновляется, преображается, по-иному ощущает свою связь с природой. «Благая одиночества отрада» — пробуждающая жажду творчества.

Сравнения: «Прозрачен стих, как северный апрель», «теплится студёною звездою» — сохраняет память о тепле Отечества. Оксюморон: «из мягкой стали». В произведении Северянина сонетный замок не является выводом из текста. Автор продолжает перечисление сквозных бунинских тем и образов и замковой строке, что оправдано творческими задачами.

Перечисляя образы, поэт использует предложения без сказуемого, часто состоящие из одного слова, подчёркивая лаконизм бунинского стиля.

Романтическая мечта – тема сонета Гумилёва. Голубая лилия выступает в стихотворении символом недосягаемой мечты, вечной неуспокоенности, красоты.

Автор использует лексические и синтаксические повторы. Они художественно оправданы. Лирический герой Гумилёва — рыцарь романтического подвига. Анафоры страстность, неукротимость, буйство сил его натуры. В заключение можно сказать, что жанр сонета позволяет поэтам полно и ясно выразить мысли и чувства.

5. Выводы.

Сравнительно небольшое количество так называемых твердых форм – строго канонизированных и устойчивых строфических комбинаций существует среди огромного разнообразия поэтических сочинений различных жанров. По популярности и распространенности ни одна из твердых форм – французский триолет, иранская газель, или танка из японской поэзии – не сравнится с сонетом.

Появившись примерно в начале XIII в. в Италии, этот жанр очень быстро приобрел канонические правила, сформулированные в 1332 г. падуанским юристом Антонио да Темпо, позднее неоднократно уточнявшиеся и ужесточавшиеся.

Наиболее устойчивые структурные признаки классического сонета:

• стабильный объем – 14 строк;

• четкое членение на четыре строфы: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета);

• строгая повторяемость рифм – в катренах обычно две рифмы четырежды, в терцетах другие три рифмы дважды или две рифмы трижды);

• устойчивая система рифмовки – более предпочтительная «французская» последовательность: abba abba ccd eed (или ccd ede), «итальянская»: abab abab cdc dcd (или cde cde);

• постоянный размер – обычно это наиболее распространенный в национальной поэзии размер: пяти- или шестистопный ямб в русской.

Кроме того сонетный канон содержит еще и некоторые другие более или менее универсальные требования:

• каждая из четырех частей (катренов и терцетов) должна обладать, как правило, внутренней синтаксической законченностью и цельностью;

• катрены и терцеты различаются интонационно – на смену напевности первых приходит динамичность и экспрессия вторых;

• рифмы предпочтительно должны быть точными и звонкими, причем рекомендуется регулярная смена мужских рифм (с ударением на последнем слоге);

• крайне нежелательно повторение в тексте одинаковых слов (за исключением союзов, местоимений и проч. ), если это не продиктовано сознательным замыслом автора.

• Тематика сонетов крайне разнообразна – человек с его деяниями, чувствами и духовным миром; природа, которая его окружает; выражение внутреннего мира человека через образы природы; общество в котором существует личность.

Сонетная форма одинаково успешно используется в любовно-психологической и философской, в описательной, пейзажной, политической лирике. Через нее прекрасно передаются как нежные чувства, так и гневный пафос, острая сатира.

И все же специфика формы прежде всего обусловлена универсальной приспособленностью к передаче ощущения диалектики бытия.

Сонетный канон не столь неподвижен, как это может показаться с первого взгляда.

К неканоническим формам сонета относятся, например «хвостатые сонеты» (сонеты с кодой – дополнительным стихом, одним или несколькими терцетами), «опрокинутый сонет» – начинается терцетами и завершается катренами, «безголовый сонет» – отсутствует первый катрен, «хромой сонет» – четвертые стихи катренов короче остальных и т. п.

Источник: http://www.hintfox.com/article/osobennosti-zhanra-soneta.html

Refy-free
Добавить комментарий