Зеленая экономика

Зеленая экономика

Зеленая экономика

Экономические отношения всего мира развиваются быстрыми темпами, рост финансовой системы не имеет границ. Все это приводит к увеличению границ производств, что с одной стороны развивает рыночные и товарные отношения, а с другой, приводит экологию и окружающую среду в плохое состояние.

Определение 1

Зеленая экономика – это экономическая система, главной целью которой является развитие производства с одновременным сохранением окружающей среды и экологии планеты.

На сегодняшний день о здоровой экономической системе могут говорить далеко не все страны, так как здоровая экономика сочетает в себе не только компоненты экономического, социального плана, но и экологического.

То есть должна быть необходимость рассматривать все эти компоненты как единое целое.

Так, в крупных урбанистических городах компонент экологии страдает в значительной степени, тогда как другие два вполне находятся на успешном уровне.

Замечание 1

Надо заметить, что в достаточно развитых странах «зеленая экономика» уже не новшество, очень многие страны Европы, например, активно применяют этот термин и саму политику в своей экономической деятельности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Чтобы сохранить экологию и окружающую среду строятся экологические заводы прямо в центре крупных городов, которые за счет современных технологий и оборудования нисколько не нарушают экосистему.

Концепция зеленой экономики

Термин «зеленая экономика» активно стал применяться в различных государствах буквально два десятка лет тому назад. Именно тогда, начали задумываться о том, что при таких быстрых темпах промышленности и производства окружающая среда долго не проживет и не сохраниться в нормальном состоянии.

Суть концепции зеленой экономики состоит в том, чтобы упорядочить и создать гармонию между экономикой, социальной политикой и экологией, причем неважно в какой стране мира, будь то развитая или, только развивающаяся страна.

Такая концепция развития зеленой экономики затрагивает интересы:

  • Общества;
  • Коммерческих и некоммерческих организаций;
  • Производителей и сферу промышленности;
  • Экологических организаций;
  • Политических организаций;
  • Социальных структур и т.д.

Итак, концепция зеленой экономики это весьма свежий взгляд на экологические проблемы общества и многих стран мира, но она в достаточной степени важна для развития экономических отношений по всему миру.

Направления и проблемы зеленой экономики

Зеленая экономика, как экономическое движение, включает в себя множество направлений экономического характера из других дисциплин и теорий, например:

  1. Теория постмодернизма;
  2. Экономика феминистского направления;
  3. Теория по международным экономическим отношениям;
  4. Экономика, связанная с экологией и окружающей средой и т.д.

Все эти теории и взгляды переплетаются в зеленой экономике, так как она является последствием экономических отношений, а не отдельно взятой наукой.

Замечание 2

Также одним из главных направлений зеленой экономики считается борьба с проблемами, которые вызваны развитие экономических отношений.

Да, надо заметить, что на сегодняшний день экономика по всему миру имеет большое влияние, оказывает содействие в решении множества мировых проблем: голод, уровень и качества жизни большинства стран мира, вымирание и т.д.

Но с другой стороны, такое развитие приводит к другим глобальным проблемам, с которыми и борется зеленая экономика. Рассмотрим основные из них.

Проблемы, связанные с экологией и биологическими ресурсами.

Развитие экономики, промышленности, производства приводят к глобальным изменениям в окружающей среде, так, например: глобальное потепление, вызванное изменением атмосферного фронта из-за большого количества энергии, выделяющейся от планеты, в частности от производства; опустошение некоторых земель, вызванное продуктами переработки или химическими радиационными зонами; снижение уровня и разнообразия растительного и животного мира, вызванное различными техногенными катастрофами или просто последствиями человеческого фактора и т.д.;

Проблемы, связанные со снижением ресурсов земли. Человек настолько стал активно потреблять природные ресурсы, что есть вероятность, что через несколько сотен лет некоторые из них просто исчезнут.

Все это напрямую связано с развитием экономики и производственных процессов.

Исчезновение одного ресурса потянет за собой ряд экономических и экологических проблем, которые в последующем остановить будет очень сложно;

Проблемы, связанные с бедностью населения и общества.

Если экономические процессы продолжат развиваться и не найдется решения сдерживать темпы их развития и аналоги природным ресурсам, это приведет к жестоким проблемам в отношении бесконечно растущего населения, а именно бедность и голод.

Биологическая среда не сможет выдавать столько продукции, которая бы смогла обеспечить растущие потребности человечества, а с учетом истощения ресурсов это проблема приобретет массовый характер;

Проблемы, связанные с порабощением людей.

Так как природных ресурсов будет не хватать, а запасы пресной воды, энергии, природных ресурсов станут еще более истощаться, то мир станет принадлежать только богатым слоям населения, остальные бедные люди будут не способны воспользоваться этими ресурсами в полной мере. Такой естественный ход событий порождает экономические, а главное экологические проблемы.

Ввиду перечисленных проблем зеленая экономика особенно актуальна для современного общества, так как развитие производственных отношений приобрело уже геометрическую прогрессию.

Сохраняя окружающую среду и экологию сейчас, у будущего поколения есть надежда на то, что природные ресурсы, животные и растительность останутся в нужном количестве и качестве еще долгое время, а, значит и планета проживет и просуществует в здоровом виде еще много лет.

Таким образом, зеленая экономика – это новое направление экономической деятельности, в основе которого лежит сохранение окружающей среды и экологии, то есть тех ресурсов, необходимых для жизни и здоровья человека, но при этом и осуществление дальнейшего развития экономики в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/zelenaya_ekonomika/

Зеленая экономика на РБК Тренды

Зеленая экономика

Ключевое понятие «зеленой» экономики — устойчивое развитие, исполнение нынешних потребностей экономики без ущерба для будущих поколений. ООН выделяет 17 целей устойчивого развития, что помогает раскрыть суть термина

Iva Rajovic / Unsplash

1

Ликвидация нищеты

Бедность — преграда на пути экономического развития и повышения уровня образования, причина социального расслоения. ООН требует к 2030 году сократить число населения за чертой бедности в два раза с более чем 700 млн человек. Каждой семье необходимо обеспечить доступ к базовым правам и услугам, включая владение и распоряжение землей, право на социальную защиту.

2

Ликвидация голода

С нищетой напрямую связано недоедание — причина высокой детской смертности и слабого физического развития жителей беднейших стран. Задача состоит в том, чтобы к 2030 году вообще покончить с голодом, нарастив производство пищи. Для этого, в свою очередь, нужен инновационный, экологически ответственный подход к сельскому хозяйству, которое и без того сейчас является одной из самых вредоносных для экологии отраслей.

3

Здоровье и благополучие

Крепкое здоровье и высокая продолжительность жизни — залог процветающего общества. Эта цель в списке ООН подразумевает множество задач: от снижения материнской смертности и профилактики хронических заболеваний до борьбы с курением и подготовки высококлассных медицинских кадров.

4

Качественное образование

Доступ даже к начальному образованию во многих странах ограничен, в частности, по гендерному признаку. ООН поставила задачу к 2030 году добиться универсального бесплатного начального образования. Учащиеся должны проходить обучение по вопросам устойчивого развития, прав человека, гендерного равенства и ненасилия. Одновременно нужно нарастить количество квалифицированных учителей в развивающихся странах.

5

Гендерное равенство

Все формы дискриминации и тем более насилия по отношению к женщинам и девочкам должны быть ликвидированы. Женщинам необходимо обеспечить равный доступ к экономическим ресурсам и к услугам в сфере репродуктивного здоровья.

6

Чистая вода

С одной стороны, речь идет о получении каждым человеком к 2030 году доступа к чистой воде.

С другой, необходимо сокращать загрязнение мирового океана сточными водами (сейчас 80% сточных вод просто сливаются в реки и моря, без какого-либо последующего очищения).

Наконец, надо более экономно подходить к использованию воды в целом. Во многом это касается сельского хозяйства (растениеводство, животноводство) и связанных с ним производств одежды и продовольствия.

7

Чистая и доступная энергия

Одна сторона проблемы — отсутствие электричества во многих регионах земли, другая — загрязнение воздуха электростанциями на угле, нефти и газе.

Решить обе проблемы можно распространением возобновляемой энергетики, в частности, небольших автономных солнечных установок.

Задачи к 2030 году: удвоить показатели энергоэффективности и существенно нарастить долю «зеленой» энергетики среди источников электричества.

8

Достойная работа и экономический рост

Равноправие народов невозможно без опережающего развития наиболее отсталых стран, поэтому в последних желательно поддерживать рост ВВП на уровне 7% в год (вдвое выше среднемирового), обеспечивать занятость и своевременную модернизацию производства. Применительно к экологии речь идет о повышении ресурсоэффективности экономики, поощрении экотуризма, поддержке местной культуры и местной продукции. Критически важно, чтобы развитие экономики не сопровождалось ухудшением экологии.

9

Промышленность, инновации, инфраструктура

Развитие промышленности и инфраструктуры согласно принципам устойчивого развития — это не просто повышение производительности и пропускной способности.

Здесь важно эффективное использование ресурсов и максимально широкое внедрение передовых экологически чистых технологий.

В конечном итоге инновационные решения приведут к созданию новых рабочих мест, для которых потребуется совершенно новый набор умений.

10

Уменьшение неравенства

Социальное и экономическое неравенство по-прежнему существует как между государствами, так и внутри одной страны. Исправить это можно продуманной и многопрофильной государственной политикой, которая бы касалась как социальной защиты и устранения дискриминации, так и продумыванием новых бюджетно-налоговых принципов.

11

Устойчивые города

Города занимают всего 3% площади суши, но при этом на них приходится 60-80% потребления энергии и 75% выбросов углекислого газа. Поэтому преображение планеты начать надо именно с них. Урбанизация требует ответственного подхода к управлению городским хозяйством, который опять же заключается в сбережении ресурсов и внедрении передовых практик «зеленой» экономики.

12

Ответственное производство и потребление

По плану ООН, к 2030 году должен быть вдвое сокращен объем пищевых отходов на душу населения, а все химические отходы должны быть полностью перерабатываемы. Эта задача напрямую связана с понятием циклической экономики — максимально бережное использование ресурсов и широкое внедрение повторного использования продукции, например, того же пластика.

13

Борьба с изменением климата

В недавнем обзоре Межправительственной группы по изменению климата при ООН эксперты предупредили, что принимаемых ныне мер пока недостаточно, и без решительных шагов по борьбе с всемирным потеплением нас ждет экологическая катастрофа.

Действия властей, бизнеса и общества должны быть комплексными: помощь в восстановлении лесного покрова, сокращение производства мясо-молочной продукции, организация просветительских мероприятий, совершенствование системы риск-менеджмента на разных уровнях.

14

Жизнь под водой

Нормальное функционирование морских экосистем как минимум обеспечивает существование 3 млрд жителей прибрежных зон, как максимум необходимо для выживания человечества. Рациональное использование морских ресурсов и снижение уровня загрязненности сточными водами — две основные задачи по этому направлению.

15

Жизнь на суше

Обезлесение и опустынивание имеют серьезное социальное значение: именно с этими процессами (а также с деградацией почвы) в 74% случаев связано бедственное положение сотен миллионов обнищавших людей.

Это не говоря о том, что 1,6 млрд рабочих мест так или иначе завязано на лесном хозяйстве, а сами леса являются домом для 80% видов наземных существ.

Поэтому одной из задач, поставленных ООН, является сохранение и даже восстановление наземных экосистем.

16

Открытое общество

Устойчивое развитие невозможно без эффективного и справедливого государственного аппарата. Сейчас на одних только взятках общество во всех странах теряет совокупно почти $1,3 трлн в год. Не говоря уже о том, что взятки эти могут даваться за сокрытие преступлений против личности.

Ответственная и подотчетная власть должна стать основой здорового общества. Кроме этого, эксперты ООН отмечают, что за последние 60 лет 40% военных конфликтов были напрямую связаны с борьбой за ресурсы.

Понимание связи между природой и безопасностью человека поможет, по их мнению, восстанавливать территорию после старых войн и предотвращать новые конфликты.

17

Международное сотрудничество

Реализация повестки дня в области устойчивого развития невозможна без партнерства всех со всеми: правительств разных стран, властей национальных и региональных, бизнеса и общества.

В рамках этой цели ООН призывает развитые страны продолжать оказывать финансовую и техническую поддержку развивающимся, поддерживать их экспорт покупкой продукции, а общество — развивать и внедрять новейшие экологически безопасные технологии.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/green

«Зеленая» экономика

Зеленая экономика

«Зеленой» принято называть устойчивую и гибкую экономику, которая создает более благоприятные условия для жизни людей, не нанося при этом значительного ущерба окружающей среде.

По сути, зеленая экономика подразумевает рост производства при снижении энергозатрат, повышение качества жизни при уменьшении используемых ресурсов и нагрузки на экосистемы.

В таком подходе нет противоречия, учитывая, что бесконечное увеличение потребляемых природных ресурсов невозможно, а разделение ресурсов на истощимые и неистощимые при детальном изучении вопроса оказывается весьма условным.

Понятие экосистемных услуг тесно связано с понятием природного капитала, под которым подразумевается вся совокупность живых организмов и ресурсов биосферы.

Оценка экосистемных услуг дает четкое представление о реальной стоимости объектов флоры и фауны как элементов природного капитала в противовес рыночной цене на отдельные природные ресурсы.

Эти ресурсы рассматриваются в комплексе, с учетом тех функций, которые они выполняют в природе, и тех затрат, которые пришлось бы понести человеку для компенсации негативного эффекта, если бы этих ресурсов не существовало.

Например, леса, с точки зрения их рыночной стоимости, имеют ценность лишь в качестве древесины и ее производных. В то же время в природе лес выполняет огромное количество функций: деревья производят кислород, защищают почву от эрозии, являются домом для многих живых существ, и это далеко не полный список.

Дать оценку реальной стоимости природы пытается экономика экосистем и биоразнообразия (The economics of ecosystems and biodiversity — TEEB). TEEB — это относительно новый подход, который уже успел стать основополагающим почти в 30 странах мира. В его основе:

  • учет ценности природы;
  • оценка реальной стоимости благ, которые природа производит;
  • внедрение механизмов, учитывающих эту стоимость при принятии управленческих решений.

Камчатка станет первым регионом России, где прогрессивный подход к оценке стоимости природного капитала будет применен на практике.

Развитие горнорудной отрасли

По прогнозам российского правительства, добыча золота, серебра и платины на Камчатке к 2025 году может достигнуть 20–25 т.

По заявлениям представителей администрации Камчатского края, горнодобывающая отрасль — значимый сектор экономики региона, и его развитие неизбежно.

В то же время увеличение объемов производства в горнорудной отрасли создает серьезные угрозы благополучию лососевых популяций в регионе.

Эксперты WWF сходятся во мнении, что дальнейшее развитие Камчатки тесно связано с природными богатствами полуострова.

Следует понимать, что добыча полезных ископаемых может быть выгодна лишь в краткосрочной перспективе и ограничена, по самым оптимистичным подсчетам, несколькими десятилетиями, в то время как лососевые экосистемы были и остаются основным источником существования многих видов живых существ, в том числе и человека, на протяжении сотен тысяч лет. Поэтому добыча полезных ископаемых должна осуществляться на основе экологически и социально ответственных подходов — не только соотносится с требованиями правового регулирования, но и опережать их. Внедрение активной стратегии управления позволяет заранее оценивать возможные риски и предпринимать необходимые меры для их уменьшения, что ведет к обоюдной выгоде горнодобывающих компаний и окружающей среды.

Развитие энергетики Камчатки

При большом энергетическом потенциале Камчатки существующая энергосистема региона характеризуется высокой стоимостью энергоресурсов, серьезными негативными последствиями для окружающей среды от принятых неверных стратегических решений, а также низким уровнем энергоэффективности. Все это дополнительно усугубляется оторванностью от федеральных сетей и рынков и суровыми климатическими и природными условиями.

Планы правительства Камчатского края по становлению полуострова как одной из территорий опережающего социально-экономического развития требуют модернизации энергетической системы для удовлетворения потенциального спроса.

Среди проектов по обеспечению энергобезопасности и устойчивого экономического развития региона краевые власти рассматривают и такие, которые могут оказать существенное негативное воздействие на окружающую среду Камчатки, например, нефтегазовое освоение шельфов Охотского и Берингова морей и строительство крупных гидроэлектростанций.

Цель нового проекта Всемирного фонда дикой природы — анализ вариантов и возможностей перехода энергетической системы Камчатки на альтернативные источники энергии в интересах местного населения и бизнеса, а также разработка наиболее оптимального сценария развития энергетики с точки зрения экологической и экономической целесообразности. Собранные данные и итоговый сценарий будут переданы лицам, принимающим решения на региональном и федеральном уровнях, финансовым институтам и инвесторам.

Нефтегазовый сектор

Вопрос разработки нефтегазовых месторождений на шельфах возле побережья Камчатки находится в подвешенном состоянии. Официально нефтегазовые компании заявляют об отсутствии планов освоения Западно-Камчатского и Западно-Беринговоморского шельфов на ближайшие годы.

В то же время «Газпром» и «Роснефть» регулярно проводят разведочные бурения и сейсморазведку на своих лицензионных участках.

Несмотря на то, что обнаружить перспективные месторождения углеводородов на шельфах компаниям пока не удалось, даже на этапе геологоразведочных работ можно ожидать серьезного негативного воздействия на водные биоресурсы: сейсморазведка может привести к гибели молоди рыб, нарушить миграции лососевых во время движения в реки на нерест.

Шельфовые прикамчатские районы имеют огромное значение для рыбной отрасли России. Значительную часть добываемых здесь морских биоресурсов составляют особо ценные виды рыб и беспозвоночных (минтай, лосось, сельдь, палтус, крабы и др.).

По мнению экспертов WWF, разработку невозобновляемых природных ресурсов следует отложить до того времени, когда новые технологии позволят освоить месторождения без нанесения ущерба уникальным природным богатствам полуострова и будет создана система морских охраняемых природных территорий.

Источник: https://wwf.ru/regions/kamchatka/zelenaya-ekonomika/

Зеленая экономика — что это такое? Принципы концепции развития. Развитие зеленой экономики в России

Зеленая экономика

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! По прогнозам многих экспертов социологии, экономики, биологии и ученых других сфер, в том числе специалистов по климату, человечество столкнется с серьезными проблемами в ближайшие несколько лет и десятилетий.

Главные сложности — это изменение климата, снижение  природного разнообразия, растущее неравенство и многое другое. Это системные глобальные кризисы, которые требуют системного решения, а не решения изолированно, по отдельности. В своей привычной форме экономика часто стимулирует и поощряет одни виды поведения и наказывает другие.

Современная экономика явно имеет перекосы и недостатки, она поощряет чрезмерное потребление, разрушает общинные связи и семейные узы, истощает природные богатства. Но это не тупик развития, а лишь очередной этап нашей экономики, ко которому мы пришли.

Следующим важным этапом является решение системных проблем, выходом из которых многие называют видят как переход к Зеленой Экономике. Об этом и поговорим в сегодняшней статье.

статьи:

Что такое Зеленая Экономика

Понятие Зеленая Экономика был впервые введен и употреблен в 1989 году во время доклада экономистов-экологов правительства Великобритании. Зеленая экономика получила второе дыхание после кризиса 2008 года.

Ряд правительств, особенно в западной Европе, предприняли конкретные шаги в виде принятия целых пакетов зеленого стимулирования для восстановления экономики. Глобальная рецессия 2008-2009 годов привлекла новое внимание к хроническим структурным недостаткам и оголила несовершенство текущей экономической модели.

Именно с тех лет после ряда сомнительных попыток экономики восстановиться, все больше людей, политиков и экономистов смотрят в сторону зеленой экономики.

Зеленая экономика — это альтернативное видение роста и развития. Однако, зеленая экономика не заменяет ныне существующих принципов устойчивого развития, однако она делает новый акцент на экономике, инвестициях, капитале и инфраструктуре.

Зеленая экономика — концепция экономики, при которой поддерживается гармоничное взаимодействия человека и природы, и происходит попытка удовлетворения потребностей как общества так и природы.

Главными чертами, которыми можно описать зеленую экономику — это низкоуглеродистая, ресурсосберегающая и социально вовлеченная экономика.

В рамках зеленой экономики рост занятости и доходов должен быть обеспечен государственными и частными инвестициями в первую очередь в те активы и инфраструктуру, которые позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу и загрязнение воздуха углеродом, повысить эффективность использования энергии и ресурсов,сохранить биоразнообразие и экосистему нашей планеты. Данные Зеленые инвестиции должны иметь государственную поддержку в виде дополнительных расходов в бюджете, реформ в политике и налогообложении. Окружающая среда и природа в рамках зеленой экономики являются главным экономическим активом и источником общественного благосостояния, особенно для бедных слоев населения.

Основные принципы концепции развития Зеленой Экономики

Зеленая экономика следует пяти ключевым принципам, каждый из которых затрагивает важные международные вопросы и которые направляют изменения экономики и реформы в новые направления:

  1. Принцип благополучия
  2. Принцип справедливости
  3. Принцип планетарных границ
  4. Принцип эффективности и достаточности
  5. Принцип правильного управления

Принцип благополучия. Зеленая экономика в первую очередь ориентированна на людей и ее главной целью является создание истинного процветания людей. Главное внимание при этом уделяется росту благосостояния, которое в дальнейшем приведет к благополучию.

При этом имеется ввиду не только рост финансового богатства, но и другие виды человеческих, социальных, материальных и природных капиталов. Приоритет в инвестициях отдается в сторону стабильным природным системам и инфраструктуре, к образованию и знаниям.

Зеленая экономика основана на коллективном действия для достижения общественных благ, при этом также учитывает и уважает индивидуальный выбор каждого.

Принцип справедливости. Зеленая экономика должна справедливо разделять процесс принятия решений, учитывая все выгоды и затраты, избегать захвата благ и возникновения элит. Поддерживать расширение прав и возможностей женщин.

То есть зеленая экономика — недискриминационная и инклюзивна. Зеленая экономика нацелена на сокращения различий между людьми, а также на гармонию человека и дикой природы. Зеленая экономика основана на солидарности и социальной справедливости, укрепления доверия и социальных связей людей.

Учитывает интересы и права рабочих, коренных народов и меньшинств.

Принцип планетарных границ. Зеленая экономика должна защищать, восстанавливать и инвестировать в природу.

Она признает и поддерживает различные природные ценности, включая функциональные ценности, лежащие в основе экономики, культурные ценности, лежащие в основе общества, и экологические ценности, лежащие в основе жизни на Земле.

Зеленая Экономика инвестирует в защиту и восстановление природного разнообразия, экологии почвы, воды, воздуха и всех природных схем.

Принцип эффективности и достаточности. Зеленая экономика должна быть направлена на поддержку устойчивого потребления и производства. Зеленая экономика низгоуглеродная, ресурсосберегающая, вариативная и цикличная.

Она подразумевает новые модели экономического развития, которые решают системную проблему создания процветания в пределах планеты. Она стремится ограничить потребление природных ресурсов до приемлемых уровней.

Тем не менее признается важность необходимости  определенного социального уровня для обеспечения благополучия людей.

Принцип правильного управления. Зеленая экономика должна руководствоваться устойчивыми, интегрированными и подотчетными институтами. Она основана на фактических данных.

Управления работает на принципах прозрачности, социального диалога, демократической ответственности и свободы от корыстных интересов.

Финансовая система зеленой экономики построена таким образом, чтобы она могла обеспечить благополучие, устойчивость и безопасность интересов общества.

Развитие Зеленой Экономики в России

Потребность в переходе к Зеленой экономике в России пришла совместно с зарубежными компаниями из Европы и США, а также с собственном осознанием экологической ситуации в стране.

Ежегодный ущерб от экологических проблем в России составляет до 15% ВВП. Большая часть населения России живет при плохой экологии, в условиях сильного загрязнения воздуха и окружающей среды.

При этом на вклад автотранспорта приходится от 50 до 90% загрязнений.

В 2013 году в России была принята декларация о внедрении принципов «зеленой экономики». Согласно декларации, в первую очередь зеленая экономика России ориентированна на следующие принципы:

  • обеспечении высокого уровня качества жизни населения за счет создания безопасной для здоровья окружающей среды
  • бережное и рациональное использование природных ресурсов в интересах будущих поколений
  • выполнение Россией международных экологических обязательств (к слову в 2019 году Россия ратифицировала международное Парижское соглашение об изменении климата)

Соблюдение данных принципов, подразумевает:

  • увеличение инвестиций в природоохранные технологии
  • совершенствование технологий переработки отходов
  • создание дополнительных зеленых рабочих мест
  • формирование инновационных зеленых отраслей экономики
  • поддержка экологической активности бизнеса

Кто такая Грета Тунберг и причем тут зеленая экономика

Грета Тунберг — это 17 летняя шведская школьница, экологическая активистка.

Известна тем, что в августе 2018 года, в возрасте 15 лет она начала проводить одиночные пикеты около шведского парламента, с плакатом «Школьная забастовка за климат» и призывая к действия по борьбе с изменением климата согласно Парижскому соглашению.

Ее одиночные пикеты быстро нашли оклик по всему миру и привели к массовым мероприятиям. Вопросом об изменении климата юная девушка озаботилась еще в возрасте 8 лет.

А спустя десять лет она уже встретилась на Давосском форуме с ведущими мировыми политиками и бизнесменами, для призыва приступить к решительным действиям и заботой о климате. Основной посыл Греты в том, что за 30 лет существования термина и концепции зеленой экономики мировыми элитами не было сделано никаких существенных попыток для перехода к Зеленой Экономики.

Отношение к Грете Тунберг в мире неоднозначное, есть как те кто от нее в восторге и в глубоком уважении, а есть и те кто ее высмеивают и критикует. Многие критики считают что за юной девушкой стоят лоббисты и группы интересов Зеленой Экономики, которые преследуют свои цели и создают ажиотаж таким образом.

Критика Зеленой Экономики

Идея справедливой экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии и гармонии с окружающим миром является привлекательной. Однако у нее ка и умного другого есть своя критика.

Критики утверждают, что попытки зеленой экономики отделить экономический рост от влияния на окружающую среду безуспешны.

По их мнению основной экономический рост человечества последних столетий произошел за счет невозобновляемых технологий и традиционных ресурсоемких источников энергии, как нефть, уголь и газ.

Отучить мир, особенно развивающиеся страны, от данных источников энергии потребует очень больших усилий и не является эффективным методом.

Некоторые критики  считают, что внимание на создании зеленых рабочих мест как на способе решения проблемы социальной справедливости также ошибочен.

Сырьем для получения зеленой энергии в некоторых случаях являются редкоземельные минералы, добываемые в неблагоприятных условиях работниками, которым платят дешево.

Наиболее ярким примером этого является компания производитель электромобилей Tesla, автомобильные аккумуляторы которого изготовлены из традиционного сырья, добываемого в Конго. Еще одна критика зеленой экономики заключается в том, что она ориентирована на технологический подход к решениям и, следовательно, на ее рынке доминируют компании, имеющие доступ к технологиям, что ведет к неравенству.

А на этом сегодня все про зеленую экономику. Надеюсь вы узнали кое-что новое, друзья. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник: https://Tyulyagin.ru/budushhee/zelenaya-ekonomika-chto-eto.html

Концепция «зеленой» экономики: основные положения и перспективы развития

Зеленая экономика

Общепринятого определения «зеленой» экономики не существует.

Эксперты Организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) предлагают наиболее широкое понимание этого понятия, рассматривая «зеленую» экономику как хозяйственную деятельность, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и обеднение природы» [1].

В более узкой трактовке «зеленую» экономику понимают как разработку, производство и эксплуатацию технологий и оборудования для контроля и уменьшения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, мониторинга и прогнозирования климатических изменений, а также технологий энерго- и ресурсосбережения и возобновляемой энергетики.

Иными словами, к «зеленой» экономике относят те виды и результаты хозяйственной деятельности, которые наряду с модернизацией и повышением эффективности производства способствуют улучшению качества жизни и среды проживания.

При этом официальные документы разных государств содержат различные акценты: у развитых стран на первом месте — конкуренция, рабочие места, у развивающихся — устойчивое развитие, решение проблем бедности, вопросы справедливости и участия граждан, у группы стран БРИКС — эффективность использования ресурсов. Но показательно, что собственно экологические проблемы, прежде всего экологические лимиты развития, не фигурируют в определениях «зеленой» экономики ни в одном из указанных документов. Это доказывает, что главное в «зеленой» экономике — сама экономика и социально-экономическая сфера.

То есть можно говорить, что «зеленая» экономика — это экономика, где понятие «меновая стоимость» заменяется термин «потребительская стоимость». Речь идет в первую очередь о качестве, а не о количестве. В стандартной концепции капиталистической экономики определение богатства всегда было связано с накоплением денег и материальных благ.

Любая потребительская стоимость была вторична и являлась средством движения к основной цели — денежные накопления. Современный постиндустриальный мир требует, в первую очередь, экономику качества, где деньги не играют превалирующую роль.

«Зеленая» экономика делает акцент на удовлетворение потребностей человека с учетом взаимодействия с окружающей средой.

Сегодня монетарная политика и государственное регулирование не способны создать разумную экономическую систему. Вряд ли можно представить себе более неэффективный, иррациональный и расточительный способ организации любой сектор экономики, чем то, что мы имеем в настоящее время.

«Зеленая» экономика предполагает устойчивое развитие экологичного сельского хозяйства, «зеленого» промышленного производства, альтернативной энергетики и т. д. Это является диаметрально противоположным нынешней модели экономического развития, которая по своей сути расточительна.

«Зеленая» экономика предполагает изменения не только в окружающей среде. Экологическая трансформация требует внутреннего развития человека и расширения демократии. Поэтому в концепции «зеленой» экономики социальное и экологическое преобразование идут рука об руку.

В данной концепции развития не отдается какого-либо отдельного приоритета общественному либо частному сектору экономики.

Утверждается, что оба сектора должны быть преобразованы так, чтобы рынки ориентировались на социальные и экологические ценности, а государство должно тесно сотрудничать с общественными организациями в целях инновационного преобразования.

Для того чтобы это произошло, должны быть спроектированы новые экономические процессы, и составлены новые экономические правила, которые бы развивали стимулы для экологического поведения и встраивали их бы в повседневную экономическую жизнь. Государство при этом должно функционировать не как жесткий регулятор, а как партнер и координатор.

Еще одним из факторов «озеленения» экономики является возможность искоренения бедности.

Между искоренением бедности и рациональным управлением природными ресурсами и экосистемами существует прямая взаимосвязь, поскольку бедные слои населения напрямую выигрывают от увеличения природного капитала.

Эффективное управление этими системами имеет особое значение для стран с низкими доходами, где экосистемные товары и услуги — важный источник средств существования бедных сельских общин и их страховка на случай стихийных бедствий и экономических потрясений.

В теории «зеленой» экономики выделяется десять взаимосвязанных принципов, которые охватывают ключевые аспекты этой теории:

1.         Главенство потребительской стоимости и качества. Это фундаментальный принцип «зеленой» экономики, ориентированный на конечного пользователя и окружающую среду. Материя является средством удовлетворения только реальных потребностей. Деньги должны вернутся в то состояние, когда они были средством облегчения товарного обмена, а не накопления.

2.         Следование естественным потокам.

Экономика движется, как пресловутый парусник на ветру природных процессов путем пропускания через себя возобновляемой энергии, сохранением региональной растительности и пищевой цепи из местных источников.

Общество будет становиться все более экологичным и поэтому политические и экономические границы будут совпадать с таковыми у экосистем. Таким образом, экономика будет биорегиональной.

3.         Отходы должны равняться потреблению. В природе нет отходов, а окончание одного процесс есть начало для некоторого другого процесса. Этот принцип подразумевает не только высокую степень организационной взаимодополняемости, но и возможность дальнейшего использования побочных продуктов производства.

4.         Элегантность и мультифункциональность. Подразумевает интегрированные отношения, которые являются противоположными сегментации и фрагментации общества.

5.         Соответствующий Масштаб. Даже у самых маленьких действий есть большие воздействия, поэтому не следует пренебрегать ими.

6.         Разнообразие. Это относится ко всем уровням жизни (разнообразие видов, экосистем, регионов), а также социальное и экологическое разнообразие.

7.         Самостоятельность, самоорганизация, самодизайн. Комплексные системы обязательно полагаться на иерархии, которые координируются между собой. Эти иерархии строятся снизу вверх и базовые ступени у них наиболее важные. Экономика, которая строится на экосистемных процессах, большая роль должна отводиться местным системам.

8.         Участие и прямая демократия. Предполагает большее местное наблюдение и участие в экономике и общественной жизни.

9.         Человеческая креативность и развитие. Развитие новых технологий производства требует большой креативности от общества и каждого человека. В зеленой экономике личное и политическое, социальное и экологическое, идут рука об руку. Социальные, эстетические и духовные мощности становятся главными в достижении экономической эффективности и становятся важными целями для человека.

10.     Стратегический роль искусственной среды, ландшафтный и пространственный дизайн. Наибольшего повышения эффективности часто можно достигнуть с помощью простого пространственного перегруппирования компонентов системы. Элегантный, многофункциональный интегрированный дизайн, который сочетается с природой, должен превалировать в будущем.

Как видно, концепция «зеленой» экономики предполагает радикальные преобразования, но в тоже время они должны быть постепенными и органичными. Вначале должны появиться предприятия или отрасли пионеры зеленой экономики, которые подготовят почву для дальнейшего развития ее постулатов.

Видение того, что каждый сектор экономики будет выглядеть в экологической экономике исходя из специфики своего места — это отправная точка развития. Это видение должно сочетаться с практическими действиями в каждом из этих секторов, с постепенным движением к этому видению.

Практическая деятельность в конечном итоге может генерировать импульс для действий государства в целях развития зеленой экономики.

В России важность «зеленой» экономики отмечается в докладе «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика» [2], который был подготовлен большой группой экспертов по поручению руководства страны и опубликован в марте 2012 г.

В нем подчеркивается, что содержание федеральной политики в области экологического развития страны должна составить стратегия «зеленого» роста, предусматривающая интеграцию социально-экономического и экологического развития в виде «зеленой» экономики.

Развития «зеленого» сектора в экономике России имеет неплохие предпосылки в ряде сфер хозяйства. Достаточно назвать сельское и лесное хозяйство, туризм, которые более чем перспективны в условиях России. Перспективы «зеленого» развития этих отраслей и экономики в целом в значительной мере связаны с прогрессом в энергетике, прежде всего с развитием альтернативной энергетики.

При переходе к «зеленой» экономике будет возможность создать столько новых рабочих мест, что со временем это компенсирует сокращение рабочих мест в обычной экономике. Особенно это касается сельского и жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, лесной промышленности и транспорта.

Однако в секторах, капитал которых весьма истощен, например, в рыбном хозяйстве, «озеленение» потребует временного снижения занятости и доходов в краткосрочной и среднесрочной перспективе в целях пополнения природных запасов и предотвращения необратимого падения занятости и доходов.

В этих секторах также могут потребоваться инвестиции в переквалификацию и переобучение рабочей силы.

Для России в области «зеленой» экономики главным с точки зрения обеспеченности энергией является решение проблем надежности и полноты удовлетворения потребностей, в том числе в удаленных регионах и сельской местности, учитывая, что:

1.         Централизованным энергоснабжением охвачена лишь треть территории, а две трети находятся в зоне децентрализованного и автономного энергоснабжения, где проживают около 20 млн человек;

2.         В районах централизованного энергоснабжения, не говоря о других, нередко возникают проблемы с надежностью сетей и устойчивым обеспечением электричеством;

3.         Известны проблемы с подключением к сетям и взаимодействием с энергетическими монополистами, из-за которых многие потребители стремятся обеспечить автономное энергоснабжение и строят собственные котельные и энергоустановки.

В сложившейся ситуации перспективным становится использование альтернативных источников энергии, отличающихся более широкой распространенностью и экологической чистотой. Потенциал указанной энергетики в России, прежде всего возобновляемой электроэнергетики, а также энергосбережения и энергоэффективности огромен [3].

Главным с точки зрения экономической рентабельности и конкурентоспособности самой энергетики и всех других сфер хозяйства, потребляющих энергию, является эффективное использование энергоресурсов.

В этой области отставание и в то же время нереализованный потенциал России весьма велики, притом, что именно это направление «зеленого» роста является наиболее перспективным с учетом природной и социально-экономической специфики России.

Литература:

1.         Зеленая экономика: здравоохранение / United Nations Environmental Programme: Green Economy // http://www.unep.org/greeneconomy/Portals/88/documents/research_products/briefingpapers/Ru_GE_HEALTH.pdf

2.         Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1. / Под научной редакцией В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело», 2013. — 430 с.

3.         Кучеров А. В. Возможности построения энергоэффективной экономики в России / А. В. Кучеров, О. В. Шибилева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2011. — № 4. — С. 93–102.

Источник: https://moluch.ru/archive/63/9731/

Зеленая экономика в россии: модель и прогнозы развития

Зеленая экономика
1 Родионова И.А. 1 Липина С.А. 2 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»2 ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) Минэкономразвития России и РАН Стратегия «зеленого роста» объединяет экономические, экологические, социальные, технологические аспекты, а также проблематику международной помощи для целей развития.

Трансформация факторов экономического роста, структуры производства и потребления, характера использования ресурсов – это длительный процесс, на ход которого будет сильно влиять множество условий.

Особое значение в хозяйственном освоении территорий имеют последствия или побочные эффекты антропогенного воздействия на природу, которые имеют не только позитивные результаты, но и формируют специфические экологические, экономические и социальные вызовы. В статье представлен взгляд на перспективы развития России через призму «зеленого роста».

Авторы исследования уверены, что с помощью следования стратегии «зеленого роста» можно достойно ответить на экономические и экологические вызовы, которые сейчас стоят перед мировым сообществом и перед Россией, как ее частью. экологическая безопасность Зеленая энциклопедия. Стратегия зеленого роста. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://greenevolution.

ru/enc/wiki/strategiya-zelenogo-rosta.
Курс на зеленый рост. Резюме для лиц, принимающих решения Май 2011. OECD. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.oecd.org/greengrowth/48634082.pdf.
Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А.М. Шелехова. – М., 2002. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.

html.
ОЭСР призывает мировое сообщество встать на путь «зеленого роста». Электронный ресурс. – Режим доступа: http://trade.ecoaccord.org/bridges/0411/7.htm.
Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Малышков Г.Б. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики (Евразийский международный научно-аналитический журнал). – 2012.

 – № 3(43), Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4155.
Экономико-математический словарь. Зеленый рост. Электронный ресурс. Доступ: http://economic_mathematics.academic.ru/1683/ %D0 %97 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82.
Inclusive Green Growth:The Pathway to Sustainable Development.

The World Bank. Washington, D.C.2012.

Переход от традиционной модели экономического роста к «зеленой экономике» – это общемировой тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всей планеты в целом, а продвижение «зеленой экономики» – это основной путь развития и единственно верный. Еще в июне 2009 г.

34 страны подписали Декларацию зеленого роста, заявив, что они будут «укреплять прилагаемые ими усилия для внедрения стратегий зеленого роста как в рамках принимаемых ими мер для выхода из кризиса, так и за их пределами, признавая, что понятия «зеленый» и «рост» могут быть неразрывно связаны» [1].

«Зеленый» рост означает стимулирование экономического роста и развития, при сохранении природных активов и бесперебойном предоставлении ими ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит наше благополучие. Для этого зеленый рост должен катализировать инвестиции и инновации, которые лягут в основу устойчивого роста и приведут к возникновению новых экономических возможностей [2].

Организация Объединенных Наций (Программа по окружающей среде, ЮНЕП; Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, ЭСКАТО и др.), международные организации, такие как Институт глобального «зеленого» роста (Global Green Growth Institute – GGGI) и многие другие, играют активную роль в продвижении Стратегии «зеленого» роста.

Иными словами, все международное сообщество объективно вынуждено искать пути для перехода к «зеленой экономике» – экономике, которая, опираясь на ресурсосберегающие и экологически безвредные производства, повышает благосостояние людей и снижает риски для окружающей среды.

«Зеленая экономика» – это экономика завтрашнего дня, и именно она должна стать движущей силой экономического развития XXI столетия.

Однако разнообразие организаций и ведомств, участвующих в оценке эффективности «зеленой экономики», приводит к широкой интерпретации как концепции «зеленой экономики», охватывающей ряд отраслей и приоритетов, так и Стратегии перехода к «зеленой экономике», разработанной ОЭСР и представляющей собой часть вклада ОЭСР в программу Конференции Рио+20.

С точки зрения практического применения используются различные инструменты «зеленой экономики». При этом даже проблемы природопользования и экологической безопасности трактуются в национальной политике и стратегиях развития разных стран мира по-разному.

Тем не менее вопросы природопользования и экологической безопасности, необходимость «зеленого» роста все чаще поднимаются в России, в том числе на самом высоком уровне.

При этом обосновывается тезис, что «зеленая экономика» является важным средством для достижения устойчивого развития и искоренения бедности.

Переход к «зеленой экономике» предполагает комплексность и взаимосвязанность проводимых в регионах страны мер, представленных в виде индивидуальных планов, охватывающих как потенциал, так и ожидаемые социально-экономические эффекты.

Рассмотрим на примере России, что необходимо предпринять для реализации концепции перехода к «зеленой» экономике по каждому из приоритетных секторов, которые выделяют эксперты ПРООН. Во-первых, это энергия (электроэнергия, тепло, нефть и газ).

Здесь необходимо уменьшение вредного воздействия и переход к широкому использованию альтернативных способов получения энергии. Во-вторых, это вода. Государство стремится сократить потребление воды вдвое к 2020 г. В-третьих, это проблема с отходами.

Правительство поставило цель увеличить текущий уровень утилизации отходов до 70 % к 2020 году. В-четвертых, это вопросы сельского и лесного хозяйства. Здесь главная задача – наращивание производства без ухудшения плодородия почв и экологии в целом. В-пятых, это транспорт.

Большинство перевозок в РФ проводится на дизеле/бензине, что требует разработки альтернативных «зеленых» подходов к использованию альтернативных видов топлива для повышения в том числе и торгового потенциала страны.

Вышеназванные сектора являются приоритетными с точки зрения интеграции в процесс стратегического планирования развития национальный экономики.

Необходимость опережающего развития этих секторов, отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, новые технологии в сельском хозяйстве и «зеленые» технологии в промышленности, требует неотложного решения и выступает в качестве первой стадии перехода к устойчивому развитию, что вписывается в пределы экологических возможностей Российской Федерации.

Исходя из общей идеологии концепции устойчивого развития, вопросы определения долгосрочных социальных и экологических последствий современного экономического развития являются основными, и успех реализации идей модернизации экономики и энергоэффективности зависит от активной позиции государственных и региональных органов.

Иными словами для перехода России на путь устойчивого развития необходимы тщательно скоординированные действия во всех сферах экономики.

Требуется такая модель организационно-экономического механизма, которая бы обеспечила переход к «зеленой экономике», переориентации экономических, экологических и социальных институтов на приоритетные направления.

Со всей очевидностью в настоящий момент выступает острая необходимость перехода к экономической модели, которая обеспечит повышение благосостояния человека, сохраняя при этом ресурсы и не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков. Как было отмечено выше – это и есть переход к «зеленой экономике».

Для проведения эффективной экологической политики и комплексной оценки эффективности «зеленого» роста предлагается разработать модель механизма обеспечения перехода к «зеленой экономике», которая позволит понимать уровень и соподчиненность проводимых мероприятий, масштаб и границы их воздействия и наиболее комплексно обработать информацию о возможных прогнозируемых рисках и возможных негативных эффектах (загрязнение, деградация экосистем).

Важными этапами оценки эффективной экологической политики и комплексной оценки «зеленого» роста являются:

– отбор приоритетных индикаторов экологической эффективности «зеленого» роста;

– определение с их помощью уровня эффективности, что в динамике позволит увидеть прогресс на пути достижения целей «зеленого» роста;

– сопоставление показателей эффективности для установки целевых показателей;

– определение главных целей «зеленого роста» (целевых значений приоритетных показателей).

При построении модели развития «зеленой экономики» на долгосрочную перспективу предлагаются для анализа главные отраслевые приоритеты (сектора), по причине отсутствия статистических показателей по выделенным направлениям «зеленой экономики» (согласно международным требованиям), а также дифференцированных показателей в разных стратегиях и программах, не синхронизированных по годам.

Базовый принцип моделирования ситуации в процессе развития «зеленой экономики» определяется так: проектируемая система должна обеспечить сбалансированное взаимодействие главных приоритетных «зеленых» секторов, определяющих суть модернизации, как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности). Эффективность применения модели развития «зеленой экономики» на долгосрочную перспективу, исходя из ее целей, определяется степенью достижения результатов при условии внедрения следующих секторов экономики,как основы перехода к устойчивому развитию: энергетика (энергоэффективность, частичный переход на ВИЭ); утилизация отходов (сокращение антропогенного воздействия); «зеленые» технологии (БИО, нано, ИКТ); производство экологически чистых продуктов питания (органическое земледелие); «зеленый» транспорт; «зеленое» строительство; чистая вода (рациональное использование водных ресурсов), лес и его охрана.

Настоящая модель определяет эффективность реализации приоритетных секторов экономики при переходе к устойчивому развитию на основе «зеленой экономики» на долгосрочную перспективу. Основываясь на этом принципе, применяется теоретический аппарат технологии проектирования для анализа и расчета эколого-экономических индикаторов развития «зеленой экономики».

Эффективность модели характеризуется социально-экономическими и экологическими последствиями ее реализации с учетом результативности экономических механизмов обеспечения перехода к «зеленой экономике» и расходования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Оценка эффективности реализации модели включает следующие эколого-экономические индикаторы развития:

– оценка социально-экономического и экологического эффекта хода реализации мероприятий в целом, а также каждого из ее секторов в соответствии с их целями и задачами;

– оценка эффективности расходов по этим направлениям использования средств федерального бюджета.

Под социально-экономическим эффектом хода реализации модели понимается результат общественно-экономического характера от осуществления комплекса мероприятий, который выражается:

а) в росте объемов производства «зеленых» (экологически чистых технологий) в строительной отрасли, на транспорте, при производстве экологически чистых продуктов питания в сельском хозяйстве за счет увеличения природоохранной инвестиционной активности;

б) в повышении энергоэффективности экономики за счет сокращения энергоемкости производства, перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и снижения непроизводительных потерь водных ресурсов;

в) в повышении защищенности населения и объектов экономики от негативного антропогенного воздействия в результате реализации комплекса мероприятий по утилизации отходов.

В мировом сообществе уже наработан определенный опыт по развитию «зеленой» экономики.

Многограннoсть методологических подходов, рекомендуемых международными oрганизациями и использованных в международных соглашениях по регулированию и мониторингу антропогенного воздействия на окружающую среду в условиях глобализации мировой экономики, вступление России в ВТО и др., требует серьезного анализа.

Рoссийские ученые пытаются найти для России методологические подходы к этим процессам и выработать объективные показатели и критерии для применения их в намеченных планах развития «зеленой экономики», с учетом специфики экономики и наличия прирoдно-ресурсного потенциала территорий России.

Если начало процесса применения индикаторов «зеленoго» роста в России было чисто декларативным, то с годами нарастает конкретика, появляются новые методологические приемы и методики, предлагаются сложные матрицы экономических, экологических и социальных показателей, на основе которых предпринимаются попытки разработки конкретных интегральных показателей устойчивого развития страны.

Сами представления об устойчивом развитии и «зеленой экономике», путях ее формирования различны у разных стран.

И хотя многие страны реализуют антикризисные программы на основе учета принципов «зеленой экономики», методологические подходы отражения показателей и индикаторов «зеленой экономики» в документах прогностического характера европейских стран, стран Северной Америки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран СНГ существенно отличаются. Успех в распространении идей устойчивого развития на основе «зеленой» экономики и активного участия в процессе обобщения опыта различных стран по устойчивому развитию предполагает их адаптацию с учетом специфики каждой страны. При этом цель остается одна – обеспечение и усиление комплексного подхода между тремя основами устойчивого развития, а именно: экономическим ростом, социальным развитием и защитой окружающей среды.

Огромная территория России с сохранившимися природными ресурсами и естественными экосистемами, с человеческим потенциалом и экономическими ресурсами является действенным инструментом решения задач при движении к устойчивому развитию. Это значит, что геоэкономический базис России дает шанс нашему государству.

«Но для этого необходимо в максимальной степени сохранять территории с естественными экосистемами, рационально использовать невозoбновляемые природные ресурсы и человеческий потенциал, а также – в силу особой демографической ситуации – направлять экономические ресурсы на развитие человеческого потенциала» [3].

Перемены, которые должны произойти в хозяйственном комплексе России в связи с переориентацией на устойчивую в экономическом, социальном и экологическом отношении модель роста, потребуют интеграции принципов «зеленой экономики» также в формирующуюся современную инфраструктуру.

В состав инфраструктурных секторов входит водная инфраструктура, включая дамбы и водохранилища, землеустройство и планировка территорий, жилищное строительство, система защиты прибрежных территорий от наводнений, дорожно-транспортная инфраструктура (в том числе порты, мосты и дороги), энергетика (включая АЭС) и ряд других.

Методология устойчивого развития выделяет четыре группы показателей, посредством которых формирование «зеленой экономики» может служить двигателями экономического роста воплощающегося, в том числе и в увеличении ВВП [7].

Первая группа показателей – показатели, характеризующие потенциальные возможности перехода к «зеленой экономике»: повышение продуктивности природных ресурсов (лесных, рыбных, сельскохозяйственных угодий и др.

); эффективное управление капиталом (снижение экономического ущерба от потерь капитала вследствие более умелого управления экологическими рисками); повышение качества человеческого потенциала, в т.ч.

за счет улучшения состояния окружающей среды (сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни).

Вторая группа – показатели повышения эффективности системообразующих секторов, включая энергетику, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и др.: повышение энергоэффективности; снижение выбросов парниковых газов; внедрение альтернативных источников энергии.

Третья группа факторов – инвестиционные вложения в развитие «зеленой экономики», включая систему водоснабжения и канализации, общественный транспорт, ориентированный на альтернативные источники топлива, и др.

Одновременно для инфраструктурных отраслей характерна экономия от масштабов производств, сетевые эффекты и комплексный эффект между экономическими, экологическими и социальными целями, что повышает эффективность вкладываемых инвестиций.

Как показывает зарубежная практика внедрения «зеленой экономики», например, при производстве панелей для солнечной энергии только за три года снижение соответствующих затрат составило 75 %, в секторе ветряной энергии средняя доходность прибрежной ветряной фермы поднялась в 2012 г. до 35 % [5].

Значительной эффективностью обладают инвестиции и в энергоэффективное домостроение, снижая издержки, связанные с энергопотреблением, на 30 %.

Четвертая группа показателей – показатели, стимулирующие инновационную деятельность в развитии «зеленой экономики» (в том числе на уровне фирм) для создания благоприятной конкурентной среды и получения инновационного эффекта путем внедрения инновационных стандартов и регламентов.

«Зеленый» рост (green economic growth) – новое понимание экономического роста, более широкое, чем общепринятое, В частности, предлагается учитывать сопутствующий экономическому росту ущерб, наносимый окружающей среде, и другие аналогичные потери национального богатства.

По мере того, как рост продолжает разрушать природный капитал, повышаются риски для развития.

Если эту тенденцию не обуздать, то она может привести к усугублению нехватки воды и других ресурсов, большему загрязнению, изменениям климата и безвозвратной утрате биоразнообразия [6].

В заключение следует еще раз отметить следующее. Если мы хотим сохранить прогресс в уровне жизни населения, необходимо найти новые способы производства и потребления и даже переосмыслить наше представление о прогрессе и том, как его измерять.

Рост мировой экономики при существующей модели производства и потребления неизбежно может привести к тому моменту, когда ущерб от загрязнения и разрушения окружающей нас природной среды начнет превышать получаемые за счет экономического развития блага.

Преодолеть эту ситуацию возможно только благодаря внедрению отмеченных выше инноваций для воспроизводства природных ресурсов.

Стимулированию инновационной активности в этом направлении могут послужить соответствующие изменения в налоговой, конкурентной и торговой политике, финансовые поощрения «зеленых» инноваций, контроль за использованием природных богатств.

Необходимо добиться ситуации, чтобы производства, связанные с загрязнением окружающей среды или перерасходом энергетических, водных и других ресурсов, стали невыгодными.

Тогда компании, вкладывающие значительные средства в «зеленые» технологии, смогут получать от этого реальные дивиденды благодаря преимуществу перед конкурентами в стоимости конечной продукции.

Вне всякого сомнения, переход мировой экономики на модель «зеленого» роста потребует значительных усилий по расширению международного сотрудничества. При этом потребуется последовательное проведение правительствами соответствующей политики на протяжении многих лет [4]. России целесообразно подключиться к разработке методик и созданию инструментария для внедрения «зеленых» инициатив.

Рецензенты:

Герасименко Т.И., д.г.н., профессор, заведующая кафедрой географии и регионоведения, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург;

Шкваря Л.В., д.э.н., профессор кафедры политической экономии, Российский университет дружбы народов, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Родионова И.А., Липина С.А. Зеленая экономика в россии: модель и прогнозы развития // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-24. – С. 5462-5466;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38369 (дата обращения: 10.03.2020).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38369

Refy-free
Добавить комментарий