здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков

здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • «Не навреди»
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.

И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.

То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/5993_zdoroviesberegayuschie_technologii_v_shkole

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе

здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе


Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее богатого короля», — писал Шопенгауэр.

И поэтому несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20 %-25 % первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п. 51) четко говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

В ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. В основу программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы.

Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.

Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется значительное внимание не позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.

Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.

Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.

Принцип сознательности и активности, направленный на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей.

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье ученика в норме, если:

− в физическом плане — здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

− в социальном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

− в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

− в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного здоровья детей в деятельности нашего общеобразовательного учреждения и, в частности, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии (т. е.

системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся), которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

− учет возрастно-половых особенностей;

− учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

− структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

− использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей учащихся. К ним можно отнести:

− оптимальную плотность урока;

− чередование видов учебной деятельности;

− наличие физкультурной паузы;

− наличие эмоциональных разрядок;

− правильная рабочая поза;

− положительные эмоции.

Одна из наиболее важных и значимых задач поставленных педагогами нашей школы: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение личной безопасности учащихся. Поэтому для психологического и физического здоровья детей проводятся следующие мероприятия:

− приведение школы в соответствии с СанПином и правилами образовательной среды: мебели, режима освещения, проветривание помещений, режима работы школы (школа работает в две смены), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта детей;

− ежедневное проведение перед первым уроком зарядки;

− проведение на уроке в моменты утомления двух физкультминуток, включающих в себя различные виды движений: ходьба и бег на месте, прыжки, пластику рук, туловища, тела;

− проведение гимнастики для глаз;

− организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;

− частая смена видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение заданий, индивидуальные задания);

− развитие мелкой моторики руки;

− построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка;

− применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе;

− организация комфортного учебного пространства детей (рассаживания учащихся, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, склонность к простудным заболеваниям). Один раз в четверть меняем местами учеников, исключая одностороннюю ориентацию головы и туловища;

− проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (с участием не только детей, но и родителей «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья» и другие);

− организация горячего питания и молочных завтраков.

При планировании и проведении уроков педагоги учитывают требования к проведению физкультминуток и используют различные виды физкультминуток.

Требования к проведению физкультминуток.

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомляемых групп мышц.

Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Виды физкультминуток.

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

Упражнения для кистей рук.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для слуха.

Упражнения корректирующие осанку.

Дыхательная гимнастика.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность учащихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия — постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (А. Амосов).

Литература:

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы. М.: «ВАКО», 2005г., 296с.Педагогика. Психология. Управление.
  2. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М.: Вента Граф, 2008 г. -112 с. (Педагогическая мастерская).
  3. Обухова Л. А., Лемяскин Н. А. Школа докторов и природы или 135 уроков здоровья. — М.: «ВАКР», 2005 г.
  4. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2007 г. — 285 с.
  5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации — М.: Просвещение, 2011 г.
  6. http:// www.shkolnymir. Infol/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие технологии.

Основные термины(генерируются автоматически): здоровье, гигиеническая информация, начальное общее образование, учебный процесс, безопасный образ жизни, проведение физкультминуток, состояние здоровья, принцип, ребенок, упражнение.

Источник: https://moluch.ru/archive/170/41280/

Доклад

здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

Доклад на тему:

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Учитель начальных классов:

Кошанова Д.К.

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.

Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.

Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.

Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

                                          « Здоровье – это состояние полного

                                           физического, душевного и социального 

                                          благополучия, а не только отсутствие

                                           физических дефектов».

   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

   По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников.

Так, количество здоровых первоклассников составляет всего лишь 0%, велик % детей на инвалидности. 

  Причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста являются следующие факторы:

падение уровня жизни, социальные потрясения;

неблагоприятная экологическая обстановка;

ухудшение состояния здоровья матерей;

стрессы;

малоподвижный образ жизни;

перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;

неполноценное питание;

отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.

   Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Учителя начальных классов продолжают поиски   педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.

   Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

1.    учет возрастных особенностей младших школьников;

2.     учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

3.     структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

4.    осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

 В структуре  урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

положительный эмоциональный настрой на уроке;

оптимальный темп ведения урока;

подача материала доступным  рациональным способом;

наглядность;

смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

физкультминутки, динамические паузы;

 дифференцированный подход в обучении;

групповая работа, работа в парах;

игра, игровые моменты;

воспитательные моменты  на уроке (беседы);

санитарно – гигиенические условия;

    Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние школьников.

1.    Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

                             На вас надеюсь я, друзья.

                             Мы хороший дружный класс

                             Всё получится у нас!

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

2.    Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль

 общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

3.    Подача материала должна быть в доступной форме, понятной

младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

4.    Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

5.    Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в

тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

6.    Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе

большое значение имеют физические упражнения.

   Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

    Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.  

    Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

 Например:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

                                  Мы писали, мы считали,

                                 И тогда мы дружно встали,

                                  Ручками похлопали:

                                  Раз, два, три.

                                  Ножками потопали:

                                  Раз, два, три.

                                  Сели, встали, встали, сели

                                  И друг друга не задели.

                                  Мы немножко отдохнем

                                  И опять писать начнем.

Поднимает руки класс –

Это «раз».

Повернулась голова –

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».

(вставить фото)

    Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока.

В 1-м классе проводим 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут.

Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

7.     Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и

создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса. Не торопят ученика, дают время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

8.    Часто на уроках математики, окружающего мира, развития речи

организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы.

Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

9.    Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру

ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры.  

   Например:  игра «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка» и т.д.

   Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

    Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

10.   На своих уроках учителя начальной школы используют различные виды гимнастики.

   Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

   Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

   Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

   Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

11. Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.

12.

  Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о необходимости выполнения режима дня, правильном питании.

Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

   13. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет

санитарно — гигиеническое состояние класса, его освещенность.

   В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию — быть одновременно и учителем, и психологом.

   Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

    Только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

    Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.   

    Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Источник: https://compedu.ru/publication/doklad-primenenie-zdorovesberegaiushchikh-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole.html

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников

здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

Аннотация: В данной статье рассматривается роль здоровьесберегающих технологий в процессе обучения, изучаются особенности использования здоровьесберегающих технологий в условиях начальной школы.

Объект: здоровье сберегающие технологии.

Предмет исследования: методы и применение здоровьесберегающих технологий в условиях начальной школы.

Ключевые слова: здоровьесбережение, обучение младших школьников, здоровьесберегающие технологии.

Гипотеза: успеваемость учеников зависит от использования здоровьесберегающих технологий в организации процесса обучения.

Здоровье – это один из важнейших факторов, влияющих на качество обучения. Именно поэтому детей с раннего возраста учат беречь и укреплять свое здоровье. Ведь это является началом, которое в дальнейшем определит успешность его обучения.

Можно сказать, что низкий уровень здоровья отразится в дальнейшем на адаптации и на успеваемости учащегося, проявится с отрицательной стороны. Причем здоровье должно быть развито не только физически, но и психологически.

Обучаясь, учащийся стремится к определенным результатам, которые он хочет достигнуть. Если получается так, что ожидания не оправдываются, у него появляются стрессы, психологические срывы и так далее. Здоровьесбережению надо уделять внимание не только в школе, но и дома.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни [1, с. 21].

Определенной технологии для сбережения здоровья учащихся нет. Здоровьесбережение может лишь выступать как одна из задач образовательного процесса.

Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог — медицинский работник — ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся [2, с. 12]. Современные технологии здоровьесбережения – это не только педагогические, а так медицинские воздействия. Всевозможные направления деятельности в школах объединяются, и направляются на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Здоровье детей всегда было актуальной проблемой во все времена. Не только у граждан, но и у государства вызываются беспокойство проблемы, связанные со здоровье школьников. Именно вместе, мы стараемся научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, на личном примере показывая здоровый образ жизни.

Поступая в школу, ребенок уже имеет свой уровень здоровья, и от того, на сколько он высок будет зависеть его дальнейшая успешность в обучении. Чем ниже уровень здоровья, тем медленней и хуже будет проходить адаптация ребенка к школьным нагрузкам, что отрицательно скажется на качестве обучения. Для того, чтобы сохранить здоровье младших школьников используют здоровьесберегаюшее обучение.

  Оно направлено на обеспечение эмоционального, физического здоровья учащихся. Для этого учитывают особенность класса, создание специального фона на уроке, используют различные приемы, которые способны вызвать интерес к материалу, применяют различные виды деятельности. Так же существуют различные документы, которые регламентируют организацию учебно-воспитательного процесса: санитарные правила и нормы.

В начальной школе применяются различные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Среди них физминутки, которые подбираются в зависимости от урока. Они проводятся так, чтобы учащиеся не уставали, не утомлялись.

Физминутки обычно проводят в стихотворной форме, желательно, чтобы содержание соответствовало теме урока.

Физминутки делят на несколько видов: это различные упражнения для снятия утомления, упражнения для кистей рук (если преобладает вид деятельности –письмо), для глаз(если много читали), для слуха (если преобладал вид деятельности слушание и говорение), для корректировки осанки, дыхательная гимнастика. [3,с.52].

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:- дыхательную гимнастику. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально — положительное состояние [5, с. 59]. Так же используют утреннюю зарядку.

Перед началом урока педагог включает музыку и разучивается комплекс упражнений. Это способствует хорошему настроению, дети готовы к уроку. Еще один вид деятельности , который широко применяют в школе – игровые перемены – направлен на снятие напряжения и переутомления учащихся на переменах.

 Педагог предлагает поиграть в коридоре перед классами начальной школы в подвижные игры. Таким образом, они способствуют тому, что дети отдыхают не только физически, но и получают заряд положительных эмоций.

Важное место в организации здоровьесбережения занимают так называемые уроки здоровья.  Педагог организует всевозможные классные часы на тему здоровья,  занимается внеклассной работой с учащимися и их родителями.

Педагогические, медицинские, а так же психологические воздействия на учащихся, взаимодейтвуя, образуют те самые здоровьесберегающие технолгии, которые направлены на поддержание здоровья учащихся.

Одна из задач – сохранение здоровья детей – должна быть выполнена педагогом не только в физическом плане, а так же в социальном, эмоциональном и других.

Таким образом, задачей школы является не только сохранение здоровья младших школьников,  но и укрепление.  

Анализируя все вышесказанное, приходим к выводу, что успеваемость учеников зависит от использования здоровьесберегающих технологий в организации процесса обучения. Данными технологиями надо заниматься и внедрять их в процесс обучения. Они имеют огромное значение и пренебрегать ими не стоит.

Как уже говорилось, здоровье имеет большое влияние на процесс обучения младших школьников.

Современный мир не стоит на месте, разрабатываются новые технологии для сбережения здоровья учащихся, и педагоги должны внедрять их в свою деятельность, обеспечивая положительный результат в процессе обучения.

Список литературы:

  1. Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,: Просвещение, 1975.
  2. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат).
  4. Учебник для студентов пединститутов. «Педагогика и психология», 2 — е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с.
  5. Сухарев А.Г., Цыренова Н.М. Технология, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе: Методическое пособие. — М.: МИОО, 2004.
  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. «ВАКО» 2004.
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования
  8. «Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе» Н.А.Будаева – журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/11, с.32-36

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxvi/81267

Refy-free
Добавить комментарий