Запорожская Сечь

Как появилась Запорожская Сечь

Запорожская Сечь

В XV веке по всей степной полосе Восточной Европы, вдоль рек Днепра, Оки, Хопра, Дона, возникают вольные полуорды-полугосударства, население которых называется казаками.

Будучи разного (в основном, видимо, тюркского) происхождения, казаки со временем вбирают в себя большую массу выходцев из русских земель, так что к концу XV века русский элемент у них начинает, по крайней мере в языке, преобладать.

Само слово «казак» тюркского корня, этимологически тождественно этнониму «казах». Частично на него наложилась этимология этнонима «касоги», которым назывались черкесы.

В составе изначального казачества было, по-видимому, немало выходцев из адыго-абхазских народов Северного Кавказа. Недаром хоперских казаков долго называли «чигами», что считается родственным еще одному древнему названию черкесов.

А днепровские, запорожские казаки именовались черкасами.

Основание Запорожской Сечи

Занятием казацких ватаг по Днепру было «лупление чабанов татарских».

Эти удальцы старались «разгромить татарскую ватагу, застигнув ее где-нибудь в удобном месте, отбив татарский табун или стадо овец, или разграбить караван турецких или армянских купцов, какого-нибудь московского или литовского гонца, посланного с подарками к хану, а то и городок турецкий или татарский», — писал украинский историк Михаил Грушевский. Вначале казачество было только своего рода сезонным промыслом, которым занимались украинские шляхтичи, мещане, крестьяне. Но с течением времени возникает класс людей, целиком и полностью посвящающих себя «казакованию», поселяющихся в степи и формирующих свой вольный политический организм.В 1492 году впервые упоминается казацкая Сечь — укрепленное поселение в низовьях Днепра, в котором часть казаков оставалась зимовать с запасами провианта, пороха и оружия. В первой половине XVI века несколько «сечей» объединяются в общую политическую единицу. Казаки защищали Украину от набегов крымских татар, и местные магнаты покровительствовали казакам. Православный князь Дмитрий Вишневецкий в 1552 году заложил Сечь на острове Хортица ниже Днепровских порогов, где она с тех пор и известна. Вскоре, во время походов московского царя Ивана IV против крымцев, запорожцы оказали ему помощь.

Все больше и больше людей из Украины, презирая опасность рискованного военного житья в степи, уходило в вольные казаки от произвола магнатов и шляхты, от ограничений православного исповедания. Польские короли (Украина с 1569 года перешла от Великого княжества Литовского в непосредственное владение польской короны) пытались как-то контролировать этот процесс.

В 1572 году король Сигизмунд II Август создал из небольшой части днепровских казаков так называемое реестровое войско. Казаки, записанные в реестр, получали право частной собственности на землю (то есть приравнивались в этом отношении к шляхте). Их самоуправление признавалось государством, казаки были вправе избирать гетмана. Гетман утверждался в своем звании королем, первым гетманом был избран князь Михаил Вишневецкий. За это казаки были обязаны военной службой королю. Первоначально в реестр было записано 300 казаков. Всем, не попавшим в реестр, было предписано возвратиться в свои деревни или города.Избрание Стефана Батория польским королём

В то время Польша вела войну с Россией и остро нуждалась в военных силах. Но в 1572 году король Сигизмунд Август умер, и Польша на два года погрузилась в междоусобицу, вызванную выборами нового короля. Иван IV попытался было в нее вмешаться, выставив свою кандидатуру на польский престол, однако абсолютное различие обычаев России и Польши помешало его избранию.

Вначале польские и литовские паны согласились поставить королем французского принца Генриха, герцога Анжуйского.

Но тот, как только узнал о скоропостижной смерти своего старшего брата, короля Карла IX, тут же тайно и быстро бежал из Польши во Францию, чтобы успеть занять престол раньше своих братьев.

Посланная за ним из Кракова погоня не смогла за ним угнаться. Пришлось польским вельможам снова избирать короля. После долгих споров и драк они сошлись на мало кому известном Стефане Батории.

Стефан был князем Семиградья (как тогда называлась Трансильвания — населенная венграми часть нынешней Румынии) и находился в вассальных отношениях к Османской империи.

Он был образованным человеком, учился в университете города Падуя (Италия) и оказался очень способным администратором и полководцем. Он не знал ни слова ни по-польски, ни по-русски, но магнаты и шляхта скоро поняли, что не ошиблись с выбором.

С именем Стефана Батория были связаны решающие победы Речи Посполитой над Россией в Ливонской войне.

В конце 1575 года Стефан Баторий был избран королем Польши, а в следующем году — великим князем Литвы. Баторий не видел смысла в небольшом реестровом казацком войске и в 1576 году распустил его. Однако военная необходимость вскоре заставила его снова обратиться за помощью к черкасам.

Организация Баторием казацкого войска

Баторий решил подойти к организации казачества с государственным размахом. В сентябре 1578 года он заключил с казаками-«низовцами» (то есть жившими «на низу», в нижнем течении Днепра) соглашение («универсал»), по которому определялось устройство Войска Запорожского.

В реестр было записано 600 казаков (в 1583 году Баторий расширил реестр до 800). Во владение казакам были переданы земли по правому берегу Днепра от Трахтемирова до Чигирина (современная Черкасская область Украины). Казакам выдавалось государством жалованье и вооружение для несения службы.

Одновременно те, кто не попал в реестр, не имели права считаться казаками.

Город Трахтемиров стал столицей казачества. Там хранились войсковая казна, регалии, документы и печать. Признавая устройство казаков, Баторий стремился полностью поставить их на службу государству. Поэтому он понизил статус выборного предводителя войска до должности старосты каневского и черкасского.

В этом звании первым был утвержден уже знакомый нам Михаил Вишневецкий. Как бы в благодарность за «дарованную привилегию» казаки избрали Стефана Батория первым гетманом Войска Запорожского.

В дальнейшем казаки имели право выбирать себе гетмана, но его должен был утверждать король, вручая ему булаву, знамя и печать Войска и принимая присягу на верность.

Таким образом, Стефан Баторий был первым гетманом запорожским только согласно официальной истории, если считать казаками лишь тех, кто был вписан в реестр. В действительно же, как свободная политическая община, украинское казачество организовалось раньше.

Огромным авторитетом у него пользовались князья из волынского рода Вишневецких.

Первым гетманом всего Запорожья, свободно избранным казаками, стал на самом деле Михаил Вишневецкий в 1569 году — за девять лет до того, как Стефан Баторий дал устройство Войску и за три года до первого королевского реестра казаков.

Источник: https://news.rambler.ru/other/42859477-kak-poyavilas-zaporozhskaya-sech/

Запорожская Сечь, её значение и уничтожение

Запорожская Сечь

Запорожская Сечь (укр. Запорiзька Січ) — общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившейся в конце ХV в. — первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица.

Запорожская Сечь — название ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв.

, называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.  Читать больше   →   Википедия .

Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем (по расположению за порогами Днепра).

Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.
Илья Репин. Запорожцы. 1880—1891. х,м. 203×358см.

Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПервые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV-го века. В 1492 году запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягиней и освободили украинцев, взятых в плен и проданных в рабство.

Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.

Карты территорий какие были заселены украинцами

   Местонахождение Запорожской Сечи в разные периоды её истории

В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничьими, предназначенными лишь для кочевья. В первых упоминаниях слово «казак» означало «работник, батрак» или наоборот, тюркск.

«свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар в 1489 году дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов.

Впоследствии, жалобы хана на козацкие нападения становятся регулярными.

По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-славяне были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.

Франц Рубо. Атака запорожцев в степиПричины возникновения Запорожской Сечи- пробуждением самосознания украинского народа в связи с колонизацией Среднего Приднепровья- постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд- организаторская роль местных, пограничных землевладельцев и чиновников- усиление социального и религиозного гнета, закрепощение крестьянства, крестьяне и мещане бежали от феодальных повинностей и государственных налогов- наличие в украинском обществе отдельных слоев свободных людей, занимавших промежуточное положение между неимущими, шляхтой и крестьянствомКазаки пользовались угодьями, занимались промыслами, участвовали в самоуправлении Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды Они и сами нанес валы ударов татарам и туркам: спускаясь по Днепру на своих больших лодках — \»чайках\», они нападали на татарские гарнизоны, турецкие галеры, крепостьери, фортеці.За первые десятилетия XVI-го века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть украинского населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.Уже в 1527-м крымский хан Сапиг-Гирей жаловался литовскому правительству на черкасских и каневских казаков, которые вблизи татарских кочевий ставили «уходы» (занимались промыслами), а рыбу, меха и мед вывозили отсюда на продажу в «волости» (государственную территорию Литвы). Богатые угодья за порогами привлекали литовских и украинских феодалов. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения. Таким образом, у порогов, как и ранее на Среднем Приднепровье, столкнулись две колонизационные волны: господская — в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и народная, которую представляли запорожские казаки.Не меньшей была для запорожцев угроза и с Юга, от крымских татар, которые непрерывно опустошали «уходы» и захватывали в плен казаков. Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, наверное, и на о.Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.

    Большая хоругвь Запорожской Сечи XVI−XVIII вв. (лицевая и оборотная стороны)

Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.

), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг.

Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.

Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты.Проводы на Сечь. Картина Афанасия Сластиона (укр.) начала XX векаУсловия приёма в Запорожскую Сечь:

Д. И.

 Яворницкий сообщает,что приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий:- он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть смердом, дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком, но не холопом или закупом).

От данной традиции гильдия «Вольные казаки» отступает, свидетельством тому служат очаровательные казачки.

Женатые казаки жили на территории владений Запорожской Сечи и считались в её «подданстве»;- должен был хорошо говорить на «казацком языке»; если прибывший был иноязычен, он должен был разговаривать «казацким языком» (в XVII веке украинский язык надднепрянских украинцев называли руським или казацким);- должен был исповедовать православную веру, знать «Символ веры» и молитвы (если пришедший был иной веры, то должен был креститься в православную веру);- должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь, также, изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Вновь принятым казакам давались новые фамилии-прозвища на казацкий манер (укр.: Не-ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-воду и т.п.)

Запорожская Сечь была обведена высокими валами, на которых был частокол и срубы, на которые ставились пушки. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли шалаши, дома, где жили запорожцы.

Казацкая залога на Запорожской Сечи, которая называлась также кошем, насчитывала несколько тысяч (иногда это число доходило до 10 тыс.) вооруженных казаков. На площади находилась церковь, дома старшины, школа и другие хозяйственные и военные сооружения.

Сечевая церковь и духовенство находились под главенством Киево-Межигорской архимандрии. Площадь около церкви была центром общественно-политической жизни Запорожской Сечи, где происходили Сечевые советы и тому подобное.

    Сечевая рада.

В верхней части изображения — хоругвь Запорожской Сечи (Войска Запорожского Низового). Гравюра XVIII в.

За валами был Сечевой базар, куда приезжали купцы со своими товарами. Сечевики продавали здесь продукты своего труда — рыболовства и охоты. На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества.

Господствующий слой Запорожской Сечи составляли не феодалы как привилегированное сословие, а владельцы рыбных промыслов, богатые скотоводы и торговцы, а затем по мере развития земледелия и других отраслей хозяйства — владельцы крупных зимовников, водяных мельниц, чумацких валок и тому подобного.

Этим богачам противостояла «сирома» (голь) — масса бедняков, лишенных средств производства и собственного жилья. Между этими двумя противоположными классовыми группами стоял слой мелких собственников.

    Вооружение казаков.

Из среды богатого казачества выходила правящая верхушка — старшина, которая сосредотачивала в своих руках административную власть и судебную, руководила войском и распоряжалась финансами. Она представляла Запорожскую Сечь в сношениях с внешним миром. Всю старшину избирали на военной казацкой раде, причем в выборах имело право принимать участие все казачество.

Однако, несмотря на это, казацкая зажиточная верхушка в большинстве случаев добивалась выгодных для себя решений казацкой рады.

Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской (казацкой) государственности, ее, как государственное образование, характеризуют следующие признаки:
Запорожская Сечь как государственное образование и как социальная организация имела ярко выраженный демократический характер Это объясняется тем, что:

— Запорожскую Сечь создал сам народ, воплотив в ней свой свободолюбивый характер и идеалы общественной жизни;
— Чтобы выжить в условиях постоянной внешней угрозы (со стороны Крыма, Турции, Речи Посполитой), казачеству нужна была внутреннее согласие и стабильность, которые обеспечивались демократическим устройством.

Вслед за казаками в южные степи проникают официальные власти, литовские, польские, украинские магнаты и шляхта. Правительство Речи Посполитой стремился взять казаков под свой контроль, чтобы использовать их в своих государственных интересах: для защиты своих владений от татар и турок, в противостоянии с Москвой.

С этой целью в 1572 г. польский король принял на военную службу 300 казаков. Они были вписаны в реестр-список, откуда и получили название реестровых казаков. На конец XVI в реестр был увеличен до 3 тыс. (в дальнейшем его численность менялась).

Реестровые казаки пользовались особыми привилегиями: получали землю, плату деньгами, освобождались от налогов и повинностей, имели собственное самоуправление. Реестр должен был также контролировать реестровых казаков, подавлять анти польские, антифеодальные движения.

Казаки часто участвовали в казацко-крестьянских восстаниях, осуществляли внешнеполитические акции, отстаивали право на собственное самоуправление.

Отмечая специфические черты политической организации запорожского казачества, Сечь называют «казацкой республикой». Запорожские казаки составляли общество — общину, делившуюся на курени. Высшим органом власти на Сечи была военная казацкая рада, в которой участвовали все казаки.

Рада избирала кошевого атамана, казацкую старшину, совместно решал важнейшие вопросы. На Запорожской Сечи действовал казацкий военный суд, который нещадно наказывал за убийство, кражи у собратьев. Карались также приведение в Сечь женщин, пьянство во время походов, обида женщины, дерзость к начальству и тому подобное.

На Запорожье при церквях действовали школы, где дети казаков обучались письму, церковному чтению, пению и музыке.На протяжении своего существования Запорожская Сечь (Войско Запорожское Низовое) находилась в той или иной зависимости от Речи Посполитой, Московского государства (затем Российской империи), или Османской империи.

Запорожское казачество сыграло выдающуюся роль во всех крупнейших выступлениях народных масс Украины против феодально-крепостнического гнета и национального гнета — в восстаниях под руководством Криштофа Косинского (1591-1593 гг), Северина Наливайко (1594-1596 гг), Павлюка и Карпа Скидана ( 1637 г.

), Якова Остряницы и Дмитрия Гуни (1638 г.).Восстанием в январе 1648 г. запорожские казаки положили начало освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого.

Именно на Запорожье сплотились силы, которые возглавили общенациональное движение против господства шляхетской Польши в Украине, нанесшее сокрушительные удары польско-шляхетским войскам в Желтоводской битве 1648 г., Корсунской битве 1648 г., Пилявецкой битве 1648 г., Зборовской битве 1649 года и Батожском сражении 1652 г.

Большую славу заработали запорожцы своей борьбой против турецко-татарских захватчиков. Их походы на побережье Крыма, Малой Азии и Фракии происходили совместно с реестровыми казаками и донскими казаками.

Лист є відповіддю Запорозьких козаків на вимогу турецького султана Мехмеда IV .

Не раз казаки угрожали и Стамбулу, неожиданно появляясь на его окраинах и разрушая укрепления (1615, 1621, 1624, 1630 гг.) Главной целью этих походов было не только ослабить военные силы агрессора. Казаки разрушали поместья татарских и турецких феодалов и освобождали невольников.

Недаром украинский народ так тепло воспевал казацкие походы в своих исторических песнях и думах.Поворотным этапом в истории Запорожской Сечи стала Переяславская рада 1654 г.

За Сечью были признаны те же права, которыми пользовались и другие казацкие войска в Российском государстве, прежде всего право на самоуправление и на принятие (хотя и не официально) крестьян-беглецов. Впоследствии царское правительство начало посылать запорожскому войску жалование деньгами, хлебом, порохом и тому подобное.

Одновременно с этим на Запорожье начали появляться и царские войска, а впоследствии там начали строить и правительственные крепости.

Под властью Русского государства укрепились позиции Сечи в борьбе против агрессии татарских, турецких и польских феодалов, а это способствовало, в частности, народной колонизации запорожских владений. Расширялись границы запорожской территории (на севере до левых притоков Днепра — г. Самары и г. Орели), возросло население, развились промыслы и торговля.

Почему уничтожили Запорожскую сечь?

Царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в.

шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое для украинского народа время запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров.

Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 60-х-70-х годах 17 в.Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа.

После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.

После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина.

Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.Последний период (1734-1775 гг.

) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой — постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период.

Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего, 100 тыс. человек. В связи с этим усложнилось и управление краем.

Именно тогда сложилось административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов).Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен ​​гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов.

На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия.

По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков.

Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи.

В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.При правлении императрицы Екатерины Второй казаков пытались превратить в послушный винтик имперской военной машины. «Под раздачу» попали и донские, и яицкие (за поддержку Е.Пугачева; их даже переименовали в «уральских») казаки — но Запорожская Сечь пострадала более всего.

Запорожское войско было объявлено распущенным .

Надо понимать, что государство в государстве вещь не совместимая. Запорожская Сечь как государственное образование и как социальная организация внутри империи априори представляло не только неудобство, но и опасность. Сама Екатерина в Манифесте указывала на основную провинность запорожцев: построение «..

.посреди Отечества области совершенно независимой под собственным неистовым управлением». В этом и была основная причина её уничтожения в Российской империи.

Многие украинские историки именно в этом видят главную — национальную! — причину уничтожения Сечи: мол, это было уничтожение последних атрибутов украинской независимости.Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков — покрепощать.

Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.

Запорожская Сечь на международной арене .

Запорожская Сечь заняла важное место в межгосударственных отношениях стран Европы и Азии.

Это стало результатом относительной самостоятельности Сечи во внешней политике, наличии у него многотысячного боеспособного е ийська, территориального расположения казацкого края на границе между европейским и азиатским миром.

Правительствами разных западноевропейских стран, в т.ч. Австрии, Франции, казаки приглашались на военную службу и тем самым втягивались в орбиту европейской политики

Основными направлениями внешней политики Запорожской Сечи были:

— Борьба против татаро-турецкой агрессии Казаки вмешивались в конфликты, которые возникали в отношениях между Крымом и Турцией, стремились использовать их для укрепления собственных позиций. Эту функцию казачество на себя с самого начала своего существования.

Героические, наиболее резонансные походы против татар и турок связаны с именами гетманов Богдана Ружинского (1575 г), Самийла Кошки (нач XVII в), Михаила Наймановича (1608 г), Петра Конашевича-Сагайдачного (1616 г.).

Благодаря активной наступательной тактике казаки подрывали мощь Крымского ханства и Турции, превращались в ведущую силу в борьбе против этих государств.

Отношения с Московским государством, которые характеризуются как сложные и неоднозначные

Украинцев и русских связывала необходимость защиты от Крымского ханства и Турции. Союзнические отношения с Москвой были у гетмана Дмитрия Вишневецкого.

Были и другие случаи сотрудничества между казаками и московским правительством, координации их совместных действий против татар и турок. Вместе с тем, отношения Запорожской Сечи с Московским государством оставались напряженными, а часто и открыто враждебными.

Находясь в составе Речи Посполитой, казаки выступали на ее стороне в военных конфликтах с Московией.

Успехи Запорожской Сечи на международной арене способствовали ее укреплению, стимулировали ее внутриполитическую деятельность, направленную на защиту украинских интересов

В конце XVI — начале XVII в Сечь стала центром освободительного движения украинского народа

По теме:

Історія створення і розквіту Київської Русі і України (Ua)

Как Московия украла историю Киевской Руси
Никакой «древнерусской народности» как общего корня русских, беларусов и украинцев не существовало
От Руси к Украине. Украина — Становление нации (Польская версия. Ru)
Миф о схожести и братстве российского и украинского народов
Історія Криму
Краткая история беларуско-украинско-московской «вечной дружбы»
Запорожская Сеча
Запорізька Січ — Яким чином Запорізькі козаки стали сильними
Дорога на січ
Козаки йдуть, фiльм UA (1991)
Українські хлопці пишуть листа кремлівському царю Путіну!
Почему уничтожили Запорожскую сечь?Автор-составитель  ©Czesław

Назад   →   Історія України   История России   Расология   Медиа

Источник: https://czeslaw-list.livejournal.com/170886.html

Запорожская сечь

Запорожская Сечь

Запорожская сечь, организация малороссийского казачества за Днепровскими порогами. Возникла в результате оккупации малороссийских земель польскими и литовскими захватчиками.

Отступая под натиском оккупантов в юго-восточном направлении, казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки), объединенные в 1540-х в Запорожскую Сечь.

Название центрального укрепления — Запорожская Сечь — перешло на всю организацию запорожского казачества. Первоначально Запорожская Сечь возникла, видимо, на о. Токмаковка (около современного г. Марганец Днепропетровской обл.

), позднее она неоднократно переносилась, просуществовав наиболее продолжительное время на о. Базавлук (Старая Сечь, около современного с. Капуловки Днепропетровской обл.) и на р. Подпольной (Новая Сечь).

Местонахождение Запорожской Сечи в разные периоды её истории

Характерными чертами социальной организации Запорожской Сечи было отсутствие крепостничества и признание формального равенства за всеми казаками в праве на пользование землей и др. угодьями, а также на участие в радах, где решались все общественные дела и выбиралась старшина.

Социальная организация казачества была одновременно и военной: каждый казак был обязан за свой счет отправлять военную службу. Как политическая организация Запорожская Сечь представляла собой образование государственного типа — своеобразную казацкую республику.

Верховным органом была войсковая рада, решавшая все важнейшие вопросы. Главой Запорожской Сечи был кошевой атаман.

В административно-территориальном отношении Запорожская Сечь в позднейший период разделялась на паланки (округа), во главе которых стояли полковники с соответствующей старшиной, назначавшейся Кошем (гл. управление Запорожской Сечи).

В военно-административном отношении запорожское войско делилось на курени, которых в концу существования Запорожской Сечи было 38. Каждый казак, независимо от места жительства, приписывался к одному из куреней. Главой куреня был выборный куренной атаман, являвшийся одновременно строевым начальником, распорядителем куренного имущества и судьей.

Основой хозяйства казачества были скотоводство и промыслы (гл. обр. рыболовство). Заметное развитие земледелия наблюдается лишь в период Новой Сечи. Как социальный орган Запорожская Сечь никогда не была обществом равных.

Наоборот, даже в ранний период в Запорожской Сечи существовали острые социальные противоречия, которые по мере развития хозяйственной жизни приобрели очень резкие формы. Богатые казаки — владельцы зимовников (хуторов), стад крупного и мелкого рогатого скота, табунов, рыбных промыслов, чумацких обозов, корчем и др.

— использовали в своем хозяйстве труд неимущих казаков и беглых крепостных. Казачьи верхи захватили в свои руки и все управление в войске, установив для себя разные привилегии и совершая всевозможные злоупотребления. Одной из таких привилегий в позднейший период было право богачей посылать вместо себя на военную службу наемников.

С этой же целью в Запорожской Сечи был учрежден постоянный гарнизон, который содержался за счет войсковой казны и в котором служили добровольцы, являвшиеся, за исключением старшин, неимущими людьми.

Историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь», нац. заповедника «Хортица» (реконструкция)

Запорожская Сечь сыграла выдающуюся роль в национально-освободительной борьбе малороссов. С ней связаны все крупнейшие восстания в Малороссии: Косинского 1591—93, Наливайко 1594—96, восстание 1637—38; восстанием в Запорожской Сечи в янв.

1648 началась и освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого. Велика роль Запорожской Сечи и в борьбе против агрессии со стороны Крыма и Турции. В походах запорожцев на Крым, побережье Малой Азии и Фракии нередко принимали участие и донские казаки.

В 1589 запорожцы совершили нападение на Газлеви (Евпаторию), в 1604 — на Варну, в 1614 — на Синоп. В 1615 запорожцы на 80 судах (чайках) появились у Стамбула и сожгли портовые сооружения. Кроме ответных ударов по врагу и добычи походы имели целью освобождение пленников.

Запорожская Сечь создала высокое военное искусство. Мужество и бесстрашие казаков вызывали удивление современников (в т. ч. турок).

После воссоединения Малороссии с Россией (1654) за Запорожской Сечью были признаны те же права, которыми пользовались др. казачьи области; важнейшими из них были права на самоуправление и на прием (хотя и неофициальный) беглых крестьян.

Источник: http://russiahistory.ru/zaporozhskaya_sech/

Ликвидация Запорожской Сечи в связи с пугачевским бунтом :: Издательство Русская Идея

Запорожская Сечь

5.08.1775 (18.08). – Ликвидация Запорожской Сечи в связи с пугачевским бунтом

Большая хоругвь Запорожской Сечи XVI-XVIII вв. (лицевая и оборотная стороны)

Запорожская Сечь – военный и административный центр малороссийского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI–XVIII веках. По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т. н. Хортицкий замок) – была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 г.

на острове Малая Хортица для отражения набегов крымских татар и просуществовала до 1557 г. Название «Сечь» происходит от слова «секти», «высекать», такое название связывается с тем, что столица была обнесена частоколом с высеченным острыми краями. Внутри размещались церковь, хозяйственные постройки и жилые строения – курени.

Жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Это слово означало также воинское подразделение: всего было 38 куреней. (Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово тюркского происхождение и означает «кочевье».

Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали всю территорию кочевья Войска во время походов.)

Прием приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д.И. Яворницкого, при следующих условиях:– статус вольного и неженатого человека– хорошее знание русского языка– принадлежность к православной вере

– специальная военная подготовка.

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер, например: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-вода и т.д.

По национальному составу Сечь в основном состояла из малороссийских черкас (т.е. русских, не путать с черкесами). Но помимо того, в числе принятых встречались люди разных национальностей: поляки, литвины, татары, турки, армяне и. Запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков.

Первые составляли цвет казачества и назывались «лыцарством» или «товарыством». Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и участвовать в делах управления.

Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи нее, но также входили в состав Войска Запорожского.

Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины.

Войсковые рады собирались в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (Покров Пресвятой Богородицы – храмовый праздник на Сечи), а также на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска.

Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Административные и судебные власти в Войске Запорожском насчитывали до полутора сотен человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи.

Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д. Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Символ власти кошевого атамана – булава.

Однако без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Перед судом были равны все – начальствующий и простой казак.

Тяжкими уголовными преступлениями считались – убийство казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и „содомский грех“, опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж населения, утаивание части добычи и пьянство во время походов. Судьями была вся войсковая старшина. Наказания применялись: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями, смерть. К смерти приговаривали за воровство, даже за мелкое. К ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам применялось забивание у позорного столба киями. За убийство казака казаком убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали.

На вооружении у запорожских казаков, помимо излюбленных сабель, копий, кинжалов и другого холодного оружия, были самопалы, пистоли, пушки, гаубицы, мортиры.

Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех противников, с которыми воевали запорожцы. Войско разделялось на три рода войск – пехоту, конницу и артиллерию.

Численность всего войска была 10 000 – 12 000 человек, из них пехота составляла около 6 000 человек. Элитной частью войска была конница. Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек.

Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.

Походы главным образом предпринимались против поляков, татар, турок. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи.

Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки.

Впереди войска шли разведчики. Главной задачей было внезапное нападение на врага.

Морские походы совершались на так называемых «чайках» – больших лодках, вмещавших от 50 до 70 казаков; каждый имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Черному морю.

Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на приморские области Турции. Турок казаки рассматривали как пришлых на эти земли оккупантов-басурман, к тому же защитников и покровителей крымских оккупантов-татар, с которыми шла непрерывная война.

Высаживаясь на берег, запорожцы убивали жителей, забирали все ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь.

Живя вблизи крымских татар, которые главным своим занятием считали набеги на русских, запорожские казаки принимали меры по охране своих границ от внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были конные разъезды (бекеты) казаков вдоль восточных и южных границ.

Для сторожевых бекетов строились радуты – заставы вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15 – 18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной радуты другую.

Для оповещения о нападавших татарах делался столб из бочек, поставленных друг на друга, наверху которых зажигался пук соломы.

К сожалению, ходили запорожцы не только на татар и турок. Несколько тысяч запорожцев пристали к Лжедмитрию I в царствование Бориса Годунова. В 1606 г. они разграбили Пронск, Михайлов, Зарайск, Рязань. Потом в 1611 г. в продолжавшейся смуте напали на Козельск, в 1612 г. на Вологду. В 1618 г.

примкнули к походу польского королевича Владислава на Москву; запорожцами предводительствовал кошевой атаман Петр Сагайдачный.

Бельская летопись описывает взятие казаками в начале этого похода города Ливны (в месте слияния рек Ливенки и Сосны, притока Дона, ныне на юго-востоке Орловской области), во главе с кошевым атаманом Петром Сагайдачным: «…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал…».

Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, позже также государственное денежное жалованье. По обычаю лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой.

Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после дележки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением.

Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска.

Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля (реестровое казачество), а затем и от московского Царя .

Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали по-русски не только грамотно, но и стилистически правильно. У казаков были свои школы: сечевые, монастырские и церковно-приходские.

В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведенные казаками на Сечь или привезенные родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре.

Школы церковно-приходские существовали при всех храмах на территории Войска Запорожского.

Запорожские казаки твердо придерживались православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков.

Поскольку Малороссия была оккупирована поляками, а в Речи Посполитой православная вера жестоко преследовалась, особенно после Брестской церковной унии 1596 года, – защита веры выпала на долю казаков, придавая им стойкости.

Это обстоятельство вместе с усилением польско-еврейского гнета стало причиной казацких восстаний.

В 1648 г. казаки начали освободительную войну, которую возглавил гетман Богдан Хмельницкий (см. в статье о нем). Не в силах самостоятельно одолеть поляков, казаки обратились за помощью к московскому Царю. В 1654 г. была созвана Переяславская Рада, заявившая о воссоединении Малороссии с Россией.

Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654–1667 гг.

Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина), а также Киев с окрестностями на правом берегу, отошли к России; правобережная Украина – осталась у Польши.

Итак, несмотря на разбойные эксцессы (считавшиеся преступлением у самих казаков), малороссийское казачество сыграло историческую важную роль в сохранении русского самосознания и восстановлении русской территориальной принадлежности Малой Руси.

Поначалу Малороссия лишь формально была частью Российской империи, гетманы оставляли за собой все доходы с городов и сел Малороссии. Однако нахождение под властью русских Царей неизбежно вело к ограничению их всевластия и соответственно – к недовольству в среде казацкой старшины.

Начались антироссийские интриги, «замятни», изменнические переходы на польскую сторону…

В 1669 г. бунтовщик Степан Разин всю зиму посылал гонцов к гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко и атаману войска Запорожского Ивану Сирко, но те не поддержали бунта. Однако после разгрома восстаний Разина (1670–1671) и Булавина (1707–1709) на Дону Запорожье приняло и укрыло у себя много повстанцев.

Наиболее вопиющий пример – измена гетмана Мазепы во время Северной войны (1700–1721). Она началась с его политического противостояния Петру I в борьбе за Запорожскую Сечь, сохранявшую свою независимость. На Запорожье со стороны Петра и Мазепы начали поступать письма, в которых оба пытались привлечь запорожцев на свою сторону.

В 1709 г. гетман Мазепа объявил, что царь хочет весь народ малороссийский загнать за Волгу, что «московские войска разоряют Украйну пуще шведа». Кошевой атаман Гордиенко также призывал выступить против Царя Петра. 28 марта 1709 г.

Гордиенко и Мазепа подписали союзнический договор со шведским королем Карлом XII.

«Предводитель запорожцев со своими людьми был приведен к королю и приветствовал его, принеся клятву верности (это произошло 27 марта (7 апреля) 1709 года)», – так описывает эти события в своих воспоминаниях очевидец – Даниель Крман.

Каким же образом изменнику Мазепе, гетману Левобережной Украйны, удалось увлечь на сторону шведов часть малороссийских казаков? Они по обыкновению промышляли грабежом турецких торговых караванов, вследствие чего султан потребовал у России возмещения убытков – этим во время войны с шведами опасно осложнились отношения с Турцией. Петр I решил приструнить казаков, обложив их штрафом (вычетами из жалования) для покрытия ущерба от грабежа. Строптивые казачьи головы стали роптать: как это государев штраф «из-за каких-то басурман», Мазепа же пообещал им покровительство Польши и наградные. Запорожцы не поддержали Петра I также из недовольства крепостью Каменный Затон, которая служила базой российских войск на южных рубежах, как против татар, так и для контроля за запорожцами, и стесняла их «вольные нравы», ибо существовали опасения, что они в любой момент могут перейти на сторону крымского хана (были известны такие попытки).

Запорожцы начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками.

В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах.

Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне.

Возмущенный изменой Петр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить все гнездо бунтовщиков до основания».

Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но опасаясь, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь.

Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трехсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански» убили.

11 мая 1709 г., с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена. 156 человек было казнено. Петр издал 26 мая грамоту, в которой говорил, что причиной уничтожения Сечи и казней была измена самих запорожцев, потому что они вступили в союз с врагами России, шведами.

После разгрома шведов под Полтавой (27 июня) часть запорожцев ушла на юг и в 1710 г. основала новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина.

Запорожцы отошли еще дальше и сделали еще одну попытку основать Сечь в турецких пределах. Однако они сразу же стали испытывать притеснения со стороны крымских татар и ногайцев. Тогда казаки попытались вернуться в Россию, но Петр І отклонил их просьбу.

Запорожцам удалось вернуться на родину лишь в 1735 г. при Императрице Анне Иоанновне.

Однако государственная унификация Империи требовала усиления контроля центральной власти над присоединяемыми территориями на юге. В 1764 г. Екатерина II назначила генерал-губернатором Малороссии прославленного полководца графа П.А.

Румянцева-Задунайского и выпустила
указ об упразднении гетманства в Малороссии. Эта реформа не вызвала недовольства малороссийского населения, ибо улучшала его положение. Затем в 1773 г.

начался страшный Пугачевский бунт (1773–1775), в котором ядро восставших составили уральские казаки, – и это возбудило подозрения Императрицы относительно лояльности своенравного запорожского казачества, в котором были заметны симпатии к Пугачеву и многие поддержали его.

5 августа 1775 г. последовал манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

Главной же причиной упразднения Запорожской Сечи стала государственная ненужность казачества этом месте, ибо исчезли прежние внешние угрозы, которым оно противостояло.

С заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия вернула выход к Черному морю и оградила от влияния Турции Крым, готовясь присоединить его.

На западе ослабленная «шляхетской демократией» Речь Посполитая была на грани развала и последовавших вскоре т.н. «разделов».

Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала. В то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями – в частности в связи с неоднократными погромами казаками сербских поселенцев в Новороссии.

В Манифесте Екатерины говорилось:

«Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени…».

Запорожское казачество было распущенно каких-либо без репрессий. Бывшим старшинам было дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить гусарские и драгунские полки.

Но трем казакам, Екатерина не простила прежние обиды: Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри, правда и тут судьба их разнообразна, например, Калнышевский на Соловках смог дожить аж до 112 лет и даже после амнистии Александра I предпочел остаться в месте ссылки.

В 1787 г. бывшие казачьи старшины подали прошение на имя Императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Было сформировано «Войско Верных Запорожцев», которое участвовало в Русско-турецкой войне 1787–1791 гг..

По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско, и в знак благодарности им была выделена территория Кубани, которую оно заселило в 1792–1793 гг. В 1860 г.

Черноморское казачье войско было слито с двумя левыми полками Кавказского линейного войска и стало называться Кубанским казачьим войском.

Из 5 тысяч запорожцев которые ушли в Турцию, султан позволил основать Задунайскую Сечь (1775–1828). Но казакам пришлось участвовать в подавление восстаний единоверных им православных народов Балкан. Не выдержав, в 1828 г.

задунайские перешли на сторону России и были помилованы Императором Николаем I. Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828–1860) преимущественно для береговой охраны и особенно отличилось в Крымской войне. В 1860 г.

Азовское войско расформировали и казаков переселили на Кубань.

Сегодня, когда началось возрождение казачьих традиций, нам важно соблюсти научную и историческую точность и по-православному честно отнестись к истории казачества. Были у него славные страницы и жертвенные подвиги, были и падения – как и в других частях русского народа.

Наши падения и грехи следует не замазывать и лакировать, а выносить из них правильные уроки, чтобы не повторять. К тому же издавна насаждается и немало антирусских мифов: якобы казаки не русские, а отдельная нация, которую всегда и всячески угнетали москали.

Якобы были «русско-украинские» и «русско-козацкие войны». Упразднение Екатериной Запорожской Сечи выдается за ее «разрушение до основания» – что противоречит документальным данным. Никакого разрушения Новой Запорожской Сечи в 1775 г. не было.

Все строения сохранились и продолжали служить по назначению новым переселенцам. Бывшую последнюю Запорожскую Сечь превратили в город Покровск.

+ + +

Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является ответ запорожцев турецкому султану в конце XVII века.

«Султан Мохаммед IV – запорожским казакам.

Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять безпокоиться. Султан Мохаммед IV».

На это письмо казаки ответили:

«Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в черта лыцарь, коли голою сракою іжака не вб’еш. Чорт высирае, а твое військо пожирае.

Не будеш ти, сукин ти сину, синів христіянських під собой мати, твойого війска мы не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распрости твою мать.

Вавилоньський ти кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашого х… крюк.

Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім».

Картина И.Е. Репина. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

При составлении статьи использован материал:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Запорожская_Сечь
http://www.familii.com.ua/new19.htm

Источник: https://rusidea.org/25081802

Refy-free
Добавить комментарий