Западная цивилизация

Общая характеристика периода. Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным

Западная цивилизация

Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме.

Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления.

Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности.

Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой и христианством. Реформация породила новое направление в христианстве – протестантизм, который стал духовной основой западной цивилизации. ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные,– индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни.

Это было прямо связано со становлением особого европейского типа личности, появившегося в эпоху Возрождения. «Индивид становится трагически ответствен не только за приближение и удаление от Высшего, но и за выбор того, что же он, индивид, считает Высшим. Отвечает … не только за себя, но и перед собой» [2].

Важнейшей самостоятельной ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер). Общественное сознание рационально, свободно от религиозных догм в решении практических вопросов, прагматично, но сфера приложения христианских ценностей – это общественная мораль, причем не только личной жизни, но и деловой этики.

В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа, распространила свой тип развития на другие регионы мира. Впервые человечество в результате всемирного распространения западных по своему происхождению ценностей и институтов (XVI–XIX вв.

) было реально объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX–началу XX в.

эти ценности и институты стали господствующими на планете и продолжали определять главные черты облика Земли в нашем столетии вплоть до самого последнего времени.

Основное содержание цивилизационного процесса в XX в. составляет тенденция к историческому становлению структур универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в XX в.

на Западе, приобрели глобальный характер, непосредственным образом затронув все народы, все иные цивилизации, которые вынуждены были искать ответ на исторический вызов Запада [6]. Этот вызов воспринимался в конкретной форме действительности как императив модернизации.

В подобной ситуации вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира.

Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.

Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток. На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации. В-XX в.

особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Исторический процесс многовариантен. Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации во времена колониальных империй.

Европейский образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций. В первой половине XX в.

попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием кризиса западной цивилизации, что осложнило процесс внедрения этого типа общества.

После второй мировой войны процесс пошел более масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации.

Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные. Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям Востока. Идет процесс взаимообогащения стран и народов.

Рассматривая этапы развития западной цивилизации до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер.

Тот тип современного общества, который первоначально сформировался на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных сторон экзистенциальных* противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной.

Названные противоречия были и остаются основными источниками развития человечества. Но для того чтобы противоречие подобного типа могло выполнять свою функцию, сохраняться, обе стороны должны быть достаточно сильно выражены.

Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет в конечном счете к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в.

* Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – философия существования. Центральное понятие «экзистенция» – человеческое существование, основными проявлениями которого являются страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть.

Человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающей на него ответственность за все происходящее в мире.

Становление современного общества на Западе означало утверждение капитализма, и, как следствие, отчуждение человека от продуктов его деятельности, превращение последних в господствующую над человеком и враждебную ему силу. Индивид оказался один лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим.

Чтобы иметь возможность действовать, он должен как-то избавиться от такого положения.

Здесь возможны два пути: либо человек заново, уже на основе собственного выбора выстраивает отношения с окружающим миром, восстанавливая единство с другими людьми и природой и при этом сохраняя и развивая собственную индивидуальность (не посягая на свободу и индивидуальность других), либо ищет выход из ситуации на пути бегства от свободы. Во втором случае из-за чувства одиночества и беспомощности возникает стремление отказаться от своей индивидуальности и тем самым слиться с окружающим миром. Отказываясь от дара свободной воли, он одновременно освобождается от «груза» ответственности за собственный выбор.

Искушение бегством от свободы оказалось особенно сильным именно в XX в. В глубинной своей основе это был кризис того новоевропейского типа личности, о котором говорилось ранее. Кризис наиболее полно проявился в потере человеком Запада смысла существования.

«Потеря смысла» означает крах той системы ориентации человека в мире (как в окружающей его действительности, так и в собственной душе), которая сложилась на предшествующих стадиях исторического развития.

На протяжении долгих столетий существования европейской цивилизации в центре этой системы находилась, несомненно, вера в Бога в ее христианской разновидности.

Поиск утраченного смысла жизни составляет основное содержание духовной жизни Запада XX в. В начале этого века глобальный кризис Запада стал реальностью и фактически продолжался всю его первую половину.

Насколько близка была западная цивилизация к гибели, показала уже первая мировая война. Эту войну и связанные с ней социальные революции 1917–1918 гг.

можно считать первым этапом развития западной цивилизации XX в.

Первая мировая война была качественно новым грандиозным столкновением по сравнению со всеми теми вооруженными конфликтами, которые ранее знало человечество. Прежде всего беспрецедентны масштабы войны – в нее были вовлечены 38 государств, где проживала подавляющая часть населения планеты.

Совершенно новым стал характер вооруженной борьбы – впервые было мобилизовано все взрослое мужское население воюющих стран, а это – более 70 млн человек. Впервые для массового уничтожения людей применялись новейшие технические достижения. Впервые широко применялось оружие массового уничтожения – отравляющие газы.

Впервые вся мощь военной машины была направлена против не только армий противника, но и против мирного населения.

Во всех воюющих странах была свернута демократия, сузилась сфера действия рыночных отношений, государство активно вмешивалось в область производства и распределения. Были введены трудовая повинность, карточная система, применялись меры внеэкономического принуждения.

Впервые устанавливался оккупационный режим на территориях, занятых иностранными армиями. По количеству жертв война тоже не имела себе равных: 9,4 млн человек погибли или умерли от ран, миллионы стали инвалидами. Беспрецедентными оказались масштабы нарушений основных прав человека.

Они далеко превзошли все, что было известно тогдашнему мировому сообществу.

Западное общество вступало в новый этап своего развития. Казарменная психология получила распространение не только в армии, но и в обществе. Массовые разрушения, уничтожение людей показали, что человеческая жизнь потеряла самоценность.

Идеалы и ценности западной цивилизации уничтожались на глазах.

Рождались политические силы, предлагающие реализовать альтернативы западному пути, западной цивилизации: фашизм и коммунизм, имеющие различную социальную опору и разные ценности, но одинаково отвергающие рынок, демократию, индивидуализм.

Фашизм явился отражением и порождением главных противоречий западного пути: национализм, доведенный до расизма, и идея социального равенства; идея технократического государства и тоталитаризма.

Фашизм не ставил своей целью полное разрушение западной цивилизации, предполагалось задействовать реально и исторически апробированные механизмы. Поэтому он оказался столь опасен для Запада и всего мира (к началу 40-х годов от западной цивилизации остались лишь ее «островки»: Англия, Канада, США).

В массовом сознании утверждался приоритет коллективистских и блокирование индивидуалистических ценностей.

За время существования фашизма в общественном сознании произошли определенные изменения: у Гитлера и его окружения наличествовал иррационализм, что не характерно для рациональной психологии Запада; укреплялась идея о пришествии мессии, способного спасти страну, харазматическое отношение к фашистским лидерам, т.е. происходила мифологизация жизни общества.

Однако и в эпоху глубокого кризиса существовала линия на развитие и обновление западной цивилизации, на поиск путей смягчения присущих ей противоречий. В 30-е годы были выдвинуты три варианта демократической альтернативы.

Первый вариант – это «новый курс» американского президента Рузвельта. Суть его предложений заключалась в следующем; государство должно перераспределять часть национального дохода в пользу неимущих, страховать общество от голода, безработицы, нищеты, а также регулировать экономические процессы, чтобы общество не превращалось в игрушку рыночной стихии.

Второй вариант – народные фронты (НФ), созданные во Франции и Испании как особый вариант демократической альтернативы. специфика этих организаций состояла в том, что в ответ на угрозу фашизма они основывались на сотрудничестве качественно различных сил.

Программы их включали в себя многие глубокие реформы демократического и социального характера. Такие программы начали осуществлять пришедшие к власти НФ во Франции и Испании (1936).

Во Франции реализация программ на первом этапе привела к углублению демократии и существенному расширению прав граждан (в Испании в полной мере не удалось реализовать первоначальную программу, так как началась гражданская война).

Основные мероприятия программ НФ в главном были аналогичны тем, которые проводились в рамках «нового курса» Рузвельта и скандинавской модели.

Третий вариант – скандинавская социал-демократическая модель развития. В 1938 г. центральное объединение профсоюзов и объединение предпринимателей Швеции подписали соглашение, согласно которому главные положения коллективных договоров устанавливались на основе переговоров между ними. Государство при этом выступало гарантом.

После создания такого механизма в Швеции на протяжении нескольких десятилетий там не было ни крупных забастовок, ни локаутов (массовых увольнений).

Успех реформистского курса шведской социал-демократии получил большой резонанс в мире и имел значение для всей западной цивилизации в целом, продемонстрировав возможность успешного функционирования общества на принципах социального реформизма.

Несмотря на отдельные отличия от «нового курса» Рузвельта, скандинавская модель выхода из кризиса была едина с ним в главном: рост государственного вмешательства в социально-экономическую сферу сопровождался не свертыванием демократии, а ее дальнейшим развитием, расширением прав граждан.

Вторая мировая война, в которой участвовало 61 государство с населением 1700млн человек, т.е. 3/4 всего человечества, оказалось еще боле ужасным испытанием для мира, чем первая. Она длилась 6 лет и один день и унесла более 50 млн жизней. Главным итогом многолетнего кровопролития стала победа демократических сил антигитлеровской коалиции.

Из второй мировой войны Европа вышла ослабленной. Наступил третий этап ее развития. На международной арене стали господствовать два государства: Соединенные Штаты Америки и Советский Союз.

Женевская Лига Наций, не оправдавшая ожиданий, теперь была заменена Организацией Объединенных Наций с резиденцией в Нью-Йорке. Рухнуло владычество великих колониальных империй в Африке и Азии.

В Восточной Европе, где стояли войска Советской Армии, были созданы государства-сателлиты. Соединенные Штаты расширили свои политические, экономические и военные связи с Западной Европой, осуществив план Маршалла (1947) и создав НАТО (1949). В 1955 г.

СССР и другие социалистические страны создали свой военно-политический союз – Варшавский Договор. Растущее непонимание и взаимное недоверие между двумя сверхдержавами привело в конце концов к холодной войне.

Разгром фашизма во второй мировой войне усилиями СССР и стран демократии открыл путь для обновления западной цивилизации.

В непростых условиях (холодная война, гонка вооружений, конфронтация) она приобретала новый облик: изменялись формы частной собственности (стали превалировать коллективные формы: акционерные, кооперативные и т.д.

); более мощными стали средние слои (средние и мелкие собственники), заинтересованные в стабильности общества, демократии и охране личности, т.е. сузилась социальная база для разрушительных тенденций (социальных конфликтов, революций).

Социалистическая идея стала терять классовый характер, так как изменилась социальная структура общества под воздействием научно-технической революции (НТР); начал исчезать рабочий класс с его стремлением учредить диктатуру пролетариата и вновь приобретать ценность гуманистический идеал.

Возросший уровень национального богатства позволяет создать высокий уровень социальной защиты личности и перераспределить это богатство в пользу менее обеспеченных слоев общества.

Возникает новый уровень развития демократии, главный лозунг которой – права личности; растет взаимозависимость государств, обусловленная экономическим развитием.

Взаимозависимость ведет к отказу от абсолютной государственной суверенности и национальных приоритетов в пользу многонациональных сообществ (Общеевропейский дом, Атлантическое общество и т.д.). Указанные изменения соответствуют задачам общественного прогресса.

В наши дни единство человечества заключается в том, что нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. «Наш век универсален не только по своим внешним чертам, но универсален абсолютно, поскольку он носит глобальный характер.

Теперь речь идет не о чем-то взаимосвязанном по своему внутреннему значению, но и о целостности, внутри которой происходит постоянное общение. В наше время этот процесс обозначается как универсальный. Эта универсальность должна привести к совершенно иному чем когда-либо, решению вопроса о человеческом бытии.

Ибо если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, могли быть дополнены другими событиями, в других местах, в других мирах, если при катастрофе в одной из этих культур оставалась возможность того, что человек будет спасен с помощью других культур, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению.

Внутреннее значение происходящего процесса также носит совершенно иной характер, чем осевое время. Тогда была полнота, теперь опустошенность» [9].

Глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в XX в., порождены техногенной западной цивилизацией. Западный путь – это не сказочная идиллия.

Экологические катастрофы, глобальные кризисы в области политики, мира и войны показывают, что достигнут известный предел прогресса в его традиционных формах.

Современные исследователи предлагают различные теории «ограничения прогресса», понимая, что существует некий экологический императив, т.е. совокупность условий, которые человек не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах.

Все это заставляет задуматься и критически проанализировать перспективы и достижения западной цивилизации. Видимо, в XXI в. мировая цивилизация будет развиваться, ориентируясь не только на достижения западной цивилизации, но и учитывая накопленный опыт развития Востока.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/34233.html

Западная цивилизация (стр. 1 из 6)

Западная цивилизация

Введение

1.Особенности Западной цивилизации

2. Основные этапы становления цивилизации

2.1 Эллинская цивилизация

2.2 Римская цивилизация

2.3 Европа варваров и её эллинизация

3.Средневековая европейская цивилизация

4.Возрождение

Список литературы

Введение

Тема реферата «Западная цивилизация» по дисциплине «История мировых цивилизаций».

Тип прогрессивного развития представляет в истории человечества античная цивилизация Древней Греции и Рима и современная европейская цивилизация. США, Канада, Новая Зеландия Австралия и др.

страны самостоятельными цивилизациями не являются: большие массы эмигрантов привнесли в эти страны варианты европейского пути развития. И хотя США со временем сумели ослабить европейское влияние, в ходе и к концу 20 в.

существует обобщенное понятие – Западная цивилизация.

Цель работы – ознакомится с основными особенностями Западной цивилизации и этапами ее становления.

1.Особенности Западной цивилизации

Для западной цивилизации характерна изначальность, возникающая как беспрерывное продолжение прошлого далеких ему народов, которые он усваивает, перерабатывает и преобразует. Так от иудеев сюда пришли религиозные импульсы, от греков – философская широта, сила и ясность мысли, от римлян – знаменитое «римское право» и высокая степень организованности государства.

Запад возник на основе христианства. Для западного сознания ось истории — Христос. Христианство стало для западной организации самой великой формой организации человеческого духа, начиная со средневековья, стало основным источником западной свободы. Ведущим мировоззрением являлся гуманизм.

Что же нового внесла западная цивилизация:

1.Наука и результаты её революционализировали мир, положив начало глобальной истории человечества;

2.Территория Запада чрезвычайно разнообразна, поэтому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик;

3.Западу известна идея политической свободы и её реальность;

4.Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволяющей развивать математику, формальную логику, правовые основы государства.

5.Западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, мера и ценность.

6.Запад-это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии.

7.С самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока.

Особенностью цивилизации этого типа являются постоянные изменения человека на протяжении жизни одного поколения. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Отсюда вечная проблема «отцов и детей». Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентирована на движение в будущее.

Греко-латинская цивилизация впервые поставила и разрешила сложнейший вопрос: чтобы достичь гармонии в обществе нужны хорошие законы, где личность и её права первичны, а коллектив, общество – вторичны.

На протяжении многих веков европейцы планомерно осваивали зеленые пространства: 1492- Колумб открыл Америку, 1498 – Васко да Гама достиг индийского побережья, 1522 –завершение кругосветного путешествия Магеллана.

Цивилизационные процессы были направлены одновременно и к организации ближайшего пространства вокруг человека как все более комфортного. В1670 – основан Английский банк, 1709 Абрахам Дарби строит коксовую печь, в 1712 г. – Томас Ньюмен первую паровую машину с использованием поршня, в 1716 — Мартин Тривальд создал систему центрального отопления с помощью горячей воды; немцем

Габриэлем Фарингеймом был изобретен ртутный термометр, 1709 г. – итальянец Бартоломео Кристофи создал пианино; в Берлине была открыта первая абонементная библиотека(1704).

В 18 в. в Европе складывается само понятие «цивилизация». Оно ассоциируется с жизненным комфортом, появлением множества мелочей без которых жили тысячи лет, но после изобретения которых их отсутствие кажется странным (газ для освещения помещений, электричество, непромокаемый плащ, фотография).

Если ещё совсем недавно понятие цивилизация имело лишь историко-культурный интерес в плане выявления различий между народами. Сегодня понятие цивилизация стало категорий, отражающей единство народов Европы, общность ценностей общеевропейского дома.

Зарождение и становление этого типа цивилизации прошло следующий путь.

2.Основные этапы становления цивилизации

2.1 Эллинская цивилизация

Под эллинской цивилизацией мы понимаем цивилизацию, сложившуюся в пределах Греции, или Эллады, если следовать древнему самоназванию. Пространственно эллинская цивилизация имела тенденцию к весьма экстенсивному расширению этой страны.Эллинская цивилизация прошла длительный путь развития, и условно можно выделить следующие периоды:

Раннеэлладский ХХХ – ХХII вв. до н.э.

Среднеэлладский ХХI –ХVII вв. до н.э.

Позднеэлладский XVI – XII вв. до н.э.

Гомеровский XI – IX вв. до н.э.

Архаический VIII – VI вв. до н.э.

Классический V – IV вв. до н.э.

Эллинистический III – I вв. до н.э.

Эллиныне являлись коренным населением рассматриваемой страны. До них здесь обитали племена, языковая и этническая принадлежность которых остается проблематичной.

Позднее, уже после появления эллинов, местные племена будут названы лелегами и пеласгами. Уже в III тыс. до н.э.

лелеги и пеласги создали сложную систему ирригационного земледелия, культивировали виноград и оливу, умели делать масло и вино, они строили из камня дворцы и храмы, многоэтажные дома и крепостные стены, каналы и водопроводы, мостили улицы и площади; они знали обработку меди и технологию бронзовых сплавов, изготовление керамической посуды и терракотовой скульптуры; уже в III тыс. до н.э. они умели строить ладьи и пользоваться парусом. Уже в ту отдаленную эпоху лелеги и пеласги, благодаря мореплаванию, поддерживали контакты с Финикией, Египтом и Малой Азией. Вероятно, к той эпохе должно восходить появление слова «таласса» – море, позднее заимствованного эллинами.

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII в. до н.э. там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносси Фест. На Критев то время находились лучшие верфи, на которых строились весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась письменность – иероглифика.

Самые ранние ее памятники выявлены А. Эвансомв 1900 г. и датируются XXI в. до н.э. Критская иероглифика относится к нерасшифрованным типам письменности. В XVIII в. до н.э. на ее основе сложилось линейное письмо А, переходное от иероглифики к силлабографическому, т.е. слоговому письму. В XVII в. до н.э.

Кносс и Фест были разрушены землетрясением. Затем в течение столетия пришлось заново отстраивать все храмы и дворцы. В это время был возведен в Кноссе новый дворец, названный А. Эвансом, его первооткрывателем, «Минойским», по имени полумифического царя Миноса.

В правление минойской династии был построен Лабиринт– особое святилище, посвященное тотемному божеству критян – быку.

В XXI в. до н.э. появились первые волны грекоязычных мигрантов – эллинов. Они происходили из степей Евразии, вели кочевой образ жизни, разводили коней, овец и коз; носили грубую неокрашенную шерстяную одежду – пеплосу женщин и хитону мужчин; пользовались серой глиняной посудой, бронзовым оружием.

Доэллинские поселения разрушались, естественная преемственность культурных традиций была нарушена. Вообще эллины разделялись на три группы племен: ахейцев, занявших материковую часть; ионийцев, овладевших Пелопоннесом, и эолийцев, переселившихся на острова.

Ахейцы развивались гораздо быстрее других эллинских племен; они ранее всех восприняли развитую агрикультуру лелегов и пеласгов, разведение виноградной лозы и оливковых деревьев, технику каменного строительства и литье из бронзы, искусство навигации и керамики; они интенсивнее усваивали политический и экономический опыт, технологии и знания местного населения.

В XIX в. до н.э. ахейцы основали Микены, первый греческий протополис, воздвигли акропольДорион с двойным рядом стен, снабженных подпорками, с высокими башнями, открытыми внутрь. Рядом с Микенамии Дорионом находились некрополи и монументальные гробницы-толосы для правителей. Открыл Микены в 1874 г. Г. Шлиман.

В XVI в. до н.э. ахейцы заняли о.Крит, В XVв. до н.э. ахейцы приступили к колонизации Малой Азии. Они вступили в контакты с финикийцами и испытали достаточно сильное воздействие финикийской культуры. В частности, именно от финикийцев ахейцы восприняли традиции высокоразвитой книжности и само слово «библос» для обозначения книг.

От финикийцев они унаследовали способы приготовления красной краски и красных чернил – «пурпур», получавшейся из желез морского моллюска. Под влиянием финикийцев у ахейцевсложилось линейное письмо Б, в кот Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX–VIII вв. до н.э.

стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII в. до н.э. восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма ором впервые встречаются знаки для обозначения отдельных звуков – гласных. Линейное письмо Б дешифровал М. Вентрис в 1952 г.

и доказал, что язык этого письма был уже греческим.

В XII в. до н.э. вЭлладувторглисьдорийцы.. Они были кочевниками и стояли на крайне низкой ступени общественного и культурного развития. Они отличались исключительной воинственностью и жестокостью. В цивилизационном отношении Эллада была отброшена на несколько столетий назад.

В то же время дорийцы явно превосходили эллиновв военном отношении и в военизированных технологиях. Дорийцы умели обрабатывать железо, изготовляли железное вооружение, применяли линейное построение тяжелой пехоты, позднее получившее название фаланги, использовали конницу.

Источник: https://mirznanii.com/a/340700/zapadnaya-tsivilizatsiya

Западная цивилизация — Цивилизациум

Западная цивилизация

Цивилизация возникла 13 в. назад.

Цивилизация переформатирует свои социокульты в новыеформаты через  4 в. в будущем.

Социокульт Западной цивилизации включает в себя, какосновные, социокульты Западной Европы и Северной Америки.

Основные принципы цивилизации перестанутфункционировать в процессе установления власти Всемирного правительства.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Западная цивилизация – это характеристикаособого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапыисторико-культурного развития Европы и Северной Америки.

По Тойнби — это аффилированноеобщество — сыновне родственно с помощью церкви чужеродного происхождения. Онотносит её к расцветшим независимым сыновне-родственным цивилизациям.

Белая, нордическая + белая,альпийская + белая, средиземноморская раса по квалификации Тойнби.

Произошлацивилизация отсирийской и эллинской.

Сегодня Западная цивилизация -это одновременно и американская цивилизация США и американская цивилизацияЛатинской Америки, а кроме того, это Россия и, естественно, Европа. Европа ктому же представляется совокупностью цивилизаций: польской, немецкой,итальянской, английской, французской.

Национальные цивилизации могут всвою очередь подразделяться на еще более мелкие цивилизации: Шотландия,Ирландия, Каталония, Сицилия, страна басков.

Западная цивилизация наопределенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Западная цивилизация, берущаясвоё начало в средиземноморскоэгейской цивилизации и сформировавшаяся вдревнегреческо-римской цивилизации, теперь воплотилась в современной западно-европейско-североамериканскойцивилизации.

Это человеко-вещнаяцивилизационная модель, поклоняющаяся разуму и науке, ее наивысшие достиженияпостроены на основе единства детерминизма и контрдетерминизма, ее взгляд навселенную выражает «единство всех вещей».

Часто метафорически называютзападную цивилизацию «голубой цивилизацией», восточную -«желтой», срединную — «красной». Вместе они образуют»три изначальных цвета человеческой системы цивилизации». Государстваи империи, составлявшие эти цивилизации, определяли историю, политику,культурное развитие всего человечества.

Основными ценностями западноготипа цивилизации являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характертехногенной цивилизации.

Техническая экспансия западнойцивилизации, создавая растущее единообразие, постоянно наталкивается накультуру неевропейских народов и цивилизаций, что неизбежно порождает проблемувыработки моделей эндогенного их развития и осознания необходимости культурногоплюрализма как основного его условия.

Рост цивилизационного самосознанияусиливается в настоящий момент тем обстоятельством, что стало развиватьсяявление, которое можно назвать «возвращением к корням», наблюдаемое срединезападных цивилизаций.

Западный, “Прометеевский” типчеловека, видит мир в своей реальности, хаос, который он должен оформить своейорганизующей силой. “Прометеевский” человек — героический тип, он полон жаждывласти, он все дальше удаляется от духа и все глубже уходит в мир вещей.Секуляризация — его судьба, героизм — его жизненное чувство, трагика — егоконец.

Для западного человека характеренрациональный стиль, ориентированный на конкретный результат социальныхтехнологий.

Если западный человек нуждается вистинах, которые служат ему, то восточный человек — в истинах, которым можнослужить всю жизнь. Поэтому процесс познания у восточного человека — это нестолько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне,недоступном рациональному исследователю.

Западный человек, поставленныйрациональным мышлением в центр мироздания, игнорирует какую-либотрансцендентную волю.

Восточный человек, предполагая в основемироздания некую трансцендентную волю, стремится распознать ее, “войти” в неё итворить её как свою собственную, преодолевая тем самым конечность своего бытия.

Гуманистическая матрицанацеливает западного человека на изменение мира и человека в соответствии счеловеческими представлениями и проектами, а гуманитарная матрица восточногочеловека ориентирует его на изменение самого человека как части мира всоответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом.

++++++++++++++++++++

Христианство утверждается какосновная реальность западной жизни, которая накладывает свой отпечаток даже наатеистов, хотят они того или нет.

Этические, поведенческие нормыотношения к жизни и смерти, представления о труде, ценности усилия, рольженщины или ребёнка — все это кажется таким далёким от христианских чувств, нотем не менее вытекают из него.

Тенденция развития западнойцивилизации после формирования греческой мысли происходит в направлениирационализма, т.е. освобождения от религиозности. В этом заключаетсясвоеобразие западной цивилизации.

За исключением некоторых примеров(китайские софисты или арабские философы XII в.), нигде ещё в мире такого освобождения от религии не наблюдалось стольже отчётливо как на Западе.

Почти всегда мировые цивилизациипогружены в религиозное чувство, в сверхъестественное, в магию; такое состояниесохраняется и в наше время: не западные цивилизации определяются главнымобразом своей особой психикой.

Западнаяцивилизация зависит от «индустриального общества», которое приводитее в движение.

+++++++++

Источник: https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/zapadnaa-civilizacia

Западная цивилизация

Западная цивилизация

Общие черты

Истоки западной цивилизации и ведущие её носители постоянно трансформировались в географическом, культурном, лингвистическом и религиозном плане. Значителен также и внутренний антагонизм между отдельными группами, слагающими современную западную культуру.

Важно также осознавать нетождественность понятий западный и европейский, хотя эти термины взаимосвязаны.

Во время «холодной войны» в СССР и странах Варшавского договора под западными обычно понимали капиталистические страны, причем в эту сферу входила и Япония.

Сила западной цивилизации – в способности усваивать, перерабатывать и преобразовывать чужой опыт, опыт других народов (восточных, к примеру).

Западный человек предпочитает видеть мир в своей реальности, трактуя мир как хаос, который он должен оформить своей организующей силой.

Для западного человека характерен рациональный стиль, ориентированный на конкретный результат социальных технологий.

Западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, в отличие от восточного человека, который, в свою очередь, нуждается в истинах, которым можно служить всю жизнь.

Западный человек, поставленный рациональным мышлением в центр мироздания, игнорирует какую-либо трансцендентную волю. Восточный человек, предполагая в основе мироздания некую трансцендентную волю, стремится распознать ее, «войти» в нее и творить ее как свою собственную, преодолевая, тем самым, конечность своего бытия.

Главной и величайшей формой организации человеческого духа, подлинным источником свободы и условием интеграции многочисленных этносов в единую европейскую общность стало ХРИСТИАНСТВО. Его производной и стал европейский гуманизм, которым питалась европейская культура вплоть до последних столетий. Отсюда же и идеалы равенства, терпимости, справедливости.

Западное общество ориентировано на движение в будущее на качественный рост, постоянный прогресс. Чтобы достичь гармонии, в обществе нужны хорошие законы, где личность и ее права первичны, а коллектива, общества – вторичны.

После 2-й мировой войны ЗЦ приобретала новый облик: изменялись формы частной собственности (стали превалировать коллективные формы: акционерные, кооперативные и т.д.); более мощными становились средние слои (средние и мелкие собственники), заинтересованные в стабильности общества, демократии и охране личности, т.е.

сузилась социальная база для разрушительных тенденций (социальных конфликтов, революций).

Кроме того, социалистическая идея стала терять классовый характер, так как изменилась социальная структура общества под воздействием научно-технической революции (НТР); начал исчезать рабочий класс с его стремлением учредить диктатуру пролетариата и вновь приобретать ценность гуманистический идеал.

Возросший уровень национального богатства на Западе позволил создать высокий уровень социальной защиты личности и перераспределить это богатство в пользу менее обеспеченных слоев общества. Возникает новый уровень развития демократии, главный лозунг которой – права личности;

Главные факторы развития ЗЦ: капиталистические отношения, политическая демократия и правовое государство, которые в совокупности и обеспечивают постоянный рост его благосостояния. Для Запада цивилизация ассоциируется с жизненным комфортом, с появлением множества удобных мелочей, после изобретения которых их отсутствие кажется несуразным.

В XX веке особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Исторический процесс многовариантен. Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации во времена колониальных империй.

Европейский образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций. В первой половине XX в.

попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием кризиса западной цивилизации, что осложнило процесс внедрения этого типа общества.

После второй мировой войны процесс пошел более масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации.

Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные. Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям Востока. Идет процесс взаимообогащения стран и народов.

Европейская (западная) культурно-историческая традиция являет своеобразную последовательность ступеней развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря:

ü классическая эллинская (древнегреческая) культура;

ü эллинистически-римская ступень;

ü романо-германская культура христианского Средневековья;

ü ренессансно-реформационная ступень 16 века;

ü новоевропейская культура

Человек-общество, человек-государство, человек-мировоззрение, целостная личность, свободная и самостоятельная в мыслях, словах и поступках.

3 персонажа характеризуют суть западной цивилизации и западного типа личности:

v ОДИССЕЙ:Хитроумный, изобретательный, находчивый, предприимчивый, более полагающийся на себя, чем на помощь богов. Скиталец, первооткрыватель, «сокрушитель городов».

Вместе с Одиссеями в европейскую культуру вошли и укрепились в ней рынок и демократия, гражданское общество и свободное личностное мировоззрение.

v ПРОМЕТЕЙ:Богоборец, герой, ставящий титанические цели, создатель людей. Героический идеал моральной свободы.

С другой стороны, его поступок – святотатство, начало кощунственного превращения природы в сферу человеческой деятельности, где хлопочет и господствует человек.

Муки Прометея вызваны противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Символ трагедии культуры: человечество обратило свое новое могущественное знание против себя, грозя самоуничтожением.

Прометеевский человек – героический тип, но со временем он все более полон жажды власти, он все дальше удаляется от духа и все глубже уходит в мир материальных вещей. Конец его – трагичен.

v ФАУСТ: Средневековый ученый идет на сделку с Сатаной ради обладания знанием, с помощью которого можно изменить мир и жизнь людей, приблизиться к Богу в возможности творчества. Мотив: знания и труда.

Фауст – мятежник, индивидуалист, который наперекор общественному мнению и морали, стремится выйти за веками установленные пределы. Главное для него: достижение намеченной цели, ради которой можно пренебречь этическими, религиозными и пр. нормами.

Фаустовской душе свойственно обостренное переживание времени и «историческая забота». Фаустовскому человеку удается достичь небывалой степени абстракции в науке, логической стройности, «высочайшей трансцендентности форм».

Однако, через утонченность интеллекта – путь к самоуничтожению.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 911; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-43668.html

Refy-free
Добавить комментарий