Задачи и методы исследования в демографии

Вернуться в оглавление Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении. Предмет, задачи и методы демографии

Задачи и методы исследования в демографии

Значение демографииопределяется прежде всего тем, что онадает возможность:

  • определить место населения в обществе и природе;
  • объяснить изменения, произошедшие в нем, предсказать их направленность, влияние на развитие общества и природы.

Вопросы, связанныес социально-демографической политикой,ее ролью и местом в социальной,экономической и экологической политикеначинают постепенно иметь все большийвес и учитываться при принятии рядарешений.

Переориентация экономики нарешение проблем развития населения,семьи, отдельных демографических групп,постоянного отслеживания изменений всоциально-демографическом развитии,демографической экспертизы принимаемыхрешений делает необходимым глубокоеосмысление теоретических вопросов.

Этопозволяет правильно ориентироватьсяв социальных проблемах, указываетосновные пути и способы решениясоциально-демографических проблем.

Практическоезначение изучения демографии состоитиз ряда практических задач:

  • учет населения;
  • составление трудовых балансов;
  • планирование строительства учреждений;
  • прогнозирование миграций и т.д.

Демография— наука озакономерностях воспроизводстванаселения в общественно-историческойобусловленности этого процесса.

Предметдемографиивоспроизводствонаселения, т.е. процесс непрерывноговозобновления его численности и структурычерез смену поколений и через процессырождаемости и смертности.

Населениев демографии – это не только совокупностьлюдей,проживающая на определенной территории,но самовоспроизводящаясясовокупность людей,т.е.

основным признаком населения помимокачественного(совокупность людей) и территориального(проживающая на определенной территории)является способностьк постоянному возобновлениючерез процесс смены поколений, то естьчерез процессы рождаемости и смертности.

1.2.1.Виды движения населения

Задачидемографии:

  1. Изучение тенденций и факторов демографических процессов;

  2. Разработка демографических прогнозов;

  3. Разработка мер демографической политики.

Методыисследования в демографии:

  1. Статистические методы заключаются в том, что демографы изучают объективно существующие взаимосвязи между статистическими факторами, используя для этого фактические данные. Статистические факты – это сгруппированные по определенным правилам и однородные в некотором отношении совокупности людей и событий;

  2. Применение математических методовобусловлено тем, что процессы воспроизводства населения иногда связаны между собой количественными соотношениями, поэтому возникает необходимость измерить одни характеристики по данным о других;

  3. Социологические методы основаны на изучении демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, планов и мнений людей.

1.4. Демография и другие науки. Специализация внутри демографии

Необходимостьтесного взаимодействия демографии сдругими науками определяется, с однойстороны, тем, что воспроизводствонаселения как предмет демографииявляется сложным явлением, на характери динамику которого влияют практическивсе стороны жизни людей, вся совокупностьобщественных отношений, в которыевступают люди в процессе своейжизнедеятельности. Со своей сторонывоспроизводство населения, демографическиепроцессы, характер и тенденции изменениядемографической ситуации оказываютвлияние на все прочие сферы общественнойжизни, в значительной мере определяятечение экономических, социальных,политических, этнических и другихпроцессов.

Этадвойственная взаимосвязь формируетзону взаимных интересов демографии идругих наук, обусловливает необходимостьиспользования данных других наук дляобъяснения демографических феноменови, напротив, данных демографии дляобъяснения явлений и процессов в другихсферах жизни общества. А также обусловливаетнеобходимость и возможность выделенияна основе междисциплинарных исследованийспецифических предметных областей исоответственно возникновения новыхнаук, междисциплинарных по своей природе.

Демографиякак комплексная наука внутри себяразделилась на целый ряд специализированныхотраслей и наук. При этом процессывнутренней дифференциации демографииимеют различные основания. Можно выделитьпо крайней мере три категории, которыемогут быть основаниями внутреннейдифференциации демографии:

  • теоретический уровень научной интерпретации наблюдаемых феноменов;
  • объективно-предметный критерий;
  • связь с практикой, степень ориентированности на решение практических, прикладных задач.

При этом в реальностивыделение внутри демографии тех илииных субдисциплин, разделов или наукосновывается на применении всех трехкатегорий.

Согласно первомукритерию можно говорить о внутреннейдифференциации, основанной на различенииописательных и объяснительных процедурнаучного познания. С этой точки зрениявнутри демографии можно выделитьдемографическую статистику, описательнуюдемографию, формальную демографию,теоретическую демографию и ряд другихразделов.

Второй критерийобусловливает выделение в системедемографических наук дисциплин,отражающих взаимодействие демографиис другими науками. В этом контекстеможно говорить об экономическойдемографии, исторической демографии,этнодемографии, медицинской демографиии т.п.

Третий критерийхарактеризует связь тех или иных разделовдемографии с практикой: демографическийанализ, политическая демография, военнаядемография, прикладная демография,региональная демография и т.д.

В целом, современнаядемография представляет собой целуюсистему взаимодействующих наук,исследующих воспроизводство населенияи отдельные демографические процессы.

Источник: https://studfile.net/preview/5758590/page:2/

Задачи и методы исследования в демографии

Задачи и методы исследования в демографии

Задачи демографии:

1. Изучение тенденций и факторов демографических процессов;

2. Разработка демографических прогнозов;

3. Разработка мер демографической политики.

Методы исследования в демографии:

1. Статистические методы заключаются в том, что демографы изучают объективно существующие взаимосвязи между статистическими факторами, используя для этого фактические данные. Статистические факты – это сгруппированные по определенным правилам и однородные в некотором отношении совокупности людей и событий;

2. Применение математических методовобусловлено тем, что процессы воспроизводства населения иногда связаны между собой количественными соотношениями, поэтому возникает необходимость измерить одни характеристики по данным о других;

3. Социологические методы основаны на изучении демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, планов и мнений людей.

Демография и другие науки. Специализация внутри демографии

Необходимость тесного взаимодействия демографии с другими науками определяется, с одной стороны, тем, что воспроизводство населения как предмет демографии является сложным явлением, на характер и динамику которого влияют практически все стороны жизни людей, вся совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности. Со своей стороны воспроизводство населения, демографические процессы, характер и тенденции изменения демографической ситуации оказывают влияние на все прочие сферы общественной жизни, в значительной мере определяя течение экономических, социальных, политических, этнических и других процессов.

Эта двойственная взаимосвязь формирует зону взаимных интересов демографии и других наук, обусловливает необходимость использования данных других наук для объяснения демографических феноменов и, напротив, данных демографии для объяснения явлений и процессов в других сферах жизни общества. А также обусловливает необходимость и возможность выделения на основе междисциплинарных исследований специфических предметных областей и соответственно возникновения новых наук, междисциплинарных по своей природе.

Демография как комплексная наука внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей и наук. При этом процессы внутренней дифференциации демографии имеют различные основания. Можно выделить по крайней мере три категории, которые могут быть основаниями внутренней дифференциации демографии:

— теоретический уровень научной интерпретации наблюдаемых феноменов;

— объективно-предметный критерий;

— связь с практикой, степень ориентированности на решение практических, прикладных задач.

При этом в реальности выделение внутри демографии тех или иных субдисциплин, разделов или наук основывается на применении всех трех категорий.

Согласно первому критерию можно говорить о внутренней дифференциации, основанной на различении описательных и объяснительных процедур научного познания. С этой точки зрения внутри демографии можно выделить демографическую статистику, описательную демографию, формальную демографию, теоретическую демографию и ряд других разделов.

Второй критерий обусловливает выделение в системе демографических наук дисциплин, отражающих взаимодействие демографии с другими науками. В этом контексте можно говорить об экономической демографии, исторической демографии, этнодемографии, медицинской демографии и т.п.

Третий критерий характеризует связь тех или иных разделов демографии с практикой: демографический анализ, политическая демография, военная демография, прикладная демография, региональная демография и т.д.

В целом, современная демография представляет собой целую систему взаимодействующих наук, исследующих воспроизводство населения и отдельные демографические процессы.

Эволюция демографии

Наука демография имеет точную дату своего рождения – январь 1662 г.

– дата выхода в свет книги английского купца и капитана, ученого-самоучки Джона Граунта, имевшая название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности.

По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона». Данная книга послужила началу сразу трех наук: статистики, социологии и демографии.

Но сначала прямым «потомком» книги Граунта явилась политическая арифметика – наука, стремившаяся изучать статистические закономерности общественных явлений и процессов. В течении последующий столетий к демографическим аспектам жизни проявляли интерес выдающиеся ученые и общественные деятели: экономисты, политики, астрономы, физики, математики, биологи, медики, священнослужители и др.

Наконец, в XIX в. появилось и название науки, которое дал ей бельгийский ученый Айши Гийяр. В 1855 г.

в Париже он опубликовал свою книгу «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография…», в которой определил демографию очень широко – как «естественную и социальную историю человеческого рода» и как «математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского и морального состояния».

Так же широко определял круг интересов демографии другой выдающийся ученый XIX в. – Жак Бертийон. В 1880 г. в своей книге «Статистика движения населения во Франции» писал: «Демография занимается изучением коллективной жизни.

Цель ее состоит в изучении причин, в силу которых общества развиваются, восстанавливаются и, в конце концов, приходят в упадок и погибают.

Она рассматривает как физический, так и нравственный склад каждого народа; рассматривает, какие занятия доставляют ему средства к жизни; она исследует, как и почему люди вступают в брак, в каком количестве они размножаются и как воспитывают своих детей и пр.

Она указывает, наконец, при каких обстоятельствах, и каком возрасте и в силу каких причин люди умирают». Из этих определений можно видеть, что и А. Гийяр, и Ж. Бертийон включали в круг вопросов, изучаемых демографией, очень широкий спектр явлений, изучаемых многими науками. И такой широкий взгляд на демографию сохранялся вплоть до конца 70-х гг. XX века.

Во второй половине XIX в. возобладал взгляд на демографию как на синоним статистики либо как на раздел статистики (статистики населения). Причиной этому послужило быстрое развитие статистики как самостоятельной и универсальной науки, охватывающей своими методами все области общественного бытия.

В дальнейшем становление демографии как науки происходило в двух направлениях.

С одной стороны, ее предмет постепенно сужался, точнее, конкретизировался, с другой – расширялся круг воздействующих на этот предмет факторов, которые демография включала в поле своего рассмотрения.

Постепенно из него исключались вопросы экономики, воспитания и образования, социальной структуры и мобильности, здоровья населения, морали и пр. 

В России в середине XVIII в. М.В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа». К тому же периоду относятся и работы Д. Бернулли и Л. Эйлера, посвященные математическому анализу смертности.

В XIX в. становление и развитие демографии нашло отражение в трудах К. Германа, П. Семенова Тян-Шанского, А.И. Чупрова, Ю.А. Янсона. В тот период демография развивалась в русле демографической статистики.

После Октябрьской революции вплоть до начала 1930-х. годов в бывшем СССР велись активные демографические исследования. Были организованы в 1919 г. Демографический институт АН УССР в Киеве, и в 1930 г. – Демографический институт АН СССР в Санкт-Петербурге.

Исследовались проблемы воспроизводства населения, закономерности смертности и рождаемости, причем большое внимание уделялось социальным факторам рождаемости, тенденциям формирования и развития семьи. Развивалась методология демографического прогнозирования. Отечественная демография в этот период связана с именами С.А. Новосельского, В.В.

Паевского, О.А. Квиткина, С.Т. Струмилина, М.В. Птухи, С.А. Томилина и др.

В 1930-1940 гг. в бывшем СССР значительно сократился объем работ по демографическим проблемам.

Возрождение отечественной демографии началось лишь в конце 1950-х гг., когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку.

Вопросы для самопроверки:

1. Объект и предмет демографии как науки.

2. Кто является автором термина «демография»?

3. Каковы основные направления взаимодействия демографии с другими науками?

4. Каковы критерии классификации демографических наук?

Вернуться в оглавление

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 62;

Источник: https://studopedia.net/13_79408_zadachi-i-metodi-issledovaniya-v-demografii.html

Цели и задачи демографии. Методы исследований в демографии

Задачи и методы исследования в демографии

Вопрос.

Характеристика населения как объекта демографии.

Вопрос.

Население интересует демографов с точки зрения его воспроизводства, т.е. того социального процесса, который и является собственным, исключительным предметом демографии как науки.

Основным, сущностным, атрибутивным признаком является не количественный признак (население — совокупность), не территориальный (население — совокупность людей, живущих на той или иной территории), а исключительно способность к самовоспроизводству, к постоянному самовозобновлению через процесс смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность.

Поэтому можно сказать, что для демографов население — это самовоспроизводящаяся совокупность людей. Способность к устойчивому самовозобновлению, а также существующий на данном историческом этапе тип воспроизводства населения, составляют особое качество населения как объекта демографии, отличающее его от всех других совокупностей людей.

Качество населения в этом смысле не тождественно биологическим особенностям отдельных людей (например, их физическому и психическому развитию) или их личностным социальным свойствам (например, развитости потребностей).

Оно присуще только населению в целом и неотделимо от его количественной стороны: те или иные характеристики самого населения и происходящих в нем процессов всегда количественно определенны, имеют численное выражение. Иными словами, демография изучает изменения свойств не отдельных людей, а их совокупностей, обладающих определенными свойствами.

Теоретически можно представить население безотносительно к месту обитания, однако применительно к населению конкретной территории необходимо знать, какие конкретные люди к нему принадлежат, т.е. иметь критерий отнесения индивида к населению данной территории.

Для этого вводятся понятия категорий населения: включение человека в ту или иную из них зависит от характера (цели) и времени проживания на данной территории.

Численность и состав населения страны или ее частей меняются не только вследствие рождений и смертей, но также в результате притока и оттока людей. В связи с этим различают закрытое, или замкнутое, население, изменяющееся только под влиянием воспроизводства, и открытое население, меняющееся также и под влиянием миграции, рассматриваемой в данном случае как одно из условий воспроизводства населения.

Цели демографии: Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов, причин и условий. (Веселкова, Волгин 2003г.) Задачи демографии: задача демографии как науки – выявление и познание демографических законов, закономерностей, взаимосвязей.

3 основные задачи демографии: • Исследование подлинных тенденций, развитие демографических явлений и факторов • На основе анализа, выявление причинно-следственных связей, выявление демографических прогнозов • На основе демографических процессов и прогнозов, формируются задачи и направления демографической политики.

Методы исследования в демографии Демография в исследовании своего предмета — естественного воспроизводства населения — использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические.

Объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди или события, но сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий. Такие совокупности называются статистическими фактами.

Демография стремится установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и факторного анализа.

В демографии используются и другие статистические методы, в частности выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы выравнивания, табличный и другие.

Процессы воспроизводства населения связаны между собой иногда простыми, иногда довольно сложными количественными соотношениями, что обуславливает применение многих математических методов для измерения одних демографических характеристик по данным о других характеристиках.

Сегодня в демографии широко используются математические модели населения, с помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных, полученных путем непосредственного наблюдения, можно получить достаточно полное и достоверное представление об истинном состоянии воспроизводства населения. В некоторых случаях с помощью математических моделей можно получить более достоверные данные, чем с помощью непосредственного статистического учета.

Наконец, в последнюю четверть века (у нас в стране, а на Западе уже более полувека) в демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_74569_tseli-i-zadachi-demografii-metodi-issledovaniy-v-demografii.html

Refy-free
Добавить комментарий