Язык чувств. Жесты и мимика как средство общения

Внеклассное занятие по теме:

Язык чувств. Жесты и мимика как средство общения

Внеклассное занятие по теме: » Мимика, жесты — как средства общения»

Цель:

1. Познакомить детей с несловесными (невербальными) средствами общения; совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи

2.     Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия. формировать умения к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.

3.     Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.

4.     Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.

Оборудование. Таблички со словами мимика, жесты; рисунки (мимика, жесты). Карточки, музыкальная запись.

Ход занятия

I.Организационный момент (урок начинается с песни)

-Друзья обратите внимание на то, какой сегодня прекрасный день. Наверное, день прекрасен еще и потому, что сегодня к нам на урок пришли гости. Они посмотрят, как мы будем играть, будем актерами и зрителями.

-А занятие я хочу начать с известной вам песни. Кто знает, может подпевать.

Сл. М. Пляцковского    Муз. В. Шаинского «Улыбка»

-Какое у вас стало настроение?

-Давайте все вместе улыбнемся.

II. Определение темы занятия

Слайд1

-На лицах у вас появились улыбки. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Но он же не говорит, что у него настроение, а мы видим.

-Благодаря чему? (мимики)

III.Мимика, как средство общения

 Работа с рисунками – символами, иллюстрациями.

Слайд 2 МИМИКА

Радость

Обрадуйтесь!..

Грусть

Загрустите…

Страх

Испугайтесь…

Удивление

Удивитесь!!!

У. Какое настроение на первом рисунке-символе? (Радость) Покажите, как вы радуетесь. Покажите друг другу.

У.Рассмотрите второй рисунок-символ. (Это грусть). Покажите, как вы грустите.

У.На третьей картинке, что мы видим? (Это удивление. ) Покажите.

У. Четвертый рисунок-символ. Посмотрите на меня, а теперь покажите вы. (Это страх, испуг)

-Так скажите, что ж такое мимика?

Слайд 3

Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Ученые доказали, что когда мы улыбаемся, мы улучшаем свое здоровье, у нас улучшается настроение и убиваются некоторые болезнетворные бактерии. А плохое настроение, злоба, отрицательно влияет на нас. Поэтому чаще старайтесь улыбаться. Улыбайтесь друзьям, знакомым, родителям, соседям. Своей улыбкой вы им поднимите настроение.

-Вот давайте мы сейчас и будем поднимать настроение себе и окружающим.

IV. Игра «Угадай настроение».

– А теперь поиграем в игру, которая называется «Угадай настроение». На столе у вас карточки, вы читаете, какое надо изобразить на лице настроение, чувство, а остальные отгадывают.

Удивление, грусть, испуг, веселье, радость, влюбленность, застенчивость, злость, страх

V.Физминутка.

(По классу развешены лица) и дети изображают мимику.

Давайте немного отдохнем. Встаньте. Поиграем на внимание. Найдите в классе смайлик, изображающий радость, слезы, удивление, злость

-Спасибо. Садитесь.

VI.Жест, как средство общения

-Даша, покажи, что ты сделала, когда увидела нужную карточку (указала рукой)

-Ребята, а что сделала Даша? (показала жест)

Слайд 3

— Что такое жест?

Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.

Слайд 4 ЖЕСТЫ

Слайд 5

Как вы думаете, являются ли средством общения —мимика и жесты? (да)

Язык мимики, жестов. — международный, доступный язык. На нем говорят все люди мира, даже сами того не зная. В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов.

Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.

Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен еще древним римлянам: так после окончания поединка император давал знать — оставляет ли он жизнь гладиаторам или нет.

Мы с вами каждый день пользуемся языком мимики и жестов.

Покажите мне жестом, что ваши дела идут хорошо и нет проблем, вы увидели друга и надо с ним поздороваться.

 А сейчас выполните мою просьбу, которую я сообщу вам с помощью жестов.

Учитель поднимает обе руки ладонями вверх. Дети встают. Учитель опускает руки. Дети садятся. Учитель показывает закрыть глаза рукой, дети выполняют.

– Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?

–  А вы знаете, где в жизни мы встречаем такое общение, когда мимика и жесты заменяют слова?

Слайд 6

 В балете, пантомиме, при общении глухонемых людей.

Существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не произносится ни слова. Всё представление состоит из поз, жестов и мимики актеров. Это «Театр мимики и жеста»

V. Ролевое моделирование.

Сегодня некоторые из вас попробуют себя в роли такого актера.

(Задание по группам. Каждой группе дать задание и время на обдумывание)

  -Вам нужно разыграть ситуацию. Обратите внимание на жест, выражение лица.

Iгр. «Летит муха». «Встреча двух друзей на расстоянии, и надо о чём-то договориться».

II гр. « Мама дает горькое лекарство! » «Ты думаешь.»

III гр. «Стираем бельё». «Качаешь меленького ребёнка, а он не хочет спать»

IV гр. «Прощание с другом» « Вы отказываетесь есть кашу»

Очень важно умело использовать мимику и жесты. Иногда рассказчик говорит о грустном, печальном, а сам улыбается, или наоборот – рассказ веселый, а у говорящего безразличное лицо.

Мимика, жесты и слова должны помогать рассказчику, лучше передать содержание высказывания. И мы сейчас попробуем в этом убедиться.

Поэтому, когда вы разговариваете с кем-то, вы должны следить не только за своей речью, но и за руками. Не делают ли они у нас лишних движений.

Физкультминутка.

– Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – ладошкой закроем лицо.

Показывать пальцем, гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, крутить пальцем у виска.

– Какие жесты вам неприятны? (называют обидные жесты)

– Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?

 Рефлексия.

— Ребята, с каким человеком общаться легко, какое общение приносит радость?

— А как сделать наше общение приятным?

 Слайд 7

Как надо вести себя в обществе!

  • 1. Не кричать.
  • 2.   Не размахивать руками.
  • 3.   Не ссорится.
  • 4.   Не обзывать друг друга.
  • 5.   Не показывать на других пальцем.
  • 6.   Не смеяться над неудачами товарищей.

– Прочитайте пословицу “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”. Объясните смысл. Желаю вам стать образцовыми школьниками, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться.

— Давайте будем уважать друг друга и помнить как нужно себя вести.

Подведение итога

С помощью чего человек может общаться?

-На столах лежат “пушистики”, у каждого разного настроения. Раскрась того «пушистика», у которого такое же настроение, какое у тебя сейчас.

Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-po-teme-mimika-zhesti-kak-sredstva-obscheniya-3395672.html

Психология жестов и мимики: виды и их значение в общении, часто используемые эмоции

Язык чувств. Жесты и мимика как средство общения

Жизнь в обществе предполагает общение. Люди обмениваются информацией, делятся своими впечатлениями, спорят. Любой контакт людей предполагает не только вербальное общение, но и активное использование мимики и жестов. Если человек знает значения невербальных сигналов, ему легче понимать язык мимики.

Язык мимики

Основные определения

Интересно. Психологи пришли к выводу, что мимика, жесты, позы и интонации не просто позволяют лучше понимать суть сказанного, но и помогают сформировать общее впечатление о партнере по общению.

Жесты и мимика это в психологии самостоятельный раздел. Его основными понятиями являются:

  • Мимика в психологии – это выражение эмоционального состояния через улыбку, поднимание бровей, прищур глаз, сжатие челюстей.
  • Жесты в психологии общения – это телодвижения руками, головой, всем телом. В некоторых случаях жесты могут заменять слова.
  • Поза – это определенное положение тела в пространстве, которое индивид выбирает в зависимости от своего комфорта, ситуации разговора, эмоционального состояния.
  • Физиогномика – это умение распознавать индивидуальные особенности собеседника по его чертам лица, жестам, мимике. Специалисты способны определять по выражению лица не только психологические особенности личности, но и состояние его здоровья.

Важно! Мимика и жесты играют важную роль в межличностных отношениях. Если мужчины и женщины могут частично контролировать свои жесты, то ребенку это еще недоступно, поэтому малыши не умеют обманывать.

Психология мимики и жестов, виды и значение

Низкая самооценка у человека с точки зрения психологии

Мимика лица психология жестов насчитывает множество описаний того, что они обозначают. Положение тела и рук в пространстве во время общения, особенности рукопожатий, движений головой и мимики – это часто используемые эмоции жесты и люди наблюдают их в процессе межличностного общения каждый день.

Наклоны туловища

Внимание! В межличностном общении наклон туловища – это всегда телесная реакция на сигнал от мозга. Так мозг подает импульс о необходимости обезопасить себя. Поэтому такие реакции не могут быть наигранными.

Положение туловища стоя

Если люди общаются стоя, то можно заметить многократные изменения положения туловища собеседников. Когда человек сидит, облокотившись на спинку стула или кресла, его корпус не подает столько невербальных сигналов.

Если слова собеседника вызывают у человека неподдельный интерес, он будет время от времени наклоняться вперед, опасаясь пропустить что-то важное. Когда человек рассказывает о своих успехах, он непроизвольно расправляет плечи, и его туловище прогибается вперед.

Горд собой

Находясь в большой компании, человек бессознательно наклоняет туловище в сторону того, кто ему наиболее симпатичен.

Если он оказался в незнакомой компании или чувствует прохладное к себе отношение со стороны большинства присутствующих, его туловище будет сжиматься (он будет втягивать голову в плечи, сутулиться) – ему хочется стать меньше, незаметнее. Так организм старается защитить себя от потенциальной угрозы.

Положение рук

Если человек скрестил руки на груди, это говорит о его потребности в сохранении своей энергии. Эта поза будет называться закрытой. Психологическая наука говорит о том, что, оказавшись в незнакомом месте, человек чувствует себя неуютно, поэтому обхватывает плечи руками. Кроме того, скрещивание рук на груди является признаком негативного отношения к собеседнику или сомнения.

Внимание! Использование этого жеста может быть признаком обмана. Если обманывает взрослый, схема использования данного жеста может быть стертой: потирание запястья, прижимание к груди книги.

О враждебности или разочаровании говорит вид сцепленных в замок пальцев рук. При этом степень выраженности негативных чувств напрямую связана с тем, насколько высоко расположены сцепленные кисти рук. Кроме того, если человеку есть, что скрывать, то во время общения он может держать руки глубоко в карманах.

Когда человек чем-то обеспокоен, старается сдерживать одолевающую его бурю чувств, он обхватывает одной рукой предплечье или запястье другой руки за спиной. Пряча руки, индивид старается спрятать стресс.

Жесты головы

Мимический кивок головой расценивается как альтернатива положительному ответу. Покачивание головой означает несогласие и отрицательный ответ.

Внимание! Вербальный ответ может не соответствовать движениям головы. Если человек соглашается с собеседником, но при этом покачивает головой из стороны в сторону, верить нужно не словам, а невербалике.

Мимика лица

Мимика лица, психология эмоций, настроение тесно взаимосвязаны. Наблюдение за изменением выражения лица в процессе разговора позволяет понять, как партнер относится к беседе.

Дополнительная информация. Человек может сдержать смех или слезы, то есть скрыть от окружающих радость или обиду, разочарование. Но вот контролировать движения бровей люди не могут, поэтому скрыть удивление, страх или злость не удается.

Страх

Рукопожатия

В России рукопожатие используется при встрече в качестве приветствия, при завершении общения – в качестве прощания. Также этот жест используется в официально-деловой сфере при поздравлении с тем или иным профессиональным достижением.

У обладателя сильной воли рукопожатие крепкое, руку для этого действия он подает ладонью вниз. Неуверенные люди используют вялое рукопожатие, подавая руку ладонью вверх. Слабое рукопожатие говорит о том, что собеседник старается держать дистанцию в отношениях.

Личное пространство, зоны общения

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

Чтобы чувствовать себя комфортно и свободно использовать жесты, необходимо личное пространство. На вторжение в личное пространство все люди реагируют по-разному.

Тревожные люди стремятся сохранять большую дистанцию в общении. Уверенные в себе индивиды меньше заботятся о защите личного пространства.

Агрессивные люди постоянно стараются расширять личную зону: их жесты размашисты, а позы такие, чтобы занять максимум места.

Психологами были высчитаны оптимальные зоны для разных видов межличностного общения:

  • Интимная зона, которая предполагает телесный контакт. Ее расстояние от 15 до 45 см. На такой дистанции находятся только самые близкие люди.
  • Персональная зона равна 75-120 см. Она используется в повседневном общении с товарищами.
  • Социальная зона – от 120 до 360 см. На таком уровне осуществляется официально-деловое общение.
  • Публичная зона нужна для лекций. Ее уровень равен 3,5-7,5 м.

Как распознать правду и ложь по человеку

Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится

Распознать искренность человека или его обман по мимике и жестам довольно просто:

  • Когда люди говорят правду, они смотрят в глаза собеседнику, их ладони открыты и находятся на виду. Человек поворачивается всем корпусом к собеседнику, ступни его ног также направлены в сторону партнера по общению. Темп его речи спокойный, ровный.
  • Если человек обманывает, он будет избегать контакта глаз. В ходе разговора будет отворачиваться от собеседника, касаться лица (поправлять очки, трогать нос, прикрывать рукой рот). Речь его будет сбивчивой.

Интересно. Маленькие дети, когда обманывают, закрывают руками рот, потому что знают, что врать нехорошо. Взрослые обладают большим контролем над своим телом, поэтому желание остановить поток лживых речей у них проявляется в стертом виде: прикосновениях к различным участкам лица.

Обманывает

Особенности заграничного языка мимики и жестов

За границей язык мимики и жестов, понятный жителям России, трансформируется и видоизменяется. Планируя поездку в ту или иную страну, нужно обязательно изучать значение невербальных сигналов в этом государстве, так как одни и те же жесты в разных странах могут трактоваться по-разному.

Так, например, объятия и поцелуи при встрече в Англии расцениваются как вульгарное поведение. Постукивая себя пальцем по носу, англичанин акцентирует внимание на том, что его слова являются секретной информацией. Сжатый кулак с поднятым вверх указательным пальцем в Англии считается оскорбительным жестом.

Если в Голландии человек в процессе разговора крутит пальцем у виска, он подчеркивает остроумие собеседника. Потирая спинку носа, голландец говорит о жадности.

Свое восхищение чем-либо французы выражают посредством воздушного поцелуя. Если француз оттягивает указательным пальцем вниз нижнее веко, он выражает сомнение в словах собеседника. Недоверие к человеку во Франции выражают потиранием спинки носа.

Таким образом, в психологии общения мимика и жесты человека играют важную роль. Они делают общение интересным, помогают отличить правду ото лжи. Знание языка мимики и жестов других стран позволит избежать неловких ситуаций в общении с иностранцами.

Общение с иностранцами

Источник: https://srazu.pro/teoriya/mimika-i-zhesty-v-psixologii.html

Пирогова Ю.В.

Язык чувств. Жесты и мимика как средство общения

Источник: Доклад по дисциплине «Психология и ораторское искусство»

Оратор пользуется не только языком слов, но и «языком чувств» — неречевыми средствами выразительности. Не следует думать, что речь — это одно, а жесты, мимика, движения — другое.

Все это — единый экспрессивный поток внутренней жизни человека.

А так как оратор воспринимается двумя каналами (зрительным и слуховым), причем зрительное восприятие сильнее слухового, то необходимо добиваться, чтобы жестово-мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом.

Оратор пользуется не только языком слов, но и «языком чувств» — неречевыми средствами выразительности. Не следует думать, что речь — это одно, а жесты, мимика, движения — другое.

Все это — единый экспрессивный поток внутренней жизни человека.

А так как оратор воспринимается двумя каналами (зрительным и слуховым), причем зрительное восприятие сильнее слухового, то необходимо добиваться, чтобы жестово-мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом.

Следя за мимикой, жестами, позой, движениями оратора, слушатели легче вникают в процесс его мышления. А знание оратором классификации жестово-мимических средств выразительности, понимание их сути, роли в ораторском искусстве помогают ему добиваться большего взаимодействия с аудиторией, а значит, и действенности выступления

Наука паралингвистика (раrа в переводе с греческого — возле, около) изучает факторы, которые сопровождают речь, участвуют в передаче информации в процессе речевого общения.

Неречевые средства являются не самостоятельным, а вспомогательным средством коммуникации. Они подготавливают, сопровождают, комментируют, разъясняют речь, вскрывают ее глубинную суть

Умение наблюдать и учитывать элементы неречевого поведения слушателей позволяет вносить коррективы в свое выступление, превращать монологическую речь в активный диалог со слушателями, «втягивать» их в процесс взаимостимуляции. Ведь тонус выступления во многом зависит от реакции аудитории, от того, насколько она поддерживает или охлаждает выступающего. Поэтому и надо уметь видеть, чувствовать «дыхание» аудитории, чтобы регулировать ее поведение.

Следует подчеркнуть, что регуляция поведения аудитории, взаимодействие оратора со слушателями начинается с момента его появления в зале, с того, как он подходит к столу, трибуне, какова его поза: говорит ли она о том, что оратор полон желания выступить перед слушателями.

Ведь поза человека является выражением целостного состояния при выполнении какого-либо психофизического или речевого действия. Объясняется это тем, что любое речевое или физическое действие не может осуществляться без вспомогательных движений частей тела или просто мускулатуры. И в этом проявляется высокая координация, свойственная человеческому организму.

Учеными доказано, например, что при подготовке к стрельбе человек целится не только глазом, но и «пятками», то есть вся поза активна, мускулатура тела собрана, мобилизована на выполнение заданного действия — поразить цель. «Позовая» мускулатура участвует в действиях отдельных частей тела, но эти действия, почти невидимые глазом, можно скорее лишь ощутить.

Зато сама поза выступающего человека видна зрителям, по ней они о многом догадываются.

К трибуне оратор должен направляться решительным шагом (ступни ног слегка развернуты носками наружу), с хорошей осанкой (прямой спиной, поднятой головой, опущенными плечами), с руками, свободно «сброшенными» (или «сброшенной» одной рукой, если в другой портфель, папка), со взглядом, устремленным к трибуне или аудитории (не стоит боязливо смотреть под ноги).

Взойдя на трибуну, нельзя сразу же «с места в карьер» начинать: аудитория еще не готова к восприятию.

В организации восприятия речи аудиторией важную роль играет так называемая «начальная пауза», психологическое назначение которой состоит в том, что она позволяет слушателям привыкнуть к оратору: оценить его внешний вид, одежду (должна быть не броской), по выражению глаз и активности позы увидеть заинтересованность предстоящим выступлением. В свою очередь, оратор устанавливает молчаливый контакт с аудиторией: осматривает ее (но не разглядывает), как бы молча здоровается. В этой начальной паузе слушатели и настраиваются на восприятие речи, а оратор успокаивается, пытается уловить настроение аудитории, ее отношение к теме выступления, определяет тон своего общения с аудиторией, создавая атмосферу делового контакта с нею.

Поза должна быть естественной, устойчивой. Удобнее всего, конечно, стоять, опираясь на обе ноги, но одна из них может быть несколько расслабленной, выдвинутой слегка вперед. Не следует часто переступать с ноги на ногу, переминаться и раскачиваться из стороны в сторону, ибо это создает впечатление о человеке, неуверенном в себе, стесняющемся слушателей.

Вместе с тем весьма выразительны движения вперед-назад: делая движения вперед, оратор подчеркивает важность своей мысли. Закончив же изложение важной мысли, он переносит тяжесть тела на другую ногу, несколько отклоняется назад, давая понять, что можно передохнуть, чтобы осмыслить, осознать сказанное, подготовиться к восприятию дальнейшей информации.

Нередко можно наблюдать, как оратор усиленно вытягивает шею вперед, поднимая голову (что особенно свойственно женщинам), а это ведет к напряжению в звучании голоса, да и поза выглядит неэстетично. Не следует часто и низко наклоняться к записям, лучше держать их в руке и, обращаясь к ним, не терять контакта с аудиторией.

Постоянное подчеркивание важных моментов речи кивком головы (а с этим тоже встречаешься на практике) лишь свидетельствует о мышечных зажимах — и только. А некоторые думают, что если ткнул подбородком или клюнул носом, то этим выразил все, что хотел.

Нет! Нельзя забывать, что у человека все, в том числе и позы, жесты, движения, мимика должны быть естественны и красивы.

Заканчивая мысль о том, что активность позы пронизывает всё выступление оратора, остановимся на главных неречевых средствах выразительности — жестах и мимике.

Среди всех внешних средств выразительности особое место занимают руки. В жестикуляции ярко проявляется сущность человеческого характера. Сложный и разнообразный арсенал жестовых средств помогает раскрыть суть речь или, наоборот, может существенно помешать и даже навредить.

Жесты разделяются на две группы: условные и неусловные. Условные жесты носят интернациональный, национальный, узкосоциальный характеры.

К условным жестам относятся: военное приветствие, пионерский салют, осенение крестом, жесты одобрения (хлопки), жесты солидарности (поднятая рука, сжатая в кулак), бытовые жесты, показывающие, что человек пьян, не в своем уме, болтлив и т. д.

Некоторые из условных жестов играют самостоятельную роль, как определенные коды вне связи с языком (например, дирижирование).

Условные жесты иногда заменяют речь. Так, вместо того, чтобы сказать «да», русский кивает головой, а вместо «нет» —качает головой из стороны в сторону.

А вот болгары, греки, румыны, македонцы делают наоборот: качают головой из стороны в сторону в знак согласия, а кивают в знак отрицания. Арабы в знак отрицания откидывают голову назад.

Высовыванием языка русские, европейские народы поддразнивают собеседника, китайцы — угрожают, индийцы — гневаются, а у народности майя — это движение языка выражает мудрость

Неусловные жесты понятны всем без объяснения. По своей природе они весьма действенны, выражают эмоциональное состояние и волю человека, всегда имеют конкретную цель.

Жест может быть произведен и рукой, и ногой, и головой, и туловищем. Но чаще, конечно, человек жестикулирует руками. Именно рука наиболее активно выражает внутреннюю жизнь человека.

Неусловные жесты разделяются на четыре группы:

— указывающие,

— передающие,

— подчеркивающие,

— ритмические.

Указывающие жесты наиболее просты и обычно указывают на тот или иной предмет. Используя такие жесты, оратор указывает, например, на схему, начертанную им на доске, на таблицу или иное наглядное пособие, принесенное в аудиторию.

Передающие жесты делятся, в свою очередь, на изображающие и эмоциональные. Изображающие жесты передают вид, форму объектов речи.

Например, трудно понять рассказ человека если слова «Во — ширина! Высота — во!» не сопровождать изображающими жестами. К таким жестам обычно прибегают люди невысокой воспитанности и интеллектуальности.

Без этих жестов можно обходиться. Кроме того, они отвлекают внимание от смысла. Более уместны жесты, выражающие мысль, чувства.

Убедительно подтверждают мысль о необходимости полагаться на само слово и избегать многожестия русские пословицы:

— Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.

— Нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал.

Излишняя жестикуляция раздражает аудиторию. К многожестию обычно прибегают ораторы с маловыразительной речью или слабым голосом, пытаясь таким образом усилить впечатление от выступления. Но лишние жесты — это сор, грязь, отсутствие творческой свободы и уверенности в правильности произносимых мыслей.

Восприятию смысла речи мешает интенсивная жестикуляция двумя руками. Заметим, что активное движение обеими параллельно действующими руками свойственно романским народам, жителям Южной Европы. Подчеркивающие жесты выделяют главное в речи, помогают лучше уяснить мысль. Но при подчеркивании важности какой-либо мысли рукой, надо выделить эту мысль и интонационно.

Ритмические жесты подчеркивают не отдельные части, места речи, а весь ритм ее произнесения. На слушателей в данном случае воздействует не только мысль, но и накал внутренней жизни оратора. К ритмическим жестам относятся и жесты колебания, неуверенности.

Проявляются они в поднятии плеча, характерном наклоне головы к плечу. Возникают такие жесты тогда, когда говорящий не знает, как выразить свою мысль, не может найти нужное слово.

Жесты неуверенности естественны в ответах на вопросы, когда оратор не может дать исчерпывающего ответа на какой-либо неожиданный вопрос и не скрывает этого.

Жесты неуверенности возникают и в процессе выступления, когда оратор привлекает слушателей к тому, чтобы вместе с ними искать наиболее точные ответы на поставленные вопросы. Это придает речи естественность, доверительную приближенность к аудитории, помогает сиять напряженность восприятия.

Следует учитывать также пространственные факторы общения. Если аудитория немногочисленна, то для создания эффекта доверия, открытости можно и не заходить на трибуну.

При этом одинаково плохо стоять неподвижно, навытяжку, как по команде «смирно», или бесцельно расхаживать по сцене, отвлекая слушателей от восприятия содержания.

Злоупотребляя свободой передвижения, некоторые ораторы забывают, что зрительное (визуальное) восприятие сильнее слухового, забывают, что сила воздействия не в суетливости, не в многожестии, а в экономичности неречевых средств общения, в их волевом и выразительном воздействии, помогающем проникнуть в смысл, подтекст речи.

К особой разновидности можно отнести индивидуальные жесты, которые не укладываются ни в какие схемы. Они неразрывно связаны с движением мысли, чувства. Их интенсивность зависит от темперамента, национальности, воспитания, профессии, общей культуры, индивидуальных особенностей личности.

Среди них есть такие жесты, как манера класть руки в карманы и вынимать их, встряхивать головой, потирать руки, притрагиваться ко рту, лбу, уху, носу, приглаживать или отбрасывать волосы, подергивать плечом, губой, поднимать брови и т. д.

Ясно, что от подобных жестов следует решительно освобождаться.

Все условные и неусловные жесты, рожденные мыслью, чувствами, волей оратора, должны быть связаны с желанием продлить, закрепить слушательское внимание. Велика роль своеобразного центра передачи и приема сигналов в человеческом общении — мимики.

Мимика — движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние — это средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Еще в начале XIX века известный теоретик ораторского искусства Я. В.

Толмачев писал: «Лицо есть зеркало души. На нем изображаются все чувствования: любовь, ненависть, печаль, гнев, угрозы, ласки; на нем мы читаем мысли оратора прежде, нежели он говорить начинает».

Язык эмоциональной мимики подчеркивает или дополняет то, что передается словами.

По глазам мы читаем мысли, желания, чувства собеседника. К. С. Станиславский учил: «Передавайте мысли голосом и словами, а глаза пусть помогают дополнять то, что не передается речью».

Не менее важную роль в общении играют губы. Околоротовые мышцы вернее всего выявляют эмоциональную жизнь человека.

И действительно, если лоб может собраться складками от удивления, неуверенности или нахмуриться от гнева, обиды, напряженных раздумий, то губы способны слегка улыбаться, растягиваться в улыбке, расплываться, иронически кривиться, с презрением опускаться вниз, крепко сжиматься в обиде, прикусываться от боли, волнения и т. д.

Но в процессе публичного выступления, от излишнего волнения, может нарушиться органическая жизнь глаз, а лицо онеметь, исказиться в гримасе, или оратор может начать беспричинно, не переставая, улыбаться. Мимика должна быть естественной, лицо спокойным и вместе с тем живым.

Следует успокоить и бегающие глаза: они мешают сосредоточиться и оратору, и слушателям. Остановив внимание на одной группе слушателей, надо обязательно закончить мысль и лишь затем перевести взгляд на другую группу. Но говорить со слушателями надо «глаза в глаза». Это лучший способ общения, заражения слушателей своими чувствами, желаниями.

При этом необходима мимическая сдержанность, а достигается она мышечной свободой.

Телесные мышечные зажимы — величайшее зло для творческого процесса.

Как быть в подобной ситуации? Надо научиться снимать мышечное напряжение: с плеч (не поднимая их), с рук (не прижимая их к грудной клетке, они должны свободно действовать от плеча), с шеи (не забывать делать по несколько медленных круговых движений, чтобы почувствовать свободу мышц), с кистей рук.

Некоторым ораторам свойственна привычка крепко вцепляться в трибуну. В таких случаях слушателям видны мертвенно побелевшие кисти рук, сигнализирующие о мышечном напряжении. Напряжение же в кистях рук непременно распространяется по организму и захватывает речевой аппарат, а это отрицательно сказывается на голосе — он звучит зажато и искаженно.

Жесты и мимика — это только помощники слова. При умелом использовании они могут сделать мысли ясней, а чувства ярче. При неумелом управлении ими — затемняется смысл, затрудняется восприятие речи, портится впечатление от выступления. Изучая неречевые средства общения, овладевая ими, надо помнить о том, что вербальное (речевое) общение является доминирующим звеном в коммуникации.

В этой связи следует особо подчеркнуть: необходимо знать свои традиции, эстетику своего народа и критически относиться к рекомендациям западных ораторов. Говоря о мастерстве речевого взаимодействия, мы советуем прибегать к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи, ибо это втягивает слушателей в процесс совместного размышления, в поиск ответов, нахождения истины.

Отсюда следует, что лишь разумное использование неречевых средств общения помогает выполнению цели оратора: не только информировать, обогащать знаниями, но и убеждать. А это возможно при условии, если оратор владеет единством формы и содержания своей речи.

Литература:

1. В. Колшанский. Паралингвистика. — М.: Наука, 1977..

2. К. С. Станиславский. Собр. соч. Т. 2.

3. Р. Славский. Искусство пантомимы. — М.: Наука, 1977.

4. Колесов В. В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1998.

5. Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика. — СПб, 1997.

Источник: http://masters.donntu.org/2011/iem/pirogova/library/tez3.htm

Язык чувств: жесты и мимика оратора

Язык чувств. Жесты и мимика как средство общения

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему

«Язык чувств: жесты и мимика оратора»

Введение

1. История изучения невербальных средств языка

2. Жесты оратора как средство общения

3. Мимика и ее роль в процессе выступления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жизнь человека невозможна без общения с другими людьми. Необходимость в передаче собственных мыслей, переживаний породила речь, сначала устную, потом письменную. Для того, чтобы ясно и логично донести свою мысль до собеседника, необходимо знание основных правил культуры речи.

Как известно, человек, выступающий публично, должен не только красиво говорить, правильно выстраивать фразы, но и уметь налаживать контакт с аудиторией.

Чтение с листа всегда воспринимается поверхностно, именно поэтому оратор должен умело пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами языка.

Актуальность данного реферата заключается в том, что знание основных законов невербального общения помогает не только уверенно держаться перед аудиторией, но и «расшифровывать» язык жестов и мимики других людей.

В реферате будут рассмотрены основные принципы языка жестов и мимики, будут даны примеры их использования и практические советы.

1. История изучения невербальных средств языка

Язык чувств — это понятие, которое не имеет четкого научного определения, однако оно существует уже много веков. Так, во время древних людей, когда речь как таковая еще не появилась, человек был вынужден издавать различные звуки — выражать свою боль, ярость, ужас или отчаяние. Очень часто эти эмоции выражались c помощью движения рук, качанием головы и так далее.

Первые научные обоснования значимости «языка чувств» появилось в эпоху античности, когда жесты и мимика ораторов ставились в один ряд по значимости с лексическими средствами. Например, античный философ Феофаст разработал собственную теорию произнесения, особое внимание уделяя мимике и жестам человека, выступающего перед аудиторией.

До наших дней сохранилось его сочинение «О стиле», где Феофаст описывает разные стили риторических выступлений, их недостатки и сильные стороны. Философ делит публичное выступление на две составляющих — владение голосом и владение телом. По его мнению, голос должен быть звучным, понятным, без лишней игры интонацией.

Другой известный античный мыслитель Цицерон учил своих приближенных правильно жестикулировать, указывая, что движение тела соответствует «душевному движению». Он писал: «Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего.

Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и ненамного выступать вперед — с умеренностью и тоже не часто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами…Зато владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных». [ №2: №74 ].

Современные психологи и психиатры включают в понятие «язык чувств» умение передавать информацию с помощью невербальных средств языка. Невербальное общение еще можно назвать общением с помощью языка жестов. При этом это не обязательно должны быть четко сформированные жесты, на подобии тех, которые используют люди без слуха.

Походка, поза при сидении, дистанция, мимика и жесты — все это является невербальным посылом, который подсознательно влияет на человека. Например, если человек видит на экране, как кто-то ест лимон, то он, скорее всего, сморщится, причем это произойдет автоматически.

Более того, каждый человек ведет непрерывный диалог со своим собеседником или, например, с попутчиком в поезде, с помощью жестов.

Автор учебника «Социология коммуникации» Конецкая В.П. указывает, что невербальные средства коммуникации, к которым она относит жесты, мимику, телодвижения, тон, паузы, можно называть паралингвистическими. Другие ученые называют эти средства языка кинесическими (от греческого слова «движение»).

Невербальные компоненты языка имеют две составляющих: биологическую и социальную. В результате длительных научных экспериментов было доказано, что мимика при выражении эмоций у человека и обезьян, некоторые жесты, телодвижения и позы являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции.

Большинство мимических реакций трудно сознательно контролировать, например, побледнение или покраснение лица, частое моргание или расширение зрачков. Но в отличие от приматов, человек в результате своей социализации учится сдерживать свои эмоции, управлять ими для достижения определенных целей.

Особо это актуально для людей, вступающих публично.

Американский исследователь в области вербальных и невербальных знаков Альберт Маграбян считал, что невербальное общение занимает большую часть сознания человека, нежели вербальное. В его научной статье «Принцип «7-38-55»» говорится, что 70% информации о внешнем мире человек получает именно с помощью зрения, после чего начинается обработка информации.

Причем принимать большое количество информации человек может, даже находясь в одиночестве и не ведя диалог с другим человеком в это время. Более того, даже во время диалога о собеседнике значительно больше информации можно получить, следя за его мимикой и жестами — так раскрываются истинные чувства и мысли, так они спонтанны и не всегда поддаются контролю.

Отношение к собеседнику чаще всего формируется в первые секунды общения, так как походка, внешний вид, улыбка на лице может подсказать человеку, о том, как настроен его собеседник.

При этом Маграбян утверждал, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла несут определения слов, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты[ №4]. Причем невербальные средства языка помогают человеку облегчать свою речь — избегать словесных повторов или речевых нагромождений. Высказывания становятся яркими, эмоциональными.

Исследователи массовых коммуникаций и психологи указывают на ряд преимуществ, которые имеют невербальные средства языка перед вербальными: жест мимика оратор выступление

1. Невербальные сигналы развились раньше, чем вербальные и оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях

2. Невербальные средства часто используются неосознанно

3. Невербальные средства воспринимаются непосредственно и сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность

4. Невербальные сигналы передают самые тонкие оттенки эмоций или отношения

5. Невербальные сигналы могут передавать информацию, которую неудобно или невозможно высказать словами.[ № 2: №49]

Исследователи невербальных средств общения выделяют несколько основных факторов: походка, жесты, мимика, поза.

Для человека, выступающего перед аудиторией (ритора) большое значение будут иметь именно жесты и мимика. Под жестами и мимикой мы подразумеваем движение частями тела илица.

2. Жесты оратора как средство общения

Знаменитый философ Античности Демосфен на вопрос о том, что нужно для хорошего оратора ответил: « Жесты, жесты, жесты!».

Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания.

Кроме того, есть и общепринятые жесты, которые будут понятны на любом континенте. Это жесты приветствия, прощания, привлечения внимания. Другие невербальные средства могут быть по-разному расшифрованы в зависимости от ситуации общения. Например, глубокий, поясной поклон может означать официальное приветствие высокого начальника, а в домашней обстановке стать шутливым знаком признательности.

Проблемой языка жестов интересовались не только риторы, философы, но и ученые естественных наук. Например, Чарльз Дарвин в 1872 году написал работу «Выражение эмоций животными и человеком». В этой книге он указывал, что главные выразительные движения человека и животного носят врожденный характер. Этим движениям никто не учит.

Дарвин писал, что обезьяны, например, свое удивление выражают расширением глаз и изгибанием дугой бровей. По его наблюдениям, приматы оттопыривали губы, когда были не в духе или раздосадованы. Ученый пытался доказать, что все главные выражения, свойственные человеку, одинаковы на всем свете.

Он писал, что «свободное выражение эмоций посредством внешних знаков делает более интенсивными эти эмоции»[№1: №49].

Однако, несмотря на положительное влияние жестов на эффективное выступление, стоит отметить, что неумелое их использование может привести к нежелательным последствиям. Например, известный российский юрист А. Ф.

Кони отмечал в своем труде «Советы лекторам», что «…жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова.

Слишком частые, однообразные, суетливые движения рук неприятны, приедаются, свидетельствуют о неуверенности говорящего в себе». [№1: №45]

В научных трудах, посвященных культуре речи и риторике, выделяются несколько типов жестов:

1. Ритмические. Такие жесты могут дополнять логические ударения в речи, замедление или ускорение темпа.

2. Эмоциональные жесты передают различные оттенки чувств. Иллюстрацией таких жестов могут послужить некоторые фразеологические обороты: бить себя в грудь, развести руками, стукнуть кулаком по столу, указать на дверь.

3. Указательные жесты помогают говорящему указать место, выделить какой-то предмет. В данном случае жестикулируют головой, рукой, пальцем. Однако следует помнить, что указание пальцем на человека является признаком дурного тона.

4. Изобразительные жесты используются, когда человек как бы изображает предмет. Они используются если необходимо усилить впечатление от произнесенного наглядно или не хватает лексических средств, чтобы полностью обрисовать предмет.

5. Символические жесты несут в себе определенный смысл, понятный окружающим. Например, поклон артиста с прижатыми к груди руками символизирует благодарность за теплый прием, а руки скрещенные на груди являются символом того, что говорящий закрывается, защищается от кого-то или чего-то.[№2: № 49-50].

Современные психологи в настоящее время активно изучают язык жестов. Появилась даже целое направление — «боди ленгвидж». Такое определение ввел австралийский психолог Алан Пиз. По его мнению, овладев языком жестов, можно будет «считывать всю скрытую информацию непосредственно с собеседника».[№3 : № 47].

Он считает, что язык жестов состоит из слов, предложений и знаков препинания. В своей книге «Язык движений» Алан Пиз подробно рассматривает ситуации, когда жесты человека выражают какое-то потайное значение.

Например, ребенок, который собирается сказать неправду, будет всегда прикрывать рот в попытке остановить ложь.

Аналогичным способом слушающий человек может выразить свое сомнительное отношение к тому, что ему говорят — человек прикасается к своему носу или рту.

3. Мимика и ее роль в процессе выступления

Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации.

Кроме того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией не только об испытываемых консультантом чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль.

Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом.

Русский профессор словесности Николай Кошанский писал: « Нигде столько не отракаются чувства души, как в чертах и взорах…никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе».[№4: №78]

Мимика как объект исследования интересует многих ученых. Это и психологи, и невропатологи, и исследователи массовых коммуникаций, существует даже профессия — физиономист. Родоначальником этой области знаний можно считать Леонардо Да Винчи. Он первым дал объяснение взаимосвязи между стабильным выражением лица и движениями мимической мускулатуры.

Ученые выделяют бытовую мимику и сознательную. В первом случае речь идет о движениях лица, которые связаны с физиологией и рефлексами человека.

Сознательная мимика рассматривается как элемент ораторского и актерского мастерства. Во времена немого кинематографа именно умение передать чувства своего героя зрителю считалось высшим мастерством.

Несомненно, самой яркой фигурой этого периода можно считать Чарли Чаплина.

Основными мимическими элементами считаются взгляд, улыбка и глаза. Для человека, выступающего перед аудиторией, очень важно наладить визуальный контакт в теми, кто слушает его речь. Психологи советуют найти в зале того, слушателя, который будет вас внимательно слушать и регулярно взглядом обращаться именно к нему.

Такой человек обычно кивает головой в знак согласия с вами. Если же вы будете часто переводить взгляд от одного человека к другому, то такое поведение выдаст ваши переживания и неуверенность.

Во время выступления нельзя смотреть в пол или поверх голов слушателей, что будет расшифровано ими как незаинтересованность в общении.

Психологи доказали, что точные сигналы о состоянии человека передают глаза. Был проведен эксперимент с опытными игроками в покер. Если один из игроков одевал во время игры темные очки, то он чаще выигрывал. Также известно, что греческий судовладелец, миллиардер Аристотель Сократ Онасис на переговорах часто одевал темные очки, чтобы его глаза не выдавали его мыслей.

Научиться помогать себе во время публичного выступления довольно просто. Известные адвокаты, телеведущие, актеры всегда репетируют свою речь перед зеркалом. Введенская в своем учебнике « « советует изучить свое лицо, понимать, что происходит с бровями, губами, лбом.

«Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови».

[№1: № 44] Очень эффективным, по мнению преподавателей актерского мастерства и риторики, является упражнение перед зеркалом, когда человек произносит несколько разных по эмоциональности фраз: грустных, веселых, трагических, презрительных или пугающих.

Заключение

По мнению большинства психологов, лингвистов и специалистов речевых коммуникаций утверждают, что подделать «язык чувств» невозможно.

Австралийский ученый Алан Пиз пишет: «Мы улыбаемся, киваем головой в попытке скрыть ложь, но к несчастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считываемыми с лица и тела, и словами».

Именно поэтому знание основных законов невербальной коммуникации, умелое их использование может стать залогом успешного выступления перед аудиторий.

Список использованной литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 537 С.

2. Конецкая В.П.Социология коммуникаций. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 C.

3. Пиз, Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: Эксмо, 2003.

4. Равенский Н.Н. Как читать человека. М.: РИПОЛ классик, 2007. 228 С.

5. Интернет-источник: Принцип «7-38-55» в общении по Альберту Меграбяну, США, [Электронный ресурс]. URL: http://vikent.ru/enc/3490.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/ethics/00524840_0.html

Классный час по теме:

Язык чувств. Жесты и мимика как средство общения

Классный час по теме:

«Язык, мимика, жесты — как средства общения»

ЦЕЛЬ:

1.     Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.

2.     Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.

3.     Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Интерактивная.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Неумение детей общаться или сложности в общении приводят к частым конфликтам учащихся в классе.

ПРИМЕНЕНИЕ: Формирование классного коллектива, в котором каждому ребенку будет комфортно и уютно. Для каждого учащегося построение своей модели поведения в конфликтной ситуации.

ХОД классного часа

1 этап.

 Вступительная часть

Учитель: — Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей?

Обоснованные ответы детей:

Без общения человек не может прожить, т.к. он живет среди людей и общение неизбежно. У человека есть друзья и недруги, и со всеми ему приходится встречаться и общаться.

Учитель: – Какие языки вы изучаете?

Дети: русский, английский, татарский, на уроках информатики – язык программирования.

2 этап.

 Определение темы и цели занятия

Учитель: — А какие средства общения вы знаете?

Дети: — Речь, мимика, жесты, язык.

Учитель: — Молодцы, это и есть тема нашего занятия. А как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить.

Дети: — С какими людьми общаться легко? А с какими трудно? Как научиться общаться без ссор и крика?

3 этап .

Язык, как средство общения.

Учитель: — Ребята, сейчас я расскажу вам легенду. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: В чем смысл этой легенды?

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда.

Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее.

А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились.

Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Учитель: — Как вы поняли, почему язык может назвать другом и врагом?

/Учитель читает выдержку из толкового словаря значение слова ЯЗЫК/

— Какое значение слова язык подходит к нашему занятию.

Язык – речь, средство общения.

Работа в группах.

— Объясните смысл пословиц:

Слово жжет сильнее огня.

Мягко стелет, жестко спать.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

(Можно предложить детям вспомнить другие пословицы по теме)

Учитель: Часто наше благополучие зависит от доброго слова, взгляда. И на оборот: злое слово нас больно ранит. А как общаются люди, которые не умеют говорить?

4 этап. Жест, как средство общения.

Учитель: – Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем – это язык мимики, жестов, телодвижений человека “body language”. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная. .

Только что вы пользовались этим языком (пожали плечами, выразили удивление, замотали головой). В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.

Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен еще древним римлянам: так после окончания поединка император давал знать — оставляет ли он жизнь гладиаторам или нет.

Есть жесты, которые стали международными и понятными всем, но некоторые жесты оного народа могут быть непонятны другому народу.

Жест – движение рукой или телом, что–то обозначающее или сопровождающее речь.

Учитель: Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.

 Дети показывают жест большой палец вверх.

Учитель: – Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при ании на дорогах. А в Греции – это знак – “Прекрати говорить!/ грубо/ Замолчи!” Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев “большой палец” обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.

Дети:  показывают поднятый вверх указательный палец.

Учитель: – У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец – 5. Вопрос – нужно человеку знать язык жестов и почему?

Учитель: Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.

Перечислите жесты, которые вам знакомы.

 Дети:

– приятные/ поклоны, рукопожатия/

– добрые /поглаживание по головке, похлопывание по плечу/

– вредные/почёсывание затылка, размахивание руками/

– обидные/пальцем у виска/

– решительные/зазывание /

– профессиональные/ отдача чести у военных/

– определённой группы людей/глухонемые, иностранцы/

Учитель: – Сейчас мы проведём игру “Угадай жест”.

— Задание по группам.

Пользуясь языком жестов показать:

1.     Тихо.

2.     Подозвать ребенка.

3.     Обрадоваться друзьям.

Учитель: – Умение читать жесты помогают понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?

Дети:  словами “здравствуйте”, “привет”, кивком, рукопожатием, поцелуем.

Учитель: – Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Попробуйте сами выстроить правила такого приветствия: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.

Выслушиваются ответы детей.

4.Физкультминутка.

Учитель: – Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.

Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска.

Учитель: – Какие жесты вам неприятны?

Дети:  называют обидные жесты.

Учитель: – Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?

Учитель: — Жесты так же несут культуру народа. Одни и теже жесты, могут нести разное значение у разных народов.

Кивок головы — у русских – ДА, у болгар – НЕТ.

Помашем рукой — у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.

1.     Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. В Китае в старые времена здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни оратор этим жестом приветствует слушателей.

2.    
2. Если вы попадете в Тибет   и встречный прохожий покажет вам язык — не огорчайтесь. Это будет означать — «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!». Но для других народов этот жест оскорбителен.

3. Если житель Испании указательным пальцем левой руки оттянет нижнее веко, это будет означать «Осторожно!».

4. Представители некоторых народов Африки в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

     5. В Индии изображение пальцем языка змеи означает, что «Ты — лжец!».

    6. Выражая восхищение, мы хлопаем в ладоши. А в Бразилии , восторгаясь чем-то, возьмутся за мочку уха.

 7. Лапландцы приветствуя друг руга, трутся носами. 

 8. Для того, чтобы выразить знак восхищения, мексиканцы и испанцы сложат три пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя.

    9. В Египте жест приветствия напоминает отдачу чести — ладонь прикладывают ко лбу.

 10. Русские на прощанье машут кистью руки сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А вот жители андаманских островов на прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.

5 этап. Мимика, как средство общения

Учитель: — Как называется изменение выражение лица при помощи лицевых мышц?. /Выдержка из толкового словаря. Что такое – МИМИКА/

Задания по группам.

Показать графически:

Радостный человек.

Удивленный человек.

Сердитый человек.

Учитель: — С каким человеком приятнее общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению?

 Творческая работа

Учитель:  – Всем людям хочется, чтобы в обращении с ними другие пользовались приятными жестами. Предлагаю вам создать знаки жестов, которые, как и дорожные знаки, будут запрещающими или разрешающими. Подумайте, где можно применить эти знаки?

Дети:  рисуют на заранее приготовленных листочках знаки, подобные дорожным.

Устраивается показ и объяснение каждого знака.

6 этап. Подведение итога

Учитель: — Ребята, с каким человеком общаться легко, какое общение приносит радость?

Учитель: — А как сделать наше общение приятным?

Я предлагаю вам записать правила общения в воспитанном обществе и пользоваться ими в нашем коллективе.

Сначала работа идет в группах, а затем оформляется на один общий плакат в классном уголке.

В воспитанном обществе нельзя!

1.     Кричать.

2.     Размахивать руками.

3.     Ссорится.

4.     Обзывать друг друга.

5.     Показывать на других пальцем.

6.     Смеяться над неудачами товарищей.

и др.

Учитель: – Прочитайте пословицу “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”. Объясните смысл. Желаю вам стать образцовыми школьниками, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь, с помощью жеста, покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.

Дети:  все показывают жест “большой палец вверх”.

Учитель: — Давайте будем уважать друг друга. Пожелаем друг другу удачи и радости.

Источник: http://vospitatel.edu54.ru/node/56086

Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении

Язык чувств. Жесты и мимика как средство общения

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальными (словесной) используют жестикулярно-мимические, т.е. невербальные средства.

Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных, соответственно, 45% или 35%. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов.

По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимикапозволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если человек привык хмурить брови, морщить лоб, то ему надо отучиться собирать складки на лбу, расправлять почаще нахмуренные брови.

Чтобы мимика была выразительной, рекомендуется систематически произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных; веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

О многом может сказать и жестикуляциясобеседника.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест.

Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия.

Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию.

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические.Особый интерес представляют символические жесты.Они условны.

Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания– отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед.

Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления –ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы –пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, говорящий с таким характером не может обойтись без жестов.

Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Государственным служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, продавцам, то есть всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, внимательно смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки увеличиваются, а при раздражении, недовольстве, гневе – значительно сужаются.

Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек – ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве.

Такой жест характерен для высших военных чинов, работников милиции, директоров.

Психологи рекомендуют в стрессовой ситуации, когда приходится ждать приема у зубного врача или вызова к начальнику, перед сдачей экзамена, сделать такой жест – и сразу придет уверенность в себе, пропадет страх, наступит некоторое облегчение.

Руки на бедрах – жест готовности, агрессии. Такая поза может сопровождаться широкой постановкой ног, а пальцы рук при этом сжимаются в кулак.

Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.

Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_78770_neverbalnie-sredstva-obshcheniya-rol-zhestov-mimiki-pozi-v-obshchenii.html

Refy-free
Добавить комментарий