Взаимосвязь социологии и социальной работы

Реферат: Взаимосвязь социологии и социальной работы

Взаимосвязь социологии и социальной работы

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального страхования, экономики и финансов

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология Социальной работы»

Тема: «Взаимосвязь социологии и социальной работы»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент Стародубцев А.В.

Группа ФИН-Д-3-1

2010

Социология – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется множественность подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной отрасли научного знания.

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.

Социология возникла в ответ на потребности формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности.

Расширение прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология.

Считают, что социология вышла из недр социальной философии и в определённой мере перенимает философскую культуру, придаёт большое значение теоретическому обобщению, целостному осмыслению социальных явлений.

В то же время, социология стремится преодолеть ту ограниченность, которая свойственна философии при анализе реальных социальных проблем. Она осуществляет задачу, которую не ставит перед собой философия, — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

Однако между этими науками прослеживается непосредственная связь. Например, принципиально новое решение в современной социологии и философии получает проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире.

Эти науки помогают обществу не только выйти из кризисных ситуаций, но и прийти к разумному управлению и регулированию социальными процессами.

Поскольку социология изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, постольку она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке. Эти связи реализуются по многим каналам, из которых четыре следующих играют особо важную роль.

Взаимообмен научной информацией.

Сейчас трудно найти политологов и журналистов, игнорирующих данные социологических исследований электорального поведения; правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками в области социологии труда и производства. Активными потребителями социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей.

Социология не только поставляет нужную разным наукам информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из родственных областей знания.

Основные заключения философии имеют для нее теоретико-методологическое значение, выводы других наук учитываются при разработке исследовательских программ, формулировании гипотез, прежде всего.

Обмен научной информации имеет не только взаимный, но взаимообогащающий смысл.

Интенсивное формирование и развитие отраслей социологии, изучающих пограничные с другими науками проблемы. Речь идет о:

1. социальной философии,

2. социальной антропологии,

3. исторической социологии и социологии истории,

4. экономической социологии,

5. социокультурологии,

6. политической социологии и социологии политики,

7. космосоциологии (социоастрономии),

8. конфликтологии,

9. социальной статистике,

10. психосоциологии (социальной психологии),

11. социокриминологии,

12. социобиологии,

13. социогеографии,

14. экосоциологии,

15. социолингвистике,

16. социальном менеджменте и социологии менеджмента,

17. социологии рекламы,

18. социологии социальной работы,

19. социальной педагогике,

20. социальном маркетинге,

21. библиосоциологии (социобиблиотековедении),

22. социологии культурно-просветительской работы,

23. социальной логотерапии,

24. имиджиологии,

25. математическом анализе социальной информации.

Эти и некоторые другие отрасли знания с одинаковым правом можно относить и к социологии, и к той науке, которая отражена в названии соответствующей отрасли. Межнаучный характер некоторых из указанных отраслей имеет более сложный характер.

Конфликтология, например, синтезирует выводы о закономерностях возникновения, проистекания и преодоления социальных конфликтов, сделанные социологией, философией, историей, менеджментом, общей и социальной психологией, юридическими науками.

Социальная логотерапия – производное от взаимодействия социологии, философии, логики, терапии, общей и социальной педагогики, психологии, культурологии, теории и методики социальной работы. Имиджеология – продукт взаимопроникновения социологии, психологии, политологии, культурологии, филологии (журналистики), менеджмента и науки рекламной деятельности.

Заметим, что среди выделенных отраслей есть и такие, которые свидетельствуют о взаимосвязях социологии с науками, традиционно относимыми к разряду естественных (астрономия, биология, география, статистика, математика). Этот факт – один из доводов в пользу вывода, согласно которому социология выполняет функцию интеграции общественных и естественных наук.

Превращение ряда вышеозначенных отраслей знания в автономные науки. Вторая половина XX в. характеризуется бурным развитием дисциплин, имеющих межнаучный характер.

Первоначально они формируются в качестве отраслей смежных наук, но после накопления определенной массы специфических знаний фактически становятся самостоятельными науками, отпочковываются от своих «родителей», занимая и раздвигая нишу, имеющуюся между ними.

На сегодня такую самостоятельность в полной мере завоевали социальная философия, социальная антропология, социальная статистика, экономическая социология, конфликтология, социальная психология, социальная педагогика, социогеография и социальная экология.

Остальные из вышеназванных отраслей ныне переживают процесс активного поиска своего специфичного предмета и автономизации.

Обмен исследовательскими методиками.

На заре своего существования социология заимствовала методики исследования у естествоиспытателей (наблюдение за изучаемым объектом и эксперимент, статистические и математические процедуры обработки информации), историков (сравнительно-генетический фактуальный анализ), психологов и антропологов (различные тесты, индивидуальные и групповые собеседования, процедуры диагностики сознания и психики людей). Она и сейчас не отказывается от возможности пополнить свой методический арсенал за счет наработок, прежде всего, в области информатики и математического анализа информации. Но к сегодняшнему дню отношение между социологией и другими науками об обществе и человеке по поводу исследовательских методик принципиально изменились.

Социология превратилась в своеобразный полигон разработки, апробации и корректировки многообразных методов сбора, анализа и интерпретации научных данных, исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий, различных вариантов их сочетаний в методике эмпирических и теоретических исследований. Сегодня социология одаривает другие науки накопленным и трансформированным ею методическим богатством.

Современная психология и педагогика активно используют социометрические методики и качественные методы анализа проблематики малых групп.

Экономисты, юристы, политологи, журналисты, экологи, валеологи, медики, культурологи, представители многих других наук об обществе и человеке берут на вооружение методики социологических опросов: анкетирования, интервьюирования, экспертных, телефонных, прессовых, почтовых, факсовых и иных способов выяснения общественного мнения. Историки, проводя научные исследования, не могут обойтись без контент-анализа источников, а филологи – без методик социолингвистики.

Рассматривая взаимосвязь социологии с социальной работой, отметим следующее: социология изучает общество, социальные институты и явления, поведение и убеждения пецифических групп — семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др.

Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечивать владение интерперсональными навыками и техниками. Например, основной навык специалиста социальной сферы — это интервьюирование.

Этот навык предполагает знания того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности. Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник далее намечает план действий, обеспечивая таким образом аналитический подход к решению проблемы.

Научный анализ социальной проблематики экстремальных ситуаций и жизнедеятельности «групп риска» в социальной работе опирается на социологический анализ.

Анализируются: угроза жизненным силам; способность управленческого актива принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни; развитость и сохранность социальной инфраструктуры отраслей жизнеобеспечения (транспорт, связь, здравоохранение, снабжение продуктами питания и др.); ущерб, нанесенный социальному пространству и населению, и др.

Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности.

При написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска, что весьма часто делается в исследованиях по проблемам социальной работы, обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Знания социологии, особенно прикладной, важны для социальной работы, но не подменят ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-315506.html

Социология и социальная работа

Взаимосвязь социологии и социальной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒

Социология — наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей разного рода: общества как целостного организма, социальных и других общностей дифференцированных по различным основаниям. Термин социология был введен в научный оборот в 1830 г. Огюстом Контом.

Так как социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп ( семей, детей, мужчин, женщин, молодежи, лиц девиантного поведения , пожилого возраста и др.,) то она является основой для разработки теоретического знания в области социальной работы.

В процессе создания теории социальной работы доминируют три основные социологические парадигмы:

* Интеракционализм (интеракционизм – согласование, взаимодействие). Данная парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействия между индивидами.

* Функционализм концентрирует свое внимание на конституционной структуре социальной жизни: каковы компоненты общества и как они соотносятся между собой. Функционализм позволяет сводить все многообразие случаев клиентов к теориям, связанным с бихевиористской или психоаналитической традицией.

* Конфликтная парадигма. Описывает социальную жизнь как борьбу между соревнующимися индивидами.

Каждая из этих социологических направлений играет свою особую роль в создании теорий социальной работы

Познания в области социологии позволяют специалисту по социальной работе: исследовать социальные проблемы ( используются социологические методы исследования: опрос, интервьюирование, социометрия, наблюдение и др.); владеть интерперсональными навыками и техниками; ориентироваться в социуме, т.е.

помогают понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены, понять какие факторы влияют на социальное функционирование индивида, группы, общности; получить знания о социальной структуре общества, его социальной инфраструктуре, о характеристике общества на конкретном этапе его развития ; получить знания о методах осуществления социологического исследования и методах сбора первичной информации; о социальной среде в которой человек живет и в которой предполагает осуществлять свою деятельность; об основных социальных процессах и их взаимосвязи.

Можно выделить следующие направления влияния социологии на социальную работу:

  • результаты изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания (социология семьи, социология молодежи , социология труда и др.) используются в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной защиты;
  • социологическое знание широко применяется при подготовке, переподготовке специалистов в области социальной работы;
  • анализ социальной работы с точки зрения участия в ней различных групп социальных работников ( есть сегодня в социологии раздел «социология социальной работы»).

Кроме того, в разработке теоретических проблем социальной работы и в практической социальной работе широкое применения находят такие разделы социологии как:

1.Социология конфликта, этносоциология, системная социология.

2. Социология семьи. Влияние социологии семья на эффективность социальной работы заключается в том, что она помогает точнее осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения, материального обеспечения разных семей и групп; выявить факторы, осложняющее функционирование современной семьи.

3.Социология управления, управление персоналом. Эта область

социологического знания является базовой для развития тех моделей социальной работы, которые объединены структурной социальной работой, ориентированной на организацию социальной защиты коллективными средствами.

Влияния этого направления социологии на социальную работу выражается в существовании различных социолого- ориентированных теорий и технологий помощи нуждающимся.

Такой раздел социологии как управление персоналом, имеет непосредственное отношение к деятельности различных учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения.

4.Социология труда ( рассматривает образ жизни, положение

различных профессиональных групп населения, что позволяет понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды; проблемы безработицы, занятости населения).

5.Социология духовной жизни общества ( знание об особенностях

Поведения, социально-ценностных ориентациях представителей различных групп населения).

6.Социология третьего сектора (общественные, благотворительных организации).

Социологическое осмысление социальной работы неотъемлемое условие ее развития как вида практической деятельности и области научного знания.

Социальная работа и история.

Как область научного знания социальная работа проходит ряд стадий в своем развития.

1 стадия: Представления о процессах помощи и поддержке нуждающихся оформляются как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине. Суть этой концепции – бедность и нищенство общественная необходимость. Однако развитие общество показывает, что эти явления и процессы обуславливаются реальными экономическими, социальными и политическими факторами.

2 стадия: Допарадигмальная социальная работакак область научного знания ( Х1Х в.)

Вопросы бедности пауперизма (нищенства) начинают активно разрабатываться в различных отраслях знания:

· в социологии ( ранние социально-политические, реформистские и правовые доктрина Э.Мюнстенберга, Г.Спенсера, А. Вагнера и др.);

· в праве ( правовая концепция А.Принса )

· в экономических науках.

Особенностью данной стадии развития теории социальной работы является то, что она развивается не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений, но в практике поддержки и помощи нуждающимся начинают активно использоваться методы социологического исследования. Они позволяли получить более достоверную картину такого явления и процесса как нищенство.

В Х1Х ст. социология становится основой для разработки теории социальной работы.

3. стадия. Парадигмальная социальная работа ( ХХ ст.)

Включает два этапа. 1 этап: 1-я половины ХХ ст.Основными проблемами в практической социальной работе становятся проблемы социальной патологии.

Чтобы их эффективно решать практическая социальная работа начинает активно взаимодействовать с :эмпирической психологией (прежде всего, используются такие психологические теории как бихевиоризм, психоанализ);эмпирической социологией (используются социологические методы исследования, особенно метод социометрии для изучения малых групп);педагогикой; психиатрией.Использование в социальной работе методов, техник и приемов из других отраслей научного знания способствовало более серьезному теоретическому осмыслению и теоретической разработки социальной работы как междисциплинарной науки. К этому также подталкивало и развитие профессиональной социальной работы.

2 этап. Вторая половина ХХ ст.Взаимодействие социальной работы с различными научными дисциплинами позволили более полно и адекватно объяснять и описывать социальные проблемы общества, клиента; социальные ситуации клиента; выявлять и объяснять причины, приводящие к нарушению в социальном функционировании индивида, группы, общности.

При формировании знания социальной работы (т.е. развитии теории социальной работы) огромное значение стали играть такие науки как: социология; психология; философия; педагогика; психиатрия; экономические и политические науки.

Каждая из этих дисциплин дает возможность более объективно осмыслить социальные проблемы и проблемы клиента; разработать эффективные модели и концепции социальной работы

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/8x149c.html

2.3.2. Социология и социальная работа

Взаимосвязь социологии и социальной работы

Связь этих двух научных дисциплин можно проследить при сопоставлении их подходов к определению своих объектов и предметов исследования, а также своих методов.

Объектом социологии является общество в целом, многообразие его связей, отношений, структур. Значит, объектом социологического изучения является сфера социальных отношений (одна из сфер общества). В этом случае взаимосвязь социологии и социальной работы просматривается в нескольких направлениях:

· во-первых, использование результатов, достигнутых социологами в изучении социальной структуры общества и других фундаментальных проблем;

· во-вторых, применение этих знаний в подготовке и переподготовке социальных работников;

· в-третьих, анализ социальной работы с позиции участия в ней различных групп специалистов, учреждений, экспертов, практиков и т.д.

Каковы особенности использования социологического знания в практической деятельности специалистов по социальной работе? Ответ на этот вопрос позволит выявить соотношение социологии как науки и социальной работы как практической деятельности.

Специалист в области социальной работы опирается на знания, рекомендации, выработанные в рамках социологии управления (социология конфликта, этносоциология, системная социология и др.).

Другими словами, эта область социологического знания является базой для развития моделей социальной работы, которые объединены в одно понятие – «структурной социальной работы», то есть ориентированной на организацию социальной защиты.

Прямое отношение к деятельности различных учреждений социальной работы имеет такая отрасль социологического знания как социология управления, которая требует четкого определения  субъекта социальной работы, а также социального работника как специалиста. Определяются функции, должности, специальные группы социальных работников.

Во взаимодействии социологии и социальной работы большую роль играют социологические знания по проблемам управления персоналом.

Они помогают правильно организовать деятельность различных учреждений социальной работы, а также отделов социальной защиты администраций разного уровня.

Кроме того, существует социологическое обеспечение деятельности социальных работников, которое проявляется в социальной политике государства (правительства, региональных и муниципальных организаций, политических партий, профсоюзов, церкви и т.д.).

Социология семьи позволяет специалисту по социальной работе точнее определить семейное положение клиента, а также материальную обеспеченность семей и их групп.

Без социологического осмысления социального положения семьи специалист не сможет правильно оценить ее проблемы.

Социология труда также затрагивает социальную практику, поскольку характеризует специфику положения и образ жизни профессиональных и должностных групп населения.

Эта характеристика позволяет специалисту разобраться и понять степень влияния профессионально-трудовой среды на проблемы клиента, выявить стереотипы мышления и традиционного поведения представителей профессиональных групп.

Социальному работнику необходимы социологические знания проблем труда в области занятости населения, организации рабочего места, социальной защиты в трудовом коллективе.

Социология культуры позволяет специалистам по социальной работе в своей практической деятельности учитывать культурный контекст бытия клиентов, их культурные ценности, особенно в условиях кризиса, когда происходит рассогласование прежних жизненных ориентаций и реального социального положения.

Таким образом, социология позволяет представить: строение общества, в котором находится человек; взаимодействие элементов общественного устройства, а также характер действий социальных субъектов и причины их активности; особенности социальных конструкций; конкретную картину общественного развития в стране, регионе и т.д. То есть социологические знания позволяют специалистам по социальной работе видеть человека, отдельные группы людей как в их деятельности, так и в статистическом положении, включенности в социальное целое.

Теория и практика социальной работы ориентируются на поддержку «слабых» социальных групп, оптимизацию социальных отношений в обществе.

Поэтому для специалиста принципиальное значение имеет определение социального положения различных слоев общества, его социальной структуры, системы институтов, то есть социологические исследования.

На их основе социальная работа может строиться более перспективно и оптимально.

Источник: http://libraryno.ru/2-3-2-sociologiya-i-social-naya-rabota-teor_soc_work/

Основные аспекты взаимосвязи социологии и социальной работы

Взаимосвязь социологии и социальной работы

Изучая тему, студент должен исходить из тесной взаимосвязи социологии и социальной работы в теоретическом, учебно-образовательном и прикладном аспектах.

В подготовке специалистов по соцработе социология занимает одно из ведущих мест

Универсальный, многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Речь идет о близости объектов и предметов социологии и социальной работы.

Социологию понимают как науку о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных общностей, групп и слоев людей, личностей. Таким образом, объект социологии: общество и его различные подструктуры как целостные образования.

Изучая общество в целом, социология призвана исследовать прежде всего социальные аспекты общественных процессов, социальные явления, социальные отношения — отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, социальных и других групп, классов в обществе.

Именно при такой трактовке объекта социологии ясно видна ее взаимосвязь с социальной работой, с одной стороны, а с другой — различия их объектов.

Объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в помощи (при узкой трактовке): старики, пенсионеры, инвалиды; дети-сироты; попавшие в трудную жизненную ситуацию люди; люди, испытывающие сильный стресс: матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; подростки с девиантным поведением; алкоголики, наркоманы, проститутки; находящиеся в тюрьме и вернувшиеся из нее; безработные, бездомные, беженцы и другие социально уязвимые группы и слои населения. Итак, наблюдается как совпадение, так и несовпадение объектов социальной работы и социологии (если мы говорим о них как о науках). Он значительно шире в социологии, особенно если рассматривать социальную работу в более узком смысле и если соотносить объекты той и другой науки с учетом изучения групп населения.

Социальная работа как наука по сравнению с социологией является преимущественно прикладной или, можно сказать, в большей степени прикладной, чем социология.

Прикладной аспект

Социология призвана помогать социальным работникам ориентироваться в том, в какой социальной среде ведется социальная деятельность (т. е.

что собой представляет конкретное общество, в котором живут люди, его основные институты), какова социальная структура этого общества в целом и что собой представляют те группы и слои, которые считаются «слабо» социально защищенными.

Социальная работа как наука по сравнению с социологией является преимущественно прикладной или, можно сказать, в большей степени прикладной, чем социология.

Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможны анализ практической социальной работы, накопление опыта, его обобщения и в целом повышение ее эффективности.

2. Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальный факт», «социальная реальность» и «социальное действие».

Социологические исследования в социальной работе выполняют многообразные функции.

Во-первых, они дают перспективы, основные методы и подходы, на которые опирается практика. Хотя практическая социальная работа, без всякого сомнения, является искусством, обращение социального работника к научным методам намного повышает эффективность его деятельности.

Во-вторых, исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы. Они могут порождать и уточнять концепции, выявлять важные для обобщений факты и подтверждать эффективность практических методов.

В-третьих, исследования выполняют чисто практическую функцию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помогают принять конкретные решения, осуществлять программы или социальные мероприятия.

Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможны анализ практической социальной работы, накопление опыта, его обобщения и в целом повышение ее эффективности.

Влияние социологии на социальную работу:

§ использование результатов изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания и практической деятельности

§ применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников

§ анализ самой социальной работы, с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, работников образования, социальных педагогов и т.д.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человека: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Социальная группа— это “совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическим, демографическими, психологическими и другими характеристиками”.

Социальная общность – реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи.

Члены общности выступаю как коллективный субъект социального действия.

Социальные общности определяются двумя типами взаимосвязи:

Ø Общинные или социально-органический тип связей, теснейшее внутреннее единение людей. Основные принципы: традиция, дисциплина, порядок добросовестность.

Ø Общественные – социально-атомистический тип взаимосвязей. Индивиды внутренне разъединены, вступают лишь во внешние взаимосвязи.

Признаки социальной общности:

· Сходство условий жизнедеятельности

· Общность потребностей

· Наличие совместной деятельности

· Формирование собственной культуры

· Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности

Общество или человеческое общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре

Социальная реальность— реальность социального мира, которая отличается от когнитивной, биологической или индивидуальной, и состоит из тенденций социально принятых в обществе.

Действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы.

Социальный факт— единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.

В современной социологии социальными фактами принято считать:

а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, суждений, верований и т. п.;

в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.

Социальное действие— это действие, при котором индивид ориентируется на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.

Поведение становится действиемтолько тогда, когда действующий связывает с ним субъективный смысл (личностное осмысление возможных вариантов поведения).

Действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них называется социальным действием. (Вебер, понимающая социология)

3. Социологические проблемы социального взаимодействия в социальной работе. Понятия: социальная структура, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп.

Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

В более узком смысле социальная структура общества — это определенный способ взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) на основе господствующей в данной системе совокупности ценностей, традиций, норм, законов.

Социальные изменения — представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.

В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды измененийвообще и социальных изменений в частности:

Источник: https://studopedia.su/16_15424_osnovnie-aspekti-vzaimosvyazi-sotsiologii-i-sotsialnoy-raboti.html

Взаимосвязь социологии и социальной работы

Взаимосвязь социологии и социальной работы

Министерство общего и профессионального образования

   Свердловской области

   Государственное образовательное учреждение

   Среднего профессионального образования

   Свердловской области

   «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих

   производств и сервиса»   

   Контрольная работа

   По дисциплине «Теория и методика социальной работы»

   на тему:

«Социология и социальная работа».

Вариант 6

   По специальности 040101- Социальная работа  

   Проверила:

   Имамиева Е.Н.

   преподаватель спец. дисциплин

   Выполнила:

   Чалина М.И.

   студентка гр.608

   26.09.2011г.    

   Нижний Тагил

   2011 

Введение………………………………………………………………………….3

Взаимосвязь социологии и социальной работы…………..……………………..4

Связь социальной работы и теоретической социологии…………..……..….…6

Специфика социологического подхода в социальной работе……….……..…..7

Заключение……………………………………………………………….……….11

Список используемой литературы…………………………………………..….12

    Введение    

    Социология  – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется  множественность подходов к определению  её предмета и сущности как самостоятельной  отрасли научного знания.    

    Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.     

    Социология  возникла в ответ на потребности  формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество  прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой  регламентацией всех сфер жизнедеятельности.    

Расширение  прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом  пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с  целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и  конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала  социология.    

    Поскольку социология изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, постольку она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке.  

    Взаимосвязь социологии и социальной работы

    Под социальной работой в широком смысле понимается деятельность государственных и негосударственных учреждений и организаций, направленная на улучшение качества и уровня жизни населения, удовлетворение социальных потребностей людей.

    В узком смысле под социальной работой подразумевается работа специалистов социальных служб: учреждений социального обслуживания населения, отделов социальной защиты, центров социальной помощи семье и детям, медико-социальной экспертизы, пенсионного фонда, фонда социального страхования и др. учреждений. Социальная работа в современном обществе рассматривается как особая, обладающая рядом специфических свойств и закономерностей общественно-полезная деятельность, которой целенаправленно нужно учиться.

    Социология — это наука о строении общества, функционировании его социальных групп, сфер и институтов (политики, культуры, религии, семьи). Социология бывает фундаментальная и прикладная: знание первой обусловливает успехи второй.

Прикладная социология позволяет изучать отношение людей к тем или иным вопросам и проблемам, решать конкретные задачи, связанные с выявлением требований определенных социальных групп людей.

Специалисты в области социологии востребованы сегодня в различных фондах изучения общественного мнения, в отделах различных фирм и организаций по связям с общественностью, во всех государственных структурах.

    Универсальный, многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Речь идет о близости объектов и предметов социологии и социальной работы.

    В подготовке специалистов по социальной работе социология занимает одно из ведущих мест.

    Социологию понимают как науку о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных общностей, групп и слоев людей, личностей. Таким образом, объект социологии: общество и его различные подструктуры как целостные образования.

    Изучая общество в целом социология призвана исследовать прежде всего социальные аспекты общественных процессов, социальные явления, социальные отношения — отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, социальных и других групп, классов в обществе.

    Именно при такой трактовке объекта социологии ясно видна ее взаимосвязь с социальной работой, с одной стороны, а с другой — различия их объектов.

    Объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности, отдельные личности и группы, нуждающиеся в помощи: старики, пенсионеры, инвалиды; дети-сироты; попавшие в трудную жизненную ситуацию люди; люди, испытывающие сильный стресс: матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; подростки с дивиантным поведением; алкоголики, наркоманы, проститутки; находящиеся в тюрьме и вернувшиеся из нее; безработные, бездомные, беженцы и др. социально уязвимые группы и слои населения. Итак, наблюдается как совпадение, так и несовпадение объектов социальной работы и социологии (если  говорить о них как о науках).

    Еще большее различие между ними наблюдается при сравнении их предметов. Социология изучает закономерности более фундаментальные по сравнению с механизмами и закономерностями социальной работы как науки.

Предмет (содержание) социальной работы конкретизируется ее функциями: информационная, диагностическая,  прогностическая,  организационная, психолого-педагогическая,  оказания практической помощи, управленческая.

Ясно, что этими функциями не исчерпываются, во- первых, функции социологии (познавательная, прогностическая, функция социального проектирования  и конструирования, организационно- технологическая, управленческая и инструментальная), хотя здесь можно видеть и внешнее совпадение.

Во-вторых, в социальной работе эти функции сориентированы на определенные виды жизнедеятельности, главным образом слабо защищенных групп населения, а в социологии — на социальное пространство, весь общественный организм и его большие структурные элементы.

    Социальная работа как наука по сравнению с социологией является преимущественно прикладной или, можно сказать, в большей степени прикладной, чем социология. 

    Связь социальной работы и теоретической социологии

    В подготовке специалистов по социальной работе социология занимает одно из ведущих мест. В отличие от правоведения, политологии, педагогики, психологии, медицины и других дисциплин социология изучает не отдельные сферы, а все общество с учетом его системной структуры.

    Универсальный, многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Речь идет о близости объектов и предметов социологии и социальной работы.

    Для понимания рассматриваемой проблемы очень важно сопоставить

    объект и предмет социологии и социальной работы, их функции и задачи.

    Социологию понимают как науку о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных общностей, групп и слоев людей, личностей. Таким образом объект социологии: общество и его различные подструктуры как целостные образования.

Изучая общество в целом социология призвана исследовать прежде всего социальные аспекты общественных процессов, социальные явления, социальные отношения — отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, социальных и других групп, классов в обществе.

Именно при такой трактовке объекта социологии ясно видна ее взаимосвязь с социальной работой, с одной стороны, а с другой — различия их объектов. Даже при широкой трактовке объект социальной работы (все люди, все население) отличается от объекта социологии. В первом случае речь идет прежде всего о таком объекте, который нуждается в социальной защите, поддержке, помощи.

Во втором случае объект рассматривается значительно шире и, что особенно важно, как субъект, действия которого не ограничены только удовлетворением социально гарантированных интересов и потребностей.

    Признавая, с одной стороны, близость этих наук, а с другой — их различия, надо видеть прежде всего их взаимосвязь, взаимообусловленность. При этом, учитывая в каждой науке органическое единство теории и практики, следует принимать в расчет существенную разницу их соотношения в социальной работе и социологии.

Как бы ни рассматривали социологию в различных концепциях и школах, в любом случае она является более фундаментальной наукой по сравнению с социальной работой, функция которой как науки состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере как специфическом виде жизнедеятельности.

    Иными словами, теоретическая социология выступает методологией по отношению к социальной работе (как и к другим конкретным общественным, социальным дисциплинам).  

    Специфика социологического подхода в социальной работе

    Социальная работа является объектом изучения различных наук. Социология рассматривает социальную работу как явление общественной жизни. Методы социологии широко используются в деятельности социальных работников. Таким образом, социальная работа и социология неразрывно связаны.

    Социологическое видение проблем социальной работы учитывает закономерности развития социальной сферы, акцентирует внимание на том, как влияет деление социума на классы, социальные группы, слои на решение проблем социальной работы.

    Результаты исследования социологами социальной структуры общества, а также условий труда учреждений социальной работы могут быть использованы для повышения уровня эффективности социальной работы, подготовки и переподготовки социальных работников, для анализа самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, экспертов, практиков, работников образования, социальных педагогов, социальных психологов и др.

    Социальный работник опирается на знания, рекомендации, социальные проекты, разрабатываемые в рамках социологии управления как отраслевой теории социологии, основывающейся на социологических парадигмах и эмпирических исследованиях.

Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы: социального работника как специалиста, занимающего определенную должность, выполняющего известные функции, учреждения социальной работы как группы социальных работников, а также социология управления изучает и учитывает в исследованиях социальной сферы социальную политику государства, отдельных крупных фирм, политических партий, общественных организаций.

    Социальная работа взаимодействует с социологией семьи: деятельность социологии семьи позволяет решить проблемы социальной работы, связанные с проведением экспертизы семейного положения клиента, а также социального положения, материального и социального положения разных семей. Без социологического осмысления социальных ситуаций, социальный работник чаще всего не может понять проблем, которые возникают у клиента, определить пути их решения.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_08/vzaimosvyaz-sociologii-i-socialnoj-raboty/7171.467455.page1.html

Refy-free
Добавить комментарий