Взаимоотношение бизнеса и власти в современной России

Особенности взаимодействия бизнеса и власти в условиях кризиса в России

Взаимоотношение бизнеса и власти в современной России


В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия бизнеса и власти в России, этапы развития этих взаимоотношений; показаны виды государственной поддержки; проанализированы выделяемые государством субсидии.

Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, АПК, предпринимательство

Следует отметить, что благодаря историческому развитию в современной России сформировались относительно устойчивые и разнообразные связи между властью и бизнесом. В настоящее время существуют проблемы этих взаимоотношений.

Сейчас бизнес является самостоятельным субъектом не только социальной, экономической, но и политической жизни страны, что и является причиной проблем согласования интересов государства и бизнеса.

В настоящее время во взаимоотношениях бизнеса и власти наблюдается усиление роли политических факторов, а государство в этих отношениях становится доминирующим.

Сегодня решение политических задач становится неотъемлемой частью экономического развития страны, проводником которого является бизнес. Это порождает естественные основания взаимной заинтересованности и взаимной ответственности: государство становится непосредственным фактором бизнес-процессов, а бизнес — заметным игроком в социальной и политической сферах.

Научный интерес к проблемам взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти обусловлен целым рядом факторов, связанных с основными тенденциями в экономической и политической системах.

Формирование специфических моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики и, как следствие, увеличение темпов экономического роста, а также влияет на эффективность функционирования политической системы [3].

Можно сказать, что вследствие зарождения в 1992 году государственного предпринимательства очень важным стало взаимодействие бизнеса, власти и общества. Дав возможность гражданам заниматься бизнесом, власть, однако, сдерживала его посредством жесткой налоговой, кредитной финансовой политики, что видно из рисунка 1.

Рис. 1. Сравнение основных значений налоговой системы

Проанализировав данные составленной гистограммы, можно чётко увидеть, что сейчас налоговые ставки почти в 2 раза ниже, нежели в 1992 г. Это обусловлено постепенным сращением бизнеса и власти.

Государственная политика сейчас направлена не только на повышение стимулов к предпринимательской деятельности, но и на обязывание предпринимателей к постоянному повышению эффективности хозяйствования и повышению налогового потенциала.

Что достаточно важно, ведь налоговая система в первую очередь обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства. А величина налогов напрямую зависит от прибыли бизнеса и стоимости его имущества.

На протяжении всего периода после распада СССР характер взаимоотношения власти, бизнеса и общества менялся (табл. 1). Условно можно выделить четыре временных этапа [1].

Таблица 1

Этапы развития отношений бизнеса ивласти

ГодЭтап
1992–1997Зарождение основ российского лоббизма и отношений с государственными органами, усиление роли регионов и становление практики «кремлевского» лоббизма.
1998–2001Спад в развитие отношений бизнеса и власти, кратковременная интенсификация, переход контактов на новый уровень.
2002–2007Развитие взаимных контактов в сфере бизнеса и власти; частичное «сплетение» данных сфер.
2008–2016Активизация направлений, имеющих экономические и социальные последствия.

На основе данной таблицы можно проследить тенденцию сближения власти и бизнеса и формирование системы их взаимоотношений. Данная модель характеризуется рядом черт:

− схожие полномочия некоторых государственных структур;

− сужение публичного пространства и теневой характер принятия решений;

− очень высокая роль первых лиц компании в налаживании отношений с властью;

− коррупция;

− наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO);

− значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы;

− непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях) [5].

Следует также отметить, что различные бизнес-структуры используют разный подход в формировании отношений с властью. Можно надеяться, что наиболее активный период формирования подобных отношений в России еще впереди.

Ни один из субъектов бизнеса не в состоянии обеспечить собственную безопасность самостоятельно, каждый из них нуждается в эффективной системе общественной (локальной, государственной, международной) безопасности.

Такая безопасность может быть обеспечена посредством общественной организации жизнедеятельности людей на всех уровнях человеческого общества, внутри которых ни один из субъектов бизнеса не обладает способностью оказывать разрушительное воздействие на общество.

Таким образом, какими бы не были цели предпринимателя, он будет нуждаться в эффективной системе поддержки, которую может обеспечить государство. Такая поддержка востребована не только начинающими предпринимателями, но и уже опытными, ведь в условиях кризиса нельзя рассчитывать на прежнюю стабильность.

Пресловутые «лихие девяностые» и все те процессы, что происходили с частным бизнесом в этот непростой период, обусловили ряд стереотипов, связанных с предпринимательской деятельностью в нашей стране.

Самый, пожалуй, распространенный из них — малому бизнесу трудно, и в первую очередь — в финансовом отношении.

А всё потому, что начинающие предприниматели предоставлены сами себе и их возможное финансовое благополучие — дело рук лишь самих частников, и ничьих больше [4].

Между тем прошло уже два десятка лет — и российская экономика сильно изменилась. Как и государственная экономическая политика. Теперь поддержка малого бизнеса выступает одним из ключевых ее направлений.

В рамках этой поддержки в настоящее время функционируют несколько программ, за реализацией которых пристально следит российское правительство.

Кроме того, в систему господдержки предпринимателей входит ряд учреждений (как коммерческих, так и некоммерческих), выступающих в роли подрядчиков: банки, инвестиционные фонды, венчурные фонды, общественные организации, государственные учреждения.

Созданы они специально для того, чтобы выступать в качестве связующего звена между государством и предпринимателями. С каждым годом система взаимодействия всех звеньев этой цепочки упрощается, делая само взаимодействие более эффективным.

Словом, хочется верить, что финансовая поддержка малого бизнеса в 2016 году станет доступна подавляющему большинству российских предпринимателей — в той или иной степени.

Но, если обратиться к данным Министерства экономического развития нашей страны, можно увидеть, что инвестиции в малый бизнес быстрыми темпами сокращаются [2]. Для наглядности, предлагаю обратиться к гистограмме (рис. 2).

Рис. 2. Выделяемые субсидии

В сложившейся ситуации регионам страны придётся самим выбрать и профинансировать приоритетные направления предпринимательской деятельности. С уверенностью можно сказать, что денежные средства направляются на важнейшие сферы экономики: сельское хозяйство, торговлю, инновационные технологии, коммунальные и бытовые услуги, социальное предпринимательство и другие.

Сельское хозяйство (Агропромышленный комплекс) является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал.

Наряду с сокращением общего объема субсидий, субсидирование АПК с каждым годом возрастает. Далее представлена сумма средств, поступающих из федерального бюджета на Госпрограмму развития АПК (тыс. руб.): 2013 г. — 189229107,51; 2014 г. — 221257739,3; 2015 г.

— 240069518,21; 2016 г. — 254148824,58 [2].

Современная волна поддержки сельского хозяйства связана с введенными против России санкциями. В таких жестких условиях остро встал вопрос о продовольственной безопасности нашей страны.

После объявления ответных санкций, связанных с поставками продовольствия из России, а также курса на импортозамещение в области товаров сельского хозяйства и животноводства, возросла необходимость в долгосрочной стратегии обеспечения продовольствием страны.

При этом стоит учесть, что наша страна долгое время была очень зависима от импортного продовольствия. Безусловно, сейчас на фоне возросшей господдержки аграриев, а также развития отечественного производства эта зависимость должна ослабевать.

У начинающих предпринимателей в любых сферах экономики, в большинстве случаев, не хватает собственных средств для успешного старта. А банки выдают новичкам заёмные средства достаточно неохотно.

В этом случае может помочь гарантийный фонд, готовый выступить поручителем по договорам лизинга или кредитным и иным банковским договорам.

Подчиняются такие фонды Минэкономразвития, а обращаться за содействием необходимо в тот фонд, который функционирует в регионе регистрации бизнеса.

Также новоиспеченный бизнесмен может принять участие в программе профобразования бизнесменов (что будет для него бесплатно). Еще одной разновидностью поддержки являются льготы по аренде, которые в некоторых субъектах РФ предоставляет городская администрация.

Уверена, ни для кого не секрет, каким мощным оружием является реклама, которая так необходима в бизнесе. Но бывает, что в условиях кризиса на неё не хватает средств.

Но выход есть — обратиться за помощью к государству, которое может частично или даже полностью оплатить участие фирмы в Выставках и ярмарках (ведь это тоже является своего рода рекламой).

Претенденты отбираются на конкурсной основе, а то, как именно это делается и когда начнется ближайший конкурс, можно узнать с помощью сайта органов поддержки предпринимательства региона, где зарегистрирован бизнес.

Безусловно, это далеко не полный перечень проектов. Однако реализация вышеуказанных способна, по моему мнению, создать необходимые условия для развития бизнеса, а также обеспечить мультипликативный эффект для экономики России [5].

Стоит заметить, что Владимир Путин, выступая на пленарном заседании петербургского экономического форума, отметил, что глубокого кризиса в экономике России не произошло и страна уверенно проходит через полосу трудностей.

Можно сделать вывод, что господдержка малых форм бизнеса в нашей стране действительно существует. Главное — знать, где ее искать. И, разумеется, обладать большим желанием развиваться и вносить вклад в экономику страны.

Главное для бизнесмена на современном этапе, когда так важен диалог власти и бизнеса — по возможности найти для себя оптимальный способ взаимодействия с государством. Следовательно, взаимодействие бизнеса и власти в современной России — очень важный вопрос.

В ходе работы мы успешно проанализировали меры господдержки бизнеса в условиях кризиса, что позволило выявить основные аспекты взаимодействия бизнеса и власти.

На основе полученных знаний мы выделили основные принципы взаимодействия: льготное кредитование, займы, лизинговые отношения, различные контракты, а также соглашения о разделе продукции.

Нельзя не заметить, что современный кризис, безусловно, оказал влияние на современную экономику России. Его воздействия были подвергнуты практически все сектора экономики. Как нам удалось выяснить, в результате этого государство приняло ряд мер, способствующих поддержанию предпринимательства.

Ведь предприниматели — основной источник получения налогов государством. Следовательно, без поддержки бизнеса невозможно представить стабильную, хорошо развивающуюся экономическую систему. Однако, приоритетным направлением господдержки мы считаем агропромышленный комплекс.

Ведь основополагающей целью мы считаем достижение продовольственной безопасности нашей страны.

Современные экономические отношения развиваются с огромной скоростью, поэтому сложно предугадать перспективы их долгосрочного развития. Можно утверждать только об одном: проводимая государственная политика будет стимулировать развитие различных отраслей экономики, особенно сельского хозяйства. Это приведет к развитию смежных отраслей и к стабильному экономическому росту.

Литература:

  1. На какую помощь государства могут рассчитывать предприниматели в 2016 году. − URL: http://www.business.ru/article/236-podderjka-malogo-biznesa-2015–2016.
  2. Программа развития АПК на 2013–2020 годы. − URL: http://www.agro-ferma.ru/ dayatelnost/rekonstruktsiya-sooruzheniy/stati/programma-razvitiya-apk-na-2013–2020-gody.
  3. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
  4. Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2007. № 5. С. 92–97.
  5. Фокин В. Особенности отношений бизнеса и власти в России. − URL: http:// intertrends.ru/twenty/012.htm.

Основные термины(генерируются автоматически): сельское хозяйство, малый бизнес, бизнес, власть, государство, экономика России, условие кризиса, Россия, предпринимательская деятельность, предприниматель.

Источник: https://moluch.ru/archive/136/38179/

Взаимоотношение бизнеса и власти в современной России

Взаимоотношение бизнеса и власти в современной России

Сохрани ссылку в одной из сетей:

с углубленным изучениемотдельных предметов «Провинциальныйколледж»

ОВ И И А Л Ь Н Ы Й К О П Р О В И Н Ц И А Л Ь НЫ Й К О Е Д Ж

Курсовая работа

Выполнена –ученицей

10 экономическогокласса

Провинциальногоколледжа

КозловойАнной Евгеньевной

Научныйруководитель –

доцент,преподаватель

Провинциальногоколледжа

АкоповаТатьяна Сергеевна

Ярославль2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретическиеосновы изучения бизнеса и власти

1.1. Понятияи сущность бизнеса. Три концепции бизнеса

1.2. Экономическиепроявления власти

1.3.

2. Механизмывзаимодействия бизнеса и власти

2.1. Анализмодели взаимодействия бизнеса и власти

2.2. Власть исоциально ориентированный бизнес

Заключение

Списокиспользованных источников и литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Насовременном этапе социально-экономическогоразвития России одним из главныхфакторов, определяющих перспективыроссийского общества и государственностиявляется не политика и даже не экономика,а культура взаимоотношений государстваи бизнеса.

  В этой связи особого внимания, какв теоретическом, так и практическомаспектах заслуживают проблемы формированияэффективного государства и социальноответственного бизнеса, а так жевзаимоотношения власти и бизнеса.  Во многих странах мира отношениямежду властью и бизнесом являются мощнымисточником развития экономическихсистем и решения социальных проблем.

  Степень разработанности проблемы.Несмотря на свою актуальность, проблемадо сих пор остаётся в стороне отисследований экономической науки.Рассматриваемой теме посвящены какотечественные, так и зарубежныепубликации. Вместе с тем, можно с общества,эффективного государства и социальноответственного бизнеса, а так жевзаимоотношения власти и бизнеса.

регулируемых рыночных отношений,постепенно складывающихся в нашейстране, находится на стадии становления. 

Концептуальные и практическиеаспекты взаимодействия бизнеса и властиразрабатываются:

  1. Российскими исследователями: П. Авеном, Ю.Алексеевым, М. Борисовым, А.Гапоненко, С. Глазьевым, Г. Горлановым, М.Горшковым, Ю.Дульщиковым, Б.Злобиным, В.Ишаевым, М.Каминской, В.Колесовым, П.Минакером, В.

    Орешиным, Ю.Осиповым, А.Панкрухиным, Д. Розенковым, П.Смо лянским, В.Савченко, С. Стрижовым, В.Тимченко, В.Уколовым, С.Хорзовым, В.Чаловым, И.Чернявским, Ю.Швырковым, Ф.Шамхаловым, В.Яковлевым и другими.

     

  2. Среди зарубежных специалистов, преуспевших в исследовании проблемы, можно выделить труды: С. Блэка, Г. Боуэна, М. Веласкеса, П. Друкера, К. Дэвиса, Р. Кантильона, Б. Карлофа, А. Керолла, Ф. Котлера, Дж. МакГуира, М. Палацци, Г. Райффа, С. Сети, Д. Старчера, Г. Фишера, М. Фридмана, Р.Хэйвуда, Т. Шеллинга, Й. Шумпетера, У. Юри и других. 

Все приведённыевыше авторы описывают взаимоотношениябизнеса и власти с разных, но синонимичныхточек зрения. В них описываются основныехарактеристики бизнеса и власти,противоречия между бизнесом и властью,конкретные факты и события с различныхточек зрения, выводы.

Объектомисследования является «Бизнес и власть»

Предметомисследования: «Взаимоотношения какфактор экономического развития и решениясоциальных проблем.» 

Вкачестве гипотезы работы выступаетпредположение, о том, что при оптимальнойорганизации и использовании разнообразныхтехнологий взаимодействия власти ибизнеса могут стать значимым факторомсоциально-экономического развития.

  Задачи исследования:  1. Рассмотреть социальное партнерствокак технологию взаимодействия властии бизнеса в России;  2. Охарактеризовать бизнес и властькак субъекты социальной ответственности; 

3.

Выявить основные механизмывзаимодействия власти и бизнеса.

Практическаязначимость исследования заключаетсяв возможности использования нашейкурсовой работы на практике какдополнительный материал для учеников11 класса при изучении курсов Экономикии Обществознания.

Структураисследования. Работа состоит из введения,двух глав, четырех параграфов, заключения,списка использованных источников илитературы, приложения.

  1. Теоретические основы изучения бизнеса и власти

    1. Понятие и сущность бизнеса. Три концепции бизнеса.

Всяистория человеческого общества, а такжеего современное состояние, так или иначесвязаны с бизнесом. При всем многообразиивидов и направлений деятельности людей- от проникновения в космические дали,в тайны плазменной реакции и строенияклетки до создания шедевров изобразительногоискусства — общим свойством этойдеятельности является бизнес.

Иначеговоря, какому бы делу ни отдавалсянаделенный сознанием человек, вольноили невольно он занимается при этомсвоим бизнесом. Чтобы понять, почемупроисходит именно так, надо обратитьсяк различным теоретическим толкованиями определениям бизнеса. Условно они всемогут быть объединены в три основныеконцепции: позитивную,критическую, прагматическую.

Концепция— система взглядовна те или иные явления, способ рассмотрениякаких-либо явлений, понимание чего-либо.

Позитивнаяконцепция. Ее сутьсостоит в том, что бизнес понимаетсякак общественно-полезная деятельностьлюдей, осуществляемая в порядке личнойинициативы, целью которой являетсяпроизводство товаров и услуг для другихлюдей. Такой подход весьма популярен всреде преподавателей американскихуниверситетов.

  • Бизнес — это система ведения дела.
  • Бизнес — создание продукции, нужной людям.
  • Бизнес — это работа.
  • Бизнес — это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе.
  • Бизнес — это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.
  • Бизнес — это то, как мы живем.

Бизнесв этой концепции трактуется как основноесодержание экономики. Поэтому он являетсятипичной чертой жизни людей в целом. Оннацелен на всеобщее благо, подчиненвсеобщим интересам, люди работают наблаго общества. Бизнес — это непротиворечивоеявление. Позитивнаяконцепция абсолютизирует положительныеаспекты бизнеса.

Наоснове такой концепции в разные временавозникали ненаучные теории вроде«Общества всеобщего благосостояния»,«Государства всеобщего благоденствия»,которые пытались объяснить экономическиепроцессы с позиции их, бесконфликтности.Экономисты, заслужившие мировуюизвестность, такие как Дж.М. Кларк, Дж.Гэлбрейт, М.Редер (США), А. Коул, Н.Кэлдор(Великобритания), Г.

Мюрдаль (Швеция) имногие другие, отмечали, что «Капитализм»трансформировался. Одним из направленийэтой трансформации стало изменениефункций капиталистического государства,деятельность которого направленаглавным образом на то, чтобы обеспечить«благосостояние для всех».

Благосостояниедля всех, согласно этим представлениям,достигается с помощью справедливогораспределения жизненных благ междучленами общества.

Поэтому главнымэлементом в содержании теории «Государствавсеобщего благоденствия» считаетсядеятельность государства по распределениюбогатств и установлению равенства спомощью реформ в сферах социальногострахования, налогового обложения,трудового законодательства, занятости,заработной платы, цен. Основой«трансформации» отношения к народномублагосостоянию признается «осознание»государством ответственности передчленами общества.

Критическаяконцепция. Этаконцепция бизнеса исходит из того, чтобизнес- это деятельность людей,направленная на получение доходов илиприбыли.

Ради доходабизнесмен готов использовать любыеприемы поведения. Погоня за прибыльюозначает навязывание собственныхинтересов другим людям.

В прошлом такойподход разделяли многие люди в нашейстране, он составлял основу принятых вобществе моральных норм.

Считалось,например, само собой разумеющимся, чточестный человек должен быть озабоченне приращением личных доходов и неделанием личной карьеры, а исключительнодуховным обогащением в сочетании спринесением себя в жертву ради благополучиядругих и построения будущего. Напротив,стремление к личному богатству врезультате роста прибыльности бизнесарасценивалось как антиобщественное.

Критическаяконцепция бизнеса была положена в основусистемы законодательного регулированияэкономики. Так, занятие практическилюбыми видами частного предпринимательстварассматривалось как уголовно наказуемоедеяние.

Бизнес нацеленна навязывание частью людей (бизнесменов)своих корыстных интересов остальнымлюдям;

  • Бизнес — это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;
  • Бизнес — это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник криминогенных процессов;
  • Бизнес — исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.

Критическаяконцепция абсолютизировала и абсолютизируетпротиворечия, присущие экономике. Ихтрактовка велась и ведется с позицииякобы имеющей место безысходностиданных противоречий.

Именно на такойоснове в прошлом веке сформироваласьтеория научного коммунизма, согласнокоторой экономика, базирующаяся наначалах, присущих бизнесу, историческиобречена и должна с развитием обществаи по мере нарастания экономических иполитических конфликтов уступить местоновой, коммунистической системеотношений, лишенной противоречий,присущих бизнесу. В этой, коммунистическойсистеме нет частной собственности насредства производства, поэтому нетконкуренции интересов. Она бесконфликтнаили мало конфликтна, экономика развиваетсяна началах не стремления к получениюдоходов, а движения в сторону взаимопомощии процветания на коллективной основе.

Прагматическаяконцепция.Сущность прагматической концепциисостоит в том, что бизнес рассматриваетсякак явление неизбежное в контекстеразвития общества, необходимое каксамим бизнесменам, стремящимсяудовлетворить свои корыстные интересы,так и другим членам общества, которыеблагодаря бизнесу получают возможностьнасыщать свои потребности в товарах иуслугах.

Прагматизм данного подходаобусловлен тем, что пониманиепротиворечивости бизнеса как экономическогоявления не сопрягается с выдвижениемтребований юридического, экономическогои морального искоренения этих противоречий.

Напротив, противоречия, возникающие всвязи с действиями бизнесменов,рассматриваются как явление положительноев том смысле, что они стимулируют развитиеэкономики.

В целом можновыделить следующие составляющие этогоподхода.

  • Бизнес — это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к извлечению доходов, с другой — стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;

Источник: https://works.doklad.ru/view/4lDg62fBHLg.html

Особенности взаимодействия бизнеса и власти на современном этапе (Казаков М.Ю., 2008)

Взаимоотношение бизнеса и власти в современной России

Период 90-х годов ХХ столетия в России характеризовался бурным территориальным развитием. Субъекты Российской Федерации приобрели значительные правомочия в административной и экономической плоскостях, обеспечив региональным процессам социально-экономического развития вступление в фазу саморегулирования.

В 90-е годы в регионах возникли различные формы взаимодействия бизнеса и власти. Как отмечает Н.Ю. Лапина, можно выделить несколько моделей [1]:

− модель патронажа, предполагающая давление административного ресурса власти на субъекты предпринимательства;

− модель «приватизации власти», когда тот или иной экономический субъект сосредотачивал власть в одних руках;

− модель партнерства или взаимного компромисса, рамки которой предполагают, что властные и предпринимательские структуры характеризуются оптимальными параметрами взаимодействия с учетом интересов сторон;

− модель подавления – ярко выраженный антагонизм субъектов взаимодействия.    

Следуя логике размышления, мы предположили, что развитость региональной и местной экономики во многом определяет специфика выстроенной линии взаимодействия между властными и бизнес-структурами внутри самого субъекта Российской Федерации. Кроме того, ни в одном регионе не наблюдалось проявлений моделей «бизнес-власть» в чистом виде, как правило, региональной политической группе удавалось выстроить комбинированный характер взаимодействия.

С началом нового столетия, очерченные нами модели, претерпели качественные изменения, а взаимоотношения «власть-бизнес» вошли в новую стадию своего генезиса.

К факторам, изменившим положение дел, можно отнести новый курс реформ, взятый Правительством РФ, определение стратегических целей бизнеса, приобретающего автономию от власти. Крупный бизнес все меньше востребует государственный капитал, а альтернативным источником восполнения такой потребности является негосударственное финансирование.

Что касается инициатив с назначением губернаторов, то это означает переподчинение региональных органов власти федеральному центру.

Для крупного капитала выведенные из-под его влияния и лишенные реальной власти региональные политические структуры становятся «лишним звеном» в отношениях с государством, с сопутствующими дополнительными расходами на «подпитку» чиновников.

Для средних и малых предприятий, ставших неотъемлемым компонентом регионального развития, этот новый этап был кратко озвучен Президентом Российской Федерации, отметившим, что «малый бизнес — это большое государственное дело, а успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя» [2].

На данной стадии развития является объективной необходимостью пересмотр базовых положений, определившихся в период 90-х годов XX века. Как отмечает в своей публикации известный эксперт М.

Еваленко «во всех регионах малый бизнес на 75-80% использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 80-95% удовлетворяет потребности местных рынков с ареалом охвата от одного до трех административных районов.

Таким образом, происходит процесс реструктуризации, следствием которого является проявление конкуренции между субъектами малого и среднего предпринимательства» [3].

Другими немаловажными причинами изменений в системе взаимоотношений «бизнес-власть» являются начавшаяся с принятия новой редакции закона о местном самоуправлении реформа принципов народовластия и  желание бизнеса обрести стабильность взаимоотношений с местными властями.

В современных условиях считаем целесообразным выделить новый контекст взаимоотношений власти и бизнеса в самостоятельную модель, которую мы называем моделью «обмена правообязанностями». Суть данной модели в том, что предпринимательские круги обретают гарантии константности, снижения реальных барьеров бюрократизма. Власть же получает надежного партнера в решении вопросов социально-экономического развития территории. Схематично вышеописанная модель представлена на рисунке.

Рис. Модель «обмена правообязанностями» на муниципальном уровне

В настоящее время роль «административного ресурса» в литературе исследована на должном уровне. Мы предлагаем рассмотреть трансформацию административного решения в экономический ресурс развития муниципального образования, использование которого органами местного самоуправления позволит исполнять возложенные задачи более качественно.

  Применяя обмен правообязанностями, местные органы власти смогут расширить источники обеспечения своих социально-экономических функций.

На местном уровне контрагентом бизнеса выступает местная администрация, «ресурсом» которой во взаимодействии с субъектами малого предпринимательства будут следующие процедуры: муниципальные закупки, условия  аренды, доступ к льготному финансированию.

В обмен на решения в свою пользу представители малого бизнеса принимают участие в программах социально-экономического развития территории муниципального образования, благоустройстве населенных пунктов, софинансировании местных общественных мероприятий, содержании и ремонте объектов бюджетной сферы. 

По нашему мнению, можно выделить несколько вопросов, относящихся к компетенции органов муниципальной власти,  к соучастию в решении которых может быть привлечен малый бизнес. К таким вопросам относятся:

−  организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения;

−  содержание и ремонт дорог общего пользования;

−  организация строительства и поддержание муниципального жилого фонда;

−  организация транспортного обслуживания населения;

− создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

−  организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов;

−  организация освещения улиц и т.д.

При этом очевидно, что местной власти принадлежит решающая роль в эффективности действия модели «обмена правообязанностями» в силу того, что она имеет в своем распоряжении механизм установления рамок закона – политическую власть.

Проводимая государством политика поставила в чрезвычайно трудное положение среднее и, особенно, малое предпринимательство. По мнению одного из крупнейших отечественных экспертов А. Нещадина, российский бизнес в основной своей массе «по любым социсследованиям и, даже, по мнению самой власти, нелегитимен» [4].

Российская действительность на местах тормозит реализацию модели «обмена правообязанностями», так как сам обмен обязательствами достигается путем неформальных торгов и во многом зависит от открытости представителей местной бюрократии, а предпринимательские круги сами часто бывают заинтересованы в финансировании комплексных и единичных программ социально-экономического развития.

Таким образом, административному аппарату на местах необходимо осознать, что без действенного, экономически активного слоя среднего и малого предпринимательства невозможно сформировать устойчивую местную экономику.

Посредством этого достигается оптимальная социальная инфраструктура, а замена обезличенных налоговых платежей на индивидуальное участие в развитии местного сообщества увеличивает их общественно-экономическую значимость.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/2689

Refy-free
Добавить комментарий