Воля. Волевые качества и их развитие

Содержание
  1. ����. ������� �������� � �� ��������
  2. 3) ��������� ������� ������� ��������;
  3. IV. 15.3. Волевые качества личности и их формирование
  4. Волевые качества человека и их развитие
  5. Выдержка и самообладание
  6. Целеустремленность и настойчивость
  7. Упрямство
  8. Инициативность и самостоятельность
  9. Решительность
  10. Качество самоконтроля
  11. Развитие волевых качеств
  12. Литература
  13. См. также
  14. 5. Волевые качества человека и их развитие
  15. Волевые качества личности человека в психологии: и их развитие, характеристика и виды
  16. Основные понятия
  17. Виды волевых качеств
  18. Классификация
  19. Первичные
  20. Энергичность
  21. Терпеливость
  22. Самообладание
  23. Смелость
  24. Системные
  25. Целеустремленность
  26. Настойчивость
  27. Принципиальность
  28. Инициативность
  29. Стратегичность
  30. Самодостаточность
  31. Кратко о волевых качествах человека и их развитии
  32. Метод исследования своих волевых качеств
  33. Совершенствование
  34. Заключение

����. ������� �������� � �� ��������

Воля. Волевые качества и их развитие

������������ ����������� � ����� �������

��������������� ������������ ����������� �����������

����������� ������

�� ���������� «����������»

�� ����: «����. ������� �������� � �� ��������»

�����������

2010

����������

��������

��������������� ��������� �������� ����

������� �������� �������� � �� ��������

�����

������ �������������� ����������

��������

�������, �������� �����-�� ������� � ������� ������������� �����������, ������� �� ������ ��������� ���.

���� ��������� �� ������ ����� ���������, ������ ���� ������ ������ �� ������������� ��� ������������� ����� ������, �������, �������������� ���� ����� ����������� ������������.

����� ����, ���������� ������������ ��������, ���������������� ������� ��������� � �������� �� �����, � ������ �������� ������������� ���������� � ������� ������� ����� ���� ������ ��� ����� ��� ������������ � ����������� ���� �� ��� ���������� ���� �������, � ������ ��������� � ��������� �������� — ��� ������� ��������� � ����� ������������ ������� ��� ����.

���� — ��� ������������ ������������� ��������� ������ ��������� � ������������, ���������� � ������ ������������ ���������� � ������� ��������� ��� ���������� ���������������� �������� � ���������.

������� ���� �������� ���������� ����� ����������, ������������ ������������� ����� ����������, �������� � ��� �������, ����� ��������� ����������� ��� ���������� �����.

��������������� ��������� �������� ����

«���� � ����������� ������ ��������� �����, ����� ������� ����������� ��������� � ��������� ����� ��������, ����� ��� ��� ����� ��������� � ���. ��� ����� ������� ������ ����� ��������� ��� ������ ���������� �, ���������� �� ���, �������� ������ ����� ��� �������� ������� � ���������� ��� ����, � ��������� ���������� ����� ����� ����. «

�.�.����������. ������� � ����

����� ������������ �������� ������ �������������� ����������� ����������, ������� ����� ���� ��������� �� ��� ������� ������: ������������ � ��������������. ������� ������� ������������ �������� ������� � ���, ��� ��� �������������� ��� ��������� �������� � ������� �� ������� �������� ������������ ������, ������������ �� ���������� ����������� ������������ ����.

��������, ���������� ���� �������� ��������, ������� � ������ ����� � ���� ������ � �����, �������� ��� �� ���, ��������� ���, ������ �������� ����, �. �. ��������� ����� ��� ��������, ������������ ����� ����� � ������� �����. ��� ��������� ��������, ��������� ������� ��������, ������������ �� ��������� ���������, ��������� � ���� �����, � ������� ���� ����.

��� ������ ����� �������� ������� ���������� ��� �����.

������� ������� ���� ����������� � ������������ ��������� ���������� � ������������ �������� �����������������. � ������ ���� ��������� ����� �������������� ��������� ����������� � ���������� ������� �������. � ������������ � ���� ������� �������� � �������� ������������� ��������� ���� ����� ������� ��� ������ � �������������� � ����������.

������� ��������, ��� �� ������ ��������, ������������ �� ����������� �����������, �������� �������. ��������, �������, ��������� �� ������, ����� ���������� ����� ������� ����������� � ���� ������� �� ������� ������, �� ��� �������� �� �������� ��������, ��������� ��� ������� ������ ����� �������� ���������, � �� ����������� ����������� ��������.

����� �������, ��������� ������������ ������� ��������, ������������ �� ����������� �����������, �������� �������� �������� ������������ ����, �� ������� ���� ��������, �������� ������������� ������� ��. ��� ����� ������� ���� ��� ��������, ��� ������ ����������� �� ������������.

������� ������� �������� ����� ����������� �� ������ �� ������� �� ���������, �� � �� ������� ������������.

������ �� ����� ��� ����� ���� �������� ��, ���� ���� ��������� �� ��� ���� ��������, ����� ����, ������� ������� �� ���������. ������ �� ������, ����� ������� �������� ��, ��� �� ������, �� �� ����� ���������, ���� ���� �� ��� ������. ���� ����� ��� ������ �����, ����� ������� ������� ������-�� �������� ���������, ���������� ������������� �����������.

�������� �������� ������� �������� �������������. ������� ��������� ����� �������� ������ �������. �������� ������������ ��������, ������� ����� ������������ � ���, ��� ������. �� ���� ��� ��� � ��� � �����������, ��� ������� � ��������� �������� ���� �� ���������� ������������ ��������� ��� ����������� ��������.

�������������, ���� ������� � ������������ ������������� � ���������.

������� �������� �������� � �� ��������

���� �������� ��������������� ������������� ����������. ������ �����, ������� �������� ���� ���� ��� ���������� ����������� ������������ ������������ �����������, ����������� �� ���� � ���������� ������������ ����.

��� ��������� �����������, ������� �� ���������� �� ���� � ������������ ����, ��� ������� ���� ����. ������ �����������, �������������� � ������� ������� ������, �������� ����������� ����������� ���������� ���� ����.

����� ��������� ���������� ���� ����, ������� �������� ����� ���������� �����: ��� �������� � �������������, ������� ���������� � ������ ���������� ���� �������, ����� ��� ���������; � ����������� ������������ � ������������ ��������; � ������ ������� ����� � ���������� ���� ��������� ���������� ��������, � ����� �������������� �� ����, ��� ������� ������, �� ��� �������������� ���������� ��� ������������.

������ ��������������� ���� �������� ������������������. ��� ������������������� ������� �������� ������������ � �������� �������������� �������� �� ���������� ������������� ���������� ������������. ����� �����, ������������ � ������������������, ���������� ����� �������, ��� �������������.

��� ������� ����������� ������������ ������� ������������������ � ������������� ���������� �������� � ���������� ������������ ���� ���� � ����� ������� ��������. ������ ��������� ������������������ ��������������, �. �.

������ ����������������� �� ���� ����� ����������������� ������������� ���������� � ��������, � ������������������ �����������, ������������� � ������ ������� ����� ���� ��� ��������� �������� � �� ����������� �� ��� � �������� �� ����������.

�� ������������� ������� �������� ���������. ��������� ���� ����� ��������� ��� ������������� �������� ��������. ������� ������� ������ ��������� �������� �� �����, �������� �� ������������������ ������� ��������.

��� �������, ������� ������� � ����� ������������ ��������������� �� �������� ������, � ������� ���������, ������� �� �����������������.

�� ����, ������� ������� �� ������� ����� �����, ��������� �� �� ����� ��������� ����� � ������ ���������.

������ ��������������� ���� �������� ��������������. �������������� ����������� � ����������� ������������� ������� � ���������� ��������� � �������� ����. ��� ������ ����� ����������� ����������� ���������� �������� �������� ������� �������� �������� ����.

������� ������ ���������� ��� � ���������� ����� ���� ����� ������ ��������������� �������. ����������������� � ��� �������������� ����, ������� ��������������� ������� � ���������������.

����������������� ����������� � ����������� ��������� ��������� ������� � � ������ �� ����������� ������� ��������� ��������, �������������� ���������� ������������ ����.

��������������� ������� ��������, ���������� �������� ������ � ����������� ������ �����, ����������� �� ������ ����� �������� � ��������� � ��� ���� ������� � ���� �������� ����������, �������������� �� ������ ���������� �������.

�� ����������������� ������� �������� ����������. ���������� ����������� � ����������������, �������������� ���������� ����������� ��������� ������ �����, ������������� ��, ���� �������� ����������� �� ���� ��������� ��� ����� ���������.

���������� ������������ ���������� ������������� ��� �������� ����, ������������ � �������� ��������� ���� �������� ������� ������, ������������ ������� ���������, � �������� ������������� ����� ��������, ������� � ��������, � ��. ����� ����� �������� ��������� � �����.

������ ���� �������� ������������� ��������������� �������, ��������������� �� ������ ���������� ��������� ����.

������� ��������, ��� ����������, ����������� ���������, ������ ����������������� ������ ������� ��� � ����� ��������� ���� � ��������������. ������������� ����������� � ���������� �������� ��������� � �������� ��� ������ �������, � ������������� � ������� �������� �������.

������ ����� ������������� ����������� � ������ ������������� ������, � ����� � ������ ���������� ������� ���������� ������������ ����. ������������� ����������� � ��� ������������� ��������� �������.

��� ����������� ����� ���������� ������� � ���������� ������� �� ������ �������� � �������, � ������ ���������� ��������.

�� �������������, ��� ����������� �������� ��������, ���������� �������� ��������������, ������� ��������������� ������������� � �������� �������,��������������� ���������.

������������ ������� �� ������������ ����� ���, ��� ������ �����������, �� ��������� ����������� ����, ��� �� ������, ������� ����� ������������ � ���, ��� ��������.

������������ � �������� ������� ����� ���������, ��� �������, ����������� ��� ����������������, ���, ��� �������� ������� ��� ���� �������� ����������� ������� � ����������� ���������, ������� �� ��������� ������ �� ���� ������������.

������������� ������ ������� ��������� �������� �������� ������������������ �������� ��������. ������������������ �������� ������������� ��, ��� ��� ����������� ��������� �������� �������� �� ������� ������������ ��������, �������� ������� ��������� ��� �������������� � ��������. ������������������ ��������, � ���� �������, ����� ������ ������� ������� � ������������� � �����������.

�������� �������� ����� ������ ����� ���������, ����� ������� ������������ ���� ������������. � ��������� ������ ����������� �������� � ����, � ������� ��������� �������, ����������. � �������� ���������� ���� ������������ ������������ ���������� ������� ������� ��� ���������.

�������� ������������, ��� ������������ � ������������ ������� ������� �� ���������� ��������. ���, ������ ���������� ����� �������� � ����, ��� ������� ������ ����������� � ����. � ���� ������ ���������� �������� � ���������� ������������ ���� ����� ���������� ������� � �������������� ��� ������� �� ����� ���������.

������, ��������, ������� ������������� ���� � ���� �����������. � ���� ������ ������� �������� � ���������� ����������, ������� �� ��������� ��������� �������������� � �������������� ���� �������� �� ���� � ���������� ������������ ����.

� ���������� ����������� ������� ��������������� ����������� ����������� � ���� ����� � ������ ���� ���������� ����� �� ����������� �� ��������.

����, ��� � ����������� ������ ������ ����������� ���������, ����������� � ���� ����������� �������� ��������. ���, � �������������� ������� ����������� ������������ ��������, � ����� ��������� ������������� ��������.

�������, ������������ �������� �������� ������������� ����������� �������. ������ ������ ������� ������� ��������������� ������� ���������������. ������� ������ ������� ���� ����� � ����� ����� ����� �������������� ��������.

���� �� ��������� ���� ����� ������� ����������� ����� ��� ����� ���������� ��������.

� ���� �� �������� � ����� ������� ���������� ������������� ������ �������. ��������, ���� ����������� �������� ����� ��������� ��������� ����� ������ ����� ����� ����������� ���������� ����������.

������ �����, �������������� � ����������� �� ������� ���������� �������, ���������� ��������� ��� ����� �� ����� ����� �������� ���� �����. ��� ���������� ���� �����, ����� ������� ��� ����� �������������� ���� ���������.

��� ����� ����������, � ����� �������, ���������� ������� ������� ��������, � � ������ � ��������� ���������������� ��������� ���������. � �� � ������ ������������ ��� �������� �������� � ����������, � �������� ����������� �������������� �� ���������.

�������� ������������� ��������� ��������� � ������������ ������� ������� �� ��������� ��������� ���������, ��� ��� � ������ ���� ����� ������� ��������� ��������� ��������� ��������, � ���������� � �������� ����������� �������� �� �������� ������������� �������� ��������� � ������ ��������������� ������.

�������� ������� ��������� ��������� � �������� �������������� � ���������� ������������.

� ����� ������� — ��� �������������� �������������� ����������� ��������� � ������������, � ������ — ��������� ��������» �������� ��� ����� ����������, � ������� — ��������� ������� ������� ��������.

��� ��� �������� ��������������� ���������� � ���� ������� �����, ����� ������� ���������� ����� � ������� ������������ �� ��� ����������� ��������� ����������� � ������������� �������������.

������ ������� �� ���� ����������� �������� ���� �� ���� �� ���������� ���������� ����, ������������� ��������������, ���������� ����������� ������� � ��������� ������� ��������� �� ����� ������� ������. � �������, ������ �������������� ��������� ���� ������� ��������� � ����� ������-������� ��������� � ������ ����� — � ����� �������������� ��������.

� ������������� ������� ������� ���������� ������� �������� ������������ �������� ��������� ������ ����, � ������������ — ������������ � ���������� �������� ����������� ��������, ������� ���������� ����� � ����������� ������ ���������� ����.

� ������� ������������ ������� ������� �������� �������� ���� ����� ����������� ��� �������� �� ��������� � ��������� � ����� — � ��������� ������� ���������.

��� ���� ����������� � �������� ���� ����������� � ���, ��� ������� ����������� ������ ����� ����� ��� ����� ������� ������ � ���������� ��� ����� ���������� ����, ��������� ���������� ������������ ������� ������ � ������� ���������� ����������� �������.

��������, �������� ��� � ������������ �������� ����� ��������� ����� ����� ������ ������� � ���� ����� �����������, � ������������ ������� � ���� ��� ���������� ��������� ��������.

������������ �� ����� ��������� ����� ����� ���� �������� � ������� ������� � ���������� ����� ������������, ��� ��������� ���������� �������� ���������� ������ ���� �����������.

���� ������ ��������� �������� ����, ��� ����, ������� ���������� �������, �����������, ����������, ���������� ������������ �����, �� ������� �������� ���������, � �������� �� ���� ���������� ����������������� � ����. �������� ���� � ����� ������ ������� ����������� � ����������� �� ������������� � ������������ �����.

��������� � ��������� ������������ ����� ������� ������� � ���������, ��������� �� ������� � ����� �������� ��������, ����������� �������������, ����������� �������� � ��������� ������������ ������� ����������� ��������� — ��� ��� ������ ������� � ���������� ���� � �����.

��������� ��������, � ������� ���������� ������� ���������, ���������� ������������, � ��� �������� ������������. ����� �������� ������ ����������� �� ���� ����������� ����������� �������� �������, ��� ������� ������� �������� ������������������ ����������, ������ ��������� �������������� �������� � ������ ������ ������������. ������� �������� ����� ������������ ����� ������� ���������������� ������������, ��������� � ������� ������������� ����������, ����������� �� ������������ ������ � ������������ �� ������ �����.

����������������� ������� ��������� ��������� � ����� ������� � �� ����� ���������������� ���������, � ���������� ������������� � ���������� ���������.

������� ����������� ���� � ������� � ������ �� ��� ������ ���������������� �������� ����������� ����������.

� ��������� ������ ������ ���� � ������������� ���, ����������, ������������� � ������ ���������� ������� ����� ���������� � ����������� �� ��������: ��������� � ����������.

������ ���� � �������� ���� � ����� �� ���� ������������� ������������ ��������� ����, ������ ������ ��� ������� ������������ ������ ����, ������������� ����� � ����������������� �������� ��������. �������������� ���������� ����, ������������ ������� � ���������� �������� �������, ������������ ����������� ������������ ������������ ��������� ��������.

�������-������� ���� ����� � ����������� � ������� ����������� ������� ������� ��������. ������������ ���� � ��������� ����� ���� ������ ������ ��� ����: ���������� ������������� ���������.

������, ������������ � ��������� ���� ����������� ������� � �������������� � ������� ������������ � �����, ���������� ����� ������ � �������� ������������ ������������� �������������� ���������.

�����

�������� «����» ��������� ����������, ����������, ���������� � ���������. �� ���������� ������ ���� ����������� � ����� ���������, ��� ���� ����, ������������, �������������, �������� � ��. �� ����� ������������� ��� ���������, ��� �������, ������� �������� ��������.

����� �������� ���������� ���������, ������� ��������������� ����� ��� ������������ ��������� ���� �������. ���� ������������ ���������� ���� ��������������� ������� — ������������� � ��������� � � ��� ���� ���������.

��� ����� ���������� ������� ����������� �������, ������� �������� ���������� �������� � ���������� ��� ����������� �����������.

�������� ���� � �������� ������� � ������ ���������� ���:

3) ��������� ������� ������� ��������;

4) � ����� � ���, ��� ������� ����������� ������ ����� ����� ��� ����� ������� ������ � ���������� ��� ����� ���������� ����, ������� ������� ������������ ������� ������ � ������� ������� �������.

���� �������� ������������ �������� ������������ �����������, ���������� ������������ ����. ��������� ��� ��������� � ����� ������ ���������, ��� ������������������, �������������, �������������, ��������. ������ ����� ��������� ����� �������������� ���������� ��� ����������� ��������, ��� � ���������������� �����.

������ �������������� ����������

�������� �. ����� ����������.

���������� �. �. ������ ����� ����������. � ���.: �����, 1999.

����� �. �. ���������� ����. � ���.: �����, 2000.

�.�. ��������� «����������», ������ 1999�.

���������� — ������� ������ 1998�.

����������   ..  304  305  306   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_05/305.htm

IV. 15.3. Волевые качества личности и их формирование

Воля. Волевые качества и их развитие

В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности.

Волевая деятельность у различных людей протекает по-разному: один проявляет настойчивость, другой ее не проявляет; один очень самостоятелен в принятии решений, другой, наоборот, внушаем; один поражает своей решительностью, другой отличается нерешительностью и т. д. Таким образом, перед нами возникает спектр волевых качеств личности, которые характеризуют ее волевую деятельность с положительной и отрицательной сторон.

Когда способы осуществления волевых актов приобретают в поведении человека определенность и устойчивость, они превращаются в характерные волевые качества самой личности. Таких качеств можно наметить довольно много. Мы коснемся наиболее существенных; самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание.

1. Самостоятельность проявляется как в самой мотивации волевого действия, так и в характере принятия решений. Сущность самостоятельности заключается в том, что человек определяет свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний и представлений о том, как надо поступать в соответствующих ситуациях.

Самостоятельность в решении возникших задач — характерное свойство развитой воли. Ее противоположностью будет внушаемость. Она заключается в том, что человек легко подвергается чужим влияниям и мотивы его действий возникают не из его собственных сложившихся мнений и убеждений, а как результат сторонних влияний.

2. Решительность — волевое качество личности, которое выражается в способности человека своевременно и без излишних колебаний принимать достаточно обоснованные решения, а затем обдуманно проводить их в жизнь.

Противоположность этого важного волевого качества — нерешительность. Нерешительность может проявляться в актах принятия решения — человек колеблется, сомневается в том, как ему следует поступить; борьба мотивов становится

нескончаемой. Нерешительность обнаруживается и в реализации принятого решения. Страх перед окончательным шагом приводит к тому, что нерешительный человек сначала откладывает решение, а затем, решив, начинает его иногда неоднократно пересматривать.

3. Наряду с решительностью весьма существенным качеством, обеспечивающим успешность проведения задуманных решений, является настойчивость. Настойчивость предполагает, что человек способен к длительному и неослабному напряжению энергии; трудности достижения намеченной цели его не отпугивают, он неуклонно движется к намеченной цели.

Настойчивость коренным образом отличается от упрямства, когда человек неспособен, несмотря на разумные основания, отказаться от намеченного плана действий, от принятого ранее мало продуманного решения. Упрямство выражается в неумении взглянуть в глаза реальным обстоятельствам, гибко отнестись к изменившейся ситуации.

И в этом проявляется слабость воли человека.

4. Высокий уровень волевой деятельности человека проявляется очень ярко в его умении владеть собой (выдержке, самообладании).

Это умение сказывается в способности заставить себя выполнить принятое обоснованное решение, преодолевая такие мешающие побуждения, как лень, страх. Иначе говоря, самообладание состоит в умении подчинять себе нежелательные и при этом достаточно сильные побуждения.

Воля выражается в умении сдерживать не одобряемые самим человеком проявления чувств: раздражение, аффекты страха, гнева, ярости, отчаяния и т. д.

Возникает вопрос о том, как образуются и формируются ценные волевые качества. Нет однозначного ответа на вопрос о путях формирования различных волевых качеств. В зависимости от характера самого волевого качества приходится говорить и о конкретных условиях его образования.

Однако нельзя забывать и об общих моментах, которые помогают формированию комплекса волевых качеств личности в целом.

На образование ценных волевых качеств положительно влияет наличие ряда отчетливо выраженных свойств личности, в первую очередь таких, как развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание их достичь.

Все это создает нужные условия для проявления активности в поведении человека, настойчивости в его устремлениях, влечет за собой осуществление им действий, ведущих к достижению поставленных целей.

Достижение целей, которые человек себе ставит на любом этапе жизненного пути, всегда связано с преодолением различных трудностей. Нередко человек отступает перед возникшими трудностями, снижает уровень своих притязаний, переживая это как неудачу. Для преодоления возникающих трудностей большое значение имеют твердые убеждения, сформировавшиеся взгляды на задачи человека в жизни, подлинное человеческое достоинство.

Важнейший принцип советской психологии, согласно которому соответствующие психические процессы и свойства формируются в деятельности, получает особенно наглядное выявление в волевой сфере личности.

Именно благодаря тому, что человек осуществляет волевые действия, совершает усилия, преодолевает барьеры в самом себе (косность, лень, плохие привычки, податливость к случайным настроениям), а также препятствия в окружающем мире, и формируются такие его качества, как способность принимать решения, настойчивость, умение владеть собой.

Ничто не формирует такое ценное волевое качество человека, как власть над собой (самообладание), лучше, чем практика повседневного преодоления трудностей.

При формировании волевых качеств человека велика роль коллектива. Особенно велика роль в воспитании воли такого коллектива, принадлежность к которому дорога человеку, с мнением которого он считается.

В коллективе, с которым человек чувствует себя глубоко связанным, он видит для себя образцы поведения.

Всякий сплоченный коллектив предъявляет своим членам определенные требования в отношении поведения — выполнение взятых на себя обязанностей, проявление активности и заботы о товарищах, стремление не опорочить свой коллектив и т. д.

Все это ставит члена коллектива в такие ситуации, когда ему приходится принимать решения, проявлять себя в действиях, обнаруживать самообладание для того, чтобы не упасть в мнений окружающих. Одобрение коллектива является для него награ» дой за усилия, иногда за пережитые неприятные эмоции.

При выполнении нарастающих по трудности поручений коллектива и осуществлении действий, которые требуют все большей самостоятельности и инициативы, формируются необходимые волевые качества личности.

Благодаря практике успешных волевых действий человек приобретает уверенность в своих силах, испытывает чувство удовлетворения от совместной деятельности с другими людьми.

Самовоспитание воли

Волевые качества человека формируются не только под воздействием окружающих людей и при выполнении поставленных задач, но и в процес~ се работы над собой. В ходе формирования волевых качеств личности включается новый существенный момент — самовоспитание. Человек начинает сознательно воспитывать в себе нужные волевые черты.

Надо подчеркнуть, что ни в одной области психической жизни человека не выступает с такой яркостью и отчетливостью начало саморегулирования, как в сфере волевых действий. И ни в одной сфере психической деятельности — коснемся ли мы памяти, воображения, мышления и т. д.

— человек не испытывает с такой остротой переживание власти над собой, как в области волевых действий.

Поэтому существенным этапом в становлении личности делается такой период в ее развитии, когда растущий человек не

только критически оценивает свои действия и поступки, но начинает ставить перед собой задачу самовоспитания, переделки качеств своей личности. Самовоспитание происходит в соответствии с тем образом (идеалом), который представляется ценным и привлекательным.

Такое сознательное переключение активности личности на процесс самосовершенствования знаменует собой иногда переломный момент в жизни человека, поскольку меняется характер самосознания, появляются новые аспекты в восприятии самого себя.

И этот процесс самовоспитания обычно начинается с работы над собой в сфере волевых действий.

Поскольку это важный момент в жизни личности, то очень существенно, чтобы процесс самовоспитания оказался успешным и привнес бы некоторые новые элементы в характер самосознания.

Работа человека над собой в сфере волевой деятельности бывает успешной, когда человек не ставит перед собой сразу слишком больших и неосуществимых задач.

Например, будучи страстным курильщиком, человек без всякой предварительной подготовки, недостаточно зная свои силы, решает сразу бросить курить.

И очень часто это приводит через некоторое время к срыву, человек вновь начинает курить и тяжело переживает свое слабоволие.

Необходима тренировка в волевых действиях (нелегких, но выполнимых), чтобы появлялось и укреплялось у человека сознание того, что он владеет собой, что он может заставить себя не поддаться сильному, но неодобряемому импульсу, влечению, что он может воздержаться от соблазна, отложить реализацию большого желания. Конечно, если человеку по роду своей деятельности приходится постоянно тренировать волю, поддерживать себя в мобилизационной активности (летчик-испытатель, разведчик), то он может сразу браться за трудные дела в сфере самовоспитания, но обычно к этой задаче надо подходить с известной постепенностью.

Тренировка воли заключается в систематическом выполнении неинтересных (непосредственно не привлекающих), но осмысленных и полезных действий. А это значит, что надо заставлять себя регулярно совершать волевые усилия в разных делах.

И человек сознательно идет на это, чтобы преодолеть свою лень, неорганизованность, несобранность и т. д.

В результате регулярного совершения таких действий человек может переходить к выполнению более трудных волевых задач, поскольку у него появляется все больше уверенности в своих силах.

Сознание, что человек владеет собой, что он умеет подчинять свои низшие потребности целям более высокого порядка, не только снимает у него состояние неуверенности, но и повышает его самооценку, поднимает уровень самоуважения.

Так через волевую деятельность, проводимую в плане самовоспитания, у человека могут возникать уже и новые мотивы действий, связанные с процессом самосовершенствования.

Существенно, чтобы переживание внутренней собранности не покидало человека и проявлялось регулярно в его действиях. Иначе у человека возникает лишенное оснований представление, иллюзия, что он всегда сумеет себя остановить в своей приверженности тем или иным соблазнам.

Постоянное самовоспитание в сфере волевых действий приводит к переживанию человеком состояния волевой активности и рождает внутреннюю готовность бороться за ценные качества своей личности во имя больших жизненных задач.

Темы для подготовки к семинарским занятиям

Понятие о воле. Воля и мотивационная сфера личности.

Волевая деятельность личности и ее важнейшие особенности.

Волевой акт, его структура, механизмы и проявления.

Волевые качества личности.

Психологическая характеристика принятия решений.

Самовоспитание воли.

Темы для рефератов

Проблема свободы воли и пути ее разрешения.

Воспитание воли школьника.

Роль коллектива в формировании воли учащегося.

Литература

Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., «Просвещение», 1967.

Лукин Н. С. Воспитание выдержки у подростков. М., Учпедгиз, 1955.

Ривес С. М. Воспитание воли учащихся в процессе обучения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Рувинский Л. И. Теория самовоспитания. Изд-во МГУ, 1973.

Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. М., Учпедгиз, 1954.

Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.. «Просвещение», 1969.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_41423_IV--volevie-kachestva-lichnosti-i-ih-formirovanie.html

Волевые качества человека и их развитие

Воля. Волевые качества и их развитие
   В общей психологии волю принято считать психическим процессом, обладающим при этом определенными качествами.    На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила.

Сила воли — обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей.

Именно препятствия, объективные и значительные, преодолеваемые с помощью волевых усилий человека, являются значимым показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание

   Выдержка и самообладание проявляется в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Целеустремленность и настойчивость

   Целеустремленностью обозначают сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. С целеустремленностью часто связывают такое качество, как настойчивость. В общем, можно сказать, что первое понятие включает в себя второе, потому что целеустремленный человек всегда настойчивый.

При этом настойчивый человек не всегда целеустремленен, потому что он может не обладать ясным видением конечной цели своих усилий, и усилия эти могут носить необоснованный характер (усилия ради усилий).

Целеустремленность разделяют на стратегическую и тактическую (или оперативную). Эти два вида касаются целей разного масштаба.

В первом случает целеустремленность обозначает ясное понимание цели жизнедеятельности в значительном промежутке времени (месяцы, годы и даже десятилетия). Данный вид целеустремленности проявляется в определенных жизненных принципах и идеалах, именно через них (через внутренние законы) во многом и реализуется жизненная стратегия, ориентированная на достижение конечной цели.

Тактическая (оперативная) целеустремленность заключается в умении настраиваться на достижение краткосрочных целей (от нескольких часов до дней).

Если для стратегической целеустремленности чуть ли не решающим фактором является последовательность и самодисциплина, принципиальность, то для тактической целеустремленности значительно важнее сила воли, проявляющаяся в первую очередь в способности мобилизовать физические и умственные способности, пройти через череду неприятных ощущений, мелких неудач.

Упрямство

   Упрямство является как раз тем частным случаем настойчивости, когда важна не столько цель, сколько сами усилия, процесс деятельности, мнения окружающих. Упрямство часто выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия.

Часто наблюдается упрямство у детей.

Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия. Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями.

У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут).

В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.

Инициативность и самостоятельность

   В русском языке словом «воля» обозначается еще и свобода (пример: «Выпустить животное на волю… Дать волю рукам…»). Воля как психический процесс обозначает свободу, способность человека к совершению тех или иных действий.

Если человек, находящийся в неволе (за решеткой), не имеет возможности заняться, например, подводным плаванием — в силу внешних факторов, то безвольный человек не имеет возможности заняться подводным плаванием из-за того, что ленив и боится воды.

Поэтому важной характеристикой воли является инициативность.

Инициативность — способность, внутренняя готовность предпринимать попытки к реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности и несамостоятельности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный и инициативный человек.

Если человек с детства привыкает, что причина каждого его поступка должна лежать извне (потому что так велят родители или другие, более активные сверстники, так предписано правилами или традициями), то потом ему очень сложно дается достижение любой, стратегической или тактической, цели.

Потому что путь к цели состоит из множества отдельных поступков, а если на каждый поступок ждать одобрения со стороны, то на достижение цели может уйти на порядок больше времени, если только человек не «перегорит» на полпути.

Самостоятельность проявляется не только в способности осознанно принимать решения, но и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.

Самостоятельный человек способен и критически оценить советы и предложения других людей, и действовать на основе своих взглядов и убеждений, и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов, руководствуясь здравым смыслом.

Решительность

   Решительность проявляется в отсутствии излишних колебаний, сомнений в борьбе мотивов, умении преодолевать внутренние конфликты. Но главное — эффективность проявляется в своевременном и быстром принятии решений.

У любого действия, поступка есть промежуток времени, как бы предназначенный для этого действия или поступка, то есть это — наиболее оптимальное время. Решительность — это способность действовать тогда, когда надо, а не тогда, когда хочется.

Кроме объективной пользы решительность имеет огромное субъективное значение.

Действуя решительно, человек — можно сказать — предметно, наглядно ощущает свои возможности, свою готовность к оперативным, эффективным действиям. В дальнейшем он сможет планировать свои действия, подстраивая под ситуацию, будучи при этом уверенным, что в нужный момент он не отступит назад, не смутится.

Решительность, таким образом, является очень важным компонентом предприимчивости — в самом широком смысле этого слова.

Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Слишком выраженная решительность, однако, имеет возможность выродиться в импульсивность, проявляющуюся в торопливости, нерациональном принятии решений, необдуманности поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.

Решительность и импульсивность различаются следующим. В первом случае человек склонен действовать рационально в любой ситуации, даже в самой бурной. Он не просто быстро принимает решения, он к этим решениям долго готовится, загодя тщательно анализируя возможное развитие событий.

Можно сказать, что он руководствуется принципом Суворова «Тяжело в учении — легко в бою». В самом «бою» (в переносном или буквальном смысле) решительный человек руководствуется строгой логикой, четкими алгоритмами. Импульсивный же человек всей этой рациональности лишен.

Он надеется на «авось» или свою интуицию.

Качество самоконтроля

   Поставленные задачи будут тогда решены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными.

Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности.

Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе.

Стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, и спланированное уже никогда не будет выполнено.

Высокая самооценка часто приводит к переоценке своих возможностей. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике, в силу несбыточности задач.

Развитие волевых качеств

   Воля, как и другие психические процессы, формируется, развивается и корректируется в ходе возрастного развития человека, начиная с рождения и до самой смерти. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения и чисто инстинктивные действия.

Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее.

Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер.

Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер.

В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.

Почти сразу начинаются внутренние конфликты — между гедонистическими и моральными мотивами. Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы.

В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.

Если ребенок видит, что, например, папа по утрам делает гимнастику, преодолевая собственную лень и желание поспать подольше, то можно предполагать, что он «заразится» этим стремлением делать то, что надо, а не то, что хочется.

Если ребенок наблюдает, как его родитель безуспешно борется со своими вредными привычками (курением, пьянством, обжорством…), то у него может рано сформироваться уверенность в том, что есть такие слабости, которые не побороть.

Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе.

Уже с первого класса он начинает понимать, что если будет хорошо изучать математику, то может стать ученым или инженером, если у него будут успехи по русскому языку, он может стать писателем или журналистом, если будет сильным и выносливым, то может стать спортсменом или военным. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее (в разных масштабах времени). Именно в школе развиваются такие важные качества воли, как целеустремленность и настойчивость. В свою очередь, следует это тоже отметить, целеустремленность и настойчивость являются чуть ли не самыми главными личностными качествами школьника, способствующими его обучению (самый яркий пример этому — Ломоносов).

Большое значение для развитии воли имеет увлеченность ребенка. При этом значение увлеченности может быть и очень позитивное, и очень негативное.

Увлечение сложными, многоплановыми видами деятельности, такими как конструирование или творческая деятельность, занятиями в спортивной секции, особенно такими, где иногда приходится преодолевать свою лень, неприятные ощущения, может способствовать развитию силы воли, целеустремленности и иных качеств. Увлечение игровыми видами деятельности (например компьютерными играми) может ослабить волю, потому что любая игра обладает собственным вымышленным пространством, и в этом пространстве игрок деперсонализирован, частично или полностью, а развитие личности происходит именно тогда, когда человек действует от имени собственного «Я», принимает на себя полноту ответственности за свои действия.

Следует понимать, что не все виды увлеченности одинаково полезны. Некоторые увлечения развивают интеллектуальные способности, но не волю, другие увлечения — наоборот.

Увлечение ребенка чтением книг — как и компьютерными играми, например — развивает интеллект, способствует пониманию жизненных проблем, особенностей межличностных отношений.

Где-то книга может подтолкнуть ребенка к решительным действиям, но где-то она же может оттолкнуть его от каких-либо действий, заронив сомнения и равнодушие.

Увлеченность ребенка чем-то позволяет ему через свои интересы и склонности в деятельности находить много приятного. Но сила воли — это способность делать неприятное. Если ребенок все свободное время будет делать только приятное, то вряд ли его сила воли будет развиваться.

Основные идеи для формирования и развития волевых качеств у ребенка:

— разностороннее развитие (не замыкаться на одном-двух видах деятельности),

— предъявление к ребенку достаточно высоких требований,

— требовательность к себе (речь идет о родителях),

— последовательность,

— разумный баланс между мягкостью и суровостью,

— приучение к дисциплине, к тому, что есть вещи, безоговорочно обязательные для выполнения,

— развитие физического здоровья,

— формирование адекватной самооценки и реалистичного мировоззрения,

— развитие здоровой критичности и самокритичности,

— борьба с малодушием и самообманом,

— знакомство с биографиями выдающихся, успешных людей.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Воля    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/volevye_kachestva_cheloveka_i_ih_razvitie.html

5. Волевые качества человека и их развитие

Воля. Волевые качества и их развитие

Своеобразиеактивности личности воплощается в ееволевых качествах.

Волевыекачества –этоотносительно устойчивые, независимыеот конкретной ситуации психическиеобразования, которые свидетельствуют о достигнутомличностью уровнем сознательнойсаморегуляции поведения, ее властьюнад собой.

Преждевсего, принято выделять силуволикак обобщенную способность преодолеватьзначи­тельные затруднения, возникающиена пути к достижению поставленной цели.Чем серьезнее препятствие, которое выпреодолели на пути к поставленной цели,тем сильнее ваша воля. Именно препятствия,преодолеваемые с помощью воле­выхусилий, являются объективным показателемпроявления силы воли.

Выдержкаи самообладание,которые выражаются в умении сдерживатьсвои чувства, когда это требуется, внедопущении импульсивных и необдуманныхдействий, в умении владеть собой изаставлять себя выполнять задуманноедействие, а также воздерживаться оттого, что хочется делать, но чтопредставляется неразумным илинеправильным. Таким образом, выдержкаи самообразования проявляется вспособности волевым усилием тормозить(ослаблять или замедлять) действия,чувства и мысли, которые мешаютосуществлению принятого решения.

Различаютбазальные (первичные) и системные волевыекачества.

КбазальнымВ.К.Калинотносит следующие волевые качества:

Энергичностьэтоспособность волевым усилием быстроподнимать активность до необходимогоуровня.

Терпеливостьопределяетсякак умение поддерживать дополнительнымусилием интенсивность работы на заданномуровне в случае возникновения внутреннихпрепятствий (усталость, плохое настроение,незначительные болезненные проявления).

Выдержкаи самообладание(см.выше).

Смелостьспособностьв случае возникновения опасности (жизни,здоровью, или престижу) сохранятьустойчивость организации психическихфункций и не снизить качества деятельности.Смелость связана с умением противостоятьстраху и идти на оправданный риск из-заопределенной цели.

Системныеволевые качествапредставляютсобой определенное объединениеоднонаправленных проявлений сознания.Системность волевых качеств связана сшироким спектром функциональных сфер– волевой, эмоциональной, интеллектуальной.При этом важно знать, что базовые(первичные) волевые качества образуютоснову системных (вторичных) качеств,их ядро.

Целеустремленностьзаключаетсяв умении человека руководствоваться всвоих действиях и поступках общими иустойчивыми целями обусловленные еготвердыми убеждениями,взглядами.

Различаютцелеустремленность стратегическую,т.е. уме­ние руководствоваться во всейсвоей жизнедеятельности определеннымиприн­ципами и идеалами, и целеустремленностьоперативную, заключающуюся в уменииставить ясные цели для отдельных действийи не отклоняться от них в процессе ихдостижения.

Настойчивостьэтоумение постоянно и длительно добиватьсяцели, не снижая энергии в борьбе струдностями. Настойчивый человекправильно оценивает обстоятельства,находит в них то, что помогает достижениюцели. Такой человек способен к длительномудвижению к намеченной цели.

Противоположнымикачествами являются упрямство инегативизм, которые свидетельствуют онедостатках воли.

Упрямые человекпродолжает отставать свои ошибочныепозиции, несмотря на разумные доводынегативизм проявляется в немотивированной,необоснованной склонности действоватьнаперекор другим людям, противоречитьим, хотя разумные соображения не даютоснований для таких поступков.

Негативизмбольшинством психологов расцениваетсякак сла­бость воли, выражающаяся внеумении подчинить свои действия доводамразума, сознательным мотивам поведения,в неумении противостоять своим желаниям,ведущим к безделью, и др. Очень частобезделье связывают с ленью. Именно леньявляется всеобъемлющей характеристикойкачеств, противоположных по смыслупозитивным качествам воли.

Принципиальностьумениеличности руководствоваться в своихпоступках устойчивыми принципами,взглядами, уверенностью в целесообразностиопределенных моральных норм поведения,которые регулируют взаимоотношениямежду людьми. Принципиальность проявляетсяв устойчивой дисциплине поведения, вправдивых чутких поступках.

Инициативность–это умение находить и предлагать новые,нешаблонные решения и способы ихосуществления, а также предприниматьпопытки к реализации возникших у человекаидей.

Решительностьзаключается в отсутствии излишнихколебаний и сомнений при борьбе мотивов,в своевременном и быстром принятиирешений.

Прежде всего решитель­ностьпроявляется в выборе доминирующегомотива, а также в выборе адекват­ныхсредств достижения поставленной цели.Решительность проявляется и приосуществлении принятого решения.

Длярешительных людей характерен быстрыйи энергичный переход от выбора действийи средств к самому выполнению действия.

Отрешительности, как позитивного волевогокачества, необходимо отличатьимпульсивность, которая характеризуетсяторопливостью в принятии решений,необдуманностью поступков.

Импульсивныйчеловек не задумывается перед тем, какначать действовать, не учитываетпоследствий того, что он делает, поэтомучасто раскаивается в том, что совершил.

Торопливость в принятии решения та­кимчеловеком, как правило, объясняется егонерешительностью, тем, что приня­тиерешения для него является чрезвычайносложным и мучительным процессом, поэтомуон стремится скорее от него освободиться.

Организованностьзаключаетсяв умении человека руководствоваться всвоем поведении твердо намеченнымпланам и проявлять определенную гибкостьпри изменении обстоятельств.

Последовательностьдействийхарактеризует то, что совершаемыечеловеком поступки вытекают из единогоруководящего принципа, которому человекподчиняет все второстепенное и побочное.

Самостоятельностьэтоумение обходиться в своих действияхбез чужой помощи, а также умение критическиотносится к чужому влиянию, оцениваяих соответственно с позиции своихвзглядов и убеждений. Самостоятельностьличности проявляется в способности пособственной инициативе поставить цель,организовать деятельность по еедостижению.

Самоконтроль и самооценка. Принятыедействия будут только тогда выполнены,когда человек контролирует своюдеятельность. В противном случаевыполняемые действия и цель, к которойстремится человек, расходятся. В процесседостижения цели самоконтроль обеспечиваетгосподство ведущих мотивов над побочными.

Качество самоконтро­ля, его адекватностьв значительной степени зависят отсамооценки личности. Так, низкаясамооценка может привести к тому, чточеловек теряет уверенность в себе. Вэтом случае стремление человека кдостижению поставленной цели можетпо­степенно угасать и спланированноеуже никогда не будет выполнено. Бывает,на­оборот, человек переоценивает себяи свои возможности.

В этом случае принятоговорить о завышенной самооценке,которая не позволяет адекватнокоординиро­вать и корректироватьсвои действия на пути к достижениюпоставленной цели. В результатевозможность достичь спланированногозначительно усложняется и чаще всегов полной мере задуманное ранее нереализуется на практике.

Таким образом,совокупность проявлений позитивных(базальных и системных) волевых качествобразует силу воли личности. Отрицательныекачества: упрямство, капризы.

Воля,как и большинство других высшихпсихических процессов, формируется входе возрастного развития человека.Так, у новорожденного ребенка преобла­даютрефлекторные движения, а также некоторыеинстинктивные действия.

Во­левые,сознательные действия начинаютформироваться значительно позднее.Причем первые желания ребенкахарактеризуются большой неустойчивостью.Желания быстро сменяют друг друга иочень часто носят неопределенныйхарак­тер.

Лишь на четвертом годужизни желания приобретают более илименее устой­чивый характер.

Вэтом же возрасте у детей впервыеотмечается возникновение борьбы мотивов.Например, дети двухлетнего возрастапосле некоторых колебаний могут де­латьвыбор между несколькими возможнымидействиями.

Однако выбор, осуществляемыйв зависимости от мотивов моральногопорядка, становится возмож­ным длядетей не ранее конца третьего годажизни. Это происходит лишь тогда, когдаребенок уже может контролировать своеповедение.

Для этого необходимы, с однойстороны, достаточно высокий уровеньразвития, а с другой — некотораясформированность моральных установок.И то и другое складывается под влия­ниемобучения и воспитания, в процессепостоянного взаимодействия со взрослыми.

Характер формирующихся моральныхустановок в значительной степени зависитот моральных установок взрослого, таккак в первые годы жизни ребенок стремитсяподражать действиям взрослых, и постепеннов процессе умственного развития онначинает анализировать поступкивзрослого и делать соответствую­щиевыводы.

Каки все психические процессы, воляразвивается не сама по себе, а в связис общим развитием личности человека.Иногда можно встретить высокое развитиеволи уже в раннем возрасте.

Причемдостаточно высокий уровень развитияволи чаще всего наблюдается у детейтворческого типа, увлеченных каким-либозанятием, например у детей с художественнымиили музыкальными задатками, кото­рыев состоянии часами самостоятельнозаниматься любимым делом.

Это проис­ходитпотому, что постепенно увлеченностькаким-либо занятием, сопровождае­маясистематическим трудом (рисованием,лепкой, занятиями музыкой или спортом),способствует формированию волевыххарактеристик, проявляющихся и в другихсферах жизнедеятельности.

Каковыосновные пути формирования воли? Преждевсего, успех этого процес­са зависитот родителей. Исследования показывают,что родители, стремящиеся дать ребенкувсестороннее развитие и при этомпредъявляющие к нему достаточ­новысокие требования, могут рассчитыватьна то, что у ребенка не будет серьез­ныхпроблем с волевой регуляцией деятельности.

Такие недостатки волевого по­ведениядетей, как капризы и упрямство, наблюдаемыев раннем детстве, происходят из-засовершаемых родителями ошибок ввоспитании воли ребенка.

Если родителиво всем стремятся угождать ребенку,удовлетворяют каждое его жела­ние,не предъявляют ему требовании, которыедолжны безоговорочно им выпол­няться,не приучают его сдерживать себя, то,скорее всего, впоследствии у ребенкабудет наблюдаться недостаточностьволевого развития.

Необходимымусловием воспитания ребенка в семьеявляется формирование у него сознательнойдисциплины.

Развитие родителями у ребенка волевыхкачеств является предпосылкой дляформирования у него дисциплинированности,кото­рая не только помогает пониматьнеобходимость соблюдения определенныхпра­вил поведения, но и обеспечиваетему внутреннюю дисциплинированность,выражающуюся в способности регулироватьи сопоставлять свои желания с условия­миреальной деятельности.

Важнуюроль в воспитании волевых качеств играетшкола. Школа предъявля­ет к ребенкуряд требований, без выполнения которыхне может нормально осуществляться самошкольное обучение, но при этом такжепроисходит формирова­ние определенногоуровня дисциплинированности.

Например,школьник должен сидеть за партойопределенное время, он не может встатьс места без разрешения учителя,разговаривать с товарищами, он долженготовить дома заданные ему уро­ки ит.д. Все это требует от него довольновысокого развития волевых качеств и вто же время развивает у него нужные длявыполнения этих правил качества воли.

Поэтому большое значение для воспитанияволи у школьников имеют лич­ностьучителя и школьный коллектив.

Учитель,с которым общается ребенок в школе,оказывает непосредственное влияние наформирование у него определенныхличностных характеристик и, обладаяяркой личностью, оставляет в жизниребенка неизгладимый след.

Нередко этовызывает у ребенка стремление подражатьповедению учителя, и если у по­следнегохорошо развиты волевые качества, тосуществует высокая вероятность, что теже качества будут успешно развиватьсяи у его учеников.

Аналогичнаякартина наблюдается в отношении школьногоколлектива. Если деятельность ребенкапротекает в коллективе, где существуетатмосфера высокой требовательности,то и у ребенка могут сформироватьсясоответствующие характеристики личности.

Неменее важно физическое воспитаниеребенка, а также ознакомление его схудожественными ценностями.

Более того,формирование волевых характеристик непрекращается и в более старшем возрасте,когда молодой человек присту­пает ксамостоятельной трудовой деятельности,в ходе которой волевые качества достигаютнаивысшего развития.

Таким образом,весь процесс воспитания ребен­каопределяет успешность формированияволевых качеств личности. Поэтому неслучайно воля очень часто рассматриваетсякак одна из центральных и наиболееинформативных характеристик личности.

Развитиеволевой регуляции поведения у человекаосуществляется в нескольких направлениях.

С одной стороны, это преобразованиенепроизвольных психических процессовв произвольные, с другой — обретениечеловеком контроля над своим поведением,с третьей — выработка волевых качествличности.

Все эти процессы онтогенетическиначинаются с того момента жизни, когдаребенок овладевает речью и научаетсяпользоваться ею как эффективным средствомпсихической и поведенческой саморегуляции.

Внутрикаждого из этих направлений развитияволи по мере ее укрепления происходятсвои, специфические преобразования,постепенно поднимающие процесс имеханизмы волевой регуляции на болеевысокие уровни. К примеру, внутрипознавательных процессов воля вначалевыступает в форме внешнеречевой регуляциии только затем — в плане внутриречевогопроцесса.

В поведенческом аспектеволевое управление вначале касаетсяпроизвольных движений отдельных частейтела, а впоследствии — планирования иуправления сложными комплексамидвижений, включая торможение одних иактивизацию других комплексов мышц.

Вобласти формирования волевых качествличности развитие воли можно представитькак движение от первичных к вторичными далее — к третичным волевым качествам.

Ещеодно направление в развитии волипроявляется в том, что человек сознательноставит перед собой все более трудныезадачи и преследует все более отдаленныецели, требующие приложения значительныхволевых усилий в течение достаточнодлительного времени.

Например, школьникеще в подростковом возрасте можетпоставить перед собой задачу развитьу себя такие способности, к формированиюкоторых у него нет выраженных природныхзадатков.

Одновременно он может поставитьперед собой цель заняться в будущемсложным и престижным видом деятельности,для успешного выполнения которогонеобходимы такого рода способности.

Есть немало жизненных примеров того,как люди, ставшие известными учеными,художниками, писателями, добивалисьпоставленных целей, не обладая хорошимизадатками, в основном за счет повышеннойработоспособности и воли.

Развитиеволи у детей тесным образцом соотноситсяс обогащением их мотивационной инравственной сферы.

Включение в регуляциюдеятельности более высоких мотивов иценностей, повышение их статуса в общейиерархии стимулов, управляющихдеятельностью, способность выделять иоценивать нравственную сторонусовершаемых поступков — все это важныемоменты в воспитании воли у детей.

Мотивация поступка, в которую включаетсяволевая регуляция, становится сознательной,а сам поступок произвольным.

Такоедействие всегда совершается на базепроизвольно построенной иерархиимотивов, где верхнюю ступень занимаетвысоконравственное побуждение, дающееморальное удовлетворение человеку вслучае успеха деятельности. Хорошимпримером такой деятельности можетслужить сверхнормативная деятельность,связанная с высшими нравственнымиценностями, совершаемая на добровольнойоснове и направленная на пользу людям.

Совершенствованиеволевой регуляции поведения у детейсвязано с их общим интеллектуальнымразвитием, с появлением мотивационнойи личностной рефлексии.

Поэтомувоспитывать волю у ребенка в отрыве отего общего психологического развитияпрактически невозможно.

В противномслучае вместо воли и настойчивости какнесомненно положительных и ценныхличностных качеств могут возникнуть изакрепиться их антиподы: упрямство иригидность.

Особуюроль в развитии воли у детей по всемперечисленным направлениям выполняютигры, причем каждый вид игровойдеятельности вносит свой, специфическийвклад в совершенствование волевогопроцесса. Конструктивные предметныеигры, появляющиеся первыми в возрастномразвитии ребенка, способствуют ускоренномуформированию произвольной регуляциидействий.

Сюжетно-ролевые игры ведут кзакреплению у ребенка необходимыхволевых качеств личности. Коллективныеигры с правилами кроме этой задачирешают еще одну: укрепление саморегуляциипоступков.

Учение, появляющееся впоследние годы дошкольного детства ипревращающееся в ведущую деятельностьв школе, наибольший вклад вносит вразвитие произвольной саморегуляциипознавательных процессов.

Источник: https://studfile.net/preview/6327434/page:4/

Волевые качества личности человека в психологии: и их развитие, характеристика и виды

Воля. Волевые качества и их развитие

Воля помогает человеку добиться жизненного успеха, занять достойное место в обществе, достигать поставленных целей или избавляться от вредных привычек.

Но не все понимают полного значения этого слова или не знают, как правильно совершенствовать в себе эти черты.

В статье я подробно расскажу о волевых качествах личности, объясню, что это такое в психологии, и приведу этапы их формирования и развития.

Основные понятия

Это комплекс свойств, способствующих выполнению конкретных задач. Сюда входят такие характеристики, как целеустремленность, стратегичность, упорство, дисциплина. Они относительно устойчивы и не зависят от ситуации.

С помощью такой совокупности индивидуум может сознательно регулировать свое поведение, взять власть над собой. Часто их рассматривают, как персональную особенность свободы от обстоятельств, страха или лености, которые так часто мешают достичь желаемого. В кратком виде я уже обозначила положительные стороны.

Но есть и отрицательные свойства, указывающие на слабость: стеснительность и робость, отсутствие инициативы.

Виды волевых качеств

«Фундаментом» является сила воли – особое состояние, которое можно назвать своеобразной привычкой психики. Она не всегда бывает врожденной. В большинстве случаев людям приходится ее тренировать: реализуя свои желания и стремления.

Если давать более точное определение, то это умение индивида мобилизовать свой организм и психику так, чтобы воплотить конкретную цель. Если он не отступает от задачи, не перестает действовать на полпути к успеху и не опускает руки после первой же неудачи, то можно считать, что проблем с этой чертой характера у него нет.

К набору особенностей, характеризующих это понятие, приписываются:

  1. Самостоятельность. Это способность работать без помощи со стороны, а также умение критически прислушиваться к советам, анализируя их с точки зрения собственных убеждений и взглядов. Такая личность может сама организовать свою деятельность. Она не ждет подсказок, а также активно отстаивает собственное мнение.
  2. Инициативность – навык искать и находить нестандартные решения и способы их реализации.

Также сюда относят стойкость воли – навык удержания степени усилий. Другими словами, человек сохраняет силу в течение продолжительного времени. Ведь сосредоточиться на день может каждый, а вот упорно двигаться вперед долгие месяцы – проблема посложнее.

Классификация

Волевые качества подразделяются на две категории: экстраординарные и моральные. Первая группа является основой для совершенствования второй. Расскажу о каждой из них.

Первичные

Список всех пунктов как положительных, так и отрицательных, довольно широк. Поэтому я обозначу самые важные черты, которые проявляются, как однонаправленные действия сознания.

Энергичность

Человек с подобным отлично развитым свойством умеет быстро принимать решения и действовать, прикладывая при этом максимум физических и духовных сил. Такая личность всегда настроена на позитивный лад, не останавливается перед трудностями, которые ее не тормозят, а, наоборот, еще больше активизируют.

Не бывает и минуты, когда энергичный индивид не стремится к новой цели, не строит планов или не увлекает за собой других.

Это уникальная способность одним простейшим усилием мысли превращать свои внутренние ресурсы в энергию, при этом вдохновляя на очередные подвиги окружающих.

Кстати говоря, не стоит путать это понятие с общей энергичностью, присущей конкретному темпераменту или зависящей от особенностей генетики.

Терпеливость

Многим знакома ситуация, когда во время работы возникает усталость, головная боль и прочие болезненные состояния. Человек со слабо развитой силой воли легко подвергается этим обстоятельствам и откладывает свои дела на потом. Терпеливый индивид благодаря волевым усилиям будет поддерживать интенсивность деятельности несмотря на внутренние препятствия, пока не получит нужный результат.

Но понятие можно охарактеризовать и со стороны противоположности первой черте. Если энергичность – это умение быстро принимать решения, то терпеливость – это навык долго и упорно идти к цели, ждать и сохранять спокойствие даже, если видимых плодов его функционирования пока не наблюдается. Но не стоит путать это с пассивностью.

Самообладание

Способность не идти на поводу у собственных чувств и эмоций. Ведь отсутствие контроля приводит к необдуманным, импульсивным поступкам, а они, в свою очередь, могут свести на нет все предыдущие усилия.

Человек умеет сохранить холодный рассудок при любых обстоятельствах, даже если все идет не так, как было запланировано. То есть эмоциональный фон не отклоняется ни в одну из сторон: агрессивную, паническую или апатичную. Также к этому волевому качеству относится возможность воздержаться от действий, которые очень хочется совершить, но это представляется нерациональным и ошибочным.

Смелость

Сознательный мыслительный процесс по преодолению обоснованных опасений и страхов.

Если во время деятельности перед индивидом возникает риск для его здоровья, социального положения, репутации или даже жизни, то он способен сохранить стабильность организации своих психических функций и не уменьшить качественные показатели работы. То есть это способность противостоять боязни и идти к цели, принимая во внимание возможные опасности.

Системные

Выше я указала простые проявления воли. Но есть и более сложные, представляющие собой совокупность однонаправленных выражений. Системность задействует несколько дополнительных психологических сфер: эмоциональную и интеллектуальную, а свойства называются вторичными. Например, храбрость – синтез выдержки, смелости и энергичности.

Эта категория волевых качеств личности является довольно разнообразной, а ее развитие будет трудным, если первичные стороны находятся на низком уровне. Но преодолеть барьер можно. На моей консультации я подробно расскажу, что сделать, чтобы повысить свою продуктивность, личностный рост и добиться успеха в жизни. А пока обозначим основные черты, присущие данной группе.

Целеустремленность

Это сознательное и активное направление на достижение конкретного результата. Такой человек ясно видит конечную цель и идет к ней, несмотря на внутренние преграды в виде усталости или плохого настроения, а его усилия всегда обоснованы.

Я выделю 2 типа: стратегическую и тактическую. Они относятся к задачам различного масштаба. Первый определяет стремления в довольно длительной перспективе: понадобятся месяцы, а то и годы для их реализации. Эта разновидность проявляется в конкретных принципах личности, ее идеалах.

Второй вид, как его еще называют, оперативный, заключается в способности правильно настраиваться на кратковременные цели. Поэтому, если для стратегии на передний план выходят дисциплинированность, последовательность и следование принципам, то для тактики большое значение имеет возможность быстро собраться с силами и прорваться через мелкие провалы и неудачи, чтобы получить нужный результат.

Настойчивость

Эта особенность сопряжена с целеустремленностью, так как без нее человек не сможет пробиваться на пути к успеху. Но все же между ними есть различие.

Если целеустремленный индивид знает, что он хочет и идет к конкретно поставленной задаче, то настойчивый таким пониманием обладает не всегда.

Нередко он тратит усилия и ресурсы впустую, так как недостаточно ясно представляет, что ему нужно получить в итоге.

Но с другой стороны, это качество позволяет на длительное время сохранять непоколебимость. Никакие преграды не остановят на пути к достижению цели, даже если работать над ней придется много лет.

Принципиальность

В своих действиях принципиальная личность берет за основу собственные взгляды. Она умеет отстаивать свое мнение, если оно целесообразно и объективно. Такой индивидуум остается верен словам и убеждениям.

Характеристика выражается в дисциплинированном поведении, а также в верных и честных поступках.

Противоположностью считается беспринципность, когда деятельность происходит по указке других, так как индивид не имеет своей точки зрения или боится ее высказать.

Инициативность

Это отклонение от шаблонизации и возможность предлагать нестандартные решения, помогающие получить лучший результат. Личность проявляет самостоятельность, а также умственную и волевую активность, умеет своевременно начать действовать, достигая как общие, так и индивидуальные стремления.

Инициативный индивидуум – это энергичный, находчивый человек, свободно выражающий свое мнение и готовый взять за свои поступки ответственность. Эта особенность проявляется не под воздействием указаний со стороны.

Это осознанное желание к работе и преобразованиям. Инициативность присуща не только в областях, связанных с риском.

Она имеет место в общественной деятельности (активисты, помогающие улучшить жизнь населения), творчестве (новаторство, креативные идеи).

Стратегичность

Индивид с таким свойством всегда видит конечную цель и последовательно к ней идет. Каждый шаг он сверяет с желаемым результатом. Он умеет расставлять приоритеты и не только составляет подробный план деятельности, но и может вовремя его изменить в соответствии с меняющимися условиями или неполадками.

Самодостаточность

Для многих справиться с собственной инертностью или несамостоятельностью – это довольно серьезная задача. Ведь осознанные поступки для достижения желаемого может совершить только самодостаточное лицо.

Но если индивид с ранних лет привык, что повод для его действий находится извне (потому что так сказали родители или так написано в правилах), то впоследствии ему сложно будет достичь цели.

Дорога к результату строится из множества шагов. И если ждать одобрения каждого из них, то можно потратить гораздо больше времени, чем планировалось.

И это при условии, если он не «перегорит» на половине пути.

Однако самодостаточность – это не только способность принимать решения, но и не поддаваться воздействию со стороны. Это умение критично оценивать предложения других, но работать на основе собственных убеждений, внося правки из полученных рекомендаций только в соответствии со здравым смыслом.

Кратко о волевых качествах человека и их развитии

Воля возникает и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности. Конечно, характеристики закладываются еще в детстве, но вот дальнейший прогресс зависит уже от того, как малыш будет реагировать на преграды и преодолевать их.

В раннем возрасте ребенок действует согласно инстинктам выживания. Его поведение основывается на потребностях в приеме еды, безопасности, сне и прочих первичных нуждах. Но после четырех лет дети уже могут принимать самостоятельные решение, поскольку вместе с инстинктивной составляющей появляется воспитание. Кстати, именно в этот период начинают формироваться моральные свойства.

В случае когда они пытаются справиться с препятствиями и достигать пусть маленьких, но целей, то вероятность, что они будут проявлять это в дальнейшем, значительно повышается.

Метод исследования своих волевых качеств

Узнать степень развития своей силы воли можно с помощью теста, созданного Н.Е. Стамбуловой. Участник имеет возможность оценить любую черту: самодостаточность, настойчивость, проявление инициативы.

Здесь вы найдете вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа, либо с различным уровнем уверенности: «может быть», «скорее, нет» и так далее.

На каждую особенность приходится порядка 20 вопросительных пунктов.

Совершенствование

Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями.

Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями.

Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.

Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач.

И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем.

Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию.

Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.

Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:

  1. Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
  2. Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
  3. От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
  4. Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.

Заключение

Исходя из набора волевых качеств личности и их характеристик, становится понятно, что совершенствовать их можно в любом возрасте. Главное, не останавливаться на достигнутом и помнить, что стать профессионалом в достижении целей может каждый.

Источник: https://damienmilay.com/basis/volevye-kachestva-lichnosti-chto-eto-formirovanie-i-razvitie-harakteristika/

Refy-free
Добавить комментарий