Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского — выходца из Литвы.

При Елене Глинской (1533–1538) был проведен ряд реформ и мероприятий, способствовавших централизации и безопасности государства:

  • денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране;
  • введение единых для всей страны мер длины и объема;
  • строительство новых и реорганизация старых крепостей, в том числе Китайгородской стены вокруг московского посада;
  • укрепление армии, новые поместные раздачи детям боярским;
  • ограничение феодальных иммунитетов (прав вотчинников собирать подати и использовать их на свои нужды);
  • предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы, расселение их по новым городам.

И в годы правления Елены, и после ее смерти (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Конец 40-х гг. «ознаменовался взрывами народного недовольства (В.Б. Кобрин). Несоответствие между старыми порядками и новыми условиями к тому времени «стало очевидно для всех» (Р.Г. Скрынников).

В 1547 г. Иван IV (родился в 1530 г.) достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». В старой России наиболее сильный независимый правитель назывался «царь». Такой титул русские впервые применили к византийскому императору, а затем к монгольскому хану.

Московский правитель мог претендовать на титул царя по двум причинам. Во-первых, он формально объявил о своей независимости перед своим прежним сюзереном — монгольским царем. Во-вторых, Византийская империя была разрушена турками, и, таким образом, греческий православный мир жил без царя.

И к тому же согласно византийской теории «гармонии» церкви и государства христианское общество нуждалось в двух главах — царе и патриархе.

Таким образом, великий князь Московский как единственный независимый православный правитель не только имел право, но и был обязан принять титул царя, если он не хотел оставить православное общество без защитника. Иван III и Василий III употребляли этот титул от случая к случаю.

Иван IV Грозный был официально коронован царем в 1547 г. Четырнадцатью годами позже Константинопольский патриарх признал титул Ивана и послал ему свое благословение.

Правление Ивана IV продолжалось почти полвека (1533–1584) и было отмечено многими важными событиями. Царь был натурой противоречивой. По мнению Г.В. Вернадского, наделенный большими интеллектуальными способностями, правитель с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования, которая особо развилась в последние двадцать лет его жизни.

Правление Ивана Грозного в исторических исследованиях делят на два периода:

  1. Конец 40-х — 50-е гг. — крупные внутри- и внешнеполитические успехи, период реформ;
  2. 1560–1584 гг. — период опричнины и ее последствий.

Окружением царя — так называемым правительством Избранной рады (1549–1560) — были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления.

Люди, входившие в Избранную раду, пользовались не только поддержкой, но и симпатией Ивана IV — Алексей Адашев, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, отец и брат Алексея Адашева Федор и Данило Адашевы, родственники жены царя Анастасии бояре Захарьины, друг детства Андрей Курбский, митрополит всея Руси Макарий.

В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор — совещательный орган при царе, куда входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилых людей (впоследствии в Земских соборах участвовали и горожане). На соборе была обсуждена программа преобразований.

Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов — Судебника 1550 г. Он упорядочил и дополнил прежний, ограничил права наместников и волостителей.

В Судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.

Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.

В 1551 г. был созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили Стоглав — кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И.Я. Фроянова) называют Сильвестра, другие (А.В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик).

По мнению А.В. Карташева, «…собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

  1. «Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми;
  2. Запретил новаторство в иконописи;
  3. Унифицировал порядок исполнения церковных обрядов;
  4. Наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников;
  5. Осудил пороки в светской и церковной жизни;
  6. Запретил приглашать на свадьбы скоморохов;
  7. Монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты;
  8. Также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства.

Население страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха.

В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400–600 десятин земли.

Серьезные изменения коснулись и центрального государственного управления. Вместо двух прежних учреждений — Государева дворца и Казны, обладавших различными, переплетавшимися функциями управления, была создана целая система специализированных приказов.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам.

Так появились первые приказы — учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны.

В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов.

Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами — приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, — Поместный приказ, холопами — Холопский приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца — присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Большого внимания заслуживают реформы местного управления (попытки ее осуществления предпринимались начиная с 30-х гг. XVI в.), а также военная, проводившиеся одновременно и в тесном переплетении друг с другом. «Самые крупные законодательные меры, — отмечал В.О. Ключевский, — были прямо связаны с этой двойной реформой, земскою и военной».

Поначалу Избранная рада не собиралась радикально менять сложившийся порядок местного управления. Судебник Ивана IV всего лишь уточнил права и обязанности кормленщиков (наместников — в уездах и волостителей — в волостях, которым в их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т. е. они «кормились» за счет управления землями).

В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа — округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост — из числа зажиточных слоев черносотенного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков, или «излюбленных голов», — в городах.

Перед центральным правительством приходилось отвечать не только старостам, но и самым мирам, которые наделялись отныне новой ответственностью — мирской порукой за своих выборных управителей (старост и судей). Заменив служилых кормленщиков «мирскими органами правительства», избранная рада пошла по пути усиления государственной централизации.

Важное значение имели военные реформы:

  • Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» — 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой.
  • Впервые было составлено Уложение о службе.
  • Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.
  • Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».
  • В 1550 г. вместо отряда пищальников (появившихся в начале XVI в.) создается постоянное стрелецкое войско (на первых порах стрельцов набрали три тысячи человек).
  • В армию стали привлекать иностранцев (число которых было незначительно).
  • Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т. е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т. е. по набору).

Кроме стрельцов, туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки.

Тыловые работы (обоз, строительство сооружений) выполняла «посоха» — ополчение из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Опричнина (1565-1572)

3 декабря 1564 г. Иван IV с семьей и приближенными внезапно выехал из Москвы. Поселившись в Александровской слободе (около 65 верст от Москвы), примерно через месяц царь прислал в столицу с гонцом две грамоты. В первой он обвинял церковных иерархов и всех феодалов в измене, а во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется.

Московский посол вынудил делегацию московских бояр просить царя вернуться на трон. Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова «опричь» — кроме), выделяемую ему лично в особый удел, и земщину.

В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину.

В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Члены «царева войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собольи головы и метлы как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве.

Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки.

На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5–6 раз) Иван Грозный потребовал огромной суммы в 100 тыс. рублей.

Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана (брак заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г. Л. Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов), ведавший казнями и пытками.

Причины введения опричнины

Переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана IV.

Объективные противоречия (политические и социальные) внутреннего устройства Московского государства:

  • отношения монарха и боярской аристократии оставались неупорядоченными и неурегулированными;
  • активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса.

«Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVI в. создавали государственный кризис» (С.Ф. Платонов).

Личные мотивы царя Ивана IV:

  • в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время его тяжелой болезни в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;
  • в 1557–1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады;
  • в 1560 г. Иван IV остро переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Тогда же произошел его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем направлены в ссылку. Вскоре начались преследования и казни бояр, заподозренных в измене (отъезды в Литву);
  • настоящий шквал эмоций вызвал у царя побег воеводы князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.). После этого гонения на бояр были ужесточены.

По мнению Р.Г. Скрынникова, опричнина, представляя собой систему внутриполитических мер преимущественно репрессивного характера, «не была чем-то единым на протяжении семи лет».

М.М. Шумилов выделяет следующие ее проявления:

  1. В самом начале опричного правления (в 1565 г.) в казанскую ссылку было отправлено около 100 из 282 княжат с одновременной конфискацией их родовых вотчин;
  2. Затем наступил черед бояр и земских дворян (только по «делу» боярина И.П. Федорова в 1568 г. было казнено около 500 человек);
  3. В 1569 г. была уничтожена вся семья Старицких;
  4. В самом конце 1569 г. Малютой Скуратовым был задушен Филипп Колычев, лишенный митрополичьего сана за публичное осуждение опричнины и царского произвола;
  5. В начале 1570 г. Иван Грозный учинил Новгородский погром (число его жертв по некоторым подсчетам достигло 10–15 тыс. человек);
  6. Вслед за этим страшные расправы ожидали Москву, где летом 1570 г. были казнены десятки незнатных чиновников земских приказов (дьяков и подьячих) и лиц других званий, в том числе думный дьяк И.М. Висковатый, более 20 лет руководивший внешней политикой России;
  7. Замыкали кровавый список непосредственные создатели опричнины — отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский, Михаил Черкасский.

Большинство историков полагают, что осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Однако казни «заговорщиков» не прекратились. В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричниным порядкам. Он вновь закрепил за собой «удел», предоставив право формально управлять страной крещеному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, титуловавшемуся «великим князем всея Руси».

Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван IV вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился. Однако, поскольку беззакония, «переборы людишек» продолжались до самой смерти Ивана Грозного (даже в 1582 г. был убит царевич Иван — сын Ивана IV), некоторые ученые (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и др.

) рассматривали опричнину в хронологических рамках 1565–1584 гг.

Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации: ослабло влияние титулованного московского боярства; со смертью Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество; с низложением митрополита Филиппа Колычева нарушались прежние отношения государства и церкви; с разгромом Новгорода окончательно подрывалась общественная самодеятельность «третьего сословия».

Во-вторых, опричнина наряду с Ливонской войной вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали «опричные экспедиции», обезлюдели.

Многие крестьяне либо были убиты, либо бежали в Литву, на Дон или новые восточные земли, либо их вывезли в свои поместья опричники. Большинство владельцев вотчин и поместий было разорено.

По кадастровым земельным книгам, на Псковщине и Новгородчине 90% сельскохозяйственных земель не возделывалось. В Московском уезде, по писцовым книгам, обрабатывалось лишь 15% пашни.

В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. По свидетельству современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тыс. человек (население России в целом составляло 7–9 млн жителей).

В-четвертых, опричнина, разорив крестьян и стимулировав их бегство, послужила одной из причин принятия первых закрепостительных актов. В 1581 г. был издан указ «о заповедных летах», в которых запрещались переходы крестьян. Помещики, потеряв часть людей, пытались получить большой оброк с оставшихся.

В-пятых, были подорваны резервы России в целом. Еще в 1565 г. Иван Грозный взял с земщины себе «на подъем» 100 тыс. рублей. По тем временам на эти деньги можно было купить 5 млн пудов ржи или 100 тыс. рабочих лошадей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_15335_vnutrennyaya-politika-i-reformi-ivana-groznogo.html

Реферат: Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

Федеральное агентство по образованию

Шахтинский институт (филиал)

Государственного образовантельного учреждения

высшего профессионального образования

Южно-Российского государственного технического университета

(Новочеркасского политехнического института)

Факультет: «Гуманитарных наук, информатики и управления»

Кафедра: «ГСН»

Специальность: 050802 «Экономика и управление на предприятии»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Отечественная история »

на тему:

«Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного»

Выполнил студент группы Д3042 В.А. Лисичникова

Проверил доцкнт, к.и.н. С.М. Барсуков

Шахты 2009

Введение……………………………………………………………………………………………….3

1. Начало правления Ивана IV…………………………………………………………..4

2. Венчание на царство……………………………………………………………………..6

3. Восстание в Москве 1547 года……………………………………………………….7

4. И.С. Пересветов…………………………………………………………………………….8

5. Избранная Рада……………………………………………………………………………..9

6. Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном……………………………………………………………………………………….11

7. Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном…..14

8. Стоглавый собор 1551 года…………………………………………………………..16

9. Военная реформа…………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………………………………….20

Введение

Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характера.

В эпохе Ивана Грозного много содержания: бурное детство; период светлых реформ и успешных войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег — вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию в царствование Ивана Грозного. Но нельзя сказать, чтобы мы хорошо знали эти факты. В биографии Ивана Грозного есть годы, даже целые ряды лет без малейших сведений о его личной жизни и делах.

Мрачная, но вместе с тем исполненная величия фигура Ивана IV уже не одно столетие приковывает к себе внимание историков. Одни называют царя «тираном», «деспотом», «сумасшедшим», другие утверждают, сто это был мудрый политик, любимый народом. Многие пишут о «непонятной», «загадочной» политике Ивана Грозного.

Я хочу рассмотреть 1550-1564 годы правления Ивана IV, его внутреннюю политику и реформы. Это лучший период его деятельности, период становления и укрепления власти, укрепления военной мощи.

1.Начало правления Ивана IV.

Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием.

Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых.

Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: «Бывало мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит».

Одни из бояр (Глинские, Бельские) проводили политику ограничения власти наместников и волостей — представителей центра в уездах и волостях; еще при Елене Глинской была введена единая общерусская монета — серебряная копейка, заменившая многочисленные деньги удельных земель.

Другие (Шуйские), наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии (раздача земель, привилегий, налоговых и судебных, боярам, монастырям). К власти приходила то одна, то другая группировка. Менялся и духовный владыка — митрополит, глава русской православной церкви: на место Даниила на митрополичий престол сел (1539 г.

) Иоасаф, троицкий игумен, близкий Бельским; затем новгородский архиепископ Макарий, поддержанный Шуйскими. Придворные пертурбации сопровождались интригами и казнями. «Боярское правление» (1538-1547 гг.) надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей «своим людям», расправами, разбоями.

В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус — отдает, например, своим псарям приказ затравить неугодного ему князя Андрея Шуйского.

Молодого великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах и волостях — захваты крестьянских земель, взятки, судебные штрафы и пр. От их лихоимства страдали «черные люди» — крестьяне и ремесленники, и, главное (в глазах Ивана IV,- казна, порядок и спокойствие в государстве.

2.Венчание на царство.

Борьба бояр и князей за власть продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их — Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства.

С надеждой многие смотрели на Ивана IV . Когда он вошел в «возраст», его венчали на царство. В январе 1547г, когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля.

По «чину венчания», составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение.

Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет и титул «царь».
В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева.

Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединились против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.

3.Восстание в Москве 1547г.

В июне 1547г. в Москве на Арбате вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя, город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрятались в селе Воробьеве (нынешние Воробьевы горы). Причину пожара искали в действиях реальных лиц.

Поползли слухи, что пожар — дело рук Глинских, с именем которых народ связывал годы боярского правления. В Кремле на площади около Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены.

С большим трудом правительству удалось подавить восстание.

Выступления против властей произошли в городах Опочке, несколько позднее — в Пскове, Устюге. Недовольство народа нашло отражение в появлении ересей.

Например, холоп Феодосии Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство людей и неповиновение властям. Его учение нашло широкое распространение, особенно среди горожан.

Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения структурных реформ.

4. И.С. Пересветов.

Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобразным идеологом его был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов.

Пересветов был русским дворянином из Литвы, многоопытным воином, служившим Яну Запольяи и Петру Рарешу, вассалам султана Сулеймана Законодателя.

Он обратился к царю с посланиями (челобитными), в которых была изложена своеобразная программа преобразований, по мнению некоторых ученых скопированная и адаптированная для России по османскому образцу.

8 сентября 1549 года в церкви Рождества Богородицы Пересветов обратился к царю с челобитной, содержащей «Сказание о Магмете султане», в которой рассказывалось, как тот «великую правду в царстве своем ввел». Предложения И.С. Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV.

Некоторые историки даже считали, что автором челобитных был сам Иван IV. Сейчас установлено, что И.С. Пересветов — реальная историческая личность. Исходя из интересов дворянства, И.С. Пересветов резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. «Государство без грозы, что конь без узды», — считал И.С. Пересветов.

5. Избранная Рада

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек того времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр.

В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев. К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским «Избранной Радой» (рада — совет при монархе).

По сути дела, это была так называемая Ближняя дума, составленная из особо приближенных к царю членов «большой» Боярской думы.

Сильвестр «детскими страшилками», по выражению Ивана, толкнул его на путь покаяния и попытки очистить себя и страну от всякого зла с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили «избранную раду», заслонившую собою боярскую думу в текущем управлении и законодательстве.

Ее значение бесспорно для 50-х годов, но не безгранично, так как осложнялось и ослаблялось влияниями Захарьиных и митрополита Макария.

В сохранившихся известиях совершенно скрыта та большая подготовительная работа, которая началась с этого времени, с 1550 года позволила осуществить ряд крупных государственных мероприятий и захватила не только самого Ивана и его сотрудников, но и в неправительственные круги общества, вызвав в нем обсуждение основных вопросов внутренней и внешней политики обновляющегося Московского царства. Затрагивались и разноречиво решались вопросы о значении светской аристократии, крупного землевладения, духовенства, монастырей, поместного класса, самодержавия, земского собора и др. Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного настроения и народных страданий. С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI века Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали «думцы» Захарьины, Д.И.Курлятев, И.В.Шереметев, А.И.Курбский.

при Иване Грозном

К февралю 1549 года относится начало деятельности на Руси Земских соборов — сословно-представительных органов. «Земские соборы, — писал Л.В.Черепнин, — это орган, пришедший на смену вече», воспринявший древнерусские «традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов», но заменивший «элементы демократизма началами сословного представительства».

Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 февраля. Вначале он выступил перед боярами, окольничими, дворецкими и казначеями в присутствии церковного «освященного собора», и в тот же день он говорил перед воеводами, князьями и дворянами.

Следующим шагом явилась прямая ликвидация в 1551-1552 годах наместничьего управления в отдельных областях. А в 1555-1556 годах приговором царя «о кормлениях» наместничье управление отменялось в общегосударственном масштабе.

Его место занимало местное управление, проделавшее долгий и нелегкий путь.

Местное управление не представляло собой единообразия, а принимало различные формы в зависимости от социального состава той или иной местности.

В центральных уездах, где было развито частное землевладение, вводилось губное управление, а дворяне выбирали из своей среды губных старост. Вместе с тоже выборными городовыми приказчиками они возглавили уездную администрацию. Это означало завершение губной реформы.

Выборные власти стали появляться и в тех уездах, где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного населения выбирались земские старосты.

Впрочем, черносошные общины и прежде имели свои выборные мирские власти в лице старост, сотских, пятидесятских, десятских и т.д. Эти волостные администраторы генетически восходили к представителям старинной сотенной общинной организации Киевской Руси.

Они традиционно осуществляли надзор за общинными землями, распределяли и собирали налоги, разрешали мелкие судебные дела, решали другие вопросы, затрагивающие интересы общины в целом.

И раньше мирские власти состояли из представителей наиболее зажиточного крестьянства: «лучших» и «средних» людей. Кстати сказать, черные волости, даже становясь частновладельческими землями, сохраняли структуру мирского управления.

Земская реформа наряду с черносошными землями затронула и города, где тоже (но из зажиточного посадского населения) выбирались земские старосты. Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков — пришлых людей — действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Справедливости ради необходимо отметить, что полностью местные реформы были осуществлены лишь на Севере.

Считается, что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом, однако, не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление.

Институты самоуправления XVI века представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом — в Смутное время.

Ко времени Избранной Рады относится усиление значения приказов как функциональных органов управления. Именно в середине XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним относится Челобитенный, в котором принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Во главе этого, по сути высшего органа контроля, стоял А.Адашев.

Посольский приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый. Поместный приказ ведал делами поместного землевладения, а Разбойный разыскивал и судил «лихих людей». Первый приказ военного ведомства — Разрядный — обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод, а другой — Стрелецкий — ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов.

Разрядным приказом некоторое время руководил дьяк И.Г.Выродков, при котором он стал как бы генеральным штабом русского войска. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца.

Окончательное завершение формирования приказной системы приходится на XVII век.

7. Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном

Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются существенные вопросы землевладения. В частности, принимаются постановления, затрудняющие дальнейшее существование вотчинных земель.

Особое место занимают статьи о частновладельческом населении. В целом право перехода крестьян в Юрьев день по ст. 88 сохранялось, но несколько увеличилась при этом плата за «пожилое». Ст. 78 определяла положение другой значительной группы населения — кабальных холопов. Запрещалось, к примеру, превращать в холопов служилых людей, ставших должниками.

Однако главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей — дворян.

В 1551 году на Стоглавом соборе Иван IV заявил о необходимости перераспределения («переверстания») земель между землевладельцами: «у кого лишек, ино недостаточного пожаловати». Под «недостаточными» подразумевались служилые люди.

Для проведения упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В процессе ее осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. На основных территориях вводилась новая единица обложения — «большая соха».

Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца: на соху черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов. Ущемлялись также интересы церкви, зато в привилегированном положении оказывались помещики.

Размеры земельных владений обусловливали и прежние службы дворян. «Уложение о службе» (1555) устанавливало правовые основы поместного землевладения.

Каждый служилый человек имел право требовать поместье не меньше 100 четвертей земли (150 десятин, или примерно 170 га), так как именно с такой земельной площади должен был выходить на службу «человек на коне и в доспехе полном».

Таким образом, с первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а со следующих — его вооруженные холопы. Согласно «Уложению»; вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях,что и помещики.

Изменения в положении служилых людей тесно связаны также с отменой наместничьего управления (кормлений). Вместо «кормленичего дохода», шедшего в основном в руки наместников и волостелей, вводился общегосударственный налог «кормленый откуп».

Этот налог поступал в государственную казну, откуда раздавался служилым людям в качестве жалования — «помоги». Денежную «помогу» давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы.

Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф, а неявка могла повлечь конфискацию владений и телесное наказание.

8. Стоглавый собор 1551 года

Процесс усиления государственной власти неизбежно вновь выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источники доходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей.

На совещании молодого царя с митрополитом Макарием в сентябре 1550 года была достигнута договоренность: монастырям запрещалось основывать новые слободы в городе, а в старых слободах ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие от «тягла» в монастырские слободы, кроме того, «выводились» назад. Это было продиктовано потребностями государственной казны.

Однако такие компромиссные меры не удовлетворили государственную власть.

В январе-феврале 1551 года был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром и проникнутые нестяжательским духом.

Ответы на них составили сто глав приговора собора, получившего название Стоглавого, или Стоглава. Царя и его окружение волновало, «достойно ли монастырям приобретать земли, получать различные льготные грамоты.

По решению собора прекратилось царское вспомоществование монастырям, имеющим села и другие владения. Стоглав запретил из монастырской казны давать деньги в «рост» и хлеб в «насп», т.е. — под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода.

Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV Грозного обрушился на наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 года (т.е.

через несколько дней после завершения собора) была запрещена покупка монастырями вотчинных земель «без доклада» царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 года).

Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 года.

Вместе с тем, были проведены преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеон общерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты также меры по искоренению безнравственности духовного сословия.

9. Военная реформа.

Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» — 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой.

Впервые было составлено «Уложение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».

В 1550г. было создано постоянное стрелецкое войско. На первых порах стрельцов набрали три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т.е. по набору).

Кроме стрельцов, туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки.

Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» — ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Заключение

Личность и деятельность Ивана Грозного были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства.

Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, которые имели и объективное происхождение. В исторический процесс развития средневекового Российского государства он внес свой, к тому же немалый, вклад.

Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям и ликвидации опасных рычагов внешней агрессии против России.

Реформы 50-х годов XVIв. Способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они укрепляли власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Список литературы:

1. Альшиц Д.Н. «Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного». Л.: Наука, 1988. 244с.

2. Скрынников Р.Г. «Иван Грозный». М.: Наука. 1975. 249с

3. Нефедов С.А. «Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние.». //Вопросы истории. — 2002.-№11.-с.30-35.

4. Платонов С.В. «Время Ивана Грозного». М.: Феникс, 1994. с.95

5. Флоря Б.Н. «Иван Грозный». М.: «Молодая гвардия» 1999, с 89.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-332343.html

Внутренняя политика Ивана IV Грозного

Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

Отец первого русского царя Ивана Четвёртого Василий Третий скончался, когда сыну было всего три года. Соответственно, править малолетний Иван не мог и его регентом стала мать – Елена Глинская. При этом, в русском государстве началась жестокая борьба за власть. Занять правящий престол хотели Глинские, Бельские и Шуйские.

Фактически борьба за власть продолжалась до 1547 года, когда достигнув возраста шестнадцати лет, Иван был коронован на царствование в Успенском соборе, став первым царём династии Рюриковичей. В тот же год Москва пережила огромный пожар, виновниками которого в народе считали Глинских, приходившихся родственниками молодому царю.

Вспыхнуло народное восстание и люди потребовали выдать им виновников для расправы. Толпа растерзала в гневе одного из Глинских, а остальным удалось покинуть столицу. Сам же монарх также покинул Москву и укрылся на Воробьёвых горах, после чего дистанционно подавил восстание и казнил провокаторов.

Данный факт стал основополагающим для правителя. Он понял силу народа и ещё раз убедился в подлости боярства, которое, по его мнению, организовало пожар и бунт.

Периодизация внутренних реформ Ивана IV

Современные историки разделяют внутреннюю политику Ивана Четвёртого Грозного на два отдельных периода:

  1. период опричнины;
  2. реформы Избранной рады.

Реформы Избранной рады

В 1549 году царь формирует так называемую Избранную Раду, в которую входят самые приближенные к монарху особы: Сильвестр, макарий, Адашев, Курбский и др. Сам же негосударственный орган имел совещательное предназначение и был организован для решения важных вопросов, касающихся внешней и внутренней государственной политики.

Созыв первого земского собора

В этом же году Иван Четвёртый собирает первый Земский собор, который был принципиально новым органом власти, имеющий, при этом, функции раннего вече. Одним из первый решений этого мероприятия стало решение создания нового Судебника или же сборника законов русской земли.

Принятие судебника 1550 г

Этот сборник законов, называющийся Судебником Ивана Четвёртого был составлен к 1550 году и в качестве его основы был взят аналогичный документ, составленный в период правления Ивана Третьего.

Очень важным пунктом обновлённого Судебника было то, что в нём было подтверждено право перехода крестьян в недельный период после и до Юрьева дня. Ранее это правило было временным. Кроме того, в документе утверждалось увеличение пожилого (денежной суммы, которую каждый крестьянин был обязан заплатить при переходе от одного к другому владельцу).

Также, были введены преобразования и в военной сфере. Так, ранее военная служба являлась обязанностью исключительно представителей дворянского рода, которые за это получали земельные территории. Однако, после 1550 года царь формирует в государстве стрелецкое войско, с которым страна расплачивалась деньгами. Кроме того, в армии появляются наёмники-иностранцы и казаки.

Созыв Стоглавового собора в 1551 году

В 1551 году царь собирает Стоглавый собор, на котором были приняты следующие решения:

  • утверждены образцы в иконописи и искусстве;
  • унифицированы церковные обряды, которые проводились на территории русского государства;
  • Церковь лишалась права приобретения (в том числе и приёма в дар) территорий без полученного разрешения царя.

Таким образом, все церковные владения стали контролироваться государством.

Упразднение Избранной Рады

В 1560 году царь упраздняет Избранную Раду. Некоторые историки полагают, что это случилось из-за недоверия монарха её участникам. Спустя пять лет правитель уезжает из Москвы и передаёт в столицу два послания. Первое – относилось к представителям духовенства и боярства.

В нём Иван объяснял, что он отказывается от власти из-за измены последних и требовал себе в распоряжение определённую опричнину – территорию.

Второе послание было адресовано столичным жителям и в нём монарх извинялся за свой поступок, объясняя, что простые люди не виноваты в его решении оставить престол.

Опричнина

Стратегический план Ивана сработал и уже спустя несколько дней его снова позвали в Москву. Однако, теперь у него была опричнина.

Основными причинами введения опричнины были:

  1. неудачи во внутренней и внешней политике, в которых правитель обвинял заговорщиков-бояр;
  2. вспыльчивый и буйный нрав царя, а также открытая ненависть к интригам и боярству, в целом.

В этот период страна была разделена на земщину и опричнину, а царь набрал своё личное опричное войско, в которое входило более тысячи человек.

Период с 1565 по 1572 годы вошёл в русскую историю как время террора и постоянного народного страха. В качестве основной цели и возможности выслужиться перед царём у опричников было нахождение и наказание врагов государя.

Так как опричные войска выполняли не только карательными, но и защитными обязанностями именно их царь выставил против крымских татар в 1571 году. Опричники были разбиты, а Москва разграблена. Скорее всего, опасаясь народного гнева и считая, что боярство уже не оправится, правитель решает отменить опричнину в 1572 году.

-лекция: внутренние реформы Ивана IV Грозного

Источник: https://fox-calculator.ru/ivan-iv/vnutrennyaya-politika-ivana-iv-groznogo/

Внутренняя политика и реформы Ивана IV Грозного

Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

Юному Великому князю не было еще и полных 17 лет, когда его дядя Михаил Глинский и его бабушка княгиня Анна сумели подготовить политический акт большой государственной важности. 16 января 1547 г. Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси.

Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию, некогда присланные на Русь византийским цесарем Константином для венчания князя Владимира Мономаха.

Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укрепить «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства.

По завершении чина венчания Великий князь стал «боговенчанным царем». Дополнение короткого слова «царь» предполагало:

–уподобление монарха Богу, присвоение ему особой харизмы, особых благодатных даров, в силу которых он начинает восприниматься как сверхъестественное существо;

– равенство по чину императору «Священной Римской империи»;

– ставило выше европейских королей – датского, английского, французского и многих иных;

– уравнивало с восточными соседями – казанским и астраханским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси.

Четырнадцатью годами позже Константинопольский патриарх признал титул Ивана и послал ему свое благословение.

Правление Ивана Грозного в исторических исследованиях делят на два периода:

1) конец 40-х–50-е гг. – крупные внутри- и внешнеполитические успехи, период реформ;

2) 1560–1584 гг. – период опричнины и ее последствий.

Утвердившись на престоле, Иван IV начинает бурное реформирование устоев жизни московского общества.

Внутренняя политика и реформы первого периода.

Источники не позволяют восстановить подробности политических обстоятельств, при которых в конце 40-х годов сложилось правительство, перенявшее руководство страной у Боярской думы, но мы знаем ту политическую фигуру, которая сыграла ключевую роль в формировании новой правящей группы. Этой фигурой был митрополит Макарий, мудрый и спокойный политик, глава церкви – могущественного политического механизма, издавна поддерживавшего объединение княжеств вокруг Москвы.

При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников символизировать новое правительство – «Избранную раду».

«Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя».

Царь и бояре каялись в своих прежних «преступках». Цель всех этих усилий царь сформулировал в таком словосочетании: «смирить всех в любовь».

Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев, Сильвестр и друг детства Андрей Курбский. А. Адашев служил в Челобитном и Казанском приказах и был, судя по всему, главным идеологом и организатором реформ.

О доверии ему царя свидетельствует тот факт, что Иван поручил Адашеву прием и рассмотрение всех челобитных, поступающих на имя царя.

Сильвестр, личный духовник царя, оказал сильнейшее влияние на формирование мировоззрения молодого царя.

1. Созвано сословно-представительное учреждение – Земский собор, заседавший в Москве в феврале 1549 г.

Земский соборвключал: членов освященного Собора, Боярской думы, государева двора; выборных от провинциальных дворян, посадского населения и черносошного крестьянства.

Собор никоим образом не ограничивал самодержавия – он собирался по указанию царя, его решения не были обязательными для власти, и таким образом, он не выполнял функции парламента. На соборе была обсуждена программа преобразований.

2. Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов – Судебника 1550 г. В 1550 г. был принят новый судебник.

Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах.

Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.

– Судебник упорядочил и дополнил прежний, ограничил права наместников и волостителей.

– Представлялось право выборным от народа – старостам, сотским – участвовать в суде.

– Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.

– Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.

– Были ограничены источники холопства.

3.Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, который открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке.

На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки. .

Ответы собора на сто царских вопросов составили Стоглав –кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.

 –  «Стоглав» утвердил решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми;

–  запретил новаторство в иконописи;

–  унифицировал порядок исполнения церковных обрядов;

– наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников;

– официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и «сугубую аллилуйю» (на эти решения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженности старине);

–  осудил пороки в светской и церковной жизни (продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах);

–  пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях;

–  запретил приглашать на свадьбы скоморохов;

–  монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты;

–  также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана.

Иван IV намеревался провести через собор решение о секуляризации церковных земель.

4.Реформа центрального  и  местного управления. Вместо двух прежних учреждений – Государева дворца и Казны, была создана целая система специализированных приказов.

Военными делами уководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал).

Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, – Поместный приказ, холопами – Холопский приказ. Приказ Сибирского дворца управлял Сибирью,  а Казанского дворца –присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов (в начале XVIII в. их было около 50). Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Большого внимания заслуживают реформы местного управления. Поначалу Избранная рада не собиралась радикально менять сложившийся порядок местного управления, но изменения происходящие в стране заставили это сделать.

– В 1556 г. кормления были отменены.

– На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост –из числа зажиточных слоев черносотенного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков, или «излюбленных голов», –в городах.

– Перед центральным правительством приходилось отвечать не только старостам, но и самым мирам, которые наделялись отныне новой ответственностью – мирской порукой за своих выборных управителей (старост и судей). Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных.

Заменив служилых кормленщиков «мирскими органами правительства», избранная рада пошла по пути усиления государственной централизации.

5. Важное значение имели военные реформы. Впервые было составлено Уложение о службе. Оно устанавливало единый порядок организации воинской службы.

– Ядро армии составляло дворянское ополчение.

– Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» – 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой.

– Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

– Нельзя было молодых аристократов в 15-18 лет назначать воеводами. Служба молодых людей на невысоких должностях не считается «порухой» чести.

– Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».

– Устанавливалось твердое денежное довольствие на период несения службы. За невыполнение налагался штраф.

– В 1550 г. создается постоянное стрелецкое войско.

– В армию стали привлекать иностранцев.

– Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

– На время военных походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

6.Реформа налогообложения. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в.

была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха. В зависимости от плодородия почвы (добрые-худые), а также социального положения владельца земли соха составляла 500–1200 детин земли. Для служилых феодалов она равнялась 800 четвертям (ок.

400 га), для церковных – 600, для черносошных крестьян – 500.

Реформы «Избранной рады» привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам.  Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены Казанское ханство и Астраханское царство с подвластными им народами среднего и нижнего Поволжья. В 80-е гг. XVI века здесь возникают новые города – Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

Начата война с Ливонским орденом для того, чтобы пробиться к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и Западной Европы.

Таким образом, система реформ, предпринятых фактическим правительством в конце 40-50-х гг.

XVI века, по самой своей сути была изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом», то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада.

Они носили компромиссный характер и были направлены на примирение интересов старой боярской аристократии и нового служилого сословия. Именно на основе этого «гражданского мира», очевидно, и предполагалось достигнуть исторического прогресса России. Но этот компромисс оказался более чем эфемерным.

Второй период. Опричнина. В 1560 г. Адашев и Сильвестр попадают в опалу, а их правительство прекращает свое существование. Как полагают, именно с этого времени в Московском государстве началась смута, продолжавшаяся 70 лет.

Первая размолвка между царем и его единомышленниками произошла еще в 1558 г. на почве внешнеполитических устремлений. Адашев, Сильвестр и их сторонники считали необходимым продолжать активную внешнюю политику на юге и востоке, а царь устремил свой взор на Ливонию. Однако причина была скрыта гораздо глубже.

На смену вертикали: царь – дума – приказы – наместники – пришла новая организация: правительство, состоящее из новой служилой аристократии, – приказы под руководством служилых людей – избираемые из дворян губные старосты – излюбленные старосты, избранные «простым всенародством».

Царю, как видим, в этой бюрократической вертикали места было явно маловато, он оказывался над ней, но лишался возможности непосредственного управления, превращался в почетного подопечного своих советников.

Таким образом, рельефно обозначилась тенденция ограничения самодержавия и определялась сила, олицетворявшая ее, – «Избранная рада».

Ей и остаткам боярской аристократии, которая также угрожала самодержавию, Иван IV и объявил войну не на жизнь, а на смерть.

Дальнейшая судьба членов «Избранной рады» была незавидной: Сильвестра постригли в монахи и отправили на Соловки; окольничего Алексея Адашева и его брата Данилу царь послал на войну с Ливонией (когда туда прибыли люди, чтобы их арестовать, то Алексей уже умер, а Данила был схвачен и казнен). В переписке же с отъехавшим в Литву князем Андреем Курбским Иван Грозный не называл «Раду» иначе как «злобесный совет», который «вся строения и утверждения по своей воле и своих советников творяще».

Итак, мы можем сделать заключение, что главной особенностью ментальности Ивана Грозного как государственного деятеля, а также определенной части российского служилого сословия было утверждение в их сознании приоритета государственного устройства на жестких вертикальных связях и подданства всего общества власти обожествляемого единоличного правителя. Для воплощения этого идеала Иваном Грозным был создан специальный механизм – институт опричнины (1564-1572).

3 декабря 1564 г. Иван Грозный с семьей и, что удивило московский люд, с казной, святыми иконами и громадным обозом выехал из столицы в Коломенское на богомолье (Николин день).

Только через месяц царь объявился в Александровской слободе, откуда отправил письмо митрополиту Афанасию, в котором сообщал, что положил свой гнев «на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей», а на простой народ государь, мол, гнева не держит. Таким путем царю удалось создать в среде посадского и крестьянского населения мнение, что изменники вынудили его оставить царство и бежать куда глаза глядят. Ну а в ряды изменников Иван записал всех, кто мог представлять хоть малейшую угрозу его единовластию.

Дальше все развивалась по этому плану политического шантажа, основанного на вере русского люда в то, что царская власть от Бога и без нее погибель всем будет, на всегдашней русской жалости к обиженным и тяге к справедливости: народные слезы, челобитные о возвращении на царство, смятение в умах, волнения в московском посаде, подогреваемые царскими посыльными, крестный ход в Александровскую слободу.

Все это дало возможность царю выдвинуть ультиматум думе и митрополиту. Сущность царских требований сводилась к следующему. Вся территория государства разделялась на земщину и опричнину («опричь» – кроме). В земщине сохранялись старые порядки, и управлялась она Боярской думой. В опричных же землях всем распоряжался царь.

В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину.

В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Члены «царева войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собольи головы и метлы как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве.

Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. В опричном войске были стерты все грани между выходцами из знатных боярских родов и безвестными дворянами.

Высшей и единственной ценностью признавалась личная преданность царю, который сам занимался комплектованием опричнины. Среди наиболее известных и видных опричников необходимо назвать Малюту Скуратова, Бориса Годунова, Алексея Басманова, Богдана Бельского и др.

Общая же численность опричного войска достигала 5-6 тыс. человек. Центром опричнины была Александровская слобода.

Вотчинники и помещики, не попавшие в опричное войско, были выселены из опричных территорий. Такая же участь ожидала и их дворовых людей, и крепостных, черносошных крестьян, и купцов, не согласных с новыми порядками.

Ну и, наконец, за свой «подъем» (переезд) Грозный налагал на земщину огромный денежный побор – 100 тыс. руб. Чтобы представить себе истинный размер данных подъемных, отметим, что село с несколькими деревнями продавали за 100-200 руб., а самый высокий боярский годовой оклад составлял 400 руб. На них можно было купить 5 млн. пудов ржи или 100 тыс. рабочих лошадей.

Таким образом, наиболее сильный удар опричнина нанесла по крупным, средним и мелким земельным собственникам, таящим в себе угрозу царскому самодержавию.

Это была, пожалуй, главная цель Ивана Грозного, которую, рассуждая о Европе в письме к А. Курбскому, он сформулировал в шести словах: «Тамо особь кажо о своем печеся…

», то есть подразумевалось, что в России каждый должен печься о государстве, отождествляемом с личностью царя.

Общественное же мнение широких народных масс было, как мы уже говорили выше, подготовлено к тому, что всенародно поддержанный государь должен жестоко расправиться со своими врагами-изменщиками.

Молот опричного террора опустился на все социальные группы населения, а наковальней послужила их ментальность – готовность терпеть любые лишения во имя высокой идеи самодержавия православного царя. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тыс. человек (население России в целом составляло 7–9 млн жителей).

Подведем социально-политические и хозяйственные итоги опричнины.

1. Выселением и карательными акциями подорваны производительные силы основных сельскохозяйственных районов страны. В Московском уезде было разорено 75% всех крестьянских дворов, а в Новгородской области 92%.

Следствием сокращения посевных площадей стал голод. По свидетельству современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба. К тому же в 1570-71 гг.

в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.

2. Фактически был уничтожен класс собственников, вместо них появились просто владельцы земли, не способные противостоять власти-собственности.

3. Разрушены посады Москвы, Новгорода, Пскова – крупнейшие ремесленно-торговые центры страны.

4. Резко уменьшилось число черносошных крестьян, которые вместе с землей попадали во владение к боярам и помещикам, выселенным из опричных районов.

5. Отношения власти и общества были выведены из сферы юридического и нравственного регулирования. Дворяне и бояре фактически лишались права отъезда. В обществе установились отношения подданства.

6. Нарушена система комплектования и организация войска. Для помещения 5-6 тыс. опричников пришлось выселить 7,5-9 тыс. обученных и сплоченных в боях и подготовленных бойцов дворянской конницы, при общей численности их в войске – 30 тыс.

Из всего вышесказанного становится ясно, что, вводя опричнину, Иван Грозный стремился окончательно утвердить обожествляемый обществом самодержавный строй путем уничтожения любых, как реальных, так и гипотетических, противников этого, насаждая страх и покорность среди населения. Во второй половине XVI в.

московское общество максимально приблизилось по своей форме и содержанию к восточной деспотии. Но не стало ею в полном смысле, поскольку в низах общества в системе корпоративных общин продолжала действовать законсервированная прямая общинная демократия.

Противостояние общества и власти на данном историческом этапе окончилось победой власти, общество не смогло взять ее под свой контроль.

Разруха в стране, в обществе, в умах и сердцах людей, неспособность их противостоять военной угрозе извне, о чем речь пойдет ниже, очевидно, убедили Ивана IV в нежизнеспособности его детища. В 1572 г. опричнина была отменена, а само упоминание о ней запрещено под страхом наказания кнутом. Однако казни «заговорщиков» не прекратились.

В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричниным порядкам. Он вновь закрепил за собой «удел», предоставив право формально управлять страной крещеному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, титуловавшемуся «великим князем всея Руси».

Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван IV вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился. Однако «переборы людишек» продолжались до самой смерти Ивана Грозного (в 1582 г.

Иваном в гневе был убит царевич Иван – любимый сын и сподвижник).

Чтобы хоть как-то спасти от разорения главную военную силу государства – владельцев поместий, одна треть которых была переселена в новые местности, Грозный в 1581 г. издает так называемый «Указ о заповедных летах», предусматривавший временное, на неопределенный срок прекращение выхода крестьян в Юрьев день и их вывоза с определенных территорий.

Источник: https://students-library.com/library/read/16609-vnutrennaa-politika-i-reformy-ivana-iv-groznogo

Refy-free
Добавить комментарий