Виды таможенных пошлин и их назначение

Содержание
  1. Виды таможенных платежей, по ставкам, по объекту и особые пошлины
  2. Расчёт адвалорной пошлины: таможенная стоимость и ставка
  3. Специфические
  4. Комбинированные
  5. Импортные
  6. Экспортные
  7. Транзитные
  8. Антидемпинговые
  9. Компенсационные
  10. Ставки таможенных пошлин
  11. Виды платежей в таможенной декларации (ГТД)
  12. Ответственность за нарушение уплаты таможенных платежей
  13. Виды таможенных пошлин
  14. Классификация таможенных пошлин
  15. Роль таможенных пошлин
  16. Пошлины в регулировании внешнеторговой деятельности. Виды таможенных пошлин, их назначение
  17. Таможенная пошлина: понятие и виды
  18. Таможенные платежи
  19. Виды таможенных платежей
  20. Расчет таможенных платежей и их методы
  21. Калькулятор расчета таможенных платежей
  22. 6 методов определения таможенной стоимости
  23. Уклонение от таможенных платежей
  24. Льготы по уплате таможенных платежей
  25. Уплата таможенных платежей — порядок и сроки
  26. Возврат таможенных платежей
  27. Оставить заявку или заказать расчет
  28. Таможенные платежи: понятие, разновидности
  29. Признаки таможенных платежей
  30. Порядок введения пошлин

Виды таможенных платежей, по ставкам, по объекту и особые пошлины

Виды таможенных пошлин и их назначение

Почему ВЭД не приобретает такую же массовость, как и другие отрасли предпринимательства, хотя является одной из самых перспективных и прибыльных ниш бизнеса? Сложное законодательство, порядок прохождения таможенных границ и зон, оформление документов, специфика процедур — освоить особенности и правила отрасли готовы немногие предприниматели. Виды таможенных платежей, ставки, плательщики, порядок уплаты — материал изложен в статье в доступной и простой для восприятия форме. Пошлины — это центральный и связующий элемент системы ВЭД, изучив их, пользователь изучит большую часть информации в этой тематике.

Первая и основная градация связана с методом определения ставки платежа:

  • твёрдые;
  • пропорциональные;
  • смешанные.

Вторая классификация — по объекту:

  • ввозные;
  • вывозные;
  • транзитные.

Другие виды:

  • антидемпинговые;
  • компенсационные;
  • защитные;
  • санкционные;
  • преференциальные;
  • генеральные;
  • минимальные;
  • договорные;
  • автономные;
  • сезонные.

В зависимости от целей и задач пошлин возможно их разделение и на иные мелкие виды.

Конкретные ставки пошлины могут меняться ежегодно.

 

Название пошлины происходит от латинского ad valorem – «от стоимости» и означает корреляцию платежа в зависимости от таможенной стоимости перемещаемых товаров.

В сфере торговли эти пошлины занимают ведущее положение в силу своей оптимальности для обеспечения экономической справедливости в товарной и отраслевой номенклатуре.

Расчёт адвалорной пошлины: таможенная стоимость и ставка

Таможенная стоимость определяется участником ВЭД и указывается в декларации самостоятельно, хотя правильность её исчисления контролируется таможенными органами. Эта величина аналогична базе обложения налогов и определяется несколькими международными методами.

По своей сути эта пошлина похожа на торговые налоги — НДС, налог с продаж. Конкретные ставки могут меняться ежегодно, например, для протекционистских целей, и обычно изменения имеют временное назначение.

Все размеры ставок и товары приведены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС — союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. Нормы российского тарифного законодательства содержатся в законе о таможенном тарифе 1993 года.

Ставки исчисляются в процентах. Например, светлый табак имеет ставку 5 % от таможенной стоимости.

Специфические

Эти пошлины зависят не от стоимости товаров, а от физических показателей — массы, объёма, мощности и тяги двигателя, и имеют фиксированные тарифы — в виде твёрдой денежной суммы, указанной в долларах или евро.

Если показателем является вес или масса, учитывается также и упаковка товара, в которой он хранится до потребления.

Пример пошлины: в том же разделе табачных изделий из Единого таможенного тарифа ставка для сигарет, содержащих гвоздику, равна 2 евро за 1 тысячу штук.

Достоинство ставок в отбрасывании расчёта таможенной стоимости и пресечении, таким образом, искусственного занижения цен и уменьшения базы для обложения.

Ставки устанавливаются законодательством на основе статистических государственных показателей.

На эти пошлины не влияют уровень инфляции, экономическая конъюнктура и ценовая политика, поэтому поступления от них в бюджетную систему всегда стабильны.

Комбинированные

Эти пошлины вбирают и пропорциональную, и твёрдую части.

В отличие от налоговых аналогов — к примеру, акцизов, таможенные пошлины с комбинацией исчисляются не только путём складывания твёрдой и процентной элементов (кумулятивная пошлина), но и по схеме выбора той части, которая больше (альтернативная пошлина).

В тарифах ЕАЭС используются альтернативные пошлины: в группе табака прочие табачные изделия исчисляются по ставке 20 %, но не меньше 2 евро за 1 тысячу штук.

Разница между двумя составляющими смешанной пошлины невелика, что достигнуто совместными усилиями стран-участников евразийской интеграции.

Импортные

Здесь максимально реализуются фискальная и экономическая функции платежей. При этом существует освобождение от уплаты таможенных пошлин — не облагаемый минимум некоторых товаров, которые пропускаются через границу беспошлинно.

К импортным платежам относятся:

  • непосредственно таможенная пошлина на импорт;
  • НДС;
  • акцизы — в случае перемещения подакцизных товаров;
  • таможенные сборы — призваны компенсировать различные ведомственные действия таможенных органов в части обслуживания участников ВЭД.

Ввозные таможенные пошлины регулируются:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза,
  • российскими законами о таможенном тарифе и таможенном регулировании,
  • Единым таможенным тарифом ЕАЭС,
  • Соглашением стран-участников ЕАЭС о методах определения таможенной стоимости.

При прибытии товаров на таможенную территорию или убытии из неё, а именно — при пересечении таможенной границы, перевозчик становится плательщиком ввозной таможенной пошлины, налога и/или сбора, которую нужно заплатить до выпуска товаров.

Уплата платежей аналогична их уплате при процедуре выпуска для внутреннего потребления:

  • Беспошлинно можно ввозить предметы личного потребления, стоимостью до 1,5 тысяч евро и весом до 50 кг (сюда не входят транспортные средства).
  • При воздушном пересечении границы — до 10 тысяч евро.

Экспортные

В перечень вывозных платежей включаются:

  • непосредственно таможенная пошлина;
  • таможенный сбор.

Их взимание может быть связано с необходимостью удержания на территории страны определённых товаров — с более низкой по сравнению с мировыми ценой либо необходимыми для внутреннего рынка.

Порядок уплаты платежей содержится в Таможенном кодексе в разделе процедуры экспорта, а размеры — в законодательстве каждого отдельного члена ЕАЭС. Для России это 754-ое правительственное постановление 2013 года.

Транзитные

Когда необходимо перевести товары через таможенные границы государства для дальнейшей их доставки в третью страну, имеет место процедура таможенного транзита.

Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС и российскому законодательству такое перемещение освобождается от уплаты пошлин, налогов и платежей при соблюдении ряда условий:

  • перевозятся разрешенные товары;
  • подана транзитная декларация;
  • соблюден пограничный контроль и т. д.

Обязательно неукоснительное следование заявленной процедуре таможенного транзита:

  • срокам,
  • маршруту,
  • другим условиям, нарушение которых влечёт наложение санкций.

Антидемпинговые

Особый вид пошлин, который устанавливается для импорта, это антидемпинговые пошлины. Их суть — определение демпинга, ущерба для национального рынка от ввоза товаров в силу его цены и количества, и установление повышенной ставки, которая будет действовать 4-6 месяцев.

Установление этой пошлины допускается только после глубокого исследования и анализа влияния ввоза товаров на экономику страны.

Компенсационные

Другой особой пошлиной являются компенсационные платежи, которые вменяются по отношении к импортным товаром, поставщики которых получили налоговые или иные субсидии — кредиты, дотации, амнистии и пр., и таким образом угрожают национальным предпринимателям в силу более преимущественного положения.

Порядок установления пошлины аналогичен порядку антидемпинговых. Ярким примером применения этих платежей является импорт дешевых китайских товаров.

Ставки таможенных пошлин

  • Постоянные — фиксированы и не меняются в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств.
  • Переменные — изменяются или индексируются (адвалорные ставки).
  • Номинальные — указанные в таможенном тарифе величины.
  • Эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учётом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Виды платежей в таможенной декларации (ГТД)

Таможенная декларация заполняется по детальной инструкции с правильным указанием всех кодов таможенных платежей в ГТД:

Коды КБК необходимо уточнять на ресурсах таможенных служб.

Фактическим плательщиком таможенных платежей является перевозчик, или декларант, — лицо, которое непосредственно пересекает границу с товаром и проходит все этапы таможенного контроля. Также ответственность несёт таможенный брокер.

Ответственность за нарушение уплаты таможенных платежей

Просрочка, неполная уплата или неправильный расчёт таможенных платежей влечёт административные, а если имеет место уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (при превышении суммы неуплаты сверх 1,5 миллионов рублей), то уголовные санкции.

Среди мер ответственности:

  • пеня;
  • штраф;
  • лишение свободы;
  • дисквалификация.

Кроме того, будет произведено принудительное взыскание таможенных платежей и недоимок.

Дополнительная информация о разновидностях таможенных платежей в этом видео:

Таможенные пошлины придуманы вместе с суверенными государствами, имеющими государственные границы, и с древних времен выполняли две функции — фискальную и экономико-политическую. Как фискальный платёж, таможенная пошлина относится к налогам, пополняющим казну.

Как экономический инструмент, она служит для регулирования торговых процессов, а в политике, необходима для сближения или отдаления во внешних отношениях. Выполнение этих функций обусловило широкую градацию таможенных платежей, о которой и было рассказано в статье.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Источник: https://ved.center/platezhi/vidy

Виды таможенных пошлин

Виды таможенных пошлин и их назначение

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин,

которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина— обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте

или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины

выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

I. По способу взимания:

— адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

— специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. За 1 тонну);

— комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.

Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Например, если пошлина составляет 20 % цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл.

При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20 %.

Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.

) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений.

Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл.

, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает.

Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

II. По объекту обложения:

импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

III. По характеру:

— сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией cезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

— антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

— компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в

чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов.

Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров.

В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

IV. По происхождению:

автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) или соглашений о таможенном союзе;

преференциальные — пошлины имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран.

Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

V. По типам ставок:

постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VI. По способу вычисления:

— номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Таблица 1 — Виды таможенных пошлин

По способу взимания Специфические Адвалорные Комбинированные
Импортные Экспортные Транзитные
Сезонные Антидемпинговые Компенсационные
По происхождению Автономные Конвенционные Преференциальные
По типам ставок Постоянные Переменные
По способу вычисления Номинальные Эффективные

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_131135_vidi-tamozhennih-poshlin.html

Классификация таможенных пошлин

Таможенные пошлины имеют свою классификацию, которая распространяется на все типы товаров. Таможенные пошлины классифицируют в зависимости от:

Целей взимания их подразделяют в свою очередь на:

  • фискальные пошлины, целью которых является поступление в бюджет. Другими словами, фискальные пошлины являются бюджетными доходами,
  • протекционистские пошлины, целью данных пошлин являются торгово-политические отношения. В частности, защита внутреннего рынка от иностранных конкурентов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объектов обложения, которые в свою очередь подразделяются на:

  • импортные пошлины, самые распространённые пошлины в мировой практике. Данный вид пошлин взимается с товаров, которые импортируются с таможенной территории внутри страны. Цель у данного вида пошлин фискальная, помимо этого, они стимулируют экспорт,
  • экспортные пошлины. Данный вид пошлин встречается реже и применяется в отношении сырьевого товара (нефть, газ и пр.). В ВТО призывают к полной отмене данного вида пошлин. У данных пошлин аналогичная фискальная цель (пополнение бюджета). Помимо этого, экспортные пошлины выравнивают внутреннюю цену относительного внешнего мирового рынка. Экспортные пошлины применяются в отношении монополий,
  • транзитные пошлины. Данный вид пошлин самый редкий, так как многие страны заинтересованы в увеличении транзита (это очень хорошо пополняет бюджет страны). Данный вид пошлин взимается при транспортировке товара через страну. Целью данного вида пошлин является в первую очередь пополнение бюджета. Страны предпочитают взимать при транзите плату за провоз грузов, а также ряд сборов (разрешительные, гербовые, статистические).

Таможенные пошлины в зависимости от способа их исчисления делятся на:

  • адвалорные. Данные пошлины определяют в процентах от таможенной стоимости. Так. например, могут установить размер пошлины 10% от таможенной стоимости. Данные пошлины выгодны для дорогих товаров или однородного груза. Адвалорными пошлинами облагают компьютеры, так как намного выгоднее взять цену из контракта, нежели устанавливать цену за кг компьютеров. Таможенную стоимость заверяет декларант, формально установленные сведения основаны на достоверной информации. Единственным минусом данного вида пошлин является возможность занижение цены контракта, с целью уменьшения пошлин.
  • специфические пошлины. Данный вид пошлин устанавливают в конкретной ценовой величине за единицу товара (штуки, объемы, вес и т.д.). Данным видом пошлин выгодно облагать массовые грузы, в частности, где цена зависит от объема.
  • комбинированные пошлины. В данном виде пошлин используют две ставки, при этом к уплате подлежит большая из сумм. Так, например, 10% от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм. Данный вид пошлин достаточно гибкий, но менее используем. Примером обложения, данным видом пошлин служат автомобили, где пошлина взимается от стоимости автомобиля и от объема двигателя.

Помимо этого, таможенные пошлины подразделяют в зависимости от происхождения:

  • автономные пошлины. Данный вид пошлин установлен страной в зависимости от многостороннего или двустороннего договора. Данный вид пошлин зачастую бывает завышен. Поэтому его часто обсуждают, в результате чего появляется следующий вид пошлин,
  • конвекционные пошлины. Данный вид пошлин устанавливают в зависимости от соглашений между странами. Так, например, странами -членами ВТО установлены одни пошлины на большую часть товаров.

По стране происхождения таможенные пошлины подразделяют на:

  • максимальные пошлины, которые устанавливают для всех стран,
  • минимальные пошлины, их устанавливают в зависимости от отношений со страной, которая планирует поставки,
  • преференциальные. Данный вид таможенных пошлин является льготными. Поэтому устанавливается для отдельных стран, а для некоторых стран вообще может сводиться к нулю.

Самая распространяю ошибка — это приравнивание таможенных пошлин к таможенным сборам, ввозными налогами специальными пошлинами. Они являются различными видами обложений. К особым пошлинам относят:

  • специальные пошлины, используются в защитной мере,
  • антидемпинговые, защищают внутренний рынок,
  • компенсационные пошлины, направлены на импортируемый товар,
  • карательные пошлины, самые высокие пошлины, вводят в зависимости от политического отношения к стране.

Роль таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют множество ролей. Так основной их ролью является экономическая роль. Пошлины пополняют бюджет страны, помогают в развитии национального рынка. Помимо этого, существует торгово-политическая роль. В данном случае данная роль оказывает поддержку национальных отраслей.

Защита может распространяться на малый бизнес для создания конкуренции. так и на сильные отрасли для выхода на мировой рынок. Однако, данная роль может и усугубить экономическую составляющую, например, уменьшить конкуренцию отечественным производителям, за счет чего поднимается цена на товар.

Обычно торгово-политическая роль заключается в следующем: конкурент может быть заинтересован в повышения пошлин на товар, поэтому идет на сделку, страна, которая подняла пошлину добивается уступок для своих товаров.

Принимающая страна может согласиться, и на основании данной сделки подписывается соглашение, по которому устанавливается особый вид пошлин.

Источник: https://spravochnick.ru/tamozhennoe_delo/tamozhennye_poshliny/vidy_tamozhennyh_poshlin/

Пошлины в регулировании внешнеторговой деятельности. Виды таможенных пошлин, их назначение

Виды таможенных пошлин и их назначение

Таможенные пошлины – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» по способу взимания таможенные пошлины классифицируются на следующие виды:

— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

— специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, пять евро за штуку);

— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения (например, 30% таможенной стоимости, но не менее четырех евро за 1 кг).

Особые таможенные пошлины подразделяют на три вида:

Специальные – вводятся как защитная мера отечественных производителей в следующих случаях:

если товары ввозятся в страну в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих изделий;

как ответная мера, если другое государство предприняло дискриминационные действия, ущемляющие интересы России.

Антидемпинговые – применяются в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их обычная цена в стране-производителе или в стране ввоза. Демпинг является одной из форм борьбы за рынок сбыта, и любая страна, желающая развивать собственное производство, применяет антидемпинговые пошлины как средство защиты от иностранной конкуренции.

Компенсационные – устанавливают в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Введению особых таможенных пошлин предшествует процедура расследования всех обстоятельств и составляется специальное обоснование необходимости их применения.
Таможенные пошлины могут носить автономный или конвенционный характер.

Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе соглашений между двумя или более странами, например Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

Адвалорные – исчисляют в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15 % от таможенной стоимости). В этом случае величину таможенной пошлины определяют по формуле (4.1):

ТП = ТС х Сп /100

где ТП– сумма таможенной пошлины, руб.;

ТС– таможенная стоимость, руб.;

Сп– ставка таможенной пошлины,%.

Специфические – устанавливают в стоимостном выражении за единицу ввозимого товара в натуральном выражении (например, 4 евро за 1 л). Сумму таможенной пошлины при специфической ставке рассчитывают по формуле (4.2):

Тп = К х Сп х Ке /Кв

где К – количество ввозимого товара, шт., м, кг и т. д.;

Сп– ставка таможенной пошлины, евро;

Ке– курс евро, установленный ЦБ РФ на дату предъявления грузовой таможенной декларации, руб.;

Кв– курс валюты, в которой указана таможенная стоимость, установленный ЦБ РФ на дату предъявления грузовой таможенной декларации, руб.

Комбинированная – сочетает адвалорную и специфическую ставки (например, 30 %, но не менее 1,4 евро за 1 кг). Если установлена комбинированная ставка, то расчет суммы таможенной пошлины осуществляют в три этапа:

рассчитывают сумму таможенной пошлины, причитающуюся к уплате по адвалорной ставке;

определяют сумму таможенной пошлины по специфической ставке;

Виды тарифных льгот

ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ (тарифные преференции)

льготы, предоставляемые страной на условиях взаимности либо в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через ее таможенную границу, в виде установления тарифных квот на льготный ввоз или вывоз товаров.

В зависимости от характера и объема предоставляемых преимуществ тарифные льготы подразделяются на следующие виды: Возврат ранее уплаченных таможенных пошлин. Снижение ставки таможенной пошлины. Полное освобождение от обложения таможенной пошлиной. Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара, т.е.

применение пониженных или нулевых ставок пошлин по отношению к товарам ввозимым (вывозимым) в пределах установленных квот. На объемы товара ввезенного (вывезенного) сверх установленных квот и ограничений применяется стандартная ставка пошлины. Отсрочка уплаты таможенных пошлин.

Критериями или основаниями предоставления тарифных льгот могут выступать:

1) Страна происхождения товара.

2) цель ввоза товаров.

3) Категории перемещаемых через таможенную границу товаров.

4) Стоимость ввозимого товара.

5) Вид таможенного режима или специальные таможенные процедуры.

Источник: https://cyberpedia.su/2x48e1.html

Таможенная пошлина: понятие и виды

Виды таможенных пошлин и их назначение

Таможенные пошлины —косвенные налоги (взносы, платежи) наимпортные, экспортные и транзитныетовары, поступающие в доходгосударственного бюджета; взимаютсятаможенными органами данной страны приввозе товара на ее таможеннуютерриторию или его вывозе с этойтерритории по ставкам, предусмотреннымв таможенном тарифе, и являютсянеотъемлемым условием такого ввоза иливывоза.

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
  • Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
  • Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
  • Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  • Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;
  • Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
  • Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Налог на добавленную стоимость,взимаемый при ввозе товаров га таможеннуютерриторию Российской Федерации.

УплатаНДС при ввозе товаров

Налогна добавленную стоимость (НДС), взимаемыйпри ввозе товаров на таможенную территориютаможенного союза, как и акциз являетсякосвенным налогом.

Налоговой базой для начисления НДСявляется сумма: таможенной стоимостиввозимого товара+ ввозной таможеннойпошлины + акциза. Иначе говоря, НДСрассчитывается от суммы указанныхслагаемых.

  • на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в странах таможенного союза по перечню, утверждаемому постановлением Правительства РФ;
  • товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи;
  • на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • на материалы для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • на культурные ценности, приобретенные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, культурных ценностей, полученные в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами, а также культурные ценности, передаваемые в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
  • на все виды печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
  • на товары, произведенные в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
  • на необработанные природные алмазы;
  • на товары, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
  • на валюту Российской Федерации и иностранную валюту, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценные бумаги — акции, облигации, сертификаты, векселя;
  • на продукцию морского промысла, выловленную и (или) переработанную рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации;
  • на суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов;
  • на товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;
  • на товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, для их использования в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, согласованного соответственно с Международным олимпийским комитетом или Международным паралимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

Указанный перечень товаров, освобожденныхот уплаты НДС при их ввозе на территориюРФ, определяется ст. 150 НК РФ. Поэтомуучастнику ВЭД важно периодическисмотреть актуальную редакцию указаннойстатьи НК.

  • продовольственных товаров (за исключением подакцизных);
  • лекарственных средства, субстанций, изделий медицинского назначения (не включенных в список средств и изделий, утвержденный Правительством РФ, не облагаемых НДС);
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий и книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой (за исключением изданий и продукции эротического и рекламного характера).

Прочиетовары  при ввозе на территориюРФоблагаютсяНДСпоставке 18%.

Источник: https://studfile.net/preview/4171011/page:4/

Таможенные платежи

Виды таможенных пошлин и их назначение

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п.

1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза — ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная.

Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины.

От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Таможенный сбор

Таможенная пошлина

Таможенный НДС

Таможенный акциз

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб.

по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации*)
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб.

* 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб.)

Расчет по видам платежей
ВидОснова начисления (руб.)Основа начисления (USD)Ставка %Сумма таможенных платежей на момент оформления в руб.Сумма таможенных платежей в валюте контракта (USD)
Таможенный сбор80400,00 руб.1200,00 $375,00 руб.5,59 $
Пошлина80400,00 руб.1200,00 $10%8040,00 руб.120,00 $
Акцизне облагаетсяне облагается0,00 руб.0,00 $
НДС88440,00 руб.1320,00 $20%17688,00 руб.264,00 $
Таможенный платеж составит:26103,00 руб.389,59 USD 

* — В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара.

Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте).

Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ).

Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами.

Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов Таможенного союза. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление — размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей15000 руб.
Свыше 10000000 рублей22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ТС.

Уплата таможенных платежей — порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статьи 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС).

После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии).

Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Оставить заявку или заказать расчет

Источник: https://ucsol.ru/tamozhennye-platezhi

Таможенные платежи: понятие, разновидности

Виды таможенных пошлин и их назначение

Фискальные функции таможенных органов связаны с тем, как формируется государственный бюджет РФ за счет взимания таможенных платежей с участников внешнеэкономической деятельности за перемещение товаров и средств международной перевозки через таможенные границу в Таможенном союзе, что также аккумулируется и распределяется среди сторон Таможенного союза в виде внебюджетного дохода от импорта товаров на единую таможенную территорию.

Определение 1

Таможенные платежи — это те платежи, которые являются обязательными и взимаются в лице таможенных органов при перемещении товара через таможенные границы Таможенного союза.

Не существует единого определения таможенного платежа, благодаря чему рождаются много споров насчет сущности этого понятия. На основании 70 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза предусматриваются такие виды таможенных платежей:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акцизы, которые взимаются во время ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.

Для того, чтобы защитить экономические интересы Российской Федерации и Таможенного союза, применяются:

  • специальные пошлины, предварительные специальные пошлины;
  • антидемпинговые пошлины, предварительные антидемпинговые пошлины;
  • компенсационные пошлины, предварительные компенсационные пошлины.

Для того, чтобы производилось оперативное регулирование объемов ввозимой и вывозимой продукции отдельных категорий, законодательство России может устанавливать сезонные таможенные пошлины.

Рисунок 1. Таможенные платежи их виды

Признаки таможенных платежей

Основными признаками таможенного платежа являются:

  • выполнение фискальных, регулятивных и протекционистских функций;
  • регулирование на основе Таможенного кодекса Таможенного союза международных договоров государств-участников Таможенного союза, решений ЕЭК (ранее — КТС), НК, Закона о таможенном регулировании, Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также законодательства Российской Федерации о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;
  • наличие фискального характера, так как платежи являются подлежащими установленному порядку обязательного отчисления в бюджет средств государств-участников Таможенного союза на основе предварительного распределения ввозных таможенных пошлин и других платежей, являющихся эквивалентными;
  • наличие трансграничного характера, как так платежи могут взиматься только если товары перемещаются через таможенные границы Таможенного союза и это обязательное условие для их перемещения;
  • права на взимание таможенного платежа находится также у таможенных органов государств, которые участвуют в Таможенном союзе;
  • возможность уплаты таможенного платежа обеспечена на основе принудительной силы государств, являющихся членами Таможенного союза. В случае неуплаты, нарушения сроков уплаты, уклонения от уплаты таможенного платежа виновное лицо может быть привлечено к ответственности на уголовном, административном или финансово-правовом уровне;
  • наличие комплексного характера за счет включения фискальных платежей: налогового (НДС, акциз) и неналогового характера (таможенных пошлин, сборов, других пошлин);
  • порядок и правила уплаты налоговых платежей напрямую зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещен товар, и направления, в котором его перемещают (импорт, экспорт, транспортировка внутри Таможенного союза).

Особенностями того, как взимаются таможенные платежи с физического лица во время перемещения товаров для личного использования установлены на основании 49 главы Таможенного кодекса Таможенного союза с Соглашения Правительства РФ, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

Замечание 1

Таможенные платежи в данном случае являются совокупными, не дифференцируемыми на отдельные пошлину и налог.

Чтобы конкретнее уяснить понятие и виды «таможенных платежей», необходимо обратить внимание, что они являются более узкими, чем «платежи, которые предусмотрены на основании таможенного законодательства», потому что в состав последних включен обязательный платеж, уплачиваемый во время реализации конфискованных товаров, процент за то, что плательщики получают отсрочку или рассрочку, включая пени или штрафы. Обязательным является различение «таможенных платежей» от «платежей, которые могут взиматься на основании импорта или экспорта товаров», что описано в 30 статье Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Указанные последними не являются таможенными платежами, не могут взиматься таможенным органом и являются оплатой услуг, которые предоставляются государственными органами специальной компетенции относительно технического контроля, количественного ограничения при обороте товара, получения лицензии, во время осуществления валютного контроля, статических услуг, что подтверждает соответствие товаров обязательным требованиям, экспертизе и инспекциям, карантину, санитарной службе и фумигации и др. Во время импорта товаров на территорию Таможенного союза может взиматься больше таможенных платежей, чем во время экспорта.

Определение 2

Таможенными пошлинами являются обязательные платежи, которые взимаются в лице таможенных органов во время перемещения товаров через границу Таможенного союза, включая другие случаи, которые установлены на основании таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства определенных стран, которые участвуют в Таможенном союзе.

Таможенные пошлины занимают основное место внутри системы таможенных платежей по причине того, что они – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Уплата таможенных пошлин является обязательной и может обеспечиваться на основании мер принуждения со стороны государства.

Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенных пошлин регулируется Таможенным союзом и его сторонами.

В 5 статье Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» находится определение таможенных пошлин и их соотношения с ввозными таможенными пошлинами, сезонными пошлинами и вывозными таможенными пошлинами.

В Федеральном законе от 29 июля 2004 под номером 95-ФЗ таможенная пошлина исключается из 13 статьи Налогового кодекса, которая содержит необходимый перечень из необходимых федеральных налогов и сборов. От налогов таможенные пошлины отличаются преобладанием регулирующих функций таможенных пошлин над фискальными, подзаконным характером того, как устанавливаются ставки таможенных пошлин.

Категории классификаций таможенных пошлин являются различными: от направления перемещения товара, способа того, как исчисляются таможенные пошлины, до того, как ведется порядок таможенных пошлин и др.

В направлении того, как осуществляется перемещение товаров, таможенные пошлины можно разделить на ввозные и вывозные, взимаемые во время ввоза или вывоза товаров на территорию Таможенного союза.

Замечание 2

Как было указано ранее, ставка ввозимых таможенных пошлин может устанавливаться в лице Таможенного союза и является единой на его территории, а ставка вывозимых пошлин может устанавливаться исключительно РФ и действовать на ее территории.

Основной частью таможенных пошлин в странах зарубежья и на территории Таможенного союза является ввозная таможенная пошлина, которая является основным механизмом защиты и того, как приспосабливается национальная экономика к зарубежным товарам.

Ввозную таможенную пошлину устанавливают в первую очередь для протекционистских целей и для того, чтобы оптимизировать соотношение экспорта и импорта, учитывая требования платежного и торгового равновесия в государствах-членах Таможенного союза.

Применение вывозных таможенных пошлин является гораздо более редким явлением и нацелено на ограничение вывоза отдельных категорий товаров и удерживание их в стране, либо для развития определенных отраслей экономики (перерабатывающие отрасли), повышением вывозной таможенной пошлины на сырье.

Международным таможенных правом предусматривается возможность того, чтобы применять транзитные таможенные пошлины, цель введения которых, в большинстве случаев — уменьшение транспортного потока на таможенной территории или осуществление экономического давления на сопредельные государства. Обнуление транзитной пошлины происходит с помощью заключения международных договоров.

С середины ХХ века национальными правовыми системами реализуется принцип международной свободы таможенных транзитов, который закреплен в 5 статье Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года и перечне иных международно-правовых актов. Данным принципом предусматривается свобода процедур таможенного транзита от того, чтобы уплачивать таможенные пошлины.

На основании способа исчисления таможенные пошлины бывают:

  • адвалорными — тарифные ставки, которые установлены в процентах относительно таможенной стоимости облагаемого товара;
  • специфическими — тарифные ставки, которые устанавливаются в зависимости от того, какие физические характеристики присущи товарам (количество, масса, объем или другие характеристики);
  • комбинированными — тарифные ставки, которые являются сочетанием специфического и адвалорного способов расчета таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин едины и не могут подлежать изменениям относительно лиц, которые премещают товар через таможенные границы Таможенного союза, вида сделки или иных факторов. Самой распространенной является адвалорная пошлина.

Она больше всего может отвечать современным взглядам справедливой конкуренции и применяется к готовым изделиям и различной технической продукции. Основным преимуществом адвалорной пошлины является то, что она поддерживает уровень защиты внутреннего рынка от колебания цены на товар в области мирового рынка.

В то же время, ее недостаток — необходимость правильно определить цену на товар и установить его таможенную стоимость (а это удается сделать далеко не всегда).

Замечание 3

Основное достоинство специфической пошлины заключается в том, что отсутствует необходимость точно определять таможенную стоимость, а недостаток — малая степень реакции на изменения целевых показателей ВТД.

Порядок введения пошлин

По тому, в каком порядке вводятся пошлины, их можно разделить на 2 группы: ординарные и партикулярные.

  1. Применение ординарных таможенных пошлин требуется в тех случаях, когда внешняя торговля находится в стабильном положении, являясь также безусловными и бессрочными. Таковыми является большая часть пошлин ввоза и вывоза товаров из Таможенного союза.
  2. Применение партикулярных таможенных пошлин является протекционистским и может устанавливаться на неограниченный срок для предотвращения вреда или ликвидации возможных угроз для национальной экономики во время осуществления импорта иностранных товаров. Партикулярными являются сезонные пошлины, а также особые, которые взимаются при условии временного изъятия из режима работы на таможенной территории, а также пошлины по товарам, к которым может быть применено тарифное квотирование.

Решение о применении или отмене сезонной пошлины принимается Российской Федерацией и другими странами-участниками Таможенного союза.

Сезонная пошлина является видом таможенной пошлины, которая может быть применена относительно сельскохозяйственной продукции и других видов товаров, цена которых может циклически изменяться относительно времени года.

Сезонную таможенную пошлину обычно применяют на замену ввозной либо вывозной. Срок действия таких пошлин не может быть больше, чем полгода на основании 6 статьи Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Особые пошлины могут устанавливаться для защиты экономических интересов стран, являющихся членами ТС, от ввоза на их территорию иностранных товаров и могут уплачиваться поверх ввозных таможенных пошлин, взимаемых стандартно. На основании 7 статьи Закона РФ «О таможенном тарифе», относительно причин на то, чтобы вводить такие меры защиты, особая пошлина бывает 3 видов:

  • специальная пошлина, предварительная специальная пошлина;
  • антидемпинговая пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина;
  • компенсационная пошлина, предварительная компенсационная пошлина.

Замечание 4

Специальная, антидемпинговая или компенсационная пошлина могут быть установлены на основании международных договоров стран, которые являются членами ТС или на основании законодательства стран-членов ТС и взиматься в порядке, который предусматривается Таможенным кодексом Таможенного союза для ввозной таможенной пошлины.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/tamozhennoe-pravo/tamozhennye-platezhi/

Refy-free
Добавить комментарий