Виды, субъекты и объекты права природопользования

Виды, субъекты и объекты права природопользования (стр. 1 из 2)

Виды, субъекты и объекты права природопользования

Нижегородская Академия МВД РФ

Ижевский филиал

Контрольная работа

по дисциплине

«Экологическое право»

Вариант 4

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.

Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков.

Выполнил: Курсант 2 курса 5летней

очной формы обучения гр.212

рядовой милиции Касимов А. Р.

Проверила: Кравченко_________

Ижевск 2006

.

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования………………………………………………………………………………………………………….. 3

Понятие права природопользования……………………………………….. 3

Классификация (виды) права природопользования…………………. 4

Субъекты права природопользования……………………………………… 5

Объекты права природоползьзования……………………………………… 6

Вопрос2: Правовой режим национальных и природных парков. 8

Задача……………………………………………………………………………………. 12

Решение………………………………………………………………………………… 12

Список использованной литературы………………………………… 15

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.

Понятие права природопользования.

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фунда­мент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоот­ношений общества и природы».

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, ре­гулирующихотношения по использованиюприродных богатств, называется правомприродопользования.

Такие нормы содержат­ся главным образом в природоресурсном законодательстве — зе­мельном, водном, горном, лесном, фаунистическом.

Некоторые по­ложения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», феде­ральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя.

Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Классификация (виды) права природопользования.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природо­пользования.

Наиболее общей является классификация, критери­ем которой является объект природы. Соответственно право при­родопользования подразделяется на следующие виды:

· право землепользования;

· право недропользования;

· право водопользования;

· право лесопользования;

· право пользования растительным миром вне лесов;

· право пользования животным миром;

· право пользования атмосферным воздухом.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юриди­ческих или физических лиц, за которыми природные объекты за­креплены в пользование.

Общее природопользование связано с ре­ализацией естественного права каждого на благоприятную окру­жающую среду. Право на такое пользование природными объекта­ми возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.

При этом, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Специальное пользование землей, недрами, водами, леса­ми, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц.

Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значи­мых особенностей.

В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособлен­ное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

· комплексного природопользования;

· специального пользования водами, недрами, объектами жи­вотного мира, другими природными ресурсами.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставление земельного участка, горного отвода, выдачи лесного билета и т.д.).

Субъекты права природопользования.

Субъект права природопользования может рассматри­ваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношенийпользования землей, ее недрами, водами и лесами объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специаль­ного.

В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей.

При этом нужно иметь в виду – в рамках общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством.

Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогич­ным образом решен вопрос и в лесном законодательстве.

Субъектами специального права природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели.

Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные и муниципальные органы, наделенные правом распоряжения природными ресурсами, находящимися в государстве или местном самоуправлении, и как юридические лица, получившие соответствующие природные ресурсы в пользование.

Субъекты специального права природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, и дееспособностью, т.е. чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющиеся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей.

Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Объекты права природоползьзования.

Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природо­пользования — обобщенное. Осуществляя лесопользование, водо­пользование, мы осуществляем природопользование. Природа вы­ступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в боль­шинстве случаев конкретизированы применительно к землеполь­зованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования являются земля, водо­пользования — воды, пользования недрами — недра.

Объектом права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты.

Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков.

Национальные парки в России относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) – были созданы лишь в 1983г.

С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

· заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

· особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

· познавательного туризма, предназначенная для организации экологического посещения и ознакомления с достопримечательностями объектами национального парка;

· рекреационная, предназначенная для отдыха;

· охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

Источник: https://mirznanii.com/a/44978/vidy-subekty-i-obekty-prava-prirodopolzovaniya

Объекты права природопользования

Виды, субъекты и объекты права природопользования

Право природопользования возникает по поводу использования различных экологических объектов. Ими могут быть конкретные природные объекты или их составные части, которые подлежат или не подлежат индивидуализации.

Кроме того отношения природопользования могут возникать также по поводу отдельных свойств и качеств этих объектов природы. Каждый объект природопользования (земельный участок, водохранилище, лесной участок и т.п.

) определяет и его вид (землепользование, водопользование и т.п.).

Следует различать общий и непосредственный объект пользования. Например, общим объектом водопользования выступает водохранилище, предоставленное в пользование.

Однако непосредственный объект, который определяет основное содержание данного водопользования, может быть различным: если он предоставлен, например, для питьевых целей или выращивания рыбных ресурсов, то это чистота воды; если же имеется в виду использование водохранилища для плавсредств, водного транспорта, то это – водная площадь, территория. В то же время действия, которые исключают возможность использования воды, скажем, для питьевых целей или выращивания рыбных ресурсов, могут не препятствовать, например, судоходству. Поэтому защищать необходимо не вообще право на водохранилище (или его часть), которое может оставаться и неприкосновенным, а право на целевое использование данного объекта.

В зависимости от степени правового регулирования фактического использования природных ресурсов и средств его регламентации различают:

  • естественные условия существования человека (потребление кислорода, облучение солнцем и т.п.);
  • общедоступное пользование природными ресурсами;
  • всесторонне урегулированное право природопользования, которое предусматривает эксплуатацию объектов природы, находящихся в собственности, и тех, которые не поддаются индивидуализации.

Общим между естественными условиями существования человека и общедоступным пользованием природными ресурсами является то, что в любом из них сам процесс фактического использования природных объектов не регламентируется нормами права, однако субъективные интересы данного рода подлежат правовой охране. Различие состоит лишь в том, что естественные условия охраняются как по требованию граждан, так и по инициативе государства безотносительно к отдельным лицам, а защита прав при общедоступном пользовании является невозможной без соответствующего требования конкретного субъекта данных прав.

Объектами общедоступного пользования выступают не только природные силы и явления, индивидуализация которых практически невозможна или нецелесообразна, но иногда и природные ресурсы, которые находятся в собственности тех или других субъектов.

Речь идет в данном случае об использовании, например, некоторых свойств и качеств растительного и животного мира, лесов, водоемов и т.п. Но это не порождает тождественности объектов, а также разных по своему характеру правомочий по пользованию природного ресурса.

Любое из двух правомочий пользования имеет свой объект – определенные качества и свойства природного ресурса.

Основная особенность третьего вида пользования природными объектами состоит в том, что оно связано с определенным влиянием на их состояние.

Из этого вытекает необходимость детальной правовой регламентации самого процесса пользования, а также оснований и порядка его возникновения и прекращения. В связи с этим данный вид природопользования называют регламентированным, в отличие от общедоступного природопользования.

Рассмотрение данной регламентации и составляет основное содержание права природопользования в объективном понимании. Однако, прежде всего, следует уточнить понятие объекта права природопользования.

Объектом права природопользования выступают конкретные, индивидуально определенные и юридически обособленные природные объекты или их составные части, закрепленные на праве собственности или на праве пользования за конкретными субъектами. Будучи объектами права природопользования, они продолжают оставаться и объектами соответствующих форм собственности.

Однако не все объекты государственной собственности передаются государством в пользование отдельных субъектов. В определенной части природные ресурсы остаются нераспределенными между отдельными природопользователями и составляют резервный запас или используется для удовлетворения разнообразных общественных потребностей без закрепления за отдельными субъектами.

Такие природные ресурсы являются объектами общего пользования.

Природным объектам общего пользования присущие такие основные черты:

  • они не передаются и не закрепляются за конкретными субъектами в пользование, а используются без особого разрешения всеми лицами;
  • санкционированный законом порядок использования природных объектов общего пользования не имеет развитой детальной правовой регламентации и состоит, прежде всего, в установлении определенных запретных действий, а также в некоторой мере и разрешенных действий;
  • их использование никоим образом не фиксируется и не подлежит государственной регистрации.

Объектом права природопользования может выступать юридически определенный природный объект (его часть): конкретный земельный участок, участок недр или леса, водоем и т.п. Однако в некоторых случаях право пользования определенным видом природных ресурсов связано с необходимостью предоставления субъекту двух или больше разных природных объектов.

Так, для разработки месторождений полезных ископаемых горнодобывающему предприятию предоставляется в пользование участок недр в границах горного отвода, а также участок земли, необходимый для эксплуатации этих недр, вследствие чего в пользовании одного субъекта (юридического лица) находятся два разных объекта права природопользования, тесно связанных между собой.

Нередко некоторые юридически отделенные естественные ресурсы выступают как объекты права совместного природопользования. Однако такими могут быть не все, а лишь некоторые виды природных ресурсов (леса, воды и т.п.), отдельные участки, которые можно использовать для различного основного целевого назначения.

Объектом такого совместного природопользования может выступать отдельный вид природных ресурсов, закрепленный не за одним, а за определенным кругом субъектов.

При этом совместное использование несколькими лицами одного юридически отделенного природного объекта связано с определенными ограничениями прав одних субъектов в пользу других.

Объектом права природопользования нередко выступает какой-либо один, обособленный вид природных ресурсов, хотя фактически этот объект представляет собой целый комплекс разных природных ресурсов. Подобная ситуация четко прослеживается в праве землепользования, субъект которого, в соответствии с п.

6 ст. 95 Земельного кодекса, имеет право использовать не только предоставленную землю, но и полезные ископаемые местного значения, торф, лесные угодья, водные объекты, расположенные в пределах земельного участка, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли в соответствии с законодательством.

Юридически объектом права природопользования здесь признается земельный участок, но в фактическом пользовании землепользователя кроме земли находятся и другие природные объекты, связанные с землей. В рассмотренном случае можно говорить о наличии объекта права комплексного природопользования, в котором земле принадлежит ведущая роль.

Порядок определения на местности (в натуре) соответствующих видов природных ресурсов, которые предоставляются в пользование, и их юридическое оформление как объектов права природопользования рассматривается в Особенной части.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Источник: https://pravo-znanie.ru/ekolog-pravo/318-ob-ekty-prava-prirodopolzovaniya.html

Право природопользования

Виды, субъекты и объекты права природопользования
Путь: → Лекции (продолжение) → Экологическое право →

Понятие права природопользования

Институт права природопользования занима­ет одно из центральных мест в системе экологиче­ского права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, пра­ва и обязанности природопользователей.

Право природопользования можно рассматри­вать и в субъективном смысле как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объ­екта в пользование.

Виды, субъекты и объекты права природопользования

Право природопользования классифицирует­ся на виды по нескольким основаниям.

В зависимости от того, какие природные ре­сурсы являются объектами права природопользо­вания, выделяются землепользование, водополь­зование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.

По порядку и условиям пользования разли­чаются право общего и специального природо­пользования.

Право общего природопользования — это га­рантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно при­родной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является об­щедоступным и не требует какого-либо разреше­ния компетентных государственных органов.

Право общего природопользования непосредственно вытекает из Кон­ституции РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окру­жающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законода­тельства — земельного, водного, лесного и др.

Так, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность для граждан бес­платно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ — право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс РСФСР — право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76).

Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разра­ботке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использо­вании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих зе­мельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровитель­ных местностей и т. д.

Право специального природопользования означает возможность исполь­зовать в установленном законом порядке и на основе специального юриди­ческого документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в про­цессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно, как правило, является платным.

В качестве примеров права специального природопользования можно привести предоставление земельного участка для строительства жилого дома, использование леса для заготовки древесины, водного объекта — для сброса или забора воды, животного мира — для отстрела диких зверей и птиц.

Субъектами права природопользования являются лица, которые облада­ют правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это могут быть юридические лица — пред­приятия, организации и учреждения, а также граждане.

Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность — наличие правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц — как общей правоспособности, так и специ­альной, если последняя предполагает возможность использования природ­ных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.

Объектом права природопользования признается индивидуально опре­деленная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установле­ния ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свиде­тельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды уча­стка лесного фонда и др.).

В отличие от права общего природопользования, субъектами которого явля­ются только граждане, право специального природопользования могут приоб­ретать и юридические лица.

Другие отличия указанных двух видов прав, как видно из их определения, касаются целей, порядка и условий пользования при­родными ресурсами. Различия проявляются также в основаниях возникновения данных видов права природопользования.

Если право общего природопользо­вания вытекает прямо из закона, то основаниями возникновения права специ­ального природопользования являются юридические факты.

Основания возникновения и прекращения права природопользования

Основания возникновения права специального природопользования обычно представляют собой сложные юридические составы, то есть сово­купность юридических фактов, среди которых определяющее значение име­ют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов. Лицен­зия на право природопользования — наиболее типичное и распространенное основание возникновения права природопользования.

В условиях развития рыночных отношений все большую роль в органи­зации природопользования играет договор.

В сфере использования природ­ных ресурсов применяются договоры аренды (лесов, водных объектов, зе­мель), сторонами которых выступают арендатор-природопользователь и арендодатель-собственник или другой владелец природного ресурса (госу­дарство в лице уполномоченного органа, юридическое лицо или гражданин). В лесном, горном, водном праве закрепляются и иные виды договоров -концессии, долгосрочного, краткосрочного, бесплатного пользования, уста­новления сервитутов и др.

Договоры на право природопользования могут иметь самостоятельное значение как основания возникновения права природопользования (напри­мер, при аренде земель), или же действовать совместно с лицензией. В таком случае договор играет вспомогательную роль, так как заключается только при наличии лицензии и уточняет, конкретизирует ее содержание (напри­мер, договор на право водопользования).

Наконец, в некоторых областях природопользования, в частности в сфере земельных отношений, основанием возникновения права природопользования можно считать право собственности на природный ресурс, поскольку его субъ­екту принадлежит входящее в его содержание правомочие пользования.

Основаниями прекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства при­менительно к особенностям использования отдельных видов природных ре­сурсов.

Некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство юридических фактов могут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ре­сурсов. К ним относятся:

— истечение срока пользования природным объектом;

— отказ природопользователя от использования природного объекта;

— ликвидация юридического лица или смерть гражданина-природопользователей.

Общими основаниями принудительного прекращения права пользова­ния природными ресурсами являются:

— изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд;

— использование природного объекта не в соответствии с целевым назна­чением;

— нарушение правил рационального использования или охраны природ­ного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение опреде­ленного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяй­ственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.

В последних двух случаях прекращение права природопользования при­меняется в качестве санкции за нарушения законодательства об использова­нии и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъ­ятие природного объекта не освобождает виновное лицо от юридической ответственности за совершенное правонарушение.

права природопользования

права природопользования образует совокупность прав и обязанностей природопользователя в отношении предоставленного ему природного объекта.

Конкретный набор таких прав и обязанностей (правомочий) зависит от вида природного объекта, субъекта и цели пользования.

Так, предприятия-лесопользователи вправе осуществлять рубку леса и заготовку древесины, возводить на срок пользования строения и сооружения, связанные с пользо­ванием лесным фондом, а также обязаны производить лесовосстановление на вырубках, соблюдать противопожарные и санитарные правила, не остав­лять недорубов и т. д. (ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ). Горнодобывающие предприятия-недропользователи могут проводить геологическое изучение недр, разработку полезных ископаемых и др. Вместе с тем они обязаны вес­ти геологическую, маркшейдерскую и иную документацию, предоставлять данные о разведанных и добытых полезных ископаемых в компетентные го­сударственные органы и др. (ст. 22 Закона РФ «О недрах»).

В то же время можно выделить наиболее общие для всех природопользователей права и обязанности по использованию предоставленных им природных ресурсов.

Субъекты права природопользования имеют право:

— использовать природный объект в установленных пределах;

— выбирать способы своей хозяйственной и иной деятельности;

— требовать возмещения убытков и получения компенсаций в связи с изъя­тием природного объекта для государственных или муниципальных нужд;

— защищать свое право природопользования от нарушения.

Природопользователи обязаны:

— использовать природный объект в соответствии с целевым назначением;

— соблюдать законодательство, условия лицензии и других документов на право природопользования;

— вносить своевременно плату за пользование природным объектом;

— выполнять правила рационального использования природных ресур­сов и охраны окружающей среды.

Основные принципы права природопользования

В процессе осуществления права пользования природными ресурсами проявляется ряд его важных особенностей (принципов), основными из ко­торых можно назвать целевой характер, платность, лицензирование и лими­тирование природопользования.

Целевой характер пользования природными ресурсами

Предоставление природного ресурса в пользование всегда осуществляет­ся в соответствии с определенной целью.

Например, земельные участки мо­гут выделяться для крестьянского хозяйства, строительства жилого дома или производственного объекта; участки лесного фонда — для заготовки древе­сины или организации охотничьего хозяйства; участки недр — для добычи полезных ископаемых или геологического изучения и т. д.

Цель будущего использования фиксируется в юридическом документе, оформляющем право природопользования: в лицензии на право пользования недрами, договоре аренды земельного участка, лесорубочном билете и др.

Природный объект должен использоваться согласно этому целевому на­значению. Невыполнение данного требования рассматривается как наруше­ние законодательства и влечет для природопользователя неблагоприятные юридические последствия (изъятие природного объекта, привлечение к от­ветственности).

Платность природопользования

В подавляющем большинстве случаев право природопользования являет­ся платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вно­сить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, вода­ми и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности.

Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей).

Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспе­чить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспро­изводстве окружающей природной среды. В соответствии со ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в сфере природопользо­вания применяются два вида платы:

1) плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы).

Она подразделяется в свою очередь на плату:

— за право пользования природными ресурсами в пределах установлен­ных лимитов;

— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

— на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

2) плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредных воздействий. Она взимается за:

— выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных ли­митов;

— выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов;

— за размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установ­ленных лимитов;

— за размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установлен­ных лимитов.

Конкретные виды и ставки платежей установлены в актах экологическо­го законодательства применительно к отдельным природным ресурсам. Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосроч­ном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ).

Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодек­са РФ).

При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование не­драми, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов (ст. 39 Закона РФ «О недрах»).

Ставки платы устанавливаются специальными нормативными актами: Законом РСФСР «О плате за землю»1991 г., Федеральным Законом «О пла­те за пользование водными объектами» 1998 г.

, постановлениями Прави­тельства РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199, «О плате за пользование объектами жи­вотного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред.

от 15 ноября 1997 № 1433), «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, раз­мещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна», утвержден­ным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др.

Лицензирование природопользования

Поскольку большая часть природных богатств страны находится в собст­венности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на поль­зование — лицензий. Лицензирование — это один из способов, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды.

Лицензия представляет собой разрешение на ведение определенного вида деятельности до использованию природных ресурсов, например, заготов­ку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разра­ботку земель, осуществление охоты и т. д.

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов — лесорубочный и лесной билеты, вод — лицензии на водопользование и разрешительные лицензии, недр — лицензии на пользование недрами, жи­вотного мира — долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферного воздуха — разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия вы­дачи регулируются законодательством: федеральными законами «О лицен­зировании отдельных видов деятельности» 1998 г., «О животном мире», Вод­ным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и др.

, а также подзаконными нормативными актами, например, Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружаю­щей среды 1996 г., Положением о лицензировании пользования недрами 1992 г.

, Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков 1996 г. и др.

В содержание лицензий на право пользования природными ресурсами, как правило, входят сведения о предоставляемом природном объекте, субъ­екте права природопользования, о целях и способах использования природ­ного объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования, требованиях по рациональному использованию и охране окру­жающей природной среды и др.

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными орга­нами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Мини­стерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица, желающего стать природопользователем.

В большинстве случаев процедура предостав­ления лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным органом (Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, специально уполномоченным органом экологического управления) решения о предоставлении природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное проведение конкурсов или аукци­онов (например, при получении концессии на пользование недрами и леса­ми) или последующее заключение договора на пользование природным ре­сурсом в соответствии с лицензией (например, при предоставлении водных объектов). Предусмотрена также обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование*.

________

* Конкретный порядок предоставления природных ресурсов в пользование рассматрива­ется в соответствующих главах данного учебного пособия, посвященных правовому ре­жиму земель, лесов, вод, недр и т. д.

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, уста­новленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования. Так, согласно ст.

53 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование может быть аннулирована до истечения срока ее действия по решению специально уполномоченного органа управления использова­нием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права водо­пользования, предусмотренным Водным кодексом.

Лимитирование природопользования

В связи с тем, что запасы природных ресурсов небезграничны и необхо­димо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система определенных экологических ограничений в использовании природных ре­сурсов — лимиты природопользования.

Лимиты природопользования представляют собой предельные нормы воздействия на окружающую природную среду.

Применительно к двум ос­новным формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов: объемы пре­дельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нор­мы изъятия природного вещества из окружающей среды) и предельно допу­стимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов) (ст. 19 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»). Например, лимиты водопотребления, расчетная лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы до­бычи полезных ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д.

Лимиты природопользования устанавливаются специально уполномо­ченными органами экологического управления (например, Министерством природных ресурсов РФ, Федеральной службой лесного хозяйства России и др.

) конкретным природопользователям по отдельным территориям и на оп­ределенные сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения норма­тивных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную сре­ду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом эколо­гической обстановки (ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды»).

Виды лимитов природопользования, порядок их разработки и утвержде­ния определяются экологическим законодательством — Водным кодексом РФ, Лесным кодексомРФ, Законом РФ «О недрах» и другими федеральны­ми законами, а также специальными нормативными актами, посвященными данным вопросам*.

_________

* См., например, Правила предоставления в пользование водных объектов, находящих­ся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопотребления, выдачи лицензии на водопользование и распорядительных лицензий, утверж­денные Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Источник: https://rudiplom.ru/lectures/ekologicheskoe-pravo/1238.html

Субъекты и объекты права природопользования

Виды, субъекты и объекты права природопользования

Субъекты права природопользования

Субъект природопользования — лицо, которому в установленном законом порядке принадлежит право природопользование объектом, его охраны, улучшения, воспроизводства возобновляемого природного ресурса и которое наделено соответствующими правами и обязанностями.

Субъектами права экологопользования могут быть:

1) граждане РФ, иностранцы,

2) организации,

3) учреждения, предприятия (в том числе иностранные юридические лица).

Для приобретения статуса объекта права экологопользования необходимо 2 юридических аспекта:

1.

наличие экологической правоспособности субъектов, определенной в законе в специальных нормативно-правовых актах. Для граждан РФ — полная дееспособность, для иностранцев частичная (нужно создавать СП для того, чтобы стать землепользователем на территории РФ).

2. реализация данной экологической правоспособности в установленном порядке.

Определенная процедура получения земельного участка в пользование: обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполномоченному предоставлять земельные участки в пользование и в собственность, где должно быть оформлено дело об отводе земли заявителю, получить разрешение на отвод земли, спец. землеустроительные органы должны оформить этот отвод.

Статус экологопользователя возникает после решения компетентного органа об отводе природного объекта в пользование и реализации этого решения в натуре.

Права и обязанности природополмователей

Право природопользования — совокупность основанньгх на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными объектами, которыми наделяют в установленном порядке граждан. Правомочие владения служит предпосылкой осуществления любого природопользова-ния (право на огораживание полученного в пользование земельного участка).

Правомочие природопользования представляет собой основанную на законе возможносп: хозяйственной эксплуатации или иного пользования или иного использования природного объекта путем извлечения из него полезных свойств, его потребления для производственных целей.

Объем прав и обязанностей непосредственно обусловлены видом природных объекте; различных статусом субъектов права природопользования.

Право землепользования

Основным общим правом землепользования является право самостоятельного хозяйствования на земле (то есть, право осуществлять без применения взрывных работ добыч общераспространенных полезных ископаемых, строительство сооружений для своих нужд, устройство и эксплуатация колодцов и скважин на первый водоносный горизонт и т.д.).

Общие права пользователей недр:

1.

использование предоставленного им участка недр для любой формы предпринимательской деятельности

2. самостоятельно выбирать формы этой деятельности.

3. использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств

4. проводить дополнительное изучение недр

5. обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотру условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех при которых лицензия была предоставлена

Виды прав и обязанностей

Обязанности, входящие в содержание права природопользования, по их назначению для природопользователей можно свести к 2 основным видам — позитивным и негативным.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия:

1) рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением;

2) применять экологически совместимые технологии;

3) осуществлять природоохранительные мероприятия;

4) своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды.

Негативные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия:

1) запрещение ухудшения состояния окружающей природной среды на территории в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности;

2) несоблюдение установленного порядка природопользования;

3) нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

Права и обязанности подразделяют на общие (для всех или большинства природопользователей) и специальные (для отдельных определенных видов пользования природных объектов).

К общим правам природолользователеб можно отнести:

1.

право на выброс и сброс вредных веществ и на захоронение отходов (на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды).

Общими обязанностями природолользователей являются:

1.

несовершение действий, нарушающих законы, прав и интересы других природопользователей

2. пользование предоставленными природными объектами в соответствии с установленными законом нормами и правилами

3. общие экологические требования, которые необходимо выполнять при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов

4. выполнение заключений, постановлений, представлений и иных законных решений органов государственного управления

5. обязанность природопользователей по законодательству об охране окружающей природной среды является ведение совместно с государственными природоохранительными органами РФ и органами государственной статистики количественного и качественного учета природных ресурсов и вторичного сырья и определение их экологической и экономической оценки

Специальные права и обязанности.

Основные специальные права природопользователей установлены в зависимости от вид природопользователей и целевого назначения природного объекта, предоставляемого в пользование, и субъекта прав природопользователей. Это следующие права:

1.

некоторые категории субъектов права, ведущие хозяйственную деятельность, наделены правами, являющимися в большинстве случаев одновременно и обязанностями, по внутрихозяйственному управлению закрепленными за ними природными объектами (распределение и перераспределение природных объектов, передаваемых первичным природопользователями во вторичное пользование; учет и контроль в случаях, непосредственно предусмотрено законом)

2. при обращении в органы государственной власти предприятия и организации имеют право на получение от них на договорной основе информации о состоянии окружающей природной среды.

Специальные обязанности.

1.

Организации и предприятия, например, должны разрабатывать и проводить мероприяти направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды

2. Рекультивация земель (привидение земель в состояние, пригодное для с/х нужд, земельных участков по окончании использования их для строительства, добычи полезных ископаемых).

Кстати, правомочия природопользователей могут быть ограничены в интересах друг природопользователей, граждан, общества и государсва.

Объекты права природопользования

0бъектом права природопользования является прежде всего материализованная субстанция, которой возможно обладать как реальной вещью. Атмосферный воздух таковым не является. Не материализованные субстанции могут являться объектом права природопользования лишь при условии, что они являются частью тех природных обьъектов, которыми можно обладать как вещами.

Однако пользование любым из материализованных объектов природы неизбежно влечет за собой пользование и всеми его экосвязями в природной среде. Поэтому если юридический статус установлен относительно пользования основным «материализованным» природным объектом, то в отношении экосвязей этого объекта нужно учитывать неизбежную эксплуатацию.

Природный объект может быть объектом прав экологопользования только в случае, если он имеет естественное происхождение. Теплицы не объект права …

Но не всякий объект естественного происхождения является объектом права … Лишь тот, который находится в экосвязях с окружающей природной средой. Животные в зоопарках — не объекты права…

Но и естественный объект, находящийся в экосвязях, не всегда может быть объектом права … Лишь тот, который предусмотрен в законе в качестве такового. Нет пользования ландшафтом.

Источник: https://studopedia.su/9_99068_sub-ekti-i-ob-ekti-prava-prirodopolzovaniya.html

Объекты, субъекты и виды права природопользования

Виды, субъекты и объекты права природопользования

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Объектами выступают прир ресурсы – ст.

1 Закона «Об охр окр среды» — компоненты прир среды, природ и природ-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хоз или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства, предметов потребления, имеют потребительскую ценность.

Субъектами – ФЛ или ЮЛ могут быть любыми (граждане РФ, иностр, апатриды, совместные предприятия)

Необходимо отличать субъектов ППЗ – граждане и ЮЛ, которым прир ресурс предоставлен на законных основаниях (либо есть нормы закона, либо спец разрешение, выданное ОГВ)

Виды ППЗ:

1. По компоненту прир среды, которые передаются в пользование:

-недропользования

-водопользования

-лесопользования

-пользование жив миром

2. По срокам: бессрочные и временные

3. По основаниям возникновения (основания могут быть закреплены в законе – не требуется спец разрешения (общее природопользование: право граждан пребывать в лесах – ст. 11 ЛК. На основании спец разрешения.)) и специальное п/пользование.

4. По обществ форме( индивидуальное – передается 1 ЮЛ/ФЛ; коллективное – осуществляют несколько ФЛ/ЮЛ)

Основания возникновения и прекращения права природопользования. права природопользования. Приоритеты в природопользовании.

4. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Основаниями возникновения права природопользования признаются не все юридические факты. Право природопользования возникает только на основании правомерных юридических фактов — действий.

Предоставление права природопользования производится в соответствии с установленным законом порядке, включающим проведение необходимых согласований и оформление документов.

Право землепользования приобретается, например, на основании предоставления земельных участков в пользование компетентным государственным органом или местной администрацией либо первичным землепользователем, имеющим по закону такое право.

Наиболее значимыми основаниями возникновения права землепользования является также приобретение права собственности (или оперативного управления) на строение или сооружение, находящееся на обособленном земельном участке, переход права собственности за землю,

—приобретение ее в собственность (купля), в аренду, по наследству в пожизненное пользование.
—Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии — документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр.

—Основаниями приобретения права водопользования являются переход его в порядке правопреемства в случае смерти водопользователя — гражданин или реорганизации водопользователя- юридического лица.

—При переходе права пользования водными объектами от одного лица к другому в случаях, предусмотренных законом, основанием приобретения права водопользования является распорядительная лицензия. —Водный сервитут устанавливается водным законодательством или договором при его регистрации государственными органами.

—Предоставление в пользование участков лесного фонда производится посредством прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Организует и проводит их районная (городская) администрация. В них принимают участие местные подразделения государственного органа управления лесным хозяйством.

—Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов — лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета, содержание которых по лесному законодательству выражаются в следующем. Лицензия — документ, удостоверяющий право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду).

К ней прилагаются соглашения об условиях лесопользования, заключенные между владельцем лесного фонда и лесопользователем.

—Основанием возникновения права пользования атмосферным воздухом для выброса в него загрязняющих веществ или осуществления отдельных видов вредного физического воздействия на атмосферный воздух является разрешение специально уполномоченных на то государственных органов.

Лимиты на природопользование являются формой права природопользования и одновременно одной из разновидностей его нормирования. Основаниям прекращения:

— изъятие предоставленного в пользование природного объекта для государственных или муниципальных нужд;

— источник сроков, установленных в разрешительных документах на пользование природным объектом;
— возникновение предусмотренных в этих документах условий, исключающих дальнейшее осуществление пользования предоставленными природными объектами;
— систематические нарушения природопользователем правил пользования природными объектами (лесным, водным фондом и т.д.), нанесшие существенный вред лесному фонду либо без такового;
— возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других); если природопользователь в течении установленного в разрешительном документе срока не пользуется или не приступил к пользованию природным объектом в предусмотренных объемах; ликвидация как субъекта хозяйственной деятельности предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому природные объекты были предоставлены в пользование;

— систематическое не внесение установленных платежей за пользование природными объектами.

Основаниями прекращения права землепользования, например, являются прекращение права собственности или оперативного управления на строение или сооружение, расположенное на обособленном земельном участке; отсутствие надобности в земельном участке и ликвидация предприятия, организации, учреждения. К числу оснований прекращения права пользования земельным участком граждан относятся: добровольный отказ от пользования этим участком; прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был представлен земельный надел в пользование, за исключением случаев, предусмотренных законом (выход на пенсию, инвалидность, полученная при исполнении служебных обязанностей, и т.д.). Право недропользования прекращается, например, по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца ее от предоставленного ему права пользования недрами; при возникновении определенного, зафиксированного в лицензии условия, с наступлением которого прекращается право недропользования и по другим установленным законом основаниям. Основаниями долгосрочного прекращения права недропользования являются возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровья людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; систематическое нарушение им правил пользования недрами; если он в течении установленного лицензией срока не приступил к использованию недр в предусмотренных объемах; возникновение чрезвычайных ситуациях; ликвидация предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности; инициатива владельца лицензии. Основаниями прекращения права водопользования являются отказ водопользователя от пользования водными объектами; истечение срока предоставления в пользование водного объекта; смерть водопользователя — гражданина; прекращение деятельности водопользователя — юридического лица; прекращение особого пользования водными объектами; естественное или искусственное исчезновение водных объектов; переход права пользования водными объектами в порядке, предусмотренном законодательством. Принудительное прекращение права водопользования допускается только в случаях не использования объектов в течении трех лет; не использования в течении одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; использование водных объектов не в соответствии с целями их предоставления; возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; запрещения использования водных объектов.

Право лесопользования может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении участков лесного фонда в пользование по предложению государственных органов управления лесным хозяйством, например, в случаях возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя.

Права и обязанности природопользователей дифференцирова­ны в зависимости от объекта природы и целей природопользова ния. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование при менительно к специальному природопользованию.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ водопользователи имеют право:

• осуществлять водопользование в соответствии с водным за­конодательством РФ;

• получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятель ности;

Водопользователи обязаны:

• рационально использовать водные объекты, соблюдать усло­вия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

• не допускать нарушения прав других водопользователей, а ,акже нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

• не допускать ухудшения качества поверхностных и подзем-ых вод, среды обитания объектов животного и растительного

Мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объ­ектам;

• содержать в исправном состоянии очистные, гидротехничес­кие и другие водохозяйственные сооружения и технические уст­ройства;

• выполнять правила охраны жизни людей на водных объ­ектах;

• своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

• осуществлять иные мероприятия по охране водных объ­ектов.

В случаях, предусмотренных законодательством, права при­родопользователей могут быть ограничены в государственных, Общественных интересах, а также в интересах других пользовате­ли природными ресурсами.

Общее правило на этот счет содер­жится в Конституции России: владение, пользование и распоря­жение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окру­жающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Приоритеты: 1) Внутриотраслевые (земли с/х назначения)

2) Межотраслевые (при недропользовании и землепользование приоритет недропользованию)

17. Право пользования недрами и его виды. Права и обязанности недропользователей.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земел поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающиеся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Виды НПЗ (ст. 6):

1) регионального геологического изучения,

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

ст. 10 ФЗ «О недрах» для добычи подземных вод недра представляют в пользование на срок до 25 лет.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 1130 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-44150.html

Refy-free
Добавить комментарий