Виды красноречия

Предмет риторики и виды красноречия

Виды красноречия

ТЕМА 13. РИТОРИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РИТОРИКЕ КАК ИСКУССТВЕ КРАСНОРЕЧИЯ. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ. ПОДГОТОВКА РЕЧИ И ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕКСТ. ТИП СВЯЗИ В ТЕКСТЕ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА В ТЕКСТЕ

Риторика (греч. rhetorike) – это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно.

Красноречие это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать ему или внушить ему всё, что нам угодно…

Ж. Лабрюйер

(французский писатель XVII века)

1. Существует несколько классификаций видов красноречия:

· Монологическое и диалогическое;

· Эмоциональное и рациональное;

· 1. социально-политическое (доклад на социально-политические и политико-экономические темы, политическую речь, митинговую речь, агитаторскую речь и т. п.),

2. академическое (по сфере употребления выделяют три вида академического красноречия:

o Собственно академическое (в среде ученых);

o Вузовское;

o Школьное.

Академическое красноречие объединяет следующие жанры речи:

o Лекция;

o Научный доклад;

o Научное сообщение;

o Научный обзор.

3. социально-бытовое (речь на юбилее, тост (застольная речь), поминальная речь (надгробное слово);

4. судебное (прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, защитительная, речь; самозащитительная речь обвиняемого и т.п.)

5. богословско-церковное (проповедь, речь на соборе и т.п.).

Академическое красноречие восходит к информативной речи. Его цель – передать слушателям знания по интересующему их предмету, то есть сообщить новое и углубить понимание проблемы, а сфера применения – научная и учебная деятельность человека.

С академи­ческим красноречием связывают такие жанры, как научная и научно-популярная лекция, доклад, сообщение. Стилевая принадлеж­ность произведений довольно четко регламентирована. Это научный стиль с возможным вкраплением элементов публицисти­ческого.

Речь лектора, преподавателя вуза или учителя в школе должна быть четко структурирована: части отделены одна от другой, но при этом взаимосвязаны, логически дополняя друг друга, и должны обязательно сопровождаться примерами. Научное сообщение гово­рит языком фактов, поэтому самым важным его качеством будет соответствие действительности.

Многие лекции или доклады ораторы не произносят, а читают, как бы “озвучивая” письменный источник. Это допустимо, но в таком случае теряются некоторые значимые именно для публичного выступления элементы.

Во-первых, речь получается бесстрастной, неэмоциональной. Прочи­танное по бумажке восклицание теряет свою убедительность, естествен­ность. В нем нет свежести чувств (текст доклада написан заранее, в то время как восклицание мы озвучиваем в момент произнесения речи).

Во-вторых, лектор, читающий подготовленную речь, теряет контакт с аудиторией. Налаженное общение поминутно прерывается, когда ора­тор отводит глаза от слушателей и обращается к тексту выступления.

В-третьих, речь, с которой приходится выступать неоднократно, теряет для лектора ощущение новизны и в его голосе могут появиться нотки равнодушия; тогда выступление становится монотонным и бесцветным.

Таким образом, докладчику необходимо определить для себя, какой результат он хочет получить в ходе выступления: просто озвучить данные учебной или научной литературы или заставить задуматься, заинтересовать своих слушателей. Избрав второй путь, оратор не будет читать текст по бумажке. И тогда речь его, продолжая оставаться научной в строгом смысле этого слова, приобретет и стилистические достоинства.

Духовное красноречие – это церковно-богословская речь, то есть речь проповедей, церковных служб и т.д. В России оно существует со времен введения христианства (998 г.) и является распространенным жанром, в котором используются как слова высокого стиля, так и специальная церковная лексика.

Культура и нравственность развиваются в нашей стране на протяжении многих веков непосредственно под влиянием православия. Речи служителей Церкви призваны возвышать и духовно просветлять душу человека. Священники стремятся донести до людей идеи христианского мироустройства, осудить пороки человека, показать пути духовных исканий, раскаяния в грехах и возрождения.

Божье слово несет радость, утешение, учит добру, отвращает от зла.

Судебное красноречие включает в себя речи обвинительные и оправдательные. В России оно развивалось со времен появления Русской Правды, но особенно расцвело со второй половины XIX в., когда судебный процесс стал открытым, а для объективности выносимого приговора были введены фигуры прокурора и защитника.

Судебная речь – очень ответственное действие, от нее во многом зависит участь человека: виновен он или нет, если да, то в чем и насколько; наконец, преступнику определяется мера наказания. Каждое слово, каждая формулировка в судебной речи должны быть взвешены, речи обвинителя и защитника – строго аргументированы.

Они строятся по законам логики, подчинены юридическим, правовым нормам и правилам построения доказательств. Не случайно и логика, и риторика изучаются будущими правоведами на юридических факультетах ведущих вузов страны. Судебный процесс призван рассмотреть все подробности дела, не упустить ни одного мельчайшего факта.

При этом на одной чаше весов – закон и его требования, а на другой – судьба человека.

Социально-политическая речь. Социально-политическое красноречие связано с общественной жизнью и политикой. Сюда можно отнести дипломатические речи, выступления на важнейших международных форумах, двусторонних и многосторонних переговорах.

Их отличительная особенность – высокая мера ответственности за каждое произнесенное слово. В речи отдельного официального предста­вителя выражается позиция всего государства.

Предметом дипломатической речи являются такие вопросы, как война и мир, сотрудничество с другими странами, расширение экономических и политических связей и т.д.

Один из видов социально-политического красноречия – речи парламентские. Они сложились в условиях существования демократического государства. Их цель – найти верное, рациональное и правиль­ное для развития страны решение.

Парламентские речи воздействуют, убеждают, побуждают к действию. Они нередко эмоциональны, даже пафосны.

Ораторы используют веские аргументы по отношению к доктрине, к смыслу, к человеку, к авторитету, чтобы влиять не только на рациональную, но и на эмоциональную сферу человека.

К этому типу можно отнести и агитационные речи, которые обра­щены к широкой общественности. Их цель – воздействовать на по­литические симпатии масс, разъясняя позицию той или иной партии.

К агитационным речам примыкают и речи митинговые. Им свойственна повышенная эмоциональность. Такие речи произносятся в массе народа, охваченного какой-либо значимой для всех идеей. Оратор выражает и “озвучивает” настроение масс. Молчаливая, бессловесная толпа обретает в нем осмысленное слово.

Как правило, на митинг людей заставляет собираться недовольство кем-либо (правительством, партиями) или чем-либо (собственным социальным и экономическим положением), реже – стремление защитить что-либо или кого-либо. Народу, объединенному общим состоянием возмущения и негодования, не нужны логические аргументы.

Поэтому задача оратора – ярко, крупными мазками нарисовать образ общего врага и выразить стремление немедленно призвать его к ответу. Эмоциональные, иногда даже надрывные ноты, акцент на ущемленность прав работающего человека взвинчивает слушателей, усиливает их протест.

Для разжигания митинговых страстей часто напоминается об обмане, который тайно совершен каким-либо партийным деятелем или группой лиц, в результате чего заметно усилилось обнищание и бесправие масс.

Утешительным для толпы является то, что вина за создавшееся положение перекладывается на плечи этого невидимого врага и полностью снимается с присутствующих. Заглушить соб­ственные сомнения помогает вера в то, что все собравшиеся:

• безвинные жертвы чьего-то чудовищного корыстного обмана;

• должны отомстить за весь униженный народ.

Подобное “красноречие” бывает вызвано стремлением организаторов митинга к популизму. Его цель – сыграть на бедах социально и экономически ущемленного слоя общества в корыстных интересах какой-либо группы. Описанный тип митинговых речей противоречит сложившимся веками морально-этическим нормам, заложенным в России православно-христианскими традициями.

Более сложно строится речь оратора, стремящегося смягчить страсти, заставить людей задуматься о причинах неудач. В этой речи самое главное – призвать людей слушать и слышать себя.

Важно пробудить в массе способность разумно говорить о своих проблемах, снять накал страстей: “Да, вы правы, но…”; “Наши права надо отстаивать цивилизованными путями”; “Наш путь – закон, а не самосуд”. “Да, с нами должны считаться. Запишем требования и адресуем их нашим депутатам” и т.д.

Такая речь требует от выступающего выдержки, воли, умения управлять слушателями. Она, как правило, эмоциональна, спонтанна, неподготовлена. Оратор тесным образом связан с массой, все элементы его речи – “реакция на реакцию”.

Он следит за состоянием слушателей, дает речевой посыл, рассчитывая на определенную ответную реакцию, и в зависимости от реализованности ожиданий посылает свою речевую установку.

Несмотря на значительное сходство, митинговая и агитационная речи имеют и ряд различий. Митинговая речь “идет” вслед за настроением массы, она призвана разжигать страсти, чтобы воодушевить людей на немедленные и активные действия.

Цель агитационной речи – навязать аудитории взгляды, выгодные оратору, заставить людей изменить свое мировоззрение, отношение к существующему порядку вещей. Примером может служить деятельность большевиков в период подготовки к революции.

Синонимом слова “агитация” часто выступает “пропаганда”. Их значения действительно схожи, надо только помнить, что агитировать можно “за” и “против”, в то время как пропагандировать – только “за”.

Агитационные акции свойственны общественно-политической жизни любой страны. Наиболее эффективным средством пропаганды являются газеты.

Социально-бытовое красноречие. К социально-бытовому красноречию относят речи, произносимые в связи с каким-либо значимым событием в жизни отдельного человека, семьи, трудового коллектива: юбилейные, поздравительные, свадебные, застольные.

Сюда же можно отнести и речь надгробную, посвященную ушедшему из жизни человеку. Общая особенность этих речей – относительная свобода композиции, допустимость не очень строгой структуры, отступле­ние от логики, меньшая полнота выражения мыслей.

Все это компенсируется искренностью и силой переживаемого чувства, которое к тому же близко всем собравшимся.

Не стоит думать, что произведения социально-бытового красноре­чия – самый простой род ораторской речи, не требующий особого мастерства. На самом деле диапазон звучания этих речей очень ши­рок – от торжественности и пафосности выступлений декларативно­го характера до простоты, задушевности, добросердечия в речах, об­ращенных к близким людям.

Социально-бытовое красноречие представляет собой достаточно разнообразный по своим возможностям род ораторского искусства, который позволяет включать приемы истинно высокой речи в нашу повседневную действительность и тем самым сделать человеческое об­щение даже на бытовом уровне богатым и выразительным.

Данная классификация разработана в конце 70-х годов XX века, однако развитие риторики как науки и изменения, стремительно происходящие в обществе, позволяют расширить эту классификацию.

Некоторые ученые выделяют военное красноречие (инструктивная речь, воодушевляющая речь, речь-приказ), дипломатическоекрасноречие (речь на международной конференции, речь во время международных переговоров), деловоекрасноречие (речь во время деловых переговоров, телефонные переговоры), диалогическоекрасноречие (спор, дискуссия, пресс-конференция, теледебаты, интервью), торговоекрасноречие (реклама, речь на презентации) и т.д.

· Информативное, аргументирующее и эпидейктическое.

Информативное выступление (информирующая речь) – это выступление, целью которого является сообщение слушателям новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.

К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность темы информирующей речи для данной аудитории; демонстрация нерешенных проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового; подчеркивание новизны.

Эпидейктическое выступление (эпидейктическая речь) – речь, цель которой выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного.

Жанры, в которых реализуется этот вид красноречия, – поздравление, тост, похвала, порицание, надгробное слово – встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях.

Её основное содержание – похвала, порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателей, содержать элементы аргументации.

Композиция эпидейктической речи обычно трехчастная: вступление, повествовательная часть и заключение.

Вступление – относительно самостоятельная обязательная часть, цель которой – привлечь внимание слушателей и обозначить проблему, которую ставит автор.

Источник: https://studopedia.su/14_169451_predmet-ritoriki-i-vidi-krasnorechiya.html

Виды красноречия (стр. 1 из 2)

Виды красноречия

Введение

1. Виды красноречия

2. Подготовка к выступлению

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, — одним словом, красиво», — утверждал великий оратор древности Цицерон.

Русский оратор М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» добавлял: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней Греции возникло ораторское (лат) искусство. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское слово «красноречие«.

Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня — обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, — это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему.

Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика — это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать.

Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика — это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

1. Виды красноречия

Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.

В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.

Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей. К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О.

Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения.

Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность.

Говорить просто о сложном — — вот задача, которую должен ставить перед собой лектор.

Вторая задача — научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Судебное красноречие — род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся судебные ораторы прошлого — В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и слушающих. Цель судебного процесса — законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить — составляющие судебной речи. Особенности судебной речи — знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом спора является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания.

В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

Образцом высокого слога могут служить речи Ф.Н. Плевако.

«Покойный был борцом за права, за честь; покойный спасал обвиняемых, защищал сирого и обиженного. Так неужели ему нужна тризна, неужели ему приятнее слезы осужденного, как благоухание кадильника?

Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни по нем».

Социально-бытовая речьсамая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в.

Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым.

В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише.

«В этот праздничный день разрешите мне по поручению нашего коллектива от всей души поздравить уважаемого Ивана Ивановича с днем рождения и пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и плодотворной работы».

Духовное (церковно-богословское) красноречие имеет в России давние традиции.

В Киевской Руси выделяли два его подвида: дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным событиям или датам.

Проповедники Древней Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы. Известны проповеди Кирилла Туровского — XII в., Тихона Задонского — XVIII в., патриарха Московского и всея Руси Пимена — XX в. и др.

Особенностью духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент воспитания, обращение к внутреннему миру человека.

Духовное красноречие изучает специальная наука — гомилетика.

Роды красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто они переплетаются по тематике.

2. Подготовка к выступлению

Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной информации в материале выступления. Также необходимо владеть техникой речи.

Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

Таким образом, подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

сбор материала,

отбор материала и его организация,

обдумывание материала,

подготовка тезисов или плана,

стилистическое оформление,

написание текста выступления,

мысленное освоение,

проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап — это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель — информировать слушателя, в другом — заставить слушателя переживать, в третьем — принять позицию автора.

Так, задача информационной речи — дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях — вероисповедание.

Также необходимо узнать, где будет проходить выступление — в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям. Следующий этап работы — подбор материала для конкретного выступления.

Источник: https://mirznanii.com/a/128668/vidy-krasnorechiya

Виды красноречия

Виды красноречия

Умение грамотно и доходчиво изложить свои мысли ценилось во все времена и у всех народов.

Особенно известен пример искусства красноречия римского оратора Цицерона – его речи против сицилийского наместника, направленные на обличение всей когорты зарвавшихся властителей до сих пор изучают в юридических ВУЗах.

А вообще ораторское искусство, которое у нас получило название «красноречие», зародилось еще в Древней Греции. С тех пор приемы постоянно риторики обновляются, появляются новые сферы коммуникации и соответствующие виды красноречия, о которых стоит поговорить подробнее.

Каждое публичное выступление имеет свою собственную цель и происходит в разных ситуациях. Поэтому вполне логично, что каждому из типов жизненных случаев соответствуют свои виды красноречия.

  1. Социально-политический. Сюда относятся доклады на политические и экономические темы, митинговые речи, политические обзоры. При составлении такого рода речи нужно делать ставку на факты, точные показатели и данные, актуальные социальные проблемы.
  2. Академический или научный. Включает в себя различные научные доклады, обзоры, лекции и обзоры. Характерной чертой этого вида является высокий уровень научности выступления, эмоциональность, яркость, наглядность и доступность изложения.
  3. Судебный. Это речи адвокатов и обвинителей в суде, а также защитные речи обвиняемых. Главной целью таких выступлений служит формирование у суда определенных нравственных позиций у суда, на основании которых и будет выноситься приговор.
  4. Социально-бытовой. К этому виду относят поздравления, соболезнования, «светское щебетание». Здесь стиль речи легкий доступный, нередко использование различных речевых клише.
  5. Богословско-духовный (церковный). В этот раздел входят проповеди и речи на соборах. Особенностью является наличие воспитательного элемента и обращения к внутреннему миру человека.
  6. Дипломатический. Здесь подразумевается строгое соблюдение дипломатического этикета, выполнение строгих норм при личном общении и переписке.
  7. Военный. Сюда включают боевые призывы, приказы, а также устав, радиосвязь и военные мемуары.
  8. Педагогический. Этот вид красноречия состоит из объяснений учителя, речей учеников и их письменных сочинений.
  9. Диалоги с самим собой. Здесь подразумевается внутренняя речь, подготовка к выступлению, размышления, воспоминания и репетиции.

На данный момент это все виды красноречия, но по мере развития сфер общения будут выделяться все новые и новые. К примеру, сейчас переписка в социальных сетях, чатах и форумах интернет-ресурсов уже претендует на отдельный раздел риторики.

Хорошо древним грекам, их юношей учили риторике, а вот нам науку красноречия приходится постигать самостоятельно. Нет, конечно, бывают люди, у которых «язык хорошо подвешен», но большинство из нас испытывают затруднения с публичными выступлениями. Чтобы исправить эту ситуацию и улучшить качество ежедневного общения, необходимо приложить серьезные усилия.

Но как научиться блистать красноречием, что конкретно нужно делать? У этой проблемы есть 2 решения – отправиться на курсы или тренинг, где профессионалы возьмут ваше обучение в свои руки, или попробовать самой освоить эту непростую науку. Если второй вариант для вас предпочтительнее, то стоит соблюдать следующие правила при подготовке к выступлению.

  1. Если имеется такая возможность, узнайте поподробнее, что за аудитория будет перед вами. Зная, кто составляет основную массу, можно скорректировать свою речь так, чтобы она точно была интересна слушателям. Согласитесь, использование молодежного сленга во время научного доклада обосновано только в том случае, если вы выступаете перед молодыми людьми далекими от науки, профессионалы такой прием воспримут в штыки.
  2. Умение импровизировать, способность ценная, но иногда из-за сильного волнения собственная находчивость нас подводит, поэтому на такой случай лучше иметь составленный план выступления. Имеется ввиду именно план, а не текст речи. То есть вам нужно выделить основные моменты своей речи, ключевые слова, определить, когда вы будете о чем-то спрашивать слушателей. Также стоит позаботиться о наглядных материалах – графиках, схемах, таблицах, и не забыть в заключение речи повторить ее основную идею.
  3. Часовой доклад высидит не каждый заинтересованный слушатель, так что старайтесь быть лаконичной, используйте четкие и понятные фразы, а не пространные рассуждения.

Помните, риторика – это не только умение излагать свои мысли, но и способность делать их понятными для публики. То есть вам нужно научиться заражать аудиторию своими идеями. Для этого вам потребуется поставленный голос и развитая мимика, чтобы с их помощью вы могли делать подачу текста эмоциональной, а значит, более близкой для публики.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Как бы не так! Все нравоучения взрослых никогда не давали результата и мы с самого детства усвоили, что маленькая ложь все же не помешает. Но в каких случаях ложь оправданна и во спасение чего она допустима? Этот актуальный вопрос мы и обсудим. Невербальные средства общения Тело человека можно читать как книгу. Нужно только знать как эту книгу открыть. Помимо речи мы всегда используем язык жестов и мимики, пантомимику и даже позы. Все это называется невербальным общением. И чем больше мы сможем изучить этот вид коммуникации, тем интереснее станет окружающий мир и наши собеседники.
Вам предстоит важное выступление перед аудиторией? Или вы давно стали замечать что нечетко произносите некоторые слова? Тогда вам пора заняться тренировкой своей дикции. Упражнения, которые мы вам предлагаем не займут много времени, но придадут вашим словам твердости, а вам — уверенности в себе.Будучи существами социальными люди вынуждены ежедневно взаимодействовать с окружающим миром. И такая черта как общительность сегодня ценится на вес золота. Но как ее обрести тем, кто и навыками подобными не обладает, да и людей не особо любит. Обо всем мы расскажем по порядку.

Источник: https://womanadvice.ru/vidy-krasnorechiya

Такое разное красноречие

Виды красноречия

«Многие, совершающие постыднейшие поступки, произносят прекрасные речи»
Демокрит

О родах и видах

В научной риторике принято выделять две области: риторика общая и частная. Общая рассматривает то, каким образом создается замысел (речи, выступления, текста) в целом и как он воплощается в высказывании или на письме.

Частная же риторика (или, как часто говорят, «многочисленные частные риторики») изучает особенности построения речи в разных видах словесного искусства, в разных профессиях, в разных областях деятельности.

В учебнике Николая Федоровича Кошанского, созданном в первой трети XIX века, представлена такая точка зрения: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений.

Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель». Несмотря на то, что с момента издания этого учебника прошло почти двести лет, определение актуально и поныне.

«Обороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли» (Фридрих Энгельс)

Одним словом, «как построить выступление перед большой аудиторией?» это вопрос из области общей риторики. «Как построить свою речь адвокату Сидорову, который завтра должен защищать клиента?» — это уже риторика частная.

Конечно же, обе эти области — общая и частная риторика — неразрывно связаны друг с другом.

Идеальный вариант—когда человек сначала изучает правила и принципы общей риторики, а потом овладевает хитростями частными, необходимыми конкретно для его профессии, специальности.

Если же применение изученного на практике пока не планируется (например, учащийся хочет познакомиться с риторикой «для себя»), то на первое время вполне достаточно изучения общей риторики.

Что же касается разнообразных родов и видов частной риторики, то в современном мире можно насчитать множество систематизаций, каждая из которых вполне стройная и оправданная. Довольно популярна систематизация, основанная на делении видов риторики на ораторику (от лат. «говорить») и гомилетику, (от греч. «собеседник»).

Еще одно, скорее всего, незнакомое вам пока слово — гомилетика (от греческого слова «собеседник», «слушатель»). Так называется богословская наука о правилах ведения проповеди. Это более узкое понятие, нежели риторика.

В первой главе вы, возможно, обратили внимание на врезку на полях, в которой рассматривалось значение слова «гомилетика» — так обозначалось церковное красноречие. Но иногда словом «гомилетика» также объединяют те виды частной риторики, которые рассчитаны на целый курс выступлений (лекций, проповедей, митингов).

Например, преподаватель вуза только на первом занятии вводит студентов в курс дела относительно того, что и как они изучают, а в дальнейшем уже только расширяет и углубляет тему. Он не будет на каждой последующей лекции заново растолковывать цели, задачи, перспективы изучаемой дисциплины.

Схожие черты есть и у церковных проповедей. Так, священнослужитель не будет каждый раз объяснять собравшимся, что такое Библия или как выглядят Десять заповедей.

Кроме того, в большинстве случаев священник служит в одном и том же приходе, более или менее знает основной состав своей паствы, а это значит, что он не должен каждый раз обучать пришедших основам веры.

Если, конечно, речь не идет о специальных занятиях для неофитов.

Иногда к гомилетике относят и пропагандистскую деятельность, и работу СМИ.

То есть гомилетика подразумевает, что оратор и аудитория встретятся еще не раз и не два, и каждая последующая встреча отчасти основывается на предыдущей и предваряет следующую. Гомилетика служит в основном развитию духовной сферы, обращается к памяти, абстрактному мышлению.

Ораторика объединяет те виды частной риторики, которые подразумевают однократное выступление перед аудиторией на заданную тему: речь адвоката на судебном заседании, выступление депутата в парламенте… Поэтому речь должна быть завершенной, не вызывать ощущения недосказанности.

Такое выступление можно выхватить из контекста деятельности оратора, оно не требует возвращения к тому, что было уже сказано в прошлые разы. Конечно, здесь тоже бывают исключения: например, если адвокат защищает подсудимого на протяжении нескольких месяцев.

Но в целом ораторика — это искусство однократного выступления, она более практична, «приземлена», более обращена к логике и доводам разума.

Иногда просто делят роды красноречия по сферам коммуникации, не подразделяя их на гомилетику и ораторику:

  • социально-бытовая речь. Это, например, приветствие делегации, поздравление юбиляра, поминальная речь;
  • духовное красноречие, или церковно-богословское. Оно очень традиционно, во многом основано на текстах и постулатах Священного Писания или речах духовных лидеров. Классический пример—проповедь;
  • судебное красноречие, судебная риторика — к основным его видам относят адвокатскую и прокурорскую речь;
  • названием «социально-политическое красноречие» обычно объединяют речи дипломатов, военных деятелей, выступления на митингах и забастовках, дипломатические ноты и проч.;
  • и, наконец, академическое красноречие, которое способствует передаче знания от преподавателя к ученику, помогает формированию у последнего определенной картины мира. Самым ярким примером здесь будет лекция. Но и студент тоже может проявить собственные навыки академического красноречия, представив на суд публики реферат, курсовую работу, доклад.

Как видим, нет единого мнения относительно того, какие роды и виды нужно выделять в искусстве риторики. Пожалуй, самым простым и логичным будет деление на общую и частную риторику и изучение их специфики.

Независимо от того, о какой риторике — общей или частной — идет речь, принято выделять семь основных компонентов речи:

  1. Вступление.
  2. Определение темы.
  3. Изложение сути.
  4. Доказательство своей точки зрения.
  5. Контраргументы в сторону противника (если он есть).
  6. Отступление.
  7. Заключение.

От педагогики до… Тостов

Приведем несколько примеров того, как в различных видах красноречия (термины «красноречие» и «риторика» в данном случае для нас равнозначны) проявляются задачи, которые ставит перед собой оратор, а также какими характерными особенностями обладают эти виды.

Все они — какие-то раньше, какие-то позже — выросли из общего корня риторики античной, из правил, заложенных Аристотелем, Цицероном и их «коллегами». Выше приводились примеры разных родов красноречия; напомним, что систематизаций существует много.

Ричард Уилсон. Цицерон, его друг Тит Помпоний Аттик и брат Квинт возле виллы в Арпинуме. 1770-е. Выступления Цицерона оказывали огромное влияние на римскую политику

Не всегда делают различие между риторикой академической и педагогической, иногда их называют дополнительными разделами по отношению друг к другу, но определенная разница между ними все же есть.

К области педагогической риторики относят теорию и практику речевой коммуникации педагога в школе, лицее, гимназии.

Педагогическую деятельность называют «областью повышенной речевой ответственности», и это вполне справедливо — подчас только от учителя зависит, насколько школьники заинтересуются материалом, насколько глубоко усвоят его и — в конечном итоге — насколько эффективно смогут применить свои знания. Таким образом, к главным задачам педагогической риторики можно отнести развитие мотивированности обучающихся, пробуждение их творческих способностей.

Высказываются такие требования к речи школьного учителя:

  • она должна пробуждать любознательность;
  • она должна быть логичной и в то же время эмоциональной;
  • она должна быть доступна и соответствовать возрасту слушателей;
  • она должна быть актуальна, должна соответствовать запросам и интересам учащихся;
  • она не должна содержать спорных утверждений. (Это требование спорно само по себе—часто утверждают, что учитель должен преподносить школьникам только проверенную, достоверную с точки зрения науки информацию. Но ведь для пробуждения любознательности у слушателей вполне возможно предложить им поразмышлять над теми или иными неоднозначными тезисами!)

«Каков человек, такова и его речь» (Сократ)

Большой вклад в развитие педагогической риторики внесли Иоганн Песталоцци, Мария Монтессори, Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Шалва Амонашвили.

Правда, деятельность каждого из них была значительно шире, нежели просто «педагогическая риторика», но, если вам когда-либо придется готовить выступление перед малолетней публикой, в трудах основоположников мировой педагогики вы найдете немало интересного.

Василий Осипович Ключевский — его прекрасные лекции имели огромный успех и в «живом» изложении самого профессора, и будучи напечатанными

Академическое красноречие характеризуется:

  • жестким «логическим каркасом»;
  • глубиной аргументов;
  • информативностью;
  • использованием специфической терминологии, характерной для избранной научной области.

К основным категориям академического красноречия принято относить доклад, лекцию в учебной аудитории, обзор, научно-популярную лекцию. В ходе общения с аудиторией оратор может сообщать о результатах научного поиска (эксперимента), обобщать научный опыт предыдущих поколений и представлять новые теории, предлагать новые решения существующих в науке проблем или критиковать устаревшие подходы.

Считается, что этот вид красноречия окончательно сложился в России в XVIII веке, когда Екатерина Романовна Дашкова (первая женщина, ставшая президентом Академии наук!) попросила у Екатерины II открыть общедоступные курсы на родном языке по основным отраслям наук для всех желающих.

Хотя, конечно, искусство научной, академической речи существовало на Руси и ранее.

К числу выдающихся «научных ораторов», блестящих лекторов можно отнести Тимофея Грановского, Василия Ключевского, Сергея Соловьева, Дмитрия Менделеева, Климента Тимирязева, Николая Вавилова, Владимира Вернадского и многих, многих других знаменитых ученых XIX — XX веков.

Д. И. Менделеев, для того чтобы сделать свои лекции еще лучше, специально изучал искусство риторики. Фото 1890-х

Судебное красноречие (наряду с политическим) относится к древнейшим разновидностям искусства слова.

Интересно, что на родине риторики — в античной Греции — обвиняемый в большинстве случаев защищал себя сам, иногда, правда, обращаясь к помощи профессиональных составителей юридических текстов.

Выступление обычно строилось по следующей схеме: суть дела — «художественное» представление события — аргументы защиты — яркое заключение, рассчитанное на эмоции суда и зрителей и подчас превращавшееся в главный элемент речи.

Высказывание А. В. Суворова как образец «военного красноречия»: «Одна минута решает исход баталии; один час — успех кампании; один день—судьбу империи»

С течением времени как в европейской, так и в российской практике появляются адвокаты, институт присяжных и другие привычные нам элементы судебного процесса. Вошли в историю такие непревзойденные мастера судебной риторики, как Федор Плевако, Анатолий Кони, Владимир Спасович.

Ф. Н. Плевако — выдающийся адвокат и «судебный оратор». Фото 1908 г.

Характерные особенности судебной риторики:

  • обоснованность высказываний (впрочем, это важно в любой области);
  • беспристрастность и в то же время глубокий психологизм;
  • логические построения, полемичность;
  • аналитический подход, во многих случаях — формализм;
  • кроме того, судебное красноречие служит цели воспитания уважения к закону, оно очень «гражданственно».

Легенда гласит, что лекции биолога, врача, физиолога и анатома Петра Францевича Лесгафта были столь интересны и всеобъемлющи, что некоторые слушатели записывались на занятия по второму и третьему разу подряд.

Развитие политического красноречия было тесно связано с развитием демократических институтов в античной Греции. В наше время это понятие стало весьма широким — сюда можно отнести и информационные новостные блоки, и предвыборную агитацию, и разоблачительные выступления политических противников, и революционные призывы, и многое другое. Характерные черты:

  • широкое привлечение средств массовой информации (после появления оных);
  • нацеленность на большие массы людей;
  • активное привлечение средств черной риторики (о ней речь пойдет ниже);
  • как следствие, широкий разброс оценок и уровней восприятия информации. Военное красноречие часто считают подвидом политического. И в самом деле, политика без войн, увы, не всегда возможна, и в риторических приемах, которыми пользуется полководец, есть много общего с приемами политика. К характерным чертам можно отнести:
  • доходчивость, краткость;
  • ясность и в то же время афористичность и образность (вспомните суворовское «Пуля—дура, штык—молодец!»);
  • доверительность. Бойцы должны проникнуться идеями, которые хочет до них донести полководец перед боем; удачным примером будут слова Петра I, согласно легенде, сказанные им перед Полтавской битвой перед строем солдат: «А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе».

Есть свои особенности и у делового общения. Применительно к риторике здесь мы обычно рассматриваем выступление на совещании, переговоры, презентацию. Характерными приметами деловой риторики будут:

  • интенсивность, большая «информационная наполненность»;
  • значительная экспрессивность и в то же время наличие рамок делового этикета;
  • доступность, в ряде случаев—формализм.

Социально-бытовое красноречие (его примеры приводились выше) отличается эмоциональностью, использованием черт фольклора (например, тост), значительной импровизационностью, свободой выражения.

Правда, если речь идет об «этикетном общении», например о приеме в Букингемском дворце, то роль шаблонов и строгих правил неизмеримо возрастает.

Впрочем, многие относят «дворцовые приемы» уже к области политической.

Черная риторика — игра без правил

Одним из самых популярных пособий по риторике в современном мире стала книга специалиста по консалтингу Карстена Бредермайера «Черная риторика: власть и магия слова», уже многократно переизданная.

«Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным» (Василий Ключевский)

Что такое черная риторика? Сам автор сравнивает речь, построенную по этим правилам, с «вербальными минами, сдобренными мышьяком».

Более скромное определение черной риторики таково: это манипуляция всеми доступными приемами (диалектикой — искусством ведения диалога, эристикой — методикой ведения спора) для того, чтобы беседа постоянно сворачивала в удобное нам русло, чтобы мы могли «выбить из седла» оппонента, привести спор к нужному нам результату.

Можно все! Демагогические приемы, манипуляция, передергивание — ну и, конечно, эмоции, откровенный блеф и подколки.

Конечно, при помощи подобных приемов удобнее маскировать свою несостоятельность как оратора, но, по мнению адептов черной риторики, она вовсе не означает возможность обойтись только запрещенными приемами.

Напротив, чем более вы подкованы в обсуждаемом вопросе, чем более подготовлено ваше выступление, тем действеннее будут описанные Бредермайером хитрости.

Автор считает, что сами по себе риторические приемы, как бы сомнительно они ни выглядели, не могут нести положительного или отрицательного посыла—все зависит только от того, какую цель вы перед собой ставите как оратор.

Играй на эмоциях, выводи оппонента из равновесия, поступай в споре так, как он не ожидает!—вот лишь часть арсенала тех, кто задался целью использовать в общении методы черной риторики.

Отчасти (как вы уже, вероятно, заметили) у этого направления есть что-то общее с софистами античной Греции.

Какие основные правила можно выделить?

  • Свои мысли нужно выражать ясно, кратко, метко и образно.
  • Необходимо четко выделить в своей речи главное и второстепенное, основные положения вашего выступления.
  • Обязательно выделить главную мысль, которая аккумулирует в себе практически всю суть речи.
  • Постоянно повторять основную мысль, она должна «отложиться у слушателей на подкорке».
  • Преподносите слушателям контрасты: «Сейчас или никогда!», «Третьего не дано!»

Это усиливает эмоциональность и отвлекает от попыток критично мыслить: в случае с черной риторикой лучше не давать слушателю такой возможности.

  • Стирайте границу между ложью и правдой, переворачивайте информацию так, как вам удобно. Даже если этот прием будет разоблачен, внимание вы привлечете. Пример из области желтой прессы: газета выходит с аршинным заголовком «Известнейший актер N, любимец публики, трагически погиб, застреленный любовником жены!». А в статье рассказывается о том, что просто N в очередном спектакле играет роль обманутого мужа…
  • Высказывания должны быть адресными. Обращайтесь к публике доверительно, старайтесь задеть ее за живое, пробудить личные воспоминания и эмоции. Обязательно «ткните в мягкое место» и своего оппонента: это заставит его нервничать и собьет с мысли.

Примеры черной риторики Обвинение: «Ну о том, что в этой фирме работают нечистые на руку люди, мы все хорошо знаем».

Оскорбление «от третьего лица»: «Если бы я был вашим начальником, вы бы ответили за свою глупость!»

Изысканная вежливость в сочетании с уничижением: «Иван Иванович, я очень прошу вас простить меня, но на планерке вы несли такую околесицу».

Предложение выбора, при котором любой вариант представит оппонента нелицеприятно: «Вы проспали на работу, потому что опять перебрали в клубе или вам просто наплевать на наше общее дело?» (Можно вспомнить известное «Вы перестали пить по утрам коньяк? Да или нет?»)

Подчеркивание своего высокого положения с одновременным обесцениванием: «Ну что ж, выберем полчаса для того, чтобы посмотреть, чему нас научит вчерашняя школьница…»

Вот такая она, черная риторика. Использовать ли такие приемы — ваше личное дело. Это вопрос скорее морали, чем профессионализма (хотя никто не спорит, что черная риторика иногда весьма действенна).

Мастеров, сделавших себе имя в области подобного красноречия, побаиваются, но уважают ли? Кроме того, довольно трудно нащупать ту грань, где заканчиваются подколки (пусть и обидные) и начинаются оскорбления и клевета, за которые вполне можно ответить по всей строгости закона.

Однажды Федор Плевако защищал старого священника, обвиненного в воровстве. Преступление было довольно очевидным, но Плевако убедил присяжных оправдать старика одной фразой: «Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал ваши грехи. Неужели вы не отпустите ему его прегрешения?»

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/chelovek/ritorika/takoe_raznoe_krasnorechie.html

введение

    Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы избежать их по возможности, здесь в качестве критерия берется сфера социальной деятельности говорящих (и воспринимающих речь) лиц.

    К концу XX в. мы располагаем 8—10 видами речи, признаваемыми большинством специалистов, соответственно, — ответвлениями риторики со своими ситуациями и «жанрами».

  1. Дипломатическое общение.
  2. Деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность).
  3. Военное красноречие.
  4. Академическое красноречие.
  5. Педагогическое общение.
  6. Правовая сфера, судебное красноречие.
  7. Духовно-нравственное красноречие.
  8. Бытовое общение близких.
  9. Диалоги с самим собой (внутренняя речь, мысленная).

    Вряд ли нужно доказывать, что все эти (возможно, и другие) виды высказываний, устных и письменных, нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т. е. речи.

    Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например последняя — культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок. Культура мысленной речи — залог успеха внешней, звучащей или написанной, речи.

    Сравнительно недавно предметом риторики стала и бытовая речь, кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Аристотель.

    Возможно, что в дальнейшем будут выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания — гостеприимства, туризма…

    Далее будут подробнее прокомментированы некоторые из видов красноречия.

Политическое красноречие

    Политика (от греческого «искусство управлять государством») — весьма широкое понятие, но если говорить о политических речах, то они бывают информационные, осведомительные — это пропаганда, политпросвещение, наука, убеждающие и призывные, побуждающие к действию, — это агитация, например предвыборная, дискуссионные, полемические, даже разоблачительные — это обсуждения спорных вопросов, споры внутри- и межпартийные.

    В политике широко используются средства массовой информации — масс-медиа (радио, газеты, телепередачи), но в моменты обострения политической борьбы возрастает роль живого слова, импровизации — это выступления на митингах, демонстрациях, наконец, в революционных актах.

    Принято считать, что политические речи — орудие демократии; действительно, история это подтверждает: речи Демосфена, Лисия, Перикла были невозможны без демократии древнегреческих полисов (хотя бы и рабовладельческой).

    Но история предупреждает и против двух крайностей: против того, чтобы вся демократия исчерпывалась в бесконечных словопрениях, и против того, чтобы политические речи служили оружием тоталитаризма.

    Диапазон тематики политических речей широк: борьба за власть, международные и межнациональные вопросы, экономические, нравственно-воспитательные, правовые (юридические), и научно-образовательные, религиозно-конфессиональные проблемы и сложнейшие вопросы жизни, быта, обеспечения людей — от их прихода в наш мир до прощания с ним.

    В начале 90-х годов XX в. в России явственно прозвучала тема «языка власти». Эта разновидность политических речей имеет место не только при тоталитарных режимах.

    Речи государственных деятелей, крупных руководителей в экономике, образовании и культуре, в так называемых «силовых структурах» всегда привлекают внимание широких кругов граждан, ибо в этих речах, передаваемых через СМИ, содержится жизненно важная информация. Эта информация, на первый взгляд, односторонняя, но она дает отзвук, обобщение которого составляет «обратную связь» в модели «власть—народ».

    Риторическая характеристика этой разновидности политических выступлений такова: о них судят по степени полноты, «прозрачности» в отборе фактов, связей между ними и перспективами.

    Они воспринимаются слушателями, читателями неоднозначно, их понимание и оценка всегда дают существенный разброс (это все изучается и, в идеале, учитывается в дальнейших решениях).

    В наши дни формируется совокупность средств языка, подчас назойливо повторяемых: консенсус (конец 80-х годов), легитимный, властный (в смысле «обладающий властью»), глобальный и даже глобализация, информация, информированный, правовое государство и пр. Наблюдается интенсивная тенденция усложнения этой разновидности речи.

    Сегодня всеобщее внимание привлекают парламентские дебаты как школа демократии. Не следует забывать, что они были известны еще в Новгородском вече, Земских соборах в Москве, в парламентах Франции и Великобритании.

    Несмотря на накал страстей, это наиболее регламентированная форма политической риторики, где, в основном, соблюдаются не только нормы этики, но и принятые среди образованных людей правила культуры языка. Известны имена парламентариев-ораторов А. Линкольна, У. Черчилля, Ж. Жореса.

    Однако на первых этапах русского парламентаризма 90-х годов, когда дебаты транслировались по радио, телеканалам, миллионы слушателей были шокированы низкой культурой речи их избранников. Это, несомненно, следствие параментаризма в России, когда подлинных дискуссий на заседаниях Верховного Совета СССР не было: бесконечные панегирики властям, отчеты о «достижениях» и т. п.

    Еще одна разновидность политического красноречия — риторика революций (которых было так много в XIX—XX вв.). Они выдвинули немало подлинно одаренных ораторов: Че Гевара, Дж. Гарибальди.

    Причины этого: глубокая убежденность лидеров движения в правоте своего дела, необходимость привлечений людей, их убеждения, высокий эмоциональный подъем, воодушевление, готовность к жертве, провозглашение борьбы за свободу и счастье людей, всего народа.

    К сожалению, это не исключало жестокостей, а в некоторых случаях — революции приводили и к массовым казням, гражданским войнам.

    Как же это могло произойти? Революционная ораторика накалена страстями до предела, она приводит в возбуждение огромные массы людей. Приходит момент, когда исчезает сдерживающий дискуссионный фактор, нарастают элементы императива, стремление к единовластию, непримиримость к свободной мысли, к свободному слову.

    Слово — это оружие, подчас самое сильное и страшное. И оно очень часто и легко становится неподконтрольным.

    Реальный опыт показывает, что в политических ситуациях все средства хороши, их оправдывают обещаниями будущего блага. Можно назвать некоторые приемы, используемые, например, в такой демократической процедуре, как выборы, предвыборная кампания.

    Необоснованные обещания успехов, которых, якобы, сумеет добиться будущий депутат, приукрашивание личности кандидата, его прошлых заслуг, опорочивание конкурентов, вплоть до доносов и компромата, создание помех для конкурирующей стороны, например помех в получении эфирного времени, сокрытие недостатков своего кандидата, ошибок своей партии. Эти и подобные приемы находятся за рамками закона, но нарушители, как правило, остаются безнаказанными.

    В политическом красноречии обычно отмечается соблюдение языковой нормы, а нередко — и использование средств изобразительности, афоризмов. Факты нарушения культуры речи подвергаются осмеянию, критике.

    Используются также средства наглядной агитации, лозунги, плакаты, транспаранты, портреты, различная символика, а также музыка, кинофильмы. Все это требует немалых денег. Речи политических ораторов нередко издаются и переиздаются в виде брошюр, книг и даже многотомных собраний, сохраняются для потомков.

Речь дипломата

    В сущности, дипломатия — это тоже политика, но внешняя.

Это деятельность государственных служащих, дипломатов, послов, работников аппаратов посольств, консульств, а также торговых, культурных, туристических представительств.

Дипломатические функции выполняют и члены правительств, руководители крупных ведомств, партий, фирм, образовательных учреждений — всех тех, кому приходится иметь сношения с иностранными государствами.

    Естественно, что в дипломатии соблюдаются многочисленные требования, которые в меньшей степени относятся к другим областям речи.

    Во-первых, речи дипломата отличаются высоким чувством достоинства, ведь он представляет свою страну, имеющую и традиции, и авторитет, а часто и экономическую или военную мощь.

    Дипломат умеет также оказать высокое почтение и своим собеседникам, также представляющим свою страну с ее традициями и амбициями.

    Без соблюдения сказанного речи дипломатов вряд ли дадут желаемый результат, взаимные интересы не будут соблюдены, договоренности не достигнуты.

    Успешному контакту содействует также соблюдение установленного, обычно — традиционного, этикета и церемониала.

    Во-вторых, речь дипломата должна отражать его высокую образованность — не только общую, но и отличное владение несколькими языками, глубокие познания в истории, культуре, географии, экономике, литературе — мировой и особенно той страны, с которой ведутся переговоры.

    В-третьих, дипломат должен обладать быстрыми реакциями, понимать намек, ценить чужое остроумие и быть гибким, остроумным самому. Владея культурой речи не только на уровне норм литературного языка, он добьется успеха остроумием, изяществом, выразительностью своих речей.

    Даже малый промах, неточность, противоречие в речи дипломата — это закат его карьеры.

    В-четвертых, дипломату нужна тонкая проницательность в роли не только говорящего, но и слушающего: уловить реакции своего собеседника, разгадать намеки и скрытую мысль, как бы второй план говорящих.

    В-пятых, дипломату нужна твердость (не только логика — она может и не сработать в сложных ситуациях) своей позиции в защите интересов своей страны.

    Кстати, все эти требования могут оказаться полезными не только профессиональному дипломату, но и путешественнику, коммерсанту, туристу, артисту и другим представителям культуры, работникам транспорта — воздушного, морского, железнодорожного.

    Известно, что многие русские писатели были профессиональными дипломатами (или дипломаты — писателями): А. С. Грибоедов, А.М.Горчаков, А. Д. Кантемир, Ф.И.Тютчев, И. М. Майский.

    Качества дипломата как говорящего и пишущего лица, несомненно, нужны каждому.

Академическое красноречие

    Это одно из древнейших полей языкового поиска — высокое мастерство общения с учениками. Это Сократ, Платон, Аристотель, а в России XIX—XX вв. — С. Соловьев, В. Ключевский, Н. Бердяев, В. Виноградов, К.Тимирязев, А.

Лосев, С. Лихачев и многие другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученые формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях.

    Основные принципы, которыми они руководствовались: научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень доступности, интереса, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта.

    Университетский профессор дает образцы культуры мышления, он ведет за собой студентов. Суть университетского образования не только в новизне излагаемого, но и в реализации методов исследования. Профессор будит мысль студентов, стимулирует их способности и одаренность.

    Среди опытных профессионалов была проведена анкета с единственным вопросом: что им запомнилось из студенчески лет? На первом месте оказалось живое общение с профессором, светлая зависть его эрудиции, горению, успехам. На втором месте — собственные поиск, споры, написание и защита диплома1.

Источник: https://www.stud24.ru/rhetoric/vidy-krasnorechiya/209130-611711-page1.html

Ораторское искусство и его виды

Виды красноречия

Ораторское искусство и его виды

План:

Ораторское искусство, риторика, красноречие. Ораторское искусство – «духовное детище демократии». Социально-политическое красноречие. Академическое красноречие. Судебное красноречие. Социально-бытовое красноречие. Духовное (церковно-богословское) красноречие. Новые виды красноречия – порождение нашего времени.

Термин ораторское искусство латинского происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие. Что же обозначают эти слова? Способность, умение говорить красиво, убедительно.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, изучающую основы ораторского мастерства.

В красноречии искусство и научность составляют сложный сплав двух самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость.

Чтобы обосновать свою точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны.

Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». Это обнаружилось еще в Древней Греции, в Афинах. Именно Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения искусства. Перикл и Демосфен – великие ораторы Древней Греции, Цицерон – Древнего Рима.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи жизни общества. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство.

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды:

1)  социально-политическое красноречие — это выступления на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторские, парламентские речи.

Здесь красноречие носит черты официально-делового или научного стиля, поскольку в основе лежат официальные документы, о которых дается информация. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный или программно-теоретический характер.

Выбор языковых средств зависит от темы и целевой установки выступления. Некоторым видам политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, политическая лексика, экономические и политические термины.

Иногда в политических речах много изобразительный или эмоциональных средств – это касается митинговых речей, имеющих призывную направленность; часто используется здесь разговорная лек5сика и синтаксис.

2)  академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.

Оно близко научному стилю речи, но часто используются и выразительные, изобразительные средства.

К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, защита диссертации, научный обзор, научно-популярная лекция.

3)  судебное красноречие -это род речи, призванный оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную речь и адвокатскую, или защитную речь.

В судебных речах подробно анализируется фактический материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания свидетелей, потому что это разбирательство. Здесь происходит поиск истины, борьба мнений. Конечная цель процесса – вынести законный и обоснованный приговор.

Выяснить, доказать, убедить – вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия.

4)  социально-бытовое красноречие это юбилейная речь, носящая торжественный характер; приветственная речь, застольная речь (тост), а также речь бытовая – поминальная речь и надгробное слово.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное, здесь пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям.

Речи этого типа – освещение только положительных сторон личности, это панегирик.

5)  Духовное (церковно-богословское) красноречие –древний вид красноречия, имеет богатый опыт и традицию. Выделяют проповедь (слово), которую произносят в церкви для прихожан, она соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви.

Уже в Киевской Руси было два подвида ораторской речи: красноречие дидактическое (учительное) – оно преследовало цели морального наставления, воспитания; и панегирическое (торжественное) – посвящалось знаменитым церковным датам или государственным событиям.

В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Наряду с этими традиционными видами красноречия выделяют и новые:

1.  дипломатическое красноречие – речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта;

2.  военное красноречие – речь-приказ, инструктивная речь, воодушевляющая речь, выступление на военно-патриотическую тему, призыв;

3.  торговое красноречие – реклама;

4.  лекционно-пропагандистское красноречие – лекция-экскурсия, лекция-концерт, кинолекция, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций;

5.  диалогическое красноречие – спор, дискуссия, диспут, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов.

Основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Но каждый вид красноречия имеет свои специфические языковое черты.

Рекомендуемая литература:

1.  Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. – М.,1999.

2.  , Павлова и искусство речи (для студентов вузов) – Р/Д, 1999.

Источник: https://pandia.ru/text/78/138/88220.php

Refy-free
Добавить комментарий