Великий шелковый путь на территории Казахстана

Великий шелковый путь в режиме реального времени

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Великий шелковый путь. Что мы о нем знаем? Воображение рисует бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами… Но это лишь часть истории.

Великий шелковый путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Немало разрушительных войн, пожаров и голода видели древние города, расположенные вдоль Шелкового пути.

Это грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.

Обратимся к увлекательной истории Шелкового пути, пролегающего по территории современного Казахстана.

На территории Казахстана Великий шелковый путь брал свое начало у границ Китая.

Купцы Поднебесной везли через казахские степи на Запад, в Европу, шелк, оружие, лекарственные препараты, рис, а также экзотические для того времени товары, например, слоновьи бивни.

Степные правители предлагали свои услуги по обеспечению безопасности торговых караванов, взамен требуя некоторую долю товара или звонкую монету. Так появились оброки, или, по-современному, налоги и таможенные платежи.

Основная трасса Великого шелкового пути по территории Казахстана пролегала через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города Сайрам, Ясы, Отрар, Тараз далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и оттуда в Европу.

Все эти города обязаны своим появлением именно торговцам, которые, преодолевая громадные казахские степи, устраивали остановки, превращавшиеся в караван-сараи, а те в свою очередь — в поселения, которые со временем разрастались в города.

В основном трасса Шелкового пути в этом регионе пролегала через Семиречье и Южный Казахстан. Первое оживление этого участка происходит во второй половине VI в., когда Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата — огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря.

В конце VI века каганат распался на две части: Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский. Центром Западно-Тюркского каганата становится Семиречье со столицей в городе Суябе.

В Семиречье возникает целый ряд новых городов, а на юге Казахстана усиливается рост тех городов, которые оказались на самой трассе Шелкового пути или были связаны с ним торговыми отношениями. Наиболее крупными из них были Суяб, Тараз и Испиджаб.

Шелковый путь через Семиречье и Южный Казахстан функционировал вплоть до XIV века, до тех пор, пока междоусобицы и войны не разрушили города. Последнее оживление приходится на середину XIII века, когда по нему двигались торговые и дипломатические посольства в Каракорум — столицу Монгольской империи.

Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе с Земархом.

Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов. На сегодняшний день Тараз — город одновременно и очень древний, и очень современный.

Его по праву можно назвать историческим центром Казахстана.

Туристам, посещающим древний и молодой город Тараз, есть что посмотреть. Прекрасно сохранились караван-сараи и ремесленные мастерские, склады и лавки торговцев. Непосредственно в городе есть два мавзолея, напоминающие о богатом наследии прошлого.

Один из них — мавзолей Аулие-Ата Карахан, построенный в XI веке над могилой одного из правителей династии караханидов. Мавзолей представляет собой портально-купольную структуру, стены постройки возведены из кирпича-сырца эпохи караханидов. В мавзолее сохранилось оригинальное каменное надгробие.

Второй мавзолей — Ша-Мансур — возведен в XIII веке. Он был построен над могилой одного из наместников монгольского хана, погибшего в 1262 году. Об этом свидетельствуют надписи, сохранившиеся на каменной плите.

В 18 км от Тараза, в селе Айша-биби, расположились друг напротив друга еще два древних архитектурных и исторических памятника, которые представляют особый интерес как для ученых-исследователей, так и для туристов. Мавзолей Бабаджа-Хатун построен в XI веке.

Этот архитектурный памятник знаменит своим уникальным шестнадцатиреберным коническим куполом. Второй — мавзолей Айша-Биби, датируемый XII столетием. Это единственное в Казахстане строение, полностью покрытое резными терракотовыми плитками, богато украшенными 60 видами узоров и надписей.

Капители и колонны выполнены из терракотовых блоков, покрытых, как и все стены, богатой росписью этнических узоров. На одной из башен в углу мавзолея Айша-Биби сохранились вырезанные слова из древнего двустишия: «Осень… Облака… Земля прекрасна».

Руины Джамуката

Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в. Развалины Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Жамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив села Михайловка. Сегодня же его развалины называются Костобе — Двойной бугор.

Упоминаемый в исторических источниках Костобе, как и многие другие древние города Казахстана, долгое время находился под толщей земли в неопределенном месте и был практически забыт. И дело даже не в том, что его не могли найти, просто не там искали.

Пока востоковед, тюрколог и историк Василий Бартольд не доказал, что он находился в Таласской долине и его необходимо отождествлять с Джамукатом.

Установлено, что город находился на отрезке Великого шелкового пути, отходившего от Тараза вниз, вдоль реки на север в Центральный и Восточный Казахстан.

Арабский географ Мухаммед ибн Ахмед-ал-Макдиси, побывавший во всех мусульманских странах, характеризовал его как большой город, обнесенный крепостной стеной, у которого есть соборная мечеть и рынки, раскинувшиеся на территории рабада.

Общая конструкция Костобе особо не отличалась от городов того времени и состояла из цитадели, шахристана и рабада. Сегодня его руины можно увидеть восточнее села Сарыкемер Байзакского района.

Древний Сайрам — город бесчисленных мавзолеев святых

Сайрам, или древний Испиджаб, — единственный город Казахстана, упомянутый в «Авесте» — священной книге зороастрийцев. Располагался он в междуречье Аксу и Сайрамсу, на пересечении крупных караванных дорог, тем самым став свидетелем быстро развивающейся истории Великого шелкового пути.

Именно этот город благодаря своему удобному географическому положению стал опорной базой новой религии — ислама, откуда она стала распространяться на другие земли.

Вследствие этого современный Сайрам богат огромным количеством памятников и мавзолеев, где похоронены значимые деятели ислама и средневековые ученые.

После бурного расцвета вследствие междоусобных войн местных феодалов к началу XVII в. Сайрам постепенно утратил свое значение важного торгового центра, и сегодня на его месте расположено село, носящее одноименное название.

Но, несмотря на то, что большинство архитектурных памятников Сайрама, построенных в период расцвета Великого шелкового пути, пришло в упадок, он остается одним из главных мест паломничества верующих людей, и те немногие архитектурные сооружения, которые сохранились до наших дней, заслуживают особого внимания историков и теологов.

В народе повелось говорить о Сайраме: «В этом месте святых не счесть». Оно и понятно: в какой бы дальний аул Сайрамского района вы ни отправились, там обязательно найдется древний мавзолей или мазар мусульманского святого.

Из года в год паломники со всех уголков мира посещают это село, для того чтобы почтить их память.

К таким памятникам древнего Сайрама можно отнести мавзолеи, воздвигнутые над могилами духовного правителя, шейха Ибрагима и Карашаш-ана — отца и матери великого ученого и поэта Ходжи Ахмета Яссави.

Другими святыми памятниками являются мавзолеи Бибигияс-ана и Салык Ходжи, воздвигнутые в честь родителей легендарного пророка Хызра. По народному поверью, каждую пятницу в вечерние сумерки Хазрет Хызр приходит к этим мавзолеям, для того чтобы поклониться праху своих родителей.

Посещение Сайрама интересно не только для верующих, но и для тех, кто увлекается древней историей края, ведь он является своеобразным музеем под открытым небом, сохранившим множество древних легенд и интересных архитектурных артефактов.

Туркестан — исторический центр Южного Казахстана

Это город, которому 1500 лет. Известность Туркестану принес почитаемый в исламском мире суфий и поэт Ходжа Ахмет Яссави.

Его стихи долгое время существовали только в устной форме, столетиями передаваясь из уст в уста, и были записаны только несколько веков спустя после смерти автора.

Известный историкам еще как Ясы и Шавгар, этот город являлся столицей Казахского ханства, здесь проводились церемонии вступления на трон правителей. Именно сюда направлялись послы иностранных государств.

Один из самых заметных памятников Туркестана посвящен Ахмету Яссави. Это целый архитектурный комплекс из дворцов и храмов, который ежегодно привлекает толпы туристов. Мусульманской общиной Казахстана и других среднеазиатских стран это место почитается как святыня. Трехкратное его посещение в древности приравнивалось к паломничеству в Мекку.

Весь центр города представляет собой ансамбль исторических сооружений, среди которых могила внучки Темура — Робии Султан Бегим, усыпальницы казахских ханов и представителей знатных слоев населения. По количеству могил знатных людей это самый большой город в Казахстане. ЮНЕСКО занесла Туркестан, а точнее мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, в список всемирного наследия.

Помимо исторического наследия, сегодня в Туркестане стоит обратить внимание на железнодорожный вокзал, который также является памятником архитектуры. Построен он был в 1903 году в период прокладки южной ветки железной дороги Оренбург — Ташкент.

Руины древнего Отрара

Легендарный город Отрар, по преданию дотла сожженный Чингиз-ханом за свою гордыню и нежелание покориться. В средние века он был торговой и религиозной столицей большого Отрарского оазиса, раскинувшегося на 2500 квадратных километрах большой плодородной долины при слиянии рек Арыси и Сырдарьи.

Отрар — свидетель расцвета Казахстана в эпоху Великого шелкового пути. Он оставался крупным торговым центром вплоть до Средневековья.

Отрар был знаменит собственным монетным двором, роскошными восточными банями с оригинальной системой отопления, огромной библиотекой, не уступавшей самым известным библиотекам древности.

В этом городе родился, жил и творил всемирно известный средневековый мыслитель Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль-Фараби.

В конце XIII века во время монгольского нашествия город был уничтожен. Однако его руины до сих пор гигантским холмом возвышаются над степью. Расчищенные археологами улицы и развалины домов предстают перед взглядами туристов свидетельством некогда бурной городской жизни. На этой земле было построено свыше ста небольших поселений со следами военных укреплений.

Информация для публикации предоставлена туроператором по Великому шелковому пути Advantour.

Источник: https://kapital.kz/lifestyle/73358/velikiy-shelkovyy-put-v-rezhime-real-nogo-vremeni.html

Великий шелковый путь: направления, торговля, значение

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Легендарная магистраль Средневековья — Великий шелковый путь — предмет современных исследований.

Это не удивительно, потому что полуторатысячелетняя история этой трассы — мировое культурное и экономическое чудо. Одно из ответвлений знаменитого торгового пути проходило по регионам Казахстана.

Перелистаем страницы прошлого, которые поведают о значении дороги для развития казахских земель.

Великий шелковый путь на территории Казахстана: направления, трассы

Важнейшая система торговых коммуникаций, которая до XV века связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, называлась Великим шелковым путем. По подсчетам ученых, его протяженность составляла 7 тыс. км.

Какие трассы стали основными в этой системе торговых дорог? Какова карта шелкового пути? Об этом подробнее.

В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого шелкового пути. Он просуществовал 1,5 тыс. лет, был самым длинным, благодаря ему возникали, развивались и исчезали города.

Несмотря на то что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:

Южную. Она охватывала территории от Китая и до берегов Черного моря. Пролегала по землям Памира и Приаралья. Главные торговые узлы этой трассы — Сирия, Иран, Средняя Азия, юг Казахстана через Таласскую и Чуйскую долины до Иссык-Куля. Выходила она к землям Туркестана.

Северную. Начиналась эта дорога в бассейне Хуанхэ, пересекала Среднюю Азию и выводила торговцев к Ирану и Сирии, к провинциям Индии.

Одна из ветвей Великого шелкового пути (северная) проходила по казахским землям, а точнее — по югу и востоку, охватывала центральные территории и уходила на запад.

Источник фото: altyn-orda.kz

Рассмотрим основные пути и их направления. Узнаем, через какие древние города и поселения, возникшие в то время на территории Казахстана, проходил этот торговый путь:

Дорога с запада на восток — главная магистраль, которая, начиная с ІІ тыс. до н. э., позволила переправлять товары из Шаша в Сайрам и дальше до Ферганской долины. Торговцы проходили такие древние поселения:

  • Сайрам. О некогда большом торговом поселении Великого шелкового пути сегодня напоминает городище, расположенное возле поселка Сайрам на р. Сайрам-Су. Находится в 10 км от Шымкента. Ученые считают, что на этой территории когда-то располагался древний город Исфиджаб, или Белый город, но в Х в. его сравняли с землей воины хорезмшаха Мухаммеда.
  • Тараз. Сегодня это центр Жамбылской области, а во времена Великого шелкового пути это был крупный торговый центр северной магистрали. Буддийский монах и паломник Сюаньцзан в своих записках назвал его городом купцов. Из этого центра торговцы отправлялись на восток.
  • Джамукат. Историю этого древнего поселения, торгового и культурного центра, историки «считывают» на развалинах Костобе, или Двойного бугра.
  • Дех Нуджикес и Адахет — перевалочные пункты для караванов, которые отправлялись в северном направлении.
  • Текабет, Сус и Куль и Шельджи — города, возникшие вокруг серебряных рудников. Через них проходили торговые валки, преодолевая таласский отрезок в его горной части.

Перевалы на Чаткальском хребте открывали торговцам путь из Семиречья в Ферганскую долину.

Источник фото: silkadv.com

Восточная трасса вела из Тараза, проходила через Касрибас и вела купцов к городу Кулан.

Расстояние до него от Тараза немного более ста километров (по старинным мерам длины это расстояние соответствовало 14 фарсахам, а 1 фарсах равнялся 6–9 км).

Это городище расположено на территории современного Рыскуловского района Казахстана. О нем в своих записях вспоминает китайский ученый Сюаньцзан и арабские путешественники.

Отсюда путь купцов лежал в Чуйскую долину. Их целью было достичь одного их основных перевалочных пунктов шелкового пути — города Навакета (теперь это территория современного Киргизстана).

Юго-восточное направление проходили торговцы, стремившиеся попасть в Илийскую долину. Их путь пролегал через юг Казахстана, его восточные области и выходил к озеру Балхаш.

По этой трассе товары попадали к пункту назначения двумя путями — северным и южным. Они расходились в пункте Тильхоз:

  • южная дорога вела из Кулана. На пути следования купцов располагались древние города Иссык, Лавр, Чилик. Чтобы последовать по этому пути сегодня, то нужно ориентироваться на Коктал и Жаркент.
  • северная трасса проходила по территории Чингильды. Преодолев перевал Алтын-Эмель, торговцы попадали в Икиогуз. Он раскинулся в долине полноводной реки Коксу (запад Джунгарского Алатау). Сейчас ориентир этого поселения — с. Дунгановка.

Каялык. Источник фото: tengrinews.kz

Отсюда караваны следовали в один из прославленных своими базарами город — Каялык. Это был важнейший торгово-ремесленный и культурный центр северного отрезка шелкового пути. Сейчас о нем напоминает городище возле с. Антоновка (Саркандский район).

Путь из Отрару на Иртыш и в Европу.

Товары в Отрару попадали из Исфиджаба. В этом древнем городе процветала торговля, развивалось искусство и науки. Потомкам приходится восстанавливать его историю, поскольку в XVIII веке город сравняли с землей джунгары, а в XIX веке поселение окончательно забросили. Купцов на пути из Отрару интересовал центр этого оазиса — город Кедер.

  • первая пересекала центральную и восточную части современного Казахстана. Она выходила к Иртышу, открывала путь в алтайский край и степи Монголии. Благодаря ей центральные районы могли сбывать скот, шерсть, кожу, металл.

Следуя по ней, купцы миновали две долины — Арыстанды и Чаяна, преодолевали перевалы Каратау, шли через степную зону Центрального Казахстана и выходили к реке Кенгир. На этом пути возникли большие городища, где происходил обмен товарами: Болган-Ана, Домбгаул, Ормамбет и др.;

  • по второй торговцы переправляли товары в Хорезм, доставляли их народам, проживавшим на Поволжье и Кавказе. Сарай-Бату и Каффу — узловые торговые центры средневекового мира, которые располагались на этой трассе.

Таким образом, во ІІ до н. э. благодаря становлению и развитию Великого шелкового пути происходил интенсивный рост крупных торговых центров на территории Казахстана. Множество торговых путей, удобный выход к крупным водным артериям делали этот регион особенно оживленным.

Источник: https://www.nur.kz/1696747-velikiy-shelkovyy-put-na-territorii-k.html

Великий шелковый путь на территории казахстана история вшп

Великий шелковый путь на территории Казахстана

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. История ВШП.

К III—II тыс. до н. э. -Начало контактов и обменных связей Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана- «Лазуритовый путь» — соединил Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией. нефрита в верхнем течении р.

Яркендарьи, в районе Хотана – «Нефритовый путь» -соединил Восточный Туркестан с Китаем. В середине I тыс. до н. э. стал функционировать «Степной путь» , протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о.

Зайсан. VI -V в. до н. э. -Китайский шелк вывозится в другие страны.

В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. (по китайским источникам ) 138 г. до. н. э. -китайский посланник У-Ди совершил 13 летнюю поездку на Запад. II-I в. до н. э. — Усуни торговали с Китаем. VI в. — шелк стал известен всей Евразии. VI в.

-Расширению торгогвли через ВШП способствовало установление торгово дипломатических отношений Тюрского Каганата и Византийской империи (военный союз против Ирана). В VI—VII вв.

наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан , что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона.

VII—XIV вв через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов. XIII в. — торгово экономические отношения и культурные связи городов и государств по ВШП были прерваны нашествием монгол. До XIII-XIV вв.

— продолжались торгово экономические отношения и культурные связи городов и государств по ВШП. До XIV в.

— Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал, пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ТРАССЫ ВШП.

: Долина реки Хуанхэ в Китае – через западную часть Великой Китайской Стены – по реке Или – до озера Иссык Куль. Южное Северное Фергана-Самарканд. Иран. Ирак-Сирия. Средиземное море. Испиджаб Средняя Азия Туркестан-нижнее течение Сырдарьи. Зап. Казахстан. Северо-восток Черного моря. В Европу. Общая протяженность ВШП- 7 тыс. км.

Трассы ВШП в Казахстане. Жетысу-главные ворота на Восток. На ВШП-находились все средневековые города Жетысу -места зимовок -сегодня там расположены автомобильные и железные дороги. I-е направление-Юго-Восток Жетысу- главное направление пути на Восток.

Тараз-Алматы-Шелек(Чилик)-Сумбе-Жаркент-на Восток. II-е направление-Северо-Восточное Жетысу. Алматы-Капшагай-Шенгельды-Алтынемель-Дунген-Койлыкозеро Алаколь. III-е направление-Северное Жетысу. Тараз-Кулан-Хантау-Или-Дунген-Айнабулак-Сарканд. Сев. -Вост.

Казахстан-Монголия.

Южный Казахстан — главные ворота для выхода на Запад. Отрар-узел многих караванных путей. в Шавгар через Сырдарью г. Васидж вверх-Сюткент. Шаш(ташкент). вниз-Джент-Кызылкумы. Хорезм-Ургенч-Поволжье. На Кавказ-Основное Направление в Золотую Орду.

Тараз и Испиджаб(Сайрам) -основные торговые центры в Южном Казахстане. Жетысу Тараз Испиджаб Юго-восток. Шаш-Самарканд. Бухара-на Запад. Шимкент- Отрар- Туркестан- Сауран Каракорум(Жыланкараул) Сыгнак Аксумбе Баршынлыкент В Центральный Казахстан. Юго-Восток- Харезм Сев. Казахстан Жанкент Сев. побережье Аральского моря. Сев. -Восток Каспийского моря- На Запад.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. Влияние ВШП

На торговлю. Шелк-главный предмет торговли , китайцы его производство держали в секрете. Согдийцы-состовляли конкуренцию Китаю в производстве шелка. Город Нарга (древняя столица Японии)наиболее дальний пункт торговли шелком.

Производство шелка-было налажено кроме Китая в Согдиане, Японии, Закавказье и в Византии (женщины в тайне вывозили из Китая шелковые коконы в волосах и в тростнике). Яркий пример международной торговли по ВШП: -серебрянный клад из отрара (монеты слитки серебра) клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на на ВШП.

-в таразе- найден Византийский золотой солид Юстиниана I. -в таразе-чеканились монеты Тюргешских каганов. -в Тильхизе-найдены 4 фарфоровых китайских чаши.

На социально-экономическое развитие. Народы перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Тюрки переняли у Согдийцев-оседлость, земледелие, торговлю.

Согдийцы переняли у Тюрков-скотоводство, восприняли тюркский язык, обычаи и традиции. VI-IX в. — вдоль караванных путей тюрки строили «сардобы» купольное сооружение над колодцем.

По ВШП распростронялась мода на художественные стили «тимуридский стиль» в керамике(синяя роспись на белом фоне).

Взаимодействие и взаимообогащение культур Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырехцарств мира, расположенных по четырем сторонам света: империи царя слонов на юге (Индия)-Царь мудрости философии и науки. царя драгоценностей на западе (Иран и Византия)-царь Персии-царь Царей , царь арабов-царь Мужей.

царя коней на севере (тюркские каганаты)-царь хищных зверей. царя людей на востоке (Китай)- царь государственного управления и промышленности. В эпоху Средневековья установлению культурных и отношений между Востоком и Западом способствовал ВШП. В XIII в. из Жетысу мимо озера Алаколь в Монголию к Монке хану проследовал В.

Рубрук (он писал, что кипчаки готовили айран, что в г. Коялык есть Христианская церковь).

Пути религий. По Шелковому пути распространялись и религиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии — христианство, а затем ислам.

Буддизм Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное во II—III вв. н.

э В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себясогдийцы. На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкоераспространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийскихсооружений.

Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами исценами.

К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города Исфиджаба (Сайрама).

Христианство. Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римскойимперии возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория. В VII—VIII вв. несторианство широко распространялось в городах Южного. Казахстана и Семиречья.

Пришло из Средней Азии. Центр г. Мерв. При патриархе Тимофее (780— 819) христианство было принято царем тюрков, видимо, карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была образована особая карлукскаямитрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христианепроживали и в городах Сырдарьи. В XII в.

Утверждена митрополия Кашгара и Навакета.

Манихейство По Шелковому пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. в. Иране и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая. Она представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма —идею борьбы добра и зла, света и тьмы.

Ведущую роль в распространении манихейства играли также согдийцы. В начале VIII в. верховный глава манихеев имел резиденцию в Самарканде.

Видимо, к числу манихейских реликвий следует отнести найденный прираскопках Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной(полумесяцем), которая является символом манихейского астрального божества.

Зороастризм Среди жителей средневековых казахстанских городов были представители изороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнего. Ирана. Принесли в Казахстан согдийцы в VI-VII в.

Для обрядовой практики его характерно почитание четырех элементов. Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Главное божество- фавн -бог полей, лесов, дарит изобилие, здоровье. В качестве жертвенного животного и оберега- тотема использовался баран.

Очистительную силу приписывали огню ( очаг богато украшали ).

Ислам Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв. , свидетельствуют обисламизации населения Южного Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар. Карлуки, захватившие с 766 г. политическое господство в Семиречье и на юге.

Казахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры. Естьмнение о том, что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775— 785 гг. )Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г. Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и «обратил главную церковь этого города в мечеть» . В начале Х в.

ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук Богра-хан. Его сын Мусса хан в 960 г. оъявил ислам государственной религией. Имеются сведения о распространении ислама в XI—XII вв. всреде кыпчаков Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв.

свидетельствуют оформировании городской мусульманской культуры в области. В Таразе и Миркихристианские церкви были превращены в мечети. . К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана впериод распространения ислама, относятся общественные бани. Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд.

Появляютсяпогребения в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенныеориентировались на северозапад, лицом на юг. Инвентаря в погребениях нет. Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе идатируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища. В XI—XII вв.

на некрополях появляются монументальные мемориальныесооружения — мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом).

Казахские племена накануне образования Казахского ханства. XV век. Найманы- от Улытау до реки Ишим. Конраты- от Туркестана до Каратау. Аргыны- от Иртыша на западе до Центрального Казахстана.

Кереи- в Жетысу, Тарбагатае, вдоль Иртыша, на берегах озера Зайсан, между реками Обь и Тобол. Дулаты- на берегах рек Или, Чу, и Талас, в районе Иссык-Куля, на юге Казахстана. Канлы — у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и рек Жетысу. Уйсуны- в Жетысу.

Жалаиры- у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу.

Земли Чингиз-хана.

Улус Жошы ( Джучи ) – старший сын — земли к востоку от Иртыша до Восточной Европы — земли Казахстана- восточная часть Дешт-и-кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь центральный Северный и Западный Казахстан — центр улуса: а) берег Иртыша б) слияние рек Сарысу и Кенги (здесь захоронен Жошы).

Улус Чагатая – второй сын — юг и юго-восток Казахстана (Жетысу), Средняя Азия, Востчный Туркестан — центр- г. Алмалы — летняя ставка в местечке Куяш на берегу Или

Улус Угедея — третий сын — Западная Монголия, Алтай, Тарбагатай, верхнее течение Иртыша — центр- Каракорум на берегу реки Орхон Улус Тулуя — четвертый сын — сама Монголия

Источник: https://present5.com/velikij-shelkovyj-put-na-territorii-kazaxstana-istoriya-vshp/

Великий шелковый путь на территории Казахстана (стр. 1 из 6)

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Глава 2.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД И СТЕПЬ

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторожде-

ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средизем­номорье.

В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро­вать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.

Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинал­ся в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан.

Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье – это так называемый «Южный путь».

«Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию.

В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходив­ший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причина­ми.

Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц.

В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII—XIV вв. В течение столетий он претер­певал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв.

основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточ­ный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан.

Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Ви­зантии. В IX—XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII—XIV вв. вновь оживляется.

Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми'.

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. — первой половине I тыс. н. э.

, когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана.

В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формиру­ются городские центры, предтечей которых явились земледельчес­кие поселения, окруженные стенами с башнями.

Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, прости­равшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона.

В Семиречье он стимулировал возникно­вение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в.

, пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

§ 1. Направления и трассы Великого Шелкового пути

Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарьям). Название древнего города сохрани­лось до сих пор.

Его носит поселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки средневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковом пути.

Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо.

Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.

Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигом Земархом. Источники называ­ли Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.

Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в. Развалины Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив с. Михайловки. Развалины его называются сейчас Костобе — Двойной бугор.

В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в 751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города Адахкет и Дех Нуджикес. В горной части Таласской долины находились также известные

города Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряных рудников.

В Таласскую долину караваны попадали также по дороге из Ферганской долины через перевал Чанач на Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау. Этот отрезок дорог соединил «Ферганское» и «Семиреченское» направления Шелкового пути.

Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через города Касрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб.

От Кулана далее на восток на расстоянии четырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара. Затем караваны шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль.

Из Джуля дорога вела в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау.

Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия перево­дятся как Новгород. Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.

Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков). О нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть до Х в. Роль столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо, было Беклиг или Семекна.

Баласагун известен как столица Караханидов, затем Каракитаев, которые его и разрушили в начале XIII в. Город был заново отстроен, но уже в XIV в. лежал в развалинах. Местополо­жение этих городов находится неподалеку от современного «г.

Токмака и соответствует двум известным средневековым памят­никам — городищам Акбешим и Бурана.

Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке караваны прохо­дили крупный город Верхний Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названия которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и через него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь вел в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китай.

В X—XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате, затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь приметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж.

Трасса проходила через небольшие городки в предгорьях Заилийского Алатау, нахо­дившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира), который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового городища.

Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли.

В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкета к городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов Заилийского Алатау.

В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся.

Южная часть шла через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины Иссык-Куля.

На этом отрезке археологи нашли развалины неболь­ших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правому берегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал и г. Джаркент. В районе Кок-Тала располагался Илиба-лык.

Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р. Или в районе Капчагайского ущелья.

После нее путь вел на Чингильды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Икиогуз, находивше­гося на месте современного с. Дунгановка. Вильгельм Рубрук называет город Эквиусом.

Именно здесь обнаружено одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские купцы).

Источник: https://mirznanii.com/a/332776/velikiy-shelkovyy-put-na-territorii-kazakhstana

Казахская часть в Великом Шелковом пути

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Значительная часть этого отрезка пролегала по территории Средней Азии и Казахстана.

Шелковый путь как торговая магистраль возник в III веке до нашей эры и просуществовал до XVI века нашего столетия.

Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние торговые города, расположенные вдоль Шелкового пути.

Одни из них канули в вечность, оставив потомкам лишь безымянные развалины, другие не раз полыхали в огне и погибали, но возрождались вновь, чтобы поразить мир богатством, синевой куполов и ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей.

Веками шумели разноязычные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли для продажи европейцам драгоценные камни и шелка, пряности и красители, золото и серебро, южных экзотических птиц и зверей.

Шелковому пути суждено было стать не только дорогой торговли, здесь встретились две различные цивилизации – Восток и Запад с совершенно особыми культурными традициями, религиозными убеждениями, научными и техническими достижениями.

Центральная Азия, расположенная между Китаем и Индией на востоке, европейским миром на западе, Волгой и Сибирью на севере, Персией и Аравией на юге, почти два тысячелетия стояла на пересечении великих торговых путей, мировых цивилизаций и культур. Многого не сохранила для нас история. Пыль веков занесла древние города, но бережные руки археологов и реставраторов сумели отыскать и восстановить для нас редкостные сокровища древних культур – Семиречья и Средней Азии.

Маршрут Шелкового пути не был чем-то застывшим, в течение столетий он менялся в зависимости от различных причин, наибольшую значимость приобретали те или иные его участки и ответвления, другие же, напротив отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. В VI-VII веках наиболее оживленным становится путь, который пролегал из Китая на запад, через Семиречье и Южный Казахстан. А особого расцвета Шелковый путь, проходивший по территории Средней Азии и Казахстана, достиг в VIII-XII веках.

Огромная территория до сих пор вспоминает неторопливые шаги верБлюжьих караванов, веками передвигавшихся по этому отрезку. Эта часть пути представлена уникальным комплексом исторических памятников архитектуры, градостроительства и искусства.

Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры. Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару.

Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять.

На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». На протяжении многих веков Тараз оставался одним из важнейших центров цветной металлургии.

Медные изделия мастерских Тараза – кувшины, шкатулки, светильники, украшения для оружия, одежды и конской сбруи, многое другое расходилось по всему свету.

Примером литейного искусства может служить ритуальный казан мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане, по размеру не имеющий себе равных. Его диаметр – 2,2 метра, вес – две тонны.

В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде казахские браслеты блезики – из черненого серебра вызвали настоящую сенсацию и были отмечены золотыми медалями. Как и полторы тысячи лет назад на том же самом месте шумит современные зеленый базар.

И когда в наши дни идешь вдоль его торговых рядов, чувствуешь под ногами пыль тысячелетий…

Отрар.

«Путник! Перед тобой развалины города-крепости, задержавшего на полгода у своих стен полчища Чингисхана от наступления на Среднюю Азию и Закавказье, Великую Русь и восточно-европейские страны, оказывавшего героическое сопротивление иноземным захватчикам и в последующие века», — такая надпись гласит на чугунной плите, установленной у въезда на территорию Отрарского археологического музея-заповедника. Отрарский оазис включал в себя более 150 небольших городков, крепостей, замков и укрепленных поселений, соединенных между собой цепью караван-сараев Великого Шелкового пути.

В пору его расцвета проживало около четверти миллиона человек. Первое городское поселение на месте Отрар датируется II веком до нашей эры. Его основателями были кангюйцы – потомки саков. Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем Аль-Фараби. Этот мыслитель родился в 870 и умер в 950 году.

За философскую глубину и энциклопедичность познаний Аль-Фараби еще при жизни прозвали вторым после Аристотеля учителем человечества.
Его трактат о классификации наук открывал путь к познанию на века вперед.

Недаром все пришедшие после него великие ученые – Авиценна, Аль-Бируни, Аш-Ширази, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Улугбек, Ибн Аль-Фараби – считали себя его учениками.

Туркестан (Яссы). Возник город в 490 году до нашей эры. Наибольшего расцвета город достиг в VII веке. В ту пору он был пестр и многолюден, его базары обильны, череда караванов бесконечна. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру.

В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмета ибн Ибрагима аль Яссави, дервиша, проповедника суфизма, основателя аскетического братства ясавия, поэта, творившего на языке простого народа.

Его стихи, едва успев обличиться в рифму, становились народными, его пламенные проповеди привлекали массы паломников. Именно тогда о Яссах начинают говорить как о «второй Мекке».

Суфизм – религиозное своеобразное учение, соединяющего в себе ортодоксальный ислам с народными верованиями. Примером личной жизни и простым доступным языком призывал Ходжа Ахмет Яссави людей следовать добру, нестяжательности, смирению и послушанию. После смерти Ахмеда Яссави слава его не померкла. К его могиле стекались тысячи паломников.

Первоначально сооруженный мавзолей над могилой шейха был весьма скромным и с течение времени сильно обветшал. Новый мавзолей Ахмеда Ясави был, воздвигнут 233 года спустя, после его смерти, по приказу Тимура. В настоящее время мавзолей Ахмеда Ясави восстановлен в первозданном виде и охраняется государством. Каждый может полюбоваться жемчужиной Средневекового Востока.

Город начинает превращаться в крупный центр мирового туризма.

В эпоху караванной торговли велико было значение другого древнего города – Испиджаба, или Сайрама. В исторических хрониках XI-X веков Испиджаб назывался первоклассной военной крепостью.

За независимость и достоинство арабы величали Испиджаб одним из лучших городов Востока, почтительно именуя его Белым городом. Много бедствий выпало на долю Испиджаба после опустошительных войн с Хорезм-шахом Мухаммедом и каракитиями.

Ничего не осталось от прекрасных садов и укреплений, кроме разрушительных стен, погубленных деревьев и исчезнувшего народа. В XV веке город вновь возродился под новым названием Сайрам и снова опоясался мощными крепостными стенами, окопался рвом.

После разрушения джунгарским нашествием в 1684 году Сайрам больше уже не смог вернуть своего величия.

И теперь о минувшей славе Белого города напоминают разве что оплывшие обводы мощных когда-то крепостных стен и бастионов, чудом уцелевший минарет разрушенной мечети Базалак-ата (XII век) с винтовой лестницей внутри, да полуобрушившийся вход в подземелье, ведущее неизвестно куда. О прошлом Сайрама напоминают некоторые культовые сооружения, построенные после джунгарского разорения, да два мазара, связанные с именем Ходжа Ахмеда Ясави.

В Испиджабе были похоронены его родители. После возведения в Туркестане величественной усыпальницы в честь Ходжа Ахмеда Ясави в Сайраме были построены мазары его родителям – Ибрагим-ата и Карачач-ана.

Суяб и Баласагун. Суяб был первой столицей образовавшегося в 581 году на территории современного Семиречья Западно-Тюркского каганата и служил центром оживленной торговли.

Сюда ежегодно съезжались на большую ярмарку купцы из разных стран, где обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали товары.

Суяб – древняя столица семиреченских тюрков, прародителей казахского этноса, а Баласагун – первый город, где тюрки взяли в руки Коран.

Города фигурируют во многих исторических хрониках, однако точного географического местонахождения городов установить достаточно трудно.

Почти два тысячелетия функционировал Великий Шелковый путь. Ничто не могло остановить мерную поступь его караванов. Мир потрясали кровавые войны и опустошительные эпидемии. Появлялись и исчезали целые народы и государства. Даже Амударья меняла свои истоки, а Аральское море – свои очертания, и только великий караванный путь оставался вечным и неизменным.

Источник: https://www.orexca.com/rus/kazakhstan/silk_road.htm

Великий шелковый путь на территории Казахстана. Город и степь

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средизем­номорье.

В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро­вать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.

Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинал­ся в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан.

Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье — это так называемый «Южный путь».

«Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию.

В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходив­ший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причина­ми.

Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц.

В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII—XIV вв. В течение столетий он претер­певал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв.

основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточ­ный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан.

Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Ви­зантии. В IX-XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII-XIV вв. вновь оживляется.

Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми1.

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. — первой половине I тыс. н. э.

, когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана.

В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формиру­ются городские центры, предтечей которых явились земледельчес­кие поселения, окруженные стенами с башнями.

Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, прости­равшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона.

В Семиречье он стимулировал возникно­вение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в.

, пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/317

Refy-free
Добавить комментарий