В чем заключается назначение искусства

Что такое искусство, виды и функции искусства

В чем заключается назначение искусства

Иоанн Златоуст об искусстве: Что ни изобрело бы искусство, если плоды
изобретения ты приносишь Богу, оно никогда не будет осуждено, если
содействует познанию Владыки. Не подвергались порицанию гусли, когда на
них прославлялся Творец.

Так, блаженный Давид, устроив гусли, не
осквернил их дурныи песнями, но воспевал на них священные слова — и его
гусли и от Бога получили освящение, и демонов обращали в бегство.

Видишь ли, что всякое искусство, если оно обращено на
угодное Богу, ни в каком случае не будет дурным? Но все ли у нас бывает
согласно с этим намерением?

Что такое искусство: определение

Слово «искусство» произошло от старославянского искоусъ — опыт, испытание. И это довольно точно передает определение слова искусства. Художники делятся с нами своим эмпирическим опытом, скульпторы передают духовные переживания. Словари дают сразу несколько определений слова «искусство».

ИСКУ́ССТВО, искусства, ср.

  1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве.
  2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства.
  3. только ед. Система приемов и методов в какой—нибудь отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Говорить о себе — тонкое искусство, я не обладаю им.» Максим Горький.
  4. только ед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела.
  • Из любви к искусству (делать что—нибудь; разг. шутл.) — без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935—1940.

История искусства

Искусство зародилось вместе с появлением жизни человека на земле, ведь даже наскальные рисунки — это вид искусства. При этом историю искусства, знакомого современному человеку ведут все же от средиземноморской античности.

Ведь в более древние времена искусство служило, скорее, решению практических проблем. Первобытное искусство нередко было связано с языческими верованиями, ритуалами и обрядами.

К искусству относят музыку и танцы, которые были самым распространенным первобытным искусством.

Античный мир обязан появлению искусства древним цивилизациям:

  • египетской,
  • месопотамской,
  • персидской,
  • индийской,
  • китайской,
  • греческой,
  • римской,
  • аравийской.

Древнегреческие мастера первыми смогли показать красоту и грацию человеческого тела. Они были достаточно физиологичны и человек был изображен уже не схематично, а все более и более реалистично.

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, а за разные направления в искусстве отвечали музы.

  1. Каллиопа – за эпическую поэзию, наверное, поэтому у них с Аполлоном родился сын Гомер – сложно придумать более известный эпос, чем его «Илиада» и «Одиссея».

  2. Эвтерпа заведовала лирической поэзией и музыкой.

  3. Мельпомена занималась трагедией.

  4. Талия – любительница комедии и легкой поэзии.

  5. Эрато – главная по любовной поэзии.

  6. Терпсихора отвечала за танцы.

  7. Полигимния сочиняла гимны, покровительствовала ораторам.

  8. Клио – хранительница истории, записывала на своем свитке все происходящие события.

  9. Урания увлекалась астрономией.

Следующим значимым периодом было западное средневековье, которое сосредоточилось на духовной жизни человека, библейских сюжетах, высших ценностях. Многие считают этот период период искусства самым продуктивным и значимым для современного человечества.

В исламских странах ввиду запрета на изображение человека искусство было в основном декоративно прикладным и сводилось к:

  • архитектуре,
  • орнаменту,
  • ваянию,
  • каллиграфии,
  • ювелирному делу.

В странах Востока процветали:

  • скульптура,
  • искусство танца.

Западный Ренессанс обратился к гуманистическим ценностям и материальному миру. Появились новые художественные стили:

  • академизм,
  • символизм,
  • импрессионизм,
  • фовизм.

В XX веке особым успехом пользовался модернизм. Следом наступила эпоха постмодерна. Искусство постоянно развивается, следуя за настроениями общества и оправдывая свое определение — опыт. Человеческий опыт, который передается с помощью картин, скульптур, песен и танцев.

Функции искусства

  • Познавательная. Каждое произведение искусства отражает настроение в обществе, рассказывает о стиле в одежде, об образе жизни людей, о настроениях и главных духовных ценностях своей эпохи.
  • Эстетическая. Недаром существует термин «воспитание чувств», а духовный опыт ценится не меньше, чем научный. Наши переживания делают нас людьми, искусство в полной мере отражает это и учит нас новым переживаниям.
  • Гедонистическая. В конце концов, искусство доставляет нам удовольствие, радость от созерцания прекрасного.
  • Воспитательная. У слова «нравоучение» появился обидный подтекст, но нет ничего плохого в том, чтобы через искусство учить зрителей нравственности. Главное, чтобы искусство не превращалось в пропаганду.

Функции искусства также делят на:

  • экспрессивную (воздействие на эмоции)
  • компенсаторную (решение психологических проблем)
  • социальную (воздействие на общество)
  • прогностическую (способность предугадывать будущее)

Виды искусства

  1. Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.
    1. Архитектура.
    2. Живопись.
    3. Графика.
    4. Скульптура.
    5. Декоративно-прикладное искусство (дизайн).
    6. Фотоискусство.
  2. Временные (динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.
  3. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.
    1. Театр.
    2. Балет.
    3. Танец.
    4. Цирк.
    5. Кино.
    6. Телевидение.
    7. Эстрада.

Источник: https://www.pravmir.ru/chto-takoe-iskusstvo/

Что такое искусство и в чем его назначение?

В чем заключается назначение искусства

Искусство — относительно обособленная область духовной жизни, предназначенная для культивирования эстетического.

Прекрасное — высшая ценность для искусства, делающая его особым видом совершенствования творческих сил человека, способом духовно-практического освоения действительности в формах художественных образов.

Действительность (окружающий человека мир и внутренняя жизнь его души) в искусстве представляется в формах человеческой чувственности, с точки зрения эстетического идеала.

Так, в произведениях искусства художником создается своеобразная — художественная реальность с собственными закономерностями, со своей, художественной правдой. Вл.

Соловьев, который полагает, что мир развивается в направлении к совершенному, идеально-прекрасному, Богочеловеческому состоянию, дает следующее «общее определение действительного искусства по существу: всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение»[9].

Художественный образ — основная выразительная единица художественной реальности и языка искусства При создании образа художник, руководствуясь своим эстетическим вкусом, творчески соединяет отражение внешней внехудожественой действительности и выражение своих личных идей, переживаний, чувств, стремлений.

Создавая образы людей, душевных движений, обстоятельств, вещей, событий, природы, мира в целом, художник представляет в единичном, неповторимом, чувственно явленном виде общезначимое с точки зрения эстетического идеала.

Как отмечает Гегель, в искусстве абстрактное воплощается в конкретном, содержание идеала получает конкретный образ действительности.

Назначение искусства многообразно. Не вызывае-1 сомнений, что цель, общая для искусства и других форм духовой жизни, состоит в совершенствовании человека, обогащении его внутреннего мира, развития творческих возможностей. Споры среди философов вы 1ывает вопрос о том, что является главным делом искусства. Каждая эпоха обнаруживает в нем новые грани.

В античности преобладает представление о том, что искусство по сути своей есть подражание космическим формам, их рационально-гармоничным образцам Аристотель видит в искусстве способ познания мира и очищения души В христианском Средневековье искусство рассматривается прежде всего как средство символического выражения священных смыслов, христианского образования и проповеди, оформления среды, в которой протекает религиозная жизнь Мысль Возрождения открывает в искусстве способ творческого самоосуществления вьщающейся личности, продолжающей дело Божественного творения. Появляется идея о том, что художник сам создает формы, образцы прекрасного, которые воплощает. В Новое время в эстетике классицизма на первый план выдвигается рационально познавательная и воспитательная роль искусства. Просветители особенно ценят в искусстве возможности для пропаганды нравственных и политических идеалов свободы, равенства, всестороннего развития каждого человека. В эстетике романтизма вырастает значение искусства как средства самовыражения личности, исповеди души, раскрывающей ее бесконечную глубину. Сторонники реатизма счи гают, что искусство есть в первую очередь школа жизни, представляющая перипетии личного существования в его социальной обусловленности. Приверженцы «чистого искусства» («искусства для искусства») настаивают на его самодостаточности. Они утверждают, что выполнение специфической для искусства цели — нести эстетическое наслаждение — не зависит от нравственных, социальных, политических, научных, педагогических и т. п. задач. Символисты находят в искусстве единственно возможный способ символического выражения мистических оснований внешнего и внутреннего мира. Л. Н. Толстой в поздний период творчества развивает идеи о том, что в искусстве главное — общение, передача чувств, высший смысл которой — усиление радости жизни, братской любви, ведущей к единению всего живого Согласно Фрейду, искусство — вид «сублимации», форма выражения чувственных устремлений человека, позволяющая изживать невроз, превращая осуждаемые обществом эротические влечения в маскирующие их обра )ы, которые доставляют эстетическое наслаждение.

В современной отечественной эстетике в перечень основных функций искусства обычно включаются следующие.

1. Собственно эстетическая (искусство дает радость творчества и восприятия созданных людьми образов мира в свете, ценности прекрасного, развлекает игрой творческих сил, украшает действительность, эстетически восполняет недостатки отчужденного существования и утешает).

2. Культурно-историческая (приобщает отдельного человека к достижениям культуры, обогащает, служит средством культурной преемственности).

3. Коммуникативная (делает возможным свободное духовное общение, существенно расширяя его пространс твенно временное и социальное поле).

4. Познавательная в широком смысле (является школой жизни, представляет идеалы, ценности, опыт существования в многообразных обстоятельствах, дает возможность виртуального испытания различных жизненных проектов)

5. Воспитательная (способствует эстетическому формированию личности).

6. Эвристическая (развивая творческие силы человека, совершенствует способности человека к открытию и созданию нового).

Источник: https://poisk-istini.com/literatura/filosofija-v-voprosah-i-otvetah/chto-takoe-iskusstvo-i-v-chem-ego-naznachenie

В чём назначение и смысл искусства

В чем заключается назначение искусства

«Ars longa, vita brevis» – «Жизнь коротка, искусство вечно» – говорили древние.
Недавно картина Энди Уорхола «Красный Ленин», принадлежавшая Борису Березовскому, была продана за 200 тысяч.долларов.

«Искусство бесценно», – считают одни. «Всё имеет свою цену», – полагают другие. Прошедшую «ночь музеев» 18 мая 2013 года я провёл в музее нонконформистского искусства на Пушкинской,10.

Там я участвовал в работе круглого стола «Мифы и теории в искусстве России 1970-2012 гг.

» Модератор выставки известный петербургский искусствовед и куратор Олеся Туркина считает: «Современное искусство в России как Алиса в Зазеркалье вынуждено было бежать в два раза быстрее, чтобы двигаться вперёд…»

Зачем же людям искусство? 

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Для творца это процесс выражения внутреннего и внешнего мира в художественном образе.

Сейчас искусством можно назвать любую деятельность, направленную на создание эстетически-выразительных форм, удовлетворяющую любовь человека к прекрасному.

Есть три подхода в понимании искусства: 1\ реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему изначально и не зависят от оценки наблюдателя; 2\ эстетические свойства лишь отчасти зависимы от оценки наблюдателя; 3\ эстетические свойства зависят только от того, что видит в нём наблюдатель; причём разные люди могут видеть разные качества.

Когда я ходил по археологическому музею в древних Микенах (Греция), невольно вспоминались слова Писателя из фильма Андрея Тарковского «Сталкер». «Вот стоит в музее какой-то античный горшок. В своё время в него объедки кидали. А нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичностью рисунка и неповторимостью формы. И все охают, ахают.

И вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-нибудь шутник веселья ради. Аханье, как ни странно, стихает. Ценители!..» Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Искусство — это умение, которое способно вызвать восхищение.

Создание компьютерных игр недавно было признано в США искусством. Даже настенные рисунки граффити считаются сегодня искусством. Со времён античности искусство считалось практикой философии. В 19 веке искусство рассматривалось как продукт взаимодействия между красотой и истиной.

Теоретик эстетики Джон Рёскин отмечал, что смысл искусства в создании художественными методами доступа к эзотерической истине, заключённой в природе. Искусство – один из способов познания мира и себя в мире. Оно создаёт широкий диапазон форм постижения, в том числе и возможность постигать невербальным образом. Искусство представляет собой средство коммуникации.

Оно позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства. Существует представление об искусстве как художественном инстинкте, в котором выражено стремление к гармонии и красоте. Для некоторых искусство это способ ощутить свою связь со Вселенной. Древние зачатки искусства и культуры первоначально имели определённое космологическое значение.

Искусство есть символический способ донесения высших истин. Искусство возникло раньше науки, и долгое время вбирало её в себя. Тысячи лет искусство было одной из движущих сил цивилизации. Одна моя знакомая получила диплом искусствоведа, другая закончила Академию Художеств и стала скульптором. Помню, какие горячие споры мы вели в её мастерской о смысле искусства.

Откуда в человеке стремление к прекрасному? Креативность присуща только человеку? Смысл жизни даёт только творчество? Искусство это то, что выходит за пределы полезного? Когда я вывесил в своём рабочем кабинете этюды моей знакомой с изображением обнажённой натуры, коллеги посоветовали мне повесить над дверью «красный фонарь».

Человека от всех других живых существ отличает именно потребность в творчестве. Древние греки считали это показателем божественного в природе человека. Впервые к системному изучению искусства обратился Аристотель в труде «Поэтика» (335 год до н.э.). Искусство, по Аристотелю, есть «мимезис», т. е. подражание, воспроизведение.

Аристотель утверждал, что любое искусство основано на подражании (например, музыка основана на подражании ритму жизни). Подражание доставляет человеку удовольствие. Источник эстетического удовольствия Аристотель усматривает не в мире идей (как Платон), а в реальном интересе людей к познанию. Искусство есть одна из форм познавательной деятельности людей.

Аристотель видел задачу искусства не в механическом воспроизведении действительности, а в её творческом отражении. Художественная правда, не сводится к простой правильности воспроизведения предметов и явлений. Однако всякое отступление от верности натуре должно быть художественно оправдано.

«Мудрость в искусстве, — заявлял Аристотель, — мы признаём за теми, которые наиболее точны в своём искусстве, например, Фидия мы признаём мудрым скульптором и Поликлита мудрым ваятелем, выражая этим то, что мудрость есть не что иное, как совершенство (добродетель) в искусстве». Искусство не имеет самостоятельной ценности.

Оно связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам «усовершенствования в добродетели». Произведения искусства облагораживают человека тем, что через посредство «катарсиса» (очищения) души освобождают личность от отрицательных страстей. Нравственным идеалом Аристотель считал «созерцательную деятельность разума», не преследующего никаких практических целей.

Искусство он понимал как теоретическую деятельность и сравнивал её с божественной. Процесс творчества по Аристотелю это интеллектуальный акт. Искусство способствует формированию духовного облика человека. Сущность искусства Аристотель определяет в трактате «Этика». «Искусство, — говорит Аристотель — есть не что иное, как творческая способность, руководимая подлинным разумом». Искусство не безразлично к морали, политике, к вопросу воспитания личности, поэтому при использовании искусства в качестве средства воспитания, необходимо соблюдать строгий контроль за художественной деятельностью. Когда я был в Греции, то посетил в Афинах древний Акрополь. Он произвёл на меня самое сильное впечатление из всех, что я получил в поездке по Греции.

Расположенный в Акрополе храм Парфенон признанно считается одним из семи чудес света.

Это главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 годах до нашей эры архитектором Калликратом по проекту Иктина. Парфенон расположен в самой высокой точке афинского Акрополя.

На этом месте ещё при Солоне был возведён храм, который разрушили персы при завоевании Афин Ксерксом. В «золотой век» Афин правитель Перикл выдвинул идею восстановления ансамбля Акрополя. Храм строился почти десять лет. Аристотель отмечал, что в поэзии главным является содержание, а не форма.

«Из этого видно, — продолжает он свою мысль, — что поэту следует скорее быть творцом фабул, а не метров, поскольку поэт является таковым по подражанию, а подражает он посредством действия». «Поэзия есть нечто более философское и серьёзное, чем история: поэзия выражает более общее, а история — частное».

В трактате «Политика» Аристотель писал: «Нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и воевать, а в ещё большей степени — хранить мир и пользоваться досугом, исполнять необходимые и полезные дела, в особенности же — прекрасные». Большое значение Аристотель придавал музыке.

Он говорил, что музыка имеет «очищающее» значение (катарсис) наряду с трагедией. В древней Греции искусство служило одновременно и целям развлечения и постижения.

Древнейший греческий театр времён античности был построен в святилище Асклепия в Эпидавросе – одном из самых популярных мест врачевания в древней Греции.

В античности Эпидаврос был местом исцеления, своеобразным курортом санаторного типа. Театр рассматривался как один из элементов методики оздоровления – своего рода психотерапия.

В детстве я учился в музыкальной школе при консерватории и почитал музыку сильнейшим из искусств, верил в её могущество и целительную силу. Я до сих пор удивляюсь, каким непостижимым образом звуки музыки воздействуют на меня, помогая понять чужие переживания и поразительно точно выражая состояние души.

Каким образом музыка вызывает во мне слёзы? Что это за чувство, взрывающее нас изнутри и уничтожающее границы рассудочности? Оно затмевает здравый смысл, заставляя поступать немыслимым образом, делая нас одновременно безумными и счастливыми.

Отчего эти звуки так близки и созвучны моим переживаниям? Почему я плачу? Быть может, это игра скрипки создает в душе резонанс, сливаясь с шумом падающих слез? Наверно, у каждого чувства есть своя нота — частота соответствующей вибрации.

Да, музыка — она живая!» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература Является ли искусство всего лишь развлечением для праздной толпы, или это средство постичь мир и сделать его лучше, очистить душу свою? Владимир Соловьёв в работе «Общий смысл искусства» пишет: «Искусство перестаёт быть пустою забавою и становится делом важным и назидательным, но отнюдь не в смысле дидактической проповеди, а лишь в смысле вдохновенного пророчества». «Красота есть только воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которое до такого воплощения называется добром и истиною». «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира». «Что такое, собственно говоря, искусство? – размышлял Андрей Тарковский. – Добро или зло? Оно – от Бога или от чёрта? От силы человека или от его слабости? Может быть, оно есть гарантия человеческой общности и картина социальной гармонии? Не состоит ли в этом его функция? Оно – нечто вроде объяснения в любви. Оно – как признание собственной зависимости от других людей. Оно – признание. Неосознанный акт, который, однако, отражает смысл жизни – любовь и жертву». «Мне трудно говорить о том, смогу ли я что-нибудь изменить своим искусством. Чтобы найти способ изменить мир, я должен измениться сам. Я должен сам стать глубже и духовнее. И только после этого я, может быть, смогу принести пользу. А как мы можем рассчитывать на какие-то изменения, если мы сами не чувствуем себя достаточно духовно высокими?..» «У меня нет никакого сомнения, в том, что искусство – это долг, то есть, если ты что-то создаёшь, ты чувствуешь, что должен это сделать. Но только время покажет, смог ли я стать медиумом между универсумом и людьми». «Прежде, чем строить концепцию, в частности, взгляда на искусство, надо ответить на другой вопрос, гораздо более важный и общий: в чём смысл человеческого существования? Мне кажется, мы должны использовать наше пребывание на земле, чтобы духовно возвыситься». «Мне пришла мысль, что содержательно искусство есть реакция человека, находящегося на низком уровне, в его стремлении к более высокому уровню. Именно этот драматический конфликт, где одновременно пролегает в сумерках для человеков избранный путь, и есть содержание искусства и художественная форма. А также и материал. Но если художник по-настоящему осознаёт это своё драматическое положение, то материал, из которого делается искусство, становится уже не важен И он пользуется любым вспомогательным средством». «Кроме художественного произведения, – писал Андрей Тарковский, – человечество не выдумало ничего бескорыстного, и смысл человеческого существования, возможно, состоит именно в создании произведений искусства, в художественно акте, бесцельном и бескорыстном. Возможно, в нём как раз проявляется то, что мы созданы по подобию Бога». Гений сюрреализма Сальвадор Дали признавал: «Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключён в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, нарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия». Когда Сальвадор Дали ответил согласием на предложение создать музей его имени, он поставил условие, что там не будут проводить экскурсий. Он не хотел, чтобы кто-то навязывал свои представления о его творениях. «Я сам не понимаю своих произведений…» «Наше время – эпоха пигмеев, – говорил Дали. – Остаётся только удивляться тому, что гениев ещё не травят, как тараканов, и не побивают камнями». «В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, всё значительное, всё настоящее должно плыть или в стороне, или против течения». Говорят, в последние годы Дали продавал чистые полотна со своей подписью. Он презирал «ценителей живописи», называя их «идиотами». В фильме Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» художник и его агент весьма откровенно и цинично говорят о том, как продать меценату очередную мазню: «скажи ему, что это импрессионизм, он купит». «Художник и покупатель это двое сумасшедших: один, не зная зачем, пишет картину, другой, не зная зачем, её покупает». (Борис Борщ) В фильме «Ночь в музее» дети никак не реагируют на рассказ учительницы о картине, пока она не называет цену произведения – миллион долларов! Только тогда они смотрят на картину с восхищением. Если искусство это то, что пользуется спросом, то можно ли назвать искусством то, что никто не хочет покупать?

В галерее современного искусства «Эрарта» я задал вопрос о ценности искусства известному кинорежиссёру Александру Сокурову.

При всей условности искусства, споры и конфликты по поводу художественных произведений не утихают. Недавно Пушкинский музей потребовал передать часть коллекции импрессионистов из Эрмитажа с целью воссоздать музей современного западного искусства в Москве.

Бывая в Эрмитаже, я по привычке всегда поднимаюсь на третий этаж, где выставлены импрессионисты. Не только питерцы, но и любители искусства со всего мира специально приезжают в Петербург, чтобы любоваться этой коллекцией.

А чтобы полюбоваться статуей Венеры Милосской (богини любви Афродиты) люди со всего мира приезжают в парижский Лувр.

Статуя богини любви Афродиты сделана из белого мрамора и относится к середине II века до нашей эры. Поскольку база с подписью автора утрачена, авторство приписывается Праксителю (350 год до н.э.). Говорят, что Венера – «тайна при ярком свете».

Почему эту скульптуру назвали именем богини любви? Потому что красота вызывает любовь? Или потому что красота символ совершенства? Но что есть красота? Красота вещь необъяснимая — как морозный узор на стёклах.

Что делает красивыми снежные торосы: мастерская ветра или наше воображение? И почему они кажутся нам прекрасными? Только потому, что соответствуют нашим представлениям о совершенном? Но откуда в нас эти представления о совершенном? Может ли искусство свести с ума? Примеров тому множество.

Композитор Чюрлёнис, художник Врубель, скульптор Камилла Клодель и множество других примеров, доказывающих, что гениальность и помешательство весьма близки. Искусство – великая сила, оно может возвысить душу, но может её и разрушить, как это случилось с Камиллой Клодель: «дар, отпущенный ей природой, привёл её к несчастью».

Стоит ли искусство того, чтобы ради него жертвовать своей жизнью? Для настоящего художника это не вопрос. «Нужно служить, отдавать себя в жертву искусству», – считал Андрей Тарковский. – «По-моему, искусство существует только потому, что мир плохо устроен». Настоящее искусство творится бескорыстно.

И хотя подчас за деньги, но НЕ РАДИ ДЕНЕГ! Флорентийский торговец шёлком Франческо дель Джокондо, заказавший портрет своей третьей жены Лизы у Леонардо да Винчи, отказался забирать готовую картину. Будто бы потому, что Мона Лиза оказалась беременна и у неё случился выкидыш. Зато Леонардо да Винчи считал «Джоконду» своим любимым творением, и никогда с ним не расставался. Что только не видят в загадочной улыбке Моны Лизы: и автопортрет самого Леонардо, и зашифрованный лик Христа, и образ вечной женственности.

Кому же улыбается Джоконда?

Думаю, что феномен загадки улыбки Джоконды всего лишь проявление такого психологического явления как конформизм. Когда 9 человек из 10 говорят, что улыбка загадочна, оставшийся один, как правило, склонен соглашаться, что «чёрное это белое». В этом и заключается феномен конформизма. Самый яркий пример – творчество Энди Уорхола.

Сколько бы мне ни говорили, что его творчество гениально, я не вижу в нём ничего, кроме распиаренной рекламы. Энди весьма успешно использовал и тиражировал образ Джоконды по принципу: одна баночка колы не искусство, а много баночек на картине уже шедевр. Человек существо программируемое. Что ему внушишь, тому он и будет поклоняться.

Произведения искусства считаются отличным вложением средств, поскольку в условиях инфляции они не обесцениваются, а только дорожают. Но какое произведение является искусством, до их пор вопрос дискуссионный. Достаточно вспомнить, как долго не хотели признать искусством живопись импрессионистов. И таких примеров множество.

Для кого-то и куча дерьма в золотой рамке искусство. Иногда художники пытаются создать нечто такое, что не может быть приобретено в качестве материальной ценности. Например, перфоманс. Это всего лишь представление, после которого ничего не остаётся кроме идеи, его нельзя ни купить, ни продать.

Когда первобытный человек создавал наскальные рисунки, он не задумывался, что это назовут искусством. Возможна ли сегодня такая практика, которая в будущем будет признана искусством?

Недавно я побывал в галерее «Скороход», созданной в бывших цехах известного производства обуви.

Философ Александр Секацкий и антрополог Николай Грякалов рассуждали о проблемах современного искусства.

Искусство занимается не изобретением форм, а поимкой сил. Искусство это конструирование нового языка. Искусство – это некий ритуал, то, чего не делать нельзя, без чего мир развалится. Я считаю, что истинное творчество — всегда восстание, истинный художник — всегда революционер.

Потому что искусство — это протест против цивилизации! Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю.

В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а личностный подвиг его создателя, личность самого творца!

«Каждый — художник на пути к освобождению социального организма».

Сальвадор Дали написал формулу, обеспечивающую достойную жизнь людей: «У человека должны быть ограниченные материальные потребности и безграничные – духовные. Только так можно достойно прожить каждому из нас и всему человечеству».

Для меня лично произведением искусства является то, что вызывает катарсис, очищает душу, заставляет задуматься о вечном, побуждает совершать добрые поступки и творить любовь – всё, что преображает человека.

«Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты…» Слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

Я всегда мечтал воочию увидеть «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, и мечта моя сбылась.

Возможно, не всем эта картина нравится. Но, как говорят, за много веков она понравилась стольким великим людям, что теперь сама выбирает, кому нравится. Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарём. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное. Красота.

Что делает с нами красота! Это не просто мечта, ищущая воплощения в любви, а нечто большее. Это напоминает гипноз, когда мы становимся пленниками собственного воображения и готовы, как лунатики, следовать за красотой повсюду, бежать за ней, в надежде поймать милостивый взгляд, делающий нас счастливыми.

Когда глаза любуются очаровательной наружностью, воображение дорисовывает остальное, заставляя восхищаться носителем чуда. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом.

Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. «От нас требуют правды. Но нужна ли им правда на самом деле?» – говорит Тициан в фильме «Эль Греко». – «Послушайся моего совета: никогда не показывай им всё. Они никогда тебе этого не простят. Всякое искусство опасно, как все великие тайны Бога». «Творчество для меня самого это тайна. Откровение всегда тайна.

Когда пишу от сердца — получается всё, когда от головы — ничего! Я не придумываю, а лишь подчиняюсь вдохновению, пытаясь понять, что должно быть написано и как; стараюсь не столько объяснить, сколько выразить, и даже не столько выразить, сколько отразить, уловить замысел, который обнаруживается в логике преследующей меня мысли, помогаю ему выкристаллизоваться.

Творения создаются сами, с моей лишь помощью». «Процесс творчества это богоуподобление! Творчество — проявление божественной сущности человека, это жажда мира иного, это медитация, это молитва. И потому всякое творчество базируется не на размышлении, а на интуиции. Не может быть постижима Истина через интеллектуальное усилие, но лишь через мистическое откровение, через личный духовный опыт.

Мысль — неуклюжая попытка выразить чувство, всё равно что облака запихнуть в рамку. Ответ вначале нужно почувствовать, а лишь потом пытаться понять!» «Чувства, настроение художника не пустое, это игра вдохновения, лабиринты творческого процесса. Вдохновение иррационально. Без вдохновения нет творчества.

Но оно требует веры! Не может сколько-нибудь стоящий художник не верить в Бога, ну, или во Вдохновение, в Музу, — дело не в названии, а в чувстве, которое побуждает не спать ночами и творить, творить, творить… Ведь творит художник не потому, что надеется быть понятым, а от неустроенности, преодолевая страдание, а вовсе не от душевного комфорта.

Для него творчество — самоспасение! Именно потому истинное творчество бескорыстно. Таково назначение художника — превращать страдания в произведения искусства. же цель — чистота души, постижение Истины и обретение покоя. Художник мир творит, он — демиург, он — бог, Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог. Он тонкий инструмент божественных начал, И требует Глагол, чтобы поэт молчал.

Художник — Музы раб, ревнует Дух его, Кто служит — даёт всё, а прочим — ничего. Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст, И должен помнить он про свой последний час. Не выдумать того, что нет в Мире Идей, И чтобы сотворить, любить нужно людей, И верить в то, что Бог поэту говорит, Ведь истинный поэт не от себя творит.

Художник видит то, что многим не дано, В грядущее он зрит сквозь мутное стекло, Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать, И миру возвестить о том, что должно стать. Художник есть пророк, поэт — пророк вдвойне, Он возвещает то, что хочется Судьбе. Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил, Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.

Не смеет он просить, ведь он имеет дар, Творит душою он, и тела нужд не раб. Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас, И он творит мечты, что так нужны для нас. Не нужен и комфорт — талант погубит он! — Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.

Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить, Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить, Не вымолить стихов, не выпросить любви, Ведь вдохновенье — Дар, упорный труд души. Не ценится поэт, пока средь нас живёт, Но станет знаменит, как только он умрёт. Укором служит он для тех, кто спит душой. Он странник на Земле, он странный, он чужой. Поэт — слуга Небес, орудие Творца, Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица. Невзгоды — хлеб души, и стимул нам расти, И чтоб поэтом стать, ты их благодари. Поэт — всегда борец, художник и герой. И Бог им говорит. Он только Богу свой!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература А по Вашему мнению, ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИСКУССТВО?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4538206/

Refy-free
Добавить комментарий