Условные и безусловные рефлексы 2

Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, Человек (8 класс)

Условные и безусловные рефлексы 2

Высшая нервная деятельность (ВНД)

Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.

В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.

В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

Особенности высшей нервной деятельности человека:

  • развитая психическая деятельность;
  • речь;
  • способность к абстрактно-логическому мышлению.

Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных

И. М. Сеченова и И. П. Павлова. 

Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:

  • первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
  • Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
  • Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов.

Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М.

Сеченова опережали своё время.

Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов. 

Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.

У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).

Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

  • Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
  • Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
  • Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
  • Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.

Пример:

мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.

Условные рефлексы

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.

Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.

У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.

Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.

Пример:

чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.

Эти рефлексы могут исчезать.

Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/psikhika-i-povedenie-cheloveka-16124/vysshaia-nervnaia-deiatelnost-16125/re-cc88d023-aa2e-474c-90d2-e375e87650eb

Условные и безусловные рефлексы 2 (стр. 2 из 2)

Условные и безусловные рефлексы 2

Образование временной связи в коре больших полушарий И. П. Павлов назвал замыканием новой условно-рефлекторной дуги: теперь подача только условного сигнала приводит к возбуждению коркового центра безусловного рефлекса и возбуждает его, т.е. возникает рефлекс на условный раздражитель – условный рефлекс.

4. Условия образования условных рефлексов.

Условные рефлексы хорошо образуются только при определенных условиях, главнейшими из них являются:

1) повторное сочетание действия ранее индифферентного условного раздражителя с действием подкрепляющего безусловного или ранее хорошо выработанного условного раздражителя;

2) некоторое предшествование во времени действия индифферентного агента действию подкрепляющего раздражителя;

3) бодрое состояние организма;

4) отсутствие других видов активной деятельности;

5) достаточная степень возбудимости безусловного или хорошо закрепленного условного подкрепляющего раздражителя;

6) надпороговая интенсивность условного раздражителя.

Совпадение действия индифферентного раздражителя с действием подкрепляющего раздражителя (безусловного или хорошо ранее закрепленного условного раздражителя), как правило, должно повторяться несколько раз.

При образовании новых условных рефлексов в одной и той же обстановке процесс формирования этих рефлексов ускоряется.

У человека многие условные рефлексы, в особенности на словесные раздражители, могут образовываться после одного сочетания.

Длительность времени предшествования действия нового условного раздражителя действию подкрепляющего не должно быть значительным. Так, у собак рефлексы особенно хорошо вырабатываются при длительности предшествования 5—10 секунд. При сочетании в обратном порядке, когда подкрепляющий раздражитель начинает действовать ранее индифферентного раздражителя, условный рефлекс не вырабатывается.

Образование условно-рефлекторных связей, легко протекающее в условиях бодрого состояния организма, затрудняется при его заторможенности. Так, у животных, находящихся в сонливом состоянии, условные рефлексы или не образуются совсем, или же образуются медленно, с трудом. Заторможенное состояние затрудняет формирование условных рефлексов и у человека.

При доминировании в центральной нервной системе центров, не связанных с образованием данных условных рефлексов, формирование этих рефлексов затрудняется.

Так, если у собаки возникло резкое возбуждение, например, при виде кошки, то в этих условиях образование пищевого слюноотделительного рефлекса на звук звонка или свет лампочки не происходит.

У человека, поглощенного каким-либо делом, образование условных рефлексов на другие виды деятельности в это время также резко затрудняется.

Условные рефлексы образуются только при наличии достаточной возбудимости центров этих подкрепляющих рефлексов. Например, при выработке у собак пищевых условных рефлексов опыты ставятся при условии высокой возбудимости пищевого центра (голодном состоянии животного).

Возникновение и закрепление условно-рефлекторной связи происходит при определенном уровне возбуждения нервных центров. В связи с этим сила условного сигнала должна быть выше пороговой, но не чрезмерной.

На слабые раздражители условные рефлексы не вырабатываются совсем или формируются медленно и отличаются неустойчивостью.

Чрезмерно сильные раздражители вызывают развитие в нервных клетках охранительного (запредельного) торможения, что также затрудняет или исключает возможность образования условных рефлексов.

5. Классификация условных рефлексов.

Условные рефлексы подразделяют по нескольким критериям.

1. По биологическому значению различают:

1) пищевые;

2) половые;

3) оборонительные;

4) двигательные;

5) ориентировочный — реакция на новый раздражитель.

Ориентировочный рефлекс осуществляется в 2 фазы:

1) стадия неспецифической тревоги — 1-я реакция на новый раздражитель: изменяются двигательные реакции, вегетативные реакции, изменяется ритм электроэнцефалограммы. Продолжительность этой стадии зависит от силы и значимости раздражителя;

2) стадия исследовательского поведения: восстанавливается двигательная активность, вегетативные реакции, ритм электроэнцефалограммы. Возбуждение охватывает большой отдел коры головного мозга и образования лимбической системы. Результат — познавательная деятельность.

Отличия ориентировочного рефлекса от других условных рефлексов:

1) врожденная реакция организма;

2) он может угасать при повторении действия раздражителя.

То есть ориентировочный рефлекс занимает промежуточное место между безусловным и условным рефлексом.

2. По виду рецепторов, с которых идет выработка, условные рефлексы делят:

1) экстерорецептивные — формируют приспособительное поведение животных по добыванию пищи, избеганию вредных воздействий, продолжению рода и т.д. Для человека важнейшее значение имеют экстерорецептивные словесные раздражители, формирующие поступки и мысли;

2) проприорецептивные – лежат в основе научения животных и человека двигательным навыкам: ходьбе, производственным операциям и др.;

3) интерорецептивные – влияют на настроение, работоспособность.

3. По отделу нервной системы и характеру эфферентного ответа различают:

1) соматические (двигательные);

2) вегетативные (сердечно-сосудистые, секреторные, выделительные и др.).

В зависимости от условий выработки натуральные условные рефлексы (условный раздражитель не применяется) формируются на сигналы, являющиеся естественными признаками подкрепляющего раздражителя. Поскольку натуральные условные рефлексы трудно измерить количественно (запах, цвет и др.), И. П. Павлов в дальнейшем перешел к изучению искусственных условных рефлексов.

Искусственные – условные рефлексы на такие сигнальные раздражители, которые в природе не имеют отношения к безусловному (подкрепляющемуся) раздражителю, т.е. применяется любой дополнительный раздражитель.

Основными лабораторными условными рефлексами являются следующие.

1. По сложности различают:

1) простые – вырабатываются на одиночные раздражители (классические условные рефлексы И. П. Павлова);

2) комплексные – вырабатываются на несколько сигналов, действующих одновременно или последовательно;

3) цепные – вырабатываются на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает свой условный рефлекс.

2. По соотношению времени действия условного и безусловного раздражителей различают:

1) наличные – для выработки характерно совпадение действия условного и безусловного раздражителей, последний включается позже;

2) следовые – вырабатываются в условиях, когда безусловный раздражитель подают через 2-3 мин после выключения условного, т.е. выработка условного рефлекса происходит на след от сигнального стимула.

3. По выработке условного рефлекса на базе другого условного рефлекса различают условные рефлексы второго, третьего и других порядков.

1) рефлексы первого порядка – условные рефлексы, выработанные на базе безусловных рефлексов;

2) рефлексы второго порядка – вырабатываются на базе условных рефлексов первого порядка, при которых безусловный стимул отсутствует;

3) рефлекс третьего порядка – вырабатывается на базе условного второго порядка.

Чем выше порядок условных рефлексов, тем труднее идет их выработка.

В зависимости от сигнальной системы различают условные рефлексы на сигналы первой и второй сигнальных систем, т.е. на слово, последние вырабатываются только у человека.

По реакциям организма условные рефлексы бывают положительные и отрицательные.

Заключение.

Огромная заслуга И. П. Павлова состоит в том, что он распространил учение о рефлексе на всю нервную систему, начиная от низших отделов и кончая самыми высшими ее отделами, и экспериментально доказал рефлекторную природу всех без исключения форм жизнедеятельности организма.

Благодаря рефлексам организм способен своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде или во внутреннем состоянии и приспособляться к ним. При помощи рефлексов устанавливается постоянное, правильное и точное соотношение частей организма между собой и отношение целого организма к окружающим условиям.

Список использованной литературы.

1. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Пособие для сдачи экзамена. / Ступина С. Б., Филипьечев А. О. – М.: Высшее образование, 2008.

2. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник для студ. Биол. Специальностей вузов/ Шульговский В.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Смирнов В.М., Будылина С.М. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 2007.

Источник: https://mirznanii.com/a/202399-2/uslovnye-i-bezuslovnye-refleksy-2-2

Условные и безусловные рефлексы

Условные и безусловные рефлексы 2

Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е.

они обнаруживаются у всех особей данного вида. Условные рефлексы могут быть у одних особей данного вида выработаны, а у других отсутствовать, они индивидуальны.

Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения, они обязательно возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители.

Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни.

Условные рефлексы изменчивы и более подвижны.
Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола.

Условные рефлексы могут образоваться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Безусловные рефлексы могут обеспечить существование организма только на самом раннем этапе жизни. Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение всей жизни условными рефлексами. Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются.

Биологическое значение условных рефлексов.

Организм рождается с определенным фондом безусловных рефлексов. Они обеспечивают ему поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы: пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.

), оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.

), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.

Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве.

Условнорефлекторное отделение слюны, желудочного, поджелудочного соков на вид, запах, время приема пищи создает лучшие условия для переваривания пищи еще до того, как она поступила в организм.

Усиление газообмена и увеличение легочной вентиляции до начала работы, только при виде обстановки, в которой совершается работа, способствует большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности.

При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие. Поэтому деятельность коры больших полушарий является сигнальной.

Условия образования условного рефлекса. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс так назван И. П. Павловым потому, что для его образования нужны определенные условия. Прежде всего нужен условный раздражитель, или сигнал.

Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определенное изменение внутреннего состояния организма. В лаборатории И. П. Павлова в качестве условных раздражителей применяли вспыхивание электрической лампочки, звонок, бульканье воды, раздражение кожи, вкусовые, обонятельные раздражители, звон посуды, вид горящей свечи и пр.

Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну.

Условный рефлекс можно выработать, сочетая индифферентный раздражитель с ранее выработанным условным рефлексом.

Таким путем образуются условные рефлексы второго порядка, тогда подкреплять индифферентный раздражитель надо условным раздражителем первого порядка.

Удалось образовать в эксперименте условные рефлексы третьего, четвертого порядков. Рефлексы эти, как правило, нестойкие. У детей удалось выработать рефлексы шестого порядка.

Возможность выработки условных рефлексов затрудняют или полностью исключают сильные посторонние раздражители, болезнь и др.

Что бы выработать условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. Звон ножей в столовой вызовет отделение слюны у человека лишь в том случае, если этот звон один или несколько раз подкреплялся едой.

Звон ножей и вилок в нашем случае является условным раздражителем, а безусловным раздражителем, вызывающим слюноотделительный безусловный рефлекс, является пища. Вид горящей свечи может стать сигналом к отдергиванию руки у ребенка лишь в том случае, если хотя бы один раз вид свечи совпал с болью от ожога.

При образовании условного рефлекса условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя (обычно на 1-5 с).

Механизм образования условного рефлекса.

Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры: между воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение.

Эта связь становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры.

После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге (рис. 15).

Вначале индифферентный раздражитель, если он является новым и неожиданным, вызывает общую генерализованную реакцию организма — ориентировочный рефлекс,который И. П. Павлов назвал исследовательским или рефлексом «что такое?».

Любой раздражитель, если он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот глаз, ушей в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение, генерализованные изменения электрической активности мозга — альфа-ритм сменяется быстрыми колебаниями (бета-ритм).

Эти реакция отражают общее генерализованное возбуждение. При повторении раздражителя, если он не становится сигналом к определенной деятельности, ориентировочный рефлекс угасает.

Например, если собака впервые услышит звонок, она на него даст общую ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет. Подкрепим теперь звучащий звонок едой.

https://www.youtube.com/watch?v=FWrVB_2U5bY

При этом в коре больших полушарий возникнут два очага возбуждения — один в слуховой зоне, а другой в пищевом центре (это участки коры, которые возбуждаются под влиянием запаха, вкуса еды). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникнет (замкнется) временная связь.

В ходе дальнейших исследований были получены факты, свидетельствующие о том, что замыкание временной связи идет не только по горизонтальным волокнам (кора — кора). Разрезами серого вещества разобщали у собак разные участки коры, однако это не препятствовало образованию временных связей между клетками этих участков.

Это дало основание полагать, что в установлении временных связей важная роль принадлежит и путям кора — подкорка — кора. При этом центростремительные импульсы от условного раздражителя через таламус и неспецифическую систему (гиппокамп, ретикулярная формация) поступают в соответствующую зону коры.

Здесь они перерабатываются и по нисходящим путям достигают подкорковых образований, откуда импульсы приходят снова в кору, но уже в зону представительства безусловного рефлекса.

Что происходит в нейронах, участвующих в образовании временной связи? По этому поводу есть различные точки зрения. Одна из них главную роль отводит морфологическим изменениям в окончаниях нервных отростков.

Другая точка зрения о механизме условного рефлекса основывается на принципе доминанты А. А. Ухтомского. В нервной системе в каждый момент времени имеются господствующие очаги возбуждения — доминантные очаги. Доминантный очаг имеет свойство притягивать к себе возбуждение, поступающее в другие нервные центры, и за счет этого усиливаться.

Например, при голоде в соответствующих участках центральной нервной системы возникает стойкий очаг с повышенной возбудимостью —пищевая доминанта. Если голодному щенку дать лакать молоко и одновременно начать раздражать лапу электрическим током, то щенок не отдергивает лапу, а начинает лакать с еще большей интенсивностью.

У сытого щенка раздражение лапы электрическим током вызывает реакцию ее отдергивания.

Считается, что при образовании условного рефлекса очаг стойкого возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, «притягивает» к себе возбуждение, возникшее в центре условного раздражителя. По мере сочетаний этих двух возбуждений образуется временная связь.

Многие исследователи считают, что в фиксации временной связи ведущая роль принадлежит изменению синтеза белка; описаны специфические белковые вещества, связанные с запечатлеванием временной связи. Образование временной связи связано с механизмами хранения следов возбуждения.

Однако механизмы памяти не могут быть сведены к механизмам «ременной связи. Имеются данные о возможности сохранения следов на уровне единичных нейронов. Хорошо известны случаи запечатлевания от однократного действия внешнего стимула.

Это дает основание считать, что замыкание временной связи является одним из механизмов памяти.

Торможение условных рефлексов

Условные рефлексы пластичны. Они могут долго сохраняться, а могут и тормозиться. Описано два типа торможения условных рефлексов — внутреннее и внешнее.

Безусловное, или внешнее, торможение. Этот тип торможения имеет место в тех случаях, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом.

Если у собаки был выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения.

В основе этого торможения лежит явление отрицательной индукции: новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражения вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий, связанных с осуществлением условного рефлекса, и, как следствие этого явления, наступает торможение условного рефлекса. Иногда это торможение условных рефлексов называют индукционным торможением.

Индукционное торможение не требует выработки (потому оно и относится к безусловному торможению) и развивается сразу, как только подействует внешний, посторонний для данного условного рефлекса раздражитель.

К внешнему торможению относят и запредельное торможение. Оно проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс ослабевает или полностью исчезает. Это торможение имеет охранительное значение, так как защищает нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность.

Условное, или внутреннее, торможение. Внутреннее торможение, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.

Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.

Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.

Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным. Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом.

Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.

У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек.

Угасание лежит в основе забывания.

Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Сколько бы ненужных, лишних движений при письме, трудовых операциях, спортивных упражнениях делал человек без угасательного торможения!

Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель — сигнал (например, звонок), а через 1-5 с дают пищу (безусловное подкрепление).

Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна. Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2-3 мин после начала звучания звонка.

После нескольких (иногда весьма многократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пищей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2-3 мин после включения звонка.

Из-за неподкрепления на протяжении 2-3 мин условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.

Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире. Волк не сразу бросается на зайца, увидев его на значительном расстоянии. Он выжидает, когда заяц приблизится.

От момента, когда волк увидел зайца, до того времени, когда заяц приблизился к волку, в коре больших полушарий волка имеет место процесс внутреннего торможения: тормозятся двигательные и пищевые условные рефлексы.

Если бы этого не происходило, волк часто оставался бы без добычи, срываясь в погоню сразу, как только увидит зайца. Выработавшееся запаздывание обеспечивает волку добычу.

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного.

Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных взаимодействий на организм.

В лаборатории И. П. Павлова удалось, например, выработать такую дифференцировку: 100 ударов метронома в минуту подкрепляли пищей, а 96 ударов не подкрепляли.

После нескольких повторений собака отличала 100 ударов метронома от 96: на 100 ударов у нее текла слюна, на 96 ударов слюна не отделялась.

Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители.

Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения. Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.

Динамический стереотип.

Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию динамического стереотипа.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем — сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей.

Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня.

Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо —все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке.

Вспомним, как трудно «переучить» ребенка, если он научился неправильно держать ручку при письме, неправильно сидеть за столом и т. п.

Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с первых лет жизни.

Динамический стереотип является одним из проявлений системной организации высших корковых функций, направленных на обеспечение стабильных реакций организма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_36888_uslovnie-i-bezuslovnie-refleksi.html

�������� � ����������� �������� 2

Условные и безусловные рефлексы 2

�� ����:

��������� � ����������� ���������

������ 2010 �.

����������

��������.

1. ������ �. �. �������. �������� � ����������� ��������.

2. ������������� ����������� ���������.

3. �������� ����������� �������� ���������.

4. ������� ����������� �������� ���������.

5. ������������� �������� ���������.

����������.

������ �������������� ����������.

��������.

�������������� �������� � �������� � ������������ �������� ������������� �� ������� ����� �������������� ������������� ������� ������� � ����������� ����� ������������ ������������.

� �������� �������� �������� ������������� ������������ ������� (����������� ��������), ������� ���������� � ������������� ������� ��������� �������, ������������ ��������� ���������. � �������� � ������ �������� � �������� �������������� ����� ��������� ����������� ����� ������������ �������, ������� �. �.

������ ������ ��������� ����������, ������ �� ����� ����������� ������ ��������������. ������� � ��� �������� ������� ��������� �� �����-���� ������������, �������������� ��� ������� ���.

1. ������ �. �. �������. �������� � ����������� ��������.

�. �. ������ ��� �������� ��������� ����������� ������� �������� �� ��, ��� � ���� ������� ��� ������ ���� � ������ ����������� �������������� �� �� ���� ���, � �� ��������� �������, ��� ��� ����� ��������� � ����.

��������, ����� ���������� �� ����� ����, ���� ������, �� ������� ������ ������� ������. ����� ������� ������ ������ ������������ ��������������� � ����������������� �����������������.

������������� � ���, ��� ������ ������������, ��� � �������� �������� ������� �� �����, � ������� ������ ������ ���, ������ ������������� �������� ��� ���������.

�� ������� � ���������� ��������� � �������� ������, � ���� ������� ��� ������� ��������� ������� ������� � ��������� ��� ��������.

��� ���� ���������� ���������� ���������������� � �������, � ���, ��� ����� �������� ���������� ������������.

��� �������� ������ ������ ������� ��� ������ ����������� ������������� ������, ����������� �������� ���������� �� ��������� ���������, �� ������� ������� ���������.

��� �������� ��������� ����������� ������ ������ � ������, ��� � ������ ������������� ��������������, ��� � ����������������, ����� ������������ ������������. � ����� ������� ������������ ������� ������ � ������, ������� � ��������� ������������������ �������.

������� ����������� ���� � ������� ����� �������.

��� ���������������� �������������� �������� �������� ���������������� ���������� ���� ��������� ����������� ������� �������, � ��� ������������ �������� ����� ������� �������������� �������, ��������� � ������� ����: ��� ����, � �����, ��� ������ � �.�.

������ �� �����, ������ ������ � ������, ��� ���������������� ������������������ ������� ����� ������� �����������, � ���������������� �������������� � ��������. ����� �������, �� ������ �������, ������ ������� ������������ ������ ��������� ��������� ������������ �� �������� � ����������� ���������.

����������� �������� ����� ������������, ��� �������� ������� ������������� ������������ ���������. ����������� �������� ����������, ��� �� ������� ������������ ��������.

� ������� �������� � �������� � �������� ������������� �������� �������������� ���� ����� ���������.

�� ��������� �� ���, � ��������� �������, ����������� ����� ��������, �� ���� ���������������� ���������������� � ��������������� ���������� �������, ����������� � ������ ������.

����������� �������� ������������ ������, ������ �������������� ��������� � ���������� ������� � ���������� �����. ���, �������� �������������� ������������ � ����� �� ���� ����������� ��������� �������, �������, �������� � ��.

����������� �������� ���������� �������������, ������� ��������������� �������� � ����������� ������� ������� ������� ������� ������� ������ ��� ���������� ������������� �����������. ��� �������� ����� ������� ��������.

������������� ������ � ���� �� ���� �������� ����� �������� ���������� ���� ����������� ���������. ������ �� ��� ����������� ��� ����������� ������������� ������������ ���� (�������������� ����).

��������, ��������� ������� ��������� ��� ����������� ������ ������ ������, ������� �������������� � ��� ����������� ���������� ������� ���, ��������, �������, �������� �������� � ��� ����������� ���������� ��������� ������������ ����, ��������� � ��� �������� �� �������� ������� ��������� ������������ � �. �. ��� ����������� ������ ����������� ����� ��� ������� �� ����������.

����������� ����������� ��������� ����� ��������� ��� ������� ���� ������� ��������� � ����������� �����. ������ � ��� ������ ����������� ��������� ��������� ��� ��������� ���� ������� ��������� � ����������� �����, ������� ��������� ���������������� (�� ���. sub � ����������, ordinatio � ���������� � �������) �������.

��� ����� � �������� ��������� ������� ����������-������������ ������ ��� �� ����������� ������������, ��������, ����������� ���������� ���������� ��������� ������������� ������� ��������������� ���������� ������� � ���������� �����.

����� ����������� ��������� ��������� � ��������� ������������ �������� ������������� ���������� ��������� �������-������������, �. �. ������������� ������������� ��������.

�������-������������ ��������� ��������� ����� ����� ��������� �� ���� ����� ������������ ��������� (� ������������ � ������������ ��������, � ���������), ����������� ����������������� �������, ������������ �� ���������� ����������� � ������������ ������� ��������������. �. �.

������ ������ �������� ������� ��������� ������ ������������ � �������� �������������, ������������ � ��������� ��� ������������ ��������. ������� � ���������� ������ ������� ��������� ������� ����� ������������ ������ ���������� ������, ������� �������� � ����� ������� ���������� ������������ �������� � ��������, �������������� ����� ����� ������� ��������� � ������������� ����.

�������� �������� �� �������� ����������� � ������������� � �������� ����� � ���������� ����������� ������� ��������� � ������� ������. ��� �� ���������� ����� ���������� �������������, ��� ����������� ��������, � �������� ��� ���������� ������������.

��� ���� ��������� �������� ������� ����� ���� ������� � ������������ ����� ��������� ����������� ����� (�������������� ���).

���, �������� ������� ����������� ������� ����� ���������� � ������������� ��� ����������� ������ ������� ������ (������, ����, �������� � ��.).

2. ������������� ����������� ���������.

��������� �������� � �������� ������������ ����� ������� ������������ ��������������� ����������� � �������� ���������, ������� ������ ������ ������������.

������ ������������� ����������� ��������� ���� ���������� ��������. �� ������� ����� �������� ����������� ���������:

1. �������

2. ��������������

3. �������

4. ���������������

5. ������������

6. �������.

������� �������� ������� � ����������� ����������� � ������������ ������ ������� ��������������� �������, ��������� ��� ����������� ���������� ������� ������� � ������ ���������������� ������. ��������� ����� ������� ����� ������������ �������, ��� �����- � ��������������, �������, ������������ �������.

�������������� �������� � ���������� ��������� ����� ���� � ��������� � ����� �� ���������� ��� ������� ����������� ���������� ���� � ��������� ��������, � ����� ��� �������� ������� ����������, ������������, �������� ��� �������� �������������. � �������� ������� ����� �������� ������������ ���� � ����� �� ������������� �������� ��������, ������� ������ ��� ������ ���������.

������� �������� ������� � ����������� ������� ������� �������, ���������� ���������������� ������������ ��������������� ���������� ��� ������������ � ����� ������� ��������. ��� ��������, ��������� � �������������� �������� ����.

��������������� ������� ������ ������� ��������� ���� �����?�. ����� �������� ��������� ��� ��������� ���������� �� ������� �����, ���������� ��������, ��� ��� ���������� ���������� � ��� ���������. ������� ����������� � ��������� ����� ���������, ������� ��������� ��������� ������������ � ��������� �����������.

��� ����� ���� ������������ �������� ����, ������ � ������� �����, ������� ��������. ��������� ������� �������� ���������� ������� � ������������� ������������ �� ��� ��������� � ���������� ����� � � ����� ���������.

������� ����� ������������ �������� �� ������ ������� � ���, ��� ��� ���������� �������� ������������ �� ������ ���� ��������������� ��������.

������������ �������� � ��� ��������, ������� � ������ ������ � ���������.

������� �������� ����������� � �������� � ����������� �� ������������, ��� �������, ������ ������� ��������. �������� ������� ��������� ����� ��������� ���������� ����������� �������.

3. �������� ����������� �������� ���������.

�������� �. �. �������, ��������� ����� ���������� ����� �������� ������� ������������ �������� � �������� ������� �����������, �� ��������� �������� ��������� �������� ������������, �.�. ����� ���������� � ���� �������� �����. � ������ ��������� ��������� ����� ����� ������� ������������ �������������� ����� ������������� ��������.

��������, ���������� �������������� (��������) �������� � ������ ������� ���� � ������ ������� ������ (����, ���), ��������� � ���� �������� ����� � ������������ ����������� � ��� ����� �����������.

���� ����� ��������������� ������� �������� ������� ������������ (���������), �� ��������� ����� ������ ������ ���� ����������� � ���� ������� ���������, � �������� ������������ ����� ��������� � ������������� �� ���� �����������.

������������� ��������� � ������ ��������� ������� � ������������ ������������ ��������� ����������� ��������� �� ��������� ������ ��������������� ������� � ��������� ����������������� ������������ �������� � ������������� ���������� (���������� ����) � ���������. �������� ������� ������� ���������� ����������, � ����� � �������� ���������.

����������� ��������� ����� � ���� ������� ��������� �. �. ������ ������ ���������� ����� �������-������������ ����: ������ ������ ������ ��������� ������� �������� � ����������� ��������� ������ ������������ �������� � ���������� ���, �.�. ��������� ������� �� �������� ������������ � �������� �������.

4. ������� ����������� �������� ���������.

�������� �������� ������ ���������� ������ ��� ������������ ��������, ����������� �� ��� ��������:

1) ��������� ��������� �������� ����� ��������������� ��������� ������������ � ��������� �������������� ������������ ��� ����� ������ ������������� ��������� ������������;

2) ��������� ��������������� �� ������� �������� ��������������� ������ �������� �������������� ������������;

3) ������ ��������� ���������;

4) ���������� ������ ����� �������� ������������;

5) ����������� ������� ������������ ������������ ��� ������ ������������� ��������� �������������� ������������;

6) ������������ ������������� ��������� ������������.

���������� �������� ��������������� ������������ � ��������� �������������� ������������ (������������ ��� ������ ����� ������������� ��������� ������������), ��� �������, ������ ����������� ��������� ���.

��� ����������� ����� �������� ��������� � ����� � ��� �� ���������� ������� ������������ ���� ��������� ����������.

� �������� ������ �������� ��������, � ����������� �� ��������� ������������, ����� �������������� ����� ������ ���������.

������������ ������� ��������������� �������� ������ ��������� ������������ �������� �������������� �� ������ ���� ������������. ���, � ����� �������� �������� ������ �������������� ��� ������������ ��������������� 5�10 ������. ��� ��������� � �������� �������, ����� ������������� ������������ �������� ����������� ����� ��������������� ������������, �������� ������� �� ��������������.

����������� �������-������������ ������, ����� ����������� � �������� ������� ��������� ���������, ������������ ��� ��� ���������������. ���, � ��������, ����������� � �������� ���������, �������� �������� ��� �� ���������� ������, ��� �� ���������� ��������, � ������. ������������� ��������� ���������� ������������ �������� ��������� � � ��������.

��� ������������� � ����������� ������� ������� �������, �� ��������� � ������������ ������ �������� ���������, ������������ ���� ��������� ������������.

���, ���� � ������ �������� ������ �����������, ��������, ��� ���� �����, �� � ���� �������� ����������� �������� ������������������� �������� �� ���� ������ ��� ���� �������� �� ����������.

� ��������, ������������ �����-���� �����, ����������� �������� ��������� �� ������ ���� ������������ � ��� ����� ����� ����� ������������.

�������� �������� ���������� ������ ��� ������� ����������� ������������ ������� ���� ������������� ���������. ��������, ��� ��������� � ����� ������� �������� ��������� ����� �������� ��� ������� ������� ������������ �������� ������ (�������� ��������� ���������).

������������� � ����������� �������-������������ ����� ���������� ��� ������������ ������ ����������� ������� �������. � ����� � ���� ���� ��������� ������� ������ ���� ���� ���������, �� �� ����������.

�� ������ ������������ �������� �������� �� �������������� ������ ��� ����������� �������� � ���������� ���������������.

��������� ������� ������������ �������� �������� � ������� ������� �������������� (�������������) ����������, ��� ����� ���������� ��� ��������� ����������� ����������� �������� ���������.

5. ������������� �������� ���������.

�������� �������� ������������ �� ���������� ���������.

1. �� �������������� �������� ���������:

1) �������;

2) �������;

3) ��������������;

4) ������������;

5) ��������������� — ������� �� ����� ������������.

��������������� ������� �������������� � 2 ����:

1) ������ ��������������� ������� — 1-� ������� �� ����� ������������: ���������� ������������ �������, ������������ �������, ���������� ���� ���������������������. ����������������� ���� ������ ������� �� ���� � ���������� ������������;

2) ������ ������������������ ���������: ����������������� ������������ ����������, ������������ �������, ���� ���������������������. ����������� ���������� ������� ����� ���� ��������� ����� � ����������� ����������� �������. ��������� — �������������� ������������.

������� ���������������� �������� �� ������ �������� ���������:

1) ���������� ������� ���������;

2) �� ����� ������� ��� ���������� �������� ������������.

�� ���� ��������������� ������� �������� ������������� ����� ����� ����������� � �������� ���������.

2. �� ���� ���������� , � ������� ���� ���������, �������� �������� �����:

1) ������������������ — ��������� ����������������� ��������� �������� �� ��������� ����, ��������� ������� �����������, ����������� ���� � �.�. ��� �������� ��������� �������� ����� ������������������ ��������� ������������, ����������� �������� � �����;

2) ������������������ � ����� � ������ �������� �������� � �������� ������������ �������: ������, ���������������� ��������� � ��.;

3) ����������������� � ������ �� ����������, �����������������.

3. �� ������ ������� ������� � ��������� ������������ ������ ���������:

1) ������������ (������������);

2) ������������ (��������-����������, �����������, ������������� � ��.).

����������� �� ������� ��������� ����������� �������� �������� (�������� ������������ �� �����������) ����������� �� �������, ���������� ������������� ���������� �������������� ������������. ��������� ����������� �������� �������� ������ �������� ������������� (�����, ���� � ��.), �. �. ������ � ���������� ������� � �������� ������������� �������� ���������.

������������� � �������� �������� �� ����� ���������� ������������, ������� � ������� �� ����� ��������� � ������������ (����������������) ������������, �.�. ����������� ����� �������������� ������������.

��������� ������������� ��������� ���������� �������� ���������.

1. �� ��������� ���������:

1) ������� � �������������� �� ��������� ������������ (������������ �������� �������� �. �. �������);

2) ����������� � �������������� �� ��������� ��������, ����������� ������������ ��� ���������������;

3) ������ � �������������� �� ���� �������������, ������ �� ������� �������� ���� �������� �������.

2. �� ����������� ������� �������� ��������� � ������������ ������������� ���������:

1) �������� � ��� ��������� ���������� ���������� �������� ��������� � ������������ �������������, ��������� ���������� �����;

2) �������� � �������������� � ��������, ����� ����������� ������������ ������ ����� 2-3 ��� ����� ���������� ���������, �.�. ��������� ��������� �������� ���������� �� ���� �� ����������� �������.

3. �� ��������� ��������� �������� �� ���� ������� ��������� �������� ��������� �������� �������� �������, �������� � ������ ��������.

1) �������� ������� ������� � �������� ��������, ������������ �� ���� ����������� ���������;

2) �������� ������� ������� � �������������� �� ���� �������� ��������� ������� �������, ��� ������� ����������� ������ �����������;

3) ������� �������� ������� � �������������� �� ���� ��������� ������� �������.

��� ���� ������� �������� ���������, ��� ������� ���� �� ���������.

����������� �� ���������� ������� ��������� �������� �������� �� ������� ������ � ������ ���������� ������, �.�. �� �����, ��������� �������������� ������ � ��������.

�� �������� ��������� �������� �������� ������ ������������� � �������������.

����������.

�������� ������� �. �. ������� ������� � ���, ��� �� ������������� ������ � �������� �� ��� ������� �������, ������� �� ������ ������� � ������ ������ ������� �� ��������, � ���������������� ������� ������������ ������� ���� ��� ���������� ���� ����������������� ���������.

��������� ��������� �������� �������� ������������ ����������� �� ��������� ��������� � ���������� ����� ��� �� ���������� ��������� � ��������������� � ���. ��� ������ ��������� ��������������� ����������, ���������� � ������ ����������� ������ ��������� ����� ����� � ��������� ������ ��������� � ���������� ��������.

������ �������������� ����������.

1. ���������� ������ ������� ������������ � ��������� ������: ������� ��� ����� ��������. / ������� �. �., ���������� �. �. � �.: ������ �����������, 2008.

2. ���������� ������ ������� ������������ � �������� �������������: ������� ��� ����. ����. �������������� �����/ ����������� �.�. � �.: ������������ ����� ����������, 2009.

3. ���������� ��������� ������ � ������ ������� ������������: ����. ������� ��� ����. ����. ����. ��������� / ������� �.�., �������� �.�. � 3-� ���., ����. � ���. � �.: ������������ ����� ����������, 2007.

����������   ..  355  356  357   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_10/356.htm

Безусловные и условные рефлексы

Условные и безусловные рефлексы 2

Высшая нервная деятельность – это система, позволяющая адаптироваться организму человека и животных к переменным условиям внешней среды. Эволюционно у позвоночных выработался ряд врождённых рефлексов, но для успешного развития и существование их недостаточно.

В процессе индивидуального развития образуются новые приспособительные реакции — это условные рефлексы. Выдающийся отечественный ученый И.П. Павлов — основоположник учения о безусловных и условных рефлексах.

Он сформировал условнорефлекторную теорию, которая гласит, что приобретение условного рефлекса возможно при действии на организм физиологически безразличного раздражения.

В результате чего образуется более сложная система рефлекторной деятельности.

И.П. Павлов — основоположник учения о безусловных и условных рефлексах

Примером этого служит исследование Павлова на собаках, у которых на звуковой стимул происходило слюноотделение. Также Павлов показал, что врожденные рефлексы формируются на уровне подкорковых структур, а в коре головного мозга образуются новые связи на протяжении всей жизни индивидуума под действием постоянных раздражений.

Условные рефлексы

Условные рефлексы формируются на основе безусловных, в процессе индивидуального развития организма, на фоне изменчивой внешней среды.

Рефлекторная дуга условного рефлекса состоит из трех компонентов: афферентного, промежуточного (вставочного) и эфферентного. По этим звеньям осуществляется восприятие раздражения, передача импульса на корковые структуры и формирование ответной реакции.

Рефлекторная дуга соматического рефлекса выполняет двигательные функции (например сгибательное движение) и имеет такую рефлекторную дугу:

Чувствительный рецептор воспринимает стимул, дальше импульс идет в задние рога спинного мозга, где находится вставочный нейрон. Через него импульс передается на двигательные волокна и заканчивается процесс формированием движения – сгибания.

Необходимым условием для выработки условных рефлексов является:

  • Наличие сигнала, который предшествует безусловному;
  • раздражитель, который будет вызывать уловный рефлекс, по силе должен уступать биологически значимому воздействию;
  • обязательным является нормальное функционирование коры головного мозга и отсутствие отвлекающих факторов.

Условные рефлексы не образуются мгновенно. Они формируются длительно при постоянном соблюдении вышеуказанных условий. В процессе становления реакция то угасает, то возобновляется снова, пока не наступает устойчивая рефлекторная деятельность.

Пример выработки условного рефлекса

Классификация условных рефлексов:

  1. Условный рефлекс, образованный на основе взаимодействия безусловного и условного стимулов, называется рефлексом первого порядка.
  2. На основе классического приобретенного рефлекса первого порядка вырабатывается рефлекс второго порядка.

Таким образом, формировали оборонительный рефлекс третьего порядка у собак, четвертый выработать не удавалось, а пищеварительный достигал второго. У детей формируются условные рефлексы шестого порядка, у взрослого человека до двадцатого.

Изменчивость внешней среды приводит к постоянному формированию множества новых поведений, необходимых для выживания. В зависимости от структуры рецептора, который воспринимает стимул условные рефлексы делят на:

  • Экстероцептивные – раздражение воспринимают рецепторы тела, преобладают среди рефлекторных реакций (вкусовые, тактильные);
  • интрацептивные – вызываются при действии на внутренние органы (изменение гомеостаза, кислотности крови, температуры);
  • проприоцептивные – формируются при стимулировании поперечно-полосатой мускулатуры человека и животных, обеспечивая двигательную активность.

Выделяют искусственные и натуральные приобретенные рефлексы:

Искусственные возникают при действии раздражения, не имеющего связи с безусловным стимулом (звуковые сигналы, световое раздражение).

Естественные формируются при наличии стимула сходного с безусловным (запах и вкус еды).

Безусловные рефлексы

Это врожденные механизмы, обеспечивающие сохранение целостности организма, гомеостаза внутренней среды и главное — размножение. Врожденная рефлекторная деятельность образуется в отделах спинного мозга и мозжечке, контролируется корой головного мозга. Характерно, что они сохраняются на всю жизнь.

Рефлекторные дуги наследственных реакций закладываются до рождения человека. Одни реакции характерны для определенного возраста, а потом исчезают (например, у маленьких деток — сосательный, хватательный, поисковый). Другие сначала не проявляют себя, а с наступлением определенного срока появляются (половой).

Безусловные рефлексы характеризуются следующими признаками:

  • Происходят независимо от сознания и воли человека;
  • видовые – проявляются у всех представителей (например, кашель, слюноотделение при запахе или виде пищи);
  • наделены специфичностью — появляются при воздействии на рецептор (реакция зрачка возникает при направлении луча света на светочувствительные участки). Сюда же относится слюноотделение, выделения слизистого секрета и ферментов пищеварительной системы при поступлении пищи в рот;
  • гибкость — например, разная пища приводит к секреции определённого количества и разнообразного химического состава слюны;
  • на основе безусловных рефлексов формируются условные.

Безусловные рефлексы нужны, чтобы реализовывать потребности организма, они постоянные, но в следствии болезней или вредных привычек могут исчезать. Так, при заболевании радужки глаза, когда на ней образуются рубцы, пропадает реакция зрачка на световое воздействие.

Классификация безусловных рефлексов

Врожденные реакции классифицируются на:

  • Простые (быстро убирать руку от горячего предмета);
  • сложные (поддержание гомеостаза в ситуациях повышения концентрации CO2 в крови путем увеличения частоты дыхательных движений);
  • сложнейшие (инстинктивное поведение).

Классификация безусловных рефлексов по Павлову

Павлов разделил врожденные реакции на пищевые, половые, защитные, ориентировочные, статокинетические, гомеостатические.

К пищевым относится выделение слюны при виде пищи и попадании ее в пищеварительный тракт, секреция соляной кислоты, моторика ЖКТ, сосание, глотание, жевание.

Защитные сопровождаются сокращением мышечных волокон в ответ на раздражающий фактор. Всем знакомая ситуация, когда рука рефлекторно отдергивается от горячего утюга или острого ножа, чихание, кашель, слезотечение.

Ориентировочные возникают, когда происходят внезапные перемены в природе или в самом организме. Например, поворот головы и туловища в сторону звуков, повороты головы и глаз на световые раздражители.

Половые связаны с репродукцией, сохранением вида, сюда относится и родительский (кормление и забота о потомстве).

Статокинетические обеспечивают прямохождение, равновесие, перемещение тела.

Гомеостатические – самостоятельная регуляция артериального давления, тонуса сосудов, частоты дыхания, сердечных сокращений.

Классификация безусловных рефлексов по Симонову

Витальные для поддержания жизни (сон, питание, экономия сил), зависят только от отдельной особи.

Ролевые возникают при контакте с другими индивидуумами (продолжение рода, родительский инстинкт).

Необходимость в саморазвитии (стремление к индивидуальному росту, к открытию нового).

Врожденные рефлексы активируются при необходимости из-за кратковременного нарушения внутреннего постоянства или изменчивости внешней среды.

Таблица сравнения условных и безусловных рефлексов

Сравнение характеристик условных (приобретенных) и безусловных (врожденных) рефлексов
БезусловныеУсловные
ВрожденыыеПриобретаются в процессе жизни
Присутствуют у всех представителей видаИндивидуальны для каждого организма
Относительно постоянныВозникают и угасают при переменах внешней среды
Формируются на уровне спинного и продолговатого мозгаОсуществляются за счет работы головного мозга
Закладываются внутриутробноВырабатываются на фоне врожденных рефлексов
Возникает при действии раздражителя на определенные рецепторные зоныПроявляются при влиянии любого стимула, который воспринимается индивидуумом

Высшая нервная деятельность осуществляет работу при наличии двух взаимосвязанных явлений: возбуждения и торможения (врожденного или приобретенного).

Торможение

Внешнее безусловное торможение (врожденное) осуществляется действием на организм очень сильного раздражителя. Прекращение действия условного рефлекса происходит из-за активации нервных центров под влиянием нового стимула (это запредельное торможение).

При воздействии на исследуемый организм одновременно нескольких раздражителей (свет, звук, запах), происходит угасание условновыработанного рефлекса, но со временем активируется ориентировочные рефлекс и торможение исчезнет. Такой вид торможения называется временным.

Условное торможение (приобретенное) не возникает само по себе, его необходимо выработать. Существует 4 вида условного торможения:

  • Угасательное (исчезновение стойкого условного рефлекса без постоянного подкрепления безусловным);
  • дифференцировочное;
  • условный тормоз;
  • запаздывательное торможение.

Торможение необходимый процесс в нашей жизнедеятельности. При его отсутствии в организме происходило бы много лишних реакций, не несущих пользы.

Пример внешнего торможения (реакция собаки на кошку и команда СИДЕТЬ)

Значение условных и безусловных рефлексов

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида. Хорошим примером служит рождение ребенка. В новом для него мире его ждет множество опасностей.

Благодаря наличию врожденных реакций детеныш может выжить в этих условиях.

Сразу после рождения активируется дыхательная система, сосательный рефлекс обеспечивает питательными веществами, прикосновение к острым и горячим предметам сопровождается мгновенным отдергиванием руки (проявление защитных реакций).

Для дальнейшего развития и существования приходится приспосабливаться к окружающим условиям, в этом помогают условные рефлексы. Они обеспечивают быструю адаптацию организма и могут образовываться на протяжении всей жизни.

Наличие условных рефлексов у животных дает им возможность быстро реагировать на голос хищника и спасать свою жизнь.

Человек при виде пище осуществляет условнорефлекторную деятельность, начинается слюноотделение, выработка желудочного сока для быстрого переваривания еды.

Вид же и запах некоторых объектов, наоборот, сигнализирует об опасности: красная шапочка мухомора, запах испорченных продуктов.

Значение условных рефлексов в повседневной жизни человека и животных огромно. Рефлексы помогают сориентироваться на местности, добыть пищу, уйти от опасности, сохранив себе жизнь.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (8 3,63 из 5)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/bezuslovnye-i-uslovnye-refleksy/

Refy-free
Добавить комментарий