Тюркский каганат

Первый Тюркский каганат

Тюркский каганат

В I тысячелетии н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, в горах Средней и Центральной Азии. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам.

Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине I тысячелетия к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов) на территории Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа.

В рамках созданных ими объединений завершается процесс становления классов и классового общества у кочевников.

Тюркская легенда и китайские хроники связывают происхождение тюрок с Восточным Туркестаном. Согласно китайским хроникам, группа поздне-гуннских племен, в конце III — начале IV в. переселившаяся в Северо-Западный Китай, была вытеснена в конце IV в.

в район Турфана (Восточный Туркестан), где продержалась до 460 г. В том году на них напали жужане (авары), уничтожили созданное ими владение и переселили покорившихся гуннов на Алтай. В числе переселенцев было и племя ашина.

В Восточном Туркестане они приняли в свой состав новый этнический компонент, смешались с местными жителями. На территории, где жило племя ашина с конца III в. до 460 г., преобладало иранское и тохарское население, обогатившее язык и культурные традиции ашина.

Именно здесь было положено начало тесным тюрко-согдийским связям, оказавшим огромное влияние на всю культуру и государственность древних тюрок.

На Алтае ашина, вынужденные выплачивать аварам дань железом, создали крупное объединение племен, принявшее самоназвание тюрк. Уже в 545 г. тюрки установили дипломатические отношения с одним из северокитайских государств.

Однако наиболее крупным объединением племен, говоривших на языках, впоследствии названных тюркскими, был огузский племенной союз, носивший в китайских средневековых источниках название теле. Уже в IV- V вв.

многочисленные племена, входившие в это объединение, появились в западной части евразийских степей; их главной территорией оставались Джунгария и Северная Монголия. Тюрки-ашина сумели подчинить некоторые огузские племена и, усилившись за их счет, восстали против своих аварских правителей.

Последний аварский каган, Анахуань, разгромленный в битве, покончил жизнь самоубийством. Вождь тюрок Бумын в 551 г. принял титул кагана. В 552 г. он умер; ему наследовали Кара-каган (552-553) и Муган-каган (553-572), которые довершили разгром аваров. Большая часть аварских племен бежала в Корею и Северный Китай, другие — на запад.

Включив в состав своих орд многочисленные позднегуннские племена Поволжья, Приазовья и Северного Кавказа, авары в 558-568 гг. прорвались к границам Византии, создали в долине Дуная свое государство и не раз опустошали страны Центральной Европы.

Во второй половине VI в. термин тюрк впервые фиксируется источниками и получает широкое распространение. Согдийцы передавали его как турк (мн.ч. туркут) — «тюрки».

Последнюю форму заимствовали китайцы (туцзюе-тюркют), так как первоначально дипломатические и письменные сношения между тюрками и Китаем осуществлялись при посредстве согдийцев и согдийского письма. Затем термин тюрк фиксируется византийцами, арабами, сирийцами, попадает в санскрит, в различные иранские языки, в тибетский.

До создания каганата термин тюрк означал лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранялось термином и позднее. Государство, созданное собственно тюркским племенным союзом, обозначалось как Тюрк эль.

Оба эти значения термина тюрк (союз племен и государство) отражены в древне-тюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. Наряду с этим термин стал обозначать также и принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками. В этом смысле его употребляли византийцы и иранцы, но не сами тюрки.

У арабских историков и географов IX-XI вв. слово тюрк применялось к группе народов и языков. Именно в арабской научной литературе появилось общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеалогическом родстве этих племен.

Среди самих тюркоязычных племен, несмотря на древнее языковое родство, никакого «тюркского» этнического самосознания не было, как не было и общности их исторических судеб.

Как конкретный этнополитический термин слово тюрк возродилось в среде огузских племен Передней Азии и позднее стало этническим самоназванием турецкого народа.

Муган-каган окончательно утвердил господство тюркского эля в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольские племена киданей в Юго-Западной Маньчжурии и тюркоязычных кыргызов на Енисее (в Туве и Хакасско-Минусинской котловине). Северокитайские государства — Северное Ци и Северное Чжоу — стали фактически данниками кагана.

Особенно усилилась эта зависимость при наследнике Муган-кагана, Таспаркагане (572-581). Успешными для тюрок были и их западные походы. В результате к концу 60-х годов VI в.

Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени — Византии, сасанидского Ирана, Китая — и ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья.

В момент своей наибольшей территориальной экспансии (576 г.) Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Боспора Киммерийского (Керченского пролива), от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Таким образом, тюркские каганы стали создателями первой евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние на историю Средней Азии и Юго-Восточной Европы.

Непрерывные завоевательные войны на время приглушили острые противоречия, возникшие в ходе социальной перестройки тюркского общества, но первые же неудачи быстро изменили обстановку. В 581-58 8 гг. раздробленный до того Китай объединился под властью династии Суй (581-618); осуществленные там реформы привели к быстрому росту экономической и военной мощи империи.

Это совпало с началом распрей внутри правящей группировки тюрок, прежде всего в самом династийном племени ашина, и со страшным голодом в степи.

Усиление тюркской аристократии, стремившейся к автономному управлению захваченными территориями, обеднение массы рядовых кочевников, вынесших на своих плечах все тяготы непрерывных войн, новая политическая обстановка, не дававшая тюркским каганам возможности искать выход в набегах, — все это привело каганат к острейшему социально-политическому кризису.

Междоусобная война в Тюркском каганате, начавшаяся в 582 г. и завершившаяся в 603 г., привела к окончательному распаду империи на два государства — Восточнотюркский каганат — в Монголии и Западнотюркский каганат в Средней Азии и Джунгарии.

При Шиби-кагане (609-619) Восточнотюркский каганат на короткое время вышел из состояния кризиса; наметился новый подъем его политического могущества. Гражданская война в Китае (613-618) и падение династии Суй, которую сменил дом Тан (618 г.), позволили Шиби и его младшему брату Эль-кагану (620-630) возобновить войны на южной границе.

Однако к этому времени обстановка в каганате существенно изменилась. Давно минули времена, когда весь племенной союз тюрк видел в грабительских походах нормальный и доходный промысел. Весьмидесятилетний путь исторического развития созданного тюрками государства привел к глубоким качественным изменениям общества.

Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, в значительной мере оторвавшейся от своих корней в роду и племени. Война становилась выгодной только для правящего класса каганата, которому доставалась львиная доля добычи и дани.

Основная масса населения жила доходами скотоводческого хозяйства, часть продукции которого обменивалась на продукты земледелия и ремесла. Рядовые кочевники были заинтересованы не в походах за рабами и драгоценностями, не в дани шелком, а в мирной меновой торговле.

Иногда тюркские каганы, считаясь с насущными нуждами своих подданных, обращались к императорскому правительству Китая с просьбой разрешить меновой торг. Но на протяжении чуть ли не двух тысячелетий пограничная торговля рассматривалась в Китае лишь как средство политического контроля над «варварами», монополизировалась императорским двором и предельно ограничивалась. За двести .

лет существования в Центральной Азии тюркских каганатов имеется только несколько сообщений об открытии меновых рынков на китайской границе. Поэтому на определенном этапе истории тюркской аристократии удавалось получать широкую поддержку рядовых общинников в ее военных предприятиях на южной границе.

В течение 620-629 гг. Эль-каган и его военачальники организовали 67 нападений на границах. Непрерывные войны требовали бесперебойного снабжения огромной армии кагана и больших затрат. В результате Эль-каган, не довольствуясь данью и добычей, усилил обложение податями и сборами собственного народа.

Подати оказались особенно тяжелыми в годы джута, падежа скота и голода (627-629). Противоречия между народными массами и правящей верхушкой ярко выразились в изменении управления.

Не полагаясь на старые органы управления, представители которых были в какой-то степени связаны родо-племенными традициями, каган заместил должностных лиц, занимавших ключевые посты гражданского управления, китайцами и согдийцами.

В глазах народа обострение социального неравенства и классового угнетения было непосредственно связано с переходом реальной власти в руки чужаков. Внутренние противоречия в каганате казались столь очевидными, что стали темой докладных записок китайских пограничных чиновников.

Последствия не замедлили сказаться. В 629 г. Эль-каган потерпел поражение в Шаньси. Немедленно против Эль-кагана восстали огузские племена (токуз-огузы). Воспользовавшись обстановкой, китайская армия вторглась на территорию каганата, и, покинутый всеми, Эль-каган попал в плен (630 г.). Так завершилась история Восточнотюркского каганата.

Западнотюркский каганат имел, по существу, свою историю.

Первым правителем западных территорий каганата стал Истеми (Сильзибул или Дизавул византийских и Синджибу арабских исторических сочинений), брат Бумын-кагана.

Он носил титул ябгу-кагана, в дальнейшем традиционный для западной ветви тюркской династии Ашина. Именно при Истеми, который умер в 575 г., тюрки достигли на западе пределов своего военного могущества.

Движение тюрок на запад было не просто завоеванием, а крупной миграцией центральноазиатских тюркоязычных племен и заселением ими обширных горно-степных районов на севере и востоке Средней Азии.

Местные кочевые племена, по языку родственные тюркам, были либо включены в военно-административную систему, созданную тюрками, либо бежали вместе с аварами в степи Юго-Восточной Европы, приняв то же этническое имя и значительно усилив военный потенциал авар.

Нет никаких сведений об изменении тюрками в завоеванных ими землях с городским и оседло-земледельческим населением существовавшей там социальной, экономической или политической систем.

По всей вероятности, тюркский каган ограничивался утверждением своего сюзеренитета и получением дани.

Кочевое же население было организовано в «десятистрельный племенной союз» (он ок бодун), в то время вполне аналогичный военно-административной системе, существовавшей у восточных тюрок.

Освоение новых владений сделало тюрок соседями могущественного государства эфталитов, восточные владения которого (Хотан и вассальные княжества в Семиречье) были ими захвачены. Связанные войной в Индии и опасностью, угрожавшей из Ирана, эфталиты не решались на поход в степь. Тюркские же вожди своей главной целью считали разгром авар, которые ушли за Волгу. К 558 г.

тюрки завершили покорение Поволжья и Приуралья. В том же году император Юстиниан принял в Константинополе послов аварского кагана Баяна, овладевшего обширными землями к западу от Волги и Северным Кавказом. Вскоре к аварам прибыло ответное византийское посольство.

Все это не могло не встревожить Истеми, тем более что набеги авар на новые тюркские владения создавали на западной границе каганата напряженное положение.

В конце 50-х годов VI в. перед Истеми открылась перспектива успешных военных действий против эфталитов. Шах Ирана Хосров I (531-579), прекративший выплату дани эфталитам и готовившийся к войне с ними, предложил тюркам военный союз против эфталитов.

Союз был скреплен брачным договором — дочь Истеми стала женой Хосрова и впоследствии матерью наследника престола Хормизда. В 563 г. тюркские армии, поддержанные ударом иранских войск на Балх, вторглись в эфталитские земли.

По «Шах-наме», решающая битва произошла под Бухарой. Войско эфталитского царя Гатифара было разгромлено.

Лишь небольшое эфталитское владение в Тохаристане сохраняло некоторое время независимость, но и оно вскоре оказалось под властью Хосрова, который распространил свое влияние на все бывшие эфталитские земли южнее Амударьи.

Трения между Хосровом и тюркским каганом, начавшиеся из-за раздела эфталитского наследства, вскоре переросли в открытый конфликт, причиной которого явились различные экономические интересы обеих держав.

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья — так называемого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле шелком были согдийцы (на центральноазиатском и среднеазиатском участках пути) и персы, контролировавшие путь от Пайканда до Сирии. Основным покупателем шелковых тканей была Византия.

Торговля шелком приносила согдийским купцам и тюркским ханам огромные доходы. Тюрки получали возможность сбывать через согдийцев военную добычу и дань, выплачиваемую им китайскими царствами. Согдийцы сосредоточили в своих руках небывалое количество драгоценных шелковых тканей. Уже с конца IV в. в Согде существовало свое шелкоткацкое производство на местном сырье.

Согдийские шелка высоко ценились не только на западе, их ввозили даже в Восточный Туркестан и Китай. Сбыт этих тканей в VI в. стал важной проблемой для согдийских городов. В Иране и Византийской империи, особенно в Сирии и Египте, также существовало развитое шелкоткацкое производство; сырьем для него был шелк-сырец, ввозимый из Восточного Туркестана и Средней Азии. Однако в VI в.

в Иране и Византии появляется свой шелк-сырец.

Первая попытка сбыть накопившийся у них шелк и договориться о регулярной торговле была предпринята согдийцами в Иране. Согдийский посол Маниах прибыл туда в 566 или 567 г. как представитель тюркского кагана. Хосров, не заинтересованный в увеличении количества шелка на иранском рынке, купил привезенный Маниахом шелк и тут же сжег чужеземный товар.

Тогда Маниах сделал попытку найти путь к более выгодному покупателю — Византии. В 567 г. он возглавил посольство тюркского кагана в Константинополь. Византия, как и Иран, не испытывала острой нужды в согдийском шелке, но была заинтересована в союзе с тюрками против персов.

Тюркское посольство было с почетом принято при императорском дворе, и между тюрками и Византией заключено военное соглашение против Ирана. Вместе с Маниахом в ставку кагана выехал византийский посол Земарх. Каган принял Земарха в своей ставке близ «Золотой горы», на Тянь-Шане. И сразу же предложил византийскому послу сопровождать тюркское войско в походе на Иран.

Попытка шаха дипломатическим путем остановить тюркское наступление не удалась, и тюрки захватили в Гургане несколько богатых городов. Впрочем, уже в 569 г. тюркское войско, вернулось в Согд.

Вслед за тем Истеми перенес военные действия за Волгу и к 571 г. завоевал Северный Кавказ и вышел на Боспор, подчинив аланов и утигуров.

Тем самым каган расчищал трудный обходный путь в Византию, путь через Хорезм, Поволжье и Кавказ или Крым. Византийский историк Менандр упоминает семь византийских посольств к тюркам в конце 60-х — начале 70-х годов.

В 575-576 гг. на короткий срок тюрко-византийские отношения внезапно обострились.

Второй поход тюрок в Иран относится к 588-589 гг. Согласно ирано-арабской традиции, тюркское войско, возглавленное «царем тюрок» Савэ (или Шаба), вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Чобин.

Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука «царя тюрок». Попытка реванша оказалась безуспешной, и между тюрками и персами был заключен мир. В 616-617 гг.

иранский полководец Смбат Багратуни сделал попытку повторить подвиг Бахрама, но его поход не имел политического результата.

Вплоть до разгрома Сасанидов арабами граница между тюркскими владениями в Средней Азии и Ираном оставалась неизменной. Все эти годы, с большей или меньшей регулярностью, караваны с шелком и другими товарами шли на запад и через Иран, и через Хорезм и Поволжье.

Кратковременный период подъема Западнотюркского каганата приходится на время правления каганов Шегуя (610-618) и Тон-ябгу (618-630). Их власть распространилась на территории от Алтая и бассейна Тарима до верховьев Амударьи и Гиндукуша. Столицей каганата стал Суяб — крупный город в долине Р-Чу (ныне городище Ак-Бешим близ г.Токмак, Кыргызстан).

Реализуя договорные отношения с Византией, Тон-ябгу-каган принял личное участие в войне императора Ираклия против Сасанидов и вторгся в Закавказье (627-628). Тюрки захватили огромную добычу во взятых ими Чоре (Дербенте) и Тбилиси. Апофеозом успехов кагана стала его встреча с Ираклием под стенами Тбилиси.

Византийский император возложил на голову кагана свою корону и обещал выдать за него дочь, принцессу Евдокию.

При Тон-ябгу был установлен более строгий политический контроль каганата в практически независимых среднеазиатских государствах, чей вассалитет всегда ограничивался лишь уплатой дани.

В Кундузе (Тохаристан) была учреждена ставка сына кагана, Тарду-шада, в центры других государств были посланы уполномоченные кагана, тудуны, которым вменялся в обязанность контроль за сбором податей и посылкой дани в каганскую ставку.

Местным владетелям были «пожалованы» тюркские титулы, как бы включавшие их в административную иерархию каганата. Подводя итоги правления Тон-ябгу, китайский историограф отмечает: «Никогда еще западные варвары не были столь могущественны».

Деспотический характер власти Тон-ябгу, который, по формулировке китайской хроники, «полагаясь на свое могущество и богатство, стал немилостив к подданным», скоро оказался в противоречии с нарастающими сепаратистскими устремлениями племенной знати, усилившейся в ходе победоносных войн. Пытаясь предотвратить междоусобицу, дядя кагана, Кюль-багатур, убил племянника и провозгласил себя каганом. Однако часть племен поддержала другого претендента на трон, и межплеменная война началась.

Уже к 634 г. каганат утратил все свои владения к западу от Сырдарьи. Государство вступило в полосу затяжного кризиса, главной причиной которого была борьба за власть между знатью двух племенных конфедераций, составлявших западнотюркский союз, — дулу и нушиби.

В 634 г. к власти пришел Ышбара Эльтериш Шир-каган, опиравшийся на нушиби. Он сделал попытку возродить действенность военно-административной системы «десяти стрел». Новые реформы превращали племенных вождей, арканов и чоров, в назначенных или утвержденных каганом управляющих, лично-зависимых от него.

В каждую «стрелу» был направлен уполномоченный центральной власти, член каганского рода. Однако военно-политические ресурсы каганской власти оказались недостаточны для удержания племен в повиновении. Уже в 638 г. племена дулу провозгласили каганом одного из присланных к ним принцев.

После кровопролитной и тяжелой войны между дулу и нушиби каганат распался на две части с границей по р.Или. Ышбара-каган был низложен и бежал в Фергану.

Межплеменная война продолжалась еще 17 лет и привела к вторжению в Семиречье китайских войск (657 г.), нанесших поражение ополчению «десяти стрел» и взявших Суяб. Последний независимый правитель «десяти стрел», Нивар Ышбара-ябгу-каган (Ашина Хэлу китайских источников), был захвачен в плен и через два года умер.

Источники:

1. История Востока; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Москва, 1997

См. также:

Тюркский каганат

Второй Тюркский каганат

Источник: http://www.world-history.ru/countries_about/1808.html

ТЮ́РКСКИЙ КАГАНА́Т

Тюркский каганат

Авторы: И. Л. Кызласов

ТЮ́РКСКИЙ КАГАНА́Т, ряд го­су­дарств 551–745, соз­дан­ных на­ро­дом тюр­ки (тюрк). Управ­ля­лись ро­дом Аши­на. Ка­ган и его же­на-ка­тун упо­доб­ля­лись не­бес­ной па­ре Тен­гри и Умай (см. Тен­гри­ан­ст­во). На­след­ни­ком счи­тал­ся млад­ший брат и пле­мян­ник ка­га­на (прин­цип ле­ст­ви­цы). Стра­на и ар­мия де­ли­лись на центр, пра­вое и ле­вое кры­ло. Гос.

ап­па­рат опи­рал­ся на ие­рар­хию: близ­кие род­ст­вен­ни­ки ка­га­на (те­ги­ны), из них же выс­шая знать (яб­гу, шад, «ма­лые» ка­га­ны); гла­вы тюрк. пле­мён (эль­те­бе­ры, ир­ки­ны); на­ме­ст­ни­ки у др. на­ро­дов (ту­ту­ки); все­го 28 чи­нов. Все сво­бод­ные (эры) не­сли во­ин­скую по­вин­ность, знать со­став­ля­ла ос­но­ву тя­жё­лой кон­ни­цы.

Ар­мия дос­ти­га­ла 100 тыс. чел. «Бо­го­дан­ные» за­ко­ны (тё­рю) и эти­кет до­пол­ня­ло раз­ра­бо­тан­ное уго­лов­ное пра­во с де­неж­ны­ми штра­фа­ми. Ряд эле­мен­тов гос. ап­па­ра­та вос­хо­дит к гос-ву жу­жа­ней. Ис­поль­зо­ва­лись со­гдий­ское, ру­нич. пись­мо (см. Ор­хо­но-ени­сей­ские над­пи­си), брах­ми, кит. пись­мо и язы­ки.

Пер­вые ка­га­ны ста­ра­лись вве­сти буд­дизм.

Пер­вый Т. к. на тер­ри­то­рии Зап. Мон­го­лии ос­но­вал Бу­мын (пра­вил в 534–552), в 551 он из­ба­вил­ся от вла­сти жу­жа­ней, был про­воз­гла­шён Илиг(Пра­вящим)-ка­га­ном. Его сы­но­вья Ка­ра (552–553), осо­бен­но Му­ган (553–572) и Тас­пар (572–582) рас­ши­ри­ли гра­ни­цы Т. к. до Зап.-Ко­рей­ско­го зал., Ве­ли­кой Ки­тай­ской сте­ны, Са­ян, Бай­ка­ла.

Брат Бу­мы­на Ис­те­ми (ум. 575) воз­гла­вил по­ход на за­пад (пре­сле­дуя бе­жав­ших авар), в сою­зе с Са­са­ни­да­ми раз­гро­мил эф­та­ли­тов, к 567 ус­та­но­вил гра­ни­цу по Аму­да­рье (Хо­резм при­знал власть или стал со­юз­ни­ком Т. к.). К 570/571 Т. к. кон­тро­ли­ро­вал Сев. Кав­каз, зем­ли до Ниж­не­го До­на, Ср. По­вол­жья.

С 567 ус­та­нов­ле­ны ак­тив­ные ди­пло­ма­тич. и тор­го­вые кон­так­ты с Ви­зан­ти­ей (с пе­ре­ры­вом, ко­гда в 575–576 сын Ис­те­ми Тюрк­санф раз­гро­мил Бос­пор, ок. 580 до­шёл до Хер­со­не­са). В ре­зуль­та­те Т. к. по­лу­чил кон­троль над Ве­ли­ким шёл­ко­вым пу­тём, ми­нуя Иран. Ос­лаб­ле­ние цен­тра, вой­на зап. и вост. час­тей Т. к. (581–603) с уча­сти­ем кит.

гос-ва Суй, го­лод­ные го­ды при­ве­ли к рас­па­ду Т. к. на две час­ти.

Вост. Т. к., со­кра­тив­ший­ся до тер­ри­то­рии в осн. Мон­го­лии, при Ши­би-ка­га­не (609–619) и Эль-ка­га­не (620–630) ок­реп, всту­пил в борь­бу с Ки­та­ем. Од­на­ко ог­ра­ни­че­ние прав тюрк.

ари­сто­кра­тии, опо­ра на со­гдий­цев и не­пре­рыв­ная вой­на вы­зва­ли сму­ту и под­чи­не­ние Ки­таю (Тан) в 630. Тюрк. знать ста­ла но­сить кит. ти­ту­лы, по­лу­ча­ла от им­пе­ра­то­ра адм. власть.

Зап. Т. к. при Ше­гуе (611–618) вла­ст­во­вал до Ал­тая, бас­сей­на р. Та­рим, При­па­ми­рья. Тон-яб­гу-ка­ган (618–630) рас­ши­рил гра­ни­цы до Верх­ней Аму­да­рьи и Гин­ду­ку­ша, в сою­зе с ви­зант. имп. Ира­к­ли­ем I во вре­мя вой­ны с Ира­ном до­хо­дил до Тби­ли­си.

Цен­тром ста­ло Се­ми­ре­чье, сто­ли­цей – Су­яб на р. Чу (го­ро­ди­ще Ак-Бе­шим у совр. г. Ток­мак). Вост. (ду­лу) и зап. (нуш­би) кры­лья вклю­ча­ли по 5 ту­ме­нов, под­чи­нён­ные зем­ли со­хра­ня­ли ав­то­но­мию. По­ли­тич. ста­биль­ность спо­соб­ст­во­ва­ла про­цве­та­нию го­ро­дов и зем­ле­дельч.

рай­онов Со­гдиа­ны и др.; се­реб­ря­ные иран. драх­мы и брон­зо­вые кит. мо­не­ты име­ли тюрк. над­че­кан. Од­на­ко рост се­па­ра­тиз­ма при­вёл к за­тяж­но­му по­ли­тич. кри­зи­су. К 658 вос­ток Зап. Т. к. по­пал под кон­троль Ки­тая, по­ста­вив­ше­го здесь гар­ни­зо­ны.

На за­па­де сло­жил­ся Тюр­геш­ский ка­га­нат (699–766).

Вост. Т. к. (т. н. Вто­рой) был воз­ро­ж­дён Кут­лу­гом [Иль­те­риш(Эль­те­риш)-ка­га­ном; 682–691]. Он и его брат Ка­па­ган-ка­ган (691/692–716) в осн. вос­ста­но­ви­ли гра­ни­цы Пер­во­го Т. к. в Центр. Азии. Гос.

идео­ло­ги­ей стал при­зыв к воз­вра­ту древ­них ус­та­нов­ле­ний, что обес­пе­чи­ва­ло мо­гу­ще­ст­во и про­цве­та­ние. В 711 на за­па­де бы­ли раз­би­ты кар­лу­ки и тюр­ге­ши, но в 714 дви­же­ние Вост. Т. к. на за­пад ос­та­но­вил араб. пол­ко­во­дец Ку­тей­ба.

В ук­ре­п­ле­нии гос-ва и вой­нах важ­на роль Тонь­ю­ку­ка, сы­но­вей Кут­лу­га Биль­ге-ка­га­на и Кюль-те­ги­на. По­сле удач­ных войн был ус­та­нов­лен проч­ный мир с тюр­ге­ша­ми и Ки­та­ем, но рос­ла внутр. сму­та: в 734 Биль­ге от­ра­ви­ли, за­тем за 11 лет сме­ни­лось 7 вла­дык.

Вос­став­шие кар­лу­ки, бас­мы­лы, уй­гу­ры в 742–744 унич­то­жи­ли Вост. Т. к., в 745 его сме­нил Уй­гур­ский ка­га­нат.

Источник: https://bigenc.ru/world_history/text/4213542

Великий Тюркский каганат — Статьи

Тюркский каганат

«Если ты, тюркский народ, не отделяешься от своего кагана, от своих бегов, от своей родины… ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечально!» — писал Йолдыг-тегин, тюрок из каганского рода, первый известный по имени тюркский автор.

Великое переселение народов коренным образом изменило этнополитическую ситуацию в Великой степи. Уже в I тысячелетии н. э. доминирующее положение заняли тюркские племена. Около 545−547 гг. на территории Великой степи образовалась первая тюркская держава — Великий Тюркский каганат. Создателями были хан Бумын и его брат Истеми.

Говоря о появлении древних тюрок, следует остановиться на происхождении их правящего клана — рода Ашина. Пятьсот семейств этого рода было среди племён, побежденных тобасцами при покорении ими Северного Китая. Слово «Ашина» означало «волк», «А» — это префикс уважения в китайском языке. То есть «Ашина» переводилось как «благородный волк».

Тюркские каменные изваяния в Чуйской долине

Китайцы называли подданных ханов Ашина тю-ку, отсюда и появилось «тюрк». Монгольский суффикс был добавлен, так как в древнетюркском языке все политические термины оформлялись монгольским множественным числом.

Покорив племена вокруг себя, хан Бумын и Иштеми перенесли свою ставку в бассейн реки Орхон, где потом возник город Каракорум.

Тюрки

Власть каганата в эпоху расцвета (правление Мукан-кагана, 553−572 гг.) распространилась на огромную территорию от Дона до Амура и от Енисея до предгорий Тибета.

То есть на территории современного Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана.

В степях Причерноморья Мукан-каган, сын кагана Истеми и византийской принцессы, воевал в союзе с Византией против Ирана и совершил победоносный поход против Китая в районе Кашгарии и Уйгурии.

Господства над Средней Азией тюрки добились в войне с государством эфталитов, которых сокрушили в 561−687 гг. В то же время данниками тюркской державы стали северокорейские государства Цинь и Чжоу. В ее состав входили богатые оазисы Тохарисан, Чач, Фергана, Хорезм. Наместники кагана собирали дань в городах будущей Хазарии, Крыма, на берегах Черного и Каспийских морей.

Тюркский воин

В каганате была проведена реформа — созданы десять «стрел», десять частей империи по числу главенствующих племен в государстве. Федерация десяти «стрел» стала примером для административных реформ дальнейшего времени — эпохи Саманидов и в более позднее время.

Наследие высокоразвитой материальной и духовной культуры тюрок восприняли многие народы тюркской языковой семьи — татары, чуваши, казахи, узбеки, турки и т. д. Появилась письменность, была создана своя литература, получили распространение мировые религии.

Уйгурская крепость в Туве, конец VIII в. — начало IX в.

Археологами обнаружены уникальные памятники тюркской письменности — рунические надписи-эпитафии. Они наносились на монументальные надгробия вождей и знатных воинов, восхваляли доблесть, мудрость, решительность, счастье и удачи в сражениях.

Вот что гласит одна из рунических эпитафий на двухметровой каменной стеле с берега Енисея: «Мои супруги, мои сородичи, — я разлучен с вами, печально, горько! Мои родичи-свойственники! Я — знаменитый Чекюнг-тутук, — о, жаль мне — я разлучился с вами! … Ваш хан ощущает потерю Вас, а Ваши соратники клянут себя в Вашей смертию. Такова была моя тризна. Теперь мы разлучились!».

Кроме того, тюркские рунические надписи говорят о религии древних представителей племени. Их верховным божеством было Небо — Тенгри. Небо несло свет и было соединено с Солнцем.

Наряду с Небом тюркская аристократия почитала своих предков — родоначальника Ашина и его супругу волчицу.

Несмотря на то, что возникали и распространялись синкретические формы религиозных представления, никаких конфликтов на этой почве не возникало.

Алтайское каменное изваяние

Время Великого Тюркского каганата подошло к концу, когда в 589 году в Китае началась эпоха правления династии Суй, а в самом каганате начались междоусобицы.

Одна из надписей говорит о расслоении тюрков в результате усилий китайской дипломатии: «…Табгачам удалось, так тюрков расслоить, что стал каган никем и стал народ ничем…». Правителей подкупали золотом, шелками и другими предметами роскоши. А народ тем временем беднел, государство слабело.

И управлять такой территорией без железнодорожного сообщения, телеграфа, авиации было невозможно.

По мнению Льва Гумилёва, завоевав огромную территорию, населённую многочисленными и храбрыми народами, тюркские ханы оказались в зависимости от лояльности своих подданных, и особенно это проявилось на западе, где основатели Великого Тюркского каганата оказались в ничтожно малом количестве. В 581 году Великий Тюркский каганат перестал существовать как единое государство — он распался на две части: восточную и западную.

Источник: https://diletant.media/articles/36811184/

Древние тюрки. Тюркский каганат | История Сибири

Тюркский каганат

Потомки серой волчицы

В 552 году в Центральной Азии родилась огромная кочевая империя — Первый Тюркский каганат. Не остались в стороне от его кровавой истории и просторы Сибири — долины Алтая и Минусы, Приобское плато, глухая южная тайга вместе со всем населением.

Двадцати лет тюркскому государству хватило, чтобы стать влиятельнейшей евразийской державой с границами, протянувшимися от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе.

Её правитель, каган Истеми, установил равноправные политические и торговые отношения с «владыками мира» того времени — Византией, сасанидским Ираном и северокитайскими царствами. Северное Ци и Северное Чжоу фактически превратились в данников каганата.

Ядром нового законодателя мировых судеб был «тюрк» — народ, сложившийся в глубине алтайских гор.

Согласно легенде, древние тюрки ведут происхождение от мальчика — потомка «отдельной отрасли Дома Хунну». Когда все его сородичи оказались перебиты воинами из соседнего племени, мальчика с отрубленными руками и ногами враги бросили умирать в болото. Здесь калеку нашла и кормила волчица.

Одним из детей выросшего мальчика и волчицы был Ашина — «человек с великими способностями». Его потомок Асянь-шад переселился на Алтай. На новом месте пришельцы смешались с местным населением и образовали новый народ — тюрк, правящим родом которого стал Ашина.

Потомок Асянь-шада Бумынь (в другой транскрипции, Тумынь) и основал Первый Тюркский каганат.

По другому преданию, предки тюрков происходят из племени Со, обитавшего некогда на севере от хунну. У его главы Апанбу было 70 братьев (по другой версии — 17). Самый старший из них, Нишиду (или — Ичжинишиду), родился от волчицы и обладал выдающимися способностями. Под стать ему были и жёны — дочь лета и дочь зимы.

Дочь лета родила ему четырех сыновей, и один из них — Нодулу-шад, принявший имя Тюрк, — правил в горах Басычусиши. У Нодулу было 10 жен, и сын Ашина — от младшей из них. После смерти отца унаследовать его власть должен был тот из сыновей, который выше всех вспрыгнет на дерево. Это удалось сделать Ашине.

Став вождем, он принял имя Асянь-шад.

Вся история каганата полна войн и междуусобиц. Его территория была слишком велика, а население чересчур разнородно, чтобы государство твёрдо держалось на ногах.

Каганат ожидала судьба всех империй древности, созданных силой оружия и не спаянных общностью хозяйственной жизни, империй, которые, начиная с державы Александра Великого, ненадолго переживали своих создателей.

В 581 году великая держава развалилась на два враждующих и неустойчивых объединения — Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии) Тюркские каганаты. Последний быстро пришел в упадок и в 630 году пал под ударами армии китайской империи Тан.

Западный Тюркский каганат ещё 20 лет сохранял свое господство в Средней Азии, в 651 году и его основные силы потерпели поражение от китайских войск. Правда, покой на границах «Поднебесной» продолжался недолго.

Бесконечная череда волнений и восстаний привела через сорок лет к появлению еще одного могущественного государственного образования — Второго Тюркского каганата во главе с правителем Ильтересом все из того же рода Ашина. Вскоре каганат распространил свою власть на земли Забайкалья, Семиречья, Маньчжурии. Территории Алтая и Тывы теперь составили лишь северную его окраину.

Рис. 1. Долина р. Катунь — столбовая дорога кочевых цивилизаций.Рис. 2. Тюркская баба. Когда-то такие каменные скульптуры усатых мужчин с сосудом в руках украшали горные степи Алтая, Тывы, Монголии и Семиречья. Как правило, талии их охвачены поясами с подвешенным к ним оружием. Ставили их у небольших каменных оградок. Нередко близ них располагались цепочки вертикально врытых камней — балбалов. Считается, что эти скульптуры — изображения предков-покровителей тюркского народа. Каменные бабы, оленные камни и бронзоволицые кумиры западно-сибирской тайги имеют одну общую черту. Всем этим изображениям полагалось оружие: выбитое на камне — у степных кочевников, и настоящее — у таёжников. У тюркских скульптур левая рука прижата к поясу — знак уважения, распространенный у многих народов Сибири и Центральной Азии. Скульптура как бы передает или принимает сосуд. Чем наполнен этот сосуд, пока неясно. Возможно, священным питьем, аналогичным тому, что ставилось перед изваянием. Размер 150x45x20 сантиметров. VII—IX вв. Левый берег р. Актру, Горный Алтай. МА ИАЭТ СО РАН.
Рис.3. Все тяжеловооруженные тюркские воины имели несколько луков и колчанов со стрелами для дальнего боя, длинные копья для атаки сомкнутым строем, мечи, палаши, сабли и топоры для действий в ближнем бою, арканы. боевые ножи и тяжёлые плети, служившие вспомогательным оружием. Лошади и всадники защищались разнотипными, ярко раскрашенными панцирями, связанными как из отдельных металлических или кожаных пластинок, единенных между собой ремнями, так и из сплошных кожаных лент.
Рис. 4. Решетчатый каркас хуннского времени, предшественник жёсткого седла. I в. до н. э. — I в. н. э. Могильник Ноин-Ула, Монголия.Рис. 5, а—в. Скифское седло (ранний железный век). Резные медальоны на торцах седла (а), деревянные дуги (б), стеганые подушки, являвшиеся основой седла (в). Подушки накрывались войлоком, украшенным аппликациями в «зверином стиле». Урочище Пазырык. Горный Алтай. Санкт-Петербург. Эрмитаж.Рис. 6, а—в. Широкие плоские полки (а) лежат на боках лошади и «зажимаются» между высокими вертикальными луками (б). Под этими луками располагаются торцевые вставки (в). IV—VI вв. Реконструкция по материалам Юго-Восточной Азии
Рис. 7, а—г. Задние луки седел древние тюрки делают наклонными и украшают их иногда роговыми накладками. Такие декоративные элементы могли покрывать обе луки или только одну из них: а, г — роговая составная накладка на заднюю луку седла. VII—VIII вв. Могильник Верх-Кальджин. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН; б — реконструкция каркаса седла по материалам памятника Верх-Кальджин. VII—VIII вв. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН; в — роговая накладка на переднюю луку седла со сценой охоты. VI—VII вв. Могильник Кудэргэ, Горный Алтай. По А. А. Гавриловой. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Наивысшего расцвета государство достигло во времена правления Бильге-кагана (716—734 гг.).

Тюрки разгромили сначала китайских союзников, а потом и Китай, который после этого был вынужден согласиться на мир с могучим победителем и выплату ему дани, однако после смерти Бильге среди его наследников началась борьба за престол.

В 744 году был убит последний правитель каганата Озмиш, и Второй Тюркский каганат прекратил свое существование. На его месте возник Уйгурский каганат (745—840 гг.).

Но, потерпев поражение, тюрки не исчезли с исторической арены.

Часть населения Горного Алтая, его степных предгорий и Центрального Казахстана откочевала на север в западно-сибирские лесостепи (Обь-Иртышское междуречье, Приобье), где внесла свою лепту в сложение сросткинской культуры и значительно повлияла на развитие местных верхнеобской, релкинской, усть-ишимской культур.

Другие, вместе с енисейскими кыргызами, участвовали в изнурительной войне с уйгурами (820— 840 гг.), завершившейся разрушением уйгурской столицы, города Ордубалык на реке Орхон. Новый, уже Кыргызский, каганат включил в свой состав Алтай с предгорьями и земли на западе почти до Прииртышья.

В середине X века под ударами монголоязычных киданей енисейские кыргызы покинули территорию Монголии, сохранив за собой владения лишь в Южной Сибири — на землях Горного Алтая, Тывы и Минусинской котловины. Примерно к этому же времени относится последнее упоминание о древних тюрках в китайских династийных хрониках.

Кидани (китаи) — монголоязычные племена охотников и скотоводов, кочевавшие на территории современной юго-восточной части Внутренней Монголии. Известны по китайским летописям с IV века. Непрерывно воевали с соседними племенами, тюрками, Китаем.

В VI—VII веках консолидация киданьских племен привела к созданию государственного образования — союза племён с выборным правителем во главе. В X веке у киданей складывается империя.

К упорядочению государственного аппарата привлекаются выходцы из Китая, строятся города, крепости, дороги, развиваются ремесла, торговля. С 947 года вводится новое летоисчисление, и государство получает название Великое Ляо.

У киданей развиваются история, литература, медицина, архитектура, искусства, поэзия, письменность. С распространением буддизма появляется книгопечатание (ксилография).

Империя киданей после серии победоносных войн раскинулась на территории от берегов Японского моря до Восточного Туркестана и от Желтого моря до Забайкалья и была самой могущественной в Восточной Азии. Сунский Китай, проиграв войну, платил ей ежегодную дань. С конца XI века начался упадок империи киданей. В 1120 году тунгусоязычные племена чжурчженей уничтожили государство Ляо. Часть киданей ушла на запад в Среднюю Азию.

Влияние тюрков на исторические судьбы и материальную культуру народов Сибири и Центральной Азии было столь велико, что период господства Первого и Второго Тюркских каганатов археологи зачастую называют просто «тюркским временем».

В это время целый ряд открытий кочевой культуры распространился по землям оседлого населения от востока Азии до Европы, и, в свою очередь, немалое число достижений земледельческого населения стало достоянием кочевников.

В эпоху Первого Тюркского каганата были созданы руническая письменность, появились новые виды конской упряжи, одежды, оружия.

Крупнейшим событием в истории техники, во многом определившим облик эпохи, явилось изобретение жёсткого каркасного седла и стремян. Резко расширились боевые возможности всадников, и возросла ударная мощь тяжёлой кавалерии.

Сидя в прочных сёдлах с жёстким каркасом и упирая ноги в подножки стремени, наездники получили необыкновенную свободу движений, что немедленно привело к созданию новых типов оружия.

Это не могло не сказаться на тактике ведения боя.

Сёдла скифского времени представляли собой две набитые шерстью и волосом подушки, соединявшиеся над хребтом лошади кожаной перемычкой.

По краям, обращённым к шее и крупу лошади, они утолщались и украшались тонкими дужками и парными резными пластинами из дерева или рога. На спине животного такое седло крепилось с помощью подпруги, нагрудного и подхвостного ремней.

Подобное устройство лишь незначительно снижало давление массы всадника и его амуниции на спину лошади. Кроме того, мягкое седло не давало ездоку опоры при встречном ударе.

На рубеже эпох (I в. до н. э.—I в. н. э.) появились жёсткие каркасы, состоявшие из двух узких дуг, которые соединялись между собой несколькими рейками.

Мнения специалистов, высказанные по поводу назначения данных решетчатых каркасов, отличаются.

По одной вере конструкция была опорной частью вьючных седел, по другой — деревянные поперечины проходили внутри кожаных подушек, образуя основу мягкого седла. Во всяком случае, такой каркас можно назвать прямой предтечей жёсткого седла.

На следующем этапе его создания место подушек заняли две доски, располагавшиеся по бокам лошади. С торцов они скреплялись широкими дугообразными луками, «выросшими», как считается, из декоративных деревянных накладок скифских седел. Луки опирались на спину лошади.

Чтобы не мешать её движениям, расстояние между ними старались сделать минимальным. Такое седло буквально зажимало седока, давало ему прочную опору и даже защищало от удара копьём. Подобные приспособления для всадников хорошо известны по материалам Кореи и Японии IV—VI веков, где, вероятно, они и были изобретены.

Преимущества этого изобретения очевидны — во-первых, обеспечивалась высокая посадка ездока; во-вторых, сидя в таком всадник мог вполне успешно действовать копьем, не опасаясь при неверном движении слететь со своего коня. Но садиться в такие седла-замки в длиннополой бронированной одежде было крайне неудобно.

Тогда с левой стороны седла появилась специальная подложка —  прообраз будущего стремени.

В VI веке каркас ещё более усовершенствовался. Продольные доски между луками увеличились по длине. Теперь луки уже просто ставились сверху на дощатую основу, которая приобрела характерную, с лопастью посередине, форму.

Так вес всадника равномернее распределялся по седлу — соответственно, уменьшилось его давление на хребет лошади. Выступающие края позволили привязывать стремена перед передней лукой, а не перебрасывать, как это было раньше, связывающую их верёвку поперёк седла.

Чуть позже заднюю луку ставили уже под углом к горизонтали и делали её, подобно передней, цельноструганной. Всадник получил возможность отклоняться в любую сторону, откидываться назад, о спрыгивать на землю и, как говорят, «птицей взлетать» на коня. Подвижность кавалерии значительно возросла.

Описанное седло впервые появилось где-то на границе оседлого и кочевого миров, в зоне контактов скотоводческих и земледельческих культур Северного Китая. Отсюда и началось его триумфальное шествие по всему миру.

Примерно в том же районе были изобретены и стремена. Сначала парные деревянные подножки выгибались из деревянного прута и обкладывались железом или медью.  Довольно скоро выяснилось, что деревянная основа не нужна.

Некоторое время стремена делались из плоских железных листов. Однако узкая пластина резала ногу, подножка (нижняя часть стремени, на которую опирается нога) приобрела расплющенную форму.

Позднее стремена целиком отковывались из металлического прута.

«Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.

Источник: http://history.novosibdom.ru/node/31

Тюркские каганаты

Тюркский каганат

В Центральной Азии возникает Великий Тюркский каганат (552-744 годы). Тюрки считали своим предком Ашина — мифического сына волчицы. Вот что рассказывает об этом легенда.

На небольшой род напали враги. Храбро сражались воины, но захватчики превосходили их числом — на каждого приходилось по 40 врагов. Никто не уклонился от боя, никто не попросил пощады. Враги были безжалостны, они истребили всех — мужчин, женщин, детей, стариков. Только одного сына вождя оставили в живых. Отрубили ему обе руки и бросили в болото.

Пусть возродится от тебя твой храбрый род! — дико хохотали они. Их зловещий смех долго звучал в ушах мальчика.Наступила ночь. Медленно теряя сознание, мальчик еще слышал завывание шакалов, уханье совы, шипение змей в ближней траве. Вот послышался издалека волчий вой. Он приближался все ближе и ближе… На краю болота. появилась огромная волчица.

У несчастного ребенка не было сил кричать, и он безмолвно смотрел на нее. Но волчица явно искала не добычу. Она схватила мальчика зубами за воротник верхней одежды, вытащила из болота и стала зализывать ему раны. Затем накормила своим молоком…Шли годы. Мальчик, за которым заботливо ухаживала волчица, вырос и превратился в стройного молодого мужчину.

Спустя некоторое время он погибает от рук врагов. Волчица ищет спасения в далеких Алтайских горах, у нее родились десять сыновей. Они выросли, женились на девушках, населявших Турфанскую низменность, и каждый стал главой отдельного рода. Самый энергичный и деятельный из всех — старший сын Ашина остался на Алтае, и от него произошли древние тюрки.

Второй возглавлял кыргызов, поселившихся на Енисее. Остальные братья выбрали для продолжения другие территории,

Легенда есть легенда. Но тюрки связывают свое происхождение именно с волком. И в этом нет ничего удивительного. Многие народы Азии считают своими предками тех или иных животных. В преданиях тюрок говорится, что кыргызы является одной из их ветвей, что у них общий предок.Род Ашина на Алтае поначалу подчинялся жуан-жуаням, господствовавшим в Центральной Азии.

Основным занятием рода было скотоводство, так как Алтайские горы с их богатым разнообразием создавали для этого благодатные условия. Затем люди освоили добычу и выплавку железа из руды. Научившись изготавливать из железа оружие, род Ашина набирает силу.Видимо, в это время и появляется наименование — “тюрк”, которое означало “сильный”, “крепкий”.

На первых порах тюрками именовали только правителей рода, но постепенно это название распространилось на род в целом, племя, племенные союзы, а позднее и на все государство. Название “тюрк”, согласно китайским источникам, впервые упоминается в 542 году как “туцзие”.Великий Тюркский каганат основал каган Бумын, выходец из рода Ашина.

Как и многие другие, его род находился под властью жуань-жуаней. Его сородичи добывали руду, выплавляли железо, изготавливали им оружие, необходимые орудия труда и т.д. Однако одновременно Бумын обучал своих воинов владеть мечом, луком, вооружал их, подготавливая к борьбе с врагом.Зимой 552 года Бумын напал на жуань-жуаней и полностью разгромил их.

После этой победы Бумын принял титул правителей жуань-жуаней — “илиг каган”. Так в Центральной Азии возникает великий Тюркский каганат (552—603 годы). Некоторое время спустя под властью Тюркского каганата оказались и кыргызы.Возвышение каганата связано с периодом правления каганов Мухана, Истеми и Таспара.

Они сумели подчинить себе территории других племен и таким образом расширить владения каганата, развить торговлю с другими странами и племенами. Даже китайское государство платило им подати.Однако главные внешние враги каганата — Китай и Иран предпринимали все усилия, чтобы ослабить силу и могущество каганата.

Да и в самом каганате назревал раскол, участились интриги среди приближенных ко двору. В результате в 603 году великий Тюркский каганат распался на два самостоятельных государства — Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.

В Западнотюркский каганат (603—704 годы) вошла большая часть Центральной Азии, в том числе Семиречье, Тянь-Шань, Фергана и Восточный Туркестан. Столицей государства первоначально был город Талас, затем она была перенесена в Чуйскую долину — город Суяб (недалеко от современного города Токмок).

Укрепление могущества западных тюрок приходится на время правления Тон джабгу кагана — 618-630 годы. Современники высоко оценивали его как политика и военачальника. Китайские летописцы писали о нем: “Он ничего не боялся и был дальновидным человеком. Из любой схватки выходил победителем”. Тон джабгу каган вел активную антииранскую политику. В результате успешного похода он отнял у Ирана Тохарстан, захватил весь Афганистан и север Индии. Заручившись поддержкой императора Византии Ираклия, он напал на владения иранцев в Закавказье, захватил города Дербент, Тбилиси и Партав.Тон джабгу каган провел важную политико-административную реформу, уравняв в правах родовую знать кочевых и проживавших в оазисах Средней Азии и Восточного Туркестана земледельческих племен. Однако начинания кагана не получили поддержки у представителей кочевой знати, ранее пользовавшейся более привилегированным положением. Их недовольство резко усиливается, и вскоре один из них неожиданно нападает на Тонкабгу кагана и убивает его.Эти события положили начало междоусобицам и распрям между племенами Западнотюркского каганата. Правда, в борьбе с внешними врагами они еще предпринимали согласованные действия. Только благодаря объединению усилий им удается противостоять захватническим устремлениям Китайской империи. Однако даже это не может предотвратить процесс постепенного разрушения каганата.

В 704 году был убит 23-й каган династии Ашина. Тюргешские каганы, захватившие власть, образовали в Семиречье и Тянь-Шане Тюргешский каганат (704-766 годы).

Тюргеши принадлежали к одному из тюркских народов. Они подразделялись на два рода — “желтые” и “черные“, которые постоянно враждовали между собой. На момент прихода тюргешей к власти они господствовали на большей части территории Западнотюркского каганата, а также владели территориями вдоль реки Иртыш.

Тюргеши нанесли решительные удары по надвигавшимся на Центральную Азию с запада арабским завоевателям и тем самым предотвратили завоевание ими Ферганской, Таласской и Чуйской долин.В середине VIII века на территории Центральной Азии происходит столкновение двух крупнейших держав — Китая и Арабского халифата, претендовавших на господство в регионе.

Решающее сражение состоялось в 751 году близ города Атлах на реке Таласе. Китайская армия потерпела поражение и понесла большие потери. В этом сражении местное население выступило на стороне арабов. Однако, несмотря на это, оно не позволило арабам установить свою власть в Семиречье.

Атлахское сражение имело большое значение для народов Средней Азии: оно положило начало сближению тюрок Тянь-Шаня с развитой цивилизацией Западной Азии, а не с Китаем.Со временем борьба за власть между “желтыми” и “черными” тюргешами усиливается, что приводит к ослаблению государства. Это обстоятельство умело использовали карлукские племена.

Государство карлуков (766—840 годы). Карлуки входили в западную ветвь тюркских народов и говорили на тюркском языке. Они переселились в Семиречье в 746 году и за короткий срок крепко обосновались здесь, упрочили свое положение и влияние.

Воспользовавшись распрями внутри тюргешей, карлуки захватили власть в Тюргешском каганате и основали свое государство. Правитель имел титул “джабгу” (властитель). Поэтому в истории их государство называют еще карлукским джабганатом.Власть карлуков в Тянь-Шане была на первых порах сильной, но постепенно она ослабела и утратила свое влияние.

В результате постоянных нападений надвигающихся с запада арабов, объявивших “священную” войну за ислам, карлуки раз за разом теряли подвластные им территории. К тому же, входящие в это государство племена чигилей, ягма, тюргешей сами стремились к самостоятельности и поэтому лишь формально признавали власть карлукского джабганата.

Ослабление позиций и обострение политических противоречий в государстве карлуков совпало по времени с другим событием — сокрушением енисейскими кыргызами в 840 году Уйгурского каганата, занимавшего территории на Орхоне. Преследуя уйгуров, кыргызские племена дошли до Тянь-Шаня — территории современного Кыргызстана — и поселились по соседству с карлуками.

В государстве карлуков в это время сферы своего влияния расширило племя чигиль, составившее позднее основу возникшей здесь державы Караханидов.

Источник: https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/history/kyrgyz-in-vi-xii-centuries/447-tyurkskie-kaganaty.html

Тюркский каганат

Тюркский каганат

Великий Тюркский каганат образовался в 552 году., когда вождь племени Ашин — Бумын был провозглашен каганом. С этого времени этноним «тюрк», дословно означающий «сильный», «крепкий», закрепился в качестве собирательного имени за всеми племенными объединениями-государствами.

В последующие тридцать лет наследники-продолжатели дела основателя империи Бумына — Истеми, Мугань, Кара-Чурин Тюрка и Тобос внесли существенный вклад в реализацию общетюркской мечты — превращение Тюркского каганата в мировой колосс.

Территория тюркского каганата

Наивысшего расцвета Великий Тюркский каганат достигает во второй половине VI века в процессе освоения новых территорий и включения в него потенциала покоренных племен. Его территория простиралась от Маньчжурии до Северного Причерноморья, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи.

Значительная часть Южного Урала и Нижнего Поволжья, включая территорию современного Татарстана, также входила в состав каганата. «Свое гигантское государство, простиравшееся от Черного моря до Тихого океана, тюрки назвали Вечный Эль, как бы утверждая этим свою власть на вечные времена».

Политика Тюркского каганата

Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.

Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.

Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений.

Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза.

Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.

Боевое искусство Тюркского каганата

Имперский характер государства требовал постоянного внимания к совершенствованию военного дела, усилению боеспособности армии.

«Победы коктюрков, в результате которых они стали хозяевами половины мира, были не случайными: они создали эффективную системы  управления армией». Войско коктюрков состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

Конница являлась основной ударной силой военных действий, она была приспособлена к действиям и в степи, и в горах. Соответственно ее предназначению воины-кавалеристы были хорошо вооружены.

Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке.

Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла.

Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.

Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.

Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.

В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.

Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.

Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.

Во многом это было связано с трансформацией кочевого образа жизни, уклада хозяйствования и стиля мышления, сутью которой является смена «завоевательно-переселенческой» мировоззренческой установки на философию «завоевания — покорения — подчинения». С ней связаны все наиболее кардинальные перемены в решающих сферах жизнедеятельности.

Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.

Создание Великой Тюркской империи было, пожалуй, единственной и безальтернативной формой решения этапной исторической задачи — «собирания разбросанных тюркских камней» и завершения длительного процесса формирования общетюркской цивилизации.

Культура Тюркского каганата

Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами.

Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры.

Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.

Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.

Письменность в Тюркском каганате

Ярчайшим свидетельством ее высокого уровня явилось появление и развитие общетюркского языка и древнетюркской рунической письменности, которая стала предпосылкой для сильного культурного рывка общества. Культура и образованность для тюрков постепенно становятся явлением достаточно обычным и привычным.

«Впервые традиции общей письменной цивилизации оказались распространенными на территории, став достоянием не отдельного племени (какими были рунические письменности кочевников до тюрков), а всей империи». Расширилась социальная база письменной культуры и территория ее распространения. «Руническая письменность была распространена и активно использовалась во всей зоне обитания древнетюркских племен.

Этот вывод имеет исключительное значение для определения роли фактора образованности в формировании культурного облика татарского народа. В его иерархической системе ценностей образованность, просвещенность и цивилизованность всегда имели статус главных, приоритетных.

Материализованными формами тюркской письменности выступают орхоно-енисейские надписи, выполненные на камне, бумаге, строениях и предметах быта. Особый интерес представляют эпитафии, имевшие многожанровый характер и широкую функциональную нагрузку.

Специалисты рассматривают их как средство монументальной пропаганды и источники изучения тюркского права, как своеобразное дидактическо-педагогическое наставление-завещание; как сборник идейно-нравственных и духовных ценностей и кодекс морали и этики, а также как памятники общетюркской поэзии.

Памятники-эпитафии манифестировали идею вечного божественного эля, т.е. имперскую идею, слитую и неотделимую от истории.

«Записи на орхонских каменных книгах-памятниках мировой культуры VI — VIII века  поражают величием духа, мощью слова, концентрацией сил древнего космоса, сечи кровавой, гулом битв и сражений предков, призывом к миру и добру, плачем, скорбью по погибшим героям, стремлением к объединению тюркских племен во имя благоденствия народа».

Орхрнно-енисейский памятник — это открытая книга мудрости, написанная на основе собственно тюркского алфавита, которым пользовались длительное время многие тюркские народы. Это послание создателей древнетюркской империи своим наследникам.

Ученые Тюркского каганата

Рождение тюркской историографии как особого направления в системе научных знаний связано с именами двух отцов-основателей древнетюркской исторической школы — Тоньюкука (Апа-Тархан) и Иоллыг-тегина.

Это выдающиеся мыслители и самые древние из известных нам тюркских историков. Но в самом факте появления историографии как наиболее высокой формы исторического самосознания, самопознания своей культурно-исторической идентичности необходимо видеть интегрированный признак осознанности единства, сплоченности и величия своего народа, своей цивилизации.

Общетюркский цивилизационный дом за 200 лет своего существования подготовил к самостоятельной жизни целое поколение новых «потрясателей Вселенной».

Могучий тюркский этнокультурный корень дал крепкие «побеги» в форме десятков каганатов (Уйгурский, Тюргешский, Карлукский, Караханидский, Кимакский и др.), государств и даже империй. Каждый из них имел исторический срок самореализации и формы самопроявления на исторической арене.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/tyurkskij-kaganat/

§ 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (553-603 гг.) | 7 класс Учебник

Тюркский каганат

§ 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (553-603 гг.)

Территория Тюркского каганата. Сформировавшийся в на­чальныйсредневековый период в Евразии Тюркский каганат за­нимал огромную территорию,начиная с востока Алтая и закан­чивая западным побережьем Каспийского моря (см.карту).

Гос­подство каганата распространялось на обширнейшие просторы сюго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Пер­сией (Ираном). Наэтой территории и возникло одно из первых феодальных государств — Тюркскийкаганат.

Этнический состав населения. Основное население каганатапредставляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племенателе (тирек) (общее название многих тюрк­ских племен).

Судя по китайскимлетописным источникам, от на­звания «теле» впоследствии произошло название«тюрк». Поэтому названия «теле» и «тюрк» имеют одинаковые смысл и значение.

Средитюркоязычных племен в состав населения Тюркского кага­ната входили более 30племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.

Борьба тюрков за свою независимость. Политическое поло­жение.Об этом в древнихлетописях говорится: «В 545 году к тюркскому — правителю прибыл посланник китай­скогоимператора».

Целью визита было установление отношений между двумя правителями.В это время тюркские племена вели борьбу против господст­ва жужаней (авар).

Тюркский каган (титул правителя у древних тюркских народов) Бумынъ стремился освобо­дитьсяот власти Жужанского ханства во главе с каганом Анагуем.

Постепенноусиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искалиповод для вой­ны с Жужанским каганатом. С этой  це-

лью каган Бумыньпослал своих людей к кагану Анагую с предложением: вы­дать дочь за него. Узнаво такой дерзос­ти Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол,осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена,зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.)

Этогоотказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войнужужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552году тюркский каган Бумынь совер­шил поход против врага и наголову разбил еговойска. Опозорен­ный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.

I Госле этой крупной победы Бумыню былприсвоен титул «елхан» — «всенародный хан». Однако в конце 552 года Бумыньумер, и его место занял его сын Кара-Еске, который также вскоре скончался приневыясненных обстоятельствах.

Несмотря на поражение, Жужанскийкаганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все ониоканчивались безрезультатно.

А при тюркском кагане Мукане осенью 553 годажужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанскийкаганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличнымивластителями восточной части Ве­ликой степи.

Затем на севере они покорили земликочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке — вплоть до китай

ской реки Хуанхэ, подчинив себеплемена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.

Вэто время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на двагосударства — Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану,чтобы вызвать к себе его расположение и милость.

Так, например, только одначасть разделен­ного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковойткани. Поэтому и пос­ле смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо собоими северокитайскими го­сударствами поддерживал тесные взаимосвя­зи.

Этосвидетельствует о том, насколько сильно было политичес­кое влияние Тюркскогокаганата на востоке в 570-580-е годы.

После покорения соседних племен навостоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший браткагана Бумыня Иштемивозглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10военачальников, на запад Великой сте­пи. С этими силами он покорил согдийцев, азатем племена, жив­шие у северных подножий Алтая.

Таким образом, тюрки уже к 555 годузахватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротив­ления.За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весьПрисырдарьинский регион.

В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии,жившие на зем­лях от Каспийского моря до Северного Индостана и ВосточногоТуркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобывосстановить силы, временно отказались от дальней­ших походов.

Тюрки полностьюсмогли их покорить лишь спустя десять лет — в 563-567 годах.

В 70-е годы VI векаТюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северногопобережья Черного моря.

Таким образом, господство Тюркского каганата во второйполовине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромнуютерри­торию Азиатского континента.

И Тюркский каганат не только стал в рядтаких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и пре­вратился вмогущественную державу по своему политическому поло­жению.

Хозяйство. Основным видом хозяйства населенияТюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычноразмещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш иСырдарья, а также в маловетреных ущельях у
подножий гор.

В этих местах обычно находились обильные вод­ные источники, итюрки имели благоприятные условия для прове­дения зимовки и сохраненияпоголовья скота в морозные зимние дни. Традиционно выращивалось четыре видаскота.

Животновод­ческая продукция использовалась для изготовления одежды(шерсть, шкуры) и в пищу (мясо, масло, молоко). В историческом памятнике«Письмена Культегина» встречаются сведения и о го­родских поселениях.

Этодоказательство того, что с момента втор­жения в Жетысу (Семиречье) и СреднююАзию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях и часть из них сталапереходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своихзимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием.

https://www.youtube.com/watch?v=uWv51NTNefo

Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысуи Южном Казахстане ос­татки постоянных жилищ. Особенно много месторасположенийзи­мовок — кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на террито­рии близсовременного города Тараз.

Культура. Культура любого народа тесно связанасо специфи­кой его хозяйства.

Не случайно, что кочевой образ жизни и хозяй­ствотюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходи­мость создания юрты,приспособленной к кочевому образу жизни.

Ибо такое переносное жилище былоудобным для быстрой сборки или разборки. В зимнее время тюрки на зимовках жилив землян­ках, жилищах, выстроенных из камня или камыша.

Основным средством передвижения у тюрковбыла лошадь. По­этому они особое внимание уделяли качественному и практичномуизготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, треножник,подковы, стремена, разновидности подпорок, подхвост­ник, нагрудник и др.

Вскотоводческом хозяйстве они использова­ли аркан, коген, жели (виды привязи),буйда (веревка для вожде­ния верблюда), шылбыр (длинные поводья для привязилошади), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей).

Такие хозяй­ственныепринадлежности имелись и у других кочевых народов, занимавшихся скотоводством сдревнейших времен.

Все это под­тверждается и многочисленными находками,найденными при ар­хеологических раскопках, во время которых в тюркских захороне­нияхбыли обнаружены вышеперечисленные принадлежности кон- екого снаряжения.

Археологические раскопки показали, чтотюрки в V-VIIвеках тела умершихсжигали, а золу, оставшуюся после сжигания тру­пов, захоранивали, позднее, сVIII века,.умерших уже начали хо­ронить в погребениях. Однако в обоих видахзахоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизнипользовались умершие.

Научно доказано, что погребениеумершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили,что очи­щение души человека происходит через огонь. А погребение ве­щей,предметов вместе с умершим было связано с верой о потреб­ности их использованияв загробном мире.

С другой стороны, это являлось данью уважения к умершим ипоклонением духам пред­ков.

О распространенном у тюрков культе поклонения огнюсви­детельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат сдипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чемповести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлосьобрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощьюочи­щающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрыхмыслей. Огонь играл важную роль и в целительных об­рядах.

Распад Тюркского каганата. Занимавшийогромную терри­торию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое центра­лизованноегосударство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба завласть внутри династии самого кагана.

Воспользовавшись этим, ранее покоренныетюрками народы под­нимались на освободительную борьбу. Однако и среди них небыло ни политического, ни экономического единства. Им также была при­сущараздробленность. По этой причине в 581 году в каганате на­чались междоусобныевойны.

Стремясь использовать такое поло­жение в своих целях, Китай и другиесоседние государства совер­шали частые походы против тюрков. Не сумевобъединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельныеулусы — владения.

В 603 году он разделился на две части — Западт нотюркский иВосточнотюркский каганаты.

1.Покажите на карте территорию Тюркского каганата.

2.         Как был созданТюркский каганат?

3.         Каким был этническийсостав каганата?

4.         С кем вели войнытюрки в западном и восточном направлениях?

5.         Расскажите охозяйстве каганата.

7.         Как развиваласькультура в каганате?

8.         Каковы причиныраспада Тюркского каганата?

Вопросы для самопроверки

1.         Когда был образованТюркский каганат?

A.                             в542 году         D. в553 году

B.                             в 552году         Е. в 563 году

C.        в 545 году

2.         При каком тюркскомкагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?

A.                                приБумыне   D. при Мукане

B.                                при Анагуе     Е. при Иштеми

C.         при Кара-Еске

3.         В каком году распалсяТюркский каганат?

A.                                 в552 году      D. в581 году

B.                                 в545 году      Е. в 603 году

C.         в 563 году

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-161

Refy-free
Добавить комментарий