Творчество Солженицына

Биография Александра Солженицына

Творчество Солженицына

2013-12-11T09:30+0400

2020-03-01T19:03+0300

https://ria.ru/20131211/983033024.html

Биография Александра Солженицына

https://cdn25.img.ria.ru/images/96607/31/966073178_0:320:2052:1482_1036x0_80_0_0_9f9dcd2f554e57d8005fa4069a79f33b.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Русский писатель, публицист, и общественный деятель Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Родители Солженицына были выходцами из крестьян, но получили неплохое образование.

Когда началась первая мировая война, его отец, Исай Солженицын, ушел из Московского университета добровольцем на фронт, трижды награждался за храбрость. Он погиб на охоте за полгода до рождения сына.

Чтобы прокормить себя и ребенка, мать Солженицына, Таисия Захаровна (урожденная Щербак), после смерти мужа работала машинисткой, а когда мальчику исполнилось шесть лет, переехала с сыном в Ростов-на-Дону.

В 1936 году Солженицын окончил школу и поступил на физмат Ростовского университета. В 1939 году поступил в экстернат искусствоведческого факультета Института философии, литературы и истории в Москве. После окончания университета Солженицын работал учителем математики в ростовской средней школе.

В 1941 году он был мобилизован и служил в артиллерии. В 1943 году получил орден Отечественной войны второй степени, в следующем — орден Красной Звезды, будучи уже капитаном.

9 февраля 1945 года на фронте в Восточной Пруссии Солженицын был арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Николаю Виткевичу. 27 июля 1945 года он был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-й Уголовного кодекса, пункты 10 и 11.

В течение года Александр Солженицын находился в московской тюрьме, а затем был переведен в Марфино, в специализированную тюрьму под Москвой, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования.

Пережитое этих лет отражено писателем в таких произведениях, как «Олень и шалашовка», «Дороженька», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ». С 1950 года Солженицын находился в экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»); здесь он заболел раком (опухоль удалена в феврале 1952 года).

С февраля 1953 года Солженицын находился на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан).

В феврале 1956 года Солженицын был реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что сделало возможным его возвращение в Россию.

В 1956-1957 годах он был учителем в сельской школе во Владимирской области. С 1957 года Солженицын жил в Рязани, где преподавал в школе.

В мае-июне 1959 года Солженицыным был написан рассказ «Один день Ивана Денисовича» (первоначальное название «Щ-854»), рукопись которого была передана  Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир».

Твардовский понимал, что цензура не даст разрешения на публикацию, и обратился за разрешением лично к Никите Хрущеву. В 1962 году состоялся журнальный дебют Солженицына.

«Один день Ивана Денисовича» стал первым опубликованным произведением на лагерную тему.

В 1963 году в январском «Новом мире» были напечатаны рассказы «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка».

С 1965 года по 1968 год был написан «Архипелаг ГУЛАГ», в 1966 году — закончен роман «Раковый корпус».

После падения Хрущева на Солженицына обрушилась критика со стороны власти, была развернута компания против писателя: в сентябре 1965 года КГБ захватил его авторский архив; были перекрыты возможности публикаций, напечатать удалось лишь рассказ «Захар-Калита» («Новый мир», 1966). Триумфальное обсуждение «Ракового корпуса» в секции прозы Московского отделения Союза писателей не принесла главного результата — повесть оставалась под запретом. В 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей.

В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы».

В феврале 1974 года Солженицын был арестован, обвинен в государственной измене и по решению ЦК КПСС лишен советского гражданства. Некоторое время писатель с семьей жил в Швейцарии, в Цюрихе, после чего переехал в США, где поселился в штате Вермонт, близ городка Кавендиш.

В течение последующих трех лет Солженицын, стараясь не привлекать к себе внимания, посещал различные университеты Америки, обладающие русскими архивными фондами, и вел работу над эпопеей «Красное колесо», переделывал первый «узел» «Августа Четырнадцатого», а также создал два новых романа «Октябрь Шестнадцатого» и «Март Семнадцатого». Помимо художественного творчества, Солженицын активно занимался публицистикой, размышляя о прошлом и будущем России, пытался найти самобытный русский путь, основанный на национальных нравственных ценностях.

Главы из «Архипелага ГУЛАГ» были напечатаны в СССР лишь в 1989 году, после начала перестройки, а в августе 1990 года Солженицыну было возвращено советское гражданство.

В 1994 году писатель вернулся на родину, однако его приезд был воспринят неоднозначно, вызвав множество споров вокруг творчества и жизненной позиции писателя. После своего приезда Солженицын поселился под Москвой в выделенном ему владении в деревне Троице-Лыково, где продолжил заниматься литературным трудом.

В 1998 году было опубликовано автобиографическое произведение «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Вышли в печать рассказы и лирические миниатюры («Крохотки»).

В 2001-2002 годах вышло двухтомное издание писателя «Двести лет рядом» (Исследование новейшей российской истории), посвященное русско-еврейским отношениям. Книга вызвала спорную реакцию. В 2006 году начало выходить 30-томное Собрание сочинений Александра Солженицына.

Скончался писатель 3 августа 2008 года в своем доме в Троице-Лыкове от острой сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Александр Солженицын являлся действительным членом Академии наук Российской Федерации. В 1998 году был награжден орденом Святого Андрея Первозванного, однако от награды отказался. Награжден Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1998). В 2007 году удостоился Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

Вскоре после возвращения автора в страну была учреждена литературная премия его имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».

В 1974 году писатель основал Русский Общественный Фонд Александра Солженицына и передал ему все мировые гонорары за «Архипелаг ГУЛАГ». С тех пор Фонд оказывал систематическую помощь жертвам ГУЛАГа, а также финансировал проекты, связанные с сохранением русской культуры.

Солженицын был женат вторым браком (его первый брак с Натальей Решетовской был расторгнут в 1973 году). От брака со второй женой Натальей Светловой — трое сыновей: Ермолай (1970 года рождения), Игнат (1972 года рождения) и Степан (1973 года рождения). Приемный сын Солженицына — Дмитрий Тюрин, старший сын Натальи Солженицыной от первого брака, умер в 1994 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20131211/983033024.html

Краткая биография Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске. Его отец, Исаакий Семенович, был простым крестьянином. Он трагически погиб на охоте еще до рождения сына.

В результате, маленького Сашу воспитывала только мать, Таисия Захаровна. Из-за полного разорения, в период Октябрьской революции, они жили в крайней нищете.

Детство и юность

Конфликты с новой советской властью начались у Солженицына, как только он пошел в школу. Поскольку ему с детства прививали любовь к религии, мальчик носил на груди крестик и наотрез отказывался становиться пионером.

Естественно подобные «выходки» влекли за собой серьезные последствия. Однако детская набожность в скором времени куда-то исчезла. В биографии Солженицына произошли серьезные перемены.

Коммунистическая пропаганда успешно повлияла на мировоззрение Александра. Он изменил свои убеждения, и принял политику партии.

Позже он по собственному желанию вступил в ряды комсомольцев. В подростковом возрасте Солженицын серьезно увлекся чтением мировой классики. Уже тогда он мечтал написать книгу о революционных событиях.

Однако когда наступило время выбирать профессию, он решил поступить на физико-математический факультет Ростовского Государственного Университета.

Юноше почему-то казалось, что именно математики являются действительно интеллектуальными людьми, в числе которых хотелось быть и ему самому.

Учеба Солженицыну давалась легко, поэтому он закончил ВУЗ с красным дипломом. Будучи еще студентом, он сильно увлекался театральным искусством. Интересным фактом в биографии Солженицына является то, что одно время он всерьез хотел связать свою жизнь с театром.

Неожиданно началась Вторая мировая война и молодому человеку предстояло идти защищать Родину. Но из-за проблем со здоровьем, его отказались принимать на службу в качестве рядового солдата.

Тогда Александр решил окончить офицерские курсы, чтобы непременно отправиться на фронт. Ему удалось добиться поставленной цели, в результате чего он оказался в артиллерийском полку в чине лейтенанта.

Солженицын показал себя хорошим воином и был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны.

Арест и заключение

Дослужившись до капитана, Александр Исаевич продолжал успешно воевать, однако у него все более четко стала проявляться антипатия к Сталину. Солженицын критиковал вождя и был недоволен его действиями.

Своими размышлениями он делился с фронтовым товарищем, с которым вел переписку. Однажды одно из таких писем попало на стол военному руководству, отвечающему за цензуру.

Начальство посчитало, что раз Солженицын недоволен вождем, значит и коммунистический строй ему в целом враждебен.

Его сразу же задержали, лишили звания и отправили на «Лубянку». Там он подвергался ежедневным допросам, нередко сопровождающимся изощренными издевательствами.

В итоге его приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончанию срока заключения. С этого момента в биографии Солженицына началась непрерывная игра со смертью.

Сначала бывшего офицера определили работать на стройку. Когда же руководство узнало о его высшем образовании, его перевели в особую тюрьму, подконтрольную закрытому конструкторскому бюро.

Однако из-за конфликта с начальством, Солженицына перенаправили в лагерь на севере Казахстана, в котором он пробыл около 3 лет. Находясь в нем, он трудился на общих работах и участвовал в одной и забастовок заключенных.

Оказавшись на воле, писателю было запрещено посещать Москву. Ему предоставили работу в Казахстане в качестве школьного учителя математики и астрономии.

Диссидент Солженицын

В 1956 г., через 3 года после смерти Сталина, дело Солженицына пересмотрели. Новая власть не увидела состава преступления в его деле, поэтому он мог снова возвратиться в Россию. Приехав домой, Александр Исаевич стал преподавать в Рязани.

В это время ему удается опубликовать несколько рассказов, после чего он твердо решает заняться писательской деятельностью. Так началась его диссидентская биография.

Поскольку в творчестве литератора прослеживались антисталинские мотивы, он имел поддержку со стороны Никиты Хрущева, которому это было только на руку.

Однако позднее Солженицын попал в опалу со стороны действующего генсека. Когда к власти пришел Леонид Брежнев, сочинения Солженицына вообще были запрещены.

Положение усугубляло фантастическая популярность произведений писателя, которые без его разрешения стали печатать в Соединенных Штатах Америки и Франции. Для советского руководства Александр Исаевич начал представлять серьезную угрозу.

Интересно, что у него была возможность эмигрировать за границу, однако он предпочел остаться в России. В скором времени Солженицына попытался убить сотрудник КГБ.

Он сделал ему инъекцию с ядом, однако писателю все-таки удалось выжить. После этого отравления Александр Солженицын еще долго и тяжело болел.

В 1974 г. его обвинили в измене Родине, лишили гражданства и выслали за пределы СССР. Диссиденту пришлось сменить множество мест жительства, поскольку его жизнь находилась под постоянной угрозой.

К счастью, он жил в относительном достатке, благодаря приличным гонорарам за свои труды. Ему даже удалось создать «Фонд помощи преследуемым и их семьям».

Путешествуя по странам, Солженицын выступал с лекциями, в которых в жесткой форме критиковал коммунистический строй. Но в скором времени, он разочаровался и в американской демократии, начав критиковать и ее тоже.

Иными словами, в биографии Солженицына не было места «простоям» или творческой бездеятельности.

С приходом к власти Михаила Горбачева, в СССР пересмотрели отношение к писателю, а уже при Борисе Ельцине его сердечно просили вернуться в Россию, и даже подарили дачу в Троице-Лыкове.

Личная жизнь

Впервые Александр женился в возрасте 22 лет на Наталье Решетковской. Однако их брак распался из-за начала войны и ареста Солженицына.

В 1948 г. сотрудники НКВД «убедили» Наталью развестись с мужем. Но как только писателя реабилитировали, пара снова стала жить вместе, официально узаконив свои отношения.

Солженицын с первой женой — Натальей Решетковской

Летом 1968 г. Александр Солженицын познакомился с Натальей Светловой, работавшей в лаборатории математической статистики. Со временем у них развились романтические отношения, быстро переросшие в бурный роман.

Когда об этом узнала законная супруга, она попыталась совершить суицид. Лишь благодаря своевременному вмешательству скорой помощи, ей удалось спасти жизнь.

Спустя несколько лет Солженицын все-таки смог оформить развод с Решетовской и жениться на Светловой. Этот брак оказался счастливым.

Солженицын со второй женой — Натальей Светловой

Вторая супруга стала для Александра Исаевича не только любимой женой, но и надежной опорой в жизни. Они совместно воспитывали 4-х сыновей – Игната, Степана, Дмитрия и Ермолая. Игнату удалось стать выдающимся пианистом и дирижером.

Творчество Солженицына

За свою жизнь Александр Исаевич написал много романов, рассказов, поэм и стихотворений. На заре писательской деятельности его интересовала революционная и военная темы. «Красное колесо» считается одним из лучших романов этого направления.

Также у него много автобиографических произведений. К ним относится поэма «Дороженька», рассказ «Захар Калита», а также известный роман «Раковый корпус», повествующий о судьбах онкобольных.

Однако самым известным и знаковым его произведением, конечно же, является «Архипелаг Гулаг».

За работой

При этом надо отметить, что у Солженицына были и другие, не менее знаменитые сочинения лагерного направления: «В круге первом» и «Один день Ивана Денисовича».

Его писательской особенностью можно считать то, что в своих произведениях он часто знакомит читателя с героями, смотрящими на какую-либо проблему с разных сторон.

Благодаря этому читатель может дать собственную оценку тому или иному действию, происходящему в сюжете. В большинстве книг Солженицына присутствуют исторические личности.

Его творчество высоко оценивали такие деятели искусства, как Корней Чуковский, Анна Ахматова, Валентин Распутин, Андрей Тарковский.

Интересно, что Владимир Путин, неоднократно общавшийся с Солженицыным и хорошо знавший его биографию, утверждал, что государство для писателя всегда оставалась нерушимой константой, несмотря на постоянную критику действующей власти.

Смерть

Последние годы своей биографии Солженицын провел на даче. У него были серьезные проблемы со здоровьем. Это и неудивительно, поскольку отравление ядом и годы, проведенные в лагерях, не могли пройти бесследно.

Помимо этого Солженицын пережил серьезный гипертонический криз и перенес непростую операцию, после которой рабочей у него осталась только правая рука.

Александр Исаевич Солженицын умер 3 августа 2008 г., прожив 89 лет. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Его могила находится на Донском кладбище в Москве.

Если вам понравилась биография Александра Солженицына – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и интересные факты из их жизни – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/biografiya-solzhenitsyna/

Судьба Александра Солженицына: от сталинских лагерей до Нобелевской премии

Творчество Солженицына

Солженицын, биография которого — это пример судьбы советских диссидентов, — один из пятерых русских писателей, творчество которых отмечено Нобелевской премией.

Мастер слова прошел непростой путь переосмысления исторической судьбы России, сформировал концепцию построения национального государства, создал потрясающие образы советской действительности в романах, рассказах и повестях.

Источник фото: nashagazeta.ch

Солженицын: биография и творчество

Творческое наследие Александра Исаевича Солженицына — это широкий круг разножанровых произведений: стихотворений, рассказов и новелл, повестей и романов, пьес и публицистических статей. Все его тексты объединяла одна тема — судьба России в поисках исторического самоопределения и судьба общества и человека в этом процессе.

Солженицын — яркий представитель шестидесятников, которые остро критиковали советский строй и правителей, выступали за изменение линии развития государства.

Впрочем, Александр Исаакиевич (настоящее отчество) имел собственное видение исторического пути России, ее особой миссии. Писатель известен как поборник патриархально-православных устоев.

Источник этих воззрений — его происхождение и воспитание.

Появился на свет автор книги «Архипелаг ГУЛАГ» в грозном 1918 году, когда Россия была охвачена пламенем гражданской войны, последовавшей за революцией.

В декабре, 11 числа, в семье северокавказского зажиточного крестьянина и украинки — дочери управляющего поместьем — родился мальчик, которому суждено было пройти фронтовыми дорогами, познать сталинские лагеря, прожить длительное время в эмиграции.

Источник фото: rosuchebnik.ru

Отец Солженицына — офицер российской армии, воевавший на фронтах Первой мировой войны, не дожил полгода до рождения сына — погиб на охоте. Мать поднимала детей самостоятельно. Жили бедно, но дружно.

В Ростове-на-Дону, куда переехала семья Солженицыных, мальчик получил среднее образование. Во время учебы Александр пережил немало нападок со стороны одноклассников и руководства школы из-за своего религиозного воспитания. Некоторое время мальчик сопротивлялся давлению, однако вскоре пришлось стать членом пионерской, а после и комсомольской организации.

Отметим, что произошло это только после принятия Александром коммунистической идеологии. Изучению концепции Маркса и Ленина будущий писатель посвятил не один год. Это позволило ему позднее, во время войны с фашистской Германией и в 1960-е гг., критиковать советский порядок, который отошел от идеалов ленинизма.

Еще в школе Солженицын начал писать рассказы, однако дальнейший профессиональный путь решил связать с математикой. Поэтому в 18 лет поступил на математическое отделение регионального университета. Полученная профессия не раз выручала Александра Исаакиевича: он работал учителем на поселении в Южном Казахстане (Джамбульская область, село Берлик), в деревне Мильцево.

Источник фото: liveinternet.ru

После получения диплома Александр женился. Его избранницей стала Наталья Решетовская — ученая-химик. Их семейная жизнь складывалась непросто из-за протестных выступлений писателя.

С началом Второй мировой войны писатель стремился попасть на фронт, однако из-за состояния здоровья был зачислен в резерв. Повоевать прозаику все-таки довелось: через три месяца после начала военных действий его призвали ездовым в транспортный батальон. Вскоре отправили в Костромское училище, и уже следующие два года войны Солженицын руководил бригадой дивизиона артиллерии.

Писатель дослужился до звания капитана. Его заслуги перед Родиной были отмечены орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Однако это не помешало сотрудникам СМЕРШа арестовать его в феврале 1945 года. Причина — резкая критика Сталина, его политики. Писатель сравнил отношение к человеку в советском обществе с крепостничеством, а отца народов — с паханом.

Источник фото: ok.ru

Откровенные высказывания стали причиной первого ареста и последующего наказания — отбывания срока в исправительно-трудовом лагере. Через год Солженицын попал в спецтюрьму: его способности математика сослужили хорошую службу, и писателя перевели в закрытое исследовательское учреждение.

Вскоре конфликт с руководством тюремного НИИ привел к тому, что Александра Исаакиевича переводят в бутырскую камеру, а затем отправляют в казахстанский лагерь, расположенный в Павлодарской области (Степлаг).

Источник фото: russian7.ru

События, настроения, которые царили в лагере, отношение системы к человеку дали материал для создания произведения, с которого началась литературная стезя Солженицына, — «Щ-854». Этот рассказ известен широкому кругу читателей под вторым названием — «Один день Ивана Денисовича».

Хрущевская оттепель 1956-го коснулась и Александра Исаакиевича. Без реабилитации, но свободный, он поселяется в центральной полосе России. В деревенской избе пишет рассказы:

  • «Матренин двор»;
  • «Правая кисть»;
  • «Молодняк»;
  • «Не стоит село без праведника»;
  • «Настенька»;
  • «Абрикосовое варенье»;
  • «Для пользы дела»;
  • «Как жаль»;
  • «Случай на станции Кочетовка» и др.

Некоторые из этих произведений доходят до читателя благодаря публикациям в «Новом мире». Солженицын начинает работу над своим главным детищем — романом «Архипелаг ГУЛАГ».

Ветер перемен быстро изменил направление: на смену Никите Хрущеву приходит Леонид Брежнев; страной прокатывается волна арестов и преследований писателей, которые критикуют советский строй. Это коснулось и Солженицына.

У его друзей проводят обыски, изымают рукописи скандального романа, в котором развернута метафора Советского Союза как огромного лагеря — ГУЛАГа.

Писатель переходит на самиздат и публикует свои произведения за границей, дает интервью зарубежным периодическим изданиям.

Источник фото: pravmir.ru

В начале 1970-х Солженицына обвиняют в измене Родины. Чудом писатель избегает очередного ареста, его лишают гражданства и высылают за границу. Одна из причин такой резкой реакции советской власти — возросшая популярность писателя не только в середине страны, но и за рубежом. Показатель тому премия от Нобелевского комитета.

Некоторое время Солженицын живет в Швейцарии, получает помощь и поддержку русских эмиграционных обществ. Вскоре к нему переезжает жена. Вместе они перебираются в США.

На Родину Солженицын возвращается, когда с политической карты исчезает СССР, в России строят демократическое общество. Вновь начинают публиковать книги писателя.

Правительство Российской Федерации дарит ему квартиру и дачу. Впрочем, это не подкупило Солженицына: он неоднократно выступает с критическими заявлениями в отношении устройства нового государства и реформ, которые в нем проводятся. Писатель остается голосом свободы и патриотом России.

Солженицын умер в почтенном возрасте — 90 лет. Это произошло в августе 2008 года.

Источник: https://www.nur.kz/1771514-solzenicyn-biografia-interesnye-fakty.html

Творчество Солженицына А.И. (конспект лекции)

Творчество Солженицына

1. Характеристика творчества А.И. Солженицына

2. Первые публикации

3. «В круге первом»

4. «Архипелаг ГУЛАГ»

1. Характеристика творчества А.И. Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году и пришел в литературу уже со сформировавшейся литературной и общественной позицией. Для его литературного творчества характерно следующее:

✓      оно тесно связано с мировоззрением и жизненными обстоятельствами автора, среди которых важное место занимают Великая Отечественная война и восемь лет лагерей и тюрем;

✓      направлено на жесткую критику тоталитарного режима СССР;

✓      тяготеет к развитию в произведениях полемики по различной тематике.

Творческая и литературная позиция Солженицына такова:

✓      снижение политизированности произведений;

✓      отсутствие резкой противопоставленности искусству и литературе соцреализма;

✓      развитие учительного, проповеднического пафоса;

✓      экспериментирование с различными гранями искусства и литературы, публицистики и исторической науки, что иногда приводит автора к новым открытиям в эстетике и поэтике, а иногда — к творческим неудачам.

2. Первые публикации

Знакомство советского читателя с творчеством Солженицына началось с публикации в журнале «Новый мир» рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.) и «Матренин двор» (1963 г.). Для обоих рассказов характерно следующее:

✓      они написаны автором в 1959 г.;

✓      главными героями являются простые люди, которые рисуются автором как хранители духовных святынь, что соответствует чертам сформировавшегося к 1960-м гг. жанру монументального рассказа, начало которого было положено в произведении Шолохова «Судьба человека»;

✓      осмысляют феномен «простого советского человека»;

✓      исследуют мироустройство в свете общечеловеческих ценностей через осмысление места и роли в этом мире духовного опыта простого среднего человека.

«Матренин двор» тяготеет к одному из высоких жанров русской литературы — житию:

✓      описание праведности Матрены, состоявшей в том, что она не гналась за обогащением и прибылью, а могла помочь людям бесплатно и, претерпевая муки, совершала праведные дела в пределах обыкновенного колхозного быта;

✓      жизнь героини соотносится с жизнью святой великомученицы — ее не признавали и не уважали односельчане;

✓      присутствует внутренне тревожное нервозное состояние, которое создается за счет бытовых таинственных происшествий, и эта тревожность сходна с таинственностью, присущей агиографическому стилю;

✓      ведение повествования и описание героини от лица рассказчика, который обеспечивает объективную оценку.

«Один день Ивана Денисовича» является следующим шагом автора на пути освоения и раскрытия проблемы простого человека:

✓      героем также является простой человек с его простой обыденной жизнью — заключенный, отбывающий срок в ГУЛАГе;

✓      герой отличается от Матрены тем, что не может быть назван святым, так как вмещает в себя разные качества — и дурные и хорошие, является и мудрым и местами глупым;

✓      в рассказе описывается жизнь Ивана Денисовича в лагере — он притерпелся к такому существованию, и это, по мнению автора, лишено высокого морального ореола;

✓      в отличие от «Матрениного двора», отсутствует рассказчик, который бы мог, наблюдая за героями, дать объективную оценку его личности и нравственности, поэтому оценка мира и реальности, представленная в рассказе, зависит от характера и качеств самого героя.

3. «В круге первом»

Произведение Солженицына «В круге первом» написано в 1955—1958 гг., в 1964 г. искажено по требованию цензуры, а в 1968 г. восстановлено.

Основные отличительные особенности романа:

✓      во многом основан на традиции классического реализма, но не исчерпывается этим: он пропитан острой полемикой с передовым литературным методом того времени — соцреализмом;

✓      близок традиции классического русского романа следующими чертами:

•        большое количество персонажей;

•        множество сюжетных ответвлений;

•        использование пространственных площадок (тюремная комната свиданий, спальня Сталина);

•        многочисленные экскурсы в прошлое (дореволюционная Россия, Гражданская война, 30-е гг., Отечественная война);

•        неспешность речи и диалогов;

•        обстоятельные комментарии автора;

✓      отличается от современных автору романов следующими чертами:

•        строгая и компактная композиция;

•        все фигуры выстроены в точную систему;

•        сюжет основан на острой детективной интриге;

•        уплотненное время;

✓      является принципиально антисоцреалистическим произведением, в качестве модели всего советского общества представлена тюрьма;

✓      автор рассматривает и исследует понятие внутренней свободы, под которой он понимает «способность к действиям, не зависящим от внешних пут»;

✓      все сюжетные линии и конфликты романа развиваются вокруг интеллектуальных споров героев, составляющих интеллектуальное ядро романа.

Полемизм творчества автора развивается в романе «В круге первом» в трех направлениях:

✓      с производственным романом:

•        за основу берется структура именно этого вида романа (изображается индустриальное производство);

•        присущая традиционному производственному роману иерархия эстетических ценностей полностью переворачивается (производство, закрытый научный институт, делает особый продукт — инструменты сыска и тайного надзора);

✓      в интеллектуальном плане — спор между историческими концепциями, вырабатывающими разные версии исторической судьбы России XX в.; носителями этих концепций являются три центральных персонажа — Нержин, Сологдин и Рубин;

✓      с социалистическим реализмом: автор не до конца преодолевает в романе традиции и принципы этого метода художественного отражения реальности, а скорее обновляет его путем совмещения и сближения эстетических принципов соцреализма с романтическими традициями, — прежде всего с традициями духовной и религиозной эстетики, что и составляет художественное своеобразие романа.

4. «Архипелаг ГУЛАГ»

Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» включает в себя три тома, последний из которых был завершен в 1968 г.

Основные отличительные особенности романа:

✓      он является творческим экспериментом автора, в котором им была предпринята попытка создать такое художественное произведение, которое бы одновременно осуществляло эстетические и познавательные функции;

✓      в жанровом отношении назван самим автором «опытом художественного исследования»;

✓      тесно связан с политической борьбой, публицистичен;

✓      синхронизируется с новыми веяниями литературного процесса рубежа 1960- 1970-х гг., суть которых заключается в следующем:

•        отрицание вымышленной литературы (беллетристики);

•        стремление к созданию литературы настоящей, «невыдуманной»;

•        появление оригинальных художественно-публицистических произведений;

•        интерес к теоретическим проблемам документальности в литературоведении и критике;

•        выдвижение на первое место вопроса о художественном потенциале документального произведения;

•        стремление к синтезу искусства и истории;

✓      вызвал широкий общественный резонанс как в России, так и на Западе, и получил славу обвинительного акта всем политическим режимам;

✓      главный вопрос, который поднимает автор: что делает ГУЛАГ с человеческой душой и волей; эта тема проходит через все семь частей, несмотря на то, что непосредственно рассматривается и исследуется только в четвертой части;

✓      имеет не совсем отлаженную и чуткую художественную сущность: линия автора, цементирующая логику сюжетного развития художественного произведения, не совсем четко прослеживается в романе, и там, где он как персонаж перестает существовать, его место занимает комментатор-публицист, в связи с чем расшатывается эстетическое единство произведения.

Популярность романа «Архипелаг ГУЛАГ» в нашей стране и за ее пределами объясняется следующим:

✓      содержит в себе большой фактический материал, основанный на свидетельствах и биографиях 227 бывших узников лагеря;

✓      назван «энциклопедией советской каторги», так как дает систематический обзор преступлений правящего в СССР режима против своего народа, куда вошла история массовых репрессий 1921 — 1948 гг., история различных судебных процессов, обозрение всех разновидностей карательных учреждений СССР и т. д.;

✓      наносит сокрушительный удар по всей советской мифологии, открывая ужасные по своей жестокости и правдивости картины лагерной жизни заключенных;

✓      вызывает сильную эмоциональную реакцию, основанную на реальности фактов и документов и таланте автора, который мастерски описал и изобразил реальность ГУЛАГа, ломавшего человеческие судьбы и уносившего человеческие жизни.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/solzhenicyn_a_i/tvorchestvo_solzhenicyna_a_i_konspekt_lekcii/18-1-0-2258

Александр Солженицын

Творчество Солженицына

Александр Исаевич Солженицын — выдающийся русский писатель и общественный деятель, который в Советском Союзе был признан диссидентом, опасным для коммунистического строя, и отсидевший много лет в заключении.

Широко известны книги Александра Солженицына «Архипелаг Гулаг», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус» и многие другие.

Он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем был удостоен этой награды всего лишь после восьми лет с момента первой публикации, что считается рекордом.

Фото Александра Солженицына | Без Формата

Родился будущий писатель в конце 1918 года в городе Кисловодск. Его отец Исаакий Семёнович прошел всю Первую мировую войну, но погиб еще до рождения сына на охоте. Дальнейшим воспитанием мальчика занималась одна мама, Таисия Захаровна.

Из-за последствий октябрьской революции семья была полностью разорена и жила в крайней бедности, хотя и переехала в более стабильный по тем временам Ростов-на-Дону.

Проблемы с новой властью начались у Солженицына еще в младших классах, так как он воспитывался в традициях религиозной культуры, носил крестик и отказывался вступать в пионеры.

Детские фото Александра Солженицына

Но позднее, под влиянием школьной идеологии, Александр изменил точку зрения и даже стал комсомольцем. В старших классах его поглотила литература: юноша зачитывается произведениями русской классики и даже вынашивает планы написать собственный революционный роман.

Но когда пришло время выбирать специальность, Солженицын почему-то поступает на физико-математический факультет Ростовского государственного университета. По его признанию, он был уверен, что на математиков учатся только самые умные люди, и хотел быть в их числе.

Вуз студент окончил с красным дипломом, и имя Александра Солженицына было названо среди лучших выпускников года.

Фото Солженицына в молодости

Еще в студенчестве молодой человек увлекся театром, даже пробовал поступить в театральное училище, но безуспешно. Зато он продолжил образование на литературном факультете в Московском университете, однако окончить его не успел из-за разразившейся Великой Отечественной войны.

Но учеба в биографии Александра Солженицына на этом не окончилась: его не могли призвать как рядового из-за проблем со здоровьем, но Солженицын-патриот добился права учиться на офицерских курсах при Военном училище и в звании лейтенанта попал в артиллерийский полк.

За подвиги на войне будущий диссидент был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.

Книги Александра Солженицына

  • Архипелаг ГУЛАГ
  • Один день Ивана Денисовича
  • Матрёнин двор
  • Раковый корпус
  • В круге первом
  • Красное колесо
  • Захар-Калита
  • Случай на станции Кочетовка
  • Крохотки
  • Двести лет вместе

писатель Вашингтон Ирвинг писатель, кинорежиссёр, дипломат Ромен Гари филолог, поэт, прозаик, драматург, журналист, художник Евгений Клюев писатель Андре Жид писатель Дэвид Моррелл журналистка, писательница, сценаристка Анна Козлова писатель, журналист, драматург Джеймс Барри психолог Татьяна Мужицкая писатель, бизнес-тренер Сергей Азимов писатель Том Питерс писательница Эдит Уортон писательница Бернардин Эваристо писатель Ицхак Пинтосевич писатель Алексей Доронин прозаик, поэт Джон Апдайк писатель, историк, издатель Андрей Буровский писатель Андрей Битов писатель Джим Батчер писательница Татьяна Москвина писатель Джеймс Джонс

Источник: https://24smi.org/celebrity/3579-aleksandr-solzhenitsyn.html

Лекция 7. Творчество А. И. Солженицына

Творчество Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в городе Кисловодске. Его дед по отцовской линии был потомственным крестьянином, владел хутором на Ставрополье. Дед по материнской линии также был землевладельцем на Кубани, дал дочери прекрасное образование, которое затем было как бы вложено в Солженицына.

После революции 18 года мать увезла писателя в Ростов-на-Дону, где они жили очень трудно. С 1936 по 1941 годы он учится на физ.-мат. факультете Ростовского ун-та. В 1939 году заочно поступает в МИФЛИ (Московский ин-т философии, истории, литературы). С 1941 года на фронте.

В феврале 1945 года Солженицын был арестован за антисоветскую пропаганду и освобожден только после смерти Сталина.

Первые рассказы Солженицын начинает писать ещё на фронте, в лагере создаёт пьесу «Пир победителей», первая публикация, принесшая ему всемирную славу — рассказ «Один день Ивана Денисовича», написанный за три недели в 1959 году и опубликованный в 1962 в «Новом мире». Затем «Матренини двор» 1963, «Случай на станции Кочетовка», «Крохотки».

В 1963-1967 годах идет работа над «Раковым корпусом». С 1958 года задуман «Архипелаг ГУЛАГ» и к 1964 году собраны все материалы. Роман «В круге первом» начат в 1955 году и завершен в окончательной редакции в 1968 году. В 1963 году появилась возможность напечатать роман в «Новом мире», но эта попытка не состоялась.

С 1964 года роман распространился в самиздате и был переправлен за границу. В 1969 году за рубежом был напечатан «Раковый корпус», имя Солженицына стало известным, в 1970 году ему присуждена Нобелевская премия. В 1974 году Солженицын покинул Советский Союз и с 1976 года поселился в Вермонте, США. Здесь была написана эпопея «Красное колесо». Вернулся писатель в 1995 году, в этом же году появляются его последние опыты в прозе — двучастные рассказы.

Творчество Солженицына можно разделить на три периода: 1. 50-середина 60-х; 2. Вторая половина 60-х-начало 70-х; 3. 70-90-е. Первый характеризуется тайным писательством, это преимущественно рассказы, где он выступил как беллетрист; второй период связан с публицистикой, с автобиографией.

Публицистику Солж можно разделить на художественно-повествовательную («Бодался теленок с дубом»), литературно-критическую (Колеблет мой треножник»); политическую («Из-под глыб»); позитивно-«рекомендательную», в которой автор предлагает свои варианты внутреннего обустройства государства («Как нам обустроить Россию», «Россия в обвале», «К нынешнему состоянию России»). Третий период это период эпопеи, Красного Колеса.

Художественный метод Солженицына можно определить как «гносеологоцентризм» – понимание художественного творчества как формы познания жизни. При таком подходе главным критерием эстетической ценности становится мера и степень соответствия произведения так называемой исторической правде.

Другой критерий – «реализмоцентризм»: постулат о том, что только реалистическое искусство является наиболее адекватной формой постижения правды жизни и что только реалистические формы являются наиболее продуктивными способами отображения.

Солженицын всегда был и остается привержен реализмоцентризму, а к модернизму и авангарду относится откровенно враждебно, оттестуя последний как «опасное антикультурное явление».

В 1960-х годах, когда литература о народной жизни вошла в центр общественного внимания, Солженицын стал самым крупным её писателем, опередившем время.

Его произведения этого времени: «Один день…», «матренин двор», «Захар-Калита», «Раковый корпус» и «В круге первом», вышедшие в самиздате, обозначили новый уровень правды, новый тип художественного сознания.

Идея самоценности человеческой личности оказалась неожиданной для современников, как и вся его система нравственных координат, связанных с народно-христианским этическим идеалом.

Новая шкала ценностей, новые идеи, новое понимание истории и современности определили значимость художественных произведений и публицистики Солженицына. Его художественная мысль оказалась прикована к трагической судьбе народа и страны. Идея национального возрождения воплощалась писателем в характерах людей, живущих по совести.

«Один день Ивана Денисовича» 1959. (опубликован в 1962). После публикации рассказа один из критиков написал: «Он никогда ни с кем не поделится, он квалифицированный, изворотливый и безжалостный шакал. Законченный эгоист, живущий только ради брюха».

Это высказывание доказывает, что читатели и критика во многом не поняли рассказа. Попытаемся разобраться. Рассказ стал важным шагом писателя в осмыслении феномена простого человека.

В рассказе важна не лагерная тематика (хотя именно откровенностью изображения лагерного быта он произвел сенсацию и у на родине, и за границей), а важен духовный потенциал человека, его противостояние системе.

Главный герой – человек из народа, русский мужик, который проходит путь «воспитания», путь судьбы вместе с народом. На примере Ивана Денисовича Шухова видно, как русский человек становится зэком. И.Д. проходит все стадии превращения, он был обыкновенным крестьянином, затем солдатом, и, наконец, зэком. Система постепенно уничтожает обыкновенных людей, несмотря ни на что.

Солженицын в рассказе показывает норму жизни с точки зрения персонажа, отсюда густой психологизм в изображении сознания героя (поток сознания) и густая бытопись в изображении лагерной жизни. Здесь все обусловлено физиологическими процессами, и они описаны детально и четко.

В сознании героя нет раздвоенности в восприятии лагеря (это хорошо, это плохо), он причастен к абсурду окружающего мира, причастен к этой жизни, поэтому в нем отражается рабская психология, поэтому он никак не является праведником.

Он приспосабливается к жизни лагеря, стал здесь своим человеком, досконально изучил и принял законы лагеря, выработал массу приспособлений для выживания и многие нравственные принципы оставляет, у него сдвинута общая система нравственных ценностей, вывернута наизнанку, он может «подработать», унизиться, может отнять миску у более слабого, он обжился в этом мире ГУЛАГА, выработал массу приспособлений для жизни и усвоил его философию, напр.: «Заключенным время не положено, время у них знает начальство», «Это уж так положено – один работает, один смотрит». С точки зрения Шухова только новичок может бунтовать в этом мире, как кавторанг Буйновский, на понимая бесполезность и опасность своих усилий.

Здесь возникают размышления Солженицын о подчинении как генетической памяти русского народа, это не русофобские настроения, но попытка понять, проанализировать сознание человека, поэтому писатель приходит к выводу, что для русского характерны крайности: или выживать в любых условиях, или умирать. Для Солженицына же важно не только выжить, но выжить достойно, не потеряв совести, нравственно разрешить проблему несвободы, не лезть на «рожон», но и не опуститься.

По мнению Шухова, только следуя правилам лагеря можно выжить. Поэтому в рассказе показаны два важных физиологических процесса, с помощью кот. и возможно выжить – еда и труд. Для Шухова формулой выживания является простейшее обретение свободы: «своё» время + еда, это два момента, когда человек сам себе хозяин даже в лагере.

Все нравственные ценности заменяет еда, она служит гарантией человеческого спасения, человек, сохраняя себя, свое тело, здоровье, получает возможность сохранить своё «я», относясь с почтением к еде, к хлебу, человек оставляет себе возможность трудиться, чтобы сохранить своё достоинство.

Как справедливо было замечено одним из критиков, «какша является единственной ценностью в ползучей реальности этого страшного мира». С эпизодами еды связано восприятие Шуховым других людей.

Например, режиссер Цезарь никогда не делится посылками, которые регулярно получает из дома, высокий старик Ю-81 совершенно особенно ведет себя в столовой, никогда не сутулится, не наклоняется над тарелкой, всегда высоко носит ложку ко рту, долго и медленно жует, хотя уже нет ни одного зуба, он возвышается над всеми остальными людьми, и это достоинство его отличает. Поэтому и Шухов стоит где-то рядом с этим стариком, он относится к еде как таинству, поэтизирует его, подавляет животные инстинкты, и процесс еды отражает частицу свободы в Иване Денисовиче.

Другим процессом в осознании своей свободы в несвободном мире является труд. Внутренняя устойчивость определяет меру человеческого достоинства как внутренней свободы в ситуации максимального внешнего её отсутствия. Средством выжить и осуществить эту свободу оказывается работа.

В труде смыкаются две темы – искание свободы и святость народного труда. В этом смысле Шухов также ведет себя нравственно, ибо живет только своим трудом, не доносами, не шакальством. В этом смысле лагерь не в состоянии убить тот дар творчества, что заложен в человеке.

Но все же этот дар умельца и мастера, эта рачительность хозяина, неспособного дать сгинуть никакому добру, будь то остаток раствора или кусок ножовки – все это работает на ГУЛАГ, служит укреплению его стен, приумножает его богатства, а значит – сохранению его владычества, его тирании над миллионами таких же Иванов Денисовичей.

Так что энтузиазм Ивана Денисовича трагифарсовый. Таким образом, в труде по Солж. выражается возможность сохранить себя, в Шухове остается крестьянское сознание и память труда. Надежда писателя состоит в том, что в народе сохранены созидательные инстинкты, народ будет строить. В этом смысле рассказ прославляет именно профессиональный труд, свободный от идеологии.

Профессионализм — это главное в человеке, он должен заниматься своим делом, вне зависимости от обстоятельств. С другой стороны, терпение Ивана Денисовича, это притерпелость, лишенная высокого морального ореола

Ещё одна тема рассказа – это отношения народа и интеллигенции. В лагере нет различия между людьми, все одинаково оказываются в ситуации несвободы, однако эпизод разговора о фильме Эйзенштейна «Иван Грозный» моделирует двойную оппозицию в рассказе.

Во-первых, внутри интеллигенции есть конфликт между режиссером Цезарем Марковичем и Х-123: эстет-формалист и сторонник этического осмысления искусства. Во-вторых, оппозиция народ-интеллигенция, и в ней оба спорящих равно противопоставлены Шухову. Они его просто не замечают, это непростительная слепота, так как Ив.Ден.

есть выразитель авторской точки зрения, эта оторванность от народа дорого стоит.

В понимании рассказа важна и позиция автора. Все события рассказа даются только с точки зрения Шухова, поэтому прожитый день им оценивается как почти счастливый.

Читатель же, проживший этот день вместе с Иваном Денисовичем, побывавшем везде, где бывает он, испытывает страшное потрясение, проявляется катарсис, возникающий между самочувствием героя и восприятием читателя.

Последняя фраза рассказа включает сознание автора: «Таких дней в его лагерной жизни было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных лет три дня лишних набегало».

От этих подчеркнуто нейтральных слов веет глубокой печалью понимания – понимания не только абсурдности этого времени, но и понимания вопиющей противоречивости характера простого советского человека. Солж опирается на традицию 19 века, где человек мыслится как духовное существо, чтобы избавится от ГУЛАГА, нужно покаяться. Через отказ от своего эгоизма, через покаяние придти к богу, к нравственному возрождению нации.

Первым романом, написанным Солженицыным, был «В круге первом»

Источник: https://studopedia.ru/2_5053_lektsiya--tvorchestvo-a-i-solzhenitsina.html

Творчество Солженицына (стр. 1 из 23)

Творчество Солженицына

Оглавление

Введение

Глава 1 А. И. Солженицын. Творческий путь

1.1 Анализ литературных произведений……………………………6

1.2 «В круге первом»………………………………………………..31

1.3 Система творческих координат Солженицына – «Архипелаг ГУЛАГ» …………………………………………………………54

1.4 Один день зэка и история страны………………………………75

Глава 2 Владимирская страница Солженицына

2.1 «Не стоит село без праведника»……………………………….93

2.2 Раковый корпус………………………………………………….93

2.3 Солженицын и Я……………………………………………….109

Заключение……………………………………………………………….114

Список литературы………………………………………………………120

Введение

Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.

А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…»

Каждое слово и точно, и верно. Герои произведений настолько мудры. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».

С 1914 года начинается для «всей земли нашей» «страшный выбор». «… И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.» Вот здесь – то и лежит начало развала во всей России.

Отсюда пошли и безответная кротость, и дикая озлобленность, и жадность, и доброта сильная и счастливая «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю». А между этим – целая жизнь. Солженицынские герои являют собой пример золотого сердца.

Тип народного проведения, который поэтизирует Солженицын, есть основа и опора всей земли нашей. Солженицын ратовал за подлинных чернь, борцов, не склонных смириться с несправедливостью и злом: «Без них – то и не стоит село. Ни народ. Ни вся земля наша».

Цель моей дипломной работы – выявить особенности художественного исследования жизни писателя, диапазон идейно – художественных исканий Солженицына. Это наиболее трудный и важный вопрос для понимания задач, которые автор поставил перед собой.

Большой писатель – всегда фигура неоднозначная. Вот и в творчестве Солженицына трудно понять и осознать, принять все безоговорочно, разом.

Солженицын. Человек, прошедший по фронтам Великой Отечественной и арестованный в конце ее как изменник Родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году. Смертельная болезнь – рак – и чудесное исцеление.

Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя.

Нобелевская премия по литературе и исключение из союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР… Что значит Солженицын для литературы нашей, для общества? Задаю себе этот вопрос и задумываюсь над ответом… я считаю, что в мире сейчас писатель номер один – Солженицын, а вершиной русской новеллистики является, на мой взгляд, «Матренин двор». Хотя вхождение в литературу обычно связывают с «Одним днем Ивана Денисовича». Эту повесть выдвигали на Ленинскую премию. «Иван Денисович» стал для всех откровением. Это было открытием лагерной темы.

«Матренин двор» стал откровением для меня. Нет, до этого работали Овечкин, Абрамов, Солоухин…

уже были написаны ранее рассказы Носова, «Деревня Бердяйка» Белова. Задел деревенской прозы был. Но отправная точка – «Матренин двор». Наша деревенская проза вышла из «Матренина двора».

Дело коснулось, наконец, как и в «Привычном деле» Белова, судьбы простейшей и трагической. Я считаю «Привычное дело» при всем глянце, какой новелла на эту повесть критика, трагедией русской семьи и русской бабы.

Трагедия деревенской русской женщины, описанная Солженицыным – наиболее концентрированная, наиболее выразительная, вопиющая.

И на каком художественном уровне! А язык?! Солженицын – явление русской литературы, художник мирового масштаба.

Оставаясь в любви к своей Родине, земле, людям, Солженицын в то же время поднимается до трагических, страшных моментов истории нашей.

Весь творческий процесс писателя, на мой взгляд, — это прежде всего процесс внутреннего борения и самоусовершенствования.

Внутреннее усовершенствование дается, во-первых, огромным знанием жизни, соприкосновением большой культурой, беспрестанным чтением хорошей литературы. Писатель всегда, если он настоящий писатель, был над жизнью.

Всегда немножко впереди, выше. И всегда должен иметь возможность оглянуться назад, осмыслить время.

Как сложно настоящему художнику творить. Надо иметь огромное мужество, благородство и культуру – внутреннюю культуру, – чтобы подняться над своими обидами.

Присутствие в мире Александра Исаевича, его работа, его честь – путеводная звезда. Чтобы мы не совсем уж в темном углу – то тыкались, на бревна не натыкались – освещает он нам путь.

Аскетизм, высочайшее самоотречение, когда человек так поглощен своим творческим трудом, что все земное отпадает.

Совестливый художник, просто хороший писатель Солженицын написал просто русского человека с достоинством. Можно его на колени поставить, но унизить трудно. А унижая простой народ, любая система унижает прежде всего себя.

Матрена, Иван Денисович и есть истинно русские люди. Как станционный смотритель Пушкина, Максим Максимова в «Герое нашего времени», мужики и бабы из «Записок охотника Тургенева, толстовские крестьяне, бедные люди Достоевского, подвижники духа Лескова

.Глава 1 А. И. Солженицын. Творческий путь

1.1Анализ литературных произведений

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интер­вью: «Я отдал почти всю жизнь русской революции».

Задача свидетельствовать об утаенных трагических поворотах рус­ской истории обусловила потребность поиска и осмысления их исто­ков. Они видятся именно в русской революции.

«Я как писатель дей­ствительно поставлен в положение говорить за умерших, но не только в лагерях, а за умерших в российской революции, — так обозначил задачу своей жизни Солженицын в интервью 1983 г.

— Я 47 лет рабо­таю над книгой о революции, но в ходе работы над ней обнаружил, что русский 1917 год был стремительным, как бы сжатым, очерком мировой истории XX века.

То есть буквально: восемь месяцев, кото­рые прошли от февраля до октября 1917 в России, тогда бешено про­крученные, — затем медленно повторяются всем миром в течение всего столетия. В последние годы, когда я уже кончил несколько томов, я с удивлением вижу, что я каким-то косвенным образом пи­сал также и историю Двадцатого века» (Публицистика, т. 3, с. 142).

Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был и сам. Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г.

Очередная сессия приходится на на­чало войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре попадает в офи­церскую школу в Костроме. Летом 1942 г. — звание лейтенанта, а в конце — фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг.

(двучастный рассказ «Желябугские выселки» и повесть «Адлиг Швенкиттен» — «Новый мир». 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г.

— самсоновская катастрофа — становится предметом изображения в первом «Узле» «Краен Колеса» — в «Августе Четырнадцатого». 9 февраля 1945 г.

капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его на­чальника, генерала Травкина, который спустя уже год после ареста даст своему бывшему офицеру характеристику, где вспомнит, не по­боявшись, все его заслуги — в том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли уже в Пруссии.

После ареста — лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Мар­финская шарашка, описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. — лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын — «веч­ный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г.

— реабилитация и сельская школа в поселке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. Солженицын «залпом», затри недели, создает переработанный, «облегченный» вариант рассказа «Щ-854», который после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения са­мого Н.С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» (1962. № 11) под назва­нием «Один день Ивана Денисовича».

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт — около полутора десятилетий: «Две­надцать лет я спокойно писал и писал. Лишь на тринадцатом дрогнул. Это было лето 1960 года.

От написанных многих вещей — и при пол­ной их безвыходности, и при полной беззвестности, я стал ощущать переполнение, потерял легкость замысла и движения.

В литературном подполье мне стало не хватать воздуха», — писал Солженицын в авто­биографической книге «Бодался теленок с дубом».

Именно в литератур­ном подполье создаются романы «В круге первом», несколько пьес, киносценарий «Знают истину танки!» о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над «Архипелагом ГУЛагом», Эвмыслен роман о русской революции под кодовым названием «Р-17», воплотившийся десятилетия спустя в эпопею «Красное Колесо».

Источник: https://mirznanii.com/a/355505/tvorchestvo-solzhenitsyna

Refy-free
Добавить комментарий