Творчество М. Ю. Лермонтова

Жизнь и творчество Лермонтова

Творчество М. Ю. Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург.

Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 — 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).

В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом.

Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров.

Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. «Кавказ», (1830); «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», (1832).

В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением.

В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия — его призвание.

В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько «байронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата»); в 1829 задумывает поэму «Демон», над которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.

В 1830 — 31 — вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д.

Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности.

Драма «Странный человек» — своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.

Однако надо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском университете ему как уволенному не засчитывалось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы.

4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.

По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным.

Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую он задумывал так: «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы». Убедившись, что «Маскарад» не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман — «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляется имя Печорина.

Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.

Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение «На смерть поэта», а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу «о непозволительных стихах».

Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье». Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству — 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино», и появляется «Бородино», опубликованное в «Современнике» в 1837.

Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился.

Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838).

Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,-одарен-ного живописца.

В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода.

Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму «Тамбовская казначейша», вскоре опубликованную в «Современнике». В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе.

Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, «Песня про царя Ивана Васильевича…»

К началу 1839 сближается с редакцией «Отечественных записок», издававшихся А.Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. «На Руси явилось новое могучее дарование — Лермонтов», — объявляет Белинский.

В марте 1840 за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию на Кавказ. Участвует в военных действиях, «исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием «.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. В записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утес», «Тамара», «Листок», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и др.

Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н.Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его надуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», — напишет Белинский. Поэт был убит.

Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.

Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/bio/zhizn-i-tvorchestvo.htm

Творчество М.Ю.Лермонтова

Творчество М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) прожил очень короткую жизнь, но его творчество стало важной страницей в истории русской литературы.

Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика.

Лермонтов сформировался в эпоху, последовавшую за декабристским восстанием. Это наложило отпечаток на все его творчество, придав всем текстам отпечаток драматизма.

«Лермонтовский элемент» можно отметить в произведениях, посвященных трактовке традиционных для лирики тем (тема поэта и поэзии, тема любви).

Кроме того, в творчестве Лермонтова наличествуют темы, которых не было в творчестве Пушкина (тема одиночества, предчувствия собственной ранней гибели).

Среди поэтических шедевров Лермонтова прежде всего должно быть названо стихотворение «Смерть Поэта» – поэтический отклик на гибель Пушкина, созданный под непосредственным впечатлением от трагической вести в конце января – первых числах февраля 1837 года. С него началась известность Лермонтова как поэта, преемника великого Пушкина.

В «Смерти Поэта» отчетливо выделяются три части. Первая, состоящая из 33 стихов, воспроизводит картину гонений и гибели великого Поэта.

Во второй, начинающейся словами: «И он убит – и взят могилой», а кончающейся стихом: «И на устах его печать» (23 стиха), преобладают элегические интонации раздумья о трагической судьбе поэта.

Третью часть образует шестнадцатистрочное «прибавление» – гражданская инвектива в адрес истинных виновников трагедии.

Одной из тем, заявленных в «Смерти Поэта» и получивших свое продолжение в лирике 1837 – 1841 годов, явилась тема поэта, его назначения и судьбы – одна из главных в лирике Лермонтова.

Эта тема находит свое отражение в стихотворениях «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Пророк» (1841). Последний из названных текстов завершает в лирике Лермонтова тему «Поэт и общество».

Показывая трагизм положения поэта, Лермонтов подчеркивает его верность своим «заветам».

Среди наиболее значительных произведений Лермонтова, посвященных гражданской тематике, могут быть названы «Бородино» (1837) и «Дума» (1838). В этих стихотворениях выражена общая мысль-упрек поколению 1830-х годов.

Автор соотносит героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 года и отношение к жизни своих современнников.

Эти два стихотворения выразили жалобу Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г. Белинский).

Тема свободы предстает в лирике Лермонтова как тема ее безнадежной утраты и одновременно – неискоренимости устремлений к ней. Наиболее характерным отражением этого эпохального противоречия становится образ узника («Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840) и др.)

Одной из главных в лирике Лермонтова является тема одиночества («И скучно, и грустно», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…»).

В них – искреннее и глубокое страдание от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, стремление вырваться из его трагического круга, жажда обретения «души родной».

Этот сложный комплекс чувств и дум с огромной силой запечатлен в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840).

Сближение индивидуально-личностного и народного сознания в поздней лермонтовской лирике становится одной из определяющих ее особенностей, например, в «Родине». «Родина» непреднамеренно, но достойно увенчала цикл зрелых стихотворений, опубликованных при жизни поэта. Н.А Добролюбов писал: «Лермонтов … обладал …

громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасание от этого ложного пути находится только в народе.

Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Лермонтов создал значительное количество произведений. Среди них могут быть названы романтические поэмы «Демон» и «Мцыри», «Пеня про купца Калашникова», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» – итоговое произведение М.Ю. Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Вместе с «Евгением Онегиным» Пушкина и «Мертвыми душами» Гоголя «Герой нашего времени» стоит у истоков русского романа второй половины XIX века.

«Герой нашего времени» – гениальное воплощение «веления времени», этап в исторической эволюции романного жанра.

При необычной сжатости он отличается насыщенностью содержания, многообразием проблематики – социально-исторической, психологической, нравственно-философской. Проблема личности – центральная в нем.

Личность в ее отношении к обществу и миру, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно в противостоянии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме.

Образ Печорина – одно из главных открытий Лермонтова – поистине эпохален. В нем получили свое выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам А.И. Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа … глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная».

Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении.

 Несмотря на то, что Печорин так и не нашел цели в жизни – и в этом один из источников его трагизма, – неверно утверждать, что у него вообще не было значительных целей. Одна из них – в постижении природы и возможностей человека. Отсюда – нескончаемая цепь его психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими.

С этим связана и вторая его цель – самопостроение себя как личности, соизмеряющей свое поведение с неведомым герою «назначением высоким».

Лермонтовская концепция личности расширяла и углубляла возможности художественной типизации. Печорин – типический характер, художественный тип, но особого рода.

Он – порождение определенных социальных обстоятельств, среды и в этом смысле представляет собой четко очерченный социальный тип. Но как целостная развивающаяся личность с ее внесословной ценностью он выходит за пределы социального типа.

Изображение характера Печорина, сильного и твердого и одновременно противоречивого и «текучего», непредсказуемого в своем поведении и окончательной судьбе, пока смерть не поставит в его развитии последнюю точку, была тем новым, что вносил Лермонтов в художественное постижение человека. Образ Печорина – это и социально детерминированный тип, и незавершенное человеческое сознание, твердо очерченный характер и бесконечно развивающийся человеческий дух.

Анализируя произведения Лермонтова, можно говорить о своеобразии его художественной манеры. На всех этапах своего творческого пути он выступал и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, в поздний – реализма.

Как поэт-романтик Лермонтов был представителем прогрессивного, революционного романтизма, выражавший решительное неприятие современной ему действительности и утверждавшим положительное начало жизни – героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие («Мцыри», «Демон»). Как писатель-реалист Лермонтов выразил то же решительное неприятие современной ему действительности, дал социально-психологическое обоснование этому неприятию («Герой нашего времени»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_8412_tvorchestvo-myulermontova.html

Русские писатели о Лермонтове: воспоминания и мнения

Творчество М. Ю. Лермонтова

Статьи

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

Каким был Михаил Лермонтов, один из величайших поэтов Золотого века русской литературы? Какие воспоминания о Лермонтове сохранились у знавших его современников? Какую оценку его творчеству дали выдающиеся русские писатели и публицисты? Читайте подборку в нашем материале.

14 октября 2019

Михаил Юрьевич Лермонтов вспыхнул на поэтическом небосводе России яркой и неповторимой звездой, но, к сожалению, сгорел рано, оставив огненный след в творчестве множества писателей и поэтов. Какие воспоминания о Лермонтове сохранились в письмах и дневниках его современников? Что о творчестве Лермонтова думали Белинский, Достоевский, Брюсов — писатели и публицисты разных эпох и направлений? Наша подборка поможет пролить свет на жизнь и творчество Лермонтова, а также будет полезной при написании сочинений о произведениях Лермонтова, подготовке к урокам, посвященным жизни и наследию поэта.

Виссарион Белинский, писатель, критик, публицист «Самые первые произведения Лермонтова были ознаменованы печатью какой-то особенности: они не походили ни на что, являвшееся до Пушкина и после Пушкина. Трудно было выразить словом, что в них было особенного, отличавшего их даже от явлений, которые носили на себе отблеск истинного и замечательного таланта. Тут было все — и самобытная, живая мысль, одушевлявшая обаятельно-прекрасную форму, как теплая кровь одушевляет молодой организм и ярким, свежим румянцем проступает на ланитах юной красоты; тут была и какая-то мощь, горделиво владевшая собою и свободно подчинявшая идее своенравные порывы свои. 

Тут была и оригинальность, которая в простоте и естественности открывает собою новые, дотоле невиданные миры и которая есть достояние одних гениев; тут было много чего-то столь индивидуального, столь тесно соединенного с личностью творца, — много такого, что мы не можем иначе охарактеризовать, как назвавши «лермонтовским элементом»… Какой избыток силы, какое разнообразие идей и образов, чувств и картин! Какое сильное слияние энергии и грации, глубины и легкости, возвышенности и простоты! 

Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою… Тут, кажется, соприсутствуешь духом таинству мысли, рождающейся из ощущения, как рождается бабочка из некрасивой личинки…

Тут нет лишнего слова, не только лишней страницы: все на месте, все необходимо, потому что все перечувствовано прежде, чем сказано, все видено прежде, чем положено на картину…

Нет ложных чувств, ошибочных образов, натянутого восторга: все свободно, без усилия, то бурным потоком, то светлым ручьем, излилось на бумагу…

Быстрота и разнообразие ощущений покорены единству мысли; волнение и борьба противоположных элементов послушно сливаются в одну гармонию, как разнообразие музыкальных инструментов в оркестре, послушных волшебному жезлу капельмейстера… Но, главное — все это блещет своими, незаимствованными красками, все дышит самобытною и творческою мыслию, все образует новый, дотоле невиданный мир…»

Из статьи «Герой нашего времени» (1841 г.).

Александр Герцен о Лермонтове: «его стихотворения — самая полная его биография»

Александр Герцен, писатель, публицист, философ«Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник… Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им насмерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения.

Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.

Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели.

День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе.

Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу.

Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования.

Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного.

Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, -доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным.

Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться отличных переживаний, впечатлений, раздумий».

Из статьи «Русская литература: Михаил Лермонтов» (1860 г.).

Иван Тургенев о Лермонтове: «глаза его не смеялись, когда он смеялся»

Иван Тургенев, писатель«Лермонтова я тоже видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской дамы, княгини Шаховской, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год. У княгини Шаховской я, весьма редкий и непривычный посетитель светских вечеров, лишь издали, из уголка, куда я забился, наблюдал за быстро вошедшим в славу поэтом…

В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ… Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова „Глаза его не смеялись, когда он смеялся“ и т.д. — действительно, применялись к нему… Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них! Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его заруки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества…»

Из «Литературных и житейских воспоминаний» (1852 г.).

Федор Достоевский, писатель, мыслитель«Сколько он написал нам превосходных стихов… Он проклинал и мучился, и вправду мучился. Он мстил и прощал, он писал и хохотал — был великодушен и смешон. Он любил нашептывать странные сказки заснувшей молодой девочке и смущал ее девственную кровь, и рисовал перед ней странные видения, о которых еще ей не следовало бы грезить, особенно при таком высоко нравственном воспитании, которое она получила.

Он рассказывал нам свою жизнь, свои любовные проделки: вообще он нас как будто мистифицировал; не то говорит серьезно, не то смеется над нами. Наши чиновники знали его наизусть, и вдруг все начинали корчить Мефистофелей, только что выйдут, бывало, из департамента. Мы не соглашались с ним иногда, нам становилось и тяжело, и досадно, и грустно, и жаль кого-то, и злоба брала нас. Наконец ему наскучило с нами; он нигде и ни с кем не мог ужиться; он проклял нас, и осмеял „насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом“, и улетел от нас… Мы долго следили за ним, но наконец он где-то погиб — бесцельно, капризно и даже смешно. Но мы не смеялись…»

Из книги «Записки о русской литературе» (1861 г.).

Владимир Соллогуб, писатель«Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова. С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником „Отечественных записок“… Я всегда считал и считаю себя не литератором ех ргоfesso, а любителем, прикомандированным к русской литературе по поводу дружеских сношений. Впрочем, и Лермонтов, несмотря на громадное его дарование, почитал себя не чем иным, как любителем, и, так сказать, шалил литературой.

Смерть Лермонтова, по моему убеждению, была не меньшею утратою для русской словесности, чем смерть Пушкина и Гоголя. В нем выказывались с каждым днем новые залоги необыкновенной будущности: чувство становилось глубже, форма яснее, пластичнее, язык самобытнее. Он рос по часам, начал учиться, сравнивать. В нем следует оплакивать не столько того, кого мы знаем, сколько того, кого мы могли бы знать. Последнее наше свидание мне очень памятно. Это было в 1841 году: он уезжал на Кавказ и приехал ко мне проститься. „Однако ж, — сказал он мне, — я чувствую, что во мне действительно есть талант. Я думаю серьезно посвятить себя литературе. Вернусь с Кавказа, выйду в отставку, и тогда давай вместе издавать журнал“. Он уехал в ночь. Вскоре он был убит. Настоящим художникам нет еще места, нет еще обширной сферы в русской жизни. И Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Глинка, и Брюллов были жертвами этой горькой истины. Лермонтов, с которым я находился сыздавна в самых товарищеских отношениях.., как все люди, живущие воображением, и в особенности в то время, жаждал ссылки, притеснений, страданий, что, впрочем, не мешало ему веселиться и танцевать до упаду на всех балах… Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия».

Из книги «Воспоминания» (1887 г.).

Владислав Ходасевич, поэт, мемуарист, историк литературы«Лермонтовские герои, истерзанные собственными страстями, ищущие бурь и самому раскаянию предающиеся, как новой страсти, упорно не хотят быть только людьми. Они „хотят их превзойти в добре и зле“ — и, уж во всяком случае, превосходят в страдании. Чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном… Поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести. Его спор с небом — попытка переложить ответственность с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот соблазнительный мир создал, кто „изобрел“ его мучения.

В послелермонтовской литературе вопросы совести сделались мотивом преобладающим, особенно в прозе: потому, может быть, что она дает больше простора для пристальных психологических изысканий. И в этом смысле можно сказать, что первая русская проза — „Герой нашего времени“, в то время как „Повести Белкина“, при всей их гениальности, есть до известной степени еще только проза французская. Лермонтов первый открыто подошел к вопросу о добре и зле не только как художник, но и как человек, первый потребовал разрешения этого вопроса как неотложной для каждого и насущной необходимости жизненной — сделал дело поэзии делом совести. Может быть, он предчувствовал, какой пламенный отклик найдет впоследствии его зов, когда говорил о себе, что он, Лермонтов, дал первый толчок тому движению, которое впоследствии благодаря Гоголю, Достоевскому и Толстому сделало русскую литературу литературой исповеди, вознесло на высоту недосягаемую, сделало искусством подлинно религиозным. Но и еще в одном отношении литература русская глубоко перед ним обязана: он жизнью своей создал для нас великий образец художника. Уходя от суда людского и не допуская людей присутствовать при последнем суде, Божьем, — как человек он, быть может, был прав, быть может, — нет. Этот вопрос разрешен тем же приговором, которого мы не знаем. Но как художник он был несомненно прав. Неизбежная спутница художественного творчества — тайна».

Из статьи «Фрагменты о Лермонтове» (1914г.).

Алексей Толстой, писатель и общественный деятель«..Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы…

Лермонтов в „Герое нашего времени“, в пяти повестях: „Бэла“, „Максим Максимыч“, „Тамань“, „Княжна Мери“ и „Фаталист“, связанных единым внутренним сюжетом — раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта страшной эпохи, опустошенного, жестокого, ненужного человека, со скукой проходящего среди величественной природы и простых, прекрасных, чистых сердцем людей, — Лермонтов в пяти этих повестях раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого, высокого по стилю и восхитительно благоуханного искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь все — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать. Это глубоко и человечно. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы — и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника, зачатого на снежных вершинах Кавказа».

Речь на торжественном заседании памяти М. Ю. Лермонтова (15 октября 1939 г.).

Анна Ахматова, поэт, литературный критик, переводчик«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзии мира.

Это так неожиданно, так просто и так бездонно… Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, — ему было подвластно… До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: «Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье…».

Из очерка «Все было подвластно ему» (1964 г.).

Изучая с классом жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, начните с темы поэта и поэзии. На первом этапе углубите представление ребят о биографии, рассмотрите важную веху в лирике, посвященную судьбе поэта.
Проведите фронтальную беседу: ответы на вопросы по биографии М. Ю. Лермонтова с опорой на выполнение интерактивных заданий.

1. Попросите ребят перечитать стихотворение «Нет, я не Байрон: я другой…».

2. Задайте вопросы:

  • Какие черты личности английского поэта-романтика находит лирический герой М. Ю. Лермонтова в своём характере, что противопоставляет ему?
  • Как вы думаете, какую роль играет образ океана?

1. Предложите ученикам прочитать воспоминания современников о М. Ю. Лермонтове.
2. Поинтересуйтесь:

  • В чём причина столь разноречивых оценок его характера?
  • Каким представляется поэт вам?

Во второй части занятия порассуждайте с ребятами на следующие темы или, если времени на занятии не осталось, предложите им написать мини-эссе к следующему уроку:

  1. Стихотворение «Смерть поэта» написано на смерть А. С. Пушкина. Чем название «Смерть поэта» отличается от возможного, скажем «Смерть Пушкина»?
  2. Критик А. В. Дружинин назвал стихотворение «Смерть поэта» поэтическим подвигом, который стоил М. Ю. Лермонтову жизни. В чём заключалось мужество поэта?
  3. В стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов использовал образы пушкинских произведений. Например, «невольник чести» из поэмы «Кавказский пленник», «певец неведомый, но милый» — это Владимир Ленский, герой романа «Евгений Онегин», также погибший на дуэли. Как вы думаете, какую цель преследовал Лермонтов, используя эти, выражаясь языком литературоведов, «стилистические сигналы»?
  4. Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова отмечают удивительное сочетание лиризма и «энергической» тональности его стихов. То, что ранее было принадлежностью различных жанров, теперь соединилось в одном. В частности, в стихотворении «Смерть поэта» объединены «энергическая ода», элегия и политическая сатира. Обратившись к языку стихотворения, докажите справедливость этого утверждения. Обратите внимание на смену четырёхстопного ямба шестистопным, риторические вопросы и восклицания. Понаблюдайте, с какими образами связана та или иная жанровая тональность.
  5. Перечитайте стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Чем различается их лексика, особенно — употребление старославянизмов? Как вы думаете, с чем это связано?

Разбейте класс на мини-группы, предложите ученикам поработать сообща. Пусть каждая группа выберет свою тему для представления на следующем занятии.

  • Пользуясь материалами статьи о поэте и материалами тематических сайтов, подготовьте работу «Современники о М. Ю. Лермонтове».
  • Вспомните книгу М. Цветаевой «Мой Пушкин», в которой она рассказывает о первой встрече с творчеством поэта, о своих любимых стихах. Попробуйте подготовить эссе «Мой Лермонтов», в котором вы можете рассказать о своём личном отношении к поэту и о своих любимых стихотворениях.

Работы можно представить в виде докладов с презентациями, мини-сочинений и других форматов, которые органично впишутся в план следующего занятия.

  1. Скачать план урока, чтобы успеть затронуть самые важные темы на занятии.
  2.  Распечатать и раздать ребятам карточки с цитатами из произведений. Ученики, которые смогли определить, откуда цитата, поднимают руку и отвечают. Остальным ребятам пусть помогает класс. Можно создать презентацию и вывести карточку на экран, чтобы все видели цитату.
  3. Воспользоваться «Классной работой» по учебнику «Литература», 8 класс (УМК под редакцией Б. А. Ланина, 5-9) на LECTA — так вы проведете интерактивный урок и сэкономите время для дополнительных сведений о биографии и творчестве поэта.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/russkie-pisateli-o-lermontove-vospominaniya-i-mneniya/

Творческое развитие Лермонтова

Творчество М. Ю. Лермонтова

Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего «великого поприща». Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 г. (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написано в 1826-1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 г.

, после того, как гневным стихотворением «Смерть Поэта» откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова — ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся «в стол», — все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт.

Творчество Лермонтова — поступательное движение, суть которого — в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных «чертежей», создавшихся на предшествующем. Учитывая «спиралеобразный» характер творческого развития Лермонтова, можно выделить в нем три периода.

Юношеский период (1828-1831) — время первых литературных опытов.

Родители Лермонтова — отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели в Москве собственного дома. Местом их постоянного проживания было село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой.

В Тарханы семья вернулась весной 1815-го, когда Мария Михайловна оправилась от трудных родов. В 1816 году родители расстались. Зимой 1817 года у Марии Михайловны началось обострение болезни — «то ли чахотки, то ли сухотки». 24 февраля того же года она скончалась. Лицо живой матери Лермонтов практически не помнил, его заменил портрет, с которым бабушка никогда не расставалась.

А вот день ее похорон, хотя ему не было и трех лет, запомнил, описав в поэме «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее… и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

В 1828-1830 гг. юноша обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а с 1830 по 1832гг — на нравственно-политическом отделении Московского университета.

Вершиной первого периода творчества являются 1830-1831 гг. — время интенсивной творческой деятельности поэта, когда было написано около 200 стихотворений. Лермонтов за эти же два года создал 6 поэм — «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Люди и страсти» и другие.

Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация — стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» — прошла незамеченной и значения для юного автора не имела.

Но уже с первых шагов в литературе Лермонтов не ограничивался «учебой» у своих именитых предшественников. В его отношении к любым литературным авторитетам, будь то Байрон, Пушкин или Рылеев, проявилась позиция притяжения-отталкивания.

Лермонтов не только усваивал, но и преображал, переосмысливал поэтические традиции.

Творчество Лермонтова 1828-1831 гг. имело ярко выраженный автобиографический характер. В лирике отражались детские впечатления, первые дружеские симпатии, любовные увлечения.

Автобиографизм был важнейшим творческим принципом Лермонтова, хотя этот принцип противоречил другому — стремлению поэта-романтика включить свои «подлинные», «достоверные» мысли и чувства в контекст общеромантических литературных мотивов.

Переходный период (1832-1836) — от юношеского творчества к зрелому.

Сам поэт оценивал этот период как время встряски, «действования».

В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов, во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.

За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений.

Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона — в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы.

Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений «Парус», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Моряк» (1832).

Ослабляется автобиографизм в лирике. Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, — создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя.

Например, в «Парусе» психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания «мятежного» лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж.

Поэтический принцип психологизации в лирике зрелого периода творчества (стихотворения «Три пальмы», «Спор», «Утес» и др.)

В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые затронул проблему взаимоотношений личности и общественной среды.

В неоконченном романе «Вадим»(1832-1834) и в поэме «Измаил-бей» (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, «частного» человека и ходом истории. В 1835-1836 гг.

актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке. Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. — драма «Маскарад» (1835-1836).

Период творческой зрелости (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г.

по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г.

благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.

В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической деятельностью: в 1837-1841 гг.

на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфической лермонтовской трактовке. В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня….

про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной «энциклопедией излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839).

Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

Ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 13 июня 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4 километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук состоялась дуэль, на которой поэт был убит. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил в воздух, желая все же кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов.

Он был довольно бессердечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику выстрелить ему прямо в сердце. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух! Сразу после окончания поединка разразилась сильная гроза. Секунданты ускакали в город. Необходимо было раздобыть повозку, чтобы перевезти убитого.

17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было».

Дело в том, что по православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному было нелегким делом. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за пределами его.

Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:

Кровавая могила меня ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось: тело его предано земле без молитв…

С биографией поэта можно ознакомиться здесь.

Материал взят с сайта http://www.netschools.ru/sch518/koridor/rus_lit/lermon2/index3.html

Книги

Полное собрание сочинений в 10 томах

том 3             djvu

том 4             djvu

том 5             djvu

том 6             djvu

том 7             djvu

том 8             djvu

том 9             djvu

том 10            djvu

Собрание сочинений в 7 томах         chm

Полное собрание сочинений в 4 томах

том 1       2

том 2       2

том 3       2

том 4       2

Все тома в одном архиве(rar)       2

Собрание сочинений в шести томах

том 1 стихи 1828-1831          2

том 2 стихи 1832-1841          2

том 3 поэмы 1828-1834          2

том 4 поэмы 1835-1841          2

том 5 драмы          2

том 6 проза, письма          2

Все тома в одном архиве (rar)          2

Лермонтов М.Ю. — Избранные произведения           djvu

Ашик-Кериб

год издания 1938           pdf

Бородино

— год издания 1939         pdf

— год издания 1941         pdf

— год издания 1944         pdf

— год издания 1946         pdf

— год издания 1947         pdf

— год издания 1948         pdf

— год издания 1970         pdf         2

— год издания 1977         pdf

— год издания 1982         pdf

— год издания 1983         djv

— год издания 1985         djvu

Азраил          2          pdf          rtf

Ангел смерти          2          pdf          rtf

Аул Бастунджи          2          pdf          rtf

Беглец          2          pdf          rtf

Боярин Орша          2          pdf          rtf

Вадим          2          pdf          rtf

Два брата          2          pdf          rtf

Две невольницы          2          pdf          rtf

Демон          2          pdf          rtf          pdf (1941)          pdf (1947)          pdf (1910)

Джюлио          2          pdf          rtf

Измаил-Бей          2          pdf          rtf

Испанцы          2          pdf          rtf

Исповедь          2          pdf          rtf

Кавказец          2          pdf          rtf

Кавказский пленник          2          pdf          rtf

Каллы          2          pdf          rtf

Княгиня Лиговская          2          pdf          rtf

Корсар          2          pdf          rtf

Литвинка          2          pdf          rtf

Люди и страсти          2          pdf          rtf

Маскарад          2          pdf          rtf

— Маскарад (ранняя версия)          2          pdf          rtf

— Маскарад (приложения)          2          pdf          rtf

Монго          2          pdf          rtf

Моряк(отрывок)          2          pdf          rtf

Мцыри          2          pdf          rtf          pdf (1941)

Олег          2          pdf          rtf

Панорама Москвы          2          pdf          rtf

Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова         2          pdf          rtf          pdf (1865)          pdf (1938)          pdf (1943)          pdf (1984)          djvu (1975)

Последний сын вольности          2          pdf          rtf

Преступник          2          pdf          rtf

Сашка          2          pdf          rtf

Странный человек          2          pdf          rtf

Тамбовская казначейша          2          pdf          rtf

Хажди Абрек          2          pdf          rtf

Цыгане          2          pdf          rtf

Черкесы          2          pdf          rtf

Штосс          2          pdf          rtf

Я хочу рассказать вам          2          pdf          rtf

Лермонтов М.Ю. Поэмы (иллюстрации Кострова) (1947)       pdf

Лермонтов М.Ю. Стихи (иллюстрации Кострова) (1946)       pdf

Избранные стихи и поэмы (1935)       pdf

Избранные стихи и поэмы (1942)       pdf

Библиотека мировой поэзии (том 76 М.Ю. Лермонтов)              djvu

Родзевич С. И. — Лермонтов, как романист (1914)                pdf

Рублевское издание 1891                pdf

Творческий путь Лермонтова          djvu          pdf

Жизнь и творчество        djvu        pdf (1941)

Лермонтов проблемы поэтики        pdf        djvu

Болдаков «Лермонтов» 1895         pdf         djvu

Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции.            pdf

Хаецкая Елена «Лермонтов (Великие исторические персоны)»        pdf        djvu

Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова       pdf       rtf       2

Маркович В.М. и др. Pro et contra          pdf

Источник: https://wpoet.ru/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0.html

Творчество Лермонтова кратко. Произведения М. Ю. Лермонтова

Творчество М. Ю. Лермонтова

Один из самых известных русских поэтов, «пророк» первой половины девятнадцатого века, который прожил всего лишь двадцать семь лет… Но за этот короткий промежуток времени он смог передать в стихах все то, что бурлило у него в душе.

В данной статье мы рассмотрим творчество Лермонтова. Кратко коснемся периодизации развития автора, а также поговорим об основных мотивах его произведений.

М. Ю. Лермонтов

Сложно говорить про творчество Лермонтова кратко. Это гигант, наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Наиболее плодотворное время у Михаила Юрьевича выпало на тридцатые годы девятнадцатого века. Это период истории Российской империи, когда в обществе наступил этап депрессии и разочарования. После поражения восстания декабристов нужно было искать новые ответы на извечный вопрос: «Что делать?»

В литературе данная тенденция выражается в усилении реалистических мотивов, утверждении неприемлемости происходящих событий. Однако совершенно другим путем пошел Михаил Юрьевич Лермонтов (фото его автопортрета представлено чуть ниже).

Поэт до конца жизни оказался верным романтизму, но смог мастерски совместить его с реализмом в своих стихах, драматургии и прозе.

Далее мы поговорим о двух периодах творчества этого великого человека. Но через все события красной линией пройдет его стремление к возвышенному, борьбе, байроновскому идеалу свободы.

Юношеское творчество

Исследователи и литературоведы делят на два периода творчество Лермонтова. Кратко говоря, это лирический этап становления, который продолжался с 1828 по 1836 год, и зрелость. Границей между ними стала гибель Александра Сергеевича Пушкина и произведение «Смерть поэта».

Итак, первые попытки мальчика излагать мысли в виде стихов относятся к четырнадцати годам. В это время у него в семье разразилась «война» между отцом, который видел талант сына и всячески его поддерживал, и бабушкой, стремившейся сделать из ребенка няньку для себя.

Первые стихотворения пронизаны отчаянием, юношеским максимализмом, героическими мотивами борьбы. Сюда относятся наброски «Демона» и «Монолог», позднее оформившийся в «Думу».

Кроме проблем на семейном фронте, на настроения юного поэта сильно влияет поражение декабристов и угнетенная атмосфера, сложившаяся в обществе.

В течение лирического периода молодой человек знакомится с западноевропейской литературой, особенно увлекаясь творчеством Байрона. Поэтому в стихах Лермонтова рождаются образы романтических героев с мятущейся душой. Они независимы, жаждут свободы, презирают окружение и пребывают в состоянии вечной борьбы с собой.

Переломным моментом становится смерть Пушкина. Именно это событие кардинально меняет творчество Лермонтова. Кратко выразить это можно одним словом – пробудился.

Теперь Михаил Юрьевич осознает свое предназначение как пророка и поэта. Жечь сердца людей глаголом. Показывать обществу реальную ситуацию, которая сложилась на всей территории Российской империи.

С этой целью Лермонтов уезжает на Кавказ, подальше от императора и его «прислужников». Свободный и бунтующий дух поэта противится сложившейся обстановке. Свои переживания он вкладывает в стихи «Пророка», «Смерть поэта», «Бородино», «Родина» и остальные.

Именно в конце жизни рождается «гражданский» Лермонтов. Фото поэта на Кавказе демонстрирует его разочарование, одиночество, отображает глубокие думы и принятую миссию.

До самой смерти поэт развивает общественно-политические идеи Пушкина, Белинского, Чаадаева. В творчестве зрелого периода ставит вопросы о судьбе поколения, трагичности любви, старается осмыслить место поэзии в истории человечества.

Мотив борьбы

Как мы говорили ранее, поэзия Лермонтова насквозь пронизана романтическими мотивами, идеями, образами. Влияние лорда Байрона на молодого юношу сохранилось на всю оставшуюся жизнь.

Самые первые стихотворения М. Ю. Лермонтова пронизаны героичностью, отсутствием полутонов, страданиями от несовершенства реального мира и непонятости устремлений поэта.

Особенно полно настроения и переживания юноши передаются в трех произведениях – «Пленный рыцарь», «Узник» и «Парус».

В них преобладают пейзажно-символические образы. Например, в «Парусе» мы видим отображение внутренних событий в душе поэта, который пытается их изобразить с помощью затерянного в море суденышка.

Стихотворение «Узник» отражает не просто пребывание Лермонтова за решеткой из-за крамольной «Смерти поэта». В большей степени это мысли молодого человека о его месте в Российской империи при существующем режиме.

Данная тема продолжается и в «Пленном рыцаре». Оно тоже написано в заключении, последовавшем после дуэли с Барантом. В произведении мы наблюдаем постепенно разворачивающийся конфликт общества и индивидуума.

Таким образом, подобные строфы отражают нежелание Михаила Юрьевича сдаваться под натиском общественных рамок и условностей.

Судьба поколения

Согласно отзывам современников, поэзия Лермонтова выражает самые глубокие устремления интеллигенции, о которых большинство боится даже просто подумать.

Главным произведением, которое в полной мере пронизано мотивом неопределенности и возмущением от общественного бездействия и трусости, является сатира-элегия «Дума». По своему жанру она напоминает стих «Смерть поэта». Но, в отличие от первого, здесь клеймится вся интеллигенция, а не придворная знать.

Михаил Юрьевич в строках стихотворения порицает современников за малодушие и побег от политической борьбы за лучшее будущее. Вместе с этим, поэт зовет их к моральному и духовному обновлению. Идеи Лермонтова полностью перекликаются с мыслями Рылеева в «Гражданине».

Критики того времени, Герцен и Белинский, очень положительно восприняли появление данного произведения. В нем они увидели наиболее глубокое выражение причины ощущения безразличия и апатии, поразивших общество в тридцатых годах девятнадцатого века.

Разочарование

Как и многие другие стихотворения М. Ю. Лермонтова, относящиеся к последним годам жизни, произведения «В минуту жизни трудную…», «Выхожу один я на дорогу…» и «И скучно и грустно» пронизаны спокойствием и грустью.

Поэт устал от бесконечной и бессмысленной битвы с современниками, которые не желают услышать его голос и проснуться от смертельного забытья. Мечущаяся и деятельная натура молодого человека постепенно успокаивается в путах лживого и трусливого общества.

Каждая строчка вышеназванных стихотворений сквозит стремлением вырваться из клетки, которой Лермонтов считал свою жизнь. Он, как и в ранние юношеские годы, все еще пребывает в рассеянности, будто родился совершенно не в свое время.

Как и многие другие поэмы Лермонтова, эти стихи связывают пейзажи и внутренние ощущения автора. В трех вышеназванных произведениях мы видим грусть и бесконечное одиночество человека, который положил жизнь на то, чтобы пробудить поколение, но остался неуслышанным.

Это высокое искусство

Не только поэмы Лермонтова отображают отношение к застойным событиям тридцатых годов. Мастер мог выразить глубочайшие мысли всего лишь в паре слов. Любая строчка может быть полна скрытого смысла.

Если постараться проанализировать два его произведения («Пророк» и «Поэт»), мы увидим ту бесконечную боль, которую ощущал Михаил Юрьевич. Первое из них было написано за считанные недели до гибели гения. В нем двадцатисемилетний человек изображает героя в образе всеми покинутого и непонятого пророка. Тот вынужден жить в пустыне и терпеть насмешки от недалеких мещан.

Второе произведение характеризуется потрясающим сравнительным рядом. В нем автор сопоставляет деятельность сильного поэта с сутью существования боевого кинжала как такового. Вначале, когда была в нем нужда, он рвал кольчуги и выполнял свое предназначение. После — он всего лишь пустая золотая игрушка, пылящаяся на полке.

Гражданская позиция

Поздние произведения М. Ю. Лермонтова больше выражают отношения реалиста к событиям в обществе, а не противопоставляют бунтаря толпе.

Так, наиболее ярко гражданская позиция поэта показана в таких стихах, как «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта» и «Как часто, пестрою толпою окружен…».

В них мы видим подавленную горечь и злобу на душевную пустоту общества. Особенно сильным является последнее произведение из вышеназванных. В нем Лермонтов демонстрирует черствую личину императора и его свиты под масками, сравнивая их с мечтами о деревенском утре из детства. Данное стихотворение было написано после посещения новогоднего карнавала в Петербурге, зимой 1840 года.

Бежавший и погибший в Кавказских горах герой на фоне своей короткой и бурной жизни показывает застой современников. Позже критики сокрушались о том, сколько потеряла литература. Лермонтов успел за двадцать семь лет заронить в душу общественности зерно бунтарства, поднять его с колен после поражения декабристов.

Любовь

Произведения М. Ю. Лермонтова не только отражают борьбу гордого одиночки с обществом, штормящим морем или маскарадной толпой. В некоторых его творениях мы встречаем и любовные переживания. Однако и там нас не покидает вечное чувство обреченности и трагизма, которое испытывал поэт.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с этапами и основными идеями, выраженными в творчестве великого русского поэта.

Удачи вам, дорогие друзья!

Источник: https://FB.ru/article/164114/tvorchestvo-lermontova-kratko-proizvedeniya-m-yu-lermontova

Творчество Лермонтова

Творчество М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — поэт совсем другой эпохи. Под эпохой следует понимать как политическое время, так и дальнейшее литературное развитие.

Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем.

Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности «что делать?» потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание.

Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов.

Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга.

В этом плане творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в.

не было.

Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению Белинского — внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром.

В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве.

Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина, проходит эволюцию от чисто романтического решения к реалистическому осмыслению.

Необходимо обратить внимание на характерное обстоятельство: в основе конфликта с жизнью романтически настроенного героя лежит российская действительность, ее » черный год«. Постепенно романтические переживания попадают под контроль реальной действительности. Этим объясняется возрастающее трагическое начало лирической поэзии Лермонтова.

В отличие от Баратынского, в лирике Лермонтова нет скептицизма и пессимизма. Внутренний человек, находясь в полном одиночестве, зная свой трагический финал, не останавливается в движении, в развитии, он по-своему высоким смыслом наполняет нравственные ценности.

Идеалы внутреннего человека недосягаемо прекрасны в понимании общественных отношений («Отрывок»: Теперь я знаю — пышный свет не для людей был сотворен), в утверждении «странной любви» к отечеству, в анализе любовного чувства. (Мне грустно, потому что я тебя люблю), в требовании счастья (Когда волнуется желтеющая нива).

Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. » Пророк» Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта, и с этого пути не сойдет.

В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. Исследователь Д.

Максимов называет его » простым человеком» (Сосед, Соседка, Казачья колыбельная песня, Бородино, Завещание). Его присутствие — свидетельство демократических тенденций лермонтовского творчества.

С этим связана оценка его Достоевским как возможного «печальника горя народного».

Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение. От его творчества.

Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта («Парус» — 1832).

Образ — символ создай в следующих стихотворениях: Утес, На севере диком…, Тучки небесные и т. д.

Помимо характеристики лирики Лермонтова с точки зрения присутствия в ней лирического персонажа возможно исследование ее мотивов. К ним относятся свобода и воля, память и забвение, обман, мщение, покой, земля и небо, библейские мотивы и т. д.

Мотивы эти взаимосвязаны, переплетены, просвечивают один через другой, но каждый представляет грань художественного мира поэта и звено в общей эволюции мотивов русской лирики XIX в. Основной пафос поэзии Лермонтова, по словам.

Белинского, заключается в нравственных вопросах, о судьбах и правах человеческой личности. Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.

Источник: https://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/tvorchestvo-lermontova.html

Refy-free
Добавить комментарий