Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

     Творчество Афанасия Афанасьевича Фета(1820 — 1892) — одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэтгениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворенийФета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” Вто же время действительного представления о масштабах этого поэта многие неимеют.

Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – тозлонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны впериод его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза– старик в состоянии агонии.

Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных впериод его расцвета, и человеческого и поэтического, — был самым красивым изрусских поэтов.      

     Драма связана с тайной рождения Фета.Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии женучиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и былзаписан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когдамальчику было 14 лет.

Он получил фамилию Фет и в документах стал называтьсясыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобывернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до концане разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И.

Фет былдвоюродным дедушкой последней русской императрицы.

     Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят,что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, чтоон был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике.

Изразоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным коннымзаводом.

И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, вянваре созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.

     В связи с этим о Фете любят говорить како человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное иромантическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не быласамоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослалжену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешаласекретарь. А поэт умер – умер от потрясения.

     Биография поэта – это, прежде всего егостихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанроввстречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр”можно рассматривать “мелодии’’ — стихотворения, которые представляют собойотклик на музыкальные впечатления.

     Одно из ранних и самых популярныхстихотворений Фета – “Я пришёл к тебе с приветом”:

Я пришёл к тебе сприветом,

Рассказать, что солнцевстало, что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что леспроснулся,

Весь проснулся, веткойкаждой,

Каждой птицейвстрепенулся

И весенней полон жаждой…

     Стихотворение написано на тему любви.Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно нина что известное нам не похоже.

Для Фета это вообще характерно и соответствуетего сознательным поэтическим установкам.

Фет писал: “Поэзия непременно требуетновизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя…Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебнымфонарём искусства”.

     Необычно уже само начало стихотворения –необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинскойнормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Междутем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем“правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”.

Позволил бы себе таксказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этихстрочках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточностисвоего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся несовсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи своион называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”.

Нокаков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?

     Неточные слова и как бы неряшливые,“растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но ияркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально ине задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми,непреднамеренными словами.

Стихотворение отличается удивительной цельностью.Это – важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройностивоспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть истройность предметов, и стройность тона.

Всё в стихотворении внутренне связанодруг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно наодном дыхании.

     Ещё одно  стихотворение из числаранних – лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

     Стихотворение написано в конце 40-хгодов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Толькопредметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот — робкое дыханье -трели соловья и т.д.

     Но при всём том предметным и вещественнымстихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное.Предметы  у Фета непредметны. Онисуществуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний.

Они чуть светятся,мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямоепредставление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с неюсвязаны.

Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.

     “За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувствалюбви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любвидо Фета ещё никто не писал.

     Фету нравилась реальность жизни, и этоотражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать,замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души.Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности.Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направленна житейское и самое обыкновенное. 

     Характер инапряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Сменавремён года происходит по кругу – от весны до весны.

По такому же своеобразномукругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а отвесны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) напервое место выделен цикл “Снега”.

Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и опечальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “надвойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

     Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу.У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, вбриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пухузаиндевелых ресниц.

Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самойприроды, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческомодухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фетвслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многограннораскрыть её эстетический смысл.

Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценкинародной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит икрестится”, или ямщик на тройке удалой.

     Фета всегда влекла к себе поэтическаятема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение кночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целыесборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

     В “ночной поэзии”  Фета обнаруживается комплекс ассоциаций:ночь – бездна – тени — сон – виденья — тайное, сокровенное – любовь — единство“ночной души ” человека с ночной стихией.

Этот образ получает в его стихахфилософское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворенияпоявляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективуполучает у него ассоциация “ночь-бездна”.

Она начинает сближаться с жизньючеловека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над намипролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезокмягко тает

У лунного серпа

Царит весны таинственнаясила

С звездами на челе. —

Ты, нежная! Ты счастьемне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь,в среде убогой,

А вон оно — как дым

За ним! за ним! воздушноюдорогой-

И в вечность улетим.

     Майская ночь сулит счастье, человек летитпо жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.

Дальнейшее развитие этойассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.

     Фет представляет ночные часыраскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть“из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.

     Толстой писал Фету: “Стихотворение одноиз тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оноживое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайноестихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока”.

      Ассоциация ночь – бездна — человеческоесуществование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра.Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи миракак представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивныхпрозрениях, видимо, были близки Фету.

     В образную ассоциацию стихов Фета о ночии существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”,написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя.Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразнойкрасоты.

     В целом “ночная поэзия” Фета глубокосвоеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней.Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовскаяночь даёт человеку счастье:

Что за ночь! Прозрачныйвоздух скован;

Над землёй клубитсяаромат.

О, теперь я счастлив, явзволнован,

О, теперь я высказатьсярад! …

     Человек сливаетсяс ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт отнего. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание,трепет:

Берёзы ждут. Их листполупрозрачный

Застенчиво манит и тешитвзор.

Они дрожат. Так девеновобрачной

И радостен и чужд еёубор…

     У Фета ночная природа и человек полныожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью.Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высшихистин  в его стихах, как правило,объединяются.

     Творчество Фета представляет собойапофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия,она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека совселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.

     Теперь уже Фета невозможно назвать тольколишь поэтом ощущений. Его созерцание природы исполнено философскогоглубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.

     Поэзия была главным делом жизни Фета,призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха,богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение.

     В 1889 году Страхов писал в статье“Юбилей поэзии Фета”: “Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающийнам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии…Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…”.

Список литературы

Маймин Е. А. “ А. А. Фет”, Москва, 1989г.

Фет А. А.  “Избранное”, Москва, 1985г.

Журнал “Русскаясловесность”, № 4, 1996г.  

Дата добавления: 23.12.2002

Источник: https://www.km.ru/referats/cf96505ae8004bb6946373606a8521d6

Таинственная судьба Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета
Афанасий Афанасьевич Фет

Вся жизнь Афанасия Афанасьевича была похожа на череду загадок: рождение, имя, положение, творчество, личная жизнь, смерть. Складывается ощущение, что невозмутимый поэт открыт как на ладони, но его биография пестрит недосказанностью, как прорехами дырявое пальто.

5 декабря 1820 года в усадьбе Новоселки Орловской губернии родился мальчик, которого окрестили православным именем Афанасий. Позже историки долго будут спорить, когда родился Фет 10 или 11 декабря. Сам же поэт отмечал свой день рождения 5 декабря.

Родители мальчика, Шарлотта-Елизавета Беккер и Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт поженились 18 мая 1818 года в Дармштадте. В 1820 году погостить к господину Беккеру и молодой чете, проживающей с тестем, приезжает 45-летний Афанасий Неофитович Шеншин. Поселиться в гостинице русский дворянин не смог, банально не было свободных мест.

Афанасий и Шарлотта-Елизавета закрутили роман, препятствием не стала даже вторая беременность госпожи Фёт. У супругов уже была маленькая дочь Каролина. По словам современников, Афанасий Шеншин не был красив собой и был уже не молод.

Афанасий Фет в детстве

В отношениях четы Фёт не все было гладко. Иоганн Фёт влез в большие долги, что не могло радовать супругу.

18 сентября 1820 года влюбленные сбежали в Россию, оставив свою дочь на попечение отца и законного мужа. Поступок девушки шокировал ее близких, поехать в незнакомую холодную страну, будучи беременной. Некоторые историки утверждают, что Шарлотта-Елизавета страдала психическими расстройствами.

Через два месяца жизни в России Шарлотта-Елизавета родила сына. Мальчика записали как сына Афанасия Неофитовича Шеншина. Обвенчаться беглецы смогли 4 сентября 1822 года, после принятия Шарлоттой православия. После духовного обряда девушку стали звать Елизавета Петровна Фёт.

30 ноября мальчика окрестили, скорее всего, за взятку, законным сыном Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер. Подлог в документах будет обнаружен лишь в 1834 году.

Афанасий Фет во время военной службы

Родной отец Афанасия предлагал усыновить сына, если будут оплачены его долги. Бывшие супруги так и не смогли договориться.

В 1824 году Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт женился на гувернантке дочери. В 1826 году Фёт умер и не оставил наследство ни родному сыну, ни бывшей жене, о чем она жаловалась в письмах к брату.

Отчим к Афанасию относился как к родному сыну. Во втором браке Елизавета Петровна Шеншина родила еще четырех детей, по некоторым данным их было пять. Выжили же только двое: Надежда и Петр Шеншины.

В своих воспоминаниях Фет подробно описывал смерть своей сестры Анны. Поэт рассказывал, как смотрел на ее розовощекое лицо и голубые глаза, которые неподвижно смотрели в потолок. На тот момент Афанасию было всего пять лет.

В 1834 году духовная консистория отменила крещальную запись Афанасия. Его отцом был признан первый муж Елизаветы Петровны.

14-летнего юношу лишили не только дворянского положения, но и русского подданства. Отныне его стали величать «гессендармштадтским подданным Афанасий Фётом». Лишение дворянского статуса шокировало юношу. Всю свою жизнь он будет пытаться вернуть свою фамилию и свой статус.

В 1835 году Афанасия отправляют обучаться в немецкий пансион Крюммера. Здесь родилась любовь Фёта к поэзии, он пишет первые стихи. В 1837 году Афанасий Фёт занимается под началом писателя и журналиста Михаила Петровича Погодина.

В 1838 году был зачислен в Московский университет. В начале Афанасий обучался на юридическом факультете, затем перевелся на словесное отделение. Получать образование в стенах университета Фёт будет шесть лет.

В университетских стенах Афанасий не забывал и о творчестве. Свои первые стихи Фет показал своему учителю Погодину. Михаил Петрович отдал рукописи Гоголю, который признал в юноше поэтический талант.

Юноша публикуется в журналах. В 1840 году выходит сборник стихов Фета «Лирический пантеон». В 1842 году публиковался в журналах «Отечественные записки» и «Москвитянин». Свои произведения Афанасий подписывал «Фет», через е.

В конце 1844 года скончалась мать поэта и его дядя. Эти события потрясли Фета. Афанасий Афанасьевич надеялся на наследство дяди, однако оно куда-то исчезло. Поэту ничего не остается, кроме как поступить на военную службу.

В 1845 году поэт становится унтер-офицером в кирасирский Военного ордена полк. На следующий год Афанасия переводят в корнеты, а позже в штабс-ротмистры.

В 1848 году Фет был приглашен на бал в дом бывшего офицера Петковича. Среди дам взор Афанасия Афанасьевича покорила черноволосая дочь отставного кавалерийского генерала — Мария Лазич.

Девушка давно зачитывалась стихами Фета. Прелестная и образованная Мария Лазич оказалась замечательным собеседником, поэт увидел в ней родственную душу. Молодые обменивались письмами, чувство поглотило их. Фет посвятил Лазич множество своих стихотворений.

Не все было так безоблачно, Мария Лазич была бедна, как и сам поэт. Фет сам разорвал отношения с Марией, он пишет ей прощальное письмо.

Судьба Марии Лазич была печальна. Прошло совсем немного времени после расставания с Фетом, когда с девушкой произошла трагедия. Из-за небрежно брошенной спички, платье Марии загорелось. Лазич умерла от многочисленных ожогов. Фет был потрясён случившимся, он с головой уходит в творчество. В этот тяжелый период к нему приходит первая любовь читателей.

В 1850 году Фет публикует свой второй сборник стихов. Критики встретили его творчество благосклонно. Положительные отзывы выходили в «Отечественных записках», «Современнике» и «Москвитянине».

В 1853 году Афанасия переводят в уланский Его Величества лейб-гвардии полк в чине поручика. Фет тесно общался с Гончаровым, Некрасовым, Тютчевом, Тургеневым. Часто поэт посещал Санкт-Петербург и дружил с редакцией «Современника».

Афанасий Афанасьевич переводил латинских поэтов на русский язык, благодаря ему мы знакомы с «Фаустом» Гете.

Побывал Фет на Крымской войне, охранял эстонское побережье в Балтийском порту.

В 1856 году под редакцией Тургенева выходит третий сборник стихов Афанасия Афанасьевича.

Будучи заграницей, поэт знакомится с сестрой известного критика Боткиной Марией Петровной. В 1857 году Фет женится на Марии Боткиной. Ее нельзя было назвать привлекательной, зато она обладала внушительным состоянием и легким характером. Хотя брак строился не на романтической привязанности супругов, чета жила в мире и согласии.

В 1858 году Афанасий выходит в отставку в чине штабс-ротмистра. Вместе с женой Фет переезжает в Москву.

На приданое Марии Петровны супруги Фет приобрели имение Степановка в Орловской губернии. Поэт занимался развитием усадьбы: выращивал зерновые культуры, создал конный завод, выращивал птиц, овец, коров. Создал водоем для разведения рыб. Труд семейства окупился, через несколько лет основным доходом четы Фет была выручка, полученная с имения. В год они получали около 5-6 тысяч рублей.

Мария Боткина, жена А.А. Фета

В 1863 году поэт выпускает собственное собрание сочинений в двух томах.

В 1867 году Фет становится мировым судьей, эту должность он будет занимать одиннадцать лет.

Только в 1873 году Афанасий Фет вернет себе фамилию Шеншин и дворянский статус. Однако, поэт уже приобрел известность и поэтому подписывать свои литературные труды продолжит фамилией Фет.

В 1877 году поэт продает Степановку и покупает усадьбу Воробьевку, находящуюся в Курской губернии. Новое имение намного превосходило предыдущее: барский дом на берегу реки Тускарь, шикарный парк, село с пашнями и 270 десятин леса недалеко от усадьбы.

В 1883-1891 годы Фет выпускает сборник «Вечерние огни», состоящий из четырех частей.

В 1890 году поэт публикует свою биографию «Мои воспоминания», где рассказывает о себе как о помещике. В 1893 году после смерти Фета выходит дополнение к жизнеописанию Афанасия Афанасьевича «Ранние годы моей жизни».

Смерть Фета несет в себе еще одну загадку. По некоторым данным, накануне кончины Афанасий Афанасьевич пытался покончить с собой. Умер же поэт 21 ноября 1892 года в Москве от сердечного приступа.

Захоронен Фет был в родовом имении Шеншиных, в Клейменово.

Могила Афанасия Афанасьевича Фета.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6d9096955bc500a8b98aae/5c052533d43c5303cb8e07fa

О творчестве афанасия фета. обсуждение на liveinternet — российский сервис онлайн-дневников

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета
Цитата сообщения Томаовсянка Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Памяти Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт с немецкими корнями, лирик, переводчик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга

В Орловской губернии недалеко от города Мценска в 19 веке была расположена усадьба Новосёлки, где 5 декабря 1820 года в доме богатого помещика Шеншина молодая женщина Шарлотта-Елизавета Беккер Фет родила мальчика Афанасия.

Шарлотта-Елизавета была лютеранкой, проживала в Германии и состояла в браке с Иоганном-Петером-Карлом-Вильгельмом Фетом, асессором Дармштадтского городского суда.

Они поженились в 1818 году, в семье родилась девочка Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина.

А в 1820 году Шарлотта-Елизавета Беккер Фет бросила маленькую дочь и мужа и уехала в Россию с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, будучи беременной на седьмом месяце.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я солнца блеск колючий, Леса под шапками иль в инее седом Да речку звонкую под темно-синим льдом. Как любят находить задумчивые взоры Завеянные рвы, навеянные горы, Былинки сонные среди нагих полей, Где холм причудливый, как некий мавзолей, Изваян полночью,- иль тучи вихрей дальных

На белых берегах и полыньях зеркальных.

Афанасий Неофитович был ротмистром в отставке. Во время поездки за границу он влюбился в лютеранку Шарлотту-Елизавету и женился на ней.

Но так как не был совершён православный обряд венчания, этот брак считался законным лишь в Германии, а в России признавался недействительным.

В 1822 году женщина приняла православие, став зваться Елизаветой Петровной Фет, и вскоре они обвенчались с помещиком Шеншиным.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, орловские губернские власти обнаружили, что Афанасия записали на фамилию Шеншин раньше, чем его мать венчалась с отчимом. В связи с этим парня лишили фамилии и дворянского титула. Это так глубоко ранило подростка, ведь из богатого наследника он в один миг превратился в безымянного человека, всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения.

С этого времени он носил фамилию Фет, как сын неизвестного ему иностранца. Афанасий воспринял это как позор, и у него появилась навязчивая идея, которая стала решающей в его жизненном пути, – вернуть утраченную фамилию.

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии.

После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста.

В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких

Одинокий бег.

  

  В университете Афанасий сблизился со студентом Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон».

Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество.

В 1842 его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело,- Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

  Окончив университет, Фет поступил на армейскую службу, это ему было нужно, чтобы вернуть себе дворянский титул. Он попал в один из южных полков, оттуда его направили в уланский гвардейский полк. А в 1854 его перевели в балтийский полк (этот период службы он позднее описал в мемуарах «Мои воспоминания»).

В 1858 году Фет окончил службу в должности ротмистра и поселился в Москве.

В 1850 году увидела свет вторая книга со стихами Фета, которую в журнале «Современник» критиковали уже положительно, некоторые даже восхищались его творчеством. После этого сборника автора приняли в среду известных русских писателей, куда входили Дружинин, Некрасов, Боткин, Тургенев. Литературные заработки улучшили материальное положение Фета, и он отправился путешествовать за границу.

  

    В стихах Афанасия Афанасьевича Фета чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство, природа. Следующие сборники его стихов вышли в 1856 (под редакцией Тургенева И. С.) и в 1863 (сразу двухтомное собрание сочинений).

Несмотря на то, что Фет был утончённым лириком, он сумел прекрасно вести хозяйственные дела, покупать и продавать поместья, сколачивая состояние.

  В 1860 Афанасий Фет купил хутор Степановка, стал хозяйничать, жил там безвыездно, лишь ненадолго зимой появляясь в Москве.

В 1877 Фет купил в Курской губернии имение Воробьёвку. В 1881 он купил дом в Москве, в Воробьёвку приезжал лишь на дачный летний период. Он снова занялся творчеством, писал мемуары, переводил, выпустил очередной лирический сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий  Афанасьевич Фет оставил значительный след в русской литературе.  В первых стихах Фет воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

После трагической гибели возлюбленной Марии Лазич Фет посвятил ей поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Афанасий Фет до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 он выпустил третий сборник стихов. Фет воспевал красоту, считая её единственной целью творчества.

В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.

Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством.

 К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились более философскими. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 Фет написал более трехсот стихотворений, они вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.

Умер поэт в Москве 3 декабря 1892 года.

Источник: http://stories-of-success.ru/afanasiya-fet

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен,

То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду

Твоих речей не осквернял.

Всё та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня,

С задумчивой улыбкой на челе.

Серия сообщений «Фет»:
Часть 1 — Фет. … Поёт сверкающий ручей, …
Часть 2 — Афанасий Фет. Весна на дворе…

Часть 10 — Афанасий Фет — Фредерик Шопен

Часть 11 — Очерки из жизни Афанасия Фета от Наталии КравченкоЧасть 12 — Памяти Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/sergey_tashebsky/post426022331/

Биография Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета
Афанасий Фет – выдающийся русский поэт, переводчик и мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН. Его стихи знают и читают не только в России, но и далеко за ее пределами. Вся жизнь Афанасия Афанасьевича была похожа на череду загадок: рождение, имя, положение, творчество, личная жизнь, смерть.

Складывается ощущение, что невозмутимый поэт открыт как на ладони, но его биография пестрит недосказанностью, как прорехами дырявое пальто. Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) родился в самом центре России – на Орловщине. С этим краем связаны имена И.С. Тургенева, Л.А. Андреева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова.

До сих пор исследователи спорят, был ли Фет родным сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, в имении которого появился на свет, или его мать Шарлотта Фёт родила ребенка от своего бывшего мужа-немца. В конце жизни Фет написал воспоминания «Ранние годы моей жизни» (они были опубликованы уже после его смерти, в 1893 году).

О детстве он говорит суховато и сдержанно. Это и неудивительно. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. А именно его характер, его порядки определяли домашнюю атмосферу. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделенный родительским теплом, маленький Афанасий дни напролет проводил в общении с дворовыми ребятами.

Сначала мальчик под руководством матери выучился немецкой грамоте, а когда стал читать по-русски, горячо увлекся поэзией Пушкина. Школьная жизнь началась для Афанасия в тринадцать лет. Его отдали в пансион немца Крюммера в маленьком городке Веррло (в настоящее время Выру), расположенном на территории нынешней Эстонии.

Из школьной братии мальчика выделял дар стихотворства. Поэтический талант прорастал в душе Фета с трудом, но неуклонно. Воспринять и обогреть этот талант вдали от дома было некому. И вот произошло событие, перевернувшее всю жизнь.

Из воспоминаний Афанасия Фета:

В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными.

С рожденья он носил родовую дворянскую фамилию отца – Шеншин. Но через год после начала обучения в пансионе мальчик получил от отца письмо, в котором говорилось, что отныне Афанасий должен носить фамилию матери – Фёт. (Фетом он стал позже и случайно: в типографии, где печатался журнал с его стихами, наборщик забыл поставить две точки над «е».) Для подростка, который любил отца, это было ударом и, кроме того, означало, что он лишался дворянского звания и права быть наследником. А дело было в том, что мальчик родился прежде, чем брак его отца с Шарлоттой Фёт был освящен церковью. В метрических документах его удалось записать Шеншиным, но в 1834 году подлог каким-то образом всплыл. Покидая пансион семнадцатилетним юношей, Афанасий Фет оставлял в нем досадных свидетелей своей неожиданно разразившейся беды. Зимой 1837 года в пансион неожиданно приехал Афанасий Неофитович и повез сына в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет. Вскоре юноша перешел на словесное отделение философского факультета. Но прилежным студентом не стал. Вместо того чтобы сидеть в многолюдной аудитории, он искал уединения, а в заветной тетради множились стихи. Ко второму курсу тетрадка основательно пополнилась. Пришла пора представить ее на суд опытному ценителю. Фет передал тетрадь историку М.П. Погодину, у которого в это время жил Н.В. Гоголь. Через неделю Погодин вернул стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». В 1840 году вышел первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон». Он был опубликован под инициалами «А. Ф.». В него вошли баллады и элегии, идиллии и эпитафии. Сборник понравился критикам: Виссариону Белинскому, Петру Кудрявцеву и поэту Евгению Баратынскому. Через год стихи Фета уже регулярно печатал журнал Погодина «Москвитянин», а позднее журнал «Отечественные записки». В последнем за год вышло 85 фетовских стихотворений. Мысль вернуть дворянский титул не покидала Афанасия Фета, и он решил поступить на военную службу: офицерский чин давал право на потомственное дворянство. В 1845 году его приняли унтер-офицером в Орденский кирасирский полк в Херсонесской губернии. Через год Фета произвели в корнеты. В 1850 году, обойдя все цензурные комитеты, Фет выпустил второй сборник стихотворений, который хвалили на страницах крупных российских журналов. К этому времени его перевели в чин поручика и расквартировали ближе к столице. В Балтийском порту Афанасий Фет участвовал в Крымской кампании, войска которой охраняли эстонское побережье. В 1854 году в Санкт-Петербурге поэт вошел в литературный круг «Современника», где познакомился с писателями Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым и Иваном Тургеневым, критиками Александром Дружининым и Василием Боткиным. Вскоре стихи Фета начал печатать «Современник». Василий Боткин:

Мы считаем г. Фета не только истинным поэтическим талантом, но явлением редким в наше время, ибо истинный поэтический талант, в какой бы степени ни проявлялся он, есть всегда редкое явление: для этого нужно много особенных, счастливых, природных условий.

Под надзором Тургенева второй сборник фетовских стихотворений тщательно переработали, и в 1856 году опубликовали «Стихотворения А.А. Фета». Поэт хоть и принял исправления известного писателя, но позже признавался, что «издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным». Воодушевленный успехом, Фет начал писать целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи. Кроме того, переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гете, Андре Шенье, Адама Мицкевича и других поэтов. Николай Некрасов:

Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет

В 1863 году поэт выпустил еще одну книгу — двухтомник своих стихотворений. Одни критики встретили книгу радостно, отмечая «прекрасный лирический талант» писателя, другие обрушились на него с резкими статьями и пародиями. Фета обвиняли в том, что он был «помещиком-крепостником» и скрывался под маской поэта-лирика. Афанасий Фет регулярно публиковался в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека» и «Заря». Там выходили его очерки о пореформенном состоянии сельского хозяйства. Их печатали под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни», «По вопросу о найме рабочих». В 1867 году Афанасия Фета выбрали мировым судьей. Это во многом повлияло и на то, что через 10 лет по императорскому указу за ним наконец-то утвердили фамилию Шеншин и вернули дворянский титул. Но свои произведения писатель продолжил подписывать фамилией Фет. Афанасий Афанасьевич Фет при жизни был парадоксальной фигурой: перед современниками он представал как задумчивый и мрачный человек, биографию которого окружают мистические ореолы. Поэтому в голове любителей поэзии возникал диссонанс, некоторые не могли понять, как этот обремененный житейскими заботами человек мог так экзальтированно воспевать природу, любовь, чувства и человеческие взаимоотношения. Летом 1848 года Афанасий Фет, служащий в кирасирском полку, был приглашен на бал в гостеприимный дом бывшего офицера Орденского полка М.И. Петковича. Среди барышень, порхающих по залу, Афанасий Афанасьевич увидел черноволосую красавицу, дочь отставного кавалерийского генерала сербского происхождения Марию Лазич. С той самой встречи Фет начал воспринимать эту девушку как Цезарь Клеопатру или как Владимир Маяковский — Лилю Брик. Примечательно, что Мария знала Фета давно, правда, познакомилась с ним через его стихотворения, которыми зачитывалась в юности. Лазич была образованной не по годам, умела музицировать и хорошо разбиралась в литературе. Неудивительно, что Фет признал в этой девушке родственную душу. Они обменивались многочисленными пламенными письмами и нередко листали альбомы. Мария стала лирической героиней множества фетовских стихотворений. Но знакомство Фета и Лазич не было счастливым. Возлюбленные могли бы стать супругами и в будущем воспитывать детей, но расчетливый и практичный Фет отказался от союза с Марией, потому что та была также бедна, как и он сам. В своем последнем письме Лазич Афанасий Афанасьевич стал инициатором расставания. Вскоре Мария умерла: из-за небрежно брошенной спички ее платье загорелось. Девушку не удалось спасти от многочисленных ожогов. Не исключено, что эта смерть была самоубийством. Трагическое событие поразило Фета до глубины души, и утешение от внезапной потери близкого человека Афанасий Афанасьевич нашел в творчестве. Его последующие стихотворения были восприняты читающей публикой на ура, поэтому Фет сумел обзавестись состоянием, гонорары поэта позволили ему отправиться в путешествие по Европе. Пребывая заграницей, мастер хорея и ямба сошелся с богатой женщиной из известной российской династии – Марией Боткиной. Вторая супруга Фета не была хороша собой, но зато отличалась добродушием и легким нравом. Хотя Афанасий Афанасьевич сделал предложение не по любви, а по расчету, супруги жили счастливо. После скромного венчания пара уехала в Москву, Фет подал в отставку и посвятил жизнь творчеству.
В 1877 году Фет продал Степановку, чтобы купить в Москве дом, а в Курской губернии старинное имение Воробьевку. Несмотря на то что на помещика Шеншина легло много новых забот, он не забросил литературу. После 20-летнего перерыва в 1883 году вышла новая поэтическая книга — «Вечерние огни». К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения «для немногих». «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», — говорил он. В последние годы жизни Фет получил общественное признание. В 1884 году за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Через два года поэта избрали ее членом-корреспондентом. В 1888 году Афанасия Фета лично представили императору Александру III и присвоили придворное звание камергера. Еще в Степановке Фет начал писать книгу «Мои воспоминания», где он рассказывал о своем помещичьем быте. Мемуары охватывают период с 1848 до 1889 год. Книгу в двух томах опубликовали в 1890 году. 3 декабря 1892 года Фет попросил жену позвать доктора, а тем временем продиктовал секретарше:

Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному

и подписал «Фет (Шеншин)» Писатель скончался от сердечного приступа, но известно, что сначала он пытался покончить с собой, кинувшись за стальным стилетом. Афанасия Фета похоронили в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных. Уже после смерти писателя, в 1893 году, вышел последний том мемуаров «Ранние годы моей жизни». Также Фет не успел выпустить и том, завершающий цикл стихотворений «Вечерние огни». Произведения для этой поэтической книги вошли в двухтомник «Лирические стихотворения», который в 1894 году издали Николай Страхов и великий князь Константин Романов. ■     1820 год, 23 ноября – родился в имении Новоселки Орловской губернии ■     1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства ■     1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро ■     1838-1844 годы – учился в университете ■     1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон» ■     1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России ■     1846 год – получил офицерский чин ■     1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения» ■     1853 год – перешел на службу в гвардейский полк ■     1856 год – вышел третий сборник стихов ■     1857 год – обвенчался с Марией Боткиной ■     1858 год – вышел в отставку ■     1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений ■     1867 год – избран мировым судьей ■     1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин ■     1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни» ■     1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа

1

По мнению Некрасова среди всех российских поэтов только Фет мог конкурировать с Пушкиным

2

Афанасий Фет панически боялся оказаться в психбольнице

3

За минуту до того, как скончаться от сердечного приступа, Фет пытался покончить жизнь самоубийством.

4

Фет поддерживал дружеские отношения с Иваном Тургеневым и Львом Толстым

5

За первые 20 лет своего творческого пути поэт продал менее 1000 книг

6

Фет не оставил после себя ни одного потомка

Источник: https://albery.ru/biografiya_feta.php

Жизнь и творчество Фета, биография Фета | Инфошкола

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

История рождения. Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре или декабре 1820 года в с. Новоселки Орловской губернии. История его рождения не совсем обычна.

Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери.

Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин.

Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и дворянского титула и стал немецким подданным.

Это событие сильно впечатлительную душу ребенка, и Фет почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета — он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь.

Между университетом и армией. Хотя семья Шеншиных особой культурой не отличалась, Фет получил хорошее образование.

С 1835 по 1837 годы он учился в немецком протестантском пансионе в Верро (теперь Выру, Эстония). Здесь он с увлечением изучает классическую филологию и тайком начинает писать стихи. Фет овладел здесь латинский язык, что помогло ему позже переводить древнеримских поэтов.

После Верро Фет продолжал образование в пансионе профессора Погодина для подготовки в Московский университет, куда он был зачислен в 1838 году на отделение словесности философского факультета.

В университетские годы Фет особенно сдружился с будущим известным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым.

Вместе они обсуждали поэтические пробы пера, которые вошли в первый поэтический сборник — «Лирический пантеон» (1840): «Пускай в свет Свои мечты, Я предаюсь надежде сладкой, Что может быть на них украдкой Блеснет улыбка красоты, Иль раб мучительных страстей, Читая скромный создания, Разделит Тайные страданья С душой взволнованной моей » Это были подражательные стихи, причем образцами для подражания стала поэзия Пушкина и Венедиктова, которому, как вспоминал Фет, он увлеченно «выл».

В течение двух-трех лет после выхода в свет «Лирический пантеон» Фет публикует на страницах журналов, в частности «Москвитянина» и «Отечественных записок», подборки стихов, но ожидаемого богатства они не приносят.

С надеждой вернуть себе дворянство молодой поэт покидает Москву и поступил на военную службу в кирасирский полк, расквартировался в Херсонской губернии.

Впоследствии в своих мемуарах Фет записывает: «Долго будет продолжаться это заключение — не знаю, и через мгновение по столовой ложке лезут разные гоголевские Вии в глаза, и еще нужно улыбаться … Я могу свою жизнь сравнить с грязной лужей». Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

Дворянских прав он так и не получил — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб — ротмистром. Это делало этого дальнейшую военную карьеру бесполезной.

Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом.

В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество.

Это была любовь к дочери бедного помещика Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А.

Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла при загадочных обстоятельствах.

До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядающий дыхание.
В 1856 году вышла новая книга поэта. Исполнение желаний. Выйдя в отставку, Фет женился на сестре критика Боткина — М. Боткина, которая принадлежала к богатой московской купеческой семье.

Это был брак по расчету, и поэт искренне признался невесте в тайны своего рождения. На деньги жены Фет в 1860 году покупает имение Степановка и становится помещиком, где проживает семнадцать лет, лишь изредка наезжая в Москву.

Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. Он стал дворянином.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе.

Начиная с 1883 года, он издал ряд сборников лирических стихов, объединенных общим названием — «Вечерние огни» (выпуск первый — 1883 год; выпуск второй — 1885 год; Выпуск третий — 1888 год; выпуск четвертый — 1891 год).

В своих стихах поэт отказывается от всякой отвлеченности, поскольку душевные состояния трудно поддаются анализу, а еще труднее передать словами едва уловимые движения души.

Творчество А. А. Фета. Стихи А. Фета — это чистая поэзия, в том контексте, что там нет ни капельки прозы. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей.

Нет, он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя.

Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт — музыкант …» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую популярность.

Фет — певец русской природы. Фета можно назвать певцом русской природы.

Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах.

Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

«Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой … »

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

«Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСпящего ручья,Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица,В дымных тучках пурпур розы,Отблески янтаря,И лобзания, и слезы,

И заря, заря! .. »

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем.

Особая прелесть его стихов помимо содержания — именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушная, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном.

В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко …», «Недвижные очи, Безумные очи …», «Солнце луч промеж лип …», «Тебе в молчании я простирает руку … »и др..

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты.

Наверное поэтому в его стихах такие замечательные картины природы, что он принимал ее такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.

Любовная лирика поэта. Таким же прекрасным для Фета было и чувство любви, которой посвящено немало произведений поэта. Любовь для него — это защита, тихая гавань «от вечного плеска и шума жизни».

Любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью, теплом, идущим изнутри души. «Мед душистый любовной радости и волшебных снов» Фет изобразил в своих произведениях словам чрезвычайной свежести и прозрачности.

Пронизана то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор согревает сердца читателей, «золотом вечным горит в пении».

Во всех произведениях А. Фет безукоризненно верен в описаниях или чувств, то природы их мелким рискам, оттенкам, настроениям.

Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас филигранной психологической точностью.

К их числу принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание …», «Я пришел к тебе с приветом …», «На заре ты ее не буди …», «Заря прощается с землей .. . ».

Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, его стихи в большинстве своем не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых не столько передать читателю мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта. Он был далек от душевных бурь и тревог. Поэт писал:

«Язык душевной непогоды
Был непонятен для меня «.

Фет был глубоко убежден, что красота — это реальный важный элемент построения мира, который предоставляет ему гармоничную взвешенность и целостность.

Поэтому он искал и находил красоту во всем: в опавших листьях, в розе, что удивительно улыбнулась «в день быстролетный сентября», в красках «неба родного». Поэт отличал «ум ума» и «ум сердца».

Он считал, что только «умом сердца» может проникнуть сквозь внешнюю оболочку прекрасную суть бытия. В сердечно — умную лирику Фета нет доступа ничему ужасному, безобразном, дисгармоничного.

В 1892 году поэт умер от приступа астмы, не дожив двух дней до 72 лет. Перед этим он пытался покончить жизнь самоубийством. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

Творчество Фета оказало значительное влияние на поэтов-символистов начала ХХ века — В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, а затем — С. Есенина, Б. Пастернака и др..
Заключение.

Анализируя произведения поэта, можно с полной уверенностью утверждать, что российская школа чистого искусства не только не уступала французской, а возможно даже в чем-то превосходила ее.

В отличие от представителей французской школы «чистого искусства», которые в своих стихах уделяли внимание в первую очередь ритма стиха, повторам, чередованию букв в словах, созданием стихов — символов, русские поэты были мастерами «музыкальных стихов», которые легко читались.

Образы, создаваемые в стихах были легкие, пронизанные светом, обращались к лучшим чувствам человека, учили прекрасному, учили находить и любить красоту в каждом проявлении природы, или чувстве любви.

Стихи представителей русской школы «чистого искусства» более понятны читателю, поскольку их стихи не обременены большим количеством символических образов. Интересной особенностью русских поэтов является то, что они не только воспевали природу, но и относились к ней как к чему-то выдающемуся, удивительного, что может стать смыслом жизни.

Именно в природе, любви к женщине или мужчине человек должен находить вдохновение к жизни, труду, творчеству, любви к родине. По моему мнению, русские поэты школы «чистого искусства» воспевали в стихах природу через свое особое отношение к ней, а французские поэты просто считали, что в веках достойно сохранить только стихи о вечном, нечто возвышенное, не обыденное.

Именно поэтому в стихах французов царила природа.

Поэтому мне больше импонирует лирика поэтов Фета и Ф.Тютчева, которая через всю непохожесть завораживает своей красотой, тонким чувством «души природы» и стремлением отразить ее во всех своих проявлениях.

Источник: https://info-shkola.ru/zhizn-i-tvorchestvo-feta/

Refy-free
Добавить комментарий