Трасология

ТРАСОЛОГИЯ. Понятие трасологии и ее задачи

Трасология

Понятие трасологии и ее задачи

Термин «трасология»происходит от французского trace — след и греческого logos — учение, дословно учение о следах». Впервые термин «трасология» употребил М.Н. Гернет в заголовке одного из разделов библиографического указателя, изданного в Минске в 1936 году.

Необходимо рассмотреть вопрос о понятии «след» в криминалистике. Различают следы в широком и узком смысле слова. В широком значении «след» — это всевозможные изменения в материальной обстановке, причинно связанные с событием преступления. » Следы» в широком смысле слова квалифицируются.

1. Следы — отображения (материально — фиксированные).

Например, наступив ногой в лужу и пройдя потом по сухой поверхности, преступник оставляет след своей обуви на месте происшествия. При отпирании замка отмычкой на деталях его механизма остаются следы использованной отмычки. Сюда же относятся следы пальцев на стекле, полированной поверхности стола, след протектора шины автомобиля на асфальте и т.п.

2. Следы предметы: гильзы на месте происшествия, ломик, которым пользовался преступник при взломе преграды, платок, кепка, авторучка и другие предметы, случайно оставленные или оброненные преступником на месте происшествия;

3. Следы — вещества.

Это любые вещества органического и неорганического происхождения (пыль, краска, волокна), а также любые следы биологического происхождения (крови, слюны и иные виды естественных выделений человеческого организма).

Возможность исследования следов третьей группы стала реальностью после разработки новых инструментальных методов исследования (лазерного микроспектрального анализа, рентгеновского фазового анализа и др.).

Если следы, относящиеся к первым двум группам, используются давно, а некоторые из них, в частности следы ног, рук, еще более давнего происхождения, то этого нельзя сказать о следах третьей группы.

Все эти три группы следов составляют понятие следа в широком смысле слова.

В узком смысле слова » след » — это только следы первой группы, т.е. следы, образованные в результате отображения внешнего строения одного объекта на другом. Именно они и механизм их образования (касания, нажим, захват и др.), а также средства и методы, используемые для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования таких следов, составляют содержание понятия «трасология».

Под следами в трасологическом значении понимаются материальные отображения на каких — то предметах признаков внешнего строения материальных объектов, контактно взаимодействовавших с первыми.

Одни ученые трактуют трасологию как отрасль, изучающую следы в узком смысле слова, т.е. только следы — отображения. Они не включают в предмет трасологии следы — вещества и следы — предметы.

Другие полагают, что термин «трасология» произошел от слова » трасса «, а раз так, то предметы и вещества, по их мнению, не имеют отношения к трасологии.

Исторически сложилось, что в трасологии изучаются способы и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов естественных выделений человеческого организма (кровь, слюна, кал и прочее ), пыль, следы курения.

Это связано с отсутствием в общих положениях криминалистической техники вопросов обнаружения, фиксации, изъятия любых материальных следов, связанных с событием преступления. В конкретной отрасли криминалистической техники должны рассматриваться только специфические особенности этих следов.

Кроме того, трасология не изучает проблемы исследования, оценки и использования вышеуказанных следов (крови, пыли, курения), так как они являются предметами (объектами) иных наук или отраслей криминалистической техники.

Если же включить в трасологию любые материальные следы, то тем самым поглощаются все иные отрасли криминалистической техники (баллистика, исследование документов и т.д.), т.к. они также изучают материальные следы, причинно связанные с событием преступления.

Криминалистическая трасология — это область криминалистического знания о следах, отражающих признаки внешнего строения следообразующих объектов, о механизме следообразования, а также о средствах, методах и приемах их обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного судопроизводства.

Таким образом, целями трасологии являются:

* установление родовой (групповой) принадлежности объектов по оставленным следам;

* идентификация объектов по их следам и разделенным частям;

* выявление механизма образования следов.

Задачи трасологии, как отрасли криминалистической техники, шире ее целей и они следующие:

* разработка теоретических основ использования трасологических следов в расследовании преступлений;

* разработка научно — технических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов;

* разработка средств и методов исследования следов ;

* разработка средств и методов предупреждения преступлений.

Классификация следов

Следы трасологической группы подразделяются по различным основаниям, в том числе по источнику их происхождения и по механизму образования по виду следообразующих объектов:

1. Следы человека:

* рук;

* ног;

* зубов;

* ногтей;

* губ и прочие.

2. Следы животных.

3. Следы транспорта.

4. Следы орудий и инструментов.

По механизму следообразования выделяются группы следов по пяти основаниям:

1. по сущности явления, вызвавшего образование следа:

* механическое воздействие;

* термическое;

* фотохимическое;

* микробиологическое.

2. по зоне взаимодействия:

* Локальные следы возникают в результате изменений, происходящих в границах контактного соприкосновения следообразующего и следовоспринимающего объектов ( локальными, например, являются объемные следы обуви в мягком грунте).

В практике производства криминалистических экспертиз подавляющее большинство следов — локальные.

Криминалистическое значение локальных следов весьма велико, однако в практике выделяют и иные следы:

* Периферические следы образуются за пределами зоны контактного взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объектов (периферическим, например, может быть след какого-нибудь предмета, образованный за счет изменения окружающей среды, не прикрытой этим предметом поверхности под воздействием света).

Криминалистическое значение периферических следов в большинстве случаев невелико, так как они позволяют установить только контур предмета. Однако в практике известны случаи, когда изучение такого рода следов позволяло выявить обстоятельства и факты, имевшие существенное значение для дела.

3. По направлению движения объектов, участвующих в следообразовании:

* статические (оттиски) возникают в тех случаях, когда при соприкосновении следовоспринимающего и следообразующего объектов отсутствует скользящее движение одного из них по поверхности другого. Оттиск образуется в результате воздействия силы лишь в одном напрвлении (например, при нажиме ноги на поверхность грунта);

* динамические следы образуются в процессе скользящего движения одного или обоих взаимодействующих объектов.

В результате взаимодействия нескольких сил в принципиально разных направлениях (одна действует как при образовании оттисков, а другая — параллельно следовоспринимающей поверхности), конфигурация следообразующего объекта воспроизводится на контактной поверхности в виде линейных борозд и валиков (например, следы резца на детали).

Возможны и комбинированные (статические и динамические) следы. Например, статические следы качения автомобильного колеса при нормальном движении по грунту, переходят в динамические следы трения, возникающие при резком торможении.

4. По механизму образования и в зависимости от силы воздействия и твердости объектов выделяются следы объемные и поверхностные.

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации материала следовоспринимающего объекта в случаях, когда сила воздействия и твердость следообразующего объекта способны создать такую деформацию.

Специфическими особенностями данных следов является их зеркальность (выпуклости на следообразующем объекте получают свое отображение в следовоспринимающем объекте в виде углублений, а углубления — в виде выпуклостей) и трехмерное отображение в них следообразующего объекта (длина, глубина, ширина).

Последняя особенность имеет исключительно важное криминалистическое значение, так как позволяет судить как о групповых (родовых) признаках, так и индивидуальных признаках следообразующего объекта.

Существует четыре группы объемных следов:

1. следы деформации;

2. следы формирования;

3. следы разрушения преграды;

4. следы переноса части следовоспринимающего объекта.

Поверхностные следы образуются в тех случаях, когда сила воздействия не способна вызвать остаточную деформацию материала следовоспринимающего объекта, а изменения его происходят только на поверхности.

Такие изменения возникают либо в результате наслоений на следовоспринимающем объекте частиц вещества, привнесенного следообразующим объектом (следы наслоения), либо в результате удаления со следовоспринимающей поверхности вещества, которое на ней находилось (следы отслоения).

Поверхностные следы характеризуются двухмерным измерением — это длиной и шириной. Надо иметь в виду, что выделение группы поверхностных следов носит условный характер, так как и они имеют глубину (объем), которую на современном этапе следователь не в состоянии измерить.

Поверхностные следы могут быть образованы по двум разным причинам:

* в результате отделения части вещества от следообразующего объекта (при пыльной обуви на чистом полу это следы наслоения);

* в результате отделения части следовоспринимающеего объекта (следы обуви на свежеокрашенном полу — следы отслоения).

5. Кроме того, поверхностные следы по степени их различимости невооруженным глазом в видимых лучах спектра подразделяются на:

* видимые;

* невидимые;

* слабовидимые.

Видимые, т.е. хорошо различимые невооруженным глазом при обычном освещении (след пальца, испачканного чернилами на листе белой бумаги). Окрашенные цветным веществом следы не всегда являются видимыми. Все зависит от цвета поверхности, на которой они оставлены. Так, следы рук, испачканные кровью и оставленные на красной поверхности, будут слабовидимыми или невидимыми.

Слабовидимые — это видимые при определенных условиях наблюдения, например, след пальца на стекле можно увидеть в косопадающем свете, на просвет или подышав на стекло.

Невидимые следы нельзя увидеть ни при каких условиях наблюдения без специальной обработки поверхности, например, такие следы возникают от пальцев рук на листе бумаги.

Для выявления следов двух последних групп используются различные методы: химические, физические и т.д.

Каждый конкретный след характеризуется признаками не одной, а, как правило, всех групп. Например, след пыльной обуви на чистом полу — это след механического воздействия, видимый, локальный, статический, поверхностный, след наслоения.

Источник: https://studopedia.su/18_3969_trasologiya.html

Трасология, ее задачи и значение, объекты исследования

Трасология

Трасология (франц. «трас» — след + греч.

«логос» — учение; учение о следах, следоведение) — раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия и анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Объекты исследования Трасологии

Каждый преступный акт вызывает изменения в окружающей среде. Отражением преступных действий являются следы. Следы преступления в узком смысле могут быть классифицированы в пределах трех больших групп:

    • следы-отображения;
    • следы-предметы;
    • следы-вещества.

При следовом контактировании объекты подвергаются физическому, химическому или биологическому воздействию. Физическое воздействие может быть механическим и тепловым.

Трасология изучает следы механического воздействия. Следы-отображения, представляющие собой основной объект трасологии, возникают при контакте двух объектов:

    1. следовоспринимающего (объект, на котором остался след);
    2. следообразующего (объект, который оставил след).

Следы-отображения отражают

    • признаки оставившего их объекта (отпечаток руки; след взлома, оставленный ломиком; след от колеса и т. д.);
    • механизм преступления (следы крови, узлы, ручные швы и т. п.).

Задачи трасологии

Как и другие криминалистические исследования, трасология решает задачи:

    1. идентификационные (отождествление объекта по оставленным им следам и установление групповой принадлежности, в том числе общего источника происхождения);
    2. диагностические (определяется механизм образования следов: взаимодействие объектов в момент возникновения следов).

Установление по следам объекта, а также механизма образования следов:

    • помогает определить орудия преступления;
    • позволяет получить сведения о субъекте (его физических признаках, одежде), о способе совершения преступления, о предмете преступного посягательства;
    • позволяет доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица, установить обстоятельства, способствовавшие преступлению.

Основные принципы трасологии:

    1. Индивидуальность объектов материального мира (внешнее строение однородных объектов может совпадать по общим признакам  — форма, размер и т. д., но неизбежно будет различаться по частным — бороздки и валики (трассы), детали папиллярного узора, частные признаки дефектов ).
    2. Внешнее строение объекта, в том числе его частные признаки (детали), способно при определенных условиях достаточно точно отображаться на других объектах. Их полнота и точность зависят от условий следообразования, главными из которых являются физические свойства материала объекта — следообразующего и воспринимающего, а также механизм взаимодействия объектов. Чем пластичнее следовоспринимающий объект и мельче его структурное строение, тем более четким и выразительным в передаче деталей получается след.
    3. Отображение в следе внешнего объекта всегда является обратным (негативным), зеркальным. Так, от выпуклого объекта (подошва обуви) остается вогнутый след в мягком материале (в песке, мокрой глинистой почве).

Система трасологии

Система трасологии включает разделы:

В общем разделе трасологии содержатся теоретические ее положения и основные правила методики трасологических исследований на идентичность. Особое место в общей теории трасологии занимают вопросы индивидуализации предметов по внешнему строению, отображающемуся в оставляемых ими следах.

Специальный раздел трасологии охватывает методику и технику идентификации определенных объектов и способы решения отдельных неидентификационных вопросов. Специальный раздел трасологии включает исследование следов:

    1. следов человека (антропоскопия);
    2. следов орудий и инструментов, производственных механизмов, запирающих и предохраняющих устройств (механоскопия);
    3. следов транспортных средств (транспортная трасология);
    4. следов животных;
    5. микрообъектов (микротрасология).

В отдельную часть выводятся сведения о следах других объектов (зубов, ногтей и пр.), обычно под названием «прочие следы». Тем не менее структура специального раздела является подвижной и не ограничивается только этими объектами, что зависит от целей и назначения пособий, посвященных трасологии.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/trasologiya-ee-zadachi-i-znachenie-obekti-issledovaniya

Криминалистическая трасология: понятие, система

Трасология
Определение 1

Трасология – это отрасль криминалистической техники, изучающей закономерности, а также механизмы появления разнообразных видов материальных следов.

Трасология занимается разработкой средств, приемов и методик сбора и изучения следов с целью их применения для того, чтобы раскрыть, расследовать либо предупредить преступления.

Термин «трасология» составляют два слова: «ля трас» (от франц.– «след») и «логос» (от греч.– «слово», «учение»). Таким образом, можно сделать вывод, что трасология – это наука о следах.

Зачастую криминалистика рассматривает 2 вида следов:

Определение 2

Идеальные следы – это воссоздание произошедшего события либо его элементов в сознании человека. Другими словами – это мысленный образ воспринятого.

Характер идеальных следов и их сохранность значительно зависят от состояния органов чувств личности, которая восприняла данные следы, а также ее памяти, уровня интеллекта и многому другому. Именно по этой причине подобные следы обладают в значительной мере субъективным характером.

Замечание 1

Важен тот факт, что данный термин является условным, потому как идеальные следы согласно своей природе являются материальными, поскольку выступают как результат материальных явлений в мозге человека.

Пример 1

Например, это могут быть изменения электростатических импульсов, особенностей протекания биохимических процессов.

Формирование материальных следов происходит вследствие воссоздания хода преступного деяния и его последствий на объектах материального мира.

Материальные следы в широком смысле – это любые материальные изменения обстановки, которые возникают во время подготовки преступления, совершения либо сокрытия преступления.

Источниками материальных следов помимо механического воздействия выступают физические, химические, а также биологические процессы, вплоть до сохранения следов запаха либо радиоактивных следов.

Чтобы с точностью исследовать подобные следы, необходимо обладать специальными знаниями в химии, физике, биологии, всевозможных отраслях техники.

Следы, которые исследует в рамках криминалистики трасология, являются следами в узком смысле.

Безусловно, по характеру – это материальные следы, несущие внешне ценную информацию, которая образовалась, когда готовилось, совершалось либо скрывалось преступление.

Если рассматривать следы в узком смысле, станет понятно, что помимо трасологии, их исследуют и в иных отраслях криминалистической техники.

Пример 2

Например, следы оружия на пулях и гильзах – в судебной баллистике, оттиски печатей и штампов – в криминалистическом исследовании документов.

Система криминалистической трасологии

По данному вопросу проводилось большое количество дискуссий, что является актуальным и на сегодняшний день.

Система, которая получила значительное распространение, рассматривает трасологию как отрасль криминалистической техники, которая, в свою очередь, представлена:

  • всеобщими положениями трасологии;
  • изучением следов человека или по-другому – антропоскопией;
  • поиском следов орудий и инструментов – механоскопией;
  • транспортной трасологией;
  • осмотром следов животных;
  • изучением иных трасологических следов и объектов;
  • микротрасологией.

Антропоскопия или исследование следов человека включает в себя:

  • Дактилоскопию – исследование следов кожных покровов человека, преимущественно следов пальцев;
  • Следы ног:
    • следы обуви;
    • следы ног в носках;
    • следы босых ног.
  • Трасологическое исследование следов зубов.
  • Трасологическое исследование следов губ, кожного покрова головы и иных частей тела человека.
  • Трасологическое исследование следов одежды.

Классификация материальных следов

Классификация материальных следов в узком смысле включает в себя:

  • следы-отображения;
  • следы-предметы;
  • следы-вещества.

Определение 3

Следы-отображения – это следы, которые образуются вследствие отображения внешнего строения одного объекта на другом объекте во время подготовки, совершения либо сокрытия преступления.

Определение 4

Следы-предметы – это вещественно оформленные объекты, при подготовке, совершении либо сокрытии преступления которых возникают, перемещаются или изменяются их состояния.

Определение 5

Следы-вещества  – это незначительная численность жидких, пастообразных либо порошкообразных веществ, чье размещение, форма и размеры выступают отображением механизмом образования следов, которые, в свою очередь, связанны с подготовкой, совершением и сокрытием преступлений.

Предельное значение трасология в криминалистике отдает следам-отображениям. Следообразующий объект – это предмет, оставляющий след, а следовоспринимающий объект – это предмет, на котором остается след.

Данные объекты входят в следовой контакт, при этом находясь в разнообразных механических состояниях.

Другими словами, двигаются в том либо другом направлении и с некоторой скоростью, находясь в назначенном положении и взаиморасположении, будучи в состоянии относительного покоя.

Подобный процесс, который охарактеризован большим количеством параметров, получил название механизм следообразования. Результат механизма следообразования – след-отображение. 

Существуют разнообразные классификации следов-отображений, которые имеют под собой различные основания. Вот некоторые из них:

  • классификация следов, которая опирается на следообразующий объект, включает в себя несколько классификационных уровней. Первым и основным является общий уровень, который рассматривает следы человека, орудий и инструментов, транспортных средств, животных. Подобные следообразующие объекты оставляют следы своими определенными частями.

Пример 3

Например, человек может оставить следы рук, ног, зубов, губ, одежды.

Это уже второй уровень данной классификации. Также, например, следы рук могут быть представлены следами пальцев и ладоней, а следы ног – следами обуви, ног в носках (чулках) и босых ног. Все это характеризует третий уровень данной классификации;

  • классификация следов-отображений по степени изменения следовоспринимающего объекта. Подобное основание разделяет все разнообразие следов на две значительные группы: объемные и поверхностные. Образование объемных следов происходит вследствие модифицирования следовоспринимающего объекта и обладает тремя параметрами: шириной, длиной и глубиной.

Группы объемных следов:

  • следы деформации. Образование следов деформаций происходит благодаря значительному изменению устойчивой и пластичной поверхности. Например, след обуви в глинистом грунте;
  • следы формования. Образование следов формирования происходит из-за уплотнения слоя аморфного, сыпучего следовоспринимающего вещества, который рассыпан на более твердой поверхности. Например, след обуви в горке цемента, на полу комнаты;
  • следы разрушения. Образование следов разрушения происходит по причине отделения его частей. Например, следы пиления, сверления, тесания;
  • следы частичного переноса. Образование следов частичного переноса характерно для действия полозьев саней, лыж, ножа бульдозера и пр.

Поверхностные следы являются двумерными и обладают только двумя параметрами. Подобные следы могут обладать определенной глубиной, однако в настоящее время она может быть почти не измеряема, либо же ничего не значить для решения криминалистических вопросов.

Группы поверхностных следов:

  • следы наслоения. Образование следов наслоения происходит во время отделения какой-либо части поверхности следообразующего объекта либо вещества, которое покрывает объект, и наслаивания его на следовоспринимающий объект, например – потожировой след папиллярного узора на стекле;
  • следы отслоения. Образование следов отслоения происходит только тогда, когда часть следовоспринимающего объекта или вещества, которое покрывает данный объект, отслаивается и переходит на следовоспринимающий объект или уничтожается.

Пример 4

Например, след скольжения монтировки по поверхности сейфа, покрытого масляной краской.

  • Следы термического или фотохимического изменения. Образование подобных следов происходит по причине обгорания либо обугливания поверхности объекта. К примеру, это может быть пожар, выгорание на солнце бумаги, обоев, тканей.

Следы по связи механического состояния объектов можно классифицировать на:

  • динамические следы;
  • статические следы.

Формируются динамические следы  в тех случаях, когда следообразующий объект выполняет движение параллельно следовоспринимающей поверхности. Например, это может быть след от скольжения, разруба, пиления, сверления.

Возникновение статических следов происходит в момент, когда объект, который двигается, приходит в состояние покоя, после чего остается неподвижным или изменяет направление движения. Например, всевозможные вмятины, след ноги во время ходьбы и бега, след качения цилиндрических предметов.

Следы по отношению зоны изменения следовоспринимающей поверхности можно классифицировать на:

  • локальные следы;
  • периферические следы.

Локальные следы формируются, безусловно, находясь под контактной поверхностью следообразующего объекта. Например, это может быть след руки на стекле, след ноги в грунте либо большое количество прочих следов-отображений.

Периферические следы появляются из-за изменения следовоспринимающей поверхности за пределами площади контакта с ним следообразующего объекта.

Пример 5

Например, это может быть след, когда обуглился пол вокруг канистры, выгорели на солнце обои вокруг фотокарточки, смочился дождем асфальт вокруг стоящей машины и пр.

Следы, которые изучаются в трасологии, можно подразделить на макро – и микроследы. Между тем, основание для подобного классифицирования в какой-то мере условное, ведь оно почти происходит лишь по размерам следов.

Следы, не требующие использования более чем четырех- или семикратного увеличения (т.е. обычной лупы), можно отнести к макроследам.

Следы же, которые необходимо значительно увеличивать, а также использовать для работы с ними особые способы относятся к микроследам.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/kriminalistika/kriminalisticheskaja-trasologija/

Транспортно-трасологическая экспертиза | ООО «Независимая экспертно-оценочная организация «ЭКСПЕРТ»

Трасология

Когда и зачем нужна транспортно-трасологическая экспертиза?

* если возник спор при определении виновности в дорожно-транспортном происшествии;* если Вас обвиняют в несовершенном вами дорожно-транспортном происшествии;

* если страховая компания отказывает в страховом возмещении;

На сегодня самый распространенный случай, при котором необходима транспортно-трасологическая экспертиза – это когда страховая компания отказывает в страховом возмещении, потому что имеющиеся повреждения автомобиля не могли быть получены в результате данного дорожно-транспортного происшествия.

При этом страховая компания ссылается на экспертное заключение некого эксперта-трасолога.

Как правило, полного исследования механизма образования повреждений при этом, как правило, не производится, автомобили участников данного дорожно-транспортного происшествия не осматриваются!

Что такое трасология?

Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз.

Криминалистическая экспертиза — составная часть судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессе, исследовательская деятельность компетентных лиц, направленная на установление с помощью специальных познаний фактических данных, основанная на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов, интересующих органы предварительного расследования и суд. Для трасологической экспертизы характерно исследование следов для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить, отвечая на поставленные перед экспертом вопросы, и из имеющихся объектов экспертизы.

Транспортная трасология — подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

Задача эксперта трасолога – полный, последовательный осмотр транспортного средства в целях обнаружения и фиксации всех следов, а в необходимых случаях – их реконструкция для последующего установления механизма дорожно-транспортного происшествия.

Результаты исследования следов на транспортных средствах позволяют разрешить широкий круг спорных вопросов. Так, например, при исследовании следов соприкосновения двух движущихся в одном направлении транспортных средств по повреждениям можно определить, у кого из них скорость была выше, а также угол между данными автомобилями в момент их столкновения.

Одна из задач транспортной трасологии — разработка приемов и средств идентификации транспортных механизмов и их частей, тождество которых является доказательственным фактом расследовании преступлений. Однако основная задача — разработка методики решения диагностических вопросов, связанны с механизмом дорожно-транспортного происшествия.

Именно в решении диагностических задач (определение направления движения автомобиля, места и угла столкновения транспортных средств, взаимного размещения их в момент столкновения и др.

) проявляются особенности транспортной трасологии, в которой органически связаны криминалистические знания, относящиеся к классификациям следов, способам их обнаружения, фиксации и оценки, со знаниями функциональных особенностей транспортных средств, в первую очередь автомобилей и мотоциклов, являющихся основным объектом транспортной трасологии.

Функциональные особенности и особенности эксплуатации транспортных средств определяют механизм следового взаимодействия, который может быть познан лишь в связи со знаниями динамики дорожно-транспортного происшествия. Событие ДТП распадается на начальную, ряд промежуточных и конечную стадии.

Хотя начальная стадия характеризуется не следовым взаимодействием, а только субъективными и объективными предпосылками происшествия, ее знание и учет весьма важны в анализе дальнейших событий.

На последующих (промежуточных) стадиях возникают различные ситуации, характеризующиеся динамическим контактом транспортных средств, наездом на преграды, опрокидыванием и перемещением участвовавших в происшествии объектов (автомобилей, преград, людей).

Именно в этих ситуациях происходит формирование большей части следов на транспортных средствах, дорожном покрытии, предметах окружающей обстановки. Заключительная стадия, как правило, лишена динамики. Ее характеризуют статическое взаимодействие транспортных средств, сместившихся в процессе дорожно-транспортного происшествия предметов, людей и дорожного покрытия и образование следов, фиксирующих конечную ситуацию, — местоположение и взаимное расположение объектов, вовлеченных в событие происшествия.

Различают 3 вида участвовавших в следовом взаимодействии объектов.

Объект (автомобиль, преграда и др.), признаки которого отобразились в следе, называется следообразующим; объект, являющийся носителем следа, — следовоспринимающим.

В процессе следового взаимодействия оба участвующих в нем объекта нередко подвергаются изменениям, становятся носителями следов.

Поэтому объекты следообразования подразделяются на воспринимающий и образующий в отношении каждого следа.

Объект, на котором расположен след, является следовоспринимающим, а другой объект, отобразившийся в следе, — следообразующим. И, наконец, третий объект — вещество следа. Это то, из чего состоит след.

Он может состоять из вещества воспринимающего объекта (объемный след), вещества образующего объекта (краска автомобиля, наслоившаяся на преграду), смеси этих веществ и вещества, случайно попавшего на поверхность одного из них (пыль).

Свойства вещества следа определяют адекватность и возможность отображения признаков в следе.

Взаимодействием трасологических объектов считается связанный с событием происшествия процесс воздействия одного объекта на другой (другие), в результате которого формируются следы, содержащие отображение свойств участвовавших во взаимодействии объектов и механизма самого взаимодействия.

Непосредственное соприкосновение образующего и воспринимающего объектов в процессе их взаимодействия, ведущее появлению следа, называется следовым контактом.

Соприкасающиеся участки поверхностей называются контактирующими.

Различают следовой контакт в одной точке (например, соприкосновение острия шила с поверхностью автомобильной шины), контакт множества точек, располагающихся по линии или по плоскости.

Свойствами, определяющими способность объекта вступать во взаимодействие с другими объектами, отображая в них свои признаки либо воспринимая признаки этих объектов, обладают все тела, имеющие устойчивые пространственные границы. Однако свойства эти проявляются в разной мере, так как зависят от твердости объекта, способности его к упругим или остаточным деформациям, от строения рельефа поверхности, степени устойчивости его во времени.

Транспортное средство обладают способностью сохранять в относительно неизменном виде общую форму и детали рельефа поверхности в обычном состоянии и в процессе следового взаимодействия со следовоспринимающими объектами.

Следообразующий объект, следовоспринимающий объект и вещество следа должны рассматриваться в качестве двух компонентов системы следового взаимодействия, След — это результат реакции следовоспринимающего объекта (носителя следа) на воздействие следообразующего объекта (источника следа). Механизм следообразования включает как механизм воздействия следообразующего объекта, так и механизм реакции следовоспринимающего, а в необходимых случаях — вещества следа. Гносеологической основой такого анализа служит диалектическое учение об отображении. Оно исходит из способности любой вещи в результате взаимодействия с другой вещью изменяться и сохранять следы воздействия. Гносеологический анализ следообразования позволяет выделить элемент структурного сходства признаков, отобразившихся в следе, и признаков следообразующего объекта.

Задача трасологии — получить информацию о следообразующем объекте и механизме взаимодействия по результатам его взаимодействия со следовоспринимающим объектом, т.е. по следам. Для этого используются все способы выделения информации: метод измерений, математические методы, методы учета и устранена искажений признаков и др.

Транспортные средства – это устройства, действия (и следы) которых не связаны непосредственно с руками человека, а зависят в основном конструктивных свойств и особенностей взаимодействия с дорогой и другими объектами.

Механическая сила, определяющая взаимное перемещение взаимодействие объектов, участвующих в следообразовани называется следообразующей.

Путем аналитического исследования в каждом конкретном случае эксперты определяют систему сил, участвовавших в формировании следа. Путем сложения сил их приводят к одной — следообразующей.

На схемах и фотоснимках исследуемых объектов ее представляют в виде вектор направление, которого совпадает с направлением действия, длина пропорциональна величине силы.

Транспортные средства оставляют следы, воздействуя на воспринимающий объект давлением или трением. Трудно представить условия формирования следа, в которых механическое воздействие транспортного средства на воспринимающий объект заключалось бы только в давлении или толь ко в трении.

В одних случаях (при точечных отображениях признаков) когда следообразующая сила направлена по нормали к следовоспринимающей поверхности, заметно преобладает давление, в других (при линейном отображении признаков), когда следообразующая сила имеет тангенциальную направленность, — доминирует трение. Проявляются силы давления благодаря упругой деформации двух вступивших в следовой контакт объектов.

Транспортная трасология имеет дело со следами довольно ограниченного (по разнообразию) количества следообразующих объектов, классифицируемых на большие группы.

Исходными основными в трасологической классификации являются особенности внешнего строения таких предметов (колесо, бампер фары и т. п.).

Признаки эти отражаются их общей формой и размерами, а также макро и микро строением поверхностей.

Общая форма и размеры автомобиля в целом и его частей – это наиболее заметные и доступные для изучения особенности, однако они редко и далеко не полностью отображаются в след.

Поверхность следообразующей части автомобиля, какой бы ровной и гладкой на первый взгляд она ни казалась, состоит отдельных выступов и впадин.

Для того чтобы отличить выступающие элементы от впадин, следует пользоваться понятие основной, или базисной, плоскости. Таковой принято считать плоскость поверхности образующего объекта, площадь которого является доминирующей.

Определив базисную площадь, можно легко выделить детали, которые следует считать выступающими, и детали, которые надлежит именовать углубленными.

В транспортной трасологии важно подразделять следы первичные, т.е.

возникшие в процессе первого, начального контакта между собой или транспортным средством с различными преградами, и последующие, появившиеся в процессе дальнейшего смещения и деформации вступивших в следовое взаимодействие объектов. (Различить эти следы можно по особенностям их формы и локализации зон повреждения на транспортных средствах.)

Для отображения в следах идентификационных признаков транспортного средства необходим его непосредственный контакт с воспринимающим объектом.

В процессе такого контакта образующий объект вносит изменения на некотором участке воспринимающего объекта (локальный способ формирования следов) либо предохраняет этот участок поверхности от изменений, которым подвергаются другие участки (периферийный способ формирования следов). Периферийный способ встречается редко, еще реже такие следы содержат достаточно четкое отображение идентификационных признаков.

Если изменения, вызвавшие образование следа, охватывают только поверхность воспринимающего объекта вследствие наслоения или отслоения вещества следа, то следы называются поверхностными.

Если же под воздействием образующего объекта изменениям на некотором участке подверглась форма воспринимающего объекта, его внутренние части вследствие остаточной деформации или отделения частиц, то образуются объемные (вдавленные) следы.

В транспортной трасологии основное внимание уделяется объемным следам, составляющим подавляющее большинство следов на местах происшествий и на самих транспортных средствах. Практике транспортно-трасологических исследований не известны невидимые следы, которые так часто встречаются, например, в дактилоскопии.

Объемные и поверхностные следы формируются благодаря физическому (механическому или термическому) воздействию образующего объекта на воспринимающий. Механическое воздействие осуществляется в основном при следовых контактах, термическое разрушение — при возгорании транспортного средства.

Следы в подобных случаях возникают благодаря различиям механических свойств или температуры образующего и воспринимающего объектов.

Если механическое воздействие дает обычно достаточно четкое отображение идентификационных признаков, то следы плавления или горения в лучшем случае позволяют установить лишь групповую принадлежность оставившего их объекта.

Методика установления взаимного расположения и направления движения по следам на транспортном средстве, дороге и преградах в целом универсальна и не зависит от того, каким транспортным средством они оставлены. При оценке результатов экспериментов, естественно, учитываются данные о габаритах, назначении исследуемых объектов, обстоятельствах происшествия и ситуации, в которой происходило формирование следов.

Наряду с исследованиями следов в целях установления направления воздействия следообразующей силы к диагностическим относится определение пространственного положения взаимодействовавших объектов в момент формирования следов.

При изучении линейных следов пространственное положение взаимодействовавших объектов устанавливается после определения по следам встречных и фронтальных углов.

Самыми простыми и вместе с тем эффективными считаются приемы непосредственного совмещения следов на взаимодействовавших объектах в процессе постановки экспериментов.

На общую форму линейных следов влияет и смещение воспринимающего объекта в момент следообразования. Параллельные трассы, составляющие такие следы, могут располагаться прямолинейно или дугообразно, например, в следах на вращающемся колесе.

Трассы располагаются на протяжении все следа параллельно, но иногда расстояние между ними и ширина трасс меняются и след приобретает веерообразную форму, вызывается чаше всего изменениями встречного угла во времени следового контакта.

Иногда же веерообразная форма следов объясняется упругой деформацией воспринимающего объект момент следообразования. Детали из резины (например, резиновые тормозные рукава) или: из дерева при воздействии выступающих частей автомобиля упруго деформируются.

По окончании следового контакта и воздействия образующей объекта соответствующие участки воспринимающего объекта приобретают первоначальный объем, а образовавшиеся на них в период сжатия трассы расходятся, придавая следу веерообразную форму.
Возможности транспортно-трасологической экспертизы.

Экспертиза данного рода может ответить на следующие вопросы:

1. Где располагается место столкновения транспортных средств?2. Где располагается место наезда на пешехода?3. Каков механизм столкновения транспортных средств?4. Каков механизм наезда на пешехода?5. Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?6.

Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?7. Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?8. Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?9. Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения?10.

Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?11. Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?12. Имеются ли повреждения на представленном колесе?13. Если имеются повреждения на представленном колесе, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?14.

Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию?15. Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?16. Как располагались транспортное средство и велосипед относительно друг друга в момент наезда, каков угол между продольными осями транспортного средства и велосипеда в момент наезда?

17.

Совершал ли маневр изменения направления движения велосипедист перед наездом?

Следует отметить, что перед транспортно-трасологической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта по транспортной трасологии!

Специалисты организации НЭОО «ЭКСПЕРТ» обладают всеми необходимыми познаниями в области транспортной трасологии, чтобы провести независимую, объективную и достоверную транспортно-трасологическую экспертизу, о чем неоднократно имелись подтверждения в результатах решений судов, участия в Международных конференциях, а также оценки работы специалистов организации Государственным учреждением Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции.

Получить консультацию  наших  специалистов или заказать экспертизу можно:

— по единому телефону (звонок по России бесплатно) 8-800-500-32-03

— по электронной почте info@neooexpert.ru;

—  заполнив на нашем сайте онлайн-заявку.

автор ООО «НЭОО «ЭКСПЕРТ»

экспертиза дтп, независимая экспертиза автомобиля после дтп стоимость, экспертиза дтп по решению суда, автотехническая экспертиза при дтп вопросы, экспертиза дтп Ростов-на-Дону, экспаертиза автомобиля поле дтп, независимая экспертиза после дтп, экспертиза дтп вакансии, экспертиза дтп по видеозаписи, сколько стоит независимая экспертиза авто после дтп

Источник: https://www.neooexpert.ru/node/97

Refy-free
Добавить комментарий