Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (стр. 1 из 4)

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

введение

1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска

3. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения безопасности

4. Характеристика человека как элемента системы «человек — среда обитания»

Заключение

Библиография

введение

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.[1]

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение и упреждение потенциальной опасности, существующей при взаимодействии человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания кроме положительных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы.

В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современное общество должно быть в достаточной степени подготовлено к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек — среда обитания».

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная побудительная причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач:

— обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

— создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек — среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью человека, природу. Они зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.

Известно, что человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.[2]

На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле в XX в. возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации.

Несомненно, этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование средств транспорта и ряд других процессов.

Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания — техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий.

Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания.

Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:

— достижение безаварийной ситуации и готовности к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды;

— предупреждение травматизма;

— сохранение здоровья;

— сохранение работоспособности;

— сохранение качества полезного труда.

Для достижения цели БЖД выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.

п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

Основным элементом производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» — средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

Природная среда[3] в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

Источник: https://mirznanii.com/a/298601/teoreticheskie-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti

Портал образования |

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Зарубина Наталья Борисовна
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ Ертарская СОШ №27
Населённый пункт: 623665, Свердловская область, Тугулымский район, п. Ертарский
Наименование материала: статья
Тема: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения»
05.12.2018
Раздел: среднее образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ертарская средняя общеобразовательная школа №27

_________________________________________________________________

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Основные термины и определения

Составил:

Зарубина Н.Б.,

преподаватель-организатор ОБЖ, первая кв. категория

2018 год

1

1.Определение, цели, задачи предмета «Основы безопасности

жизнедеятельности» ………………………………………………………. 3

2.Опасности и их источники, количественная характеристика опасности,

концепция приемлемого риска……………………………………………. 4

3.Понятие безопасности, её принципы и методы обеспечения

безопасности………………………………………………………………… 5

4. Характеристика человека как элемента системы «человек — среда

обитания» ……………………………………………………………………10

Список литературы

2

1.Определение, цели, задачи предмета «Основы безопасности

жизнедеятельности».

На протяжении всей жизни современного человека в цивилизованном

обществе сопряжена с многочисленными опасностями. В сфере

производства, на транспорте, в окружающей среде всегда происходят

события, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье

человека или даже могут быть причиной его смерти. Поэтому жизнь «без

опасностей» является идеализацией, а термин «безопасность» следует

понимать, как систему мер по защите от опасностей, как возможность

управления опасностями, умение предупреждать, а также предотвращать

опасные ситуации.

Исторические корни возникновения научной и учебной дисциплины

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев

и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин

«техника безопасности». В 1965 г. был введен предмет «Охрана труда» в

вузах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская

оборона» — предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах

появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная

цель — выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные,

паразитарные и иные). Химические и физические (шум, вибрация,

ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные

излучения). Социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда,

отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут

оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих

поколений.

Вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания,

создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или

здоровью будущих поколений.

3

2.Опасности и их источники, количественная характеристика опасности,

концепция приемлемого риска.

Опасность — явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в

определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности

человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «человек-

среда обитания» и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск — свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Признаки опасности:

— угроза для жизни;

— возможность нанесения ущерба здоровью;

— возможность нарушения нормального функционирования экологических

систем.

Источники формирования опасности:

— сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

— окружающая среда;

— явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с

окружающей средой.

В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности

жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача — это

обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности

жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и

сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и

социального кризисов.

4

3.Понятие безопасности, её принципы и методы обеспечения

безопасности.

Безопасность жизнедеятельности-состояние деятельности, при которой

исключаются потенциальные опасности, влияющие на жизнь и здоровье

человека, а воздействие потоков вещества, энергии,информации не

превышает допустимых норм.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются

естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в

техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи основ безопасности жизнедеятельности сводятся к:

-идентификации опасности техносферы;

-разработке и использованию средств защиты от опасностей;

-их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;

-обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;

-разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и

стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на

благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих

требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе

жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской

Федерации.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ

существования человека.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой

обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от

окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои

потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная

совокупностью факторов (социальных, физических, химических,

биологических, информационных), способных оказывать прямое или

косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и

потомство.

5

Естественная среда самодостаточна, и она вполне может существовать, и

развиваться без участия человека, а все другие среды обитания, созданные

самим человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их

возникновения обречены на старение и разрушение.

Биосфера – это природная область расположения жизни на Земле,

включающая слой атмосферы, гидросферу и слой литосферы, не испытавших

техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять

свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от

климатических и погодных воздействий. Для достижения этих целей он

преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера-часть биосферы в прошлом, преобразованная людьми с

помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях

комфортного соответствия своим материальным и социально-экономическим

потребностям.

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств,

представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими

населенными пунктами, предприятиями. К техносферным относятся условия

пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на

территориях городов и поселков. Техносфера-это рукотворная среда, она,

после создания, может только деградировать.

Любая деятельность человека потенциально опасна и достичь абсолютной

безопасности нельзя-это аксиома и она предопределяет, что все действия и

среда обитания человека, кроме положительных свойств обладают свойством

опасности

и

способны

генерировать

негативные

факторы.

Особой

опасностью обладает производственная деятельность, т.к. в этом процессе

возникают наибольшие уровни негативных факторов.

Ущерб-есть

причинение

вреда

людским,

материальным

и

природным

ресурсам в виде их износа, порчи, истощения, поломки и т.д.

Безопасность ЖД-есть совокупность свойств комплекса системы ЖД и

привлекаемых

технических

средств,

обеспечивающих

работоспособность

людей и исключающих их гибель, ухудшение состояния здоровья.

Авария-это результат высвобождения энергии и вредных веществ (ВВ),

создающий поражающие факторы для населения, персонала и РЖД. Они

бывают,

крупными

и

тяжелыми,

гипотетическими.

(Крупная

авария,

как

6

правило, с человеческими жертвами, называется-катастрофой).

Безопасность-это состояние защищенности людей, окружающей среды и

материальных

ценностей

от

последствий,

аварий

и

катастроф

(на

промышленных объектах) несчастных случаев.

Защищенность-это

целый

комплекс

мероприятий,

обеспечивающий

защиту людей, окружающую среду от вредных факторов.

Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности.

Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания

определяют опасности-негативные воздействия, внезапно возникающие,

периодически или постоянно действующие в системе «человек-среда

обитания».

Опасность-негативное свойство живой и неживой материи, способное

причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным

ценностям.

Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и

природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и

естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая

освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы

вентиляции, отопления и кондиционирования, системы искусственного

освещения.

Защита от естественных опасностей-от стихийных явлений, происходящих

в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) более сложная задача, часто не

имеющая высокоэффективного решения.

Негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается

естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения

комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на

среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности

(техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.),

генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы-машины,

сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в

результате ошибочных или несанкционированных действий человека или

групп людей.

7

Современные техногенные опасности чаще всего определяются наличием

отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека.

Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного

производства, энергетики, средств транспорта, жизнь людей и животных.

Также они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу,

сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков

механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п.

Все чаще человеческий фактор становится определяющим при

возникновении аварий в технических системах. По данным ИКАО в 2011-

2016 гг. около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями

экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок

водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным

риском происходит из-за ошибок персонала.

Проведенный учеными анализ данных свидетельствует, что человеческий

фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. По

статистике утопленники составляют около 8% от общего числа людей,

ежегодно погибающих принудительной смертью, самоубийцы — 19% лица,

неосторожно обращающиеся с оружием-0,26%.

Увеличивается роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной

из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-

инфицированные. В 2009 году от СПИДа на планете умерло 3 миллиона

человек, а число ВИЧ-инфицированных достигло 33,5 млн человек. В России

численность ВИЧ-инфицированных (зарегистрированных) к октябрю 2012

года составило 56 тысяч человек, а прирост их численности достигает около

10 тысяч человек в год.

Вредный фактор-негативное воздействие на человека, которое приводит к

ухудшению самочувствия или заболеванию.

В современном быту нас сопровождает также большая череда негативных

факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания

природного газа, выбросами ТЭС, промышленными предприятиями,

автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным

содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум и

инфразвук, вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов,

бактерии и аллергены телевизоров, медикаменты при избыточном и

неправильном потреблении, табачный дым.

Происшествие — событие, состоящее из негативного воздействия с

причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

8

Чрезвычайное происшествие (ЧП) — событие, происходящее

кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на

людей, материальные ресурсы, природные ресурсы. К ЧП относятся крупные

аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Экологичность источника опасности — состояние источника, при котором

соблюдается его допустимое воздействие на человека, биосферу или

техносферу.

9

4.Характеристика человека как элемента системы «человек — среда

обитания».

Для живого организма-поддержание жизни, жизнедеятельности в целом

являются довольно сложной и тяжелой задачей. Внешняя окружающая и

внутренняя среды порождают, действующие на организм человека, большое

количество различных раздражений. Вся данная информация подвергается

переработке на различных уровнях периферической и центральной нервной

системы. Вся информация, которая поступает в организм человека, например,

во время трудовой деятельности, чрезвычайно разнообразна. Но в самом

организме на нейрофизиологическом уровне она представлена одним и тем

же физиологическим процессом — возбуждением. Данный процесс имеет

общее значение для всех организмов, которые обладают специфическим

свойством — возбудимостью, т.е. способностью приходить в состояние

возбуждения под действием раздражителя. Например, когда тот или иной

элемент охватывается возбуждением, он тем самым приводится в действие,

т.е. выявляет свою специфическую функцию, например, мышца сокращается,

железа вырабатывает секрет и т.д. Значит, возбуждение является движущей

силой в организме человека, позволяющей ему реагировать на важные

факторы, в том числе и опасные, вырабатывать и реализовывать защитную

реакцию.

Защитные приспособительные реакции имеют три стадии:

-нормальная физиологическая реакция (гомеостаз);

-нормальные адаптационные изменения;

-патофизиологические адаптационные изменения (развитие заболевания).

Компенсация изменений факторов среды обитания оказывается возможной

благодаря активации систем, которые отвечают за адаптацию

(приспособление).

В безвыходных ситуациях, когда раздражитель в окружающей среде,

чрезмерно силен, эффективная адаптация не формируется и сохраняется

нарушение гомеостаза. Этими нарушениями вызывается стресс, который

достигает чрезмерной интенсивности и длительности, в такой ситуации

возможно развитие заболевания

.

10

Современный человек постоянно приспосабливается к изменяющимся

условиям окружающей среды благодаря гомеостазу — универсальному

свойству сохранять и поддерживать стабильность работы различных систем

организма в ответ на воздействия, нарушающие эту стабильность.

Многолетний опыт человечества свидетельствует о том, что любая

деятельность потенциально опасна. И нет на Земле человека, которому бы не

угрожали опасности. Но зачастую сознание человека работает в режиме

отчуждения от реальной жизни.

Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результатам

воздействия негативных факторов-числу жертв, потерям качества компонент

биосферы,

материальному

ущербу.

Сформулированные

на

такой

основе

защитные

мероприятия

оказываются,

очень

часто,

несвоевременными,

недостаточными и, как следствие, мало эффективными.

11

Литература:

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э. А.

Арустамова. — 11-е изд., перераб. и доп. — М. — Издательско-торговая

корпорация «Дашков и К°». — 2007. — С. 6-11.

2. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Под ред. д-ра техн.

наук, проф. А. И. Сидорова. — М. — КНОРУС. — 2014. — С. 10-22.

3. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / А. В. Маринченко. —

Москва. — Дашков и К. — 2015. — С. 34-38.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных

заведений / В. Ю. Микрюков. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 2013. — С. 71-73.

5. Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций / А. И. Лобачев. —

Москва. — Юрайт. — 2006. — С. 45-47.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / А. С. Гринин; В. Н.

Новиков; Под ред. А. С. Гринина. — М. — ФАИР-ПРЕСС. — 2012. — С. 56-58.

7. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Под общ. ред. С. В.

Белова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. — 2014.

12

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=8484

Безопасность жизнедеятельности Конспект лекций

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Основные положения безопасностижизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД)– наука о безопасном и комфортномвзаимодействии человека со средой егообитания.

Цель БЖД как науки – защита человека втехносфере от негативных воздействийантропогенного, техногенного иестественного характера и достижениебезопасных и комфортных условийжизнедеятельности.

Жизнедеятельность — специфическая формаактивного отношения к окружающему миру,направленная на его изменение ипреобразование, в основе которой лежатбиологические процессы.

Человек в процессе деятельностивзаимодействует с окружающей средой,оказывая на неё воздействие и испытываяобратное действие среды, которое можетбыть для него как полезным так и вредным.

Особую опасность для человека представляютчрезвычайные ситуации, которые происходятв результате катастрофических явленийво всех сферах окружающей среды.

Окружающая среда – среда, обусловленнаясовокупностью действующих в данныймомент факторов, способных оказыватьна человека прямое или косвенное,немедленное или отдаленное воздействие,а также оказывать воздействие на егопотомство.

Существуя в этой среде, человек непрерывнорешает минимум две задачи:

1) обеспечивает свои потребности в пище,воде и воздухе;

2) создает и использует защиту отнегативных воздействий кок со сторонысреды обитания, так и себе подобных.

Производственная среда – пространство,в котором совершается трудоваядеятельность человека.

Бытовая среда – пространство внетрудовой деятельности человека.

Техносфера – регион биосферы,преобразованный человеком с помощьюпрямого и косвенного воздействиятехнических средств в целях наилучшегосоответствия своим материальным исоциально-экономическим потребностям.

Биосфера – область распространенияжизни на Земле.

Биосфера включает в себя нижний слойатмосферы, гидросферу и верхний слойлитосферы, не испытавшие техногенноговоздействия.

Предметом безопасности жизнедеятельностиявляются факторы, оказывающие воздействиена человека, органы человека, реагирующиена это воздействие, а также особенностиобеспечения безопасности групп людей.

Задачами БЖД являются следующие.

1. Теоретический анализ и разработкаметодов идентификации опасных и вредныхфакторов, генерируемых средой обитаниячеловека.

2. Оценка многофакторного влияниянегативных условий обитания человекана его работоспособность.

3. Оптимизация условий труда и отдыхачеловека.

4. Использование наиболее эффективныхметодов защиты.

Центральным понятием науки БЖД являетсяпонятие опасности.

Опасность – негативное свойство живойи неживой материи, способное причинятьвред самой материи

При идентификации опасностей следуетисходить из принципа «все воздействуетна все». Как следствие, необходимоопределение допустимого уровня опасностии допустимого уровня вредного воздействия.

В соответствие с этим различаютпотенциальные и реальные опасности.

Реальные опасности обусловленысуществованием факторов, которые могутпричинять вред непосредственно.

Потенциальные обусловлены существованиемфакторов, которые могут причинять вредв случае выполнения определеннойсовокупности условий.

Сами факторы дифференцируются на опасныеи вредные.

Вредные факторы могут привести кухудшению самочувствия, повышеннойутомляемости, снижению работоспособностиили к развитию заболевания (шум, вибрация,электромагнитные излучения и др.)

Опасные факторы могут привести к травмеили резкому ухудшению здоровья(механические опасности, взрыв, яды идр.)

Некоторые факторы проходят трансформациюот полезных до вредных.

В условиях техносферы негативныевоздействия обусловлены элементамитехносферы и действиями людей.

Условно факторы, оказывающие воздействиена человека, можно классифицироватьследующим образом.

•Природныефакторы.

•Природныечрезвычайные ситуации в атмосфере,литосфере, гидросфере.

•Техногенныеаварии и катастрофы.

•Ухудшенныефакторы жизнедеятельности, вследствиевоздействия человека на природу.

•Социальные,межнациональные, военные, религиозныеконфликты.

•Внутренняясреда человека.

•Особыепсихические состояния.

1.2. Характеристика человека как элементасистемы «человек-среда обитания»

Постоянно контактируя с окружающейсредой, человек непрерывно подвергаетсявоздействию опасных и вредных факторов.Природа, разумеется, предусмотреластруктуру механизмов, позволяющихчеловеку защититься от них естественнымпутем. Работа этих механизмов базируетсяна работе центральной нервной системы(ЦНС).

Кора головного мозга – высший органЦНС. Информация, поступающая в негоанализируется, после чего разрабатываетсяи реализуется программа ответнойреакции. Эта программа преследует в томчисле цель защиты организма человекаот повреждений и гибели.

Информация воспринимается рецепторамичеловека, а реагирование на нееосновывается на работе рефлексов.

Психофизиологическая классификациярецепторов: осязание, обоняние, слух,зрение, вкус, боль, положение тела впространстве. Классификация в зависимостиот природы раздражителя: механорецепторы,терморецепторы, хеморецепторы,фоторецепторы, болевые рецепторы.

Рецепторы реагируют на взаимодействиечеловека с окружающей средой и навнутреннее состояние его организма.

Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы заложены нагенетическом уровне, а условныеформируются в результате постоянногодействия раздражителя, подкрепленногоработой безусловных рефлексов.

При оценке допустимости воздействиявредных факторов на организм человекаисходят из биологического законасубъективной количественной оценкираздражителя Вебера-Фехнера. Он выражаетсвязь между изменением интенсивностираздражителя и силой вызванного ощущения:реакция организма прямо пропорциональнаотносительному приращению раздражителя.

,

где dL– изменение элементарного ощущенияорганизма, dR– элементарное изменение раздражителя,а – коэффициент пропорциональности(стандартно принимаемый за a=10lg(e)),наблюдаемое воздействие раздражителя.Интегрируя это выражение, получаютуровень ощущения раздражителя (дБ).

,

где R0– пороговое значение ощущение, т.е.минимальная энергия раздражителя,характеризующая начало ощущений.

На базе закона Вебера-Фехнера построенонормирование воздействия опасных ивредных факторов, а также определяютсяпороговые значения негативных воздействий.

Реакция человека на раздражитель ипринятие им того или иного решенияопираются на психофизические основыдеятельности человека: психическиепроцессы, свойства, состояния. Еслипроцессы и свойства формируются наначальной стадии жизни человека и вдальнейшем остаются неизменными, топсихические состояния во многом зависятот конкретной ситуации, в которойнаходится человек.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации,человек может попасть в так называемоесостояние запредельного нервногонапряжения. Это состояние характеризуетсяреакциями человека на раздражители,которые не свойственны ему в обычномсостоянии.

Условно определены два вида состоянийзапредельного нервного напряжения.

1. Тормозное состояние.

2. Возбудимое состояние.

Превентивными мерами по недопущениюпопадания человека в состояниезапредельного нервного напряженияявляются обучение и проведениепсихологических тренингов. Эти мероприятиянаправлены на повышение психическойустойчивости человека.

Изменяя величину любого потока воздействияот минимально значимой до максимальновозможной, можно пройти ряд характерныхсостояний системы «человек – средаобитания».

1. Комфортное (оптимальное). Здесь потокивоздействий соответствуют оптимальнымусловиям взаимодействия.

2. Допустимое. Здесь потоки воздействийне оказывают негативного влияния начеловека и окружающую среду, но приводятк дискомфорту, снижая эффективностьего деятельности.

3. Опасное. Здесь потоки воздействийпревышают допустимые уровни и оказываютнегативное воздействие на человекаи/или приводят к деградации элементовтехносферы и природной среды.

4. Чрезвычайно опасное. Здесь потокивоздействий превышают допустимые уровнии за короткое время могут оказатьнегативное воздействие на человекаи/или элементы техносферы и природнойсреды вплоть до летального исхода длячеловека и/или невосстановимых разрушенийэлементов техносферы и природной среды.

Пороговые значения перехода системы«человек – среда обитания» из одногосостояния в другое определяетсясоответствующими нормативнымидокументами.

Основными направлениями практическойдеятельности в области БЖД являютсяпрофилактика причин возникновенияопасных ситуаций, реагирование в опасныхи вредных ситуациях и устранение ихпоследствий.

1.3. Методы изучения опасностейтехнических систем

Опасность –центральноепонятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способныев определённых условиях вызыватьнежелательные последствия, то естьнаносить ущерб здоровью человека илиугрожать его жизни.

По происхождению опасности классифицируютсяследующим образом:

1) природные;

2) техногенные;

3) антропогенные;

4) экологические;

5) биологические;

6) социальные.

По характеру воздействия на человекаопасности классифицируются иначе:

1) механические;

2) физические;

3) химические;

4) биологические;

5) психофизиологические.

Основными характеристиками, определяющимиопасности являются:

1) вероятностный характер (случайность);

2) потенциальность (скрытость);

3) перманентность (постоянство,непрерывность);

4)тотальность (всеобщность).

Основным направлением изучения опасностейявляется исследование опасностейтехнических систем.

Здесь особую роль играют понятия «отказ»и «вероятность отказа».

Отказ технической системы или ее частиможет привести к потенциальной илиреальной опасности, поэтому необходиманализ возможности отказов.

Вероятность – это числовая меравозможности появления события, то естьвероятность отказа – это числовая меравозможности отказа.

Методы исследования опасностей делятсяна качественные и количественные, причемколичественные предполагают в первуюочередь численное описание исследуемыхопасностей.

К качественным относят следующие методы.

1. Предварительный анализ опасностей.

2. Анализ последствий отказов.

3. Анализ опасностей с помощью деревапричин.

4. Анализ опасностей с помощью деревапоследствий.

5. Анализ опасностей методом потенциальныхотклонений.

6. Анализ ошибок персонала.

7. Причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностейобычно включает в себя следующие этапы.

1. Изучаются технические характеристикиобъекта, системы или процесса.Устанавливаются повреждающие свойства.

2. Определяются законы, стандарты иправила, действия которых распространяютсяна данный объект, систему или процесс.

3. Проверяется техническая документацияна ее соответствие законам, правилам истандартам безопасности.

4. Составляется перечень опасностей, вкотором указываются идентифицированныеисточники опасностей, повреждающиефакторы, потенциальные ЧП и выявленныенедостатки. Здесь (если это возможно)указываются также вероятности ЧП,серьезность его последствий и т.п.

Анализ последствий отказов обычновключает в себя следующие процедуры.

1. Техническая система подразделяетсяна компоненты.

2. Для каждого компонента выявляютсявозможные отказы.

3. Изучаются потенциальные ЧП, которыемогут вызвать тот или иной отказ наисследуемой системе.

4. Результаты исследования представляютсяв форме таблицы.

5. Отказы ранжируются по степени опасности.Разрабатываются предупредительныемеры, включающие конструкционныеизменения.

После осуществления процедуры ранжированияможет быть введена шкала, на основекоторой каждому из отказов ставится всоответствие число, характеризующеестепень опасности отказа.

Анализ опасностей с помощью деревапричин потенциального ЧП обычно выполняютв следующем порядке.

1. Отбор потенциального ЧП.

2. Отбор факторов, которые могут привестик выбранному ЧП.

3. Построение ориентированного графа,основывающегося на факторах и ихлогических комбинациях.

Анализ опасностей с помощью деревапоследствий потенциального ЧП проводитсяаналогично анализу по дереву причин,но в этом случае рассматриваютсяпоследствия ЧП и их логические комбинациис целью ликвидации последствий ЧП илиснижения его негативного воздействия.В этом случае ориентация графа меняется.

Анализ опасностей методом потенциальныхпричин также проводится аналогичноанализу по дереву причин, но в этомслучае факторами, которые могут привестик ЧП являются величины отклонения отнорм и их логические комбинации.

Анализ ошибок персонала включает в себяследующие этапы.

1. Выбор системы и вида работы.

2. Определение цели.

3. Идентификация вида потенциальнойошибки.

4. Идентификация последствий.

5. Идентификация возможности исправленияошибки.

6. Идентификация причин ошибки.

7. Выбор метода предотвращения ошибки.

8. Оценка вероятности ошибки.

9. Оценка вероятности исправления ошибки.

10. Расчет риска.

11. Выбор путей снижения риска.

Причинно-следственный анализ выявляетпричины происшедшего ЧП. Он являетсясоставной частью общего анализаопасностей и завершается прогнозомновых ЧП и составлением плана мероприятийпо их предупреждению.

1.4. Принципы, методы и средстваобеспечения безопасности

Обеспечение безопасности – сложныйпроцесс, в котором можно выделитьэлементарные составляющие, исходныеположения и идеи, называемые принципами.Специфика производства, особенноститехнологических процессов, разнообразиеоборудования – все это обуславливаетмногообразие принципов обеспечениябезопасности.

Теоретическое значение принциповсостоит в том, что с их помощью определяетсяуровень знаний об опасностях и ихреализаций. Следовательно, формируютсятребования по проведению защитныхмероприятий и разрабатываются методыих воплощения.

В практическом отношении значениепринципов важно вследствие того, чтоони позволяют вырабатывать оптимальныерешения задач защиты от опасностей.

Принципы обеспечения безопасности попризнаку их реализации условноклассифицируются на четыре группы.

1. Ориентирующие.

2. Технические.

3. Управленческие.

4. Организационные.

Ориентирующие принципы представляютсобой основополагающие идеи, определяющиенаправления поиска безопасных решенийи служащие методологической иинформационной базой. К ним относятпринципы системности, деструкции,ликвидации и снижения опасности, заменыоператора, информации, классификациии нормирования.

Технические принципы направлены нанепосредственное предотвращениедействия опасных и вредных факторов иоснованы на использовании физическихзаконов. К ним относятся принципы защитырасстоянием и временем, экранирования,прочности, дублирования, недоступностии т.п.

Управленческими называют принципы,определяющие взаимосвязь и отношениямежду отдельными стадиями и этапамипроцесса обеспечения безопасности. Кним относятся принципы плановости,контроля, обязательности обратнойсвязи, иерархичности и т.п.

К организационным относят принципы, спомощью которых реализуются положениянаучной организации труда. К ним относятсяпринципы несовместимости, эргономичности,рациональной организации труда икомпенсации.

Некоторые принципы относятся к несколькимгруппам одновременно. В совокупностипринципы образуют систему, однако каждыйиз них обладает относительнойсамостоятельностью.

Метод – это способ (или их комбинация),направленный на достижение определеннойцели. В нашем случае целью являетсяобеспечение безопасности.

Следует отметить, что любая цель должнабыть диагностируема, то есть должнысуществовать четко определенные критерииее достижения.

Методы обеспечения безопасности основанына использовании выше описанныхпринципов.

Введем следующие определения.

Назовем гомосферой, пространство, вкотором находится человек.

Назовем ноксосферой, пространство, вкотором создаются опасности.

Существует четыре группы методовобеспечения безопасности.

1. А – методы. Они состоят в пространственномили временном разделении гомосферы иноксосферы. Эти методы реализуется примеханизации и автоматизации технологическихпроцессов, использованием роботов, атакже дистанционного управления.

2. Б – методы. Эти методы основываютсяна применении принципов обеспечениябезопасности к совершенствованиюноксосферы (производственной среды), атакже на приведении характеристикноксосферы в соответствие с характеристикамичеловека.

3. В – методы. Они состоят в повышениизащитных свойств человека (в модификациигомосферы) при помощи соответствующихсредств защиты и в адаптации человекак ноксосфере. Среди В-методов можноотметить обучение, инструктаж, применениесредств индивидуальной защиты (СИЗ).

4. Г – методы. Методы этой группы являютсякомбинациями методов групп А, Б, В.

Особое внимание среди способов реализацииуказанных методов занимают средстваколлективной защиты (СКЗ) и СИЗ.

СКЗ классифицируются в зависимости отисточников опасных и вредных факторов.Например, средства защиты от шума(перегородки), вибрации (виброгасящиеполы), электростатических разрядов(заземление).

СИЗ классифицируются в зависимости отзащищаемых органов. Например, глаза(очки), руки (перчатки), голова (каска).

Средства защиты должны соответствоватьтребованиям эстетики и эргономики,поскольку неудовлетворение этимтребованиям ведет к снижениюработоспособности человека.

Источник: https://studfile.net/preview/5863147/

Refy-free
Добавить комментарий