Темные аллеи история написания

Темные аллеи анализ рассказа

Темные аллеи история написания

1. Введение. Цикл И. А. Бунина «Темные аллеи» часто называют «энциклопедией любви». Тридцать восемь рассказов, входящих в цикл, объединяет это великое чувство. «Темные аллеи» стали самым значительным событием в позднем творчестве знаменитого русского писателя.

2. История создания. Рассказы, входящие в цикл «Темные аллеи», Бунин писал с 1937 по 1949 гг. Работать было непросто. 70-летний писатель жил во Франции, когда ее оккупировали немецкие войска. Создавая свой «храм любви», Бунин старался огородить себя от злобы и ненависти, которые постепенно окутывали весь мир.

3. Смысл названия. Сборник открывается одноименным рассказом, название которого сразу же задает настроение всего цикла. «Темные аллеи» символизируют собой самые глубокие тайники человеческой души, в которых зарождается и никогда не умирает любовь.

Ночные прогулки влюбленных по аллеям упоминаются и других рассказах цикла («Натали», «Качели»). Бунин вспоминал, что идея первого рассказа возникла у него при чтении стихотворения Огарева. Строки из него всплывают в памяти главного героя: «стояли темных лип аллеи…»

4. Род и жанр. Цикл коротких рассказов о любви.

5. Основная тема сборника — любовь, проявляющаяся в виде внезапной вспышки всепоглощающей страсти. Между главными героями рассказов не устанавливается долгих отношений.

Чаще всего любовь приходит к ним всего лишь на одну ночь. В этом заключается огромный трагизм всех историй.

Влюбленные разлучаются по-разному: по требованию родителей («Руся»), из-за неизбежного возвращения к семейной жизни («Визитные карточки»), из-за различного социального положения («Степа»).

Иногда гибельная страсть приводит к смерти. В рассказе «Кавказ» кончает жизнь самоубийством обманутый муж. Очень трагична смерть главного героя в рассказе «Зойка и Валерия». Целый ряд рассказов посвящен любви между дворянином и простой крестьянской девушкой.

С одной стороны, представителю высшего класса было очень просто добиться благосклонности от благоговеющей перед ним крестьянки. Но на какое-то время социальные преграды действительно рушились перед великим чувством.

Неизбежная разлука отзывалась огромной болью в сердцах влюбленных.

6. Проблематика. Основная проблема цикла — мимолетность настоящей любви.

Она напоминает яркую вспышку, которая буквально ослепляет влюбленного человека и навсегда остается для него самым памятным событием в жизни.

Отсюда вытекает другая проблема — за краткий миг блаженства неизбежно последует расплата. Она может принять любую форму. Но влюбленные никогда не жалеют о том, что поддались зову сердца.

Повзрослев и набравшись жизненного опыта, они все равно в мечтах возвращаются в прошлое. Эта проблема поставлена в первом рассказе. Главный герой спустя тридцать лет встречается с женщиной-крестьянкой, которую когда-то жестоко обманул.

Его поражает, что она долгие годы хранила верность, но до сих пор не простила ему обиды. Воспоминания о былой любви чрезвычайно взволновали человека, который уже приближается к старости.

Попрощавшись с женщиной, он долго не может прийти в себя, размышляя о другом направлении своего жизненного пути.

Бунин затрагивает и проблему насильственной любви, как крайнего проявления необузданного желания. Один из самых трагичных рассказов — «Дурочка». Семинарист, совративший кухарку и наживший от нее уродливого ребенка, стыдится своего поступка. Но расплачиваться за него приходится беззащитной женщине. Любовь справедливо называют самым сильным человеческим чувством.

Большое количество самоубийств происходит под влиянием неразделенной любви. Причем толкнуть человека на роковой шаг может не только явная измена, а какой-нибудь незначительный для окружающих повод. В рассказе «Галя Ганская» главный герой всего лишь сказал женщине, что ненадолго уедет в Италию. Это был достаточный повод для Гали, чтобы принять яд.

7. Герои. Главными героями цикла являются просто влюбленные люди. Иногда повествование ведется от первого лица. Из наиболее ярких психологических образов можно выделить Марусю («Руся»), Натали и Соню («Натали»), Полю («Мадрид»). Бунин вообще больше внимания уделяет именно женским персонажам.

8. Сюжет и композиция. В цикле рассказов «Темные аллеи» нет общего сюжета. Сборник делятся на три части. Рассказы расположены в хронологическом порядке их написания: I часть — 1937-1938 гг., II часть — 1940-1941 гг., III часть — 1943-1949 гг.

9. Чему учит автор? Бунина часто обвиняют в излишнем эротизме цикла «Темные аллеи». Нескромные описания — стремление показать любовь такой, какая она есть в действительности. В этом заключается огромная жизненная правда Бунина.

Он прямо говорит о том, что за всеми возвышенными словами прячется удовлетворение плотского желания, что является главной целью любовных отношений. Кому-то это действительно может показаться слишком грубым и прямолинейным взглядом. Но от этого никуда не деться.

Бунин доказывает, что только любовь является главным двигателем человеческой жизни. Любить и быть любимым — естественное желание любого человека.

Источник: https://ote4estvo.ru/sochineniya-po-buninu/174155-temnye-allei-analiz-rasskaza.html

Урок 6: Иван Бунин

Темные аллеи история написания

Обзор творчества Ивана Бунина. История создания сборника «Темные аллеи»

Разнообразие женских образов в «энциклопедии любви» Бунина

Анализ рассказа «Темные аллеи». Трагизм судеб героев рассказа «Темные аллеи» Николая Алексеевича и Надежды

Психологизм и лаконизм бунинской прозы. Роль деталей, пейзажа, портретов в повествовании

Заключение. Философия любви в творчестве Бунина

Обзор творчества Ивана Бунина. История создания сборника «Темные аллеи»

Иван Алексеевич Бунин родился в семье древнего дворянского, но разорившегося рода 23 октября 1870 г. в Воронеже. Когда Ивану исполнилось 3 года, семья переехала в родовую усадьбу, представлявшую собой скромный хуторок Бутырки под городком Ельцом Орловской губернии.

В 11-летнем возрасте пошел в Елецкую гимназию, но смог закончить только четыре класса, т.к. родители не смогли платить за обучение. Учиться продолжил дома с помощьюстаршего брата Юлия, который окончил университет. Всю последующую жизнь занимался самообразованием.

Начал пробовать писать стихи в 8-летнем возрасте, но творческая биография Ивана Бунина началась с 1887 г., когда в журнале «Родина» были напечатаны первые 2 стихотворения.

В 1889 г. поступил на работу в газету «Орловский вестник», писал критические статьи по литературе, очерки, рассказы, стихи.

В редакции он познакомился с Варварой Пащенко, ставшей его гражданской женой, хотя ее семья возражала против брака дочери с нищим литератором. Брак был недолгим, воспоминания о первой и бурной любви нашли впоследствии отражение в романе «Жизнь Арсеньева».

Бунин постепенно начинает печататься в «толстых» популярных журналах, таких как «Русское богатство», «Вестник Европы», и др.

В 1893 г. увлекается идеями толстовцев, в январе 1894 г. отправляется в Москву, где знакомится со своим кумиром – Л. Толстым. Эта встреча произвела на молодого литератора неизгладимое впечатление. 21 ноября 1895 г.

выступает на литературном вечере с чтением своего рассказа в зале Кредитного общества Петербурга, имел обнадеживающий успех. Он знакомится со многими популярными писателями: Д. Григоровичем, А. Чеховым, К. Бальмонтом, В. Короленко, В.

Брюсовым и др.

В 1898 г. живет в Одессе, сближается с членами «Товарищества южнорусских художников». Там он венчается с юной красавицей гречанкой Анной Цакни, у него рождается сын Коля. Но семейная жизнь снова не сложилась, а единственный сын умрет в пятилетнем возрасте.

С 1899 г. Бунин неоднократно посещает Чехова в Ялте, знакомится со Станиславским и труппой[1] Художественного театра, С. Рахманиновым, М. Горьким. Чехов предрек Бунину славу «большого писателя».

С 1900 г. Бунин много путешествует по югу России, странам Европы и Востока, побывал в Африке. В 1901 г. издается стихотворный сборник «Листопад», получивший множество откликов.

Блок отметил, что стихам Бунина принадлежит «одно из главных мест» в русской поэзии. За «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло Иван Бунин в 1903 г. был отмечен Пушкинской премией Российской академии наук.

Эта престижная премия будет присуждена ему трижды.

В 1906 г. Бунин встречает Веру Николаевну Муромцеву, ставшую его помощницей и женой до последних дней жизни. Вместе они совершили длительную поездку по восточным странам, которую Бунин описал в цикле «Тень птицы» (1907 г.-1911г.) В 1909 г. Бунину присвоено звание почетного академика Российской академии наук.

Бунин и Вера Муромцева (Источник)

В 1910 г. была издана повесть «Деревня», которая вызвала многочисленные спорные отзывы и принесла популярность. Спустя год был напечатан «Суходол». Если в «Деревне» был изображен неприглядный жизненный уклад крестьянской российской глубинки, то в «Суходоле» была отражена «душа русского человека».

У Бунина был свой собственный путь в литературе, он избегал модных литературных групп, объединений и течений, сторонился любой партийности. Бунин придерживался консервативных взглядов, был хранителем исконных устоев, шкала ценностей для него была самоочевидной.

Критики отмечали его мастерство изображения «будничных явлений мира»; тем, недостойных внимания, для него не существовало. Звучность и благородство его художественного языка настолько поражали, что его называли «чудотворцем слова». О красоте бунинской речи писал Горький, отметив, что знаменитые «Антоновские яблоки» (1900 г.

) «пахнут хорошо, но отнюдь не демократично», намекая на аполитичность[2] таланта автора.

В феврале 1917 г. Бунин понял, что грядет не обновление и очищение, а разрушение лучших традиций русской культуры. После октября 1917 г. «великая Россия» для Бунина погибла, в мае 1918 г. он покидает Москву, уезжает в Киев, после в Одессу.

В январе 1920 г. вместе с женой отплывает в Константинополь. Это время он опишет в «Окаянных днях» (1926 г.

) как свидетелькровавого безумия революции и гражданской войны, массовой жестокости, породившей огромное число бессмысленных и невинных жертв.

С марта 1920 г. Бунин поселился в Париже. Он много работает, всего за время эмиграции он издаст 10 книг. Европейскую известность ему принесли рассказы ихудожественная автобиография – роман «Жизнь Арсеньева» (1927 г.-1933 г.). В 1933 г.

Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за достижения в области литературы. На Родине присуждение награды «русскому изгнаннику», как называл себя Бунин, восприняли враждебно. В СССР Бунина не издавали до 1954 г.

В 1939 г. Бунин обосновался во французском городке Грасе, где жил во время фашистской оккупации. С немцами Бунин сотрудничать отказался, скрывал от гестапо[3] в своем доме евреев. В оккупированной Европе не печатался, даже испытывая нужду и голод. Хотя Бунин не примирился с советской властью, искренне приветствовал победу Советского союза.

В Грасе Бунин закончил писать сборник «Темные аллеи», книгу, по его словам, о «трагичном, нежном и прекрасном» чувстве, изданную в 1943 г. в Нью-Йорке благодаря друзьям. Во времена, когда Европа была охвачена нацистским насилием, он писал о любви, способной противостоять кошмару войны. Второе издание, дополненное, вышло в 1946 г.

Эта книга стала уникальной в мировой литературе. Все 38 историй этой книги объединены темой любви, но ни одна из них не похожа на другую. Тему любви Бунин затрагивал и ранее в своих произведениях, особенно яркими были «Солнечный удар», «Митина любовь», «Легкое дыхание» и др.

, но «Темные аллеи» стали итогом многолетних раздумий о проявлениях любви. Любовные отношения между людьми могут быть всепоглощающей страстью, мимолетным влечением, увлекательным романом, заурядной связью «от нечего делать», трогательной привязанностью.

Каждая из историй сборника – «темная аллея» в самом запутанном из лабиринтов мира любви.
В мае 1945 г. Бунин возвращается в Париж, продолжает работать, несмотря на тяжелую болезнь легких. За 60 лет литературной деятельности выпустил около 30 книг поэзии и прозы.

Скончался Бунин 8 ноября 1953 г, погребен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Награждение Нобелевской премией (Источник)

Разнообразие женских образов в «энциклопедии любви» Бунина

Сборник «Темные аллеи» называют своеобразной «энциклопедией любви», в которой собраны невероятные и порой парадоксальные истории о самом противоречивом человеческом чувстве.

Все герои при поразительном разнообразии их индивидуальностей, социального статуса, материального положения подсознательно живут в ожидании любви, но часто, познав ее, становятся несчастными, а порой и гибнут.

«Любовь прекрасна», но «любовь обречена», близость любви и смерти несомненна для Бунина. Познавший любовь начинает понимать хрупкость и бренность всего сущего.

Особенно разнообразны женские образы. Мужские характеры менее выразительны, затуманены, характеризуются скорее косвенно, как отражение психологического облика самодостаточной женщины.

Образы женщин притягательны, кем бы они не были, способность любить уравнивает всех: крестьянку и дворянку, падшую и приличную женщину.

Характеры героинь, их душевные переживания раскрываются в их любовных историях. 

Бунин любил свое позднее творение, особенно выделял в сборнике рассказ «Чистый понедельник», даже говорил, что благодарен Богу, что смог написать«историю о прекрасной, но трагической любви». 

У главных героев рассказа есть все, чтобы быть счастливыми: молодость, красота, богатство. Они испытывают почти мистическое влечение друг к другу. Несмотря на это, им не суждено обрести счастье.

Загадочен и таинственен облик героини. Вся ее натура двойственна: она отказывается стать женой человека, которого любит, но весело проводит с ним время, посещает какие-то курсы, но любит бывать в монастырях и храмах.

Увлекается современной поэзией и слушает церковную музыку, ест с аппетитом, но всегда постится. Она может быть легкомысленной и скромной, веселой и задумчивой, страстной и холодной.

Она мечется, пытаясь найти свое предназначение.

Накануне чистого понедельника героиня со своим избранником весело проводит время в прощенное воскресенье, на следующий день, впервый день Великого поста она уезжает. Через две недели сообщает, что решила стать монахиней.

Главный герой спустя два года случайно оказывается в Марфо-Мариинской обители, где замечает взгляд одной из монахинь, устремленный в его сторону. Не видя его, она интуитивно ощутила присутствие любимого в толпе. Героиня обрела успокоение в духовном служении, но любовь в ее сердце продолжала жить.

Помимо одухотворенного образа безымянной героини «Чистого понедельника» в сборнике создана целая галерея неповторимых женских образов со своими особыми чертами.

Это и художница Руся с иконописным обликом, несчастная Галя Ганская, возвышенная Натали, простодушная Таня из одноименных рассказов, наивная Поля из рассказа «Мадрид», журналистка Елена Генриховна из рассказа «Генрих», экстравагантные «дочери века» из рассказов «Муза» и «Антигона» и многие другие.

Анализ рассказа «Темные аллеи». Трагизм судеб героев рассказа «Темные аллеи» Николая Алексеевича и Надежды

Первый рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 г., дал название всему сборнику, в нем определена основная тематика и проблематика всего цикла. Образ «темных аллей» навеян строчками стихотворения Н.

Огарева «Обыкновенная повесть» об обреченности первой влюбленности: «Вблизи шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея».

Липовая аллея была непременным атрибутом дворянской усадьбы, в ее тени гуляли, размышляли, признавались в любви.

Как многие рассказы сборника, «Темные аллеи» можно назвать мини-романом, потому что в нем повествуется о целой человеческой жизни, воспоминаниях о том, что было в судьбе героев самым значительным. Это новелла о неумирающей любви, порожденной грустным эпизодом прошлого, переломившим человеческую жизнь.

Сюжет рассказа лаконичен и незатейлив. В осеннюю непогоду к постоялому двору у большой дороги подъехал стройный немолодой генерал с красивым лицом и темными глазами. Войдя в избу, он отметил чистоту и порядок в горнице, окликнул прислугу. Вошла сохранившая «не по возрасту» красоту женщина, похожая на цыганку, темноволосая, чернобровая.

Мельком взглянув на нее, приезжий стал задавать вопросы и словно очнулся, когда она назвала его по имени и отчеству. Внимательно посмотрев на хозяйку и покраснев, он спросил: «Надежда?» Изумленный, Николай Алексеевич стал расспрашивать, путаясь в воспоминаниях.

Женщина, которую он не узнал, помнила не только, как зовут приезжего, но назвала его возраст и точное количество лет, прошедших после их расставания. Она помнила и думала о нем 30 лет.

А Николай Алексеевич забыл про роман с крепостной горничной. В разговоре между героями восстанавливаются детали далекой истории любви и проявляется их различное отношение к прошедшему.

Надежда сохранила верность своей любви, несмотря на предательство своего возлюбленного, так и не вышла замуж, но и простить его не смогла. Для нее любовь была испытанием и осталась главным событием в жизни. «Не было у меня ничего дороже вас на свете», — ответит она Николаю Алексеевичу.

Для Николая Алексеевича их отношения – это барская любовь, эпизод, любовная интрижка, «история пошлая, обыкновенная». Он, пораженный ответами Надежды, пытается оправдаться, суетливо рассказывая о своей судьбе, измене жены и негодяе сыне. Вся жизнь его превратилась в длинную пошлую и обыкновенную историю.

К нему приходит истинное понимание случившегося много лет назад, он целует руку бывшей возлюбленной и говорит, что потерял «самое дорогое, что имел в жизни». Но уезжая, Николай Алексеевич уже стыдится своих показных откровений, в его мысли закрадываются сомнения, продиктованные здравым смыслом.

Он осознает, что с Надеждой прошли лучшие минуты его жизни,но представить ее своей женой и хозяйкой в петербургском доме он не в состоянии. Он слишком зависим от социальных условностей и мелочных предрассудков.

Но все же случайная встреча с Надеждой осветила его прошлое, заставила по-другому взглянуть на свою жизнь.

В первом рассказе цикла «Темные аллеи» прослеживается одна из основным тем последующих рассказов: жизнь неумолимо проходит, человек теряет свое счастье, не ценя любовь, живя иллюзиями, что может повлиять на развитие событий в своей судьбе.

Психологизм и лаконизм бунинской прозы. Роль деталей, пейзажа, портретов в повествовании

Бунин считал свой последний сборник «самым совершенным по мастерству». Сюжеты рассказов «Темных аллей»лаконичны, в них нет ничего лишнего, часто их развитие парадоксально. Действие рассказов может быть стремительным, финал непредсказуемым. Передавая противоречия чувств в их характеристике Буниным используется часто оксюмороны, т.е.

сочетания несочетаемого: «радостно плакала», «недоумение счастья», «веселая ненависть», «нестерпимое счастье» и пр. Большую роль играют детали, кажущиеся незначительными, но придающие содержанию дополнительный смысл. Интересны детали в описании портретов.

Например, упоминание о внешнем сходстве Николая Алексеевича с Александром II дает более точное представление не только о его внешности, но и статусе, вкусах и положении в обществе.

Кадр из фильма «Темные аллеи» (Источник)

Бунин – мастер психологического пейзажа. В рассказе «Темные аллеи» описание природы связано с настроением главного героя. Образы осени, грязной разбитой дороги, заката желтого солнца становятся символом жизни. По осенней распутице добирается уставший и раздраженный Николай Алексеевич до постоялого двора.

После встречи с Надеждой он продолжает свой безрадостный путь, видя закат едва проглянувшего бледного солнца. Так и он, на закате жизни случайно забрел в стоящий на обочине дороги дом Надежды, где тепло, уютно и его любят. Но и дальше его жизненный путь будет одиноким и неприкаянным.

Ведь его предали те, кого он любил, как и он сам когда-то предал свою любовь.

Заключение. Философия любви в творчестве Бунина

Близкий друг Бунина писательница Галина Кузнецова записала в своем дневнике его высказывание: «Есть несколько вещей неизменных[4], органических[5], с которыми ничего поделатьнельзя: смерть, болезнь, любовь, а остальное – пустяки».

С любовью связана темная сторона нашего подсознания: нам неизвестно, как любовь зарождается, почему уходит или умирает, на какие поступки она толкает человека.

Любовь в изображении Бунина существует словно в другом измерении, живет по особым, не подвластным человеку законам, любовь – яркое выражение духовности человека.

«Всякая любовь – великое счастье…», — писал И. Бунин. Она многолика:для кого-то короткая вспышкаили целая жизнь, трагедия, катастрофа, война, в которой не бывает победителей. Любовь – это дар.

Любовь может стать легендой. Чувство любви может принимать форму простодушной преданности, грубоватой чувственности, страсти, поражающей словно «солнечным ударом», может быть разрушающим или уничтожающим.

Но чувства героев Бунина всегда искренни.

Бунин впервые в литературе написал не только о духовной составляющей любви, он без пошлости и ханжества показал, что это чувство имеет земную природу, оно реальное, ощутимое.

В лирической прозе Бунина есть эротические описания отношений между мужчиной и женщиной, но Бунин мастерски избегает физиологических подробностей, удерживаясь на грани, за которой существует опасность впасть в биологизм. Несмотря на откровенные сцены, Бунин утверждает, там, где истинная любовь, не может быть грязи.

Многими современниками это новшество было не понято, Бунина обвиняли в вульгарности. Но в наше время подобные предположения уже кажутся нелепыми, а проза Бунина представляется чистой и целомудренной.

Словарь

1. Труппа – творческий коллектив театра.

2. Аполитичность – безразличное отношение к политическим движениям.

3. Гестапо – политическая полиция в фашистской Германии.

4. Неизменный – никогда не меняющийся.

5. Органический – являющийся внутренней сущностью чего-либо, лежащий в основе природы явления, организма или личности.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/ivan-bunin-tyomnye-allei

Конспект урока по теме

Темные аллеи история написания

Конспект урока по теме: Рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Печальная история любви.

( 9 класс)

Цель: проанализировать рассказ;

Задачи:

Образовательные: понять значение любви в творчестве И.А.Бунина; увидеть особенности раскрытия этой темы автором;

Метапредметные: развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного текста, совершенствовать навык определения основной мысли рассказа;

Личностные: подтолкнуть учащихся к размышлениям о любви в жизни каждого, воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу близких, развивать любовь к литературе;

Оборудование: портрет И.А. Бунина; иллюстрации к рассказу;

Ход урока:

Мы продолжаем изучать произведения замечательного русского писателя-эмигранта Ивана Алексеевича Бунина.

В предыдущих классах знакомились с рассказами «Косцы», «Цифры», «Лапти» и читали стихи о природе, а сегодня мы анализируем рассказ «Темные аллеи», который открывает книгу с одноименным названием.

Он создан Буниным в эмиграции в трудное военное время в 1938-1945 годы, когда писатель был уже пожилым человеком. Впервые этот рассказ был напечатан в Нью-Йорке в 1943 году. Тема – любовь.

Любовь — это самое прекрасное чувство, о котором писали поэты, писатели воспевали в своих книгах. Но, к сожалению, любовь иногда приносит боль, разочарование, это бывает «поединок роковой» между любящими друг друга людьми. Цель нашего урока: понять, как Бунин понимал это чувство, выяснить, почему же все-таки «печальная история любви».

Откройте тетради и запишите тему урока и цель, которую вы ставите перед собой. (Обучающиеся прописывают свои цели-2 мин.)

Какую цель вы поставили для себя?

Кратко перескажите текст рассказа. (Сжатый пересказ одного из учеников).

Какое впечатление осталось после чтения текста?

Как начинается рассказ? (Чтение экспозиции – 1 абзац)

(Мы узнаем, что время года – осень, знакомимся с главным героем Николаем).

-Важно ли, что время года – осень? (Да, через пейзаж передается внутреннее состояние героя, и мы настраиваемся на печальный финал новеллы).

Выступление первой группы, домашним заданием которой были работа с текстом и подбор сведений о Николае, заполнение таблицы.

«Стройный старик – военный», «взгляд усталый, строгий», » чернобровый, но с белыми усами», «подбородок был побрит», «серые волосы с начесами к углам глаз», »седые волосы его слегка курчавились», « красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы»

Одежда

«в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником», сапоги, замшевые перчатки

Речь, голос

«неприязненно крикнул», «отрывисто, невнимательно ответил»

Возраст

Под шестьдесят

Социальное положение

Дворянин, сын богатых родителей, возможно, помещика.

Другие детали

«Бедная худая рука»

-Давайте вернемся в прошлое на тридцать лет назад, когда наши герои бродили по аллеям и были счастливы. Предположите, как развивались отношения между героями.

Ученик: Родители Николая дали сыну блестящее образование, выбрали ему карьеру военного.

Получив на службе отпуск, тридцатилетний красавец приехал к родителям в деревню, где познакомился с восемнадцатилетней красивой крепостной, служившей в их доме горничной.

Молодые люди полюбили друг друга, но когда об этом узнали его родители, все прекратилось. Николай вынужден был уехать, а Надежде, чтобы замять скандал, дали вольную).

-Как ведет себя Николай Алексеевич на постоялом дворе?

(Заметно, что это человек властный, привыкший к своему социальному положению).

-Как ведет себя Николай, когда узнает в хозяйке Надежду, свою любовь молодости?

-Что рассказывает он о своей семейной жизни?

-Сожалеет ли он о чем-нибудь?

-Какие выводы вы можете сделать об этом герое?

(Несмотря на сохранившуюся красивую внешность, этот человек выглядит уставшим, бледным, поседевшим от забот военной и безрадостной семейной жизни. Создается впечатление, что жизнь Николая Алексеевича не была счастливой.)

Вторая группа собирала сведения о Надежде. Выступление ученика.

«темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями», «округлые плечи»

Одежда

«под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой», «в красных поношенных татарских туфлях»

Речь, голос

«пытливо смотрела на него»

Возраст

Сорок восемь лет

Социальное положение

Бывшая крепостная, получившая вольную, а теперь содержательница постоялого двора

Другие детали

«И хозяйствовать я люблю», «чисто, приятно у тебя», «чистоту люблю», «при господах выросла»

-Что вы бы отметили в портрете и характере Надежды?

(Надежда еще красивая женщина, которая прошла через унижения, обиды, смогла выстоять, встать на ноги, устроить свою жизнь, открыв постоялый двор для проезжающих. В доме у нее чисто, красиво, можно отметить ее трудолюбие, чистоплотность, хозяйственность, религиозность).

-Почему герои не остались вместе в молодости?

(Причиной всему социальное положение: Николай — дворянин, а Надежда – крепостная, поэтому их брак вызвал бы скандал в обществе. Главный герой отказался от своей любви в пользу карьеры, положения в обществе).

-Простила ли Надежда своего любимого?

(Нет, обида еще глубоко в душе, ведь любит его всю жизнь, так и не смогла устроить свое женское счастье).

-О чем размышляет главный герой, сидя в тарантасе?

(Сожалеет, что потерял любовь, что Надежда могла быть его женой, хозяйкой в его доме. Качает головой, думая, что это все-таки невозможно представить.)

—Как заканчивается рассказ? (Снова упоминается об осенней погоде, то есть композиция рассказа круговая.)

Как вы считаете, какова основная мысль этого рассказа? (Любовь – прекрасное чувство, но у Бунина это чувство как вспышка, «солнечный удар», который поражает героев, но длится любовь недолго, и героев ждет разлука. Достигает этого эффекта писатель через круговую композицию, пейзаж, деталь, характеристику героев).

Вывод: Главный герой Николай Алексеевич отказался от любимой девушки, бывшей крепостной в доме его родителей, в пользу карьеры, положения в обществе, но за это судьба как бы мстит ему: он несчастлив в семейной жизни, хотя жена была равна ему по социальному статусу. Любовь не прощает предательства и, может быть, действительно карма, как говорят на Востоке, настигает героя. Надежда же вполне довольна своей нынешней жизнью.

Достигли ли вы своих целей?

Рефлексия. Составьте синквейн на тему любви.

Домашнее задание:

1.Сочинение-отзыв о рассказе

или сочинение-рассуждение по теме «Любовь» (15.3).

2. Чтение повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Использованная литература:

1. Богданова О.Ю. Встреча с Буниным в школе. Журнал « Литература в школе».1999. №7.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-rasskaz-i-a-bunina-tyomnye-allei-pechalnaya-istoriya-lyubvi-4031370.html

Refy-free
Добавить комментарий