Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать

Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать»

Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать

России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой. А. Блок Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота.

В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок.

В поэме «Двенадцать» ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время.

Александр Блок, с одно стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны: ненависть людей друг к другу, их склонность к унижению, жестокости и даже к убийству женщин.

Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников — двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей — все это когда-то ознаменовало начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, — это обновление общественного сознания.

Вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны — мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное.

С другой стороны — это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым: Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба… Реальный мир разделен на две контрастные половины.

Конкретным проявлением действительности является «буржуи на перекрестке», «голодный пес», публичный дом, офицерский разврат, «разборка» с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д.

В то же время, «святое» начало революции связано с идеей обновления.

И претворять в жизнь это «святое» призваны двенадцать апостолов — красноармейцев. Им поручено великое дело — защищать революцию, хотя их путь лежит через грех — кровь, насилие, жестокость.

С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности.

«Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции.

Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь. Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему.

Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы» революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом.

Духовно слепым «двенадцати» не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом «товарищ» и, вместе с тем, стреляют в него.

Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек.

Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то «черное», что несет с собой революция, есть в ней и «белая» правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают.

Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества. Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев: Черный вечер.

Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете!

Черное небо и белый снег — символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира.

Вместе с тем революция — это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления.

Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры.

Образ этот возник у автора неожиданно, и «вместо Христа должен быть кто-то другой». Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление… Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий.

Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать»

  1. Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть…
  2. Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей…
  3. Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Поэтический мир Блока — это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию небесного и земного. Написанная в…
  4. Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать» Сочинения по литературе: Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэму Блока «Двенадцать» долгое время считали произведением, посвященным исключительно…
  5. Основа конфликта в поэме Блока «Двенадцать» Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной Европы…
  6. Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию Формирование гражданской позиции поэта на протяжении всего творческого пути. Неосознанное предчувствие грядущих общественных перемен в юношеской лирике. Усиление гражданских мотивов…
  7. Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать» Имя А. А. Блока тесно связано в сознании читателя с символизмом….
  8. Тема революции в творчестве Блока и Маяковского Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой…
  9. Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни…
  10. Особенности композиции поэмы А. Блока «Двенадцать» И опять идут двенадцать… А. Блок Поэму «Двенадцать», написанную в начале 1918 года, А. Блок всегда считал одной из своих…
  11. Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» была написана в январе 18 года (начал 8-го — кончил 28 января). Блок говорил об этом времени: «……
  12. Поэма «Двенадцать» — гимн революции или осуждение «свободы без креста»? Творческая судьба Александра Блока. Революция для Блока — возможность создания новых общественных отношений. Понимание Блоком противоречивости стихийных сил революции. Осуждение…
  13. «Эпиграф столетия» — поэма А. Блока «Двенадцать» Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в…
  14. Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших…
  15. Пример урока по изучению поэмы Блока «Двенадцать». Часть первая Тема урока: тезис о том, что это произведение не панегирик революции, а попытка понять свою страну и свой народ. Предоставленное…
  16. Тема Родины в лирике А. Блока В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое…
  17. Тема России в творчестве А. А. Блока По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале…
  18. Краткое содержание поэмы Блока «Двенадцать» Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место…
  19. Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока С 1910 г. Блок работал над поэмой «Возмездие», в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее:…
  20. В чем я вижу современность поэзии А. Блока? Поэзия Александра Блока была, есть и будет современной всегда. Так как не может иметь категорию времени гуманизм и духовность, гражданственность…

Источник: https://ege-russian.ru/tema-svyatosti-i-grexa-v-poeme-a-bloka-dvenadcat/

Тема святости и греха в поэме Блока “Двенадцать”

Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать

А. А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения.

Искренняя вера в спасительность “мирового пожара” революции нашла отражение, прежде всего, в поэме “Двенадцать”.

Поэма была написана на одном дыхании: Блок начал работать 8 января 1918 года, а 28 января уже закончил, после чего в дневнике сделал запись: “Сегодня – я гений”. “Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами.

Я смотрел на радугу, когда писал “Двенадцать”.

Первые строки “Двенадцати” определяют принцип композиции всей поэмы – контраст черного и белого, старого и нового, тьмы и света, сатиры и героики: “Черный вечер. Белый снег”. Контраст мы увидим и в системе образов, и в хронотопе, то есть временно-пространственном построении, и в деталях, и в ритмике стиха.

Однако все не так однозначно, как кажется. Уже в начальной строфе обращаем внимание на неустойчивость видимого противопоставления, все пошатнулось: “Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек. / Ветер, ветер – / На всем Божьем свете!” Границы между тьмой и светом зыбки. Шаткость мира подчеркивается четырехкратным повтором слова “ветер”, строкой “На ногах не стоит человек”.

И эта вселенская неустойчивость становится определяющим мотивом поэмы. Неслучаен переход от универсальных символических образов природы к конкретному человеку, обобщенному образу “всякого ходока”, который изображается скользящим – “скользко”, “скользит”. Причем ветер гуляет “на всем Божьем свете”, то есть Россия символизирует собой весь мир.

На русском человеке особая ответственность – выстоять, не упасть на этом ветру, когда над всей землей “черное, черное небо” и у многих людей “злоба, грустная злоба кипит в груди… Черная злоба, святая злоба…”.

И так трудно найти твердый путь, верный путь – путь “в тоске безбрежной”, путь “сквозь кровь и пыль”, к свету, к вере.

Таким образом, с начала поэмы заявлена ее основная тема – грандиозная картина борьбы мирового зла и добра.

За любовным сюжетом встает зарево “мирового пожара”, за петроградской улицей – не только Русь, но и “весь Божий свет”, за двенадцатью красногвардейцами – все человечество.

В контексте раскрытия темы святости и греха образ “двенадцати” выглядит особенно интересно. Такие отряды формировались большевиками в Петрограде из рабочего люда, были призваны стать силой пролетарской революции. Как правило, в Красную гвардию отбирались “проверенные” люди, цвет рабочего класса.

Но в поэме перед нами вовсе не авангард, а голытьба, которой “на спину б надо бубновый туз” – отличительный знак каторжников. Эти люди вихрем истории подняты с самых низов. И они взяли на себя всю тяжесть исторического возмездия, все бремя платы за искупление грехов.

Некоторые критики считают, что Блок изначально пытался показать “кошмарно-убийственный характер революции”.

Но нельзя проигнорировать и строки: “Товарищ, гляди в оба!”, “Революцьонный держите шаг!”, “Вперед, вперед, / Рабочий народ”. В душах “двенадцати” смешаны и забубенная удаль, и чувство революционного долга.

Причем оба эти начала не просто совмещаются, но противоборствуют в героях, что вполне отвечает человеческой и социальной природе героев:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить –

Буйну голову сложить!

Эх, эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

С одной стороны, кажется, что красноармейцы, впереди которых Исус Христос, сравнимы с двенадцатью апостолами.

Однако многими критиками подмечается, что образ “двенадцати”, рассматриваемый в контексте мотива бесовства, никак не может символизировать библейских героев, несущих всему миру благую весть о возрождении человека к новой жизни. Они творят лишь разрушения на своем пути, потешаясь над христианской святостью:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Неоднозначной оказывается мораль красногвардейцев и там, где дело касается любви и ненависти, своеобразных “параллелей” святости и греху. После совершенного в ревности убийства Петька восклицает: “Ох, пурга какая, спасе!” Здесь впервые появляется фигура, которая затем получит имя Христа. Но товарищи призывают его не вспоминать “золотой иконостас”:

– Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Бессознательный ты, право,

Рассуди, подумай здраво –

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

– Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!

Герои поэмы не разделяют дело революции и Катькину пролитую кровь, говорят обо всем подряд или вперемежку. Петька продолжает идти с ними вместе, уже не оступаясь. Его личная драма разрешается окончательно и бесповоротно, автор больше к этому не возвращается.

Однако ощущение трагизма происходящего так и остается с читателем.

Продолжает в душе звучать: “Загубил я, бестолковый, / Загубил я сгоряча… ах!” И стоном отдается: “Упокой, господи, душу рабы твоея…/ Скучно!” Мы чувствуем, что грубые утешения товарищей лишь внешне помогают Петрухе справиться с собой и восстановить державный шаг: “И Петруха замедляет / Торопливые шаги… / Он головку вскидавает, / Он опять повеселел…”. Веселье это напускное. Неслучайно следующую главу начинают строки, пронизанные всечеловеческой тоской: “Ох ты, горе-горькое! / Скука, скучная, Смертная!”

Так и образ Христа получает двойное истолкование. С кем он? Кого призван защитить? Некоторые обвиняли Блока в кощунственном святотатстве, свидетельствующем о том, что поэт “продался” новой власти, поставив Спасителя во главе революционеров.

Другие увидели в Исусе вождя двенадцати красногвардейцев – “апостолов”, который ведет их революционным путем. Они считали, что Блок воспевал величие и правоту “революции-бури”, несущей возмездие старому миру. Несмотря на то, что герои поэмы идут в бой “без имени святого”, “эх, эх, без креста!”, дело, которое они вершат ради будущего всего человечества, право и свято.

То есть Блок “освящает” именем Исуса революцию. Христос не напрасно идет “в белом венчике из роз”, являющемся символом чистоты, святости, непорочности. Если “старый мир” являет собой зло, мрак, то силы, ему противостоящие, не могут не быть добрыми, светлыми, святыми. И это даже притом, что поэт не идеализирует своих героев.

Коллективный портрет “двенадцати”, этого отчаянного сброда, содержит в себе все крайности народной стихии – неуправляемость, бессмысленную жестокость. Однако за “гримасами” революции Блок видел ее величие. В статье “Интеллигенция и революция” читаем: “Что же вы думали? Что революция – идиллия?

Что народ – паинька? что так “бескровно” и так “безболезненно” разрешится вековая распря между “черной” и “белой” костью?..”.

Христос в поэме становится заступником всех угнетенных и обездоленных, воплощением справедливости, символом революции.

Доказательством данной мысли могут послужить строки из стихотворения Блока 1906 года “Ангел-Хранитель”, в котором Христос шел “отмстить неразумным, кто жил без огня”, кто унижал народ.

Поэт стремился отразить короткую переломную эпоху в жизни русского общества, когда размываются понятия святости и греха. Двенадцать красногвардейцев проходят путь от стихийного разгула к дисциплинированности и собранности. Герои в финале поэмы уже не грозят старому миру полоснуть ножичком, не поют анархически-разбойных частушек, а действуют более осознанно.

В последних главах неоднократно повторяется призыв: “Вперед, вперед, вперед, / Рабочий народ!” Вместе с тем в поэме показано, насколько жестоко творится история. Нет оправдания невинно пролитой крови. И как у Пушкина “бессмысленный и беспощадный” бунт почти так же беспощадно и кроваво карается властью, так и у Блока стихию народного бунта неотвратимо сменяет “державный шаг” новой власти.

Ведь страшнее самой жестокой тирании безвластие, анархия.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/tema-svyatosti-i-grexa-v-poeme-bloka-dvenadcat/

Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать»

Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать

Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать»

А. А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность «мирового пожара» революции нашла отражение, прежде всего, в поэме «Двенадцать».

Поэма была написана на одном дыхании: Блок начал работать 8 января 1918 года, а 28 января уже закончил, после чего в дневнике сделал запись: «Сегодня — я гений». «Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами.

Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать».

«Двенадцати» определяют принцип композиции всей поэмы — контраст черного и белого, старого и нового, тьмы и света, сатиры и героики: «Черный вечер. Белый снег».

Контраст мы увидим и в системе образов (голодный пес — Исус Христос), и в хронотопе, то есть временно-пространственном построении (позади — впереди), и в деталях (державный шаг — нежная поступь), и в ритмике стиха (в поэме слышится и частушка, марш, и романс).

«Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек. / Ветер, ветер — / На всем Божьем свете!» Границы между тьмой и светом зыбки. Шаткость мира подчеркивается четырехкратным повтором слова «ветер», строкой «На ногах не стоит человек». И эта вселенская неустойчивость становится определяющим мотивом поэмы.

Неслучаен переход от универсальных символических образов природы (ветер, снег) к конкретному человеку, обобщенному образу «всякого ходока», который изображается скользящим — «скользко», «скользит». Причем ветер гуляет «на всем Божьем свете», то есть Россия символизирует собой весь мир.

На русском человеке особая ответственность — выстоять, не упасть на этом ветру, когда над всей землей «черное, черное небо» и у многих людей «злоба, грустная злоба кипит в груди… Черная злоба, святая злоба…».

И так трудно найти твердый путь, верный путь — путь «в тоске безбрежной», путь «сквозь кровь и пыль», к свету, к вере. Таким образом, с начала поэмы заявлена ее основная тема — грандиозная картина борьбы мирового зла и добра.

За любовным сюжетом встает зарево «мирового пожара», за петроградской улицей — не только Русь, но и «весь Божий свет», за двенадцатью красногвардейцами — все человечество.

«двенадцати» выглядит особенно интересно. Такие отряды формировались большевиками в Петрограде из рабочего люда, были призваны стать силой пролетарской революции. Как правило, в Красную гвардию отбирались «проверенные» люди, цвет рабочего класса.

Но в поэме перед нами вовсе не авангард, а голытьба, которой «на спину б надо бубновый туз» — отличительный знак каторжников. Эти люди вихрем истории подняты с самых низов.

И они взяли на себя всю тяжесть исторического возмездия, все бремя платы за искупление грехов.

Некоторые критики считают, что Блок изначально пытался показать «кошмарно-убийственный характер революции».

Но нельзя проигнорировать и строки: «Товарищ, гляди в оба!», «Революцьонный держите шаг!», «Вперед, вперед, / Рабочий народ». В душах «двенадцати» смешаны и забубенная удаль, и чувство революционного долга.

Причем оба эти начала не просто совмещаются, но противоборствуют в героях, что вполне отвечает человеческой и социальной природе героев:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить —

В красной гвардии служить —

Буйну голову сложить!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Отмыкайте погреба —

С одной стороны, кажется, что красноармейцы, впереди которых Исус Христос, сравнимы с двенадцатью апостолами.

Однако многими критиками подмечается, что образ «двенадцати», рассматриваемый в контексте мотива бесовства, никак не может символизировать библейских героев, несущих всему миру благую весть о возрождении человека к новой жизни. Они творят лишь разрушения на своем пути, потешаясь над христианской святостью:

В кондовую,

Эх, эх, без креста!

«параллелей» святости и греху. После совершенного в ревности убийства Петька восклицает: «Ох, пурга какая, спасе!» Здесь впервые появляется фигура, которая затем получит имя Христа. Но товарищи призывают его не вспоминать «золотой иконостас»:

Рассуди, подумай здраво —

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

и бесповоротно, автор больше к этому не возвращается. Однако ощущение трагизма происходящего так и остается с читателем. Продолжает в душе звучать: «Загубил я, бестолковый, / Загубил я сгоряча… ах!» И стоном отдается: «Упокой, господи, душу рабы твоея…

/ Скучно!» Мы чувствуем, что грубые утешения товарищей лишь внешне помогают Петрухе справиться с собой и восстановить державный шаг: «И Петруха замедляет / Торопливые шаги… / Он головку вскидавает, / Он опять повеселел…». Веселье это напускное.

Неслучайно следующую главу начинают строки, пронизанные всечеловеческой тоской: «Ох ты, горе-горькое! / Скука, скучная, Смертная!»

Так и образ Христа получает двойное истолкование. С кем он? Кого призван защитить? Некоторые обвиняли Блока в кощунственном святотатстве, свидетельствующем о том, что поэт «продался» новой власти, поставив Спасителя во главе революционеров. Другие увидели в Исусе вождя двенадцати красногвардейцев — «апостолов», который ведет их революционным путем.

Они считали, что Блок воспевал величие и правоту «революции-бури», несущей возмездие старому миру. Несмотря на то, что герои поэмы идут в бой «без имени святого», «эх, эх, без креста!», дело, которое они вершат ради будущего всего человечества, право и свято. То есть Блок «освящает» именем Исуса революцию.

Христос не напрасно идет «в белом венчике из роз», являющемся символом чистоты, святости, непорочности.

«старый мир» являет собой зло, мрак, то силы, ему противостоящие, не могут не быть добрыми, светлыми, святыми. И это даже притом, что поэт не идеализирует своих героев.

Коллективный портрет «двенадцати», этого отчаянного сброда, содержит в себе все крайности народной стихии — неуправляемость, бессмысленную жестокость. Однако за «гримасами» революции Блок видел ее величие.

В статье «Интеллигенция и революция» читаем: «Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что народ — паинька? что так «бескровно» и так «безболезненно» разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью?..».

Христос в поэме становится заступником всех угнетенных и обездоленных, воплощением справедливости, символом революции. Доказательством данной мысли могут послужить строки из стихотворения Блока 1906 года «Ангел-Хранитель», в котором Христос шел «отмстить неразумным, кто жил без огня», кто унижал народ.

является убийство Катьки) к дисциплинированности и собранности. Герои в финале поэмы уже не грозят старому миру полоснуть ножичком, не поют анархически-разбойных частушек, а действуют более осознанно.

В последних главах неоднократно повторяется призыв: «Вперед, вперед, вперед, / Рабочий народ!» Вместе с тем в поэме показано, насколько жестоко творится история. Нет оправдания невинно пролитой крови (примером является образ Катьки).

И как у Пушкина «бессмысленный и беспощадный» бунт почти так же беспощадно и кроваво карается властью, так и у Блока стихию народного бунта неотвратимо сменяет «державный шаг» новой власти. Ведь страшнее самой жестокой тирании безвластие, анархия.

Источник: http://wwww.referat-lib.ru/view/referat-literature/6/5135.htm

Тема святости и греха в поэме А.Блока «Двенадцать»

Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать

    России суждено пережить муки, 
    унижения, разделение; но она выйдет
     из этих унижений новой и — 
    по-новому — великой.
    А. Блок

    Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота.

В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок. 

    В поэме «Двенадцать» ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одно стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны: ненависть людей друг к другу, их склонность к унижению, жестокости и даже к убийству женщин. 

    Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников — двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей — все это когда-то ознаменовало начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, — это обновление общественного сознания.

Вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны — мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное.

С другой стороны — это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым:

    Злоба, грустная злоба

    Кипит в груди…
    Черная злоба, святая злоба…

    Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является «буржуи на перекрестке», «голодный пес», публичный дом, офицерский разврат, «разборка» с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д. 

    В то же время, «святое» начало революции связано с идеей обновления. И претворять в жизнь это «святое» призваны двенадцать апостолов – красноармейцев. Им поручено великое дело — защищать революцию, хотя их путь лежит через грех – кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. «Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь. 

    Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему.

Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы» революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом. 

    Духовно слепым «двенадцати» не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом «товарищ» и, вместе с тем, стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. 

    Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то «черное», что несет с собой революция, есть в ней и «белая» правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

    Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев:

    Черный вечер.

    Белый снег.
    Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
    На всем Божьем свете!

    Черное небо и белый снег — символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция — это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны.

    В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и «вместо Христа должен быть кто-то другой». Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление…

    Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий. Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/blok-a-a/denadtsat/1106-tema-svyatosti-i-grekha-v-poeme-a-bloka-dvenadtsat

Тема святости и греха в поэме А. Блока “Двенадцать”

Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать

России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота.

В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок.

В поэме “Двенадцать” ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время.

Александр Блок, с одно стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны: ненависть людей друг к другу, их склонность к унижению, жестокости и даже к убийству женщин. Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников – двенадцать апостолов.

Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей – все это когда-то ознаменовало начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, – это обновление общественного сознания. Вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства.

Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны – мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны – это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым: Злоба, грустная злоба Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба… Реальный мир разделен на две контрастные половины.

Конкретным проявлением действительности является “буржуи на перекрестке”, “голодный пес”, публичный дом, офицерский разврат, “разборка” с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д.

В то же время, “святое” начало революции связано с идеей обновления. И претворять в жизнь это “святое” призваны двенадцать апостолов – красноармейцев.

Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через грех – кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности.

“Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему.

Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом. Духовно слепым “двенадцати” не дано видеть Христа, для них он незрим.

Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом “товарищ” и, вместе с тем, стреляют в него.

Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость.

Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то “черное”, что несет с собой революция, есть в ней и “белая” правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают.

Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества. Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев: Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем Божьем свете! Черное небо и белый снег – символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира.

Вместе с тем революция – это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и “вместо Христа должен быть кто-то другой”.

Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление… Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий.

Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/tema-svyatosti-i-grexa-v-poeme-a-bloka-dvenadcat.html

Refy-free
Добавить комментарий