Тема природы в лирике Бунина

Природа в творчестве Бунина (сочинение)

Тема природы в лирике Бунина

Природа! Какое ёмкое слово… Каждый представляет что-то своё, когда слышит это слово: зимнюю лесную прогулку, шум падающих осенних листьев, веселую весеннюю капель, грозу летней ночью.

А почему? Да потому, что природа — это неотъемлемая часть человеческой жизни, и только через природу и благодаря ей человек может постигнуть гармонию и красоту в ее вещественном проявлении.

«И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога», — так определял М.Ю. Лермонтов процесс единения с природой.

Русские писатели и поэты часто обращаются в своих произведениях к картинам природы. Пейзаж в художественных произведениях выполняет различную роль, но чаще всего он помогает понять мысли и чувства персонажа. Изображение природы дает возможность автору раскрыть богатую внутреннюю жизнь героев, глубоко чувствующих красоту и гармонию окружающего мира.

Одним из таких писателей был И.А. Бунин. «Жизнь моя, писал он,— трепетное и радостное причащение вечному и временному,… жизни всего бывшего и сущего на этой земле, столь любимой мною».

В 1897 году был опубликован первый сборник рассказов писателя, в котором все произведения представляют собой своеобразные лирические миниатюры. Шедеврами русской прозы стали такие произведения, как «Антоновские яблоки», «Поздней ночью», «Сосны».

Писателя интересует противоречие между индивидуальным человеческим существованием с его трагическим финалом и ощущением полноты жизни. В связи с этим в миниатюрах Бунина на первое место выдвигается не событие, а душевное состояние героя, его переживания, чувства.

Особое значение приобретают пейзажные подробности, которые способствуют изменению внутреннего мира, вносят гармонию, разрешают жизненные противоречия.

Рассказ «Антоновские яблоки» начинается с жутковато сказочной картины осени: «В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты, двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». Но это воспоминание — только толчок к другим воспоминаниям, где не только осень, а и мир вокруг воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением (бирюзовое небо, прозрачная вода, пепельные облака, дни синеватые), слухом (ветер рвал и трепал деревья, волновал сад), а главное — осязанием, обонянием, вкусом. Один из главных образов-лейтмотивов в произведении — образ запаха — сопровождает все повествование от начала до конца, запах антоновских яблок, вишневых сучьев, ржаной аромат новой соломы. Запах антоновских яблок становится для героя символом счастливой жизни, и воспоминания об этой поре очищают его душу. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок… Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой». Плодоносящая здоровая жизнь — вот высшее земное благо. Такова эстетическая программа писателя, для которого «праздник осени — праздник всей жизни».

В рассказе «Поздней ночью» лирико-философское настроение, окрашивающее все произведение, создает образ грустного осеннего месяца, благодаря которому герой оказывается « в тихом и светлом царстве ночи». «Бледный сияющий месяц» заставляет героя вспомнить лучшее в себе, которое забылось под бременем мелких забот и личных обид.

«Неужели это тот самый месяц, который глядел когда то в мою детскую комнату, который видел меня потом юношей?» — спрашивает он себя. И вдруг все меняется: «Это он успокоил меня в светлом царстве ночи…», потому что ничего не исчезает бесследно, потому что нужно помнить счастливые минуты своей жизни, нужно чувствовать их в себе, и тогда счастье вернется. «Мы друг друга …

И только бледный, грустный месяц видел наше счастье».

Образы природы в рассказах Бунина играют важную идейно-смысловую роль. Они становятся частью философского отношения героев произведений к жизни, в которую природа вносит гармонию и красоту.

Природа и человек, по мнению автора, не могут существовать друг без друга.

Богатство красок времен года, вечно меняющиеся переходы из одного состояния в другое – все это заставляет Бунина чувствовать вечность в движении природы и соотносить духовную жизнь своих героев с ее философией:

Этой краткой жизни вечным измененьем

Буду неустанно утешаться я, —

Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,

В алом парке листьев медленным паденьем

И тобой, знакомая, старая скамья.

Только в гармонии с природой может человек понять свою внутреннюю сущность и предназначение, постичь красоту через звуки, краски, запахи окружающего мира. Природа — духовная составляющая внутреннего мира человека.

Источник: Волкова О.В., Алексеева Я.В. Итоговое сочинение по литературе / О.В. Волкова, Я.В. Алексеева — Казань: РИЦ «Школа», 2015

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bunin_i_a/priroda_v_tvorchestve_bunina_sochinenie/23-1-0-2038

Тема природы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина

Тема природы в лирике Бунина

Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.

Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа — это особая реальность в творчестве писателя.

Ей посвящены многие его вдохновенные строки — как в прозе, так и в поэзии.  Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле.

В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы — это единственная ценность мира.

  Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом.

Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса.

Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье».

Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью, передает ее тихую ностальгию, которая переходит в тревогу и умирание.

Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе.

Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг переменой погоды в «Голубях», прекрасные зарисовки природы в произведениях «В открытом море», «Из окна»,  «Речка»,  «Две радуги», «Закат»,  «Вечер».

Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже в самом крохотном ее творении.

По мнению исследователей творчества- небо- это один из любимых образов поэта. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:

Зачем я должен радость этой муки,

Вот этот небосклон, и этот звон,

И темный смысл, которым полон он,

Вместить в созвучие и звуки?.

Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, кто проник в тайны природы. В природе заключена гармония, к которой человек стремится. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал Бунина во все времена.

Бунин-прозаик продолжал создавать поэтичные, романтичные, очень чистые произведения, многие из которых похожи скорее на стихотворение в прозе, чем на рассказы. Недаром говорят, что у него нет обычных рассказов, а есть рассказ-впечатление, рассказ-настроение. И в них продолжает он тему природы.

В своём произведении «Антоновские яблоки» Бунин раскрыл одну из основных вечных тем человечества – тему природы. В рассказе нет захватывающего сюжета,  а просто прекрасное и нежное описание природы в осеннюю пору и времяпрепровождения дворян. Но именно эти описания заслуживают пристального внимания читателя.

Внимательно вчитываясь в рассказ, можно заметить, что автор показывает нам каждую деталь, каждую мелочь окружающей обстановки, вплоть до звуков и запахов.

 Говоря о запахах, стоит отметить их особую красоту и неповторимость: «тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести», «крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою». В ходе рассказа меняются настроения, меняются запахи, меняется жизнь. Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет.

Как и запах, он заметно изменяется на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – здесь мы видим даже не сами цвета, но их оттенки, благодаря чему автор раскрывает нам свой внутренний мир.

Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Это произведение, пропитанное тонким ароматом антоновских яблок, переносит нас в переломную пору — расцвета дворянства и его стремительного упадка.

Постепенно проходит «золотой век» дворянства: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб… Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч…” Угасающий дух помещиков поддерживает только охота.

Автор вспоминает обряд охоты в доме Арсения Семеновиҹа, особенно приятный отдых, когда случалось проспать охоту, тишина в доме, чтение старых книг в толстых кожаных переплетах, воспоминания о девушках в Дворянских усадьбах… Но всё это в прошлом, и герой понимает, что его не вернуть. В рассказе можно проследить лёгкое чувство грусти и ностальгии по ушедшему времени.

Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах. Она выражена через описание осени и через картины упадка крупнопоместного хозяйства. Умирает не просто прежний уклад жизни, но целая эпоха русской истории, дворянская эпоха. Но для героя «…хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», открывающая перед автором новые чувства, воспоминания и ощущения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Бунин сумел передать все свои воспоминания о дворянской жизни, погрузив нас в атмосферу той эпохи с помощью звуков, цветов и запахов, передающих тончайшие оттенки чувств.

Повествование в рассказе «Антоновские яблоки» ведется от лица лирического героя, вспоминающего раннюю осень в имении. Перед нами одна за другой встают картины жизни деревни.

Рассказчик любуется природой, красотой земного мира, мужиками, насыпающими собранные яблоки, уносится воспоминаниями в далекое прошлое. Образ ароматных антоновских яблок – ключевой в рассказе.

Это символ простой деревенской жизни.

Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное звезд и созвездий, которыми не устает любоваться герой: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Проза, написанная поэтом, уникальна по художественности и глубине. Бунин рисовал словами, как гениальный художник красками. От природы писатель был наделен необыкновенной остротой чувств: превышающими человеческие возможности зрением, слухом и обонянием.

Именно поэтому, читая рассказы Бунина, мы слышим птиц, ветер и дождь, видим мельчайшие подробности окружающего мира, которые сами бы не заметили, ощущаем множество запахов. «Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок».

Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту.

Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей. И везде писатель стремится к максимальной точности. Это очень хорошо и красочно показано в рассказе «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит запах антоновских яблок.

Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить, ведь та счастливая пора давно прошла. А вот как он описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь».  Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его образом было небо.

Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать.

Природа в произведении Бунина жива, автор проецирует ее на собственные ощущения, на жизнь человека. Если «веяло весенним ароматом», то «юной жизни тайна в мир пришла» («Три ночи»), если он видит полевые цветы, то они «говорят про давно позабытые светлые дни» («Полевые цветы»), а яркий свет и шелковый песок ассоциируются у него с его детством («Детство»).

Поэзия и проза Бунина – нежные, печальные, грустящие о былом. И такая же у него природа, в ней есть только деликатные цвета: розовое утро, матово-зеленые хлеба, голубая низменность («Деревня»).

И люди у Бунина живут по законам природы, подчиняясь ее цикличности, ее умиранию и возрождению и даже ее настроению.

Посмотрите, как гармонируют описание природы «холодное осеннее ненастье», залитые дождем дороги, с описанием героев «серьезный и темноликий» мужик со строгим и усталым взглядом («Темные аллеи»).

Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева, романтик, который всегда будет грустить о своей родине, и который даже в разлуке будет писать только о родных просторах, лесах, полях, цветах. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе и обычному человеку.

Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы. «Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1908 году.

Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое.

«На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба». Осень — «тихая вдова»— необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. «Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье».

Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вернемся еще раз к началу его знаменитого рассказа «Антоновские яблоки»:

«Помню раннее, свежее, тихое утро: Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести:»И тот самый  запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о  родине. «Но по вечерам, — описывает  Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям.  А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы».

О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Источник: http://spelec.hostedu.ru/the-news/2012-01-14-14-49-06/662-2015-02-13-07-14-17.html

Сочинение на тему утверждение вечности природы в лирике бунина

Тема природы в лирике Бунина

Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи – музыкальны.

В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи.

Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти.

Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством.

Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.

Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным.

Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже.

Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек.

При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей.

Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.
Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

Источник: https://alphacat.ru/sochinenie-na-temu-utverzhdenie-vechnosti-prirody-v-lirike-bunina.html

Мир природыu000bв лирике и.а.бунина

Тема природы в лирике Бунина

МИР ПРИРОДЫв лирике И.А.БУНИНА

Иван Алексеевич БУНИН(10.10.1870 – 07.11.1953 г.г.)

  • Русский поэт, писатель, почетный академик Петербургской Академии наук
  • В 1920 г. Эмигрировал во Францию
  • В 1933 г. И.А.Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе
  • При вручении премии Пер Хальстрем высоко оценил поэтический дар Бунина, особо отметил «его способности необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь»

Философиямировосприятия

«Жизнь человека выражается в отношении конечного к бесконечному…»

И.А.Бунин

Иван Алексеевич БУНИН

«СЛОВО»

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья:

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

И.А.Бунин -певец«унылой поры»

Шумели листья, облетая,

Лес заводил осенний вой,

Каких-то серых птичек стая

Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, — беспечной шуткой

Смятенье их казалось мне:

Под гул и шорох пляски жуткой

Мне было весело вдвойне.

Антитеза «жизнь-смерть» в стихотворении 1901 г.

ЖИЗНЬ

СМЕРТЬ

БЕСПЕЧНАЯШУТКА;

ОСЕННИЙВОЙ;

ВЕСЕЛОВДВОЙНЕ;

СЕРЫЕПТИЧКИ;

ВСТРЕЧАТЬВОСТОРГОМ;

СМЯТЕНЬЕ;

РАДОСТНО-БЕЗУМНЫМ

ПЛЯСКАЖУТКАЯ;

«Философия» осени в стихотворении 1907 г.

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт,

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт.

Жизнь зарождается в мраке таинственном,

Радость и гибель ея

Служат нетленному и неизменному –

вечной красе бытия.

1907 г.

Образ жизни, зарождающейся из смерти

Движение ветра

Зарождение жизни

Антитеза:

Глагольная лексика:

«радость – гибель;

«подымается, несёт, идёт, срывает»;

Архаичная словоформа: «ея»;

Эпитеты:

Синонимы:

«шумно, весело,

«нетленному и неизменному»;

мертвые, бешеная»

Высокая лексика:

«вечная краса бытия»

«Радость бытия» в стихотворениях И.А.Бунина 1890-1900 годов

В стороне далекой от родного края,

Девушкой-невестой снится мне весна:

Очи голубые, личико худое,

Стройный стан высокий, русая коса.

Весело ей в поле ясным, теплым утром,

Мил ей край родимый – степь и тишина…

1893г.

«Радость бытия» в лирике И.А.Бунина 1890-1900 годов

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…

Россия – «родина кроткая»

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочнойпочерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней робкой нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

1905 г.

Картины русской природы как отражение души поэта

Мир природы

МИР ДУШИ

  • «Берёзовый лес»;
  • «Колокольчики ландышей»;
  • «Черемуха»;
  • «Покосы, поле, степь»;
  • «Родник»
  • «Край родимый»;
  • «О, весенние зори и майские тёплые росы»;
  • «О, далекая юность моя»;
  • «Смиренные, родимые черты»

Риторические фигуры каксредство созданияпоэтического образа

Риторические обращения:

«О, весенние зори…!»

«О, далекая юность моя!»

Риторическое восклицание:

«Смиренные, родимые черты!»

Прием умолчания:

«Но этот крест, но этот ковшик белый…»

Поэтика«жизни земной»

В темнеющих полях, как в безграничном море,

Померк и потонул зари печальный свет –

И мягко мрак ночной плывет в ночном просторе

Немой заре вослед…

Лишь суслики во ржи скликаются свистками…

Образность поэтической речи

«Темнеющие поля…

Безграничное море

«В… полях, как в безграничном море…»

Печальный свет…

Немая заря…

«Тушкан, таинственный, как дух…»

Неслышные прыжки…

Потонул зари…свет…

Мрак плывет…»

Для жизни жизнь! Вон пенные буруны

МОРСКАЯ СТИХИЯ

У сизых каменистых берегов.

Вон красный киль давно разбитой шхуны.

Но кто жалеет мертвых рыбаков?

В сыром песке на солнце сохнут кости…

Но радость неба, свет и бирюза,

Еще свежей при утреннем норд-осте

И блеск костей лишь радует глаза.

1907 г.

Цвето- световое решение образа моря:

Красный киль;

Сизые берега;

Бирюза неба;

Радость, свет, блеск

«СИРОККО»катастрофичность бытия

Как фосфор, светляки

Мерцают под ногами;

На тусклом блеске волн,

Облитых серебром

Ныряет гробом чёлн…

Господь смешался с нами

И мчит куда-то мир

в восторге бредовом.

1916г.

Образная лексика

  • Метафоры и сравнения
  • Как фосфор,…мерцают;
  • Тусклый блеск;
  • Облитые серебром;
  • Ныряет гробом чёлн;
  • Восторг бредовой

Цвет и звук в пейзажной лирике И.А.Бунина

  • Просторголубой
  • Серыептички
  • Полезеленое
  • Сизыеберега
  • Красныйкиль
  • Бирюза
  • Очи голубые
  • Лесзеленеет
  • Чащазеленая
  • Почерневшая иконка
  • Ковшикбелый
  • Светлякимерцают
  • Тусклый блескволн
  • Радость неба,свет
  • Блесккостей
  • Ясноеутро
  • ЗвучатПисьмена
  • Шумелилистья
  • Лесзаводил вой
  • Гул и шорохпляски
  • Ветер шумноидет
  • Хотелоськричать

ГИМН ЖИЗНИ

Шире грудь распахнись для принятия

Чувств весенних – минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа объятия,

Чтоб я слился с красою твоей…

1886 г.

«ВЕЧЕР»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно –

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако… Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано…

Я слышу, вижу, счастлив…

Всё во мне…

1916г.

ИванАлексеевичБУНИН

ПОЭЗИЯ СЧАСТЬЯ

Использованные ресурсы

1) Биография И.А.Бунина:http://cpsy:ru/cit1200.htm;

2) Все стихи Ивана Бунина:http://rupoem.ru/all.aspx; стр.8-39;

3) Осенние листья картинки: http://www. bing.com/images: 55474808_herbst_2[1];

4) Море картинки: http://www. bing.com/images: thCAX1XFND;

5) Море картинки: http:/www.bing.com/imag: иthCA4ZJ3FS$

6) Природа картинки: http://www. bing.com/images: thCA15VLMO;

7) Природа картинки:http://www.bing.com/imag: thCAEGJZN5;

8)Природа картинки:http://www.bing.com/imag: thCATBGGY5:

9) Весна картинки: http://www. bing.com/images: 2565[1];

10) Весна картинки:http://www.bing.com/imag: 5489140031859279[1]

11) Иван Бунин картинки:http://www.bing.com/images:thCATQYUMG;

12) Иван Бунин картинки:http://www.bing.com/images: Th[3]; th[5](3);

13) Иван Бунин картинки:http://www.bing.com/images: thCAFIWNU2

Источник: https://multiurok.ru/files/mir-prirody-v-lirike-i-a-bunina.html

Refy-free
Добавить комментарий