«Тема «»маленького человека»» в творчестве Лермонтова»

Тема

"Тема ""маленького человека"" в творчестве Лермонтова"

Тема «маленького человека» в творчестве Лермонтова

Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема «маленького человека» постоянно присутствует в их творчестве.

Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность — это мелочный вздор.

И все же Лермонтов почти один из первых прозаиков в русской литературе затронул эту тему.

Образ Максима Максимовича из романа «Герой нашего времени» незабываем. Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к повести «Бэла». Автор встречает в пути сдержанного пожилого офицера, который подает ему полезные советы. Это Максим Максимович.

Называя «азиатов бестиями», выманивающих деньги на водку, он лишний раз убеждает нас в том, что слишком долго жил на Кавказе и хорошо знает нравы и обычаи этой страны. Максим Максимович с первого взгляда располагает к себе своей житейской мудростью, спокойной непритязательностью, умением держаться с достоинством. Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда.

Словно отец родной, он опекает Белу, Печорина, подкармливает Казбича и Азамата. Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь. По происхождению Максим Максимович дворянин, но, очевидно, он из обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана.

Максим Максимович не привык заискивать перед «сильными мира сего», и хотя генерал Ермолов давно в опале перед царем, Максим Максимович не боится с уважением говорить о нем вслух. Он безобиден, простоват, поэтому ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Одно он знает твердо — людей обижать нельзя.

Когда он отговаривает Печорина от похищения Белы, понимая, что она быстро Печорину наскучит, он как бы заранее предупреждает, что добром это не кончится. Но у него не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, ведь Печорин по положению в крепости является его подчиненным.

Весь его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему. Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает только одно, что он виноват в смерти Белы не меньше, чем Печорин, и постоянно внутренне казнит себя за это.

Он давно простил Печорина, зная, что молодые люди ветрены и недальновидны, но себя он простить не может. Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с радостью готов кинуться ему на шею, потому что Григорий был ему как родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз и холодную улыбку. Максим Максимович поражен, он не ожидал того, что они встретятся как чужие люди.

По моему мнению, Печорину вряд ли была приятна встреча: ведь Максим Максимович — это молчаливый укор его далеко не благородному поступку. Не думаю, чтоб у Печорина действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что даром загубил чистую душу.

Я думаю, светский лоск, привычка глубоко прятать истинные чувства, природный такт не позволили бы Печорину расцеловаться со штабс-капитаном при встрече. Печорин, страдая от жалости к Максиму Максимовичу, умышленно отнесся к нему холодно. Но бедному старику далеко до этих тонкостей. Он привык жить среди грубого народа, это наложило .и на него самого какой-то отпечаток.

Среда не всегда влияет положительно, даже если от природы у человека много добрых задатков. Конечно, одинокий человек чаще привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути. Своей добротой и мягкостью он покоряет, его ласковая приветливость и всепрощение — редкие качества в жестоком мире.

И если автора Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был замкнут, немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина. Он не очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь прирасти надолго. Штабс-капитан много отдал Печорину душевного тепла, поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему.

Годы выработали в Максиме Максимовиче осторожность и наблюдательность, поэтому быть на дружеской ноге с попутчиком-автором ему не хочется, но постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому человеку /автору/ историю Бэлы. Дикая природа Кавказа тоже способствует сближению. Картины горя, любви, борьбы встают перед автором. Трагическая развязка неминуема. По мнению многих, автор в романе — это сам Лермонтов. Если Печорин не по своей воле попал на- Кавказ, то, видимо, и автор тоже изгнанник? Автор и Максим Максимыч попадают в метель, но опытный штабс-капитан не теряется. Они останавливаются в первой попавшейся сакле, чтобы переждать непогоду. О себе Максим Максимович рассказывает довольно скупо. Единственно, что мы узнаем, что у него нет семейства и с двенадцати лет он не. имеет известий от отца и матери.

Стихотворение Лермонтова «Завещание» написано от лица старого солдата. 'Это можно отнести и к Максиму Максимычу:

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

Бэла и Печорин заменили семью Максим Максимовичу. Прошло уже пять лет, а он все помнит о Бэле, печалится о ней. Необузданные страсти лишь на время заманили скуку для Печорина, но вскоре Печорин с тоской говорит: «Я надеялся, что скука не живет под черкесскими пулями, но напрасно».

Из этой фразы можно сделать вывод, что Максим Максимыч — храбрый человек, так как он не временно, как Печорин, а постоянно живет под черкесскими пулями. Душевная опустошенность — это не только беда Печорина, а веяние века.

Штабс-капитан спрашивает у автора: «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» И узнает, что разочарование стало модой, ему подражают, его «донашивают», как старое платье. Сострадательная душа штабс­капитана жалеет Печорина как ребенка, который тяжело болен и сам не рад этому.

Максим Максимыч понимает, что Печорин не играл в моду, а был тоже одинок, поэтому-то он и показался ему очень близким человеком.

Образ Максима Максимовича — один из лучших образов в русской литературе. Заслуга Лермонтова в том, что он не показал его униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», хотя Гоголь написал этот образ позже, а показал человеком, у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но очень доброе и чистое сердце.

… после смерти. В “Шинели.” Повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни.

Повесть оказала боль­шое влияние на направлении русской литературы, тема “маленького человека” стала на многие годы одной из самых важных.

Еще одно произведение Гоголя со своей глубиной раскрывшее судьбу “маленького человека” — это “Записки сумасшедшего.” Здесь представлена …

… бы сжатым, концентрированным введением во все последующее и является стихотворение «Стансы».[3] Глава 2.

Сравнение темы «маленького человека» в произведениях Пушкина и произведениях других авторов 2.1. «Маленький человек» в произведениях А.С.

Грибоедова   Писателем, предвосхитившим образ маленького человека, еще до Пушкина, стал Александр Сергеевич Грибоедов. В комедии Грибоедова «Горе от …

… : в сущности все герои его – «маргиналы», т.е. люди, выбитые из гнезда, из под крова родного дома, из традиций. Но кто же такой «сокровенный человек»? О чем он думает и мечтает? Глава 2.

«Сокровенный человек» в рассказах и повестях А. Платонова 2.1.

Слободской сирота Филат Слободской сирота Филат, вечный поденщик у мещан-ямщиков в повести «Ямская слобода» — первый платоновский «душевный …

… , что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе «Бедные люди» обращается к теме «маленького человека».

Главный герой романа — Макар Девушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести «Шинель», Достоевский обратился к …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/27736

Сочинение: Тема

"Тема ""маленького человека"" в творчестве Лермонтова"

Тема «маленького человека» в творчестве Лермонтова

Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема «маленького человека» постоянно присутствует в их творчестве.

Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность — это мелочный вздор.

И все же Лермонтов почти один из первых прозаиков в русской литературе затронул эту тему.

Образ Максима Максимовича из романа «Герой нашего времени» незабываем. Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к повести «Бэла». Автор встречает в пути сдержанного пожилого офицера, который подает ему полезные советы. Это Максим Максимович.

Называя «азиатов бестиями», выманивающих деньги на водку, он лишний раз убеждает нас в том, что слишком долго жил на Кавказе и хорошо знает нравы и обычаи этой страны. Максим Максимович с первого взгляда располагает к себе своей житейской мудростью, спокойной непритязательностью, умением держаться с достоинством. Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда.

Словно отец родной, он опекает Белу, Печорина, подкармливает Казбича и Азамата. Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь. По происхождению Максим Максимович дворянин, но, очевидно, он из обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана.

Максим Максимович не привык заискивать перед «сильными мира сего», и хотя генерал Ермолов давно в опале перед царем, Максим Максимович не боится с уважением говорить о нем вслух. Он безобиден, простоват, поэтому ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Одно он знает твердо — людей обижать нельзя.

Когда он отговаривает Печорина от похищения Белы, понимая, что она быстро Печорину наскучит, он как бы заранее предупреждает, что добром это не кончится. Но у него не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, ведь Печорин по положению в крепости является его подчиненным.

Весь его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему. Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает только одно, что он виноват в смерти Белы не меньше, чем Печорин, и постоянно внутренне казнит себя за это.

Он давно простил Печорина, зная, что молодые люди ветрены и недальновидны, но себя он простить не может. Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с радостью готов кинуться ему на шею, потому что Григорий был ему как родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз и холодную улыбку. Максим Максимович поражен, он не ожидал того, что они встретятся как чужие люди.

По моему мнению, Печорину вряд ли была приятна встреча: ведь Максим Максимович — это молчаливый укор его далеко не благородному поступку. Не думаю, чтоб у Печорина действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что даром загубил чистую душу.

Я думаю, светский лоск, привычка глубоко прятать истинные чувства, природный такт не позволили бы Печорину расцеловаться со штабс-капитаном при встрече. Печорин, страдая от жалости к Максиму Максимовичу, умышленно отнесся к нему холодно. Но бедному старику далеко до этих тонкостей. Он привык жить среди грубого народа, это наложило .и на него самого какой-то отпечаток.

Среда не всегда влияет положительно, даже если от природы у человека много добрых задатков. Конечно, одинокий человек чаще привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути. Своей добротой и мягкостью он покоряет, его ласковая приветливость и всепрощение — редкие качества в жестоком мире.

И если автора Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был замкнут, немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина. Он не очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь прирасти надолго. Штабс-капитан много отдал Печорину душевного тепла, поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему.

Годы выработали в Максиме Максимовиче осторожность и наблюдательность, поэтому быть на дружеской ноге с попутчиком-автором ему не хочется, но постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому человеку /автору/ историю Бэлы. Дикая природа Кавказа тоже способствует сближению. Картины горя, любви, борьбы встают перед автором. Трагическая развязка неминуема. По мнению многих, автор в романе — это сам Лермонтов. Если Печорин не по своей воле попал на- Кавказ, то, видимо, и автор тоже изгнанник? Автор и Максим Максимыч попадают в метель, но опытный штабс-капитан не теряется. Они останавливаются в первой попавшейся сакле, чтобы переждать непогоду. О себе Максим Максимович рассказывает довольно скупо. Единственно, что мы узнаем, что у него нет семейства и с двенадцати лет он не. имеет известий от отца и матери.

Стихотворение Лермонтова «Завещание» написано от лица старого солдата. 'Это можно отнести и к Максиму Максимычу:

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

Бэла и Печорин заменили семью Максим Максимовичу. Прошло уже пять лет, а он все помнит о Бэле, печалится о ней. Необузданные страсти лишь на время заманили скуку для Печорина, но вскоре Печорин с тоской говорит: «Я надеялся, что скука не живет под черкесскими пулями, но напрасно».

Из этой фразы можно сделать вывод, что Максим Максимыч — храбрый человек, так как он не временно, как Печорин, а постоянно живет под черкесскими пулями. Душевная опустошенность — это не только беда Печорина, а веяние века.

Штабс-капитан спрашивает у автора: «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» И узнает, что разочарование стало модой, ему подражают, его «донашивают», как старое платье. Сострадательная душа штабс­капитана жалеет Печорина как ребенка, который тяжело болен и сам не рад этому.

Максим Максимыч понимает, что Печорин не играл в моду, а был тоже одинок, поэтому-то он и показался ему очень близким человеком.

Образ Максима Максимовича — один из лучших образов в русской литературе. Заслуга Лермонтова в том, что он не показал его униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», хотя Гоголь написал этот образ позже, а показал человеком, у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но очень доброе и чистое сердце.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-29578.html

Тема “маленького человека” в творчестве м. ю. лермонтова

"Тема ""маленького человека"" в творчестве Лермонтова"

Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема “маленького человека” постоянно присутствует в их творчестве.

Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность – это мелочный вздор.

И все же Лермонтов один из первых в русской литературе затронул эту тему.

Образ Максима Максимыча из романа ” Герой нашего времени ” незабываем. Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к повести “Бэла”. Автор встречает в пути сдержанного пожилого офицера, который дает ему полезные советы. Это Максим Максимыч.

Называя азиатов “бестиями”, выманивающими деньги на водку, он лишний раз убеждает нас в том, что слишком долго жил на Кавказе и хорошо знает нравы и обычаи этой страны. Максим Максимыч с первого взгляда располагает к себе своейжитейской мудростью, спокойной непритязательностью, умением держаться с достоинством.

Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда. Словно отец родной, он опекает Бэлу, Печорина, подкармливает Казбича и Азамата. Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь. По происхождению Максим Максимыч дворянин, но, очевидно, из обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег.

Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана. Максим Максимыч не привык заискивать перед “сильными мира сего”, и хотя генерал Ермолов давно в опале, Максим Максимович не боится с уважением говорить о нем вслух. Он безобиден, простоват, поэтому ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина.

Одно он знает твердо: людей обижать нельзя. Когда он отговаривает Печорина от похищения Бэлы, понимая, что она быстро Печорину наскучит, он как бы заранее предупреждает, что добром это не кончится.

Но у него не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, ведь Печорин по положению в крепости является его подчиненным. Весь его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему.

Старый служака и порядочный человек, Максим Максимыч понимает только одно, что он виноват в смерти Бэлы не меньше, чем Печорин, и постоянно казнит себя за это, Он давно простил Печорина, зная, что молодые люди ветрены и недальновидны, но себя он простить не может.

Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с радостью готов кинуться ему на шею, потому что Григорий был ему как родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз и холодную улыбку.

Максим Максимыч поражен, он не ожидал того, что они встретятся как чужие люди. По моему мнению, Печорину вряд ли была приятна встреча: ведь Максим Максимыч – это молчаливый укор его далеко не благородному поступку.

Не думаю, чтоб у Печорина действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что даром загубил чистую душу.

Я думаю, светский лоск, привычка глубоко прятать истинные чувства, природный
такт не позволили бы Печорину расцеловаться со штабс-капитаном при встрече. Печорин, страдая от жалости к Максиму Максимычу, умышленно отнесся к нему холодно. Но бедному старику далеко до этих тонкостей.

Он привык жить среди простого народа, это наложило и на него самого какой-то отпечаток. Среда не всегда влияет положительно, даже если от природы у человека много добрых задатков. Конечно, одинокий человек чаще привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути.

Своей добротой и мягкостью он покоряет, его ласковая приветливость и всепрощение – редкие качества в жестоком мире. И если повествователя Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был замкнут, немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина.

Он не очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь прирасти надолго. Штабс-капитан много отдал Печорину душевного тепла, поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему.

Годы выработали в Максиме Максимыче осторожность и наблюдательность, поэтому быть на дружеской ноге с попутчиком-повествователем ему не хочется, но постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому человеку историю Бэлы.

Дикая природа Кавказа тоже способствует сближению. Картины горя, любви, борьбы встают перед автором. Трагическая развязка неминуема. По мнению многих, повествователь в романе – это сам Лермонтов.

Если Печорин не по своей воле попал на Кавказ, то, видимо, и рассказчик тоже изгнанник? Он и Максим Максимыч попадают в метель, но опытный штабс-капитан не теряется. Они останавливаются в первой попавшейся сакле, чтобы переждать непогоду. О себе Максим Максимыч рассказывает довольно скупо.

Единственно, что мы узнаем, что у него нет семейства и с двенадцати лет он не имеет известий от отца и матери.

Стихотворение Лермонтова “Завещание” написано от лица старого солдата. Его строки можно отнести и к Максиму Максимычу:

Но если кто из них и жив,Скажи, что я писать ленив,Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

Бэла и Печорин заменили Максим Мак-симычу семью. Прошло уже пять лет, а он все помнит о Бэле, печалится о ней. Необузданные страсти лишь на время заменили скуку Печорину, но вскоре он с тоской говорит: “Я надеялся, что скука не живет под черкесскими пулями, но напрасно”.

Из этой фразы можно сделать вывод, что Максим Максимыч – храбрый человек, так как он не временно, как Печорин, а постоянно живет под черкесскими пулями. Душевная опустошенность – это беда не только Печорина, а веяние века. Штабс-капитан спрашивает у рассказчика: “Неужто тамошняя молодежь вся такова?”.

И узнает, что разочарование стало модой, ему подражают, его “донашивают”, как старое платье. Сострадательная душа штабс-капитана жалеет Печорина как ребенка, который тяжело болен и сам не рад этому.

Максим Максимыч понимает, что Печорин не играл в моду, а был тоже одинок, поэтому-то он и показался ему очень близ-. ким человеком.

Образ Максима Максимыча – один из лучших образов в русской литературе. Заслуга Лермонтова в том, что он не показал его униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской “Шинели”, а увидел человеком, у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но очень доброе и чистое сердце.

Кого я вважаю успішною людиною.

Тема “маленького человека” в творчестве м. ю. лермонтова

Источник: https://ukrtvir.com.ua/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-m-yu-lermontova/

Тема “Маленького” человека в творчестве Лермонтова

"Тема ""маленького человека"" в творчестве Лермонтова"

Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема “маленького человека” постоянно присутствует в их творчестве.

Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность – это мелочный вздор.

И все же Лермонтов почти один из первых прозаиков в русской литературе затронул эту тему. Образ Максима Максимовича из романа “Герой нашего времени” незабываем.

Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к повести “Бэла”. Автор встречает в пути сдержанного пожилого офицера, который подает ему полезные советы. Это Максим Максимович. Называя “азиатов бестиями”, выманивающих деньги на водку, он лишний раз убеждает нас в том, что слишком долго жил на Кавказе и хорошо знает нравы и обычаи этой страны.

Максим Максимович с первого взгляда располагает к себе своей житейской мудростью, спокойной непритязательностью, умением держаться с достоинством. Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда. Словно отец родной, он опекает Белу, Печорина, подкармливает Казбича и Азамата.

Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь. По происхождению Максим Максимович дворянин, но, очевидно, он из обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана.

Максим Максимович не привык заискивать перед “сильными мира сего”, и хотя генерал Ермолов давно в опале перед царем, Максим Максимович не боится с уважением говорить о нем вслух. Он безобиден, простоват, поэтому ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Одно он знает твердо – людей обижать нельзя.

Когда он отговаривает Печорина от похищения Белы, понимая, что она быстро Печорину наскучит, он как бы заранее предупреждает, что добром это не кончится. Но у него не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, ведь Печорин по положению в крепости является его подчиненным.

Весь его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему.

Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает только одно, что он виноват в смерти Белы не меньше, чем Печорин, и постоянно внутренне казнит себя за это.

Он давно простил Печорина, зная, что молодые люди ветрены и недальновидны, но себя он простить не может.

Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с радостью готов кинуться ему на шею, потому что Григорий был ему как родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз и холодную улыбку.

Максим Максимович поражен, он не ожидал того, что они встретятся как чужие люди. По моему мнению, Печорину вряд ли была приятна встреча: ведь Максим Максимович – это молчаливый укор его далеко не благородному поступку.

Не думаю, чтоб у Печорина действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что даром загубил чистую душу.

Я думаю, светский лоск, привычка глубоко прятать истинные чувства, природный такт не позволили бы Печорину расцеловаться со штабс-капитаном при встрече.

Печорин, страдая от жалости к Максиму Максимовичу, умышленно отнесся к нему холодно. Но бедному старику далеко до этих тонкостей.

Он привык жить среди грубого народа, это наложило. и на него самого какой-то отпечаток. Среда не всегда влияет положительно, даже если от природы у человека много добрых задатков. Конечно, одинокий человек чаще привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути. Своей добротой и мягкостью он покоряет, его ласковая приветливость и всепрощение – редкие качества в жестоком мире.

И если автора Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был замкнут, немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина. Он не очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь прирасти надолго.

Штабс-капитан много отдал Печорину душевного тепла, поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему.

Годы выработали в Максиме Максимовиче осторожность и наблюдательность, поэтому быть на дружеской ноге с попутчиком-автором ему не хочется, но постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому человеку /автору/ историю Бэлы.

Дикая природа Кавказа тоже способствует сближению. Картины горя, любви, борьбы встают перед автором. Трагическая развязка неминуема.

По мнению многих, автор в романе – это сам Лермонтов. Если Печорин не по своей воле попал на – Кавказ, то, видимо, и автор тоже изгнанник? Автор и Максим Максимыч попадают в метель, но опытный штабс-капитан не теряется.

Они останавливаются в первой попавшейся сакле, чтобы переждать непогоду. О себе Максим Максимович рассказывает довольно скупо. Единственно, что мы узнаем, что у него нет семейства и с двенадцати лет он не.

имеет известий от отца и матери. Стихотворение Лермонтова “Завещание” написано от лица старого солдата.

‘Это можно отнести и к Максиму Максимычу: Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали И чтоб меня не ждали.

Бэла и Печорин заменили семью Максим Максимовичу. Прошло уже пять лет, а он все помнит о Бэле, печалится о ней.

Необузданные страсти лишь на время заманили скуку для Печорина, но вскоре Печорин с тоской говорит: “Я надеялся, что скука не живет под черкесскими пулями, но напрасно.

” Из этой фразы можно сделать вывод, что Максим Максимыч – храбрый человек, так как он не временно, как Печорин, а постоянно живет под черкесскими пулями. Душевная опустошенность – это не только беда Печорина, а веяние века.

Штабс-капитан спрашивает у автора: “Неужто тамошняя молодежь вся такова?” И узнает, что разочарование стало модой, ему подражают, его “донашивают”, как старое платье.

Сострадательная душа штабс-капитана жалеет Печорина как ребенка, который тяжело болен и сам не рад этому.

Максим Максимыч понимает, что Печорин не играл в моду, а был тоже одинок, поэтому-то он и показался ему очень близким человеком.

Образ Максима Максимовича – один из лучших образов в русской литературе. Заслуга Лермонтова в том, что он не показал его униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской “Шинели”, хотя Гоголь написал этот образ позже, а показал человеком, у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но очень доброе и чистое сердце.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-lermontova/

Тема «маленького человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова

"Тема ""маленького человека"" в творчестве Лермонтова"

Еще глубже, чем   Пушкин эту тему раскрыл Лермонтов. В его произведениях мы видим, как мало нужно Мак­симу Максимычу, чтобы сделать его счастливым: разделить с ним скромный ужин и рассказать немного о себе.

Максим Максимыч   почти полностью лишен личностного самосознания, критического отношения к действи­тельности, он принимает ее такой, какая она есть. Максим Максимыч- человек более близкий к народу и , как говорил Белинский, «понимает все человеческое.

» Лермонтов в образе обаятельного простака офицера видел не верноподданного, а человека из народа, человека,   способного в великому пробуждению. Духом и чистой, не­требовательной душой своей честной,   русский солдат Максим Максимыч близок России.  Наивную прелесть русского характера воссоздал поэт в образ Максим Максимыча.

Лермонтова привлек этот образ, он понимал неразвитость народного характера, но верил в его будущее. Писатель проявил огромное чув­ство симпатии к своему герою. Максим Максимыч не унижен чиновниками, средой, он унижен близким, как ему раньше казалось человеком.

В этом конфликт, автор возмущен тем, как хладнокровно отверг своего това­рища Печорин: «Право мне нечего рассказать, дорогой Максим Максимыч. Однако прощайте, мне пора…я спешу.» Гуманистическая тема «маленького человека» звучит в творчестве Лермонтова.

   Тема социального неравенства, тема нищеты, тема оскорбленного человеческого достоинства, жгучая и благороднейшая тема русской литературы с неотразимой силой предстала в неоконченном романе Лермонтова «Княгиня Лиговская.» Здесь противопостав­лены образ нищего чиновника Красинского и образ Печорина.

Пе­чоринскому пассивному восприятию мира Лермонтов стремился противопоставить героя, чуждого праздной суете светского общества,   человека гневной души, бунтарского отрицания. Но его нищий чиновник мечтает о том самом счастье; от которого бежит Печорин. Роман «Княгиня Лиговская.

» начинается обращением к чита­телю с просьбой заметить день и час- декабря 21-го дня 4 часа пополудни, когда и произошло нечто, повлекшее за собой цепь различных событий. Гнедой рысак гвардейского офицера сбил с ног зазевавшегося бедного чи­новника.

Только и успел мелькнуть белый султан и развивающийся воротник шинели, оставив в душе чинов­ника уже на всю жизнь, ненависть к гнедым рысакам и белым султанам.

   Так впервые столкнулись судьбы Печорина и чиновника Красинского. В театральном ресторане, слу­чайно услышав рассказ   Печорина о том, как его рысак намедни зашиб проходящего чиновника, Красинский обращается к своему обидчику с негодующим монологом: «-Милостивый сударь! …Вы едва меня сегодня не задавили, да, меня- который перед вами…

и этим хвастаетесь, вам весело!» Здесь с откровенностью прорыва­ются демократические симпатии поэта. Лермонтов, столкнув близкого ему Печорина, с демократическим ге­роем, наделил последнего не только нравственной привлекательностью, но и ,не в пример Печорину отличной внешностью.

И портрет петербургского чиновника, и примечательное описание двора и лестницы огромного дома у Обухова моста, Лермонтов набрасывал уже в манере нарождающейся «натуральной школы.» В том же городе, в то же время и под тем же сумрачным небом бродил и гоголевский низенький человек с лысиной на лбу, в шинели рыжевато-мутного цвета со своими проникающими словами: «Я брат твой.

»   И уже в качестве приведения следующего примера, бывший нижайший чиновник в виде приведения мелькает напоследок в виде приведения мелькает напоследок у того же Обухова моста, да и скрывается в ночной тишине и темноте. Лер­монтов столкнул двух героев и показал, что ни один «маленький человек»   не смогут выжить в противополож­ной им среде.

Сколько наивной брезгливости в обращении княгини Лиговской к Красину, случайно попавшему в ее гостиную :»Скажите: вы я думаю, ужасно замучены делами.» И какой многозначительный ответ человека, знакомого с нуждой: «Ваш удел забавы, роскошь -а наш труд и заботы; оно так и следует, если бы не мы, кто бы стал трудиться.» Симпатии молодого Лермонтова были на стороне демократического героя.

Он наделил нищего чиновника не только красотой, но и энергией возмущения ,чувством собственного достоинства, дал ему цель благородную, способность возвысить человека.   Но в жалкой комнатенке героя лежит всего лишь нелепое руководство, как стать богатым и счастливым.

Затерявшись в толпе с какой завистью глядит Красинский на ка­реты подкатывающие к гордо освещенному подъезду баронессы: «Чем я хуже их? — думал он — эти лица…О я буду богат..» Увидев князя Лиговского с княгиней, Красинский поспешил высунуться из толпы зевак   и покло­ниться .

Его не приметили, но бедный чиновник приписал это гордости и умышленному небрежению: «Хорошо — подумал он удаляясь — будет и на нашей улицы праздник.» Образ Красинского в «Княгине Лиговской.»- одна из ранних попыток выйти за рамки бесплодного печоринского неприятия мира, поиск протеста в среде соци­ально обложенных.

Но тема нищего чиновника к деньгам к той самой среде, которая гнетет   Печорина, Лер­монтова и лермонтовских героев, и есть источник непреодолимого противоречия, того замкнутого круга, кото­рый восстановил Лермонтов в своем произведении. Герои Лермонтова его «маленькие люди» отличаются от всех предыдущих.

Это уже не пассивные люди, как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди, в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут и этот протест, не прозву­чавший в «Максим Максимыче», хотя слабо, но прозвучавший в «Княгине Лиговской.» Но маленькие люди» Лермонтова не могут отойти от среды, в которой они живут.

Среда в которой они существуют с ее пороками заставляет этот протест пойти в другую сторону. «Маленький человек» стремиться не к свободе, как к высшему идеалу, а к богатству, как в «Княгине Лиговской.» или к воспоминаниям, пытаясь воскресить в «Максим   Мак­симыче.» Заслуга Лермонтова в том, что создавая своих героев писатель использует    «натуральную школу», чем добивается большей глубины в характерах героев. Лермонтов не снимал ответственности с человека — ни за его собственную судьбу, ни за судьбу мира, не перелагал ее целиком на обстоятельства.   Пушкин, Карамзин, Лермонтов, начали вводить «маленьких людей», писать о их судьбах и мыслях. Но наибольшего апогея эта тема достигла в произведениях Гоголя.

Источник: http://www.school-essays.info/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-m-yu-lermontova/

Refy-free
Добавить комментарий