Тема: Детские инфекционные болезни

ПМ.01 МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья (Бельц И.В.)

Тема: Детские инфекционные болезни

 Детские инфекционные болезни и их профилактика

Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными болезнями человеческого организма из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени.

На протяжении всей обозримой истории наибольшим бичом для человечества были чума, оспа, холера и желтая лихорадка, которые уносили из жизни большое количество людей. Например, эпидемия чумы в 1665 году уменьшила число жителей Лондона на 10%.

Во времена первой колонизации европейцами островов Тихого океана корь, туберкулез стали причиной гибели целых племен тихоокеанских островитян, не имевших до этого контакта с подобными заболеваниями.

В прошлом столетии беременность и роды представляли собой большую опасность для матери из-за послеродового сепсиса, а оперативная хирургия была очень ограничена из-за высокого уровня развития послеоперационного сепсиса.

Основные открытия прошлого и нынешнего столетия, такие как стерилизация (Луи Пастер), иммунизация (Эдвард Дженнер), получение антибиотиков (Александр Флеминг), расширили наше понимание эпидемиологии инфекционных болезней и продемонстрировали возможность управления многими из этих заболеваний.

Однако, сражение с возбудителями инфекции все еще продолжается и единственная инфекционная болезнь, успешно ликвидированная в мире, – это натуральная оспа.

Уничтожение других болезней, таких как, столбняк, корь, коклюш, дифтерия и полиомиелит, для которых эффективная иммунизация является вполне допустимой в мировом масштабе, достигнуто сегодня более чем на 90%. Совместные усилия врачей многих стран в прошлом десятилетии позволили достичь впечатляющих результатов. Число смертных случаев от кори во всем мире уменьшилось с 2.

5 миллионов в 1983 до 1,1 миллиона в 1992, от полиомиелита за тот же период – с 360 000 до 140 000. Ожидалось, что полиомиелит будет уничтожен в большинстве стран к 1995. Однако из-за существенного удорожания иммунизации, целевую дату уничтожения этой инфекции в странах Юго-Восточной Азии пришлось отложить.

Малярия по-прежнему наносит ощутимый ущерб человечеству, унося из жизни 1-2 миллиона людей каждый год.

Высокая иммиграция населения из стран “третьего мира” привела в промышленно развитых государствах к резкому увеличению числа лиц, страдающих инфекционными болезнями.

В США, после периода значительного снижения заболеваемостью туберкулезом, отмечено вновь ее заметное увеличение. Также резко возросло число сексуально передаваемых болезней – сифилиса, гонореи и хламидиоза.

Часто стали выявляться случаи устойчивой к пенициллину и тетрациклину гонококковой инфекции.

В то время как человечеству удалось научиться управлять старыми эпидемиями, появились новые. Необходимо отметить наличие продолжающейся эпидемии инфекции вируса иммунодефицита человека (HIV), которая сопровождается разрушительными последствиями не только в Африке и Азии, но и в Европе и Северной Америке.

Несмотря на улучшение условий жизни в экономически развитых странах, широко распространенную практику прививок и наличие эффективных антибиотиков, инфекционные болезни занимают еще значительное место в структуре заболеваемости и смертности человека и уступают первые места лишь болезням сердечно—сосудистой системы и злокачественным онкологическим заболеваниям. В развивающихся жарких странах из-за плохих санитарных условий жизни, недоедания инфекционные болезни убивают более 10 миллионов людей каждый год. Большинство смертных случаев среди детей — это инфекционные болезни органов дыхания, кишечника, вызванные вирусами и бактериями.

Корь

Корь – вирусная инфекция, для которой характерна очень высокая восприимчивость. Если человек не болел корью или не был привит от этой инфекции, то после контакта с больным заражение происходит практически в 100% случаев. Вирус кори отличается очень высокой летучестью.

Вирус может распространяться по вентиляционным трубам и шахтам лифтов – одновременно заболевают дети, проживающие на разных этажах дома. После контакта с больным корью и появлением первых признаков болезни проходит от 7 до 14 дней. Заболевание начинается с выраженной головной боли, слабости, повышения температуры до 40 градусов С.

Чуть позднее к этим симптомам присоединяются насморк, кашель и практически полное отсутствие аппетита. Очень характерно для кори появление конъюнктивита – воспаление слизистой оболочки глаз, которое проявляется светобоязнью, слезотечением, резким покраснением глаз, в последующем – появлением гнойного отделяемого. Эти симптомы продолжаются от 2 до 4 дней.

На 4 день заболевания появляться сыпь, которая выглядит, как мелкие красные пятнышки различных размеров (от 1 до 3 мм в диаметре), с тенденцией к слиянию. Сыпь возникает на лице и голове (особенно характерно появление ее за ушами) и распространяется по всему телу на протяжении 3 — 4 дней.

Для кори очень характерно то, что сыпь оставляет после себя пигментацию (темные пятнышки, сохраняющиеся нескольких дней), которая исчезает в той же последовательности, как появляется сыпь. Корь, несмотря на довольно яркую клинику, достаточно легко переносится детьми, но при неблагоприятных условиях чревата серьезными осложнениями.

В их число входят воспаление легких (пневмония), воспаление среднего уха (отит). Такое грозное осложнение как энцефалит (воспаление мозга), к счастью, происходит достаточно редко. Лечение кори направлено на облегчение основных симптомов кори и поддержание иммунитета.

Необходимо помнить о том, что после перенесенной кори на протяжении достаточно продолжительного периода времени (до 2-х месяцев) отмечается угнетение иммунитета, поэтому ребенок может заболеть каким-либо простудным или вирусным заболеванием, поэтому нужно оберегать его от чрезмерных нагрузок, по возможности – от контакта с больными детьми. После кори развивается стойкий пожизненный иммунитет. Все переболевшие корью становятся невосприимчивы к этой инфекции.

Краснуха   это также вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем. Контагиозность краснухи меньше, чем кори и ветряной оспы. Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в одном помещении с ребенком, являющимся источником инфекции Краснуха по своим проявлениям очень похожа на корь, но протекает значительно легче.

Инкубационный период (период от контакта до появления первых признаков болезни) длится от 14 до 21 дня. Начинается краснуха с увеличения затылочных лимфоузлов и () повышения температуры тела до 38градусовС. Чуть позже присоединяется насморк, иногда и кашель. Через 2 – 3 дня после начала заболевания появляется сыпь.

Для краснухи характерна сыпь мелкоточечная розовая, которая начинается с высыпаний на лице и распространяется по всему телу. Сыпь при краснухе, в отличии от кори, никогда не сливается, может наблюдаться небольшой зуд. Период высыпаний может быть от нескольких часов, в течение которых от сыпи не остается и следа, до 2 дней.

В связи с этим может быть затруднена диагностика – если период высыпаний пришелся на ночные часы, и остался незамеченным родителями, краснуха может быть расценена как обычная вирусная инфекция. Лечение краснухи заключается в облегчении основных симптомов – борьбу с лихорадкой, если она есть, лечение насморка, отхаркивающие средства.

Осложнения после кори бывают редко. После перенесенной краснухи также развивается иммунитет, повторное инфицирование происходит крайне редко.

Эпидемический паротит

Эпидемический паротит (свинка) – детская вирусная инфекция, характеризующаяся острым воспалением в слюнных железах. Инфицирование происходит воздушно-капельным путем. Восприимчивость к этому заболеванию составляет около 50-60% (то есть 50 – 60 % бывших в контакте и не болевших и не привитых заболевает).

Свинка начинается с повышения температуры тела до до 39 градусов С и выраженной боли в области уха или под ним, усиливающейся при глотании или жевании. Одновременно усиливается слюноотделение. Достаточно быстро нарастает отек в области верхней части шеи и щеки, прикосновение к этому месту вызывает у ребенка выраженную боль. Сама по себе эта болезнь не опасна.

Неприятные симптомы проходят в течение трех-четырех дней: снижается температура тела, уменьшается отек, проходит боль. Однако достаточно часто эпидемический паротит заканчивается воспалением в железистых органах, таких как поджелудочная железа (панкреатит), половые железы. Перенесенный панкреатит в некоторых случаях приводит к сахарному диабету.

Воспаление половых желез (яичек) чаще случается у мальчиков. Это существенно осложняет течение заболевания, а в некоторых случаях может закончиться бесплодием. В особенно тяжелых случаях свинка может осложниться вирусным менингитом (воспалением мозговой оболочки), который протекает тяжело, но не приводит летальному исходу.

После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет. Повторное инфицирование практически исключено.

Ветряная оспа

Ветряная оспа (ветрянка) – типичная детская инфекция. Болеют в основном дети раннего возраста или дошкольники. Восприимчивость к возбудителю ветряной оспы (вирус, вызывающий ветряную оспу относится к герпес-вирусам) тоже достаточно высока, хотя и не столь высока, как к вирусу кори. Около 80% контактных лиц, не болевших ранее, заболевают ветрянкой.

Этот вирус тоже обладает высокой степенью летучести, заразиться ребенок может в том случае, если он не находился в непосредственной близости от больного. Инкубационный период составляет от 14 до 21 дня. Заболевание начинается с появления сыпи. Обычно это одно или два красноватых пятнышка, похожих на укус комара.

Располагаться эти элементы сыпи могут на любой части тела, но чаще всего впервые они появляются на животе или лице. Обычно сыпь распространяется очень быстро – новые элементы появляются каждые несколько минут или часов.

Красноватые пятнышки, которые вначале выглядят как комариные укусы, на следующий день приобретают вид пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. Пузырьки эти очень сильно зудят. Сыпь распространяется по всему телу, на конечности, на волосистую часть головы.

В тяжелых случаях элементы сыпи есть и на слизистых оболочках – во рту, носу, на конъюнктиве склер, половых органах, кишечнике. К концу первого дня заболевания ухудшается общее самочувствие, повышается температура тела (до 40 градусов С и выше).

Тяжесть состояния зависит от количества высыпаний: при скудных высыпаниях заболевание протекает легко, чем больше высыпаний, тем тяжелее состояние ребенка.

Для ветряной оспы не характерны насморк и кашель, но если элементы сыпи есть на слизистых оболочках глотки, носа и на конъюнктиве склер, то развивается фарингит, ринит и конъюнктивит вследствие присоединения бактериальной инфекции. Пузырьки через день-два вскрываются с образованием язвочек, которые покрываются корочками.

Головная боль, плохое самочувствие, повышенная температура сохраняются до тех пор, пока появляются новые высыпания. Обычно это происходит от 3 до 5 дней (в зависимости от тяжести течения заболевания).

В течение 5-7 дней после последних подсыпаний сыпь проходит Лечение ветрянки заключается в уменьшении зуда, интоксикации и профилактике бактериальных осложнений. Элементы сыпи необходимо смазывать антисептическими растворами (как правило это водный раствор зеленкиили марганца).

Обработка красящими антисептиками препятствует бактериальному инфицированию высыпаний, позволяет отследить динамику появления высыпаний. Необходимо следить за гигиеной полости рта и носа, глаз – можно полоскать рот раствором календулы, слизистые носа и рта также нужно обрабатывать растворами антисептиков.

Для того, чтобы не было вторичного воспаления, нужно полоскать полость рта после каждого приема пищи. Ребенка, больного ветряной оспой, надо кормить теплой полужидкой пищей, обильно поить (впрочем, это относится ко всем детским инфекциям). Важно следить за тем, чтобы у малыша были коротко подстрижены ногти на руках (чтобы он не мог расчесывать кожу – расчесы предрасполагают к бактериальному инфицированию). Для профилактики инфицирования высыпаний следует ежедневно менять постельное белье и одежду больного ребенка. Помещение, в котором находится ребенок, необходимо регулярно проветривать, следя за тем, чтобы в комнате не было слишком жарко. К осложнениям ветряной оспы относятся миокардит – воспаление сердечной мышцы, менингит и менингоэнцефалит (воспаление мозговых оболочек, вещества мозга, воспаление почек (нефрит). (бывают  достаточно редко). После ветряной оспы развивается иммунитет. Повторное заражение бывает, но очень редко.

Скарлатина

Скарлатина – единственная из детских инфекций, вызываемая не вирусами, а бактериями (стрептококком группы А). Это острое заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Также возможно заражение через предметы обихода (игрушки, посуду). Болеют дети раннего и дошкольного возраста.

Наиболее опасны в отношении инфицирования больные в первые два – три дня заболевания. Скарлатина начинается очень остро с повышения температуры тела до 39 градусов, рвоты. Сразу же отмечается выраженная интоксикация, головная боль. Наиболее характерным симптомом скарлатины является ангина, при которой слизистая зева имеет ярко-красный цвет, выражена отечность.

Больной отмечает резкую боль при глотании. Может быть беловатый налет на языке и миндалинах. Язык впоследствие приобретает очень характерный вид («малиновый») — ярко розовый и крупно зернистый. К концу первого-началу второго дня болезни появляется второй характерный симптом скарлатины – сыпь.

Она появляется сразу на нескольких участках тела, наиболее густо локализуясь в складках (локтевых, паховых). Ее отличительной особенностью является то, что ярко-красная мелкоточечная скарлатинозная сыпь расположена на красном фоне, что создает впечатление общей сливной красноты. При надавливании на кожу остается белая полоска.

Сыпь может быть распространена по всему телу, но всегда остается чистым (белым) участок кожи между верхней губой и носом а также подбородок. Зуд гораздо менее выражен, чем при ветряной оспе. Сыпь держится до 2 до 5 дней. Несколько дольше сохраняются проявления ангины (до 7 – 9 дней).

Лечение скарлатины обычно проводят с применением антибиотиков, так как возбудитель скарлатины – микроб, который можно удалить с помощью антибиотиков. Также очень важно местное лечение ангины и проведение дезинтоксикации (выведения из организма токсинов, которые образуются в процессе жизнедеятельности микроорганизмов – для этого дают обильное питье).

Показаны витамины, жаропонижающие средства. Скарлатина также имеет достаточно серьезные осложнения. До применения антибиотиков скарлатина часто заканчивалась развитием ревматизма (инфекционно-аллергическое заболевание, основу которого составляет поражение системы соединительной ткани). с формированием приобретенных пороков сердца.

В настоящее время, при условии грамотно назначенного лечения и тщательного соблюдения рекомендаций, такие осложнения практически не встречаются. Скарлатиной болеют практически исключительно дети потому, что с возрастом человек приобретает устойчивость к стрептококкам. Переболевшие также приобретают стойкий иммунитет.

Инфекционная эритема

Это инфекционное заболевание, которое также вызывается вирусами, передается воздушно-капельным путем. Болеют дети от 2 до 12 лет во время эпидемий в яслях или в школе. Инкубационный период бывает разным (4-14 дней). Протекает заболевание легко. Появляется легкое общее недомогание, выделения из носа, иногда головная боль, возможно небольшое повышение температуры.

Сыпь начинается на скулах в виде небольших красных, чуть рельефных точек, которые по мере увеличения сливаются, образуя на щеках красные блестящие и симметричные пятна. Затем в течение двух дней сыпь покрывает все тело, образуя слегка припухшие красные пятна, бледноватые в центре. Объединяясь, они образуют сыпь в виде гирлянд или географической карты.

Сыпь исчезает примерно через неделю, на протяжении последующих недель могут появляться преходяшие высыпания, особенно при волнении, физической нагрузке , пребывании на солнце, купании, изменении окружающей температуры. Эта болезнь не опасна во всех случаях. Диагноз основывается на клинической картине. Дифференциальный диагноз чаще проводят с краснухой и корью.

Лечение симптоматическое. Прогноз благоприятный.

Профилактика

Безусловно, переболеть детскими инфекциями лучше в раннем возрасте, потому что подростки и люди старшего возраста болеют намного тяжелее с гораздо более частыми осложнениями. Однако осложнения отмечаются и у малышей раннего возраста. И все эти осложнения достаточно тяжелые.

До введения вакцинации летальность (смертность) при этих инфекциях была около 5-10%. Общей чертой всех детских инфекций является то, что после заболевания развивается стойкий иммунитет.

На этом свойстве основана их профилактика – разработаны вакцины, которые позволяют сформировать иммунологическую память, обуславливающую невосприимчивость к возбудителям этих инфекций. Вакцинацию проводят в возрасте 12 месяцев однократно. Разработаны вакцины от кори, краснухи и эпидемического паротита.

В российском варианте все эти вакцины вводят раздельно (корь-краснуха и паротит). Как альтернатива возможна вакцинация импортной вакциной, содержащей все три компонента. Эта вакцинация переносится достаточно хорошо, осложнения и нежелательные последствия бывают крайне редко. 

Источник: http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=5741

Инфекционные болезни детского возраста (методическая разработка)

Тема: Детские инфекционные болезни

ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

______ М.И. Трушкова

Методическая разработка

открытого занятия

По дисциплине «Детские болезни»

Для обучающихся III курса

Специальности 0301000 «Лечебное дело»

Квалификация 0301013 «Фельдшер»

Рассмотрено Составила

На заседании цикловой методической комиссии Кичапова С.И.

№4 клинических дисциплин

Протокол _ _ от « _ _ » февраль 2016 г.

Председатель ЦМК № 4

________ Сайгакова В.М.

Одобрено

Методист колледжа _______ Коцелл С.О.

2016 г.

Тема: «Инфекционные болезни детского возраста»

Предмет: «Детские болезни»

Время проведения: _4___ февраля 2016 год.

Специальность: 0301000 «Лечебное дело»

Количество часов: 2 часа

Тип урока: Комбинированный урок

Вид урока: Урок- презентация

Учебная цель:

♦ Изучить вопросы этиологии, эпидемиологии, клиники, осложнения, лечения, диагностики, детских инфекций.

♦ Усвоить принципы профилактики детских инфекций.

♦ Познакомить с мероприятиями в очаге.

Воспитательная цель:

♦ Формировать у учащихся чувство ответственности за жизнь больного ребенка.

♦ Убедить учащихся в необходимости проведения четких действий в предупреждении и распространении детских инфекций.

Развивающая цель:

♦ Способность концентрировать внимание на дифференциальной диагностики детских инфекций.

♦ Умение применять на практике полученные знания.

♦ Развивать память, внимание, мышление.

Методическая цель:

♦ Активировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке.

♦ Повысить заинтересованность, внимание при изучении темы.

♦ Углубить и расширить объем знаний по изучаемой теме.

Межпредметные связи:

Фармакология «Антибиотики», «Антигистаминные», «Витамины».

Микробиология «Структура возбудителя».

Учащийся должен знать:

  • Определение инфекционных болезней у детей.
  • Этиологию ,инкубационный период детских инфекций.
  • Особенности возникновения и течения детских инфекций у привитых детей.
  • Клинику, течение, лабораторную диагностику, дифференциальную диагностику, лечение, осложнения, уход и профилактику детских инфекций.
  • Противоэпидемических мероприятий в очаге;

Учащийся должен уметь:

  • Проводить опрос: собирать анамнез болезни и эпидемиологический анамнез;
  • Владеть методикой ранней диагностики детских инфекционных заболеваний;
  • Выявить основные симптомы заболевания;
  • Оценивать реактивность организма и состояние ребенка с инфекционными заболеваниями;
  • Проводить забор материала от больного для бактериологического исследования (кровь, мочу,мазок на ВL, посев макроты. кал,);
  • Планировать работу в очаге инфекции;
  • Организовывать противоэпидемические мероприятия в очаге;
  • Выявлять больных и подавать экстренные извещения в СЭС об инфекции;
  • Обеспечить госпитализацию инфекционного больного;
  • Проводить санитарно-просветительную работу.

Обеспечение занятия:

  • Наглядные пособия: слайды.
  • Технические средства: компьютер, проектор, экран.

Информационное обеспечение

Основная литература:

1.«Педиатрия с детскими инфекциями» Н.Г. Соколова, 2006 г.

2. «Детские болезни с уходом за детьми» Д.Е. Бисярина, 2006 г.

3.«Участковый пе6диатр» М.Ф. Рзянкина, 2006 г.

Дополнительная литература:

  1. 1. «Сестринское дело в педиатрии. Практикум» Н.Г. Соколова, 2006 г.

2.«Детские болезни» К.А. Святкина , 2008г.

Интернет – ресурсы

http://med.siteedit.ru/

http://ru.wikipedia.org/

http://studentam.net

http://download-book.ru

http://www.nedug.ru

http://medical-encyclopedia.zelenka.su/

http://meduniver.com/Medical/stomatologia/

Структура занятия.

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Мотивация урока – 5 мин.

  3. Актуализация опорных знаний (Тесты – 2 варианта, 20 тестов – 10 мин)

  4. Изучение нового материала –60 мин.

  5. Закрепление изученного материала – 10 мин.

  6. Обобщение темы и подведение итогов занятие – 3 мин.

  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

— Приветствие учащихся.

— Отметить отсутствующих.

— Проверить готовность аудитории к занятию.

II. Мотивация урока – 5 мин.

— Преподаватель знакомит учащихся с темой, целями урока.

— Преподаватель рассказывает учащимся на какие разделы разделено занятие и указывает время проведения отдельных разделов.

— Преподаватель обращает внимание на актуальность темы.

Существует ряд инфекционных заболеваний, которые принято называть детскими, так как болеют ими в основном в детском возрасте. Причем, как правило, это происходит один раз, а стойкий иммунитет сохраняется на всю жизнь.

К детским инфекциям относятся: корь, краснуха, ветряная оспа (ветрянка), скарлатина, коклюш и эпидемический паротит (свинка) Некоторые из этих болезней (ветряная оспа, краснуха) в детском возрасте протекают относительно легко, другие — могут давать осложнения и иметь самые серьезные последствия.

Однако наиболее тяжело и длительно детские инфекции протекают у людей, заболевших ими в зрелом возрасте. Специфическая профилактика инфекционных болезней Вакцинопрофилактика — это активная иммунизация, заключающаяся во введении в организм специфических антигенов, на которые он активно отвечает выработкой иммунитета.

Периодически складывается неблагополучная ситуация с инфекционными болезнями, связанная с необоснованными медицинскими отводами вакцинопрофилактики, отказами родителей от вакцинации детей. В результате снижения иммунопрофилактики повышается заболеваемость корью, коклюшем, паротитной инфекцией и др.

Сегодня ни у кого нет сомнений, что вакцинация — наиболее эффективный метод борьбы с инфекционной патологией, которому в настоящее время нет альтернативы. Вместе с тем следует справедливо заметить, что охват прививками в последние годы вырос в полтора раза.

В основу современной вакцинации положен принцип повторного введения антигена, позволяющий добиваться более высокого уровня и большей продолжительности сохранения антител в крови, а также выраженной иммунологической памяти.

Сегодня на уроке мы разберем клинику, диагностику, осложнение, профилактику детских инфекций –кори, скарлатины, паротита, краснухи, ветряной оспы.

III. Актуализация опорных знаний – 10 мин.

1. Устный опрос учащихся на тему предыдущего занятии « Эндокринные заболевания у детей».

Преподаватель называет вопрос, учащийся устно отвечает на вопрос.

Вопросы -10:

  1. АФО эндокринной системы у детей.

  2. Этиология Сахарного диабета.

  3. Что такое глюкотест ? Как определить нарушение толерантности к глюкозе.

  4. Какие стадии развития клинических проявлений Сахарного диабета знаете?

  5. Назовите триаду основных симптомов в клинике явного Сахарного диабета.

  6. Специфические осложнения Сахарного диабета.

  7. Назовите препараты короткого и пролонгированного действия применяемые при лечении Сахарного диабета.

  8. Врожденный гипотериоз. Микседема у детей старшего возраста. Основные клинические симптомы.

  9. Диффузный токсичекий зоб. Основные клинические симптомы.

  10. Увеличение щитовидной железы по степеням.

2. Тестовые задания в двух вариантах,в количестве – 10 тестов (приложение № 1) .

Учащиеся получают тестовые задание с четырьмя вариантами ответов, отвечают письменно в течение – 10 мин.

I Вариант

1. Клинические симптомы сахарного диабета у детей:

а) полифагия, полидипсия, полиурия

б) лихорадка, кашель с мокротой

в) боль в пояснице, отеки

г) тахикардия, тремор, зкзофтальм

2. При сахарном диабете у детей в общем анализе мочи наблюдаются:

а) высокая относительная плотность, гематурия

б) высокая относительная плотность, глюкозурия

в) низкая относительная плотность, бактериурия

г) низкая относительная плотность, лейкоцитурия

3. Передозировка инсулина при лечении сахарного диабета у детей ведет к развитию комы:

а) гипергликемической (диабетической)

б) гипогликемической

в) печеночной

г) уремической

4. «Накрахмаленные» пеленки у детей грудного возраста наблюдаются при:

а) гломерулонефрите

б) пиелонефрите

в) сахарном диабете

г) гипотиреозе

5. «Накрахмаленные» пеленки у детей грудного возраста определяются из-за отложения на них кристаллов:

а) белка

б) сахара

в) оксалатов

г) фосфатов

6. Для определения уровня глюкозы в крови ребенка следует направить в лабораторию:

а) через 10мин после еды

б) через 20мин после еды

в) через 30мин после еды

г) натощак

7. Гликемия натощак у детей в норме составляет (ммоль/л):

а) 3,3-5,5

б) 5,5-7,7

в) 7,7-9,9

г) 9,9-11,11

8. «Глюкотест» используется для определения:

а) ацетона в моче

б) ацетона в крови

в) сахара в моче

г) сахара в крови

9. При лечении сахарного диабета у детей назначается диета №:

а) 7

б) 9

в) 11

г) 13

10. При лечении сахарного диабета у детей сахар заменяют:

а) сорбитом

б) медом

в) вареньем

г) конфетами

II Вариант

1. При проведении инсулинотерапии ребенок должен поесть через:

а) 15-20 минут до инъекции

б) 30-40 минут до инъекции

в) 15-20 минут после инъекции

г) 30-40 минут после инъекции

2. Липодистрофия развивается при подкожном введении:

а) димедрола

б) кордиамина

в) гепарина

г) инсулина

3. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе ребенка появляется при коме:

а) гипергликемической

б) гипогликемической

в) печеночной

г) уремической

4. После инъекции инсулина у ребенка появилось чувство голода, потливость, тремор это:

а) гипергликемическая кома

б) гипогликемическая кома

в) первый период лихорадки

г) третий период лихорадки

5. Гипотиреоз у детей – это синдром недостаточной функциональной активности:

а) щитовидной железы

б) паращитовидных желез

в) вилочковой железы

г) надпочечников

6. Микседема у детей — тяжелая форма:

а) гипертиреоза

б) гипотиреоза

в) ожирения

г) гиповитаминоза А

7. Поздние роды, отставание в росте, позднее закрытие родничка и прорезывание зубов типично для:

а) врожденного гипотиреоза

б) приобретенного гипотиреоза

в) диффузного токсического зоба

г) эутиреоидной гиперплазии щитовидной железы

8. Сердцебиение, дрожь тела, повышенная потливость, эмоциональная лабильность, потеря массы тела при повышенном аппетите характерны для детей, страдающих:

а) диффузным токсическим зобом

б) гипотиреозом

в) гиповитаминозом В1

г) гиповитаминозом В6

9. Важнейший этиологический фактор сахарного диабета у детей:

а) переохлаждение

б) перегревание

в) избыточный прием белков

г) наследственная отягощен

10. Для выявления скрытого сахарного диабета у детей проводится:

а) общий анализ мочи

б) общий анализ крови

в) анализ мочи по Нечипоренко

г) тест толерантности к глюкозе

IV. Объяснение нового материала.

Прилагается информационный материал (слайды).

План изложения:

  1. Определение детских инфекций

  2. История развития детских инфекций

  3. Этиология детских инфекций

  4. Эпидемиология детских инфекций

  5. Механиз зарожениядетских инфекций

  6. Факторы передачи детских инфекций

  7. Патогенез детских инфекций

  8. Классификация детских инфекций

  9. Клиникадетских инфекций

  10. Осложнение детских инфекций

  11. Диагностикадетских инфекций

  12. Лечение детских инфекций

  13. Профилактика детских инфекций

  14. Фильм «Инфекционные болезни детского возраста».

V. Закрепление изложенного материала – 10 мин.

1. Учащиеся индивидуально работают с «Рабочими тетрадями» по изучаемой теме.

ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе

___________ М. И. Трушкова

Рабочая тетрадь

По дисциплине «Детские болезни»

Для специальности 0301000 «Лечебное дело»

РАССМОТРЕНО СОСТАВИЛА

На заседании цикловой методической Кичапова С. И.

комиссии №4 клинических дисциплин

Протокол №

От 2016г

Председатель ЦМК №4

Сайгакова В. М

Уральск 2016 г

Составитель: Кичапова С.И. — – преподаватель второй категории Уральского медицинского колледжа «Максат»

Рецензент: Абдрахманова С.Ж. – врач — педиатр высшей категории Областной детской больницы.

Сайгакова В.М. – преподаватель высшей категории Уральского медицинского колледжа «Максат»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Детские болезни» для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов отделения «Лечебное дело» медицинских колледжей.

Учебное пособие по дисциплине «Детские болезни» составлено в соответствии с ГОСО 2010г. и рабочей программой. Учебное пособие –«Рабочая тетрадь» предназначен для оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов. Учебное пособие содержит тестовые задания различного уровня сложности, ситуационные задачи, проблемные вопросы, графологические структуры и пр.

Предназначено для обучающихся специальности «Лечебное дело» медицинских колледжей.

© УМК «Максат», 2016г.

©Кичапова С.И.

Тема: «Инфекционные болезни детского возраста»

2) Сопоставьте: Характеристика сыпи при…

1. КорьА.Мелкоточечна ясыпь, на розовом фоне кожи
2. СкарлатинаБ. Пятнисто- папулезная сыпь
3. Ветряная оспаВ. Мелкая сыпь, не сливается
4. Коревая краснухаГ. Сыпь полиморфная ,везикуло- папулёзная.

3) Дайте определение:

1)Симптом Филатова – Коплика-…

2) Симптом Филатова — это …

3) Митигированная корь- это…

4) Ознакомьтесь с картинками:

5)Заполните немые графы:

6)Ознакомьтесь с картинками:

7)Заполните немые графы:

8)Решите задачу:

В медицинский кабинет детского сада обратились с ребенком 5 лет. Сегодня мама обнаружила на всем теле ребенка высыпания при нормальной температуре. В группе переболели почти все дети, карантин не объявляли.

Объективно: состояние девочки удовлетворительное, играет. На коже лица, туловища и конечностей мелкопапуллезная сыпь розового цвета на нормальном фоне кожи. Зев гиперемирован. Пальпируются затылочные лимфоузлы до размеров боба, эластичные, безболезненные. Сердце и легкие без особенностей, живот мягкий, стул и мочеиспускание в норме.

9)Как происходит заражение при эпидемическом паротите?

10) Решите ребус:( коревая краснуха)

1.)

᾿е ᾿᾿᾿я

᾿᾿᾿а

2.)᾿᾿᾿᾿

3.) КО ᾿᾿

11)Ознакомьтесь с картинкой:

12)Заполните немые графы:

13)Решите тесты:

1.Возбудителем дифтерии у детей является

а).вирус

б).бактерия

в).микоплазма

г).амеба

2.Возбудителем кори является

а).вирус

б).пневмококк

в).микобактерия

г).шигелла

3.Возбудителем краснухи является

а).вирус

б).стрептококк

в).шигелла

г).микоплазма

4.Возбудителем скарлатины у детей является

а).вирус

б).гемолитический стрептококк группы А

в).стафилококк

г).протей

5.Возбудителем эпидемического паротита у детей является

а).вирус

б).кишечная палочка

в).синегнойная палочка

г).протей

6.Воспаление яичек при эпидемическом паротите у мальчиков

а) омфалит

б) орхит

в) цистит

г) пиелонефрит

7.Для обработки везикул при ветряной оспе у детей медицинская сестра использует раствор

а) димедрола

б) хлорида натрия

в) йода

г) бриллиантового зеленого

8.Инкубационный период при коклюше продолжается (в днях)

а).7-14

б).10–45

в).60–180

г).180–360

9.Краснухой заболевают преимущественно дети в возрасте

а).1-6 мес.

б).1-7 лет

в).7-10 лет

г).10-14 лет

10.При какой детской инфекции сыпь после себя оставляет шелушение

а) корь

б) скарлатина

в) коревая краснуха

г) дифтерия

14)Решите кроссворд:

Вопросы:

По горизонтали:

1Острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, ангиной, мелкоточечной сыпью

2Заболевание, характеризующееся — повышением tº, интоксикацией, поражением верхних дыхательных путей, слизистых оболочек глаз, пятнисто-папулезной сыпью.

3Период заболевания, когда возбудитель попал в организм больного до первых клинических проявлений.

4Назовите симптом ,когда на слизистой оболочке щек появляются белые пятна с красным ободком.

5Спазматический кашель — несколько кашлевых толчков быстро следующих друг за другом на одном вдохе, который сменяется резким судорожным , свистящим вдохом

6Назовите одно из осложнений паротита.

7Как называется заболевание поражение половой сферы у мальчиков после перенесенного паротита

8Как протекает паротит у грудных детей

9Что оставляет после себя сыпь при кори?

10Воспаление глаз при кори

По вертикали:

1. Инфекционное заболевание с преимущественным поражением околоушных желёз и других железистых органов.

2.Острое инфекционное заболевание, характеризующееся приступами спазматического кашля и симптомами интоксикации.

3 .На лице носогубный треугольник всегда без сыпи. (Треугольник …)

4.Назовите одно из осложнений скарлатины

5.Как называется ослабленная корь

6.Назовите одно из осложнений паротита

7.Наука изучающая пути передачи инфекции

8.Что оставляет сыпь после перенесенной скарлатины

9.Назовите одно из осложнений коклюша у детей грудничкового возраста

10.Назовите одно из осложнений паротита

15).Решите задачу:

К фельдшеру обратились с ребенком 6 лет, он упорно кашляет в течение 2-х недель, больше по ночам, приступообразно, иногда приступ сопровождается рвотой. После кашля отделяется небольшое количество стекловидной мокроты. Ребенку прививки не делали, так как страдает аллергодерматозом с рецидивирующим течением. Общее состояние не нарушено, температура 36,6º С. Между приступами ребенок играет.

ОТВЕТЫ

2) Сопоставьте: Характеристика сыпи при…

1. КорьА.Пятнисто- папулезная сыпь.
2. СкарлатинаБ. Мелкоточечная сыпь, на розовом фоне кожи.
3. Ветряная оспаВ. Сыпь полиморфная ,везикуло- папулёзная.
4. Коревая краснухаГ.Мелкая сыпь, не сливается.

3) Дайте определение:

1.Симптом Филатова – Коплика – пятна представляют собой точки размером 1-2 мм в диаметре, серовато-белого цвета, с красноватой каймой по периферии, расположенные на слизистой оболочке щек, губ и десен.

2.Симптом Филатова — это своеобразные изменения отмечаются на лице в виде бледного носогубного треугольника, не охваченного сыпью.

3.Митигированная корь- это такая форму заболевания, которая протекает более легко, чем в типичных случаях, характеризуется отсутствием ряда классических симптомов и слабой выраженностью синдрома интоксикации.

4)

1.Язва на уздечке языка при коклюше.

2.Характерный вид больного при коклюше.

5)

6)

Везикуло-папулезная сыпь при ветряной оспе на теле, слизистой конъюктив, ротовой полости, слизистой половых губ.

7)

  1. Постепенное развитие

  2. Напоминает обычное ОРВИ

  3. Субфебрильная температура, лёгкое недомогание, насморк

  4. Покашливание, постепенно усиливающееся, несмотря на лечение

  5. Симптомы интоксикации: нарушение сна, аппетита, возбудимость, раздражительность

  6. Бледность кожных покровов, отёчность век

8)

1. Краснуха. Диагноз ставится на основании анамнеза, жалоб и эпид. обстановки: на всем теле ребенка мелкопапулезные высыпания при нормальной температуре, в детском саду переболели все дети, карантина не объявляли.

Данные объективного обследования: состояние девочки удовлетворительное. Пальпируются затылочные лимфоузлы до размеров боба, эластичные, безболезненные. Зев гиперемирован. На коже лица, туловища и на конечностях мелкопапулезная сыпь розового цвета на нормальном фоне кожи.

2. Дополнительные методы обследования. Диагноз краснухи подтверждается серологическими исследованиями (обнаружением специфических, вирусных антител), выявлением увеличенных

9)Как происходит заражение при эпидемическом паротите?

10)

  1. Коревая краснуха

  2. Паротит

  3. Коклюш

11) Характерный вид больного при паротите, сосочек протока околоушной железы при паротите, подъем температуры, орхит.

12)Заполните немые графы:

13)Ответы на тесты:

1-а,2-а,3-а,4-б,5-а,6-б,7-г,8-а,9-б,10-б.

14)

15)

1. Коклюш. Заключение основано на данных анамнеза, а именно жалоб: упорный кашель в течение 2-х недель, больше по ночам, приступообразный, с рвотой, с отхождением в конце кашля стекловидной мокроты.

Отсутствие специфической профилактики. Данных объективного исследования: слабой выраженности симптомов интоксикации (температура 36,6º С, общее состояние не нарушено), характерного приступообразного кашля.

2. Дополнительные симптомы:

  • кровоизлияния в склеры и язвочка на уздечке языка вследствие постоянной травматизации уздечки зубами.
  • у детей раннего возраста может быть апноэ;
  • одутловатость лица;
  • приступы спазматического кашля можно спровоцировать при надавливании на корень языка, козелок уха.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/infektsionnye-bolezni-detskogo-vozrasta-metodicheskaya-razrabotka.html

Детские инфекционные заболевания: список болезней, их характеристика и профилактика

Тема: Детские инфекционные болезни
Детские болезни относят к отдельной группе заболеваний, которые впервые возникают в возрасте от 0 до 14 лет. Только в редких случаях (без прививок) ребенку удается их избежать. Но и этот возрастной порог не дает гарантии того, что во взрослой жизни эти инфекции не настигнут человека.Детские болезни делятся на две категории:1.

Заболевания, которые преобладают только в детском возрасте:

  • краснуха;
  • скарлатина;
  • коклюш;
  • ветрянка;
  • полиомиелит;
  • корь.

2.

Заболевания, которые встречаются и в детском возрасте, и в более старшей возрастной группе:

  • менингит;
  • мононуклеоз;
  • ОРЗ;
  • кишечные инфекции;
  • гепатит.

Заразиться детскими инфекциями можно при любом контакте с больным человеком, и неважно ребенок это или взрослый.

Исключением бывает грудничковый возраст (до 1 года), когда в организме ребенка преобладают материнские антитела, защищающие малыша от патогенных вирусов.

Причинами возникновения заболеваний являются следующие факторы:

  • Пребывание здорового ребенка рядом с больным – зачастую, еще не подозревающие о болезни родители, могут отправить заболевшего ребенка в садик или школу, тем самым спровоцировав массовую эпидемию детской инфекции.

  • Плохая гигиена – после того, как пришли домой, надо тщательно мыть ребенку руки, особенно после детской площадки. Также руки моют после туалета и контакта с животными. Овощи и фрукты перед употреблением тоже хорошенько вымываем.

В данном видео представлена передача, в которой подробно рассказывают о популярных детских инфекциях, их диагностики и правильном лечении.
Каждый родитель должен знать: что представляют собой детские заболевания, какая у них бывает симптоматика, как их диагностировать, сколько длится инкубационный период и чем обычно лечат ребенка врачи. Далее представлены самые распространенные детские болезни и вся подробная по ним информация.
Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: проявляется умеренная интоксикация, тело ребенка покрывается мелкой красноватой сыпью, не склонной к слиянию. Увеличиваются верхние лимфоузлы (в т.ч. затылочные). Все признаки краснухи описаны тут.

Как выглядит заболевание:

Развитие болезни: болезнь возникает при атаке вируса, содержащий РНК, который не устойчив к внешней среде. При попадании внутрь, инфекция поражает верхнюю дыхательную систему. Далее проникает в кровь и поражает лимфатические узлы.

Возраст: заражение краснухой возможно уже с 6-ти месячного возраста. Пик заболеваемости приходится на период от 3 до 8 лет.

Инкубационный период: болезнь длится от 10 до 25 дней (чаще 14-18 дней). Первым делом появляется сыпь на лице, затем она плавно охватывает все тело. Далее увеличиваются лимфоузлы и поднимается температура до 38°С. Сыпь пропадает на 3-4 день болезни.

Осложнения: последствия краснухи проявляются очень редко, обычно они перерастают в полиартрит или энцефалит.

Лечение: специальное лечение против краснухи не требуется. Достаточно ребенку регулярно давать жаропонижающие препараты (при высокой температуре). В случае осложнений ребенка госпитализируют. После болезни появляется стойкий иммунитет и повторное заражение практически невозможно. Подробнее о лечении краснухи читайте тут.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: воспаление слизистой носоглотки (першение, боли в горле, насморк), температура 39-40°С, на 2-3 день появляются геморрагические высыпания/пятна.

Далее под кожей начинают проявляться кровоизлияния на 2-7 мм, появляется кровь из носа, одышка, тахикардия. Последние симптомы – это рвота, потеря сознания, снижение пульса.

При активной стадии заболевания, у ребенка есть 10-19 часов. Если вовремя не оказать помощь – возможен летальный исход.

Как выглядит заболевание:

Развитие болезни: менингококковая инфекция попадает через слизистую рта. Далее она переходит в лимфоузлы и проникает в кровеносную систему. Вирус охватывает весь организм. Активно проникает в мозг, вызывая его воспаление и менингоэнцефалит.

Возраст: до 87% случаях вирус поражает детей до 5-6 лет.

Инкубационный период: от 2 до 10 дней (чаще 3-4 дня). Если не оказать ребенку помощь в первые 2-3 дня, то вероятная смертность ребенка увеличивается до 85%.

Осложнения: гнойный менингит (воспаление головного мозга), смерть.

Лечение: проводится исключительно в стационаре.

Профилактика: вакцинация от менингококковой инфекции.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: температура (38-41°С), конъюнктивит, насморк, кашель, в 1 день появляются язвочки во рту, схожие со стоматитом. Далее язвочки появляются на лице возле рта и щек. Ребенка беспокоят боли в животе. Может появиться понос. Аппетит отсутствует. Язвочки и сыпь постепенно переходят на все тело.

Как выглядит заболевание:

Развитие болезни: первым делом, корь проникает в слизистую рта, носа. Затем переходит в конъюнктиву обоих глаз. Далее вирус попадает в кровь, вызывая сыпь по всему телу.

Возраст: с 3 месяцев до 18 лет. Пик заболеваемости приходится на возраст от 2 до 6 лет.

Инкубационный период: от 7 до 18 дней. В первые 3 дня появляется температура, простудные симптомы, конъюнктивит. Далее происходит высыпание во рту и уже через 14 часов может охватывать все лицо и постепенно переходить на тело. Через 8 дней сыпь проходит и температура нормализуется.

Осложнения: бронхит, ларингит, круп, пневмония, энцефалит

Лечение: в домашних условиях принимают жаропонижающие препараты (парацетамол, ибупрофен). При осложнениях необходимо стационарное лечение.

В возрасте 12-14 месяцев детям делают прививку от кори
Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: увеличиваются околоушные слюнные железы, увеличиваются лимфоузлы, горло красное, боль при жевании, температура 38-40°С. При острой форме бывает головная боль, рвота и боли в животе.

Как выглядит заболевание:

Развитие болезни: после попадание на слизистую рта и носоглотки, вирус проникает в кровь. Болезнь поражает околоушные слюнные железы, поджелудочную железу и яички.

Возраст: от 1 до 15 лет. Пик заболеваемости с 3 до 7 лет.

Инкубационный период: от 12 до 25 дней.

Осложнения: менингит, энцефалит, панкреатит, орхит

Лечение: домашнее –постельный режим, прием жаропонижающих препаратов (парацетамол, ибупрофен), орошение рта (тантум верде), обезболивающие. Во время осложнений ребенка необходимо перевести в стационар.

Иммунитет после болезни устойчивый, повторное инфицирование практически исключено. В 1-2 года делают прививку.
Распространение: воздушно-капельное, контактное.Симптомы: сильная боль в горле, температура 38-40°С, увеличенные миндалины, возможна рвота и мелкая сыпь по телу. Носогубный треугольник бледнеет.

Как выглядит заболевание:

Развитие болезни: в первые дни болезнь поражает верхние дыхательные пути, далее проникает в кровь, вызывая сыпь и общее недомогание. Сыпь начинает пропадать на 5-7 день.

Возраст: от 1 года до 10 лет.

Инкубационный период: от 5 до 7 дней. Начинается заболевание сразу в острой форме, похожей на ангину.

Осложнения: воспаление суставов, миокардит, лимфаденит, отит, синусит, пневмония.

Лечение: в домашнем режиме, прописывают антибиотики (цефтриаксон), антибактериальные и обезболивающие спреи в горло (ингалипт, тантум верде, оралсепт), жаропонижающие (нурофен, панадол). Если ребенок грудной или возникли осложнения, то его направляют в стационар.

После перенесенного заболевания возникает стойкий иммунитет.
Распространение: воздушно-капельное, при прямом контакте с больным.

Симптомы: температура 37,5-38°С, появление розовых пятен по всему телу, через 4-7 часов сыпь превращается в мелкие пузырьки, а через сутки-двое покрывается корочкой. Возможен зуд.

Больше информации о симптомах и признаках ветряной оспы найдете тут.

Как выглядит заболевание:

Развитие болезни: вирус герпеса (ветрянка) поражает верхние дыхательные пути, проникает в лимфатические пути и затем проникает в кровь. Далее выходит в виде сыпи на коже и на слизистых оболочках. Через 7-15 дней корочки отпадают. Температура может подниматься волнами.

Возраст: от 1 года до 13 лет. Пик заболеваемости возникает с 3 до 6 лет.

Инкубационный период: от 11 до 27 дней (чаще 13-21 день).

Осложнения: пневмония, энцефалит, менингит, круп, стоматит.

Лечение: полоскание рта антибактериальным раствором, прием жаропонижающих препаратов, смазывание сыпи зеленкой (точечное), использование противовирусных мазей. Больше информации о лечении ветрянки ищите здесь.

После перенесенного заболевания возникает стойкий иммунитет. Повторное заражение практически исключено. Также читайте о профилактике возникновения ветряной оспы.

Распространение: воздушно-капельное, фекально-оральное.

Симптомы: высокая температура, простудные симптомы, проблемы со стулом, вялость, слабость, телесная раздражительность, мышечная слабость, ребенку больно садиться на горшок, появляется потливость, сбивчивое дыхание, судороги.

Как выглядит заболевание:

Развитие болезни: инфекция сразу поражает нервную систему, проникая в спинной мозг. Первые 1-3 дня появляется высокая температура 38-40°С, появляются боли в суставах. Далее, спустя 2-4 дня, у ребенка возникают проблемы с мимикой, нарушение речи. При сильном обострении заболевания возможна потеря сознания. Через 2 недели все симптомы постепенно утихают.

Возраст: от 1 года до 6 лет

Инкубационный период: от 7 до 23 дней.

Осложнения: менингит, искривление костей и суставов, инвалидность.

Лечение: лекарства от болезни нет, но эффективно помогает укрепить иммунитет – вакцинация. После перенесенного заболевания активно применяется лечебно-восстановительная гимнастика. Как только возникли первые симптомы болезни – ребенка необходимо госпитализировать.

После болезни иммунитет становится устойчивый. Повторное инфицирование исключено. Также активно работает вакцина, она в 99% исключает заражение.В данном видео представлена программа «Жить здорово» с Еленой Малышевой. Тема передачи «Полиомиелит».

В ней рассказывается о симптомах болезни, ее лечения и о последствиях.

Распространение: воздушно-капельное и при близком контакте с больным.

Симптомы: первые 1-2 недели ребенка беспокоит простой кашель и легкая температура, далее кашель становится приступообразным.

Ребенок может во время кашля синеть и могут лопаться капилляры глаз.

Развитие болезни: бактерия проникает в верхние дыхательные пути и присутствует там 1-2 месяца. Она почти сразу провоцирует рецепторы кашлевой зоны, в связи с чем возникает непрекращающийся кашель, вплоть до рвотного рефлекса. Даже после исцеления, приступообразный кашель может сохраняться 2-3 месяца.

Возраст: от 6 мес. до 14 лет

Инкубационный период: от 3 до 15 дней. Заразность сохраняется первые 20-30 дней, после инфицирования.

Осложнения: пневмония.

Лечение: в домашних условиях, используют противокашлевые препараты (оралсепт), реже назначают антибиотики (амоксициллин).

До 6 месяцев детям проводят вакцинацию. Далее иммунитет блокирует заражение.
Распространение: воздушно-капельное, контактно-бытовое.

Симптомы: высокая температура от 38°С, боли в горле, отек носоглотки, покраснение миндалин. На второй день в горле появляется налет, начинают образовываться пленки на миндалинах. Возникает отек подкожной клетчатки шеи.

Как выглядит заболевание:

Развитие болезни: возбудитель инфекции – бактерия дифтерии, она проникает в верхние дыхательные пути и поражает горло и лимфоузлы. Отличительная особенность – образование дифтерийной пленки во рту. Через 6-10 дней болезнь идет на спад. В острой форме, у ребенка в первый день возникает множество пленок во рту, горло сильно отекает. Если не оказать первую помощь, то через 2-3 дня возможен летальный исход.

Возраст: от 1 года до 13 лет

Инкубационный период: от 2 до 11 дней (чаще 3-5 дней).

Осложнения: круп, инфекционно-токсический шок.

Лечение: самостоятельное лечение недопустимо, исключительно госпитализация.

В детском возрасте нередко возникают кишечные инфекции, которые можно отнести к возникновению исключительно в период от года до 16 лет.

  • Дизентерия. Характеризуется острым поносом и общей интоксикацией. Возраст повышенной заболеваемости 2-8 лет. Болезнь очень заразна. Передается при контактно-бытовой форме. Инкубационный период длится 2-7 дней.

    Симптомы классические: понос, боли в животе, урчания, кал со слизью, редко бывает кал с кровью. Может быть рвота. Лечение проводятся противомикробными препаратами (энтерофурил) и антибиотиками (см. о лечении кишечной инфекции антибиотиками). Важно также соблюдать специальную диету и пить «Cмекту».

  • Ротавирусная инфекция. Возникает при несоблюдении правил гигиены.

    К ротавирусным инфекциям относятся целые группы возбудителей. Важно всегда тщательно мыть руки ребенку, а также овощи, фрукты и куриные яйца. Симптомами болезни являются боли в животе, тошнота, рвота, понос, высокая температура от 38°С, воспаляется носоглотка, может быть заложенность носа. Болезнь длятся 5-10 дней. Лечат ротавирус в домашних условиях или стационаре.

    Популярные лекарства: «Энтерофурил», «Цефтриаксон», «Смекта». Также нужно придерживаться особой диеты.

Важной составляющей против заражения кишечными инфекциями является соблюдение гигиены.
К респираторным заболеваниям относится целая группа инфекций, поражающая дыхательные пути и имеющая воздушно-капельное распространение.

  • ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции).

    Заболевания имеют следующие симптомы: боли в горле, кашель, температура от 37 до 40°С, слабость. В зависимости от вида инфекции, состояние ребенка может отличаться. Подробнее о симптомах и признаках ОРВИ читайте здесь. Некоторые заболевания проходят в легкой форме, а некоторые имеют осложнения в виде ангины, пневмонии, фарингита. Лечение ОРВИ проводят в домашних условиях.

    Используют противовирусные препараты, жаропонижающие. При осложнениях прописывают антибиотики и предлагают госпитализацию.

  • Ангина. Распространенное заболевание детской возрастной группы. Поражает носоглотку, миндалины и лимфоузлы. Имеет воздушно-капельное распространение и контактно-бытовое.

    Симптомы ангины: повышается температура (от 38 до 40°С), появляется сильная боль в горле, ощущается болезненность в лимфоузлах, возникает сильный насморк (иногда с выделением гноя), во рту на миндалинах образовывается белый или желтый гнойниковый налет. Заболевание длится 7-12 дней. Лечение ангины проводится в домашних условиях при помощи жаропонижающих и противовирусных препаратов.

    Возможно использование спреев для горла и полоскания.

  • Грипп. Отдельная группа вирусов, имеющая множество штаммов. Ежегодно мутирует и образовывает новые подвиды. Передается воздушно-капельным путем. Основные симптомы – боли в горле, высокая температура, насморк, ломота, головная боль и светобоязнь. Заболевание длится 7-15 дней.

    Лечение гриппа проводится противовирусными препаратами и сильным антибиотиком. В случае осложнений ребенка госпитализируют.

  • Энтеровирусные инфекции. Проникают в организм ребенка через верхние слизистые оболочки. Поражают верхние дыхательные пути и пищеварительный тракт. Инкубационный период составляет 3-10 дней. Болезнь заразна.

    Симптомы классические – болит горло, появляется насморк. Отличительные черты энтеровируса – напряжение затылочных мышц, высыпания на теле (сыпь или язвочки). Лечение рекомендуется проводить в стационаре. Чаще применяют антибиотик и энтеровирусные препараты.

Нативная реклама

В независимости от вида заболевания, при тревожных симптомах, следует немедленно провести анализы на предположительного возбудителя инфекции. Анализы проводят в стационарном режиме.В лаборатории проводят 2 метода определения возбудителя:

  • иммуноферментный анализ (ИФА) – предоставляет точные результаты диагностики, определяет антитела и помогает предотвратить вторичное инфицирование.
  • полимеразно-цепную реакцию (ПЦР) – выявляет микроорганизмы в малых количествах. Анализ высокочувствительный и специфичный.

Также проводятся классические анализы:

  • анализ крови;
  • анализ мочи;
  • анализ кала.

Обратите внимание, при своевременном точном диагностировании заболевания, можно назначить эффективное лечение и вовремя оказать ребенку правильную медицинскую помощь.
Чтобы максимально обезопасить своего ребенка от инфекционных заболеваний, необходимо соблюдать ряд профилактических мер:

  • огородить (изолировать) здорового ребенка от заразного;
  • закаливать ребенка в соответствии с сезоном;
  • ежедневно проветривать комнату;
  • соблюдать гигиену: часто мыть руки, сделать ребенку отдельное полотенце для рук и лица, ежедневно стирать детское белье (использованное).
  • у ребенка должна быть своя посуда и свое постельное белье;
  • поить ребенка только кипяченой свежей водой;
  • давать ребенку только тщательно вымытые продукты (овощи, фрукты, яйца, ягоды);
  • пользоваться только одноразовыми бумажными платками;
  • два раза в неделю проводить влажную уборку в квартире, где проживает ребенок;
  • вовремя проводить вакцинацию.

Детские инфекционные болезни всегда приходят неожиданно, и в этих случаях важно правильно их диагностировать и вовремя начать лечение. Большинство инфекций может вызвать серьезные осложнения, поэтому лечение необходимо проводить исключительно под руководством врача. Многие заболевания можно предотвратить, сделав ребенку вакцинацию. 0 комментариев

Источник: https://domadoktor.ru/853-detskie-infekcionnye-bolezni.html

Refy-free
Добавить комментарий