Световая среда жилого и общественного интерьера

1.2 Требования, предъявляемые к световой среде общественного интерьера

Световая среда жилого и общественного интерьера

Особенностисветовых решений в клубах и ресторанахобычно завязаны на «изюминку» интерьерапомещения, в зависимости от этого ирасставляются световые акценты. Например,наиболее ярко и направленно могут бытьподсвечены стилеобразующие элементы:бар, сцена для живой музыки, танцпол илиогромная плазменная панель.

Зонарасположения столиков, напротив, должнаспособствовать отдыху и раскованномуобщению, поэтому свет тут, как правило,приглушенный. На границе между светоми темнотой у посетителей возникаетощущение защищенности и эмоциональногокомфорта.

А в остальном – какой бы дизайнпомещения не выбрал заказчик, правилоодно – освещение должно быть безупречноверно «вписано» в общую концепциюзаведения.

При проектированиикомплексного освещения офисов обычнокомбинируются несколько типовсветильников, так как свет призванодновременно решать разноплановыезадачи.

Естественно, важнее всегоправильно подобрать освещение рабочегоместа – людям, целый день работающимза компьютером, выполняющим сложныечертежи или постоянно общающимся склиентами, необходимо абсолютно разноеосвещение.

Однако не менее важны задачисоздания с помощью света зон отдыха,снижения эмоциональной нагрузки,напряжения. Использование светильниковс электронной пускорегулирующейаппаратурой исключает хаотичное мигание.

Если система освещения в офисе плохоспроектирована, то она будет способствоватьснижению работоспособности. Очень важнотакже достижение равновесия междуэнергосбережением и качеством освещения,а также доступность и невысокая стоимостьэксплуатационного обслуживания.

1.3 Естественный свет в жилых помещениях и способы его максимального использования в интерьере

На естественноеосвещение жилых помещений влияетинтенсивность инсоляции, а такжерасстояние до противоположных зданий,близость расположения зеленых насаждений.Все это относится к внешним факторам.

К внутренним относят состояниеестественной освещенности помещения,величина и площадь остекления окон.

Лучшими по форме считаются квадратныеокна, причем верхний край окна долженрасполагаться на расстоянии 15—30 см отпотолка, что обеспечивает максимальноепоступление света в глубину помещения.Наименьший размер межоконных простенковдолжен быть не более двойной шириныоконных проемов.

Из-за задержки светапереплетами окон и решеток потеря светаможет составлять от 10 до 35 %. На состояниеестественного освещения влияет чистотастекла (потеря световых лучей можетдостигать 50 %), плотность занавесей,количество зеленых насаждений наподоконниках.

Естественноеосвещение помещений создается за счетпрямого, рассеянного и отраженного отокружающих предметов солнечного света.

А — освещенностьна рабочем месте;

В — верхний крайокна;

С — солнце;

Д — противоположноездание;

Ес — прямыесолнечные лучи;

Ен — рассеянныйсвет небосвода;

Ез — отраженныйсвет от здания;

Ео — отраженныйсвет от потолка, стен и пола.

Освещенностьпомещения зависит от интенсивностипрямого солнечного света, а также отокраски отражающих поверхностейокружающих зданий, от окраски потолка,стен, пола, мебели с самом помещении.

Темные цвета поглощают большое количествосветовых лучей, белый цвет и светлыетона обеспечивают наибольшее отражениесветовых лучей — 70—90%, желтый цвет —50%, цвет натурального дерева — 40 %, зеленыйи серый — 30%, голубой — 25%, светло-коричневый— 15%, синий и фиолетовый — 10%, черный —1%.

Окраска стен имебели оказывает также психофизическоедействие. Так, красный, оранжевый ижелтый цвета относятся к теплым тонам.Красный цвет возбуждает, желтыйтонизирует. Они улучшают настроение,повышают работоспособность. Эти яркиецвета широко используют в дизайнедетских комнат. Окраска стен и обивкимебели в красный, розовый цвета неприемлема для легковозбудимых людей.

Голубой цветуспокаивает, синий и фиолетовый угнетают.Это холодные тона, они способствуютмеланхолии и депрессии. Зеленый цветассоциируется с зеленой растительностью,поэтому является нейтральным.

Естественноеосвещение может быть боковым, верхними комбинированным. Боковое естественноеосвещение осуществляется через окна внаружных стенах, верхнее — через световыепроемы в потолке, комбинированное —при сочетании световых проемов в стенахи потолке.

Для очень хорошегодневного освещения площадь окон должнасоответствовать площади пола. Для жилыхпомещений достаточно, если площадьостекления относится к площади полакак 1:6 или 1:8.

Солнце создаетосвещенность вне помещений порядкадесятков тысяч люкс. В правильноустроенных жилых помещениях освещенностьу внутренней стены составляет от 0,5 до2,5% от наружной. Летом она достигаетнесколько сот люкс.

Равномерной должнабыть освещенность по помещению и нарабочем месте. Слепящее действие света,яркость и контрастные тени вызываютутомление мышц глаза, принимающихучастие в адаптации к таким условиям.

Нерациональноеосвещение способствует развитиюблизорукости, снижает умственнуюработоспособность, приводит к развитиюутомления и переутомления и возникновениютравм.

Освещение можетбыть обеспечено за счет естественногосвета, искусственных источников светаи комбинацией естественных и искусственныхисточников.

жилой интерьеросвещение светильник

Источник: https://studfile.net/preview/4080776/page:2/

Световая среда жилого и общественного интерьера

Введение

Глава 1. Общие требования к световой среде жилого и общественного интерьера

1.1 Системы и виды производственного освещения

1.2 Психологическое воздействие

1.3 Требования, предъявляемые к световой среде общественного интерьера

1.4 Естественный свет в жилых помещениях и способы его максимального использования в интерьере

    Глава 2. Типы и классификация осветительных приборов

2.1 Классификация освещения

2.2 Типы и основные характеристики ламп

2.3 Виды осветительных приборов

2.4 Виды и группы светильников для жилого интерьера

2.5 Виды и группы светильников для общественного интерьера

    Заключение

    Приложение

Введение

Рациональное освещение помещений и рабочих мест — один из важнейших элементов благоприятных условий труда. При правильном освещении повышается производительность труда, улучшаются условия безопасности, снижается утомляемость.

При недостаточном освещении рабочий плохо видит окружающие предметы и плохо ориентируется в производственной обстановке. Успешное выполнение рабочих операций требует от него дополнительных усилий и большого зрительного напряжения.

Неправильное и недостаточное освещение может привести к созданию опасных ситуаций.

Недостаток естественного света восполняется искусственным освещением.

Основные гигиенические требования к искусственному освещению производственных помещений сводятся к тому, чтобы:

света было достаточно (он не должен слепить и оказывать иного неблагоприятного влияния на человека и на среду);

осветительные приборы были бы легко управляемыми и безопасными, а их расположение способствовало функциональному зонированию помещений;

выбор источников света производился с учетом восприятия цветового решения интерьера, спектрального состава света и благоприятного биологического воздействия светового потока.

Основные источники естественного Света- солнце и небо, искусственного — электрические лампы.  Другие природные и искусственные источники -луна, звезды, светящиеся насекомые, растения, свечи, факелы, газовые фонари и т. п., хотя и не имеют практического значения, могут служить специфическими средствами дизайнерского творчества.

Функции Света в архитектуре и дизайне можно условно разделить на утилитарные, биопсихологические и эстетические. Первые определяются условиями выполнения работ, связанных со зрением, при этом Свет является эффективным средством повышения их производительности.

Оздоровляющее или эмоциональное воздействие Света на человека активно проявляется в интерьерах и городских пространствах, в световых шоу, при светотерапии.

Эстетика Света связана с его визуально — формообразующим действием, причем направление и структура световых потоков различного происхождения определяют условия восприятия объемно — пространственных форм и их деталей.

Любые виды освещения имеют два принципиально разных состояния — прямое и рассеянное. Первое членит форму на освещенные и теневые участки, второе выявляет ее массу целиком, что существенно меняет эмоциональные ощущения зрителя.

Естественный Свет, наиболее привычный для человека, характерен направлением его «сверху» и воспринимается как белый ( тепло — белый от солнца, холодно — белый — от неба ). Кроме того, природный Свет визуально «живой» — он постоянно изменяется по интенсивности, спектру и светотени благодаря переменам погоды и ходу солнца по небосводу.

Искусственный Свет может иметь любое направление в пространстве в зависимости от расположения его источника, что позволяет создавать эстетические эффекты, противоречащие каноническим, привычным условиям освещения.

Так, при множестве разноспектральных источников Света, в среде возникает сложное многоцветное тенеобразование, освещение «снизу» зрительно лишает объем гравитационной ориентации и т. п.

, что создает непривычные, нередко драматизированные ощущения.

Перспективы синтеза Света и дизайнерской формы связаны с органичным «врастанием» источников искусственного Света в материальные формы предметного мира и с дальнейшим развитием технологий его художественного освоения. 

Глава 1. Общие требования к световой среде жилого и общественного интерьера

Строительные нормы и правила устанавливают требования к освещённости в зависимости от характеристик зрительной работы.

Например, самые высокие требования к освещённости предъявляются при выполнении работ очень высокой точности (размер различаемого объекта от 0,15 до 0,30 мм), в этом случае освещённость рабочей поверхности должна быть не менее 500 лк (если высокоточные работы занимают не менее 70% рабочего времени) или не менее 400 лк (если менее 70% рабочего времени). Для выполнения работы средней точности (размер различаемого объекта более 0,5 мм) достаточно освещённости 150-100 лк. Для обзора окружающего пространства требуется освещённость от 300 лк (при высокой насыщенности помещения светом) до 150 лк (при низкой насыщенности помещения светом). Для общей ориентации в пространстве интерьера требуется от 75 лк (при большом скоплении людей) до 50 лк (при малом скоплении людей). Для обшей ориентации в зонах передвижения нормальной является освещённость 30-20 лк. В некоторых случаях требования следует повышать на одну ступень шкалы освещённости (например, при отсутствии в помещении естественного света, в кабинетах, в читальных залах библиотек, в помещениях, где больше половины работающих старше 40 лет…).

В приложении правил детально изложены требования к освещённости, показателю дискомфорта и допустимому коэффициенту пульсации для освещения основных помещений общественных, жилых и вспомогательных зданий, включая

  • административные здания
  • банковские и страховые учреждения
  • образовательные учреждения
  • досуговые учреждения
  • детские дошкольные учреждения
  • санатории, дома отдыха, пансионаты
  • физкультурно-оздоровительные учреждения
  • предприятия общественного питания
  • магазины
  • предприятия бытового обслуживания
  • гостиницы
  • жилые дома
  • вспомогательные здания
  • прочие производственные, вспомогательные и общественные здания.

      В качестве примера, в таблице приведены требования к освещённости некоторых помещений в условиях искусственного освещения

Помещение

Плоскость нормирования освещённости

Искусственное освещение

Освещённость рабочих  поверхностей, лк

Цилиндрическая освещенность, лк

Показатель дискомфорта, UGR, не более

Коэффициент пульсации освещённости, %, не более

при комбинирован- ном освещении

при общем освещении

Административные здания

Кабинеты и рабочие  комнаты, офисы

горизонтальная, 0,8 м от пола

400/200*

300

24/21**

15/20***

Читальные залы

горизонтальная, 0,8 м от пола

500/300

400

150

21

15

Компьютерные залы

на экране дисплея

200

на рабочих столах

500/300

400

14

10

Магазины

Торговые залы

горизонтальная, 0,8 м от пола

300

100

21

15

Торговые залы продовольственных  магазинов с самообслуживанием

горизонтальная, 0,8 м от пола

400

100

21

10

Торговые залы магазинов: посудных, мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, электробытовых, машин, игрушек и канцелярских товаров

горизонтальная, 0,8 м от пола

200

75

24

20

Жилые дома

Жилые комнаты

на полу

150

Кухни

на полу

150

Коридоры, ванные, уборные

на полу

50

Помещение консьержа

на полу

150

Вестибюли

на полу

30

Поэтажные коридоры и лифтовые холлы

на полу

20

Лестницы и лестничные площадки

пол площадки, ступени

20

ПРИМЕЧАНИЕ: * При дробном обозначении освещённости в числителе — норма освещённости от общего и местного освещения на рабочем месте, в знаменателе — освещённость от общего освещения по помещению.

 ** При дробном обозначении объединённого показателя дискомфрта в числителе — норма для общего освещения в системе комбинированного освещения, в знаменателе — для системы одного общего освещения.

 

*** При дробном обозначении коэффициента пульсации в числителе — норма для местного освещения или одного общего освещения, в знаменателе — для общего освещения в системе комбинированного.

Установление требований к освещению имеет различные аспекты, в том числе инженерный и физиологический. Во-первых, нужен единый подход к проектированию и эксплуатации оборудования различного назначения (светотехнического, электрического, вентиляционного и т.д.).

Это определяется экономической целесообразностью, а в некоторых случаях и тем, что в интерьер невозможно разместить отдельные виды оборудования без комплексного инженерного проектирования. При этом надо иметь в виду улучшение всей рабочей среды интерьера в целом.

Нельзя, например, получить хороший результат в помещении с неудовлетворительным уровнем шума, даже если оно прекрасно освещено.

Кроме того, сама по себе задача освещения имеет комплексный характер, поскольку свет в интерьере обеспечивает зрительную работоспособность, но также выполняет психологические, биологические и эстетические функции. Хотя многофункциональность света практически ни у кого не может вызвать сомнений, при проектировании осветительных установок она достаточно редко учитывается.

Комплексный инженерный подход без учёта разнообразных функций света в интерьере и влияния его на человека недостаточен. Против равномерного бестеневого освещения протестуют специалисты многих стран. В специальной светотехнической литературе в последние годы всё больше внимания уделяется свету как одному из элементов среды.

При этом сравнительно немного литературы о роли света в архитектуре интерьера. Богатый материал, который даёт в руки архитектора и дизайнера современная светотехника, ещё не используется ими в достаточной мере, по крайней мере, на практике.

Свет в такой же мере строительный материал, как камень, кирпич и другие компоненты конструкций зданий, строений, поскольку они воспринимаются только благодаря свету. Поэтому свет — это один из важнейших факторов проектирования.

Однако, как показывает практика, архитекторы или дизайнеры далеко не всегда умеют правильно использовать свет, что не только обедняет архитектурное решение, но иногда приводит к искажению проекта, т.к.

интерьер из-за несоответствующего распределения яркости или, скажем, несоответствующего выбора источников света выглядит совсем иначе, чем было запланировано.

Необходимо обратить особое внимание на субъективную оценку, которая является более важной, чем строгое удовлетворение численных значений нормируемых величин. Субъективная оценка помогает оценивать и обосновывать новые требования к качеству освещения.

Каждая характеристика наблюдаемого интерьера требует отдельной оценки, порой только субъективной, иногда анализа субъективных данных и объективных измерений и гораздо реже — только объективных измерений.

1.1 Системы и виды производственного освещения

Различают следующие виды освещения:

естественное освещение, создаваемое прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода;

искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света;

совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение, дополняется искусственным.

Конструктивно естественное освещение подразделяют на боковое, верхнее и комбинированное.

Боковое (одно — и двухстороннее) освещение помещений осуществляется через световые проемы в наружных стенах зданий, а в некоторых случаях через стены, если они выполнены из материалов, частично пропускающих свет.

Систему естественного освещения выбирают с учетом следующих факторов:

назначения и принятого архитектурно-планировочного, объемно-пространственного и конструктивного решения здания;

требований к естественному освещению помещений, вытекающих из особенностей технологической зрительной работы;

климатических и светоклиматических особенностей места строительства зданий;

экономичности естественного освещения.

При ширине помещения до 12 метров рекомендуется боковое одностороннее освещение, при ширине 12…24 метра — боковое двухстороннее.

Верхнее освещение производится через световые проемы в перекрытии, аэрационные и зенитные фонари, также через световые проемы в местах перепада высот здания.

Комбинированное освещение рекомендуется при ширине помещения более 24 метров. Оно является наиболее рациональным, так как создает относительно равномерное по площади освещение.

Искусственное освещение по конструктивному исполнению может быть двух видов — общее и комбинированное.

Систему общего освещения применяют в помещениях, где по всей площади выполняются однотипные работы (литейные, сварочные, гальванические цехи), а также в административных, конторских и складских помещениях.

Различают общее равномерное освещение (световой поток распределяется равномерно по всей площади без учета расположения рабочих мест) и общее локализованное освещение (с учетом расположения рабочих мест).

При выполнении точных зрительных работ (например, слесарных, токарных) в местах, где оборудование создает глубокие резкие тени или рабочие поверхности расположены вертикально (штампы, гильотинные ножницы), наряду с общим освещением применяют местное.

Совокупность местного и общего освещения называют комбинированным освещением.

Применение одного местного освещения внутри производственных помещений не допускается, поскольку образуются резкие тени, зрение быстро утомляется и создается опасность производственного травматизма.

Источник: https://www.referat911.ru/Stroitelstvo/obshhie-trebovaniya-k-svetovoj-srede/105879-1933888-place1.html

Refy-free
Добавить комментарий