Сущность социального государства

Социальная сущность государства

Сущность социального государства

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра философии

Контрольная работа по теме «Социальная сущность государства. Проблема происхождения государства. Правовое государство».

Преподаватель: Казанов Александр Игоревич

Студент 1-ого курса ГмУз-09

Котова Полина Андреевна

Пермь 2009

1. Введение

2. Проблема происхождения государства.

3. Социальная сущность государства.

4. Правовое государство

Введение

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.

По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер.

Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства. В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф.

Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и государства», написанной с учетом громадного исторического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь. История государства неотделима истории общества.

Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Проблема происхождения государства

Мыслители всех времен задумывались над причинами происхождения государства.

1) Теологическая теория. Государственность есть воплощение веления богов. Повеления власти государя служат проявлениями божьей воли. (Подумайте, каковы плюсы и минусы такой власти государства.)

2) Патриархальная. Человек есть «политическое животное» и обретает себя только в общении с себе подобными. Государство вырастает из семьи, формируется и живет по ее законам.

3) Договорная. С усложнением хозяйственной деятельности люди посчитали необходимым, чтобы определенная группа людей взяла на себя заботы об общих делах, о защите и безопасности остальных членов общества, которые получили от нее возможность спокойно трудиться, торговать, заниматься частными делами.

Для того чтобы власть могла решать эти вопросы, ее наделяют полномочиями. Каждый уступает ей часть своей личной независимости и свободы, обязуется выполнять ее распоряжения, законы, выплачивать налоги, на которые власть могла бы существовать и выполнять свои функции.

Так люди договорились между собой, и как результат этого общественного договора возникло государство.

4) Психологическая. Люди от рождения обладают определенными психологическими особенностями: одни испытывают потребность к управлению, другие – к подчинению. В государстве и праве находят свое воплощение эти проявления человеческой психики. В ком домининирует инстинкт послушания – большинство, следовательно, народ – пассивная масса, которую ведут некие вожди.

5) Биологическая. Все люди, как и животные, делятся на 2 группы – хищников и травоядных, сильных и слабых. Сильных – меньшинство, и, чтобы выстоять, им необходимо организовываться и захватывать власть. Они должны издавать законы для слабых и захватывать власть. (Может ли государство служить только сильным?)

6) Классовая. Возникновение государства объяснялось внутренними причинами, то есть процессами, происходящими в самом государстве. Главным в процессе образования государства было развитие производительных сил общества

Исходя из существования множества теорий можно сделать следующие выводы:

В целом не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, войны и завоевания, внешне влияния и торговля, идеологический фактор и многое другое.

История доказала, что государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Если попробовать все же систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Первая группа – экономические факторы, а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа – социальные факторы.

Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей – их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди на богатых и бедных.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и своё государство.

Подведем итог. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни её – в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования.

Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины – на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуется особые нормы – законы, обеспечение силой государства.

В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче – единой, подходящей для всех модели нет.

Социальная сущность государства

Сущность государства, т.е. его социальная направленность, проявляется в основных приоритетах его деятельности, называемых функциями государства. В них выражается практическая деятельность государства, его цели и задачи.

Функции реализуются не внутри самого государственного аппарата, они воздействуют на общественные отношения в стране. Классифицировать функции государства возможно по разным критериям. Наиболее распространенным является разделение на внутренние и внешние, т.е.

в зависимости от сферы их воздействия.

1. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри самого общества.

— Правоохранительная функция выражается в защите и восстановлении правопорядка и безопасности в обществе, охране прав и свобод граждан и организаций, а также в применении мер государственного высказывания к правонарушителям.

— Экономическая функция заключается в регулировании государством основных направлений экономической деятельности страны. Данная функция проявляется в формировании и исполнении бюджета страны, обеспечение равных условий для существования различных форм собственности, стимулирования роста производства и т.д.

— Социальная функция направлена на обеспечение достойных условий существования всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Важнейшей задачей данной функции является поддержание на достойном уровне жизни малоимущих слоев населения и нетрудоспособных граждан (инвалиды, пенсионеры и т.д.).

— Экологическая функция выражается в разработке и контроле за соблюдением природоохранительного законодательства. Она призвана обеспечить чуткое и бережное отношение общества к среде обитания, сохранять и улучшать природные условия страны, а также карать за нарушения правового режима природопользования.

— Идеологическая функция характерна для недемократических государств, ибо при демократии в обществе существует идеологический плюрализм и отсутствует официальная идеология.

2. Внешние функции – это деятельность государства международной арене, действия по установлению и поддержанию отношений с другими странами.

— Оборонная функция включает в себя систему мер, направленных на защиту суверенитета, целостности страны, создание и развитие вооруженных сил, организацию деятельности таможни и других способов защиты от внешних нападений.

— Функция сотрудничества с другими государствами предполагает разносторонние виды взаимодействия с зарубежными странами – это и политическое, и дипломатическое, и культурное, и торгово-экономическое сотрудничество.

— Контрольно-наблюдательная функция связана с деятельностью государства по разоружению, предотвращению войн, мирному урегулированию мировых конфликтов и т.д. Это функция предполагает участие страны в миротворческих операциях, посредничество в разрешении межнациональных конфликтов и т.д.

Приведенная выше классификация функций государства не является единственной. Помимо неё, существует разделение функций на постоянные (правоохранительная, социальная) и временные (оказание гуманитарной помощи); на охранительные (экологическая, оборонная) и регулятивные (экономическая).

С течением времени функции государства могут меняться – приобретать и утрачивать значение, возникать и отпадать. Многие функции могут трансформироваться и обновляться, однако очевидно одно – в социально направленном государстве все они ориентированны на поддержание нормальной жизни людей и развитие общества.

Правовое государство.

Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Еще лет десять тому назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая её сторонников за приверженность к буржуазным демократическим ценностям, будто бы чуждым нашему обществу.

Говорить о том, что идея правового государства родилась лишь в новое время и связана с утверждением буржуазных отношений, ошибочно.

Она вызревала, крепла, совершенствовалась на протяжении нескольких столетий, постепенно вбирая в себя передовые представления о роли права в развитии человеческого общества. Первые элементы концепции правового государства появились в античности.

Вспомните о Древней Греции и Древнем Риме, где философы говорили о власти закона как о сочетании силы и права, о естественном (природном) равенстве людей, о праве как о мериле справедливости, о государстве как о «дело народа» (буквальный перевод латинского).

Мыслители эпохи перехода от средневековья к новому времени смотрели на государство как на продукт длительного развития общества и пытались из разума и опыта вывести естественные законы его жизни. Вспомним слова английского философа Дж. Локка:

«… Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека. …»

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство – государство, где властвует закон.

Правовое государство – это государство, которое характеризуется суверенностью народа как единственного источника власти; государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом; призванное обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности.

Разъясним признаки правового государства:

Признаки правового государстваИх содержание
12
Верховенство права во всех сферах жизни обществаПодчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека
Эффективная система самоконтроля и надзора за соблюдением законаКонтроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи
Принцип разделения властейНаличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти
Полная гарантированность и незыблемость прав человекаРеальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизма их полной гарантированности и всесторонней защищенности
Взаимная ответственность государства и личностиГраждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов

Современное конституционное государство складывалось поэтапно (см. Е. Н. Захарова. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». – М., 1998.) :

I этап – государство установило суверенную государственность посредством монополизации средств «Узаконенного физического насилия» (М. Вебер) и сосредоточило их в руках государства;

II этап – государство становится конституционным, когда этот «Левиафан» (Гоббс) создает условия мира и выживания, осуществляет разделение властей и гарантирует права человека;

III этап – с проведением в жизнь принципа суверенитета народа и с завоеванием всеобщего избирательного права оно становится демократическим конституционным государством;

IV этап – государство дополняется компонентами специального государства, государства «всеобщего благоденствия».

– Какие вы знаете определения государства, каковы различные подходы к определению государства?

– Что, по-вашему мнению, лежит в основе рассмотрения этапов становления правового демократического государства – классовый подход (государство – есть насилие одного класса над другим) или признание регулятивной задачи государства как главное?

цель правового государства – обеспечение гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.

Правовое государство – это и правовое общество, где правовые отношения объединены с гражданскими.

Права человека – система экономических, политических, социальных и юридических прав и гарантий, направленных на обеспечение жизнедеятельности в тех или иных конкретно-исторических условиях.

Пути формирования правового государства

1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения, его правовую гармоничность.

3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширения компетенции последних. (Политология: учеб. пособие / сост. А. А. Радугин.)

Основными признаками правового государства являются:

Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком)Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государств, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии и т.п. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой.
Принцип разделения властейЭтот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.
Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития— Приоритет прав и свобод личности- Социальная защищенность- Социальная справедливость
Четкое разграничение функций общества и государстваГосударство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Список использованной литературы.

1. Кишенкова О.В. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.

2. Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007

3. Головистикова А.Н. Правоведение в таблицах и схемах – М.: Эксмо, 2006

4. Никитин А.Ф. Основы государства и права. – М.: Дрофа,2002.

5. Обществознание: учеб. / А.Б. Безбородов, М.Б. Буланова, В.Д. Губин; под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007

6.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_08/468.htm

2 Понятие и сущность социального государства

Сущность социального государства

Общество возниклозадолго до государства и длительноевремя обходилось без него.

Объективнаяпотребность в государстве появиласьпо мере усложнения внутреннего строенияобщества (социального расслоения),обострения в нем противоречий из-занесовпадения интересов социальных иувеличения числа антиобщественныхэлементов.

Следовательно, государствопришло на смену отживающей свой векродовой организации как новая формаорганизации изменившегося и усложнившегосяобщества.

Социально государство– характеристика (принцип), относящаясяк конституционно-правовому статусугосударства, предполагающая конституционноегарантирование экономических и социальныхправ и свобод человека и гражданина исоответствующие обязанности государства.

Означает, что государство служит обществуи стремится исключить или свести кминимуму неоправданные социальныеразличия. Впервые социальный характергосударства был провозглашен в Основномзаконе ФРГ 1949 г. в ч.1 ст.2: ФРГ – социальноегосударство.

Этот принцип в Основномзаконе не конкретизируется.

Социальноегосударство – это такое государство,которое помогает слабому повлиять нараспределение благ в духе справедливости,чтобы обеспечить каждому достойноечеловека существование.

Государстводолжно гарантировать прожиточныйминимум, помогать социально слабым,брать на себя ответственность за доступкаждого к таким жизненно важным благам,как жилье, питание, образование, помощьв случае болезни и т.п.

К середине XIX в.повышение роли социальных функцийгосударства стало настолько очевидным,что возникла необходимость в фиксацииэтого нового качества.

Понятие «социальноегосударство», введенное в научныйоборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г.,вместило в себя атрибуты, присущиеданному феномену. В определениисоциального государства, предложенномЛ.

Фон Штайном, содержался ряд принципиальныхположений, расширявших традиционноепонимание обязанностей государства.

Появление термина»социальное государство» фактическиознаменовало признание изменившейсяприроды государственности. Данноепонятие отразило свершившийся переходот «полицейского» государства,»государства общественного договора»,»государства как высшей формы власти»к государству, осуществляющему социальныефункции.

А значит, оно берет на себяответственность за благосостояниеграждан, обеспечивает доступностьсоциальной поддержки всем членамобщества, создает государственныесистемы социального обеспечения исоциальной защиты, вводит бюджетноефинансирование социальных программ иновые механизмы социальной политики ввиде государственного социальногострахования, становится доминирующимсубъектом социальных функций в обществе.

В соответствии сКонституцией РФ (ст. 7) РоссийскаяФедерация — социальное государство.

Социальноеобеспечение является средством, котороеиспользует социальное государство,чтобы противостоять таким превратностямсудьбы, как социальное неравенство.

Ст. 7 КонституцииРФ провозглашает, что социальная политикаРоссийской Федерации «направлена насоздание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитиечеловека».

Социальная политика Российскогогосударства не исчерпывается названнымив статье 7 Конституции РФ направлениями,а включает и другие виды социальнойпомощи, в том числе бесплатноепредоставление малоимущим жилой площади,компенсационные выплаты и т. д.

задачасоциального развития российскогообщества определяет основные направлениясоциальной политики, реализация которыхна практике приведет к созданию важнейшихэлементов социального государства вРоссийской Федерации.

В их число входят:охрана труда и здоровья людей; установлениегарантированного минимального размераоплаты труда; обеспечение государственнойподдержки семьи, материнства, отцовстваи детства, инвалидов и пожилых граждан;развитие системы социального обслуживания;установление государственных пенсий,пособий и иных гарантий социальнойзащиты.

Таким образом,поставлена задача построения такогогосударства, которое отвечало бы всеммировым критериям достойной и свободнойжизни человека. Пока же наша странанаходится лишь на начальном этапе такогосоциального развития.

Однако следуетиметь в виду, что решение проблемсоциального государства возможно приналичии политической воли руководствагосударства и, прежде всего, законодательногооргана, который должен установитьминимальную заработную плату немикроскопическую, а выше минимальногопрожиточного уровня, как это сделаново всех цивилизованных странах.

В равноймере это относится и к пенсиям, которыев среднем в два раза ниже минимальногопрожиточного уровня.

Говоря о функцияхсоциального государства, следует иметьв виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи всетрадиционные функции, обусловленныеего природой государства как такового;

б) на содержаниевсех функций социального государстваналагает отпечаток его общее социальноеназначение, то есть традиционные функциикак бы преломляются через призму целейи задач социального государства, и вэтом плане можно вести речь о наличииу него общей социальной функции (общемсоциальном назначении);

в) в рамках общейсоциальной функции можно выделитьспецифические направления деятельностисоциального государства – специфическиефункции, к которым относятся:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

  2. охрана труда и здоровья людей;

  3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

  5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

  7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

  8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

  9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

  10. забота о сохранении мира в обществе.

Таким образом, извышесказанного можно сделать вывод,что социальное государство – этогосударство, стремящееся к обеспечениюкаждому гражданину достойных условийсуществования, социальной защищенности,соучастия в управлении производством,а в идеале примерно одинаковых жизненныхшансов, возможностей для самореализацииличности в обществе.

Деятельность такогогосударства направлена на всеобщееблаго, утверждение в обществе социальнойсправедливости.

Оно сглаживаетимущественное или иное социальноенеравенство, помогает слабым иобездоленным, заботится о предоставлениикаждому работы или иного источникасуществования, о сохранении мира вобществе, формировании благополучнойдля человека жизненной среды.

Становлениесоциального государства – это процессне только экономический и политический,но и процесс нравственный, требующий«человеческого» измерения.

Социальноегосударство осуществляет свои цели ипринципы в форме правовой государственности,и идет по пути гуманизации общества –стремится расширить права личности инаполнить правовые нормы болеесправедливым содержанием.

Оно призванообеспечивать благо индивида: социальнуюбезопасность, материальные условиясвободы и достойного существованиякаждого человека.

Государствонепосредственно занимается распределениемобщественного богатства, но при этомне подрывает такие основы рыночногохозяйства, как частная собственность,конкуренция, предприимчивость,индивидуальная ответственность и т.п.,не порождает массовое социальноеиждивенчество.

Источник: https://studfile.net/preview/3646455/page:2/

Сущность социального государства

Сущность социального государства

Социальное государство это особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство является итогом сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

на научном — как идею и ее развитие в различных концепциях,

на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства,

на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Понятие “социальное государство” было выдвинуто в 1850 г. немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются:

— в восстановлении равенства и свободы,

— в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.

Фон Штейн отмечал, что социальное государство «обязано поддерживать равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной личности посредством своей власти… развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле и говорится о социальном государстве».

В 1930 году немецким ученым Г. Геллером было предложено понятие «социальное правовое государство» и дана его трактовка. Центральной идеей социального правового государства становится акцентирование на правах гражданина с их социальными гарантиями со стороны государства.

Термин «социальное государство» подчеркивает именно то обстоятельство, что государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально незащищенных групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда.

Социализация государства — это процесс поиска механизмов согласования интересов большинства его членов, гармонизации свободной конкуренции на рынке и социального равновесия в обществе, прав личности и гражданской ответственности. Баланс достигается через многогранную деятельность современного социального государства.

В ее основе – перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости, охрана прав работника на предприятии, социальное страхование, социальный надзор и попечительство, поддержка семьи, материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры, экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе. Государство, объявившее себя социальным, призвано обеспечить высокий прожиточный минимум, социальное равенство, гарантированное социальное обеспечение и социальную защиту, постоянное повышение уровня благосостояния, т.е. выполнять масштабные по своему объему и значимости социальные функции.

Социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Оно должно заботиться обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, патриотизма и милосердия.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.

Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как солидарная ответственность поколений и сословий —богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин (гендерное равенство).

Основная цель социального государства — максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать:

во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния;

во-вторых, создание равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию;

в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

Разумеется, это идеальная модель социального государства. На практике же каждая страна приближена к этой модели в большей или меньшей степени.

Понятие «социальное государство» включено теперь во многие конституции — Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г. и ряда других стран. Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_73341_sushchnost-sotsialnogo-gosudarstva.html

Что означает понятие

Сущность социального государства

Сегодня очень актуальным является вопрос о том, что означает понятие «социальное государство». Мы живем в то время, когда реализация его принципов становится не только возможной, но и необходимой. Так что такое социальное государство? Давайте разберемся.

Само понятие «социальное государство» представляет собой принцип (характеристику), который относится к конституционно-правовому статусу.

Он предполагает то, что конституция гарантирует социальные и экономические права и свободы человека, а также соответствующие обязанности, которые оно на себя берет.

Социальное государство — это государство, которое должно служить обществу, стремиться к тому, чтобы социальные различия были сведены к минимуму или полностью исключены.

Является ли Россия социальным государством?

Конституция РФ дает положительный ответ на этот вопрос. В ней говорится о том, что наша страна является социальным государством. А понятие «социальное государство» означает, что политика страны направлена на создание таких условий, при которых свободное развитие человека и достойная жизнь каждого были бы обеспечены. Следовательно, и Российская Федерация к этому стремится.

Закрепленные в Конституции РФ обязанности государства

Для того чтобы лучше усвоить понятие «социальное государство» и его сущность, предлагаем ознакомиться с его обязанностями, закрепленными в РФ конституционно. Среди них можно выделить следующие:

— охранять здоровье и труд людей;

— устанавливать минимальный размер оплаты труда, который является гарантированным;

— обеспечивать семье, детству, отцовству, материнству, пожилым гражданам и инвалидам государственную поддержку;

— развивать существующую систему социальных служб;

— для граждан устанавливать пособия, государственные пенсии и другие гарантии социальной защиты.

Сущность и цель государства социального типа

Соединение всех народностей, наций, социальных групп, объединяемое особым понятием «гражданское общество», является сущностью государства социального типа. Социальное государство — это государство, целью которого является обеспечение защиты и интересов общества в целом. Строится оно на признании законных интересов, свобод и прав человека, которые рассматриваются как высшая ценность.

Социальное государство — это политическая организация, представляющая собой институт, направленный на организацию общества в целом, достойной жизни каждого, защиту свобод, прав и интересов всех народов и граждан. Это орудие решения конфликтов и споров как на территории страны, так и за пределами ее. Вот что означает понятие «социальное государство».

Оно тесно связано с институтом права. Лишь правовое государство, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права, может стать социальным. С середины 90-х гг.

в ситуации, когда, с одной стороны, распространялись либеральные идеи, а с другой — социальная роль государства и требований, выдвигаемых обществом в отношении социальной политики, повышалась, новые представления начали формироваться об интересующем нас типе государстве.

Социальное государство — это государство, которое рассматривается сегодня как механизм, снимающий противоречия между социальными целями и законами рынка. Это очень важная его характеристика.

Отказ от патерналистской роли

Социальное государство, в отличие от так называемого «государства всеобщего благоденствия», стремится сегодня отказаться от патерналистской роли.

Оно ориентировано на то, чтобы устранить иждивенчество.

Социальное государство — это государство, для которого характерным является стремление создать благоприятные условия для общества через рыночное хозяйство, являющееся социально-ориентированным.

Периодизация развития

Начавшийся в середине 90-х гг. в нашей стране период можно назвать этапом либерального социального государства. Выделяются следующие виды последнего:

— социалистический (с 70-х годов 19 века до 30-х годов 20 века);

— правового социального государства (с 30-х годов до конца 40-х годов 20 века);

— государство социальных услуг (конец 40-х годов — 60-е годы прошлого века);

— государство всеобщего благоденствия (конец 50-х годов — середина 80-х);

— этап кризиса и деструкции государства всеобщего благоденствия (80-е годы — середина 90-х);

— либеральное социальное государство (с середины 1990-х годов по настоящее время).

Признаки социального государства

Формировавшиеся в течение более 100 лет определения интересующего нас понятия содержат, при всей своей кажущейся разнородности, ограниченный набор постоянных признаков. Первым из них является доступность для всех членов общества социальной поддержки государства.

Вторым — правовая природа осуществления государством социальной политики, его право осуществлять регулирование и контроль социальных процессов. При этом правовая функция заключается не только в регулировании социальных процессов, но и в наделении социальными правами граждан.

Государство же является социально ответственным. Третий константный признак — наличие бюджетных социальных выплат. Четвертый — наличие государственной системы обеспечения занятости, соцобеспечения и соцзащиты. Пятый — признание своей ответственности за уровень благосостояния граждан.

Социальное государство — это государство, в котором все эти признаки присутствуют.

Социальная политика

Социальная политика — это один из главных инструментов, служащих для реализации социального государства. Взаимосвязь последнего с ней проявляется прежде всего в том, насколько глубоко и полно оно проводит социальную политику, а также в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан. Таким образом, социальное государство — это когда действуют принципы социальной политики.

Направление ее заключается в достижении результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния граждан, повышением качества жизни людей и достижением в государстве общественно-политической стабильности, недопущением возникновения в нем очагов социальной напряженности.

Функции

Итак, мы ответили на вопрос: «Что означает понятие «социальное государство»?». Рассмотрим теперь функции, которыми оно обладает. Говоря о них, следует учитывать следующие обстоятельства:

— социальному государству присущи все функции, являющиеся традиционными для любого государства;

— на содержание их накладывается его общее социальное значение, поэтому постулаты, являющиеся традиционными, преломляются через призму задач и целей социального государства;

— можно выделить в рамках социальной функции и отдельные, специфические направления, в которых протекает деятельность социального государства.

В частности, к последним относятся:

— охрана здоровья и труда людей;

— поддержка категорий населения, являющихся социально незащищенными;

— поддержка отцовства, материнства, семьи и детства;

— сглаживание путем перераспределения доходов социального неравенства;

— поощрение благотворительности и др.

«Человеческое» измерение

Не только политическим и экономическим, но и нравственным процессом является становление социального государства. Оно требует «человеческого» измерения. Признаками такого государства являются:

— демократическая организация системы власти;

— высокий нравственный уровень населения, а должностных лиц — прежде всего;

— мощный экономический потенциал, который позволяет осуществлять различные меры, направленные на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя положения собственников;

— социальная направленность политики такого государства, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетность их реализации и др.

Препятствия, стоящие на пути социального государства в России

1. Наша страна еще не обрела достаточной опоры в праве, и в России социальное государство не может опереться на его фундамент. У нас его создание не является, как на Западе, новым этапом, который проходит в своем развитии правовое государство.

2. В России «средний слой» собственников все еще не создан. От партийно-государственной собственности, стихийно приватизированной, практически ничего не досталось большинству населения нашей страны.

3. В России отсутствует экономический потенциал, необходимый для осуществления мер, направленных на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя автономии и свободы собственников.

4. В нашей стране до сих пор не ликвидированы монополии во многих важных видах сбыта и производства. Это приводит к тому, что реальная конкуренция отсутствует.

5. Отсутствует также зрелое, развитое гражданское общество.

6. Уровень нравственности в российском обществе снижен, практически потеряны духовные ориентиры равенства и справедливости. С помощью «профессиональных» политиков и идеологов, а также СМИ утверждается в общественном сознании пагубное представление о том, что экономика и политика несовместимы с нравственностью.

7. Политические партии, существующие в России, четких социальных программ не имеют.

8. В процессе освобождения от вмешательства государства российского общества снижена по инерции социальная роль государственности. То есть общество впало в другую крайность, и гражданин остался со стихией рынка один на один.

9. В обществе реальные, четко обозначенные цели отсутствуют, нет моделей жизнеустройства, являющихся научно выверенными.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, единственным путем для развития в нашей стране свободного общества является именно развитие социальной государственности. Это касается не только России, но и всех остальных стран.

Итак, вы узнали о том, что означает понятие «социальное государство». Эта тема затрагивается при изучении таких дисциплин, как политология и правоведение. При сдаче ЕГЭ по обществознанию требуется иметь представление о том, что такое социальное государство. Это понятие в идеале должен знать каждый гражданин.

Источник: https://FB.ru/article/196575/chto-oznachaet-ponyatie-sotsialnoe-gosudarstvo-suschnost-sotsialnogo-gosudarstva

Вопрос 1. Сущность социального государства

Сущность социального государства

Социальное государство (от нем.

Sozialstaat) особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство является итогом сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

Ø на научном — как идею и ее развитие в различных концепций,

Ø на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства,

Ø на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Понятие “социальное государство” было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются:

— в восстановлении равенства и свободы,

— в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.

https://www.youtube.com/watch?v=mRriyxSDX3M

Словосочетание «социальное государство» включено теперь во многие конституции — Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г. и ряда других стран. Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ.

Одни авторы считают, что социальное государство аналогично «государству (всеобщего, — В.Ч.) благоденствия» (welfare state), иногда говорят, что последний термин — это английский вариант первого.

Другие усматривают сходство социального государства с трудовым государством (благоприятствующем труду) — workfare state (этот труднопереводимый на русский язык неологизм не является точным термином, он появился, скорее, как игра слов, для противопоставления термину welfare state, чтобы показать, каким на деле должно быть современное государство.

Некоторые исследователи, констатируя, что «золотое тридцатилетие» государства благоденствия давно закончилось, предлагают вместо него «селективное (выборочное, — В.Ч.) государство благосостояния, говорят о передающем, перемещающем социальные блага, «вымешивающем государстве» (transfer state, churning state), называя его «идеальным типом государства» и т.д.

Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

Более радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма.

Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций.

Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гг., начавшийся в США и 2-я мировая война. “Новый курс” президента США Ф.

Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.

Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т. н. “План Бевериджа”, представленный в 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У. Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945.

План предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни.

Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости.

Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, Швеции, Германии.

Новый этап в развитии социального государства начался после 2-й мировой войны — его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции.

Однако еще в 1917 г. была принята (на волне революционных событий) Политическая конституция Соединенных Штатов Мексики, действующая до сих пор.

В ней провозглашались необходимость «непрерывного улучшения экономического, социального и культурного уровня жизни народа», говорилось о «более справедливом распределении доходов и богатств», о социальной справедливости и социальной ответственности (ст.

3, 25) Социальные положения (о социальной справедливости и о «недопустимости концентрации собственности в руках немногих индивидов» — ст.45) содержались в Конституции Ирландии 1937 г.

После Второй мировой войны первыми конституциями, имевшими отчетливо выраженный социальный характер, были Конституции Франции 1946 г. (не действует, кроме преамбулы, где содержатся положения о социально-экономических правах) и Конституция Италии 1947 г., провозглашавшая Италию республикой, основанной на труде (ст.1).

Среди стран, освободившихся от колониальной зависимости, они наиболее отчетливо были выражены в Конституции Индии 1949 г.

, в которой говорится о «праве на защиту от эксплуатации», об обязанности государства поднять уровень питания и уровень жизни, о том, что не должно быть концентрации богатства во вред общественным интересам, что «государство должно обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа» (ст.38), и стремиться свести к минимуму неравенство в доходах, а собственность и минеральные ресурсы должны служить общественным интересам.

Cоциальные положения содержатся в конституциях Европы (Польши 1997 г., Румынии 1991 г., Швейцарии 1999 г. и др.), Азии (Сирии 1973г., Йемена 1995 г. (в ред. 2002 г.), Афганистана 2004г., Ирака 2005 г. и др.

(в конституции некоторых из этих стран включен тезис об арабском социализме), в конституциях стран Африки (Египта 1971 г. (в ред. 1980 и 2007 гг.), Гвинеи 1990 г., Эфиопии 1994 г. и др.), Латинской Америки (Бразилии 1988 г.

, Колумбии 1991 г., Чили 1980 г. и др.).

В ряде конституций стран Востока такие положения сформулированы как руководящие принципы политики для правительства.

Социальные положения включены и в основные законы (основные низамы) стран мусульманского фундаментализма (низамы — октроированные монархами акты, имеющие имеют форму и содержание конституций, но все же подлинной конституцией считается Коран, что указано и в низамах). В них говорится о социальной справедливости (ст.

14 Основного низама ОАЭ 1996 г.). В Саудовской Аравии «священной» объявлена не частная собственность, как было в Европе, а публичная, считающаяся достоянием уммы (мусульманского сообщества «правоверных»).

В настоящее время все развитые страны мира де-факто являются социальными государствами.

Успешное функционирование современного социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной экономики.

В экономической политике социальное государство должно сочетать и меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать:

во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния;

во-вторых, создание равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию;

в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1032; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-34004.html

Refy-free
Добавить комментарий