Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

Образ поколения 1830-х годов в лирике Лермонтова

Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

Темы в творчестве Лермонтова словно движутся по кругу. Они меняются местами в плане своего главенства, но при этом постоянно присутствуют в его поэтическом мире, помогая раскрытию друг друга.

К 1840-м г. усиливаются социальные мотивы в его творчестве. Поэтому неудивительно, что, создавая в стихотворении «как часто пестрою толпою окружен…» образ светского общества, поэт решил противопоставить его своей «малой Родине».

Именно ее образ служит главным условием размежевания жизненных ценностей на истинные и мнимые. В самом стихотворении есть два времени — прошлое и настоящее.

Между ними, в центре, находится лирический герой, в котором угадываются черты самого поэта.

Прошлое — это светлый мир детства, «родные все места», который во многом перекликается с образами и интонациями из стихотворения «Родина».

Поэт видит детали, милые его сердцу мелочи и наполняет ими поэтическое пространство: «высокий барский дом», «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», за ним вдалеке село, которое отсюда не видать, но заметен дым. А после дым от труб словно перетекает в туманы над полями.

И умение автора выбирать фокус своего видения и останавливаться на главном для себя: осенняя аллея вечером и мальчик, который неслышно ступает по листьям.

Настоящее — это светское общество, к которому и сам поэт принадлежит по своему рождению и социальному положению. Казалось бы, аристократия — это цвет русского общества, люди приближенные к царю и занимающие высокие государственные посты.

Но поэт показывает: какой Царь, таково и окружение. Светское общество настолько однообразно, что Лермонтов при всей его наблюдательности не может выхватить отдельных лиц. Вместо этого он создает обобщенный образ света – «пеструю толпу».

 

Здесь проступает неприкрытая насмешка и злая ирония: «железный стих, облитый горечью и злостью». Поэт находит многозначный и емкий образ «толпы». Под толпой мы привыкли подразумевать большое количество людей, которые собрались в одном месте.

Отличительная особенность — ею легко управлять, использовать в своих целях одним человеком, которого все уважают, а чаще просто боятся. Человек толпы не имеет своего мнения, он говорит только то, что и все остальные.

Таким образом, цвет русского общества перевоплощается в безликую пеструю людскую массу, среди которой опасно иметь свое собственное мнение, отличное от других. Вместе с этим слово «толпа» восходит к глаголу «толпиться».

Так возникает зрительный образ — император на троне и его верноподданные, которые буквально толпятся возле него, выражая своим поведением раболепие и восторг. Именно этим они выслуживают себе чины и награды. Разве эта ситуация не напоминает карьерный рост Максима Петровича из комедии Грибоедова? Если оба автора столь схожи в своих образах, то перед нами действительный образ власти в России и людей, которые при этой власти находятся.

Обратим также внимание на то, что в стихотворении действительность и сон словно меняются в авторском сознании местами. Основывается это на противопоставлении истинных и мнимых жизненных ценностей. Эти люди без души де любовь превратили в привычку, особый ритуал, лишенный каких-либо чувств, где только «блеск и суета».

Прямо посреди зала поэт словно забылся на короткий миг и дал волю своему воображению, став «вольной птицей». Отсюда в стихотворении две совершенно разные интонации. Если реальную жизнь хочется выдать за сон, то мечты о прошлом — за действительность.

Середина стихотворения окрашена в светлые лирические тона. Это воспоминания автора о детстве. В данном случае реализует себя гармонический идеал поэта: человек, созерцающий красоту родной природы и обретающий наедине с нею внутреннюю гармонию.

Перед нами эмоциональный порыв автора. Если в светском обществе он чувствует только один лишь холод, то здесь мы ощущаем его радость от забытой полноты переживаний, которые возникают одновременно и сменяют друг друга с бешеной скоростью:

И странная тоска теснит уж грудь мою:Я думаю о ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье.

Образы детства и природы неразрывно связаны и создают свой особый мир. Он наполнен сменяющимися реалиями, разнообразными запахами и звуками. Но богатство красок не означает пестроту и безликость общей картины.

В этом мире, в отличие от общества людей, поэт не чувствует себя одиноким:

Так Царства дивного всесильный господин -Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне…

Обратим внимание, что поэт сумел соединить в стихотворении романтический образ мечты с конкретными реалиями из своего детства, наполнив его жизненной правдой.

Но мечта все же остаётся мечтою. Поэтому последние шесть строк — это возвращение к началу произведения. Ведь прошлого не вернешь назад. Автор очнулся из забытья и увидел себя среди светского общества: шум толпы спугнул мечту.

Можно сказать, что еще в 1840 г. Лермонтов-поэт создал два образа России: социальный и лирический, которые получат полное размежевание в уже отмеченных нами стихотворениях 1841 г.

В стихотворении «Дума» (1838) М. Лермонтов создает образ своего поколения. Перед нами яркий пример так называемой поэзии мысли. Хотя сам жанр восходит к романтической системе жанров (например, «думы» писал известный поэт-декабрист К. Рылеев).

«,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: Unknown»,»date_published»:null,»lead_image_url»:null,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://www.lang-lit.ru/2015/12/obraz-pokoleniya-v-lirike-lermontova.html»,»domain»:»www.lang-lit.ru»,»excerpt»:»Ð¡Ð¾Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ мотивы. Образ поколения 1830-х годов в творчестве Лермонтова Темы в творчестве Лермонтова словно движутся по кругу. Они меняю…»,»word_count»:750,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/obraz-pokoleniya-v-lirike-lermontova.html

Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова

Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение Судьба поэта в период поколения 1830х 1812-1830: сравнение поколений

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: “Грядущее тревожит грудь мою” (“1831-го июня 11 дня”).

Вопрос “Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?” не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее.

Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение.

Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то “Дума”, “Бородино”, “Как часто, пестрою толпою окружен”, “И скучно, и грустно”, “Не верь себе”.

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

“Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно”.

Так говорит поэт в стихотворении “Дума”, так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова.
Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет “толпой угрюмой”, “без шума и следа”, а саму эту память “потомок оскорбит презрительным стихом”. Насмешка сына “над промотавшимся отцом” – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.

Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в “эпоху безвременья и застоя”. Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться.

Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

“Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…”

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые “едва из колыбели”, они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

“И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат…”

“Дума”.

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

“На лицах праздничных чуть виден след забот,

Слезы не встретишь неприличной”

“Не верь себе”.

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: “О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих” с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: “Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят” (“Дума”).

Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими.

Эта тема отчетливо звучит в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”, где поэт, рисующий “картины хладные разврата”, “приличьем скрашенный порок” в итоге не решается выносить все это на публику.

Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет “злость и ненависть” “толпы неблагодарной” и задается горьким вопросом: “Скажите ж мне, о чем писать?..”

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит “забыться…памятью к недавней старине”. Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

“Я вспомня леденею весь,

Там души волновала слава”

“Поле Бородина”.

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя.

Отсюда и появляется повторяющийся в “Бородино” рефрен “Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы”.

Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что “жизнь скучна, коль в ней боренья нет”, нет ничего более страшного.

Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов” “в преданьях славы” (“Бородино”) его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему “Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова”.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sudba-pokoleniya-1830x-v-lirike-lermontova/

Refy-free
Добавить комментарий