Субъекты финансовых правоотношений

Субъекты финансовых правоотношений

Субъекты финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения. Их содержание и особенности

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Необходимо учитывать, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной и иной деятельности). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Финансовая деятельность вне правовых отношений неосуществима.

Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т. е.

в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

У финансового правоотношения должны быть все указанные специфические черты, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

Для более полного понимания содержания и особенностей финансовых правоотношений помогает их классификация по разным основаниям: кругу участников, способам государственной защиты, длительности и др.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации.

При такой классификации выделяются правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы:

– бюджетные;

– налоговые;

– по поводу организации финансов государственных и муниципальных предприятий, организации страхового дела и т. д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

Так как существуют материальные и процессуальные норм финансового права, выделяемые в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов.

Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п.

этих конкретно определенных объемов финансовых средств.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях.

В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения:

– Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

– муниципальные образования;

– городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

– административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

– представительные и исполнительные органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

– правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));

– дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);

– деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

Источник: https://studopedia.su/16_104662_sub-ekti-finansovih-pravootnosheniy.html

А. Ю. ИльинФинансовое право

Субъекты финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.

Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).

– это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);

3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;

4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества).

Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов, регулируемых финансовым правом;

6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

7) контрольные.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежа-51 щих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными.

Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований.

Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

По субъектам финансового правоотношения, возникающего между:

• органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

• вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

• предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

• финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

• финансовыми органами и гражданами;

• самими финансово-кредитными органами.

По структуре их юридического содержания – на простые и сложные;

По своему объекту – на имущественные и неимущественные;

По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;

По форме проявления – на двусторонние и многосторонние.

3.2. Объекты и субъекты финансовых правоотношений

Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством.

Объекты финансовых правоотношений разнообразны.

Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др.

Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений, по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используется для извлечения прибыли.

По законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т. п.).

Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

• обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности) (риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);

• осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) (риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага.

В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений.

Например, решение о взыскании налогов и сборов, решение об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, привлечение к ответственности по итогам выездной налоговой проверки, за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Субъекты финансовых правоотношений — это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т. е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.

Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность — это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами.

Возникает с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность — это предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус – это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений.

Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.

Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных правовых актах: законе, уставе, положении и т. п.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Как субъектов финансовых правоотношений их можно подразделить на следующие группы.

Первая группа: государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа: органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов.

Третья группа: государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Четвертая группа: муниципальные образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, городское поселение, сельское поселение, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа: общественные организации. К ним относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан.

Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Например, в банковской, страховой деятельности и т. д.

Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Шестая группа: коммерческие организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса. Все они являются юридическими лицами и, соответственно, являются субъектами финансовых, налоговых, валютных правоотношений.

3.3. Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица – адресаты нормы приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции (санкции).

Диспозиция финансово-правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц, совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции финансово-правовой нормы, являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Следовательно, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.

Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон.

Например, содержание прав и обязанностей налогоплательщика при отсрочке, рассрочке налоговых платежей устанавливается не столько нормами налогового кодекса, сколько договором между налогоплательщиком и налоговым органом, а последний является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. е. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения кредитных правоотношений необходимы достижение определенного возраста, наличие трудового стажа, зарплаты и решение банка о выдаче кредита).

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий – планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, предусмотренных нормами финансового права.

Юридические факты в финансовом праве представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов, во-первых, по тем последствиям, которые они влекут, и, во-вторых, по их волевому содержанию.

Правообразующие факты вызывают возникновение финансовых правоотношений. Например, приобретение земельного участка образует возникновение обязанности по уплате земельного налога; получение кредита на основании кредитного договора; заключение трудового договора и т. д.

Правоизменяющие факты изменяют финансовые правоотношения.

Например, изменение ставки по налогу, введение налоговой льготы.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение финансовых правоотношений. Таковыми являются действия лица по исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа).

Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношения по наследованию, прекращению налоговой обязанности, изменение правоотношения по кредитному договору.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События — это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия — волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих финансово-правовых норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки.

Индивидуальные юридические акты — внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата в финансовой сфере. К ним относятся акты применения права (решения судебных и административных органов), договоры между организациями, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия.

Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, уплата налогов, возврат долга, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет.

Неправомерные действия — это преступления и проступки, идущие вразрез с предписаниями норм финансового права.

Бездействие – это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

Источник: https://fictionbook.ru/author/a_yu_ilin/finansovoe_pravo/read_online.html?page=4

Финансовое правоотношение, его субъекты и объекты

Субъекты финансовых правоотношений

Субъекты финансового права исполняют финансовые обязанности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.

Финансовое правоотношение является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще.

Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, оно есть результат действия правовой нормы или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер.

Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.

Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики:

  • финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
  • финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, поэтому оно рассматривается как публично-правовое отношение;
  • финансовое правоотношение является отношением экономическим.

Особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые формой определенных экономических отношений, имеющих стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д.

Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по применению мер государственного принуждения и т.д.

), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения;

  • финансовое правоотношение имеет имущественный характер.

В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы), в наличной и безналичной формах. В рамках финансовых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию, а затем — от последних к различным субъектам.

Однако финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные). К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других.

Процедурными (процессуальными) являются отношения, которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием и т.д.

Факт, что процедурные (процессуальные) отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо процессуальные отношения конечной целью имеют движение денежных средств. Таким образом, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств;

  • финансовое правоотношение является властеотношением.

Это обусловлено тем, что оно служит формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Одной из сторон финансового правоотношения всегда является:

а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ), б) муниципальное образование,

в) уполномоченный государством орган, управомоченный давать властные предписания.

Признак властности финансового правоотношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим финансовое правоотношение традиционно характеризуется как властно-имущественное. Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско- правового отношения.

Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер. Например, отношения в связи с наложением и взысканием административных штрафов.

В таком случае главным критерием отграничения административно-правового отношения от финансово-правового служит то, что первое возникает в сфере деятельности исполнительных органов власти, а второе — в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, квалифицирующими признаками финансового правоотношения, отграничивающими его от любого другого правоотношения, являются следующие три признака (в комплексе):

  • возникновение и развитие в сфере финансовой деятельности государства или муниципальных образований;
  • властный характер, в связи с чем одной из сторон правоотношения всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование;
  • имущественный характер.

Финансовое правоотношение — это общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.

Важнейший элемент финансового правоотношения — его субъекты. Субъекты финансового правоотношения — это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения.

В большинстве случаев субъект финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения.

Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ) как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение.

Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, будучи субъектами финансового права, вступая в конкретное финансовое правоотношение, выступают в лице определенного государственного органа. При этом как субъекты финансового права они обладают финансовой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией.

В конкретном финансовом правоотношении дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ приходится на долю представляющих их государственных органов.

Однако тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ, не является одновременно деликтоспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием государства обладает только государство в целом или субъект РФ.

К примеру, ответственность за излишнее взыскание налогов и сборов несет не Федеральная налоговая служба, на которую непосредственно возлагается взыскание налогов, а Российская Федерация и ее субъекты своей казной.

При этом, конечно, они выступают в лице тех органов, которые являются держателями казны РФ и, соответственно, субъектов РФ.

Объекты финансового правоотношения

Вопрос об объекте правоотношения долгое время являлся в теории права одним из наиболее дискуссионных. В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения.

Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

Согласно второй позиции главное в определении объекта правоотношения — это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения.

Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на правоотношения микроуровня, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лиц. Что же касается публично- правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно это сделать.

Так одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Например, согласно ст.

31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые — это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

  • налоги;
  • сборы;
  • бюджетные ассигнования;
  • субсидии;
  • бюджетные кредиты;
  • дотации;
  • субвенции;
  • прибыли ЦБ РФ;
  • свободный остаток прибыли казенных предприятий;
  • штрафы, недоимки, пени;
  • проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.

Все эти объекты имеют место только в имущественных финансовых правоотношениях и существуют только в денежной форме.

Соответственно с точки зрения характеристики объектов имущественных правоотношений они могут рассматриваться как вещи (наличные деньги) и имущественные права (права требования на денежные средства к банку).

Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

  • финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,
  • законы (постановления),
  • плановые акты и их проекты.

Неотделимые объекты — это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

  • государственный финансовый контроль,
  • деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.

Виды финансовых правоотношений

Исходя из основных функции права, финансовые правоотношения классифицируются на:

  • регулятивные;
  • охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений носит характер регулятивных.

Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. К финансовым охранительным правоотношениям следует отнести правоотношения возникающие в связи с:

  • налоговыми правонарушениями;
  • невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
  • неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 290, 291 БК РФ), и др.

Все остальные правоотношения, возникающие на основе норм финансового права, являются регулятивными.

Регулятивные финансовые правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные.

Относительными (двусторонне индивидуализированными) являются правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия.

Основная масса финансовых правоотношений — это относительные правоотношения, что обусловлено методом властных предписаний.

К таковым правоотношениям относятся межбюджетные правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и неналоговых платежей, по формированию финансовых фондов казенного предприятия, по бюджетному процессу и т.д.

Абсолютные (односторонне индивидуализированные) — это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Так, к абсолютным финансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов.

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм.

К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа — требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение; и т.д. К процес-суальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения по бюджетному процессу, по налоговому процессу и т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:

  • по государственному (муниципальному) финансовому контролю;
  • бюджетные;
  • по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • налоговые;
  • по неналоговым доходам;
  • по государственному внутреннему долгу;
  • по бюджетным расходам;
  • по расходам из государственных внебюджетных фондов;
  • по государственному страхованию;
  • по денежному обращению и расчетам;
  • по валютному регулированию.

Финансовые правоотношения на основании особенностей их объекта могут быть подразделены на:

  • имущественные;
  • неимущественные.

Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. В число имущественных финансовых правоотношений входят отношения по уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; по расходам бюджетов; по уплате неналоговых платежей и др.

Объектом неимущественных финансовых правоотношений является: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.Неимущественными финансовыми правоотношениями являются отношения по бюджетному процессу, налоговому процессу, установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

Имущественные отношения могут быть подразделены на вещные и обязательственные. Вещные финансовые правоотношения являются результатом финансово-правового регулирования отношений собственности, а обязательственными — налоговые отношения.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. В связи с этим они подразделяются на:

простых финансовых правоотношений исчерпывается одним правом и одной обязанностью. м сложных, финансовых правоотношений являются несколько взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.

Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения.

Так основным в налоговом правоотношении являются правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камеральной налоговой проверки и т.д.

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса.

Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным право-отношениям, возникающим на этих стадиях.

Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Государственную Думу.

В последние годы в финансовом праве стало появляться все больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кредита и т.д.

Однако договорная форма финансовых правоотношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Налоговый орган всегда принимает управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту налогового кредита, а договор — лишь своего рода разъяснение к такому решению.

Договорные отношения в финансовом праве также являются отношениями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения — явление достаточно редкое.

Например, это отношения между налоговым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Равным образом, горизонтальными являются отношения между налоговым и финансовым органом при согласовании вопроса о принятии решения об изменении срока уплаты налога (п. 2 ст. 63 НК РФ).

Возможна классификация финансовых правоотношений и по форме их проявления на:

  • двусторонние
  • многосторонние.

Двусторонние реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю. Большинство финансовых правоотношений — двусторонние.

К ним относятся правоотношения по финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними являются правоотношения по бюджетному финансированию.

В качестве одной стороны этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.

), которому выделяются бюджетные средства, а третья сторона — это банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета.

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, очень важно различать такие понятия, как стороны финансового правоотношения и субъекты финансового правоотношения. Любая сторона финансового правоотношения может быть представлена несколькими субъектами.

В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом правоотношении на одной стороне может быть несколько субъектов.

Однако отличительной чертой многосторонних финансовых правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю.

Источник: http://be5.biz/pravo/f009/4.html

Финансовые правоотношения: понятие, содержание, субъекты

Субъекты финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

§ они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

§ один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;

§ они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

§ бюджетные правоотношения;

§ налоговые правоотношения;

§ неналоговые правоотношения;

§ финансовые правоотношения в области государственного кредита;

§ финансовые правоотношения в области страхования;

§ правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

§ финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

§ финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

§ валютные правоотношения;

2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

§ органами государственной власти;

§ органами государственной власти и управления общей компетенции;

§ вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

§ предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

§ финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

§ финансовыми органами и гражданами;

§ самими финансово-кредитными органами.

Они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

§ погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

§ выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

§ использование выданных бюджетных ассигнований;

§ осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

§ прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

Судебный порядок защиты

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права занимает Конституционный суд РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_103521_finansovie-pravootnosheniya-ponyatie-soderzhanie-sub-ekti.html

�������� ���������� ��������������

Субъекты финансовых правоотношений

����������:

��������

1. ���������� ��������������: �������, ����������� � ����

2. �������� ����������� ����� � ���������� ��������������

����������

������ �������������� ����������

��������

���������� �����, ��������� ����������� � ��� �������� ������������ ���������, ���������� ���� ���������� ��� ��������� ���� ���������, �������� �� ������������ ������� � �������������, ������� ������������ ����������� �����������, ������������� � ������������� ��������������� �������� ������. �������� ���� ���� � ������������ �������� ���������� ����������� �����. ������� ��������� ������� �������� ����������� ����� � �������� (��� ��������) ����������� ���������������, ���� ��� �� ������ ���������.

������� ����������� ����� � ��� ����, ���������� ������������������, �. �. ������������ ��������� ���� ���������� ���������-�������� ���������. � ������� ����������� �������������� � ��� �������� �������� ���������� ��������������[1] .

���������-�������� ��������� ��������� � ����� � ���, ��� ��������������� �������� ������������ ���������� ������������ ����������� � �������� ��������������, �.�. ������������, ������������ �� ��������, ������������� � ������������� �������� ������� � ��� ������������ ������������ ������� ����������� �����.

������ ��� ����������� �������������� ����� ���� ����, �.�. ������������� ��������� � ��������������� ������� ����������� �����.

����������� ����� � ����������� � ����� ���������� ������������ ����������� ��������� ����������� ����� � ���� �������� ���������-�������� ����, ���������� �� ������� � ���������� ���������������. �� ������ � ����������������� ������ �������.

���� ������� ����������� �����, ������� � ���������� �������������� ��� ���������� ����� ���� � ������������, ����������� ����� �������� � �� ���������� ��������� (����������) ��������������. �� ��� ���� �� ��������� ���� ��������, �������� ������� �� ���������� � ���, �. �.

�������� ��������� ����������� �����.

�������� ����������� ����� �������� ������ �����������������. ���� ���������� ���������� ���������, ��������� ����������� ����� ����� ����� � ������������. ������ ��� ����� ���� ����������������, ������ �� �����, ����������� ��� � ���������� �������, � ������������ ������� � ���������� ���������������.

1. ���������� ��������������: �������, ����������� � ����.

���������� �������������� — ��� ��������������� ������� ����������� ����� ������������ ���������, ��������� ������� ��������� ��� �������� ����������� ���� � ������������, ����������� ������������ � ���� ������ ����������� �� �����������, ������������� � ������������� ��������������� �������� ������ � �������.

��� � ����� ������ �������� ���������, ���������� �������� ��������� ��������� ����� ������������� ���������� �� ������ ����������� ������� � ����� ����������, �������������� ����� ��������������� ����� � ����������� ��� ����������. ������� ����� ��������, �������� ������ ��������� ���������, ���������� �������� ��������� ����� � ������������� ��������, ������������� ������������ ����� �� �������������.

���������� �������������� ���������� ���, ��� ���: �) ��������� � �������� ���������� ������������ �����������; �) ����� �� ��������� � ���� ��������������� ������ �������� �������������� ����� ����������� (���������� �����, ��������� ����������) ��� ������ ��� ������� ����� ��������������� ������; �) ������ ��������� �� ������ �����, ��������� ������� � ����� �����������, ���������������� ������� � �.�.[2]

��� ��� ������������� �����, ��������������� � �� ������������, ������������� ���������� �������������� �� ������ ����� ��������������.

�� ���������� ���������-�������� ���� ���������� �������������� �������������� ��:

— ������������, ����� ������� ����������� ����� � ����������� ��������� ����������� ����� (��� ��������� �� ��������� ������������ ���� ����������� �����);

— ��������������, � ������� ���������� ����������� ����� ���������� ������������ ���� � ������������ ��������� ����������� ����� (��� ��������� �� ��������� �������������� ����).

�� ������������ ������� ���������� �������������� �������������� ��:

— �������������, �������� �������, �������� ��������������� ������ — �����, ��������� ������, ��������� � �. �.;

— ���������������, �������� �������, �������� �� ������, � ���� �������, ��������� � ��������, — ������ �������, ����� � �������, ���������� �������� � �.�.

���������� �������������� ����� ���������������� � ����������� �� ����������, ��������� ����������� ����� �� ��������� ����:

— ��������� ��������������;

— ��������� ��������������;

— ����������� ��������������;

— ���������� �������������� � ������� ���������������� �������;

— ���������� �������������� � ������� �����������;

— ��������������, ����������� ��� ������������� ��������������� ��������, � ��� ����� � ��� ������-��������� ��������������;

— ���������� �������������� � ������� ���������� ������������;

— ���������� �������������� � ������� ��������� ��������� � ��������;

— �������� ��������������[3] .

�������� ���������� �������������� — ��� ������ (��������):

1. ����������� � ��� ��������������� ������������� (�����������-��������������� �������).

�) ���������� ���������, �������� ���������� ���������, ����, �������.

�) ������������� (�������) ����������� � ���� ����������.

2. ������������ — ������ ��������������� ������ � ���������������� ����������, ������ �������� ��������������, ������������ � ��������������.

3. �������������� — �������� ��, ���������� � ���� ��� �����������.

������������ ���������� �������������� �������� ��, ��� ����� �� ��������� ���� ��������� ����������� ������ ���� ��������������� ����� ��������������� ������ (���� ��������������� ��� ������������� ����������� � �����).

���������� �������������� �� ����� ���������� ����� ����������� ������ (����������); ����������� ������ (����������) � ������������ ������, �������� ��������������-�������� �����, ������������ �� ������� �������������, � ����� ����� ������� ������������ ������.

���������� ������ ����������� �������������� ������������ ����� ����������� ��������������.

���� ���������� ��������������:

1. �� ����������:

�) ������������,

�) �������������.

2. �� ������������ ����������:

�) ������������,

�) ��������������.

3. �� ����� ����������.

4. �� ��������� �������������� ����������:

�) ������������,

�) ��������������.

5. �� ���������� ����������:

�) ������������,

�) ��������������.

������������� ���������-�������� ��������� ������ �������������� �� ��������� ��������� ������������ ��� ��������������� ������������ ����.

����� ����������� ��� � ������� ���������� ������������ ����������� — ����� � ����������� �������, ������� ����������� ��������.

�������������� ����������� ��� — ��������� ���������� ������� ���������� � ������������� �������� �����-���� �����.

��������� ���������� �������������� �� ����� ���� ����������� �� �������������� �� ����������. ��� ����������� �� ������ ������������ ���� � ����� � ���������� ��������������� � ��� ������ � �������. ��������, ���� ���������� ��� ���������� ������� ��������� ������������ �������� ��������� ������� ��������������[4] .

����������� ���������� �������������� ��������� �� ������ �������.

�� ��� �������� ����� ����������� ���������:

1) ��������� ����������� ������������� � ���������� ������ ����� � ���� ��� ��������� �������� (������������� �������);

2) ���������� ������� �� ��������������� ������� �� ������� ��� ������������ ������;

3) ������������� �������� ��������� ������������;

4) ������������� ������������� �������� ����� ��������� �������� �� �������;

5) ����������� �������������� �� ������� � ��������� ���������� �� ���������� ������������� ��������, ���������������� �������, �������� � ����� � ��������� �� ������, �������� � ����� � �.�.

�������, ������ � ������ ������ ���������� ��������������. ��� ������ ���� � �������� ��������� ���������, ����������� � ���������� ���������������, ����������� ���������������� � �������� ������� ������.

���������������� ������� ���������, ������� �������, � ������ ���������� ��� ���������������� �����������, ��������� � ������� ���� � ������� ���������� ���������, � ��������������� � ������������� �������, ������������, ������������, �����������. � ��������� ���������� ���������� ���������������� ������� ������ ����� ���� �����������, �� ����� �� ����������� � ����� �������� ������� ��� ��������� ������� ���������������� ���������������� ��������.

� ����� 2 ����������� �� � ������ � �������� �������� � ���������� ������� ������������� �������� ������ ��� ���� � ������ (��. 46). ������� � �������� (��� �����������) ������� ��������������� ������, �������� �������������� � ����������� ��� ����� ���� ���������� � ����.

���� ��������� ��� ��������� ��������������������� �������� �������� ������, ������ ��������� ������ � ������������ � �������������� ���������� �� ���������� � ������������� ������ �� ������ ����.

�������� ������� ����������� � ��� ������ ���������� ��������� � ���� ����������� �� ���������������� � ���������� (��������� � ��� �������, ���������� �������, �������� �� ������������� ���������������� ����������� � ������������� ��������� ���������).

������ ����� � ������ ���� � �������� ��������� ��������� ����������� ����� ����������� ���������������� ���� ��.

���������� ������, ������������ � ���������-�������� ������, �������� � ����������� ���� ��������� ����������� �����. � ���� ����� ������ ����������� ����� ��������� � ��������� ������, ������ ����� � ���������� ��������������� ������.

� ���������� ������� ������ ��������� ��� ����������� �����������.

� ������ ��������� ������������� ������ � ������� �����������, ������������� � ������������� ��������������� � ������� �������� ������ �������� � �������� ����� ����������� � ��������� ��� ����������� (���������� �������, �������������� ��� � ��.).

2. �������� ����������� ����� � ���������� ��������������

���������� �����, ��������� ����������� � ��� �������� ������������ ���������, ���������� ���� ���������� ��� ��������� ���� ���������, �������� �� ������������ ������� � �������������, ������� ������������ ����������� �����������, ������������� � ������������� ��������������� � ������������� �������� ������ � �������. �������� ���� ���� � ������������ �������� ���������� ����������� �����. ������� ��������� ������� �������� ����������� ����� � �������� (��� ��������) ����������� ���������������, ���� ��� �� ������ ���������.

������� ����������� ����� � ��� ����, ���������� ������������������, �. �. ������������ ��������� ���� ���������� ���������� ��������������, ��������� ��� �������� ������������ ������� � �������������.

� ������� ����������� �������������� � ��� �������� �������� ���������� ��������������[5] .

����������� ����� � ����������� � ����� ���������� ������������ ����������� ��������� ����������� ����� � ���� �������� ���������-�������� ����, ���������� �� ������� � ���������� ���������������. �� ������ � ����������������� ������ �������.

���� ������� ����������� �����, ������� � ���������� �������������� ��� ���������� ����� ���� � ������������, ����������� ����� �������� � �� ���������� ��������� (����������) ��������������. �� ��� ���� �� ��������� ���� ��������, �������� ������� �� ���������� � ���, �. �.

�������� ��������� ����������� �����.

����� �������, ������� ����������� ����� � ������� ����� �������, ��� ������� (��������) ����������� ��������������. � ������ ������ �������� ���������� ���� � ������������ ����� ��� �� �������� � ���������� ��������������. ����� ����, �����-�� ����� ���� � ������������ ����� �������� ���������������.

������ �� ����� ������� �������, ��� �� ������ �������� �����, � ���� ������������ ���������� ��������������, ������������� �������������� ���� ��������� � �������� ���������� ������������ �����������, ������������� �����������.

������� � ��� ��������������� ������� (��� ������� �������� ��������������) � ������������ ������������ � �������� ������������ ������������� ������� ������������� �������� � ��� ���� � ������������ � ������� ��������.

�� � � ���� ������� � ����� � ��������� ���������������� ���������-�������� ���� � ������� ��������� �������� ����� �� �������� ���� � ���������� ��������� ����� ����.

����������� ����� ��������� ����������� ����� ������� � ���, ��� � ���� ������ ��� �������� ������, �� ������� �������������� �������� ����������� �����:

�) ����������� � ��� ��������������� �������������;

�) ������������ ��������;

�) �������������� ��������.

� ������ ������ ��������� ���������-�������� ��������� ������:

�) ���������� ���������; �������� �� � ����������, ����, �������, ������ ������������ �������� ������ � �����-���������, ���������� ������ � ���������� �������;

�) ������������� �����������;

�) ��������� � �������� ���������, �������� � ������ �������������� �����������;

�) ���������������-��������������� ����������� ������� ������[6] .

����� ���� ��������� �����������, � ���������, ��������� ���������������. ���������������� ���������� ����� �� ��������������� ��� ������� ������ ������ �� ����� ����������, � �� �� ���������������� ��������, ��� �������� ������� �������������, ������������ � ����������� ��.

���������� ���������, �� �������� � ������������� ����������� ��������� ���������� ����� � � ������ ���������� ����������, ��������� � ��������������� (��� �������������) ������ ��� ������� ��������� ��������������� (��� �������������) ������ ��� �������� ���������� ��������� �������[7] .

��������������� ������ ��������������� ������ � �������� �������������� � ���� ������ ��������� �� ����� � � ��������� � ����� ���������� ���������, ����������, ������� � �. �.

, ������� � �������� ���������� ���� � ������������. ���������� ���������� ������������ ����� ������� ���������� �������������� ��� ���� �� ���� ������� ����������� ��� ��� ��������������� �������������, �. �.

���������������� ���������������� ��� �������� �������.

�������� ��������������� — ��������������� ������������ ��� ������� ������ �������� �������������� ���������������-��������������� ������� � ������ �������� �������, ������������� �����������������.

� ������� �� ������� ������������� �����������, ��� �������� � ���������� (���������) �������������� ��������������� � ������������ �������� ������.

��������� ������������� ���� ���������� ������ �������� ��������������� (��. 18 �� ��).

������������� ���������� ����������� ����� �������� ��������������� � ������������ �����������, � ����� ������� ���������: ��������������� ������ ���������������� � �������������� ������; ������ �������� ��������������; �����������, �����������, ����������, ���������� �� ������ ������ �������������, ����� ������� ���������� ������������ � �������������� �����������,

����������� ����� � ����������� ������� ��������������� ������ � �������� �������������� ��� ��������� ����������� ����� �������� �� ����������� �� ������������� ������������ ����� ���������� ������������ �����������, ������������� �����������, ���������� ������������ ���������� � � ���� ����� ��������������, ��������� �� ��� �������� ��������.

������� ���� ��������� ����������� ����� ������������ ����������� � ���� ������������ ����������� ��������� ��������������-�������� ���� � ���� �������������.

� �������� �������� ���� ����� ������������ ��� ���������� ���������� �������������� � ����� � ��������� � ����� ������� � ������ ������������ ��������, ���������� �� ��� ������������, �������������� ������� (��. 50 �� ��) � �. �. ��� ���������� � ����� �������������� ����������� ������ �������� ����������� ������������������, ����� ���� ���������� ����.

������ ����������������� ����������������� ����������� ��������, ������ ������������ �������������� ����������� ��������� ����������� ���������, � ��������� �� ������ ������� �� ����� ������ ���������� (��. 19 �� ��).

����� ���� ������ ��������� ����������� ����� ���������� ����� ���������� ��������������� � ������������� ���������, � ��� ����� �������� ����������� ��� ����� ��������������� �����������, ���������� �� ����� ������������ ����������[8] . ����� ����������� ��������� � ������ ��������������� ���������� � ���������� �������������� �������, ������� ������� ��������. ������� ���������� ���������� ��������������, � ������� �������� ��� �����������, ���������� ����������.

� �������� �������� � �������� ���������� ����������� ��������� ��������������� ����� ����������� �����������, ������ ����������� ��������� ���� ����������������� � ����� ������������ ����.

������ ������������� �������� �����, ����������, ��������, �������, ��������, �������������, ������������ � ������ �����������, �������� ���������-������������ ������[9] .

��� ��� � ��������������� ������� �������� � ���������� ���������.

� ��������� � �������� ��������� ��������� ���� ����� �����������, ������� ����� �������� � ������������ � �������������� ������������� � ���������� ��������������, ������������ �� ������ ����� ����������.

��������, ������������� � ��� ��������� ���������� ������� ���������������.

����������, ������� �������� ��������������� ������������� (�� �������� ����� �������� ����� ��������� �������), ������������ ��� ������������� ���������-����������, ������� � �������������� ������������[10] , �������� ���������� ����������� ����� ������� ������� � ����� � �������������� ��� ���������� ����� ����� �������, ���������� �� �� ���������������� ��� �������� �������. ������ ��� ������� �������� ����������� ����� � ����������� ����������, ��������� � �������������� ������������ �������, ���������� ��� � ���������� ������������������� � ���� ������������ (�������� �������������� ����� � �. �.), ���������� ������.

�������������� �������� ����������� �����, ��� ���������� ���� � ��� �������� ��, ����������� �������� � ���� ��� �����������. �� ����� � ����������� ������� ������� ������ � ���������� � ������� ������������� ���������, ������������ � ��������������� ��� ������������� �����.

�������� ����� �������� � ���������� �������������� � ������� ���������������� � ����������� �������, ���������������� �����������, �� ������ ������������� � ������������� ������������.

����� ���������� ��� � ��������� ����������� ����� ���������� ��������, ������������ �������������� ������������������� ������������� ��� ����������� ������������ ����, � ��� ����� ����� ������������� (�����������) ���������[11] .

����� �������� � ����� ������� ����������������� ������� �� � ��� ����� ����� �� ������� � ���������� ������������ ��������������� �������, ��� �������� �� ���������� ����������� ������ (��. 32).

����������.

������� ����� ��������������, ������� ������ � ���, ��� ���������� �������������� ������������ ��� ������������ ���������, ����������� ��� ��������, �������������, ������������� ������ �������� ������� � ��������������� ������� ����������� �����, ��������� �������� �������� ���������������� ������������ ������� � �������������.

��� � ����� ������ �������� ���������, ���������� �������� ��������� ��������� ����� ������������� ���������� �� ������ ����������� ������� � ����� ����������, �������������� ����� ��������������� ����� � ����������� ��� ����������.

������� ����� ��������, �������� ������ ��������� ���������, ���������� �������� ��������� ����� � ������������� ��������, ������������� ������������ ����� �� �������������.

���������� �������� ��������� ��������� � ����� � ���, ��� ��������������� �������� ������������ ���������� ������������, �� ���� ������������, ������������ �� ��������, ������������� � ������������� ������������ ������ �������� �������, � ��� ������������ ���������������� ������� ����������� �����. ��������� ������� �������� ������������ ��� ������������ ����������� ��������� ��������� �� ������� �������� ���������, � ��������� �� ���������������� �������� ���������.

���������� ���������� �������� ��������� ����� ���� ���������� ���� (��������), ���������� ���� (� �����������, �� ���������� ������� ������������ ����), ��������������� ����������� (���������� ���������, �������� ���������� ���������) � ������������� (�������) �����������.

������������ ���������� �������� ��������� �������� ��, ��� ����� �� ��������� ���� ��������� ����������� ������ ���� ��������������� ��� ������������� ����������� � ����� ���� ����� ��������������� ������ ��� �������� ��������������.

���������� �������������� �� ����� ���������� ����� ����������� ������ (����������), ����� ����������� ������ (����������) � ������������ ������, �������� ��������������-�������� �����, ������������ �� ������� �������������, � ����� ����� ������� ������������ ������. ���������� ������ ����������� �������������� ������������ ����� ����������� ��������������.

���������� �������������� ��������� ������ �� ������ �������� ������� (���������� ��������), ��� ����������� �� �� ����� ���������. ��� ��������� � ������������� ����������, ���������� �� �������� ���������� ����� ������� ������.

������ �������������� ����������:

1. ����������� ���������� ��������� 1993 �.

2. ����������� ����� �� 30.11.1995 �. �� ���������-������������ �������� // �� ��. 1995. � 49.

3. ����������� ����� �� 12 .01.1996 �. �� �������������� ������������� // �� �� �3, 1996 �.

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_09/313.htm

Refy-free
Добавить комментарий