Субъекты административного процесса

Административный процесс

Субъекты административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

  • вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
  • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
  • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
  • целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
  • результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
  • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
  • обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности — реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины — решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка — процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты {оперативности) — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) — административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

  1. являются разновидностью административно-правовых норм;
  2. выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;
  3. имеют установленную структуру (строение);
  4. содержатся в определенных источниках;
  5. обеспечиваются принудительной силой государства;
  6. нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

  • носят управленческий, организационный характер;
  • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;
  • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;
  • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность — основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно- процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

  • субъекта, возбудившего управленческое дело;
  • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
  • стороны административного процесса;
  • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
  • уполномоченного представителя;
  • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
  • лица, защищающего права и интересы других лиц;
  • лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

  • анализ управленческой ситуации;
  • рассмотрение дела и принятие решения;
  • исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

  • регламентируются нормами административно-процессуального права;
  • обусловлены логикой всего производства;
  • направлены на решение конкретных задач;
  • характерен определенный круг участников;
  • определенные сроки совершения;
  • соответствующее процессуальное оформление.

Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
  • осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
  • реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
  • результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;
  • в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;
  • правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;
  • состоит из административных производств;
  • результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

Виды производств административно- правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
  • направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
  • выступает средством реализации охранительной функции административного права;
  • характеризуется множественностью субъектов осуществления;
  • состоит из определенных административных производств;
  • результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Источник: http://be5.biz/pravo/a013/19.html

Субъекты административного процесса, его стадии и структура. Виды административных производств

Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса – это лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно – процессуальной правосубъектностью.

Административно – процессуальная правосубъектность – основанная на административно – процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно – процессуальная правосубъектность включает в себя административно – процессуальную правоспособность и административно – процессуальную дееспособность.

Субъекты административного процесса – это конкретные участники правоотношений.

Основными видами субъектов административного процесса являются:

— физические лица;

— государственные органы, предприятия и учреждения;

— государственные и муниципальные служащие;

— общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

— служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

— субъекта, возбудившего управленческое дело;

— субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

— стороны административного процесса;

— третьего лица, т.е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

— уполномоченного представителя;

— лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

— лица, защищающего права и интересы других лиц;

— лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура административного процесса определяется категориями индивидуальных конкретных дел, разрешаемых в сфере государственного управления. Элементом структуры административного процесса является производство, т.е. установленный административно – процессуальными нормами порядок рассмотрения и разрешения однородной категории индивидуально – конкретных дел.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадия определяется как часть процесса, в пределах которой участники конкретного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадий конкретного производства.

Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

— стадия – самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;

— стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;

— стадия – совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий;

— каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;

— стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;

— стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой стороны – качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления. Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

Таким образом, административный процесс складывается из нескольких, последовательно сменяющих одна другую, стадий. К ним относятся:

— возбуждение производства по административному делу;

— рассмотрение административного дела;

— принятие решения по административному делу;

— исполнение решения по административному делу;

— пересмотр решения по административному делу.

Указанные стадии являются общими стадиями административного процесса. Они присущи всем видам административных производств. Вместе с тем в каждом производстве общие стадии получают специфическое преломление и детализацию.

Все производства в зависимости от количества и сложности стадий можно разделить на обычные и упрощенные. Можно говорить также и об особых (усложненных) производствах (дела о мелком хулиганстве, мелком хищении, рассматриваемые судом).

Стадия административного производства, в свою очередь, состоит из этапов. Этап – это совокупность действий, имеющих собственную межстадийную цель.

К примеру, стадия рассмотрения дела в производстве по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов: подготовка к рассмотрению дела; анализ имеющихся данных; принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц.

Таким образом, административный процесс и его производства состоят из четырех основных элементов, первоначальным из которых является действие. Совокупность определенных действий образует этапы, несколько этапов складываются в стадии, которые и составляют производство.

Административный процесс сложен по своей структуре, это обусловлено его объемом, охватывающим различные сферы исполнительной власти и многочисленные категории индивидуально – конкретных дел.

1. Административно – нормотворческое производство включает в себя:

— производство по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

— производство по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

— производство по принятию нормотворческих актов субъектами РФ (главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации, центральными органами специальной компетенции субъектов Российской Федерации);

— производство по изданию локальных нормативных правовых актов руководителями государственных организаций и учреждений;

— производство по изданию нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

2. Оперативно – распорядительное (регулятивное, правонаделительное) производство:

— производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления;

— лицензионно – разрешительное производство (допуск к определенной работе, использование некоторых объектов, разрешение на оказание услуг и т.п.);

— регистрационное производство (в отношении мигрантов, оружия, транспортных средств, граждан и пр.);

— конкурсно – распределительное производство (размещение государственных заказов, предоставление дотаций, жилья);

— кадровое (служебное) производство, включающее в себя следующие разновидности:

— порядок (правила) приема на службу;

— порядок (правила) поощрения и продвижения по службе;

— аттестационное производство;

— гарантированное производство (предоставление гарантий);

— порядок прекращения государственной службы.

— административно – договорное производство;

— приватизационное производство;

— иные виды производств:

— по присуждению ученой степени;

— по установлению инвалидности;

— по применению мер поощрения.

3. Административно – юрисдикционное производство:

— по жалобам граждан;

— дисциплинарное производство;

— производство по делам об административных правонарушениях;

— исполнительное производство;

— по применению мер принуждения, не связанных с наказанием (например, помещение подростка в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей).

В заключении следует отметить, что понятие «административный процесс» можно трактовать как две обобщающие видовые группы административно – процессуальных производств – юрисдикционные и процедурные, отражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполнительной власти.

Каждый вид производства представляет собой установленный законом порядок разрешения индивидуально определенных административных дел или вопросов в целях обеспечения законности и государственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и процедурными производствами имеются отличия по предмету и последствиям производства

Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 556; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-61541.html

Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

В административном процессе в качестве субъектов (участников) процесса выступают:

— граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства;

— государственные органы, предприятия и учреждения;

— общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения;

— государственные служащие;

— служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. Они выступают в административном процессе в качестве:

— лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнением обязанностей;

— стороны административного спора, заявившей в органе, правомочном разрешать административное, управленческое дело, требование о защите нарушенного или оспариваемого права, или стороны, к которой предъявлено требование в органе о нарушении или оспаривании ею прав заявителя

— третьего лица, т.е. лица как заявившего самостоятельной требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон;

— уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством;

— лица, привлекаемого к административной ответственности;

— потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или мате

реальный ущерб;

— лица, защищающего права и интересы других лиц;

— свидетеля, переводчика, эксперта.

В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику, которая обусловлена той ролью, которую выполняет гражданин в процессе. Однако законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Государственные органы, предприятия и учреждения. Им принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел.

Государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, могут выступать в административном процессов качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющем право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).

Государственные предприятия, учреждения, объединения и другие юридические лица по тем же основаниям, что и государственные органы, могут быть участниками административного процесса.

Общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе в качестве: негосударственного формирования (организации и т.п.

), возбудившего управленческое (административное) дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административного спора; третьего лица; организации, защищающей права и интересы других лиц; организации, разрешающей административное дело в случаях и пределах, установленных законодательством.

Государственные служащие.

Как субъекты административного процесса служащие могут выступать в качестве: должностного лица, разрешающего управленческое дело; должностного лица, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением: возложенных на него функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; представителя государственного органа, государственного предприятия, учреждения; третьего лица; лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности.

Служащие общественных объединений и иных негосударственных-формирований.

Наделенные административными правами и обязанностями негосударственные служащие могут выступать в административном процессе в качестве: служащего, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением служебных функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; представителя общественного объединения или иного негосударственного формирования; третьего лица; служащего, разрешающего управленческое (административное) дело в предусмотренных законодательством случаях; лица, привлекаемого к административной ответственности в случаях, указанных в законе. В предусмотренных законодательством случаях в качестве участника административного процесса могут выступать представители общественных объединений, организаций, например профсоюзных, общества защиты прав потребителей, товарищеских судов и др.

Административная процессуальная правоспособность, т.е. способность иметь административные процессуальные права и обязанности, признается за всеми вышеперечисленными субъектами — участниками процесса.

Способность осуществлять свои права и выполнять обязанности в административном процессе и поручать ведение дела представителю есть административная процессуальная дееспособность. Последняя у граждан возникает с наступлением 16-летнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством.

Частичная, неполная дееспособность у граждан может наступить раньше указанного возраста. Административная процессуальная дееспособность у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и иных негосударственных формирований наступает с момента их образования в установленном порядке.

Административная процессуальная дееспособность у государственных и негосударственных служащих, наделенных административными процессуальными обязанностями и правами, наступает с момента назначения или избрания на должность.

Административная процессуальная дееспособность у представителей общественных объединений, организаций наступает с момента их уполномочия компетентными органами (руководителями) общественных объединений, организаций, обществ выступать в административном процессе.

Правовое положение субъектов (участников) административного процесса в производстве по конкретному делу определяется тем, в каком качестве они выступают.

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/1-22464.html

Refy-free
Добавить комментарий