Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Реферат: Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Технология разработки учебных программ

Введение

1. Структура учебной программы

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

2.2 Организация содержания образования

2.3 программы

2.4 Список литературы

2.5 Перечень ключевых слов

2.6 Контрольные материалы

2.7 Приложения

3. Оформление учебных программ

Заключение

Приложения

Введение

Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент , методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.

Позволим напомнить значение слова «программа»:

1) план деятельности, работ;

2) содержание основных положений и целей;

3) документ с основными направлениями работы (5).

Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.

Учебная рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

Цель учебной рабочей программы — планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы — конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Требования учебной рабочей программы (можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе):

1) соответствие современному уровню развития науки;

2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива);

3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала;

4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;

5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;

6) конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;

7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины;

8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

1. Структура учебной программы

Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.

Схема

Структура учебной программы

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

Таблица 1.

Состав аспектов содержания «Введения»

Аспекты содержания первого блокаМаркеры
12
1. Актуальность разработки курса· Актуальность данной проблемы возрастает в связи с …, связанными с …· В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования … относятся …· В связи с … большое значение приобрела проблема …· Интерес к вопросам обучения … обусловлен …· Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы …
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)· Необходимость введения … обусловлена несоответствием действующих … и требований …· Причины введения … заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как …· Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью … и недостаточной …· Введение …, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что …
3. Особенности программного материала· Специфика данной учебной дисциплины обусловлена …· Особенность изучаемого курса состоит в …· Программа … ориентирована на применение широкого комплекса …· Отличительными чертами данной программы являются …· Особый акцент в программе сделан на использование …, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.· Предлагаемая программа является … Она построена на основе …· Нами переработаны авторские материалы … (8), являющиеся основанием данной учебной программы.· Базой данного курса являются программы … (5).
4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)· Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план …· Особое место данного курса обусловлено … в структуре учебного плана ОУ.· Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как …· Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как …
5. Адресат· Программа адресована …, а также может быть частично использована в … классах.· Курс рекомендован учащимся …· Программа рассчитана на обучение …
6. Соответствие Государственному образовательному стандарту.· Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по … (8).· Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации … для классов с углубленным изучением …· В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по …, мы опираемся на …
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.· В результате прохождения программного материала обучающийсяимеет представление о … ;знает:………………………… ;умеет :…………………….. ;владеет :………………….. ;В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия …, этапы развития …, принципы организации …; понимать вопросы …; уметь использовать …, применять способы …, решать …, проводить …, пользоваться …, владеть культурой …
8. Целевая установка· В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является … (содействие формированию …, создание условий для …, ознакомление с …, формирование целостного представления…).· Данный курс преследует цель …· Данная программа имеет цель …· В ходе ее достижения решаются задачи:1) формировать систему …;2) совершенствовать умения …;3) развивать творческий подход к …;4) создать основу для понимания … (скоординировать …, определить …, упорядочить …, систематизировать …, углубить понимание …).· Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: …· Основные задачи программы заключаются в следующем: …
9. Структура программы· Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.· В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:1. « ……….»;2. « ……….»;3. « ……….».· В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): …· Программа … включает следующие разделы: …
10. Формы организации учебного процесса· Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.· Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по …· При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы …· Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по …· В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах…, занимаются индивидуально …
12. Итоговый контроль· Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает … вопросов (заданий) по основным проблемам курса.· Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в … четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить …, продемонстрировать …, провести …, показать …· Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: …· Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает …· Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения … и представление …
13. Объем и сроки изучения· Программа … общим объемом … часов изучается в течение … четверти (полугодия).· Курс рассчитан на … часа лекционно-практических занятий в … классе.

2.2. Организация содержания образования

Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).

Таблица 2.

Учебно-тематический план

НаименованиеКоличество часовФормы
разделов и темВсеголекциипрактикаконтроля
Раздел 1. ______________1.1. ___________1.2. ___________1.3. Резервное времяИтого по разделу:83424444-8430236контроль-ная работа
Раздел 2. ______________2.1. ___________2.2. ___________Итого по разделу:10122241014628тест
Всего1084068

Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

Например:

Наименование разделов и темКоличество часовФормы контроля
ВсегоУрокиЭкскурсииЛабораторные занятияСамостоятельная работа
1234567
……………………………………………..……………………………..

2.3. программы

Какие требования предъявляются к третьему блоку программы?

1. определяется задачами программы (см. блок 1).

2. структурировано, выделены разделы, темы, подтемы.

3. Строгое соответствие текста содержания программы учебно-методическому плану (см. блок 2).

4. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца.

5.Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова).

6. Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование.

Текст программ должен быть точным , что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным , проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким , выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.

Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на задачи учебной программы при написании текста содержания.

Таблица 3

учебной программы …

Раздел 1 _____________________Тема 1. ______________________Тема 2.и т.д.Ссылки на задачи3,54,8

2.4. Список литературы

В рабочей учебной программе (см. схему) должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса, и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники по предмету.

Списки строятся по алфавитному ряду.

Записи рекомендуется располагать следующим образом:

— если указано несколько работ одного автора — по алфавиту заглавий;

— при совпадении первых слов в названиях источников — по алфавиту вторых и т.д.;

— указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен — 336 с.;

— если рассматриваем несколько страниц — С. 30-38.

Например:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1977. — 223 с.

2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. — 83 с.

3. Методологические проблемы современной науки /Сост. А.Г. Москаленко.- М.: Политиздат, 1979. — 295 с.

4. Статьи из журналов и газет.

Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. — 2000. — №4. — С. 30-33.

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.

2.5. Перечень ключевых слов

Перечень ключевых слов представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список ключевых слов (словосочетаний), который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом.

Толкование основных перечисленных понятий не дается.

Например:

1. Корень слова

2. Окончание слова

3. Основа слова

4. Приставка слова

5. Родственные слова

6. Словообразование

7. Суффикс слова и т.д.

2.6. Контрольные материалы

итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде нетестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.

2.7. Приложения

Приложения оформляются по желанию составителя учебной программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий, обобщающих уроков; аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др.

Приложения нумеруются и должны иметь название.

Например, рекомендуемые темы рефератов.

3. Оформление учебных программ

Программа должна быть напечатана. Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание.

С новой страницы начинается каждый блок программы.

Оформление обложки и титульного листа дано в приложениях.

Заключение

Таким образом, в методических рекомендациях предложена технология составления рабочей учебной программы образовательного учреждения. Она не зависит от типа образовательного учреждения и от преподаваемого предмета, курса или факультатива.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-402109.html

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

скачать
Технология разработки учебных программ

Введение

  1. Структура учебной программы
  2. Характеристика основных блоков программы
    1. Введение
    2. Организация содержания образования
    3. программы
    4. Список литературы
    5. Перечень ключевых слов
    6. Контрольные материалы
    7. Приложения
  1. Оформление учебных программ

Заключение Приложения

Введение

Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей. Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов. Позволим напомнить значение слова «программа»:

  1. план деятельности, работ;
  2. содержание основных положений и целей;
  3. документ с основными направлениями работы (5).

Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.

— нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

— планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы — конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

(можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе):

1) соответствие современному уровню развития науки; 2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива); 3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала; 4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы; 5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;

  1. конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;

7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины; 8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых. Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы. Схема

Структура организации содержания образования («Учебно – тематический план»)
Список литературы для учащихся
Список литературы, использованной педагогом

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

(см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

Таблица 1. Состав аспектов содержания «Введения»

Аспекты содержания первого блока Маркеры
1 2
1. Актуальность разработки курса
  • Актуальность данной проблемы возрастает в связи с …, связанными с …
  • В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования … относятся …
  • В связи с … большое значение приобрела проблема …
  • Интерес к вопросам обучения … обусловлен …
  • Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы …
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)
  • Необходимость введения … обусловлена несоответствием действующих … и требований …
  • Причины введения … заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как …
  • Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью … и недостаточной …
  • Введение …, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что …
3. Особенности программного материала
  • Специфика данной учебной дисциплины обусловлена …
  • Особенность изучаемого курса состоит в …
  • Программа … ориентирована на применение широкого комплекса …
  • Отличительными чертами данной программы являются …
  • Особый акцент в программе сделан на использование …, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
  • Предлагаемая программа является … Она построена на основе …
  • Нами переработаны авторские материалы … (8), являющиеся основанием данной учебной программы.
  • Базой данного курса являются программы … (5).
4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)
  • Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план …
  • Особое место данного курса обусловлено … в структуре учебного плана ОУ.
  • Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как …
  • Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как …
5. Адресат
  • Программа адресована …, а также может быть частично использована в … классах.
  • Курс рекомендован учащимся …
  • Программа рассчитана на обучение …
6. Соответствие Государственному образовательному стандарту.
  • Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по … (8).
  • Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации … для классов с углубленным изучением …
  • В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по …, мы опираемся на …
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.
  • В результате прохождения программного материала обучающийся

имеет представление о … ; знает:………………………… ;умеет:…………………….. ;владеет:………………….. ;В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия …, этапы развития …, принципы организации …; понимать вопросы …; уметь использовать …, применять способы …, решать …, проводить …, пользоваться …, владеть культурой …

8. Целевая установка
  • В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является … (содействие формированию …, создание условий для …, ознакомление с …, формирование целостного представления…).
  • Данный курс преследует цель …
  • Данная программа имеет цель …
  • В ходе ее достижения решаются задачи:

1) формировать систему …; 2) совершенствовать умения …; 3) развивать творческий подход к …; 4) создать основу для понимания … (скоординировать …, определить …, упорядочить …, систематизировать …, углубить понимание …).

  • Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: …
  • Основные задачи программы заключаются в следующем: …
9. Структура программы
  • Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
  • В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. « ……….»;

  1. « ……….»;
  2. « ……….».
  • В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): …
  • Программа … включает следующие разделы: …
10. Формы организации учебного процесса
  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
  • Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по …
  • При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы …
  • Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по …
  • В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах…, занимаются индивидуально …
12. Итоговый контроль
  • Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает … вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
  • Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в … четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить …, продемонстрировать …, провести …, показать …
  • Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: …
  • Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает …
  • Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения … и представление …
13. Объем и сроки изучения
  • Программа … общим объемом … часов изучается в течение … четверти (полугодия).
  • Курс рассчитан на … часа лекционно-практических занятий в … классе.

Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).Таблица 2. Учебно-тематический план

Наименование Количество часов Формы
разделов и тем Всего лекции практика контроля
Раздел 1. ______________
  1. ___________
  2. ___________
  3. Резервное время

Итого по разделу:

8 34 2 44 4 4 — 8 4 30 2 36 контроль-ная работа
Раздел 2. ______________ Итого по разделу: 10 12 22 4 10 14 6 2 8 тест
Всего 108 40 68

Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся. Например:

Наименова ние разделов и тем Количество часов Формы контроля
Всего Уроки Экскур сии Лабора торные занятия Самостоя тельная работа
1 2 3 4 5 6 7
……………… ………… ………… ……….. ………… ………… ………..

Какие требования предъявляются к третьему блоку программы? 1. определяется задачами программы (см. блок 1). 2. структурировано, выделены разделы, темы, подтемы. 3. Строгое соответствие текста содержания программы учебно-методическому плану (см. блок 2). 4.

Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца. 5.Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова). 6. Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование.

точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.

Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на задачи учебной программы при написании текста содержания. Таблица 3 учебной программы …

Раздел 1 _____________________ Тема 1. ______________________ Тема 2. и т.д. Ссылки на задачи 3,5 4,8

В рабочей учебной программе (см. схему) должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса, и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники по предмету. Списки строятся по алфавитному ряду.

Записи рекомендуется располагать следующим образом: — если указано несколько работ одного автора — по алфавиту заглавий; — при совпадении первых слов в названиях источников — по алфавиту вторых и т.д.; — указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен — 336 с.; — если рассматриваем несколько страниц — С. 30-38. Например: 1. Кожина М.Н.

Стилистика русского языка: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1977. — 223 с. 2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. — 83 с. 3. Методологические проблемы современной науки /Сост. А.Г. Москаленко.- М.: Политиздат, 1979. — 295 с.

  1. Статьи из журналов и газет.

Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. — 2000. — №4. — С. 30-33. Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.

Перечень ключевых слов представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список ключевых слов (словосочетаний), который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом. Толкование основных перечисленных понятий не дается.

Например:

  1. Корень слова
  2. Окончание слова
  3. Основа слова
  4. Приставка слова
  5. Родственные слова
  6. Словообразование
  7. Суффикс слова и т.д.

итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде нетестовых и тестовых заданий.

Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.

2.7. Приложения

Приложения оформляются по желанию составителя учебной программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий, обобщающих уроков; аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др. Приложения нумеруются и должны иметь название.

Например,рекомендуемые темы рефератов.

Программа должна быть напечатана. Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. С новой страницы начинается каждый блок программы. Оформление обложки и титульного листа дано в приложениях.

Заключение

Таким образом, в методических рекомендациях предложена технология составления рабочей учебной программы образовательного учреждения. Она не зависит от типа образовательного учреждения и от преподаваемого предмета, курса или факультатива.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-60724.html

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение — Реферат

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Технология разработки учебных программ

Введение

  1. Структура учебной программы

  2. Характеристика основных блоков программы

    1. Введение

    2. Организация содержания образования

    3. программы

    4. Список литературы

    5. Перечень ключевых слов

    6. Контрольные материалы

    7. Приложения

  1. Оформление учебных программ

Заключение

Приложения

Введение

Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.

Позволим напомнить значение слова «программа»:

  1. план деятельности, работ;

  2. содержание основных положений и целей;

  3. документ с основными направлениями работы (5).

Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.

Учебная рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

Цель учебной рабочей программы — планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы — конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Требования учебной рабочей программы (можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе):

1) соответствие современному уровню развития науки;

2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива);

3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала;

4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;

5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;

  1. конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;

7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины;

8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

1. Структура учебной программы

Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.

Схема

Структура учебной программы

Структура организации содержания образования («Учебно – тематический план»)
Список литературы для учащихся
Список литературы, использованной педагогом

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

Таблица 1.

Состав аспектов содержания «Введения»

Аспекты содержания первого блокаМаркеры
12
1. Актуальность разработки курса
  • Актуальность данной проблемы возрастает в связи с …, связанными с …
  • В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования … относятся …
  • В связи с … большое значение приобрела проблема …
  • Интерес к вопросам обучения … обусловлен …
  • Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы …
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)
  • Необходимость введения … обусловлена несоответствием действующих … и требований …
  • Причины введения … заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как …
  • Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью … и недостаточной …
  • Введение …, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что …
3. Особенности программного материала
  • Специфика данной учебной дисциплины обусловлена …
  • Особенность изучаемого курса состоит в …
  • Программа … ориентирована на применение широкого комплекса …
  • Отличительными чертами данной программы являются …
  • Особый акцент в программе сделан на использование …, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
  • Предлагаемая программа является … Она построена на основе …
  • Нами переработаны авторские материалы … (8), являющиеся основанием данной учебной программы.
  • Базой данного курса являются программы … (5).
4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)
  • Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план …
  • Особое место данного курса обусловлено … в структуре учебного плана ОУ.
  • Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как …
  • Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как …
5. Адресат
  • Программа адресована …, а также может быть частично использована в … классах.
  • Курс рекомендован учащимся …
  • Программа рассчитана на обучение …
6. Соответствие Государственному образовательному стандарту.
  • Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по … (8).
  • Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации … для классов с углубленным изучением …
  • В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по …, мы опираемся на …
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.
  • В результате прохождения программного материала обучающийся

имеет представление о … ;знает:………………………… ;умеет:…………………….. ;владеет:………………….. ;В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия …, этапы развития …, принципы организации …; понимать вопросы …; уметь использовать …, применять способы …, решать …, проводить …, пользоваться …, владеть культурой …

8. Целевая установка
  • В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является … (содействие формированию …, создание условий для …, ознакомление с …, формирование целостного представления…).
  • Данный курс преследует цель …
  • Данная программа имеет цель …
  • В ходе ее достижения решаются задачи:

1) формировать систему …;2) совершенствовать умения …;3) развивать творческий подход к …;4) создать основу для понимания … (скоординировать …, определить …, упорядочить …, систематизировать …, углубить понимание …).

  • Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: …
  • Основные задачи программы заключаются в следующем: …
9. Структура программы
  • Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
  • В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. « ……….»;

  1. « ……….»;
  2. « ……….».
  • В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): …
  • Программа … включает следующие разделы: …
10. Формы организации учебного процесса
  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
  • Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по …
  • При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы …
  • Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по …
  • В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах…, занимаются индивидуально …
12. Итоговый контроль
  • Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает … вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
  • Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в … четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить …, продемонстрировать …, провести …, показать …
  • Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: …
  • Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает …
  • Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения … и представление …
13. Объем и сроки изучения
  • Программа … общим объемом … часов изучается в течение … четверти (полугодия).
  • Курс рассчитан на … часа лекционно-практических занятий в … классе.

2.2. Организация содержания образования

Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).

Таблица 2.

Учебно-тематический план

НаименованиеКоличество часовФормы
разделов и темВсеголекциипрактикаконтроля
Раздел 1. ______________
  1. ___________
  2. ___________
  3. Резервное время

Итого по разделу:

83424444-8430236контроль-ная работа
Раздел 2. ______________Итого по разделу:10122241014628тест
Всего1084068

Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

Например:

Наименование разделов и темКоличество часовФормы контроля
ВсегоУрокиЭкскурсииЛабораторные занятияСамостоятельная работа
1234567
……………………………………………..……………………………..

2.3. программы

Какие требования предъявляются к третьему блоку программы?

1. определяется задачами программы (см. блок 1).

2. структурировано, выделены разделы, темы, подтемы.

3. Строгое соответствие текста содержания программы учебно-методическому плану (см. блок 2).

4. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца.

5.Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова).

6. Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование.

Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.

Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на задачи учебной программы при написании текста содержания.

Таблица 3

учебной программы …

Раздел 1 _____________________Тема 1. ______________________Тема 2.и т.д.Ссылки на задачи3,54,8

2.4. Список литературы

В рабочей учебной программе (см. схему) должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса, и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники по предмету.

Списки строятся по алфавитному ряду.

Записи рекомендуется располагать следующим образом:

— если указано несколько работ одного автора — по алфавиту заглавий;

— при совпадении первых слов в названиях источников — по алфавиту вторых и т.д.;

— указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен — 336 с.;

— если рассматриваем несколько страниц — С. 30-38.

Например:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1977. — 223 с.

2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. — 83 с.

3. Методологические проблемы современной науки /Сост. А.Г. Москаленко.- М.: Политиздат, 1979. — 295 с.

  1. Статьи из журналов и газет.

Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. — 2000. — №4. — С. 30-33.

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.

2.5. Перечень ключевых слов

Перечень ключевых слов представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список ключевых слов (словосочетаний), который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом.

Толкование основных перечисленных понятий не дается.

Например:

  1. Корень слова

  2. Окончание слова

  3. Основа слова

  4. Приставка слова

  5. Родственные слова

  6. Словообразование

  7. Суффикс слова и т.д.

2.6. Контрольные материалы

итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде нетестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.

2.7. Приложения

Приложения оформляются по желанию составителя учебной программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий, обобщающих уроков; аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др.

Приложения нумеруются и должны иметь название.

Например,рекомендуемые темы рефератов.

3. Оформление учебных программ

Программа должна быть напечатана. Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание.

С новой страницы начинается каждый блок программы.

Оформление обложки и титульного листа дано в приложениях.

Заключение

Таким образом, в методических рекомендациях предложена технология составления рабочей учебной программы образовательного учреждения. Она не зависит от типа образовательного учреждения и от преподаваемого предмета, курса или факультатива.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/2204864.html

Общая характеристика учебных программ

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Учебное содержание любого учебного предмета отражается и в учебных программах.

Учебная программаэто нормативный документ, в котором отчёркивается базовый круг основных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приёмов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.

Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и носят рекомендательный характер – это типовые программы.

На их основе составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов.

Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трёх основных компонентов:

1) Объяснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы; основные требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения;

2) Собственно содержание образования:

— тематическое содержание изучаемого материала, которое включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений;

— ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;

— перечень основных мировоззренческих вопросов;

— указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

— перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

— рекомендуемую литературу.

3) Методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

Цели, содержание и построение любого учебного предмета на­ходят отражение в учебной программе, но не следует думать, что достаточно изложить в программе в определенной последо­вательности перечень тем и поподробнее расшифровать и кон­кретизировать их содержание, и можно считать, что програм­ма составлена.

Программа — это, прежде всего нормативный документ. Бу­дучи составлена, утверждена и принята учителем к использо­ванию, она определяет всю систему его работы на годы, потому что в основе программы лежит определенная концепция, комп­лекс идей, и их нельзя менять в течение всего срока обучения, на который рассчитана программа.

Программа может быть утверждена Министерством Россий­ской Федерации, если она предназначена для школ Российской Федерации, региональными органами образования и даже пе­дагогическим советом школы, если она отражает содержание факультатива или спецкурса, реализуемых за счет школьного компонента учебного плана.

Учебная программа имеет четкую структуру. Важнейшим компонентом, на который обращает внимание учитель, прежде чем знакомиться с основным текстом, является объяснитель­ная записка.

В объяснительной записке раскрываются, во-первых, цели и задачи обучения предмета, а также основные идеи, реализуемые в курсе. Выбирая программу, учитель внимательно изучает эти идеи и решает, согласен ли он с ними, подходят ли они для уча­щихся, с которыми он работает, а также имеются ли в школе необходимые условия, соответствующий учебник и другое ме­тодическое обеспечение.

На титульном листе программы, предназначенной для феде­рального курса, должен быть так называемый гриф Министер­ства общего и профессионального образования Российской Фе­дерации. Это специальная запись о том, что программа утверж­дена Министерством и допущена (или рекомендована) к исполь­зованию в школе.

Следующим важнейшим компонентом программы является ее содержание. Выше уже было сказано о критериях оценки содержания программы, и учитель изучает детально содержа­ние, оценивая его с этих позиций, соотнося его со своими конк­ретными условиями работы.

Обычно, в любой программе при изложении содержания тем подробно перечисляются законы, понятия и т. д., но при этом отсутствует упоминание о деятельности, которую должны осу­ществлять ученики. Программа должна определять и уровень усвоения понятия. Это крайне важ­но еще и потому, что только в деятельности осуществляется вос­питание и развитие детей.

Этот недостаток некоторые составите­ли программ стараются устранить, введя особый раздел в конце каждого года обучения «Требования к результатам обучения», но этот раздел мы находим далеко не во всех программах.

Его от­сутствие в последнее время объясняется еще и тем, что проводи­лась работа по разработке Государственного Стандарта образо­вания, где нашли отражение эти результаты, но в настоящее время работа над Стандартом временно приостановлена.

Внутри темы в программе, как правило, выделены такие рубри­ки, как «Демонстрации», «Лабораторные опы­ты», «Практические занятия», «Семинарские занятия» и т. п., а также довольно жестко определено время изучения каждой темы. Таким образом, учебная программа представляет собой обя­зательное методическое руководство для учителя, необходимое ему для профессиональной деятельности.

Вывод: Под содержанием обучения понимается система знаний и умений, отобранных для изучения. общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт.

Ориентиром в определении содержания общего образования выступает государственный образовательный стандарт, который приобретает реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует определённому уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.

.

Источник: https://mylektsii.ru/9-113212.html

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение (стр. 1 из 2)

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Технология разработки учебных программ

Введение

1. Структура учебной программы

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

2.2 Организация содержания образования

2.3 программы

2.4 Список литературы

2.5 Перечень ключевых слов

2.6 Контрольные материалы

2.7 Приложения

3. Оформление учебных программ

Заключение

Приложения

Введение

Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.

Позволим напомнить значение слова «программа»:

1) план деятельности, работ;

2) содержание основных положений и целей;

3) документ с основными направлениями работы (5).

Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.

Учебная рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

Цель учебной рабочей программы — планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы — конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Требования учебной рабочей программы (можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе):

1) соответствие современному уровню развития науки;

2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива);

3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала;

4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;

5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;

6) конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;

7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины;

8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

1. Структура учебной программы

Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.

Схема

Структура учебной программы

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

Таблица 1.

Состав аспектов содержания «Введения»

2.2. Организация содержания образования

Источник: https://mirznanii.com/a/281975/struktura-uchebnoy-programmy-kharakteristika-osnovnykh-blokov-programmy-vvedenie

Refy-free
Добавить комментарий