Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России» : Доклад по Безопасность жизнедеятельности

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»
Рубрикатор  Безопасность жизнедеятельности

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

Прошло 13 лет после введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в российских школах и предмета «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях страны.

Появление этих учебных дисциплин, по сути, стало интуитивным отражением еще не вполне осознанной государственной и общественной потребности в организации целенаправленного, непрерывного, массового образования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности в связи с крайне обострившейся проблемой выживания России и всего человечества в условиях развивающегося в стране глубочайшего системного кризиса, а также небывалого роста глобальных вызовов и угроз.

Главный результат минувшего периода заключается в том, что мы выстояли, находясь в тяжелейших условиях неопределенности, отсутствия необходимой материальной и методической поддержки, скрытого и открытого сопротивления чиновников, в том числе в самом Министерстве образования, и даже протестных действий значительной части педагогов и родителей.

Внедрение и развитие курса ОБЖ, а параллельно с ним и БЖД, шло исключительно благодаря подвижничеству педагогов, специалистов МЧС, МВД, в меньшей мере Министерства обороны, а также усилиям общественности.

По данным МЧС России, в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается в школе с 1 по 11 классы и считается обязательным на региональном уровне. Появилась и утверждается в образовательной среде новая специальность 033300 – «Безопасность жизнедеятельности».

Квалификация – учитель безопасности жизнедеятельности.

Сегодня уже 25 тысяч учителей, целая интеллектуальная армия безопасности, занимается обучением и воспитанием учащихся по вопросам, связанным с обеспечением защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз в различных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

В связи с преподаванием ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях России расширились возможности науки по разработке теории безопасности. Более того, появились предпосылки для выделения ее нового направления – педагогики безопасности. Подготовлены новые ученые в этой области – доктора наук, кандидаты наук.

Тем самым закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ и БЖД, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности и безопасности других.

Более качественными становятся учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД, хотя на наш взгляд, они все еще неудовлетворительные и далеко не отвечают своему предназначению – воспитанию у учащихся и студентов культуры безопасности.

Настоящим прорывом в закреплении статуса ОБЖ и БЖД в школе и вузе стало принятие Государственной Думой в первом чтении проекта Федерального закона «О стандартах образования» (2002 г.

), в котором курс ОБЖ был отнесен к категории «образовательная область» наряду с другими традиционными учебными дисциплинами.

После этого, казалось, что уже ничто не помешает поступательному продвижению ОБЖ и БЖД в системе образования России. Но не тут-то было.

В том же 2002 году, уже после первичного решения Думы по поводу образовательных стандартов, бывший министр образования Филиппов совершенно неожиданно для педагогический общественности распустил подготовившую этот документ группу Фирсова В.В.

и передоверил заниматься «реформой» российского образования таким одиозным деятелям, как Кузьминов (ректор Высшей школы экономики), Днепров (бывший Министр образования), Шадриков (бывший зам. Министра образования). Эти люди известны своими либеральными взглядами и приверженностью западным ценностям.

Получив на определенных условиях деньги, и немалые, от Всемирного банка, а возможно, и из других зарубежных источников на «реформу» образования в России, эта группа, сумевшая привлечь на свою сторону Филиппова, попыталась навязать российскому обществу чуждые и крайне опасные по своим последствиям представления о том, чему и как следует учить наших детей. При этом главной мишенью своих нападок они избрали ОБЖ – единственный предмет в школе о безопасности. Под видом необходимости освободить учеников от чрезмерной нагрузки они предложили изъять его из школьной программы. Кузьминов в своей статье «Образование и реформа», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», заявил, что «все предметы имеют право на существование, кроме ОБЖ».

Спрашивается, почему враги России и внутренние, и внешние вдруг так ополчились против ОБЖ? Ведь они молчали, когда преподавание этого предмета сводилось к чисто техническим занятиям, например, по пожарной безопасности, а кое-где и к урокам безопасного секса.

Вышеупомянутый Днепров в своей концепции «реформы» образования, настаивал на том, что в системе образования должна рассматриваться только личная безопасность учащегося во время его нахождения в школе, а национальная безопасность – это, дескать, удел Совета Безопасности. Днепров раскрылся тем самым.

Стоило лишь сделать первые попытки поднять планку ОБЖ на уровень национальной безопасности и включить это положение в концепцию и образовательный стандарт, как противник всполошился.

В качественно новом подходе к ОБЖ он увидел угрозу своим планам закабаления России, использования нашей страны в качестве сырьевого придатка Запада, так называемого «золотого миллиарда».

Ведь ученик, усвоивший, что такое национальная безопасность, осознавший свой патриотический долг и получивший навыки обеспечения безопасности страны, никогда не согласится с колонизацией своей Родины и будет самоотверженно защищать ее национальные интересы. Поэтому нападки на ОБЖ со стороны агентов влияния Запада должны укреплять нас в правоте нашего дела, когда мы отстаиваем образовательную область безопасность жизнедеятельности.

Мне хотелось бы поблагодарить каждого учителя безопасности жизнедеятельности, присутствующих здесь Сапронова, Сюнькова, Смирнова, Петрова и других подвижников ОБЖ за их гражданский подвиг во имя внедрения, сохранения и развития образовательной области безопасность жизнедеятельности. Этот подвиг не менее значим, чем героические дела в Великой Отечественной войне.

Учитель безопасности жизнедеятельности находится сегодня на передовой защиты Отечества, обеспечения национальной безопасности России. Вопрос сегодня стоит так: будет образовательная область безопасность жизнедеятельности ведущей дисциплиной в школе и вузе – спасется, выживет Россия, если не будет, значит не будет и России.

Именно сохранение и развитие ОБЖ и БЖД дает шанс России на выживание, ее будущее.

Такая позиция основана на том, что и для России, и для всего человечества главной проблемой XXI века является выживание. Более ста лет назад великий ученый Менделеев так сформулировал формулу жизни для России: уцелеть и продолжить независимый рост.

Она остается актуальной и сегодня, хотя и нереализуемой. Парадокс: страна вымирает, разрушается, а ее выживание еще не стало главной целью государственной политики, самого общества.

У государства нет стратегии выживания, а потому нет и стратегии образования.

На наш взгляд, стратегией выживания России, а следовательно и стратегией образования и, в первую очередь, образовательной области безопасность жизнедеятельности, должно стать достижение гармонии развития человека, общества, государства, природы, российской цивилизации; их духа, тела, интеллекта. Для человека это означат прежде всего гармонию с самим собой, с природой, обществом, властью, если, конечно, власть праведная, легитимная и справедливая.

Сегодня среди педагогов и специалистов растет число сторонников мировоззренческого подхода к образовательной области безопасность жизнедеятельности, когда у школьников и студентов формируется осознание ими своего места в природе, в обществе, в мировом сообществе, своего отношения к окружающему миру. Именно такой подход, мировоззренческая устойчивость, мировоззренческая культура позволит, в свою очередь, сформировать гражданскую, патриотическую позицию личности по всем вопросам внутренней и внешней политики, в сфере безопасности.

Вместе с тем, тенденция мировоззренческого подхода к ОБЖ и БЖД еще не стала определяющей.

Но если мы признаем, что разруха в головах, если мы признаем духовные и нравственные императивы, высшие моральные ценности, то почему соглашаемся с тем, что в ОБЖ и БЖД доминирует, подавляет катастрофная логика и методология? Мы продолжаем ставить телегу впереди лошади, а значит обоз образовательной области безопасность жизнедеятельности не сдвинется с места. Конечно, важно научить учащегося тушить пожары, но еще важней, добиться того, чтобы у человека не возникала мысль совершить поджог. По статистике же последних лет большинство лесных пожаров стали следствием сознательных поджогов ради корысти.

Проблема формирования мировоззренческой устойчивости заключается еще и в том, что ум и сознание человека уже не в состоянии угнаться за масштабными и глубокими переменами быстро текущей жизни.

Ректор Московского гуманитарного университета Игорь Михайлович Ильинский считает, что отчасти поэтому наступил кризис понимания происходящего и как следствие – нарастание хаоса и абсурда во всех сферах жизни и на всех уровнях управления вплоть до глобального.

Растут угрозы дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностной сфере.

Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широких народных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания.

Поэтому столь актуальной является задача формирования у учащихся мировоззренческой устойчивости, культуры безопасности, способностей противостоять антикультуре, насилию, агрессии, преступности, наркомании, всем старым и новым порокам.

И здесь я только напомню о нашей концепции формирования личности безопасного типа как главной задаче школы, которую наш Фонд национальной и международной безопасности выдвинул 12 лет назад.

Личность безопасного типа – это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей средой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу ради блага России, сохранения жизни на Земле.

Формирование мировоззренческой устойчивости, психофизических качеств личности учащихся и студентов, умение преодолевать психологические стрессы, не паниковать, предполагает необходимость уделить большее внимание в школе и вузе психогигиене, тому, что позволяет выработать духовный иммунитет от нарастающей агрессивной бездуховности.

То есть, педагогу важно держать в поле зрения не только внешние факторы, но и внутреннюю среду обитания человека, его личностное, душевное, духовное, психологическое пространство. Вспомним Тютчева: «Есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум, их заглушил наружный шум».

Психогигиена призвана помогать выстраивать гармоничное взаимодействие внешней и внутренней среды обитания человека.

Почему так важен в ОБЖ и БЖД духовный фактор? Потому, что значение его резко возросло во всех сферах жизнедеятельности, особенно в войне. Я придерживаюсь закона непрерывности войн, выведенного русским генералом Снесаревым, служившим и в Царской, и в Советской армиях.

Война лишь меняет свое обличье, что подчеркивал Клаузевиц. Она никогда не повторяется. Тем не менее, мы всегда готовимся к прошлым войнам, поглощая национальное достояние и обрекая себя на неизбежное поражение.

Мы не признавали холодную войну войной, 3-ей Мировой войной, и потерпели в ней жесточайшее поражение: не стало Советской России.

Сейчас идет 4-я мировая война за передел ресурсов и установление нового мирового порядка, но мы опять не осознаем этого факта.

Вместе с тем, эта война нового типа разворачивается на трех театрах военных действий: геополитическом или физическом; психологическом или информационным; духовном или цивилизационном. Главные сражения развертываются в духовной сфере.

На одного убитого в вооруженной схватке приходится тысяча загубленных жизней в духовном противостоянии. Надо учитывать это, закладывая основы военных знаний в школе, иначе России очередного, теперь уже окончательного, поражения не избежать.

Мы последовательно выступаем за то, чтобы образовательная область безопасность жизнедеятельности стала главной, системообразующей в школе, чтобы она сопровождала человека от первого крика до последнего вздоха.

Это стратегическая задача.

А тактические задачи связаны с включением ОБЖ в основополагающие нормативные документы образования, с подготовкой кадров, с написанием учебников, пособий, с совершенствованием качества обучения и воспитания.

С созданием Ассоциации педагогов и специалистов по безопасности жизнедеятельности у нас стало больше возможностей для решения задач, касающихся развития нашей образовательной области.

Как председатель Ассоциации приглашаю Вас принять самое активное участие в ее деятельности. К сожалению, время для доклада истекло. Ближе ознакомиться с нашей новой общественной организацией Вы можете на сайте Фонда НИМБ, в апрельском номере журнала «ОБЖ.

Основы безопасности жизни», в прямом контакте с членами Совета Ассоциации БЖД.

В наших совместных усилиях – шанс выживания и воспроизводства России как государства и народа. Не упустить бы его!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fnimb.org

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России» Прошло 13 лет после введения курса «Основы безопасности жизнедеятельност

Больше работ по теме:

Источник: http://skachat-referaty.ru/strategiya-razvitiya-obrazovatelnoy-oblasti-bezopasnost-jiznedeyatelnosti-v-rossii

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

Скачать

Прошло 13 лет после введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в российских школах и предмета «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях страны.

Появление этих учебных дисциплин, по сути, стало интуитивным отражением еще не вполне осознанной государственной и общественной потребности в организации целенаправленного, непрерывного, массового образования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности в связи с крайне обострившейся проблемой выживания России и всего человечества в условиях развивающегося в стране глубочайшего системного кризиса, а также небывалого роста глобальных вызовов и угроз.

Главный результат минувшего периода заключается в том, что мы выстояли, находясь в тяжелейших условиях неопределенности, отсутствия необходимой материальной и методической поддержки, скрытого и открытого сопротивления чиновников, в том числе в самом Министерстве образования, и даже протестных действий значительной части педагогов и родителей.

Внедрение и развитие курса ОБЖ, а параллельно с ним и БЖД, шло исключительно благодаря подвижничеству педагогов, специалистов МЧС, МВД, в меньшей мере Министерства обороны, а также усилиям общественности.

По данным МЧС России, в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается в школе с 1 по 11 классы и считается обязательным на региональном уровне. Появилась и утверждается в образовательной среде новая специальность 033300 – «Безопасность жизнедеятельности».

Квалификация – учитель безопасности жизнедеятельности.

Сегодня уже 25 тысяч учителей, целая интеллектуальная армия безопасности, занимается обучением и воспитанием учащихся по вопросам, связанным с обеспечением защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз в различных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

В связи с преподаванием ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях России расширились возможности науки по разработке теории безопасности. Более того, появились предпосылки для выделения ее нового направления – педагогики безопасности. Подготовлены новые ученые в этой области – доктора наук, кандидаты наук.

Тем самым закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ и БЖД, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности и безопасности других.

Более качественными становятся учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД, хотя на наш взгляд, они все еще неудовлетворительные и далеко не отвечают своему предназначению – воспитанию у учащихся и студентов культуры безопасности.

Настоящим прорывом в закреплении статуса ОБЖ и БЖД в школе и вузе стало принятие Государственной Думой в первом чтении проекта Федерального закона «О стандартах образования» (2002 г.

), в котором курс ОБЖ был отнесен к категории «образовательная область» наряду с другими традиционными учебными дисциплинами.

После этого, казалось, что уже ничто не помешает поступательному продвижению ОБЖ и БЖД в системе образования России. Но не тут-то было.

В том же 2002 году, уже после первичного решения Думы по поводу образовательных стандартов, бывший министр образования Филиппов совершенно неожиданно для педагогический общественности распустил подготовившую этот документ группу Фирсова В.В.

и передоверил заниматься «реформой» российского образования таким одиозным деятелям, как Кузьминов (ректор Высшей школы экономики), Днепров (бывший Министр образования), Шадриков (бывший зам. Министра образования). Эти люди известны своими либеральными взглядами и приверженностью западным ценностям.

Получив на определенных условиях деньги, и немалые, от Всемирного банка, а возможно, и из других зарубежных источников на «реформу» образования в России, эта группа, сумевшая привлечь на свою сторону Филиппова, попыталась навязать российскому обществу чуждые и крайне опасные по своим последствиям представления о том, чему и как следует учить наших детей. При этом главной мишенью своих нападок они избрали ОБЖ – единственный предмет в школе о безопасности. Под видом необходимости освободить учеников от чрезмерной нагрузки они предложили изъять его из школьной программы. Кузьминов в своей статье «Образование и реформа», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», заявил, что «все предметы имеют право на существование, кроме ОБЖ».

Спрашивается, почему враги России и внутренние, и внешние вдруг так ополчились против ОБЖ? Ведь они молчали, когда преподавание этого предмета сводилось к чисто техническим занятиям, например, по пожарной безопасности, а кое-где и к урокам безопасного секса.

Вышеупомянутый Днепров в своей концепции «реформы» образования, настаивал на том, что в системе образования должна рассматриваться только личная безопасность учащегося во время его нахождения в школе, а национальная безопасность – это, дескать, удел Совета Безопасности. Днепров раскрылся тем самым.

Стоило лишь сделать первые попытки поднять планку ОБЖ на уровень национальной безопасности и включить это положение в концепцию и образовательный стандарт, как противник всполошился.

В качественно новом подходе к ОБЖ он увидел угрозу своим планам закабаления России, использования нашей страны в качестве сырьевого придатка Запада, так называемого «золотого миллиарда».

Ведь ученик, усвоивший, что такое национальная безопасность, осознавший свой патриотический долг и получивший навыки обеспечения безопасности страны, никогда не согласится с колонизацией своей Родины и будет самоотверженно защищать ее национальные интересы. Поэтому нападки на ОБЖ со стороны агентов влияния Запада должны укреплять нас в правоте нашего дела, когда мы отстаиваем образовательную область безопасность жизнедеятельности.

Мне хотелось бы поблагодарить каждого учителя безопасности жизнедеятельности, присутствующих здесь Сапронова, Сюнькова, Смирнова, Петрова и других подвижников ОБЖ за их гражданский подвиг во имя внедрения, сохранения и развития образовательной области безопасность жизнедеятельности. Этот подвиг не менее значим, чем героические дела в Великой Отечественной войне.

Учитель безопасности жизнедеятельности находится сегодня на передовой защиты Отечества, обеспечения национальной безопасности России. Вопрос сегодня стоит так: будет образовательная область безопасность жизнедеятельности ведущей дисциплиной в школе и вузе – спасется, выживет Россия, если не будет, значит не будет и России.

Именно сохранение и развитие ОБЖ и БЖД дает шанс России на выживание, ее будущее.

Такая позиция основана на том, что и для России, и для всего человечества главной проблемой XXI века является выживание. Более ста лет назад великий ученый Менделеев так сформулировал формулу жизни для России: уцелеть и продолжить независимый рост.

Она остается актуальной и сегодня, хотя и нереализуемой. Парадокс: страна вымирает, разрушается, а ее выживание еще не стало главной целью государственной политики, самого общества.

У государства нет стратегии выживания, а потому нет и стратегии образования.

На наш взгляд, стратегией выживания России, а следовательно и стратегией образования и, в первую очередь, образовательной области безопасность жизнедеятельности, должно стать достижение гармонии развития человека, общества, государства, природы, российской цивилизации; их духа, тела, интеллекта. Для человека это означат прежде всего гармонию с самим собой, с природой, обществом, властью, если, конечно, власть праведная, легитимная и справедливая.

Сегодня среди педагогов и специалистов растет число сторонников мировоззренческого подхода к образовательной области безопасность жизнедеятельности, когда у школьников и студентов формируется осознание ими своего места в природе, в обществе, в мировом сообществе, своего отношения к окружающему миру. Именно такой подход, мировоззренческая устойчивость, мировоззренческая культура позволит, в свою очередь, сформировать гражданскую, патриотическую позицию личности по всем вопросам внутренней и внешней политики, в сфере безопасности.

Вместе с тем, тенденция мировоззренческого подхода к ОБЖ и БЖД еще не стала определяющей.

Но если мы признаем, что разруха в головах, если мы признаем духовные и нравственные императивы, высшие моральные ценности, то почему соглашаемся с тем, что в ОБЖ и БЖД доминирует, подавляет катастрофная логика и методология? Мы продолжаем ставить телегу впереди лошади, а значит обоз образовательной области безопасность жизнедеятельности не сдвинется с места. Конечно, важно научить учащегося тушить пожары, но еще важней, добиться того, чтобы у человека не возникала мысль совершить поджог. По статистике же последних лет большинство лесных пожаров стали следствием сознательных поджогов ради корысти.

Проблема формирования мировоззренческой устойчивости заключается еще и в том, что ум и сознание человека уже не в состоянии угнаться за масштабными и глубокими переменами быстро текущей жизни.

Ректор Московского гуманитарного университета Игорь Михайлович Ильинский считает, что отчасти поэтому наступил кризис понимания происходящего и как следствие – нарастание хаоса и абсурда во всех сферах жизни и на всех уровнях управления вплоть до глобального.

Растут угрозы дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностной сфере.

Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широких народных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания.

Поэтому столь актуальной является задача формирования у учащихся мировоззренческой устойчивости, культуры безопасности, способностей противостоять антикультуре, насилию, агрессии, преступности, наркомании, всем старым и новым порокам.

И здесь я только напомню о нашей концепции формирования личности безопасного типа как главной задаче школы, которую наш Фонд национальной и международной безопасности выдвинул 12 лет назад.

Личность безопасного типа – это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей средой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу ради блага России, сохранения жизни на Земле.

Формирование мировоззренческой устойчивости, психофизических качеств личности учащихся и студентов, умение преодолевать психологические стрессы, не паниковать, предполагает необходимость уделить большее внимание в школе и вузе психогигиене, тому, что позволяет выработать духовный иммунитет от нарастающей агрессивной бездуховности.

То есть, педагогу важно держать в поле зрения не только внешние факторы, но и внутреннюю среду обитания человека, его личностное, душевное, духовное, психологическое пространство. Вспомним Тютчева: «Есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум, их заглушил наружный шум».

Психогигиена призвана помогать выстраивать гармоничное взаимодействие внешней и внутренней среды обитания человека.

Почему так важен в ОБЖ и БЖД духовный фактор? Потому, что значение его резко возросло во всех сферах жизнедеятельности, особенно в войне. Я придерживаюсь закона непрерывности войн, выведенного русским генералом Снесаревым, служившим и в Царской, и в Советской армиях.

Война лишь меняет свое обличье, что подчеркивал Клаузевиц. Она никогда не повторяется. Тем не менее, мы всегда готовимся к прошлым войнам, поглощая национальное достояние и обрекая себя на неизбежное поражение.

Мы не признавали холодную войну войной, 3-ей Мировой войной, и потерпели в ней жесточайшее поражение: не стало Советской России.

Сейчас идет 4-я мировая война за передел ресурсов и установление нового мирового порядка, но мы опять не осознаем этого факта.

Вместе с тем, эта война нового типа разворачивается на трех театрах военных действий: геополитическом или физическом; психологическом или информационным; духовном или цивилизационном. Главные сражения развертываются в духовной сфере.

На одного убитого в вооруженной схватке приходится тысяча загубленных жизней в духовном противостоянии. Надо учитывать это, закладывая основы военных знаний в школе, иначе России очередного, теперь уже окончательного, поражения не избежать.

Мы последовательно выступаем за то, чтобы образовательная область безопасность жизнедеятельности стала главной, системообразующей в школе, чтобы она сопровождала человека от первого крика до последнего вздоха.

Это стратегическая задача.

А тактические задачи связаны с включением ОБЖ в основополагающие нормативные документы образования, с подготовкой кадров, с написанием учебников, пособий, с совершенствованием качества обучения и воспитания.

С созданием Ассоциации педагогов и специалистов по безопасности жизнедеятельности у нас стало больше возможностей для решения задач, касающихся развития нашей образовательной области.

Как председатель Ассоциации приглашаю Вас принять самое активное участие в ее деятельности. К сожалению, время для доклада истекло. Ближе ознакомиться с нашей новой общественной организацией Вы можете на сайте Фонда НИМБ, в апрельском номере журнала «ОБЖ.

Основы безопасности жизни», в прямом контакте с членами Совета Ассоциации БЖД.

В наших совместных усилиях – шанс выживания и воспроизводства России как государства и народа. Не упустить бы его!

Источник: http://referat-web.com/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B2-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-.html

Доклад на тему Стратегия развития образовательной области безопасность жизнедеятельности в России

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

Прошло 13 лет после введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в российских школах и предмета «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях страны.

Появление этих учебных дисциплин, по сути, стало интуитивным отражением еще не вполне осознанной государственной и общественной потребности в организации целенаправленного, непрерывного, массового образования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности в связи с крайне обострившейся проблемой выживания России и всего человечества в условиях развивающегося в стране глубочайшего системного кризиса, а также небывалого роста глобальных вызовов и угроз.

Главный результат минувшего периода заключается в том, что мы выстояли, находясь в тяжелейших условиях неопределенности, отсутствия необходимой материальной и методической поддержки, скрытого и открытого сопротивления чиновников, в том числе в самом Министерстве образования, и даже протестных действий значительной части педагогов и родителей.

Внедрение и развитие курса ОБЖ, а параллельно с ним и БЖД, шло исключительно благодаря подвижничеству педагогов, специалистов МЧС, МВД, в меньшей мере Министерства обороны, а также усилиям общественности.

По данным МЧС России, в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается в школе с 1 по 11 классы и считается обязательным на региональном уровне. Появилась и утверждается в образовательной среде новая специальность 033300 – «Безопасность жизнедеятельности».

Квалификация – учитель безопасности жизнедеятельности.

Сегодня уже 25 тысяч учителей, целая интеллектуальная армия безопасности, занимается обучением и воспитанием учащихся по вопросам, связанным с обеспечением защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз в различных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

В связи с преподаванием ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях России расширились возможности науки по разработке теории безопасности. Более того, появились предпосылки для выделения ее нового направления – педагогики безопасности. Подготовлены новые ученые в этой области – доктора наук, кандидаты наук.

Тем самым закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ и БЖД, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности и безопасности других.

Более качественными становятся учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД, хотя на наш взгляд, они все еще неудовлетворительные и далеко не отвечают своему предназначению – воспитанию у учащихся и студентов культуры безопасности.

Настоящим прорывом в закреплении статуса ОБЖ и БЖД в школе и вузе стало принятие Государственной Думой в первом чтении проекта Федерального закона «О стандартах образования» (2002 г.

), в котором курс ОБЖ был отнесен к категории «образовательная область» наряду с другими традиционными учебными дисциплинами.

После этого, казалось, что уже ничто не помешает поступательному продвижению ОБЖ и БЖД в системе образования России. Но не тут-то было.

В том же 2002 году, уже после первичного решения Думы по поводу образовательных стандартов, бывший министр образования Филиппов совершенно неожиданно для педагогический общественности распустил подготовившую этот документ группу Фирсова В.В.

и передоверил заниматься «реформой» российского образования таким одиозным деятелям, как Кузьминов (ректор Высшей школы экономики), Днепров (бывший Министр образования), Шадриков (бывший зам. Министра образования). Эти люди известны своими либеральными взглядами и приверженностью западным ценностям.

Получив на определенных условиях деньги, и немалые, от Всемирного банка, а возможно, и из других зарубежных источников на «реформу» образования в России, эта группа, сумевшая привлечь на свою сторону Филиппова, попыталась навязать российскому обществу чуждые и крайне опасные по своим последствиям представления о том, чему и как следует учить наших детей. При этом главной мишенью своих нападок они избрали ОБЖ – единственный предмет в школе о безопасности. Под видом необходимости освободить учеников от чрезмерной нагрузки они предложили изъять его из школьной программы. Кузьминов в своей статье «Образование и реформа», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», заявил, что «все предметы имеют право на существование, кроме ОБЖ».

Спрашивается, почему враги России и внутренние, и внешние вдруг так ополчились против ОБЖ? Ведь они молчали, когда преподавание этого предмета сводилось к чисто техническим занятиям, например, по пожарной безопасности, а кое-где и к урокам безопасного секса.

Вышеупомянутый Днепров в своей концепции «реформы» образования, настаивал на том, что в системе образования должна рассматриваться только личная безопасность учащегося во время его нахождения в школе, а национальная безопасность – это, дескать, удел Совета Безопасности. Днепров раскрылся тем самым.

Стоило лишь сделать первые попытки поднять планку ОБЖ на уровень национальной безопасности и включить это положение в концепцию и образовательный стандарт, как противник всполошился.

В качественно новом подходе к ОБЖ он увидел угрозу своим планам закабаления России, использования нашей страны в качестве сырьевого придатка Запада, так называемого «золотого миллиарда».

Ведь ученик, усвоивший, что такое национальная безопасность, осознавший свой патриотический долг и получивший навыки обеспечения безопасности страны, никогда не согласится с колонизацией своей Родины и будет самоотверженно защищать ее национальные интересы. Поэтому нападки на ОБЖ со стороны агентов влияния Запада должны укреплять нас в правоте нашего дела, когда мы отстаиваем образовательную область безопасность жизнедеятельности.

Мне хотелось бы поблагодарить каждого учителя безопасности жизнедеятельности, присутствующих здесь Сапронова, Сюнькова, Смирнова, Петрова и других подвижников ОБЖ за их гражданский подвиг во имя внедрения, сохранения и развития образовательной области безопасность жизнедеятельности. Этот подвиг не менее значим, чем героические дела в Великой Отечественной войне.

Учитель безопасности жизнедеятельности находится сегодня на передовой защиты Отечества, обеспечения национальной безопасности России. Вопрос сегодня стоит так: будет образовательная область безопасность жизнедеятельности ведущей дисциплиной в школе и вузе – спасется, выживет Россия, если не будет, значит не будет и России.

Именно сохранение и развитие ОБЖ и БЖД дает шанс России на выживание, ее будущее.

Такая позиция основана на том, что и для России, и для всего человечества главной проблемой XXI века является выживание. Более ста лет назад великий ученый Менделеев так сформулировал формулу жизни для России: уцелеть и продолжить независимый рост.

Она остается актуальной и сегодня, хотя и нереализуемой. Парадокс: страна вымирает, разрушается, а ее выживание еще не стало главной целью государственной политики, самого общества.

У государства нет стратегии выживания, а потому нет и стратегии образования.

На наш взгляд, стратегией выживания России, а следовательно и стратегией образования и, в первую очередь, образовательной области безопасность жизнедеятельности, должно стать достижение гармонии развития человека, общества, государства, природы, российской цивилизации; их духа, тела, интеллекта. Для человека это означат прежде всего гармонию с самим собой, с природой, обществом, властью, если, конечно, власть праведная, легитимная и справедливая.

Сегодня среди педагогов и специалистов растет число сторонников мировоззренческого подхода к образовательной области безопасность жизнедеятельности, когда у школьников и студентов формируется осознание ими своего места в природе, в обществе, в мировом сообществе, своего отношения к окружающему миру. Именно такой подход, мировоззренческая устойчивость, мировоззренческая культура позволит, в свою очередь, сформировать гражданскую, патриотическую позицию личности по всем вопросам внутренней и внешней политики, в сфере безопасности.

Вместе с тем, тенденция мировоззренческого подхода к ОБЖ и БЖД еще не стала определяющей.

Но если мы признаем, что разруха в головах, если мы признаем духовные и нравственные императивы, высшие моральные ценности, то почему соглашаемся с тем, что в ОБЖ и БЖД доминирует, подавляет катастрофная логика и методология? Мы продолжаем ставить телегу впереди лошади, а значит обоз образовательной области безопасность жизнедеятельности не сдвинется с места. Конечно, важно научить учащегося тушить пожары, но еще важней, добиться того, чтобы у человека не возникала мысль совершить поджог. По статистике же последних лет большинство лесных пожаров стали следствием сознательных поджогов ради корысти.

Проблема формирования мировоззренческой устойчивости заключается еще и в том, что ум и сознание человека уже не в состоянии угнаться за масштабными и глубокими переменами быстро текущей жизни.

Ректор Московского гуманитарного университета Игорь Михайлович Ильинский считает, что отчасти поэтому наступил кризис понимания происходящего и как следствие – нарастание хаоса и абсурда во всех сферах жизни и на всех уровнях управления вплоть до глобального.

Растут угрозы дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностной сфере.

Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широких народных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания.

Поэтому столь актуальной является задача формирования у учащихся мировоззренческой устойчивости, культуры безопасности, способностей противостоять антикультуре, насилию, агрессии, преступности, наркомании, всем старым и новым порокам.

И здесь я только напомню о нашей концепции формирования личности безопасного типа как главной задаче школы, которую наш Фонд национальной и международной безопасности выдвинул 12 лет назад.

Личность безопасного типа – это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей средой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу ради блага России, сохранения жизни на Земле.

Формирование мировоззренческой устойчивости, психофизических качеств личности учащихся и студентов, умение преодолевать психологические стрессы, не паниковать, предполагает необходимость уделить большее внимание в школе и вузе психогигиене, тому, что позволяет выработать духовный иммунитет от нарастающей агрессивной бездуховности.

То есть, педагогу важно держать в поле зрения не только внешние факторы, но и внутреннюю среду обитания человека, его личностное, душевное, духовное, психологическое пространство. Вспомним Тютчева: «Есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум, их заглушил наружный шум».

Психогигиена призвана помогать выстраивать гармоничное взаимодействие внешней и внутренней среды обитания человека.

Почему так важен в ОБЖ и БЖД духовный фактор? Потому, что значение его резко возросло во всех сферах жизнедеятельности, особенно в войне. Я придерживаюсь закона непрерывности войн, выведенного русским генералом Снесаревым, служившим и в Царской, и в Советской армиях.

Война лишь меняет свое обличье, что подчеркивал Клаузевиц. Она никогда не повторяется. Тем не менее, мы всегда готовимся к прошлым войнам, поглощая национальное достояние и обрекая себя на неизбежное поражение.

Мы не признавали холодную войну войной, 3-ей Мировой войной, и потерпели в ней жесточайшее поражение: не стало Советской России.

Сейчас идет 4-я мировая война за передел ресурсов и установление нового мирового порядка, но мы опять не осознаем этого факта.

Вместе с тем, эта война нового типа разворачивается на трех театрах военных действий: геополитическом или физическом; психологическом или информационным; духовном или цивилизационном. Главные сражения развертываются в духовной сфере.

На одного убитого в вооруженной схватке приходится тысяча загубленных жизней в духовном противостоянии. Надо учитывать это, закладывая основы военных знаний в школе, иначе России очередного, теперь уже окончательного, поражения не избежать.

Мы последовательно выступаем за то, чтобы образовательная область безопасность жизнедеятельности стала главной, системообразующей в школе, чтобы она сопровождала человека от первого крика до последнего вздоха.

Это стратегическая задача.

А тактические задачи связаны с включением ОБЖ в основополагающие нормативные документы образования, с подготовкой кадров, с написанием учебников, пособий, с совершенствованием качества обучения и воспитания.

С созданием Ассоциации педагогов и специалистов по безопасности жизнедеятельности у нас стало больше возможностей для решения задач, касающихся развития нашей образовательной области.

Как председатель Ассоциации приглашаю Вас принять самое активное участие в ее деятельности. К сожалению, время для доклада истекло. Ближе ознакомиться с нашей новой общественной организацией Вы можете на сайте Фонда НИМБ, в апрельском номере журнала «ОБЖ.

Основы безопасности жизни», в прямом контакте с членами Совета Ассоциации БЖД.

В наших совместных усилиях – шанс выживания и воспроизводства России как государства и народа. Не упустить бы его!

Источник: http://bumli.ru/report/160220

��������� �������� ��������������� ������� ������������� ����������������� � ������

Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

������� ��������� ��������� ������� ����������� � ���, ��� �� ��������, �������� � ���������� �������� ����������������, ���������� ����������� ������������ � ������������ ���������, �������� � ��������� ������������� ����������, � ��� ����� � ����� ������������ �����������, � ���� ���������� �������� ������������ ����� ��������� � ���������.

��������� � �������� ����� ���, � ����������� � ��� � ���, ��� ������������� ��������� �������������� ���������, ������������ ���, ���, � ������� ���� ������������ �������, � ����� ������� ��������������.

�� ������ ��� ������, � 76 �������� ������ �� 89 ���� ��� ����������� � ����� � 1 �� 11 ������ � ��������� ������������ �� ������������ ������. ��������� � ������������ � ��������������� ����� ����� ������������� 033300 � ������������� �����������������.

������������ � ������� ������������ �����������������.

������� ��� 25 ����� ��������, ����� ���������������� ����� ������������, ���������� ��������� � ����������� �������� �� ��������, ��������� � ������������ ������������ ��������, ��������, ����������� �� ���������� � ������� ����� � ��������� ��������� �����������, ���������� � ������������ ���������.

� ����� � ������������� ��� � ��� � ��������������� ����������� ������ ����������� ����������� ����� �� ���������� ������ ������������. ����� ����, ��������� ����������� ��� ��������� �� ������ ����������� � ���������� ������������. ������������ ����� ������ � ���� ������� � ������� ����, ��������� ����.

��� ����� ������������� ����������������� ���������� � ���������-�������������� ���������� ��� � ���, ����������� �������� ����������, ������������ ������������ � ������ ������������ � ������������ ������.

����� ������������� ���������� �������� � ������� ������� �� ��� � ���, ���� �� ��� ������, ��� ��� ��� �������������������� � ������ �� �������� ������ �������������� � ���������� � �������� � ��������� �������� ������������.

��������� �������� � ����������� ������� ��� � ��� � ����� � ���� ����� �������� ��������������� ����� � ������ ������ ������� ������������ ������ �� ���������� ������������ (2002 �.

), � ������� ���� ��� ��� ������� � ��������� ���������������� �������� ������ � ������� ������������� �������� ������������.

����� �����, ��������, ��� ��� ����� �� �������� ��������������� ����������� ��� � ��� � ������� ����������� ������. �� �� ���-�� ����.

� ��� �� 2002 ����, ��� ����� ���������� ������� ���� �� ������ ��������������� ����������, ������ ������� ����������� �������� ���������� ���������� ��� �������������� �������������� ��������� ������������� ���� �������� ������ ������� �.�.

� ����������� ���������� ��������� ����������� ����������� ����� �������� ��������, ��� ��������� (������ ������ ����� ���������), ������� (������ ������� �����������), �������� (������ ���. �������� �����������). ��� ���� �������� ������ ������������ ��������� � ��������������� �������� ���������.

������� �� ������������ �������� ������, � �������, �� ���������� �����, � ��������, � �� ������ ���������� ���������� �� �������� ����������� � ������, ��� ������, �������� �������� �� ���� ������� ���������, ���������� �������� ����������� �������� ������ � ������ ������� �� ����� ������������ ������������� � ���, ���� � ��� ������� ����� ����� �����. ��� ���� ������� ������� ����� ������� ��� ������� ��� � ������������ ������� � ����� � ������������. ��� ����� ������������� ���������� �������� �� ���������� �������� ��� ���������� ������ ��� �� �������� ���������. ��������� � ����� ������ ������������ � �������, �������������� � ������� ������ � ������, ������, ��� ���� �������� ����� ����� �� �������������, ����� ��ƻ.

������������, ������ ����� ������ � ����������, � ������� ����� ��� ���������� ������ ���? ���� ��� �������, ����� ������������ ����� �������� ��������� � ����� ����������� ��������, ��������, �� �������� ������������, � ���-��� � � ������ ����������� �����.

�������������� ������� � ����� ��������� ��������� �����������, ��������� �� ���, ��� � ������� ����������� ������ ��������������� ������ ������ ������������ ��������� �� ����� ��� ���������� � �����, � ������������ ������������ � ���, �������, ���� ������ ������������. ������� ��������� ��� �����.

������ ���� ������� ������ ������� ������� ������ ��� �� ������� ������������ ������������ � �������� ��� ��������� � ��������� � ��������������� ��������, ��� ��������� �����������.

� ����������� ����� ������� � ��� �� ������ ������ ����� ������ ����������� ������, ������������� ����� ������ � �������� ��������� �������� ������, ��� ����������� ��������� ���������.

���� ������, ���������, ��� ����� ������������ ������������, ���������� ���� �������������� ���� � ���������� ������ ����������� ������������ ������, ������� �� ���������� � ������������ ����� ������ � ����� �������������� �������� �� ������������ ��������. ������� ������� �� ��� �� ������� ������� ������� ������ ������ ��������� ��� � ������� ������ ����, ����� �� ���������� ��������������� ������� ������������ �����������������.

��� �������� �� ������������� ������� ������� ������������ �����������������, �������������� ����� ���������, ��������, ��������, ������� � ������ ����������� ��� �� �� ����������� ������ �� ��� ���������, ���������� � �������� ��������������� ������� ������������ �����������������. ���� ������ �� ����� ������, ��� ����������� ���� � ������� ������������� �����.

������� ������������ ����������������� ��������� ������� �� ��������� ������ ���������, ����������� ������������ ������������ ������. ������ ������� ����� ���: ����� ��������������� ������� ������������ ����������������� ������� ����������� � ����� � ���� � ��������, ������� ������, ���� �� �����, ������ �� ����� � ������.

������ ���������� � �������� ��� � ��� ���� ���� ������ �� ���������, �� �������.

����� ������� �������� �� ���, ��� � ��� ������, � ��� ����� ������������ ������� ��������� XXI ���� �������� ���������. ����� ��� ��� ����� ������� ������ ��������� ��� ������������� ������� ����� ��� ������: ������� � ���������� ����������� ����.

��� �������� ���������� � �������, ���� � �������������. ��������: ������ ��������, �����������, � �� ��������� ��� �� ����� ������� ����� ��������������� ��������, ������ ��������.

� ����������� ��� ��������� ���������, � ������ ��� � ��������� �����������.

�� ��� ������, ���������� ��������� ������, � ������������� � ���������� ����������� �, � ������ �������, ��������������� ������� ������������ �����������������, ������ ����� ���������� �������� �������� ��������, ��������, �����������, �������, ���������� �����������; �� ����, ����, ����������. ��� �������� ��� ������� ������ ����� �������� � ����� �����, � ��������, ���������, �������, ����, �������, ������ ���������, ���������� � ������������.

������� ����� ��������� � ������������ ������ ����� ����������� ������������������ ������� � ��������������� ������� ������������ �����������������, ����� � ���������� � ��������� ����������� ��������� ��� ������ ����� � �������, � ��������, � ������� ����������, ������ ��������� � ����������� ����. ������ ����� ������, ����������������� ������������, ����������������� �������� ��������, � ���� �������, ������������ �����������, �������������� ������� �������� �� ���� �������� ���������� � ������� ��������, � ����� ������������.

������ � ���, ��������� ������������������ ������� � ��� � ��� ��� �� ����� ������������.

�� ���� �� ��������, ��� ������� � �������, ���� �� �������� �������� � ������������ ����������, ������ ��������� ��������, �� ������ ����������� � ���, ��� � ��� � ��� ����������, ��������� ������������ ������ � �����������? �� ���������� ������� ������ ������� ������, � ������ ���� ��������������� ������� ������������ ����������������� �� ��������� � �����. �������, ����� ������� ��������� ������ ������, �� ��� ������, �������� ����, ����� � �������� �� ��������� ����� ��������� ������. �� ���������� �� ��������� ��� ����������� ������ ������� ����� ���������� ������������ �������� ���� �������.

�������� ������������ ����������������� ������������ ����������� ��� � � ���, ��� �� � �������� �������� ��� �� � ��������� �������� �� ����������� � ��������� ���������� ������ ������� �����.

������ ����������� ������������� ������������ ����� ���������� ��������� �������, ��� ������� ������� �������� ������ ��������� ������������� � ��� ��������� � ���������� ����� � ������� �� ���� ������ ����� � �� ���� ������� ���������� ������ �� �����������.

������ ������ �������������� ������������������ ���������, �����������, ������� ����� � ����������, � ������������, � ��������� ��������. �������������� ������ ���������� ��������, ���������� �����, ��������, ����������� � ��������, ���������� �����.

��������� �������� ���������� ������ � ��������������� ������ ������� �������� ����, �.�. ��������� �������� ���������, ����������������, ���������� �������, ����������� ��� ���������.

������� ����� ���������� �������� ������ ������������ � �������� ����������������� ������������, �������� ������������, ������������ ������������� ������������, �������, ��������, ������������, ����������, ���� ������ � ����� �������.

� ����� � ������ ������� � ����� ��������� ������������ �������� ����������� ���� ��� ������� ������ �����, ������� ��� ���� ������������ � ������������� ������������ �������� 12 ��� �����.

�������� ����������� ���� � ��� �������, ���������� ������ ����, ������� ����� ����� ������������, ���� ��������������, ����������� ���� � �������� � ����� � �����, ���������� ������, ���������� ���������� � ���� �������� ������������� ������ � ���������������� ��� ���� ����� ������, ���������� ����� �� �����.

������������ ����������������� ������������, ��������������� ������� �������� �������� � ���������, ������ ������������ ��������������� �������, �� ����������, ������������ ������������� ������� ������� �������� � ����� � ���� ������������, ����, ��� ��������� ���������� �������� ��������� �� ����������� ����������� �������������.

�� ����, �������� ����� ������� � ���� ������ �� ������ ������� �������, �� � ���������� ����� �������� ��������, ��� ����������, ��������, ��������, ��������������� ������������. �������� �������: ����� ����� ��� � ���� ����� �����������-��������� ���, �� �������� �������� ���.

������������ �������� �������� ����������� ����������� �������������� ������� � ���������� ����� �������� ��������.

������ ��� ����� � ��� � ��� �������� ������? ������, ��� �������� ��� ����� �������� �� ���� ������ �����������������, �������� � �����. � ������������� ������ ������������� ����, ����������� ������� ��������� ����������, ��������� � � �������, � � ��������� ������.

����� ���� ������ ���� �������, ��� ����������� ���������. ��� ������� �� �����������. ��� �� �����, �� ������ ��������� � ������� ������, �������� ������������ ��������� � ������� ���� �� ���������� ���������.

�� �� ���������� �������� ����� ������, 3-�� ������� ������, � ��������� � ��� ����������� ���������: �� ����� ��������� ������.

������ ���� 4-� ������� ����� �� ������� �������� � ������������ ������ �������� �������, �� �� ����� �� �������� ����� �����.

������ � ���, ��� ����� ������ ���� ��������������� �� ���� ������� ������� ��������: ��������������� ��� ����������; ��������������� ��� ��������������; �������� ��� ���������������. ������� �������� �������������� � �������� �����.

�� ������ ������� � ����������� ������� ���������� ������ ����������� ������ � �������� ��������������. ���� ��������� ���, ���������� ������ ������� ������ � �����, ����� ������ ����������, ������ ��� ��������������, ��������� �� ��������.

�� ��������������� ��������� �� ��, ����� ��������������� ������� ������������ ����������������� ����� �������, ����������������� � �����, ����� ��� ������������ �������� �� ������� ����� �� ���������� ������.

��� �������������� ������.

� ����������� ������ ������� � ���������� ��� � ���������������� ����������� ��������� �����������, � ����������� ������, � ���������� ���������, �������, � ������������������ �������� �������� � ����������.

� ��������� ���������� ��������� � ������������ �� ������������ ����������������� � ��� ����� ������ ������������ ��� ������� �����, ���������� �������� ����� ��������������� �������.

��� ������������ ���������� ��������� ��� ������� ����� �������� ������� � �� ������������. � ���������, ����� ��� ������� �������. ����� ������������ � ����� ����� ������������ ������������ �� ������ �� ����� ����� ����, � ���������� ������ ������� ����.

������ ������������ �����, � ������ �������� � ������� ������ ���������� ���.

� ����� ���������� ������� � ���� ��������� � ��������������� ������ ��� ����������� � ������. �� �������� �� ���!

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/001_lekcii_economica_01_raznoe_/845.htm

Refy-free
Добавить комментарий