Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

Содержание
  1. 12 таблиц хамурапи ману сравнение
  2. Древневосточное право (Законы Хаммурапи и Ману)
  3. Дайте краткую характеристику одного из источников права Древнего Мира (законы царя Хаммурапи, законы Ману или Законы 12 Таблиц): когда были созданы, какую роль сыграли в истории страны
  4. Sokolieds.ru
  5. Реферат на тему «Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману»
  6. 70. Сравнительная характеристика институтов обязательственного права по Законам Хаммурапи и Законам Ману
  7. Korholding.ru
  8. Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману
  9. Реферат — Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица — файл 1.docx
  10. Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману
  11. Реферат — Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица — файл 1.docx
  12. Сравнительная характеристика Законов Хаммурапи и Законов Ману
  13. Сравнительный анализ законов Хаммурапи и законов Ману

12 таблиц хамурапи ману сравнение

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

1. Решите задачу на основе текста Законов Хаммурапи: Вор проник во дворец царя и украл золотую чашу.

Стремясь выгодно ее продать, он предложил ее знатному человеку.

Вор продал украденную золотую чашу знатному человеку, действия которого подпадают под действие ст.

7 Закона Хаммурапи:

«Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек – вор, он должен быть убит»

.

Древневосточное право (Законы Хаммурапи и Ману)

Дать общую характеристику законника Хаммурапи и законов Ману; 2.Дать характеристику нормам Законника Хаммурапи и законов Ману регулирующих обязательственные отношения и отношения собственности; .

Дать характеристику нормам Законника Хаммурапи и законов Ману регулирующих брачно-семейные отношения; .Дать характеристику нормам Законника Хаммурапи и законов Ману в сфере уголовного права и уголовного процесса. 1.

Общая характеристика законника Хаммурапи и законов Ману В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г.

Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью.

Эта уникальная находка была открытием одного из древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствовании Хаммурапи, царя Вавилона, в 18 столетии до н.э.

Их источниками стали «царские указы о восстановлении справедливости», судебники предшествующих царств и отдельных городов Месопотамии, судебная практика.

Дайте краткую характеристику одного из источников права Древнего Мира (законы царя Хаммурапи, законы Ману или Законы 12 Таблиц): когда были созданы, какую роль сыграли в истории страны

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.

Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право).

Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли.

Sokolieds.ru

Древнейшим источником права принято считать закон Хаммурапи, вернее целый их свод, который регулировал жизнь древнего вавилонского общества.

Обнаружили его во время одной из археологических экспедиций на территории Месопотамии, между легендарными реками Тигр и Евфрат. Французские археологи работали в Сузе, одном из старейших городов, расположенном в современном Ираке. Находки были

внушительные: предметы материальной культуры, многочисленные глиняные таблички с таинственными клинописными текстами, домашняя утварь.

Среди них был особенный предмет – черный базальтовый столб высотой 2,25 метра. Нижняя его часть была полностью покрыта клинописными знаками.

Реферат на тему «Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману»

Тема работы: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ МАНУ.

Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц.

Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное 2. Формы собственности 1. Царские 2.

Храмовые 3. Общинные 4. Частные Царским и храмовым хозяйством управлял царь. 1. наследование 2. получение в виде дара или находка 3. покупка 4. завоевание 5. ростовщичество 6.

исполнение работы 7.

70. Сравнительная характеристика институтов обязательственного права по Законам Хаммурапи и Законам Ману

По Законам Ману.

Больше половины из 18 поводов судебного разбирательства, указанных в шастрах, занимают нормы, касающиеся обязательств, договоров: займа, найма, купли-продажи, хранения (вклада) и др. При этом предусматриваются гарантии исполнения договоров — залог (заклад), поручительство.

При трактовке договорных отношений формулируются и некоторые общие принципы.

В специальной главе Арт. (III, 1) — «Установление о сделках» — перечисляются, например, условия, каким должен отвечать правомерный договор, указывается его форма. Заключался договор письменно, с указанием точного времени, места совершения сделки, местожительства, рода, касты и пр.

Korholding.ru

Семейное право.

сторон и поручителей. Сделки считались недействительными, если заключались тайно, без свидетелей, путем обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также стариком, ребенком, уродом (ЗМ, VIII, 163-165; Арт., Ill, 1).

В отличие от когнатического (кровного) родства. В Риме сложились две формы брака: сит тапи, т.

е. брак с мужней властью, и sine тапи, брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке. Брак сит тапи. Если жена в течение года остается в доме мужа, то ее брак превращается из брака sine manu в брак cum manu. При браке cum manu жена поступала полностью под власть мужа или домовладыки.

Если жена принесла в новую семью имущество, оно становилась собственностью мужа. Супруг мог отдать жену в кабалу, даже наказать ее смертью, вин-дицировать из чужого владения. В браке сит тапи женщина имела свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке).

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ МАНУ. Законы Хаммурапи (Древний Вавилон) Законы Ману (Древняя Индия) 1.

Особенности экономического строя При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развития В период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное 2.

Формы собственности 1. Царские 2.

Храмовые 3. Общинные 4. Частные Царским и храмовым хозяйством управлял царь. 1. наследование 2. получение в виде дара или находка 3.

покупка 4. завоевание 5. ростовщичество 6.

исполнение работы 7. получение милостыни 8. давность владения(10 лет) 3.

Реферат — Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица — файл 1.docx

тюремное заключение. u001eu001f7. Судеб-ный процессВедение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны.

Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов.

В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел — в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права.

Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией.

Источник: https://balans38.ru/12-tablic-hamurapi-manu-sravnenie-43638/

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

             

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ МАНУ.
Законы Хаммурапи(Древний Вавилон)Законы Ману(Древняя Индия)
1. Особенности экономического строяПри царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развитияВ период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное
2. Формы собственности1. Царские2. Храмовые3. Общинные4. ЧастныеЦарским и храмовым хозяйством управлял царь. 1. наследование2. получение в виде дара или находка3. покупка4. завоевание5. ростовщичество6. исполнение работы7. получение милостыни8. давность владения(10 лет)
3. Ограничение собственностиЗемли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений сос стороны общины не существовало.Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
4. Из договоров1. Договораренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли2. Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей а также ответственность в случае потери или гибели нанятого3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.4. займа . особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство5.купли-продажи. регламентировалась: продажа ценных предметов(скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной1. договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательствЕсли должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. в случаи смерти долг мог перейти на сына или др. родственника.2.договор найма рабочей силы. Условия заключение договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье3. договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее4. договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин, но не позднее чем в течении 10 дней.5. договор дарения
5. Из причинения вредаВ качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
6.Условия заключения и расторжения бракаБрак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действителен только при наличии этого договора.Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью
7. Права и обязанности мужа и женыГлавой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна , то мужу разрешалось иметь побочную жену.Главой семьи был муж. От жены требовалось почитать своего мужа как бога. Женщина полностью зависела от своего мужа и сыновей- в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.Жена должна была принадлежать той же варне что и муж.в исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низких варн, но женщинам из высшей варны запрещалось вступать в брак с мужчиной низшей варны . Отец управлял всем достоянием семьи, хотя все имущество считалось общим.
8. Правовое положение детейОтец имел над детьми сильную власть. Он продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие над родителем. Но дети имели право наследовать после отца. Разрешается усыновление детей.
9.Порядок наследования имуществаПреимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.Древнеиндийское право незнало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли.
10. Классификация преступлений3 вида преступлений: 1.Против личности -неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждение глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.2.Имущественные – кража скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.3.Против семьи – прелюбодеяние (неверность жены), кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.1.государственные преступления – служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.2.против собственности. Кража, укрывательство вора си недонесение о виденной краже3. против личности. Убийство и телесные повреждения4. посягающие на семейные отношения. Прелюбодеяние, посягательство на честь женщины
11. Виды наказаний1. Смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посажение на кол. 2.Членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п. 3. Штрафы4. ИзгнаниеПреступления совершенные против личности наказывались смертной казнью. За имущественные были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного.За преступления против семьи наказывались смертной казнью или членовредительством.1. смертная казнь в различных вариантах – посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками.2. для брахмана приравнивавшиеся к смертной казни бритье головы3. членовредительские наказания – отрезание пальцев, рук, ног.4. штрафы5. изгнание6. тюремное заключение
12. Лица, осуществляющие правосудиеПравосудие осуществляли судьи. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа или лишения должности без права возращения к ней.Верховный суд вершил царь с брахманами.
13. Участники процесса, их права и обязанностив качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.
14. Ход судебного разбирательстваВедение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороныДоказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии. Процесс носил состязательный характер. для рассмотрения исков законы называют 18 поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушения соглашенияотделение суда от администрации не существовало. Дело рассматривалось, следуя порядку варнЗаконы регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. При отсутствии свидетелей применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т.п.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_42/098.htm

Реферат — Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица — файл 1.docx

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману
Реферат — Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица
скачать (31.7 kb.)

1.docx32kb.26.11.2011 00:26скачать

Реклама MarketGid:
Задание №1

«Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица».

1. Общая характе-ристика Давая общую характеристику законов Хаммурапи, следует показать социальную направленность законов и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя в Судебнике, обратить внимание на попытку определенного ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи в целях расширения социальной базы нового царства. Законы Хаммурапи были изданы в результате определенной систематизации ранних правовых актов, судебных прецедентов, обычного права и законодательных новелл царя Хаммурапи в соответствии с законодательной техникой того времени. Необходимо выявить и на конкретных примерах показать ряд специфических черт Судебника: наличие наряду с общими множества казуистических норм, формализм, неполноту и т.д. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой — сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство. 2. Право собствен-ности Правовое положение населения определяется уровнем развития общества в целом и дифференцируется в зависимости от социально-экономического деления общества. При этом необходимо учитывать сложность структуры древневавилонского общества, обусловленную незавершенностью процессов классообразования, наличием пережитков родового строя, рядом других исторических причин. Характер связей между экономическим показателем и правовым статусом не был однозначным. Имущественное и правовое положение необязательно совпадали. Следует выявить основные группы населения, различающиеся по своему правовому положению «авилум» (свободные полноправные члены общества) и «мушкенум» (находящиеся под «патриархальной властью царя), на конкретном материале показать u001eu001f различия их правового статуса, в первую очередь, в отношении собственности на землю – основы всякого производства; характер юридической связи данных категорий населения с государством, степень полноты прав и обязанностей, вместе с тем, нельзя упускать из виду неодинаковость фактического социально-экономического положения членов названных групп: общинники – богатые рабовладельцы бедняки и т.д. Внутри названных классов – сословий следует выделить составляющие их более мелкие группы: царскую администрацию, касту жрецов, царских воинов («редум» и «бариум»), «тамкаров», «шамаллумов» и др. Вне названных категорий находились рабы («вардум»), которые были практически лишены социальной и правовой защиты, являясь собственностью других лиц. Необходимо показать особенность рабства на Востоке, его патриархальность (по сравнению с Древней Грецией и Древним Римом), объяснить, чем они вызваны. Следует также сравнить рабов с кабальными должниками u001eu001f В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

  • наследование;
  • получение в виде дара или находка;
  • покупка;
  • завоевание;
  • ростовщичество;
  • исполнение работы;
  • получение милостыни;
  • давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, u001eu001f

общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

u001eu001f 3. Договор-ное (обяза-тельствен-ное) право 1. Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли 2. Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей а также ответственность в случае потери или гибели нанятого 3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. 4. займа. особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство 5.купли-продажи. регламентировалась: продажа u001eu001f ценных предметов(скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной u001eu001f 1.Договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случаи смерти долг мог перейти на сына или др. родственника. 2.Договор найма рабочей силы. Условия заключение договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье 3. Договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее 4. Договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. u001eu001f В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин, но не позднее чем в течении 10 дней. 5. договор дарения u001eu001f 4. Брачно-семейное право Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его была бесплодна. Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни – наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим. Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. 5. Наслед-ственное право Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В u001eu001f качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. u001eu001f Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось u001eu001f между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли. u001eu001f 6. Уголов-ное право (преступ-ления и наказания) Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений: против личности; имущественные; против семьи К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний: смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол); членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.); штрафы; изгнание. При определении наказания руководствовались “принципом талиона” – “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Талион u001eu001f применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому). Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние, членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца. u001eu001f Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

  • формы вины;
  • рецидив;
  • соучастие;
  • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

  • принцип талиона («мера за меру»);
  • ордалии (суд богов);
  • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

  • государственные преступления;
  • преступления против собственности;
  • преступления против личности;
  • преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные — служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. u001eu001f Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

  • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
  • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
  • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
  • штрафы;
  • изгнание;
  • тюремное заключение.

u001eu001f 7. Судеб-ный процесс Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел — в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил u001eu001f состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса — обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения. В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен — тонул (то есть бог реки «забирал» его). В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне u001eu001f серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву — доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. u001eu001f Судебный процесс в Древней Индии носил, первоначально обвинительно — состязательный характер.  Ответчика в суд доставлял сам истец. Чрезвычайно велика была роль свидетельских показаний, являвшихся основным способом установления истины. Характерной чертой судебного процесса  был формализм: истец проигрывал процесс, если указывал не на того свидетеля и т.п. Свидетелями могли быть только лица, принадлежащие к варнам, «заслуживающим доверия», предпочтение отдавалось свидетельским показаниям брахманов. Не допускались в свидетели лица, заинтересованные в исходе судебного разбирательства, родственники или враги участников процесса, больные, недееспособные. В редчайших случаях заслушивались в качестве свидетелей u001eu001f рабы, старцы, дети. Лжесвидетельство считалось не только преступлением, но и тяжким грехом, последствия которого отражались и на лжесвидетельствующем,  и на его родственниках. Ложными признавались свидетельства, если в течение ближайших 7 дней со свидетелем случалось какое-либо несчастье. «Особую ценность  свидетельские представляли показания очевидцев. Иные свидетельские показания судья должен был проверять, за исключением дел, касающихся «насилия, воровства, прелюбодеяния, оскорбления словом и делом».Кроме свидетельских показаний, средствами доказывания были клятва, ордалии — испытания огнем и водой, применялись пытки.Широко был представлен и следственный процесс. Имелись специальные службы сыска, которыми применялись обыски, облавы и т.д. Ответчик не имел права выдвигать встречный иск (кроме дел о ссорах «кражах и согласии торговцев»). Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для поиска доказательств, истец должен был оспорить предъявленные доказательства в тот же день, иначе он подвергался штрафу. Бегство от суда было равносильно признанию вины.Применить суровое наказание, например, казнить вора, можно было только при наличии прямых улик преступления (при краже — найдено похищенное имущество).

u001eu001f

Список литературы:

1. Большая Советская энциклопедия. М.:1980 2. Желудков А.В, Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд. “ПРИОР”.М.,2003. 3. История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.,1998 4. История Древнего Востока под ред. В. И. Кузищина, изд.2, М., «Высшая школа», 1988 год.5. Рабовладельческое и средневековое государство и право стран Азии и Африки, Харьков, 1981 год.6. Основы римского права Н. Б. Новицкий, 3-е изд., М., 1972 год.Скачать файл (31.7 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: https://gendocs.ru/v17766/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_-_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0

Сравнительная характеристика Законов Хаммурапи и Законов Ману

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

«Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица»

1. Общая характеристика

Давая общую характеристику законов Хаммурапи, следует показать социальную направленность законов и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя в Судебнике, обратить внимание на попытку определенного ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи в целях расширения социальной базы нового царства.

Законы Хаммурапи были изданы в результате определенной систематизации ранних правовых актов, судебных прецедентов, обычного права и законодательных новелл царя Хаммурапи в соответствии с законодательной техникой того времени.

Необходимо выявить и на конкретных примерах показать ряд специфических черт Судебника: наличие наряду с общими множества казуистических норм, формализм, неполноту и т.д.

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой — сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. Право собственности

Правовое положение населения определяется уровнем развития общества в целом и дифференцируется в зависимости от социально-экономического деления общества.

При этом необходимо учитывать сложность структуры древневавилонского общества, обусловленную незавершенностью процессов классообразования, наличием пережитков родового строя, рядом других исторических причин. Характер связей между экономическим показателем и правовым статусом не был однозначным.

Имущественное и правовое положение необязательно совпадали.

Следует выявить основные группы населения, различающиеся по своему правовому положению «авилум» (свободные полноправные члены общества) и «мушкенум» (находящиеся под «патриархальной властью царя), на конкретном материале показать _различия их правового статуса, в первую очередь, в отношении собственности на землю — основы всякого производства; характер юридической связи данных категорий населения с государством, степень полноты прав и обязанностей, вместе с тем, нельзя упускать из виду неодинаковость фактического социально-экономического положения членов названных групп: общинники — богатые рабовладельцы бедняки и т.д. Внутри названных классов — сословий следует выделить составляющие их более мелкие группы: царскую администрацию, касту жрецов, царских воинов («редум» и «бариум»), «тамкаров», «шамаллумов» и др.

Вне названных категорий находились рабы («вардум»), которые были практически лишены социальной и правовой защиты, являясь собственностью других лиц. Необходимо показать особенность рабства на Востоке, его патриархальность (по сравнению с Древней Грецией и Древним Римом), объяснить, чем они вызваны. Следует также сравнить рабов с кабальными должниками

В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

v наследование;

v получение в виде дара или находка;

v покупка;

v завоевание;

v ростовщичество;

v исполнение работы;

v получение милостыни;

v давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц.

Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

3. Договорное (обязательственное) право

1. Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли

2. Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей а также ответственность в случае потери или гибели нанятого

3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

4. займа. особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство

5.купли-продажи. регламентировалась: продажа _ценных предметов(скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной

1.Договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случаи смерти долг мог перейти на сына или др. родственника.

2.Договор найма рабочей силы. Условия заключение договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье

3. Договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее

4. Договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. _

В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин, но не позднее чем в течении 10 дней.

5. договор дарения

закон хаммурапи ману правовой

4. Брачно-семейное право

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж.

Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми.

Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его была бесплодна.

Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни — наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж.

Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

5. Наследственное право

Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ? своей доли.

6. Уголовное право (преступления и наказания)

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:

против личности;

имущественные;

против семьи

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний:

смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);

членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.);

штрафы;

изгнание.

При определении наказания руководствовались “принципом талиона” — “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Талион _применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому).

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние, членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

v формы вины;

v рецидив;

v соучастие;

v тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

v принцип талиона («мера за меру»);

v ордалии (суд богов);

v принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

v государственные преступления;

v преступления против собственности;

v преступления против личности;

v преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные — служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью.

Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

v смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

v для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

v членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

v штрафы;

v изгнание;

v тюремное заключение.

7. Судебный процесс

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов.

В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел — в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права.

Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией.

Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса — обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях.

Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой).

При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения.

В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду».

Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен — тонул (то есть бог реки «забирал» его).

В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке.

Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву — доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.

Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Судебный процесс в Древней Индии носил, первоначально обвинительно — состязательный характер. Ответчика в суд доставлял сам истец. Чрезвычайно велика была роль свидетельских показаний, являвшихся основным способом установления истины. Характерной чертой судебного процесса был формализм: истец проигрывал процесс, если указывал не на того свидетеля и т.п.

Свидетелями могли быть только лица, принадлежащие к варнам, «заслуживающим доверия», предпочтение отдавалось свидетельским показаниям брахманов. Не допускались в свидетели лица, заинтересованные в исходе судебного разбирательства, родственники или враги участников процесса, больные, недееспособные.

В редчайших случаях заслушивались в качестве свидетелей рабы, старцы, дети. Лжесвидетельство считалось не только преступлением, но и тяжким грехом, последствия которого отражались и на лжесвидетельствующем, и на его родственниках. Ложными признавались свидетельства, если в течение ближайших 7 дней со свидетелем случалось какое-либо несчастье.

«Особую ценность свидетельские представляли показания очевидцев. Иные свидетельские показания судья должен был проверять, за исключением дел, касающихся «насилия, воровства, прелюбодеяния, оскорбления словом и делом». Кроме свидетельских показаний, средствами доказывания были клятва, ордалии — испытания огнем и водой, применялись пытки.

Широко был представлен и следственный процесс. Имелись специальные службы сыска, которыми применялись обыски, облавы и т.д.

Ответчик не имел права выдвигать встречный иск (кроме дел о ссорах «кражах и согласии торговцев»). Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для поиска доказательств, истец должен был оспорить предъявленные доказательства в тот же день, иначе он подвергался штрафу. Бегство от суда было равносильно признанию вины.

Список литературы

1. Большая Советская энциклопедия. М.:1980

2. Желудков А.В, Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд. “ПРИОР”.М.,2003.

3. История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.,1998

4. История Древнего Востока под ред. В. И. Кузищина, изд.2, М., «Высшая школа», 1988 год.

5. Рабовладельческое и средневековое государство и право стран Азии и Африки, Харьков, 1981 год.

6. Основы римского права Н. Б. Новицкий, 3-е изд., М., 1972 год.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/history/00238821_0.html

Сравнительный анализ законов Хаммурапи и законов Ману

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический Институт

Направление: Юриспруденция

                                Кафедра истории государства и права

РЕФЕРАТ

по истории государства и права зарубежных стран

Тема:

Сравнительный анализ законов Хаммурапи и законов Ману

      Преподаватель:  Аверин М.П      ________________

               Студентка: группа ЮЮ13-04Б Попсуйко Ю.В (№161316210) ______

Красноярск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

2.1 Законы Хаммурапи 4

2.2 Законы Ману…………………………………………………………………………………………5

2.3 Сравнение законов Ману и законов Хаммурапи.……………….…………..7

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Изучая дисциплину «История государства и права зарубежных стран» мы рассматриваем в том числе и древнейшее право, к коим относятся законы Хаммурапи и законы Ману.

Эти древнейшие правовые акты между собой похожи, но во многом имеют существенные различия.

Разобраться в том, что отличает древнейшие памятники права – законы Хаммурапи и законы Ману, а также в чем же состоят их сходства, я попыталась в данной работе

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления (1792-1750 года до нашей эры)1 и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел.

Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления»2 .

Текст Законов был выбит на базальтовом столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь».

Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти – жезла и магического кольца.

Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний»3.

Черный столб из базальта был найден в 1901-1902 года французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден, до нас не дошли 35 статей из Свода.  

Законы Ману

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием.

Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му  веку до н.э.

Современным  исследователям  законы  Ману  известны  лишь  в списках  3-го века до н.э.  

 Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия и пр.)4.

Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.

Законы Ману — это памятник сакрального права. 

 Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр, они закрепляли рабство и др. формы эксплуатации.  

 На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

Брахманы — это варна или социальная группа, существующая во всех штатах Индии. Аналог европейского духовенства. Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса5.

Кша́трии (санскр. क्षत्रिय, kṣatriya, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्, rājan, «повелитель») — представители второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались цари. Кшатрии считали своим главным богом — покровителем Индру.6

Ва́йшьи (санскр. वैश्य Vaiśya  — «преданность, зависимость») — представители третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.7

Шудры — (санскр. sudra), представители четвертой, низшей из “чистых” варн: слуги, работники; основная задача Шудр — отработка служения, т. е. повиновения и исполнительности, после чего Шудра может стать вайшью.8

  В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Сравнение законов Ману и Законов Хаммурапи

Для наглядности сравнения ниже представлена таблица, которая заключает в себе сравнительную характеристику законов Ману и Хаммурапи.

Таблица 1

Сравнительная характеристика

Законы Хаммурапи

Законы Ману

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развития

В период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное

2. Формы собственности

  1. Царские
  2. Храмовые
  3. Общинные
  4. Частные
  1. Наследование
  2. Получение в виде дара или находка
  3. Покупка
  4. Завоевание
  5. Ростовщичество
  6. Исполнение работы
  7. Получение милостыни
  8. Давность владения (10 лет)

4. Из договоров

1. Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли 2. Договор имущественного найма. Устанавливается плата за найм вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого 3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей.

Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. 4. займа. Особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство 5.купли-продажи.

Регламентировалась: продажа ценных предметов(скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной

1. договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти долг мог перейти на сына или др.

родственника.2.Договор найма. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье 3.Договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее 4.

договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин.

5. договор дарения

6.Условия  заключения и расторжения брака

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действителен только при наличии этого договора.

Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью

7. Права и обязанности мужа и  жены

Главой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь детей вне брака.

Главой семьи был муж. От жены требовалось почитать своего мужа как бога. Женщина полностью зависела от своего мужа и сыновей- в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей.

За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. Жена должна была принадлежать той же варне что и муж. в исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низких варн, но женщинам из высшей варны запрещалось вступать в брак с мужчиной низшей варны .

Отец управлял всем достоянием семьи, хотя все имущество считалось общим.

9.Порядок  наследования имущества

Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли.

10. Классификация преступлений

3 вида преступлений: 1.Против личности -неосторожное убийство. 2.Имущественные – кража скота, рабов. 3.Против семьи – прелюбодеяние (неверность жены), кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

1.государственные преступления – служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. 2.против собственности. 3. против личности. Убийство и телесные повреждения 4. посягающие на семейные отношения. Прелюбодеяние, посягательство на честь женщины

11. Виды наказаний

1. Смертная казнь в различных вариантах 2.Членовредительские наказания. 3. Штрафы 4. Изгнание

1. смертная казнь в различных вариантах 2. для брахмана приравнивавшиеся к смертной казни бритье головы 3. членовредительские наказания 4. штрафы5. Изгнание 6. тюремное заключение

Заключение.

Итак, рассмотрев своды законов Хаммурапи и Ману я пришла к выводу: в чем-то законы схожи, но все больше в них отличий.

Например, значительно отличаются права мужа и жены, если в Законах Хаммурапи (далее, ЗХ) жена имеет права, может наследовать за мужем и даже добиться развода, то в Законах Ману (далее, ЗМ) жена представляется собственностью мужа, является, по сути, объектом права в большей степени, нежели субъектом, не имеет никаких прав. Значительно разнятся условия заключения брака, а также формы собственности (прим. см. таблицу 1).

Вместе с тем ЗХ и ЗМ имеют схожие черты. Например, виды наказания. В целом, они одинаковые, существует только одно отличие: в ЗМ существует такой вид наказания как тюремное заключение, в ЗХ такового не предусмотрено. Подробнее, см. таблицу 1.

Таким образом, сравнив правовые акты древнего Вавилона (ЗХ) и древней Индии (ЗМ), я пришла к выводу, что оба памятника права имеют свою собственную структуру, свои правовые порядки, они смотрят на право с разных сторон и по-разному регламентируют правовое положение населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран//      С.А Бердникова//161с//КГУ, Красноярск, 1999 год
  2. Учебник по истории государства и права зарубежных стран (О.А Жидков и Н.А Крашенникова). М -, 2006 год// 480 стр.
  3. «История Востока», том №1 Л.С Васильев// Москва // изд. Юрист// 368 стр
  4. Антоненко Татьяна Федоровна,  лекция №3 «Древняя Индия».

1 Хрестоматия по ИГПЗС под ред.Бердниковой (стр.41)

2 Слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи (Хрестоматия под. Ред Бердниковой стр.37)

3 Слова из заключительной части Свода Законов (Хрестоматия Крашенниковой, стр. 21)

4 http://senatm.com/shpargalki-gosudarstva-prava/zakonyi-manu-obschaya

5 http://ru.wikipedia.org/wiki/бхакхман

6 http://ru.wikipedia.org/wiki/кшатрии

7 http://ru.wikipedia.org/wiki/вайшьи

8 http://ashram.ru/Oktagon/SiteOktagon/

Источник: https://www.referat911.ru/Teoriya-gosudarstva-i-prava/sravnitelnyj-analiz-zakonov-hammurapi-i/434219-3010520-place1.html

Refy-free
Добавить комментарий