Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов — Сочуна

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

 / Гончаров / Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

1Обломов Обломов роман о любви. 2Женские манеры в романе. 1) Исполнение изящности и гармонии. 2) Бесхитростная баба. 3) Разбор Обломова. 3Два лика симпатии в романе И. А. Гончарова Обломов.

Римлянин Обломов исчерпался в источник в 1859 году, рано или поздно в державе безгранично проницательно торчал вопрос отмены замкового права, рано или поздно российское сообщество сейчас в полной границе обдумывал самоубийственность имеющихся порядков.

Изъяны ошарашили не столько угнетенные, затурканные пласты общества, от бесправия и безысходности угнетение далеко не водился спасено, но также владычествующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью.

Заступники крепостничества доказывали, что дворяне представляются людьми благородного интеллектуального склада, необыкновенного благородства, носителями культуры, почтительности и партикулярного долга. Гончаров развенчивает данный миф. Он в своем романе заниматься изучением человечную натуру путём противопоставления.

В образах Обломова и Штольца пишущий эти строки обретаем двух крайности (сердечность, но пассивность и активность во вред душе). Дамские манеры Ильинской и Пшеницыной также асбсолютно далеко не подобны промежду на лицо но они души не чаять Илью Ильича Обломова, и каждая из них со своей точки зрения воздействовал на его жизнь.

В образе Ольги Ильинской воплотились далеко не исключительно лучшие из лучших наружности российской женская половина человечества но также всё лучшие, что видел сочинитель в российском человеке.

Татьяна Сергеевна не была красавицей, другими словами не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели проблесками внутреннего огня Однако когда бы её обратить в статую, она была бы статуя изящности и гармонии. Собственно в Ольге пишущий эти строки испытываем всегда неимение искусственности, красу далеко не застывшую, а живую. Татьяна посторонняя в своей среде.

Но в ней есть и ум, и решительность, для того чтобы защищать преимущество для свою злободневную позицию. Собственно Ольгу Обломов усмотрел как воплощение такого идеала, о котором мечтал. Взаимоотношения генерального богатыря романа с Ольгой дают возможность нам совершеннее постичь уклон Ильи Обломова.

Делать нечего наблюдает Татьяна в Обломове? Первоначально болезненая несподручность данного дядьку к усилию воодушевляет в ней расположение посодействовать хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, неимение абсолютно всех тех светских условностей, тот или другой да далеки и ей. У тебя быть в наличии крылья, да ты их отвязал.

Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть систематическое рвение к сомнению и сочувствию. Татьяна мечтает, что она сориентирует ему цель, принудит воспылать страстью всё то, что он разлюбил Он будет жить, действовать, давать добро жизнедеятельность и её. Впрочем Ольге и Обломову не судьба существовать счастливыми.

Обломов предчувствует, что их взаимоотношения далеко не имеют все шансы всякий раз существовать исключительно их личным делом, они непременно обвернутся большим множеством условностей, обязанностей.

Татьяна безостановочно раздумывает о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей миссии; привязанность останавливается ей долгом, безостановочно повторяет, что жизнь-обязанность, привязанность также долг, посему привязанность сейчас не имеет возможности существовать безоглядной, стихийной. Тем более, Татьяна далеко не готова пожертвовать во всех отношениях из-за любви.

Тебя желалось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, сделать ход ли бы я с тобой благодаря чему пути? Ни в какое время ни за что! категорически откликается она Обломову. Они ждут доброжелатель через товарища невозможного. Она от него деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен уподобиться на Штольца, но только сэкономить около данном лучшее, что есть в его душе.

Он от неё безоглядной, беззаветной любви.

Татьяна души не чаять такого Обломова, тот или другой сотворил в собственном воображении, тот или другой она начистоту желал представлять в жизни Я думала, что оживлю тебя, а вот и нет имеешь возможность еще раз жительствовать с целью меня, а ты загнулся сейчас давным-давно, едва выговаривает Татьяна и задаёт жалостливый вопрос: Кто проклял тебя, Илья? А вот и нет сделал? Что сгубило тебя? Нет имени данному злу. Есть, откликается Илья. Обломовщина! Катастрофа Ольги и Обломова останавливается бесповоротным вердиктом фолианту явлению, тот или другой нарисовал Гончаров. Татьяна сходит замуж после Штольца. Собственно он смог настоять того, что в душе Ольги реалистичность, мозг абсолютно одержать победу терзавшее её чувство. Её жизнь не возбраняется наименовать счастливой. Она верит в своего мужа, посему души не чаять его. Иной боготворящей представительницей слабого пола в жизни Ильи Ильича Обломова сковаться льдом вдовушка неглуб/окого госслужащего Агафиевна Матвеевна Пшеницына. Агафиевна Матвеевна идеальная хозяйка. Она ни минутки далеко не посиживает лишенный чего дела. Все у неё спорится, в доме безошибочность и порядок. Внутренних запросов у неё нет. Рано или поздно Обломов потребовал её: А читаете что-нибудь? , она в протест исключительно бессмысленно поглядел на него. Агафиевна Пшеницына быть в наличии бесконечно белоснежна и совершенна в лице, и румянец, может показаться на первый взгляд не был способным сделать карьеру через щеки. Бровей у неё почти нисколько было, а были на их местах двух несколько (как) будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими ясными волосами. Взгляды серовато-простодушные, в свой черед выражение; руки белые, но жесткие, с выступившими вовне. ant. внутрь большущими узлами васильковых жил. Как мне кажется, что эта простая, некультурная мамочка заинтересовал Обломова тем вот что оказалась бесконечно недалека к обломовскому укладу жизни. Её домик на тихой улице Выборгской сторонки пришелся вдоволь Илье Ильичу.

2020-02-16

Категории сочинений

Сочинения на свободную тему

Тютчев

Пушкин

Лорка

Тургенев

Лермонтов

Бальзак

Бунин

Гончаров

Абрамов

Зайцев

8 класс

Улицкая

Островский А. Н.

Ахматова

Достоевский

Замятин

Толстой Л. Н.

Куприн

Все категории

Источник: https://sochineniez.ru/sravnenie-dvuh-zhenskih-obrazov-v-romane-goncharova-oblomov-goncharov-1720

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов (сочинение)

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

             

Гончаров И.А.1«Обломов» «Обломов» — роман о любви.2Женские образы в романе.1) Воплощение грации и гармонии.2) «Простая баба».3) Выбор Обломова.3Два лика любви в романе И.А.Гончарова «Обломов».Роман «Обломов» вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков. Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью. Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга. Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путём противопоставления. В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе). Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь.В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и всё лучшие, что видел писатель в русском человеке. Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня.… Но если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ольга – чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал». Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил…. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей «миссии»; любовь становится для неё долгом, постоянно повторяет, что «жизнь-обязанность, любовь – тоже долг», а потому любовь уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради любви. «Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути? … Никогда, ни за что!» — решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него – деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от неё – безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни…. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, — а ты умер уже очень давно», — с трудом выговаривает Ольга и задаёт горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». – «Есть, — отвечает Илья. – Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров. Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победил терзавшее её чувство. Её жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у неё спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у неё нет. Когда Обломов спросил её: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него». Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…». Я думаю, что эта простая, малокультурная женщина привлекла Обломова тем, что оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Её домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого дома обеспечила ему все необходимые условия – тишину, покой, вкусную еду. Она избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. Ольга стремилась к любви, искала её. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом находит человека, с которым надеется обрести счастье. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается её любыми способами, она ждёт, когда любовь сама придёт. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью. Героини очень разные, но их объединяют любовь и желание быть счастливыми. Любовь –сильнейшее человеческое чувство – сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной – умной, утонченной, нежной, требовательной, другой – хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему он остался с Агафьей – «простой бабой», а не с божественной Ольгой? Найти сходство в этих женщинах сложно. Они даже любили по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья – земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи – это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой – она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Мне кажется, поэтому, Обломов «испугался» требовательной любви Ольги. Агафья Пшеницына – хозяйка дома, полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью – через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Её внешность говорила обо всём: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого – отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное – физический и душевный покой. Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счете, выбор героя.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_04/863.htm

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Сравнение двух женских образов в романе Гончарова » Обломов»

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    1«Обломов» «Обломов» — роман о любви.    2Женские образы в романе.    1) Воплощение грации и гармонии.    2) «Простая баба».    3) Выбор Обломова.    3Два лика любви в романе И.А.Гончарова «Обломов».

     Роман «Обломов» вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков.

Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью.

Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга. Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путём противопоставления.

В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе). Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь.

     В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и всё лучшие, что видел писатель в русском человеке. Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня.… Но если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ольга – чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова.

Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал».

Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил…. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей.

Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей «миссии»; любовь становится для неё долгом, постоянно повторяет, что «жизнь-обязанность, любовь – тоже долг», а потому любовь уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради любви.

«Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути? … Никогда, ни за что!» — решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него – деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе.

Он от неё – безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни…. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, — а ты умер уже очень давно», — с трудом выговаривает Ольга и задаёт горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…».

– «Есть, — отвечает Илья. – Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров. Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победил терзавшее её чувство. Её жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у неё спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у неё нет. Когда Обломов спросил её: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…».

Я думаю, что эта простая, малокультурная женщина привлекла Обломова тем, что оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Её домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого дома обеспечила ему все необходимые условия – тишину, покой, вкусную еду.

Она избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства.

Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. Ольга стремилась к любви, искала её.

Сначала она ошибается в своем выборе, но потом находит человека, с которым надеется обрести счастье. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается её любыми способами, она ждёт, когда любовь сама придёт. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью. Героини очень разные, но их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

Любовь –сильнейшее человеческое чувство – сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной – умной, утонченной, нежной, требовательной, другой – хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля.

И почему он остался с Агафьей – «простой бабой», а не с божественной Ольгой? Найти сходство в этих женщинах сложно. Они даже любили по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья – земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи – это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.

Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой – она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Мне кажется, поэтому, Обломов «испугался» требовательной любви Ольги.

Агафья Пшеницына – хозяйка дома, полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью – через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Её внешность говорила обо всём: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого – отличная хозяйка.

Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное – физический и душевный покой.

Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счете, выбор героя.

     Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Роман И.А.

Гончарова «Обломов» — классика русской литературы. В этом романе перед нами предстаёт два лика любви. Первый – любовь Обломова и Ольги, второй – любовь Штольца и Ольги. Они различны. Первое чувство – не успев расцвести – тут же завяло, второе – расцветает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости. Любовь Ольги и Обломова быстро увядает.

В этом они оба виноваты, но, скорее всего, всю вину можно возложить на Обломова. Его лень и безделье были причиной разрыва. Неопытная в делах любви, Ольга со всей силой молодости отдалась этому новому для неё чувству, не понимая, что Обломову, с его вечными страхами и ленью, её любовь не очень- то и нужна. Идеал счастья для Обломова олицетворяется в Агафьи.

Она лелеет и опекает его, как ребёнка. Только был ли этот идеал любви? «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становилось всё теплее и теплее, по которому любить нельзя». Обломов не мог любить Агафью, не мог оценить её отношение к нему. А заботу её воспринимал как должное, как привык с детства. «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жары, под кров от дождя, и ухаживает за ним…». Опять же видим – «обломовская утопия». Зачем Гончаров вводит в роман Ольгу как мощное «противоядие» жизни Обломова? Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес, друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует её духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет «овраг», разделяющий его с Ольгой. В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья – олицетворение семьи, с другой, Ольга – это любовь. Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоём, читали вдвоём, вместе растили детей – жили разнообразно и интересно. Семейный быт не смог приземлить их отношений. «Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, деятельно, зорко возделывал, берёг и лелеял её». Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И.А.Гончарова. Два лика этого романа различны, как и сама любовь, о которой так много сказано. Гениальность Гончарова и состоит, в том, что он показал эти два лика, не утаивая и не приукрашивая ничего.

Добавил: poiuytrewq89

19094 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00940741212071208202

Женские образы в романе «Обломов» Гончарова

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

Роман «Обломов» Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества. Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.

Как и мужские, женские образы в «Обломове» также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.

Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное.

Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью «будто там покоилась мысль», зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд. В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки.

Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.

Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами.

Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью.

Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.

Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.

Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях.

Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях.

В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце.

И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу «обломовщины», состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.

Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу.

Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья.

Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская.

Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.

В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму.

На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального.

Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым.

С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути.

Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть.

Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа.

Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте.

Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов.

Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви.

Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.

Подробное описание женщин и характеристика их ролей в романе будет особенно актуально для 10 классов во время написания сочинения на тему «Женские образы в романе «Обломов». Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/zhenskie-obrazy-v-romane-goncharova.html

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова ” Обломов”

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

1″Обломов” “Обломов” – роман о любви. 2Женские образы в романе. 1) Воплощение грации и гармонии. 2) “Простая баба”. 3) Выбор Обломова. 3Два лика любви в романе И. А. Гончарова “Обломов”.

Роман “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков.

Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью.

Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга.

Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путем противопоставления. В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе).

Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь.
В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшие, что видел писатель в русском человеке.

Ольга Сергеевна “не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…. Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”. Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую.

Ольга – чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал.

Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова.

Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку.

Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. “У тебя были крылья, да ты их отвязал”.

Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что “она укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил…. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее”.

Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей.

Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей “миссии”; любовь становится для нее долгом, постоянно повторяет, что “жизнь-обязанность, любовь – тоже долг”, а потому любовь уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради любви.

“Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути? …

Никогда, ни за что!” – решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него – деятельности, воли, энергии; в ее представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее – безоглядной, самоотверженной любви.

Ольга любит того Обломова, которого создала в своем воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни….

“Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты умер уже очень давно”, – с трудом выговаривает Ольга и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…”.

– “Есть, – отвечает Илья. – Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победил терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой.

Она верит в своего мужа, а потому любит его. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела.

Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у нее нет. Когда Обломов спросил ее: “А читаете что-нибудь?”, она в ответ только “тупо посмотрела на него”.

Агафья Пшеницына “была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…”.

Я думаю, что эта простая, малокультурная женщина привлекла Обломова тем, что оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого дома обеспечила ему все необходимые условия – тишину, покой, вкусную еду.

Она избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив.

Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению.

Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Ольга стремилась к любви, искала ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом находит человека, с которым надеется обрести счастье. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается ее любыми способами, она ждет, когда любовь сама придет. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью.

Героини очень разные, но их объединяют любовь и желание быть счастливыми. Любовь – сильнейшее человеческое чувство – сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной – умной, утонченной, нежной, требовательной, другой – хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть.

Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля.

И почему он остался с Агафьей – “простой бабой”, а не с божественной Ольгой? Найти сходство в этих женщинах сложно. Они даже любили по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья – земной, примитивной любовью.

Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи – это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. Ольге нужен был “усовершенствованный” Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться.

С другой – она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Мне кажется, поэтому, Обломов “испугался” требовательной любви Ольги. Агафья Пшеницына – хозяйка дома, полная противоположность Ильинской.

Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью – через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого – отличная хозяйка.

Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье.

Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности.

Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное – физический и душевный покой.

Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счете, выбор героя.

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Роман И. А. Гончарова “Обломов” – классика русской литературы.

В этом романе перед нами предстает два лика любви. Первый – любовь Обломова и Ольги, второй – любовь Штольца и Ольги. Они различны. Первое чувство – не успев расцвести – тут же завяло, второе – расцветает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости.

Любовь Ольги и Обломова быстро увядает. В этом они оба виноваты, но, скорее всего, всю вину можно возложить на Обломова. Его лень и безделье были причиной разрыва. Неопытная в делах любви, Ольга со всей силой молодости отдалась этому новому для нее чувству, не понимая, что Обломову, с его вечными страхами и ленью, ее любовь не очень – то и нужна.

Идеал счастья для Обломова олицетворяется в Агафьи. Она лелеет и опекает его, как ребенка. Только был ли этот идеал любви? “Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становилось все теплее и теплее, по которому любить нельзя”.

Обломов не мог любить Агафью, не мог оценить ее отношение к нему. А заботу ее воспринимал как должное, как привык с детства. “Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жары, под кров от дождя, и ухаживает за ним…”. Опять же видим – “обломовская утопия”.

Зачем Гончаров вводит в роман Ольгу как мощное “противоядие” жизни Обломова? Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес, друг к другу.

Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует ее духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет “овраг”, разделяющий его с Ольгой. В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья.

С одной стороны, только Агафья – олицетворение семьи, с другой, Ольга – это любовь. Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое.

Их души слились воедино. Они думали вдвоем, читали вдвоем, вместе растили детей – жили разнообразно и интересно. Семейный быт не смог приземлить их отношений.

“Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее”.

Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова.

Два лика этого романа различны, как и сама любовь, о которой так много сказано. Гениальность Гончарова и состоит, в том, что он показал эти два лика, не утаивая и не приукрашивая ничего.

Loading…
Сравнение двух женских образов в романе Гончарова ” Обломов”« Проблема приобщения к искусству

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sravnenie-dvux-zhenskix-obrazov-v-romane-goncharova-oblomov/

Женские образы в романе

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

Этот выдающийся роман был создан в средине XIX века и сразу же его признали классикой. Имя главного героя стало нарицательным. Книга была написана ко времени. На повестке политической жизни России стояла отмена крепостного права.

Пушкин и Лермонтов уже создали Онегина и Печорина — лишних людей в российском обществе, людей, не оставляющих за собой в Истории никакого следа. Иван Александрович Гончаров, руководствуясь своим творческим умением, создает образ еще более бесполезного человека – Ильи Ильича Обломова.

Он доводит лень в характере этого помещика до ужасающих размеров.

Как важно это было прочитать дворянам, воспитывающимся в XIX веке в традиционном стиле — в пренебрежении ко всякому труду! В их понимании, работа была мужицким занятием! Гончаров же и сам же в молодости получил аналогичное воспитание, поэтому знал о чем и как следовало писать…

О теме статьи

Предметом нашей статьи станет не главный герой – Илья Ильич Обломов. Нас привлекает другое: мастерски созданная писателем в романе система образов. «Обломов» Гончарова, благодаря удачно выбранному типажу своих героев, прогрессивная мысль России в лице Николая Добролюбова нарекла «знамением времени».

Как мы уже упоминали, книга писалась в период пробуждения национального самосознания, накануне освободительной крестьянской реформы. Крепостное право, этот давно отживший феномен, вот-вот должно было быть ликвидировано.

И роман Гончарова, который являлся настольной книгой Императора Александра II, прозванного Освободителем, действительно поспособствовал его отмене.

В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц – Обломов, Ильинская – Пшеницына.

Женские образы в романе «Обломов» — сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя — Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу — Агафья Матвеевна Пшеницына.

Сам же Илья Ильич Обломов — человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре — ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми.

Точнее сказать — близкими ему женщинами.

Образы женщин. Мать Обломова

Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.

Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез.

Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья.

Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.

Женские образы в романе «Обломов» характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.

Ольга Ильинская

Другой женский образ — Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе «Обломов» обрели в нем наиболее яркую составляющую.

В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность — многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.

Вдова Пшеницына

Сюжет романа автору не удалось бы раскрыть без наличия еще одного персонажа — Агафьи Матвеевны Пшеницыной, органично дополнившей женские образы в романе. Обломова она действительно любила.

Агафья Матвеевна — настоящая хозяйка домашнего очага: добрая, любящая, заботливая. Более того, она готова на жертвенность ради этой любви. Эта женщина происхождением – не из дворянского сословия, как Ильинская, она – из мещан.

Как и большинство населения в то время, она неграмотна.

Идея создания образа Ольги

Ильинская — дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума Ильи Обломова, однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу — вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.

Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.

Ольга всецело увлечена своим замыслом – перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга.

Поэтому свое рассудочное стремление – изменить Обломова — она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии.

Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.

Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги — «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны — естественность, а с другой – органичное соединение размышления и действия.

Рассудочность любви Ольги

Рассуждая столь абстрактно, Ольга переступает границу дозволенного в отношении главного героя. Она пытается манипулировать Ильей Обломовым, используя убеждение, сарказм. Древние греки когда-то называли такую рассудочную любовь коротким словом «прагма». Таким образом, прагматичная любовь Ольги, как мы видим, не смогла преодолеть недостатки Обломова. Не дано подобному чувству исцелять!

Роль женских образов в романе Гончарова «Обломов» велика. Согласитесь, не будь в ней интриги, внесенной Ольгой Ильинской, то сюжет книги потерял бы свою красную нить.

В результате Обломов, дотоле признавшийся в любви к Ольге, идет на попятную. При этом возвращаясь к обычному своему образу жизни. Он расстается с ней, написав прощальное письмо. Илья Ильич понимает, что публичный образ жизни, к которому его склоняет Ольга — не подходит ему.

Образ Ольги… Только ли образование вызвало у нее стремление к дальнейшему развитию? Вряд ли. Этот типаж женщины — революционный для русской литературы.

Рассмотрим это на сравнительном примере. Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» чем-то напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. То же дворянское происхождение, образованность, сходная внешность, изящество. Однако на этом подобие заканчивается.

Если Татьяну можно назвать «нежной мечтательницей», то Ольга — самодостаточная личность, деятельная и энергичная. Это – характер, это сущность женщины-воина. Таким образом, женские образы в романе И. А.

Гончарова, созданные через четверть века после пушкинских, эволюционизировали, стали другими, соответствуя динамике развития российского общества.

То, что она расстанется с Обломовым — неминуемо. Ольга Ильинская, наконец, признает свою несовместимость с избранником и оставляет Обломова со словами, что любила его будущего.

Девушка осознает: совместная жизнь с Ильей Ильичем будет для нее в перспективе означать обоюдное неприятие каждым супругом жизненных ценностей другого. Поэтому она строит свою жизнь по-другому: выходит замуж за такого же деятельного, как и она, Штольца.

Впрочем, Ильинская обладает еще большей жизненной энергией, чем ее муж.

Интересную точку зрения на это чувство Ольги высказал литературный критик Николай Добролюбов. Он считает, что Ильинской свойственно выбирать партнеров исходя из собственного интереса, т. е. личных выгод. Поэтому, по его мнению, если Штольц перестанет устраивать ее меркантильный интерес, Ольга оставит и его.

Простая и душевная Пшеницына Агафья

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов» начинается с момента его размолвки с Ольгой и переездом на Выборгскую сторону на постой к вдове Пшеницыной.

Ранее эта вдова потеряла мужа-чиновника и осталась с двумя детьми. Это взрослая женщина, искренне желающая тихого семейного счастья. Ей на момент знакомства с Ильей Обломовым примерно лет тридцать.

Агафье не присуща аристократическая утонченность внешности, которой отличается образ Ольги Ильинской. Внешне она полна и белолица. У нее крупные руки и округлые локти.

Ее серые глаза – зеркало души — простодушны и наивны.

Действительно, Агафью Матвеевну не интересует все, что не касается домашнего хозяйства. Сама молчаливая, она даже и не пытается слушать не интересующие ее разговоры. Впрочем, как хозяйка, эта женщина — всеведущая и всеумеющая. Если обсуждается интересующая ее тема, вдова Пшеницына, словно по мановению волшебной палочки, становится деловитой и сообразительной.

Эта женщина понравилась Илье Ильичу сразу же, когда он по совету Тарантьева приехал к ней — пожить на Выборгской стороне. Ее образ, несомненно, ближе для души Обломова, чем образ Ольги Ильинской.

Именно такую женщину он представлял себе в детстве, когда читал о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне.

Дело в том, что главный герой романа, инфантильный по своей природе, подсознательно желал для себя жену-мать, ухаживающую за ним.

По своей природе Агафья Матвеевна добра. Она услужлива по отношению к своим близким людям. Ее не привлекают развлечения: посещения театров либо прогулки. Заботы: накормить, одеть, помочь — стали смыслом ее жизни. Поэтому, когда в ее доме появился Илья Ильич, он стал для нее объектом ухода.

Два основных женских образа в романе Гончарова «Обломов» — это два человека, испытывающие, казалось бы, одно и то же чувство.

Но, в отличие от рассудочной любви Ольги Ильинской, любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной к Илье Ильичу совершенно другого свойства. Эта любовь искренняя, сердечная, не предполагающая оговорок разума.

Автор с теплой иронией говорит о любви Пшеницыной к Обломову. Она влюбилась, не задумываясь, как будто «попав под тучу», простудилась и заболела лихорадкой.

Верность Агафьи Пшеницыной

Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.

Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное – не материальный аспект, а душевность отношений.

Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи.

А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.

После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», — говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?

Какая она — любовь Агафьи?

Агафья Пшеницына интуитивно воспринимает любовь, как нечто естественное, не связанное с рассудком. Она полюбила Илью Ильича бескорыстно, не за присущие ему добродетели. Ее чувство вспыхнуло также не из-за жертвенности, т. е. не вопреки тому, что Обломов несовершенен.

Агафья полюбила его именно как человека, который изначально сам по себе прекрасен. Такая любовь на Руси называлась христианской (ранее это чувство не оценивали с позиций рассудочности или сердечности).

Суть же любви христианской в том, чтобы просто любить, потому что человеку свойственно такое чувство, а не потому что другой человек — объект любви — заслуживает чем-то этого. Агафья Пшеницына бескорыстно любит Обломова.

Очевидно поэтому, чтобы подчеркнуть истинность их любви, Иван Александрович ввел в сюжет романа эпизод, когда пришедшая к Обломову во сне покойная матушка благословила его на отношения с Агафьей.

Взгляды на любовь Агафьи и Ольги

Роль женских образов в романе Гончарова «Обломов», таким образом, также сводится и к оригинальному авторскому философскому толкованию любви. Если Ольга желает видеть в Илье Ильиче настоящего мужчину и пытается соответствующим образом его перевоспитать, то Агафье Матвеевне всего этого не нужно. Любовь Ильинской – это восхождение к идеалу. Любовь Пшеницыной – обожание.

Впрочем, и та и другая, будучи влюбленными в Обломова, сами испытывают духовное пробуждение. Женские образы в романе Гончарова «Обломов» — высокохудожественны и неповторимы. Еще зоркий Белинский тонко подметил эту особенность Ивана Александровича Гончарова — «тонкой кистью» выписывать женские персонажи. Ни одна из героинь гончаровских книг не повторяет ни в коей мере другую.

Все они индивидуальны, штучны, особенны.

Вывод

И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина – хранительница домашнего очага.

Женские образы в романе «Обломов» актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей.

В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына — персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.

Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна – деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая – уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.

Источник: https://FB.ru/article/157722/jenskie-obrazyi-v-romane-oblomov-i-a-goncharova-dva-osnovnyih-jenskih-obraza-v-romane

«Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов»»

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова Обломов

1″Обломов» «Обломов» — роман о любви. 2Женские образы в романе. 1) Воплощение грации и гармонии. 2) «Простая баба». 3) Выбор Обломова.

3Два лика любви в романе И. А. Гончарова «Обломов».

Роман «Обломов» вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков. Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью. Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга. Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путём противопоставления. В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе). Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь. В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и всё лучшие, что видел писатель в русском человеке. Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ольга — чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал». Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил… Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей «миссии»; любовь становится для неё долгом, постоянно повторяет, что «жизнь-обязанность, любовь — тоже долг», а потому любовь уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради любви. «Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути? … Никогда, ни за что!» — решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от неё — безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни… «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, — а ты умер уже очень давно», — с трудом выговаривает Ольга и задаёт горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». — «Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров. Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победил терзавшее её чувство. Её жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна — идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у неё спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у неё нет. Когда Обломов спросил её: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него». Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…». Я думаю, что эта простая, малокультурная женщина привлекла Обломова тем, что оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Её домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого дома обеспечила ему все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду. Она избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. Ольга стремилась к любви, искала её. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом находит человека, с которым надеется обрести счастье. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается её любыми способами, она ждёт, когда любовь сама придёт. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью. Героини очень разные, но их объединяют любовь и желание быть счастливыми. Любовь -сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему он остался с Агафьей — «простой бабой», а не с божественной Ольгой? Найти сходство в этих женщинах сложно. Они даже любили по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья — земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Мне кажется, поэтому, Обломов «испугался» требовательной любви Ольги. Агафья Пшеницына — хозяйка дома, полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Её внешность говорила обо всём: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого — отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой. Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счете, выбор героя.

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Роман И. А. Гончарова «Обломов» — классика русской литературы. В этом романе перед нами предстаёт два лика любви. Первый — любовь Обломова и Ольги, второй — любовь Штольца и Ольги. Они различны.

Первое чувство — не успев расцвести — тут же завяло, второе — расцветает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости. Любовь Ольги и Обломова быстро увядает. В этом они оба виноваты, но, скорее всего, всю вину можно возложить на Обломова. Его лень и безделье были причиной разрыва.

Неопытная в делах любви, Ольга со всей силой молодости отдалась этому новому для неё чувству, не понимая, что Обломову, с его вечными страхами и ленью, её любовь не очень- то и нужна. Идеал счастья для Обломова олицетворяется в Агафьи. Она лелеет и опекает его, как ребёнка.

Только был ли этот идеал любви? «Он сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становилось всё теплее и теплее, по которому любить нельзя». Обломов не мог любить Агафью, не мог оценить её отношение к нему. А заботу её воспринимал как должное, как привык с детства.

«Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жары, под кров от дождя, и ухаживает за ним…». Опять же видим — «обломовская утопия». Зачем Гончаров вводит в роман Ольгу как мощное «противоядие» жизни Обломова? Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес, друг к другу.

Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует её духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет «овраг», разделяющий его с Ольгой. В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья — олицетворение семьи, с другой, Ольга — это любовь.

Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоём, читали вдвоём, вместе растили детей — жили разнообразно и интересно. Семейный быт не смог приземлить их отношений.

«Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, деятельно, зорко возделывал, берёг и лелеял её». Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова. Два лика этого романа различны, как и сама любовь, о которой так много сказано. Гениальность Гончарова и состоит, в том, что он показал эти два лика, не утаивая и не приукрашивая ничего.

Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/1720

Refy-free
Добавить комментарий