Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации

Сознание, происхождение и сущность

Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации

Происхождение сознания.

Всё сущее – результатразвития потенций, имеющихся в глубинах материи (природы). Что являетсяисточником развития сознания?

Материя имеет атрибуты,то есть формы своего существования, неотъемлемые свойства, которые существуютобъективно, материальны и постоянно развиваются вместе с ней. К настоящемувремени известны атрибуты материи – пространство, время, движение иатрибутивное свойство – отражение. Именно развитие (вместе с материей) этогосвойства в определенных условиях порождает сознание. Как это произошло?

Отражение — как всеобщеесвойство материи.

Мир –единое целое, в котором все составляющие в той или иной степени взаимодействуютдруг с другом.

При взаимодействии некоторых предметов, объектов происходитвременное или постоянное закрепление некоторых элементов, черт одного предметаво внутренней структуре другого.

Этот феномен и получил название «отражение».(Не путать с зеркальным отражением, это просто физический эффект, внутренняяструктура не меняется).

Характеристики отражения:

— носит всеобщий характер, имеет место на всех уровнях организацииматерии. Разнокачественно — в неживойприроде, живой и обществе (или – физическое, биологическое, социальное);

— формы проявленияотражения зависят от степени развития и структуры взаимодействующих объектов.Чем сложнее материальные системы, тем многообразнее проявления отражения;

отражениеимеет избирательный и активный характер, не всё реагирует со всем. Историческиактивность и избирательность возрастают;

— отражение имеет системный характер, что обусловлено системнойорганизацией мира. Высшие формы отражения включают в себя низшие, но несводятся к ним.

Несколько примеров. Насрезах камня по силовым линиям можно увидеть, как исторически менялисьмагнитные полюса земли. Твердость алмаза обусловлена давлением, которое углеродзакрепил во в своей внутренней структуре. При столкновении тел меняетсявекторная направленность движения и пр.

Биологическое отражение. Зарождениежизни и развитие живых организмов порождает качественно новые формы отражения,которые служат залогом выживаемости. Большое значение приобретает адекватностьотражения. Начинают формироваться специальные органы отражения – нервныеокончания, нервные клетки, нервная система.

Основные формыбиологического отражения:

— раздражимость;

— чувствительность (ощущение);

— биопсихика (организменное отражение). Основа – первая сигнальнаясистема. Форма проявления — рефлексусловный и безусловный. Сейчас ученые-этологи и зоопсихологи говорят о мышлении(не сознании!) животных на уровне первой сигнальной системы. Биопсихика –свойство животных целесообразно реагировать на предметные сигналы.

Сознание.Отражение социально организованной материи.

Материальный носитель – человеческий мозг (не менее 1000 куб см.),вторая сигнальная система. Это свойство человека реагировать на предметные иречевые сигналы, создание идеальных (мысленных, не имеющих физическихпараметров) образов. Идеальное – это есть материальное, пересаженное вчеловеческую голову и преобразованную в ней. – Маркс.

Сознание – высшая формаотражения (известная на сегодняшний день). Сложнейший комплекс идеальных,духовных явлений, суть которых в целенаправленном отражении действительности.

Основные элементы сознания — мышление (разум), эмоции, воля, чувства,подсознательное и самосознание, как самоотражение. Особо выделим мышление, так как его зачастуюотождествляют с сознанием.

Мышление – отражение и описание действительности влогических формах, это только часть сознания.

Зарождение сознания –процесс длительный, сложный, многофакторный. По современным данным, процессантропосоциогенеза продолжался более миллиона лет. Суть антропосоциогенеза – постепеннаятрансформация животной жизнедеятельностив трудовую, стада – в коллектив, формирование языка и, как результат,зарождение сознания.

Для появления сознаниянеобходимо наличие предпосылок: а) биологические – первобытное стадо, развитаяорудийная деятельность, дифференцированная звуковая сигнализация (протоязык),усложнение 2-й сигнальной системы (мозга), соответствующие природные условия;б) социальные – трудовая деятельность, включение в развитый социум (воспитаниеи обучение).

Сознание может появиться только в социуме, в общении с себе подобными.Пример – описано более 500 случаев детей-маугли, которые, выживая в сообществахживотных, не могут стать полноценными людьми. СО-ЗНАНИЕ, совместное знание.

Творческий характерсознания. Ленин – «Сознание не толькоотражает объективный мир, но и творит его». Здесь требуется пояснение. Слово«творит» в данном контексте не совсем удачное, так как оставляет место дляразных толкований.

Точнее было бы сказать «преобразует». Каким образом? Манипулируяв голове мысленными образами отраженной действительности, человек мысленнопридает им формы приемлемые для себя, которые затем овеществляет в трудовойдеятельности.

Язык и сознание. Сознание немыслимо без языка. Почему? Сознание, в силуидеальности, само себя выразить не может, поэтому нужен материальный носитель.Таким носителем является язык. Сознание ОТРАЖАЕТ, язык ВЫРАЖАЕТ. В качестве языка может быть любая системаматериальных знаков – слово, жест, мимика, запах… все, что угодно, лишь бы знакмог восприниматься ощущениями.

Язык выполняет функции общения(коммуникативную), хранения и передачи информации, развития мышления, культурыличности. Роль языка исключительновелика. Не зря современные властители в первую очередь бьют по языку –происходит ограничение социальности, следовательно, одичание в самом прямомсмысле. Гаджеты для современной молодежизаменили бусы для туземцев, результат тот же.

Изуродованный, грубый языкв силу обратной связи уродует в такой же степени сознание, дикарями легчеуправлять.

Проблема — как происходятпереходы материального в идеальное и наоборот (слова в мысль, мысли в слово) нерешена до сих пор, не хватает достижений науки.

Еще вопрос – сознание нематериально, но существует ли оно реально? Да, но это субъективнаяреальность. Сон вполне реален, но егонельзя сфотографировать, так это субъективная реальность.

Опережающее отражение действительности.

Звучит парадоксально –как можно отражать то, чего нет? В жизнимного парадоксов!

Концепция выдвинута иобоснована академиком-физиологом Анохиным П.К. в 1962 году в статье«Опережающее отражение действительности». Редкая по теоретической красотестатья (Имеется в интернете).

Феномен появляется вместес зарождением жизни, ростом активности отражения, служит залогом выживаемости иразвития живых систем. Простой пример. Осень, облетают листья, скоро будетснег, холод. Откуда мы это знаем? Повторяющиеся цепочки событий фиксируются вголове, когда наступило первое событие, легко можно предсказать последующие всилу высокой скорости прохождения нервных процессов.

В обществе опережающееотражение играет основополагающую роль. Лежит в основе целеполагания,прогнозирования, организации всей общественной жизни… Маленькая реплика – приусловии АДЕКВАТНОСТИ отражения. В данном случае, понятия отражение и познаниетождественные.

На этом закончим.Проблема сознания из разряда вечных и бесконечных, но ряд основополагающихблоков проблемы, на мой взгляд, затронуты.

Общественное бытие и общественное сознание.

Понятие«общественное бытие» было впервые использовано К.Марксом: «Сознание никогда неможет быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие есть реальный процессих жизни».

Философский анализ социальной формы движения требовалматериалистического решения основного вопроса философии применительно кобществу. Что и было сделано. «Не сознание людей определяет их бытие, анаоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Эта формула и служитпутеводной звездой при изучении общества.

Но не все так однозначно.В обществе материальное и духовное настолько переплетены, что разделить ихпрактически невозможно.

Как определить,что, является ведущим, а что ведомым, почему ОБ определяет ОС, а не наоборот? Учеловека имеются объективные, от него независящие потребности – в пище, жилье,общении и пр., которые он должен удовлетворять, независимо от своей воли ижелания.

Каким образом? Переработкавещества природы в формы, пригодные для потребления.

Этот процессвзаимодействия с природой именуется трудом, или шире, системой материальногопроизводства, деятельности, которая В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ в силу объективности иматериальности определяет жизнь всего общества. Подчеркиваем – только в конечном счете, потому что в реальной жизнипоявляются отношения, процессы, которые к материальному производству не имеютни малейшего отношения.

ОБ – сложная,взаимосвязанная, противоречивая, динамическая система, вся наша жизнь во всехее проявлениях – отношения к природе, к другим людям, государству, общественныминститутам и пр.

ОС возникает какотражение, осознание ОБ, при этом включается как духовное средство во всестороны общественной жизни. ОС начало формироваться с эпохи разделения труда наумственный и физический. Постепенно приобретая всё большую относительнуюсамостоятельность по отношению к ОБ. Это выражается в:

— ОС обладает собственными законами развития, прямо не связаннымис ОБ;

— в ОС могут происходить изменения и появляться новые элементы(подсистемы) не санкционированные изменениями в ОБ;

— ОС оказывает обратное влияние на ОБ, чем более развито общество,тем сильнее это воздействие. Очень важно! Существует исторически меняющаясямера, граница этого воздействия, через которую ОС, будучи отражением ОБ, переступитьне может в принципе.

— в целом ОС всегдасоответствует ОБ (существует закон соответствия ОС ОБ), но отдельные элементытипа науки, политики, идеологии могут оказывать революционизирующее илитормозящее влияние на жизнь общества, могут даже его уничтожить, при этомподписав смертный приговор и себе. Что и произошло у нас в настоящее время.

ОС, отражая очень сложную, противоречивуюструктуру ОБ, приобретает не менее сложную и противоречивую собственнуюструктуру. Многогранность ОС порождена многогранностью социальной практики.

Структура общественногосознания.

Уровни ОС.

а) обыденный или эмпирический. Отражает повседневную жизньобщества, непосредственные нужды и потребности людей. На этом уровнеформируются производственные навыки, формы и способы общения. Приобретаетсябагаж традиционных знаний, предрассудков, верований. На этом уровне широкораспространяются слухи, сплетни, отсутствует критическое восприятие.

Ведущая черта этого уровня – действительность воспринимается науровне явлений, простой фиксации фактов, с поверхностным обобщением, безпроникновения в сущность;

б) теоретический уровень – проникновение в сущность, познаниескрытых закономерностей. Формируется какнаучно обоснованная система взглядов.

Эти уровни взаимосвязаны,подвижны, четкой границы между ними нет. Реально почти каждый человек являетсяносителем и бытовых и теоретических знаний.

Социально-исторические типы ОС.

Обычно выделяют по формационному признаку, но можно рассматриватьсущественные особенности ОС переходного общества и переживающего периоддеградации. Примеры требуются?

Формы ОС.

Форма ОС более-мене глубокое отражение какой-либо частиобщественной жизни. К формам ОС относятся: политика, право, философия, мораль,искусство, религия. Формы ОС различаются по содержанию (что отражается?), поспособу отражения (как отражается?), по функциям (роли в практике).

Каждая форма ОС представляет сложный комплекс материально-духовныхявлений, занимает ощутимое (не всегда оправданное место в жизни общества).

Сферы ОС

а) общественная психология. Проявляется в обычаях, нравах,интересах, социальных привычках, мнениях, авторитетах, заблуждениях и пр.Особенность – плотно включена во все сферы деятельности.

Отдельные группылюдей, выделенные по различным основаниям – пол, возраст, род занятий,положение в обществе, находящиеся в определенных природных условиях имеютспецифические групповые психологические черты.

Единые психологические черты,способствуют консолидации группы, нации, класса…

б) общественная идеология. Генетически связана с общественнойпсихологией. Но это уже теоретически оформленная борьба за коренные интересыбольших социальных классов, групп. Формируется, в отличие от стихийнойпсихологии, сознательно, на научной основе. Идеология вырабатывает лозунги,определяет политические приоритеты, нацеливает на активные действия.

Идеология сознательно вырабатывает механизмы управления психологиимасс, использует приемы манипулирования и прямого зомбирования.

ОС включает в себясоциально-психологические элементы:

— психологический склад социальные привычки — способы реагированиялюдей на требования общества, власти. Закрепление соц. привычек образуетобычаи, которым добровольно подчинятся.

— эмоционально-волевые явления, настроения. чувства, выражающиеобщее отношение к действительности. Сейчас формируются сознательно ицеленаправленно. Включают в себя общественные настроения, моду, слухи…

Заключение.

Достижения современнойсоциологии, социальной психологии, дали реальную возможность, воздействуя на«болевые» точки, манипулирования большими массами людей.

Мы имеем арсенал противодействия?

Источник: https://kprf.ru/ruso/188664.html

Сознание: происхождение и сущность

Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации

Самые перывые представления о сознании возникли в древности.

Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания.

Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм — сознание первично. Дуализм — сознание и материя независимы друг от друга.

Материализм — материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание — производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними — нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей.

Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи.

Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие — сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь — Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями — прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн — отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж — это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения — отпечатки, следы…

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика — это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

32. Сознательное и бессознательное

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

Естественно-научный подход Религиозно-идеалистический подход
Сознание — проявление функций головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека Сознание — первично, а человек «телесный» — его производная

Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания

• Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя — получение первичных знаний.

• Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе — возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

• Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

• Ценностно-смысловые компоненты — это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности.

Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека.

Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п.

, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т.

п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

— когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

— когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

— когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

— когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Отличия сознательного от бессознательного

Сознательное Бессознательное
Отделяет себя от объекта Не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании
Обладает механизмом психических связей Не обладает механизмом психических связей
Производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры Не производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры
Проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом Проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом

33.Проблема познаваемости мира.

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. — недоступный познанию, непознаваемый).

Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. — относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов.

Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного.

Мнений об одной и той же столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом деле; любое суждение об одной и той вещи равнозначно любому другому.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. — рассматривающий, исследующий — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности).

Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум.

Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики.

Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость.

Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий.

Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Скептицизм — необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.

Однако крайний скептицизм как философская концепции смыкается с агностицизмом.

В наиболее последовательной форме агностицизм проявился и скептицизме Юма. Если древние скептики не сомневались в существованли объективного мира, ставя под вопрос истинное и.

знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувственные восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти.

Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.

В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также не отрицали полностью возможность познания, ограничивая его чувственными восприятиями.

Во второй половине XIX и в XX в. позиция агностицизма характерна для ряда течений философии, а также для некоторых естественно-научных теорий: «физиологического идеализма» «теории иероглифов» и др.

Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно прежде всего рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самою познавательного процесса.

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания.

агностицизм, представители которого отрицают принципиальную возможность познания объективного мира; источником агностицизма является гносеологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания;

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был.

Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола.

Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств.

В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга.

Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_122982_soznanie-proishozhdenie-i-sushchnost.html

06. Сознание, его сущность и возникновение. Общественно-историческая природа сознания — Philosophy Tips

Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации

  Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.   В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.   Для материалистов сознание — способность идеального воспроизведения действительности.     Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
  •   1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  •   2. сознание присуще всем живым организмам;
  •   3. сознание — свойство исключительно человеческое.

  1) Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.  2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:  • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;  • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;  • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;  • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;  • животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.  3) Согласно «человеческой» точке зрения, сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.  Важнейшими свойствами сознания являются

  • активность и
  • способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

  Активность сознания проявляется в том, что оно:

  •   1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
  •   2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  •   3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  •   4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

    Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

  •   1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;
  •   2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
  •   3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
  •   4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

  Согласно материалистической философии и психологии, сознание — это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Здесь сознание связано с понятием «отражение». Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию.  Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня:

  • отражение в неживой природе,
  • на биологическом уровне и
  • социальное.
  1.   В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
  2.   В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы — ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия — безусловные и условные (инстинкты — половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую — слова-понятия (это уже возникновение сознания).
  3.   Высшая форма отражения — социальная (сознание).

  Итак, отражение — это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.  Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.

  •   Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин — теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
  •   Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
  •   Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
  •   Материалистическая теория происхождения человека — эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:

  1) трудовая теория(Ч. Дарвин) — важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;  2) человек — результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;  3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного — home sapiens.    Согласно трудовой теории, изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом — к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.  Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:  1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;  2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи — исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

Источник: https://www.sites.google.com/site/philosophytips/home/6

Сознание. Его происхождение и сущность:возможные интерпретации

Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации

Оглавление

|Введение |Сущность и происхождение сознания |Возникновение понятия «сознания», источники сознания |Структура и концепции сознания |Заключение |Список литературы

Введение

Вопрос сознания постоянно привлекал внимание многих философов и исследователей, т.к. возможность определения места и роли человека в этом мире, специфики его отношений с окружающим бытием предполагал понимание природы человеческого сознания с помощью анализа сознания как особенной формы управления и регуляции связи человека с действительностью.

Данная форма может быть охарактеризована обособлением человека в виде определенной реальности, как носителя особенных способов взаимодействия с миром. Следует отметить, что человеческое сознание – сложный феномен. Оно многомерно и многоаспектно.

Представления о сознании в большинстве своем зависят от богатого жизненного опыта человека, которое формирует не тождественные трактовки. Понимание сознания, его масштабов, сути может определяться культурными традициями людей, а также религиозной и общественной деятельностью.

Человеку давно стало понятно, что помимо окружающего его бытия, существует и иное бытие – его внутренний мир, который следует обозначать как «душа», «разум», «чувства», «рассудок». В этом во всем сознанию отводится решающая роль. Вот почему вопрос о возникновении сознания, его происхождении, были и остаются актуальными и требующими объяснения.

К тому же философия обобщает информацию исследований многих наук и формирует общее представление о самой природе сознания. Предметом работы является проблема сознания, его сущность. Объект исследования – общие свойства и концепции сознания в разрезе философии. Цель работы: изучить вопрос сознания и его влияние на развитие человека в обществе.

Из поставленной цели следуют такие задачи: 1. Рассмотреть происхождение сознания, источники его возникновения; 2. Выделить основную структуру сознания; 3. Разобраться в главных концепциях и свойствах сознания. Структура работы включает в себя: 15 страниц, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Заключение

Сознание – это многомерное образование. Не существует вопроса сложнее, чем определение сознания. Сознанием следует называть особенное состояние, которое свойственно лишь человеку, при котором ему одновременно доступны мир и он сам. В одно мгновение сознание может связать и соотнести то, что человек когда-либо узнал, услышал или пережил.

Описать и понять сознание достаточно сложно, потому что оно не способно существовать как определенный предмет или вещь. Сознание обязательно присутствует во всех образах восприятия. Сознание – это открывающаяся субъекту картина мира, в которую включается и он сам, и его действия.

Следует обратить внимание на утверждение о том, что сознание может формироваться как результат естественно-исторической эфолюции материи и ее главного свойства, т.е. отражение. Сознание не появляется и не существует вне мозга, который может формировать информацию. Таким образом, приходим к выводу: 1.

Сознание – это наивысшая форма отображения действительности мира, которая свойственна лишь человеку. Оно соединено с речью, логикой и абстрактностью понятий. 2. «Ядро» сознания и способ его существования – это знание. 3. Сознание появилось лишь благодаря труду. 4.

Функцией сложного материального и физиологического образования является сознания на прямую связанное с человеческим мозгом. 5. Несмотря на то, что у сознания многокомпонентная структура, оно существует как единое целое. 6. У сознания есть возможность влиять на окружающую его реальность. Оно достаточно активно.

Следовательно, в исследовании была достигнута основная цель: был изучен вопрос сознания и его влияние на развитие человека в обществе. В процессе работы были выполнены следующие задачи: — рассмотрено происхождение сознания, источники его возникновения; — выделена основная структура сознания; — исследованы главные концепции и свойства сознания.

Подводя итоги вышесказанного, сознания является ключевым и исходным философским понятием для проведения анализа большинства форм проявления духовности, а также для контроля его отношений с действительностью и управления этими отношениями.

Список литературы

1. Андрейченко Г.В., Грачева В.Д., Философия. – Ставрополь.: Издательство СГУ., 2001. – 135 с. 2. Мялкин А.В., Васильев В.А., Философия. – Москва.: МГЛУ., 2005. – 286 с. 3. Стрельник О.Н., Философия. – Москва.: Юрайт., 2007. – 112 с. 4. Тарасов Ю.Н., Философия. – Москва.: Издательство Московского психолого-социального института., 2006. – 417 с.

Источник: https://www.work5.ru/gotovye-raboty/102388

Refy-free
Добавить комментарий