Создание сценического образа актера

Создание сценического образа: 5 шагов

Создание сценического образа актера
Версия для печати

12.04.2016

Сценический образ – это не только то, что на вас надето. Это совокупность внешнего вида, эмоций, которые вы транслируете, движений, которые вы делаете, слов, которые вы говорите. И если вам кажется, что на сцене нужно вести себя так же, как и в любое другое время – это в корне неправильно.

Что ж, кому-то это удается. Кому-то не нужно ничего придумывать, потому что они уже были рождены «персонажами». Но это дано единицам. И если вы проводите больше времени на сцене, чем в любых других местах, то наверняка знаете, сколько энергии отнимает этот процесс.

При том, энергии не только физической.

У неподготовленного артиста, не делающего различия между своими сценическим и обычным существованием, энергии уходит еще больше. Почему это происходит? Куда деваются силы? Дело в том, что сценический образ нужно создавать, учиться перевоплощаться и выходить из него по окончанию выступления.

Наверняка вы все слышали истории про таких исполнителей, которые на сцене рвут и мечут, а вернувшись домой, надевают уютный халат и готовят суп? Почему бы и нет? Врут ли они сами себе и окружающим? Вряд ли. Они просто проводят черту между жизнью на сцене и обычной жизнью.

Так как же найти свой образ и что для этого нужно делать? Попробуем разобраться.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Для начала разберитесь со своим отношением к необходимости наличия сценического образа. Поймите, что в этом нет притворства. Вы – артист, который должен увлечь публику.

И если у вас в жизни не происходит ничего особенного, кому это будет интересно? Но если у вас в голове целый психоделический мир, который нуждается в трансляции, то нет ничего постыдного в том, чтобы найти для него приемлемую форму (помимо, непосредственно, музыкальной).

Возьмем Тома Йорка, который на сцене выглядит, как юродивый, которого в прошлые века наверняка бы назвали святым. А теперь почитаем его интервью, где он не стесняется в выражениях, довольно дерзок и порой груб. Даже у него, который, казалось бы, в чем за кофе утром сбегал, в том и вышел на сцену, есть сценический образ.

Не нужно примерять случайные образы, которые идут вразрез с вашим мироощущением. Руководствуясь только тем, что то или иное «круто» или «некруто», едва ли можно прийти к какому-то хорошему решению. Создание образа у некоторых занимает годы.

Из поп-музыки вспомним ту же противоречивую фигуру Майли Сайрус – еще несколько лет назад она была одной из многих девчушек поп-музыки, и сейчас мы видим сильно отличающуюся ото всех остальных яркую фигуру мировой сцены. Относиться к ней можно как угодно, и мы далеко не утверждаем, что это пример для подражания.

Однако кое-какие уроки из ее опыта извлечь можно. Сейчас она имеет вполне законченный образ, включая поведение на сцене, публичных выступлений и интервью.

Сценический образ – это, в том числе, и хорошая психологическая защита для любого артиста. Проработав его, вы учитесь существовать внутри и вне его.

Даже если вы перманентно переживаете все то, что происходит в ваших песнях, установление условной границы между двумя мирами помогает найти нужную интонацию, сделать выступление ярче и обезопасить себя в не-сценическом мире. Это касается особо чувствительных натур.

Что касается тех, кто пишет песни о воображаемом и желаемом, образ помогает довести на сцене эти фантазии до предела.

2. КАК СОЗДАТЬ ПЕРСОНАЖА?

Прямо сейчас, когда вы не находитесь на сцене, попробуйте проанализировать свою сценическую жизнь.

Что вам нравится в процессе выступлений? Это важно, потому как некоторым музыкантам совершенно не нравится выступать, и им больше по душе сочинение и запись материала – очень важно распознать это, чтобы в будущем не насиловать себя бесконечными выступлениями из чувства долга товарищам по коллективу.

Какие песни публика воспринимает лучше всего? Как вы себя ощущаете, стоя на возвышении перед публикой, когда вам в глаза бьют софиты? И в то же время подумайте, что вам не нравится, и над чем вы бы могли поработать?

Составьте список своих любимых исполнителей, именно по критерию поведения на сцене. Составьте список этих отличительных черт, движений, слов, появлений на сцене и т.д. Можете ли вы примерить на себя какие-то из них? Конечно, некоторые группы обладали каноническим стилем, и, позаимствовав его полностью, вы не избежите сравнений.

Клоны Ramones, Guns N’Roses, Joy Division и других никому больше не интересны. Но заимствовать можно с умом, смешивая совершенно разные вещи. Не стесняйтесь дрыгаться в комнате перед зеркалом.

Помните знаменитых пин-ап девушек? Все их узнаваемые позы, которые выглядят так естественно и забавно, на деле, в жизни, совсем не естественны – никто не задирает ноги, убираясь на кухне, и не приставляет без причины руку к щеке. Все это продукт тренировок.

Составив эти списки, не спешите проводить экспертизу, насколько это «вы» или «не вы». Сначала стоит попробовать. Вы никогда не выступали с макияжем, в то время, как он отлично подходит к вашей музыке.

Никогда не размахивали красной тряпкой на сцене? Это же глупо! Да, это глупо в обычной жизни.

Но на сцене, а потом на фотографиях и видео с концерта, все эти простые «аттракционные» вещи выглядят очень эффектно.

3. УЧИТЕСЬ У БЛИЖНИХ

Можно часами застревать, просматривая концерты любимых исполнителей и наблюдая за их поведением (и, конечно, это нужно делать). Законченные образы вдохновляют, но в то же время могут наоборот охладить ваш кураж – из раздела «ну, куда мне до них…».

Как мы уже много раз писали, старайтесь посещать как можно больше местных концертов. Молодые музыканты точно так же находятся в поиске, как и вы. И наблюдение за «незавершенными» образами может дать благодатную почву для размышлений.

Что не хватает тем или иным музыкантам? Что бы вы делали на их месте? То, что вы бы им посоветовали – подходит ли это вам?

Наверняка все из вас замечали подобную ситуацию – ты знакомишься с кем-то, у кого есть несколько коронных фраз или слов, которые они постоянно используют. Если вам этот человек приятен, и ты начинаешь общаться с ним много, то перенимаешь его интонации и эти самые слова.

Со временем, если привычка не пропадает, то они становятся и частью вашего образа, только с изменениями, привнесенными вашими собственными качествами.

Также и со сценой – наблюдая за людьми из окружения, можно перенять что-то хорошее и обладающее шармом, только на этот раз осознанно.

4. КАК НАЧИНАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБРАЗОМ?

Вы нашли идеальное сочетание – обновили гардероб, оттренировали новые классные движения, придумали слова для пауз между песнями. Что делать теперь? Во-первых, если у вас уже есть некоторое количество поклонников, ходящих на концерты из раза в раз, не спешите их шокировать резко.

Не надо выходить на сцену в кожаных трусах в то время, как у поклонников еще свежи воспоминания о вашем концерте недельной давности, где вы скромно стояли в уголке сцены в своей любимой клетчатой рубашке. Трансформируйтесь плавно, меняйте мелочи.

Вы привыкли молчать между песнями, сгорая от ожидания, пока все остальные перестроят инструменты? На следующем концерте необязательно превращаться в неуемного болтуна, но постарайтесь начать хотя бы с пары фраз, в которых вы будете уверены.

Вы скромничаете и не особо много пишете в личных аккаунтах в соцсетях о предстоящих событиях, связанных с вашей музыкальной деятельностью, ограничиваясь сухими перепостами? Пишите больше, выкладывайте фото того, как вы готовитесь и т.д.

Постепенно учась пользоваться образом, вы устанавливаете эту важную границу, о которой мы говорили раньше, и делаете это более чем осмысленно, понимая зачем она нужна и чем действительно помогает жить артисту.

5. КАК ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО?

Во-первых, см. предыдущий пункт. Во-вторых – избавьтесь от ожидания того, что перемена (или усиление) образа моментально привлечет к вам новых поклонников. Вы не должны обременять себя ответственностью за то, чтобы каждому, кто находится в зале, было очень хорошо.

Конечно, как артист, вы должны развлекать публику, но попробуйте сконцентрироваться на проверенных поклонниках, а не сразу бросаться в охоту за новыми. Даже если это происходит, и вы уже немного натренировали свою сценическую «личность», то пусть эта ответственность лежит на ней.

Сходя со сцены, покидая место концерта, вы уже не должны думать о том, понравились вы кому-то или нет. Это было ее, этой самой сценической личности, дело.

Все наши внутренние и внешние ресурсы задействованы на сцене по полной программе, и иногда просто нет времени на то, чтобы думать об образе. Старайтесь тренироваться на небольших шоу, где много ваших друзей и все вас знают.

Отвлекитесь от того, чтобы следить за всеми остальными участниками группы. Попробуйте следующее упражнение – выйдите на сцену, будучи «собой», оставив придуманный образ вне сцены. Понаблюдайте за реакцией публики.

Если вы увидите, что теряете аудиторию, быстро обратитесь за помощью к образу. Что это «я» должно делать на сцене? Оно может быть лучше, подвижнее, веселее и громче.

Это довольно сложно понять головой, читая указания, но если вы просто дадите себе подобную установку, то заметите, насколько полезным может быть это упражнение, и как с помощью него можно научиться сосуществовать с образом и уметь им пользоваться.

Источник: https://www.muztorg.ru/news/11273

Открытое занятие “Работа над созданием сценического образа”

Создание сценического образа актера

Сафонова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования ВКК, МБОУ ДО «РДДТ», п. Новый Уоян

Тема:  “Работа над созданием сценического образа”. Технологическая карта занятия, самоанализ занятия

Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.

Задачи:


Обучающие:

Знакомство с элементами актерского мастерства.

          Развивающие:

Развитие индивидуальных способностей.

Воспитательные:

Научиться работать в коллективе.

Здоровьесберегающие:  

Укрепление дыхательного аппарата.

Технические средства:
1.Ноутбук.
2.Экран.

План проведения занятия:

1.Актёрский туалет.

3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

  1. Индивидуальные этюды.
    5. Подведение итогов.

                     Ход занятия.

1.Организационный момент.

Какие вы знаете элементы актёрского мастерства? (ответы воспитанников)

 Актёрский туалет:

разогрев суставов: активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Горячими ладонями круговыми движениями растираем поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.

концентрация внимания: упражнение – камень слева, камень справа, бревно, собака.

– памяти: 5 мизансцен (положение тела на сцене). Перестраиваемся на счёт 5.

фантазии: композиция «Скульптура» на тему «Волк и семеро козлят»

веры: маленький драгоценный камень потерялся, его надо найти.

Вопросы воспитанникам:
• «Как вы считаете, кто занимается в театральном коллективе – созданием сценического образа?»
• «С помощью, каких средств можно создать интересную и выразительную роль?»
• «А достаточно ли тех элементов, которые вы назвали, для создания полноценного сценического образа?»

Слайд (1) Тема урока.
2.Знакомство с новым материалом.
1.
ПОКАЗ слайдов с разными вариантами МИМИКИ людей.
Как называется данный элемент сценического образа?

3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

Слайд
• МИМИКА – (греч. Подражатель) — выразительные движения мышц лица, в которых выражены  чувства человека — радость, грусть,  разочарование, удовлетворение и т. п.

Слайд
Типы мимики:
• непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
• произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, способная передать  душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.

Произвольная мимика  помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
Практическая работа.
Группу разбить на 2 подгруппы

1 подгруппа: Задание  (сделать описание)
Мимика: Описать маску «Отвращение»: (брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят)
2 подгруппа: Задание (сделать описание)
Мимика: Описать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Самые удачные мимические зарисовки получают звёздочки.
Метод стимулирования.

2.ПОКАЗ слайдов с разными вариантами ЖЕСТОВ и ПЛАСТИКИ людей.
Слайд
Знакомство с определениями
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых  структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:

Слайд
• мимические жесты
• жесты головы, рук и ног
• походка
• различный поворот корпуса тела.
3. Практическая работа.
1 Задание (изобразить)
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору.

Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.

Метод сравнения
2 задание
(изобразить)
Жест: Руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке.
Пластика: Шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку.

ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.
Самые удачные пластические зарисовки получают звездочки.

 Метод стимулирования
4. Практическая работа (Индивидуальные этюды).
1)Вопрос для воспитанников:
• «Создав сценический образ, что должен сделать актер, прежде чем выйдет на сцену?»
2) Подготовка актерских этюдов: 4 человека. 

      1)Усталая бабушка идет из магазина. Она присаживается на лавочку, вокруг которой гуляют голуби. Она вынимает хлеб — и кормит голубей. С удовольствием смотрит, как они лакомятся. Затем, радостная, идет дальше.

       2) Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все вверх дном, и начинаете уборку. Делаете два-три действия (например, смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель) и, закончив уборку, уходите. 

      3) Девушка примеряет в магазине головных уборов (что было понятно из её поведения) разные шляпки и шляпы. Было видно, что одни ей нравятся, другие – нет. Но не было ни одной, которая бы… и вдруг! – решила примерить вот эту!.. И столько счастья было в лучистых её глазах! Как она преобразилась, когда осторожно надела эту шляпку и увидела себя в зеркале!

      4) Ученица достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясет пальцем.

Что вы поняли из поставленных этюдов?

Пока готовятся 4 человека, остальные выполняют упражнение «Передай маску».

1) Объяснение педагога:

– А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

2)Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

–грусть через руки;

ордость через спину;

радость через лицо;

страх через руки;

радость через руки;

страх через ноги;

радость через ноги;

удивление через руки;

задумчивость через лицо.

3) Коррекция: оказание помощи педагогом по ходу выполнения упражнения.

Спасибо. Молодцы!

-Итак, ребята, мы, выполняя упражнения, показывали различные эмоции через жесты и мимику. А какие части тела нам в этом помогали? (ответы детей)

Показ актёрских этюдов.
5.Подведение итогов.

Вопросы кружковцам:
• «Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?»
• «Какие этюды сегодня не получились и почему?»
• «Как вы считаете, какие этюды удались и почему?»
Метод сравнения
Рефлексия:
• Удовлетворительно (рука на уровне пояса)
• Хорошо (рука на уровне головы)
• Отлично (рука выше головы) рефлексия
6.Домашнее задание – доработать одиночные пластические этюды.

Технологическая карта занятия «Работа над сценическим образом»

Деятельность педагога                                       (с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения)Деятельность обучающихся                    (с  обозначением видов и форм активности)

Источник: https://konkurs-kids.ru/otkrytoe-zanyatie-rabota-nad-sozdaniem-scenicheskogo-obraza/

Работа с актерами над созданием сценических образов

Создание сценического образа актера

Искусство актера – это искусство создания сценических образов. Исполняя определенную роль в одном из видов сценического искусства (драматическом, оперном, балетном, эстрадном и т.д.), актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле, эстрадном номере и т.п.

На сцене надо не «говорить», не «изображать», не «показывать», а надо действовать органично, быть убедительным и искренним. Сыграть роль — это значит создать на сцене живой и яркий характер человека и через его поступки, его мысли и чувства, его судьбу передать определенное отношение к жизни, выразить мысли, заключенные в пьесе.

Отсюда и возникают те задачи, которые стоят перед актером в работе над созданием сценического образа. Во-первых, он должен представить образ своего героя: понять его внутренний мир, увидеть то, что является наиболее важным, типичным для его характера.

А во-вторых — и это самое трудное — актеру надо сблизиться со своим героем, зажить его мыслями и чувствами или, как говорил М Щепкин, «влезть в кожу» его.

Материалом для создания этого образа служат собственные природные данные актера: хорошая речь, пластичность, ритмичность, эмоциональность, воображение, память и др.

Создавая сценический образ своего героя, актер, с одной стороны, раскрывает его духовный мир, выражая это через поступки, действия, слова, мысли и переживания, а с другой – передает с той или иной степенью достоверности (или театральной условности) манеру поведения и внешность.

Когда мы говорим об актерском творчестве, мы имеем в виду, что его питают два, находящиеся в неразрывном единстве, источника: жизнь – с ее богатством и многообразием, и – внутренний мир художника, его личность.

Необходимо отметить, что кроме индивидуальных качеств актера большую роль в его становлении играют различные театральные системы, которых многовековая актерская практика выработала достаточно много.

Актер призван воплотить на сцене синтез авторского и режиссерского замыслов; выявить художественный смысл драматургического произведения, обогатив его собственной трактовкой, исходя из своего жизненного опыта, своих наблюдений, своих размышлений и, наконец, собственной творческой индивидуальности.

Надо помнить о том, что режиссура есть человековедение, ибо орудие ее человек. С чего начинать когда уже есть коллектив? Не объяснять, не убеждать, а увлечь, заразить, взволновать.

Каждый актёрдолжен подойти к созданию характера своего героя объективно. На этом этапе совместного творчества не надо жалеть ни времени, ни сил. При этом увлекать не тем, как это будет выглядеть, а тем, что мы будем выражать в спектакле.

Но в пьесе режиссер имеет только текст, слова персонажей. Он должен помочь актеру увидеть ту жизнь, которая отражена в этой пьесе, которая лежит за текстом, увидеть время, людей, эпоху.

При этом режиссер не должен рассказывать об эпохе, а стремиться все это сделать ощутимым. Одним словом, имея пьесу, режиссер должен уметь сделать из нее роман.

Увлекать актера — исполнителя надо только с позиций жизни.

Именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств ребёнка, переживаний и эмоциональных открытий его, способ приобщения к духовному богатству. В результате маленький актёр познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Работа с учащимися театрального отделения в спектакле « Все мальчишки – дураки! или И вот однажды!» шла поэтапно. К этой работе я отнеслась с особенным подходом, ведь актёры в спектакле – дети.

Первым шагам к осуществлению постановки спектакля на сцене я составила план вопросов.

Первый вопрос, который я задала своим воспитанникам: «О чем будем ставить этот спектакль? О дружбе, любви, одиночестве, справедливости, или о добрых детских воспоминаниях?».

Как называется спектакль? Как зовут главного героя спектакля? Как зовут друзей главного героя, и есть ли у него недруги? С кем бы вы хотели дружить?

Какой поступок главного героя вам понравился (не понравился)? Кого было жалко? Как бы вы поступил в аналогичном случае? Учитывать мнение будущего артиста очень важно. После этого по всем правилам системы К.С. Станиславского прошёл процесс застольного периода.

Ребята должны были прочесть материал по ролям для того, что бы понять и осознать пьесу.Далее я попросила ребят изобразить каждого персонажа сказки в цветном рисунке и рассказать о нём. Сцены из спектакля выстраивались в виде игры.

Игровой спектакль насыщен играми, юмором, что позволяет быть детям самими собой.

Игры – превращения, они направлены на расслабление мышечного аппарата, ребёнок должен подготовить своё тело к работе: снять мышечные зажимы,оживить свою фантазию и воображение, произвольно уметь расслаблять и напрягать мышцы, это является основой системы К.С.Станиславского.

Для осуществления своей постановки я выбрала игры-упражнения «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики» они помогли раскрепостить детей и придали уверенности в действенных сценах: «Писатель Пумпочкин и Грабительница колбасятся».Затем мы перешли к основному этапу: разбор сцен из спектакля.

С помощью работы этюдным методом я с лёгкостью определила и зафиксировала мизансцены. Размещение маленьких актёров на сцене смотрелось очень выигрышно.

Театральные этюды помогли развить детское воображение, обучить детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Темы этюдов были выбраны из сцен спектакля, например, первая сцена начинается в полумраке и символизирует подготовку ко сну, поэтому актеру, игравшему Пумпочкина, нужно было самостоятельно погрузиться в состояние сонного человека, вспомнить все действия как внешние, так и внутренние.Вторым примером можно предложить сцену в школе.

Ребята долго не могли сыграть состояние, когда классный урок меняется переменой. И я предложила им погрузиться в ту динамику школьной жизни и пронаблюдать действие каждого ученика, что бы выбрать для себя тот образ, который более насыщен динамикой и органикой.

В процессе работы над постановкой спектакля важную роль средства выразительности играет атмосфера. Я попыталась создать атмосферу радости, добра и творчества. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее.

Огромную роль здесь играет музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают обыкновенный зал в чудесную сказку. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ребенок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они, несомненно, есть и должны развиваться.

Перед началом спектакля я обратилась к зрителям, сидящим в зале, и напомнила, что артисты делают первые шаги в театральном деле, очень волнуются, переживают и нуждаются в творческой поддержке, которую можно выразить улыбками, аплодисментами, криками «Браво!», «Бис!».

Начался спектакль с массового этюда «Детство», который сопровождался задорной энергичной музыкой, которая дала праздничный настрой залу и собрала внимание публики.

Закончился спектакль представлением артистов, которые выходили на поклон и выстраивались перед зрителями;торжественно объявляя: «В роли Писателя Пумпочкина выступал… Очаровательная Грабительница…Дети выходили, кланялись, принимали аплодисменты и возвращались на свои места.

Я считаю,что в организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия.

Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям. Спектакль, театральная постановка дают возможность ребенку почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет.

При этом он понимает, что театр — это, прежде всего, труд всего коллектива, путь к спектаклю лежит через совместное усердие и старание.

Сценография спектакля

Сценография – это декорации, костюмы, грим, свет – все, что задает художник-постановщик, то есть пространственная определенность среды.

Сценография – это и пластические возможности актерского состава, без чего невозможна пространственная композиция театрального произведения (актер есть модуль этого пространства, он его задает и определяет; даже если актера в данный момент нет на сцене, все равно зритель знает, каким он должен быть в данной среде).

Кроме того, сценография представляет собой то, что режиссер выстраивает в мизансценический рисунок: это технические возможности сцены и архитектурнаязаданность пространства. В театре, как ни в каком другом виде искусства, играют важную роль техника, технические возможности сцены, которые должны отвечать динамике человеческого тела.

А также важна роль архитектурной определенности театрального здания, в первую очередь – топография сцены, интерьерные и экстерьерные данные. Ключевую роль в создании пространственного решения спектакля играет режиссер. Он определяет основные задачи сценического произведения, задает параметры пространственной определенности.

И если театрального художника волновали всегда в основном вопросы раскрытия содержания произведения через художественное оформление, то режиссера – сценография спектакля в ее полном охвате всей совокупности пространственного решения.

И это вполне объяснимо, так как главную нагрузку в визуальной значимости театрального образа несет актер через создание мизансценического рисунка спектакля. Именно мизансценирование является главной профессиональной задачей режиссера.

Но следует заметить, что иногда пространственное решение спектакля, предложенное художником, или определенный технический прием определяют все решение сценического произведения.

А главное – то, что все эти профессионально определяемые моменты (такие как мизансценирование, художественное решение пространства и техническая определенность) настолько тесно переплетаются, что роль каждого из них трудно определима.

Сценография включает в себя синкретизм театрального искусства, в результате чего возможно синтезирование пространственных форм творчества. Она развивается благодаря использованию всей совокупности материала пространственных видов искусства, основанного на закономерности визуального эстетического восприятия. В то же время сценографическая образность строится и во многом определяется достижениями, уровнем развития отдельных пространственных искусств. Развитие «простых» видов искусства, в которых доминирует отдельный вид пространственного вида материала, является для сценографии своеобразным «лабораторным экспериментом», в результате которого проверяется одна из его граней. Поэтому театральные художники и режиссеры в своих поисках зачастую используют приемы пространственных видов искусства: живописи, графики, архитектуры и т.д.

При создании декораций для спектакля «Все мальчишки — дураки! или И вот однажды!» Учитывалась тема и идея постановочного материала.

При виде декорационного оформления сразу прочитывалось сквозное действие спектакля: Кулисы сцены были украшены разноцветными шарами, формой напоминающих мультипликационных героев.

На авансцене размещались две ширмы, с помощью которых техническая группа изменяла место действий, перекидывая заранее приготовленные шаблоны. На заднике располагалось полотно в виде забора из карандашей с надписью «Все мОльчишкидурОки!

Падуга украшалась транспарантом с надписью «Приказ очень важной главности! Всем взрослым – вспомнить, как они были маленькими».

Планшет украшали нарисованные мелом игры, классики и смешные рожицы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/3511.html

Сценический образ: понятие, формирование образа, выбор костюма, работа с актерами и понятие роли

Создание сценического образа актера

Актерское мастерство — очень тонкая наука. Талант дан единицам, и проявить его (а зрителю — рассмотреть) можно только на сцене.

Если артист играет в реальном времени, а не перед камерой, если в этот момент у зрителя затаивается дыхание, он не может оторваться от спектакля, значит, есть искра, есть талант.

Между собой актеры называют его несколько иначе — сценический образ. Это часть личности артиста, его театральное воплощение, но это не характер человека и не его стиль жизни.

Трактовка термина

Даже из самого названия понятно, что сценический образ — это некое амплуа, которое «надевает» на себя артист для того, чтобы сыграть ту или иную роль. Оно должно в точности соответствовать тому характеру, который описан в сценарии, и при этом быть «живым».

Далее нам становится понятно, что каждая отдельная роль, которую исполняет актер, индивидуальна. Где-то нужно сыграть комически, в другом спектакле потребуется показать грусть, боль, страдание, в третьем — стать подлецом, злодеем. Можно подумать, что сценических образов много, и их второе, более понятное название — роли.

Но все не так просто. Хорошего актера можно узнать по его «почерку», то есть стилю исполнения. Это и есть тот самый сценический образ, который присущ ему. Какую бы роль ни играл актер — драматическую, комическую или трагическую, она будет наделена уникальными эмоциями, чертами и особенностями, которые проявляет конкретный человек.

Именно поэтому мы так любим конкретных артистов, насколько бы разноплановые амплуа у них ни были.

Актеры — люди, которые носят много масок, и это высказывание было придумано вовсе не для того, чтобы обидеть их. Увы, таковы тонкости профессии, и именно благодаря им мы видим столь потрясающую игру. Но мы зайдем немного издалека.

Сцена — это такая система, которая отнимает уйму энергии, и физической, и моральной. Работая с публикой, артист буквально раздает себя, тратит весь свой жизненный потенциал.

Если он будет, как говорится, на сцене самим собой, то все его жизненные запасы исчерпаются моментально, и у него попросту не остается сил.

Для того чтобы продолжать творить, играть и работать, стоит тщательно обдумать, как создать сценический образ, который можно будет надевать на себя каждый раз, выходя на сцену. Это так называемая публичная маска, это также стиль и почерк, по которому актера узнают. Поверх него уже будет накладываться вторая маска — роль в конкретном спектакле.

Психология и актерское мастерство

Перед созданием сценического образа для конкретной постановки актер должен иметь свое собственное амплуа. Мы выше уже упомянули о том, что оно является частью реального образа человека, но не его целостной сущностью.

Со многими актерами работают психологи для того, чтобы их сценический образ был максимально гармоничным и подходящим им самим.

Вкратце можно сказать, что для его создания будто отбираются сильные стороны характера человека, его особенности и изюминки, и они утрируются, усиливаются, делаются более яркими.

В результате мы получаем как бы идеальную личность, у которой свой характер, свои вкусы и взгляды — все индивидуальное, но при этом нет темных сторон, нет погрешностей. Это и есть сценический образ актера, базируясь на котором, он примеряет на себя все свои роли, которые ему нужно сыграть на сцене.

Основой и фундаментом при создании сценического образа актера являются его собственные эмоции. Если ваше амплуа будет надуманным, неестественным для вас, или вы будете стараться «загнать» его в модные рамки, то все последующие роли будут играться пресно, ненатурально, наигранно.

Крайне важно в такой работе черпать силы из эмоций, брать начало в своей собственной натуре. Так у вас получится без обмана демонстрировать зрителями того или иного персонажа, входить в него, передавать его эмоции и переживания.

Он оживет благодаря такой игре и станет отдельным человеком.

Комфорт не значит натуральность

Конечно же, ваш сценический образ должен быть полностью сотканным из ваших личных эмоций и переживаний, из опыта и наработок. Но мы уже говорили выше, что в нем не должно быть негатива и отрицательных черт, которые вам присущи в реальной жизни. И это есть тот самый первый камень преткновения, который лишает вас ощущения комфорта.

Вы не имеете права показывать свои недостатки: важно держать марку, быть тем, кем вы являетесь для публики, а не на самом деле. То же самое касается и всех движений, поз, мимики, интонации и т.д.

Эти моменты тщательно прорабатываются, репетируются, оттачиваются до автоматизма, но имейте в виду, что, играя на сцене или же общаясь с публикой, вы будете в постоянном напряжении, так как все эти наработки нужно будет выдержать беспрекословно.

Сравнить данную технику можно с позированием перед камерой. Чтобы кадр получился крайне удачным и при этом натуральным, модель замирает в очень некомфортной позе. Например, знаменитые фотокарточки пин-ап, где женщины выполняют домашнюю работу, становясь в соблазнительные позы. А ведь в реальности в таком положении уборка не получится.

Для конкретных ролей

После того как вы научились вести себя, говорить, двигаться в соответствии с поставленной задачей, можно переходить к репетиции конкретной роли. Для того чтобы она получилась натуральной и живой, действуют все те же правила, которые мы описали выше.

Единственная поправка: вам нужно совместить свой личный сценический образ с тем характером, который вы намереваетесь воплотить. Иными словами, роль, описанная в сценарии, — это пустой сосуд, который вы наполняете своими эмоциями, своей мимикой, своей внешностью.

Если у вас не будет личного постоянного образа для работы на сцене, то ни одна роль, исполненная вами, не станет живой и настоящей. Вы сможете плакать или смеяться от имени героя, танцевать, радоваться или бушевать. Но все это будет напрасно: нет содержания. Это и есть то самое понятие роли, понятие персонажа.

Он оживает только под руководством артиста, только от его личного опыта и от его личного характера.

Работа с труппой

Мы не будем сейчас говорить глупости из разряда «хороший актер с любой ролью справится». Это не так, и в этом нет ничего зазорного.

А все дело в том, что даже самый талантливый, самый одаренный артист имеет свой особенный образ, свой голос, свою индивидуальную внешность, возраст, в конце концов, и эти факторы либо позволяют исполнить конкретную роль, либо запрещают. Хороший сценарист всегда видит того или иного актера в конкретной роли.

Он может сопоставить сценический образ артиста и амплуа, которое на него нужно будет «надеть». Дополнительную коррекцию данного процесса производят сами актеры. Они либо соглашаются на роли, если видят, что они им подходят, либо отказываются, если что-то не устраивает.

Составляющие образа

Если мы говорим про сценический образ, который актер создает лично для себя, то строгих ограничений в одежде, в макияже быть не может.

Эти моменты просто корректируются рамками определенного стиля.

Но если речь идет о том образе, который уже получается в результате слияния таланта актера и того характера, который описан в сценарии, то важно отметить несколько составляющих. К ним относятся:

  • Поведение и внешний вид.
  • Грим.
  • Сценический образ костюма, то есть то одеяние, которое прописано в сценарии. Здесь есть небольшая оговорка. Если спектакль ставится по пьесе, и в произведении четко сказано, что на герое надето, важно следовать этому. Если же таких описаний нет, костюм подбирается в соответствии с характером персонажа.
  • Динамика тела и пластика.
  • Жесты.
  • Мимика.
  • Изюминка. Тут у нас снова оговорочка. Бывает, что в пьесе персонаж описан пресно, в нем нет ничего особенного. Быть может, так было задумано, или же автор не сумел придать конкретному герою те или иные черты. В таких случаях тот самый сценический образ, который актер носит с собой всегда, и необходим. Он заполняет собой ту пустоту, которая имеется в герое, делает его более объемным и многогранным, запоминающимся и уникальным.

Создание сценического образа — дело очень тонкое. Именно поэтому у нас так мало действительно талантливых актеров, и мало кто способен красиво, ярко и с чувством сыграть ту или иную роль. Тщательно продумывайте свой образ, используйте его, заставляйте раскрываться, и тогда все роли будут получаться живыми, многогранными и запоминающимися.

Источник: https://FB.ru/article/452581/stsenicheskiy-obraz-ponyatie-formirovanie-obraza-vyibor-kostyuma-rabota-s-akterami-i-ponyatie-roli

Создание сценического образа – формирование сценического образа для выступлений и конкурсных прослушиваний/просмотров

Создание сценического образа актера

Создание сценического образа: формирование удачного сценического образа для выступлений

Что такое сценический образ? Это форма воспроизведения всего, что понял и прочувствовал артист в том произведении искусства, которое он подготовил к показу и демонстрирует зрителям на сцене. Проще говоря, это единство и целостность «Я» артиста, и «Он» – художественный образ произведения с его компонентами:

  • идея;
  • содержание;
  • символика;
  • изобразительное решение;
  • музыка и т.д.

На зрителей воздействуют и само произведение искусства, и творческий процесс создания сценического образа – перевоплощение исполнителя в «героя» (персонажа) правдоподобной «истории», которую он эмоционально рассказывает зрителю песней, музыкой или танцем. Не случайно у слова «образность» богатый синонимический и ассоциативный ряд:  

  • сочный,
  • живой,
  • живописный,
  • экспрессивный,
  • выразительный,
  • художественный,
  • колоритный,
  • красочный,
  • яркий,
  • красноречивый и т.д.

Создание сценического образа – лучшие советы для начинающих и опытных артистов

Понятие сценический образ органично связано с понятием художественный образ. У маленьких детей сознание не оперирует стандартной логикой, они склонны воспринимать мир художественно, метафорично, перенося качества одних предметов и явлений на другие.

С возрастом эта способность вытесняется навыками мыслить «правильными» стандартными схемами. Поэтому у старших детей возникают трудности в работе над сценическим образом из-за комплексов и зажатости, характерных для подросткового возраста.

Ведь чтобы «войти в образ» любого музыкального произведения, его нужно прочувствовать и самовыразить, обнажая душу перед другими людьми.

Итак, сценический образ рождается в воображении артиста, воплощается и «живет» только на репетициях и в концертном номере того или иного вида исполнительского искусства с присущей им спецификой.

Однако можно выделить общие законы его построения, без понимания сути и важности которых поиск и формирование сценического образа с правдоподобной историей его существования на подмостках сцены не сложится. 

Как создать персонаж для выступления на сцене, который запомнится

На первых же танцевальных занятиях, при работе с музыкальными или вокальными произведениями юным артистам необходимо пояснять, что исполнительское мастерство – это не только выученные шаги, тексты, мелодия, но и умение «войти в образ» с полным осознанием:

  • кто ты сам в этом произведении (возраст, пол, внешность, характер и т.д.);
  • в какое время, где и вокруг чего происходит действие;
  • что ему предшествовало;
  • какие действия и переживания у тебя, как персонажа истории, происходят в тот или иной момент «пересказа» произведения.

Танцоры зачастую уделяют мало внимания созданию сценического образа при подготовке номера к выступлениям.

В большей степени они акцентируются на запоминание хореографии и отработку техники танцевальных движений, забывая о том, что без цепляющего, детально продуманного образа все это не будет выглядеть убедительно. Танец – это тоже история.

И в этой истории танцор – персонаж, его сердце. Понимание того, кто ваш персонаж, его мотивация, поступки, переживания важны для того, чтобы языком тела достоверно и эмоционально донести рассказ о нем другим людям.

Музыканты – это артисты, исполнительская деятельность которых связана с выходом на публику. Поэтому их обучение, подготовка к выступлениям не должны ограничиваться лишь навыками совершенного владения инструментом. Они должны постигать и актерское мастерство. Для профессии музыканта важно развивать такие способности:

  • сценический темперамент (артистизм);
  • способность к перевоплощению;
  • сценическое обаяние;
  • заразительность;
  • убедительность.

Музыкант-исполнитель – один в «трех лицах»: артист, режиссер, и актер.

Он должен проникнуть в авторский замысел композитора, постичь идею произведения, внутренне смоделировать его образ и воспроизвести, увлекая слушателей своим музыкальным выражением.

О знаменитом пианисте Ван Клиберне говорили, что он был настолько артистичен и обаятелен на сцене, что ему легко прощали те невольные ошибки, которые порой случались в момент выступления.

Вокалистам при работе над песней нужно тоже продумывать образ, перевоплощаться в персонаж песенной истории, чтобы прочувствовать и достоверно донести эмоции, заложенные в ней, слушателям. Ключ к созданию правдоподобного персонажа – это сделать его реально живущим до того, как поднялся занавес на сцене, и после того, как он опустился.

Найдя и усвоив художественно-сценический образ героя песни, вокалист передаст зрителям концертного зала содержание произведения с нужными интонациями и эмоциональным накалом, и слушатели будут вместе с певцом захвачены его чувствами.

Упражнения по созданию артистического состояния, передающего образ, серьезная работа над множеством компонентов, составляющих его целостность, правдивость, должны входить в занятия и репетиции любого исполнителя, будь он танцором, вокалистом или музыкантом.

Из чего состоит сценический образ. Внешние факторы сценического образа, характеризующие исполнителя

Сценический образ исполнителя состоит из дополнительного комплекса таких элементов, как

  • внешний вид и поведение;
  • грим;
  • концертный костюм;
  • пластика и динамика тела;
  • мимика;
  • жесты;
  • другие актерские приемы.

К созданию сценического образа артиста относится также замысел режиссера сцены по организации ее пространства, свет, предметы и действующие лица в соответствующих сценических костюмах, которые призваны дополнять образ. Например: 

  • декорации;
  • бэк-вокалисты;
  • подтанцовка.

Как чувствовать себя комфортно и выглядеть уверенным на сцене в любом образе

Для того чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно на сцене, в полную силу проявить свое исполнительское и актерское мастерство, необходим соответствующий психологический настрой. Не у всех это получается легко.

И в этом случае непременно поможет наличие подготовленного сценического образа.

Вспомните о своем отношении к нему, о том, что во «вхождении в образ» нет притворства или чего-то постыдного, неестественного, и станьте персонажем демонстрируемого произведения еще до выхода на сцену.

Вхождение в роль поможет вам обрести тот «запас» уверенности и отработанных эмоций, которые позволят справиться с чрезмерным волнением перед выступлением.

Когда при исполнении музыкального произведения, песни или танца вы сумеете «войти в образ», члены жюри, ответственность момента и другие «страшные» особенности сценического выступления, в том числе конкурсных прослушиваний, не будут пугать, вызывая торможение наработанных навыков.

Наоборот, специфическая обстановка сцены позволит «поймать волну» вдохновения и показать концертный номер на ее гребне.

Приглашаем вас принять участие в наших ближайших конкурсах

Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»

9–12 июня, г.-к. Геленджик, Россия

Прием заявок до 20 мая

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/vokalno-horeograficheskij-konkurs-z/

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА» (ЛЕТНИЙ ЗАЕЗД)

30 июня – 1 июля, пос. Николаевка, Республика Крым, Россия

Прием заявок до 10 июня

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-horeograficheskij-konkurs-feeriya-tantsa/

Международный форум эстрадной и джазовой музыки

5–7 октября, г. Москва, Россия

Прием заявок до 21 сентября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/forum-estradnoj-i-dzhazovoj-muzyki/

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА»

29 октября – 2 ноября, г. Минск, Республика Беларусь

Прием заявок до 14 октября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/horeograficheskij-konkurs-feeriya-tan/

Международный конкурс циркового искусства «ЗВЕЗДНЫЙ КОНТИНЕНТ»

30 ноября-2 декабря, г. Ульяновск, Россия

Прием заявок до 18 ноября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-konkurs-tsirkovogo-iskusstva-zvezdnyj-kontinent/

Международный форум классической музыки

5-9 декабря, г. Москва, Россия

Прием заявок до 4 ноября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-forum-klassicheskoj-muzyki/

Источник: http://www.soundslife.ru/sozdanie-stsenicheskogo-obraza-formirovanie-stsenicheskogo-obraza-dlya-vystuplenij-i-konkursnyh-proslushivanij-prosmotrov/

Refy-free
Добавить комментарий