Современные оздоровительные виды гимнастики

Современные оздоровительные виды гимнастики

Современные оздоровительные виды гимнастики

Доклад

на тему: «Современные оздоровительные виды гимнастики».

Введение

Физическая культура располагает мощным потенциалом для повышения духовного, нравственного и физического здоровья. В последние годы происходит бурное развитие оздоровительной физической культуры, которое становится одним из основных факторов здорового образа жизни.

Принципы оздоровительной направленности физического воспитания, как правило, конкретизируются в физкультурно–оздоровительных технологиях.

В настоящее время в сфере оздоровительной физической культуры происходит активное внедрение в практику инновационных технологий с целью достижения и поддержания оптимального физического состояния человека в соответствии с его мотивацией и индивидуальными особенностями.

Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки. Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает ритмическая гимнастика.

Простые комплексы упражнений с предметами и без (махи, повороты, наклоны), выполняемые под мотивы современных песен, оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение.

К таким видам ритмической гимнастики относятся аэробика и шейпинг, выгодно выделяясь среди всех современных видов спорта, составляя интерес как для только начинающих заниматься спортом, так и для тех, кто не представляет без него жизни.

Современная система гимнастики представляет собой совокупность  различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики.

Оздоровительная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, относящихся к современным направлениям специальных физических нагрузок — Пилатес, Пауэрстрейч, Лоу импэкт, Чи йога, Стрейчинг, Каланетика, а так же работу с отягощениями.

Необходима для укрепления собственных мышц и мышечного корсета позвоночника, повышения эластичности связок, сокращающие способности мышц, общей и силовой выносливости. Так же для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволяют провести профилактику многих заболеваний, реже обращаться к врачам, быстрее восстановить организм после травм и перенесенных заболеваний.

Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом аспекте для лучшего понимания проблемы вполне оправданно.

При этом предполагается, что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготовленность (т. е.

обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классификационных программ, упражнений по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений спортивно-художественной гимнастики.

Второе направление гимнастики решает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры, в зависимости от структуры движений, можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения — это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл.

К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства.

Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.

К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».

Существует 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. Они условно разделяются на три группы. В первую входят виды, включающие танцевальные движения.

Это ритмическая гимнастика, женская гимнастика, аэробика и другие, содержащие в названии конкретный танцевальный стиль (джаз-гимнастика, диско-гимнастика, модерн-гимнастика). Во вторую группу входят виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма.

Это атлетическая гимнастика, фитнесс, калланетика, шейпинг, стретчинг, различные дыхательные, косметические виды гимнастики. В третью группу объединяются виды гимнастики, образовавшиеся на основе восточных философских систем, важнейшей частью которых всегда было совершенствование тела посредством специальных гимнастических упражнений. Это йога, тайцзицуань, цигун и др.

Ритмическая гимнастика (известная также под названием аэробика) – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку, использующийся в оздоровительных целях.

В настоящее время можно говорить о двух направлениях в ее развитии.

Одно представляет собой музыкально–педагогическую дисциплину и называется ритмикой. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение.

Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло свое место в системе физического воспитания, явившись прародительницей популярных сегодня современных систем: аэробики, шейпинга и т.д., а также спортивных видов гимнастики – художественной, аэробики и др.

Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные  упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с  музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно и развитие всех мышц и суставов.

Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя желание заниматься физическими упражнениями.

Основу занятий ритмической гимнастикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые  под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Выполнение упражнений  поточным способом с большим количеством повторений дает возможность  соединить  преимущество  циклических  видов деятельности (бег, ходьба, плавание и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений.

Такие занятия воздействуют на сердечно–сосудистую,  нервно–мышечную,  эндокринную системы организма.

Основным регулятором нагрузки на занятиях аэробикой являются:

а) интенсивность работы, подразделяемая на три уровня:

— низкий — до 75 % от максимальной частоты пульса;

— средний — до 84 %;

— высокий — до максимальной частоты сердечных сокращений

б) продолжительность занятий и их частей;

в) количество занятий (в неделю, в течение месяца, цикла и т.д.) и их содержательный режим.

Наиболее типичная структура занятия по аэробике при общей продолжительности его 60 мин включает подготовительную, основную и заключительную части.

Первая часть — продолжительностью 5-10 мин, посвящена общей разминке, разогреванию, подготовке к напряженной и интенсивной работе. Как правило, здесь используются упражнения с изолированной работой различных звеньев тела, одновременные (одно- и разнонаправленные, поочередные) движения конечностями, движения туловищем, умеренное растягивание мышц и связок.

Вторая часть — продолжительностью 30-45 мин, включает несколько комплексов упражнений:

1) комплекс аэробных упражнений на базе основных элементов с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140-160 акцентов в минуту;

2) короткий комплекс движений — «заминка» 3-5 минут — направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

3) комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, амортизаторами и т.п.).

Третья часть — 5-10 мин — направлена на восстановление и подготовку к последующей деятельности. Движения выполняются в спокойном темпе с максимальным (но легким) растягиванием мышц и связок и последующим по возможности полным расслаблением.

Контрольным показателем нормальной реакции организма на аэробную нагрузку является 5-минутный период восстановления, когда пульс приблизится к исходному уровню. Частота сердечных сокращений — простой и достаточно информативный показатель реакции организма на нагрузку, поэтому динамика ее — достаточно показательная характеристика динамики состояния занимающегося в стандартном занятии.

Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

1. Метод музыкальной интерпретации.

2. Метод усложнений.

3. Метод сходства.

4. Метод блоков.

5. Метод «Калифорнийский стиль».

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй – с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки.

В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта. Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов.

Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнения в соответствии с музыкальной темой. Например, во время припева (если такой присутствует) можно выполнять одинаковые композиции.

При звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменение амплитуды движений.

Метод усложнений определенная логическая последовательность обучения упражнениям.

Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов: изменение темпа движения, его направления, ритма, техники, добавление новых движений в ранее изученные комбинации, изучение упражнения по частям, а затем объединение его в одно целое. Применение метода усложнений характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым.

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для «блока» упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению.

Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение №1, 2, 3, 4).

Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения. Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время, при использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.

Метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам.

Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по «квадрату», по кругу, по диагонали).

Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все упражнения должны согласовываться с музыкой.

Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа. При подготовке к занятиям инструктор (тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки.

Инструктор должен видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений.

Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений.

При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности.

В настоящее время люди очень мало уделяют вниманию своему физическому телу, ее красоте.

Хорошее, крепкое здоровье возможно только при развитии всех систем и органов, при всестороннем равномерном развитии организма.

Красивое телосложение – величайшая эстетическая ценность человека, которая неподвластна капризам моды. Как видим, аэробика общедоступна, высокоэффективна, эмоциональна, для любого возраста. Желаемый эффект от занятий достигается в том случае, если систематические уроки вписываются в правильно организованный режим дня и сочетаются с рациональным питанием.

Занятие аэробикой помогают обрести хорошую физическую форму, улучшает обмен веществ, повышает иммунитет к различным заболеваниям, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма, нормализуют вес, улучшает фигуру, осанку, самочувствие, сон, снимает нервное напряжение. Её задача сделать людей не просто здоровыми, но социально значимыми, т.е. трудоспособными.

Физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность — вот в чем нуждается современный человек для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

Источник: http://www.fizkultika.ru/sovremennie-ozdorovitelenie-vidi-gimnastiki.html

4.2. Оздоровительные виды гимнастики

Современные оздоровительные виды гимнастики

Оздоровительныевиды гимнастики предусматриваютвыпол­нение упражнений в режиме дняв виде утренней гигиенической (зарядка)и вводной гимнастики, физкультпаузы,физкультми­нутки в учебных заведениях,на производстве; сюда включены такжелечебная и ритмическая гимнастика.Главное назначение их состоит в том,чтобы укреплять здоровье человека,поддерживать на высоком уровне егофизическую и умственную работоспособ­ностьв учебе, труде, повышать активность втрудовой и обще­ственной деятельности.

Гигиеническаягимнастика -используется для сохранения и ук­репленияздоровья, поддержания на высоком уровнефизической «и умственной работоспособности,трудовой и общественной ак­тивности,для отдыха после большого физического,умственного и эмоционального напряжения,продолжительной адинамии. За­нятияпроводятся в индивидуальной и групповойформах с деть­ми из детских садов,школьниками, учащимися средних и высшихучебных заведений; в оздоровительныхлагерях, в домах отдыха, санаториях и своеннослужащими Российской Армии.

Вкомплексы гигиенической гимнастикивключаются ходьба и бег, общеразвивающиеи прикладные упражнения. Заканчиваетсяком­плекс упражнениями в глубокомдыхании и в расслаблении мышц.

После упражненийпринимаются водные, воздушные, солнеч­ныепроцедуры. Упражнения и дозировканагрузки подбираются сучетом возраста,пола, состояния здоровья, уровняфизической подготовленности и другихиндивидуальных особенностей зани­мающихся.

Гигиеническаягимнастика может проводиться в любоевремя дня: утром — для более быстроговхождения в режим дня; днем — для снятиянакопившегося утомления.

Перед сномочень полезны упражнения в виде напряженийи последующих расслаблений ос­новныхмышечных групп в сочетании с глубокимдыханием и пси­хическимнастроем на глубокий сон, на восстановлениесил, ис­траченных за день, с мысленнойблагодарностью судьбе (Вселен­ной)за достойно прожитый день и с надеждойна успехи в дне грядущем.

В армии этотвид гимнастики проводится после ночногоснас целью более быстрого вхождения врабочее состояние, повы­шенияфизической подготовленности и закаливаниявоеннослу­жащих

Вводная гимнастиканаправленана быстрое вхождение зани­мающихсяв предстоящую учебную или трудовуюдеятельность. Поформе организации это «гимнастика дозанятий» в школе и «гимнастикадо работы» на производстве.

Здесьприменяются упражне­ния по структуредвижений, энергетическому и сенсорномуобес­печению близкие к профессиональнымдвигательным действиям.

В ходе выполненияупражнений достигается физиологическийи психологический настрой на активнуюи высокопроизводитель­нуюучебную или производственную деятельность.Продолжитель­ностьвыполнения упражнений от 5 до 10 мин.

Физкультурнаяминутка, илифизкультурнаяпауза, применя­етсядля поддержания физической и умственнойработоспособно­сти на высоком уровнев течение всего учебного или трудовогодня, предупреждения нарушения осанки,локального физического утомления. Онапроводится при появлении признаковутомления (отвлечение внимания, нарушениепозы, чувство усталости и др.) во времяучебных занятий или работы. Комплексможет состоять из 5 — 10 упражнений ивыполняться в течение 2 — 5 мин.

Лечебнаягимнастика основалечебной физической культуры (ЛФК).Она помогает восстановлению временноутраченных от­дельных функций организмапосле травмы, ранения, болезни,хирургической операции и др. Применяетсяв комплексе с другими лечебнымисредствами при самых различныхзаболеваниях. Она осо­бенноэффективна при лечении опорно-двигательногоаппарата.

Комплексы лечебнойгимнастики для школьников составляютсяврачом совместно с учителем физкультурыв зависимости от индивидуальныхотклонений в состоянии их здоровья. Влечебных учреждениях упражненияподбираются с учетом характеразабо­левания и индивидуальныхособенностей больного.

В комплексывключаются дозированная ходьба, бег,строевые и общеразвивающие упражнениябез предметов и с предметами: палки,ганте­ли, эспандеры, мячи, скакалки,упражнения на гимнастической стенке искамейке и др. Основной формой занятияявляется урок илипроцедура продолжительностью 30 — 60 мин.

Разновидностью лечебнойфизической культуры на современномэтапе являются нетрадиционные видыоздоровительной гимнастики: коррекционная,релаксационная, восстановительная,дыхательная, сустав­ная и т.д.

Ритмическаягимнастика считаетсяразновидностью оздорови­тельнойгимнастики.

Комплекс упражненийсоставляется из общеразвивающихупражнений, элементов художественнойгимнастики и хореографии, стилизованныхформ ходьбы, бега, прыжков и других,несложных по технике исполненияупражнений.

Важным эле­ментомритмической гимнастики являетсямузыкальное сопровож­дение.Темп движенийи интенсивность выполнения упражненийзадается ритмом музыкального сопровождения.

Спомощью этих средств можно дозироватьвеличину физио­логическойнагрузки на организм, управлятьпсихологическим со­стояниемзанимающихся, повышать их активностьна занятии. Так, серии беговых и прыжковыхупражнений влияют преимущественно насердечно-сосудистую систему, наклоныи приседания — на двигательный аппарат,методы релаксации и. самовнушения — нацентральную нервную систему

Упражнения в партереразвивают силу мышц и подвижность всуставах, беговые серии — выносливость,танцевальные — пластичность и т. д.

Взависимости от выбора применяемыхсредств занятия ритмической гимнастикоймогут носить преимущественно атлетический,танцевальный, психорегулирующий илисмешанный характер.

Характерэнергообеспечения, степень усиленияфункций дыхания и кровообращения зависятот вида упражнений.

На занятияхоздоровительной направленности выбортемпа движений и серий упражнений долженосуществляться таким образом, чтобытренировка носила в основном аэробныйхарактер (с увеличением ЧСС в пределах130-150 уд/мин).

Тогда наряду с улучшениемфункций опорно-двигательного аппарата(увеличением силы мышц, подвижности всуставах, гибкости) возможно и повышениеуровня общей выносливости, но в значительноменьшей степени, чем при выполнениициклических упражнений.

В ритмическойгимнастике можно выделить достаточноеколи­чество разновидностей, отличающихсядруг от друга содержанием и построениемурока.

К оздоровительным направлениямрит­мической гимнастики относятся:классическая аэробика, гимнас­тикас использованием базовых шагов,танцевальная, где исполь­зуютсяразличные современные танцевальныестили и направле­ния (салса, рок, диско,фанк, хип-хоп); аэробика с использова­ниемпредметов и приспособлений (степ, слайд,фитбол и др.).

В последнее времяпоявился ряд новых, нетрадиционных вмас­совом оздоровительном движениивидов двигательной активности.

Стретчинг (гимнастикапоз) включает в себя комплекс поз,обеспечивающих наилучшие условия дляувеличения подвижно­сти определенныхмышечных групп и суставов.

Калланетика-это гимнастика статических упражнений.В сис­темуданного вида оздоровительной гимнастикивходит тридцать упражнений, нагрузкукоторых повышают за счет увеличениявре­мени удержания определенной позы.

Шейпинг-система— это гармоничноесоединение влияния фи­зическихупражнений, определенного режима питанияи специ­ального компьютерноготестирования на организм занимающих­ся.

Шейпинг — одна из самых популярныхсистем, получивших распространениев нашей стране.

Существует нескольковидов шей­пинг-систем:шейпинг-классик, шейпинг-терапия,шейпинг-юни, шейпинг для беременных,шейпинг-про, шейпинг тонких тел.

Восточныеоздоровительные системы гимнастикипозволяют использовать резервычеловеческого организма, обладающегоуни­кальными возможностями длясамосохранения и восстановления.Специфичной чертой комплексов восточныхвидов гимнастики является единствовнутренней и внешней деятельностиорганиз­ма, достигнутое при ведущейроли сознания.

Гимнастика посистеме «хатха-йога». Несмотря на то, что эта гимнастикадовольно популярна в нашей стране, еефизиологическое влияние на организмизучено пока недостаточно. Вполневероятно, что диапазон ее воздействиявесьма широк — вследствие многообразияиспользуемых средств.

Хатха-йога — этосоставная часть индийской йоги, котораявключает в себя систему физическихупражнений, направленных на совершенствованиечеловеческого тела и функций внутреннихорганов. Она состоит из статических поз(асан), дыхательных упражнений и элементовпсихорегуляции.

Влияние на организмасан зависит по крайней мере от двухфакторов: сильного растяжения нервныхстволов и мышечных рецепторов, усилениякровотока в определенном органе (илиорганах) в результате изменения положениятела.

Выполнение специальныхдыхательных упражнений (контролируемоедыхание), связанных с задержкой дыхания,помимо нервно-рефлекторного влиянияна организм способствует увеличениюжизненной емкости легких и повышаетустойчивость организма к гипоксии.Стимуляция восстановительных процессови повышение эффективности отдыхапроисходит благодаря снижению потокаимпульсов от расслабленных мышц в ЦНС,а также усилению кровотока в работавшихмышечных группах.

В то же времянеобходимо отметить, что описанные вышеформы оздоровительной физическойкультуры — ритмическая гимнастика ихатха-йога не способствуют существенномуросту функциональных возможностейсистемы кровообращения и уровняфизической работоспособности. Ведущаяроль в этом отношении принадлежитциклическим упражнениям, обеспечивающимразвитие аэробных возможностей и общейвыносливости .

Восточная гимнастикатай-цзи цюаньявляется одним из самых известных стилейушу. Она представляет собой уникальнуюсистему, охватывающую не только сферумедицины и культуры, но и философии,этики и эстетики. Основу этой системысоставляет координация движений телас мыслями и дыханием.

Специалисты поцигуну относят гимнастику тай-цзи кдинамической разновидности этой системы,а представители боевых искусств считаютее школой ушу мягкого направления. Путьисцеления души и тела в тай-цзи начинаетсяс регуляции дыхания. Согласно представлениямкитайских философов и врачей, правильноедыхание позволяет человеку поддерживатьна высоком уровне жизненную энергию.

При выполнениибольшинства упражнений гимнастикитай-цзи невидимая жизненная энергияци, циркулируя по энергетическиммеридианам, приводит весь организм вгармоничное состояние. Кроме того,дыхательные упражнения, совмещенные справильными движениями, регулируютдыхание и освобождают человека отнавязчивых пагубных мыслей.

Аэробика -это система физических упражнений,энергообеспечение которых осуществляетсяза счет использования кислорода.

Оздоровительнаяаэробика — одно из направлений массовойфизической культуры с регулируемойнагрузкой. Над разработкой и популяризациейразличных программ, синтезирующихэлементы физических упражнений танцаи музыки, для широкого круга занимающихсяактивно работают различные группыспециалистов.

В том числе американскаяассоциация аэробики, американскаяаэробическая ассоциация здоровогообраза жизни, международная ассоциацияспортивного танца и др. Характернойчертой оздоровительной аэробики являетсяналичие аэробной части занятия, напротяжении которой поддерживается наопределенном уровне работакардиореспираторной системы.

Воздоровительной аэробике можно выделитьдостаточное количество разновидностей,отличающихся содержанием и построениемурока.

Спортивная аэробика- это вид спорта, в котором спортсменывыполняют непрерывный и высоко интенсивныйкомплекс упражнений, включающий сочетанияациклических движений со сложнойкоординацией, а также различные посложности элементы разных структурныхгрупп и взаимодействия между партнерами(в программах смешанных пар, троек игрупп). Основу хореографии в этихупражнениях составляют традиционныедля аэробики «базовые» аэробныешаги и их разновидности.

Прикладная аэробика- она получила определенное распространениекак дополнительное средство в подготовкеспортсменов других видов спорта(аэробоксинг), а также в производственнойгимнастике, в лечебной физкультуре(кардиофанк) и в различных рекреационныхмероприятиях (шоу-программы, группыподдержки спортсменов, черлидинг).

Производственнаягимнастика

Этот вид оздоровительнойфизкультуры используется в различныхформах непосредственно на производстве.

Вводная гимнастика перед началом работыспособствует активизации двигательныхнервных центров и усилению кровообращенияв рабочих мышечных группах.

Она необходимаособенно в тех видах производственнойдеятельности, которые связаны с длительнымсохранением сидячей рабочей позы иточностью выполнения мелких механическихопераций.

Физкультурные паузыорганизуются непосредственно во времяработы. Время их проведения определяетсяфазами изменения уровня работоспособности- в зависимости от вида деятельности иконтингента работающих. Физкультурнаяпауза по времени должна опережать фазуснижения работоспособности.

С помощьювыполнения упражнений с музыкальнымсопровождением для незадействованныхмышечных групп (по механизму активногоотдыха) улучшается координациядеятельности нервных центров, точностьдвижений, активизируются процессыпамяти, мышления и концентрации внимания,что благотворно влияет на результатыпроизводственного процесса.

Источник: https://studfile.net/preview/4496426/page:5/

Современные оздоровительные виды гимнастики (стр. 1 из 2)

Современные оздоровительные виды гимнастики

Доклад

на тему: «Современные оздоровительные виды гимнастики».

Введение. 3

1. Оздоровительная гимнастика. 4

2. Методика проведения ритмичной гимнастики. 6

Заключение. 12

Введение

Физическая культура располагает мощным потенциалом для повышения духовного, нравственного и физического здоровья.

В последние годы происходит бурное развитие оздоровительной физической культуры, которое становится одним из основных факторов здорового образа жизни.

Принципы оздоровительной направленности физического воспитания, как правило, конкретизируются в физкультурно–оздоровительных технологиях.

В настоящее время в сфере оздоровительной физической культуры происходит активное внедрение в практику инновационных технологий с целью достижения и поддержания оптимального физического состояния человека в соответствии с его мотивацией и индивидуальными особенностями.

Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки.

Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает ритмическая гимнастика.

Простые комплексы упражнений с предметами и без (махи, повороты, наклоны), выполняемые под мотивы современных песен, оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение. К таким видам ритмической гимнастики относятся аэробика и шейпинг, выгодно выделяясь среди всех современных видов спорта, составляя интерес как для только начинающих заниматься спортом, так и для тех, кто не представляет без него жизни.

1. Оздоровительная гимнастика

Современная система гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики.

Оздоровительная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, относящихся к современным направлениям специальных физических нагрузок — Пилатес, Пауэрстрейч, Лоу импэкт, Чи йога, Стрейчинг, Каланетика, а так же работу с отягощениями.

Необходима для укрепления собственных мышц и мышечного корсета позвоночника, повышения эластичности связок, сокращающие способности мышц, общей и силовой выносливости. Так же для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволяют провести профилактику многих заболеваний, реже обращаться к врачам, быстрее восстановить организм после травм и перенесенных заболеваний.

Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом аспекте для лучшего понимания проблемы вполне оправданно.

При этом предполагается, что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготовленность (т. е.

обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классификационных программ, упражнений по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений спортивно-художественной гимнастики.

Второе направление гимнастики решает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры, в зависимости от структуры движений, можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения — это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл.

К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства.

Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.

К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».

Существует 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. Они условно разделяются на три группы. В первую входят виды, включающие танцевальные движения.

Это ритмическая гимнастика, женская гимнастика, аэробика и другие, содержащие в названии конкретный танцевальный стиль (джаз-гимнастика, диско-гимнастика, модерн-гимнастика).

Во вторую группу входят виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма. Это атлетическая гимнастика, фитнесс, калланетика, шейпинг, стретчинг, различные дыхательные, косметические виды гимнастики.

В третью группу объединяются виды гимнастики, образовавшиеся на основе восточных философских систем, важнейшей частью которых всегда было совершенствование тела посредством специальных гимнастических упражнений. Это йога, тайцзицуань, цигун и др.

2. Методика проведения ритмичной гимнастики

Ритмическая гимнастика (известная также под названием аэробика) – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку, использующийся в оздоровительных целях.

В настоящее время можно говорить о двух направлениях в ее развитии.
Одно представляет собой музыкально–педагогическую дисциплину и называется ритмикой. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение.

Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло свое место в системе физического воспитания, явившись прародительницей популярных сегодня современных систем: аэробики, шейпинга и т.д., а также спортивных видов гимнастики – художественной, аэробики и др.

Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно и развитие всех мышц и суставов.

Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя желание заниматься физическими упражнениями.

Основу занятий ритмической гимнастикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба, плавание и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений.

Такие занятия воздействуют на сердечно–сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.

Основным регулятором нагрузки на занятиях аэробикой являются:

а) интенсивность работы, подразделяемая на три уровня:

— низкий — до 75 % от максимальной частоты пульса;

— средний — до 84 %;

— высокий — до максимальной частоты сердечных сокращений

б) продолжительность занятий и их частей;

в) количество занятий (в неделю, в течение месяца, цикла и т.д.) и их содержательный режим.

Наиболее типичная структура занятия по аэробике при общей продолжительности его 60 мин включает подготовительную, основную и заключительную части.

Первая часть — продолжительностью 5-10 мин, посвящена общей разминке, разогреванию, подготовке к напряженной и интенсивной работе. Как правило, здесь используются упражнения с изолированной работой различных звеньев тела, одновременные (одно- и разнонаправленные, поочередные) движения конечностями, движения туловищем, умеренное растягивание мышц и связок.

Вторая часть — продолжительностью 30-45 мин, включает несколько комплексов упражнений:

1) комплекс аэробных упражнений на базе основных элементов с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140-160 акцентов в минуту;

2) короткий комплекс движений — «заминка» 3-5 минут — направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

3) комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, амортизаторами и т.п.).

Третья часть — 5-10 мин — направлена на восстановление и подготовку к последующей деятельности. Движения выполняются в спокойном темпе с максимальным (но легким) растягиванием мышц и связок и последующим по возможности полным расслаблением.

Источник: https://mirznanii.com/a/132141/sovremennye-ozdorovitelnye-vidy-gimnastiki

Refy-free
Добавить комментарий