Современные и популярные виды и системы физических упражнений

Современные системы физических упражнений

Современные и популярные виды и системы физических упражнений
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 33Следующая ⇒

В курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.

Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, у-шу, йоги.

К особенностям организации учебных занятий отдельными системами физических упражнений следует отнести некоторые ограничения в их выборе.

Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью.

Поэтому целые разделы, например, из системы «йоги», основанные на длительной медитации, длительном расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для регулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне избирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных занятиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства.

При занятиях отдельными системами физических упражнений, там, где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям.

Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий.

Кафедрами физического воспитания разрабатываются специальные дополнительные зачетные требования и нормативы, отражающие суть каждой системы физических упражнений.

Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, они оцениваются в очках и входят в итоговую оценку практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый семестр или учебный год.

Организационные основы занятий студентов различными системами физических упражнений в свободное время те же, что и при организации занятий различными видами спорта. Так же могут быть организованы секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений.

Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах.

Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы.

Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.

Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физических упражнений, направленных на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма.

Атлетическая гимнастика — это система физических упражнений, развивающих силу в сочетании с разносторонней физической подготовкой.

Для развития силы используются специальные силовые упражнения: упражнения с гантелями (5-12 кг), упражнения с гирями (16, 24, 32 кг), упражнения со штангой (вес в зависимости от подготовки), упражнения на тренажерах и т.п.

Ритмическая гимнастика (аэробика) — это комплексы физических упражнений, выполняемых, как правило, без отдыха в быстром темпе под музыку. Ритмическая гимнастика общедоступна и высокоэффективна. Музыкальный ритм, танцевальное исполнение организуют движения, повышают настроение занимающихся, вызывают положительные эмоции. Подбор упражнений может акцентировать направленность комплексов на развитие выносливости, силовой подготовленности, улучшение гибкости, пластичности. Ритмическая гимнастика — эффективное средство оздоровления, повышения функциональных возможностей, коррекции физического развития и телосложения.

Существуют разные виды аэробики:

1) Аэробика по-американски (базовая аэробика). Это синтез общеразвивающих упражнений, бега, подскоков, в танцевальном стиле, выполняемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту:

— низкая интенсивность — простые по координации движения, позволяющие формировать базовые навыки (ЧСС — 120 — 135 уд/мин);

— высокая интенсивность — увеличение пульса до 150 — 160 уд/мин.

В комплекс включается большое число беговых и прыгательных упражнений.

2) Танцевальная аэробика — характерной чертой является то, что помимо традиционных средств, в ней широко используются элементы джазового танца:

— фанк-аэробика;

— рок-аэробика — элементы танца рок-н-ролла;

— брейк-аэробика — это сплав танца, пантомимы, гимнастики, акробатики;

— бодидэнс — эта программа физических упражнений осуществляется под девизом — «Танцуй, отдыхай и будь красива!» Ее содержание: тренировка различных мышечных групп посредством простых танцевальных движений на фоне эмоционального музыкального сопровождения.

3) Шейп-аэробика — тренировка с отягощениями. Наиболее эффективный способ избирательного воздействия на телосложение человека. В основном занятия шейпингом направлены на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма, вместе с тем это и активный отдых.

4) Спортивная аэробика — фантастический коктейль из культуризма, гимнастики, аэробики и спортивных танцев.

5) Степ-аэробика — комплекс упражнений выполняется с подъемом и спуском на специально оборудованных ступенях.

6) Аквааэробика — комплекс упражнений, выполняемых в воде.

Стретчинг — это система развития гибкости, включает в себя комплекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп и подвижности в суставах.

Название это происходит от английского слова, которое обозначает растягивание. Существует два типа упражнений при выполнений, которых происходит растягивание (удлинение мышц):

— баллистические — это маховые движения руками и ногами, сгибание и разгибание туловища, обычно выполняемые с большой амплитудой и значительной скоростью. Здесь удлинение определенной группы мышц сравнительно кратковременно и длится столько, сколько мах или сгибание;

— статистические упражнения — это когда принимается определенная поза и занимающийся удерживает ее в течение 5-30 и даже 60 секунд.

Именно статические упражнения с растяжением мышц получили название «стретчинг».

Физиологической основой таких упражнений является миостатический рефлекс, при котором в насильственно растянутой.мышце происходит сокращение мышечных волокон. В результате в мышцах активизируются обменные процессы, обеспечивающие высокий жизненный тонус.

Йога — философско-религиозная система, в основе которой лежит умение управлять психикой и физиологическими процессами организма человека.

Различные «асаны» йоги — не просто принятие замысловатых поз, а сложная техника контроля над телом, цель которых активно воздействовать на дыхательную систему, на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Йога содержит в себе элементы медитации, для коррекции психического состояния.

Одна из разновидностей китайских систем физической подготовки и самозащиты у-шу содержит в себе упражнения оздоровительной направленности, воздействующие через различные позы и движения на внутренние органы, на суставно-мышечный аппарат.

Древняя китайская система упражнений цигун включает три составляющие: регуляцию позиции тела, дыхания и психического состояния. Все это достигается через расслабление, дозированные гимнастические и дыхательные упражнения. Основная направленность гимнастики цигун — оздоровление, а также стабилизация психического состояния.

Среди отечественных систем физических упражнений можно выделить:

дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой;

— комплекс специальных упражнений для глаз Э.С. Аветисова.

6.5. Мотивация и обоснование индивидуального выбора вида спорта или систем физических упражнений

Согласно классическому представлению в теории физического воспитания и спортивной тренировки, организация занятий по спортивному принципу предусматривает, что на избранный вид приходится от 50 до 70% учебного времени, а оставшиеся 30-50% используется на обязательные составляющие разделы (средства ОФП): легкую атлетику, гимнастики, плавание, лыжную подготовку и частично спортивные игры. Изучение каждого раздела программы должно заканчивается выполнением зачетного требования.

Например: раздел плавания — выполнением норматива 50 метров вольным стилем; атлетической гимнастики – выполнением контрольных нормативов (подтягивание, сгибание рук в упоре лежа).

Как правило, студентам предлагается несколько видов спорта.

Эти виды спорта обусловлены наличием: спортивной базы, квалифицированных специалистов, популярностью в студенческой среде вида спорта, влиянием вида спорта на будущую профессиональную подготовленность специалистов и другими факторами.

Изучение основных мотивов, которыми руководствуются студенты при выборе физических упражнений и видов спорта показывает, что:

— укрепление здоровья, коррекция отдельных недостатков телосложения;

— повышение функциональных возможностей организма;

— психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно важными умениями и навыками;

— достижение наивысших спортивных результатов (Ильинич В.И. и др, 1995 г), являются наиболее значимыми для большинства из них.

Занятия различными видами спорта дают больший разносторонний эффект для оздоровления организма, поддержания и развития различных физических, психофизических и психических качеств, по сравнению с отдельными физическими упражнениями, которые являются составляющими видов спорта, например: легкая атлетика — вид спорта, бег трусцой — физическое упражнение, кроме этого вида спорта предусматривают комплексное воздействие на организм. Так силовая подготовка присутствует при занятиях борьбой, и спортивными играми, легкой атлетикой, гимнастикой, хотя по преимущественному воздействию борьба развивает скоростно-силовые качества; спортивные игры — внимание, быстроту; легкая атлетика – скоростные способности, выносливость; гимнастика — относительную силу и координацию движений, гибкость; лыжный спорт — выносливость, вестибулярную устойчивость и т.д.

Некоторые специалисты-психологи утверждают, что люди выбирают вид спорта на основании особенностей своей психики. Так, люди более склонные к индивидуальному стилю деятельности, выбирают плавание, лыжи, фехтование, гимнастику, другие, склонные к групповому — футбол, баскетбол и т.п.

Вместе с этим следует помнить, что правильно подобранный вид спорта может способствовать развитию ряда психических качеств и психофизиологических функций, необходимых в профессиональной деятельности человека. Привем слова известного специалиста по культуризму Джо Вейдера «…

качая железо мы развиваем не только мускулы, а совершенствуем прежде всего свою психику, приобретая почти метафизическую силу…».

В период развития организма от 8 до 20 лет целесообразно заниматься видами спорта, в более позднем — физическими упражнениями. Хотя известны случаи, когда спортсмены остаются преданными своим видам спорта на протяжении всей жизни. Занятия спортом дают глубокую разнообразную базу, так необходимую в работе и жизни специалиста.

Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека.

Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся.

При выборе видов спорта или физических упражнений у большинства студентов отсутствует четкая и обоснованная мотивация; в основном выбор происходит случайно (за компанию с друзьями, более удобное расписание или симпатичен преподаватель), реже присутствует интерес к определенному виду спорта или понимание необходимости выполнения физических упражнений.

Основные мотивации:

1. укрепление здоровья, исправление недостатков физического развития;

2. повышение функциональных возможностей организма;

3. подготовка к будущей профессиональной деятельности, овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;

4. активный отдых;

5. достижение наивысших спортивных результатов.

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x67b8.html

Современные популярные системы физических упражнений

Современные и популярные виды и системы физических упражнений

На сегодняшний день наибольшей популярностью среди студентов пользуются атлетическая гимнастика и аэробика.

Атлетическая гимнастика

Атлетическая гимнастика известна с глубокой древности: наши предки убедились на опыте, что физические нагрузки с отягощениями делают мышцы крепче, суставы подвижнее, организм выносливее.

Родина атлетизма – Древняя Греция, где для гармоничного развития тела использовали упражнения с гальтерсами – прообразом гантелей.

В России атлетическая гимнастика как вид спорта культивировалась с конца XIX в., когда атлеты и борцы начали состязаться в поднятии тяжестей.

В настоящее время атлетическая гимнастика является одним из массовых видов занятий физическими упражнениями, представляет собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки.

Популярность и доступность атлетической гимнастики связана с широким выбором комплексов упражнений, средств отягощения, с возможностью точной дозировки величины отягощения, объема и интенсивности силовой нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями телосложения, уровнем физического развития и функциональными возможностями организма.

С помощью атлетической гимнастики можно достичь соразмерного развития тела, подчеркнуть красоту пропорций, придать своей фигуре стройность.

Воздействие силовых гимнастических упражнений на занимающихся может быть, как общего характера (на организм в целом), так и локального (на группу мышц, звено опорно-двигательного аппарата).

Для обеспечения должного эффекта силовой тренировки и управления тренировочным процессом выделяют вспомогательную группу упражнений, в которую входят: физические упражнения, сопутствующие силовому развитию (на гибкость, ловкость, быстроту), для двигательного переключения и активного отдыха, на растягивание и расслабление.

Аэробика

Ещё в античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, силы и выносливости. Одной из разновидностей греческой гимнастики была орхестрика, гимнастика танцевального направления. Её справедливо можно считать предшественницей всех существующих ритмических и ритмо-пластических систем упражнений.

Термин «аэробика» был впервые введён К. Купером в 1960 году. Происхождение его идёт от слова аэробный, т.е. идущий с участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу. Вначале К. Купер в своей системе оздоровительных занятий предлагал только циклические виды спорта, но вскоре он расширил диапазон применяемых средств и наряду с другими включил в неё гимнастическую аэробику.

Начальный этап развития и популяризации аэробики тесно связан с именами известных актрис Джейн Фонда, Синди Ром, Марлей Шарель.

В нашей стране в середине 80-годов аэробика была несколько другой по характеру используемых движений и носила название «ритмическая гимнастика». Рядом авторов была разработана классификация средств ритмической гимнастики, которая легла в основу её видов.

Современная аэробика – это динамичная структура, которая постоянно обновляет арсенал используемых средств. Появляются все новые и новые виды оздоровительных «аэробических» занятий (по западной терминологии) с использованием различных предметов, тренажеров и других технических устройств. Воздействие каждого из этих видов носит специфический характер.

Основные виды аэробики

Базовая аэробика – это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение с ритмом 120-160 ударов в минуту. Обычно эти упражнения выполняются в положении стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону), лежа, сидя, в упорах (в партере).

Особенностью степ-аэробики является использование специальной степ-платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на неё и через неё в различных направлениях, использовать платформу для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины, а также использовать как отягощение для развития силы и силовой выносливости рук и плечевого пояса.

Слайд-аэробика – это вид аэробики, в которой используется специальное полимерное покрытие и специальная обувь (носки). Упражнения в слайд-аэробике напоминают движения конькобежца.

Отличительной особенностью танцевальной аэробики является использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному танцу. К данному виду аэробики относятся фанк-аэробика (Funk-Aerobic), сити-джэм (City-Jam), хип-хоп (Н1р-Нор), латин-аэробика (Latin-Aerobic), афро-аэробика (Afro-Aerobic), кардио-фанк (Cardio-Funk), самбаробика (Samba-Aerobic) и др.

Резист-а-бол. вид аэробики преимущественно партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого размера. Сидя на мяче или опираясь на него различными частями тела, можно менять исходные положения и выполнять большое количество упражнений, оказывающих изолированное воздействие на различные группы мышц.

Основные понятия и составляющие системы спортивной подготовки

Современная система спортивной подготовки представляет собой совокупность научных знаний, полученных в результате анализа мирового опыта подготовки спортсменов и данных экспериментальных исследований.

Спортивная подготовка является многолетним процессом, охватывающий ряд возрастных периодов развития спортсмена, в течение которых содержание и структура изменяются в соответствии с возрастными особенностями и логикой спортивного совершенствования. Выделяют четыре крупных возрастных этапов многолетних занятий спортом:

1. Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст. На этом этапе тренировочные занятия строятся по типу ОФП с использованием широкого спектра средств всестороннего развития и образования.

2. Этап начальной специализации, обеспечивает всестороннюю физическую подготовку и овладение занимающимися основ техники избранного в качестве предмета специализации вида спорта.

3. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование функциональных систем организма, обеспечивающих высокую спортивную работоспособность.

Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает на фоне значительных физических нагрузок, поскольку основной задачей этапа является обеспечение совершенного владения техникой избранного вида спорта в усложненных условиях соревновательной борьбы, развить те физические и психические качества, которые обеспечивают рост спортивного мастерства.

4. Этап спортивного совершенствования, совпадает с возрастом благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главной задачей является подготовка к соревнованиям и успешное выступление в них.

Когда все этапы многолетней подготовки органично взаимосвязаны и представляют собой целостный педагогический процесс, то, как правило, достигается главная цель спортивной деятельности – как самого эффективного фактора всестороннего совершенствования человека.

Основные компоненты системы спортивной подготовки:

· спортивный отбор;

· соревнования;

· спортивная тренировка;

· совокупность факторов, дополняющих тренировку и соревнования и усиливающих их воздействие.

Спортивный отбор – это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, лиц молодого возраста к тому или иному виду спорта, спортивной дисциплине.

Соревнования – специализированное средство и метод подготовки спортсменов, которые делятся на подготовительные, контрольные, отборочные, главные. Цель участия в главных соревнованиях – достижение победы или завоевание возможно более высокого места в видах программы, избранных для специализации.

Задача подготовительных и контрольных соревнований – совершенствование различных сторон спортивного мастерства, приобретение соревновательного опыта, выполнение контрольных нормативов, оценка эффективности тренировочного процесса. Подводящие соревнования – разновидность подготовительных и контрольных.

На них совершенствуется модель соревновательной деятельности, которую спортсмен намечает реализовать в главных соревнованиях.

Спортивную тренировку рассматривают как педагогически управляемый процесс развития и совершенствования двигательных способностей занимающегося в избранном виде соревновательных упражнений, направленный на подведение к состоянию наивысшей спортивной готовности (спортивной формы) к моменту главных соревнований.

Совокупность факторов, дополняющих соревнования и спортивную тренировку, включает в себя: социальные и гигиенические условия жизни спортсмена; материально-техническое, медико-биологическое, методическое и информационное обеспечение подготовки; условия окружающей природной среды (климат, высота над уровнем моря, временной пояс и т.п.); социально-психологическое обеспечение подготовки, в том числе систему мотивации спортсменов, эмоционально-психологическую атмосферу в спортивной группе или коллективе, а также уровень профессиональных знаний и мастерства тренеров и привлекаемых специалистов.

Для более точного определения направления тренировочной работы и отбора спортсменов используются модельные характеристики спортсменов высокого класса.

Модельные характеристики – это идеальные характеристики состояния спортсмена, в котором он может показать результаты, соответствующие мировым достижениям.

Разновидности модельных характеристик:

а) консервативные и неконсервативные;

б) компенсируемые и некомпенсируемые.

Консервативные показатели не поддаются тренировке, а неконсервативные, наоборот, имеют свойство изменяться в ходе тренировочного процесса.

Компенсируемыми называются такие показатели, низкий уровень которых может быть возмещен (компенсирован) высоким уровнем других показателей. Низкий уровень некомпенсируемых показателей не восполним. Большинство модельных показателей относятся к частично компенсируемым. Небольшие отставания в развитии одного из качеств компенсируются, большие – нет.

Основные направления определения модельных характеристик:

1. Исследования спортсменов высокого класса.

2. Прогнозирование должных значений.

3. Прогнозирование модельных характеристик.

Современную спортивную тренировку следует рассматривать как структуру, основными составляющими которой являются следующие виды подготовки спортсменов:

1. Физическая, обеспечивающая необходимый уровень развития физических качеств.

2. Техническая, связанная с совершенствованием техники соревновательных и общеподготовительных упражнений.

3. Тактическая, обеспечивающая формирование индивидуальных, групповых и командных способов ведения спортивной борьбы.

4. Психическая, связанная с воспитанием личностных психических качеств и свойств, являющихся основой формирования спортивного характера, а также обучения спортсменов способам регулирования собственных психических состояний.

Планирование и контроль в физическом воспитании и спорте

Основой при планировании нагрузок в физическом воспитании и спорте является состояние человека. В практической работе учитывают следующие виды физического состояния: устойчивое, текущее и оперативное.

Устойчивое состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Устойчивое состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. В данном случае справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект.

Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень, но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями.

Оперативным состоянием спортсмена является его состояние в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания). Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем.

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование тренировочных занятий. Различают перспективное, текущее и оперативное планирование.

Исходными данными для составления многолетних перспективных планов спортивной подготовки являются:

· оптимальный возраст для достижения наивысших результатов;

· продолжительность подготовки для их достижения;

· темпы роста спортивных результатов;

· условия проведения тренировочных занятий и др.

На основе характеристики спортсмена с учетом цели и задач многолетней подготовки определяются:

· спортивно-технические показатели по годам подготовки;

· основные средства тренировки;

· объем и интенсивность тренировочных нагрузок;

· количество соревнований.

Кроме того, в перспективном плане необходимо предусмотреть этапы подготовки и их преимущественную направленность.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов, а в них должно найти отражение тенденция возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовки спортсменов, т.е.

перспективное планирование всегда должно быть целеустремленным. К основным документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды и каждого спортсмена.

На основе перспективных планов осуществляется текущее (годичное) планирование подготовки спортсменов. В текущих планах более конкретно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований.

Планирование годичного цикла осуществляется с учетом периодов подготовки (подготовительного, соревновательного и переходного) в соответствии с закономерностями развития спортивной формы (фаза становления, фаза стабилизации и фаза временной утраты).

К основным документам текущего планирования относятся: План-график годичного цикла подготовки, годичный план подготовки (командный и индивидуальные).

Оперативное планирование предполагает планирование тренировочного процесса на определенный период года: месяц, неделю, день, отдельное занятие.

В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана: более подробно приводится состав средств тренировок, динамика объема и интенсивности нагрузок, контрольные нормативы.

Важно, чтобы направленность тренировочных занятий в рамках оперативного планирования четко соответствовала задачам конкретного отрезка тренировочного процесса. К основными документам оперативного планирования относятся: рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к конкретному соревнованию.

Целью контроля за эффективностью тренировочных занятий является оптимизация процесса спортивной подготовки путем объективных оценок воздействия различных сторон тренировочного процесса (технической, физической, тактической, психической) на уровень подготовленности спортсменов. В процессе спортивной подготовки проводится три вида контрольных мероприятий: этапные, текущие и оперативные.

Этапный контроль заключается в получении информации, на основании которой составляются планы подготовки на относительно длительный срок.

Программа этапного контроля формируется из двух блоков (батарей). Первый блок включает общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена. Второй блок включает специфические тесты, структура которых соответствует структуре соревновательного упражнения.

Текущий контроль предназначен для сбора и анализа информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах.

Оперативный контроль – это экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологический и медико-биологический характер.

Они зависят от особенностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и других материально-технических возможностей и условий.

В каждом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упражнений) кафедрами физического воспитания разрабатываются и утверждаются соответствующие виды контроля и их сроки.

Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 1162; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-33503.html

Новые виды спорта и системы физических упражнений

Современные и популярные виды и системы физических упражнений

Система студенческих спортивных соревнований

Система студенческих соревнований включает в се­бя три уровня:

Внутривузовские соревнования по видам спорта: зачетные соревнования на учебных занятиях; соревнования на первенство учебных групп; на первенство курсов; на первенство факультетов (или общежитий); на первенство вуза.

На этом уровне проводятся такие спортивные соревнования, как массовые кроссы, эстафеты и др.

Победители идут на межвузовские соревнования по видам спорта или комплексные спортивные мероприятия: товарищеские соревнования между курсами, факультетами, вузами; районные, городские соревнования; областные соревнования; зональные соревнования (по территориальному или ведомственному признаку); российские студенческие соревнования, участие в сос­та­ве сборных команд в со­рев­но­ва­ни­ях РФ.

В меж­ву­зовских соревнованиях обычно участвуют и со­рев­ну­ют­ся сильнейшие студенты-спортсме­ны лично или в сос­та­ве сборных команд отдельных курсов, факультетов вуза.

Международные спортивные соревнования студентов: товарищеские соревнования между курсами, факультетами, вузами; товарищеские соревнования между отдельными факультетами или вузами; чемпионаты и уни­вер­си­ады Международной федерации университетского спорта; чемпионаты Европы, мира и Олимпиады.

Цели подобных состязаний весьма разнообразны: от установления личных контактов до достижения спортивного наилучшего результата в со­рев­но­ва­ни­ях между вузами, городами и по России. На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и об­ществен­ных организаций могут быть организованы международные спортивные встречи.

Олимпийские игры – самые авторитетные и предста­ви­тель­ные международные соревнования. В сос­та­ве олимпийской сборной как бывшего СССР, так и сов­ре­мен­ной России всегда успешно выступали студенты-спортсме­ны.

Календарный план спортивных соревнований разрабатывается на учебный год.

Он размножается и нап­рав­ля­ет­ся во все подразделения вуза: факультеты, отделы, службы, где доводится до сведения всех спортсменов, физкультурников активистов, а так­же вывешивается на спортивном стенде в ви­де афиши. Календарный план разрабатывается спортивным клубом, согласовывается с ка­фед­рой физического воспитания и ут­вержда­ет­ся ректором вуза.

За последнее время появились новые виды спорта, представляющие собой системы специально подобранных упражнений и поз, направленных на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма.

Изучение отдельных систем в ог­ра­ни­чен­ные часы групповых занятий не дает значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения.

Они намного увеличивают и об­щую двигательную активность, и оз­до­ро­ви­тель­ный эффект.

В ка­честве новых видов спорта можно перечислить следующие:

1. Ак­ват­лон (он включает в се­бя два раздела: спортивный и бо­евой): спортивный – плавание под водой на время в лас­тах; боевой – борьба под водой.

2. Ак­ро­ба­ти­чес­кий рок-н-ролл. Сначала рок-н-ролл являлся танцем-мо­но­ло­гом, затем его стали танцевать группой, после чего он стал танцем-ди­ало­гом мужчины и жен­щи­ны. По мере совершенствования техники танца в не­го включались элементы акробатики, и рок-н-ролл стал массовым видом спорта.

3. Армспорт – борьба руками на столе. Соревнования проводятся в раз­лич­ных весовых категориях среди юношей и де­ву­шек.

4. Бейсбол – игра, которая проводится на площадке, представляющей со­бой сектор, в ко­то­ром имеется внутреннее поле в ви­де квадрата, по углам кото­рого расположены базы, а внут­ри размечен круг, откуда мяч вводится в иг­ру.

5. Бо­улдринг – лазание по отдельным скальным блокам максимальной сложности без страховки на высоте 1–3 м.

6. Виндсер­финг – передвижение по воде на доске под парусом без руля и без помещения для экипажа.

7. Гид­роаэро­би­ка – выполнение физических упражнений в во­де.

8. Дайвинг – подводная охота, плавание, отдых и т. д.

9. Джаз-гим­нас­ти­ка – сочетание общеразвивающих упражнений с эле­мен­та­ми джазового танца, который выполняется под джазовую музыку.

10. Дис­ко-гим­нас­ти­ка – общеразвивающие упражнения с эле­мен­та­ми танцев в сти­ле диско: шаги вперед, в сто­ро­ну, назад, подскоки, простейшие повороты, выполняемые в единстве с рит­мом музыки.

11. Йога – упражнения, основанные на понимании не только физических, но и ду­хов­ных, нравственных правил совершенствования личности.

12. Ка­ра­тэ – древнейшее военное искусство Востока. Напоминает фехтование на руках и но­гах с ими­та­цией ударов по жизненно важным точкам человеческого тела.

13. Кер­линг – игра проводится на ледяной дорожке, играют круглыми, выпуклыми сверху и сни­зу камнями, имеющими сверху прочно закрепленную рукоятку.

14. Пауэр­лиф­тинг – силовое троеборье, состоящее из приседания со штангой, жима и тя­ги.

15. Скейтборд – катание на доске с ро­ли­ка­ми.

16. Снеж­ный серфер – спуск с гор по снегу на одной лыже с вы­пол­не­ни­ем различных поворотов.

17. Стрет­чинг – упражнения на растягивание мышц. Включает в се­бя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп.

18. Су­мо – японский национальный вид единоборства. Он представляет собой борьбу двух спортсменов, которая заключается в вы­тал­ки­ва­нии соперника за пределы круга.

19. Три­ат­лон – вид спорта, который включает в се­бя плавание, велосипедный кросс и бег.

20. Ушу – древняя китайская гимнастика, объединяющая комплекс оздоровительной гимнастики и элементы боевого искусства.

21. Фрис­тайл – горнолыжное троеборье, в ко­то­рое входят: могул – скоростной спуск на горных лыжах по бугристой трассе; лыжный балет – спуск на лыжах по пологому склону с вы­пол­не­ни­ем под музыку элегантных скользящих шагов, прыжков, поворотов и вра­ще­ний; лыжная акробатика – прыжки на лыжах со специального трамплина с вы­пол­не­ни­ем в воз­ду­хе элементов акробатики.

22. Шорт-трек – бег на коньках в хок­кейной коробке на различные дистанции.

За последнее время на рынке оздоровительных услуг появилось большое количество названий современных систем физических упражнений. Наиболее популярное из них – «фитнес».

Фитнес – это комплексная система, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. Она состоит из семи взаимосвязанных ключевых элементов.

1. Ре­гу­ляр­ные занятия физическими упражнениями, которые способствуют улучшению иммунитета, укреплению здоровья и раз­ви­тию двигательных качеств.

2. Пра­виль­ное питание. Оно должно быть полноценным и сба­лан­си­ро­ван­ным.

3. Ду­хов­ный фитнес. Улучшение отношений с са­мим собой и ок­ру­жаю­щим миром через самопознание, самосовершенствование и об­ще­ние с при­ро­дой.

4. Из­ме­не­ние отношения к от­ды­ху и сну. Улучшение качества сна, умение сделать свой отдых восстанавливающим.

5. Эмо­цио­наль­ное равновесие. Работа над эмоциями улучшает отношения с ок­ру­жа­ющи­ми, избавляет от вредных привычек, уменьшает стресс.

6. Имидж тела. Умение обрести уверенность в се­бе путем изменения отношения к сво­ему внешнему облику. Важно не сравнивать себя с дру­ги­ми, а, ис­хо­дя из индивидуальных особенностей, ставить реалистичные задачи.

7. Ра­бо­та. Умение распределять свои силы, время, устанавливать здоровые отношения в кол­лек­ти­ве.

Говоря о ре­гу­ляр­ных занятиях физическими упражнениями, необходимо определиться с не­ко­то­ры­ми понятиями, которые раскрывают смысл существующих ныне оздоровительных систем.

Шейпинг. Это комплексная система, в ос­но­ве которой лежит локальное воздействие на мышечные группы. Она была разработана в Санкт-Пе­тер­бургском институте физической культуры им. Лес­гаф­та.

Как разновидность фитнеса она предполагает наличие всех семи компонентов.

Разработана компьютерная диагностика, на основе которой определяется индивидуальная программа физической нагрузки и пи­та­ния для каждого занимающегося.

Йога. Это целостное мировоззрение, возраст которого 5–7 тыс. лет. Цели его – духовное развитие человека, попытка понять мир и дос­тичь бессмертия. Это абсолютно индивидуальная практика взаимодействия с са­мим собой и об­щим потоком энергии, в ко­то­рой отсутствует элемент соревнования. Йога делится на несколько направлений.

Хатха-йога – работа с соз­на­ни­ем посредством тренировки тела, которая дает инструмент для контроля за всеми проявлениями тела и ума.

Это подготовка к уров­ню высшей ступени йоги – раджа-йоги. Отличие хатха-йоги в том, что это работа с фи­зи­чес­ким телом, но ориентированная на сознание. В хат­ха-йоге есть понятие «внутренняя работа» – это определенная направленность внимания в про­цес­се практики.

Она оказывает омолаживающее воздействие на связки и груп­пы мышц физического тела. Позы-аса­ны позитивно влияют на структуру тела не только на физическом, но и бо­лее «тонком» энергетическом уровне, помимо сильного и гиб­ко­го тела принося также ясное сознание и спо­койный, устойчивый ум.

Это основное и прин­ци­пи­аль­ное отличие хатха-йоги от спорта.

Пилатес. Этой уникальной системе исполнилось уже 100 лет. Ее создатель Джозеф Пилатес, спортсмен, профессиональный инструктор и врач, родился в 1880 г. в Гер­ма­нии.

Будучи хилым и бо­лез­нен­ным от природы, но при этом обладая поистине фантастической силой духа, он решил самостоятельно побороть мучившие его недуги и про­пи­сал себе в ка­честве терапии им же самим разработанную гимнастику.

Пилатес не только полностью излечился, но и дос­тиг такой превосходной формы, что уже в под­ростко­вом возрасте показывал отличные результаты в гим­нас­ти­ке, лыжах, плавании и по­зи­ро­вал художникам. Джозеф продолжал совершенствовать свою программу, обогащая ее все новыми и но­вы­ми элементами, позаимствованными в ос­нов­ном из йоги и вос­точ­ных единоборств.

Система пилатес состоит из плавных, медленных движений, направленных на растяжение, укрепление мускулов и дос­ти­же­ние согласованной работы всех частей тела.

Причем задействованы не только крупные поверхностные мышцы, но и мел­кие глубокие. Именно внутренние мышечные слои являются опорой для позвоночника и сус­та­вов.

От их состояния зависит гармоничное развитие тела и то, насколько стойким окажется результат.

Главную роль в пи­ла­те­се играет качество занятий, что достигается благодаря осознанному выполнению упражнений. Данная программа направлена на бережное отношение к поз­во­ноч­ни­ку, поэтому ее нередко рекомендуют в ка­честве восстановительной терапии после травм. Она подходит практически всем, независимо от возраста, уровня физической подготовки и сос­то­яния здоровья.

Фитбол-аэро­би­ка – аэробика преимущественно партерного характера с ис­поль­зо­ва­ни­ем специальных резиновых мячей большого размера.

В це­лом схема, построения фитбол-тре­ни­ров­ки не отличается от классической схемы построения урока оздоровительной аэробикой.

Продолжительность и ин­тен­сив­ность варьируются в за­ви­си­мос­ти от контингента занимающихся и за­дач, поставленных преподавателем.

Уникальная возможность проведения аэробной части урока в по­ло­же­нии сидя позволяет существенно расширить контингент занимающихся. Проведенные в США, Европе и Рос­сии исследования подтверждают положительное воздействие таких тренировок на позвоночник, сердечно-со­су­дис­тую систему, вестибулярный аппарат.

Одной из отличительных черт фитбол-уро­ка являются упражнения на развитие вестибулярного аппарата, что широко применяется на Западе не только в оз­до­ро­ви­тель­ных занятиях, но и при подготовке профессиональных спортсменов, таких, как велосипедисты, парашютисты, воднолыжники и др.

Для занятий фитболом требуется особое музыкальное сопровождение, в ко­то­ром темп музыки зависит от степени упругости мяча и варьиру­ет­ся для разных уровней подготовленности занимающихся.

Упражнения на полусферах. При любом движении у че­ло­ве­ка работают три системы: нервная, костная и мы­шеч­ная. Все вместе они образуют так называемую кинетическую цепь.

Упражнения на полусферах, при выполнении которых необходимо постоянно удерживать равновесие, задействуют сразу несколько групп мышц, увеличивают силу и спо­собству­ют более согласованной работе всей кинетической сети.

Выполнение упражнений на неустойчивых поверхностях позволяет укрепить все мышцы нижней части тела и раз­вить мышцы туловища.

Аэробика. Само слово «аэробика» произошло от греческого корня «аэр», имеющего значение «воздух». Определение «аэробный» переводится как «живущий на воздухе» или «использующий кислород». Следовательно, аэробика – это комплекс упражнений, в ко­то­рых дыхательные движения сочетаются с дви­же­ни­ями тела, опорно-дви­га­тель­но­го аппарата. задача аэробики – оздоровление организма.

Занятия аэробикой снижают риск сердечно-со­су­дис­тых заболеваний. У че­ло­ве­ка, занимающегося аэробными упражнениями, сердце работает ритмично и эко­ном­но.

Поскольку во время упражнений активизируются не только дыхание, вентиляция легких, но и все мышцы тела, то открывается большое количество капилляров, увеличивается их сечение, ускоряется кровоток. Улучшается венозное кровообращение, что положительно влияет на деятельность органов брюшной полости, особенно печени.

Физические упражнения как средство активного отдыха восстанавливают тонус нервной системы. Мозг и мыш­цы представляют собой функциональное единство: мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость, даже при наличии достаточного кровоснабжения. Аэробный комплекс может быть составлен с уче­том цели тренировок.

Аэробика способствует обновлению организма и его функциональному совершенствованию. Регулярно занимаясь, вы откажетесь от врачей, создадите рациональный режим дня, укрепите и сох­ра­ни­те свое здоровье.

За последнее время появились новые виды аэробики.

Тер-аэро­би­ка представляет собой низкоударную высокоинтенсивную кардиотренировку. Существенное увеличение нагрузки достигается посредством использования специального комплекта амортизаторов, фиксирующихся одновременно на руках и но­гах занимающихся и об­ра­зу­ющих взаимосвязанную единую систему.

Такая тренировка доступна широкому контингенту занимающихся из-за отсутствия сложно-ко­ор­ди­на­ци­он­ных движений и вы­со­ко­удар­ной нагрузки. Тем не менее, движения под музыку всегда создают благоприятный эмоциональный фон, а воз­мож­ность разнообразить хореографию делает занятия тер-аэро­би­кой привлекательными.

Степ-аэро­би­ка. Упражнения на степ-плат­фор­ме чрезвычайно эффективны, так как хорошо нагружают все мышцы нижней части тела. Разнообразие упражнений позволяет повысить эмоциональный фон и до­зи­ро­вать нагрузку с уче­том индивидуальных особенностей занимающихся.

Слайд-аэро­би­ка оздоровительная аэробика атлетического направления с ис­поль­зо­ва­ни­ем специальной слайд-дос­ки и осо­бой обуви. Доска имеет полимерное покрытие, дающее возможность легко скользить по ней. Подавляющее число упражнений напоминает движения конькобежца и нап­рав­ле­но на развитие мышц нижней части тела.

На слайде следует заниматься в крос­сов­ках, имеющих широкую плоскую подошву, к слайду прилагаются специальные носки, которые надеваются поверх кроссовок.

Занятия на слайде являются высокоинтенсивным видом аэробных тренировок. Они развивают сердечно-со­су­дис­тую систему, тренируют выносливость, чувство равновесия и ко­ор­ди­на­цию. Но более всего этот вид оздоровительной аэробики развивает силовые возможности ног.

Тай-бо – занятия с ис­поль­зо­ва­ни­ем боевых искусств. Строятся по принципам, используемым в аэро­би­ке. Тренировки проводятся под музыкальное сопровождение с целью повышения аэробных и си­ло­вых возможностей, а так­же технического мастерства занимающихся.

В тех­ни­чес­ком арсенале этого направления удары, прыжки, падения, броски, а так­же обычные общеразвивающие физические упражнения.

Техника выполнения некоторых упражнений позаимствована из различных видов боевых искусств. Удары руками взяты из бокса, удары ногами – из тхэквондо, подсечки – из ушу, а брос­ки – из дзюдо.

Остальные упражнения относятся к аэро­би­ке или традиционной силовой тренировке.

Источник: https://studopedia.su/9_6983_novie-vidi-sporta-i-sistemi-fizicheskih-uprazhneniy.html

Refy-free
Добавить комментарий