Социологическое исследование Отношение молодежи к чтению

Социологическое исследование Отношение молодежи к чтению (стр. 1 из 3)

Социологическое исследование Отношение молодежи к чтению

программы:

1. Методологический раздел.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Научная разработка темы исследования.

1.4. Логический анализ понятий.

1.4.1. Интерпретация и операционализация понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Объект исследования.

1.8. Предмет исследования.

1.9. Гипотезы.

2. Методика – процедурный раздел.

2.1. Методы сбора первичной эмпирической информации.

2.2. Место, время проведения исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.4. Выборка.

2.5. Методы обработки социальной информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2.7. Анкета.

2.8. Рабочий план проведения исследования.

2.9. Библиография.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1.1. Актуальность темы.

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку.

Лично меня сподвигло на выбор этой темы, то, что все люди стали меньше читать и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают очень известных писателей.

В данный момент количество людей, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

1.2 Определение проблемы .

В настоящее время стоит огромная проблема того, что люди не хотят читать. Я думаю, это связано с тем, что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не могут читать, другие же больше предпочитают Интернет или послушать музыку.

Я считаю, мы должны читать особенно русскую литературу, т.к. должны знать о прошлом и познавать каждый раз для себя что-то новое.

1.3. Научная разработка темы исследования .

Читательская культура молодежи: мифы и реальность.

Анна Акимова

1) Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%.

Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе.

У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко , а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере (Джоан Роллинг) . Остальные называли либо старых английских писателей, либо и вовсе американских.

По ответам молодежи видно, что у них есть домашние библиотеки: 38,6% ответили, что имеют дома более 200 книг, 43,6% – от 50 до 200 книг.

Но, несмотря на это, молодежь предпочитает книги для прочтения покупать в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%).

Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия.

Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами».

Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

Вишникина Катя (источник » Газета АЛЬТЕРНАТИВА «)

Адрес : http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

2) Наиболее популярнее сейчас это — современная философия. Оказалось, что в большинстве своем подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов — Анхеля де Куатье и Пауло Коэльо. Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую (и не менее сложную) «Чайку Джонатан Ливингстон».

Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках». Очень уж модное произведение! На втором месте обычно фантастика. Многие молодые люди предпочитают именно ее. Фантастику можно разделить на две ветви — это фэнтези (сказки) и ужасы.

Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг ( «Парень из Колорадо»). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста. Несколько уступает Кингу Дин Кунц — современный замечательный писатель-фантаст.

Самые читаемые книги — серия про Гарри Поттера писательницы Джоан Роллинг.

Их читают все — от мала до велика. Тему полюбившегося сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессонна. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать. К сожалению, лишь единицы читают книги с интересом, увлечением. Около 70 процентов школьников берут в библиотеках только школьную литературу и материалы для докладов.

Из классических произведений молодежь предпочитает «Мастера и Маргариту». Это произведение влечет подрастающие поколения уже долгое время.И, наконец, самой развлекательной литературой являются — журналы. Их «развелось» очень много самых разных. Например, «YES!», «Лиза», «GLAMOUR».Думаю, не стоит сетовать на то, что читать мы стали меньше.

Да, факты весьма плачевны: 52% россиян не покупают книг вообще, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками.

О литературной эволюции.

Ю. Н. Тынянов

3) Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции — вопросом о генезисе литературных явлений.

С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, — а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, — и самым литературным рядом.

Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполпоту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид «истории генералов».

Слепой отпор «истории генералов» вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения.

Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой — связь выгодная и нужная для науки — оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и «историчность» литературного явления смешивают с «историзмом» по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Евгений Лещинский (источник «Наш мир»)

Адрес: http://www. knigi .ru/lilit/.html

4) Подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.

Жанры «рассказ», «повесть» в системе 20-х — 40-х годов определялись, как то явствует из самых названий, другими признаками, нежели у нас . Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия «рассказ», «повесть», «роман» для нас адекватны определению количества печатных листов.

Это доказывает не столько «автоматизованность» жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство — не безразличный признак. В изолированном же от системы произведении мы жанра и вовсе не в состоянии определить, ибо то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что во время Ломоносова.

На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно. Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой.

Источник: https://mirznanii.com/a/215723/sotsiologicheskoe-issledovanie-otnoshenie-molodezhi-k-chteniyu

Отношение современной молодежи к чтению

Социологическое исследование Отношение молодежи к чтению

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СОДЕРЖАНИЕ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Введение (проблема и актуальность темы)

1.2 Цель и задачи исследования.

1.3 Объект и предмет исследования

1.4 Интерпретация и операционализация основных понятий

1.5 Гипотезы исследования

2. ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Выборочная совокупность

2.2 Методы сбора и обработки информации

2.3 Рабочий план

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1Введение (проблема и актуальность темы)

Книга — многие рассматривают ее как повод поговорить, т. е. она становится предметом обсуждения; другие — как источник знаний; третьи же считают ее инструментом развития цивилизации, а также средством саморазвития; для многих она становится другом и советчиком.

Но разумно будет рассматривать ее в совокупности всех этих мнений и понятий. Чтение — как один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связано как с произношением, так и с пониманием речи зависит от качества прочтенных книг.

чтение речевой книга молодежный

Проблема молодежного чтения в наше время актуальна как никогда. И вопрос здесь стоит не столько в количестве молодёжи, которая вообще что-либо читает, сколько в том, что всё-таки читает тот процент юношества, которого это интересует.

При том, что в России процент грамотного населения составляет 98 % (к примеру, в западноафриканской республике Нигер он составляет всего 14 %), «грамотное население» страны совершенно не умеет распоряжаться тем, что они являются “homo legens” (людьми читающими).

То, что должно использоваться в высших целях, используется в сугубо прагматической деятельности. К примеру, изучить рекламу пластиковых окон из почтового ящика, жадно поглотить очередную порцию информации о «звёздных» скандалах в интернете, ну и, в конце концов, прочитать новое пришедшее сообщение от знакомых.

И лишь незначительное количество молодёжи читает книги не по школьной программе или предписанию преподавателя, а потому, что чувствует в этом необходимость.

В связи с увеличением развития различных технологий современная молодежь чаще всего обращается к интернет-источникам, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам. Маленький процент читающих книги может дать ответ на вопрос о социокультурном развитии личности, а также развитии личности в целом.

Если сравнивать с Советским периодом, то можно сделать следующую аналогию: развитое чтение в тот период, а также жесткая цензура литературы обогащала представления человека больше о таких гранях человеческой натуры как: нравственность, мораль, человечность, честь, достоинство.

Также эта цензура была подпиткой интересов читателей к запретным книгам. Люди стремились узнать все самое интересное и закрытое к их доступу. В данный же период времени читателей редко чем можно удивить. Информация находится в открытом доступе семь дней в неделю.

Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно даже из дома выходить. Количество доступных ресурсов дают человеку определенную свободу выбора. А их разновидность — проблему этого самого выбора. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации.

Ещё одна проблема — изменение жанровой актуализации чтения. То, что в своё время интересовало юных пионеров, просто не воспринимается современной молодёжью.

Из выступления заместителя председателя Госдумы Людмилы Швецовой на заседании «круглого стола» «Книга и чтение в культурном пространстве России» в Госдуме 13 марта 2014 г.

: «По данным опроса фонда «Общественное мнение» (в опросе приняли участие полторы тысячи россиян в ста населенных пунктах 44 областей, краев и республик России), 50% россиян признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения.

21% читающих граждан брали книги у знакомых и родственников, 20% покупали, еще 20% читали те книги, которые есть дома, и всего 9% опрошенных брали книги в публичных библиотеках. 60% россиян, принявших участие в опросе, ответили, что их родственники и знакомые не дарят друг другу книг.

Никогда не обсуждают со знакомыми и родственниками прочитанную литературу 58% респондентов, и только 38% ее обсуждают. А в семидесятые годы 80% семей читали вместе с детьми! (Сегодня только 7%).

Современная молодежь, к сожалению, читает все меньше, а из читательских предпочтений можно выделить, увы, не Толстого и Достоевского, а модных зарубежных авторов. Серьезным чтением это назвать нельзя, потому как большинство опрошенных россиян — 58% не смогли назвать книг, которые произвели на них сильное впечатление.

Россия в рейтинге самых читающих стран в мире занимает седьмое место.»

Именно это, послужило причиной, узнать какое же всё-таки место занимает чтение у современного человека, и какие жанры наиболее актуальны в настоящее время.

1.2 Цель и задачи исследования

Цель: Отношение студентов города Тюмени к чтению.

Задачи:

1. Определить какое место занимает чтение в сфере интересов студентов.

2. Выяснить читательские предпочтения в сфере литературы, читательские ориентации, репертуар читаемой и спрашиваемой литературы в библиотеке.

3. Исследовать мотивы чтения

4. Исследовать источники информации о книгах.

5. Роль чтения в учебном процессе.

1.3 Объект и предмет исследования

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение отношения студентов к чтению.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Студенты высших учебных заведений города Тюмени.

1.4 Интерпретация и операционализация основных понятий

1. Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

2. Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей, образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем передачи данных.

3. Телевидение — организации, занимающиеся производством и распространением телевизионных программ.

4. Интерес — это осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность

5. Средства массовой информации — система учреждений, созданных в обществе для открытой, публичной передачи информации с помощью специальных технических средств.

6. Свободное время (Досуг) — общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости.

7. Мотив — это обоснование индивидом своих решений, он является силой, побуждающей человека реализовывать свои интересы.

8. Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

9. Социальная установка — ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта.

1.5 Гипотезы исследования

Гипотезы:

1. При изменении учебного процесса, можно предположить, что у студентов проявится наибольший интерес к чтению книг.

2. При отказе студентов от социальных сетей, интерес к книгам увеличится.

2. ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1Выборочная совокупность

В исследовании использовалась случайная выборка, т.к. она самая достоверная. Случайным образом были отобраны студенты разных Тюменских ВУЗов в количестве 100 человек.

Генеральная совокупность — студенты города Тюмень (17-23 лет). Учитывая показатель полового и возрастного состава населения, общее количество участников составит 100 человек, 57% — женского пола, 43% — мужского пола.

2.2 Методы сбора и обработки информации

Методы сбора социологической информации — персонализированная индивидуальная анкета, заполняемая студентом.

Методы обработки социологической информации — элементарный статистический анализ.

2.3 Рабочий план

Исследование включает в себя следующие этапы:

1)определение субъекта и объекта исследования;

2)разработка программы исследования предмета анализа, гипотез;

3)составление анкеты;

4)тиражирование анкет для респондентов;

5)сбор первичной информации и ее обработка без помощи ПК;

6)анализ итогов;

Сроки проведения исследования — ноябрь 2014 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уважаемые студенты Тюменского Государственного Университета! Приглашаем Вас принять участие в социологическом опросе по изучению отношения современных студентов к чтению. Опрос проводится студентками Тюменского Государственного Университета.

Анкета анонимная, сведения, полученные в ходе опроса, будут использованы только в обобщенном виде. Ваши откровенные ответы помогут нам в дальнейшем исследовании. Для заполнения анкеты необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести букву, обозначающую этот вариант.

Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Заранее благодарим за сотрудничество!

1. Читаете ли Вы?

А) да, не представляю свою жизнь без чтения;

Б) иногда, я не очень люблю читать;

В) редко, у меня нет времени на чтение;

Г) нет, я не умею читать;

Д) свой ответ.

2. Что именно Вы предпочитаете читать?

А) журналы, газеты;

Б) художественную литературу;

В) научную литературу.

3. Когда Вы прочитали Вашу последнюю книгу?

А) ещё не закончил(а) читать;

Б) совсем недавно;

В) давно;

Г) не помню;

Д) ещё в школе.

4. Какую книгу вы прочитали в последний раз?_____________________

5. Является ли чтение одним из способов проведения Вашего досуга?

А) да;

Б) нет;

В) да, если принимать во внимание чтение литературы по учебной программе;

Г) свой ответ.

6. Какой вид досуга вам кажется наиболее интересным?

А) прочтение произведения в оригинале;

Б) просмотр экранизации произведения.

7. Какой способ подготовки Вы предпочитаете в большей степени при написании научных работ?

А) интернет-ресурсы;

Б) специальная литература.

8. Какую литературу Вы предпочитаете?

А) современную;

Б) классическую.

9. Какой жанр Вы предпочитаете?

А) фантастика;

Б) научная литература;

В) художественная литература;

Г) публицистика;

Д) детективные романы;

Е) поэзия;

Ж) мейнстрим;

З) свой вариант.

10. Мотив Вашего чтения?

А) личностный интерес, увлечение;

Б) познавательный интерес;

В) учебные задания;

Г) занятия досуга от скуки;

Д) стремление найти ответы на свои вопросы;

Е) стремление уйти от повседневных проблем.

11. Что для Вас важно при выборе книги?

А) мода — читаю то, что модно

Б) заинтересованность — читаю то, что интересно;

В) читаю только то, что нужно для учёбы;

Г) свой ответ.

12. Что Вас может заинтересовать, чтобы в дальнейшем прочитать произведение, книгу и др.?

А) аннотация;

Б) мнение друзей;

В) мнение окружающих;

Г) мнение критиков;

Д) требование со стороны преподователя;

Е) другое.

13. Источники приобретения книг?

А) друзья;

Б) домашняя библиотека;

В) книжный магазин;

Г) библиотека;

Д) интернет;

Е) свой ответ.

14. Как Вы думаете, какие изменения в учебном процессе повысят интерес студентов к чтению книг?

А) изменения не требуются;

Б) строгое требование со стороны преподавателя на использование печатной литературы для изучения дисциплины;

В) введение запрета на использование интернета во время занятий;

Г) свой ответ.

15. Как на Ваш взгляд влияет изучение литературы на итоги закрытия сессии?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) итоги сессии, не завися от степени изучения литературы.

16. КакВы думаете, увеличивается ли с возрастом активность чтения?

А) да;

Б) нет;

В) только уменьшается.

17. Почему на Ваш взгляд снизилось стремление к чтению?

А) книга и чтение отживают под напором интернета;

Б) нет активной рекламы чтения;

В) родители меньше читают детям, и меньше читают сами;

Г) свой ответ.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

18. Ваш пол:

А) мужской;

Б) женский;

19.Сколько Вам лет? ________.

20. Ваша успеваемость?

А) удовлетворительно;

Б) хорошо;

В) отлично.

21. Образование Ваших родителей?

А) неполное среднее;

Б) полное среднее;

В) неполное высшее;

Г) полное высшее;

Д) учёная степень.

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/sociology/00474379_0.html

Refy-free
Добавить комментарий