Социокультурные особенности молодежи

Реферат: Социокультурные особенности молодежи

Социокультурные особенности молодежи

ВВЕДЕНИЕ

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т.

Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С.

Коном: «Молодежь–социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

В источниках по социальной работе можно встретить такие определения: «молодежь – это социально-демографическая группа, в возрасте от 14 до 30 лет – от наступления физической зрелости до достижения трудовой и социальной стабильности (приобретение профессии, экономической самостоятельности), создания семьи и рождения детей»; «молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества».

Разные авторы выделяют различные характеристики молодежи как социальной группы.

Так, указывается, что отличительными чертами современной молодежи является то, что она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма.

Кроме того, особенности молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ею становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Таким образом, как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодежь имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработки специальных концепций и теорий среднего уровня.

Учитывая относительность самостоятельности молодежи как социально-демографической группы, необходимо, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности.

Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.
Молодёжь характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон жизнедеятельности общества (идея исходит из представлений общества вообще как некого социального организма).

Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодежь как на референтную социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодежи как социального феномена. Один из видных отечественных исследователей проблем молодого поколения С. Н. Иконникова выделила три уровня описания молодежи как общественного явления [1]:

─ индивидуально-психологический – соотнесение с конкретным человеком;

─ социально-психологический – описание наиболее существенных свойств, качеств, интересов отдельных групп;

─ социологический – описание места молодежи в системе социальной структуре общества, материального и духовного производства и потреблениям в

Молодежь как часть общества изучается различными гуманитарными науками. Дискуссия по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу имеет давнюю историю.

Ученых разделяют различные подходы к предмету изучения – с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др., а также традиции классификации, сформировавшиеся в рамках тех или иных научных школ. Исследователи Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А. и др [2].

выделяют в качестве наиболее типичных подходов, встречающихся в научной литературе, следующие:

─ психологический: молодость – это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

─ социально-психологический: молодость – это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого – всеми особенностями возрастного класса;

─ конфликтологический: молодость – это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;

─ ролевой: молодость – это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;

─ субкультурный: молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;

─ стратификационный: молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;

─ социализационный: молодость – это период социального роста, первичной социализации;

─ интеракционистский: молодость – это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. «Родитель» – ориентация на нормативное поведение, «взрослый» – ориентация на принятие взрослых решений, «молодость» – спонтанность, непосредственность;

─ аксиологический: молодость – это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека. Именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов;

─ субъективный: молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм;

─ процессуальный: молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования.

В соответствии с этими подходами ученые предпринимают попытки вычленения и унификации «признаков» молодежи как социального феномена. На основе анализа работ российских авторов можно выделить следующие признаки молодежи:

─ возрастные (см. работы И. С. Кона, С. Н. Иконниковой);

─ социально-исторические (см. работы В. Г. Попова, И. М. Ильинского, П. И. Бабочкина);

─ социологические (см. работы В. Т. Лисовского, В. Н. Чупрова);

─ духовно-культурологические (см. работы О. Н. Козловой, Э. Ф. Тагирова);

─ социально-психологические (см. работы П. М. Якобсона, И. С. Кона);

─ культурологические (см. работы В. А. Бобахо, С. И. Левиковой, С. Е. Баразговой).

Таким образом, отличительное социальное качество каждого нового поколения молодежи (или отдельных ее групп) определяются особенностями личностной, предметной и процессуальной сторон ее конкретно-исторического бытия, обусловливающих способность унаследовать, воспроизводить и совершенствовать социальную структуру общества. В рамках рассмотренных подходов существует множество дефиниций молодежи, отражающих в большей или меньшей степени те или иные стороны жизнедеятельности этой социальной группы. В своем стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодежных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодежных проблем возникает на фоне противостояния молодежь – общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодежи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения ее отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).

Литература

1. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. – М., 1998.

2. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И. и др. Практикум по социологии молодежи. – М., 2000.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Социализация в Японии

Особенностью приобщения подростков и юношества к нормам поведения в обществе является развитие группового сознания. Им исподволь прививаюгся именно те навыки поведения, которые отвечают интересам группы, куда они будут приняты.

Каждый в Японии является частью группы. На первом месте идет семья, где ребенок учится преданности, верности этой группе, четкому усваиванию разницы между старшими и младшими. По мере того как он взрослеет, семейные навыки распространяются на другие группы — школу, клуб, бизнес.

В группе культивируется конформизм, т. е. следование групповым нормам. Подросток, нарушивший эти нормы, подвергается остракизму и неизбежно оказывается моральным изгоем. Групповой конформизм присутствует даже в игре детей.

Ребенок, словчивший в ходе какой-либо игры, автоматически вообще лишается при такой системе возможности участвовать в этой игре.

В японских детских организациях известен особый способ воздействия на их членов — татакинаоси (исправление с помощью наказания), когда нарушителей установленного порядка исключают из группы или объявляют им бойкот. И пусть группа, к которой принадлежит человек, меняется, японец, как правило, остается ей верен. Лицо, переходящее из группы в группу, от одной компании к другой, вызывает в Японии недоверие.

В школе каждый принадлежит к группе, где все одного возраста, с одинаковым положением, с одинаковыми интересами. И матери этих детей устанавливают контакт с другими матерями группы.

По окончании школы, сохраняя преданность бывшим школьным друзьям, японец все внимание обращает на товарищей по работе. С ними он делит горести и радости. Мнение членов группы для японца оказывается решающим.

Даже в действиях, которые формируются индивидуально, например в борьбе каратэ, влияние группы всегда огромно. Наблюдения показывают, что, если обучающийся каратэ иностранец не сможет усвоить дух подчинения группе, он никогда не станет искусным бойцом.

В сущности, любая деятельность, любой поступок в Японии — это проявление группового поведения. В группах протекают трудовые процессы, проводятся каникулы и даже организуются свадебные путешествия.

Интенсивность усвоения психологии группового поведения у японца, начинаясь в семье, возрастает, когда он вступает в группы сверстников по месту жительства. Такие группы товарищей по играм, как правило, формируются в каждой деревне. В них может войти любой мальчик, достигший нужного возраста. Имеются также группы девочек.

Раньше группы мальчиков назывались кодомо-гуми. Они имели строгую иерархию: например, старшего по возрасту называли головой (когасира).

Распределение прав и обязанностей в группах проводилось по принципу: чем моложе участник группы, тем меньше его значимость. Активность групп кодомо-гуми проявлялась па празднествах.

Теперь такая формальная организация детских групп практически сошла на нет, однако групповая деятельность детей сохранилась.

Так, в последний день празднования Нового года мальчики ходят по домам и собирают соломенные веревки с бумажными полосками, которые используются для украшения ворот (симэнава). Потом из этих полосок в некоторых префектурах устраивают костры — своего рода фейерверк.

Общие детские забавы организуются во время праздника кукол — хина мацури, отмечаемого в марте, праздника детей, проводимого в октябре, праздника мальчиков танго-но сэкку — в мае. В прежние времена названные праздники имели религиозную основу и отмечались взрослым населением.

Теперь же праздники утратили религиозное значение и рассматриваются в Японии как детские развлечения.

Более «серьезные» мероприятия организуют молодежные группы. Раньше их называли вакамоно-гуми, такие группы создавались в каждом населенном пункте. В эпоху Мэйдзи они были преобразованы в ассоциации молодых людей, имеющие самые различные названия. В наши дни такие ассоциации известны по функциям, которые они осуществляют в том или ином районе страны.

Вступление в такую группу означало, что юноша достиг совершеннолетия, и с этого момента окрестные жители начинали считать его взрослым. Иногда группы имели дома для собраний (ядо), куда допускались только члены группы.

На полуострове Идзу и в некоторых рыболовецких поселках в южной части острова Кюсю такие дома есть и теперь, их называют «домами для встреч молодых людей». Известны два типа домов: те, что посещались в течение года, и те, что использовались по какому-то случаю.

Иногда такие дома строились специально, иногда их арендовали у зажиточных жителей.

В дневное время юноши принимали участие в трудовой деятельности семьи, а вечером отправлялись в свои ядо, где занимались плетением соломенных циновок пли ремонтом сетей.

Иногда они проводили время в играх или же за разговорами о девушках, на которых хотели бы жениться. В общем, ядо способствовали выработке у юношей самостоятельности, давали им чувство личной свободы.

Подобное направление социализации сохранилось и поныне.

Молодежные группы оказывают общественности помощь в борьбе с пожарами и другими стихийными бедствиями. Однако основное время у них занято подготовкой и проведением праздников. Так, обряды м и к о с и, связанные с переносом паланкина синтоистского божества, выполняются главным образом членами таких групп.

Во многих районах Японии они берут на себя организацию различных спортивных состязаний и игр. Кстати сказать, встречаются и такие игры, где играющим причиняют значительную физическую боль.

Раньше думали, что только через познание боли человек может добиться совершенства, существовало поверье, что, если человек умрет до того, как пройдет болевое испытание, его душа не сможет обрести покоя.

В былые времена молодежные организации, в частности вакамоно-гуми, пользовались определенной финансовой поддержкой общественности и властей. После войны эта система была ликвидирована, и теперь в Японии можно встретить группы, существующие лишь на собственные средства. Имеются такие группы и у девушек.

Раньше группы девушек назывались мусумэ-гуми, мусумэнакама или о наго вакасю, подобные группы можно встретить на западном побережье Японии. В эти группы девушки вступали по достижении 15—16 лет, в других районах — 12 лет. У девушек, как и у юношей, были дома для собраний, где они могли проявить активность и самостоятельность.

После вступления в брак посещение этих домов прекращалось. Существующие ныне в Японии разнообразные ассоциации молодых женщин в некотором роде напоминают мусумэ-гуми, хотя и отличаются по характеру своей деятельности.

Если раньше названные группы были для девушек в некотором роде отдушиной от будничных забот, то сегодняшние ассоциации служат женщинам средством для завоевания достойного места в жизни нации.

Японские девушки включаются в профсоюзное движение; они принимают участие в работе различных воспитательных комитетов, проявляют активность в деятельности спортивных организаций. Все эти групповые движения стали довольно широко освещаться по радио и телевидению.

В целом групповое поведение японской молодежи носит специфический характер. Оно способствует культивированию у девушек и юношей основных черт японского национального склада, развивает у них национальное самосознание и национальное чувство.

В то же время именно среди молодежи в первую очередь распространяется западная культура (во многом чисто внешняя). Все чаще соседствуют кимоно и джинсы. Это соседство демонстрирует не только столкновение стилей, но и столкновение поколений. Джинсы оказываются практичнее.

Кимоно стало теперь в Японии очень дорогим удовольствием. Правда, японские девушки все еще не представляют свой гардероб без кимоно. Но когда за настоящее нарядное кимоно надо заплатить уйму денег (тысячи долларов), девушки задумываются.

Кимоно становится у японских женщин исключительно праздничным платьем, в будни лучше одеться по-европейски.

Японская одежда, в частности кимоно, как-то дисциплинирует. В кимоно девушка предпочтет пройти мимо кафе, куда теперь шумной ватагой заходят молодые люди.

Иногда, впрочем, в этой ватаге можно встретить и девушек в кимоно, веселящихся за столиками. Теперь все бывает.

Но любой японец, увидев девушку в кимоно, пьющую коктейль, обязательно скажет или подумает: «Это не по-японски!» Многое сегодня в Японии делается не по-японски.

Молодежь легче расстается с национальными привычками. В ее среде развивается так называемый западный комплекс ( гайдзин компрэксу) — представление о том, что «все западное лучше».

В результате встречаешься со всякими неожиданностями.

Так, английские слова или даже фразы украшают верхнюю одежду, различные предметы туалета, сумки, причем в ход идет все — рецепты, изречения, заголовки журнальных статей.

Однако японская общественность с неодобрением наблюдает наводнение страны элементами западной культуры, которую часто внедряют молодые люди, прожившие по нескольку лет на Западе. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st011.shtml

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-387499.html

Социокультурные особенности социализации российской студенческой молодежи в контексте современных модернизационных процессов Каратабан, Ирина Асфаровна

Социокультурные особенности молодежи

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Новый этап развития, в который вступило современное российское общество, характеризуется многократным возрастанием роли населения как носителя социального потенциала.

В условиях проводящейся модернизации страны очевидна необходимость в укреплении эффективного использования природного потенциала молодого поколения как важнейшего фактора воспроизводства общества и социального развития молодежи.

Наиболее значимую часть молодежи в контексте развития общества составляет собой студенчество. Период получения высшего образования является важным этапом социализации личности, когда осознанно происходит выбор пути своего развития.

Именно в высших учебных заведениях происходит становление нового поколения политической, творческой и бизнес-элиты общества, способной реализовать свои жизненные принципы в условиях динамично развивающегося социума.

В свою очередь, это повышает значимость исследований, направленных на изучение ценностных ориентаций современной молодежи.

Проблема вступления студенческой молодежи в самостоятельную жизнь непосредственно связана с состоянием рынка труда, поскольку оно определяет возможность ее трудоустройства. Сегодняшняя ситуация на российском рынке труда привела к тому, что уменьшилась доля занятого населения.

Причем наиболее сильно оказались затронуты безработицей именно молодые люди, вступающие на рынок труда впервые. Коренным образом поменялась экономическая и социальная приоритетность секторов экономики, отраслей, предприятий, профессий, изменились и модели получения доходов.

Все это в совокупности существенно воздействует на формирование социальных и профессиональных ориентаций студенческой молодежи и на их конкретные приоритеты в выборе профессии.

«Следует учесть, что рынок труда наряду с другими социальными подсистемами общества – системой образования, демографическими процессами – развивается относительно автономно, и воздействие данных факторов на начало самостоятельной жизни студенческой молодежи весьма противоречиво усложняет сам этот процесс»1.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие.

За последнее время наблюдается следующая тенденция: студенческая молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам.

Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег любым доступным путем,

1 Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. – СПб., 2004. – С. 35.

лишь бы этот путь приносил доход – чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Такая ломка ценностных ориентиров у студенческой молодежи отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы нравственных социокультурных установок.

Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения.

Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое, и на первый план выдвинулись такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой».

Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей на скорейшее обогащение, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней студенческой молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования.

В отношении семейных ценностей студенческая молодежь превыше всего ставит материальную независимость и карьеру, достижение высокого социального статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

На формирование ценностей студентов влияют и происходящие в обществе экономические, социальные деформации.

Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияют на изменения социальных идеалов и ценностей.

Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции, и формируется иной тип личности.

Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у студентов найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии.

Активная жизненная позиция студенческой молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархичного рыночного сознания, а цивилизованного, продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым.

В этом огромную роль должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей.

Следует отметить, что особое внимание исследователи должны уделять процессам усвоения студенческой молодежью культурных ценностей общества, поскольку именно на молодежи, в том числе, и студенческой сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей в условиях социальных трансформаций общества, за цивилизованную культурную интеграцию России в мировое сообщество.

Социологический анализ ценностных ориентаций современной студенческой молодежи является актуальным, необходимым и важным направлением социологических исследований.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и определило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение студенческой молодежи как особой части общества с ее традициями, ценностями является важнейшей составной частью общей проблематики наук, занимающихся проблемами культуры общества.

Современная социальная философия, являющаяся базовым источником знаний для построения методологических и концептуальных основ социологии, обладает существенными достижениями в изучении всеобщих начал культурной системы, связанных с фундаментальными основами человеческого бытия.

Специфические общие концепции культуры разработаны в трудах представителей таких философских направлений зарубежной научной мысли, как философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Г. Зиммель и др.), философия истории (О. Шпенглер, А.

Тойнби и др.), феноменологическая философия (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.), различные фрейдистские и неофрейдистские школы (З. Фрейд, К. Юнг, Ж. Лакан и др.), структурализм и постструктурализм (М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар и др.)1.

Исследование развития социологии молодежи, в том числе изучение положения молодежи в культурной сфере (наиболее важное, с точки зрения тематики настоящей работы) проводится при помощи различных теоретико-

методологических подходов, к основным из которых можно условно отнести социально-психологический, структурно-функциональный и культурологиче- ский.

В рамках социально-психологического подхода основное внимание уделяется процессам и явлениям, связанным с духовным миром личностей и групп и зачастую имеющим социально-психологическую природу. Среди представителей данного подхода в первую очередь следует упомянуть таких отечественных и зарубежных исследователей, как Э. Эриксон, Г.М. Андреева,

1 См. Шопенгауэр А. Собр. соч. Т.1. М., 1992; Ницше Ф. Избранные произведения в 3 томах. М., 1994; Зиммель Г. Избранные произведения в 2 томах. М., 1996; Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления.

М., 1993; Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Эстетическая мысль XX века. Ч.1. М., 1997; Liotard J.-F. Les Conditions Post moderns. P., 1997; Фуко М. Слова и вещи. М., 1994 и др. Обзор соответствующих концепций приведен, например, в работе: Коган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

И.С. Кон, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский и др.1

Проблеме молодежи как субъекта общественного развития, т.е. воспроизводства социальной структуры, социальной мобильности, социальной дифференциации и т.д. посвящены труды таких крупных социологов, как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.А. Сорокин2 и др.

Среди современных отечественных социологов к представителям структурно-функционального подхода можно причислить С.Н. Быкову, В.П. Васильева, Л.Н. Когана, В.А. Мансурова, В.О. Родионова, М.Н. Руткевича, В.И. Староверова, В.В. Семенову, Н.С. Слепцова, В.Н. Шубкина, Ф.Р. Филиппова, В.И.

Чупрова, В.Т. Лисовского и др.3

Изучению проблем молодежи на современном этапе посвящены работы ученых Северо-Кавказского региона, среди которых можно выделить Т.И. Афасижева, З.А. Жаде, Х.М. Казанова, С.А. Ляушеву, Р.А. Ханаху, А.Ю. Шадже, и др.4

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цели и задачи работы.

Объектом исследования является социокультурное пространство студенческой молодежи в современном российском обществе.

Предметом исследования выступают ценностные ориентации студенческой молодежи в процессе получения высшего образования.

1 Андреева Г. Социальная психология. М., 1980; Кон И. Открытие «я». М., 1978; Иконникова С. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974; Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала: диалог поколении. Мурманск, 1994.

2 См. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991; Merton R. Approaches to the study of the social structure. N.-Y., 1975; Парсонс Т. Система современных обществ. M., 1997; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 и др.

3 Быкова С., Чупров В.И. Молодежь России: На пороге рынка между бедностью и нищетой // Социол. Исслед. 1991. № 9; Васильев В., Кулагин А., Чупров В. Ваше мнение? Прикладные социологические исследования по проблемам молодежи. М., 1967; Коган Л., Родионов В.

О тенденциях и перспективах развития молодежных объединений в современной России / Молодежная политика: Информ. бюл./Ин-т молодежи. 1996. № 121-123; Руткевич М., Рубин Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988; Руткевич М., Потапов В.П. После школы.

Социально-профессиональные ориентации молодежи: Опыт социологического исследования. М., 1995; Староверов В. Социальное самочувствие молодежи // Обозреватель / РАЧ-Корпорация. 1996. № 4; Шубкин В. Российская молодежь смотрит в будущее: Надежды или ожидание катастрофы? // Этика успеха. 1996. № 8; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989; Филиппов Ф.Р.

, Чупров В.И. Социальные проблемы молодежи // Рабочая книга социолога. М., 1983; Чупров В. И. и др. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. М., 2001.

4 Афасижев, Т.И. О социальной защите студенчества в условиях рынка // Социальные проблемы молодежи. – Майкоп, 1993; Казанов, Х.М. Ценностные ориентации в современном российском обществе. – Ростов н/Д., 2004; Казанов, Х.М. Ценностные ориентации студенчества Республики Адыгея // Известия ЦСИ МГТИ. – Майкоп, 1998; Жаде, З.

, Куква, Е., Ляушева, С., Шадже, А. Российская идентичность на Северном Кавказе. – М. – Майкоп, 2010. Ханаху, Р.А., Костылев, С.В. Нравственные императивы в дискурсе современной российской молодежи // Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в полиэтничном регионе: сб. науч. ст. по матер.

– Краснодар, 2009.

Цель диссертационного исследования – выявить особенности становления и развития ценностей у современной студенческой молодежи.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи.

–рассмотреть молодежь как особую социальную группу общества;

–дать оценку социально-экономического положения современной студенческой молодежи;

–проанализировать возможности социального потенциала студенческой молодежи;

–показать процесс получения высшего образования как ценностный приоритет для студенческой молодежи;

–провести социологический анализ процесса трудоустройства выпускников высших учебных заведений в современной России.

–выявить особенности студенческого соуправления в учебных заведениях.

Гипотеза исследования: получение высшего образования для студенческой молодежи является главной социальной базовой ценностью, с

помощью которой студенчество обретает возможность расширения социально-культурного потенциала, обусловленного спецификой реализации модернизационного проекта современной России.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили труды крупнейших современных социологов – таких, как: П. Бурдье, Э. Гидденс, Д. Норт, П. Бергер, Т. Лукман, К.А. Уледов, Б.А. Воронович, А.Г. Здравомыслов.

В разработке проблем, связанных с социализацией молодежи как субъекта общественного развития, были использованы подходы Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса.

Методологическую основу настоящего исследования составляет системный подход к объекту изучения, а также сравнительный, логический, исторический, аксиологический, культурологический и другие методы научного познания.

В соответствии с целью и задачами данного исследования были использованы эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования, а также структурный анализ.

Эмпирическую базу составили проведенные автором исследования в 2008-2011 годах в г. Майкопе.

Объем выборочной совокупности – 1500 студентов I-V курсов, обучающихся в Адыгейском государственном и Майкопском государственном технологическом университетах.

Была применена квотная выборка, предполагающая отбор респондентов с учетом хорошей успеваемости, активности жизненных позиций, увлеченности каким-либо видом спорта и т.д.

Вторичную эмпирическую базу составили опросы проведенные автором совместно с Комитетом по делам молодежи Республики Адыгея в октябре-ноябре 2010 года. Объем выборочной совокупности – 1600 человек.

Использовались также материалы исследований в вузах г.

Москвы, осуществленных Институтом социально-политических исследований Российской Академии наук, Всероссийским центром изучения общественного мнения, Российским университетом дружбы народов (РУДН).

Научная новизна исследования. В ходе исследования были получены результаты, которые содержат следующие элементы научной новизны:

– молодежь рассмотрена как особая социальная группа общества, в научный оборот введен новый эмпирический материал регионального характера

– дана оценка социально-экономического положения современной студенческой молодежи, выявлена взаимосвязь между новыми приоритетами и стереотипами общественных отношений и системой ценностных ориентаций современного трудоустройства студенчества;

– проанализированы возможности социального потенциала студен- ческой молодежи;

– в результате проведенного комплексного исследования теоретического и эмпирического материалов, посвященных проблемам формирования ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи в отношении получения высшего образовании, сформулированы новые социокультурные характеристики современных представлений о высшем образовании определенных социальных групп;

– проведен социологический анализ процесса трудоустройства выпускников высших учебных заведений в современной России;

– выявлены особенности студенческого соуправления в учебных заведениях;

Положения, выносимые на защиту:

1) Студенческая молодежь представляет собой социально-демографическую группу, роль и место которой в воспроизводстве общества определяется ее возрастными рамками, особенностями социализации и воспитания, образом жизни, характером формирования ценностных ориентаций с учетом социальных, гендерных, этнических и территориальных особенностей.

2) Главным дифференцирующим признаком, влияющим на характер социально-экономического положения, содержания, форм проявления и способов адаптации студенческой молодежи на современном этапе становится ее материальное положение. Этот признак связан с реальными возможностями и условиями включения каждой молодежной группы в происходящие социально-экономические преобразования и определяет их.

3) Социальный потенциал студенческой молодежи рассматривается как комплексная характеристика социальных, политических, социо-культурных, экологических условий существования человека, которые проявляются в процессе социальной интеракции.

4) Объективным показателем уровня образования, позволяющим адекватно измерить образовательный статус молодежи и студентов, является численность обучающихся в России по ступеням образования.

Преобладающими мотивами получения высшего образования являются получение диплома и возможность начать свое собственное дело. Студенты с подобной мотивацией наиболее активны, склонны к достижению материального благополучия и к развитию собственной карьеры.

Они высоко ценят возможность приобретения полезных знакомств и занятие высоких руководящих должностей в будущем.

5) Социологический анализ процесса трудоустройства выпускников высших учебных заведений в современной России позволяет утверждать, что одной из важных и актуальных исследовательских задач является разработка новой системы трудоустройства выпускников, интегрированной в систему образования вуза, адекватной современным условиям российского общества; определение необходимых и возможных изменений на всех уровнях управления вузовской системой образования и разработка новых механизмов взаимодействия системы образования и рынка труда, тем более что обозначенные проблемы еще недостаточно изучены.

6) Студенческое соуправление в учреждениях высшего и среднего профессионального образования рассматривается не только как фактор развития системы демократических социальных отношений в учебном заведении, но и как важнейшее условие становления социальных качеств личности специалиста, его организаторских способностей и формирования управленческих навыков.

Теоретическая значимость исследования.

Основные теоретические выводы, полученные в результате исследования, могут использоваться для расширения предметного поля социологии культуры, дальнейшей разработки и конкретизации ряда ключевых категорий в области социологии.

Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социологии, связанные с проблемами социализации студенческой молодежи в контексте социально-коммуникативного пространства высшего образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и представлять интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, занимающихся исследованиями трансформационных процессов, происходящих в сознании современной молодежи в начале XXI в. в России.

Основные положения и выводы работы могут применяться в воспитательном и учебном процессах и использоваться для разработки как курсов по социологии культуры, социологии молодежи, межкультурной коммуникации, так и программ, предусматривающих направленную социализацию в высшем учебном заведении.

Материалы исследования могут быть полезны для органов федеральной и региональной власти в области совершенствования молодежной политики, гражданских общественных организаций, занимающихся вопросами образования и воспитания молодежи, а также Комитета по делам молодежи. Они также могут представлять интерес для средств массовой информации, формирующих общественное мнение и оказывающих влияние на ценностные предпочтения молодежи.

Апробация результатов работы:

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета.

Основные положения и выводы диссертации излагались автором на следующих научных мероприятиях:

-научная конференция молодых ученых и аспирантов АГУ (Майкоп, 24 — 26 апреля 2011 г.);

-научно-практическая конференция «Неделя науки МГТУ» (Майкоп, 23-25 ноября 2010 г.);

-научно-практическая конференция «Неделя науки МГТУ» (24-26 ноября 2009 г.);

-ХV всероссийская научно-практическая конференция «Образование –Наука – Технологии» ( Майкоп, 2009 г.);

-научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарного развития региона (Майкоп, 2009 г.);

-ХV всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и докторантов (Майкоп, 2008 г.);

-ХV всероссийская научно-практическая конференция «Образование –Наука – Технологии» (Майкоп, 2007 г.);

-научно-практическая конференция «Неделя МГТУ» (Майкоп, 2007 г.)

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 169 источников. Общий объем текста диссертации – 149 страниц + приложение 55с.

Источник: http://www.dslib.net/sociologia-kultury/sociokulturnye-osobennosti-socializacii-rossijskoj-studencheskoj-molodezhi-v.html

Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры

Социокультурные особенности молодежи

Молодежь— это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

— Переходность положения.

— Высокий уровень мобильности.

— Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

— Активный поиск своего места в жизни.

— Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

— возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

— самоорганизация и независимость от официальных структур;

— обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

— относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

— выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

— атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater — пора­жать, удивлять) самодеятельность. Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т.д.)

Альтернативная самодеятельность. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность. Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность. Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

2. Типология политических режимов.

Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Характеристики политического режима:

· объем прав и свобод человека,

· методы осуществления государственной власти,

· характер отношений между государством и обществом,

· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

· пути формирования политических институтов,

· методы выработки политических решений.

2. Классификация политических режимов

Линии сравнения   Виды режимов
Демократиче­ский Недемократический
ТоталитарныйАвторитарный
1 . Формы Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока
2. Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения Опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь
3. Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни
4. Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партия огосударствлена
5. Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками
6. Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
7. Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
8. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой  
9. Идеология Политический плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
10. Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_120095_molodezh-kak-sotsialnaya-gruppa-osobennosti-molodezhnoy-subkulturi.html

Социокультурная специфика современной российской молодежи

Социокультурные особенности молодежи

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

шафикова Л. Х. (г. Уфа, Россия)

Уже в Древней Греции философы — мыслители Платон и Аристотель считали, что будущее общества во многом зависят от молодежи, ее знаний, умения, желания действовать во имя поставленной цели.

Трудно назвать проблемы, волнующие в настоящее время мировое сообщество, которые не были бы связаны с молодежью.

Молодежь составляет почти треть населения планеты, и именно от нее во многом зависят пути и формы развития человечества, общества в целом, того или иного государства и региона, в частности.

Поэтому очевиден факт, насколько важны исследования ценностных ориентаций данной группы населения и факторов, влияющих на их становление и развитие.

https://www.youtube.com/watch?v=wFUUEUraxIQ

Каждому из нас всегда хочется верить в светлое будущее, в свой успех, в успех своих родных и близких, хочется добиться в жизни многого, того, о чем в старости можно будет вспомнить с гордостью и с радостью в сердце.

Нам всем хочется жить в стране, которой у каждого человека есть возможности для осуществления своих целей, желание превратить их в жизнь и при этом не посягнуть на личную свободу других людей. В ее людях.

В тех, на ком, собственно, и держится экономика, политике, образование, культурная жизнь, облик внешней среды, который человек создает вокруг себя. А мощь завтрашнего дня страны – это современная молодежь.

Мир культуры, который окружает человека, многогранен.

В своей основе он состоит из множества комбинируемых форм, которые находятся во взаимодействии между собой, в результате скрещивания культурных традиций — их кросскультурного взаимодействия, возникает новый виток развития способностей носителей этих традиций, их творческого мышления, результатом которого являются новые культурные формы, в которых общечеловеческие ценности приобретают многоликое звучание.

В самом широком плане источником становления и развития личности, ее сознания и, в частности культурного сознания является внешняя среда — объективный мир (природа и общество), с которым человек, так или иначе, взаимодействует. В результате этого взаимодействия и формируется культурное сознание. Особое значение в формировании этого имеет социальная среда. И это понятно, ведь человек немыслим вне общества.

Каждый человек обладает своими индивидуальными способностями, темпераментом, воспринял определенные культурные традиции и включен в социокультурную динамику общества. [2,97]

Конфликтность молодежного социума — особая тема, актуальность которой стала очевидной с начала периода перестройки и гласности, провозглашенных в советском обществе.

Своеобразие молодежной конфликтности детерминируется процессом кардинальных преобразований, объективным переходом к постиндустриальному рыночному обществу и связанными с этим крупнейшими переменами в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни. [3,11]

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие.

Тяжелое экономическое положение страны привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющего поведения.

Статистика свидетельствует о росте отклоняющего поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.

Особенно трудно в этот период оказалось подросткам.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, вандализм).

Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи.

Природа дала человеку два орудия социализации — интеллектуальное и нравственное. Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно.

Духовные болезни труднее неизлечимы и более пагубные, чем болезни тела. От болезней тела кроме самого больного никто больше не страдает, а от духовного больного страдают многие. Важнейшая задача формирования личности — это нравственное воспитание человека. [1,46]

Культура и нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Как писал Аристотель, человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким.

Наше общество уже находится на грани дикой нравственной деградации научно-грамотной молодежи.

Молодому поколению требуется срочная педагогическая помощь, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль.

Поэтому педагогам необходимо учитывать два возможных фактора: первый – по возможности больше расширять круг нравственных понятий; второй – избавлять подростков от вредных действий, которые могли бы запечатляться как отрицательные привычки.

Общество обязано обеспечит постепенный и безболезненный рост культурных потребностей. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

1)  оплачиваемый и достойный труд с целью достижения высокого материального благополучия общества в целом;

2)  достойное финансирование общеобразовательных учреждений;

3)  общественный контроль в средствах массовой информации.

Выполнение трех этих условий поможет вырастить социально адаптированную, полноценную и культурную личность, прекрасную телом и душой.

Литература

Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: Сб. статей, вып.3 /Башпединст. — Уфа, 1998. – 122 с. Проблемы социодинамики культуры в современном обществе: материалы международной научной конференции [Текст] — Уфа: Издательство БГПУ, 20с. «Ювенальная конфликтология», учебное пособие Уфа, 20с.

Источник: https://pandia.ru/text/78/269/7150.php

Refy-free
Добавить комментарий